Идеальная налоговая система для современной россии

Опубликовано: 02.05.2024

vubaz / Depositphotos.com

Налоговая система государства должна выполнять ряд функций. Фискальная, то есть функция обеспечения поступления необходимых средств в бюджеты разных уровней для покрытия государственных расходов, не является единственной. Какие функции реализуются налоговой системой России на практике, является ли система на сегодняшний день оптимальной, и какие существуют возможности ее совершенствования, обсудили эксперты на панельной дискуссии "Налоговая политика как фактор конкурентоспособности российского бизнеса" в рамках X Гайдаровского форума.

Мифы о налоговой системе

"Российская налоговая система достаточно устойчива, проверена временем. Даже в условиях кризисных ситуаций, снижение доходов, как нефтегазовых, так и иных, было в пределах 1,5-4% ВВП", – отметил директор по научной работе Института экономической политики имени Е. Т. Гайдара Сергей Дробышевский. По словам эксперта, даже в "шоковых" с экономической точки зрения условиях дефицит бюджета не выходит за рамки 3-4% ВВП, что можно считать показателем адекватности сложившейся системы. Существует, как подчеркнул Сергей Дробышевский, устойчивый набор мифов о состоянии российской системы налогообложения, из которых вытекают различные предложения по ее реформированию. В качестве ключевых мифов эксперт обозначил следующие:

  • непомерно высокая налоговая нагрузка препятствует инвестированию;
  • экспортные пошлины обеспечивают низкие внутренние цены на энергоносители, что способствует конкурентоспособности российской экономики;
  • НДС угнетает отрасли, производящие продукцию с высокой долей добавленной стоимости;
  • подоходный налог несправедлив, и его ставку следует сделать прогрессивной;
  • проблемы бюджетного федерализма легко решить с помощью перераспределения налоговых поступлений между уровнями бюджетной системы.

Налоговая нагрузка, как заметил эксперт, сказывается на инвестиционной активности бизнеса. При этом уровень такой нагрузки на хозяйствующего субъекта определяется рядом факторов, среди которых номинальные ставки налогов, правила определения налоговой базы, доступные льготы и вычеты, структура налогов (прямые или косвенные), эластичность спроса на товар и предложения. "Корректный расчет того, как налоговая нагрузка влияет на реализацию инвестиционного проекта – это очень трудный вопрос и с теоретической, и с практической точек зрения, поскольку необходимо исходить не только из номинальных ставок налогов, правил определения налоговой базы и т. д., но и учитывать то, на каком рынке действует производитель, фирма", – пояснил Сергей Дробышевский. Он заметил, что существует две основных методики сопоставления налоговой нагрузки с возможностями инвестирования – расчет предельной эффективной налоговой ставки и средней эффективной налоговой ставки. В России, по данным Центра налогообложения бизнеса Оксфордского университета, в 2017 году средняя эффективная ставка составила 16,7%, а предельная – 7,9%. В среднем среди стран-участниц Организации экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР) аналогичные показатели составили 21,6 % и 13,9 % соответственно. Это значит, по мнению эксперта, что условия для реализации инвестиционных проектов в России как минимум не хуже, чем в большинстве стран ОЭСР.

Сергей Дробышевский обратил внимание на то, что налоговое бремя распределяется между продавцом и покупателем в зависимости от эластичности спроса и предложения. Соотношение уплаченного НДС к прибыли различается между компаниями в зависимости от доли прибыли в добавленной стоимости. Чем эта доля больше, тем меньше соотношение уплаченного НДС к прибыли. Таким образом, как пояснил эксперт, рентабельные компании, использующие современные технологии в производстве, в меньшей степени подвержены влиянию НДС, чем организации, применяющие устаревшие технологии.

"Экономическая теория говорит о том, что подоходное налогообложение с прогрессивной шкалой является более эффектным [по сравнению с налогообложением по плоской (единой) шкале. – ГАРАНТ.РУ] и позволяет решить многие проблемы диспропорций, существующих в экономике и социальной сфере", – отметил представитель Института экономической политики имени Е. Т. Гайдара. Однако на текущем этапе развития России, по словам эксперта, переход к прогрессивной шкале обернулся бы, скорее всего, отрицательными последствиями. Ключевая проблема состоит в том, что в стране лишь небольшая доля населения (около 5%) получает достаточно высокие доходы.

Налоговая система устроена так, заметил эксперт, что более половины всех налоговых поступлений идет в федеральный бюджет. Среди возможных вариантов перераспределения налоговых поступлений между уровнями бюджетной системы чаще всего фигурируют предложения о подушевом распределении части поступлений по НДС или повышении ставки НДФЛ, полной передаче поступлений от налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) и водного налога в бюджеты субъектов РФ. Напомним, что сейчас указанные поступления от НДПИ зачисляются в бюджеты регионов по нормативу 60%, а от водного налога 100% доходов поступает в федеральный бюджет (п. 2 ст. 56, ст. 50 Бюджетного кодекса). Однако, по словам Сергея Дробышевского, "подобные меры бюджетного выравнивания не будут более эффективными, чем перераспределение, осуществляемое сейчас через систему субсидий и дотаций".

Развенчание некоторых из обозначенных экспертом мифов о налоговой системе России позволяет говорить в целом об адекватности существующего регулирования. Заместитель руководителя ФНС России Дмитрий Сатин, например, полагает, "что сформировавшаяся налоговая система выполняет свои задачи". Представитель ФАС России при этом отметил, что не исключается так называемая "донастройка" налоговый системы исходя из запросов общества и уровня развития технологий. Между тем, и сейчас выявляются некоторые проблемы. Ректор Всероссийской академии внешней торговли Сергей Синельников-Мурылев назвал существующую налоговую систему "неким компромиссом между тем, что говорит экономическая теория, и диктуют реально действующие институты".

О проблеме стабильности налоговой нагрузки

Для того, чтобы бизнес и граждане могли уверенно планировать свою деятельность и инвестировать, налоговая система должна быть стабильной, налоговое законодательство – достаточно статичным, а перемены – предсказуемыми. Однако нельзя гарантировать, по словам президента Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Шохина, что тезис о стабильности налоговой фискальной системы будет реализовываться на протяжении всего экономического цикла до 2024 года. Так, наряду с повышением ставки НДС собирались снизить тарифы страховых взносов, чтобы стабилизировать налоговую нагрузку на бизнес. А в итоге, заметил эксперт, тарифы страховых взносов остались на прежнем уровне. Их снизили в совокупности до 30% вместо 34%, что ранее относилось к пониженным тарифам (ст. 425 НК РФ). Но ст. 426 НК РФ, которая с 1 января 2019 года утратила силу, на период с 2017 года по 2020 год и так устанавливала тарифы на уровне 30%. То есть изменений, направленных на выравнивание налоговой нагрузки на бизнес, фактически не произошло.

"Нужна не финансовая поддержка бизнесу, а именно стабильность налоговой нагрузки, которая должна выражаться в том, что базовые налоги не меняются, а если идет перераспределение нагрузки, то при этом не страдают главные принципы налоговой системы, в том числе стимулирования экономического роста и обеспечения социальной справедливости", – подчеркнул Александр Шохин. Между тем Минфин России в конце ноября 2018 года представил доработанный проект закона "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", разработанный в целях привлечение инвестиций в экономику России путем создания для инвесторов дополнительных правовых гарантий прогнозируемости условий ведения производственной и иной хозяйственной деятельности при реализации инвестиционных проектов. А наряду с этим существуют, как отметил Александр Шохин, перспективы внедрения новых обязательных платежей. Так, не исключается возможность введения так называемого "углеродного налога", предполагаемого на данный момент в качестве неналогового платежа в виде сбора в федеральный бюджет за выбросы парниковых газов. Речь идет о подготовленном Минэкономразвития России в декабре 2018 года проекте закона "О государственном регулировании выбросов парниковых газов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Напомним, что идея установления такого платежа обсуждалась еще в 2016 году. Законопроектом определяются понятия "изменения климата", "парниковых газов", "источников выбросов парниковых газов" и т. д. Согласно документу предполагается, что хозяйствующие субъекты должны будут уплачивать сбор в случае превышения установленных разрешений на выбросы парниковых газов.

"Если углеродный "налог" вводить, то это нужно делать в рамках всех экологических платежей", – считает эксперт. Тем более, что Минфин России разработал в августе 2018 года законопроект о замене различных экологических платежей экологическим налогом. Налогоплательщиками согласно этому проекту признаются организации и физлица, в том числе ИП, осуществляющие на территории России, континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую в соответствии с законодательством РФ в области охраны окружающей среды негативное на нее воздействие. Идеологическое возражение бизнес-сообщества против введения экологического налога связано, по словам Александра Шохина, с тем, что он может быть обнулен при надлежащем осуществлении хозяйствующим субъектом своей деятельности, а налог по существу – это то, за что соответствующие органы власти должны "бороться". "Получается, что окружающая среда не обязательно должна быть благоприятной, иначе, не будет налогов", – пояснил проблему эксперт.

Возможный вектор развития системы, или как обеспечить реализацию функции стимулирования экономического роста?

Уполномоченный при Президенте РФ по правам предпринимателей Борис Титов считает, что налоговая система на сегодняшний день не выполняет функцию стимулирования экономического роста. "Система не ориентирована на увеличение налоговой нагрузки там, где есть сверхприбыль", – считает омбудсмен. При этом налоговая нагрузка на фонд оплаты труда в России, по его словам, – одна из самых высоких в мире. Россия занимает из 190 стран 182 место по показателю такой нагрузки. Напомним также, что с 1 января 2019 года началась реализация эксперимента по взиманию налога на профессиональный доход с самозанятых граждан в четырех субъектах РФ (Москве, Московской и Калужской областях, Республике Татарстан). Новый налоговый режим рассчитан на физлиц и ИП, которые не состоят в трудовых отношениях с работодателем, не используют наемный труд и доход которых не превышает 2,4 млн руб. в год или 200 тыс. руб. в месяц.

Наиболее высокой налоговая нагрузка на прибыль является в сельском хозяйстве, секторах оказания коммунальных и социальных услуг, обрабатывающих производств, добычи полезных ископаемых. При этом в торговле, на финансовом рынке и в сфере операций с недвижимостью она, наоборот, низкая. Получается, что "система не стимулирует рост в тех отраслях, которые являются перспективными с точки зрения развития экономики в целом", – отметил Борис Титов. Более того, эксперт указал, что если "вычесть" НДПИ [воспринимая его как изъятие природной ренты. – ГАРАНТ.РУ], то соответствующий рынок тоже можно будет отнести к сферам с низкой налоговой нагрузкой. Кроме того, менее высокую нагрузку по отношению к прибыли, по словам уполномоченного по правам предпринимателей, несут крупные предприятия, а не субъекты МСП. С макроэкономической точки зрения повышение ставки НДС на фоне профицита бюджета эксперт считает "уникальной" ситуацией.

Какие ставки налога на прибыль установлены для доходов, полученных в виде дивидендов? Узнайте ответ в материале "Налог на прибыль с доходов от долевого участия в организации (дивидендов)" "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

"Не может быть капитализма без финансовой самостоятельности [как регионов, так и хозяйствующих субъектов. – ГАРАНТ.РУ]", – полагает Борис Титов. Он не согласен с позицией о том, что в механизме бюджетного распределения доходов от налогов не требуется изменений. Омбудсмен подчеркнул, что, например, муниципальные бюджеты формируются в основном за счет трансфертов, а не налоговых поступлений, а в таких условиях муниципальные власти не мотивированы к развитию малого и среднего бизнеса.

Эксперт исходит из того, что налоговую систему необходимо менять, причем достаточно радикальным образом. А ключевым вектором ее развития должна стать диверсификация налогообложения по отраслям экономики. Приоритетом должно стать, как указал эксперт, стимулирование развития несырьевых отраслей: легкой промышленности, индустрии гостеприимства, переработки природных ресурсов, цифровой сферы, агропромышленного комплекса, жилищного строительства, фармацевтического и медицинского рынков, транспортной отрасли и приборостроения. Основная фискальная нагрузка, по мнению омбудсмена, должна быть перенесена с производства на потребление. Налоговая система, заметил Борис Титов, должна основываться на анализе big data (больших данных). Необходимо, по его мнению, выстраивать так называемую "умную" налоговую систему (smart tax system), которая будет функционировать на базе современных технологий.

Из экспертного обсуждения видно, что состоянием российской налоговой системы удовлетворены не все. Однако многие согласны с тем, что система справляется с ключевыми задачами. Цифровые технологии активно применяются, например, ФНС России. Работают личный кабинет налогоплательщика, мобильное приложение "Мой налог", онлайн-кассы, автоматизированная система контроля за НДС (АСК НДС-2).Однако, как подчеркнул заместитель министра финансов России Илья Трунин, – "нельзя останавливаться и консервировать то, что есть, на долгие годы".

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины


Иногда начать свой бизнес легче, чем официально оформить предпринимательскую деятельность: выбрать организационно-правовую форму предприятия, систему налогообложения, разобраться с ведением бухгалтерии и т. д. Чтобы принять правильное решение, иногда приходится проводить настоящее исследование. В этой статье мы постарались облегчить задачу начинающему предпринимателю и сравнить условия работы и налогообложение для ИП и ООО.

Системы налогообложения в 2021 году

Размер взносов в бюджет зависит от того, какой налоговый режим выбрала компания или ИП. Напомним варианты:

  • ОСНО;
  • УСН (спецрежим для малого и микробизнеса, его могут использовать компании и ИП);
  • ПСН (только для ИП);
  • ЕСХН (для ИП и ООО).

Ставки налогообложения на выбранном режиме будут одинаковыми для всех субъектов предпринимательства. Исключение — ОСНО, где ИП выплачивают налог на доходы в размере 13%, а ООО — 20%.

Страховые взносы организаций и ИП

Вторая обязательная статья расходов предприятия — страховые взносы. Все работодатели обязаны перечислять их ежемесячно с выплат заработной платы своим сотрудникам, работающим по трудовым договорам. В 2021 году для малого бизнеса действуют такие тарифы:

  • на пенсионное страхование — 22% от размера заработной платы в пределах МРОТ или 10%, если сумма выплат больше;
  • на медицинское страхование — 5,1% от размера заработной платы в пределах МРОТ или 5%, если сумма выплат больше;
  • на социальное страхование — 2,9% от размера заработной платы в пределах МРОТ, если сумма выплат больше, то взнос не платится.

ИП и компании, которые не были внесены в реестр субъектов малого и среднего бизнеса должны платить взносы по стандартной ставке — без учета величины МРОТ. Если наемные работники оформлены по гражданско-правовым договорам, то работодатель обязан делать отчисления только на пенсионное и медицинское страхование.

ИП, работающий без наемного персонала, в любом случае обязан выплачивать страховые взносы за себя в фиксированном размере — 40 874 рубля за год, независимо от того, велась ли деятельность ИП за прошедший период и какой доход получен. У ООО здесь преимущество — если организация в прошедшем налоговом периоде не работала и не выплачивала заработную плату сотрудникам, то и делать отчисления в бюджет не нужно.

Налоги, которые оплачиваются на любом налоговом режиме

Кроме налогов, которые оплачиваются в рамках выбранной системы, предприятие в зависимости от особенностей своей деятельности может уплачивать также:

  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • водный налог;
  • акцизный сбор;
  • сбор за пользование биологическими ресурсами;
  • транспортный налог;
  • торговый сбор и другие отраслевые отчисления в бюджет.

Суммы этих взносов должны рассчитываться ФНС самостоятельно, для этого используются данные из разных государственных реестров. Предпринимателю приходит уведомление с размером налога и реквизитами для оплаты.

Налог на добавленную стоимость должны уплачивать компании и ИП, которые выставляют счета с выделением данного вида сбора. В общем случае ИП на любом из спецрежимов освобождены от уплаты НДС.

Общая система налогообложения

ОСНО — это базовый для ИП и ООО налоговый режим. Его главное преимущество в том, что бизнес не ограничен в каких-либо сферах деятельности, организационно-правовой форме, числе сотрудников, размере доходов и т. д. При этом общая система налогообложения предполагает большой объем отчетности и отчислений в бюджет.

Предприятию не нужно специально переходить на ОСНО — система налогообложения применяется автоматически после регистрации ИП или ООО.

Налогообложение ИП и компаний на ОСНО представлено в таблице:

У каждого плательщика свои представления об оптимальной схеме налогообложения, преимуществах и особенностях. Эксперты в этом вопросе более единодушны: идеальной налоговой системы просто нет. Чтобы соответствовать такому определению, система должна полностью удовлетворять запросы многочисленных участников и не меняться со временем.

Аналитика показывает: любая система налогообложения в стране работает с ощутимым дисбалансом: государственный регулятор заинтересован в увеличении объема сборов, а представителям бизнеса и частным плательщикам хочется платить меньше. Выходит, лучшая налоговая система с точки зрения правительства никак не может быть таковой на взгляд участников рыночного процесса. И наоборот.

Также нужно учитывать, что в государственной системе налогообложения в той или иной степени присутствует дисбаланс в отношении разных уровней дохода, типов налогообложения. Льготы для приоритетных видов бизнеса, региональные и социальные послабления — все это надо брать в расчет. Отличные правила и размеры налоговых ставок в зависимости от уровня доходов приводят еще к одному перекосу: действующая система может быть выгодна плательщикам с доходом выше среднего и невыгодна малоимущим, или наоборот. Для оценки налоговой системы страны в целом, а также определения степени ее конкурентоспособности нужно понимать, соответствуют ли ее параметры стандартам и ожиданиям, имеющимся в обществе.

В числе требований, которым должна соответствовать хорошо отлаженная налоговая система, эксперты, проводящие глобальные исследования, отмечают:

  1. Эффективность.
  2. Предсказуемость.
  3. Стабильность.
  4. Понятность.
  5. Конкурентоспособность.

Система должна работать так, чтобы генерировать финансовый поток, достаточный для обеспечения государственных нужд (пополнение бюджета, покрытие обязательств). При этом уровень налогов ни в коем случае не должен наносить ущерб бизнесу и конкурентоспособности государства на мировом рынке.

С учетом этих требований можно сформулировать список характеристик сбалансированной налоговой системы:

  • Минимальный размер налогов для частных лиц и компаний.
  • Стабильное пополнение бюджета страны.
  • Соблюдение принципа справедливости для участников налогового процесса.
  • Конкурентоспособность в сравнении с другими странами.
  • Понятный, справедливый НК.

Как определить оптимальную для участников процесса налоговую систему с учетом перечисленных факторов? Эта задача практически не решаема. Поэтому настоящий обзор сфокусируется на оценке систем налогообложения с точки зрения удобства и выгодности для налогоплательщика.

Анализ мировых налоговых систем: какими их видят граждане?

Каждая система предполагает наличие видов налогообложения с различной общей суммой, которые условно можно поделить на личные и корпоративные. Сочетание этих двух групп — и есть государственная налоговая система. Кроме того, системы налогообложения в зависимости от структуры делят на три вида:

  1. Пропорциональная. Предполагает равные объемы налогообложения для всех, вне зависимости от уровня доходов.
  2. Прогрессивная. Предполагает рост налоговых ставок с ростом дохода.
  3. Регрессивная. Работает по обратному принципу: с ростом дохода налоговые ставки падают.

Жителям развитых стран привычны строгие многоуровневые принципы налогообложения. Суммарные ставки могут быть больше 50 %. Высокие государственные расходы диктуют условия: страны вынуждены ужесточать системы налогообложения, делая их некомфортными для плательщиков. Такой вариант нельзя назвать оптимальным с точки зрения граждан. Учитывая, что у каждого участника экономического процесса могут быть собственные стандарты и ожидания, такого понятия, как «идеальная налоговая система», равно отвечающая требованиям граждан и государства, быть просто не может. Но есть международные стандарты, которые позволяют условно поделить налоговые системы на привлекательные и непривлекательные.

В числе стран, чьи налоговые системы можно назвать оптимальными для компаний и частных лиц, можно отметить княжество Монако. Здесь вообще не существует налога на доходы физических лиц, что крайне выгодно для состоятельных людей. При этом в стране высокие цены и уровень жизни. Но для таких мягких условий нужен подтвержденный статус резидента. Для этого большую часть года нужно находиться в Монако (условие часто становится неприемлемым для тех, кто много путешествует). Кроме того, стоит понимать, что местная мягкая налоговая система применима только к личным доходам. Если у резидента Монако есть международный бизнес, его налогообложение происходит по другим правилам.

Для бизнеса оптимально подходят безналоговые корпоративные системы, которые действуют во многих офшорных юрисдикциях: в Панаме, Белизе, на Сейшельских островах и т. д. Любое предприятие, зарегистрированное в этих странах, не облагается налогами на корпоративный доход, от бизнесменов не требуют подачи деклараций, ограничиваясь поверхностным ежегодным аудитом. Но стоит учитывать, что такой режим применим только в отношении бизнеса, который ведется за пределами офшорной юрисдикции. Кроме того, для зарегистрированных в них компаний существует ряд ограничений. Офшорные системы привлекательны и часто выгодны, но назвать их лучшими в мире — нельзя.

Есть и конкретные показатели, которые используют для оценки эффективности налоговых систем. Один из них — ITCI (Индекс глобальной конкурентоспособности). Он составляется на основе более 40 параметров: простоты налоговой системы и ее структуры, размеров налоговых ставок, возможности облагать налогом прибыль, полученную за границей и т. д. Индекс считается отличным критерием при выборе налоговой гавани представителями международного бизнеса.

Крупные компании давно взяли за правило регулярно отслеживать изменения в действующих налоговых системах юрисдикций. Если какие-то обновленные параметры окажутся намного привлекательнее прежних, предприятие может быть быстро перерегистрировано. С развитием технологий и возможностей для коммуникации осуществить такого рода переход между юрисдикциями становится все проще.

Еще один источник информации об эффективности налоговых систем — ежегодный аналитический отчет PricewaterhouseCoopers (PWC). Он публикуется в открытом доступе, поэтому представителю бизнеса или просто налогоплательщику не составит труда найти последнюю версию этого документа в Сети.

  • Саудовская Аравия.
  • Гонконг.
  • Сингапур.

Почему эти страны? Обратимся к цифрам: в среднем в мире для подачи налоговой декларации и необходимых отчетов нужно 240 часов. При этом придется совершить больше 20 обязательных платежей. В некоторых странах потребуется 500 часов и больше 50 платежей. В ОАЭ на сдачу налоговой декларации нужно не больше 12 часов в год. Количество обязательных платежей при этом — 4. Налоговая система ОАЭ — четкая, простая, понятная. Здесь не облагаемый налогами доход может быть у юридических лиц, ведущих свои дела в стране и за ее пределами, а также — у частных налогоплательщиков, имеющих статус резидентов. В целом характеристики налоговой системы Объединенных Арабских Эмиратов — уникальны. Поэтому она входит в число самых привлекательных в мире.

Подбираем налоговую систему под конкретные запросы

Универсального решения этой задачи нет и быть не может. Возможность просто «платить меньше налогов» в определенной стране — не всегда решающий фактор при выборе. При выборе такого рода нужно учитывать ряд факторов:

Текущий статус плательщика: структуру доходов, связи в нынешней стране, готовность к переезду или переводу бизнеса.

  • Наличие финансовых элементов, которые можно реструктурировать.
  • Список преимуществ, в которых заинтересован плательщик.
  • Усилия и затраты, необходимые для организации изменений.
  • Юридические, финансовые и другие последствия личной или корпоративной реструктуризации.

Дубай: 5 причин выбрать эмират в качестве налоговой гавани

  1. У всех, кто хочет пользоваться преимуществами регрессивной налоговой системы, принятой в ОАЭ, есть возможность достичь желаемого через создание бизнеса или покупку недвижимости в эмирате.
  2. Нулевые ставки корпоративного налога. Дивиденды и репатриация прибыли также не облагаются.
  3. Личные доходы — свободны от налогообложения. Исключение — налог на доходы от аренды имущества в эмиратах (ставка — 5 %).
  4. Наследование или дарение активов в ОАЭ и за их пределами не облагается налогом.
  5. В эмиратах нет налога на глобальный доход от бизнеса, роялти, сдачи недвижимости, процентов по вкладам, дивидендов и т. д.

Единственный налог, который с 2018 года стал обязательным в ОАЭ, — НДС к товарам и услугам (5 %). И даже в этом случае есть исключения и варианты, как законно избежать необходимости платить НДС. Остальные показатели, а также оценка ITCI и PWC, явно говорят в пользу Объединенных Арабских Эмиратов как страны с одной из лучших налоговых систем мира.

Косвенные налоги и их влияние на выбор оптимальной системы

Почти в каждой стране есть этот вид сборов. Например, косвенные налоги включены в стоимость топлива, размер дорожных сборов, визовые и лицензионные платежи. В ОАЭ есть обязательные платежи при регистрации компаний, платные визы для сотрудников, а также — ощутимо дорогая связь, в стоимость которой включен и размер косвенных налогов. Так как в стране действует регрессивная шкала налогообложения, компании с большими доходами несут меньшие затраты на лицензии и подобные сборы в процентном соотношении.

О чем еще следует помнить при выборе налоговой системы

Стабильность и четкость регулирования — факторы, отличающие выгодные для плательщика условия. С этой точки зрения налоговая система ОАЭ также выигрывает: она проста и понятна для участника процесса. Налоговые декларации подают только компании, работающие с НДС. Остальные предприятия в конце года подают аудиторские отчеты, которые не несут за собой никаких финансовых обязательств. Стабильность налоговой системы эмиратов также на высоте. После введения пятипроцентного НДС изменений и обновлений не предвидится.

Личные и корпоративные налоги как часть единой системы

При выборе юрисдикции очень важно учитывать не только выгоды с точки зрения подходов к налогообложению предприятий и компаний. Сборы с личных доходов — не менее важный фактор. Налогоплательщики, живущие в Объединенных Арабских Эмиратах, не предоставляют декларации о доходах вообще. Личное налогообложение в Эмиратах — регрессивное и предполагает только косвенные затраты: оформление виз и т. д. Такие условия предлагают своим жителям немногие страны мира. При этом для ОАЭ действует множество соглашений об избежании двойного налогообложения, что делает положение резидентов эмиратов выгодным.

Информация обо всех действующих в ОАЭ налогах:

  1. Корпоративный. Ставка 0 % для всех предприятий (кроме банков и компаний нефтегазовой отрасли, работающих внутри страны).
  2. НДС. Ставка 5 % на доставку товаров и услуг на территории эмиратов. Для экспортирующих и импортирующих компаний НДС нет.
  3. Налог на наследство. Отсутствует.
  4. Налог на дарение. Отсутствует.
  5. Налог на имущество. Отсутствует.
  6. Подоходный налог. Отсутствует.
  7. Налог на дивиденды. Отсутствует.
  8. Налог на проценты по вкладам. Отсутствует.
  9. Налог на заработную плату. Отсутствует.
  10. Налог на доходы от аренды имущества (он же НДС) — 5 %.

Еще один фактор — взаимная удовлетворенность правительства и жителей страны. Регрессивная шкала выгодна для налогоплательщиков, и при этом положение дел устраивает госрегулятора. Бюджет страны тщательно сбалансирован и поддерживается за счет целого ряда альтернативных источников дохода. Примерно 30 % ВВП страны — нефть и газ. Также казну пополняет туризм. При этом экономика ОАЭ остается второй по величине после Саудовской Аравии среди стран Персидского залива.

В марте 2018 года правительство ОАЭ официально объявило, что в ближайшие три года в стране не будут повышаться косвенные налоги. Это позволит еще повысить экономическую конкурентоспособность эмиратов и их привлекательность как юрисдикции.

Налоговая система ОАЭ — уникальна. В ней сочетаются привлекательные для бизнеса условия и характеристики безналоговой зоны для частных лиц. Резидентство быстро оформляется с помощью инвестиций: покупки недвижимости или регистрации компании в ОАЭ.

Хотите зарегистрировать бизнес в ОАЭ? Планируете получить статус налогового резидента? Ищете способ действий? Свяжитесь с юридической компанией URVISTA и получите подробную консультацию.

Главным вопросом долгой дискуссии о параметрах налоговой настройки стал выбор – менять что-то кардинально в налоговой системе или оставить ее на время в покое.

Не случайно в президентском послании от 01.12.2016 указывается, что сегодня очевиден растущий запрос людей «на стабильные, устойчивые, предсказуемые правила ведения бизнеса, включая налоговую систему».

Поправки в налоговое законодательство вносились и будут вноситься перманентно. Только за последние шесть лет «налоговой стабильности» появились торговый сбор и патенты, имущественные налоги переведены на исчисление от кадастровой стоимости, администрирование страховых взносов вернулось налоговой службе, розница перешла на онлайн-кассы. Налоговый кодекс пополнился принципиально новыми институтами: введены налоговый мониторинг, международный автоматический обмен финансовой информацией, понятия контролируемых иностранных компаний и фактического получателя дохода. Законодательно определены пределы налоговой экономии, предусмотрены особенности налогообложения региональных инвестпроектов. Не говоря уже об ощутимых изменениях налога на прибыль, НДС, акцизов и т.д. Разделив количество дней в году на количество законов о внесении изменений в Налоговый кодекс (46 в 2017 году), получим, что «в среднем» период стабильности самого Кодекса – 8 дней.

Стремительно меняется социально-экономическая ситуация в стране, все быстрее развиваются технологии, соседние страны предпринимают решительные меры по повышению налоговой привлекательности для бизнеса, растет международная напряженность. Налоговая система России должна давать своевременный ответ на эти вызовы.

Важность этой задачи понимает и председатель российского правительства, заявляя на официальных встречах, что «налоговая система, с одной стороны, должна быть стабильной, и мы стремимся сделать ее такой, чтобы она позволяла нашей стране конкурировать с другими экономиками на рынке труда и капитала, но с другой стороны, как и всякая система, она должна оптимизироваться сообразно времени». «Важно обеспечить предсказуемость налоговой системы. Частые поправки в налоговое законодательство этому, конечно, не могут способствовать, здесь нужен взвешенный подход. Но опять же это не означает, что вообще ничего не нужно делать», – считает он.

Как же обеспечить бизнесу, инвесторам вожделенную предсказуемость и определенность налогообложения?

Двадцать лет назад была принята первая часть Налогового кодекс, согласно которой до вступления налогового закона в силу должен пройти как минимум месяц. Отчетливо помню, что в те «первобытные» времена это правило воспринималось не только как нечто немыслимое, но и как совершенно нереалистичное. И действительно, в первый год эта норма приостанавливалась, чтобы регионы успели ввести налог с продаж, да и в последующем нарушалась: налоговые законы нередко подписывались президентом «под ёлочкой» – 31 декабря, а публиковались уже в новом году. Но постепенно, в течение нескольких лет, федеральная власть научилась соблюдать это правило, поэтому сейчас налоговые законы принимаются и официально публикуются строго до 1 декабря.

В 2007 г. в соответствии с Бюджетным посланием Президента от 30.05.2006 в статье 53 Бюджетного кодекса появился новый стандарт: налоговые законы должны быть приняты не позднее одного месяца до дня внесения в Госдуму проекта федерального закона о федеральном бюджете. Фактически – до 1 сентября, т.е. на весенней сессии. Норма должна была показать свою силу во втором полугодии 2008 г. Но тут случился кризис и норму пришлось приостановить, чтобы принять антикризисные поправки. С тех пор эта норма регулярно подпадает под мораторий.

Сейчас Минфин и Минэкономразвития разрабатывают поправки в Налоговый кодекс о том, что налоговые изменения, вступающие в силу с 1 января, должны приниматься и публиковаться до 1 сентября. По сути это реинкарнация нормы Бюджетного кодекса, так и оставшейся нереализованной. Но прошло десять лет – налоговые и правовые системы, экономические отношения в стране и мире ушли далеко вперед. Поэтому такое предложение уж точно нельзя считать чем-то новым. В Казахстане подобная норма заработает со следующего года. Уже сейчас белорусское налоговое законодательство не меняется в течение календарного года (правда, условия налогообложения иногда меняются президентскими декретами). Так что в целом в нашем ближайшем окружении это уже становится bon tone.

Кроме того, такой порядок вступления новых налоговых норм не позволяет компаниям увеличить горизонт планирования хотя бы до одного года. Например, если поправки о повышении ставки НДС будут приняты осенью (такое не исключается) и опубликованы до 1 декабря, то они вступят не 1 января следующего года, как сейчас, а с 1 апреля, т.е. посреди финансового года. А поправки по налогу на добычу полезных ископаемых и акцизам – и вовсе с 1 февраля. К тому же отсрочка в несколько месяцев не обеспечивает достаточной устойчивости налоговой среды для инвесторов, особенно реализующих долгосрочные инфраструктурные проекты.

Уже много лет федеральный бюджет формируется и утверждается на три года. Можно ли налоги как его основную доходную часть определять для налогоплательщиков сразу на весь этот срок? По поручению Александра Лукашенко к 1 января 2019 г. готовится такая редакция Налогового кодекса Республики Беларусь, которая не будет меняться как минимум три года. Вряд ли можно считать это решение адекватным жизненным потребностям по указанным выше причинам. Да и надо ли нарушать сложившийся ритм законодательного процесса?

Нет ничего хорошего в стоялой воде. Подобно рыбам горных рек, налоговой системе надо приспособиться жить в проточной воде внешних событий, сохраняя комфортное постоянство внутренней среды.

Для этого надо прямо закрепить в Налоговом кодексе новое правило: изменения, повышающие ставки, увеличивающие налоговую базу, вводящие новые налоги и сборы, отменяющие льготы или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, вступают в силу не ранее чем через три года после их опубликования и не ранее 1 января года, следующего за истечением данного срока.

В связи с предстоящей настройкой налоговой системы очевидно, что необходим переходный период для введения такого правила в действие. Во-первых, вступление этого правила в силу с 1 января 2019 г. Во-вторых, постепенное увеличение срока, например, в первый год действия этой нормы – не ранее чем через год, во второй – через два. Начать с года и прибавлять по году в год. Таким образом, законы, принятые в 2019 г., вступят в силу в ухудшающей положение налогоплательщиков части с 2021 г., в 2020 г. – с 2023 г., в 2021 г. – с 2025 г.

С одной стороны, новый стандарт цивилизованности существенно повысит надежность финансового планирования при ведении бизнеса: инвестор будет гарантирован от ухудшения налоговых условий в течение фактически 4 финансовых лет.

С другой – позволит постоянно обновлять налоговое законодательство, не шокируя налогоплательщиков неприятными сюрпризами, как это было все последние годы. Увеличится и запас времени для перестройки бизнес-процессов, получения официальных разъяснений, исправления законодательных дефектов.

При таком раскладе министру финансов придется научиться лучше планировать бюджет, а в случае форс-мажоров – прибегать к займам и другим неналоговым способам покрытия дефицита. Понятно, что проценты по займам будут заложены в налоги будущих лет, но тот рост экономики, который повлечет появление постоянных правил игры и правил изменения этих правил, не только покроет все текущие издержки, но и принесет казне весомый прибыток.

Ввести такое правило не трудно, для этого надо лишь отказаться от феодальной привычки воспринимать средства налогоплательщиков как свои собственные. Ну а затем прилежно его соблюдать, несмотря ни на какие финансовые катаклизмы, которые регулярно случаются у всех правительств в мире. Только в таком случае появится главная ценность – доверие к государству.

3.9 K 12:19 - 28/Фев/18 oxegenium
(8 лет 7 месяцев)

Аватар пользователя oxegenium


В системе создается подсистема, быстро трансформирующая систему

Идеальную налоговую систему можно выстроить самим.

Взимание налогов (фискальная функция) рассматривается в современном праве как базовая функция государственной власти. "Государственность" подразумевает "фиск". Так было везде и всегда. Налоговая система функционировала в древней Мессопотамии, в Египте, в Риме и Греции, в Китае, в средневековых доменных образованиях. Не говоря уже о новом времени и тем более, о современности. Сама идея государства связана с необходимостью объединения возможностей индивидуумов для повышения вероятности выживания. Иными словами, государство создается для решения определенных задач. К этим задачам относится обеспечение социума необходимым минимумом жизненных благ и обеспечение безопасности. За чувство защищенности, за высокий жизненный и культурный уровень - за те блага, которые предоставляет гражданину государство, он платит. Прежде всего - отказом от части своей свободы (подчинение государственным законам). Далее - своим трудом - в прямой форме (отработка, барщина) или в косвенной форме - налогом. Законным, однако, является вопрос о "снижении издержек". Иными словами, хотелось бы понять, какая форма и какие размеры "платы" наиболее приемлемы для личности и для общества. C позиции личности полная и абсолютная свобода от общества ее не устраивает, поскольку ни одна личность не может всерьез рассчитывать в одиночку (в рамках единичной или родовой семьи) обеспечить себе сколько-нибудь приемлемый жизненный стандарт. Полное и абсолютное подчинение - тоже, поскольку утрачивается гарантия безопасности. и суверенитет личности. Между этими двумя полюсами находится приемлемая область, в пределах которой "блага", которые я получаю, стоят "цены", которую я плачу. Найти эту область - значит найти оптимальную налоговую модель государства. Будем рассматривать отношения государства и личности с точки зрения обмена. Часть своего труда и часть суверенитета (личной свободы) я меняю на блага, удовлетворяющие мои потребности. За счет части моего же труда государственная система, включая налоговую, получает возможность жить и развиваться. Идеальный конечный результат должен выражаться классической формулой ТРИЗ - фискальной системы нет, а функции ее выполняются.

Возможна ли идеальная система? Как ни странно, решение выглядит не простым, а очень простым. Чтобы его понять, надо сначала разобраться с понятием дохода. Потому что налоги берутся именно с него. Перейдем к рассмотрению понятия "доход", правильное понимание которого позволяет наиболее эффективно строить налоговую политику. Чтобы не теоретизировать , рассмотрим простой пример. Допустим, некто в 1985 году заработал 20 тысяч рублей и отложил их в “чулок”. Тогда на них можно было купить три автомобиля. Через десять лет он воспользовался этими деньгами и купил… всего один килограмм колбасы. Возникает вопрос: какой же доход он в конечном итоге получил? --- доход, эквивалентный стоимости трех автомобилей, или эквивалентный стоимости килограмма колбасы? Заметим, что доход возникает только в связи с потреблением килограмма колбасы, ведь он мог бы подождать еще года три и его доход мог бы составить коробок спичек, а если бы украли колбасу, то доход получил бы вор. Сделаем вывод: доход измеряется исключительно в количестве потребленных товаров, услуг. Нельзя считать полученные инфлирующие деньги доходом. Акт продажи товара за деньги эквивалентен обмену потребительных ценностей на долговые расписки банка (bank notes). Но банкноты не являются доходом, а дают только право на его приобретение в будущем. Если этим правом не воспользоваться, оно “растает” из-за инфляции. Никто же не считает доходом получение гардеробного номерка при сдаче одежды в гардероб, хотя ценность этого номерка может быть очень высокой, если в гардероб сдана норковая шуба. Не является доходом также получение чека камеры хранения, стоимость которого может составлять баснословную сумму, если туда сдан чемодан с бриллиантами. Исходя из понятия о доходе как о мере потребления, можно без особого труда сконструировать наиболее эффективную налоговую систему. Налог должен взиматься с дохода, а доход получают исключительно потребители, а не производители. Действительно, о каком доходе может идти речь, если производители несут только одни затраты по производству продукции. Следовательно, базовый принцип, на котором должна быть построена налоговая система, должен быть следующим: налог взимается исключительно с потребителя. Для нормализации экономической системы необходимо и достаточно ввести в обращение расчетные средства, обеспеченные ресурсами участников по принципу сохранных расписок. Необходимо учредить некий общий имущественный Банк, куда все желающие могли бы вносить любые имущественные (материальные и нематериальные) ценности, если для кого-либо из участников они представляют потребительную ценность. Также необходимо синхронизировать получение этой ценности в случае возникновения потребности в ней у кого-либо из участников. Но что делать, если в руководящих сферах государства нет доброй воли, и руководители являются вольными или невольными марионетками сил, не заинтересованных в процветании страны? Это тоже не проблема. Возможно ввести расчетную систему и без участия государственной власти. Почему именно государство должно этим заниматься? Почему бы этим не заняться самим гражданам? Создается структура, типа имущественного фонда (или имущественного банка), расширяющая понимание экономики “совместного пользования” (Share economy) на любое имущество (в т.ч. и средства производства), а участником может стать любой человек. Главное условие – имущественный фонд не имеет цели получения прибыли. Работники тогда становятся инвесторами, каждому из которых владелец через такой фонд может дать в пользование оборудование. Инвестициями в банк является не только право пользования, но и результат труда работника при использовании этого оборудования. Масса таких работников-инвесторов превращается в технологическую цепь производства конечной продукции. Произведенная продукция де-юре распределяется по членам соглашения о создании фонда. Излишков производства не возникает, поскольку все производится под заказ самих членов соглашения. Существует законодательство о потребительской кооперации, которое позволяет создать фонд в виде паевого товарищества (кооператива). Сохранные расписки имеют статус паев в кооперативе. Члены кооператива могут перечислять паи друг другу. Эти сохранные расписки имеют статус «обязательства мены» паевого товарищества. Каждый, кто сдал в фонд (инвестировал) товары/услуги, получает эти расписки, по которым имеет право получить все из фонда, что туда сдали другие участники. «Обязательство мены» - что оно означает? Оно означает ПРАВО пайщика на обмен своих паев (сохранных расписок) на любой товар/услугу в фонде кооператива. Обязательство выполнить обмен обеспечено наличием товаров/услуг на эти паи. «Пустых», необеспеченных паев в принципе быть не может, поскольку они эмитируются только под товар/услугу или иной имущественный вклад. Попробуем перевести фразу «обязательство мены» на европейские языки. Bill of exchange - по английски. Смотрим словарь. Ого! – с английского эта фраза переводится как «вексель». Так! Wechsel (нем) – обмен. Billet de Change (фр) – тоже вексель и тоже переводится как обязательство мены. Буквально «меновой билет”. Стало быть, в европейских языках понятие векселя раскрывается на уровне языка, на русском же используется заимствование с немецкого, смысловой перевод которого мало кто знает. Для русскоязычного слово вексель практически тождественно долговой расписке. Но смысл и цель выпуска векселей – оформление обязательства мены под товарные, имущественные сделки. Юридическая цель пая как «обязательства мены» – возмещение по долговой расписке кооператива внесшему имущество пайщику. Юридический смысл пая – кредитный билет. Сдав имущество в фонд кооперации, пайщик получил право (номинированное в паях) взять из кооператива что-то другое. Паями можно рассчитываться за товары/услуги, производимые и предлагаемые другими участниками. Значит, пай по сути и своему смыслу есть кредитный билет. Кооперативные «деньги». Государство никак не обязывается по этим деньгам. Это же для государства мечта! Не быть обязанным, не обеспечивать, вообще ничего не делать. Сиди на печи, балдей, ничего не делай, а экономика работает сама по себе.

Почему же никто не встанет и не скажет – вот вам средство обмена. Плодитесь и размножайтесь! Казалось бы этим должна была бы заняться местная власть. Но у неё есть огромный страх перед мифическим «доктором» из МВФ, который придет и всех “вылечит”. Также у властей своих забот по горло. Бюджетная “кормушка” и все, что с ней связано. Боятся мифического “доктора” и простые люди. Они просто вбили себе в голову, что «это монополия власти», «она этого не допустит» и т.п. Между тем вопрос имущественного обмена не лежит в компетенции властей. Также как Председатель Правительства не может решать вопросы в денежно-кредитной политике. Он может просить что-то у ЦБ, а тот может ему отказать. ЦБ – независимый орган, который не подчиняется Правительству, единственная его связь с государством – отчеты в Думе. Есть гражданское право. Власть действует в соответствии с правовыми нормами. ЦБ действует также в правовом поле специальных законов. Любой человек вправе и обязан действовать в соответствии с законами. Рассмотрим, а можно ли организовать законный товарный обмен в стране. Согласно закону, монополией ЦБ является только эмиссия наличных денег. Всё! Коммерческим банком является нечто, имеющее лицензию ЦБ и корреспондентский счет в нем. Отозвали лицензию - банка нет. А в остальном – что хотите, то и делайте. Можете преобразоваться в кооператив и делать имущественные инвестиции в его фонд. Важно уяснить, что такая деятельность не является монополией ЦБ, Минфина и кого бы то ни было еще. Инвестиции товарами, услугами и иным имуществом это неотъемлемое право граждан, такое же, как вступать в брак. Никто ведь не лицензирует зачатие детей. Это ваше право и вашей жены. Государства не только не препятствуют процессу производства населения, а еще и обязаны помогать нам детей воспитывать, предоставлять бесплатно детский сад и школу, вплоть до возможности бесплатно учиться в вузе. Точно также они обязаны в соответствии с законами о кооперации помогать нам выстраивать систему обмена, которая поможет занять население производительным трудом. Производительный труд – источник общественного богатства, уровня жизни граждан. Занимая их производительным трудом, мы способствуем росту их благосостояния и вообще экономическому развитию страны. Итак, нет никаких оснований со стороны Правительства препятствовать нам в построении системы имущественного обмена. Спросим Президента, как бы он отнесся к тому, чтобы в каком-либо городе самостоятельно запустился строительный бизнес? Заработали бы смежные предприятия, цементные заводы, металлургия? Или кто-то скажет, что квартиры, цемент или сталь не нужны сельским производителям продуктов или учителям? Сложно представить, что бы он как минимум не сказал «спасибо». Многие сегодня пользуются кредитной картой или мобильным приложением. Какова доля расходов, которая может быть оплачена безналично? Она скорее всего приближается к 90%. Но в новой системе товарного обмена, эта доля составляет 100%. И никаких карт не надо, достаточно смартфона или простой карточки участника. Нет проблемы запрограммировать систему учета паев на взимание с каждой покупки потребителя товара/услуги АВТОМАТИЧЕСКИ определенного процента в общественный резервный фонд. То есть налог с дохода будет поступать в фонд без системы сбора налогов. Смысл этого налога в том, что чем больше налогоплательщик потребляет, тем больше его реальный доход и тем больший он платит налог. Расходы общества на эту систему становятся равными нулю. Большая ли экономия при избавлении от системы мытарей? В среднем на содержание чиновников в системе сбора налогов страна тратит порядка 1,4 -1,7 % от собранных сумм. Но это не главное. Самое главное, что бизнес и работники получат не виданную ранее свободу, а доходы бюджета увеличатся, не смотря на снижении налоговой нагрузки и снижение цен. Взимание налогов рассматривается в современном праве , как атрибутивная функция государственной власти. "Государственность" подразумевает "фиск", и это правильно. За чувство защищенности, за те блага, которые предоставляет государство, надо платить. Но не из-под палки под страхом наказания, а самим и добровольно. Новый бизнес формат Вступая в кооперативный фонд, любой налогоплательщик попадает в безналоговую зону на ту часть имущества и хозяйственной деятельности, которая вовлечена в кооператив. «Выходя» из кооператива (продавая свои паи) налогоплательщику АВТОМАТИЧЕСКИ начисляется только один налог – на прирост капитала, то есть прирост стоимости паев. Поскольку все паи обеспечены имуществом кооператива, то их рыночная стоимость будет расти вместе со стоимостью этого имущества. Чем лучше и эффективнее трудятся пайщики, тем больше получится налогов. Насколько больше? По самым скромным оценкам – в 1,5 - 2 раза больше. За счет чего такое увеличение налога? За счет уменьшения транзакционных издержек, роста реальных доходов всех участников и за счет синергетического эффекта синхронизации их деятельности, что резко повышает производительность труда.

Читайте также: