Регулятивная функция налоговой ответственности закрепляет отношения

Опубликовано: 17.05.2024

Цели налоговой отв-ти реализуются в функциях. Функции отражают предназначение налоговой отв-ти, поэтому тесно связаны с применением налоговых санкций и соц-ми последствиями их применения. В механизме правового регулирования нал-х отношений налоговая отв-ть выполняет юридическую и социальную функции.

Юр-я функция проявляется в двух аспектах: пра-вовосстановительном (компенсационном) и штрафном (карательном).

Правовосстановительный хар-р налоговой отв-и обусловлен имущ-ми отношениями между публичным и частным субъектами, объектом которых является налог. Отв-сть налогоплательщика за нарушение своей обязанности по своевременной и полной уплате налогов преследует цель восстановить имущ-е интересы гос-ва, компенсировать казне причиненные убытки.

Сущность штрафного характера налоговой отв-ти заключается в неблагоприятных имущ-х лишениях, претерпеваемых нарушителем зак-а о налогах и сборах. Посредством реализации штрафной функции создается режим правового урона, заключающийся в применении санкции к субъекту налогового правонарушения.

Социальная функция налоговой отв-ти выражается в осуществлении общего предупреждения налоговых правонарушений посредством побуждения субъектов налогового права к соблюдению норм налогового права. Реализуется соц-ая функция посредством общей и частной превенции совершения налоговых правонарушений.

Общая превенция преследует цель предотвращения совершения налоговых правонарушений всеми субъектами налогового права.

Частная превенция направлена к индивидуально-определенному субъекту налогового права и заключается в предотвращении совершения им нового нарушения зак-ва о налогах и сборах. Способами, реализации частной превенции служат претерпевание режима правового урона и угроза увеличения санкции на 100% в случае совершения лицом аналогичного налогового правонарушения (п. 4 ст. 114 НК),

Главное предназначение функций налоговой отв-ти заключается в обеспечении нормального действия механизма правового регулирования налоговых отношений.

Таким образом, налоговая отв-сть представляет собой обязанность лица, виновного в совершении налогового правонарушения, претерпевать меры гос-но-властного принуждения, предусмотренные санкциями НК, состоящие в возложении доп-х юр-х обязанностей имущественного характера и применяемые компетентными органами в установленном процессуальном порядке.

26.Признаки налоговой ответственности: материальные, процессуальные, функциональные.

все основные признаки юридической ответственности:

— она является средством охраны правопорядка;

— состоит в применении мер государственного принуждения;

— наступает за нарушение правовых норм;

— наступает на основе норм права, т. е. нормативно определена;

— является последствием виновного деяния;

— состоит в применении санкций правовых норм и связана с отрицательными последствиями материального или морального характера, которые правонарушитель должен претерреализуется в соответствующих проц-х формах.

В то же время налоговая ответственность характеризуется и рядом особенностей, что позволяет говорить о ней особо:

1) применение отв-сти за нарушение налогового зак-ва урегулировано нормами налогового права;

2) основанием ответственности является налоговое правонарушение;

3) данная от-ть состоит в применении к нарушителю спец-х финансовых санкций — штрафов и пеней, поэтому она носит исключительно имущ-й характер, причем взыскание происходит, как правило, в денежной форме;

4) размер финн-х санкций, чаще всего, так или иначе увязан с размером «налогового ущерба» для бюджета как в объемном выражении (суммы штрафов напрямую зависят от суммы недоимки), так и во временном (пени взыскиваются за каждый день недоимки);

5) зак-м предусмотрен особый порядок привлечения к отве-ти: для юр-х лиц — бесспорное взыскание, для физ-х — суд-й порядок;

6) субъектами данной ответственности являются налогоплательщики и лица, способствующие уплате налогов;

7) К налоговой отв-ти обязанных лиц привлекают налоговые органы и органы налоговой полиции, а в специально установленных случаях — таможенные органы.

Очевидно, что на сегодняшний день сложилась определенная совокупность признаков, кот-я позволяет сделать вывод о том, что в российской правовой системе сформировалось достаточно четко выраженное правовое явление — отв-ть за налоговые правонарушения. С другой стороны, вполне обоснованно обозначение отв-ти за налоговые правонарушения применительно к п. 1 ст. 13, 15 Закона об основах налоговой системы и ст. 22 Закона о подоходном налоге как налоговой ответственности.

В то же время необходимо учитывать, что по своей правовой природе налоговая отв-сть сходна с админ-й отв-ю, что и разъяснил в п. 3 Обзора практики разрешения арбитражными судами споров, касающихся общих условий применения ответственности за нарушения налогового законодательства ВАСРФ (письмо от 31 мая 1994 г. № С1-7/ОП-3705). Однако в этом обзоре ВАС РФ не ответил на вопрос о том, является ли налоговая отве-ть разновидностью админ-й либо финансовой отв-ти. По-видимому, вопрос о ее правовой природе, как и ответственности за нарушения валютного зак-ва, зак-ва о применении контрольно-кассовых машин, за несоблюдение условий работы с ден-й наличностью и т. д., должен быть окончательно разрешен правовой наукой в ближайшем будущем. При этом решающее значение будет иметь обоснованность выделения финансового правонарушения в самостоятельный вид правонарушений, поскольку основным критерием разграничения видов отв-и являются основания применения (проступок, прест-ие, нарушение обязательства и т. п.). Кроме этого, должны учитываться содержание ответственности, ее субъект, порядок применения мер, а также другие признаки. Возможно, что развитие российской правовой системы все-таки приведет к признанию финансовой ответственности как особого вида ответственности.

Дата добавления: 2015-05-05 ; просмотров: 12 | Нарушение авторских прав

Налоговая ответственность имеет две формы реализации: позитивную (добровольную, активную) и негативную (государственно-принудительную, ретроспективную).

Для позитивной ответственности достаточно формального (нормативного) основания, поскольку она возникает не на основе налогового правонарушения, а в силу добровольного выполнения субъектом налогового права своих обязанностей.

Осознание субъектами налогового права смысла и значения собственных поступков, согласование их со своими обязанностями придают налоговой ответственности позитивный смысл.

В целом позитивная ответственность носит добровольный характер, но вместе с тем возможна и некоторая степень государственного принуждения. Некоторые субъекты налогового права выполняют возложенные на них обязанности в силу осознания своего общественного долга, другие — в силу возможности применения наказания за неправомерное поведение.

Негативная налоговая ответственность имеет три основания:

— формальное (нормативное), выражающееся в наличии системы норм законодательства о налогах и сборах, устанавливающих составы налоговых правонарушений, права и обязанности участников охранительного налогового правоотношения, регулирующих ответственность за нарушение норм налогового права, принципы, порядок и процессуальную форму привлечения к налоговой ответственности;

— фактическое, представляющее совершение субъектом налогового права противоправного деяния, нарушающего нормы законодательства о налогах и сборах;

— процессуальное, заключающееся в вынесении уполномоченным органом (налоговыми органами, органами государственных внебюджетных фондов или таможенными органами) решения о наложении санкции за совершение налогового правонарушения. Наступление негативной налоговой ответственности возможно только при наличии всех перечисленных оснований и в строго определенной последовательности: норма права — налоговое правонарушение —применение санкции.

Предостерегая организации и физических лиц от совершения противоправных деяний в налоговой сфере, налоговая ответственность преследует две цели:

1) охранительную, посредством которой ограждает общество от нежелательных ситуаций, связанных с нарушением имущественных интересов государства;

2) стимулирующую, посредством которой поощряет правомерное поведение субъектов налогового права.

Цели налоговой ответственности реализуются в функциях. Функции отражают предназначение налоговой ответственности, поэтому тесно связаны с применением налоговых санкций и социальными последствиями их применения. В механизме правового регулирования налоговых отношений налоговая ответственность выполняет юридическую и социальную функции.

Юридическая функция проявляется в двух аспектах: правовосстановительном (компенсационном) и штрафном (карательном).

Правовосстановительный характер налоговой ответственности обусловлен имущественными отношениями между публичным и частным субъектами, объектом которых является налог. Ответственность налогоплательщика за нарушение своей обязанности по своевременной и полной уплате налогов преследует цель восстановить имущественные интересы государства, компенсировать казне причиненные убытки.

Сущность штрафного характера налоговой ответственности заключается в неблагоприятных имущественных лишениях, претерпеваемых нарушителем законодательства о налогах и сборах. Посредством реализации штрафной функции создается режим правового урона, заключающийся в применении санкции к субъекту налогового правонарушения.

Социальная функция налоговой ответственности выражается в осуществлении общего предупреждения налоговых правонарушений посредством побуждения субъектов налогового права к соблюдению норм налогового права. Реализуется социальная функция посредством общей и частной превенции совершения налоговых правонарушений.

Таким образом, налоговая ответственность представляет собой обязанность лица, виновного в совершении налогового правонарушения, претерпевать меры государственно-властного принуждения, предусмотренные санкциями НК РФ, состоящие в возложении дополнительных юридических обязанностей имущественного характера и применяемые компетентными органами в установленном процессуальном порядке.

На основе данного определения выделяются следующие признаки налоговой ответственности:

— материальные, характеризующие налоговую ответственность в качестве охранительного налогового правоотношения. Материальные признаки налоговой ответственности включают два аспекта:

1) установление составов налоговых правонарушений и санкций за их совершение.

2) определение вида и меры государственно-властного принуждения через охранительное налоговое правоотношение.

| следующая лекция ==>
Примеры приложений рядов Тейлора | Принципы налоговой ответственности

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Понятие налоговой ответственности — одна из основных категорий налогового права; ее конструкция во многом опреде­ляет место и роль правового регулирования налоговых отноше­ний в системе права.

Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах характеризуется всеми признаками, свойственными фи­нансово-правовой ответственности:

· основана на государственном принуждении и представля­ет конкретную форму реализации санкций, установленных фи­нансово-правовыми нормами;

· наступает за совершение виновного противоправного дея­ния, содержащего признаки налогового правонарушения;

· субъектами ответственности за нарушения законодатель­ства о налогах и сборах могут быть организации и физические лица;

· для правонарушителя налоговая ответственность выража­ется в определенных отрицательных последствиях имуществен­ного характера;

· налоговая ответственность реализуется в процессуальной
форме.

Цели налоговой ответственности реализуются в функциях. Функции отражают предназначение налоговой ответственно­сти, поэтому тесно связаны с применением налоговых санкций и социальными последствиями их применения. В механизме правового регулирования налоговых отношений ответствен­ность выполняет:

Принципы налоговой ответственности — это основополагаю­щие начала, исходные идеи, отражающие ее объективную сущ­ность, природу и назначение, в соответствии с которыми осуще­ствляется деятельность законодателя и правоприменителя по реализации охранительных налоговых правоотношений.

*Законность, означающая недопустимость привлечения к от­ветственности за налоговое правонарушение иначе, как по ос­нованиям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ. Принцип законности в налоговом праве представляет собой преломление и детализацию его общеправового значения, ос­нованного на международных нормах и положениях Конститу­ции РФ. Законность привлечения к ответственности установ­лена Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г. (п. 1 ст. 14), а также Конвенцией Совета Евро­пы «О защите прав человека и основных свобод» 1950 г. (п. 1 ст. 7).

*Однократность привлечения к налоговой ответственности. Принцип однократности означает, что никто не может быть привлечен повторно к ответственности за одно и то же налого­вое правонарушение. Мера ответственности, установленная за­конодателем, является исчерпывающей и в достаточной степе­ни отражает функции налоговой ответственности. Привлечение к ответственности одного и того же субъекта за то же самое деяние означало бы превышение меры налоговой ответствен­ности, установленной НК РФ.

*Соотношение налоговой ответственности с другими видами ответственности. Ответственность за нарушения законода­тельства о налогах и сборах не существует изолированно только в рамках налогового права — в зависимости от тяжести совер­шенного деяния или субъектного состава возможно примене­ние норм иных отраслей права в целях охраны имущественных интересов государства. Учитывая названные обстоятельства, п. 3 и 4 ст. 108 НК РФ определяют соотношение налоговой ответственности с ответственностью, предусмотренной уголов­ным и административным законодательством.

*Разграничение налоговой санкции и налоговой обязанности. Со­гласно п. 5 ст. 108 НК РФ уплата налоговой санкции не осво­бождает от исполнения налоговой обязанности, поскольку они представляют собой два самостоятельных элемента правового статуса налогоплательщика и налогового агента.

*Презумпция невиновности. Данный принцип является налогово-правовой конкретизацией ч. 1 ст. 49 Конституции РФ и означает, что лицо считается невиновным в совершении нало­гового деликта, пока его виновность не будет доказана в преду­смотренном федеральным законом порядке и установлена всту­пившим в законную силу решением суда. Для российского на­логового права презумпция невиновности является новым принципом, в то время как другие отрасли права давно и ак­тивно ее применяют (например, уголовной процесс).

Стадии налоговой ответственности — это периоды, отра­жающие соотношение определенного объема прав и обязанностей субъекта налогового правонарушения с этапами познания данного правонарушения уполномоченными государственными органами.

Стадии налоговой ответственности:

· возникновение на­логовой ответственности;

· конкретизация налоговой ответст­венности посредством доказывания наличия элементов состава правонарушения;

· реализация налоговой ответственности.

В зависимости от возможности устранения (исключения) факта налогового правонарушения обстоятельства, исключаю­щие привлечение лица к ответственности за совершение нало­гового правонарушения, классифицируются на две группы.

Исключающие наличие налогового правонарушения.

· отсутствие события налогового правонарушения;

· отсутствие вины лица в его совершении;

· совершение деяния, содержащего признаки налогового деликта, физическим лицом, не достигшим 16-летнего возраста.

Не исключающие наличия налогового правонарушения. К об­стоятельствам данной группы относится истечение срока дав­ности, в пределах которого лицо может быть привлечено к на­логовой ответственности.

Согласно ст. 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств.

· Отсутствие события налогового правонарушения.

· Совершение деяния, содержащего признаки налогового пра­вонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совер­шения деяния 16-летнего возраста. Истечение сроков давности привлечения к ответственно­сти за налоговый деликт.

По общему правилу срок давности привлечения к налоговой ответственности начинает исчисляться со дня совершения лицом налогового деликта.

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения. Перечень таких обстоятельств закреплен ст. 112 НК РФ. В соответствии с названной нормой обстоятельствами, смягчающими ответственность, признаются:

· совершение деликта вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств.

· совершение правонарушения под влиянием угрозы или прину­ждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимо­сти.

Данный в ст. 112 НК РФ перечень обстоятельств, смягчаю­щих ответственность, не является исчерпывающим, поскольку п. 3 названной статьи предоставляет суду право считать в ка­честве смягчающих и иные обстоятельства.

Право на обжалование. Статья 137 НК РФ предоставляет каждому налогоплатель­щику или налоговому агенту право обжаловать акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц.

Объектом обжалования со стороны налогоплательщика мо­гут быть следующие ненормативные акты налоговых органов, обозначенные НК РФ:

2. решения о доначислении налога или пе­ни (п. 3 ст. 40);

3. решения о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств, находящихся на счетах в банках (п. 3 ст. 46);

4. инкассовые поручения на перечисление налога в бюджет (п. 2 ст. 46);

5. решения об отказе в предоставлении от­срочки или рассрочки по уплате налога или сбора (п. 6 ст. 64);

6. решения о приостановлении операций по банковским счетам налогоплательщика или налогового агента (ст. 76);

7. решения об аресте имущества налогоплательщика или налогового агента (ст. 77);

8. акты, на основании которых налоговые органы вправе самостоятельно определять сумму налогов, подлежащих уплате по аналогии (п. 3 ст. 91);

9. извещения о времени и месте рас­смотрения материалов налоговой проверки (п. 1 ст. 101);

10. реше­ния руководителей налоговых органов (их заместителей) о при­влечении лица к ответственности за нарушение законодательст­ва о налогах и сборах, об отказе в привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах либо о проведении дополнительных мероприятий нало­гового контроля (п. 8 ст. 101').

Право на самозащиту. Помимо мер защиты нарушенных прав налогоплательщи­ков, прямо установленных разд. VII НК РФ, налоговое законо­дательство предоставляет физическим лицам и организациям. В соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик может не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц. Неправомерность названных актов или требований заключает­ся в их несоответствии НК РФ или иным федеральным зако­нам.

Административный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков

Процедурные нормы, определяющие порядок и сроки пода­чи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестояще­му должностному лицу, установлены ст. 139 НК РФ.

Судебный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков. Статья 138 НК РФ устанавливает, что дела по обжалованию нормативных и ненормативных актов налоговых органов, а также действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями подведомственны арбитражным судам, а физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, — су­дам общей юрисдикции.

Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 652 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Принципы – основополагающие начала, направления, выражающие сущность отрасли права. Для налогового права характерны следующие принципы:

- принципы публичности установления и взимания налогов и сборов. Обязательные платежи устанавливаются с целью создания централизованных фондов финансовых средств публичной власти и имеют общественно возмездный характер. Государство не должно финансировать потребности, отличные от потребностей общества.

Этот принцип развивает положение о социальном характере государства (ч. 1 ст. 1 Конституции Республики Беларусь), политика которого направлена на создание условий для свободного и достойного развития личности (ч. 2 ст. 2 Конституции Республики Беларусь).

Данный принцип связывает налогового право с бюджетным. Именно в рамках бюджетного процесса парламентарии как представители плательщиков налогов утверждают планы государственных доходов и расходов, предварительно скорректировав налогового законодательство.

- принцип законности – предполагает, что и исполнительные органы (должностные лица) при применении налогово-правовых норм обязаны строго соблюдать Конституцию Республики Беларусь и действующее законодательство.

- принцип юридического равенства плательщиков налогов - их общие и равные права, а также ответственность в сфере налогообложения. Ни для кого не должны предусматриваться такие права и (или) ответственность, которые не могли бы быть распространены на других.

- принцип всеобщности (обязательности). Каждое лицо обязано уплачивать установленные законодательством налоги, сборы и пошлины, по которым оно признается плательщиком. Обязанность для юридических лиц и физических лиц уплаты налогов и неналоговых платежей установлена ч. 1 ст. 2 Налогового кодекса Республики Беларусь. данный принцип нашел свое конституционное закрепление в ст. 56 Конституции Республики Беларусь, предусматривающей обязанность граждан республики участвовать в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей.

- принцип равномерного распределения налоговой нагрузки – распределение налоговой нагрузки среди плательщиков с учетом потенциальных возможностей внесения соответствующих сумм в централизованные денежные фонды государства.

- принцип стабильности налогового законодательства – неизменность норм и правил, регулирующих налоговые правоотношения. Данный принцип предполагает, что изменения в налоговое законодательство не должны вноситься в течение финансового года, а общие правила не могут изменяться (отменяться) до того срока, который был первоначально установлен законодателем.

Реализация принципов налогового права позволяет в полной мере использовать функции налогового права.

В понятие функции налогового права вкладывается двойной смысл: роль, которую осуществляет налоговое право, и конкретное направление регулирования отношений субъектов налогового права.

Функции налогового права:

- фискальная функция – обеспечение посредством сбора различных налогов и других платежей доходов бюджетов разных уровней. Данная функция является основной функцией налогового права, через которую реализуется главное предназначение налоговой политики государства – формирование финансовых ресурсов государства.

- контрольная функция – осуществление контроля за точным и единообразным исполнением законодательства о налогах. Посредством данной функции оценивается эффективность функционирования налоговой системы страны, выявляется необходимость внесения изменений в налоговое законодательство и налоговый механизм.

- регулирующая функция – создание высокоэффективной системы производства и распределения путем экономически обоснованных размеров налоговых ставок, а также осуществления определенных мероприятий принудительного характера.

Помимо вышеперечисленных выделяют также следующие функции налогового права:

- конституционная (реализация конституционных основ налогового права);

- межотраслевая (влияние налоговых отношений на возникновение условий для согласования и взаимодействия различных финансовых и правовых сфер в интересах развития современного права в области экономики и финансов);

- правовая (формирование системы налогового законодательства и кодификация его норм);

- внешнеэкономическая (защита национальных экономических интересов путем регулирования таможенных и валютных платежей, установления специального налогового режима иностранных инвестиций).

Система и источники налогового права.

Система налогового права:

- Общая часть (метод, принципы, правовая конструкция налогов, виды налоговых правонарушений, ответственность за их совершение и др.);

- Особенная часть (правовые нормы, регламентирующие порядок взимания обязательных платежей, круг плательщиков по каждому налогу, объекты налогообложения, порядок исчисления и уплаты налогов).

Источники налогового права - это форма выражения налогово-правовых норм.

Можно выделить 2 группы источников:

Национальные источники налогового права:

- Конституция Республики Беларусь;

- Налоговый кодекс Республики Беларусь;

- декреты и указы Президента Республики Беларусь ;

- постановления Совета Министров Республики Беларусь (Инструкция о порядке организации и проведения проверок налоговыми органами от 29.12.2003 г. с изменениями и дополнениями от 16.04.2009 г.);

- акты министерств (Министерства по налогам и сборам РБ, Министерства финансов РБ), иных органов государственного управления (Государственного таможенного комитета РБ), Конституционного Суда РБ, ВХС РБ;

- акты местных органов власти и управления.

Особое место среди источников налогового права принадлежит межгосударственным соглашениям по вопросам налогообложения, имеющим статус международных договоров РБ. Нормы ратифицированных соглашений являются приоритетными в регулировании налоговых правоотношений по сравнению с нормами национального законодательства (за исключением тех, которые закреплены в Конституции РБ). Большинство ныне действующих соглашений закрепляет нормы об устранении двойного налогообложения (с Республикой Болгария, в рамках СНГ).

Налогово-правовые нормы.

Налогово-правовая норма – это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения правило поведения участников налоговых отношений, заключающееся в наделении их определенными правами и обязанностями, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых влечет за собой применение мер юридической ответственности.

Налогово-правовые нормы имеют как общие, присущие нормам других отраслей права, так и специфические черты. К первым, в частности, относятся:

- установление налогово-правовой нормы государством (официальное выражение воли государства);

- обеспечение реализации налогово-правовой нормы принудительной силой государства – неисполнение или ненадлежащее исполнение налоговых обязанностей может привести к нанесению государству материального ущерба либо нарушению прав и законных интересов плательщиков налогов;

- формальная определенность – закрепление налогово-правовой нормы в нормативно-правовом акте.

Специфические черты налогово-правовых норм:

- односторонний характер налогово-правовой нормы – в налоговом праве одна сторона (плательщик налогов) обязана своевременно и в полном объеме внести в бюджет государства платежи, по которым в соответствии с законодательством она признается плательщиком или представить в налоговый орган документы, подтверждающие право на льготу по этим платежам, выполнять иные обязанности, возложенные на нее налоговым законодательством. Другая сторона (уполномоченный государственный орган) обязана проконтролировать своевременность и полноту внесения этих платежей, обоснованность испрашиваемой льготы и т.д.

- экономическая (целевая) направленность – нормы налогового права обеспечивают прежде всего экономические интересы государства посредством установления и взимания обязательных платежей для пополнения государственных централизованных фондов денежными средствами.

- нестабильность норм налогового права – постоянное изменение налогового законодательства посредством отмены устаревших и введения новых налогово-правовых норм, обусловленная рядом причин, в первую очередь, экономического характера (различные экономические колебания, политика государственных органов в сфере экономических отношений, проведение экономических реформ и т.д.).

- общественная предопределенность (публичность) – направленность норм налогового права на реализацию общественных интересов, так как они опосредованно воздействуют на экономику и обеспечивают необходимые финансовые средства для реализации различных социальных интересов.

Структура налогово-правовой нормы:

1) Диспозиция – та часть налогово-правовой нормы, которая определяет права и обязанности сторон, устанавливая при этом возможные и должные варианты поведения;

2) Гипотеза – это условия действия прав и обязанностей, предусмотренных диспозицией налогово-правовой нормы;

3) Санкция – это негативные последствия несоблюдения требований диспозиции и гипотезы.

Нормы налогового права носят императивный характер, рассчитаны на неоднократное применение и относятся к нормам публичного права.

Классификация налогово-правовых норм:

- по форме выражения диспозиции:

Ø Обязывающие – предписывают участникам налоговых отношений действовать в предусмотренных налогово-правовой нормой условиях должным образом (например, ст. 22 НК РБ);

Ø Дозволяющие (управомачивающие) – предоставляют субъектам право действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению (например, ст. 24 НК РБ);

Ø Запрещающие – содержат запрет на совершение определенных противоправных действий (бездействия).

- в зависимости от особенностей предмета правового регулирования:

Ø Материальные – характеризуются закреплением комплекса прав и обязанностей плательщиков налогов;

Ø Процессуальные – определяют процедуру или порядок реализации прав и обязанностей, устанавливаемых нормами материального налогового права.

- по времени действия:

Ø Общие – устанавливаются на неопределенный срок;

Ø Временные – устанавливаются на определенный срок (например, они содержатся в ежегодно принимаемом Законе о бюджете РБ).

Прокрутить вверх


ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала.


Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот.


ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования.


Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Принципы налоговой ответственности указывают цели, правовое положение общества, к которым должны стремиться законодательные и правоприменительные органы. При этом необходимо учитывать, что принципы налоговой ответственности не обязательно могут иметь нормативное закрепление – их реальное воплощение зависит от воли законодателя. Во-первых, основные начала налоговой ответственности выводятся из общего содержания не только налогового, но и в целом финансового законодательства. Во-вторых, принципы налоговой ответственности являются достижением науки финансового права, т. е. частью финансово-правовой доктрины, которая в той или иной мере отражается в налоговом законодательстве.

Принципы налоговой ответственности – это основополагающие начала, исходные идеи, отражающие ее объективную сущность, природу и назначение, в соответствии с которыми осуществляется деятельность законодателя и правоприменителя по реализации охранительных налоговых правоотношений.

– общеправовые принципы юридической ответственности, к числу которых относятся: справедливость, законность, неотвратимость, индивидуализация наказания, ответственность за вину.

Законность, означающая недопустимость привлечения к ответственности за налоговое правонарушение иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ;

– однократность привлечения к налоговой ответственности. Принцип однократности означает, что никто не может быть привлечен повторно к ответственности за одно и то же налоговое правонарушение. Мера ответственности, установленная законодателем, является исчерпывающей и в достаточной степени отражает функции налоговой ответственности;

– соотношение налоговой ответственности с другими видами ответственности. Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах не существует изолированно только в рамках налогового права – в зависимости от тяжести совершенного деяния или субъектного состава возможно применение норм иных отраслей права в целях охраны имущественных интересов государства;

– разграничение налоговой санкции и налоговой обязанности;

– презумпция невиновности. Данный принцип является налогово-правовой конкретизацией ч. 1 ст. 49 Конституции РФ и означает, что лицо считается невиновным в совершении налогового деликта, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда.

В налоговом праве принцип презумпции невиновности реализуется посредством установления искового порядка взыскания налоговых санкций в случае, если налогоплательщик или гое фискальнообязанное лицо отказалось добровольно уплатить сумму штрафа.

Принципами налоговой ответственности часто руководствуется Конституционный Суд РФ.

В механизме правового регулирования налоговых отношений принципы налоговой ответственности выполняют регулятивную, превентивную и охранительные функции.

Все принципы налоговой ответственности взаимосвязаны и взаимозависимы: несоблюдение одного принципа неизбежно влечет нарушение другого и, как следствие, искажает сущность ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах.

Налоговая ответственность является длящимся охранительным правоотношением, которое в своем развитии (движении) проходит определенные стадии.

Стадии налоговой ответственности – это периоды, отражающие соотношение определенного объема прав и обязанностей субъекта налогового правонарушения с этапами познания данного правонарушения уполномоченными государственными органами.

Основанием для выделения стадий налоговой ответственности служат юридические факты, наличие которых предусматривается в гипотезах норм НК РФ и влечет соответствующие г правовые последствия.

Стадия конкретизации налоговой ответственности посредством доказывания наличия элементов состава правонарушения начинается с обнаружения налогового деликта и заканчивается вступлением в законную силу акта применения права, признающего факт нарушения законодательства о налогах и сборах конкретным лицом.

Вторая стадия налоговой ответственности начинается в результате активных действий государства в лице компетентных органов или самого правонарушителя. До обнаружения налогового деликта правовой статус виновного лица существует в полном объеме, поскольку противоправное деяние еще не пресечено компетентными органами и правонарушитель использует 'принадлежащие ему права и обязанности без каких-либо ограничений.

Конкретизация налогового правонарушения имеет два основания:

– основное, выраженное правоохранительной санкцией конкретно-определенной нормы гл. 16 или 18 НК РФ, содержащей основные признаки квалификации налогового правонарушения;

– дополнительное, выраженное обстоятельствами, смягчающими или отягчающими ответственность.

Главным отличием дополнительного основания является возможность его установления только судом. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие налоговую ответственность, оказывают влияние на определение размера налоговой санкции.

Налоговая ответственность предусматривает обязательный порядок досудебного разрешения спора. Налоговый орган обязан предложить правонарушителю добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. В случае отказа или пропуска срока добровольной уплаты налоговый орган должен обратиться в суд с исковым заявлением о принудительном взыскании налоговой санкции.

Заканчивается стадия конкретизации налоговой ответственности вынесением налоговым органом или судом решения, которым признается факт нарушения конкретным субъектом законодательства о налогах и сборах. Правоприменительный акт определяет меру ответственности за содеянное.

Стадия реализации налоговой ответственности характеризуется тем, что правонарушитель приобретает специальный правовой статус. Налоговая ответственность начинает реализовываться с момента вступления в законную силу правоприменительного акта, констатирующего факт совершения определенным лицом налогового деликта.

Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:

– совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

– совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

– иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность.

Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушениялицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.

Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции.

Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном ст. 114 НК РФ.

Обстоятельствами, смягчающими ответственность, при рассмотрении дела о привлечении налогоплательщика (плательщика сбора), налогового агента, иных лиц к налоговой ответственности, могут быть признаны судом и другие не предусмотренные ст.112 НК РФ обстоятельства, но приведенные в иных отраслях законодательства в качестве смягчающих ответственность, а также обстоятельства, которые исходя из внутренних убеждений суда могут быть признаны обстоятельствами, смягчающими ответственность.

На наличие обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика (плательщика сбора), налогового агента, могут ссылаться как физические, так и юридические лица при рассмотрении судом (арбитражным судом) иска налогового органа о взыскании с них налоговой санкции на основании решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения или иска физического или юридического лица о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Таким образом, НК РФ не содержит исчерпывающего перечня обстоятельств, смягчающих ответственность. Любые обстоятельства могут быть признаны судом или налоговым органом смягчающими ответственность. Однако НК РФ устанавливает два случая, когда ответственность обязательно должна быть смягчена.

Во-первых, совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств.

Во-вторых, смягчающим обстоятельством признается совершение нарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости.

В случае представления надлежащих доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, смягчающих ответственность, налогоплательщик (плательщик сбора), налоговый агент, иное лицо вправе рассчитывать на уменьшение судом взыскиваемого с них штрафа.

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

– отсутствие события налогового правонарушения;

– отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;

– совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста.

– истечениесроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются:

– совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания);

– совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком – физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (указанные обстоятельства доказываются предоставлением в налоговый орган документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому налоговому периоду, в котором совершено налоговое правонарушение);

– выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных финансовым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов).

При наличии данных обстоятельств лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности).

Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных ст. 120 и122 НК РФ.

Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 120 и 122 НК РФ.

Читайте также: