Налоговое право дипломная работа

Опубликовано: 02.05.2024

Заметьте, что наши специалисты могут написать работу на любую тему по Налоговому праву, данный список условный.

  1. Акты органов специальной компетенции. Акты Конституционного Суда РФ как источники налогового права.
  2. Арест имущества как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
  3. Виды административных правона­рушений в сфере налогообложения. Налоговые преступления.
  4. Внереализационные расходы. Расходы, не учитываемые в целях налогообложения налогом на прибыль организаций.
  5. Действие актов налогового законодательства в пространстве и по кругу лиц.
  6. Действие актов налогового законодательства во времени.
  7. Доходы для целей налогообложения нало­гом на прибыль организаций. Учет внереализа­ционных доходов при исчислении налога на прибыль организаций.
  8. Доходы, не подлежащие налогообложению НДФЛ (освобождаемые от налогообложе­ния).
  9. Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль организаций.
  10. За­чет и возврат излишне уплаченного налога (сбора) и пени.
  11. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов безвестно отсутствующего физического лица.
  12. Исполнение обязанности по упла­те налогов и сборов недееспособного физического лица.
  13. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов при ликвидации организа­ции.
  14. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов при реорганизации юридического лица.
  15. История возникновения и разви­тие налогообложения и налогового права в России.
  16. Меры принудительного исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
  17. Метод налогового права.
  18. Налог на прибыль организаций и правовые основы его взимания.
  19. Налоги, сборы и налогообложение как правовые категории.
  20. Налоговая база и порядок определения количества до­бытого полезного ископаемого.
  21. Налоговая база, налоговый и отчетный период, налоговые ставки налога на прибыль организаций.
  22. Налоговая декларация по НДФЛ.
  23. Налоговая система Российской Федера­ции.
  24. Налого­вые агенты.
  25. Налоговые вычеты: стандартные, соци­альные, имущественные и профессиональные.
  26. Налоговые органы Россий­ской Федерации.
  27. Налого­вые проверки.
  28. Налоговые режимы в отношении алко­гольной продукции.
  29. Налоговый период ЕСН, налоговые льго­ты, налоговая ставка.
  30. Нало­говый период, налоговые ставки и порядок исчисления и уплаты НДПИ.
  31. Общие положения о принудительном исполнении обязанности по уплате налогов и сборов.
  32. Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов).
  33. Органы государственных внебюджетных фондов.
  34. Органы налоговых рассле­дований.
  35. Основания возникно­вения обязанности по уплате налогов и сборов. Основания приоста­новления обязанности по уплате налогов и сборов. Основания прекра­щения обязанности по уплате налогов и сборов. Общий порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
  36. Основные и вспомогательные элементы юридического состава акциза.
  37. Основные и вспомогательные элементы юридического состава НДС.
  38. Особенности исчисления и уплаты акцизов при реализации согла­шений о разделе продукции.
  39. Особен­ности определения налоговой базы НДФЛ по договорам страхования и до­говорам негосударственного пенсионного обеспечения.
  40. Особенности определения налоговой базы НДФЛ при получении доходов в виде материальной выгоды.
  41. Осо­бенности определения налоговой базы при совершении операций с подакцизными товарами с использованием различных налоговых ставок.
  42. Пеня как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
  43. Подзакон­ные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налого­обложением и сборами, как источники налогового права. Акты орга­нов общей компетенции.
  44. Понятие и виды источников налогового права.
  45. Понятие и виды правонарушений в сфере налогообложения.
  46. Понятие и виды специальных налоговых режимов.
  47. Понятие и предмет налогового права.
  48. Понятие и признаки налоговых правоотношений.
  49. Понятие и структура норм налогового права.
  50. Понятие субъектов налогового права.
  51. Понятие, формы и методы налогового контроля.
  52. Поручительство как способ обеспече­ния исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
  53. Порядок взыскания и возврата НДФЛ.
  54. Поря­док возмещения НДС.
  55. Порядок и сроки уплаты НДС в бюджет.
  56. Порядок исполнения обязанности по уплате налога на при­быль организаций.
  57. Порядок исчисления и сроки уплаты ЕСН налогоплательщиками, не являющимися работодате­лями.
  58. Порядок исчис­ления налогов (сборов).
  59. Порядок определения при­были российских организаций.
  60. Порядок оценки стоимости добы­тых полезных ископаемых при определении налоговой базы.
  61. Порядок проведения на­логовых проверок и оформления их результатов.
  62. Порядок уплаты налогов (сборов).
  63. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов).
  64. Правовые основы акциза, налогоплательщики и постановка на учет в качестве плательщиков акциза.
  65. Правовые основы земельного налога. Налогоплательщики. Объект налого­обложения. Налоговая ставка. Налоговый период. Порядок исчис­ления и уплаты земельного налога.
  66. Правовые основы налога ЕСН, налогоплательщики, объект налого­обложения, налоговая база.
  67. Правовые основы налога на игорный бизнес.
  68. Правовые основы налога на имущество организаций.
  69. Правовые основы налога на имущество физических лиц.
  70. Правовые основы НДПИ, налогоплательщики, объект налого­обложения.
  71. Правовые основы НДС, налогоплательщики и постановка на учет в качестве плательщиков НДС.
  72. Правовые основы НДФЛ, объект налогообложения, налоговая база. Особенности определения налоговой базы НДФЛ при получении до­ходов в натуральной форме.
  73. Правовые основы транспортного налога.
  74. Принципы налогообложения и принципы налогового права.
  75. Приостановление операций по счетам в банке как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
  76. Расходы организаций, учитываемые для целей на­логообложения. Понятие и виды расходов.
  77. Система налогов и сборов Российской Федерации.
  78. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД).
  79. Система на­логообложения в виде соглашения о разделе продукции. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).
  80. Содержание принципов налогового права.
  81. Специальное налоговое законода­тельство как источник налогового права.
  82. Сроки уплаты налога на прибыль организаций.
  83. Сроки уплаты налогов (сборов).
  84. Су­дебный способ защиты прав налогоплательщиков.
  85. Сумма акциза, подле­жащая возврату.
  86. Сумма акциза, подлежащая уплате.
  87. Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет.
  88. Упрощенная система налогообложения.
  89. Уст­ранение двойного налогообложения.
  90. Формы реализа­ции норм налогового права.
  91. Функции и система налогового права.
  92. Характеристика основных элементов юридического состава налога на имущество организаций.
  93. Характеристика основных элементов юридического состава налога на игорный бизнес.
  94. Характеристика основных элементов юридического состава налога на имущество физических лиц.
  95. Характеристика основных элементов юридического состава транспортного налога.
  96. Юридические факты как основание возникновения, изменения или прекращения налоговых правоотношений.


"Горячие" документы:

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 13:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение основных теорий и положений налогового права в России.
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи: изучить сущность налогового права, рассмотреть принципы, системы, методы, исследовать место и роль налогового права в системе российского права.

Содержание работы

Введение
1 Понятие и предмет налогового права
2 Принципы и метод налогового права
3 Система налогового права
Заключение
Список использованных источников и литературы

Содержимое работы - 1 файл

Курсовая.doc

1 Понятие и предмет налогового права

2 Принципы и метод налогового права

3 Система налогового права

Список использованных источников и литературы

Основные положения о налогах закреплены в Конституции. В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положения налогоплательщиков, обратной силы не имеют». Понятие налога содержится и в Налоговом Кодексе, где указывается что налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежавших им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности, государства и муниципальных образований.

Налоговое право представляет собой отрасль правовой системы, которая регулирует общественные отношения в сфере налогообложения, то есть отношения в связи с осуществлением сбора налогов и иных обязательных платежей, организацией и функционированием системы органов налогового регулирования и налогового контроля на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления.

В данной работе мы рассмотрим основные налоговые теории, которые разъясняют сущность налогообложения и выделяют его принципы. Актуальность темы обоснована тем, что на современном этапе собираемость налогов в России является очень важным моментом для экономики страны в целом.

Целью данной работы является изучение основных теорий и положений налогового права в России.

Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи: изучить сущность налогового права, рассмотреть принципы, системы, методы, исследовать место и роль налогового права в системе российского права.

Объектом изучения являются фундаментальные положения налогового права, такие как налогообложение, налоговое право как отрасль науки и принципы налогового права.

1 Понятие и предмет налогового права

Налоговое право Российской Федерации рассматривается, как правило, с трех точек зрения: как отрасль (подотрасль) российского права, как отрасль юридической науки и как учебная дисциплина.

Эффективное финансовое обеспечение деятельности государства, с одной стороны, является важной составляющей его государственного суверенитета, с другой гарантирует выполнение государством и его органами необходимых для поддержания такого суверенитета публичных социальных, политических, организационных и иных функций. Финансовое обеспечение государства осуществляется за счет различных видов государственных доходов. На сегодняшний день в демократических государствах с экономиками рыночного типа главным видом таких государственных доходов являются налоги и сборы, собираемые в бюджеты всех уровней в процессе налогообложения.

Налоговое право является самостоятельным Разделом юриспруденции и имеет свой особенный характер. Главным отличием налогового права от других видов права (коммерческого, гражданского и пр.) является то, что налоговое право защищает в первую очередь не частные интересы налогоплательщика, а общественные интересы, интересы государства. Государство в данном случае выступает в качестве субъекта публичного права, получая от общества полномочия по определению и взиманию налогов, их дальнейшему перераспределению, исходя из общественных потребностей. При этом налоги, по существу, являются трансфертными платежами налогоплательщиков, которые централизуются в государственном бюджете и возвращаются налогоплательщикам через предоставление общественных благ и услуг.

Большинство отраслей права содержат множество отсылочных норм к понятиям и терминологии другой отрасли права. При этом понятия другого права применяются в своем первоначальном значении. Т.е. понятия семейного права используются, например, в уголовном праве без каких-либо оговорок. В итоге возникает определенная связанность множества отраслей права между собой. Все это никак не относится к налоговому праву. Статья 11 НК РФ постулирует, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях, если иное не предусмотрено НК РФ. В тоже время, и гражданский кодекс содержит в себе оговорки подобного рода. Так ст.2 Гражданского кодекса гласит что, к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым, финансовым и административным отношениям гражданское законодательство не применяются, если иное не предусмотрено законодательством. Все эти нормы выделяют налоговое право из системы отраслей права и ставят его особняком. Таким образом, планируя какие-либо действия нужно всегда иметь в виду те определения, хозяйственных отношений которые содержаться в НК РФ.

В отличие от уголовного права в налоговом праве действует неоспоримая презумпция виновности, т.е. налогоплательщик должен доказать перед налоговыми службами и судебными инстанциями свою невиновность в махинациях по уклонению от налогообложения, свое законопослушание и неукоснительную уплату причитающихся налоговых сумм. Но, несмотря на это, НК РФ содержит в себе нормы, которые ограничивают неоспоримую презумпцию виновности. Так ст.108 НК РФ гласит, что никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены в кодексе. Там также указывается на то, что никто не может быть повторно привлечен к ответственности за совершение одного и того же правонарушения. Кроме того, ст.3 НК РФ предусматривает, что неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщиков.

Предметом налогового права являются налоговые правоотношения, т.е. урегулированные налогово-правовыми нормами общественные отношения, возникающие в связи с выполнением юридическими лицами своих обязанностей по уплате налогов, а также в связи с осуществлением государством контроля за уплатой налогоплательщиками налоговых платежей. То есть к налоговым правоотношениям, являющимся предметом регулирования налогового права, относятся две группы отношений: отношения, возникающие в связи с уплатой налоговых платежей и отношения, связанные с осуществлением компетентными органами контроля за правильностью уплаты налога. Следовательно, можно сделать вывод о тех объектах, которые регулируются налоговым правом.

Объектами налогового права являются:

1) доходы и имущество юридических и физических лиц, выраженные в денежной форме;

2) налоговые отношения, входящие в общую группу общественных отношений, складывающихся в процессе формирования бюджетов, и имеющие самостоятельный характер.

В Российской Федерации отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, традиционно регулируются соответствующей отраслью права – финансовым правом. Под предметом финансового права, как правило, понимаются общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных образований по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач.

Управление налоговой системой осуществляется посредством правового регулирования налоговых отношений, при этом поведение участников приводится в соответствие с нормами налогового права, пределы и сфера действия которых четко определены в законодательстве РФ. В результате все субъекты налогового права действуют в соответствии с нормами, в которых содержится государственная воля, чтобы достичь согласования, примирения сталкивающихся интересов и в целом упорядочения охраны и развития налоговых отношений.

Как и любая другая норма права, норма налогового права представляет собой установленное и охраняемое государством правило поведения участников общественных отношений, выраженное в их юридических правах и обязанностях. Особенности нормы налогового права обусловлены целевой направленностью, которая определяется предметом правового регулирования.

Налоговая правовая норма состоит из следующих элементов:

─ гипотеза – указывает на условия, при которых она должна действовать. Гипотеза нормы налогового права, как правило, имеет усложненный характер, т.е. содержит указание на несколько условий ее действия;

─ диспозиция – определяет права и обязанности участников, регулируемые нормой отношений;

─ санкция – указывает на неблагоприятные последствия за ее нарушение.

Теория права устанавливает два критерия выделения отраслей права: предмет и метод правового регулирования.

В свою очередь, налоговое право – это отрасль системы права Российской Федерации, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения.

Указанные общественные отношения, которые иначе могут быть также названы налоговыми правоотношениями, и составляют предмет налогового права. При этом такие общественные отношения в сфере налогообложения (налоговые правоотношения), охватывают разнообразные сферы государственных, имущественных, властно-распорядительных отношений и имеют сложносоставной характер. Поэтому система таких отношений, являющихся предметом налогового права, представляет собой совокупность следующих общественных отношений:

─ властных отношений по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации;

─ правовых отношений, возникающих в процессе исполнения соответствующими лицами своих налоговых обязанностей по исчислению и уплате налогов или сборов;

─ правовых отношений, возникающих в процессе налогового контроля и контроля за соблюдением налогового законодательства;

─ правовых отношений, возникающих в процессе защиты прав и законных интересов участников налоговых правоотношений (налогоплательщиков, налоговых органов, государства и др.), т.е. в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также в процессе налоговых споров;

─ правовых отношений, возникающих в процессе привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Участниками, составляющими предмет правового регулирования налогового права общественных отношений в сфере налогообложения, выступают физические и юридические лица, в том числе налогоплательщики (плательщики сборов), налоговые агенты, налоговые органы (ФНС РФ), финансовые органы (Минфин РФ), таможенные органы (ГТК РФ), сборщики налогов и сборов (например, по земельному налогу - органы местного самоуправления в сельской местности), органы внебюджетных фондов (это основные участники налоговых правоотношений), а также органы, осуществляющие регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей, места жительства физического лица, актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним (регистраторы), органы опеки и попечительства, социальные учреждения, процессуальные лица, участвующие в мероприятиях налогового контроля (эксперты, специалисты, переводчики, понятые, свидетели) и кредитные организации (банки).

Предмет правового регулирования, понимаемый как совокупность регулируемых правом общественных отношений, является объективным, лежащим вне права критерием. Основой выделения предмета отрасли права, таким образом, является специфика объективно существующих (не зависящих от усмотрения правотворческих органов) связей между общественными отношениями, своеобразие которых обусловлено их целенаправленностью, содержанием и формой.

Очевидно, что предметом налогового права являются общественные налоговые отношения.

К предмету налогового права относятся:

─ закрепление структуры налоговой системы;

─ распределение компетенции в данной области между Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов;

─ регулирование на основе этих исходных норм отношений, возникающих в процессе установления и взимания налогов и сборов с организаций и физических лиц в бюджетную сферу или в государственные внебюджетные фонды;

─ осуществление налогового контроля;

─ применение мер финансово-правовой ответственности за нарушение налогового законодательства;

─ обжалование актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц.

Отношения, подлежащие урегулированию нормами налогового права, специфичны, но не обладают качественным своеобразием, входя в предмет финансового права, регулирующего общественные отношения, возникающие в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств, необходимых для осуществления задач и функций государства и муниципальных образований.

Объектом налогового права является аналитическое исследование общественных отношений в сфере налогообложения.

Финансовое обеспечение бюджетов всех уровней – федерального, субъектов Федерации, местного – осуществляется за счет разных видов государственных доходов.

Основным видом государственных доходов, как известно, являются налоги, именно они дают наибольшую часть поступлений денежных средств в государственную казну. Налоги являются основным источником доходной части бюджетов во всех странах рыночной экономики. Одновременно они выступают в качестве рычагов государственного воздействия на экономику.

Основные положения о налогах в Российской Федерации закреплены в ее Конституции. В соответствии со ст.57 Конституции РФ, «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют».

Глава 1. Место и роль налогового права в системе российского права

1.1 Понятие и предмет налогового права

1.2 Метод налогового права

1.3 Место и роль налогового права в системе российского права

1.4 Система налогового права

1.5 Налоговое право как отрасль науки

1.6 Налоговое право как учебная дисциплина

Глава 2. Принципы и источники налогового права

2.1 Принципы (основные начала) налогового права

2.2 Источники (формы) налогового права

Глава 3. Дополнительные источники налогового права

3.1 Подзаконные нормативные правовые акты

3.2 Решения органов конституционной юстиции

Глава 4. Налоговые теории

4.1 Налоговые теории XVII-XIX вв. Классическая теория

4.2 Научные концепции налогообложения XX века. Кейнсианство и неоклассицизм

Введение

Основные положения о налогах закреплены в Конституции. В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, "каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положения налогоплательщиков, обратной силы не имеют". Понятие налога содержится и в Налоговом Кодексе, где указывается что налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежавших им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности, государства и муниципальных образований.

Налоговое право представляет собой отрасль правовой системы, которая регулирует общественные отношения в сфере налогообложения, то есть отношения в связи с осуществлением сбора налогов и иных обязательных платежей, организацией и функционированием системы органов налогового регулирования и налогового контроля на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления.

В данной работе мы рассмотрим основные налоговые теории, которые разъясняют сущность налогообложения и выделяют его принципы.

Существуют различные взгляды на проблему периодизации развития научной теории налогообложения. Так, О.Н. Горбунова выделяет три основных периода в развитии налогообложения, каждый из которых характеризуется своими признаками и особенностями.

Первый период характеризуется становлением налогообложения в древнем мире и в средние века. Она отмечает, что возникновение налогов происходит одновременно с появлением первых государств, когда действуют товарно-денежные отношения, формируется государственный аппарат управления и принуждения, на содержание которого требуются средства. В средние века в европейских государствах отсутствовали развитые налоговые системы, налоги имели разовый характер. Развитие государственности диктовало объективную необходимость усиления государственного аппарата, что обусловило возникновение налоговых систем, пришедших на смену разовым, бессистемным платежам.

В конце XVII - начале XVIII веков наступает второй период развития налогообложения, когда налоги становились ведущим источником доходной части бюджета. Демократические преобразования в европейских государствах того времени наложили отпечаток и на порядок установления и взимания налогов. Тогда и начинает формироваться научная теория налогообложения, основоположником которой стал Адам Смит - основатель классической школы. В своей работе "Исследования о природе и причинах богатства народов" он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, указал их место в финансовой системе государства. Он обосновал вывод о том, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства.

Наконец, третий период, отмечаемый О.Н. Горбуновой, начинается с начала XX века и характеризуется дальнейшим совершенствованием налоговых систем. Здесь появляются такие научные течения как кейнсианство, основоположником которого стал Джон Кейнс, и неоклассицизм с Альфредом Маршаллом, Милтоном Фридменом и их последователями. Современные ученые полагают, что до сих пор не создано идеальной налоговой системы. Многочисленные налоговые реформы в большинстве стран свидетельствуют о дальнейшем процессе развития налогов и налоговых систем в целом.

Автор данной работы предлагает проследить, как развивалась научная теория налогообложения. Для осуществления этой цели наиболее удобной представляется периодизация, предложенная О.Н. Горбуновой. Для удобства изложения можно объединить первые два периода, выделяемые О.Н. Горбуновой в первой главе нашей работы - Налоговые теории XVII-XIX вв. Классическая школа. А третий период, соответственно, - во второй главе - Научные концепции налогообложения XX века. Кейнсианство и неоклассицизм.

Из названия глав можно определить и задачи автора - это исследование научных концепций начиная с XVII века, подробнее остановимся на теории Адама Смита (классическая школа), поскольку принципы выведенные им легли в основу современного налогообложения. А так же рассмотрим развитие теории налогообложения c XX века - где основными школами были неоклассическая и кейнсианство.

Для решения поставленных задач автор пользовался главным образом трудом М. Блауга "Экономическая мысль в ретроспективе", где освящены основные взгляды представителей различных направлений, С.А. Бартенева "Экономические теории и школы", Я.С. Ядгарова "История экономических учений" и прочие. Из учебных пособие особенно хотелось бы выделить "Налоги и налоговое право" под редакцией А.В. Брызгалина, а так же "Основы налогового права" под редакцией С.Г. Пепеляева. В целом, литературы посвященной научным взглядам классической школы достаточно много, в то время как поиск материала о неоклассической школе вызвал некоторые трудности.

Целью данной работы является изучение основных теорий и положений налогового права как в России, так и за рубежом.

Объектом изучения являются фундаментальные положения налогового права, такие как налогообложение, налоговое право как отрасль науки и принципы налогового права.

Актуальность темы обоснована тем, что на современном этапе собираемость налогов в России является очень важным моментом для экономики страны в целом.

1. Исследовать место и роль налогового права в системе российского права.

2. Проследить этапы развития налоговых теорий.

Глава 1. Место и роль налогового права в системе российского права

Налоговое право Российской Федерации рассматривается, как правило, с трех точек зрения: как отрасль (подотрасль) российского права, как отрасль юридической науки и как учебная дисциплина.

1.1 Понятие и предмет налогового права

Эффективное финансовое обеспечение деятельности государства, с одной стороны, является важной составляющей его государственного суверенитета, с другой гарантирует выполнение государством и его органами необходимых для поддержания такого суверенитета публичных социальных, политических, организационных и иных функций. Финансовое обеспечение государства осуществляется за счет различных видов государственных доходов. На сегодняшний день в демократических государствах с экономиками рыночного типа главным видом таких государственных доходов являются налоги и сборы, собираемые в бюджеты всех уровней в процессе налогообложения.

В Российской Федерации отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, традиционно регулируются соответствующей отраслью права - финансовым правом. Под предметом финансового права, как правило, понимаются общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных образований по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач.

В свою очередь, налоговое право - это отрасль системы права Российской Федерации, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения.

Указанные общественные отношения, которые иначе могут быть также названы налоговыми правоотношениями, и составляют предмет налогового права. При этом такие общественные отношения в сфере налогообложения (налоговые правоотношения), охватывают разнообразные сферы государственных, имущественных, властно-распорядительных отношений и имеют сложносоставной характер. Поэтому система таких отношений, являющихся предметом налогового права, представляет собой совокупность следующих общественных отношений:

властных отношений по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации;

правовых отношений, возникающих в процессе исполнения соответствующими лицами своих налоговых обязанностей по исчислению и уплате налогов или сборов;

правовых отношений, возникающих в процессе налогового контроля и контроля за соблюдением налогового законодательства;

правовых отношений, возникающих в процессе защиты прав и законных интересов участников налоговых правоотношений (налогоплательщиков, налоговых органов, государства и др.), т.е. в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также в процессе налоговых споров;

правовых отношений, возникающих в процессе привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Участниками, составляющими предмет правового регулирования налогового права общественных отношений в сфере налогообложения, выступают физические и юридические лица, в том числе:

налогоплательщики (плательщики сборов), налоговые агенты, налоговые органы (ФНС РФ), финансовые органы (Минфин РФ), таможенные органы (ГТК РФ), сборщики налогов и сборов (например, по земельному налогу - органы местного самоуправления в сельской местности), органы внебюджетных фондов (это основные участники налоговых правоотношений), а также

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации"

Факультет права и экономики

Кафедра экономики и финансов

Специальность 080105.65 Финансы и кредит

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему "Налоговая система РФ и перспективы её развития"

Выполнила Ерашова Юлия Васильевна

факультет права и экономики, 2006г.н., гр. ЗУ CФК-41, заочная форма обучения

Научный руководитель к.э.н. доцент Рысак Н.В.

Рецензент к.э.н., доцент Омского государственного университета путей сообщения Полтараднева Н.Л.

Заведующий кафедрой экономики и финансов к.э.н. доцент Ёлкина В.Н.

Заведующий кафедрой экономики и финансов к.э.н., доцент___________В.Н. Елкина

выполнения дипломной работы

по специальности 080105.65 финансы и кредит

на тему: "Налоговая система РФ и перспективы её развития"

(утвержденную приказом начальника Омской академии МВД России от "19" октября 2009 г. № 769)

Ерашова Юлия Васильевна, факультет экономики и финансов, 4 курс, группа ЗУСФК-41, заочная форма обучения, 2006 год набора

Отметка научного руководителя о выполнении

Подбор и изучение нормативных правовых актов и научно-исследовательской литературы по теме

Сбор, обработка и анализ эмпирического материала

Перечень подлежащих разработке вопросов (наименование глав, параграфов)

1. ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

1.1. Понятие, принципы построения и основные функции налоговой системы РФ

1.2. Характеристика налоговой системы Российской Федерации

1.3. Подходы к определению эффективности современной налоговой системы

2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

2.1. Анализ структуры и динамики налоговых доходов консолидированного бюджета РФ

2.2. Анализ проблем обеспечения налоговыми доходами бюджетов различных уровней

2.3. Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

3.1. Направления совершенствования налоговой системы РФ

3.2. Расчет экономического эффекта полученного в результате перехода НДС к НСП

Представление завершенной работы научному руководителю

Представление работы на кафедру для подготовки отзыва и прохождения рецензирования

Предварительная защита работы на кафедре

Заведующий кафедрой экономики и финансов факультета права и экономики к.э.н., доцент

Научный руководитель к.э.н.,доцент

1. ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

1.1 Понятие, принципы построения и основные функции налоговой системы РФ

1.2 Характеристика налоговой системы Российской Федерации

1.3 Подходы к определению эффективности современной налоговой системы

2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

2.1 Анализ структуры и динамики налоговых доходов консолидированного бюджета РФ

2.2 Анализ проблем обеспечения налоговыми доходами бюджетов различных уровней

2.3 Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

3.1 Направления совершенствования налоговой системы РФ

3.2 Расчет экономического эффекта полученного в результате перехода НДС к НСП

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Налоговая система Российской Федерации последние 20 лет постоянно изменялась под влиянием как социально-экономических, так и институционально-политических факторов и условий. Происходящие хозяйственные процессы вызывают изменения фактически всех составляющих российской налоговой системы – ставок налогов, их состава, методик расчетов, налогового законодательства, налогового администрирования и т. д. Многие из этих изменений в налоговой политике имели положительные результаты, ряд из них – отрицательные. Вместе с тем, именно налоговый механизм является одним из основных инструментов государственного регулирования экономики и от того, насколько эффективной будет налоговая система государства, зависит и эффективность функционирования страны и народного хозяйства в целом.

По мере развития рыночных отношений присущие налоговой системе недостатки приводят к несоответствию происходящих в обществе и государстве изменений. Это является тормозом экономического и социального развития государства и его территориальных образований, вызывает массовое недовольство налогоплательщиков. В результате формируется тенденция ухода субъектов налога от уплаты налоговых платежей их снижения, несвоевременности выплат или выплат заработной платы через "черные кассы", углублению "теневых" сетей и расширению взаимосвязей внутри них.

В эффективно работающих моделях налоговой системы, выстроенных в социально ориентированных развитых странах, налоговый механизм применяется для снятия социальной напряжённости, выравнивания уровня доходов налогоплательщиков, обеспечения политической стабильности и создания условий, благоприятных для экономического роста. При регулировании развития территорий налоги играют в этих странах стимулирующую роль, либо выступают ограничителями социально неэффективных решений.

Подобным образом в перспективе должна функционировать налоговая система Российской Федерации, где налоги являются одним из наиболее действенных методов государственного управления экономикой в условиях рыночных отношений. Поддержание эластичности налоговой системы – непременное условие сбалансированности государственной казны.

Сказанное позволяет заключить, что выбранная тема выпускной квалификационной работы "Налоговая система РФ и перспективы её развития" является актуальной.

Теоретической базой данной выпускной квалификационной работы выступили учебники, учебные пособия по экономике и налогообложению, монографии, затрагивающие проблемы функционирования налоговой системы, публикации в научных журналах.

В качестве аналитической базы работы выступили данные об исполнении консолидированного бюджета РФ в 2005-2008 годах, а также данные за январь – ноябрь 2009 года.

Объектом исследования в выпускной квалификационной работе выступает налоговая система Российской Федерации. Предметом исследования является налоговые доходы бюджетов различных уровней и проблемы их исполнения.

Цель выпускной квалификационной работы – проанализировать налоговую систему РФ, выявить проблемы и определить перспективы её развития.

Для достижения указанной цели, в работе поставлены следующие задачи:

- дать понятие "налоговая система", выделить основные характеристики и принципы построения налоговой системы;

- дать детальную характеристику налоговой системы Российской Федерации;

- выделить основные проблемы, которые характерны для налоговой системы Российской Федерации;

- проанализировать данные, касающиеся налоговой доходной части консолидированного бюджета РФ с целью выявления основных тенденций в налоговой системе РФ;

– оценить перспективы развития налоговой системы РФ;

-->ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ «

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • »
  • Пример готовой дипломной работы по предмету: Право

    Содержание

    1. Особенности налогообложения доходов кредитных организаций 4

    2. Банки как субъекты налогового права 10

    Список используемой литературы 20

    Выдержка из текста

    Современное развитие финансовой системы России характеризуется формированием банковской системы рыночного типа и динамичным развитием нормативно-правовой основы регулирования банковской деятельности. Эти явления обусловлены качественным ростом значения банков в развитии экономики страны. Банки, являясь ключевым звеном рыночной экономики, осуществляют финансово-посреднические операции между хозяйствующими субъектами, предоставляют финансовые ресурсы, необходимые для развития производства, способствуют оптимизации размещения денежных средств.

    Отношения в сфере экономики являются объектом регулирующего воздействия норм права, именно их специфика определяет подчас, как будет осуществляться правовое регулирование экономических процессов и какой метод правового регулирования будет выбран для максимального воздействия на складывающиеся отношения. Именно поэтому специфика правового статуса банка обусловливается его экономической сущностью. В экономической теории банк традиционно определяют как организацию, являющуюся посредником в движении денежной массы.

    Несмотря на то, что формально кредитные организации не отнесены ст. 9 НК РФ к участникам налоговых отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, фактически они таковыми являются и обладают специальным налогово-правовым статусом. Банки являются субъектами налоговых правоотношений, обеспечивающими налоговые изъятия и наделенными в связи с этим соответствующими правами и обязанностями. Участие банков в налоговых отношениях носит более сложный по сравнению с иными участниками налоговых отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, характер.

    1. Особенности налогообложения доходов кредитных организаций

    Непосредственно к понятию «банковское законодательство» можно отнести большое множество высших законодательных и подзаконных актов разного уровня: от законов до коротеньких сообщений местных управлений ЦБ.

    Относятся к ним и различные части общеправовых документов, например, главы 71, 75 83,

    10. Конституции РФ, главы 42, 44-46 Гражданского кодекса РФ и другие.

    В принципе же все эти документы можно разделить на четыре основные группы:

    1. группа специального банковского законодательства;

    2. группа смешанного законодательства;

    3. группа налогового законодательства;

    4. группа отчетного законодательства.

    Налоговое законодательство стоит особняком от всего остального. Порядок уплаты налога на прибыль банками существенно отличается от подобных действий небанковских предприятий. Дело в том, что банковские операции настолько специфичны, что определять их себестоимость только лишь на основании документов, регламентирующих деятельность предприятий, невозможно.

    «При определении налоговой базы кредитных организаций следует учитывать особенности признания доходов и расходов:

    а) общий перечень «стандартных» доходов и расходов конкретизируется с учетом особенностей банковской деятельности;

    б) оговаривается дополнительный перечень «специфических» доходов и расходов» .

    К специфическим доходам банков относятся следующие доходы (ст.

    в виде процентов от размещения банком от своего имени и за свой счет денежных средств, предоставления кредитов и займов;

    в виде платы за открытие и ведение банковских счетов клиентов;

    от инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассового обслуживания клиентов;

    от проведения операций с иностранной валютой. Доходы банков от операций с иностранной валютой составляет положительная разница между доходами и расходами;

    по операциям купли-продажи драгоценных металлов и камней в виде разницы между ценой реализации и учетной стоимостью;

    от операций по предоставлению банковских гарантий, авалей и поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение в денежной форме;

    в виде положительной разницы между полученной при прекращении права требования суммой средств и его учетной стоимостью;

    от депозитарного обслуживания клиентов;

    от предоставления в аренду специально оборудованных помещений или сейфов для хранения документов и ценностей;

    в виде платы за доставку, перевозку денежных средств, ценных бумаг, ценностей и банковских документов (кроме инкассации);

    в виде платы за перевозку и хранение драгоценных металлов и камней;

    в виде платы, получаемой банком от экспортеров и импортеров, за выполнение функций агентов валютного контроля;

    по операциям купли-продажи коллекционных монет в виде разницы между ценой реализации и ценой приобретения;

    в виде сумм, полученных банком по возвращенным кредитам, учтенных ранее в составе расходов;

    от осуществления форфейтинговых и факторинговых операций;

    от оказания услуг, связанных с установкой систем «клиент банк»;

    в виде комиссионных сборов при проведении операций с валютными ценностями;

    в виде сумм восстановленного резерва на потери по ссудам, расходы на формирование которого были приняты в составе расходов;

    в виде сумм восстановленных резервов под обесценение ценных бумаг, расходы на формирование которых были учтены в составе расходов, и другие доходы.

    Коммерческие банки вправе самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения классифицировать данные доходы как доходы от реализации или внереализационные доходы в зависимости от того, относятся ли соответствующие операции к уставной деятельности.

    К специфическим расходам банков относятся следующие виды расходов:

    проценты по договорам банковского вклада, собственным долговым обязательствам, межбанковским кредитам, приобретенным кредитам рефинансирования, займам и вкладам в драгоценных металлах;

    суммы отчислений в резерв на возможные потери по ссудам;

    комиссионные сборы за услуги по корреспондентским отношениям;

    расходы от проведения операций с иностранной валютой;

    убытки по операциям купли-продажи драгоценных металлов и камней;

    расходы банка по контролю за соответствием стандартам качества, по аффинажу драгоценных металлов;

    расходы по переводу пенсий и пособий;

    расходы по изготовлению и внедрению платежно-расчетных средств;

    суммы, уплачиваемые за инкассацию;

    расходы по ремонту и реставрации инкассаторского инвентаря;

    расходы, связанные с уплатой сбора за государственную регистрацию ипотеки;

    расходы по аренде автомобильного транспорта для инкассации;

    расходы по аренде брокерских мест;

    расходы по оплате услуг расчетно-кассовых и вычислительных центров;

    расходы, связанные с осуществлением форфейтинговых и факторинговых операций;

    расходы по гарантиям, поручительствам, акцептам и авалям от других организаций;

    положительная разница от превышения отрицательной переоценки драгоценных металлов над положительной переоценкой;

    суммы отчислений в резерв на возможные потери по ссудам;

    суммы отчислений в резервы под обесценение ценных бумаг;

    суммы страховых взносов банков на страхование вкладов физических лиц;

    суммы страховых взносов на случай смерти или инвалидности заемщика, при условии их компенсации заемщиками, и другие расходы.

    Кроме резервов по сомнительным долгам банки могут создавать резерв на возможные потери по ссудам. Такие отчисления признаются расходом с учетом некоторых ограничений. Так, не учитываются расходы в виде отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные:

    под задолженность, относимую к стандартной;

    под векселя, за исключением учтенных банками векселей третьих лиц, по которым вынесен протест в неплатеже. Суммы отчислений в резерв на возможные потери по ссудам включаются в состав внереализационных расходов.

    Список использованной литературы

    Список используемой литературы

    1.Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 1 мая 2007 года. М.: Эксмо, 2007. 672 с.

    2.Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая. М.: Издательство «Омега-Л», 2008. 700 с.

    3.Будылин С.Л. Пределы международной налоговой оптимизации и риски российского налогоплательщика//Современное право. 2008. № 5. С. 10-16.

    4.Налоговое право//Закон. 2007. № 9. 208 с.

    5.Налоговое право России/Отв. ред. Ю.А. Крохина. 3-е изд., испр. и доп. М.: Норма, 2008. 752 с.

    6.Налоги и налогообложение в России/В.А. Парыгина, К. Браун, Дж. Масгрейв, А.А. Тедеев. М.: Эксмо, 2006. 640 с.

    7.Паскачев А.Б. Налоги и налогообложение. М.: Высшее образование, 2008. 384 с.

    8.Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение. М.: Юрайт-Издат, 2005. 720 c.

    9.Правовое регулирование банковской деятельности//Закон. 2007. № 8. 208 с.

    10.Рыманов А.Ю. Налоги и налогообложение. М.: ИНФРА-М, 2007. 334 с.

    11.Тедеев А.А., Парыгина В.А. Налоговое право. М.: Эксмо, 2006. 864 с.

    12.Черникова Е.В. Особенности правового регулирования банковской деятельности//Современное право. 2007. № 12. С. 8-14.

    13.Эриашвили Н.Д. Банковское право. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2006. 528 с.

    Читайте также: