Собственник жилого дома обязывается платить налоги

Опубликовано: 15.05.2024

Пленумом Верховного Суда Российской Федерации издано Постановление от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности». Верховный Суд Российской Федерации, в числе прочего обращает внимание на следующее.
Согласно статье 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) граждане, осуществляя право пользования жилым помещением и право получения коммунальных услуг надлежащего качества, несут обязанность по своевременной и полной оплате жилого помещения и предоставленных коммунальных услуг.
Наниматели и собственники обязаны вносить плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме независимо от факта пользования общим имуществом, например лифтом. Отсутствие письменного договора управления у собственника с управляющей организацией не освобождает его от внесения платы за содержание общего имущества (часть 3 статьи 30, часть 1 статьи 36, пункт 2 части 1 и пункт 1 части 2 статьи 154, часть 1 статьи 158, часть 1 статьи 162 ЖК РФ).
При разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги и работы по управлению таким домом, следует учитывать, что утвержденный общим собранием собственников размер такой платы не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).
Управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 ЖК РФ, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450 - 453 ГК РФ).
Между тем, размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) устанавливается в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома и определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения (части 2 и 4 статьи 156 ЖК РФ) и размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, предусмотренном федеральным законом, или органом местного самоуправления в случае наделения его отдельными государственными полномочиями (части 1, 2 статьи 157 ЖК РФ).
При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, наниматели (собственники) имеют право на уменьшение размера платы за коммунальные услуги (вплоть до полного освобождения), которое производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 157 ЖК РФ).
Наниматели (собственники) также имеют право на изменение размера платы за содержание жилого помещения при оказании услуг и выполнении работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Такое изменение производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 10 статьи 156 ЖК РФ).
Также обращаем внимание на то, что при разрешении споров о перерасчете платежей за коммунальные услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, факт неоказания или ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания, предусмотренными статьей 55 ГПК РФ (например, показаниями свидетелей, аудио- и видеозаписями, заключением эксперта).
Согласно пункту 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ у собственника обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг возникает с момента возникновения права собственности на такое помещение.
Момент возникновения права собственности определяется правилами Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 8.1, статьи 218, 219, 223, пункт 4 статьи 1152 ГК РФ).
Собственники жилого помещения в многоквартирном доме несут обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг соразмерно их доле в праве общей долевой собственности на жилое помещение (статья 249 ГК РФ).
Собственник, а также дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены его семьи, в том числе бывший член семьи, сохраняющий право пользования жилым помещением, исполняют солидарную обязанность по внесению платы за коммунальные услуги, если иное не предусмотрено соглашением (часть 3 статьи 31 и статья 153 ЖК РФ).
Обязанность по внесению платы за содержание жилого помещения и взносов на капитальный ремонт несет только собственник жилого помещения (статьи 30, 158 ЖК РФ и статья 210 ГК РФ).
На потребителя услуг не может быть возложена обязанность по получению платежного документа только на бумажном носителе или только в электронном виде.
В случае когда наниматель (собственник) не указал, в счет какого расчетного периода им осуществлено исполнение, исполненное засчитывается за периоды, по которым срок исковой давности не истек (часть 1 статьи 7 ЖК РФ и пункт 3 статьи 199, пункт 3 статьи 319.1 ГК РФ).
В соответствии с частью 15 статьи 155 ЖК РФ наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями (собственниками) жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, а также банковских платежных агентов.
Если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных доказательств следует, что наниматели (собственники) помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети, в связи с чем управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг (пункт 1 статьи 162 ГК РФ).
При выборе новой управляющей организации надлежащим исполнением обязанности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг является внесение платы этой управляющей организации при наличии заключенного договора управления многоквартирным домом (части 4, 6.1, 7 статьи 155, части 1, 1.1 и 7 статьи 162 ЖК РФ).
Надлежащим исполнением обязательств по оплате жилого помещения и коммунальных услуг считается внесение платы предыдущей управляющей организации, если наниматель (собственник), действуя добросовестно при внесении платы, не обладал информацией о выборе новой управляющей организации (части 3 - 7.1, 8 - 10 статьи 155 ЖК РФ, статья 10 и пункт 1 статьи 408 ГК РФ). В таком случае вновь выбранная управляющая организация имеет право требовать взыскания с предыдущей управляющей организации уплаченных нанимателем (собственником) денежных средств по правилам, установленным главой 60 ГК РФ.
Временное неиспользование нанимателями, собственниками и иными лицами помещений не является основанием для освобождения их от обязанности по внесению платы за содержание жилого помещения, за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за отопление, а также за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, взносов на капитальный ремонт.
Ненадлежащее исполнение нанимателями (собственниками) и членами их семьи обязанности по оплате коммунальной услуги может служить основанием для приостановления или ограничения предоставления этой коммунальной услуги.
При этом предоставление коммунальной услуги может быть приостановлено или ограничено только после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника, в сроки и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Следует учитывать, что само по себе наличие задолженности по оплате коммунальной услуги не может служить безусловным основанием для приостановления или ограничения предоставления такой коммунальной услуги. Действия исполнителя коммунальной услуги по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги должны быть соразмерны допущенному нанимателем (собственником) нарушению, не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения, не нарушать прав и законных интересов других лиц и не создавать угрозу жизни и здоровью окружающих.
Срок исковой давности по требованиям о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг исчисляется отдельно по каждому ежемесячному платежу (часть 1 статьи 155 ЖК РФ и пункт 2 статьи 200 ГК РФ).
Одновременно сообщаем, Российской Федерацией как социальным государством при реализации гражданами права на жилище устанавливаются гарантии социальной поддержки.
К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 ЖК РФ), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг).
Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по общему правилу, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 статьи 159 ЖК РФ).
Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.
В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении.
При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.

Ежемесячно всем жильцам многоквартирных домов приходят квитанции об оплате коммунальных услуг, которыми они пользуются. Среди прочих услуг есть строка «содержание и текущий ремонт», смысл которой не всем понятен. В этом нам и стоит разобраться.

В статье 154 Жилищного кодекса перечислен весь перечень сезонных и других работ, которые обязательно должны проводиться в многоквартирном доме. Для поддержания его нормативного состояния, как в плановом порядке, так и в экстренном. Помимо того, что при эксплуатации многоквартирного дома управляющая компания должна контролировать и содержать общедомовое имущество, согласно требованиям законодательства, на нее наложена обязанность предотвратить возможную порчу этого имущества.

Что входит в содержание и ремонт жилья в квитанции с 2021 года

Все работы по содержанию и ремонту жилья должны выполняться управляющей организацией в течение всего периода эксплуатации дома постоянно и регулярно. При этом любой из жильцов имеет право обратиться и получить информацию, на что потрачены средства.

Содержание и ремонт жилого помещения можно разделить на несколько групп работ и каждую из них мы разберет подробнее.

1. Технический надзор за текущим состоянием имущества многоквартирного дома.

За общедомовым имуществом необходимо регулярно проводить комплекс мер, направленных на профилактику и предупреждение различных ситуаций, которые в итоге могут привести к плачевным последствиям. Поэтому обязательно должны проводить работы по:

  • осмотру общего имущества, который проводится инициативной группой жильцов и определяет различные недочеты и несоответствия нормативному состоянию;
  • регулярной уборке и обработке помещений, находящихся в общем пользовании жителей дома;
  • противопожарной безопасности;
  • подготовке и содержанию общих для дома электросетей и оборудования;
  • соблюдению определенной влажности и температуры, установленной нормативными актами;
  • подготовке к отопительному сезону, а также осуществлению текущего и капитального ремонта;
  • благоустройству придомовой территории;
  • принятию мер к экономии энергоносителей;
  • осуществлению сбора и утилизации ртутьсодержащих ламп, вышедших из строя.

2. Подготовка устройств и оборудования к сезонной эксплуатации.

К таким работам относятся меры по недопущению проблем со стартом отопительного сезона, а также его окончанием, по созданию комфортного микроклимата в любой из сезонов, это:

  • регулирование систем отопления и своевременный их ремонт;
  • проверка и прочистка вентиляционных каналов, утепление окон и дверей в общедомовых помещениях, опрессовка труб;
  • осмотр целостности окон и замена стекол или рам по необходимости;
  • ремонт входных дверей с установкой доводчиков, а также утепление входных групп.

3. Ремонт общего имущества многоквартирного дома.

Все объекты многоквартирного дома требуют постоянного внимания и осуществления текущего ремонта. К ним относятся:

  • работы по недопущению проблем с фундаментом, которые могут быть связаны с его повреждением, включают в себя усиление и восстановление поврежденных участков;
  • кровельные работы с целью устранения протечек, организации отвода воды, а также вентиляции и утеплению;
  • фасадные работы;
  • осмотр и усиление перекрытий, а также балконных выступов и козырьков;
  • внутренние работы по замене и ремонту отделки общих помещений: стен, потолка, пола;
  • поддержание в работоспособном состоянии и своевременный ремонт систем отопления, водоснабжения, канализации, вентиляции, а также систем электроснабжения, лифтов, насосных установок, общих приборов учета потребления ресурсов;
  • прочистка и дезинфекция мусоропроводов;
  • благоустройство придомовой территории с заменой и ремонтом дорог пешеходных зон, проезжей части, отмостки дома.

Все эти виды работ должны выполняться постоянно и вовремя. О любом недочете каждый житель дома имеет право сообщить в управляющую компанию, а та отреагировать и решить вопрос об устранении. Если этого не произошло, жильцы могут обратиться с жалобой в жилищную инспекцию.

4. Организация работ по уборке и вывозу мусора.

Сюда относятся все работы, связанные с поддержанием чистоты и порядка. Это создает комфортные условия, мусор и сезонные осадки не становятся проблемой жильцов многоквартирного дома. Сюда относится не только очистка территории от бытового мусора, но и его вывоз, а так же:

  • чистка от снега;
  • ликвидация ледяных участков путем посыпания средствами против скольжения;
  • сбор листвы;
  • полив и стрижка газонов.

С 2019 года вывоз мусора оплачивается отдельной квитанцией и не включается в СОИ.

5. Ликвидация аварийных ситуаций.

Все системы в доме должны функционировать в пределах норм. Во избежание серьезных проблем и аварий, управляющая компания должна уделять особое внимание их предотвращению. Все мелкие и несущественные неполадки в любой из систем дома должны устраняться вовремя, до того, как это может привести к катастрофическим последствиям. Эта статья расходов дает возможность производить:

  • замену кранов;
  • ликвидировать засоры в системах канализации;
  • проводить сантехнические работы;
  • устранять неполадки в системах отопления, вентиляции и т.д.

6. Общедомовые нужды (СОИ) — новая строка в квитанции.

Отметим, что с начала 2018 года в строку на содержание и текущий ремонт жилья добавлены расходы на общедомовые нужды. СОИ (ОДН) включает в себя все расходы, связанные с общим потреблением ресурсов:

Объем таких коммунальных услуг, по которым рассчитывается плата каждому жильцу, ограничивается нормативами, установленными законодательством.

С перечнем услуг, по которым жители дома обязаны оплачивать соответствующую строку в квитанции должен быть согласован и запротоколирован. Это касается и тарифов, устанавливаемых для оплаты перечисленных услуг.

Тарифы на содержание и ремонт жилого помещения

Плату за текущий ремонт и содержание определяет управляющая компания на каждый конкретный дом из расчета стоимости работ по смете и согласовывается с его жильцами.

Все эти моменты, как и состав общего имущества, периодичность услуг, стоимость, а также порядок ее формирования должны быть указаны в договоре управления, который составляется на каждый многоквартирный дом.

Формула расчета

Расчет платы за содержание и текущий ремонт общего имущества с 2021 года складывается из следующих показателей:

СиР = (Т × Sпл), где

  • Т — утвержденный управляющей организацией тариф на содержание и ремонт жилого помещения;
  • Sпл — площадь квартиры.

Итоговой суммой в квитанции, будет сумма всех расходов на холодное и горячее водоотведение, а также ОНД по электроэнергии, уитывая полученное значение СиР.

СиРитого = (Т × Sпл) + ОДНэл+ ХВ + ГВ + Т/э на ГВС, где

  • ХВ — водоотведение холодного водоснабжения;
  • ГВ — водоотведение горячего водоснабжения;
  • Т/э на ГВС — тепловая энергия на горячее водоснабжение (при условии что МКД оборудован бойлером для нагрева ХВ).

Формула расчета ОДН:

ОДНэл = (Н × Sпл.моп × Sпл / Пл.общая), где

  • Н – установленный территориальной администрацией норматив потребления ресурса;
  • Sпл.моп – площадь мест общего пользования;
  • Sпл.общая – площадь всех жилых и нежилых помещений в доме.

Для наглядности рассмотрим расчет на примере.

Квартира находится в благоустроенном современном доме в Московской области. В высотке имеются мусоропровод и лифт. Площадь квартиры составляет 60 кв.м., площадь МОП – 6500 кв.м. и общая площадь дома 17800 кв.м. ХВ и ГВ — 5,56 руб., Т/э на ГВС — 11,1 руб.

УК утвержден тариф на содержание и ремонт, который составляет 23,6 рублей, а также норматив на ОДН за электричество – 1,54 кВт/ч;

Сначала рассчитаем ОДН за электричество:

1,54 × 6500 × 60 / 17800 = 33,7 руб.

Применим упомянутую выше формулу и рассчитаем, какую сумму должны увидеть житель квартиры в квитанции на содержание и ремонт:

СиР = (23,6 × 60) + 33,7 + 5,56 + 5,56 + 11,1 = 1471,9 руб.

Все работы, которые прописаны в договоре, должны проводиться постоянно. А жильцы обязаны регулярно вносить плату за услуги, выставляемую в квитанциях.

Отметим, что от ряда услуг можно отказаться путем согласования с представителями УК и закрепив это протоколом общего собрания. Например, от уборки в подъезде, если жители приняли решения осуществлять ее своими силами.

Учет содержания общего имущества из состава доли общей собственности

В ГК и ЖК РФ прописано, за что именно граждане должны платить, если они живут в МКД и являются собственниками квартир.

В соответствии с п. 3,4 Правил ПП №491:

3. При определении состава общего имущества используются содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — Реестр) сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, а также сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре.

4. В случае расхождения (противоречия) сведений о составе общего имущества, содержащихся в Реестре, документации государственного технического учета, бухгалтерского учета управляющих или иных организаций, технической документации на многоквартирный дом, приоритет имеют сведения, содержащиеся в Реестре.

Согласно ч. 1,2 ст. 39 ЖК РФ:

1. Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

2. ДОЛЯ обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

При соблюдении положений ст. 245, 246, 247, 249 ГК РФ по СОГЛАШЕНИЮ всех собственников помещений в МКД граждане вправе САМОСТОЯТЕЛЬНО определить размер идеальной ДОЛИ в общем имуществе, выразив её в виде простой арифметической дроби. При наличии СОГЛАШЕНИЯ граждане в праве обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации, заплатив госпошлину. Плата за ДОЛЮ в ОИ МКД намного меньше, чем плата за общее имущество с площади квартиры.

Формула для расчета площади ОИ, которую мы должны оплачивать, установлена определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.12.2013 № ВАС-18121/13

Доля собственника рассчитывается следующим образом:

  • Sоб. — общее количество квадратных метров мест общего пользования;
  • Sкв.мкд. — количество квадратных метров помещений, находящихся в частной собственности всех лиц;
  • Sкв. — количество квадратных метров, находящихся в собственности конкретного лица (плательщика услуг).

Для определения доли каждого собственника в общем имуществе используются данные зарегистрированные в ЕГРН:

ПРИМЕР

  • 561,6 кв.м. — площадь нежилых помещений / общедомовое имущество (кадастровый № 56:26:1503010:1215)
  • 2438,2 – площадь всех помещений собственников (кадастровый №56:26:1503010:1214)

Расчёт доли по формуле:

  1. 561,6 / 2438,2 = 0,2 кв. м. — усреднённая доля в общем имуществе.
    Т. к. площади квартир (собственников) имеют разную площадь, рассчитываем ДОЛЮ каждого собственника исходя из площади квартиры (собственника);
  2. 0.2 кв. м. × _____ = ______ кв. м. — ДОЛЯ собственника в общем имуществе МКД.
  3. Например реестр собственников с определением их долей в общем имуществе по адресу: ул. Геологов, 16 п. Саракташ, Оренбургской области. Кадастровый номер 56:26:1503010:1096 Оренбургская область, Саракташский район, п. Саракташ, ул. Геологов, дом № 16, кв. №1 четырех комнатная квартира:

82,70 кв.м. × 0,2 кв.м. = 16,5 кв.м.

Видео: Содержание и ремонт жилого фонда

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему! Напишите прямо сейчас нашему консультанту онлайн. Или звоните нам по телефонам:

С развитием института собственности у граждан возникают проблемы с государственной регистрацией права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме. Жилищное законодательство предусматривает спе­циальную регламентацию некоторых отношений, складывающихся при пользовании жилыми помещениями, находящимися в много­квартирных домах.

Так, в соответствии со статьёй 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:

1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);

2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;

3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома; механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;

4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных жилищным и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме, при этом доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме следует судьбе права собственности на указанное помещение. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме, доля в праве общей собственности на общее имущество в данном доме нового собственника такого помещения равна доле в праве общей собственности на указанное общее имущество предшествующего собственника такого помещения.

Право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании (доме) в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав.

В соответствии со ст. 16 ФЗ от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон о введении в действие ЖК РФ) земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие ЖК РФ, то любое уполномоченное решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходят бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно пункту 2 статьи 23 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации) государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.

С учетом положений статьи 23 Закона о регистрации и статьи 16 Закона о введении в действие ЖК РФ государственная регистрация права общей долевой собственности на земельный участок, являющийся общим имуществом в многоквартирном доме, носит правоподтверждающий характер.

Таким образом, у собственников помещений в многоквартирных домах право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположены такие дома, в соответствии со статьёй 16 Закона о введении в действие ЖК РФ возникает с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. При этом государственная регистрация права хотя бы одного собственника жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме (и одновременная государственная регистрация неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе на земельный участок) является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения прав собственников помещений в многоквартирном доме на указанное имущество, в том числе на земельный участок.

Заключения каких-либо дополнительных договоров передачи общего имущества в многоквартирном доме в общую долевую собственность действующим законодательством не предусмотрено, в Законе о введении в действие ЖК РФ также отсутствуют требования об издании органами государственной власти или органами местного самоуправления решений о предоставлении земельных участков собственникам помещений в многоквартирных домах.

Предоставление документов на государственную регистрацию права общей долевой собственности на объекты недвижимости осуществляется в соответствии с Законом о регистрации (в том числе статьями 16, 17 и 18 Закона о регистрации).

Так, на государственную регистрацию права общей долевой собственности на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, предоставляются:

1. Заявление о государственной регистрации права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме;

2. Документ, удостоверяющий личность заявителя или уполномоченного им на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, либо решение общего собрания собственников помещений о наделении представителя полномочиями для государственной регистрации прав всех собственников помещений на общее имущество в многоквартирном доме;

3. Документы, подтверждающие уплату государственной пошлины;

4. Документы о формировании органом государственной власти или органом местного самоуправлении земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, если земельный участок сформирован после введения в действие ЖК РФ (01.03.2005 г.);

5. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (в случае, если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимости, не сформирован до введения в действия ЖК РФ – 01.03.2005 г.);

6 Решение (протокол) общего собрания собственников помещений об определении долей в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме (в случае, если решением общего собрания собственников помещений не был определен иной порядок распределения долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме);

7. Документ технического учета многоквартирного дома, содержащий сведения о составе общего имущества в многоквартирном доме;

8. Правоустанавливающие документы, подтверждающие наличие прав собственников помещений в многоквартирном доме, возникших до введения в действие Закона о регистрации (до 30.01.1998 г.) на помещения, в случае если на момент предоставления документов на государственную регистрацию наличия права общей долевой собственности на объекты недвижимости в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП) отсутствуют записи о государственной регистрации наличия прав собственников помещений в многоквартирном доме;

9. Иные необходимые для государственной регистрации прав документы в случаях, установленных законодательством.

В соответствии с подпунктом 23 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации за государственную регистрацию доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме взимается государственная пошлина в размере 200 рублей.

Свидетельство о государственной регистрации права в связи с государственной регистрацией права общей долевой собственности на объекты недвижимости собственнику помещения в многоквартирном доме не выдается.

Сведения о государственной регистрации права общей долевой собственности на объекты недвижимости включаются в свидетельство о государственной регистрации права собственности на помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме посредством внесения в него описания объектов недвижимости и указания размера доли в праве общей собственности на него.

Правообладателю помещения (участнику общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме), которому ранее после проведения государственной регистрации права собственности на помещение (жилое или нежилое) было выдано свидетельство о государственной регистрации права, в котором в графе «Вид права» не был указан размер доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме, после внесения соответствующих сведений в ЕГРП может быть повторно выдано свидетельство о государственной регистрации права.

Проведенная государственная регистрация прав на земельный участок под многоквартирным домом удостоверяется, в частности выпиской из ЕГРП.

Спецификой общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме является связанность доли в праве собственности с правом на помещение. То есть право на общее имущество как бы следует судьбе права собственности на помещение. Долю в праве на общее имущество невозможно продать, подарить, заложить, выделить в натуре, - она не имеет иного предназначения, кроме как обеспечивать нормальную эксплуатацию дома, поэтому право собственности на него возникает и прекращается вместе с правом собственности на помещение.

Есть и еще ряд особенностей режима долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме: доля в праве собственности независимо от её размера дает право на беспрепятственное владение и пользование всем общим имуществом, а именно:

1. Дополнительные гарантии:

- без согласия собственников невозможно использование земельного участка, как, например, прокладка новых дорог, строительство, организация коммерческих и иных предприятий (мойки, автостоянки, гаражи и т.п.) на территории, принадлежащей собственникам многоквартирного дома;

- без согласия собственника невозможно какое-либо отчуждение части земельного участка, равно как и невозможен снос (постройка) каких либо строений;

- невозможно изъять земельный участок для муниципальных (государственных) нужд бесплатно.

2.Дополнительная возможная прибыль:

- собственники вправе сдавать часть земельного участка в аренду или предоставлять его для иного возмездного использования. Кроме того, наличие собственности на землю существенно увеличивает стоимость квадратного метра жилого или нежилого помещения.

3. Удобство использования:

- собственники вправе совершать с земельным участком различные действия, в том числе направленные на его благоустройство, строительство дополнительных сооружений, детских площадок и иных строений, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности многоквартирного дома.

В.Н. Игуминова,

главный специалист-эксперт

муниципального отдела по Омскому району


Как не лишиться квартиры после освобождения

Нормы жилищного законодательства предполагают два вида пользователей жилыми помещениями: собственники и наниматели.

Собственники – это граждане, имеющие жилые помещения в собственности и распоряжающиеся им по своему усмотрению.

Важно: право собственности не прекращается при заключении гражданина в МЛС, если это не предусмотрено решением суда

Наниматели – это лица, получившие жилое помещение в пользование от государственного или муниципального жилищного фонда на основании договора социального найма.

Обязанность по внесению жилищно-коммунальных платежей

Согласно ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения (как гражданин, так и государство в лице уполномоченных лиц заключать договора социального найма) осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены ЖК РФ.

В силу ст. 210 ГК РФ собственник отвечает за содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

И при попадании собственника в места лишения свободы эта ответственность с него не снимается.

В соответствии с ч. 4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями.

Часть ч. 1 ст. 153 ЖК РФ обязывает граждан и организации, владеющих жилыми помещениями, своевременно и полностью вносить плату за помещение и коммунальные услуги.

В законодательстве нет нормы, которая освобождает граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, от оплаты коммунальных услуг и услуг за содержание жилья.

Ибо отсутствие у лиц, находящихся в МЛС, заработка и иных доходов не свидетельствует об утрате их трудоспособности.

В соответствии с ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания собственников.

Для тех, кто не внес плату в положенный срок, начисляется пени за каждый день просрочки, начиная с 31 по 99 день. В этот период размер пени составляет 1/300 ставки рефинансирования, а с 91 дня размер пени будет 1/130 ставки рефинансирования. (Часть 14 статьи 155 ЖК РФ).

Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.

Нахождение ответчика в местах лишения свободы, будь он собственником или нанимателем, не относится к форс-мажорным обстоятельствам, освобождающим его от ответственности платить за содержание жилого помещения в положенный срок. И при нарушении графика платежей, ему будет начислена пени.

При этом осужденные могут ходатайствовать перед судом об отсрочке выплаты задолженности, ссылаясь на отсутствие работы по месту отбывания наказания, низкий заработок и т.д.

Какие платежи являются обязательными для людей, временно отсутствующих, а какие они могут не исполнять?

Затраты на содержания жилья делятся на две основные группы:

  • Коммунальные услуги
  • Содержание жилья

К коммунальным услугам относят: электроснабжение, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение (канализация), отопление и вывоз твердо-бытовых отходов (ТБО).

Кроме того, есть общедомовые коммунальные услуги и услуги индивидуального потребления, начисление которых идет по показаниям счетчиков жильца или по нормативам.

Если в квартире установлены индивидуальные приборы учета, то оплата коммунальных услуг производится за фактическое потребление ресурсов, исходя из показаний счетчиков. Исключения составляют ТБО и водоотведение. В этом случае количество проживающих значения не имеет.

Если эти данные в течение 6 месяцев не передаются в управляющую компанию, то начисление будут производиться по нормативам из расчета количество зарегистрированных граждан в жилом помещении.

Если индивидуальных приборов учета в жилом помещение нет, то оплата производиться по утвержденным нормативам, исходя из количества зарегистрированных граждан в жилом помещении.

Если человек попадает в СИЗО , то на него начислений за коммунальные услуги по нормативам не будет. Для этого в управляющую организацию нужно предоставить справку из СИЗО или копию Постановления об аресте.

Когда приговор вступает в законную силу, и осужденного направляют в колонию, его снимают с регистрации, и начисление коммунальных услуг по нормативам также не производится.

Обязанность оплачивать коммунальные услуги по содержанию мест общего пользования в полном объеме сохраняется за арестованным и осужденным. Эта часть платежа обязательна для всех граждан независимо от того проживают они в квартире или временно отсутствуют.

Это же относится и к услугам за содержание жилья.

Напомним, что в плату за содержание жилья входит оплата услуг управляющей организации за содержание мест общего пользования (подъезд, подвал, кровля, придомовая территория), в том числе и проведение текущего ремонта, а так же затраты на капитальный ремонт дома и иные затраты дома определенные собственниками общем собрании.

Собственник обязан оплачивать эти услуги в полном объеме даже, если он какое-то время не проживает с своем жилье.

Может ли задолженность по ЖКХ лишить заключенного права собственности на квартиру?

Задолженность за жилищно-коммунальные услуги перед управляющей компанией, в том числе и перед ТСЖ, ТСН, ЖК ЖСК и т.д., установленная судом и вынесшим решение о взыскании, не предполагает автоматического лишения права собственности на помещение.

Собственник может лишиться права на квартиру либо добровольно, подарив ее или продав, либо принудительно только по решению суда.

Если управляющая компания подаст в суд на неплательщика, суд может наложить арест на жилое помещение, чтобы обеспечить иск (ст. 139 ГПК РФ).

Наложение ареста на имущество не лишает должника права владения и пользования имуществом в соответствии, а лишь ограничивает его права – распоряжаться (продавать, дарить, разменивать).

Если осужденный не собственник, а наниматель, он должен помнить, что Договор социального найма заключается без срока установления действия и не прекращается при заключении его попадании в МЛС.

О регистрационном учете

Согласно п. 2 «Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 г. № 713 и п. 31 указанных правил, осужденный гражданин на основании вступившего в законную силу приговора суда, снимается с регистрационного учета по месту жительства.

При этом, находясь в МЛС, он не утрачивает право пользования спорным помещением, так как в помещении не проживает временно, ст. 71 ЖК РФ.

Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи, свыше полугода, без уважительных причин, не вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги, они могут быть выселены в судебном порядке с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие. (п.1. ст. 90 Жилищного кодекса РФ).

Нахождение гражданина в заключении не является основанием для расторжения договора поднайма жилого помещения, предоставленного по договору социального найма. Это обстоятельство не указано законодательством в качестве основания для применения положений ст. 79 ЖК РФ.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги – это плата, которая в соответствии с ЖК РФ должна вноситься в пользу одного лица - субъекта управления многоквартирным домом, предоставляющего коммунальные услуги, осуществляющего оказание услуг (выполнение работ) по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, т.е. в пользу управляющей организации либо ТСЖ (ЖК) либо застройщика. Возможен также вариант, когда субъектом управления выступают сами собственники помещений в МКД, т.е. когда в доме реализуется непосредственный способ управления, при условии, что в нем не более тридцати квартир (п. 1 ч. 2 ст. 161, ст. 164 ЖК РФ). Все договоры заключаются напрямую между собственниками и теми, кто предоставляет соответствующие услуги. Следовательно, в этом случае плату истребуют ресурсоснабжающие организации, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, лица, оказывающие услуги (выполняющие работы) по содержанию и ремонту общего имущества.

Оставляю за скобками взносы на капитальный ремонт, которые можно назвать квазиналоговым платежом, а также плату за наем, которая вносится наймодателю жилого помещения.

\\ Кто вправе требовать плату за жилое помещение и коммунальные услуги и на каком основании

- управляющая организация, осуществляющая управление МКД

  1. решение общего собрания о выборе управляющей организации и договор управления с собственником - в МКД, в котором не созданы ТСЖ/ ЖК/ иной специализированный потребительский кооператив (ч. 7 ст. 155, п. 3 ч. 2 ст. 161, ст. 162 ЖК РФ)
  2. договор управления между управляющей организацией и ТСЖ/ ЖК/ иным кооперативом, который создан в МКД, но самостоятельно не осуществляет управление им, и членство/ договор собственника с ТСЖ/ ЖК/ иным кооперативом (ч. 5-6.1 ст. 155, ч. 11 ст. 161, ст. 162 ЖК РФ)
  3. результаты открытого конкурса по отбору управляющей организации (либо ее определение после признания конкурса несостоявшимся) в только построенном и введенном в эксплуатацию доме и договор управления с лицом, принявшим квартиру от застройщика (лица, обеспечивающего строительство МКД) по передаточному акту или иному документу о передаче помещения (ч. 7.2 ст. 155, ч. 13, 8 ст. 161, ст. 162 ЖК РФ)
  4. договор управления с застройщиком, заключенный до проведения конкурса, и передаточный акт или иной документ о передаче помещения (ч. 7.4 ст. 155, ч. 14 ст. 161, ст. 162 ЖК РФ)
  5. результаты открытого конкурса по отбору управляющей организации (либо ее определение после признания конкурса несостоявшимся) в ситуации, когда собственники не выбрали либо не реализовали способ управления, и договор управления с собственником (ч. 4-5, 8 ст. 161, ст. 162 ЖК РФ)

- ТСЖ/ ЖК/ иной специализированный потребительский кооператив, созданный в МКД и самостоятельно управляющий им

  1. членство и документ, подтверждающий предоставление жилого помещения (ч. 5 ст. 155, п. 2 ч. 2 ст. 161 ЖК РФ)
  2. договор с собственником, не являющимся членом (ч. 6 ст. 155, п. 2 ч. 2 ст. 161 ЖК РФ)

- застройщик, самостоятельно управляющий многоквартирным домом до проведения конкурса по отбору управляющей организации

  1. передаточный акт или иной документ о передаче помещения от застройщика/ лица, обеспечивающего строительство МКД (ч. 7.3 ст. 155 ЖК РФ)

- ресурсоснабжающие организации, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, лица, осуществляющие соответствующие виды деятельности по обслуживанию и (или) ремонту общего имущества при непосредственном управлении МКД собственниками (ч. 8 ст. 155, ч. 1, 2 ст. 164 ЖК РФ)

  1. решение общего собрания о выборе непосредственного управления и договор всех (большинства) собственников с лицами, осуществляющими соответствующие виды lеятельности по содержанию и ремонту общего имущества/ договор конкретного собственника с ресурсоснабжающей организацией, с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (ч. 8 ст. 155, п. 1 ч. 2 ст. 161, ст. 164 ЖК РФ)

\\ Кто обязан вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (с кого требуют)

- солидарно собственник и дееспособные, ограниченные в дееспособности члены его семьи, в т.ч. бывшие, сохранившие право пользование жилым помещением (ч. 3, 4, 6 ст. 31, п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ)

- солидарно собственник и дееспособные, ограниченные в дееспособности граждане, проживающие в жилом помещении, предоставленном по завещательному отказу (ч. 2 ст. 33, п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ)

- солидарно собственник и гражданин, проживающий в жилом помещении на основании договора пожизненного содержания с иждивением (ст. 34, ч. 2 ст. 33, п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ)

- солидарно наниматель и дееспособные, ограниченные в дееспособности члены его семьи (в том числе бывшие, продолжающие проживать в жилом помещении) (п. 5 ч. 3 ст. 67, ч. 2, 4 ст. 69, п. 1, 1.1, 3 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ)

- арендатор жилого помещения государственного (муниципального) жилищного фонда (п. 2 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ)

- органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (ч. 3 ст. 153 ЖК РФ)

- член жилищного кооператива, которому предоставлено жилое помещение (п. 4 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ)

- лица, принявшие жилое помещение от застройщика МКД (п. 6 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ)

- застройщик МКД в отношении не переданных по акту помещений (п. 7 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ).

Об истребовании платы по квартирам, находящимся в публичной собственности. Вместо договора управления многоквартирным домом, членства в ТСЖ/ ЖК/ ином кооперативе (договора с ним), договора с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности при непосредственном управлении основанием для требования платы за жилое помещение и коммунальные услуги являются:

- договор социального найма (п. 1 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ)

- договор аренды жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда (п. 2 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ)

- договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда (п. 3 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ)

- договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования (п. 1.1 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ)

Исполнительное производство: практические решения

Исполнительное производство: практические решения

Актуальные проблемные вопросы исполнения, обеспечения и прекращения договорных обязательств

Актуальные проблемные вопросы исполнения, обеспечения и прекращения договорных обязательств

Правовое регулирование международных расчётных операций

Правовое регулирование международных расчётных операций

Комментарии (46)

Чуть уточню. ТСЖ или ЖСК может взыскать плату за ЖКУ не только со своих членов или лиц, заключивших договор, но и с собственников (прочих, в целом правильно упомянутых Вами лиц). Даже при отсутствии членства и договора.

По помещениям в собственности публично-правовых образований не очень понял. Почему договор соц.найма предоставляется вместо чего-то? Государство или муниципальное образование не может быть членом ТСЖ или ЖСК? У него не может быть договора с УК? А наниматель ответчает самостоятельно.

Обмолвка про кап.ремонт. Может, оно и так. Но не стал бы констатировать настолько безапелляционно. Тем более что тема Вашего блога - кто и с кого взыскивает. Взыскание таких взносов имеет особенности. Может, про них напишете?

"Даже при отсутствии членства и договора."
Очень спорный момент с учетом, что:

"жилищные права и обязанности возникают:
1) из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему;"
ст.10 ЖК РФ.

"3. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными. с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности."
ст. 154 ЖК РФ

Да, нормы процитированы верно. Но они не означают, что собственник квартиры, не вступивший в ТСЖ и не заключивший с ним договор, плату за ЖКУ вносить не должен.

Посмотрите практику.
Для примера скопировал первое попавшееся суд.постановление, их множество:
Апелляционное определение Московского городского суда от 04 сентября 2013 N 11-28461/13: Таким образом, независимо от наличия соответствующих договорных отношений на ответчиках как на собственниках жилого помещения лежит обязанность по осуществлению расходов на содержание общего имущества пропорционально их доле в праве общей собственности на это имущество.

Обязанность - не обязательство.
Кому платить и сколько, в какие сроки?

вот другое определение
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации № 5-КГ14-163
http://supcourt.ru/stor_pdf.php?id=1244222
"По данному делу юридически значимым и подлежащим установлению . и подлежащих применению норм
материального права являлось выяснение следующих вопросов:
- выбрано ли собственниками помещений данного дома ООО «. » в качестве управляющей организации.

Далее ст. 162 ЖК РФ.

Возможно в части коммунальных услуг ПП 354 и подойдет. И даже обязывает заключить договора между исполнителем коммунальной услуги и потребителем. При этом отказ от заключения договора не допускается.

Нет ответа по жилищным услугам.

Интересно. Номер дела указать можете?
Прямое разрешение их не смущает? -

Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг"

26. В договоре ресурсоснабжения может быть предусмотрено, что выполнение исполнителем обязательств по оплате поставленного коммунального ресурса осуществляется путем уступки в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в пользу ресурсоснабжающей организации прав требования к потребителям, имеющим задолженность по оплате коммунальной услуги.

И я о том же - исключительно на основании договора между исполнителем услуг и потребителем.

Вывод - Без договора с потребителем - собственником помещения в МКД - права УК, РСО, ТСЖ не нарушены.

Суд должен отказать по неосновательному иску.
Услуга исключительно при наличии договора.
Обзор судебной практики ВС РФ за четвёртый квартал 2013 года, утвержденном Президиумом ВС РФ 4 июня 2014.
"При отнесении споров к сфере регулирования Закона о защите прав потребителей следует учитывать, что :под услугой следует понимать действие (комплекс действий), совершаемое исполнителем в интересах и по заказу потребителя в целях, для которых услуга такого рода обычно используется, либо отвечающее целям, о которых исполнитель был поставлен в известность потребителем при заключении возмездного договора(пп “г” пункта 3)…"

"Если договора управления не заключено, а потому деятельность. по сбору платы с обманутых и запуганных жителей относится к поборам и квалифицируется, как минимум, как самоуправство (ст.330 УК РФ)"

> права УК, РСО, ТСЖ не нарушены.
> Услуга исключительно при наличии договора.
Я у вас на рынке пирожок куплю с лотка и не заплачу, а вы останетесь без пирожка и без денег. Договор-то не подписали ;)

> Обзор судебной практики ВС РФ за четвёртый квартал 2013 года
И что?

> (ст.330 УК РФ)"
Не вижу такого ни в УК, ни в ПП ВС.

Обязанность вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги у нанимателя, арендатора, собственника жилого помещения возникает в силу договора найма (например, социального найма), договора аренды жилого помещения, договора управления многоквартирным домом, заключаемых в письменной форме.

Какие права то нарушены у УК, ТСЖ, РСО при отсутствии договора?

Те же самые что и у продавца, пирожок которого вы съели, но не заплатили :)

Если он попросит вас заплатить, тоже уголовкой пугать будете?)

Право на встречное предоставление, право вытекающее из Договора/неосновательного обогащения. Назовите как угодно.

будет означать наличие Договора. Поэтому это будет иск о взыскании. В оставшемся 1% это будет иск из неосновательного обогащения.

P.S Не благодарите.

В случае принятия такого решения на общем собрании собственников (п.6.3 ст.155 ЖК).

А на практике - и без такового :)

> должно оставаться за стороной договора, т.е. за УО или ТСЖ
> суд скорее всего такое требование удовлетворит

Не кажется ли вам, что такая конструкция приобретает элементы договора в пользу третьего лица (т.е. встречное исполнение - оплата - по решению производится в пользу РСО, ч. 1 ст. 430 ГК РФ)?

Вот интересное апелляционное определение Тульского областного суда по обсуждаемой теме: https://oblsud--tula.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=7173425&delo_id=5&new=5&text_number=1&case_id=7148956

Цитата из решения:
В соответствии с пунктом 17 указанных выше Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях: при непосредственном управлении многоквартирным домом; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; в жилых домах (домовладениях).

А теперь смотрим п. 17 ППКУ № 354
17. Ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида:
а) собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрано непосредственное управление, - с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений о выборе такого способа управления, до даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанной в пункте 14 или 15 настоящих Правил;

Смотрим 14 пункт
Управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.

> но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.

Ох, на это же указали суду. Какова же оценка суда?
> так как в силу закона не обладает статусом исполнителя соответствующей коммунальной услуги,
Но ведь ППКУ № 354, Минстрой РФ и Верховный суд РФ, говорят, что может? И только что прочитали, что может? И в ч. 6.3. ст. 155 ЖК РФ написано, что вносить плату нужно УК обязана заключить договор с РСО?

> Согласно п. 9 ст. 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией
При чем тут это? РСО не пытается стать УК?

> Ресурсоснабжающие организации не относятся к тем организациям, которым могут быть переданы управляющими компаниями полномочия по начислению и взиманию платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды
Хм, все вышеуказанные положения проигнорированы.

> в бесспорном порядке была установлена недопустимость внесения платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, ресурсоснабжающим организациям, за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом
Но ведь только что мы прочитали ее и поняли, что ей установлена возможность производить исполнение в пользу третьего лица.

Читайте также: