Налоговое планирование субъектов малого предпринимательства

Опубликовано: 15.05.2024

Развитие малого предпринимательства в России на данный момент является одним из самых важных направлений решений экономических и социальных проблем на всех государственных уровнях. Малый бизнес в последние годы приобретает огромные темпы распространения, решает проблему занятости населения, создает конкуренцию на рынке товаров и услуг. Он продвигает экономику страны и, с каждым годом, все больше укрепляет свои позиции. Доля малого бизнеса в России составляет 20 % ВВП России.

В последнее время на законодательном уровне рассматриваются вопросы о принятии новых законов, постановлений, указов, которые будут направлены на поддержку малого бизнеса. Чтобы немного улучшить положение предпринимателей, вводят специальные налоговые режимы, налоговые каникулы, упрощают формы сдачи деклараций. Это немного улучшает состояние среды для малого предпринимательства, но многие компании всё равно стараются уйти «в тень», причина таких действий – непосильные для данного сегмента рынка налоги.

Большинство развитых стран оказывают разного рода поддержку и поощрение для деятельности малого предпринимательства. В России, в целях содействия развитию малых и средних форм хозяйствования, был принят Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Он является основополагающим документом, который регулирует отношения развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов, инфраструктуры их поддержки, их формы и виды [4].

Согласно Постановлению Правительства РФ от 09.02.201 г. № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства», микропредприятием в России признается предприятие, средняя численность работников которого не превышает 15 человек, а доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей [5].

Согласно данным предоставленным федеральной службой государственной статистики на 2013 год в Российской Федерации насчитывалось 1 млн 700 тыс. микропредприятий, на которых было занято 4,6 млн сотрудников. На основании же обновленных статистических данных, по состоянию на май 2014 года число микропредприятий увеличилось и теперь составляет 1 млн 800 тыс. предприятий, и в них работает 4,7 млн работников. То есть можно сделать вывод, что привлекательность предпринимательства в России постепенно возрастает и соответственно увеличивается число людей, занятых в микробизнесе. Представим данные основных показателей деятельности малых предприятий за 2012–2014 годы в табл. 1.

В Российской Федерации существуют два вида налоговых режимов для субъектов малого предпринимательства: общий и специальный налоговые режимы.

Общий налоговый режим предусматривает уплату федеральных, региональных и местных налогов, а также уплату взносов в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и в Фонд социального страхования.

Малое предпринимательство в основном используют специальные налоговые режимы. В зависимости от разных показателей предприятия, можно выбрать один либо несколько специальных налоговых режимов:

● система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН);

● упрощенная система налогообложения (УСН);

● единый налог на вмененный доход (ЕНВД);

● патентная система налогообложения (ПСН) [3].

Чаще всего предприниматели выбирают УСН либо ЕНВД. Переход на другую систему налогообложения является добровольным, но существуют определенные для этого сроки. Данные о поступлениях от специальных налоговых режимов на 01.01.2015 г. всего по РФ представим в табл. 2.

Из табл. 2 видно, что наибольший удельный вес поступлений имеет упрощенная система налогообложения – больше половины всех налоговых поступлений от использования специальных налоговых режимов приходится именно на неё. Наименее популярными и привлекательными для налогоплательщиков являются патентная система и единый сельскохозяйственный налог. Непопулярность этих налоговых режимов можно объяснить недоработками и пробелами в законодательстве, а также недостаточной поддержкой и субсидированием данных сфер экономики [2].

Основные показатели деятельности малых предприятий за 2012–2014 годы

То, как осуществляется налогообложение субъектов малого бизнеса, имеет огромное значение для развития экономики государства: ведь высокие налоги и сложные схемы снижают привлекательность предпринимательства, вынуждают небольшие фирмы уходить «в тень», а некоторых вообще прекратить деятельность. Главная же задача эффективного налогообложения – не допустить этого, а, наоборот, стимулировать развитие малого бизнеса.

Кто относится к малому бизнесу

Деятельность мелких фирм и частных предпринимателей регулируется ФЗ «О развитии малого предпринимательства…» № 209 от 24.07.2007 (посл. изм. от 29.12.15).

В соответствии с этим нормативным актом, к сегменту малого бизнеса относятся юридические лица и предприниматели, которые отвечают следующим критериям:

  • доля других обществ в их учредительном капитале не превышает 25%;
  • среднегодовая численность работников в штате предприятия не больше 100 человек включительно;
  • годовой размер выручки не должен превышать 800 млн рублей (в соответствии с недавним постановлением Правительства РФ от 13.07.15 г.)

Налоги для малого бизнеса должны стимулировать развитие этого сегмента экономики с тем, чтобы:

  • активизировать развитие инновационных видов деятельности;
  • повысить привлекательность занятия бизнесом среди населения, что в итоге снизить уровень безработицы;
  • обеспечить рост квалификации работников, занятых в сегменте малого предпринимательства;
  • способствовать притоку зарубежных и отечественных инвестиций в сегмент малого бизнеса;
  • повысить уровень конкуренции на рынке, а значит, стимулировать рост качества предоставляемых услуг и реализуемой продукции.

Виды и особенности режимов налогообложения

В соответствии с Налоговым кодексом РФ, небольшие фирмы и коммерсанты могут самостоятельно выбирать режим уплаты обязательных платежей в казну. При этом нужно учитывать специфику своего направления работы, ведь каждая из действующих систем налогообложения рассчитана на определенные сферы деятельности. В любом случае стоит предусмотреть ведение учета налогов самостоятельно или с помощью бухгалтера.

На территории РФ существуют такие налоговые режимы для малого бизнеса:

  • традиционная (или общая);
  • упрощенная;
  • единый налог на вмененный доход;
  • патентная система налогообложения (только для ИП);
  • единый сельскохозяйственный налог.

Последние три режима имеют статус специальных и рассчитаны на конкретные виды деятельности, в других направлениях бизнеса их применение будет невыгодным.

Такие режимы используются с целью оптимизировать уровень бюджетных начислений за счет замены нескольких обязательных налогов, которые должен перечислять субъект хозяйственной деятельности, на один.

Особенности налогообложения малого бизнеса:

  • простота ведения учета;
  • оптимальный размер налоговой нагрузки;
  • легкость смены одного режима на другой;
  • отсутствие сложных формул расчета обязательных платежей;
  • минимальное количество документов для отчетности.

Традиционная система налогообложения

Участниками общей системы расчета обязательных платежей в казну государства автоматически становятся все частные предприниматели и юрлица, которые вместе с документами на регистрацию не подали заявление о переходе на другой режим уплаты налогов.

Представители малого бизнеса не любят эту систему обязательных начислений, что связано в первую очередь со сложностью ведения учета, а во вторую – с большим размером платежей в бюджет.

Этот режим используют те предприятия или частные предприниматели, которые по определенным причинам (количество работников, размеры выручки) не могут стать участником другой, более экономичной системы налогообложения.

Если представитель малого бизнеса работает на ОСНО, он перечисляет следующие обязательные платежи в бюджет:

  • НДС;
  • имущественный налог;
  • подоходный;
  • на прибыль.

Впрочем, ОСНО имеет и свои преимущества:

  • полная свобода действий – не нужно зависеть от объемов выручки или количества работников в штате предприятия;
  • возврат НДС;
  • больше возможностей на рынке, так как большинство контрагентов заинтересованы в получении НДС.

Упрощенная система

Упрощенная система налогообложения – самый популярный режим среди представителей малого бизнеса. Но чтобы стать участником «упрощенки», нужно отвечать следующим критериям:

  • на дату подачи заявления о переходе на «упрощенку» объем поступлений за три квартала не должен превышать 51,615 млн. рублей (эта величина каждый год пересматривается, так как зависит от коэффициента-дефлятора);
  • среднегодовая численность работников не должна быть более ста человек;
  • остаточная стоимость основных средств на последнюю учетную дату, согласно финансовой отчетности, не больше 100 млн рублей;
  • доля внешних бенефициаров – не более 25%.

При ведении бизнеса возможна ситуация, когда эти предельные показатели будут превышены: в таком случае надлежит не позднее 15 календарных дней с момента окончания последнего отчетного периода уведомить свое отделение ФНС и перейти на ОСНО.

После возвращения показателей в норму представитель малого бизнеса может снова стать плательщиком по УСН, но для этого нужно не позднее 15 января года, в котором он хочет начислять налог по упрощенной схеме, подать заявление установленной формы в фискальную службу.

Специфика налогообложения на предприятиях малого бизнеса – участниках УСН – заключается в двух возможных вариантах расчета фискальной базы:

  • доходы;
  • доходы за минусом расходов.

Первый вариант интересен для фирм и коммерсантов, которые получают небольшие доходы, второй – для тех, у кого высокий уровень расходов.

Все хозяйственные операции, осуществленные плательщиком на УСН, фиксируются в специальном регистре – книге учета доходов и расходов.

Ставка налога зависит от варианта расчета налоговой базы: если это «доходы», тогда вся выручка предприятия умножается на ставку 6%; если предприниматель выбрал способ расчета «доходы минус расходы», тогда объем выручки корректируется на расходы и только после этого умножается на ставку 15%.

С 2016 года с целью снижения налоговой нагрузки местные органы власти получили право уменьшать ставку налога в зависимости от частного предпринимателя и вида его бизнеса. Так, если бизнесмен выбрал «доходы» ему можно снизить ставку налога в пределах от 6% до 1%, а если объектом налогообложения являются «доходы, скорректированные на расходы», тогда платеж в бюджет возможно снизить от 15% до 5%.

Преимущества УСН в том, что участники этой системы освобождаются от уплаты: НДС, подоходного (предприниматели), на прибыль (юрлица), имущественного.

Характеристика ЕНВД

Особенностью этой системы налогообложения является то, что уровень дохода бизнеса на размер платежей в бюджет практически не влияет. Каким бы ни был ваш заработок, все равно нужно будет заплатить 15% от вмененного дохода.

В 2016 году государство также дало возможность местным органам власти снизить фискальную нагрузку участникам этого режима: теперь возможно уменьшение ставки до 7,5%.

Этот режим устанавливается по решению местных органов власти и только для определенных направлений бизнеса.

Стать плательщиком ЕНВД можно добровольно, но только если:

  • этот режим установлен на территории муниципального округа;
  • в нормативном документе, который устанавливает этот режим на конкретной территории, указана сфера деятельности, осуществляемая представителем малого бизнеса.

Режим ЕНВД действует только для предпринимателей и организаций, которые занимаются:

  • оказанием бытовых услуг;
  • предоставляют услуги ветеринарии;
  • осуществляют техобслуживание, ремонт, мойку автотранспорта и мотоциклов;
  • сдают в аренду места для стоянки авто- и мотоциклетного транспорта;
  • оказывают услуги такси, но при этом количество транспорта не должно превышать 20 единиц;
  • оказывают услуги общепита на площади, что не превышает 150 кв.м.;
  • размещением наружной рекламы на специальных конструкциях или в разных видах транспорта;
  • предоставляют услуги проживания на площади не более 500 кв.м.;
  • и т.д. : полный список приведен в ст.346.26.НК РФ.

Расчет единого вмененного налога осуществляется по формуле: Д*ФП*k1*k2*%, где

Д – доходность конкретной сферы деятельности;

ФП – физические показатели по конкретному направлению бизнеса, например: численность работников на предприятии, площади помещений, производительные мощности оборудования, количество транспорта и т. д.

k1 – коэффициент дефляции;

k2 – корректирующий коэффициент.

Значение коэффициентов ежегодно меняется. Однако, в 2016 году k1 сохранили как и в предыдущем на уровне – 1,798 ед, а ставка налога – 15%.

Коэффициент k2 рассчитывается каждой муниципальной администрацией самостоятельно. Его размер можно узнать в местном фискальном органе.

Преимущества ЕНВД для представителей малого бизнеса таковы:

  • простота расчета;
  • легкость ведения отчетности;
  • минимальный пакет документов, необходимый для предоставления в налоговую;
  • отменяются налоги: на прибыль, подоходный, НДС, на имущество (только для ИП).

Патентная система налогообложения

Данный спецрежим предусмотрен только для индивидуальных предпринимателей. Обязательное условие – средняя численность всех сотрудников (по всем видам деятельности) за отчетный налоговый период не более 15 человек.

Перечень видов деятельности, подлежащих применению патентной системы, утверждается субъектами РФ на территориях, относящихся к их юрисдикции.

Патент можно приобрести на период от 1 до 12 месяцев.

Датой начала применения патентной системы считается дата выдачи патента.

Величина налога для плательщика ПСН не зависит от фактического дохода от бизнеса: она определяется, исходя из установленного законодательно потенциально возможного дохода для данного вида предпринимательства.

Переход на ПСН освобождает ИП от уплаты налогов с доходов, заработанных деятельностью, что ведется на основании патента: налога на имущество, налога с доходов, НДС.

Единый сельскохозяйственный налог

Если представитель малого бизнеса занят в сельском хозяйстве: занимается растение- или животноводством, выращивает рыбу, занимается лесным хозяйством, тогда ЕСХН – оптимальный выбор для него.

Участник этого режима платит всего 6% от разницы между доходами и расходами.

Сельскохозяйственным производителем считается юрлицо или предприниматель, у которого объем поступлений от реализации данной продукции в структуре всей выручки превышает 70%.

Преимуществом ЕСХН является возможность не платить следующие налоги:

  • подоходный;
  • на прибыль;
  • на имущество;
  • НДС.

Налоговые льготы для малого бизнеса: Видео

Елена Космакова

Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии

Что такое налоговый режим

Бизнес платит налоги по определенным правилам и формулам. Попросту говоря, налоговый режим (или система налогообложения) - и есть тот набор формул, по которым придется рассчитывать и перечислять в бюджет налоги. В России несколько таких систем, они отличаются по количеству налогов и их размеру, по числу отчетов, которые придется сдавать. В каждой системе есть свои допуски и критерии: если бизнес подходит под эти допуски — имеет право применять систему, если “не влезает” - то нет.

  • ОСНО — общая система налогообложения — базовая система, на которой “по умолчанию” оказываются все новые компании и ИП, если они не выберут другой режим и не напишут об этом уведомление в налоговую. Поэтому ОСНО называют основной системой, или “классикой”, а остальные налоговые режимы — специальными, или спецрежимами.
  • УСН — упрощенная система налогообложения, упрощенка.
  • ПСН — патентная система налогообложения, патент.
  • ЕСХН — единый сельскохозяйственный налог — для фермеров и крестьянских хозяйств.
  • НПД — налог на профессиональный доход — для самозанятых.

Что влияет на выбор налогового режима

Какие же параметры показывают, сможете вы применять конкретную систему налогообложения или нет? Перечисляем.

  • Объем годовой выручки. Скажем, для УСН это 200 000 млн. рублей, для ПСН — 60 млн. рублей, для НПД — 2,4 млн. рублей, а для ОСНО ограничений нет.
  • Число сотрудников. На упрощенке можно работать со штатом до 130 человек, на патенте — до 15 человек, на НПД вовсе нельзя нанимать персонал, а на ОСНО ограничений снова нет.
  • Организационно-правовая форма - ИП, ООО и пр. Например, ИП могут работать на ПСН и НПД, а ООО — нет.
  • Виды деятельности. На ОСНО можно работать при любом виде деятельности, а вот у каждого спецежима есть список видов, для которых его можно применять. Это прописано в Налоговом кодексе и региональных законах, мы расскажем об этом подробнее, когда будем говорить о каждом спецрежиме.

Есть и другие допуски для спецрежимов: стоимость основных средств, наличие филиалов и пр. Об этом мы тоже расскажем позже.

Как выбрать налоговый режим

Шаг 1. “Отфильтруйте” все возможные режимы по организационно-правовой форме. Например, у вас ООО: подойдут ОСНО и УСН. Если у вас ИП, подойдет любой из режимов.

Шаг 2. Смотрим на годовую выручку. Если по бизнес плану вы должны заработать 45 млн рублей, то НПД уже не подойдет, а вот патент, упрощенка и ОСНО — да.

Шаг 3. Считаем работников в штате. Например, у вас 60 сотрудников: патент и НПД отпадают, остается упрощенка и ОСНО.

Шаг 4. Отсекаем налоговые режимы по видам деятельности: проверяем допуски для вашего вида. Скажем, страховщики не работают на УСН.

Шаг 5. Проверяем остальные критерии: например, компания с филиалами или участием другой компании в уставном капитале более 25% не может применять УСН.

Шаг 6. Если к этому шагу у вас еще есть выбор, рассчитайте налоговую нагрузку. Для этого посмотрите, какие налоги платят на каждом подходящем налоговом режиме, и рассчитайте суммы по вашим плановым или текущим доходам. Потом сравните их и выберите самый выгодный налоговый режим.

Выбор системы налогообложения можно сделать автоматически — с помощью бесплатного калькулятора от Контур.Бухгалтерии. Калькулятор поможет отсечь неподходящие режимы, подскажет, как заполнить поля для расчета, и покажет налоговую нагрузку по каждой системе. Вам останется только выбрать выгодный режим.

УСН: налоги и отчеты, кому подходит

Упрощенка — один из самых понятных и выгодных спецрежимов для малого бизнеса, правила работы и перехода на УСН есть в гл. 26.2 НК РФ. На упрощенке платят один налог (правда, если у компании есть транспорт и земля, то транспортный и земельный налог платятся отдельно). Каждый квартал перечисляют так называемые “авансы по налогу”, а по итогам года рассчитывают и платят остаток налога. А вот налоговая декларация одна — ее сдают раз в год: организации до 31 марта, ИП — до 30 апреля.

Плюс системы еще и в том, что власти вашего региона могут снизить налоговую ставку по УСН для некоторых видов бизнеса, тогда экономия будет еще заметнее.

На УСН не надо работать с НДС. Поэтому другим компаниям, которые платят НДС, не выгодно покупать у компаний или ИП на УСН товары и услуги. Так что “осношники” стараются не работать с “упрощенцами”.

Допуски и ограничения при работе на УСН:

  • годовой доход — не более 200 млн. рублей;
  • число сотрудников — не более 130;
  • стоимость основных средств — не более 150 млн. рублей;
  • в уставном капитале компании должно быть не более 25% вклада другой организации;
  • у компании не должно быть филиалов;
  • на упрощенке нельзя работать производителям подакцизных товаров, добывать полезные ископаемые, работать с ценными бумагами, давать кредиты: в ст. 346.12 НК РФ перечислены все, кому нельзя работать на УСН.

Правила расчета налога на упрощенке зависят от объекта налогообложения. Это та сумма, с которой платится налог. На УСН есть два варианта:

  • доходы;
  • доходы минус расходы.

УСН “Доходы”

Налоговая ставка — от 1 до 6% в зависимости от региона и вида деятельности. Обычно этот вариант выгоден, если ваши расходы сложно подтвердить или расходы составляют менее 60% от доходов. Если годовой доход компании от 150 до 200 млн. рублей или число сотрудников от 100 до 130 человек, ставка вырастает до 8%.

Из суммы налога можно вычесть уплаченные страховые взносы: это взносы ИП “за себя” и взносы за сотрудников. Здесь мы подробнее рассказываем об уменьшении налога на сумму взносов.

Вести учет и сдавать отчетность на УСН “Доходы” можно самостоятельно, чтобы экономить на бухгалтере. Лучше это делать не в таблицах Excel, а в специальной программе или сервисе. Скажем, сервис Контур.Бухгалтерия рассчитает налог, заполнит книгу учета доходов и расходов и налоговую декларацию, предупредит о сроках платежей и отчетности. Для сотрудников — рассчитает и оформит зарплаты, взносы, НДФЛ, отчеты.

УСН “Доходы минус расходы”

Налоговая ставка — от 5 до 15% в зависимости от региона и вида деятельности. Будет выгоден, если ваши расходы легко подтвердить документами, и они составляют более 60% от доходов. Если годовой доход компании от 150 до 200 млн. рублей или число сотрудников от 100 до 130 человек, ставка вырастает до 20%.

Уплаченные страховые взносов за ИП и сотрудников можно включить в расходы. Но не все расходы уменьшают налоговую базу, с которой платят налог. Для признания расхода есть требования:

  • расход обоснован и совершен с целью получение дохода;
  • расход упомянут в списке из ст. 346.16 НК РФ;
  • вы получили от поставщика то, за что платите деньги, и полностью расплатились;
  • есть документы, которые подтверждают расход;
  • если расходы связаны с товарами для перепродажи, то списать их можно только после продажи этих товаров.

Чтобы не запутаться с учетом расходов на УСН, лучше вести учет в специальном сервисе или привлечь бухгалтера. Скажем, веб-сервис Контур.Бухгалтерия учитывает расходы по всем правилам, рассчитывает платежи, заполняет КУДиР и декларацию, формирует платежки, напоминает о датах платежей и отчетов. В сервисе есть зарплатный блок для работы с сотрудниками. А с помощью управленческих отчетов руководитель сможет контролировать финансы.

ОСНО: учет, отчетность, сложность

Малый бизнес редко выбирает ОСНО: только если видит выгоду в работе с плательщиками НДС — многие поставщики и покупатели охотнее сотрудничают с теми, кто тоже платит налог на добавленную стоимость. Этот налог платят на ОСНО, а еще — налог на прибыль и налог на имущество организаций, если в собственности есть недвижимость. Если есть транспорт и земля — налоги по ним платятся отдельно. Отчетность по каждому из налогов сдают ежеквартально.

На ОСНО придется вести полноценный бухгалтерский и налоговый учет — довольно сложный и кропотливый. Это вряд ли возможно без специальных бухгалтерских знаний, даже если вы работаете в специализированном сервисе. Так что на ОСНО компании и ИП чаще всего работают с бухгалтером.

Но все же бухгалтерские сервисы упрощают работу и избавляют от ошибок. Например, в Контур.Бухгалтерии есть специальный инструмент “Расчет НДС”, который помогает сокращать налог к уплате, подсказывает, каких документов в системе не хватает и какие ошибки в учете допущены.

Патент: критерии, совмещение

Патент похож на отмененный с 2021 года режим ЕНВД. Здесь размер налога зависит не от фактических доходов, а от потенциально возможных. Такой доход устанавливают региональные власти, рассчитать стоимость патента можно на официальном сайте налоговой.

Работать на ПСН легко: нужно вовремя вносить платежи за патент и вести книгу учета доходов. Если у вас есть транспорт и земля — платить налоги по ним, а если есть сотрудники — уплачивать НДФЛ, взносы и сдавать отчеты по персоналу. С 2021 года стало можно уменьшать сумму патента на страховые взносы за себя и сотрудников по аналогии с отмененным ЕНВД.

Вот допуски к работе на патенте:

  • работать на ПСН могут только ИП;
  • ваш вид деятельности должен подходить под ПСН, в каждом регионе свой список (скажем, общепит, детские центры развития, фотоуслуги), уточняйте эти сведения в своей налоговой;
  • в штате предпринимателя не более 15 сотрудников;
  • годовой доход — не более 60 млн. рублей;
  • ИП не работает с подакцизными товарами и товарами, подлежащими обязательной маркировке.

НПД: кому подходит

Налог на профессиональный доход — режим для самозанятых. Если вы временно или постоянно работаете сами на себя и продаете товары или услуги собственного производства, а ваши доходы — не более 2,4 млн рублей в год, то можно рассматривать этот режим. Его могут применять физлица и индивидуальные предприниматели. Один из плюсов этого режима — на нем не нужно платить страховые взносы “за себя”.

Совмещение налоговых режимов

Иногда в бизнесе выгодно выделить два направления, и по каждому из них применять свой налоговый режим. С 2021 года совмещать разные режимы могут только предприниматели. Есть два варианта:

ОСНО и упрощенку совмещать нельзя, оба эти режима — базовые и распространяются на всю деятельность. А НПД нельзя совмещать ни с чем.

Резюмируем: внимательно изучите, подходит ли вам каждый из налоговых режимов по допускам и критериям, сравните налоговую нагрузку с помощью нашего бесплатного калькулятора и работайте на самом выгодном для вашего бизнеса режиме. А веб-сервис Контур.Бухгалтерия поможет вести учет, начислять зарплату и отчитываться на любой системе налогообложения или при их совмещении. Первые две недели все новички работают бесплатно.


В современном обществе малый и средний бизнес является одним из важнейших элементов рыночной экономики. Однако в процессе осуществления своей деятельности представители бизнеса нередко сталкиваются с множеством проблем, связанных с обязанностью по уплате налогов и сборов.

В настоящее время налоговое законодательство является весьма сложным и нестабильным - новые изменения и дополнения стали приниматься почти непрерывно, в результате чего значительно отягчается и деятельность предпринимателей.

Можно уверенно говорить о том, что с проблемой чрезвычайно высокой налоговой нагрузки сталкивается каждый субъект малого и среднего предпринимательства [2, с. 50]. При этом все без исключения представители бизнеса заинтересованы в повышении эффективности своего дела путём снижения обременительных отчислений в бюджеты всех уровней. В настоящее время для достижения этой цели стали активно использоваться инструменты налогового планирования.

Налоговое планирование определяется как способ управления финансовыми потоками компании в целях минимизации налоговых отчислений в бюджет. Налоговое планирование включает в себя выбор формы организационно-правовой собственности, системы налогообложения, порядка осуществления деятельности и приобретения активов, а также выбор контрагентов, времени и места осуществления финансово-хозяйственной деятельности.

Любой коммерческий проект предприятия проходит через естественные стадии развития: планирование деятельности, подготовительные мероприятия, процедура государственной регистрации, непосредственное осуществление деятельности, ликвидация [4, с. 943]. При этом на различных этапах налоговое планирование может иметь совершенно разные цели и конечные результаты. На этапе планирования деятельности предприятия принимается решение о территориальном расположении юридического лица с целью оптимизации налоговой нагрузки. На основании целей деятельности предприятия, а также налоговой политики разных стран осуществляется выбор государства регистрации, а также зоны регистрации внутри страны. Весьма привлекательным элементом налогового планирования является выбор свободных экономических зон и закрытых административно-территориальный образований.

Кроме того, на этапе планирования и подготовительных мероприятий очень важным является правильный выбор организационно-правовой формы предприятия. В большинстве случаев осуществляется выбор между ведением бизнеса в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица. Налоговая нагрузка индивидуальных предпринимателей существенно ниже, чем у юридических лиц. Однако существуют и негативные стороны в виде ограничений на определенные сферы деятельности, несения ответственности по своим обязательствам всем принадлежащим имуществом. В силу ограничений предприниматели порой не имеют возможности конкурировать с предприятиями на равных условиях.

С 2013 года появился еще один весомый аргумент не в пользу индивидуального предпринимательства - был повышен годовой фиксированный платеж в Пенсионный фонд. В связи с этим представители малого бизнеса, осуществляющие деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей и имеющие невысокий уровень доходов, помимо уплаты налогов, стали нести обязанность по уплате достаточно обременительных платежей в Пенсионную систему РФ. Однако когда с января 2014 года размер страховых взносов был снова понижен, это не привело к увеличению количества субъектов малого предпринимательства.

Любое коммерческое предприятие осуществляет налоговую деятельность, рассматривать которую можно и как часть его финансово-хозяйственной деятельности. Но неверно было бы считать, что налоговая деятельность начинается и заканчивается уплатой налогов и представлением налоговой отчетности в соответствующие фискальные органы. В течение всего времени своего существования на предприятии происходит непрерывный процесс формирования различных видов имущества, возникновения и прекращения налоговых обязательств. Все это влияет на величину налоговой базы, а значит, говорит о необходимости внедрения эффективной системы налогового планирования.

Налоговое планирование можно рассматривать и как способ управления предприятием. При этом предприятие становится субъектом использования налоговых инструментов в отношении собственных подразделений, филиалов и видов деятельности. Рассматривая налоговое планирование как функцию управления налогами на предприятии, необходимо отметить, что данная функция реализуется через управление объектами налогообложения, а также процедуры исчисления и уплаты налогов.

Таким образом, на этапе планирования и подготовительных мероприятий в первую очередь решается вопрос об организационно-правовой форме осуществления бизнеса. На стадии развития при отсутствии финансовых поступлений ежегодный фиксированный платеж для индивидуальных предпринимателей может оказаться весьма существенным и привести к выбору осуществления бизнеса в качестве юридического лица.

Для того чтобы снизить риски в налоговом планировании, в первую очередь, необходимо рассмотреть саму сущность налогового планирования, основу которой составляют именно законные способы снижения налоговых обязательств.

Под словом «законные» подразумевается полное соответствие этих способов нормам действующих законодательных актов. Когда речь идет об альтернативности планирования налогов, то это значит, что снижение того или иного налога можно добиться принципиально разными способами. Каждый предприниматель сам для себя решает, какой из методов минимизации налогообложения он может себе позволить в сложившейся ситуации, поскольку для реализации той или иной налоговой схемы потребуется много времени и средств, которых у предприятия может не быть, а значит, следует рассчитать все возможные средства, необходимые для достижения поставленной цели.

На сегодняшний день при разработке налоговых схем предприниматели больше задумываются о том, как найти пробелы в законодательстве, которые позволят обойти закон и заплатить меньше налогов. При этом малый бизнес редко задумывается о возможных негативных последствиях, с которыми придется столкнуться даже при успешной реализации выбранной налоговой схемы.

Процесс налогового планирования неразрывно связан с методами ведения бухгалтерского учёта, поэтому при формировании учётной политики субъектам малого бизнеса необходимо анализировать все возможные варианты снижения налоговых обязательств. К таким вариантам относятся выбор метода и коэффициентов амортизации, а также создание резерва по сомнительным долгам в целях экономии при расчёте налога на прибыль организаций [1, с. 6].

Однако следует отметить, что проведение мероприятий налогового планирования предполагает возникновение дополнительного риска, поскольку любое сокращение налоговых платежей приводит к повышению вероятности проведения выездной налоговой проверки, что не может не оказывать влияние на ведение предпринимательской деятельности [5].

Однако налоговыми органами используется ряд находящихся в открытом доступе критериев, используемых при отборе компаний для проведения проверок. Такими критериями выступают, в частности, средний уровень заработной платы на предприятии, уровень налоговой нагрузки, рентабельность, пороговые значения выручки и другие. Зная нормативные значения таких критериев, налогоплательщик может снижать свои налоговые обязательства до заранее известного уровня.

В случае регистрации юридического лица на этапе планирования следует выбрать форму хозяйствующего товарищества или общества. Большинство представителей малого бизнеса в России в настоящее время выбирают общество с ограниченной ответственностью как самый безопасный и мало затратный на начальном этапе вариант - на сегодняшний день минимальная величина уставного капитала составляет всего десять тысяч рублей.

На подготовительном этапе с целью выбора системы налогообложения для эффективного налогового планирования необходимо произвести расчеты планируемых поступлений и расходов. На сегодняшний день в России возможны следующие варианты:

  1. Общая система налогообложения, при которой предприятия, осуществляя свою предпринимательскую деятельность и получая прибыль, уплачивают налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, страховые взносы в Пенсионный фонд, налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций. Особенностью современного налогообложения прибыли является установление открытого перечня расходов, учитываемых при определении налоговой базы.
  2. Упрощенная система налогообложения - это льготная система налогообложения, предусматривающая замену всех основных налогов единым налогом, исчисляемым по результатам деятельности за налоговый период. Налоговая нагрузка на плательщика при этом специальном режиме по сравнению с общей системой значительно ниже. Предприятия и предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, могут платить только один налог - либо с чистой прибыли (по ставке 15 %), либо с выручки (6 %). На этапе планирования деятельности необходимо помнить, что заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения необходимо подать одновременно с пакетом документов на регистрацию предприятия.
  3. Единый налог на вмененный доход, установленный в Налоговом кодексе Российской Федерации для юридических лиц и предпринимателей, занимающиеся определенными видами деятельности, такими как розничная торговля, перевозка грузов, общественное питание, размещение рекламы и другие. Налоговая ставка установлена в размере 15 процентов от величины вмененного дохода.
  4. Единый сельскохозяйственный налог, используемый организациями, у которых доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70 % в общем объеме доходов. Организации, применяющие единый сельскохозяйственный налог, уплачивают 6 % от разницы между доходами и расходами. Сравнительный анализ систем налогообложения представлен в таблице 1.

Таблица 1. Анализ налоговых платежей, уплачиваемых при применении различных систем налогообложения

Малый бизнес освободили от плановых проверок на 2021 год. Но он не распространяется на внеплановые проверки - только на плановые, которые проводятся 1 раз в 3 года.

Какие проверки возможны, каких ожидать и что делать - читайте далее.

Какие проверки

Налоговым кодексом предусмотрены плановые и внеплановые проверки (согласно пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ). Оформили информацию о них в таблице ниже.

Виды проверок / Свойства

Проверки, которые проводятся по заранее установленному плану.

Проверки, которые проводятся по уведомлению налогового органа.

по заявлению потребителей либо третьих лиц.

Основание для визитов налоговых инспекторов

Налоговые органы обязаны регулярный осуществлять контроль (согласно требованиям налогового законодательства).

отсутствие реакции на предписание налогового органа в рамках оговоренного срока;

если проверка является условием для выдачи специального разрешения (лицензии) или разрешения (согласования);

обращение граждан (с доказательствами) об угрозе и причинению вреда организацией или бизнесменом жизни, здоровью граждан, животных, растений, окружающей среде, объектам культурного наследия народов России, безопасности государства;

нарушение прав потребителей; нарушения требований к маркировке товаров;

обнаружение фактов, которые могут вести к нарушениям;

отдельное поручение Президента РФ, Правительства РФ, требование прокурора на основании предоставленных фактов.

Согласно налоговому Законодательству налоговая проверка обязательно произойдет по факту предоставления налоговой отчетности — сообщается на официальном сайте ФНС.

Плановые и внеплановые проверки бывают следующих подвидов:

Камеральная налоговая проверка – это проверка соблюдения налогового законодательства на основе налоговой декларации, данных бухгалтерского учета и других документов.

Проверка начинается после подачи декларации в налоговый орган без уведомления налогоплательщика и длится около 3-х месяцев.

Истребование документов у налогоплательщика,

Истребование документов у контрагентов,

Участие переводчика или стороннего эксперта,

Осмотр документов и предметов с согласия налогоплательщика.

Выездная налоговая проверка - проверка с посещением представительства организации и проводится в отношении налога на прибыль организации.

Срок проведения - 1-6 месяцев (зависит от вида проверки и используемых инструментов).

требование документов (информации),

получение экспертного заключения,

Вместе с этим в Налоговом Законодательстве закреплено понятие налоговых рисков — возможных финансовых убытков вследствии визита налоговой инспекции. Хотя четкого определения нет.

По результатам налоговой проверки в случае обнаружения нарушения предприниматель привлекается к ответственности (требования фнс об этом изложены в ст 101 НК РФ и Федеральном законе от 16.11.2011 N 321-ФЗ).

Так как же узнать об ожидаемых проверках и минимизировать налоговые риски? Читайте далее.

Актуальный ежегодный график планов проверок


Сайт Генеральной прокуратуры РФ.

Введите ИНН, ОГРН или наименование искомой организации — получите информацию из базы данных ФНС с информацией по проведению выездных и камеральных налоговых проверок.


Скриншот результата проверки

В 2021 году произошло обновление налогового законодательства.

На 2021 год мораторий продлен

Документ устанавливает, что в 2021 году действует мораторий (продолжается с 2020 года) на проведение плановых выездных проверок в отношении юридических лиц и ИП, субъектов малого бизнеса. Соответствующее постановление было подписано Михаилом Мишустиным, сообщает Министерство Экономического Развития.

Однако, как и раньше инспекторы ФНС будут проверять следующие субъекты мсп:

осуществляющие деятельность в социальной сфере,

сфера теплоснабжения, электроэнергетики и энергосбережения и повышения энергетической эффективности,

предприятия из области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.

Малые предприятия этих сфер будут подвергаться налоговому мониторингу и другим методам проверки налоговой инспекции — в соответствии с п.9 ст. 9 закона № 294-ФЗ.

Кроме этого, государственный орган контроля проверит:

компании, использующие производственные объекты из категории чрезвычайно высокого или высокого уровня налоговый рисков, либо попадающие в 1 и 2 класс опасности, либо в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля;

субъекты малого предпринимательства, в отношении которых есть вступившее в законную силу постановление о назначении административной ответственности за совершение грубого нарушения требований КоАП, дисквалификации или административного приостановления деятельности (с возможной блокировкой расчетного счета);

Также с проверкой придут, если ранее приняли решение о приостановлении действия лицензии или вообще ее аннулировали. Учтите условие для таких ревизий – с даты окончания налоговой проверки, по результатам которой вынесли постановление или приняли решение, прошло менее 3 лет.

ВНИМАНИЕ! Если вас не должны проверять, но включили в план — подайте заявление

Подготовьте следующие документы:

Заявление об исключении из плана проверок (форма по ссылке).

Если у вас ООО, сделайте копию бухгалтерской отчётности.

Если вы ИП, подготовьте копию отчета по УСН или НДФЛ.

Для организаций всех форм, нужна копия отчета для налоговой о численности персонала.

Эти документы подавайте в орган, который назначил проверку — информацию смотрите в плане проверок.

В течение 10 дней примут решение об отмене вашей проверки и до 2021 года включать вас в план больше не должны.

Несмотря на мораторий, государственный контроль в 2021 году будет осуществляться. Каким образом? Читайте далее.

В 2021 году ФНС может обойти мораторий на законном основании

Государственной думой был принят Федеральный Закон N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Он одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года. Вступил в силу 1.07.2021 года.

Данный закон вводит новые формы внеплановых налоговых проверок, согласно которым налоговые инспекторы вправе проверять бизнес.

Контрольная закупка — создание ситуации для сделки — для оценки обязательных требований при продаже. Проводится без предварительного уведомления.

Мониторинговая сделка — сделка с последующим направлением товаров или услуг на экспертизу на соответствие их (приобретенных товаров или услуг) требуемому качеству. Также проводится без предварительного уведомления.

Выборочный контроль — отбор проб образцов продукции с целью определения соответствия продукции качеству. Проводится только по предварительному согласованию с прокуратурой (исключения — поручение Президента, требование прокурора, окончание сроков об устранении предварительно выявленного нарушения, наступление события из программы проверок и если есть сведения об угрозе охраняемым законом ценностям).

Инспекционный визит — осмотр предприятия без предварительного уведомления владельца (представителя бизнеса). Также проводится по согласованию с прокуратурой (исключения — те же, что и в пункте про выборочный контроль).

Рейдовый осмотр — мероприятие по оценке соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) объектов контроля, которыми владеют несколько лиц, осуществления деятельности или совершения действий контролируемых лиц на определенной территории.

Документарная проверка — проверка документов контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документов, используемых при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований контрольного органа.

Выездная проверка — мероприятие по проверке соблюдения обязательных требований и оценке качества выполнения этих требований.

Наблюдение за соблюдением обязательных требований — анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах.

Выездное обследование — визуальная оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований. Проводится без информирования о процедуре.

Также вводятся так называемые “профилактические мероприятия”:

информирование — размещение соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа, в СМИ, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах и в иных формах;

обобщение правоприменительной практики — подготовка доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики контрольного органа;

меры стимулирования добросовестности — мероприятия по нематериальному поощрению добросовестных контролируемых лиц. Подробная информация — на сайте контрольного органа;

объявление предостережения — объявление контрольным органом предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и предложение мер по обеспечению соблюдения обязательных требований;

консультирование — бесплатные разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля, муниципального контроля;

самообследование — самостоятельная оценка соответствия обязательным требованиям законодательства;

профилактический визит — беседа по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

Порядок проведения данных мероприятий также обозначен в соответствующем федеральном законе.

Сдаем налоговую отчетность в 3 клика

Подготовить и сдать отчетность предпринимателю помогают специальные сервисы для ведения бухгалтерского учета. Например, “Контур.Эльба”, “Мое дело”, “1С-Бухгалтерия”. В силу своей доступности, наиболее популярен сервис “Мое дело”. Если у вас небольшой бизнес, то программа вполне заменит вам бухгалтера. А вам для работы в ней не потребуется специализированных знаний.

рассчитывают налоги, зарплату, отпускные и больничные

формируют и отправляют необходимые отчеты в ПФР, ФСС и ФНС

создают счета и договора

напоминают о приближении сроков сдачи отчетов.

Кстати, МТС Касса интегрирована со всеми упомянутыми бухгалтерскими сервисами. Поэтому вам не придется вводить вручную информацию по продажам, остаткам, возвратам выручке и деньгам. Все необходимые для бухучета данные будут передаваться из кассы автоматически.


Выбирайте правильные кассы и недорогих помощников в бизнесе.

Дата публикации: 02.04.2021

Читайте также: