Налоговые отношения это отношения

Опубликовано: 15.05.2024

В Налоговом кодексе РФ не дается толкование термина "налоговые правоотношения", а определяются отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах, - это властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 2 НК РФ). Очевидно, что данное определение строится на основе перечисления тех групп отношений, которые регулируются законодательством о налогах и сборах, но не выделения признаков этих отношений.

В литературе дается множество дефиниций данного института налогового права. Налоговые правоотношения определяют как:

отношения, возникающие при уплате налогов предприятиями, организациями и гражданами, в которых стороны участвуют как носители прав и обязанностей, установленных законом [17, с. 28];

общественные отношения по поводу установления, введения и взимания налогов [8, с. 130];

разновидность финансово-правовых отношений, урегулированных нормами налогового права [5, с. 87];

общественные отношения, возникающее на основе реализации норм налогового права [10, с. 194];

обязанность налогоплательщика уплатить определенный налог (сбор) при наличии обстоятельств, установленных актом налогового законодательства [12, с. 55];

урегулированные нормами права общественные финансовые отношения, возникающие по поводу установления, введения в действие и взимания налогов с физических лиц и организаций [14, с. 332];

урегулированные нормами налогового права общественные отношения, возникающие в процессе организации и осуществления государственных налоговых изъятий принадлежащего организациям и физическим лицам имущества в целях финансового обеспечения публичной деятельности [4, с. 25];

отношения, которые возникают в соответствии с налоговыми нормами (регулируют установление, введение и отмену налоговых платежей) и юридическими фактами, при этом участники отношений наделены субъективными правами и юридическими обязанностями, связанными с уплатой налогов и сборов в бюджет [7, с. 31];

общественные отношения по распределению бремени публичных расходов среди членов общества, основанные на принципах равенства, всеобщности, экономической обоснованности (соразмерности), имеющие организационно-имущественный характер, способные существовать только в правовой форме, складывающиеся между субъектами, обладающими властными полномочиями (публичными субъектами) и не обладающими таковыми (частными субъектами) [1, с. 141];

существующие исключительно в правовой форме публично-правовые общественные отношения, возникающие при установлении, введении и взимании налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения [11, с. 120];

юридическая взаимосвязь между участниками процесса по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также по осуществлению налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, основным содержанием которой являются субъективные юридические права и субъективные юридические обязанности, закрепленные в налоговых правовых нормах и возникающие на основе фактов, содержащихся в данных нормах [3, с. 28];

охраняемые государством общественные отношения, урегулированные налоговым правом и характеризующиеся наличием субъективных прав и обязанностей у его участников [13];

урегулированные нормами законодательства о налогах и сборах имущественно-организационные публичные властные общественные отношения, складывающиеся в сфере налогообложения между субъектами, наделенными налоговой правосубъектностью, обязательным участником которых является публично-правовое образование [2, с. 4];

вид финансовых отношений, урегулированных нормами налогового права, возникающих в процессе установления, введения и взимания налогов и сборов в Российской Федерации, а также в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения [9, с. 52];

публичные отношения, урегулированные нормами налогового права, имеющие властный характер и выражающие публичные интересы государства и муниципальных образований [16, с. 346];

общественные отношения, существующие исключительно в правовой форме, имеющие властно-имущественный характер и возникающие между субъектами, наделенными правами и обязанностями, связанными с установлением, введением и взиманием налогов и сборов, осуществлением налогового контроля, обжалованием актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц и привлечением к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах [18, с. 7-8].

Структура налогового правоотношения, как у любого правоотношения, представляет триаду элементов - субъекты налоговых правоотношений, объект налогового правоотношения и содержание налогового правоотношения, под которым понимаются как права и обязанности субъектов правоотношения, так и реализация прав и обязанностей в поведении субъектов.

Наиболее полно описал признаки данного вида правоотношений Н.П. Кучерявенко:

опосредованность их движением публичных денежных фондов;

их специфическое место в системе правоотношений, поскольку они обеспечивают финансовые основы целостности, сбалансированности развития общества;

исключительно денежный характер;

их возникновение, изменение и прекращение непосредственно на основании закона;

специфическая характеристика субъектного состава и особенности правосубъектности участников налоговых правоотношений;

необходимость наличия в основе правового регулирования уплаты и взимания налогов и сборов четкой иерархической структуры элементов, без которых невозможна реализация налоговой обязанности;

уровень проявления властного характера при регулировании налогообложения (практически всегда это безусловная императивность);

целевая системность отношений, предполагающая реализацию основной цели поступления денежных средств в доходные части бюджета [6, с.165-169].

Что касается видов налоговых правоотношений, то они классифицируются по следующим основаниям:

в зависимости от функций, выполняемых нормами права - регулятивные и охранительные отношения;

по характеру правовых норм - материальные и процессуальные налоговые отношения;

по структуре юридического содержания - простые и сложные правоотношения;

в зависимости от их юридического объекта - основные и производные налоговые отношения;

по субъектному составу - отношения, возникающие между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между Российской Федерацией и муниципальными образованиями, а также между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями по поводу установления и введения налогов и сборов; и отношения между государством в лице его органов (муниципальными образованиями) и налогоплательщиками и иными участниками налоговых отношений по поводу взимания налогов и сборов, осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц и привлечения к ответственности за налоговые правонарушения;

по структуре межсубъектных связей - относительные и абсолютные;

по времени: временные и постоянные [все изложенное по: 18, с. 9-10];

в зависимости от функций, выполняемых нормами права, - общерегулятивные, конкретно-регулятивные, комплексные и охранительные [7, с. 31];

общие (носят денежный характер и возникают по поводу исполнения налогоплательщиком своей налоговой обязанности) и специальные (возникают в процессе реализации этой обязанности налогоплательщика перед государством между плательщиком, банком, налоговыми органами и т.п.) [8, с. 130];

имущественные и неимущественные [11, с. 122].

1. Винницкий Д.В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики. СПб., 2003.

2. Евтушенко В.Ф. Понятие и признаки налогового правоотношения в аспекте современного налогового права // Финансовое право. 2005. N 9. С. 2-4.

3. Казаков В.В. Налоговая политика, налогообложение, налоговые правоотношения - основополагающие категории в системе налогового права // Финансовое право. 2011. N 7. С. 26-28.

4. Кустова М.В., Ногина О.А., Шевелева Н.А. Налоговое право России. Общая часть: Учебник / Отв. ред. Н.А. Шевелева (автор главы Ногина О.А.). М., 2001.

5. Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М., 2001.

6. Кучерявенко Н.П. Курс налогового права: В 2 т. Т. 1: Общая часть / Под ред. Д.М. Щекина. М., 2009.

7. Кучерявенко Н.П. Налоговое право: Учебник. Харьков, 2001.

8. Налоги и налоговое право. Учебное пособие / Под ред. А.В. Брызгалина. М., 1997.

9. Налоговое право: учебник. Под ред. Е.Ю. Грачевой, О.В. Болтиновой (автор главы Грачева Е.Ю.). М., 2012.

10. Налоговое право России: Учебник / Отв. ред. Крохина Ю.А. (автор главы Карасева М.В.). М., 2004.

11. Орлов М.Ю. Десять лекций о налоговом праве России: Учебное пособие. М., 2009.

12. Петрова Г.В. Налоговое право. Учебник для вузов. М., 1997.

13. Тютин Д.В. Налоговое право. Курс лекций.

14. Финансовое право. Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева (автор главы Химичева Н.И.). М., 2003.

15. Финансовое право: Учебник / Под ред. О.Н. Горбуновой (автор главы Грачева Е.Ю.). М., 2000.

16. Финансовое право. Учебник. Под ред. И.И. Кучерова (автор главы Кобзарь-Фролова М.Н.). М., 2010.

17. Цыпкин С.Д. Правовое регулирование налоговых отношений в СССР. М., 1955.

18. Яговкина В.А. Налоговое правоотношение (теоретико-правовой аспект): Дисс. . канд. юрид. наук. М., 2003.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Купить документ --> Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Является извлечением из сборника "101 термин налогового права: краткое законодательное и доктринальное толкование" / [Н. А. Соловьева (рук.) и др.]. - Москва : Инфотропик Медиа, 2015. ISBN 978-5-9998-0210-1.

Авторы материалов сборника

Соловьева Наталья Александровна - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Пастушкова Любовь Николаевна - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I.

Реут Анна Владимировна - кандидат юридических наук, доцент кафедры "Финансовое и налоговое право" Финансового университета при Правительстве РФ, доцент кафедры финансового права Национального исследовательского университета - Высшая школа экономики.

Пауль Алексей Георгиевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Яговкина Вита Александровна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственного регулирования экономики РАНХиГС при Президенте РФ.

Балюк Надежда Николаевна - ассистент кафедры гражданско-правовых дисциплин Воронежского

государственного аграрного университета имени Императора Петра I.

Кудрявцева Наталья Николаевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Института менеджмента, маркетинга и финансов.

Замулко Валерия Васильевна - советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го класса.

Красюков Андрей Владимирович - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Юхневич Эдвард Эдвардович - кандидат юридических наук, адъюнкт кафедры финансового права факультета Администрации и Права Гданьского Университета (Польша).

Согласно ст. 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах ре­гулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (без­действия) их должностных лиц и привлечения к ответственно­сти за совершение налогового правонарушения.

Налоговое право в целом призвано стабилизировать кон­фликт частных и публичных интересов в финансовой сфере. В качестве универсального инструмента управления налогооб­ложением право способно не только реагировать на соответст­вующие изменения, упорядочивая их, но и обеспечить развитие общественных отношений в нужном для общества направлении.

Налоговые правоотношения — это общественные отношения, урегулированные нормами налогового права, носящие властно-иму­щественный характер и выражающие публичные интересы.

Будучи урегулированными нормами права, налоговые отно­шения систематизируются, приобретают устойчивость и начи­нают развиваться в векторе, заданном государством. Опосредуя процесс налогообложения нормами права, государство получает возможность контролировать финансово-хозяйственную деятель­ность частных собственников и при необходимости управлять ею. Под воздействием правовых норм участники налоговых пра­воотношений наделяются правосубъектностью, юридическими правами и обязанностями в налоговой сфере.

Таким образом, налоговые правоотношения — это централь­ное звено механизма налогово-правового регулирования, основ­ной канал реализации налогового права.

Важно обратить внимание, что налоговые отношения сами по себе в обществе не складываются, они не возникают в каче­стве фактических. Напротив, отчисление части своего дохода в пользу государства противоречит природе предпринимательской деятельности и не свойственно человеческой природе. Однако без этих отчислений государство не сможет функционировать. Поэтому изъятие части дохода с частной собственности возможно только через правовые предписания, обеспеченные государствен­ным принуждением. С этих позиций правовое регулирование на­логообложения является социально необходимым. Налоговые пра­воотношения возникают только как правовые и в другом каче­стве существовать не могут.

Налоговые правоотношения наряду с уголовными, процессу­альными, административными представляют собой классический пример общественных отношений, вызванных к жизни нормой права. Вместе с тем норма налогового права сама по себе, «в оди­ночку», не может вызвать к жизни налоговое правоотношение. Наряду с ней предпосылками возникновения налоговых право­отношений являются юридические факты и налоговая право­субъектность.

Налоговые правоотношения являются разновидностью фи­нансовых правоотношений, поэтому им присущи все признаки последних, но они имеют и характерные черты.

  • формальная определенность;
  • связь участников налоговых правоотношений юридическими правами и обязанностями;
  • устанавливаются только между самостоятельными и равными (с точ­ки зрения закона) сторонами;
  • волевой характер (воз­никают только на основе нормы налогового права, которая уста­навливается по воле государства);
  • индивидуализация субъектов (отличаются определенностью прав и обязанностей субъектов, координацией их взаимного поведения);
  • охрана налоговых правоотношений государством.

Характерные черты на­логовых правоотношений:

  • возникновение и функционирование в процессе налоговой дея­тельности государства (деятельности по образованию за счет налоговых поступлений государственных и муниципальных фондов денежных средств в публичных целях);
  • имущественный характер (яв­ляются разновидностью финансовых отношений, в основе которых лежат имущественные и связанные с ними неимущественные от­ношения, носящие публичный характер);
  • направленность на образование государственных и муниципальных фондов денежных средств;
  • участие в налоговых правоотношениях государства или му­ниципальных образований (обязательным участником и воздейст­вующим субъектом является государство или муниципальное образование непосредственно или в лице компетентных органов);
  • наличие третьей стороны при исполнении налоговой обязанности (НК РФ допускает возможность участия в налоговых правоотношениях лиц, не являющихся налогоплательщиками, но обязанных исчислить налог, удержать его из дохода налого­плательщика и перечислить в соответствующий бюджет).

Вышеперечисленные признаки не являются исчерпывающи­ми, но позволяют отграничить налоговые правоотношения от иных общественных отношений, более четко определить их ме­сто и роль в финансовой деятельности государства и правовой системе общества.

Существуют разнообразные типы (виды, подвиды) налоговых правоотношений (по установлению и введению налогов, кон­трольные, обеспечительные, по применению налоговых льгот и т.д.), каждый из которых обладает не только общими, но и спе­цифическими признаками, элементами структуры, содержания, формы, составом участников и т.д.

Налоговое правоотношение имеет свою структуру (состав), т.е. совокупность составляющих его взаимосвязанных элементов:

  • субъектов;
  • объекта;
  • содержания (субъективных прав и юридических обязанностей).

Объектом налоговых правоотношений является все то, по поводу чего между субъектами налоговых отношений формируется опреде­ленная правовая связь.

Содержанием налогового правоотношения выступают права и обязанности его участников. Содержание налогового право­отношения формируется в результате действия юридических норм, волеизъявления его участников, а также в соответствии с решениями правоприменительных органов.

Налоговые отношения – это охраняемые государством общественные отношения, возникающие в сфере налогообложения и регулируемые нормами налогового права.
Существуют различные классификации налоговых отношений,приведем одну из них:

  • отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов;
  • отношения, возникающие в процессе исполнения обязанностей по исчислению и уплате налогов и сборов;
  • отношения, возникающие в процессе налогового контроля;
  • отношения, возникающие в процессе защиты прав и законных интересов участников налоговых отношений, т. е. в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) должностных лиц, а также в процессе налоговых споров;
  • отношения, возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов являются первичными отношениями, а нормы законодательства о налогах и сборах - базис налоговой системы России.
Налоговые отношения возникают, изменяются и прекращаются только при наличии четко определенных юридических фактов – действия (бездействия) или события.
Под действиями (бездействием) понимаются факты, являющиеся результатом волеизъявления субъектов налогового права. События – это обстоятельства, не зависящие от воли субъектов налогового права (смерть и рождение человека, стихийные бедствия). Таким образом, юридические факты имеют центральное значение, с их наступлением возникают обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
Ст. 9 Налогового кодекса указаны следующие основные участники отношений,регулируемых законодательством о налогах и сборах:

  • организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками или плательщиками сборов;
  • организации и физические лица, признаваемые налоговыми агентами;
  • налоговые органы;
  • таможенные органы.

Другие статьи Налогового кодекса дополняют список участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах:

  • финансовые органы, в частности, при решении вопросов об отсрочке, рассрочке, инвестиционном налоговом кредите;
  • органы внутренних дел, которые участвуют в проводимых налоговыми органами выездных проверках;
  • процессуальные лица, участвующие в мероприятиях налогового контроля: эксперты, специалисты, переводчики, понятые, свидетели;
  • банки;
  • большой круг лиц, которые в соответствии со ст. 85 Кодекса обязаны сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков, в частности - органы, осуществляющие регистрацию: физических лиц по месту жительства, актов гражданского состояния физических лиц, прав на недвижимое имущество и сделок с ним, транспортных средств.

Из числа участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, исключены органы государственных внебюджетных фондов (п. 7 ст. 9). На наш взгляд, это не совсем обоснованно.
Так, ст. 2 закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в т. ч. в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом. Администрирование Пенсионных взносов, а также других взносов, в рамках единого социального налога, возложено на налоговые органы.
Ряд других статьей Кодекса содержат упоминание об органах государственных внебюджетных фондов в качестве участника отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (пп. 2, 5 п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 29, п. 3 ст. 82, п. 1 - 3 ст. 102).
С учетом сказанного вряд ли является верным утверждение о том, что органы государственных внебюджетных фондов не являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, поскольку в своей деятельности в определенных случаях органы фондов обязаны применять положения Налогового кодекса.

Дата добавления: 2016-01-30 ; просмотров: 1613 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Характеристика налоговых отношений дается в ст. 2 НК РФ, в соответствии с которой регулируются властные отношения, складывающиеся в процессе установления, введения и взимания налогов и сборов, а также осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Для налоговых отношений характерны следующие признаки:

• налоговые отношения складываются в процессе воспроизводства общественного продукта (в рамках двух фаз – распределения и обмена) в процессе формирования централизованных (государственных, муниципальных) фондов денежных средств, и поэтому они носят распределительный характер;

• налоговые отношения имеют властный (императивный) характер, исходя из чего государство непосредственно или в лице уполномоченных им субъектов выступает обязательной стороной этих отношений;

• возникновение, изменение и прекращение налоговых отношений непосредственно связаны с нормативными правовыми актами, поскольку субъекты налогового права сами не вправе устанавливать либо прекращать названные отношения.

Налоговые отношения, таким образом, это часть общественных отношений, ограниченная сферой налогообложения и имеющая финансово-экономическую основу.

В составе налоговых отношений можно выделить следующие их виды возникающие:

• в связи с установлением, введением и взиманием налогов и сборов в Российской Федерации;

• в процессе исполнения соответствующими обязанными лицами своих налоговых обязанностей по исчислению и уплате налогов или сборов;

• в процессе заключения и исполнения налоговых договоров;

• в процессе налогового контроля и надзора за соблюдением законодательства о налогах и сборах;

• в связи защитой прав и законных интересов участников налоговых правоотношений, т.е.

• в связи с привлечением к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Основными налоговыми отношениями из приведенного перечня являются отношения по взиманию налогов и сборов, в которых государство в лице уполномоченных им налоговых органов выступает в качестве их непременного участника. Кроме того, налоговые органы являются обязательным участником отношений и по осуществлению налогового контроля, а также привлечению к ответственности за допущенные налоговые правонарушения.

Налоговые отношения могут существовать лишь в правовой форме, т.е. «при наличии соответствующего закона, только в форме правоотношения» , поскольку обязанность уплачивать налоги устанавливается только законодательно. Следовательно, правовая форма в данном случае является определяющей для возникновения, изменения или прекращения этого общественного отношения.

Более глубокому пониманию сущности налоговых правоотношений способствует рассмотрение их видов.

В зависимости от функций, выполняемых нормами права, принято различать регулятивные и охранительные налоговые правоотношения. К первому виду отнесены отношения по установлению, введению, взиманию налогов и сборов. В состав второго вида включены отношения по привлечению к ответственности.

По характеру норм налоговые правоотношения бывают материальными и процессуальными. Если отношения по поводу исчисления, уплаты налога или сбора, выполнения иных налоговых обязанностей относятся к материальным, то отношения, регулирующие порядок назначения и проведения налоговых проверок, порядок обжалования актов налоговых органов и т.п., являются процессуальными.

Исходя из состава ст. 71 и 72 Конституции Российской Федерации и ст. 3 и 4 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), налоговые правоотношения по субъектному составу можно подразделить на:

• отношения, возникающие между Российской Федерации, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями по поводу установления и введения налогов, изменения или отмены региональных и местных налогов;

• отношения между государством в лице уполномоченных органов и налогоплательщиками, а также иными участниками налоговых правоотношений - по поводу взимания налогов и сборов, проведения налогового контроля, привлечения к налоговой ответственности, а также обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц.

Более глубокому рассмотрению сущности налогового правоотношения способствует изучение его структуры.

Участниками налоговых правоотношений являются налого­плательщики, налоговые агенты, налоговые и иные органы, осуществляющие сбор налогов.

Налогоплательщиками являются физические лица и орга­низации, признаваемые в соответствии с НК РФ налогопла­тельщиками или плательщиками сборов, в том числе индиви­дуальные предприниматели и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность (ст. 9). Налогоплательщи­ками являются также иностранные компании, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Фе­дерации. Фили алы и представительства российских юридиче­ских лиц самостоятельными налогоплательщиками не призна­ются, но на них возложены обязанности по уплате налогов и сборов юридических лиц по месту своего нахождения. Нало-

1 СЗ РФ. 2007. № 49. Ст. 6043.

говый статус коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей выражен как в общих, так и в специальных правилах налогообложения, не применяемых к остальным фи­зическим лицам и некоммерческим организациям (например, налогом на прибыль облагаются коммерческие организа­ции).

Налоговыми агентами являются физические лица и органи­зации (например, работодатели, кредитные организации и др.), на которых НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в бюджет налогов. Например, индивидуальные предприниматели при­знаются налоговыми агентами в случае использования ими наемных работников. Правовой статус налоговых агентов практически совпадает с правовым статусом налогоплательщи­ков.

К налоговым и иным органам, осуществляющим сбор нало­гов, а также контроль за их уплатой, относятся ФНС России .

ФТС России , органы государственных внебюджетных фондов и другие уполномоченные государственные органы исполни­тельной власти и исполнительные органы местного самоуправ­ления (ст. 9 НК РФ). Полномочия указанных органов опреде­ляются НК РФ и другими нормативными правовыми актами,

например Законом РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налого-

вых органах Российской Федерации» .

Объектом налогового правоотношения является уплата налога или сбора. Под налогом понимается обязательный индивиду­ально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и фи­зических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспече­ния деятельности государства или муниципальных образова­ний. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является од-

1 См.: Положение о Федеральной налоговой службе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506.

См.: Постановление Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459 «О Федеральной таможенной службе» // СЗ РФ. 2006. № 35. Ст. 3569.

379

3 Ведомости РСФСР. 1991. № 15. Ст. 492.

ним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправле­ния, иными уполномоченными органами и должностными ли­цами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (ст. 8 Н К РФ).

Содержание налогового правоотношения составляют права и обязанности его участников, прежде всего налогоплательщиков и налоговых органов.

Права налогоплательщиков определены ст. 21 НК РФ. К ним, в частности, относятся: право на получение бесплатной информации по вопросам налогообложения; право на налого­вые льготы; право на получение отсрочки, рассрочки, налого­вого кредита; право на своевременный зачет или возврат из­лишне уплаченных или излишне взысканных налогов; право присутствовать при проведении выездной налоговой проверки; право представлять пояснения по исчислению и уплате нало­гов; право получать копии документов при проведении выемок, налоговых проверок; право на обжалование актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц.

Обязанности налогоплательщиков можно подразделить на общие обязанности и специальные обязанности, связанные с уплатой конкретных налогов. К общим обязанностям, в част­ности, относятся обязанности по постановке на учет в налого­вых органах; ведению учета доходов, расходов и объектов нало­гообложения; сохранению данных бухгалтерского учета и дру­гих документов; представлению в налоговый орган налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности, иных документов, необ­ходимых для исчисления и уплаты налогов. За нарушение обя­занностей предусмотрена специальная ответственность — нало­говые штрафы.

В частности, одной из обязанностей предпринимателей яв­ляется представление налоговых деклараций по каждому нало­гу, подлежащему уплате (ст. 80 НК РФ). Декларирование поз­воляет государству осуществлять контроль за своевременностью и полнотой уплаты налогов, а налогоплательщикам иметь дока­зательства переплаты налогов. Формы налоговых деклараций и инструкции по их заполнению утверждаются ФНС России. На­логовые декларации представляются в налоговые органы по месту налогового учета в сроки, установленные для каждого на­лога. Например, декларация по налогу на добавленную стой- мость представляется не позднее 20-го числа месяца, следу­ющего за отчетным (ст. 174 НК РФ); декларация по налогу на доходы индивидуального предпринимателя — не позднее 30 ап­реля года, следующего за истекшим (ст. 229 НК РФ), и т. д.

Обязанность по уплате налога считается прекращенной в случаях уплаты налога; возникновения обстоятельств, с кото­рыми налоговое законодательство связывает прекращение обя­занности по уплате налога (например, списание безнадежных долгов (ст. 59 НК РФ)); смерти налогоплательщика — индиви­дуального предпринимателя или признания его умершим; лик­видации организации-налогоплательщика (ст. 44 НК РФ).

Налоговая обязанность считается исполненной налогопла­тельщиком с момента предъявления в банк поручения на упла­ту соответствующего налога при наличии достаточного денеж­ного остатка на счете налогоплательщика (п. 2 ст.

Налоговая обязанность организации или индивидуального предпринимателя, не исполненная добровольно, подлежит принудительному исполнению путем взыскания налога в бес­спорном порядке на основании акта налогового органа за счет средств налогоплательщика, находящихся на его счетах в бан­ках (ст. 46 НК РФ), а в случае их отсутствия — за счет иного имущества налогоплательщика (ст. 47 НК РФ). Взыскание на­лога в бесспорном порядке не может производиться до направ-

1 См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 22 октября 2002 г. № 10515/01 // Вестник ВАС РФ. 2003. № 2. С. 22.

ления налогоплательщику требования об уплате налога. Срок направления требования налогоплательщику не может превы­шать трех месяцев после наступления срока уплаты налога, т. е. является пресекательным и не подлежащим восстановле­нию (ст. 69, 70 НК РФ).

Если налоговый орган в процессе осуществления налоговой проверки произвел изменения юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами, или юридической квалификации статуса и характера деятельно­сти налогоплательщика, взыскание налога производится в су­дебном порядке (п. 1 ст. 45 НК РФ). Нередко налоговые орга­ны, считая сделки налогоплательщиков притворными, направ­ленными на уклонение от уплаты налогов, применяют к ним налоговые последствия истинных сделок, например, договора аренды вместо договора простого товарищества, договора куп­ли-продажи вместо договора займа и т.

Исполнение налоговой обязанности может быть обеспечено залогом имущества налогоплательщика, поручительством треть­его лица, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика (ст. 72 НК РФ).

Налогоплательщики могут быть привлечены к ответственно­сти за совершение налоговых правонарушений (гл. 15, 16 НК РФ). Общие условия привлечения к ответственности за совер­шение налогового правонарушения определены ст. 108 НК РФ: налогоплательщик считается невиновным, пока обратное не будет доказано налоговым органом (презумпция невиновно­сти); неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу налогоплательщика; санкции за нарушение налогового законодательства не могут содержаться в иных правовых актах, кроме НК РФ. Индивидуальные предприниматели могут быть привлечены к налоговой ответственности с 16 лет, если они прошли процедуру эмансипации (ст. 27 ГК РФ) и зарегистри­рованы в установленном порядке.

Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщика ор­ганизации или индивидуального предпринимателя в бесспор­ном порядке.

Уголовная ответственность налогоплательщиков за уклоне­ние от уплаты налогов, сборов, таможенных платежей установ- 2

лена ст. 194, 198- 199 УК РФ.

Полномочия, права, обязанности и ответственность налого­вых и иных органов определены гл. 5 и 6 НК РФ.

ФНС России ведет Единый государственный реестр налого­плательщиков; каждому налогоплательщику присваивается еди­ный идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), который указывается в документах налогоплательщика и нало­гового органа.

Налоговые органы проводят камеральные и выездные нало­говые проверки. При этом налоговой проверкой могут быть ох­вачены только три календарных года деятельности налогопла­тельщика, предшествовавшие году проведения проверки; запре­щается проведение повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за уже проверенный налоговый период. Камеральная налоговая проверка заключается в анализе доку­ментов, представленных налогоплательщиком: налоговых декла­раций, бухгалтерской отчетности и др. (ст. 88 НК РФ). Выездная

налоговая проверка представляет собой комплекс контрольных мероприятий, который кроме анализа документов включает также осмотр помещений налогоплательщика; инвентаризацию его имущества; истребование и выемку документов и предметов; экспертизу (ст. 89 НК РФ).

Читайте также: