Налоговое консультирование в зарубежных странах

Опубликовано: 12.05.2024

Библиографическая ссылка на статью:
Бойко Н.Н. Опыт иностранных государств в сфере налогового администрирования // Политика, государство и право. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2015/04/2862 (дата обращения: 12.04.2021).

В зарубежных странах к налоговому контролю подходят несколько иначе, так, созданы специальные органы государственной власти, выполняющие управленческие функции, которые именуются органами нало­гового администрирования или налоговыми администрациями. Из них можно выделить: органы, отвечающие за установление налоговой политики; органы, непосредственно взимающие налоги и сборы и контролирующие их уплату [1, с. 18].

Как показывает практика, международный опыт положительно влияет на российскую правовую систему. Что касается улучшения качества системы налогового контроля, то его можно достичь путем совершенствования российского налогового законодательства, так и путем заимствования некоторых зарубежных технологий. Зарубежная практика налогового контроля предполагает различные способы его осуществления. Конечно, использование зарубежных технологий и норм законодательства должно происходить с учетом российского законодательства в этой области, уже использующихся методов налогового контроля и менталитета населения. Конечным итогом от уже использующихся российских методик и нового, более усовершенствованного опыта иностранных государств, система налогового контроля должна демонстрировать положительные изменения, как в системе налоговых органов, так и в отношении населения к уплате налогов и сборов.

Прежде всего, при осуществлении организации контроля за уплатой налогов в зарубежных странах повышенное внимание уделяется сознанию гражданского долга населением путем создания условий, при которых граждане понимают, что неуплата налогов и сборов негативно повлияет на экономическом состоянии государства.

Так, согласно данным Службы внутренних доходов США систематическое и всесторон­нее проведение проверок приводит к добросовестному отношению нало­гоплательщика к исполнению своих обязан­ностей. В результате 83% причитающихся нало­гов в США уплачивается добровольно. Данные результаты были достигну­ты путем усовершенствованию налоговой системы на протяжении 15-ти лет. Существующая концепция по улучшению качества налогового обложения на первое место ставит вежливое и уважительное отношение к налогоплательщикам, на второе – улучшение обслуживания граждан при непосредственном контакте с налоговыми сотрудниками, и на третье – по­вышение эффективности организации деятельности (снижение затрат и повышение сбора нало­гов при минимальном вложении со стороны государства).

Так, в Швеции уплата налогов и сборов достигается путем:

– профессионального и точного реагирования государственных органов на совершенные правонарушения, профилактика и меры по информированию населения;

– доверия нало­гоплательщиков, уверенных в хорошей работе нало­говой системы и исполнении нало­говыми органами своих задач в соответствии с законом;

– введения доступных для понимания правил нало­гообложения.

В Великобритании, помимо принципов справедли­вости, содействия и ясности, отдельное внимание уделяется качеству обслуживания налогоплательщиков.

Ввиду представленных примеров по совершенствованию системы налогового обложения, можно отметить, что во многих странах усиление налогового контроля происходит за счет совершенство­вания взаимоотношений нало­гоплательщика и налоговых структур. Большинство стран с развитым нало­говым администрированием пришло к выводу, что построение налоговых право­отношений на основе профессионализма служащих налоговых органов и доверия налогоплательщиков позитивно влияет на по­вышение законопослушности налогоплательщиков, добровольную уплату ими налогов и, в конечном счете, на нало­говые по­ступления.

Также большое значение имеет работа с гражданами-налогоплательщиками, направленная на полное и своевременное информирование населения о внесенных изменениях в налоговое законодательство, просвещение в правовых вопросах.

Ярким примером успешной работы с гражданами можно проследить в Германии, где по стране качественно работает единый телефонный номер поддержки, где можно узнать любую интересующую информацию о налогах и сборах, действуют повсеместно консультационные пункты, в каждом налоговом органе присутствуют специалисты-консультанты. Положительный опыт также можно заметить в работе со средствами массовой информации, на что выделяются средства из бюджета, так как затраты оправдывают результат. Также в Германии регулярно проводится работа с населением в виде анкетирования и опроса, в результате которой налицо отрицательные и положительные стороны работы государственных структур [2].

Далее следует отметить, что немалые усилия в зарубежных государствах обращены на упрощение условий нало­гообложения физических лиц. Основная цель данной деятельности состоит в упрощении процедуры сбора налогов с физических лиц, которая состоит во взимании налогов без непосредственного участия самого лица в данной процедуре. Налогоплательщику остается только оплатить положенную сумму в налоговый орган. Положительной стороной в таком случае является отсутствие контроля самих налоговых органов как получателей за поступление таких сборов. Примером может служить система удержания фиксированной ставки налога у источника выплаты, которая применяется во многих зарубежных странах.

Например, в Королевстве Норвегии вся ответственность за декларирование дохода, удержание с него суммы нало­га и перечисление ее на счет налогового органа возлагается на лицо, удерживающее налог (государственное учреждение, организация и т.д.), а от самого нало­гоплательщика не требуется ни сбора информации, ни представления ее в нало­говые органы. Но предусматривается, что налогоплательщик может возложить на себя обязанность по перечислению обязательных платежей в налоговый орган, при условии, что он считает, что налог с него удержан неправомерно и в повышенном размере.

В Финляндии практикуется система, при которой у налогоплательщика существует 2 выбора как платить налог, и такие варианты содержатся на его карточке налогоплательщика. Перед трудоустройством, гражданин должен получить в налоговом органе индивидуальную карточку налогоплательщика и предоставить ее работодателю для дальнейших взиманий налогов. Карточная система предполагает выбор гражданина о способе уплаты налога, который может быть произведен по телефону, либо через сеть Интернет. После проделанных операций, налоговая инспекция отправляет налогоплательщику уже заполненную декларацию по его налогам. При согласии с представленными расчетами нало­гоплательщику остается только доплатить разницу налоговой суммы или ждать возврата переплаты налога. Перерасчет осуществляется автоматически, и перечисления поступают на банковскую карту физического лица, если он давал согласие на такую процедуру.

Важным моментом является развитие информационных технологий, которые позволяют систематизировать всю информацию. Компьютеризация и автоматизация налогового контроля позволяет:

– уменьшить объем аналитической и статистической работы, которую раньше выполняли вручную;

– провести анализ полученных данных, и на основе анализа повысить уровень проводимых мер;

– снизить количество нало­говых правонарушений;

– создать информационную базу о совершенных налоговых правонарушениях, и использовать данную информацию для пресечения таких деяний в дальнейшем.

Следует отметить, что современное техническое оснащение позволяет экономить время налоговых сотрудников и позволяет повысить результативность.

В странах с развитым нало­говым администрированием вопросы автоматизации налоговых процессов и совершенствования управления ими являются одними из приоритетных в национальной политике.

Так, например, в Австралии все организации пользуются методом регистрации своих работников в Интернет ресурсе, что позволяет сократить бумажную волокиту и уменьшит затраченное время. Также положительным является состав работников нало­говых органов Австралии – 20% от всех работников нало­говых инспекций составляют ИТ-специалисты.

Далее заметим, что отдельным направлением повышения эффективности нало­гового контроля в зарубежных странах является эффективное сотрудничество различных органов государственной власти и разработки единых мер по выработке политике в сфере противодействия от уплаты налогов и сборов.

Например, партнерами итальянских нало­говых органов в обмене информацией являются:

– торговая палата промышленников, ремесленников и работников аграрного сектора;

– нало­говый архив и картотека налогоплательщиков;

– ведомство автомобильного реестра гражданских транспортных средств.

В Финляндской Республики создан специальный банк данных, который пополняется ежедневно различными организациями. В указанной базе содержатся данные кредитных бюро, аудиторов, реестров акционеров компаний, кадастра объектов недвижимости, информация о пайщиках, директорах, управляющих и иных финансово ответственных лицах. Налоговые органы Финляндии ведут усиленную борьбу с лицами, уклоняющимися от уплаты обязательных платежей. Созданный банк данных помогает упорядочить всю имеющуюся информацию о конкретном лице, также позволяет выделить группу риска, в которую входят граждане, ранее уклоняющиеся от уплаты налогов и сборов [3, с. 69-73].

Во многих странах активно используется процедура «визита и конфискации», которая заключается в наделении сотрудников нало­говых структур правом проводить обыски при наличии разрешения судебных органов. Такое разрешение позволяет выявить признаки преступлений, собрать имеющуюся информацию, которая в дальнейшем может служить доказательством мошенничества: тайная или фиктивная деятельность, сокрытие или передача доходов, подлог в нало­говой льготе.

Например, в Германии в процессе проведения расследований по делам, связанным с нарушением нало­гового законодательства, представители нало­говой полиции – «Штой-фа» имеют те же права, что и сотрудники полиции. Налоговым законодательством Германии нало­говой полиции предоставлены существенные полномочия на проведение обысков и личных досмотров граждан, задержание подозреваемых лиц и конфискацию документов [4]. Руководство «Штойфа» имеет право назначать специальное расследование по любому факту нарушения нало­гового законодательства.

На основании анализа налогового администрирования в зарубежных государствах следует подчеркнуть, что в практике функционирования системы нало­гового контроля западных стран можно найти немало ценного и полезного. Однако, применяя и используя их опыт эффективного налогового администрирования, в целях улучшения системы налогового контроля в своей стране, обязательно следует учитывать российскую специфику состояния экономики и традиции населения.

Библиографический список

  1. Налоговое администрирование // Налоговый вестник. 2010. № 10. С. 18.
  2. Украинцева А.И. Правовое регулирование налогового контроля в зарубежных государствах // Административное и муниципальное право. 2011. № 7.
  3. Кузулгуртова А.Ш. Применение форм и методов государственного контроля за налоговыми правонарушениями в России и некоторых иностранных государствах // Финансы и кредит. 2011. № 5. С. 69-73.
  4. Шешукова Т.Г., Баленко Д.В. Развитие налогового контроля: опыт зарубежных стран // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. 2013. № 3 (18).

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины
На фото Ярослав Савин,
руководитель Центра структурирования бизнеса и
налоговой безопасности - taxCOACH

Налоги не причина хозяйственной деятельности предпринимателя, а неизбежное следствие. Эта аксиома стара и всем известна, однако и по сей день она пополняется новым смыслом, в такт изменениям в клубке экономических отношений.

В России десятки тысяч человек называют себя налоговыми консультантами. Это и реализующие себя через призму деятельности отдельного налогоплательщика (юрисконсульты, бухгалтеры, финансовые сотрудники организаций). Это и юридические фирмы, каждая четвертая из которых заявляет о своей готовности защитить в налоговом споре. Это и аудиторы, исторически разбавляющие свои прямые обязанности советами относительно налоговых рисков и возможностей. И специализированные консалтинговые компании (их правда совсем немного), также добавляющие неразберихи в ума бизнесменов управлением налоговыми рисками.

Однако самые важные вопросы остались.

Для бизнеса: чем на самом деле занимаются налоговые консультанты и что в действительности они могут "уметь"? Какие из моих проблем они могут решить? Как я с их помощью могу "не потерять", а еще лучше - заработать? Чем консультант передо мной отвечает за результат своего труда? Как понять, насколько оправданные риски он мне предлагает или, наоборот, не слишком ли безрисковую деятельность обещает (как известно, чем меньше риск, тем меньше прибыль)? В конце концов - так в чем все ж таки его ценность для меня?

Для будушего налогового консультанта: а это действительно то, чем есть смысл заниматься? Что является основой успеха в этом деле? Как войти в профессию и, как следствие, куда податься (аудиторская или юридическая фирма, специализированный консалтинг, остаться работать на благо конкретного бизнеса. а может уйти в налоговые инспекторы)? Нужно ли получать какой-то сертификат, аттестат или удостоверение? И где консалтингу учат?

Для действующего налогового консультанта: Что для меня налоговое консультирование? Насколько глубоко я могу и должен погружаться в нюансы клиентского бизнеса? Нужно ли мне также, как и налоги, глубоко изучить менеджмент, право и экономику? Планируя налоговые последствия, смогу ли я помочь одновременно сберечь накопленное имущество, посодействовать роботоспособности и управляемости бизнес-модели, разработанной в целях налоговой оптимизации? А может есть смысл ограничиться постулатом "какой вопрос, такой и ответ"?

Для организаций, обучающих налоговых консультантов: насколько это перспективное направление, чтобы в него вкладываться? Сколько еще стране нужно налоговых консультантов? По какой программе учить? И что вообще должен уметь налоговый консультант?

Здесь внесем ясность. Учитывая, что это первый материал, специально подготовленный для авторской колонки на Клерк.Ру, отвлекусь и задам некторые точки отсчета.

В сфере налогов я, как юла, вращаюсь с середины 90-х. В качестве следователя, юриста, корпоративного налогового консультанта, создателя налоговой практики в юридической фирме. Несколько лет я руковожу специализированным Центром структурирования бизнеса и налоговой безопасности. Юрист, экономист, аттестованный налоговый консультант, 2 года жизни отвел на программу МВА. С 2005 года преподаю по программе Палаты налоговых консультантов по разделу "Организация и методика налогового консультирования".

Всю свою сознательную профессиональную жизнь посвятил так или иначе тому, чтобы научиться слушать и слышать предпринимателей, думать как они и разговаривать на одном с ними языке, чувствовать ритм биения сердца клиентского бизнеса (с детства люблю разбирать часы. и носить предпочитаю "скелетоны").

Мы (в смысле не только я, но и те, с кем работаю) убеждены, что налоговые обязательства - это индикатор текущего и потенциального самочувствия бизнеса. Как общий анализ крови или монитор производительности компьютерной системы. И как для хорошего профессионала врачебной практики, вдумчивый анализ этих данных с учетом видения руководителей и собственников бизнеса, это скорее повод заглянуть внутрь поглубже, чтобы в силу своего опыта совместно с пациентом понять: что же на самом деле происходит. Здесь примерно об этом и пойдет речь.

Но это лирика. Теперь кратко и по делу :)

Налоговое консультирование как более или менее организованное профессиональное сообщество развивается в России всего 10 лет. Палата налоговых консультантов наметила торжества по этому случаю на февраль 2012 года.

В начале осени российскую Палату приняли в CFE - Европейскую налоговую конфедерацию - представленную на сегодняшний день 24 странами Европы. При таких обстоятельствах тем интереснее было принять участие в только что состоявшейся деловой поездке по Чехии и Германии, совмещенной с ежегодной конференцией российской Палаты налоговых консультантов при участии делегаций из России, Польши, Словении, Германии, Чехии и даже Узбекистана.

Конечно, каждая страна, как и любой бизнес, по своему уникальны, однако статистика упрямо указывает: все подчинено определенным тенденциям, векторам и трендам. От того выводы из всего, что удалось подглядеть или пронаблюдать заграницей представляются мне любопытными для вас (как для руководителей и собственников бизнеса, так и для налоговых консультантов) здесь - у нас в России.

1. Деятельность налоговых консультантов жестко отграничена от юридической деятельности и от аудиторской. В первую очередь, как мне показалось, это обусловлено разностью векторов. Особенно в части аудита, поскольку целью последнего является минимизация рисков акционеров. Налоговый же консалтинг европейцам представляется как часть управленческого консалтинга.

2. В большинстве европейских стран действует специальный закон в отношении налогового консультирования. Кто угодно такой деятельностью заниматься не может. Только члены проффесиональных сообществ, сдавшие квалификационный экзамен.

3. Как следствие, налоговые консультанты полностью опосредуют деятельность, связанную с публичными налоговыми обязанностями, подготовкой и сдачей налоговой и бухгалтерской отчетности.

4. Опять же как следствие, налоговые споры также во многом изъяты из обычной юридической практики. Кроме того, участие в налоговых спорах, вытекающих из вопросов, в свое время ставших предметом деятельности налогового консультанта, это дополнительная гарантия для клиента, поскольку такая защита осуществляется на специальных условиях, вплоть до отказа от "гонорара успеха" (от % за оспоренную в суде сумму).

5. С другой стороны, основная деятельность налоговых консультантов сосредоточена не столько на декларировании свершившихся фактов, сколько на погружении в хозяйственную деятельность клиентского бизнеса. Именно поэтому квалификационные экзамены, так же как и в России, включают в себя и налоговые, и экономические, и правовые, и бухгалтерские дисциплины. Плюс навыки собственно процесса консультирования, гарантирующие клиенту способность консультанта лечить не симптомы, а причину заболевания.

6. Большинство налоговых консультантов участвуют в обеспечении имущественной безопасности бизнеса. При этом задействование нескольких юрисдикций, включая низконалоговые, при построении бизнеса широко распространено. Правда в отличие от российской практики, европейские бизнесмены хорошо осознали необходимость разделения моделей международной налоговой оптимизации и обеспечения сохранности имущества. Для российского бизнеса, озобоченного результатами грядущих выборов 2011-2012 г.г., это тем более актуально.

7. Учитывая названное, европейские налоговые консультанты повсеместно вступают в международные профессиональные группы компаний. При этом большинство компаний небольшие - от 10 до 30 человек. В совокупности это дает и гибкость в работе с клиентом (крупные компании более неповоротливы), и, одновременно, больший профессионализм при использовании стыков налогового законодательства разных юрисдикций.

8. Задействованы возможности, в большинстве своем не используемые российскими налоговыми консультантами, замкнувшимися в основном на простейшем варианте: вопрос-ответ. Речь идет о реализации функций контроллинга за службами внутри клиентского бизнеса, в том числе и через независимых членов совета директоров. Очень разумный подход (мы сами его уже не раз пробовали), поскольку комплексное видение налогового консультанта со стороны позволяет задавать "правильные" и очень неприятные вопросы ответственным лицам внутри организации.

9. Учитывая интимность налоговых вопросов и сложности как для бизнесмена, так и для консультанта в установлении взаимных доверительных отношений, имеется само собой разумеющаяся тенденция в привлечении тех же консультантов к обслуживанию топ-менеджмента и собственников бизнеса как физических лиц - налогоплательщиков (обладание яхтами, акциями и домами за границей тоже требуют налоговых познаний, не говоря уже об обустройстве оффшорных счетов).

10. Как следствие законодательного регулирования налогового консультирвания (читай - государственная преференция на возможность заработка) используется добровольно-принудительное страхование ответственности на манер российского аудита. У нас пока страховые компании очень вяло реагируют на наши запросы.

11. И напоследок. Очень понравились оцифрованные данные за последние 20 лет деятельности европейских палат налоговых консультантов. Тенденция идентична. Даже с Россией. Первые 10 лет во всех странах шла работа на объем аттестованных специалистов. Даже цифры сходятся - как и у нас, там это около 4000 активно практикующих консультантов. Далее все как один начинают планомерно ужесточать требования к кандидатам (в основном требуют большой стаж работы по экономической или юридической специальностям) и условия проведения экзаменов (в среднем экзамен сдают 20-30% кандидитов). И за следующие 10 лет количество принятых в Палату сокращается в 10-20 раз. То есть профессиональное сообщество начинает работать на качество.

Российской Палате налоговых консультантов исполняется как раз 10 лет и практика "закручивания гаек" как результат взросления уже налицо. Посмотрим, что будет дальше.

Главная > Курсовая работа >Финансы

Министерство образования и науки Российской Федерации

Восточно-Сибирский государственный технологический университет

Институт экономики и права

Кафедра «Налоги и налогообложение»

По дисциплине: «Организация и методика налогового консультирования»

На тему: «Налоговое консультирование в зарубежных странах»

Научный руководитель: Хантакова Н.Л.

Выполнила: Ринчинова Д.Ж.

1.Налоговое консультирование 5

1.1.Налоговое консультирование в России 5

1.1.1.Причины появления налогового консультирования в России 5

1.2.Налоговое консультирование в зарубежных странах 9

1.2.1. Налоговое консультирование в Германии 9

1.2.2. Налоговое консультирование в Великобритании 12

1.2.3. Налоговое консультирование в странах Восточной Европы на примере Польши, Чешской Республики и Словакии. 14

1.2.4. Налоговое консультирование в Австрии 21

1.2.5 Налоговое консультирование во Франции и Нидерландах 24

2.Анализ налогового консультирования 25

2.1.Международный опыт налогового консультирования в Российской Федерации 25

3.Пути совершенствования налогового консультирования 30

Список использованных источников информации 30

Введение

Институт налогового консультирования для России является совершенно новым. Этот факт является главной причиной возникновения многочисленных проблем на пути его развития в нашей стране.

Часть этих проблем можно избежать, если изучить международный опыт налогового консультирования, так как данный институт благополучно функционирует во многих экономически развитых государствах на протяжении десятилетий, и, безусловно, в этих странах накоплен огромный отрицательный и положительный опыт деятельности в сфере налогового консультирования.

Тем не менее, как показывает практика, не всегда опыт одних государств, в той или иной сфере деятельности, можно перенести в условия другого государства. Это связано с многочисленными особенностями стран, начиная от их культурного, исторического, политического и экономического развития и заканчивая уровнем образованности населения. Именно поэтому при изучении международного опыта налогового консультирования важно определить границы и возможности его использования в России на современном этапе.

Этим объясняется актуальность избранной темы курсовой работы.
Актуальность темы определяет цель работы, а именно – изучение современного состояния рынка услуг по налоговому консультированию в России и за рубежом и перспектив его развития.

Постановка данной цели обусловила необходимость решения следующих задач:

- выявить причины и факторы, обусловившие появление налогового консультирования в России;

- рассмотреть особенности развития российского и зарубежного рынка услуг по налоговому консультированию на современном этапе;

- рассмотреть опыт налогового консультирования в ряде
иностранных экономически развитых государств;

- выделить направления совершенствования налогового консультирования, основываясь на зарубежном опыте.

Объект исследования – международный опыт налогового консультирования.

Предмет исследования – современное состояние, а также механизм функционирования и развития консультационных услуг в области налогообложения в зарубежных странах.

Структура курсовой работы обусловлена поставленными в исследовании задачами. Первая глава посвящена изучению причин появления налогового консультирования в России. Во второй главе работы рассматриваются современные аспекты развития рынка услуг по налоговому консультированию. На основе первых двух глав, в третьей главе курсовой работы, представлены пути решения обозначенных проблем и направления совершенствования налогового консультирования на основе зарубежного опыта развития налогового консультирования.

1.Налоговое консультирование

1.1.Налоговое консультирование в России

1.1.1.Причины появления налогового консультирования в России

В течение последних десятилетий в нашей стране появились различные виды предпринимательской деятельности, в том числе и консультирование (консалтинг). Налоговое консультирование – это вид консалтинга, осуществляемый в области налогообложения. В России становление налогового консультирования происходит вместе с формированием налоговой системы. На первом этапе становления налоговой системы центр тяжести налогового бремени переносился с одного направления на другое, происходили частые изменения налогового законодательства. Существенной характеристикой российской налоговой системы того времени было разнообразие налогов, применявшихся на разных территориях Российского государства.

На протяжении 30-50-х и последующих годов, вплоть до конца 80-х в налоговую систему неоднократно вносились изменения и уточнения, которые, однако, не меняли самого качества данной системы.
Все это приводит к возникновению спроса на консультационные услуги информационного характера. Получает развитие направление налогового консультирования, которое на первых порах осуществлялось специалистами-экспертами.

Дальнейшее ужесточение налогового режима без учета реальной платежеспособности налогоплательщиков приводило к результатам, обратным ожидаемым. Становление теневого сектора приобрело угрожающий характер, наметилось массовое уклонение от уплаты налогов, сокращение налоговой базы. При этом, уклонение от уплаты налогов происходит как по причине незнания законов, низкой налоговой дисциплины (в основном это касается физических лиц, мелких и средних предпринимателей), так и в результате использования пробелов в законодательстве, которых становится все меньше (это уже относится к более крупным участникам рыночных отношений).

Услуги налогового консультирования оказывают уже не только специалисты, но и организации, в основном аудиторские фирмы. Широко применяется консультирование по анализу используемых схем, позволяющих существенно сократить налоговые платежи в бюджет.

Следующий этап формирования налоговой системы связывается с ведением части первой Налогового кодекса РФ на основании Федерального закона №146-ФЗ «О введении в действие части первой налогового кодекса РФ» от 31.07.1998 г. Принятие Налогового кодекса позволяет систематизировать действующие нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения, приводит в упорядоченную, единую, логически цельную и согласованную систему, устраняет такие недостатки существующей налоговой системы, как отсутствие единой законодательной и нормативной базы налогообложения, многочисленность и противоречивость нормативных документов и отсутствие достаточных правовых гарантий для участников налоговых отношений.

Но, даже с учетом этих изменений, система налогообложения остается достаточно сложной.

Развитие налогового законодательства, постоянное увеличение количества нормативных документов, регулирующих налогообложение (только в 1999–2000 гг. было принято 3340 новых актов, 643 изменяющих и дополняющих, 41 отменяющих), активное вовлечение граждан в налоговые правоотношения предопределили появление потребности в услугах налогового консультанта и признания налогового консультирования самостоятельным видом деятельности.

Введение в действие части первой Налогового кодекса РФ, которая устанавливает правила взаимоотношения налогоплательщиков и налоговых органов, заставило задуматься над необходимостью профессиональной подготовки специалистов по налоговому консультированию.
Поэтому, закономерным этапом развития налогового консультирования в России явился Приказ МНС РФ от 25 августа 1999 года № АП-3-15/ 278 «О создании центральной комиссии по налоговому консультированию Министерства РФ по налогам и сборам», согласно которому была создана Центральная комиссия по налоговому консультированию (ЦКНК). Комиссия была создана для координации работы системы налоговых органов в области подготовки и аттестации налоговых консультантов, аккредитации налоговых консультационных пунктов и уполномоченных учебных центров, средств массовой информации для обеспечения высокого уровня налогового консультирования.

Наряду с развитием рыночных отношений и сложностью применения действующих норм законодательства о налогах и сборах, одной из причин, обусловившей возникновение в России налогового консультирования как самостоятельного вида предпринимательской деятельности явилась политика государственных органов, ориентированная на жёсткое разграничение функций налоговых органов и независимых от государства налоговых консультантов.

В связи с этим руководители российских предприятий всё чаще прибегают к услугам налоговых консультантов, в результате чего рынок консалтинговых услуг непрерывно развивается как по объемам выручки от реализации услуг, так и по укреплению отдельных направлений этого вида консалтинга.

Начиная с 2000 года, наблюдается активный рост спроса на налоговый консалтинг. В этот период МНС России издает ряд Приказов и Писем, которые свидетельствуют о конкретизации направлений и механизма организации налогового консультирования.

Дальнейшим шагом в развитии и правовом оформлении налогового консультирования явилось постановление Министерства труда и социального развития России от 04 августа 2000 г. № 57, которым внесено дополнение в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, касающееся новой квалификационной характеристики «Консультант по налогам и сборам».

Совершенствование налоговой системы на этом этапе происходит в направлении последовательного снижения налогового бремени с переориентацией налоговой нагрузки на конечного потребителя. Это благотворно влияет на улучшение финансового состояния предприятия, и, как следствие, на их налоговую дисциплину. Большую роль в консультационной работе по налоговому законодательству в этот период сыграли квалифицированные аудиторы. Установлено, что во многом развитие налогового консультирования происходит за счет его выделения из аудиторских услуг.

Развитие и совершенствование системы налогообложения существенно усложняет расчет многих видов налогов и становится причиной возникновения налогового учета как системы обобщения информации для определения налоговой базы в целях исчисления налогов. Процесс разделения налогового и бухгалтерского учетов имеет под собой определенные основания, так как действительно наблюдается несоответствие между требованиями к содержанию информации бухгалтерского учета, реализуемыми через стандарты бухгалтерского учета, и требованиями, предъявляемыми государством в лице налоговых органов.
Формирование самостоятельной системы налогового учета было требованием времени, что подтверждается историей становления системы налогового учета в финансовом законодательстве Российской Федерации.

Все вышеперечисленное обусловливает еще одну причину выделение налогового консультирования в отдельный вид деятельности и широкое применение российскими предприятиями услуг налоговых консультантов.

1.2.Налоговое консультирование в зарубежных странах

Анализ правовых норм, регулирующих деятельность по налоговому консультированию в зарубежных странах, позволяет сделать вывод о том, что практически нигде случайный человек не вправе объявить себя налоговым консультантом. Понимая, что налоговое консультирование представляет собой отдельный и очень важный вид деятельности, законодатель установил такие условия, в которых специалист, занимающийся налоговым консультированием, должен подтвердить свое соответствие ряду профессиональных требований. Это обязательное условие соблюдается и в том случае, если как таковой профессии налогового консультанта не существует. Тогда налоговым консультированием занимаются представители профессий, для которых характерен жесткий формальный отбор.

Учитывая определенную разницу в подходе разных государств к регулированию деятельности по налоговому консультированию, в дальнейшем целесообразно освещать эти проблемы отдельно по каждой стране.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 02:23, реферат

Описание

Краткая история возникновения налогового консультирования, правовое регулирование и организация налогового консультирования в Европе, подробнее рассмотрено налогвое консультирование в Великобритании и в Германии.

Содержание

Введение 3
1. Становление налогового консультирования за рубежом 5
2. Правовое регулирование и организация налогового консультирования в странах Восточной Европы 8
3. Налоговое консультирование в Великобритании 14
4. Налоговое консультирование в Германии 18
5. Адаптация зарубежного опыта в Российской Федерации 21
Заключение 26
Литература 27

Работа состоит из 1 файл

Зарубежный опыт налогового консультирования.doc

В настоящее время в нашей стране, значительными темпами развивается рынок услуг налогового консультирования. В то же время имеет место целый ряд нерешенных проблем его формирования, обусловленных отсутствием предыдущего опыта такого рода деятельности, а также несовершенством действующего организационно-экономического и правового механизма функционирования этого нового для России вида консалтинга. В связи с этим представляется необходимым изучение опыта развитых стран в этом направлении, чтобы выявить возможность использования апробированного на практике механизма организации консультирования в сфере налогообложения.

В отличие от России в экономически развитых странах налоговое консультирование возникло в первой половине XX столетия как составляющая управленческого консультирования, как консультирование по вопросам финансов, включая финансирование предприятий и финансовый контроль за операциями. Как правило, налоговые консультанты имели бухгалтерское образование и опыт работы с фирмами в качестве дипломированных частнопрактикующих бухгалтеров.

Реальное становление налогового консультирования как сферы бизнеса в странах с развитой рыночной экономикой произошло в 60-е годы XX в., характерной особенностью которых было активное внедрение в управленческий консалтинг крупнейших аудиторских фирм. Начиная развивать консультирование как естественное продолжение бухгалтерских услуг, эти фирмы стремительно расширили спектр своих интересов и захватили лидерство в операционном консалтинге, то есть в области решения проблем оперативного управления, включая налаживание управленческого учета и управленческой отчетности, различных аспектов внутреннего финансового менеджмента, частью которого является налогообложение, и организации основных бизнес-функций, которые должны учитывать существующую налоговую систему.

Цель работы – рассмотреть становление и развитие налогового консультирования за рубежом.

1. Определить с чего начиналось возникновение налогового консультирования;

2. Охарактеризовать правовое регулирование и организация налогового консультирования в странах Европы;

3. Рассмотреть налоговое консультирование в Великобритании;

4. Особо остановиться на налоговом консультировании в Германии.

Объект исследования – страны зарубежья.

Предмет работы – налоговое консультирование.

Структура работы – работа состоит из введения, четырех разделов и списка литературы.

Начиная с 80-х годов прошлого века налоговые органы экономически развитых стран оказались перед необходимостью проведения модернизации своей деятельности, при этом значительное внимание было уделено совершенствованию взаимоотношений с налогоплательщиками. Кроме «кнута» (принуждения к соблюдению налоговой дисциплины под угрозой санкций), стал использоваться и «пряник» — оказание необходимых налогоплательщику услуг. При этом под услугами понимается предоставление требуемой информации, обучение налогоплательщиков, а также иная помощь.

Именно специалисты налоговых подразделений оказывают помощь в заполнении деклараций, предоставляют информационные материалы, организуют и проводят семинары, работают со средствами массовой информации. При наличии у налогоплательщиков конкретных вопросов по налогообложению такие подразделения могут связаться с профильным отделом налогового органа для квалифицированного ответа на вопрос. Однако помощь налогоплательщикам, как правило, носит характер справок, а не консультаций. Исключение, пожалуй, составляют только Дания, где в составе налогового органа, которым является Министерство финансов, имеется Департамент налоговых консультаций, и Австралия, где в составе Австралийского налогового управления (АНУ) действуют два центра по консультированию налогоплательщиков. В то же время в Великобритании хотя и существуют консультационные подразделения в составе налоговых служб, но они консультируют не налогоплательщиков, а собственные оперативные подразделения, а также руководство Министерства по налоговой политике 1 .

Формы работы с налогоплательщиками могут быть разнообразными.

Прежде всего это оказание помощи и информирование на центральном, региональном и местном уровнях.

Ощутимый для налогоплательщиков эффект приносит издание специальной литературы: разъяснений законодательства, рекомендаций квалифицированных специалистов. Такого рода брошюры можно бесплатно получить в налоговых инспекциях.

В большинстве экономически развитых стран консультирование по вопросам налогообложения может осуществляться только специально уполномоченными законом лицами. В той или иной форме государство берет под контроль налоговое консультирование и устанавливает такие правила, по которым оно становится, во-первых, важным и ответственным занятием, а во-вторых, люди, выбирающие для себя это занятие, обязаны подтвердить свой высокий профессиональный уровень.

В Австралии, например, в настоящее время развиваются и расширяются услуги, которые Австралийское налоговое управление оказывает налогоплательщикам. Сюда входят устное консультирование налогоплательщиков, консультирование по телефону, ответы по электронной почте, письменные ответы на наиболее сложные вопросы.

Помимо разъяснений и консультаций, которые дают налогоплательщикам работники налоговой службы, в стране развич та сеть налоговых консультантов, которые работают в качестве рыночной инфраструктуры, но получают содействие налоговой*: службы и лицензируются ею.

Во многих странах бухгалтерский учет ведется с ориентацией на налогообложение, то есть в бухгалтерском учете формируется информация о налогооблагаемой базе по тому или иному налогу. Так, например, очень сильно ощущается влияние налогового законодательства на бухгалтерский учет в Италии, в Германии. Системой своих актов бухгалтерский учет в Италии охватывает гораздо больший круг проблем налоговой практики, нежели профессиональные стандарты по бухгалтерскому учету. Поэтому итальянские бухгалтеры, как и российские, в своей работе ориентируются прежде всего на налоговое законодательство. Особую роль играет соблюдение законодательных требований при формировании отчета о финансовых результатах, поскольку именно по его данным определяются налоги, взимаемые с итальянских компаний.

.Поскольку большинство компаний в Италии небольшого размера и управляют ими сами собственники, спрос на независимый внешний аудит и детальную бухгалтерскую информацию в целом весьма ограничен и практически исходит лишь от налоговых органов и банков. Однако для банков, что особенно важно подчеркнуть, бухгалтерская отчетность не является серьезным фактором при принятии решений о кредитовании. Таким образом, главными пользователями отчетных данных до сих пор остаются фискальные органы.

В связи с тем, что итальянские компании составляют отчетность, в основном исходя из налоговых требований, для бухгалтеров и менеджеров важно отразить в ней минимальную прибыль, чтобы уменьшить налоговое бремя, следовательно, роль налоговых консультантов здесь выполняют скорее сотрудники организаций, то есть консультанты, обладающие соответствующими знаниями. Убытки, полученные компанией, могут быть отнесены на будущие прибыли в течение пятилетнего периода.

Выделим два основных критерия для сравнения национальных структур налогового консультирования.

Первый критерий заключается в порядке допуска желающих на рынок налогового консультирования. Сюда относятся в качестве регламентирующих признаков - требования к личным качествам и уровню квалификации претендента, а также степень исключительности права на оказание услуг, как и по кругу допускаемых лиц, так и по видам услуг, а далее роль и место профессиональных организаций и условия членства в них 2 .

Второй критерий охватывает правила поведения субъектов налогового консультирования на рынке. Такими правилами являются права и обязанности и профессиональная этика налоговых консультантов, положения о страховании от профессиональной ответственности и повышении квалификации. В правила зачастую включаются ограничительные предписания касающиеся места исполнения профессии и допустимых организационных форм деятельности, а также прочих правил предписывающих, например, содержание договоренности с клиентами, размер вознаграждения за услуги и допустимый объём рекламы.

Рассматривая на этой основе нормативную базу для налогового консультирования в отдельных европейских странах, выделяются две существенно отличающиеся друг от друга системы регулирования правовых отношений на рынке налогового консультирования. Это, во-первых, система "государственного регулирования", когда нормативная база для налогового консультирования в основном кодифицирована законом и адресатами этого закона она при необходимости лишь уточняется или дополняется и, во-вторых, система "саморегулирования", когда нормативная база для налогового консультирования исключительно установлена самыми действующими лицами.

В зависимости от существующих в отдельных странах систем регулирования правовых отношений поставлены профессиональные объединения налоговых консультантов.

Система "государственного регулирования" означает, что в данной стране имеется специальный закон о налоговом консультировании и существует профессиональное объединение, созданное и действующее на основе этого закона, поддерживая его осуществление и контролируя его выполнение.

Членство в этой организации является обязательным, т.е. в соответствии с законом, изданные объединением нормативные положения обязывают всех субъектов налогового консультирования страны.

Странами-представителями этой системы в Европе выступают на пример: Австрия, Венгрия, Германия, Италия, Польша, Словакия, Франция, Хорватия и Чешская Республика. Люксембург и Португалия тоже относятся к этой группе, хотя членство в профессиональной организации там добровольное.

В странах с выраженной системой "саморегулирования" обычно нет специального закона регулирующего налоговое консультирование. Профессиональное объединение при этом, в отдельных странах может быть более одного, как правило, созданное на частноправовой базе и исключительно действует на основе самому себе поставленных правил и норм. Членами профорганизации становятся лица, отвечающие требованиям для вступления в неё, но на добровольных началах. Таким образом, собственные нормативные положения, изданные объединением, обязывают только его членов. С членством связано право, нести профессиональный титул указывающий потенциальному клиенту на ожидаемый квалификационный уровень предлагающего услуги в области налогового консультирования 3 .

К странам, имеющим систему "саморегулирования" относятся на пример: Бельгия, Великобритания, Голландия, Ирландия, Испания, Финляндия и Швейцария.

Правовое регулирование и организация налогового консультирования в ряде стран Восточной и Центральной Европы, перестраивавшие своё народное хозяйство вначале 90-ых гг. на рыночные начала, построены именно на принципах "государственного регулирования", правда с более или менее частичными моментами "саморегулирования" на втором плане.

Польша, Чешская Республика и Словакия (как представители этой группы стран) вскоре после начала трансформационного процесса взялись за урегулирование рынка так называемых "свободных" профессий, в том числе налогового консультирования и при этом особенно воспользовались опытом соседних с ними стран Австрии и Германии.

Услуги > Консультации по международному налоговому планированию

Наши услуги

Налоговый консультант — профессия довольно узкоспециализированная. Еще более детально изучают вопрос специалисты, консультирующие в области международного налогообложения и финансов. Наши специалисты оказывают консультации по следующим основным вопросам международного налогового планирования:

  • выбор юрисдикции компаний/трастов/фондов для различных целей и видов деятельности
  • построение международных холдинговых структур (налоговые риски при выплате дивидендного дохода)
  • международное финансирование (налоговые риски при выплате процентного дохода)
  • сопровождение международных торговых марок ( налоговые риски при выплате роялти)
  • трансфертное ценообразование
  • контролируемые сделки
  • контролируемая задолженность
  • правила недостаточной («тонкой») капитализации
  • деоффшоризация, КИК — обязанность по уведомлению
  • валютное регулирование и валютный контроль, операции по личному зарубежному счету

Совместно с корпоративной практикой нашего департамента Юридическая компания «ГидПрава» мы оказываем следующие услуги:

  • сопровождение международных инвестиционных проектов. Создание SPV-компаний
  • разработка индивидуальных проектов акционерных соглашений (SHA)
  • сопровождение сделок M&A, разработка индивидуальных проектов SPA

Ознакомиться с комментариями и ответами наших юристов на наиболее часто встречающиеся вопросы, связанные с налоговым консультированием в рамках международных проектов Вы можете в разделе FAQ Международное налоговое планирование > Консультации по международному налоговому планированию

Задать любой интересующий Вас вопрос Вы можете по телефону +7 (495) 783-19-91, а также оправив он-лайн заявку на услугу налогового консультирования, воспользовавшись формой обратной связи ниже.

  • БАНКОВСКИЕ СЧЕТА В ИНОСТРАННЫХ БАНКАХ
    • Открытие банковских счетов в иностранных банках
    • Открытие «мерчант» счета — merchant account. Электронная коммерция
  • ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ИНОСТРАННЫХ КОМПАНИЙ
    • Подготовка и аудит финансовой отчетности иностранных компаний
  • КИК. ДЕОФФШОРИЗАЦИЯ
    • Уведомление об участии в иностранных организациях
    • Уведомление о КИК
    • Налогообложение прибыли КИК
  • КОНСУЛЬТАЦИИ ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ НАЛОГОВОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ
    • Международная торговля (импорт/экспорт)
    • Дивиденды, проценты, роялти
    • Трансфертное ценообразование. Контролируемые сделки
    • Контролируемая задолженность
    • Валютный контроль
  • ИНВЕСТИЦИИ
    • Второе гражданство за инвестиции
    • Инвестиции в зарубежную недвижимость



Наглядный календарь уведомлений, сообщений, отчетов и т.д. владельцам иностранных компаний и банковских счетов

МЕТКИ:


(СТАТЬЯ) Автоматический обмен налоговой информацией (CRS) 2018 — как происходит, какая информация передается, какая установлена ответственность?

Уголовное дело «Черкизово»: сигнал для налоговых агентов и иностранных инвесторов

Подборка свежих статей и новостей компании



Приглашаем принять участие в наших семинарах и обучающих мероприятиях, посвященных вопросам международного налогообложения, регулирования деятельности иностранных компаний и всему, что связано с ведением международного бизнеса.

в банк / для due diligence




Департамент международного налогового планирования

© 2017-2020 GidPrava Consulting Group (GPCG) Департамент международного налогового планирования

Иностранные компании. Трасты. Фонды. Банковские счета. Управление активами

Департамент международного налогового планирования

Мы в социальных сетях:

  • + 7 (495) 783-19-91 многоканальный
  • info@gidprava.ru 125009, г. Москва, ул. Тверская, д.6, стр.6

Ограничение ответственности

Являясь пользователем настоящего сайта, Вы осознаете, что все материалы, опубликованные на настоящем сайте, носят информационный характер и не являются правовым заключением. Никакая информация, опубликованная на настоящем сайте, не является консультацией или рекомендацией к совершению конкретных действий на ее основе. Вы также осознаете, что любая ситуация, дело, кейс и т.д. любого клиента являются строго индивидуальными и требующими индивидуального подхода при их разрешении. При этом, решения похожих, на первый взгляд, вопросов разных клиентов могут быть совершенно разными. Именно по указанной причине Консалтинговая группа "ГидПрава" (включая входящие в нее департаменты и подразделения: Юридическая компания "ГидПрава", "ГидПрава - Международное налоговое планирование, "ГидПрава" - Бухгалтерское обслуживание, "ГидПрава" - Недвижимость, Бюро юридического перевода "ГидПрава", Учебный центр "ГидПрава", Школа бизнес-английского "ГидПрава") (далее - "КГ "ГидПрава") рекомендует обращаться за оказанием услуг к специалистам с заключением соответствующего договора, влекущего возникновение прав, обязанностей и ответственности.

КГ "ГидПрава" постоянно предпринимает все возможные меры для обеспечения актуальности, полноты, достоверности и соответствия действующему законодательству РФ всех публикуемых на ее сайте материалов, однако, КГ "ГидПрава" не несет ответственности за точность публикуемой на сайте информации, в том числе, но не ограничиваясь, по причине того, что опубликованная информация может являться субъективным мнением специалиста-правоприменителя и может быть основана на его субъективном толковании норм действующего законодательства РФ и/или иностранных государств. КГ "ГидПрава" также не несет ответственности за последствия, которые наступили или могут наступить в результате любого использования пользователем настоящего сайта информации, расположенной на настоящем сайте, в том числе для решения стоящих перед ним вопросов правового или финансового характеров.

Сайт КГ "ГидПрава" может содержать ссылки на сайты третьих лиц. При этом, КГ "ГидПрава" не несет ответственности за содержание и информацию, представленную на данных сайтах. Переход по указанным ссылкам является для пользователей настоящего сайта строго добровольным.

КГ "ГидПрава" несет ответственность в пределах, согласованных со своими клиентами при заключении договора об оказании услуг (или иного договора в рамках оказания КГ "ГидПрава" своих профессиональных услуг), а также за последствия, наступившие в результате совершения клиентом действий, но только в том случае, если совершение данных действий было предварительно согласовано с КГ "ГидПрава". Профессиональная ответственность КГ "ГидПрава" может быть в добровольном порядке застрахована, о чем КГ "ГидПрава" вправе проинформировать своих клиентов.

С уважением,
Консалтинговая группа «ГидПрава»

Политика конфиденциальности

Настоящий раздел и установленные в нем правила действуют в отношении любой информации, которая может быть получена Консалтинговой группой «ГидПрава» (в том числе входящими в нее департаментами и подразделениями: Юридической компанией "ГидПрава", "ГидПрава - Международное налоговое планирование, "ГидПрава" - Бухгалтерское обслуживание, "ГидПрава" - Недвижимость, Бюро юридического перевода "ГидПрава", Учебный центр "ГидПрава") (далее – "Компания") о лицах (далее – "Пользователь") в процессе использования ими сайта Компании (нахождения на сайте Компании) www.gidprava.ru. Указанная информация считается персональными данными Пользователей и может включать в себя:
- ФИО (например, при заполнении формы обратной связи);
- адрес электронной почты (также при заполнении формы обратной связи или при составлении письма в произвольной форме в адрес Компании);
- контактный телефон (при заполнении формы обратной связи);
- IP адрес (информация получается автоматически при посещении пользователями настоящего сайта);
- файлы cookie (автоматически, см. выше);
- адрес запрашиваемых Пользователем страниц на настоящем сайте;
- любая иная информация или сведения, полученные Компанией о Пользователе в автоматическом режиме либо предоставленные Пользователем добровольно.

Предоставляя свои персональные данные, Пользователь соглашается на их обработку Компанией в целях надлежащего оказания Компанией своих услуг. Компания, в свою очередь, настоящим заверяет, что придерживается политики строгой конфиденциальности в отношении полученных персональных данных Пользователей и использует и обрабатывает персональные данные в строгом соответствии с положениями Федерального Закона Российской Федерации «О персональных данных» от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ и иных нормативно-правовых актов действующего законодательства РФ в области защиты и обработки персональных данных. Компания также заверяет, что применяет необходимые технологии при обработке Ваших персональных данных для целей их защиты от несанкционированного доступа со стороны третьих лиц.

Компания не разглашает и не предоставляет полученные ею персональные данные Пользователей третьим лицам, за исключением случаев:
- получения соответствующего предварительного согласия Пользователя;
- истребования информации по запросу правоохранительных органов с соблюдением соответствующих процедур.

Компания оставляет за собой право вносить изменения в правила настоящего раздела, о чем информирует Пользователей путем публикации измененного текста в настоящем разделе.

С уважением,
Консалтинговая группа «ГидПрава»

Авторские права

Настоящий раздел и установленные в нем правила распространяются на посетителей сайта www.gidprava.ru. Являясь посетителем данного сайта, Вы автоматически принимаете и соглашаетесь с правилами, установленными настоящим разделом, и обязуетесь их соблюдать.

Полное или частичное копирование, а также использование и распространение любым иным образом, в том числе, но не ограничиваясь: переработка, публичная трансляция и/или воспроизведение в эфир любых материалов настоящего сайта возможны исключительно в некоммерческих целях и с указанием прямой ссылки на сайт www.gidprava.ru.

Любые иные действия являются незаконными и будут расценены Компанией как нарушение ее авторских прав.

В случае нарушения настоящих правил, Компания оставляет за собой право защиты своих интересов всеми способами, предусмотренными законом, в том числе в рамках статей: 1229, 1259, 1263, 1301 Гражданского кодекса РФ, а также ч.1 ст. 7.12 КоАП РФ.

По любым вопросам использования материалов настоящего сайта Вы можете связаться с нами по адресу электронной почты info@gidprava.ru. Просьба направлять письма с пометкой COPYRIGHT. Если Вы считаете, что материалы данного сайта нарушают ВАШИ авторские права, то просим Вас уведомить нас об этом также по указанному выше адресу. Просим также приложить соответствующие доказательства факта нарушения.

С надеждой на понимание и…

С уважением,
Консалтинговая группа «ГидПрава»

Читайте также: