Инновационная парадигма налоговой системы предполагает

Опубликовано: 03.05.2024

"Налоги и налогообложение", 2007, N 3

В современных условиях происходит смена парадигмы организационного обеспечения построения эффективной налоговой системы в России.

Налоговое администрирование можно рассматривать как своеобразный инструмент управления процессами в налоговой сфере. Являясь динамичной, развивающейся системой управления налоговыми отношениями, налоговое администрирование позволяет координировать деятельность налоговых органов в условиях рыночной экономики . А для налогового контроля как совокупности приемов и способов, направленных на обеспечение соблюдения налогового законодательства и налогового производства, правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в бюджет налогов и неналоговых платежей, активное использование такого инструмента позволяет улучшить уровень контрольной деятельности налоговых органов, а также повысить собираемость налогов и доходов всех уровней бюджетной системы РФ .

См.: Аронов А.В., Кашин В.А. Налоговая политика и налоговое администрирование: Учеб. пособие. - М.: Экономистъ, 2006.
См.: Кваша Ю.Ф., Зрелов А.П., Харламов М.Ф. Налоговое право: пособие для сдачи экзамена. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2006.

Современная система налогового администрирования в России пока находится в стадии становления, а потому этот процесс сталкивается с целым рядом проблем, которые можно условно разделить на три группы:

  1. необходимость налаживания налогового администрирования, наличие пробелов и недоработок в общих принципах налогового права;
  2. недостатки в формулировках и режимах налоговых законов, регулирующих применение конкретных налогов, в частности в законах, регулирующих налоги на доходы и имущество физических лиц и налог на добавленную стоимость;
  3. недостатки в работе налоговых органов, проявляющиеся в:
  • управлении и организационной структуре налоговых органов;
  • отношениях между вышестоящими и нижестоящими налоговыми органами;
  • отношениях налоговых органов с органами власти соответствующих административно-территориальных образований;
  • организации использования информационных возможностей других органов государственной власти и информации, находящейся в распоряжении "третьих лиц";
  • практическом применении некоторых действующих режимов, правил и норм, формально закрепленных налоговым законодательством, но используемых либо с отклонениями, либо с недостаточной эффективностью. К последним относятся, например, применение налогового законодательства в отношении иностранных лиц (прежде всего представителей стран ближнего зарубежья), филиалов и иногородних подразделений российских компаний и предприятий, особо крупных собственников, получающих основные доходы не в форме заработной платы или официально выплачиваемых дивидендов на акции, и предприятий малого бизнеса.

Успешное осуществление общенациональной программы совершенствования налогового процесса в области налогового администрирования предполагает проведение тщательной предварительной подготовки и планирования действий. Как представляется, такая программа должна охватывать практически все аспекты налогового администрирования - совершенствование организационной структуры налоговых органов, использование новых технологий налоговой работы, разработку новых подходов к оказанию услуг и предоставлению консультаций налогоплательщикам, информационно-технологическое обеспечение, повышение квалификации кадров, разработку более высоких профессиональных стандартов деятельности сотрудников налоговых органов, укрепление материально-технической базы.

По мнению авторов, при разработке стратегии совершенствования налогового администрирования в России должны учитываться следующие моменты.

Во-первых, в отличие от зарубежных налоговых администраций, деятельность которых сосредоточена исключительно на налоговом администрировании, Федеральная налоговая служба дополнительно осуществляет функции по регистрации предприятий, по лицензированию и контролю за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, игорного бизнеса, является уполномоченным государственным органом в делах о банкротстве. Такой широкий перечень функций требует перехода на более эффективный функциональный способ организации работы, что возможно только при условии определения оптимальной численности инспекций. На практике это означает укрупнение малочисленных инспекций, что соответствовало бы и мировому опыту развития налоговых администраций.

Во-вторых, мировой опыт в области налогообложения, где наибольшей ценностью становится информация, уровень и темпы развития информационно-коммуникационных технологий создают возможности для формирования эффективного механизма налогового администрирования. Создание такого механизма невозможно без типизации, унификации и стандартизации процессов налогового администрирования на базе современных информационных технологий.

Основным источником формирования информационных ресурсов Федеральной налоговой службы является налоговая отчетность, состоящая из документов установленной формы, содержащая систему показателей, связанную с исчислением и уплатой налогов, и расчеты налоговых платежей за налоговый (отчетный) период, поэтому все данные должны быть введены в информационные ресурсы. Для обеспечения же эффективной работы местного и регионального уровней налоговых органов необходимо расширить спектр и объем взаимодействия с соответствующими подразделениями Федерального казначейства, другими государственными органами, министерствами и ведомствами в части обмена информацией в электронном виде.

В первую очередь это касается приема сведений о платежах от подразделений Федерального казначейства. Оперативный обмен этой информацией позволит существенно сократить непроизводительный труд инспекторов по вводу данных, уменьшит сроки взыскания недоимки и повысит обоснованность наложения санкций на налогоплательщиков за просрочку платежей. Обмен информацией в электронном виде с другими органами государственной власти, министерствами и ведомствами позволит оперативно получать и использовать в аналитической работе налоговых органов косвенные сведения о хозяйственной деятельности налогоплательщиков, необходимые для контроля налогооблагаемой базы. В настоящее время эта информация поступает в основном на бумажных носителях, а главная причина тому - сомнения налогоплательщиков в совершенности существующих технологий, и, кроме того, у налоговых органов просто не хватает ресурсов для перевода информации в электронную форму с целью дальнейшего использования в автоматизированном режиме.

Составляющей информационного взаимодействия является и обмен информацией с налоговыми и таможенными органами государств ближнего зарубежья, что особенно необходимо для уменьшения возможностей ухода от уплаты налога на добавленную стоимость путем нарушения законодательства о налогах и сборах при осуществлении экспортно-импортных операций.

Таким образом, дальнейшее развитие налоговой системы, планируемые изменения в налоговом администрировании невозможны без дальнейшего совершенствования информационных систем и инструментов анализа, повышения научно-технического потенциала, создания и управления информационными технологиями в центральных и региональных налоговых органах. В основе этой работы - централизация обработки данных на региональном и федеральном уровнях за счет создания центров обработки данных, на которые ляжет основное бремя задач по вводу, обработке, хранению и использованию большого объема информации налоговых органов всех уровней.

Назрела необходимость формирования целостной стратегии совершенствования налогового администрирования в России в границах новой парадигмы.

По общему правилу, большая часть налоговых поступлений, которые взимаются со своих граждан или подданных поступают в центральную часть бюджета, если государство федеративное, то 80-90% взимаемых налогов попадают в федеральный бюджет. Стоит обратить внимание и на то, что во всех наиболее развитых государствах с рыночной экономикой взимается 7-10 налогов. Данные поступления являются основой любой налоговой системы, в том числе и англосаксонской, которую мы рассмотрим более подробно.

Англосаксонская система налогообложения функционирует в таких государствах как США, Великобритания, Австралия, Канада.

Данная система обладает некоторыми отличительными признаками:

во-первых, в рамках англосаксонской системы налогообложения значительно преобладают прямые налоги;
во-вторых, косвенные налоги составляют лишь незначительную долю;
в-третьих, основным субъектом налогообложения являются физические лица [1].

Более того, самая ортодоксальная налоговая англосаксонская налоговая модель функционирует в Великобритании. На ней стоит и заострить внимание.

Функционирующая в Британии налоговая система является одной из наиболее направленных на налоговые поступления со стороны физических. Данный тезис применим и к таким государствам как Канада, США, Австралия, так как в них действует схожая система налогов и сборов. Это связано с тем, что данные государства являются капиталистическими, что в свою очередь подразумевает свободный и конкурентный рынок, который невозможно реализовать при высоком налогообложении предприятий, так как мелкие предприятия не способны существовать с таким налоговым бременем. Соответственно, на сегодняшний день нельзя с уверенностью сказать о том, что юридические лица играют ключевую роль в функционировании англосаксонской налоговой системы [2].

Диаметрально противоположная ситуация сложилась в отношении физических лиц. Как правило, именно налоговые поступления со стороны физических лиц являются базисом при формировании бюджетов всех уровней. Это подтверждается и цифрами. В странах с англосаксонской налоговой моделью налоговые поступления занимают около 80-90% бюджета. Цифры варьируются в зависимости от государства. Более того, 60-70% всех налоговых поступлений занимает налог на доходы физических лиц или же подоходный налог. Если же говорить о юридических лицах, то налоговые поступления с их стороны зачастую не превышают и 15%. Но некоторые экономисты и эксперты в сфере налогового права считают, что сегодня данная налоговая система постепенно подвергается реформированию, обосновывая свою позицию тем, что подоходный налог в государствах с подобной налоговой моделью постепенно уменьшается. В частности, личный подоходный налог с британских подданных сегодня составляет 20%. Эта цифра может показаться высокой лишь на первый взгляд. Для наглядности можно произвести сравнение с налоговой системой в РФ. Основная ставка НДФЛ в России составляет 13% и планируется её повышение до 15%, несмотря на то, что бюджет Российской Федерации имеет меньшую привязку к налоговым поступлениям, так как в РФ существуют иные источники финансирования.

Разумеется, юридические лица в данной налоговой системе также нельзя назвать полностью освобождёнными от уплаты налогов. Во всех государствах, где функционирует подобная налоговая система, предусмотрен и подоходный налог с организаций, который в быту принято называть «корпоративным налогом». Его ставка варьируется от 20 до 35% в зависимости от государства. Если же говорить конкретно о Великобритании, то в ней предусмотрены две ставки по данному виду налога, которые составляют 24 и 33%.

Если же говорить о Канаде, то в ней в свою очередь также предусмотрен налог с корпораций и организаций. Основная Налоговая ставка по данному налогу составляет 38%, что считается достаточно высокой цифрой. Однако, в Канаде предусматривается множество налоговых вычетов, и реальная налоговая ставка становится значительно меньшей. Она может снижена вплоть до 10%, но основной является ставка в 25%.

Касательно ставок подоходного налога в Канаде, то следует отметить, что она также носит прогрессивный характер. В Канаде предусмотрены 4 налоговые ставки: 15%, 22%, 26% и 29%. Как видно, числа не слишком сильно рознятся со ставками в других странах.

Стоит обратить внимание и на то, что в данных государствах присутствует классификация налогоплательщиков на резидентов и нерезидентов. Их существенное отличие кроется в том, что доходы резидента подлежат обложению без привязки к источнику получения. Нерезидент же уплачивает налоги только в том случае, если доход был получен на территории данного государства [3].

Немалую роль в рамках данной налоговой системы имеет и налог на добавленную стоимость. Ставка данного налога не слишком сильно рознится со ставкой в государствах с иными налоговыми моделями. В частности в Британии предусмотрены три ставки НДС: 0%, 8%, 17,5%. Но необходимо обратить внимание на то, что НДС в рамках англосаксонской налоговой системы имеет куда меньшую привязку к бюджету всех уровней. Это обусловлено тем, что в государствах с этой налоговой моделью косвенное налогообложение играет меньшую роль.

В итоге можно сделать вывод, что англосаксонская налоговая модель не лишена как недостатков, так и положительных моментом. Безусловно, относительно низкое налогообложение организаций можно расценить как плюс, так как это является преградой для появления монополистов на рынке. Минусом же является то, что значимость налогов с физических лиц слишком сильно превалирует над иными источниками финансирования бюджетов всех уровней.

Евроконтинентальная налоговая модель

Отличительным признаком евроконтинентальной модели налогообложения является значительное косвенное налогообложение и высокая доля отчислений на социальное страхование. Такого рода вариации налоговых систем функционируют в Австрии, Бельгии, Германии, Нидерландах, Франции и Италии.

Евроконтинентальная налоговая система характеризуется относительно высокой долей косвенных налогов, среди которых ключевую роль играет налог на добавленную стоимость.

Также стоит помнить и о том, что в рамках данной системы ключевое место занимают выплаты на социальное страхование, отчисляемые из фонда заработной платы.

Стоит отметить и то, что несмотря на высокую степень косвенного налогообложения в странах с евроконтинентальной моделью, прямое налогообложение в них крайне низкое.

В государствах с подобной системой налогообложения чаще всего функционирует социально-ориентированная модель экономики.

Основными налогами в государствах с подобной системой налогообложения являются:

- налог на добавленную стоимость;
- налог на прибыль или доход;
- налог на собственность;
- земельный налог;
- налог на фонд заработной платы;
- налог на доход от капитала;
- подоходный налог с физических лиц.

В рамках данной системы существуют два уровня налогообложения:

Необходимо заметить и то, что характер подоходного налогообложения в данных государствах носит прогрессивный характер.

В государствах с евроконтинентальной моделью налогообложения существуют 4 ставки налога на добавленную стоимость:

- нормальная;
- сокращённая;
- промежуточная;
- повышенная.

Нормальная ставка применима для всех операций, кроме тех, по которым предусмотрены иные ставки. Сокращенная ставка применима, когда оказываются услуги в сфере продуктов питания и их производства. Промежуточная может применяться для обложения товаров: газа, электричества, горячей воды, угля, нефтепродуктов, спирта, кофе и др. Повышенная - применяется при покупке драгоценных металлов, мехов, аппаратуры, табака и т.д.

На данный момент наблюдается такая тенденция, что страны, в которых функционирует евроконтинентальная модель налогообложения, всячески пытаются координировать налоговую политику иных государств.

На мой взгляд, это обусловлено тем, что на сегодняшний день в мире наблюдается процесс всем налоговым системам единообразного характера. А так как государства с евроконтитентальной налоговой системой являются гегемонами в мировой политики, именно они задают планку, к которой стремятся другие государства.

Стоит отметить и то, что несмотря на желания европейских государств гармонизировать налоговые системы, на данный момент это не представляется возможным. В первую очередь это обусловлено причинами материального характера. Страны с латиноамериканской налоговой моделью, о которых речь пойдёт дальше или же Африканские страны не могут позволить себе подобные налоговые ставки в отношении физических лиц, что обусловлено их низким уровнем дохода. Также содержание органов системы налогов и сборов, которые существуют в государствах с евроконтинентальной моделью налогообложения, является весьма затратным. Из этого следует, что полная гармонизация налоговых систем на сегодняшний день не представляется возможной, чего нельзя сказать о постепенной интеграции некоторых элементов из евроконтинентальной налоговой модели [4].

Стоит обратить внимание и на то, что данная система также не лишена недостатков. В частности, в государствах с евроконтинентальной моделью налогообложения, несмотря на и так достаточно высокую долю страховых отчислений, наблюдается их дальнейший рост. В частности, на данный момент именно страховые взносы составляют 46% всех поступлений в центральный бюджет. Соответственно, данная ситуация может присти в дальнейшем к росту прямого налогообложения, что сегодня весьма специфично для государств с подобной налоговой системой.

Латиноамериканская налоговая модель

Латиноамериканская налоговая модель традиционно применяется в странах третьего мира, которые принято называть «развивающимися». Подобная налоговая модель функционирует в странах Южной Америки (Чили, Боливия) а также в государствах, которые находятся в пределах карибского бассейна.

В государствах с латиноамериканской налоговой моделью также предусмотрена классификация налогов и сборов по уровням. В частности, существуют налоги, поступающие в национальный бюджет (аналог федерального), а также существует муниципальное налогообложение и налогообложение на уровне департаментов [5].

Стоит обратить внимание на то, что в рамках данной налоговой системы значительная роль уделена налогообложению организаций. Если же говорить о прямом и косвенном налогообложении в этих государствах, то ставки по данным налогам значительно меньше, чем странах с иными налоговыми моделями. Исключение из правил составляют лишь большинство стран Африки и некоторые страны Азии, но они не составляют полностью самостоятельную налоговую модель, а представляют собой лишь адаптацию латиноамериканской налоговой системы.

Косвенные налоги составляют около четверти бюджета латиноамериканских стран. Ключевую роль среди них играют акцизы, образующие около 20% налоговых поступлений среди всех налоговых поступлений.

Латиноамериканская система налогообложения является первой ступенью к экономическому росту государства. Именно поэтому она так широко применяется в странах третьего мира.

Ярким примером сильного экономического роста при переходе на подобную модель налогообложения является такое государство как Чили времён Аугусто Пиночета в период с 1973г по 2011г. Данный временной промежуток вошёл в история как «чилийское чудо». Это обусловлено тем, что после перехода на нынешнюю модель налогообложения ВВП на душу населения Чили вырос в 2,8 раза [6].

Стоит отменить и весьма низкие налоговые ставки по индивидуальному подоходному налогу в данных государствах. В частности, в Перу ставка по подоходному налогу на данный момент составляет 4%, В Перу - 3,9%, а в Колумбии – 13,5%, что в рамках этой системы является достаточно высоким показателем.

Совершенно иная ситуация обстоит с корпоративными налогами. Их ставка значительно больше, чем в государствах с иными налоговыми моделями. В частности, ставка по корпоративному налогу в Венесуэле составляет 56%. Но есть и положительные исключения. Например, Бразилии ставка по корпоративному налогу составляет 7,5%, но это компенсируется высоким уровнем косвенного налогообложения, которое в латиноамериканских странах традиционно высокое. В частности, акцизы обеспечивают 30% всех налоговых поступлений в Бразилии. Подобная ситуация сложилась и в Перу. В этом государстве налог на добавленную стоимость обеспечивает 25% всех налоговых поступлений.

В итоге можно сделать вывод, что данная налоговая модель оптимальна для бедных стран, так как государство практически не рассчитывает на прямые налоги с физических лиц при формировании бюджета. Но в то же время очевидным недостатком является то, что высокий уровень налогообложения предприятий, как правило, приводит к появлению монополистов на рынке.

Смешанная модель налогообложения

Смешанная модель налогообложения сочетает в себе все основные параметры, которые присущи иным моделям налогообложения. После развала СССР успешно у себя интегрировала данную систему и Российская Федерация. Если же говорить о зарубежных государствах, то ярким примером государства со смешанной моделью налогообложения является современная Япония.

Отличительным признаком Японии является то, что значительную часть бюджета Японии составляют неналоговые поступления. Схожая ситуация сложилась и в Российской Федерации. Процент неналоговых поступлений в Японии на федеральном уровне составляет 15%, а на местном уровне может достигать и 25%, что считается достаточно высоким показателем.

Также одной из особенностей Японской модели налогообложения является множественность налогов. Право взимать налоги имеет каждый орган территориального управления. Все налоги установлены на законодательном уровне и зарегламентированы в соответствующих НПА. В соответствии с текущими законами, на сегодняшниий день в Японии взимается около 25 государственных и 30 местных налогов, которые классифицированы на следующие группы:

- прямые подоходные налоги, удерживаемые с юридических и физических лиц;
- прямые имущественные налоги (налоги на имущество); потребительские налоги.

Разумеется, предпочтение отдается прямым налогам. Это связано с тем, что они составляют основу бюджета любого уровня.

Основную часть бюджета в Японии, как и во всех государствах составляют прямые налоги.

Наиболее высокий доход бюджету приносит подоходный налог с юридических и физических лиц. Он превышает 58% всех налоговых поступлений. Предприятия и организации уплачивают из прибыли следующие налоги:

- государственный подоходный налог в размере 33,48%;
- префектурный подоходный налог – 5% от государственного, что дает ставку 1,68% от прибыли;
- городской (поселковый, районный) подоходный налог – 12,6% от государственного, или 4,12% от прибыли.

В итоге в доход бюджета изымается около 40% прибыли юридического лица. Прибыль в свою очередь является источником выплаты налога на предпринимательскую деятельность, поступающего в распоряжение префектуры. Физические лица уплачивают государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей пять ставок: 10; 20; 30; 40; 50%. Кроме того, действует подоходный префектурный налог по трем ставкам: 5; 10; 15%, а также существуют местные подоходные налоги.

Весьма значимым недостатком смешанной налоговой системы, на мой взгляд, является слишком сильная дифференциация налогов и сборов, что ведет к значительному уровню бюрократизации. Также минусом подобной системы справедливо считается необходимость содержания разветвлённой системы налогов и сборов, что является финансово затратным и ведёт к повышению налогообложения физических, а также юридических лиц. Если же говорить о плюсах данной системы, то они, безусловно, тоже присутствуют. Главным, на мой взгляд, является то, что в данных государствах нет чёткой привязки к какой-либо налоговой системе. Из этого следует, что странам со смешанной налоговой системой не составит труда интегрировать некоторые положительные моменты из других налоговых систем.

Список литературы
1. Александров И. М. Налоги и налогообложение: учебник. / И. М. Александров. - 8-е изд., прераб и доп. – Москва: Дашков и К, 2018. –
С. 260 – 305.
2. Белоусов А. В. Процедуры разрешения налоговых споров по законодательству США / А. В. Белоусов. – Москва, 2018. – 120 с
3. Бобоев М. Р. Налоговые системы зарубежных стран: Содружество Независимых Государств: учеб. пособ. / М. Р. Бобоев, Н. Т. Мамбеталиев, Н. Н. Тютюрюков. – М., 2020.
4. Богорад Л. М. О роли налоговых поступлений в структуре местных бюджетов современной Франции / Л. М. Богорад // Право и политика. – 2018. – № 10. – С. 2386–2389.
5. Болтенко, О. А. Налогообложение физических лиц в Великобритании – конец налоговой гавани / О. А. Болтенко // Налоговед. – 2018. – № 9.
– С. 25–27.
6. Бурукина О. А. Налоговая администрация Великобритании: реформы и тенденции / О. А. Бурукина // Финансовое право. – 2018. – № 10. – С. 27–31.

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.

Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

min Kб – базовая ставка налога на доходы физических лиц (7%);

Зmin – минимальная оплата труда;

К – количество детей у налогоплательщика;

П – прожиточный минимум min Приведенные выше модели (формулы (8) и (9)) выполняют роль инструмента по сокращению разрыва в доходах между богатыми и бедными слоями населения. При этом их реализация практически не требует налогового администрирования.

Ниже приведены расчеты по НДФЛ с использованием модели, базирующейся на индексе соотношения дохода (заработной платы) с минимальной оплатой труда (прожиточным минимумом), по формуле (8).

В качестве исходных данных принято распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов за 2009 г., приведенных Росстатом, с некоторыми дополнениями, а именно: среднедушевой денежный доход в месяц в пределах 25 000, 1 – 35 000 руб., 200 000, 1 – 249 100 руб.

и 800 000 –1 200 000 руб., определен экспертным путем.

Минимальный размер оплаты труда – 4 330 руб. в месяц.

Из данных, приведенных в табл. 1, следует, что предложенная модель по НДФЛ выступает инструментом по сокращению разрыва в доходах между богатыми и бедными слоями населения, который автоматически сокращает налоговую ставку у бедных слоев населения (табл. 1, графа 7, строки 1–6).

Таблица 1. Доходы населения страны и НДФЛ (2009 г.

Среднедушевые Численность1) Налог на доходы физических лиц (годовой), денежные доходы населения данной Годовой млрд руб.

населения в месяц, руб. группы1) доход № населения, Прогрессивная ставка п/п принято Чистый доход Ставка млрд руб.

интервал в % тыс. чел.

абсолютное в расчетах в мес. руб. 13% % значение 1 2 3 4 5 6 7 8 1 До 2000 2000 1,0 1143,63 27,5 0,6 2,18 1956,4 3,2000,12 3000 6,4 7319,232 263,5 9,8 3,71 2888,7 34,4000,4000,13 5000 10,3 11779,389 706,8 41,6 5,89 4705,5 91,6000,6000,14 7000 11,1 12694,293 1066,3 80,1 7,51 6474,3 138,8000,15 9000 10,4 11893,752 1284,5 101,4 7,89 8289,9 167,10000,16 12500 20,4 23330,052 3499,5 380,4 10,87 11141,2 454,15000,15000,17 20000 21,8 24931,134 5983,5 851,8 14,23 17154,0 777,25000,25000,18 30000 16,6 18984,258 6834,3 1212,8 17,75 24675,0 888,35000,200000,19 224550 1,75 2000,0 5389,0 2704,0 50,17 124450,6 700,249100,3663,82) 106,28 -62800,800000- _ _ 10 1000000 0,25 287,26 3447,1 448,1200000 2406,9 69,8 302000,11 Итого 100,0 114363 28502,0 7789,4 3705,1) Общее количество населения страны за вычетом моложе трудоспособного населения (тыс. чел.) и работников, занятых в неформальной экономике (5 млн чел.// РГ. 15.03.2011. С. 12).

2) В числителе графы 6, 7 и 8 строки 10 приведены результаты без ограничения в разрыве соотношения между богатыми и бедными слоями населения; в знаменателе – со стократным разрывом.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что в действительности результирующая величина поступлений денежных средств от НДФЛ (строка 11, графы 6 и 9 табл. 1) будет несколько меньше, так как в общую сумму доходов населения СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ входят не облагаемые НДФЛ средства Пенсионного фонда (2,4 трлн руб. х 0,13 млрд руб. = 312 млрд руб.), а так же доходы, полученные в виде дивидендов, относящихся к пассивным доходам, по которым ставка НДФЛ равна 9%. С учетом всех особенностей формирования доходов населения при действующей методике исчисления НДФЛ сумма денежных платежей может быть оценена порядка 3–3,1 трлн руб., в то время как за счет применения прогрессивного налогообложения доходов физических лиц денежные поступления в бюджетную систему субъектов РФ, и прежде всего в бюджет муниципалитетов, могут увеличиться в 2–2,5 раза.

При этом механизм Инновационной парадигмы налоговой системы не допустит увод денежных средств в тень, так как сделает это не выгодным для хозяйствующих субъектов, и объективно заставит существенно повышать минимальный размер оплаты труда, устанавливаемый дифференцированно по каждому виду экономической деятельности. Это необходимо сделать потому, что более высокий доход имеют работники топливно-энергетического комплекса и финансового сектора, где и минимальный размер оплаты труда должен быть выше. Вместе с тем, и на это необходимо обратить особое внимание, предложенный механизм не допускает сверхгромадного разрыва в доходах между богатыми и бедными слоями населения. Самый большой разрыв, при котором будет изыматься порядка 70% (69,8%), составляет раз. При еще больших разрывах в доходах необходимо законодательно устанавливать предел налогообложения – например не более 70%.

Нельзя допускать на законодательном уровне большего разрыва в доходах между бедными и богатыми слоями населения, если мы не хотим у себя в стране возникновения социальных революций.

Проведенные расчеты основных макробюджетных параметров российской экономики на 2011 гг. и на плановый период 2012 и 2013 г. показывают, что применение методологии, механизма и инструментов Инновационной парадигмы налоговой системы, даже в условиях экономического кризиса и даже отсутствия иностранных инвестиций, может обеспечивать формирование полнокровного федерального, региональных и муниципальных бюджетов в требуемых государству объемах (табл. 2).

Таблица 2. Основные макробюджетные параметры, рассчитанные с использованием методологии и моделей Инновационной парадигмы налоговой системы, млрд руб.

№ п/п Показатели 2011 г.3) 2012 г. 3) 2013 г.3) 2025 г.

I Исходные данные:

1. - оплата труда1) 15586 17011 18605 2. - промежуточное потребление2) 42139,9 46237,1 50302,4 II. Результаты расчетов:

1. - Издержки производства и обращения 57725,9 63248 68907,4 2. - Доля оплаты труда в издержках производства и обращения, в % 27 27 27 3. - Экономическая рента 21664,5 23645,3 25861,0 66500,4. в т.ч. энергетическая рента4) 4549,5 4965,5 5430,8 9000,5. - Квазирента (накопления на основной капитал, в т.ч.) 12431,3 13639,9 14823,2 37230,6. - интеллектуальная рента 6252,6 6860,5 7122,2 13030,7. - накопления хозяйствующего субъекта 6178,7 6779,4 7711,0 24200,8. НДФЛ (13% от стр. 1.1)5) 2026,2 2211,4 2486,5 7300,9. Доход федерального бюджета 16450,0 17990,4 19285,0 43330,Доход консолидированного бюджета субъектов Российской 10. 13493,3 14726,8 16174,7 43500,Федерации 11. ВВП мин необход (сумма строк: I.1.; II.3; II.5) 49681,8 54296,2 59289,2 153730,Доход Консолидированного бюджета Российской Федерации 12. 29943,3 32717,2 35459,7 (сумма строк 9 и 10.) 13. Выпуск в основных ценах мин необход (сумма строк: I.2 и II. 11) 91821,7 100533,3 109591,6 259980,Проверка правильности расчетов равна сумме строк: II.12.

14. 36122,0 39496,6 43170,7 111030,и II.7; равна сумме строк II.3.; II.5; II.8) 1) Фонд зарплаты (данные Минэкономразвития) с учетом предпринимательского дохода.

2) Промежуточное потребление (по аналогии с данными Росстата за 2009 г.).

3) В 2010 – 2013 гг. значения оплаты труда и промежуточного потребления приняты с учетом темпов роста экономики и инфляции, предусмотренных Минфином России.

4) Средства федерального бюджета для финансирования развития электроэнергетики, повышения обороноспособности страны, экологии и ряда важнейших инфраструктурных проектов общегосударственного значения.

5) При использовании прогрессивной модели сумма НДФЛ увеличится в 2 раза (по аналогии с данными в табл. 1).

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В табл. 2 приведены результаты расчетов на 2011 – 2013 гг. и на 2025 г., в котором численность занятых в экономике принята в количестве 54 млн человек. Такая численность работников, занятых в экономике, принята, во-первых, исходя из того, что «численность населения в трудоспособных возрастах уменьшится за период 2011 – 2025 гг. на 10,млн человек» 4, и, во-вторых, с учетом соотношения в настоящее время численности работников, занятых в экономике и трудоспособных возрастов (0,85).

Из данных, приведенных в табл. 2, следует, что доходы федерального бюджета на 2011 – 2013 гг. (строка 9) и доходы Консолидированного бюджета субъектов РФ на 2011 – 2013 гг. (строка 10), при прогнозируемых Минэкономразвития России объемах ВВП (стр. 11), практически больше в два раза, так как механизм и инструменты Инновационной парадигмы налоговой системы ограничивают увод денежных средств в теневую экономику.

Из данных, приведенных в табл. 2, следует, что Инновационная парадигма налоговой системы формирует доходную часть федерального бюджета и доходную часть Консолидированного бюджета субъектов РФ (без трансфертов из федерального бюджета) в объемах, существенно превышающих поступления денежных средств в условиях действующей в настоящее время налоговой и таможенной систем.

Более того, при использовании Инновационной парадигмы налоговой системы появляется возможность формирования денежных средств в виде энергетической ренты, средства которой позволят реализовать программу по перевооружению армии до 2020 г., требующую для этого 22 трлн руб.

Правительству РФ не придется искать денежные средства на перевооружение армии и развитие электроэнергетики, так как надеяться на частных «законопослушных» вла4. Концепция миграционной политики, разработанная Федеральной миграционной службой // Российская газета. 8 апреля 2011 г.

дельцев генерирующих энергетических компаний не приходится. Наконец-то на это обратил внимание Президент РФ Д. Медведев, заявив на Президиуме Государственного совета РФ, состоявшегося 11 марта 2011 г. в Хакасии и СаяноШушенской ГЭС, о том, что «электроэнергетика совершенно не развивается… куда ни глянь, везде проблемы – износ инфраструктуры, монополизм, завышенные энерготарифы, допотопные технологии».

Инновационная парадигма налоговой системы может успешно использоваться в Едином экономическом пространстве, так как для этого требуется минимальное количество исходных данных, которыми обладают все страны, входящие в ЕЭП.

На международной конференции «Техническое регулирование–2012» первый заместитель Председателя Правительства РФ И. Шувалов отметил, что для создания к января 2012 г. ЕЭП «понадобится заключить двадцать базовых соглашений, касающихся единых правил конкуренции, принципов субсидирования промышленных предприятий и сельскохозяйственного сектора, допуска к энергетической и транспортной инфраструктуре, унифицировать законодательство» 5.

Принятие на вооружение Инновационной парадигмы налоговой системы существенно упростит данный процесс, так как унификация налоговой системы, обладающей минимальным количеством исходной информации, может стать основой простейшего и стабильного налогового законодательства. Обеспечить прозрачность финансовых потоков и равные условия для всех хозяйствующих субъектов и физических лиц несравненно проще унификации действующей в настоящее время налоговой системы России, «сотканной из нескольких сотен федеральных законов и тысяч подзаконных актов, в которые ежегодно вносится множество изменений и дополнений».

5. Российская газета. 26 марта 2010 г.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ За весь исторический период налогообложения осуществлялись попытки упрощения налоговой системы путем введения единого налога. Однако ни одна из них так и не была доведена до логического конца, так как, на наш взгляд, отсутствовали приемлемые решения.

Намечаемые изменения налоговой системы, якобы стимулирующие инновационное развитие российской экономики, предлагаемые Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» и Российским Университетом народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, не обеспечат достижения поставленной цели и не упростят налоговую систему. Это под силу только Инновационной парадигме налоговой системы, не имеющей аналогов в мировой экономике и не требующей согласования с иностранными партнерами, как это было предусмотрено дополнительным требованием к участникам «Сколково» 6. И дело не в постсоветском менталитете, а в том, что межстрановую конкуренцию еще никто не отменял… Нельзя не отметить тот факт, что Инновационная парадигма налоговой системы будет способствовать выполнению ряда мер (1, 2, 7 и 8) из 10 мер по наведению экономического порядка в стране, озвученных Президентом РФ Д. Медведевым в Магнитогорске на заседании Комиссии по модернизации и техническому развитию экономики России. При этом для проведения необходимых расчетов на десятилетия вперед не потребуется несколько месяцев, о которых заявлял министр финансов России А. Кудрин на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей, так как исходная информация, алгоритмы Инновационной парадигмы налоговой системы несопоставимы с многочисленной и в большей степени неопределенной исходной информацией и сложными расчетами при действующей парадигме налоговой системы.

6. Российская газета. 29 марта 2011 г.

7. Там же. 31 марта 2011 г.

8. Там же. 22 апреля 2011 г.

Действующая же в настоящее время налоговая система не удовлетворяет ни бизнес, ни регионы, что подтвердилось на конференции на тему «Налоговая политика Российской Федерации: роль и значение в преодолении последствий мирового финансового кризиса» (25.10.2010) и круглом столе на тему «Совершенствование формирования налоговой базы регионов в условиях модернизации экономики и стимулирования инновационных процессов» (7.04.2011), проведенными Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации, где обсуждались проблемы совершенствования налогов, налогового администрирования, повышения налогового стимулирования инноваций, оптимизации налоговой нагрузки на бизнес (снижение ставки страховых взносов и НДС, введение налоговых каникул, повышение или снижение акцизов и др.), совершенствования региональных налогов, посткризисной налоговой политики, формирования регионального бюджета, совершенствования специальных налоговых режимов, увеличения налогового потенциала регионов и муниципальных образований и др.

На наш взгляд, такое непостоянство налоговой системы обусловлено тем, что Минфин России, в лице министра финансов А. Кудрина, также не может определиться в вопросе, хорошо или плохо иметь высокие цены на нефть. В одном случае, по его мнению, рост цен на нефть больше не только не является локомотивом экономического роста, но и может навредить ему, а в другом случае – дополнительные возможности (дополнительные доходы федерального бюджета от нефтегазового сектора в этом году составят 1,138 трлн руб., от ненефтегазовых отраслей экономики – 301 млрд руб.) дадут серьезно улучшить еще раз социальные позиции 9.

В условиях функционирования Инновационной парадигмы налоговой системы многие проблемы сегодняшней экономики отойдут на второй план.

Вид материалаДокументы

Содержание

Бюджетная политика, межбюджетные отношения, налоги

Инновационная парадигма налоговой системы // Бизнес и банки. - 2011. - Июнь. - № 21. - С.1-3.

Проблемы эволюции налогообложения (теории, методологии и практики). Основные принципы налогообложения. Теоретическая основа Инновационной парадигмы налоговой системы. Недостатки налоговой системы России. Несоответствие налоговой системы современной России требованиям Инновационной парадигмы. Денежные средства от налога на доходы физических лиц как финансовые ресурсы, составляющие бюджетные средства всех уровней управления. Перспективы увеличения поступлений в бюджетную систему субъектов РФ и бюджет муниципалитетов в 2-2,5 раза при применении прогрессивного налогообложения доходов физических лиц. Использование Инновационной парадигмы налоговой системы для формирования денежных средств в виде энергетической ренты. Основные макробюджетные параметры, рассчитанные с использованием методологии и моделей Инновационной парадигмы налоговой системы, 2011-2025 гг. Доходы населения России и НДФЛ в 2009 г.

Идентификация и характеристика труда государственных служащих в налоговых органах на современном этапе // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2011. - № 20. - С.67-73.

Некоторые особенности развития системы налогового администрирования в России за период 1990-2007 гг. Анализ функций и содержание труда государственных гражданских служащих налоговых органов, его формы, характеристики и результаты.

Учет, аудит

Непрерывная инвентаризация // Креативная экономика. - 2011. - № 3. - С.17-24.

Проблемы управления

Специфика теоретических подходов к проблемам антикризисного управления в современных условиях // Сегодня и завтра российской экономики. - 2010. - № 6. - С.23-33.

Понятие антикризисного управления в отечественной экономической мысли. Анализ современных отечественных концепций антикризисного управления. Сущность антикризисного менеджмента. Принципы антикризисного управления: единство целей управления на разных уровнях институциональной иерархии, принцип адекватности принимаемых решений, системный подход к решению поставленных задач, принцип целенаправленности, выделение в управлении ведущего звена, принцип эффективности. Цели стратегии управления неплатежеспособным предприятием. Восемь этапов технологической схемы антикризисного управления профессора Ш.М. Валитова. Конструктивная составляющая кризиса. Подходы к пониманию сущности управления кризисными ситуациями. Диагностика кризиса. Причины возникновения кризисов. Цели и принципы системы банкротства.

Долгосрочные перспективы // Креативная экономика. - 2011. - № 3. - С.31-39.

Стратегическое управление инновациями как составной элемент инновационного менеджмента, включающего в себя ситуационный анализ и прогноз влияния всего диапазона производственных и предпринимательских факторов успеха, как внешних (рынки, поставщики, покупатели, технологии), так и внутренних (финансирование, персонал, мощности). Основные направления развития любого современного предприятия, определяемые инновациями. Выделение защитной и наступательной инновационных стратегий. Решение комплекса инновационных проблем возможно при участии в процессе всех производственных и функциональных подразделений предприятия. Разработка финансовых и нефинансовых показателей с целью планирования и обеспечения процесса достижения целей, по которым определяются целевые значения. Данные, полученные посредством механизма обратной связи, в роли которого выступает стратегический контроль, как основание для корректировки стратегии.

Гимадеев Р.М.

Роль сетевых образований в современной российской экономике // Сегодня и завтра российской экономики. - 2010. - № 6. - С.44-47.

Активизация инвестиционной деятельности интегрированных бизнес-структур - существенный фактор развития и эффективного использования производственных возможностей отечественных предприятий. Развитие сетевых образований. Пути с6нижения издержек и повышения эффективности функционирования предприятий: снижение энергопотребления, отказ от бартера и организация эффективной системы закупок, слияния и поглощения конкурентоспособными предприятиями других субъектов хозяйствования с минимальными затратами с целью построения вертикально- или горизонтально-интегрированных систем, расширение своего присутствия в регионах. Особенности гибридного типа организации (квазиинтеграции, или сетевой организации). Формы организации взаимодействия экономических агентов. Преимущества сетевых образований. Конкурентные преимущества стратегического альянса и различных форм стратегических альянсов с участием организаций реального и финансового секторов экономики.

Комплексный подход к управлению процессом закупок // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2011. - № 1. - С.372-376.

Проведение декомпозиции задачи управления процессом закупок по функциям менеджмента, подходам к управлению, уровням процесса и преследуемым целям. Границы применимости различных подходов к управлению, определённые в результате анализа подсистем процесса. Расширение рамок познания, снижение неопределённости и способствование принятию эффективных управленческих решений за счёт повышения степени разнообразия управляющей системы путём комплексного применения подходов к управлению.

Сихимбаев И.

Инжиниринг и организация проекта // ЛесПромИнформ. - 2010. - № 5. - С.18-20.

Три составляющие эффективной организации проекта: выполнение в определенные сроки, в рамках запланированного бюджета и качественно. Увязка различных звеньев в цепи организации проекта: инвесторов, поставщиков, реализаторов и других. Пять основных типов организационной структуры проектов, используемых в мировой практике. Наиболее востребованные в лесной промышленности типы структуры: подрядное строительство, строительство под ключ и строительный менеджмент. Схемы организации и особенности каждого типа. Пример разработки и внедрения проекта лесопромышленной компанией "Эвегрин Инжиниринг" на территории Хабаровского края.

Персонал, оплата труда, профессиональная подготовка

Стандарт и оценка профессионально важных качеств высших чиновников // Государственная служба. - 2011. - № 2. - С.18-21.

Несовершенство механизма формирования руководящего ядра государственной службы как одна из основных причин, не позволяющей российскому чиновничеству "выдвигать из своей среды государственных деятелей, способных осуществлять большие реформы. Обоснование необходимости разработки стандарта - нормативного документа, который должен отражать минимально необходимые требования к уровню профессиональных знаний, деловых и личностных качеств госслужащих категории "руководители" федерального и регионального уровней с учётом обеспечения эффективности выполняемой ими работой. Российская практика решения вопроса профессиональных знаний руководящих кадров госслужбы. Опыт США по организации работы с руководящими кадрами госслужбы, отбор на должности Службы высших руководителей на основе модели управленческой компетенции. Предложения автора по оценке личностных и деловых качеств руководящих кадров госслужбы.

Коровкин А.Г.

Проблемы согласования спроса на рабочую силу и её предложения на российском рынке труда // Проблемы прогнозирования. - 2011. - № 2. - С.103-123.

Анализ проблем и особенностей развития российского рынка труда. Исследование процесса согласования спроса на рабочую силу и её предложения. Выявление и анализ детерминирующих развитие этого процесса факторов. Обсуждение возможностей учёта структурных характеристик спроса и предложения, а также динамики заработной платы при анализе процессах согласования на российском рынке труда. Прогнозные оценки динамики его основных параметров до 2020 г.

Патутина Н.А.

Организация взаимодействия и мотивации персонала компании // Мотивация и оплата труда. - 2011. - № 1. - С.28-41.

Анализ способов мотивации сотрудников, исходя из возможностей различных компонентов организационной структуры предприятия, а также методики повышения эффективности труда. Взаимодействие как инструмент мотивационного менеджмента. Мотивационный потенциал взаимодействия. Структура и формы взаимодействия. Условия реализации мотивационного потенциала взаимодействия.

Роль нормирования труда в изучении динамики уровня трудовой нагрузки сотрудников (с учетом отраслевой специфики) // Нормирование и оплата труда в промышленности. - 2011. - № 1. - С.22-27; № 2. - С.41-44.

Практические материалы исследования. Характеристики трудового процесса (на примере отдела по оформлению заграничных паспортов): техническое обеспечение, организация труда, кадровый состав, условия труда, мотивация труда, показатель результативности. Данные хронометражных наблюдений по видам работ (вид работы, затраты труда). Средняя дневная выработка по видам работ, 2007 г.

Инновации и инвестиции в управлении персоналом как фактор организации и нормирования труда // Нормирование и оплата труда в промышленности. - 2011. - № 1. - С.55-58.

Инновационный путь развития экономики России как магистральное направление развития экономики страны. Сущность инноваций в управлении персоналом. Инновации в условиях реализации стоимостно-ориентированной концепции контроллинга затрат на персонал. Факторы, препятствующие и способствующие инновационной деятельности в организации: экономические, технологические, политические и правовые, организационно-управленческие, социально-психологические и культурные. Задача топ-менеджеров по инициации инновационного процесса в организации.

Увольнение по соглашению сторон: правовое регулирование, практика использования, документальное оформление, налогообложение выплат // Библиотечка "Российской газеты". - 2011. - Июнь. - № 11. - С.1-159.

Особенности и преимущества увольнения по соглашению сторон. Процедура расторжения и документальное оформление увольнения. Аннулирование соглашения о расторжении трудового договора. Выводы об эффективности заключения соглашений о расторжении трудовых договоров по соглашению сторон. Налогообложение выплат, предусмотренных статьей 140 Трудового кодекса РФ. Комментарии и разъяснения директора департамента внутреннего аудита ООО "КОМО" Е.В. Орловой

Тайм-менеджмент и изучение рабочего времени // Нормирование и оплата труда в промышленности. - 2011. - № 1. - С.28-33.

Эффективное управление ресурсом времени - важная задача современных специалистов, обеспечивающих успех компании и ее конкурентоспособность. Задачи рационального использования всех ресурсов (природных, финансовых, трудовых) для повышения результативности живого труда в единицу времени. Рекомендации по эффективному управлению временем и умению его контролировать. Личностные и групповые проблемы управления временем. Неэффективность использования временем на уровне организации. Рекомендации по рациональному использованию рабочего времени.

Кынтиков М.В.

Эффективность трудовой деятельности и социальные риски // Нормирование и оплата труда в промышленности. - 2011. - № 1. - С.59-61.

Исследование социальных рисков в компании. Управление рисками трудового потенциала, влияющего на мотивацию сотрудников и эффективность их трудовой деятельности. Методы исследования рисков. Основные социальные риски: риски предпринимателя, риск наемного работника, риск предпринимательства с позиции общества, риск предпринимательства в регионе. Риски управления трудовым потенциалом, определяемые количественными (численность персонала, фонд рабочего времени) и качественными (психофизиологические, профессионально-квалификационные, социально-личностные) характеристиками.

"Образование через всю жизнь" как образовательный проект // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2011. - № 1. - С.439-443.

Формирование востребованных профессиональных компетенций в конструкции "образование через всю жизнь". Гарантии субъектов - участников реализации образовательных программ (ОП) в рамках корпоративного обучения. Жизненный цикл ОП и его фазы. Реализация вузовских и иных профессиональных ОП и их претворение в профессиональной деятельности. Цели и ограничения ОП. Целеполагание в профессиональной карьере. Варианты и иерархии профессиональных карьер экономиста-менеджера. Взаимодействие факторов внешней и внутренней среды ОП.

Динамика и структура неравенства по заработной плате / Лукьянова А.Л. // Нормирование и оплата труда в промышленности. - 2011. - № 1. - С.43-52.

Исследование дифференциации заработной платы, влияющих на нее факторах, как с экономических, так и с социальных позиций. Статистические данные, характеризующие изменения заработной платы на протяжении длительного времени. Динамика коэффициента Джини для заработной платы в Центральной и Восточной Европе, странах Балтии и странах бывшего СССР, 1989-2005 гг. Рост дифференциации в заработной плате в переходных экономиках. Россия в 1990-е годы: динамика неравенства по заработной плате, 1994-2006 гг.

Документальное подтверждение размера оплаты труда руководителя // Нормирование и оплата труда в промышленности. - 2010. - № 12. - С.42-44.

Установление заработной платы (ЗП) руководителю. Структура заработной платы, закрепленная в документах. Кто устанавливает размер ЗП. Определение оклада в числовом выражении в трудовом договоре. Премия руководителю по особому документу. Основания для отмены принятых решений.

Павленко А.П.

Установление окладов работникам с использованием специальных программ // Нормирование и оплата труда в промышленности. - 2010. - № 12. - С.7-13.

Публикации, представляющие общий интерес

Устойчивость функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях // Современные аспекты экономики. - 2010. - № 9. - С. 49-52.

Современный объект экономики и основные факторы, влияющие на его устойчивость. Исследования и проведение мероприятий по повышению устойчивости функционирования объекта экономики. Критерии оценки физической устойчивости объекта. Моделирование вариантов воздействия поражающих факторов на структуру объекта.

Казахстан: Специальный выпуск // Эксперт. - 2011. - 13-19. - № 21. - С.1-74.

Укрепление национального единства. Геополитические ориентиры Казахстана. Внутренняя политика. Активизация работы по реконструкции казахстанской истории. Образование Казахского ханства. Институт ханской власти. Личности Казахского ханства. Формирование казахстанского государства. Этапы военно-политической истории Ак-Орды. "Казачья идея". Происхождение и развитие жузов. Судебная система ханства. Творческая интеллигенция. Джунгарские войны. Присоединение Казахстана к России. Государственное строительство. Сырьевая и экспортно-ориентированная экономика. Казахстанский бизнес. Внешняя торговля казахских земель, 1745-1849 гг. Политические и организационные шаги к современному национальному демократическому государству. Движение "Апаш". Казахские коммунисты. Социально-экономическое развитие в советский период. Советский Казахстан. Экономическая политика. Развитие рыночных отношений. История парламентаризма. Либерально-демократическое устройство общества.


Дорожкин Е. М., Арефьев О. Н.,

2.1. Переход к новой образовательной парадигме

При формировании механизма самоорганизации и саморазвития образовательной системы профессиональной образовательной организации особое внимание должно быть уделено организационно-педагогическим условиям обеспечения результативности, а также содержанию образовательного процесса.

Существуют различные взгляды на содержание термина «образование». В данном исследовании под образованием мы понимаем процесс специально организованного целенаправленного формирования личности по определенному образцу. Этот образец всегда носит социально обусловленный характер. Например, ядерно-техническое образование имеет ряд существенных отличий от классического технического (инженерного) образования. Эти отличия связаны со следующими особенностями ядерных технологий:

● наукоемкость знаний (компетенций), технологий и образования в ядерной области;

● прямая связь с вооружениями и национальной безопасностью;

● требование высокой технологической культуры (культура безопасности);

● принцип «критической массы» знаний (нельзя быть «чуть-чуть образованным» в ядерной области);

● глубокое воздействие на общественное мнение и средства массовой информации [122].

Поэтому основной акцент необходимо делать не на усвоении информации или готового знания, что сегодня достаточно успешно реализуется в существующих образовательных структурах, а на развитии мышления обучающихся, их познавательных и личностных возможностей. На этой основе возможно повышение результативности подготовки специалистов.

Система образования в любом обществе является составным элементом его структуры, обеспечивающим нормальное функционирование данного общества, а следовательно, цели и задачи образования должны отвечать целям и задачам общества. Такой подход требует переоценки приоритетов национального развития России в направлении признания и усиления роли социальных и духовных факторов, заложенных в человеке природных потенциальных возможностей, всестороннего учета исторических национально-культурных традиций.

Разработка эффективной стратегии образования, отвечающей задачам перехода к самоорганизации и опережающему развитию, связана с ответом на философский вопрос: способно ли образование изменить общество или же оно может только отражать происходящие в обществе процессы? Ведь до сих пор главная цель образования сводилась к возможно более полному отражению требований производства и выполнению политического заказа государства, а его относительная самостоятельность и собственная социальная активность были невелики.

Стремительное ускорение научно-технического прогресса приводит к тому, что получаемые в образовательных организациях знания все чаще морально устаревают, прежде чем выпускники успеют получить дипломы и аттестаты [22]. Возникает сомнение в разумности традиционной системы профессионального образования, связанной с длительным, часто многолетним учебным («подготовительным») этапом, предшествующим непосредственному практическому включению в реальную профессиональную деятельность. Ведь, пока студенты знакомятся с профессией, ее содержание может измениться настолько, что, когда дипломированный специалист придет на работу, он вынужден будет осваивать профессию заново. Выход из этой парадоксальной ситуации заключается в том, чтобы органически соединять получение нового знания, с одной стороны, с его распространением путем включения всех обучающихся в процесс научных поисков и производительный труд с первых лет школьного обучения (возможно, даже раньше), а с другой – с непрерывным образованием всех работающих в сферах материального и духовного производства.

Традиционное, неизменное в своей глубинной основе в течение последних столетий экстенсивно-инерционное направление совершенствования содержания, форм, методов и технологий образования вплотную приблизилось к объективным границам эффективности и исчерпывает свой прогрессивный потенциал. Следовательно, дальнейшее
эффективное развитие образовательных систем может происходить лишь на основе радикально новых фундаментальных принципов. Иначе говоря, необходима смена образовательной парадигмы [163].

Парадигма может быть определена как система исходных принципов, которая служит основой для постановки и решения научных и практических проблем [82]. Проблема перехода к новой парадигме приобрела особую остроту в сфере образования не случайно.

Традиционная парадигма жестко противопоставляет общее и профессиональное образование, предполагая противоположность их принципов, целей, средств и методов. Новая парадигма подчеркивает их единство, необходимость все более глубокой интеграции. Такой подход рассматривается в качестве необходимого условия развития человека как профессионала, соответствующего современным требованиям, и как самоопределяющейся творческой личности, как гражданина и патриота своей Родины.

Новая парадигма, в противоположность традиционной, видит в образовании самостоятельную ценность, а не средство закрепления или приобретения социальных привилегий, но вместе с тем – одно из важнейших средств преодоления социальных различий. Интеграция производственной, научно-поисковой и учебной деятельности – это не только главное средство всестороннего саморазвития, самоопределения личности, но и практически неограниченный источник финансовых ресурсов саморазвития системы образования.

Новая парадигма исходит из того, что ранний детский возраст имеет решающее значение для всего последующего развития личности, особенно ее творческих способностей. Поэтому дошкольная ступень рассматривается как приоритетная в системе образования. Необходимо обеспечить максимально высокое качество, общедоступность и обязательность дошкольного образования как стартовой ступени, от которой зависит успех обучения на всех последующих образовательных ступенях.

Таким образом, смена парадигмы образования требует прежде всего перехода образования как системы из «закрытого» состояния в «открытое». При этом происходит расширение сферы действия принципов новой парадигмы образования:

1) временнóго: от ограниченного промежутка времени обучения – к процессу, протекающему в течение всей жизни;

2) пространственного: от ограниченности определенного места – к созданию широкого образовательного пространства;

3) структурного: от обособленности элементов системы – к их интеграции;

4) количественного: от охвата ограниченной группы – к вовлечению в процесс образования всего населения;

5) функционального: от образования как «подготовки к жизни» – к образованию в течение всей жизни.

Сравнительные характеристики обеих парадигм образования в технологическом аспекте иллюстрирует табл. 2.

Технологический аспект парадигм образования

Сравнительно короткий период жизни

Процесс в течение всей жизни

Ограниченность, определенность места

Взаимозависимость и преемственность элементов

Включение абсолютного большинства

Подготовка к жизни

Включение в жизнь

Рассматривая образование в социально-экономическом и педагогическом измерениях, нетрудно установить, что в этих аспектах противостоят друг другу две противоположные системы теоретических исходных принципов. Они предполагают принципиально различное положение трудящегося человека в обществе, его объективное отношение к другим людям и к обществу в целом. Первая характеризуется преобладанием прерывности, вторая – непрерывности. Так, предлагаемая система многоуровневого непрерывного образования в атомной отрасли основана на новой прогрессивно-инновационной парадигме, предполагающей равную доступность любых ступеней, форм и конкретных организаций образования для всего подрастающего поколения независимо от материального положения и социального статуса родителей, что служит важнейшим проявлением социальной справедливости, гуманизма и демократичности общественного строя.

Традиционный путь совершенствования, повышения уровня образования связан с экстенсификацией, с увеличением совокупных затрат времени, учебного и педагогического труда, материальных средств, вкладываемых в эту сферу, и т. п. Новый путь предполагает интенсификацию, т. е. получение лучших качественных результатов, освоение большего объема учебного материала при сокращении затрат труда и времени обучающихся и педагогов, а также при снижении материальных затрат.

Социально-экономический аспект образования может быть также выражен путем сравнения противоположных парадигм (табл. 3).

Социально-экономический аспект парадигм образования

Разделение общего и профессионального образования

Интеграция общего и профессионального образования

Отсутствие равенства социальных возможностей

Равенство социальных возможностей

Средство приобретения социальных привилегий

Самостоятельная социальная ценность

Углубление социальных различий

Преодоление социальных различий

Педагогические изменения в сфере образования являются ведущими, поскольку выражают специфику функций данной сферы как целого. Содержанием образования становится не столько определенный объем знаний и навыков, сколько творчество, самодеятельность. Такой подход означает совпадение, непрерывность процессов изменения окружающей среды и самоизменения человека. В то же время он предполагает принципиальную незавершенность процессов
образования, а также неразделенность, непрерывность познавательных и созидательных процессов. Традиционный подход в педагогическом аспекте связывается с обособлением высших ступеней образования, их приоритетом над низшими как менее ценными и значимыми для формирования личности (табл. 4).

Педагогический аспект парадигм образования

Определенный объем известных знаний, навыков и умений

Творчество в материальном и духовном производстве

Значимость ступеней структуры

Приоритет высших ступеней

Приоритет низших ступеней

Формальные показатели успеваемости

Результаты общественной практики

Воздействие на ученика

Активизация учащегося как субъекта

Традиционная педагогическая наука отводила определяющее место формальным показателям успеваемости. Новый подход, не отвергая их, придает решающее значение результатам социальной практики обучающихся.

Традиционное стремление педагогики к стабильности содержания, форм и методов при новом подходе уступает место противоположной тенденции – стремлению к постоянному обновлению образования, диктуемому логикой перемен в научно-технической и социальной сферах. Принцип непрерывности, таким образом,
состоит в единстве познавательной и преобразовательной, обучающей и учебной деятельности, в непрерывности обновления процесса образования.

В результате система образования будет обеспечивать совпадение изменения материальной среды и изменения содержания деятельности, а следовательно, изменение самого бытия человека, его физической, социальной и духовной природы. Данное обстоятельство дает основание утверждать, что образование способно не только отражать, но и изменять общество, однако для этого необходимо осуществить изменения в образовании, связанные со сменой его фундаментальной парадигмы.

Отсюда становится возможным и принципиально новый подход к стратегии развития образования (табл. 5). Из содержания традиционной парадигмы вытекает необходимость консервативно-эволюционной стратегии, нацеленной на удержание изменений в рамках существующих социально-экономических устоев общества, в то время как новая парадигма связана с превращением образования в инновационный процесс, в фактор радикальных прогрессивных изменений социально-экономических основ, формирования новой экологической и духовной культуры.

Стратегии развития образования

Взаимодействие с обществом

Адекватное отражение жизни

Творческое преобразование жизни

Взаимосвязь с потребностями общества

Реакция на изменяющиеся потребности

Формирование новых потребностей

Отношение к ценностям

Потребление материальных и духовных ценностей

Создание материальных и духовных ценностей

Ориентация на устоявшиеся технологии

Ориентация на создание инновационных технологий

Финансирование
по остаточному принципу

Приоритетное финансирование и развитие самофинансирования

Предотвращение выхода на точки бифуркации

Содействие выходу
на точки бифуркации

Рассмотрим фундаментальные методологические принципы новой образовательной парадигмы.

Принцип непрерывности. Непрерывное образование обычно понимают как простое дополнение базового образования различными формами обучения, повышения квалификации, переобучения, осуществляемых в течение всей трудовой жизни человека. Такого представления достаточно для решения довольно широкого круга познавательных и практических задач, но принцип непрерывности имеет гораздо более глубокое, фундаментальное значение, является ключом к пониманию сути расхождений ученых во взглядах на назревшие проблемы в сфере образования и определяет пути их практического разрешения.

Вместо жесткого разделения во времени и пространстве учебной, научно-поисковой и производственной деятельности необходима их непрерывность – органическое соединение производительного труда с обучением, с постоянной профессиональной подготовкой. Реализация этого принципа достигается, во-первых, путем чередования труда и учения в течение дня; во-вторых, посредством чередования труда и учения в течение всего сознательного жизненного пути; в-третьих, самое главное, в результате наполнения производственного процесса учением, исследованием и творчеством, а учебного процесса – научно-исследовательской и производственной деятельностью. Такой подход, как показывает передовой отечественный и мировой опыт, вполне возможен и педагогически целесообразен с первых лет дошкольного образования [164].

Традиционная технология образования связана с отделением (прерывностью) учебной деятельности не только во времени, но и в пространстве, ограничением ее стенами образовательной организации. В современных условиях выявляется нецелесообразность создания дорогостоящей технической базы, целиком подчиненной учебным задачам, и, наоборот, открываются все более широкие возможности соединения производственных, научно-исследовательских и учебных задач, а следовательно, использования технической базы предприятий и научных учреждений в учебных целях. Таким образом, принцип непрерывности, органически связанный с принципом интеграции, приходит на смену старому принципу прерывности и разделенности процессов образования, науки и производства как во времени, так и в пространстве.

Традиционная технология образования предполагает его жесткое обособление от других сфер экономики, в то время как новая – органическое соединение образования с производством и наукой. Следовательно, взамен традиционного принципа прерывности внутренних и внешних связей системы образования утверждается принцип их непрерывности. Прерывность при традиционной технологии выражалась и в том, что образование охватывало лишь отдельные группы населения, новая же технология предполагает сплошной охват населения, т. е. непрерывность распространения образования в социальном пространстве и времени. Традиционная технология в качестве главной функции системы образования выделяет подготовку к жизни, новая – непосредственное включение подрастающих поколений в саму жизнь, а деятельность человека по преобразованию жизни рассматривается в качестве основного средства собственного образования, формирования себя как личности. Новая парадигма предполагает непрерывность подготовительных и основных процессов жизнедеятельности обучающихся, непрерывную связь с производством, наукой и всей общественной жизнью.

Принцип открытости. Основные концептуальные положения открытой образовательной системы включают как классические принципы педагогики, так и новые подходы, основанные на теории развития самоорганизующихся систем и использовании глобальных систем телекоммуникации. Открытость предполагает активное использование средств телекоммуникации (выход в мировое информационное пространство), свободный обмен информационными, финансовыми ресурсами, гибкость в методических подходах.

Принцип интеграции. В качестве еще одного принципа, органически связанного с принципом непрерывности, следует назвать принцип интеграции. Интеграция понимается, во-первых, как процесс объединения в новую целостность каких-либо ранее изолированных систем, элементов, частей; во-вторых, как состояние органической связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы [64]. В данном контексте это понятие имеет более глубокое и конкретное содержание, означая процесс создания качественно новой системы путем соединения в органическое целое двух или более систем, структурных элементов и функций, в результате чего эффективность функционирования новой интегрированной системы существенно превышает суммарную эффективность составляющих
ее частей. Возможность интегративных процессов в образовании вытекает из объективного существования интегративных процессов в науке и производстве.

Принцип преемственности. Для обеспечения непрерывности образования принцип интеграции должен быть дополнен принципом преемственности. Сущность преемственности состоит в том, что она обеспечивает связь между прошлым, настоящим и будущим. Преемственность как принцип требует постоянного обеспечения неразрывной связи (интеграции) между отдельными сторонами, частями, этапами и ступенями обучения и внутри них; расширения и углубления знаний, приобретенных на предыдущих этапах обучения; преобразования отдельных представлений и понятий в стройную систему знаний, умений и навыков; поступательно-восходящего (виткообразного) развертывания всего процесса обучения в соответствии с содержанием, формами и методами работы при обязательном учете качественных изменений, которые происходят в формируемой личности [10].

Читайте также: