Налоговая требует сертификат соответствия на товар

Опубликовано: 18.05.2024

Налоговики вправе истребовать необходимые для проверки документы у самой компании (п. 1 ст. 93 НК РФ) или у ее контрагентов (п. 1 ст. 93.1 НК РФ). За их непредставление могут оштрафовать из расчета 200 руб. за каждый документ (ст. 126 НК РФ). Однако Налоговый кодекс не устанавливает, какие именно документы относятся к проверке. И суды, и налоговики признают это понятие оценочным. Инспекторы настаивают на том, что именно в их компетенцию входит определение того, является тот или иной документ необходимым для проверки.

Документы, запрашиваемые во время проведении проверок, которые не связаны с предметом проверки

Арбитражный суд округа рассматривал дело, в котором инспекторы затребовали у контрагента проверяемой компании книгу покупок за IV квартал 2013 года. Тот отказался представлять ее по той причине, что в ней нет и не могло быть информации о сделках с проверяемой компанией. Штраф, наложенный инспекцией, контрагент успешно оспорил. Налоговики пытались доказать, что они запрашивали книгу покупок только в отношении покупки товара (трактора), в дальнейшем реализованного проверяемой компании. Однако суд подтвердил, что в данном случае книга покупок в целом не является документом, касающимся деятельности проверяемого лица. Чисто теоретически контролеры могли запросить выписку из книги покупок, но сам же суд подчеркнул, что законодательство не предусматривает наличие такого документа ( постановление АС округа от № /2014 ).

Другой пример — для камеральной проверки обоснованности вычетов НДС инспекция запросила у компании документы, подтверждающие регистрацию прав на недвижимость. Организация их не представила и была оштрафована. Суд принял решение в пользу компании, указав на то, что Налоговый кодекс не устанавливает в качестве основания применения вычетов НДС наличие государственной регистрации прав на недвижимое имущество налогоплательщика и документов, ее подтверждающих ( постановление Президиума ВАС РФ от № 15333/07 ).

ФАС Дальневосточного округа пришел к выводу, что необходимыми для проверки признаются не любые документы и сведения, а только те, которые имеют целевое значение и предназначены для проведения налогового контроля. Поскольку в требовании не была показана связь запрашиваемых документов с предметом проверки, оснований для наложения штрафа не было ( постановление от № /08–2/433 ).

Запрошены документы аналитического учета

При проверке налоговики часто требуют от организации документы аналитического учета: ее главную книгу, ведомости, ведомости по счетам и прочие аналитические бухгалтерские документы, которые не являются первичными. Однако даже Федеральная налоговая служба подтверждает, что такое требование неправомерно ( письмо от № /15309@ ).

Суды согласны с этим, подчеркивая, что аналитические бухгалтерские документы не содержат информацию, необходимую для исчисления налогов и сборов. Решения в пользу компаний содержатся в постановлениях ФАС от № /2012 , от № /2012 , Московского от № / , Дальневосточного от № /2011 , от № /2010 округов.

Запрашиваемые документы за рамками налогового или бухгалтерского законодательства

В запрашиваемые документы налоговики часто включают статистические отчеты, техническую документацию, сертификаты соответствия, экономические расчеты, перечни основных средств, сформированных по определенному признаку, Минфин России настаивает на том, что статья 93 НК РФ не конкретизирует документы, которые инспекция вправе истребовать, поэтому она может запросить любые бумаги, содержащие информацию о деятельности проверяемого налогоплательщика (письма от № /1–336 , от № /42704 ).

Есть довольно много судебных решений в пользу контролеров. Пример тому — постановления ФАС Московского от № /2014 , от № / (оставлено в силе определением ВАС РФ от № /13 ), от № / , от № /2008() , от № /2008 округов.

Однако многие суды принимали сторону налогоплательщиков. Они утверждали, что раз требуемые документы не установлены налоговым законодательством и не содержат сведений, необходимых для исчисления налогов, то компании вправе их не представлять. Такие выводы содержатся в постановлениях ФАС Московского от № / , от № /2011, от № /2010 (оставлено в силе определением ВАС РФ от № /11 ), Поволжского от № /2010 , Центрального от № /2009 , Уральского от № / округов.

Автор: Ирина Бушуева, эксперт «АНП»

Сертификат соответствия на продукцию является обязательным в отношении многих категорий продукции и услуг, так как гарантирует их безопасность для потенциальных потребителей, пригодность к использованию и соответствие установленным технологическим стандартам. Сертификационные документы оформляются государственными органами с соответствующей аккредитацией: Роспотребнадзором, полицией, санэпидемнадзором, налоговой инспекцией, Росстандартом и прочими.

В Законе РФ «О защите прав потребителей» четко прописано, что присутствие сертификата или декларации у продавцов или производителей товаров необходимо как гарантия их качества и безопасности. Несоответствие товаров установленным регламентам может означать их низкое качество или даже опасность для потребителей, в связи с чем подразумевает юридическую ответственность.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 302-76-94. Это быстро и бесплатно !

Законы, которыми устанавливается необходимость сертификации

Законодательная база, устанавливающая необходимость сертификации товаров и меры ответственности за ее отсутствие, представлена в следующих нормативно-правовых актах:

Сертификация некоторых категорий продукции является в России обязательной. Они указаны в номенклатуре товаров в перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации № 982 от 01.12.2009 года. В перечень попадают категории товаров и услуг, непосредственно связанных с безопасностью жизни и здоровья граждан.

Наглядный пример – порядок сертификации запчастей автотранспорта, которые можно классифицировать как товар, имеющий повышенный уровень опасности по отношению к потребителям. Для этой категории продукции действует специальное Постановление Госстандарта под номером 19, устанавливающее порядок и правила сертификации запчастей.

Что считается правонарушением?

Само по себе отсутствие сертификата на товар не является правонарушением, а становится таковым в том случае, если с не соответствующей стандартам продукцией совершаются какие-либо действия, как правило преследующие коммерческие интересы производителя или продавца. Если условная продукция просто лежит на складе и не выходит на потребительский рынок, то к предлагающей ее фирме не может быть применено никаких штрафных санкций.

ИП или юридическое лицо понесет ответственность при условии реализации товаров либо при попытках провезти его через таможенные границы без необходимой в соответствии с действующим законодательством документации. В соответствии с видом правонарушения определяется и степень юридической ответственности.

Помимо соблюдения порядка сертификации, наличия надлежащих документов и соответствующей маркировки продукции, а также соответствия таможенному режиму, производитель или исполнитель имеет ряд дополнительных обязательств, связанных с сертификационными документами и прописанными в статье 28 главе 4 ФЗ «О техническом регулировании»:

  1. Если по истечении срока действия документа (он варьируется от 1 года до 5 лет)он не был заменен или был отозван по требованию уполномоченных структур, то производитель или продавец обязан прекратить производство и реализацию товаров. Если своевременная проверка покажет отсутствие у производителя или продавца сертификата или наличие просроченных документов, это повлечет за собой наказание.
  2. Если технология производства продукции, уже имеющей сертификат, была изменена и это было отражено в технологической документации, то производитель обязан внести данные об этих изменениях в сертификат. В противном случае документы, подтверждающие соответствие, будут также признаны недействительными.

Размер штрафов за торговлю без документа

Административная ответственность по каждому конкретному нарушению порядка сертификации товаров и услуг прописана в Кодексе об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ).

  • Обман потребителей. Физические лица обязуются выплатить штраф от 3 до 5 тыс. руб; должностные лица – от 12 до 20 тыс. руб; юридические лица – от 100 до 500 тыс. руб. (Статья 14.7).
  • Несоблюдение норм технического регламента. Штраф для ФЛ составляет от 1 до 2 тыс. руб; для должностных лиц – от 10 до 20 тыс. руб; для ИП – от 20 до 30 тыс. руб; на ЮЛ – от 100 до 300 тыс. руб. Продукция ненадлежащего качества может быть изъята, а деятельность предприятия приостановлена на срок до трёх дней. (Статья 14.43).
  • Продажа товаров ненадлежащего качества. Для ФЛ предусмотрена ответственность в виде штрафа от 1 до 2 тыс. руб; для должностных лиц – от 3 до 10 тыс. руб; для ИП – от 10 до 20 тыс. руб; для ЮЛ – от 20 до 30 тыс. руб. Если нарушение будет выявлено не единожды, то некачественная продукция будет конфискована. (Статья 14.4).
  • Несоблюдение установленного порядка маркировки продукции. Штраф за это правонарушение достигает от 100 до 300 тыс. руб, а при нанесении вреда здоровью потребителей – от 700 тыс. до 1 миллиона руб. с последующей конфискацией продукции. (Статья 15.12).
  • Несоблюдение режима пересечения таможенных границ. Сумма штрафа составляет от 5 до 20 тыс. руб. для должностных лиц; от 50 до 300 тыс. руб. для ЮЛ и последующее изъятие недоброкачественной продукции. (Статья 16.3).

Ответственность за подделку

Согласно действующему законодательству РФ, в случае использования поддельного сертификата это нарушение может быть квалифицировано как уголовное преступление по статье 327 УК РФ «Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов» с вытекающей отсюда ответственностью. Фальсификация данной категории документов как правило осуществляется путем полной замены оригинала и предназначается для извлечения материальной выгоды.

К примеру, условная компания-правонарушитель получала прибыль от торговли продукцией, которая сопровождалась поддельной документацией. За это нарушение ей так же будет предъявлено обвинение по статье 159 УК РФ о мошенничестве и предусмотрены уже другие меры наказания.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность в случае отсутствия сертификата или декларации может наступить в соответствии с 238 статьей УК РФ «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, не соответствующих обязательным требованиям безопасности», к ведению которой также относятся неправомерные выдача или использование официального документа, удостоверяющего соответствие товаров и услуг требованиям безопасности.

Прочие негативные последствия продажи продукции без документа соответствия

Пренебрегая законным подтверждением качества продукции, компания рискует столкнуться с рядом неприятных последствий, напрямую повлиявших на ее работу и положение на рынке:

  1. Постоянная угроза высшей степени административной ответственности. Если на первый раз фирма может обойтись выплатой штрафа, то в дальнейшем рискует конфискацией продукции, временной (на срок до 90 суток) или полной приостановкой деятельности и как следствие – потерей прибыли.
  2. Невозможность работы систем экспорта-импорта продукции, ее оформления на таможне и дальнейшего выхода на внешний рынок.
  3. Отсутствие возможности легальной реализации товаров, подлежащих обязательной сертификации, что как правило приводит к попыткам делать это в обход действующих законов РФ.
  4. Фирма, чья продукция не имеет подтвержденного знака качества предлагаемой ей продукции, вряд ли будет пользоваться спросом среди потребителей и не сможет показать высокую конкурентоспособность на рынке. Основываясь на собственных экономических интересах, для предприятия будет выгоднее иметь декларацию высокого качества своих товаров, поскольку это будет являться конкурентным преимуществом.
  5. Отсутствие доверия и стремления к сотрудничеству со стороны потенциальных партнеров и смежных организаций.
  6. Вынужденное снижение цен на продукцию.

Пренебрежение наличием сертификата соответствия продукции может послужить для компании причиной самых серьезных неприятностей. Уменьшение дохода, падение имиджа фирмы, штрафы и приостановка деятельности являются лишь малой частью. Сертификация товаров ориентирована в первую очередь на безопасность потенциальных потребителей и подтверждение пригодности продукции к использованию, и любые риски в этом отношении являются недопустимыми.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация выпускает продукцию и проводит ее сертификацию в соответствии с положениями Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании". Сертификат соответствия может действовать несколько лет. Организация находится на общей системе налогообложения, применяет метод начисления в налоговом учете.
Для подтверждения действия сертификата соответствия ежегодно заключается договор и проводится инспекционный контроль. Часто инспекционный контроль проводит одна организация, сертификат соответствия выдает другая организация. Бывает, что по результатам проведенного инспекционного контроля выдается отрицательное заключение.
Как данные расходы отразить в налогом учете: равномерно в течение срока действия сертификата или единовременно в текущем периоде? В случае выдачи отрицательного заключения можно ли вообще принимать эти расходы в целях налогообложения?


По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Расходы на ежегодное проведение инспекционного контроля для подтверждения действия сертификата соответствия продукции могут быть учтены при расчете налогооблагаемой прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, единовременно. При этом не имеет значения, проводит ли инспекционный контроль организация, выдавшая сертификат соответствия, или иная организация, равно как и факт выдачи по результатам проведенного инспекционного контроля отрицательного заключения.

Обоснование позиции:
Нормы главы 25 НК РФ позволяют признавать при формировании налоговой базы по налогу на прибыль отвечающие требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ расходы на сертификацию продукции и услуг, а также на декларирование соответствия с участием третьей стороны (в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией) (п. 1 ст. 247, п. 2 ст. 252, п. 2 ст. 253, пп. 2 п. 1 ст. 264, п. 1 ст. 274 НК РФ).
Поскольку НК РФ не установлено иного, в налоговом учете могут признаваться расходы как на добровольную, так и на обязательную сертификацию продукции (ст. 20 Закона N 184-ФЗ, письма Минфина России от 22.08.2014 N 03-03-06/1/42026, от 04.09.2013 N 03-03-06/1/36419).
Нормы главы 25 НК РФ не разъясняют, что понимается под расходами на сертификацию продукции. Для ответа на этот вопрос обратимся к нормам иных отраслей законодательства (п. 1 ст. 11 НК РФ).
Согласно ст. 2 Закона N 184-ФЗ сертификация - это форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров.
Из Рекомендаций по сертификации, утвержденных постановлением Госстандарта России от 14.03.1996 N 167, следует, что расходы на инспекционный контроль входят в состав расходов на сертификацию продукции.
Таким образом, полагаем, что расходы на ежегодное проведение инспекционного контроля для подтверждения действия сертификата соответствия продукции могут быть учтены при расчете налогооблагаемой прибыли на основании пп. 2 п. 1 ст. 264 НК РФ (смотрите также письмо УФНС России по г. Москве от 06.04.2010 N 16-15/035564@).
При этом, на наш взгляд, не имеет значения, проводит ли инспекционный контроль организация, выдавшая сертификат соответствия, или иная организация (например, лаборатория).
Также, по нашему мнению, не является препятствием для признания анализируемых затрат в налоговом учете выдача по результатам проведенного инспекционного контроля отрицательного заключения. Считаем, что данное обстоятельство не указывает на необоснованность произведенных затрат или отсутствие связи с деятельностью, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ). Так, например, в определениях КС РФ от 04.06.2007 N 320-О-П, N 366-О-П указано, что обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. Официальных разъяснений и материалов судебной практики по данному вопросу нами не обнаружено.
Что касается порядка признания расходов на инспекционный контроль, то считаем, что ст. 272 НК РФ не содержит требований относительно необходимости их равномерного признания (например, в течение срока действия сертификата соответствия).
Из этого же исходят и специалисты финансового ведомства: на основании п. 1, пп. 3 п. 7 ст. 272, п. 2 ст. 318 НК РФ расходы на сертификацию могут быть единовременно учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на дату предъявления организации документов, служащих основанием для произведения расчетов (смотрите, например, письма Минфина России от 08.06.2017 N 03-03-06/1/35781, от 20.03.2017 N 03-03-06/1/15663, от 01.07.2014 N 03-03-06/1/31600).
Соответственно, считаем, что расходы на инспекционный контроль могут быть единовременно включены в расчет налоговой базы по налогу на прибыль на основании пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

Ответ прошел контроль качества

12 сентября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоговые проверки


Какие документы может требовать от вас налоговая? Как не предоставить лишнюю информацию и не попасть на штраф? Наш автор Марат Самитов начинает серию статей про камеральную проверку.

По общему правилу налоговые органы не вправе истребовать в ходе камеральной проверки дополнительные сведения и документы, но есть отдельные исключения, когда их истребование допустимо. В частности, инспекция вправе запросить у налогоплательщика документы, которые он должен был приложить к декларации в соответствии с Налоговым кодексом РФ, но не приложил.

В каких ситуациях НК разрешает инспекторам запрашивать документы

1. У налогоплательщика есть операции (имущество), по которым он применил налоговую льготу. Документы, которые подтверждают право на заявленную в декларации льготу.

2. Налогоплательщик подает декларацию по НДС с суммой налога к возмещению. Документы, которые подтверждают правомерность вычетов налогоплательщика по ст. 172 НК РФ

3. Налогоплательщик является участником договора инвестиционного товарищества и представил декларацию (расчет) по налогу на прибыль или НДФЛ.

Сведения, которые отражают:

— период участия налогоплательщика в договоре инвестиционного товарищества;

— приходящуюся на него долю прибыли (расходов, убытков) инвестиционного товарищества

4. Налогоплательщик представил уточненную декларацию, в которой сумма налога к уплате меньше, либо сумма убытка больше, чем в ранее представленной отчетности за тот же период. При этом «уточненка» подана спустя два года со дня, установленного для подачи первичной отчетности за соответствующий отчетный (налоговый) период

Документы, перечисленные в п. 8.3 ст. 88 НК РФ, а именно:

— первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях отчетности;

— аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменения.

5. Проводится проверка налогов, связанных с использованием природных ресурсов.

Документы, на основании которых налог исчислялся и уплачивался.

6. Сведения об операциях, отраженные в представленной налогоплательщиком декларации по НДС, противоречат друг другу или не соответствуют данным о тех же операциях, которые содержатся:

— в декларации по НДС, представленной другим налогоплательщиком, иным лицом, обязанным подать декларацию по НДС;

— в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в налоговый орган лицом

Счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям. К иным документам можно отнести, например, книгу продаж, книгу покупок, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур.

7. Налогоплательщик, использующий налоговые льготы, предусмотренные для участников региональных инвестиционных проектов Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ, представил в налоговый орган декларацию, в которой заявлена такая льгота.

Документы и сведения, которые подтверждают соответствие показателей реализации регионального инвестиционного проекта требованиям к таким проектам и их участникам, установленным Налоговым кодексом РФ и законами соответствующих субъектов РФ.

8. Налогоплательщик представляет декларацию по акцизам, при этом выполняется любое из следующих условий:

— в декларации заявлены налоговые вычеты по ст. 200 НК РФ в связи с тем, что покупатель вернул налогоплательщику ранее реализованные подакцизные товары, кроме алкогольной и подакцизной спиртосодержащей продукции;

— декларация представлена в связи с тем, что налогоплательщик — производитель алкогольной и подакцизной спиртосодержащей продукции возвратил этиловый спирт поставщику — производителю этилового спирта;

— в декларации отражены налоговые вычеты сумм акциза, которые налогоплательщик уплатил при ввозе в РФ подакцизных товаров, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров.

Первичные и иные документы, подтверждающие возврат подакцизных товаров и правомерность применения вычетов сумм акциза. Исключением являются документы, ранее представленные в налоговые органы по иным основаниям.

9. Проводится камеральная проверка расчета по страховым взносам, в котором отражены суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, и применены пониженные тарифы страховых взносов

Сведения и документы, подтверждающие обоснованность отражения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, и применения пониженных тарифов страховых взносов.

10. Проводится камеральная проверка декларации по налогу на прибыль, в которой заявлен инвестиционный налоговый вычет, предусмотренный ст. 286.1 НК РФ.

Пояснения, касающиеся применения инвестиционного налогового вычета, и первичные и иные документы, подтверждающие правомерность его применения.

На что не имеют права налоговики

Региональные и местные власти также не вправе расширять путем принятия нормативных правовых актов круг документов, представляемых для камеральной проверки.

Налоговый орган вправе требовать только те документы, которые непосредственно относятся к предмету проверки. В случае если налогоплательщик не исполнил требование, в котором запрошены дополнительные документы, не относящиеся к вопросам проверки, его нельзя оштрафовать по п. 1 ст. 126 НК РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 08.04.2008 N 15333/07).

Налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за непредставление документов по п. 1 ст. 126 НК РФ, если они не связаны непосредственно с исчислением проверяемого налога.

По общему правилу, повторно запрашивать документы в ходе камеральной проверки, которые налогоплательщик ранее уже представлял в инспекцию при проведении в отношении него камеральных или выездных налоговых проверок, а также документы, представленные им в виде заверенных копий в ходе проведения налогового мониторинга, запрещен.

Зачастую налоговики формулируют свое требование о представлении документов таким образом, что из него нельзя понять, какие именно документы должны быть представлены, но можно сделать вывод о круге истребуемых документов.

Например, в требовании указано: «Представить документы, подтверждающие право на применение льготы по налогу на имущество организаций в III квартале 2017 г.».

На практике выгоднее обратиться к инспектору за уточнением требования, что бы он конкретизировал какие именно документы его интересуют. Однако не стоит обращаться за разъяснениями, если вы не желаете представлять документы и готовы отстаивать свою позицию в суде. В этом случае ваше обращение просто даст повод налоговикам уточнить требование.

Как направляют требования

1) вручение под расписку. Момент передачи требования определяется по отметке о его получении, которую на требовании проставляет налогоплательщик или его представитель;

2) направление по почте заказным письмом. Требование считается полученным на шестой рабочий день с даты отправки соответствующего заказного письма.

3) передача в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

Нередко на практике направленное по почте требование не доходит до налогоплательщика, поскольку он не принял мер по получению корреспонденции по своему адресу. В таких случаях инспекция произведет доначисления по налогам, сославшись на непредставление документов по требованию. Однако это не лишает налогоплательщика права впоследствии представить документы в вышестоящий налоговый орган в процессе обжалования решения инспекции.

Требование о представлении документов в связи с камеральной проверкой должно быть составлено не позднее срока ее окончания. В то же время на практике налоговики иногда истребуют документы и за пределами срока камеральной проверки в нарушение ст. 88 НК РФ. Президиум ВАС РФ в подобной ситуации встал на сторону налогоплательщика. Требование о представлении документов, направленное инспекцией после того, как истек срок камеральной проверки, суд признал незаконным (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.11.2009 N 10349/09).

Как представить документы

Если документы составлены на бумажном носителе, их можно представить:

— в виде заверенных копий, передав в налоговый орган лично или через представителя либо направив по почте заказным письмом;

— в электронной форме в виде электронных образов. Для этого документ, составленный на бумажном носителе, нужно преобразовать в электронную форму путем сканирования с сохранением реквизитов документа. Указанные электронные образы представляются в налоговый орган по форматам, установленным ФНС России, по телекоммуникационным каналам связи.

В случае необходимости, при проведении камеральной налоговой проверки инспектор вправе ознакомиться с подлинниками истребуемых документов.

Минфин России уточняет, что такая необходимость может возникнуть в следующих ситуациях:

— налоговый орган обнаружил несоответствие имеющихся у него сведений тем сведениям, которые представил налогоплательщик;

— необходима сверка представленных копий с соответствующими оригиналами документов.

По общему правилу, налогоплательщик должен представить в налоговый орган документы в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего требования.

Если требование налоговый орган направил в последние дни камеральной проверки, и вы получили его уже после истечения трехмесячного срока, установленного для ее проведения, то данное требование вы должны исполнить.

Что будет, если не представить документы

Это единственная налоговая санкция за указанное правонарушение.

Так, например, налоговики не вправе заблокировать вам расчетные счета только на том основании, что вы не исполнили требование о представлении документов.

Пархоменко М. Б.

эксперт Контур.Школы, профессор, государственный советник налоговой службы III ранга

Разберем, какие требования налоговых органов исполнять обязательно, а какие нет. Простые, но полезные рекомендации налогоплательщикам

Налоговые органы обладают большим объемом информационных ресурсов, которые поступают из внешних источников и от самих налогоплательщиков.

Сведения аккумулируются в информационных системах и автоматически обрабатываются, что позволяет:

  • анализировать, проверять налоговую отчетность и выявлять факты уклонения от уплаты налогов, не выходя к налогоплательщику.

Распространяется практика, когда налоговые органы проводят налоговый контроль удаленно:

Факт: количество требований в адрес налогоплательщиков будет расти:

  • развивается дистанционный контроль деятельности налогоплательщиков (План деятельности ФНС России на 2021 год, утв. Минфином России 19.02.2021);
  • ФНС хочет ввести в автоматизированные системы контроля данные онлайн-касс и сведения, получаемые из банков;
  • автоматизировано будут обрабатываться также дополнительные данные, получаемые из государственных и других органов.

Все права налоговых органов по направлению требований по представлению документов и пояснений регламентирует Налоговый кодекс.

Права налоговых органов по истребованию пояснений, информации и документов в полной мере относятся не только к налогам, но и к страховым взносам.

Случаи, когда налоговая направляет требования представить пояснения, информацию и документы, регламентируют ст. 88, 93 и 93.1 НК РФ.

Ситуация 1. При камеральной проверке налоговая выявила противоречия и предполагает, что налогоплательщик занизил налог

Это один из самых распространенных случаев.

Важно: налоговая может потребовать только дать пояснения либо представить уточненную декларацию, а не документы.

  • Что делать налогоплательщику, который получил такое требование:
  • Обязанность: представить в пятидневный срок пояснения либо признать, что допустил нарушение или ошибку и представить уточненную налоговую декларацию.
  • Право, но не обязанность: приложить к пояснениям документы.

Ситуация 2. Налоговая проводит камеральную проверку налоговой декларации и ей нужны от налогоплательщика дополнительные документы

  • Что может налоговая инспекция: при камеральной проверки налоговая вправе потребовать не только пояснения, а именно документы. Но только в случаях, указанных в статье 88 НК РФ:
  • в декларации заявлены льготы — налоговая вправе истребовать документы, подтверждающие их;
  • представлена уточненная декларация, в которой сумма налога уменьшена (сумма убытка увеличена), а сама декларация представлена по истечении двух лет со дня, установленного для ее подачи, — можно запросить документы, подтверждающие изменение показателей в декларации;
  • в расчете страховых взносов есть суммы, не подлежащие обложению, или применены пониженные тарифы — вправе запросить только документы, подтверждающие не облагаемые взносами суммы и применение пониженных тарифов;
  • представлена декларация по НДС к возмещению из бюджета — можно истребовать только документы, подтверждающие налоговые вычеты;
  • выявлены противоречия между сведениями в декларации по НДС, в журналах учета полученных и выставленных счетов-фактур, самого налогоплательщика и других налогоплательщиков — можно истребовать только счета-фактуры, первичные и иные документы в отношении операций, по которым возникли противоречия.

Есть и другие случаи, при которых по ст. 88 НК РФ налоговая вправе потребовать документы, но они не касаются большинства налогоплательщиков, например:

  • в декларации по акцизам есть отдельные виды налоговых вычетов;
  • по налогу на прибыль заявлен инвестиционный вычет;
  • представлена декларация по налогам, связанным с использованием природных ресурсов.
  • По какой форме налоговая представит требование: «Требование о представлении документов (информации)». Форма утверждена в приложении № 17 к Приказу ФНС России № ММВ-7-2/628@. Порядок направления такого требования и представления по нему документов установлен в ст. 93 НК РФ.

3 способа вручения требования (п.1 ст. 93 и п. 4 ст. 31 НК РФ)

Важно правильно определить дату получения требования, чтобы рассчитать крайний срок представления документов.

Правила направления требования одинаковы для выездной и камеральной проверки.

  • При выездной проверке могут истребовать все необходимые для проверки документы (п. 12 ст. 89 НК РФ).
  • При камеральной действуют ограничения, о которых мы рассказывали выше.

Обратите внимание, что указано в требовании

В требовании о представлении документов налогоплательщика в связи камеральной проверкой его декларации по налогам должна быть ссылка только на ст. 93 НК РФ — указывается всегда, так как в ней установлены общие правила по истребованию документов. Если помимо нее есть ссылка на ст. 93.1 НК РФ, то требование направлено по другой причине — налоговая получает информацию в отношении контрагента налогоплательщика или по конкретной сделке.

Если в требовании указана только ст. 93 и из требования видно, что запрашиваются документы в связи с проверкой декларации самого налогоплательщика, а не его контрагентов, то права налогового органа ограничены:

  • временным периодом, так как можно запрашивать только документы за период, за который сдана декларация, ведь проверяется именно это декларация;
  • перечнем документов, ограниченным ст. 88 НК РФ (см. выше).
  • Что делать налогоплательщику, который получил такое требование:
  • Обязан представить истребуемые документы в течение 10 дней.
  • Для консолидированной группы налогоплательщиков и иностранных организаций, оказывающих электронные услуги и состоящих на налоговом учете в РФ, установлены более продолжительные сроки: 20 и 30 дней соответственно.
  • Если налогоплательщик не может представить документы в срок

Уведомьте об этом налоговый орган, который требует представить документы:

  • не позднее следующего дня за днем получения требования. К сожалению, направление уведомления не гарантирует, что вам продлят сроки представления документов. Налоговики могут вынести решение о продлении срока или отказать в продлении. Это правило действует и в нижеприведенных случаях.

Ситуация 3. Налоговая проверяет другого налогоплательщика, а у вас запрашивает документы, т.к. вы его контрагент или обладаете информацией, связанной с проверяемым налогоплательщиком

  • Что может налоговая инспекция: истребовать документы по п. 1 ст. 93.1 НК РФ.
  • По какой форме налоговая представит требование: как в случае 2, по форме приложения № 17. Такое требование направляет налоговая инспекция, в которой лицо состоит на учете. Она действует по поручению той инспекции, которая проводит налоговую проверку плательщика, в отношении которого запрашиваются документы.
  • Особенность: в требовании будет две ссылки на ст. 93 НК, так как в ней установлены общие правила истребования документов, и на п. 1 ст. 93.1 НК РФ. Ссылка должна быть именно на п. 1 ст. 93, а не на п. 1.1, 2 и 2.1 ст. 93 НК, так как они устанавливают иные основания для истребования документов.

Форма требования предполагает, что налоговый орган должен указать, по какой конкретно проверке (дополнительному мероприятию налогового контроля) запрашиваются документы или информация. Заполнять эту строку требования налоговики не обязаны.

По мнению Верховного Суда РФ (Определение от 19.09.2018 № 307-КГ18-14038 по делу № А42-7751/2017), отсутствие в требовании указания на проведение конкретного мероприятия налогового контроля носит формальный характер и не свидетельствует о недействительности требования инспекции. Об этом напомнил и Минфин России в Письме от 09.02.2021 № 03-02-11/8341.

  • Что делать налогоплательщику, который получил такое требование:
  • Исполнить требование в срок пять дней. Его могут продлить, если направите уведомление, что невозможно исполнить требование в установленные сроки.

Ситуация 4: налоговая запрашивает документы и информацию без какой-либо проверки

Этот случай предусмотрен п. 2 ст. 93.1 НК РФ. Формулировка в этом пункте расплывчатая. Можно запрашивать документы, когда:

  • «возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки». Поэтому налоговые органы запрашивают практически любые нужные им документы или информацию.

Они добавляют ссылку на этот пункт дополнительно, когда истребуют документы в связи с проверкой контрагента на основании п. 1 ст. 93.1 НК РФ. Как мы сообщали ранее, ст. 93 НК РФ указывается всегда, так как в ней определены общие правила по направлению требований и получению по ним документов.

  • Особенность: порядок истребования документов, информации по сделке такой же, как и при проверке контрагента (п. 1 ст. 93.1 НК РФ). Но есть отличие по срокам, когда надо представить документы: в течение 10, а не 5 дней.

Пунктами 1.1 и 2.1 ст. 93.1 НК РФ предусмотрено еще два основания, по которым налоговые органы вправе потребовать документы:

  1. Проверка деклараций (расчетов) инвестиционного товарищества и его участников.
  2. Истребование документов в отношения имущества, если на это имущество обращено взыскание и задолженность по налогам составляет более 1 млн руб.

Эти случаи не так распространены для большинства компаний, поэтому в этой статье мы их не рассматриваем.

Пришло требования от налоговой инспекции. Что делать?

  • Определите основание, по которому направлено требование. Если это требование о представлении пояснений (форма приложения № 4 к Приказу № ММВ-7-2/628@), а не документов, направляйте в налоговую именно пояснения. Документы прилагайте, только если это в ваших интересах. Если видите, что действительно допустили по декларации ошибку, представьте уточненную декларацию.

Если налоговый орган проводит камеральную проверку вашей декларации, то он должен указать в требовании только ст. 93 НК. В этом случае проверьте соответствие перечня запрашиваемых документов положениям ст. 88 НК РФ:

  • Пример 1. Запрашивают документы, поскольку вы направили декларацию по НДС к возмещению (п. 8 ст. 88 НК РФ). В этом случае вы обязаны представить только документы, связанные с налоговыми вычетами: счета-фактуры, первичные документы по оприходованию товаров, принятию к учету работ, услуг и т.п. Возможно, налоговый орган потребовал представить документы из-за того, что выявил противоречия по операциям НДС в вашей декларации или в связи со сверкой данных деклараций других плательщиков НДС. Тогда вы обязаны представить только документы, относящиеся именно к этим операциям.
  • Пример 2. Запрашивают документы в связи с выездной или камеральной проверкой вашего контрагента (п.1 ст. 93.1 НК РФ). Налоговики должны запросить только документы по взаимоотношениям с этим контрагентом и не более.

Важно: если запросили документы по сделке, то объем запрашиваемых документов должен ограничиваться одной сделкой.

Главный вопрос: представлять или нет документы, если все же налоговики превысили свои полномочия

Рекомендация: прямо не отказывайте в представлении документов. Налоговая может оштрафовать за отказ:

  • 200 руб. за один непредставленный документ, если документы запрошены в отношении вас (п. 1 ст. 126 НК РФ);
  • 10 000 руб. за сам факт непредставления документов, если документы запрошены в отношении вашего контрагента или по сделке (п. 2 ст. 126 НК РФ).

Придется доказывать свою правоту в суде, а судебная практика по таким спорам противоречива.

Но и бездействовать тоже нельзя.

  • Определитесь, есть ли возможность вообще представить запрошенные документы. Вы не обязаны составлять и, соответственно, представлять документы, не предусмотренные законодательством. Например, налоговая инспекция запросила журнал учета въезда и выезда автотранспорта. Ведение такого журнала законодательством не установлено, и у вас его просто может не быть. Тогда сообщите, что его нет.

Если местная налоговая инспекция превышает полномочия, вы можете сразу по получению требования:

  • запросить у этой инспекции пояснения по действиям; либо
  • обжаловать их в вышестоящий налоговый орган — управление ФНС по субъекту РФ.

Жалоба подается в вышестоящий налоговый орган, но через налоговую, требование которой обжалуется (п.1 ст. 139 НК РФ). По сути, местная налоговая обязана принять меры по устранению нарушения прав лица, подавшего жалобу, то есть в отношении самой себя (п. 1 ст. 139 НК РФ). Налоговые инспекции, зачастую, понимая, что их действия нарушают права налогоплательщика, корректируют их и предлагают плательщику отозвать жалобу, чтобы не портить» показатели своей деятельности.

Если после получения жалобы местная налоговая не изменила свои действия и все же пришлось представить все запрошенные документы, вам все равно пригодится решение вышестоящего налогового органа, чтобы понимать его позицию:

  • будет понятно, по каким моментам можно отстоять свои права в налоговой, а по каким придется обращаться в суд.

Ниже в разделе «Шпаргалка» скачайте подборку — выводы, которые сделали Минфин и ФНС России в своих письмах, а также судебные разбирательства по вопросам представления налогоплательщиками истребуемых документов.

  • Эта подборка поможет вам принять правильное решение по представлению документов, также ее можно использовать в качестве аргументов при обжаловании действий налоговиков.
  • Учитывайте, что судебная практика по вопросам истребования широка и есть противоречивые судебные решения.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Шпаргалка от Контур.Школы. Истребование документов. Подборка судов и писем 747 КБ

Читайте также: