Инвестиционными налоговыми льготами являются ускоренная амортизация

Опубликовано: 13.05.2024

Все объекты (оборудование, авто и прочее) имеют свойство изнашиваться. По мере их старения из стоимости конечной продукции выполняются отчисления в амортизационный фонд. Они будут направлены на обновление объектов в дальнейшем. В некоторых случаях предпринимателю приходится применять коэффициенты ускоренной амортизации (УА). Рассмотрим все нюансы их использования.

Цели применения коэффициентов ускоренной амортизации

Главная цель УА – это ускоренное распределение стоимости активов. В дальнейшем начисления в увеличенном объеме пойдут на возмещение издержек на протяжении периода эксплуатации. Это способствует стимулированию темпов развития, а также правильному распределению трат на модернизацию. Отчисления не облагаются налоговыми выплатами.

Ускоренная амортизация используется в отношении тех объектов, которые отличаются быстрым износом. Ускоренное устаревание делает необходимым применение специальных коэффициентов.

Виды коэффициентов

Виды коэффициентов прописаны в статье 259.3 НК РФ. В акте указано, что предприниматель может использовать коэффициенты от 1 до 3.

Коэффициент до двух

Коэффициент, не превышающий цифру 2, актуален для нижеследующих объектов:

  • Эксплуатируемые в агрессивных условиях или при увеличенной сменности.
  • Являющиеся собственностью промышленных субъектов, осуществляющих деятельность в области сельского хозяйства.
  • Являющиеся собственностью фирм-резидентов особой или свободной экономической зоны.
  • Отличающиеся повышенной энергетической производительностью.
  • Изготовленные на основании специального инвестиционного соглашения.

В отношении всех приведенных объектов актуален коэффициент 1-2.

Коэффициент до трех

Коэффициент, не превышающий цифру 3, актуален для этих активов:

  • Считающиеся предметом соглашения о финансовой аренде (лизинге) в том случае, если актив присутствует на балансе фирме, определяющей амортизацию. То есть этот актив не должен быть собственностью субъекта, предоставившего лизинг.
  • Применяющиеся только в рамках научно-технической деятельности.
  • Применяющиеся в рамках добычи углеродов на новом месторождении.
  • Применяющиеся в рамках водоснабжения и водоотведения.

В статье 259.3 НК РФ указано, что в отношении фондов из однородных групп используется одинаковый коэффициент. Объекты подлежат применению одинакового коэффициента даже тогда, когда на них начисляется ускоренная амортизация по нескольким критериям.

ВАЖНО! Коэффициент не выше трех может использоваться только в том случае, если амортизация начисляется методом уменьшаемого остатка. Соответствующие правила содержатся в пункте 19 ПБУ 6/01, пункте 29 ПБУ 14/2007.

Особенности расчета ускоренной амортизации

Для определения величины отчислений на амортизацию нужна эта формула:

Аг = Ог / СПИ х К.

В формуле используются эти значения:

  • Аг – размер годовых отчислений по амортизации.
  • Ог – остаточная стоимость актива на начало отчетного года.
  • СПИ – период полезной эксплуатации актива в годах.
  • К – нужный коэффициент ускорения.

Эта формула актуальна для расчета ежегодных отчислений. Однако можно определить и ежемесячные отчисления. Для этого применяется следующая формула:

Ам = Ом / СПИо х К.

В формуле применяются эти значения:

  • Ам – размер ежемесячных отчислений на амортизацию.
  • СПИо – оставшийся период полезной эксплуатации на начало месяца.
  • Ом – остаточная стоимость на начало месяца.

Как правило, бухгалтер рассчитывает амортизацию за год.

Когда ускоренная амортизация становится выгодной фирме

Когда фирма решает купить или изготовить ОС, она должна определить метод списания истраченных средств. Метод ускорения амортизации актуален в том случае, если имеется потребность в максимально быстром списании стоимости объектов.

К примеру, базовый потенциал актива применяется предпринимателем в первые годы принятия к учету. Таким активом может быть оргтехника. ПК, ноутбуки и прочие машины быстро снижаются в стоимости, хотя технические характеристики объектов остаются прежними. Ускоренная амортизация способствует списанию трат, связанных с покупкой или производством объекта ОС с учетом нагрузки на внеоборотные активы.

К СВЕДЕНИЮ! Ускоренная амортизация является одним из преимуществ финансирования по лизинговому контракту.

Ускоренная амортизация при лизинге

Ускоренная амортизация относительно предмета лизинга обеспечивает эти преимущества:

  • Снижение налога на собственность по предмету лизинга.
  • Снижение налога на прибыль во время действия контракта по лизингу.
  • Шанс выкупить объект лизинга по завершении сделки по минимальной остаточной стоимости.

Ускоренная амортизация позволяет фирме воспользоваться целым рядом преимуществ. Однако важно правильно определить ее размер.

АУ в отношении предметов лизинга регулируется ФЗ №164 «О лизинге» от 29 октября 1998 года и подпунктом 1 пункта 2 статьи 259.3 НК РФ. Эти нормативные акты дают бухгалтеру право применять ускоренную амортизацию в рамках договора о лизинге.

Однако нужно учитывать определенные ограничения. В частности, коэффициенты не используются на активы 1-3 амортизационных групп. В эти группы включаются объекты, срок полезной эксплуатации которых составляет 1-5 лет.

Расчет размера ускоренной амортизации

При использовании увеличивающего начисления значения нужно умножить норму амортизации на повышающий коэффициент.

Рассмотрим формулу ускорения амортизации:

АМу = АМ * КУА.

В формуле использованы эти значения:

  • АМу – норма УА.
  • АМ – норма амортизации, определенная на основании срока полезной эксплуатации активов.
  • КУА – коэффициент УА от 1 до 3.

Необязательно брать целые числа коэффициентов (1,2,3). Можно использовать при расчете ускоренной амортизации такие коэффициенты, как 1,5 или, к примеру, 1,63.

Расчет ускоренной амортизации на примере

По контракту лизинга покупается техника. Первоначальная стоимость ее составляет 1 миллион рублей без учета НДС. Техника относится к 4-й группе амортизации. То есть срок ее полезной эксплуатации составляет 5-7 лет. Срок лизингового контракта равен 36 месяцам.

Сначала нужно найти коэффициент, посредством которого получится списать технику за срок лизинга. Предполагается, что списание должно быть полным. Балансодержатель техники установил срок ее полезной эксплуатации в 6 лет. Значит, ежемесячная норма амортизации без учета коэффициентов равна 1,389%.

Стороны контракта решили, что будет использоваться коэффициент 2. То есть ежемесячные отчисления на амортизацию будут равны 2,778%. Техника будет полностью амортизирована в течение 3 лет, значит, коэффициент подобран правильно.

Изменим условия задачи. Срок полезной эксплуатации составляет 80 месяцев. Ежемесячная норма амортизации будет равна 1,25%. Норма амортизации с использованием КУА равна 2,775%. Коэффициент составит 2,22.

Ограничения по использованию коэффициента

Существуют определенные ограничения по использованию КУА. Использование коэффициента должно быть обосновано. Обоснованием могут выступать эти условия:

  • Актив находится в непосредственном контакте с агрессивными средами. То есть последние должны разрушать объект, влиять на срок его полезной эксплуатации.
  • Актив контактирует с токсичными, взрывоопасными и прочими агрессивными элементами. Они могут привести к аварийной ситуации и быстрой поломке техники.

Если на предприятии просто присутствует агрессивная среда, однако она никак не влияет на оборудование, коэффициент использовать нельзя.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Основные средства

Не секрет, что в налоговом учете предусмотрены различные преференции для налогоплательщиков. Одна из них – применение коэффициента ускоренной амортизации. Какие именно коэффициенты может использовать предприятие пищевой промышленности? Какие разницы возникают с бухучетом и какие отложенные налоги с них нужно отразить согласно ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»? Ответы на вопросы даны с учетом разъяснений чиновников и арбитражной практики.

Виды «амортизационных» коэффициентов

– амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности;

– собственных амортизируемых ОС сельскохозяйственных организаций промышленного типа (птицефабрики, животноводческие комплексы, зверосовхозы, тепличные комбинаты);

– амортизируемых ОС, принадлежащих организациям, имеющим статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны или туристско-рекреационной особой экономической зоны;

– амортизируемого имущества, относящегося к объектам, имеющим высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов , установленным Правительством РФ;

– объектов амортизируемого имущества, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении них законодательством предусмотрено определение классов их энергетической эффективности.

Повышающий коэффициент не выше 3 можно применять в отношении:

– амортизируемых ОС, являющихся предметом договора лизинга (финансовой аренды), у налогоплательщиков, у которых данные основные средства должны учитываться в соответствии с условиями заключенного договора ;

– объектов ОС, используемых для научно-технической деятельности.

Предприятия пищевой промышленности теоретически претендуют на применение названных повышающих коэффициентов почти по всем основаниям, за исключением, быть может, последнего, так как основные средства пищевиков приобретаются для производства продукции, а не для ведения научно-технической деятельности. Далеко не всегда можно рассчитывать на применение повышающего коэффициента к основной норме амортизации и по лизинговому имуществу – оно, как правило, по условиям заключенных договоров учитывается у лизингодателя, а предприятие пищевой промышленности выступает в другой роли – лизингополучателя. Хотя передачу на его баланс лизингового имущества нельзя исключать (письма Минфина РФ от 08.02.2013 № 03-03-06/1/3114, от 11.03.2013 № 03-05-05-01/7256, от 11.02.2013 № 03-05-05-01/3372).

Можно ли применять несколько коэффициентов?

Агрессивная среда и повышенная сменность

Во-первых, Федеральным закономот 29.11.2012 № 206-ФЗ ограничено право применения такого повышающего коэффициента до 2014 года (абз. 5 пп. 1 п. 1 ст. 259.3 НК РФ), при этом речь идет именно о дате ввода ОС в эксплуатацию (Письмо Минфина РФ от 14.01.2013 № 03-03-05/1). Имущество, которое числится в составе ОС до указанной временной границы, продолжает амортизироваться и после этого с повышающим коэффициентом, если используется в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности.

Во-вторых, для целей налогообложения есть отдельное понятие агрессивной среды. Для применения повышающего коэффициента необходимо выполнение следующих условий:

– технология производства подразумевает наличие в производственном процессе взрыво-, пожароопасной, токсичной или иной среды;

– основное средство находится в контакте с этой средой;

– эта среда служит причиной (источником) инициирования аварийной ситуации.

Понятие «находится в контакте» означает нахождение конкретной единицы основных средств в непосредственном соприкосновении с взрыво-, пожароопасной, токсичной и иной агрессивной технологической средой. НК РФ не устанавливает перечень документов, необходимых для подтверждения правомерности применения повышающего коэффициента к норме амортизации. В связи с этим факт эксплуатации основных средств, фактически находящихся в агрессивной среде или в контакте с пожароопасной средой, может подтверждаться любыми доказательствами, обосновывающими данные обстоятельства. Например, о работе в условиях агрессивной среды могут свидетельствовать паспорт объекта, техническое описание и другие документы, в которых указаны существенные условия эксплуатации ОС. При этом в отношении каждого отдельного объекта основных средств устанавливаются конкретные факторы (природные и (или) искусственные), вызывающие повышенный износ (Письмо ФНС РФ от 01.07.2013 № ЕД-4-3/11772@).

В-третьих, в ст. 259.3 НК РФ нет указаний по поводу повышенной сменности. Поэтому разрешать сомнения организациям приходится в суде. Из знаковых решений арбитров выделим Постановление ВАС РФ от 20.11.2012 № 7221/12. Повышенная сменность работы ОС (превышающая двухсменную их эксплуатацию) является фактором, оказывающим влияние на физический износ амортизируемого имущества, и зависит от интенсивности эксплуатации средств труда. Налоговая Классификация основных средств содержит наименования амортизируемого имущества, которым корреспондирует Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 . В целях устранения неопределенности в вопросе о правомерности применения повышающего коэффициента следует исходить из того, что ускоренная амортизация ОС в связи с их эксплуатацией в режиме повышенной сменности не применяется только к машинам и оборудованию, поименованным в разделе «Машины и оборудование» ОК 013-94 как ОС непрерывных производств. Бухгалтерам предприятий пищевой промышленности нужно обратить внимание на данный момент, чтобы потом в суде не проиграть дело.

Разницы с бухгалтерским учетом

Решено применять к оборудованию стоимостью 1 000 000 руб. (без НДС) амортизационную премию (30%) и коэффициент ускоренной амортизации 2. Срок полезного использования, установленный в бухгалтерском и в налоговом учете, – пять лет.

В бухгалтерском учете амортизация за год составит 200 000 руб. (1 000 000 руб. / 5 лет). Для целей налогообложения амортизационная премия равна 300 000 руб. (1 000 000 руб. x 30%). С нее нужно отразить в учете отложенное налоговое обязательство (ОНО) – 60 000 руб. при ставке налога на прибыль 20%. Показатель стоимости, по которой оборудование включено в соответствующую амортизационную группу, – 700 000 руб. (1 000 000 - 300 000). Тогда сумма налоговой амортизации с учетом коэффициента 2 составляет 280 000 руб. (700 000 руб. / 5 лет x 2). За первый год разница в налоговой и бухгалтерской амортизации составит 80 000 руб. (280 000 - 200 000), начисленное с нее ОНО возрастет на 16 000 руб. (80 000 руб. x 20%). То же самое будет и на второй год. А в третий год остаточная стоимость и амортизация в налоговом учете составят 140 000 руб. (700 000 - 280 000 - 280 000). В бухгалтерском учете амортизация по-прежнему будет равна 200 000 руб. С разницы в 60 000 руб. (200 000 - 140 000) будет погашено ОНО на 12 000 руб. В четвертый и пятый год эксплуатации амортизироваться оборудование будет в бухучете, с разницы в 400 000 руб. ОНО погасится на 80 000 руб. В итоге сальдо ОНО будет равно нулю (60 000 + 16 000 + 16 000 - 12 000 - 40 000 - 40 000), то есть наши расчеты верны.

В бухгалтерском учете организации будут сделаны следующие проводки:

Налоговые льготы
Для стимулирования отдельных видов экономической активности, поддержки определенных территорий или категорий населения в России широко применяются налоговые льготы. Это ежегодно "обходится" бюджетной системе более чем в 2,5% ВВП выпадающих доходов. В то же время до сих пор не ведется систематическая работа по инвентаризации мер налогового стимулирования, отсутствуют единые подходы к оценке их эффективности.

Основной функцией налоговой системы традиционно считают фискальную, то есть формирование доходной части бюджета страны или отдельных ее территорий (региона, муниципалитета). Причем российская налоговая система, как подчеркивается в ряде публикаций, является достаточно эффективной в реализации этой функции, что проявлялось как в длительном периоде профицита бюджета в середине 2000-х годов, так и в относительно небольшом бюджетном дефиците в кризисные периоды 2008–2009 гг. и 2014–2016 гг.

Для стимулирования инвестиций и факторной производительности многие страны применяют налоговые стимулы в рамках своей налоговой политики. В качестве основных аргументов в пользу этого инструмента называются способность налоговых льгот заметно повышать отдачу от инвестиций и сигнализировать об открытости экономики для частных инвестиций, а также их полезность для мобильности капитала. Кроме того, это служит инструментом налоговой конкуренции с другими юрисдикциями. Также считается, что предоставление налоговых льгот – более простое решение, нежели принятие бюджетных программ, направленных на стимулирование деловой активности.

В то же время налоговые льготы, как и иные освобождения и преференции по налогам и сборам, предусмотренные действующим законодательством, приводят к недополученным бюджетным доходам. Поэтому любые инициативы по налоговому стимулированию должны реализовываться крайне взвешенно и ответственно, а страны, которые испытывают сильные бюджетные ограничения, должны быть особенно осторожны в предоставлении налоговых стимулов во избежание усиления сопутствующих фискальных рисков.

Примеров относительно успешного предоставления налоговых льгот немного (Коста-Рика, Ирландия, Малайзия, Китай). В большинстве стран эффект от применения налогового стимулирования оказался обратным: широко распространенные налоговые льготы привели к снижению уровня эффективного налогообложения и эрозии налоговых баз, что стало в свою очередь основными фискальными факторами развития кризисных явлений в национальных финансовых системах, особенно это касается стран с низким качеством госуправления. Дело в том, что успешность применения налоговых стимулов зависит от наличия сразу нескольких важных системных факторов: благоприятных макроэкономических условий, стабильности монетарной и налоговой систем, развитой инфраструктуры, мобильного и прозрачного рынка труда, готовности госструктур к партнерскому (взаимовыгодному) сотрудничеству с бизнесом. В противном случае налоговые преференции могут не только подрывать доходную базу бюджета и требовать болезненных налоговых корректировок в виде более высоких налогов на другие субъекты хозяйствования и виды деятельности, сокращения расходов или усиления зависимости от долгового финансирования, но и приводить к серьезным экономическим искажениям, политическим манипуляциям и коррупции.

В теории налогообложения уже давно сформулированы три принципа оптимальной структуры налогов: эффективность (минимальное налоговое искажение в распределение ресурсов по законам рынка); справедливость (обложение в соответствии со способностью платить налоги); простота (минимальные затраты на администрирование и исполнение налоговых обязательств). Очевидно, что налоговые льготы в целом нарушают эти три принципа оптимального налогообложения, за исключением случаев вмешательства в устранение провалов рынка, налоговой конкуренции за привлечение инвестиционных проектов или формирования налоговых условий для развития экономических агломераций (производственных кластеров). В этой связи наиболее обоснованным налоговым стимулом является установление справедливых и умеренных базовых налоговых ставок.

В России в настоящее время как на федеральном, так и на региональном уровне существует большое количество налоговых льгот и преференций, при этом общий объем выпадающих доходов бюджетной системы составляет, по оценкам Минфина России, от 2,5 до 2,8% ВВП ежегодно.

Основной объем налоговых расходов сосредоточен на федеральном уровне – их доля составляет около 85% от общего размера выпадающих доходов бюджетной системы – и в основном касается таких налогов, как налог на прибыль, НДС, налог на добычу полезных ископаемых, НДФЛ. На региональном уровне налоговые расходы в основном формируются благодаря льготам по налогу на имущество.

Таблица. Распределение налоговых расходов между уровнями бюджетной системы в 2014-2017 гг, млрд рублей

2014 2015 2016 2017
Всего налоговые расходы 2190,3 2163,3 2208,8 2448,6
в том числе:
налоговые расходы федерального бюджета 1886,5 1835,9 1882,6 2103,0
налоговые расходы консолидированного бюджета 282,7 302,0 305,8 319,6

Источник: Минфин России

В функциональном разрезе доминирующим направлением налоговых льгот является национальная экономика (в среднем 83–85% от всех налоговых расходов), внутри данного раздела наибольший вес имеют воспроизводство минерально-сырьевой базы и сельское хозяйство. В то же время теоретические исследования и эмпирический опыт применения налоговых послаблений указывают, что инвестиции в проекты, неразрывно связанные с конкретным местоположением их реализации (например, инвестпроекты по освоению природных ресурсов или агропромышленные проекты на специально отведенных землях) и не отличающиеся географической "мобильностью", не должны получать специальные налоговые преференции. Более обоснованной формой государственной поддержки их реализации являются бюджетные субсидии.

Еще одной особенностью российской практики применения налоговых льгот, уже не для бизнеса, а для населения, является их компенсационно-стимулирующий характер. Государство берет на себя часть расходов налогоплательщика на образование, приобретение жилья или медицинское обслуживание, как бы стимулируя потребление отдельных видов социальных услуг или рыночных благ. Напротив, в большинстве развитых стран налоговые льготы предоставляются в виде снижения налоговой нагрузки в обмен на одновременное снижение уровня потребления подобных товаров, работ, услуг. Так, в США гражданам, преимущественно проживающим за пределами страны в течение года и фактически не пользующимся общественными благами или благами с положительными внешними эффектами, финансируемыми из бюджетных средств (например, услугами социальной или транспортной инфраструктуры), предоставлено право исключить из налогооблагаемого по законам США дохода чуть более 100 тыс. долл.

Будучи прямой альтернативой бюджетным расходам, налоговые льготы в России отличаются преимущественно бессрочным характером, отсутствием адресности, несмотря на формальную нацеленность на решение определенных задач государственной политики, и выведены из-под бюджетного контроля. Как справедливо отмечает Минфин России, подобная практика создает предпосылки для снижения эффективности мер государственной политики, недооценки фактических объемов поддержки того или иного направления, неоптимального распределения ограниченных бюджетных ресурсов и в конечном итоге ведет к прямым потерям общественного благосостояния. В этой связи необходимо обеспечить в рамках бюджетного процесса проведение регулярного мониторинга и оценки эффективности налоговых расходов бюджета.

На сегодняшний день существует множество исследований, посвященных количественной оценке эффективности налоговых льгот. Но большинство из методик либо не предназначены для всестороннего анализа издержек и выгод, сосредотачиваясь на выявлении отдельных последствий от применения налоговых льгот, либо используют крайне сложное эконометрическое моделирование всех социально-экономических последствий их применения. В силу их сложности и трудоемкости рекомендовать подобные методические подходы для регулярного использования государственными служащими без должной специальной подготовки не представляется целесообразным. Вот почему оценка эффективности налоговых льгот должна сочетать в себе комплексность и всесторонность учета социально-экономических и бюджетных последствий применения налоговых льгот, с одной стороны, и простотой и понятностью алгоритма анализа, с другой.

На наш взгляд, анализ эффективности налоговых льгот следует осуществлять в два этапа: сначала проверку их соответствия необходимым критериям целесообразности, а затем оценку достаточности показателя результативности их фактического или планового применения, характеризующего эффекты от использования льготы.

На первом этапе критериями анализа могут быть:

а) льгота относится к числу налоговых расходов бюджета;

б) потери доходов бюджета от применения льготы являются существенными (например, больше 100 млн руб. ежегодно);

в) льгота не носит узкого характера при том, что она применяется в достаточно специфической сфере либо небольшим числом налогоплательщиков по прошествии нескольких лет от начала ее действия. Востребованность льготы рассчитывается как отношение фактического количества ее потребителей к потенциально возможному количеству ее пользователей;

г) льгота не вызывает сложности администрирования и правоприменения, и/или ее использование не сопровождается злоупотреблениями, и/или ее действие достаточно адресно, и/или имеет соразмерные (низкие) издержки администрирования (издержки администрирования налоговых расходов составляют менее 10% от их общего объема);

д) для достижения целей, которые преследует льгота, отсутствуют менее затратные альтернативные возможности (например, бюджетные субсидии или реализации проектов на основе государственночастного партнерства).

Несоответствие вышеперечисленным критериям свидетельствует о недостаточной эффективности льготы, а, значит, она должна быть рекомендована к отмене, либо по крайней мере к разработке предложений по совершенствованию механизма действия льготы (например, для издержек ее администрирования, повышения востребованности льготы и т.п.).

Результаты анализа на соответствие применяемых сегодня в России налоговых льгот необходимым критериям представлены в приложении. Указанные в нем льготы являются "кандидатами" на отмену.

На втором этапе (в случае выполнения всех необходимых критериев эффективности) ведомство-куратор льготы либо Минфин России (для общесистемных институциональных льгот, затрагивающих интересы нескольких ведомств) должны провести их оценку на предмет соответствия критериям результативности. В этом случае должна быть проанализирована динамика хотя бы одного показателя (индикатора), на значение которого оказывает влияние рассматриваемая льгота. Очевидно, что цели применения льготы могут быть как социальные (например, повышение доступности социально значимых товаров и услуг для потребителя, поддержка отдельных групп населения, стимулирование занятости отдельных групп населения и т.п.), так и экономические (стимулирование инвестиционной активности, поддержка отдельных видов деятельности, повышение инновационной активности, стимулирование экономического развития определенных территорий и т.п.). Поэтому ведомству-куратору или Минфину необходимо подобрать как минимум один из индикаторов, который наиболее чувствителен к целенаправленному воздействию льготы. Например, это может быть объем потребления отдельных товаров (услуг), охват населения услугами социально значимых организаций, доля расходов населения (или его определенных групп) на социально значимые товары и услуги, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, доля инвестиционных расходов в общих расходах организаций, объем выпуска отдельных видов продукции и т.п.

При этом достоверность оценки влияния льготы на динамику целевого показателя (индикатора) зависит от соблюдения ряда требований:

– доступность полной информации о льготе;

– отсутствие в течение анализируемого периода существенных изменений в законодательстве по порядку применения льготы и расчету налогооблагаемой базы;

– отсутствие исключительно отрицательной динамики показателя (индикатора) и соответствующих налоговых расходов;

– отсутствие определяющего влияния иных факторов (помимо налоговой льготы) на динамику значений рассматриваемого показателя (индикатора).

Формирование механизма оценки эффективности налоговых льгот предполагает ряд мер, в частности, введение в бюджетный процесс процедур регулярного мониторинга и оценки налоговых расходов бюджета; формализацию перечня налоговых расходов, подлежащего ежегодному пересмотру с целью учета изменений нормативных правовых актов, списка государственных программ/проектов и их структуры, а также иных обстоятельств; регламентацию процедуры отмены неэффективных и не соответствующих современным целям государства налоговых льгот; закрепление требований к установлению новых налоговых льгот, в том числе предусматривающих повышение адресности их применения и строгой координации с целями и задачами соответствующих инструментов государственного программно-целевого и проектного управления.

Получение адекватных результатов применения предлагаемого механизма оценки эффективности налоговых льгот напрямую зависит от остроты таких общесистемных проблем, как высокий уровень коррупции, избыточно волатильный обменный курс, инфляция, неудовлетворительная прозрачность и ритмичность бюджетных расходов, непоследовательность и непредсказуемость государственного управления и других важных институциональных условий.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Глава 25 НК РФ в отличие от своего предшественника - Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" не содержит налоговых льгот. До 1 января 2002 года одной из наиболее применяемых льгот была инвестиционная льгота. Организации, осуществляя капитальные вложения производственного назначения, были вправе уменьшить сумму налога на прибыль до 50 процентов. Эта льгота позволяла высвободить организации дополнительные финансовые ресурсы для развития собственной производственной базы и стимулировала направление прибыли на обновление основных фондов.

Представители бизнеса и науки неоднократно отмечали ошибочность отказа от инвестиционной льготы и предлагали ее восстановить. Но эти предложения пока отклонены.

С 1 января 2006 года в главу 25 НК РФ введена новая норма, получившая название среди специалистов "амортизационной премии".

Согласно пункту 1.1 ст. 259 НК РФ налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 процентов первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно) и (или) расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств, суммы которых определяются в соответствии со статьей 257 Кодекса.

Эта норма, хотя и не решит проблему оживления инвестиционной активности в стране, но направлена на ускорение переноса стоимости основных средств на расходы на производство товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Правом признания расходов в целях налогообложения прибыли организация-налогоплательщик налога на прибыль организаций может воспользоваться, а может и не воспользоваться. Это право должно быть зафиксировано в учетной политике организации. Также элементом учетной политики является определение размера таких расходов, поскольку законодательно установлена только их предельная величина - не более 10 процентов.

Но всегда ли выгодно воспользоваться таким правом? Ведь отражение таких затрат в налоговом учете приведет к разрыву с данными бухгалтерского учета. Поскольку аналогичная норма в бухгалтерском учете не предусмотрена. Поэтому организации, которая воспользуется правом применения амортизационной премии, в течение срока полезного использования основного средства придется формировать временные разницы в бухгалтерском учете.

Новая норма неоднозначна в ее трактовке, что порождает немало проблем с ее применением.

Во-первых, расходы, признаваемые налогоплательщиком, определяются исходя из размера, не превышающего 10 процентов первоначальной стоимости основных средств. Данная формулировка не позволяет однозначно говорить:

-определяются ли такие расходы по каждому основному средству или всем объектам в целом;

- может ли данный вид расхода признаваться только по отдельным объектам основных средств, например, только дорогостоящим.

По данному вопросу Минфин России в письме от 13.03.2006 N 03-03-04/1/219 указал, что новый порядок применяется в отношении всех основных средств организации, введенных в эксплуатацию в 2006 году, либо не применяется вообще.

Во-вторых, в состав расходов отчетного (налогового) периода включаются расходы на капитальные вложения в размере не более 10 процентов первоначальной стоимости основных средств и (или) расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, модернизации, технического перевооружения. Исходя из буквального прочтения нормы следует, что в случае, например, модернизации оборудования, можно списать не только до 10 процентов расходов на ее проведение, но и до 10 процентов увеличенной первоначальной стоимости модернизированного объекта. Но, думается, законодатель все-таки имел в виду, что в рассматриваемом случае расходом будут признаны до 10 процентов затрат на модернизацию. В противном случае это в ряде случаев противоречило бы п. 5 ст. 252 НК РФ, согласно которой суммы, отраженные в составе расходов, не подлежат повторному включению в расходы. Аналогичную позицию изложил Минфин России в письме от 27.02.2006 N 03-03-04/1/140.

В-третьих, пункт 1.1 ст. 259 НК РФ содержит закрытый перечень случаев восстановления основных средств, в которых амортизационная премия может быть признана расходом, а именно в случае достройки, дооборудования, модернизации, технического перевооружения. В этом перечне не упомянута реконструкция, т.е. при проведении работ по реконструкции (а это, как правило, существенные затраты) организация не вправе признать единовременно расход в размере до 10% затрат на ее осуществление. Вместе с тем законодателем по непонятным причинам упомянута частичная ликвидация, в ходе которой ликвидируется часть основного средства.

С введением пункта 1.1 ст. 259 НК РФ глава 25 НК РФ была дополнена еще двумя нормами, а именно:

- при расчете суммы амортизации налогоплательщиком не учитываются расходы в виде амортизационной премии (п. 2 ст. 259 НК РФ);

- амортизационная премия признается расходом в том отчетном (налоговом) периоде, на который приходится дата начала начисления амортизации (дата изменения первоначальной стоимости) (п.2 ст. 272 НК РФ).

Исходя из приведенных норм является неясным, к какому виду расхода относится амортизационная премия. Согласно п. 4 ст. 252 НК РФ в этом случае налогоплательщик самостоятельно вправе определить, к какой именно группе он отнесет такие расходы.

Но Минфин России, исходя из расположения данной нормы в статье 259 НК РФ, которая называется "Методы и порядок расчета амортизации", в письме от 11.10. 2005 N 03-03-04/2/76 указал, что амортизационная премия относится к расходам, связанным с производством и реализацией в части сумм начисленной амортизации.

Безусловно, можно согласиться с таким подходом. Но амортизация основных средств в налоговом учете может быть как прямым, так и косвенным расходом. А в п. 1.1 ст. 259 НК РФ указано, что амортизационная премия включается в состав расходов отчетного (налогового) периода, что означает ее признание косвенным расходом. Кроме того, законодателем не скорректированы понятия "первоначальная" и "остаточная" стоимость основных средств, исходя из которых налогоплательщик, применяя норму амортизации, начисляет амортизацию. А значит, списав амортизационную премию, налогоплательщик, применяющий линейный способ начисления амортизации, может определять сумму амортизации как произведение его первоначальной стоимости и нормы амортизации. Но поскольку дважды признать одну и ту же сумму затрат налогоплательщик не вправе, то часть амортизации, соответствующая сумме, признанной в качестве амортизационной премии, не будет уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль. Вместе с тем реальный срок переноса стоимости амортизируемого основного средства реально сократится.

Следуя разъяснениям Минфина России, наименее рискованным путем будет признание амортизационной премии расходом в виде начисленной амортизации и последующее начисление амортизации в течение срока полезного использования исходя из первоначальной или остаточной стоимости (в зависимости от способа начисления), уменьшенной на сумму амортизационной премии.

Как уже было указано, новая норма вступила в действие с 1 января 2006 года. Но основное средство могло быть приобретено организацией гораздо раньше, но введено в эксплуатацию только в 2006 году или даже в декабре 2005 года. В отношении таких основных средств организация также может воспользоваться своим правом признания амортизационной премии в качестве единовременного расхода. Этот вывод следует из п. 3 ст. 272 НК РФ: датой признания амортизационной премии расходом организации является дата начала амортизации основного средства. Напомним, что амортизация как в бухгалтерском, так и в налоговом учете начисляется начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию (п. 2 ст. 259 НК РФ).

С одной стороны, постоянно идут разговоры о повышении инвестиционной привлекательности для физических лиц, с другой - государство регулярно придумывает новые издержки, чтобы «жизнь медом не казалась», а казна пополнялась. О том, какое налогообложение инвестиционной деятельности для российских вкладчиков предусмотрено в 2021 году буду разбираться для вас далее в этом материале.

Изменения вступают в силу, как правило, в начале года. Согласно последним инновациям, если прибыль превышает 5 млн. в год, то ставка НДФЛ увеличивается до 15%. Итоговый показатель формирует и доход от акций, и с депозитов, и даже прибыль, полученная при продаже недвижимости. В целом - все источники денег, поэтому как никогда важно разобраться в нюансах и подводных камнях.

Оглавление:

Нужно ли платить налог от инвестиций

Да, однозначно да. По законодательным правилам нашей страны, налогообложение инвестиций - обязательный атрибут деятельности физических лиц, независимо от того, какое время вы в сегменте инвестиций и сколько заработали. Фактически многое - это налог на прибыль, например, после торговли на бирже за вас платит брокер, но с денег клиента, с депозита - банк, с аренды - вы сами. Традиционно, налогообложение происходит по формуле простого процента, а вот инвестирование (начисление прибыли по депозитам в банках, онлайн-проектах) по формуле сложного процента, а как она работает можно узнать из материала на www.gq-blog.com.

Налоговая ставка для частных инвесторов в России

Рассматривая общие нормы, стоит обозначить: в России резиденты должны платить 13% как налог на доход физических лиц, а нерезиденты - 30%. Налог - как бы не хотелось его не платить, является обязательным условием деятельности не только крупных компаний, но и обычного инвестора с небольшим капиталом для вложений. Предлагаю разобраться в определенных нюансах по типичным инвестиционным инструментам, чтобы понимать, сколько же получим в итоге, отминусовав все, что нужно. Это позволит оценивать возможные риски, и просчитывать потенциальную доходность.

Депозиты

Сегодня с прибыли изымается 13%, и банк в этом случае является налоговым агентом, автоматически оплачивая издержки из вашей прибыли и отдавая «чистые» деньги на руки. Согласно новому Закону, начиная с 2022 года, налогом будет облагаться не весь доход по депозитам, а лишь прибыль за вычетом необлагаемого процентного дохода. Он зависит от ключевой ставки на начало года, например, на 1 января 2021 она составляла 4,25%. При этом доход не должен быть выше за год, чем 1 млн. рублей. Значит оплатить издержки нужно будет с максимальной суммы до 42500 рублей. Если выше - применяется другая налоговая норма.

Недвижимость

Актуальные виды налогообложения предусматривают оплату издержек собственников различного вида недвижимости, согласно Налоговому Кодексу. Поскольку любая недвижимость является потенциальной инвестиций (вы можете продать ее дороже, чем купили или сдать в аренду), то такой инструмент также в списке «обязательных» для инвесторов во время составления декларации.

Налоговые ставки для собственников недвижимости

Размер налоговой ставки, % Объекты и их особенности
0,1 от кадастровой стоимости С гаражных построек, помещений, приспособленных для жилья, недвижимых комплексов, машино-мест, зданий, с площадью не больше 50 кв.м, предназначенных под ИЖС, личных подсобных хозяйств, содержание садов, огородных участков, дач, постройки, что в стадии строительства, если они в будущем будут применены под жилье.
2% Недвижимое имущество, что оценено свыше 300 млн. руб.
0,5 Все остальные объекты.

Для физических лиц расчет производят работники налоговой службы, а вот юридические должны это делать самостоятельно.

Фондовый рынок

Система налогообложения подразумевает, что прибыль, полученную на торговле акциями или облигациями, нужно уменьшить на 13% (или 30%, если физическое лицо не резидент России). Но вот есть определенные нюансы, если зарабатываете на акциях и облигациях иностранных компаний или государств. Ключевая разница сосредоточена в таких аспектах:

  1. В случае приобретения иностранных акций, разница между покупкой и продажей формируется в рублях. Например, купили 10 ценных бумаг за 30 долларов, когда курс был 65 рублей за 1$. Продали за те же 30$, но доллар оценивался в 75 рублей. С каждых 10 рублей нужно оплатить налог.
  2. В случае торговли корпоративными облигациями, необходимо добавить купонный доход. Представим: купили облигацию по 95% с купоном 10%, и при этом выплачивали его вам последний раз квартал назад. К цене облигации добавляется 2,5%, а общая сумма в день покупки - 97,5%. Еще через квартал вы продали облигацию по 99%, но купонный налог уже оставляет 5%. Таким образом, налог государству на доход оплатите на сумму разницы между 104% и 97,5%.

Валютные операции

Представим ситуацию: вы разобрались, что такое валютные пары, и решили на них заработать. Разумеется, без услуг брокера вам не обойтись. Налог изымается с учетом разницы между тем, что продали и тем, что купили - фактически это вся прибыль. Плюс, нужно оплатить услуги брокера и депозитария. Если разница между покупкой и продажей отрицательная (продали дешевле, чем купили), сумма облагаемого налога уменьшается.

Рассмотрим на простом примере. Вы купили ценных бумаг на 200 тысяч рублей, продали на 250 тысяч, получив 50 тыс. чистой прибыли. Затем вы купили на 200 тысяч, а продали на 190 тысяч, получив убыток 10 тыс. рублей. В итоге, за операции вы получили чистый доход 40 тыс. рублей, из которых нужно оплатить государству 13%.

Льготы по налогообложению инвестиций

Актуальное налогообложение инвестиционной деятельности физических лиц предусматривает определённые льготы, но их, к слову, не так много. На самых популярных остановлюсь далее.

  1. Если вы владеете недвижимостью меньше 3-х лет, затем ее продаете, то платите 13% подоходного налога. Но если больше 5, то издержки не взымаются. Валюта также приравнивается к имуществу.
  2. Налоговый вычет, но не более чем 52 тысяч рублей на средства, что лежат на брокерском счету не менее 3-х лет.

За что платит инвестор

Меня всегда интересовал вопрос - почему я должна платить государству, когда сама заработала на стартовый капитал для инвестирования, и почему принципы налогообложения учитывают только финансовую поддержку самой страны, а не отдельных вкладчиков? В нашей стране, как и в других государствах, используется правило пропорционального налогообложения - чем выше прибыль, тем больше размер налоговых издержек, но в случае фиксированного процента. Суммируя все, что сказано выше, можно подвести черту - за что же платит налоги инвестор:

  • за недвижимость в случае владения, продажи ее или на прибыль, полученную от аренды;
  • за прибыль по депозитам;
  • за разницу между затраченными и полученными деньгами в случае покупки акций, облигаций;
  • на доход от дивидендов как иностранных, так и российских компаний, и по сути, вложения в бизнес с целью получения дохода, являются аналогичным инструментом.

Рекомендую наперед узнавать не только, какой потенциальный доход можно получить, но и во сколько обойдутся услуги брокера, депозитария, как именно происходит налогообложение инвестиций, например, открывая счет в «Тинькофф», есть инструкция и калькулятор с указанием всех вычетов. Часто государство путает понятия «спекулянт» и «инвестор», хотя в первом случае нет ничего плохого - это способ получения денег на основе своих знаний, оценки рынка и быстрого решения о покупке или продаже активов.

Обратите внимание: потери по работе с ценными бумагами сальдировать нельзя. Таким образом, не получится учитывать убыток от потери в цене акции, что куплена в долларах, и прибыль от продажи фьючерса на курс евро/доллар. А вот юридическое лицо это сделать может, поскольку налоги начисляются на сальдированную прибыль. Принципиально наперед узнать не только о том, что такое фьючерсы, но и то, как начисляется налог. Важно обозначить термин «бумажный доход». Например, в 2018 году купили акцию, и она растет в цене, но вы ее не продаете, хотя учитываете, что, продав в 2021 или 2022 придется заплатить издержки. На срочном рынке налог взымается в конце каждого торгового дня.

Ежегодно меняются условия, как в сегменте налогообложения строительных организаций, так и для инвесторов, чем суммарный депозит в банках превышает 1 млн. рублей. Необходимо помнить, что налоговый период начинается с 1 января и длится 1 календарный год. По его истечению необходимо подавать налоговую декларацию. Остается пожелать каждому разобраться в нюансах оплаты издержек, эффективности каждого инвестиционного инструмента, чтобы вложить свои средства безопасно и регулярно получать солидный доход.

Читайте также: