Отчет по грузоперевозкам в налоговую

Опубликовано: 13.05.2024

Организации, перевозящие грузы, должны сдавать в Росстат форму 1-ТР. Как не ошибиться при ее заполнении и отчитаться в срок с первого раза, расскажем ниже.

Кто должен сдавать 1-ТР

Форму № 1-ТР (автотранспорт) сдают юридические лица, перевозящие грузы на автотранспорте. Также отчитываются организации, у которых в составе основных средств есть автомобильные дороги.

Не нужно заполнять и сдавать форму микропредприятиям, религиозным и общественным организациям, банкам, страховым и финансово-кредитным организациям.

Сроки отчетности по форме 1-ТР

Порядок заполнения 1-ТР

Инструкцию по заполнению и бланк формы можно найти в Приказе Росстата от 31.08.2017 № 564.

1-ТР состоит из титульного листа и трех разделов.

Наименование респондента, юридический и почтовый адрес с индексом отмечают на титульном листе. Первый лист уже содержит код по ОКУД, компании остается внести свой код по ОКПО.

Раздел 1

Сведения в разделе показывают по состоянию на конец года.

Весь транспорт, указанный в разделе, должен быть оприходован и зарегистрирован в ГИБДД. Тип автомобиля определяется по его техпаспорту.

Арендованный и лизинговый транспорт в данном разделе не учитывается.

В третьей графе фиксируют количество транспорта, в том числе находящегося в ремонте, в аренде. Технически исправные автомобили показывают в графе 4. Транспорт, который ожидает ремонта или находится в сервисе, машины без авторезины в графе 4 не учитываются.

Из общего количества машин по графам 5 и 6 выделяют число автомобилей, оборудованных аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС и ГЛОНАСС/GPS.

Строка 100 — это сумма строк 101-107. По указанным строкам показывают самосвалы, грузовые фургоны, цистерны, лесовозы и другие конструкции кузова. Пикапы и легковые фургоны не учитываются.

По строке 108 показывают автомобили-тягачи, предназначенные для постоянной работы с полуприцепом.

По строкам 109–112 (из строки 100) выделяют грузовые автомобили в зависимости от конструкции двигателя и вида топлива. В строке 109 нужно показать транспорт, работающий на бензине, в строке 110 — на дизельном топливе, а по строке 111 — на газу. В строке 112 отмечается транспорт, работающий на других видах топлива. Если сложить данные строк 109–112, то должна получиться цифра, указанная в строке 100.

По строкам 113-115 транспорт, зафиксированный в строке 100, распределяют по категориям в зависимости от максимальной массы транспортного средства (максимально допустимого веса снаряженного автомобиля вместе с грузом). Согласно ГОСТу выделяют три категории:

Грузовой транспорт массой до 3,5 тонн.

Грузовой транспорт массой от 3,5 тонн до 12 тонн.

Грузовой транспорт массой более 12 тонн.

По строке 116 выделяют количество грузовых автомобилей, оборудованных для перевозки опасных грузов. Если автомобиль перевозит грузы в другой город или страну, его нужно показать в строке 117.

По строке 120 отмечают количество малотоннажных грузовых и грузопассажирских автомобилей с кузовами, сконструированными на шасси легковых автомобилей.

По строке 130 показывают разные типы полуприцепов, которые соединены с седельными тягачами. Также в указанной строке следует учесть запасные полуприцепы (самосвальные, фургоны, контейнеровозы, цистерны и другие).

По строке 131 фиксируют количество полуприцепов-контейнеровозов, по строке 140 — количество автоприцепов (бортовых, самосвальных и т.п.), по строке 150 — количество транспортных средств специального назначения.

Раздел 2

Данный раздел заполняют даже те компании, у которых перевозка грузов не является основной деятельностью.

Учесть нужно грузовой автотранспорт в собственности, в аренде, в лизинге.

Автомобиле-дни приводятся в целых числах, остальные показатели — с одним десятичным знаком после запятой (с точностью до 0,1).

Перевозки и показатели эксплуатации грузовых машин отражаются в форме по видам перемещения: город, пригород, межгород и международное сообщение.

По строке 210 показываются дни пребывания транспорта в распоряжении компании отдельно по каждому автомобилю. Учитывают выходные и праздничные дни. Если машина работала в несколько смен в течение суток, то это время считается одним автомобиле-днем.

По строкам 220 и 240 показываются суммарные объемы перевозки грузов и грузооборота, выполненные по дорогам общего пользования.

Перевозки пассажиров в грузовых автомобилях в отчет не записываются.

Объем перевозок грузов по дорогам общего пользования в тоннах и тонно-километрах не учитывается:

  • при использовании автомобилей не для грузоперевозки, а для техобслуживания линий электропередач, трубопроводов;
  • при перевозке нетоварных грузов (снега, бытовых отходов, строительного мусора и т.п.);
  • при использовании автомобилей при научно-изыскательских, геологоразведочных работах;
  • если автомобиль перевозит почту, газеты, журналы.

Грузооборот равен сумме произведений веса груза по каждой ездке на расстояние перевозки по каждой ездке.

Пример расчета грузооборота:

14 мая 2020 года было выполнено 5 ездок:

  • первая ездка: 2 тонны на расстояние 16 км;
  • вторая ездка: 6 тонн на расстояние 25 км;
  • третья ездка: 5 тонн на расстояние 9 км;
  • четвертая ездка: 4 тонны на расстояние 11 км;
  • пятая ездка: 13 тонн на расстояние 22 км.

Перевозка грузов = 2 + 6 + 5 + 4 + 13 = 30 тонн.

Грузооборот = (2 т x 16 км) + (6 т x 25 км) + (5 т x 9 км) + (4 т x 11 км) + (13 т x 22 км) = 557 т.км

Из строк 220 и 240 выделяют перевозки за плату и отражают в строках 221 и 241.

В строках 222-234 отмечают перевозки отдельных видов сырья и материалов. Например, в строке 228 фиксируют перевозки цемента, а в строке 231 — зерно.

Также отдельной строкой выделяют опасные грузы (строка 235). Грузы, перевезенные в контейнерах, пакетах, полуприцепах записывают в строки 236-238 соответственно.

В строке 250 нужно показать пробег автотранспорта за год, а в строке 251 — пробег с грузом.

Общий пробег можно определить по одометру, кроме того, ежедневно пробег отражается в путевом листе машины.

Раздел 3

В этом разделе нужно отразить автомобильные дороги необщего пользования на балансе предприятия и дороги необщего пользования местного значения, находящиеся в собственности муниципальных образований.

В разделе 3 данные приводятся в километрах с одним десятичным знаком после запятой (с точностью до 0,1).

В третьем разделе всего две строки. По обеим строкам нудно указать протяженность автодорог: по строке 300 — на начало года, по строке 310 — на конец года.

Протяженность автомобильной дороги исчисляется от начальной точки до конечной точки автомобильной дороги по ее центральной оси.

По графе 3 фиксируют общую протяженность автомобильных дорог. По графе 4 выделяют протяженность дорог с твердым покрытием (цементобетонным, асфальтобетонным, из щебня и гравия и т.д.). По графе 5 отмечают длину дорог с усовершенствованным покрытием.

В указаниях по заполнения 1-ТР можно найти два приложения. Одно из них содержит переводные коэффициенты для определения массы объемных грузов, другое — порядок расчета грузооборота в зависимости от разных факторов.

В указаниях по заполнению формы приведено более двадцати контрольных соотношений. Если их нарушить, Росстат откажет в приеме отчета. Вручную проверять все контроли придется долго, кроме того, не стоит забывать о человеческом факторе — можно пропустить какой-то контроль или ошибиться в расчете. Чтобы избежать проблем со сдачей формы, воспользуйтесь системой Контур.Экстерн. С помощью удобной навигации выберите нужную форму статистики и внесите в нее достоверные сведения, сохраните. Система автоматически проверит все контрольные соотношения и покажет нестыковки. Если ошибок нет, можно отправлять форму в Росстат. В Экстерн можно загрузить и уже готовый документ, созданный в сторонних программах. Как только отправленный отчет примет Росстат, вы увидите уведомление. Система поможет сдавать любую отчетность без ошибок и в установленные сроки.

Кто и когда сдает 1-ИП (автогруз)

Индивидуальные предприниматели сдают этот отчет в местный отдел Росстата. Форма сдается раз в квартал, точные даты утверждают регионы, уточняйте сроки на сайте своего отдела статистики.

Как заполнить анкету

Форма введена Приказом Росстата от 19.08.2014 № 527, в этом же документе приведены правила по заполнению 1-ИП (автогруз). Форма состоит из титульного листа и двух разделов.

Титульный лист

Заполняется аналогично всем подобным разделам: укажите имя, отчество, фамилию и адрес прописки с почтовым индексом. Также понадобится код ОКПО. Заполняя прочие разделы формы, ставьте прочерки в строках, для которых нет данных.

Раздел 1

Местный орган статистики указывает неделю отчетного квартала, на которую нужно ориентироваться при внесении данных. ИП вносит сведения о машинах в своем парке на начало указанной недели. Если в течение этой недели не было грузоперевозок, заполняется только первый раздел, без заполнения второго.

В список авто первого раздела включаются грузовики с универсальным кузовом и со специализированным кузовом, но не включаются авто на грузовом шасси (краны, мусороуборочные машины и мусоровозы и т.д.), также не включаются авто, которые заняты только в техобслуживании (вывоз мусора, уборка дорог и территорий).

В список авто включаются собственные, арендованные (в том числе с водителем) и полученные по договору лизинга машины. Включаются грузовики, которые зарегистрированы на членов семьи ИП, а также грузовики водителей, которые приняты на работу со своим авто. Неважно, где находится грузовик: в командировке или в ремонте, — его вносят в раздел 1.

Автомобили группируют по грузоподъемности в графах 4–9 раздела. Грузоподъемность тягачей указывается вместе с грузоподъемностью прицепов, которые идут в комплекте с ними. Данные возьмите из технических паспортов машин. Если техпаспорт недоступен (скажем, в случае с авто в аренде), укажите значения приблизительно. Проверьте, чтобы сумма граф 4–9 была равна общему числу грузовиков в разделе.

Раздел 2

Во второй раздел также вносятся данные за неделю, которую указал местный отдел Росстата. Учитываются ежедневные перевозки грузов на коммерческой основе.

В первую графу внесите номер ездки, во вторую и третью — пункты погрузки и разгрузки. Укажите город (поселок, деревню) и для иностранных пунктов — страну (Украина, Германия, Казахстан).

Форма 1‑ИП (автогруз)

В четвертой графе укажите пробег при этой перевозке с точностью до 100 м на основании показаний одометра или товарно-транспортных документов. Пробег без груза не учитывается.

В пятой графе укажите вес перевезенного за ездку груза с точностью до 100 кг, здесь же отражаются грузы, перевезенные на авто с прицепом. Вес укажите с учетом веса контейнеров или тары на основе товарно-транспортных документов. Если это невозможно, определите вес расчетно путем взвешивания и вычисления. В сложных случаях разрешается определить вес, исходя из грузоподъемности машины и степени ее загрузки.

Если автомобиль развозил груз по нескольким точкам, укажите вес груза в месте погрузки. Если автомобиль собирал груз в нескольких местах, укажите вес груза в месте разгрузки.

Не вносите в раздел технологические перевозки — без выезда на трассу общего пользования (внутри строительной площадки или карьера, между складами или цехами). Также не вносите перевозку снега, мусора, почты, газет и журналов.

Контрольные соотношения

Перед отправкой формы проверьте ее на корректность по контрольным соотношениям:

  • Графа 3, строка 10 равна сумме граф 4–9.
  • Графа 3, строка 10 больше или равна графе 3, строка 11.

Сдавайте форму 1-ИП (автогруз) и другие формы статистики через интернет в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Легко заполнить, легко сдать. Также в сервисе — простой бухгалтерский и налоговый учет, зарплата, отчетность, налоги, помощь экспертов. Первые две недели работайте в сервисе бесплатно.

Патент для грузоперевозок: сколько стоит и как оформить
  • Бухгалтерия
  • Налоги
  • Патент


ИП, который занимается грузоперевозками, может работать на патенте. В этой статье — все, что нужно об этом знать.

Как закон регулирует патент на автомобильные грузоперевозки

Патент — это налоговый спецрежим для ИП. Он действует для определенных видов деятельности. Вместо налогов с доходов предприниматель платит фиксированную сумму.

В налоговом кодексе есть условия, какие ИП в грузоперевозках могут работать на патенте:

  • автомобилей — до 20. При этом учитываются собственные, лизинговые, арендованные и машины в ремонте;
  • сотрудников — до 15. Они должны быть оформлены в штате или по гражданско-правовому договору. Если у предпринимателя несколько патентов, учитываются сотрудники по всем;
  • годовой доход — до 60 млн рублей. Если у предпринимателя несколько патентов, учитывается доход по всем.

Максимальное количество машин для патента на грузоперевозки может отличаться в разных регионах. Например, в Московской области у ИП может быть 20 автомобилей, а в Томской — 10. Все требования и ограничения можно найти на сайте налоговой — в разделе «Особенности регионального законодательства».

Как рассчитать стоимость патента на грузоперевозки

Стоимость патента зависит:

  • от количества автомобилей или их грузоподъемности;
  • срока патента;
  • региона, в котором ИП покупает патент.

Например, патент на пять автомобилей на три месяца для ИП в Московской области стоит 26 526 ₽, а в Республике Крым — 15 123 ₽.

Рассчитать точную стоимость патента для ИП можно на официальном сервисе налоговой — «Расчет патента». Для этого нужно заполнить все обязательные поля в форме.

Пример расчета патента на грузоперевозки для ИП
За патент на три месяца ИП с пятью машинами в Республике Крым заплатит 15 123 ₽

Сколько патентов нужно покупать для грузоперевозок между регионами

Для грузоперевозок между регионами ИП хватит одного патента и правильно оформленных договоров с заказчиками.

Патент нужно купить по месту работы предпринимателя — там, где находится база автомобилей. В договорах с заказчиками местом составления договора указывают регион, в котором куплен патент.

❌ Незаконно✅ Законно
ИП купил патент в Москве.ИП купил патент в Москве.
Грузы перевозит так: Москва — Саратов, Саратов — Самара, Самара — Москва.Грузы перевозит так: Москва — Саратов, Саратов — Самара, Самара — Москва.
В договорах указывает несколько мест составления: Москву, Саратов, Самару.В договорах указывает одно место составления — Москву.

Как оплачивать патент и платить страховые взносы

Патент на грузоперевозки оплачивается так же, как патент на другие виды деятельности. Об этом была отдельная статья. Напомним главное.

Оплата патента. Если патент действует меньше шести месяцев, его оплачивают одним платежом в любое время. Главное — успеть до окончания действия патента.

Если патент действует от шести месяцев до года, оплатить нужно двумя платежами: треть — в течение первых трех месяцев с оформления патента, две трети — до окончания его действия.


Налоговые каникулы. ИП, которые занимаются грузоперевозками, не могут получить налоговые каникулы в 2021 году. Дело в том, что грузоперевозки не относятся к производственным, социальным, научным или бытовым услугам и не считаются пострадавшими от пандемии.

Уплата взносов. Кроме патента, ИП должен заплатить страховые взносы. В 2021 году взносы такие:

  • фиксированные взносы — 40 874 ₽;
  • дополнительные пенсионные взносы — 1% от годового потенциального дохода.

Уменьшение стоимости патента

С 2021 года стоимость патента можно уменьшить на сумму страховых взносов.

ИП без сотрудников может уменьшить налог полностью, ИП с сотрудниками — максимум на половину стоимости. Для этого нужно уведомить налоговую инспекцию об уплаченных страховых взносах.

Например, у вас патент за 48 000 ₽ с 1 марта по 31 декабря 2021 года. До 31 мая вам нужно оплатить треть его стоимости — 16 000 ₽, остальное — до 31 декабря. Еще до конца года вам нужно заплатить страховые взносы — 40 874 ₽.

Вы можете до 31 мая заплатить не за патент, а часть страховых взносов — 16 000 ₽. Затем до 31 мая подать об этом уведомление в налоговую — в уведомлении указать, что заплатили эту сумму. Теперь не нужно платить за патент эти 16 000 ₽ — налоговая примет в зачет страховые взносы.

Затем вам до конца года нужно уплатить оставшиеся страховые взносы:

40 874 − 16 000 = 24 874 ₽.

Об уплате этой части взносов вам также нужно подать уведомление в налоговую — она примет эту сумму в зачет патента.

После оплаты всех взносов сумма вашего патента уменьшится:

48 000 − 40 874 = 7126 ₽.

За патент нужно будет заплатить всего 7126 ₽ вместо 48 000 ₽.

Как оформить патент для грузоперевозок

Порядок оформления патента для грузоперевозок такой же, как для других видов деятельности. Патент можно оформить во время регистрации ИП, при смене налогового режима или при открытии нового вида деятельности. Для этого нужно заполнить заявление на патент.

Кроме первых двух листов заявления на патент, предпринимателю с грузоперевозками нужно заполнить лист Б. В нем он указывает информацию об автомобилях.

Пример заполненного листа Б при оформлении патента для грузоперевозок
Пример заполненного листа Б для ИП с грузоперевозками в Крыму

Почему ИП может потерять право на патент

Есть три причины, по которым ИП может лишиться патента:

  1. Годовой доход превысил 60 млн рублей.
  2. В штате стало больше 15 сотрудников.
  3. Автомобилей стало больше, чем положено по патенту в этом регионе.

Если предприниматель нарушил хотя бы одно из этих условий, он обязан уведомить налоговую в течение 10 рабочих дней. Налоговая снимет ИП с учета через 5 рабочих дней, переведет его до конца года на ОСН и пересчитает налоги. Если ИП совмещал патент и УСН, его переведут на УСН.

Когда работа на патенте полностью прекращается, предпринимателю нужно подать в налоговую заявление об этом.

Предприниматель сможет снова оформить патент по этому виду деятельности с начала следующего года, если будет соответствовать требованиям закона.

Контур.Школа

онлайн-обучение с выдачей документа об образовании

Владельцы автотранспорта несут затраты на эксплуатацию автомобилей, а владельцы грузов — на расчеты с перевозчиками. Кроме того, подлежат учету перевозимые товарно-материальные ценности. У грузоотправителя они подлежат списанию, у грузополучателя — оприходованию. Разберем, как правильно оформлять первичные документы при автомобильных грузоперевозках.

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Грузоперевозки и ведение учета

Основа бухгалтерского учета — документирование фактов хозяйственной жизни. Представить себе хозяйственную деятельность без автомобильных грузоперевозок невозможно. Поэтому практически не найдется бухгалтера, которого бы не интересовали проблемы оформления документов при транспортировке грузов.

Владелец транспорта

Чтобы разобраться в принципах учета, сначала следует определить, кто является владельцем транспорта, перевозящего груз. Таким лицом может быть грузоотправитель. Следовательно, плату за перевозку он не вносит.

Автотранспорт может принадлежать грузополучателю. При таких обстоятельствах он осуществляет самовывоз груза.

В перевозке могут участвовать три разных лица — грузоотправитель, грузополучатель и перевозчик, привлеченный для оказания услуги по транспортировке на возмездной основе. При этом отношения с перевозчиком регламентирует гражданское законодательство. Если договор на перевозку заключает грузоотправитель, то применяется глава 40 «Перевозка» ГК РФ и Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Если же заказчиком перевозки выступает грузополучатель, то он заключает с перевозчиком договор транспортной экспедиции (п. 2 ст. 801 ГК РФ). В таком случае надлежит руководствоваться главой 41 «Транспортная экспедиция» и Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». К названным федеральным законам изданы подзаконные акты:

  1. Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272).
  2. Правила транспортно-экспедиционной деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554).

Наконец, грузоотправитель и грузополучатель могут совпадать в одном лице. В этом случае с владельцем транспорта заключается договор перевозки груза (ст. 785 ГК РФ). Такая перевозка не сопровождается изменением собственника перевозимых ТМЦ.

Переход права собственности

Следующий момент, который необходимо уяснить бухгалтеру для организации правильного документооборота, — о переходе права собственности на груз. Очевидно, у перевозчика или у экспедитора груз числится в забалансовом учете — на счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».

Передача ТМЦ от грузоотправителя грузополучателю (через перевозчика) не обязательно сопровождается переходом права собственности на активы. Например, к грузополучателю товары могут поступать для последующей реализации по договору комиссии, материалы — в качестве давальческого сырья для дальнейшей переработки. А объекты основных средств могут транспортироваться для передачи в аренду. Иными словами, нужно уяснить характер отношений (вид сделки) между отправителем и получателем груза.

Если между отправителем и получателем заключен договор купли-продажи, то в результате ТМЦ сменит собственника. Однако момент перехода права собственности может быть определен по-разному. Статья 458 (п. 2) ГК РФ гласит: в случаях, когда из договора не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное.

С точки зрения учета это означает: если право собственности на товар перешло к покупателю-грузополучателю при передаче товара перевозчику, то соответствующие ТМЦ подлежат списанию с баланса продавца-грузоотправителя в этот же момент. Одновременно продавец может признать затраты на доставку, перевозку он не контролирует.

Если же право собственности на ТМЦ переходит к покупателю при их вручении (п. 1 ст. 223, п. 1 ст. 224 ГК РФ), то для списания активов с баланса продавцу необходимо документальное подтверждение такого вручения. Исходя из всех этих обстоятельств определяется надлежащий документооборот.

Учет грузоперевозок: признание расходов

Оформление первичных документов интересует бухгалтеров в первую очередь в целях налогообложения (абз. 2 п. 1 ст. 172, абз. 9 ст. 313 НК РФ). Затраты производственной организации на перевозку грузов внутри организации и доставку готовой продукции покупателям в соответствии с условиями договоров относятся к материальным расходам (пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ). Они отражаются в налоговом учете на основании акта приемки-передачи услуг, подписанного налогоплательщиком (п. 2 ст. 272 НК РФ). А вот что это за акт — ни налоговое, ни гражданское законодательство не проясняют…

Торговые организации руководствуются другой нормой. А именно: при реализации имущества продавец вправе уменьшить доходы от таких операций на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в частности на расходы по транспортировке реализуемого имущества (п. 1 ст. 268 НК РФ). Однако из письма МНС РФ от 17.06.2004 № 22-1-14/1058@ следует, что затраты на транспортировку в торговле материальными расходами не считаются. Поэтому их правомерно классифицировать как прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Такие затраты принимаются в расходах на дату расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров перевозки или на дату предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Что касается расходов на реализацию ТМЦ, то они признаются на дату реализации, то есть перехода права собственности к покупателю (п. 1 ст. 39, пп. 1 и пп. 3 п. 1 ст. 268, п. 2 ст. 318 НК РФ). Разумеется, такой переход требует документального подтверждения (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Документы для грузоперевозок. Первичные учетные документы

Как видно, задача для организации учета вырисовывается непростая. Ее решение требует от бухгалтера тщательного анализа условий каждой перевозки или блока однотипных перевозок.

Универсальный рецепт выдать затруднительно. Ситуация усугубляется еще и тем, что в связи с изменением законодательства о бухгалтерском учете с 1 января 2013 г. пришлось пересмотреть требования к оформлению «первички». Такой тезис может удивить читателя — ведь базовые требования к первичным документам федеральных законов «О бухгалтерском учете» — от 21.11.1996 № 129-ФЗ и от 06.12.2011 № 402-ФЗ — сохранились в прежнем виде.

Причина кроется в формулировке другой нормы. Старый и новый подходы отражены в таблице.

Законодательство о бухгалтерском учете включает:

до 1 января 2013 г. – согласно Закону № 129-ФЗ (ст. 3): с 1 января 2013 г. – согласно Закону № 402-ФЗ (ст. 4):
все федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ все федеральные законы и принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты

Рекомендуем по теме документирования грузоперевозок:

Видеолекция «Документооборот при перевозках грузов автомобильным транспортом» – относится к периоду применения Закона № 129-ФЗ.

Видеолекция «Как оформить первичные документы при транспортных перевозках» – здесь разобраны особенности документирования грузоперевозок в условиях действия Закона № 402-ФЗ.

В чем же именно проявляется разница?

Начиная с 1 января 2013 г. в целях бухучета признаются лишь те нормативные акты, которые были приняты в соответствии с федеральными законами. Законодатель прямо оговорил этот нюанс. В противном случае не имело бы смысла специально акцентировать внимание на этих источниках правового регулирования. Ведь подзаконные акты по сути являются неотъемлемой частью законов, конкретизируя их применение.

К данной категории не относятся Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные Минавтотрансом РСФСР 30 июля 1971 г., а также Инструкция Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР № 10/998 от 30 ноября 1983 г. «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом». Дело в том, что они приняты не в соответствии с федеральными законами, а в период существования СССР. Вообще говоря, эти документы по-прежнему считаются действующими в части, не противоречащей современному законодательству (основание — ст. 4 Закона РСФСР от 24.10.1990 № 263-1 «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР» с учетом Закона РСФСР от 25.12.1991 № 2094-1 «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика»), но вне области бухгалтерского учета.

По этой причине товарно-транспортная накладная в качестве обязательного первичного документа активно обсуждалась до 1 января 2013 г., а вот после этой даты в официальных разъяснениях не упоминается.

Отметим, что в 2016 году выездные проверки 2012 года еще возможны. А уж «первичка», подтверждающая годовой убыток, попадает под налоговый контроль на протяжении 10 лет (п. 4 ст. 89, п. 2 и п. 4 ст. 283 НК РФ). Кстати, необходимость следования в бухучете до 1 января 2013 г. Инструкции № 156 поддержана определением ВАС РФ от 25.04.2012 № ВАС-4429/12.

Важно! В ноябре 2016 года появилось новое правило оформления документов для грузовых перевозок автотранспортом. Правительство РФ своим Постановлением от 24.11.2016 г. № 1233 упростило для грузоперевозчиков порядок оформления документов. В соответствии с ним, с 8 декабря 2016 года отменено проставление печатей в заказе-наряде, сопроводительной ведомости и письменной претензии. До вступления в силу этого документа грузоперевозчики обязаны были заверять печатью все эти документы.

Как вести учет грузоперевозок. Официальные разъяснения

В период действия Закона № 402-ФЗ разъяснения контролирующих органов немногочисленны. Среди из них - письмо Минфина России от 06.11.2014 № 03-03-06/1/55918 о документировании договора перевозки груза в целях налога на прибыль.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 252 НК РФ). Но из этой формулировки не следует, что для признания расходов на перевозку необходим договор или документ, подтверждающий его заключение, в качестве которого выступает транспортная накладная. В силу прямого указания законодателя подтверждением данных налогового учета являются первичные учетные документы (ст. 313 НК РФ). Как отмечено выше, на основании договора (с приложением документа, подтверждающим его заключение, в случае необходимости такого подтверждения) признаются прочие расходы, предусмотренные пунктом 1 статьи 264 Налогового кодекса. В иных аспектах транспортная накладная используется в учете как перевозочный документ. Ведь груз, на который не оформлена транспортная накладная (за отдельными исключениями), перевозчиком для транспортировки не принимается (п. 2 ст. 2, п. 3 ст. 8 Закона № 259-ФЗ).

Транспортная накладная — первичный документ, в обязательном порядке подтверждающий оказание услуг по перевозке ТМЦ. Если накладной нет, при налоговой проверке ждите проблем не только с признанием расходов на перевозку, но и со списанием и оприходованием ТМЦ.

А вот само по себе отсутствие договора (или документа, подтверждающего его заключение) признанию материальных расходов и даже прочих расходов (в последний день отчетного или налогового периода!) не препятствует. Иное мнение является расширительным толкованием налогового законодательства, которое недопустимо (п. 6 и п. 7 ст. 3 НК РФ).

Отметим еще один принципиальный момент. В соответствии с Законом № 402-ФЗ (п. 8 ст. 3) фактом хозяйственной жизни признается операция, которая в будущем способна оказать влияние на финансовое положение компании, финансовый результат ее деятельности и (или) движение денежных средств. Так вот одна лишь передача ТМЦ перевозчику в перспективе, при условии доставки ТМЦ, «способна оказать влияние» на экономические показатели участников сделки. Так что транспортная накладная — полноценный первичный учетный документ (п. 1 ст. 9 Закона № 402-ФЗ).

Бухгалтер — профессия творческая

В современном учете немало вопросов, которые напрямую властными предписаниями не регулируются. Вопрос оформления автомобильных грузоперевозок характеризует способность бухгалтера к профессиональному суждению. Рекомендуем видеосеминары по этой непростой теме, которые это суждение помогут сформировать:

Подчеркнем: формирование учетной политики в отношении транспортировок невозможно без оперирования нормами гражданского законодательства. Необходимость правовых знаний установлена профессиональным стандартом «Бухгалтер» (утв. приказом Минтруда России от 22.12.2014 № 1061н).

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.


Для ИП, которые занимаются некоторыми видами деятельности, есть специальная отчетность. Например, есть ли среди наших читателей ИП, которые занимаются пассажирскими перевозками? Для тех, кто занимается перевозкой пассажиров общественным транспортом, с 2016 года Минтрансом введена новая форма отчетности. По идее, ничего в ней сложного нет, в форме надо лишь проставить информацию о запланированных и выполненных рейсах по отчетному кварталу. Теперь обо все по порядку.

Содержание

  • Кто сдает
  • Где скачать форму
  • Когда и куда сдавать
  • Есть ли штраф за неподачу отчета
  • Как заполнить отчет
  • Пример заполнения отчета

Кто сдает

Сдают отчет юрлица и ИП, занимающие перевозкой пассажиров общественным транспортом. То есть, те, у кого либо подписан госконтракт (муниципальный контракт) на такие перевозки, либо имеется свидетельство о регулярных перевозках. ИП с данным видом деятельности часто находятся на уплате ЕНВД.

Где скачать форму

Бланк формы установлен приказом Минтранса России № 367 от 16.12.15 г. Здесь можно скачать его форму для заполнения.

Когда и куда сдавать

Новая форма сдается ежеквартально, до 15 числа месяца, наступившего после окончания квартала, в территориальные органы Ространснадзора (в случае заключения контракта) или в ведомство, которое выдало свидетельство о перевозках.

Отчет готовится в бумажном виде, сдается либо лично, либо заказным письмом.

Есть ли штраф за неподачу отчета

Да, штраф есть. Компанию-перевозчика оштрафуют на 3-5 тыс. рублей, руководителя – на 300-500 рублей. ИП оштрафуют на ту же сумма в 300-500 рублей.

Как заполнить отчет

В отчете предусмотрен раздел для идентификационных данных и три пункта для сведений о рейсах. Проставляем следующую информацию:

  • ФИО ИП (название юрлица);
  • Почтовый адрес;
  • Контактные телефоны;
  • В п.1 прописывается количество запланированных по расписанию рейсов по каждому маршруту с указанием вида транспортного средства;
  • В п. 2 проставляется количество выполненных по факту рейсов, а также число рейсов, которые были прерваны из-за поломки транспорта, но были завершены другими машинами, присланными на маршрут взамен сломавшихся;
  • В п. 3 надо поставить число рейсов, которые не были выполнены или были незакончены из-за поломки машин.

Пример заполнения отчета

Пример: ИП Иванов И.И. занимается пассажирскими перевозками. Перевозка осуществляется на автобусах среднего класса Аврора ПАЗ-4230, регистрационные номера А 111 А 76 (первый маршрут) и А 222 А 76 (второй маршрут). Согласно утвержденному расписанию автобус по маршруту № 1 каждый день совершает 3 рейса, а автобус по маршруту № 2 совершает 2 рейса ежедневно. Расписание не зависит от рабочих / праздничных дней.

Таким образом, в шапке отчета ИП необходимо указать:

  • ФИО «ИП Иванов Иван Иванович»
  • адрес 123124, Ярославская область, Ярославский район, п. Первый, д. 4,
  • телефон +7(11111)785592.

В заголовке не забываем проставить за какой квартал какого года мы отчитываемся, у нас в примере пусть будет I квартал 2021 года.

Затем в первой таблице заполняем две строчки, так как маршрута у нас два. Проставляем № маршрута, вид транспорта и количество запланированных рейсов.

Как посчитать количество рейсов?

Считаем сначала дни работы: 31 в январе, 28 в феврале и 31 в марте. Итого 90 дней. Автобус по маршруту № 1 должен был совершить 90 дней * 3 = 270 рейсов, а автобус по маршруту № 2 – 90 день * 2 = 180 рейсов. Эти цифры и ставим в первую табличку. Обратите внимание, что здесь их надо расставить по классам транспорта. Автобусы Аврора ПАЗ-4230 относятся к среднему классу.

Теперь допустим, что автобус № 1 не выходил на рейсы 4 февраля в связи с плановыми ремонтными работами, а также 12 февраля в связи с прохождением техосмотра. Получается, что 2 дня * 3 = 6 рейсов были им не выполнены. Соответственно, по этому маршруту в таблице 2 мы указываем 270 – 6 = 264 фактически выполненных рейсов, а в таблице 3 проставляем 6 невыполненных рейсов. Автобус по маршруту № 2 не завершил один из рейсов 20 февраля в связи с поломкой. Тогда, в таблице 2 по нему мы ставим 180 – 1 = 179 выполненный рейс, а в таблице 3 прописываем 1 невыполненный рейс.

Пример заполнения отчета представлен ниже:

Читайте также: