Налоговая система в образовании контрольная работа

Опубликовано: 22.09.2024

Реферат «НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

В современных условиях в экономической литературе огромное внимание уделяется вопросам совершенствования механизма финансирования платного сектора образовательных услуг, поиска бюджетных и внебюджетных источников финансирования. Законодательное регулирование данных вопросов предусмотрено Законом РФ «Об образовании» от 10.07.92 г. N 3266-1. Особенности функционирования образовательной системы, ее общественной значимости, выполнения ею особого социального заказа требуют разработки государством критериев управления и поддержки, отличающихся от критериев, выработанных по отношению к другим субъектам экономической деятельности. К данным критериям следует отнести и вопросы налогообложения учреждений образования.

В связи с существенными изменениями, происходящими в системе обложения, в частности с введением налога на прибыль организаций с 01.01.02 г., позиция образовательных учреждений в налоговых отношениях изменилась. Образовательные учреждения утеряли льготы и обязаны платить налог на прибыль организаций по доходам, полученным от предпринимательской деятельности, в общеустановленном порядке.

В условиях жесткого бюджетного финансирования доходы от предпринимательской деятельности для системы образования служат важнейшим источником укрепления материально — технической базы, поддержки работников, позволяет расширить границы научно — исследовательской работы. Следовательно, последствия закрепленных положений гл. 25 НК РФ прежде всего скажутся на финансово — хозяйственной деятельности вузов.

Согласно Закону РФ «Об образовании» образовательные учреждения имеют право производить дополнительный платный прием на обучение, оказывать дополнительные образовательные услуги и осуществлять предпринимательскую деятельность в части, предусмотренной ст. 47 данного Закона.

Однако следует отметить, что в пункте 3 ст. 47 Закона «Об образовании» закреплено: «Деятельность образовательных учреждений относится к предпринимательской деятельности лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении». Данное положение было учтено налоговым законодательством при формировании налоговой базы по налогу на прибыль образовательных учреждений до 01.01.02 г. Но в связи с тем, что новым законодательством по налогу на прибыль не предусмотрены льготы, возможность освобождения от обложения образовательных учреждений исключена.

По нашему мнению, основная проблема в системе налогообложения образовательной деятельности заключается не в том, что данные субъекты — налогоплательщики обязаны платить налог на прибыль, а в том, что положениями законодательства не предусмотрены следующие особенности данного сектора экономической деятельности:

1. Образовательное учреждение в соответствие со ст. 50 ГК РФ является некоммерческой организацией, финансируемой собственником. При этом оно не имеет целью извлечение прибыли, а создается для осуществления возложенных на него функций (управленческих, социально — культурных, образовательных и иных). Определено, что осуществление предпринимательской деятельности возможно только в части, служащей достижению уставных целей. Если учредительными документами образовательному учреждению разрешено осуществлять предпринимательскую деятельность, приносящую доход, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное имущество поступает в самостоятельное распоряжение и учитывается на отдельном балансе (ст. 298 ГК РФ).

2. Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетным учреждением образования, согласно Бюджетному кодексу РФ (далее — БК РФ), ст. 41, п. 4, относятся к неналоговым доходам бюджетов соответствующих уровней. Приказом МФ РФ от 25.05.99 г. N 38н закреплено, что в целях усиления контроля за получением неналоговых доходов в бюджетной классификации введена группа доходов «Доходы от предпринимательской и иной деятельности», на которой отражаются доходы от предпринимательской и иной приносящий доход деятельности, осуществляемой бюджетными учреждениями. Согласно ст. 161 БК РФ бюджетные учреждения должны составлять смету доходов и расходов с отражением доходов, полученных как из бюджета, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за учреждением на праве оперативного управления и иной деятельности. Следовательно, образовательное учреждение при составлении сметы доходов и расходов исходит из требований Закона «О бюджетной классификации РФ». Состав расходов, производимых за счет внебюджетных средств, определяется в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ, а структуру расходов бюджетное учреждение имеет право определять самостоятельно. Однако в данном случае необходимо учитывать особенности положений налогового законодательства. Методическими указаниями о порядке применения гл. 25 НК РФ (Приказ МНС РФ от 26.02.02 г.) установлено, что в доходы и расходы, учитываемые при исчислении прибыли для целей налогообложения, не включаются доходы и расходы, связанные с уставной деятельностью указанных бюджетных учреждений (ст. 251). В отношении других видов доходов действует общеустановленный порядок.

3. Бюджетные учреждения используют бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов по установленным видам затрат (ст. 70 БК РФ), а доходы, полученные по внебюджетным источникам, расходуются самостоятельно, согласно смете доходов и расходов внебюджетных средств.

Исходя из вышеизложенного, в данных субъектах складывается следующая ситуация: в целях бухгалтерского учета финансово — хозяйственной деятельности образовательные учреждения руководствуются положениями нормативных актов, регулирующих бюджетные отношения и учет, а в целях налогообложения прибыли — гл. 25 НК РФ, с учетом ограничений по использованию бюджетных средств, установленных БК РФ и Законом РФ «О бюджетной классификации РФ».

Обязанность налогоплательщика вести учет возникает из ст. 23 первой части НК РФ п. 1 подпунктом 3 — вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Известно, что согласно ст. 314 гл. 25 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика вести налоговый учет доходов и расходов. Но при этом ст. 313 НК РФ обязывает вести отдельный налоговый учет, если порядок формирования информации в бухгалтерском учете отличный от порядка формирования ее для налогообложения.

Поскольку в целях бухгалтерского учета в бюджетных организациях действует Инструкция о бухгалтерском учете в бюджетных учреждениях (Приказ МФ РФ от 30.12.99 г. N 107н), которая не учитывает особенности налогового учета, то предполагается формирование образовательными учреждениями полного объема регистров налогового учета параллельно регистрам бухгалтерского учета. Это увеличивает трудоемкость финансово — бухгалтерской службы.

Такой подход обусловлен тем, что:

— во-первых, расходы бюджетных учреждений списываются на затраты по мере их осуществления (оплаты), а не по мере их использования в целях осуществления уставной деятельности. Коммерческие организации имеют право выбора метода формирования расходов в целях налогообложения прибыли (по мере начисления или по мере оплаты), в соответствии с учетной политикой. При этом применение метода «оплаты» ограничивается объемом выручки за налоговый период[1] ;

— во-вторых, в результате того, что гл. 25 НК РФ не уточнены положения по отношению к расходам, осуществляемым за счет предпринимательской деятельности образовательных учреждений, возникают спорные моменты при формировании налогооблагаемой прибыли.

Следовательно, целесообразно доходы и расходы бюджетного образовательного учреждения подразделить на четыре группы:

1. Доходы и расходы, финансируемые из бюджетов различных уровней. В бухгалтерском учете по ним составляется отдельный баланс исполнения сметы доходов и расходов бюджетного финансирования. Налоговый учет не применяется.

2. Доходы и расходы по целевому финансированию (за исключением бюджетного), благотворительной деятельности (в соответствии с Законом N 135-ФЗ), безвозмездной помощи (в соответствии с Законом N 95-ФЗ). К доходам целевого характера относятся поступления от различных организаций и фондов в счет выплаты стипендии студентам, аспирантам, докторантам и преподавателям; гранды по научно — исследовательским работам и другие. Эти доходы должны быть отражены в отдельных налоговых регистрах по факту поступления и по факту целевого использования. Кроме того, составляется отчет о целевом использовании средств. При наличии факта нецелевого использования средств суммы подлежат включению в состав внереализационных доходов, подлежащих обложению налогом на прибыль.

3. Доходы и расходы по платным услугам, предусмотренным уставом (относящимся к уставной деятельности). Сюда относятся доходы и экономически обоснованные расходы, связанные с платной образовательной, научно — исследовательской, консультационной и прочей деятельностью в соответствии с Уставом образовательного учреждения. При составлении сметы доходов и расходов по данным средствам альтернатива выбора составных элементов ограничивается Бюджетной классификацией. Необходимость ведения налогового учета не возникает. Однако, если начисленные доходы превышают расходы, то будучи доходами, не использованными на уставную деятельность, включаются в налогооблагаемую базу по прибыли.

4. Доходы и расходы от предпринимательской деятельности, предусмотренные уставом, но не относящиеся к уставной деятельности. Например, к ним можно отнести куплю — продажу товаров, оборудования, продажу продукции общепита, оказание услуг базами отдыха, аудиторские услуги, услуги профилактория. Данные доходы и расходы подлежат учету в целях исчисления налогооблагаемой прибыли. При этом самостоятельность использования доходов ограничивается бюджетной классификацией, а размеры регулируются в соответствии с гл. 25 НК РФ.

Следует отметить, что доходы от предпринимательской деятельности, то есть от оказания платных услуг, образовательными учреждениями используются для укрепления учебно — педагогического потенциала. Однако анализ законодательства позволяет отметить существенное искажение трактовок учитываемых затрат в целях налогообложения прибыли образовательных учреждений.

По нашему мнению, довольно спорным является «положение», закрепленное ст. 256 п. 2, гл. 25 НК РФ, о невключении в состав амортизируемого имущества основных средств бюджетных организаций. Одновременно отмечено, что имущество некоммерческих организаций, приобретенное в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, включается в состав расходов по амортизации.

Согласно ГК РФ, ст. 298, образовательные учреждения основные средства и нематериальные активы, приобретенные за счет предпринимательской деятельности, учитывают на отдельном балансе, и те поступают в самостоятельное распоряжение учреждений. Это правило по объему и характеру правомочий приближает данное право к праву хозяйственного ведения. Ст. 299 ГК РФ предусматривает принятие решения о закреплении права хозяйственного ведения и за учреждениями. Следовательно, в целом имущество образовательного учреждения должно рассматриваться в двух балансах:

— на балансе исполнения сметы доходов и расходов бюджетного финансирования — имущество, по которому начисление амортизации не производится;

— на балансе исполнения сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам — имущество, поступающее в самостоятельное распоряжение на праве хозяйственного ведения, и начисления амортизации по нему, правомерно при использовании такого имущества для предпринимательской деятельности.

Такая позиция принята Верховным Судом РФ от 04.08.2000 г. N ГКПИ-00-645 в отношении некоммерческих организаций.

С учетом вышеизложенного считаем, что образовательные учреждения имеют полное основание для начисления амортизации по объектам основных средств, приобретенных с 01.01.02 г. за счет предпринимательской деятельности, и учитывать в целях налогообложения. На основные средства и нематериальные активы, приобретенные до 01.01.02 г. за счет предпринимательской деятельности, амортизация в целях налогообложения не начисляется, поскольку в соответствии с Законом РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27.12.91 г. N 2116-1 (ст. 6) источником являются доходы от предпринимательской деятельности, реинвестированные в образовательную деятельность с уменьшением налогооблагаемой прибыли на полную стоимость.

Отсутствие амортизируемого имущества также является основанием отсутствия расходов на ремонт основных средств. Так как ст. 260 Налогового кодекса РФ определено, что в целях налогообложения прибыли признаются расходы на ремонт, которые были осуществлены в отчетном периоде в размере, не превышающем 10% первоначальной стоимости амортизируемого имущества. Следовательно, с 01.01.02 г. возникает следующее положение в отношении расходов на ремонт:

— используются средства бюджета, поступающие в соответствии со сметой доходов и расходов на ремонт основных средств;

— используются средства, относимые на расходы по ремонту, учитываемые в целях налогообложения в пределах 10% от амортизируемого имущества, приобретенного за счет доходов от предпринимательской деятельности. К амортизируемому имуществу относится все объекты, находящиеся на отдельном балансе;

— расходы на ремонт образовательных учреждений в части затрат на ремонт, превышающих 10% стоимости амортизируемого имущества, включаемые в расходы с распределением по годам.

Сохранение отмеченных положений налогового законодательства без изменений в отношении образовательных учреждений, по нашему мнению, существенно отразится на их материальной базе. Эффективность использования доходов от предпринимательской деятельности снизится. Это затронет интересы образовательного учреждения, сотрудников и обучающихся лиц.

Считаем, что немаловажное значение имеет определение расходов на оплату труда и выплат стимулирующего характера. Известно, что расходы на оплату труда образовательных учреждений привязаны к бюджетной классификации. Соответственно, выплаты могут осуществляться только в соответствии с ней.

Все выплаты в пользу наемных работников подлежат обложению единым социальным налогом по прогрессивной шкале с максимальной ставкой 35,6%. Однако, согласно НК РФ, гл. 24, ст. 236, п. 4, уплата налога не производится при осуществлении выплат за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль организаций по ставке 24%.

Таким образом, в целях оптимизации налогообложения образовательным учреждением может быть использованы две схемы:

— выплаты в виде основной оплаты труда и надбавок, связанных с уставной деятельностью с отнесением затрат в состав расходов, не учитываемых при налогообложении прибыли, но по которым начисляется единый социальный налог. Это является сдерживающим фактором при использовании средств на данные цели;

— выплаты в виде материальных поощрений, носящих разовый характер, за счет чистой прибыли от предпринимательской деятельности образовательного учреждения, не облагаемых единым социальным налогом (после уплаты налога на прибыль).

Однако, согласно гл. 24 НК РФ, ст. 238, п. 2, не подлежат налогообложению «выплаты работникам организаций, финансируемых за счет средств бюджетов, не превышающие 2000 руб. за налоговый период» в качестве материальной помощи. По нашему мнению, данная формулировка ведет к неправомерной трактовке позиции налогового законодательства, следовательно, у образовательных учреждений возникает обязанность начисления налога на прибыль и, при дальнейшем использовании чистой прибыли в целях материального поощрения профессорско — преподавательского состава, выплаты облагаются единым социальным налогом, при превышении суммы 2000 руб., независимо от источника финансирования.

Считаем, что в данном случае следует скорректировать формулировку ст. 238, п. 2, гл. 24 НК РФ, включив выплаты работникам в качестве материальной помощи в пределах 2000 руб. в необлагаемую сумму по единому социальному налогу при осуществлении их за счет средств, финансируемых из бюджетов различных уровней. Если денежные выплаты осуществлены за счет чистой прибыли от предпринимательской деятельности (после уплаты образовательными учреждениями налога на прибыль организаций), то они не подлежат обложению единым социальным налогом.

Устранение вышеперечисленных недочетов законодательства, по нашему мнению, позволит укрепить финансовый потенциал вузов при осуществлении уставной деятельности.

ЗАКОН РФ от 27.12.1991 N 2116-1 «О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ»

ЗАКОН РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»

«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ» (принят ГД ФС РФ 07.07.1995)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.08.1996 N 115-ФЗ «О БЮДЖЕТНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 07.06.1996)

«БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 04.05.1999 N 95-ФЗ «О БЕЗВОЗМЕЗДНОЙ ПОМОЩИ (СОДЕЙСТВИИ) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ И ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ЛЬГОТ ПО ПЛАТЕЖАМ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ

БЕЗВОЗМЕЗДНОЙ ПОМОЩИ (СОДЕЙСТВИЯ) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 16.04.1999)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

ПРИКАЗ Минфина РФ от 25.05.1999 N 38н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УКАЗАНИЙ О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ПРИКАЗ Минфина РФ от 30.12.1999 N 107н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ В БЮДЖЕТНЫХ

ПРИКАЗ МНС РФ от 26.02.2002 N БГ-3-02/98 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГЛАВЫ 25 „НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ“ ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 23.08.2000 N ГКПИ 00-645

[1] Кассовый метод применим только в том случае, если выручка за предшествующий налоговый период не превысила 1 млн. руб. (без НДС и НСП) в среднем за каждый квартал.

В настоящее время проводится реформирование структуры и функций налоговых органов с целью повышения эффективности результатов их работы. В этой связи особого внимания заслуживает определение наиболее действенных форм и методов налогового контроля, значительно повышающих объем налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации.

Основной формой налогового контроля являются налоговые проверки, которые позволяют наиболее полно проследить за своевременностью, полнотой и правильностью выполнения налогоплательщиком своих обязанностей. Остальные формы налогового контроля используются в качестве вспомогательных методов выявления налоговых правонарушений или могут применяться для сбора доказательств по выводам, которые содержатся в акте проверки. В частности, такими вспомогательными формами налогового контроля могут быть истребование документов, получение пояснений налогоплательщика или показаний свидетелей, осмотр помещений (территорий) и предметов, привлечение специалиста, сопоставление данных о расходах и доходах физических лиц, экспертиза, учет налогоплательщиков. Порядок осуществления налогового контроля, формы его проведения, а также права и обязанности участников мероприятий налогового контроля регулируются положениями главы 14 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

В настоящее время налоговые органы все большее внимание уделяют камеральным проверкам, в том числе сопровождающимся запросом дополнительных документов. Углубленные камеральные проверки проводятся по отдельным налогам в отношении крупных налогоплательщиков, по налогоплательщикам, заявившим льготу по налогу, по налогоплательщикам, заявившим к возмещению крупные суммы НДС по внутренним оборотам, по налогоплательщикам, заявившим возмещение налога по экспортным операциям.

Налоговый контроль за деятельностью налогоплательщиков усиливается в настоящее время посредством увеличения числа проводимых углубленных камеральных проверок и повышения их результативности. Рассмотрим особенности работы налоговых органов по проверке хозяйственной деятельности налогоплательщиков - юридических лиц в 2004 году на примере данных УМНС России по Московской области. Среди всех проверок, проводившихся налоговыми органами в I квартале 2004 года, 90 % являются камеральными; соответственно, менее 10 % составляют выездные налоговые проверки, что объясняется высокой трудоемкостью их проведения.

Следует отметить, что в I квартале 2004 года около 40 % общей суммы дополнительно начисленных платежей по результатам налоговых проверок составляют пени за несвоевременную уплату платежей, взыскиваемые в бесспорном порядке.

В настоящее время многие налогоплательщики допускают нарушения налогового законодательства, что приводит к налоговым санкциям, налагаемым налоговыми органами. Налоговая санкция - это мера ответственности (как правило) в виде штрафа за совершение налогового правонарушения. Наложение налоговой санкции носит имущественный характер и связано с принудительным изъятием у нарушителя части его собственности. Поэтому в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации и НК РФ взыскание штрафов, предусмотренных за совершение налоговых правонарушений, осуществляется только в судебном порядке.

Налоговым правонарушением признается совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) действие или бездействие налогоплательщика, налогового агента, за которое НК РФ установлена ответственность (ст. 106 настоящего Кодекса).

Наиболее часто встречающимися налоговыми правонарушениями, выявленными налоговыми органами в I квартале 2004 года, являются следующие:

- непредставление налоговой декларации (ст. 119 НК РФ);

- неуплата или неполная уплата сумм налога (ст. 122 НК РФ);

- непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ);

- грубое нарушение правил учета доходов и расходов (ст. 120 НК РФ).

При этом в I квартале 2004 года в ходе проведенной контрольной работы 58 % от общей суммы доначислений налогов, штрафных санкций были сделаны по результатам выездных налоговых проверок и 11 % - по результатам камеральных налоговых проверок. При этом выездными налоговыми проверками было охвачено около четверти проверявшихся налогоплательщиков - юридических лиц.

По данным налоговых органов, в 2004 году нарушения налогового законодательства выявлены у 40 % хозяйствующих субъектов, подвергнувшихся налоговым проверкам.

Особое внимание при проверках налоговые органы уделяют организациям, имеющим "нулевые" отчеты или не подающим отчетность в налоговые органы. По большинству юридических лиц, не представлявших отчетность в налоговые органы, материалы направлены в органы внутренних дел для установления места нахождения этих лиц. Кроме того, налоговые органы приостанавливали операции по счетам организаций, которые не представляли отчетность. Если организация длительное время не представляла отчетность в налоговый орган, то дело о ее ликвидации направлялось в арбитражный суд.

Следует отметить, что при проведении налоговых проверок, например, по налогу на прибыль организаций нарушения налогового законодательства выявлены у каждой пятой из проверенных организаций, по НДС - у каждой третьей проверенной организации.

В I квартале 2004 года среди проведенных камеральных проверок 26 % составили проверки тех налогоплательщиков - хозяйствующих субъектов, которые обеспечивали основные поступления налогов и сборов в консолидированный бюджет. При этом доначисления, полученные в результате проверок этих налогоплательщиков, составили более 70 % от общего объема поступлений по камеральным налоговым проверкам.

Рассмотрим типичные нарушения налогового законодательства, которые выявляются налоговыми органами в результате проведения проверок. Среди нарушений, встречающихся по всем видам налогов, следует выделить:

- уклонение от подачи налоговой декларации, несвоевременную подачу или подачу налоговой декларации с заведомо неверными данными;

- нарушение порядка хранения документов, связанных с налогообложением, неправильное оформление документов (в том числе договоров, счетов-фактур, платежных документов). Это относится, в первую очередь, к документам, подтверждающим право на налоговые вычеты, а также к документам, подтверждающим достоверность и целесообразность осуществления хозяйственных операций;

- действия налогоплательщиков, направленные на неправомерное уменьшение налогов или уклонение от их уплаты, а именно представление налогоплательщиком документов или сведений, содержащих недостоверную информацию, на основании которых уменьшается сумма налогов, фактически причитающаяся к уплате. При этом налогоплательщики часто объясняют такие случаи необходимостью налоговой оптимизации в целях снижения налогового бремени, хотя разница между уклонением от уплаты (с использованием не вполне законных способов) и налоговой оптимизацией (которая предполагает четкое следование законодательным актам) вполне очевидна;

- несвоевременную уплату налогов.

Можно выделить следующие часто встречающиеся нарушения налогового законодательства по отдельным видам налогов:

- наличие оснований, препятствующих применению права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика (например, неполное отражение сумм выручки от реализации продукции);

- возмещение сумм НДС по товарно-материальным ценностям при условии их использования на непроизводственные цели, а также по приобретенным основным средствам, которые не были введены в эксплуатацию; - освобождение от уплаты НДС при отсутствии подтверждающих документов (например, в случае реализации услуг образовательными учреждениями, не имеющими соответствующих лицензий);

- отсутствие раздельного учета в случае реализации товаров, облагаемых по разным налоговым ставкам (10 и 18 %);

- занижение суммы выручки путем невключения безвозмездной передачи товаров работникам, сумм штрафов за невыполнение договорных обязательств;

- отсутствие или ненадлежащее оформление документов, подтверждающих факт реализации товаров на экспорт (например, отсутствие первичных документов, подтверждающих отпуск товара, - товарно-транспортных накладных, платежных поручений об оплате товаров фирмой, зарегистрированной в Российской Федерации);

по налогу на прибыль организаций:

- отсутствие или ненадлежащее оформление документов, подтверждающих осуществление расходов, которые учитываются при определении налоговой базы (например, документов, подтверждающих командировочные или представительские расходы);

- полное списание затрат на расходы без учета соответствующих нормативов;

- неправильный расчет амортизации имущества (необоснованное применение повышающих коэффициентов, снижение срока полезного использования нематериальных активов);

- занижение сумм полученных доходов (например, невключение в налоговую базу стоимости безвозмездно полученного имущества);

- значительное завышение расходов на оплату труда, в том числе с учетом тех расходов, которые должны осуществляться после уплаты налога на прибыль;

- необоснованное завышение прочих расходов (например, расходов на маркетинговые исследования, которые непосредственно не связаны с осуществлением производственной деятельности организации или с заключением конкретных хозяйственных договоров);

по налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу:

- невключение в налоговую базу всех доходов, выплаченных физическим лицам, особенно в натуральной форме (например, оплаты проезда или отдыха работников);

- заключение договоров, меняющих порядок налогообложения (например, заключение вместо договора гражданско-правового характера договора купли-продажи, а вместо договора дарения - договора безвозмездного пользования, что значительно уменьшает налоговые выплаты);

- применение индивидуальными предпринимателями, перешедшими на специальные налоговые режимы, налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц - социальных, имущественных, стандартных, профессиональных;

- отсутствие у физического лица документов, подтверждающих право на льготы (удостоверения инвалида, свидетельства о рождении ребенка);

- непредставление (или представление с нарушениями) расчета налога с материальной выгоды при предоставлении работнику беспроцентной ссуды;

- непредставление (или представление позже установленного срока) в налоговые органы сведений о выплаченных физическим лицам доходах.

По нашему мнению, совершенствование системы налогового контроля необходимо проводить в том числе посредством повышения эффективности камеральных и выездных проверок, что может быть достигнуто следующими мероприятиями:

- создание единой информационной базы налоговых органов, включающей данные о налогоплательщиках и социально-экономическом состоянии регионов, среднестатистические данные по отраслям и категориям налогоплательщиков, а также другие сведения, отражающие деятельность хозяйствующих субъектов;

- разработка методов проведения по отраслям анализа достоверности информации, приведенной в налоговой отчетности;

- разработка и внедрение автоматизированной системы отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок;

- разработка эффективных методов определения налоговой базы в отношении различных видов деятельности и косвенных параметров, характеризующих деятельность организаций;

- совершенствование порядка определения очередности налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок и выявление приоритетных отраслей экономики, в отношении которых необходимо разработать методики камеральных проверок;

- создание базы данных налоговых нарушений, выявленных в результате проведения камерального контроля, для использования в выездных налоговых проверках и т.д.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 13:26, контрольная работа

Краткое описание

Одним из инструментов государственной политики является система налогообложения, которая может как стимулировать, так и подавлять активность в той или иной сфере экономической деятельности. В условиях недостаточности средств, вкладываемых в образование, проблема налогового бремени становится особенно острой. Эффективность экономики современных государств в огромной степени зависит от того, сколько средств они вкладывают в своих людей, в их образование. И потому для любого государства очень важно создать условия для развития системы образования, повышения ее уровня и качества. В этой связи налогообложение образовательных учреждений вызывает многочисленные споры.

Содержание работы

1.Введение.
2.Особенности налогообложения образовательных учреждений.
-основные термины и определения при налогообложении;
- основные положения по образовательным учреждениям.
- порядок налогообложения образовательных учреждений, основные виды налогов.
3.Заключение.
4.Использованная литература.

Содержимое работы - 1 файл

контрольная работа-экономика.docx

Министерство образования РБ

ГОУ СПО «Туймазинский педагогический колледж»

по дисциплине: Экономика образовательного

на тему: Особенности налогообложения образовательных учреждений.

Выполнила: Зайнагутдинова Л.Р.

Специальность: Дошкольное образование.

Форма обучения: Экстернат.

Преподаватель: Нургалеева Д.Ф.

2.Особенности налогообложения образовательных учреждений.

-основные термины и определения при налогообложении;

- основные положения по образовательным учреждениям.

- порядок налогообложения образовательных учреждений, основные виды налогов.

Одним из инструментов государственной политики является система налогообложения, которая может как стимулировать, так и подавлять активность в той или иной сфере экономической деятельности. В условиях недостаточности средств, вкладываемых в образование, проблема налогового бремени становится особенно острой. Эффективность экономики современных государств в огромной степени зависит от того, сколько средств они вкладывают в своих людей, в их образование. И потому для любого государства очень важно создать условия для развития системы образования, повышения ее уровня и качества. В этой связи налогообложение образовательных учреждений вызывает многочисленные споры. В связи с существенными изменениями, происходящими в системе налогообложения.( С 1 января 2005 г. статья 40 Закона «Об образовании», освобождавшая образовательные учреждения от уплаты всех налогов, утратила свое действие),- позиция образовательных учреждений в налоговых отношениях изменилась: сегодня образовательные учреждения – налогоплательщики по всем налогам. Коротких Ю.Л считает :«… такой нюанс, что большинство образовательных учреждений является бюджетными, с точки зрения учета, лишь порождает дополнительные проблемы. Проблемы эти касаются разных методов учета доходов учреждений в целях бухгалтерского учета и в целях налогообложения, разных трактовок основных понятий в законодательстве, неопределенности законодательства и др..Причем, обязанности по уплате налогов могут возникать у бюджетных учреждений в рамках не только предпринимательской деятельности, но и основной (бюджетной)»..Исходя из вышеизложенного, целью данной контрольной работы является изучение особенностей и специфики налогообложения образовательных учреждений. Задачи контрольной работы:

-выяснить основные термины и определения при налогообложении;

-раскрыть основные положения по образовательным учреждениям,виды и типы образовательных учреждений;

-рассмотреть порядок налогообложения образовательных учреждений.

Объектом исследования выступают налоги и налогообложение.
Предмет исследования – налогообложение образовательных учреждений.

Вопросы социальной политики, экономического развития социальной сферы, в том числе и системы образования, занимают заметное место в отечественной экономической науке. Особенности бухгалтерского учета и налогообложения в бюджетных организациях раскрываются в работах Е.Г. Шредер и А.Г. Поповой, И.И.Жуклинец, О.М.Соснаускене и др. .

Особенности налогообложения образовательных учреждений.

При общем режиме налогообложения любая доходная деятельность образовательного учреждения подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость и налогом на прибыль, а выплаты работникам — единым социальным налогом, если налоговым законодательством не установлены те или иные налоговые льготы.

Налог или сбор считается установленным в соответствии со ст.17 НК РФ лишь в том случае, если определены налогоплательщики и конкретные элементы налогообложения, такие как:

    • Объект налогообложения,
    • Налоговая база,
    • Налоговая ставка,
    • Налоговый период,
    • Порядок исчисления налога,
    • Порядок и сроки уплаты налога.

В отдельных необходимых случаях при установлении налога в нормативно-правовом акте могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Показательным в этом случае для правоприменительной практики является изменения налогового законодательства в связи с принятием Налогового кодекса, которые ведут к сокращению ряда налоговых льгот для образовательных учреждений, установленных Законом РФ "Об образовании". Без обеспечения льготного режима налогообложения деятельности образовательных учреждений в современных рыночных условиях, когда наблюдается устойчивая тенденция устранения государства из сферы финансирования образования, невозможно не только обеспечивать развитие, но и сохранение экономического потенциала системы образования. В этой связи руководителям образовательных учреждений необходимо знать и помнить, что НК РФ и Закон РФ "Об образовании" являются федеральными законами прямого действия и двумя актами равной юридической силы. При этом в ст.6 НК РФ не урегулирован порядок разрешения противоречий между двумя федеральными законами прямого действия. Вследствие этого, в каждом конкретном случае юридические службы образовательных учреждений для разрешения противоречий относительно применения льгот по налогообложению прибегают к арбитражной практике. В настоящее время арбитражная практика идет по пути признания действенности налоговых льгот, установленных Законом РФ "Об образовании" вплоть до их отмены путем внесения соответствующих изменений в закон в установленном порядке.

Термины и определения при налогообложении.

Объектами налогообложения в соответствии с положениями НК РФ могут являться имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (оказанных услуг, выполненных работ) либо иное экономическое основание, которое имеет стоимостную, количественную или физическую характеристики, и с наличием которого у налогоплательщика действующее законодательство связывает возникновение обязанности по уплате налога. Причем в соответствии со ст.38 НК РФ каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.
Под имуществом для целей налогообложения понимаются все виды объектов гражданского права, относящиеся к имуществу в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ (ГК РФ). Товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации на рынке. При регулировании отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относиться также и иное имущество, определяемое Таможенным кодексом РФ (ТК РФ). Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, которые реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Работой экономистами принято называть услуги производственного характера. Для целей же налогообложения работой признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организаций и/или физических лиц.
Для определения налоговой базы и её количественного выражения используется понятие единицы налогообложения.
Налоговая ставка - это размер налога на единицу налогообложения.
Налоговый период - это период времени применительно к отдельным видам налога, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога к уплате. Налоговый период может устанавливаться равным календарному году, кварталу или месяцу.
Порядок исчисления налога представляет собой законодательное определение лица, на котором лежит обязанность по исчислению налогов. В практике взимания налогов выделяются 3 возможных вида порядков исчисления налогов(налоговая декларация, фискальный агент либо исчисление налогов возложено на налоговые органы)
Порядок и сроки уплаты налога устанавливается нормативно-правовыми актами законодательства в области налогообложения применительно к каждому виду налога и сбора. В соответствии с действующим законодательством один и тот же объект налогообложения за определенный законом налоговый период может подпадать под налогообложение одного вида только один раз.

Основные положения об образовательном учреждении.

Правовая база образовательной деятельности и системы образования включает большое количество законодательных и нормативно-правовых актов. В частности, законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации и Федеральный закон Российской Федерации от 01.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон РФ "Об образовании"). Во исполнение данного закона было принято несколько десятков постановлений Правительства РФ, приказов соответствующих федеральных министерств и ведомств. В соответствии с законодательством образовательный процесс, осуществляют образовательные учреждения.
Образовательные учреждения являются юридическими лицами. Согласно ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением является некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично. Учреждение полностью или частично финансирует собственник. Он выделяет денежные средства по смете и контролирует их использование. Нормативы финансирования разрабатываются отдельно для каждого типа, вида и категории образовательного учреждения. Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Оно имеет самостоятельный баланс и расчетный счет, в том числе валютный, в банковских и иных кредитных организациях.
Чтобы учреждение могло заниматься образовательной деятельностью, учредитель закрепляет за ним землю, здания, сооружения, оборудование и другое необходимое имущество.
Учреждение не является собственником имущества, которое ему передали учредители. Имущество закреплено за ним только на праве оперативного управления. Это означает, что учреждение не может им полностью распоряжаться. Согласно статье 296 Гражданского кодекса владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным имуществом учреждение вправе лишь в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и заданиями собственника.
Вместе с тем собственник имущества (учредитель) вправе распоряжаться имуществом по собственному усмотрению. В частности, он или орган, уполномоченный выступать от его имени, имеет право во внесудебном порядке изымать лишнее имущество или то, которое не используется или используется не по назначению.
Достаточно спорным всегда был вопрос о праве собственности на имущество образовательного учреждения. В Законе N 3266-1 указано, что негосударственное образовательное учреждение (далее - НОУ) может быть собственником имущества в соответствии с законодательством (п. 5 ст. 39). Вместе с тем в соответствии с пунктом 2 статьи 48 ГК РФ учредители имеют право собственности на имущество учреждения. Поэтому руководствоваться следует именно положениями Гражданского кодекса.

В целях привлечения инвестиций в систему образования государство предусматривает специальную систему налоговых льгот предприятиям, учреждениям и организациям независимо от их организационно-правовых форм, а также физическим лицам, в том числе иностранным гражданам, вкладывающим свои средства, в том числе в натуральной форме, в развитие системы образования Российской Федерации. Характер, размеры и порядок предоставления этих льгот определяются законодательством Российской Федерации.
Деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов финансирования.
Следует отметить, что по договору между учредителем и образовательным учреждением последнее может функционировать на условиях самофинансирования.
В соответствии с нормами законодательства образовательное учреждение независимо от его организационно-правовой формы вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые, в том числе валютные, средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц.
Действующее законодательство позволяет образовательному учреждению заниматься предпринимательской деятельностью. Например, это может быть торговля, оказание разного рода посреднических услуг, приобретение акций и облигаций. Главное - указать такую деятельность в уставе учреждения. Перечень видов деятельности, которые может осуществлять образовательное учреждение, представлен в статье 47 Закона N 3266-1.


Виды образовательных учреждений
Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или в ведении субъекта РФ), муниципальными и негосударственными (п. 3 ст. 12 Закона N3266-1).
Государственные и муниципальные учреждения, как правило, обозначают единым понятием - бюджетные образовательные учреждения (далее - БОУ).
В пункте 1 статьи 161 Бюджетного кодекса дано определение бюджетного учреждения. Им признается организация, которая создается органами государственной власти РФ, субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера. Данное учреждение финансируется из соответствующего бюджета или государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.
Деятельность бюджетных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями. На их основе БОУ разрабатывают свои уставы. Типовые положения об образовательных учреждениях утверждает Правительство РФ.
Для негосударственных образовательных учреждений эти типовые положения выполняют функции примерных.
Тип, вид и категория образовательного учреждения определяются в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ. Эти признаки устанавливаются при его государственной аккредитации, которую проводят государственные органы управления образованием.
Право на образовательную деятельность появляется у учреждения после получения лицензии. Она выдается в соответствии с Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 N 796 (далее - Положение о лицензировании)


Определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры играет государственное регулирование, которое позволяет осуществлять социально-экономические функции. Финансовая система, образующая централизованные фонды денежных средств и выполняющая возложенные на него функции и задачи, является важнейшим механизмом государственного регулирования [1].

Основным инструментом государственного регулирования является налоговый контроль. Налоговый контроль представляет собой совокупность форм и методов государственного регулирования, обеспечивающих в целях осуществления эффективной государственной финансовой политики экономическую безопасность России и соблюдение государственных и муниципальных фискальных интересов.

Целью данной статьи является изучение проблем налогового контроля и пути их решения. Главным средством мобилизации и расходования ресурсов является государственный бюджет. Все это позволяет политической власти воздействовать на экономику посредством стимулирования приоритетных отраслей экономики, проведение государственных социальных программ, направленных на поддержку наименее защищенных слоев населения. Указанный факт говорит о том, что успех экономического реформирования в нашей стране напрямую зависит от того, насколько бюджетная политика соответствует требованиям времени [2].

Налоговый контроль с целевой направленностью является одной из форм управленческого учёта. В узком смысле налоговый контроль представляет собой специализированный контроль со стороны государственных органов за соблюдением налогового законодательства, своевременностью уплаты налогов и сборов, полнотой уплаты обязательных платежей юридическими и физическими лицами. С позиции налогового права налоговый контроль, возлагаемый на налоговые инспекции, является формой реализации контрольной функции налогов, обеспечивая и охраняя имущественные права государства.

Налоговые инспекции в целях обеспечения соблюдения налогового законодательства на постоянной основе проводят мероприятия по усилению налогового контроля. Постоянный рост потребностей государства в финансовых средствах требует постоянного наполнения бюджета налоговыми поступлениями. К сожалению, несвоевременная уплата налогов, сборов и других обязательных платежей физическими и юридическими лицами стала частым явлением для налоговых агентов. По этой причине возникает проблема проведения эффективной государственной фискальной политики [3].

Контроль за соблюдением законодательства в налоговой сфере осуществляется налоговыми органами. Функции органов налогового контроля в соответствии с НК РФ исполняют налоговые и таможенные органы. Контроль за соблюдением налогового законодательства в рамках своей компетенции в той или иной мере осуществляет множество государственных органов, начиная с Прокуратуры Российской Федерации и Счетной палаты Российской Федерации и заканчивая органами внутренних дел. Государственные органы, осуществляя контрольные полномочия, так или иначе, вовлечены в работу по контролю за соблюдением налогового законодательства [4].

В соответствии с требованиями налогового законодательства на налоговую службу возлагаются следующие функции по контролю и надзору:

– соблюдение законодательства РФ о налогах и сборах, принятых в соответствии с ними нормативных актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов, сборов и иных обязательных платежей;

– за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

– за правильность исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;

– за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;

– за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

Налоговые органы в праве:

– проводить проверки, подтверждающие соблюдение всех аспектов налогового законодательства;

– требовать у налогоплательщиков документы, подтверждающие право на получение различных вычетов, льгот, документы подтверждающие статус освобождения от обязанности налогоплательщика, и другие документы, являющиеся основанием для уплаты или неуплаты налогов, сборов и других обязательных платежей;

– налагать арест на имущество и «замораживать» банковские счета плательщиков;

– производить осмотр складских, торговых, производственных помещений и территорий, проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика;

– расчетным путем определять суммы налогов, подлежащие к уплате налогоплательщиков в бюджет. В случае отказа от уплаты или несвоевременной уплаты налога в бюджет, взыскивать недоимки, пени, налагать штрафы с соответствии с законодательском РФ о налогах и сборах;

– регистрировать или ликвидировать предприятия.

Для таможенных органов налоговый контроль заключается во взимании налогов и пошлин при перемещении товаров через таможенную границу. В этой сфере платежи взимаются в соответствии с таможенным законодательством, федеральными законами, положениями НК РФ [5].

В научном подходе налоговый контроль имеет двухсторонний смысл. С одной стороны – это совокупность всех норм и правил, установленных законом, регулирующие все виды отношений по ведению, взиманию и установлению налогов и льгот. С другой стороны – своеобразная система органов государственного управления, к которым относятся и налоговые органы.

Целью налогового контроля является препятствование ухода от налогообложения.

В налоговой практике существуют три формы налогового контроля – это учет налогоплательщиков, выездные и камеральные проверки. Учет налогоплательщиков заключается как в обычной процедуре постановки и снятия с учета налогоплательщиков, так и в выявлении организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность незаконно [6].

Основной задачей камеральных проверок является проверка правильности заполнения и составления налоговых документов, деклараций, различных документов о деятельности налогоплательщика. Камеральная проверка начинается с предоставления документов в налоговые органы.

Процесс камеральной проверки осуществляется в течение трех месяцев со дня предоставления декларации в налоговые органы. По окончанию проверки составляется акт, в котором указывается, были ли выявлены нарушения в ходе камеральной проверки. В случае установленных нарушений налоговый орган сообщает о своем решении налогоплательщику требование внести изменения в налоговую декларацию или предоставить пояснения. Разъяснения по поводу расхождения данных, плательщик обязан предоставить в налоговый орган в течение пяти рабочих дней со дня получения требования в письменном виде по почте или лично или по электронной почте с использованием электронной подписи. Налоговый орган вправе запросить дополнительные сведения или документы у налогоплательщика в тех случаях, когда:

– заявлен НДС к возмещению;

– предоставлены отчетности по НДПИ, а так же связанные с использованием природных ресурсов;

– предоставлены декларации по налогу на прибыль организаций или на доходы физических лиц участниками инвестиционного договора или товарищества.

Третий вид налогового контроля – это выездные налоговые проверки. Процедура проведения такой проверки у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и юридических лиц, имеет некоторые различия. Выездная проверка проводится на территории налогоплательщика, но в случае с физическим лицом без согласия налогоплательщика и всех проживающих в жилых помещениях, поверка проводится по месту нахождения налоговой инспекции. Исключением являются индивидуальные предприниматели. В случае, если плательщик препятствует проведению проверки, налоговые органы вправе определить сумму налога расчетным путём на основании имеющихся о налогоплательщике данных. Проверка проводится в течение двух месяцев. Срок может быть продлен до 4–6 месяцев в следующих случаях:

– информация, полученная налоговым органом, свидетельствует о возможном нарушении законодательства или требует дополнительной проверки;

– на территории проверки случилось чрезвычайное происшествие;

– налогоплательщик не предоставил необходимые документы, востребованные налоговыми органами.

Налогоплательщик обязан предоставить все необходимые документы по требованию инспекторов для ознакомления. Для юридических лиц выездная проверка проводится в отношении налога на прибыль организаций. В этом и состоит незначительное отличие проведения выездной проверки у физических и юридических лиц. Остальные пункты проведения проверки одинаковы для всех участников. Данный вид налогового контроля считается наиболее действенным.

Несмотря на предусмотренные законом меры ответственности за нарушение налогового законодательства, процедура налогового контроля нуждается в доработке.

Широкое распространение получила проблема отбора налогоплательщиков для проведения контрольных проверок. В группу наиболее подверженных попаданием под выездную налоговую проверку попадают те организации, которые:

– предоставили неточные сведения в декларации;

– не предоставляли отчетность в течение нескольких периодов или систематически не предоставляют отчетность;

– имеют более трех расчетных счетов;

– организации, чей показатель результативности проведенного анализа отличается от установленного предельно значения по отрасли.

Сюда так же можно отнести налогоплательщиков, у которых выявлены факты неоднократного нарушения налогового законодательства [7].

Для систематизации процесса отбора налогоплательщиков ФНС РФ разрабатывает единое программное обеспечение. Но всё же наиболее эффективным методом налогового контроля остается перепроверки предприятий, у которых зафиксированы факты сокрытия налогов в крупных и особо крупных размерах. Это позволит проконтролировать акты предыдущих проверок и достоверность текущего учета.

На сегодняшний день нередкими стали случаи уклонения налогоплательщиками от уплаты налогов в связи с неведением бухгалтерского учета или его ведения, но с нарушениями установленного порядка. Проверочные работы с данной категорией налогоплательщиков характеризуются повышенной сложностью из-за невозможности определения налоговой базы.

Одним из наиболее приоритетных направлений совершенствования налогового контроля является урегулирование споров в судебном и досудебном порядке. Но стоит отметить, что наиболее эффективной формой налогового контроля остается контрольная работа. Жесткие сроки взыскания задолженностей и другие законодательные изменения привели к ограничению полномочий налоговых органов. Такое ограничение привело к увеличению потери риска на бесспорное взыскание. Несмотря на повышенные требования к налоговым органам, с каждым годом число доначислений по результатам проверок неуклонно растет. Из-за некачественно проведенных проверок, несоблюдение установленных законом процедур, недостаточностью доказательств налоговых правонарушений, суд и вышестоящий орган принимаю решения по искам и жалобам в пользу налогоплательщика. [8]

Для решения выше перечисленных проблем налоговые органы намерены повышать эффективность контрольной работы, а так же работы при регистрации и снятии с учета налогоплательщиков. Для этого необходимо:

1. Повысить уровень качественного и количественного анализа сведений, включенных в информационные ресурсы налоговых органов.

2. Совершенствовать существующую законодательную, регулирующую осуществление и организацию налогового контроля в целом.

Все вышеизложенное говорит о том, что важнейший фактор повышения эффективной работы налоговых органов – это совершенствование действующих процедур налогового контроля, а именно:

– преобразование системы оценки работы инспекторов;

– расширения требований к системе отбора налогоплательщиков для проведения проверок;

– совершенствование форм и методов налоговых проверок.

Стоит отметить, что предложенные варианты решения проблемы проведения эффективной государственной фискальной политики, которая могла бы обеспечить экономическую безопасность России, не являются исчерпывающими, так как с постоянным развитием системы налогообложения, необходимо искать новые пути и методы улучшения контрольной работы налоговых органов [9].

Конспект урока

Обществознание, 11 класс

Урок № 22. Налоговая система в РФ

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Налоговая система в РФ.
  2. Виды налогов.
  3. Функции налогов.
  4. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

Косвенные налоги — налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу.

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоговая система России – это совокупность налогов, пошлин, сборов и всех иных обязательных платежей, взимаемых в установленном законом порядке с плательщиков (физических и юридических лиц) на территории Российской Федерации.

Прогрессивное налогообложение - система, при которой налоговые ставки увеличиваются по мере роста дохода налогоплательщика.

Пропорциональное налогообложение — система налогообложения, при которой налоговые ставки устанавливаются в едином проценте к доходу налогоплательщика независимо от величины дохода;

Прямые налоги — это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или с имущества налогоплательщика.

Регрессивное налогообложение – система, при которой ставка налога снижается при увеличении доходов и растет при их уменьшении.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Специальные налоговые режимы - особый порядок определения элементов налогов, а также освобождение от уплаты налогов и сборов при определенных условиях.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Белявский А. В. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Лазебниковой А. Ю., Телюкиной М. В. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2016 г. – С.80-91

Налоги и налоговая система Российской Федерации : учебник и практикум для академического бакалавриата / под науч. ред. Л. И. Гончаренко. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — С. 541

Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение. Практикум : учебное пособие для вузов / В. Г. Пансков, Т. А. Левочкина. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — С.319

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Налоговая система России – это совокупность налогов, пошлин, сборов и всех иных обязательных платежей, взимаемых в установленном законом порядке с плательщиков (физических и юридических лиц) на территории Российской Федерации.

Налоговая система Российской Федерации включает в себя налоги (в которых еще заключаются акцизы) и сборы (с государственными пошлинами в составе).

Необходимо отметить, что таможенные пошлины относятся к сфере таможенного регулирования и не входят в состав налоговой системы России.

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Различают иды налогов по объекту: прямые и косвенные.

Налоги, которые взимаются непосредственно с физических и юридических лиц называются прямыми. К ним относят налог на прибыль, на имущество, подоходный налог.

Товары и услуги, ресурсы и виды деятельности облагаются косвенным налогом.

Налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж, импортные пошлины – это основные косвенные налоги.

Существуют следующие виды налогов по субъекту: центральные и местные.

В России существует трехуровневая система налогообложения:

- федеральные налоги, которые устанавливаются федеральным правительством и идут в федеральный бюджет;

- региональные налоги, находящиеся в сфере полномочий субъектов Российской Федерации;

- местные налоги, устанавливаются и собираются органами местного самоуправления.

По характеру налогообложения различают виды налогов:

пропорциональные (ставка налога с ростом или уменьшением доходов не меняется);

прогрессивные (доля налога увеличивается с ростом дохода);

регрессивные (доля налога в доходе падает с ростом дохода).

Прогрессивными обычно бывают подоходные налоги. Налогоплательщик вынужден платить государству больше денег, если его доходы растут

Регрессивные налоги, как правило, падают на плечи бедной части населения.

Особый порядок установления элементов налогов устанавливают специальные налоговые режимы. Особым порядком налогообложения также может быть предусмотрено освобождение от уплаты налогов, если существуют установленные законом определенные условия.

Специальные режимы налогообложения в России представлены четырьмя системами:

система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

упрощенная система налогообложения;

система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Фискальная, регулирующая, распределительная, контролирующая. Это было перечисление четырех основных функций налогов.

Фискальная функция налогообложения является основной. Так как из налогов состоит большая часть государственного бюджета.

С помощью распределительной функции государство перераспределяют общественные доходы.

Регулирующая функция призвана обеспечить государству возможность посредством налоговых сборов проводить экономическую политику.

Налоги также помогают государству контролировать пополнение бюджета и измерять состояния финансовых ресурсов. Эта функция налогов называется контрольной.

Налоги, которые уплачивает предприятие.

На величину прибыли предприятия оказывают влияние не только издержки производства, но и сумма уплачиваемых им налогов.

При организации своего дела предпринимателю необходимо учитывать не только издержки производства, но и налоги, которые придется платить, а это значительная статья расходов.

Список налогов, уплачиваемых предприятиями:

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы на отдельные группы и виды товаров;

- налог на прибыль;

- налог на операции с ценными бумагами;

- отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

- платежи за пользование природными ресурсами и др.

- налог на имущество предприятий;

- плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;

- сбор на нужды образовательных учреждений;

-налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;

-целевые сборы с предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, благоустройство территорий и др.

Налоги – это один из признаков государства. Без регулярного пополнения бюджета государство не сможет выполнять свои функции. Поэтому каждый член общества должен осознавать, что налоги - это вклад в общее дело, на свое благо и благо общества.

Основные принципы налогообложения

  • Справедливость
  • Четкая определенность и точность налогов
  • Удобство взимания налогов
  • Эффективность
  • Обязательность

Пример и разбор решения заданий

1. Запишите слово, пропущенное в таблице

Обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Правильный вариант/варианты: сбор.

2. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Основным источником__________ (А) бюджета являются налоги. __________ (Б) налоги взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков, __________ (В) налоги – это налоги на потребление товаров и услуг, устанавливаемые в виде надбавок к __________ (Г) и тарифам товаров и услуг. В зависимости от порядка установления различают __________ (Д) налоги, которые обязательны к уплате на всей территории страны и все элементы которых установлены центральной властью, __________ (Е) и местные налоги, которые обязательны к уплате на соответствующих территориях, и некоторые элементы налогов могут устанавливаться субъектами РФ и местным самоуправлением.

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

1) прямой 4) унитарный 7) косвенный

2) расход 5) доход 8) региональный

3) федеральный 6) акциз 9) цена.

Правильный вариант: доход, прямой, косвенный, цена, федеральный, региональный.

Читайте также: