Налоговая система современной россии проект

Опубликовано: 01.05.2024

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2011 в 15:13, курсовая работа

Описание

Цель моей курсовой работы - раскрыть сущность налоговой системы и определить основные проблемы ее совершенствования в современной России. Для этого необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие, классификацию и функции налогов, её характеристику и различные точки зрения по реформированию налоговой системы в РФ.

Содержание

2. Современная налоговая система России…………………………………….10

2.1.Общая характеристика налоговой системы РФ………………………..10

2.2.Проблемы налоговой системы РФ……………………………………. 19

3. Совершенствование налоговой системы в современной России………….24

3.1.Основные направления совершенствования налоговой системы…….24

3.2.Некоторые проекты по реформированию налоговой системы в РФ…26

3.2.1.Налоговая реформа Романовского М.В. и Врублевской О.В….26

3.2.2.Модель налоговой реформы Черника Д.Г………………………27

3.2.3.Налоговая реформа Сорокина А.В………………………………29

3.2.4.Проект налоговой реформы Похмелкина В.В…………………..29

3.2.5.Проект ассоциации «Налоги России»…………………………. 30

Работа состоит из 1 файл

КУРСОВИК сдала.doc

Федеральное агентство по образованию

Сарапульский Политехнический Институт

(филиал) Государственного образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

«Ижевский Государственный Технический Университет»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по экономической теории

На тему: «Налоговая система и проблемы ее совершенствования в современной России»

2. Современная налоговая система России…………………………………….10

2.1.Общая характеристика налоговой системы РФ………………………..10

2.2.Проблемы налоговой системы РФ……………………………………. 19

3. Совершенствование налоговой системы в современной России………….24

3.1.Основные направления совершенствования налоговой системы…….24

3.2.Некоторые проекты по реформированию налоговой системы в РФ…26

3.2.1.Налоговая реформа Романовского М.В. и Врублевской О.В….26

3.2.2.Модель налоговой реформы Черника Д.Г………………………27

3.2.3.Налоговая реформа Сорокина А.В………………………………29

3.2.4.Проект налоговой реформы Похмелкина В.В…………………..29

3.2.5.Проект ассоциации «Налоги России»…………………………. 30

Важнейшим элементом рыночной экономики является налоговая система. Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и граждан по ставкам, установленными в законном порядке. Появление налогов на заре человеческой цивилизации связано с возникновением самых первых общественных потребностей. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.

В современном обществе налоги - это основной источник доходов государства. Именно налоги лежат в основе доходной части федерального, региональных и местных бюджетов любой развитой страны. Кроме фискальной функции налоги используются в качестве инструмента экономического воздействия государства на структуру и динамику общественного воспроизводства, на направления социально-экономического развития.

Регулирующая функция налогов не менее важна, чем задача наполнения бюджета. Специалисты прекрасно понимают, что налоги не должны носить исключительно фискальный характер. Так, снижение налогов не должно быть благотворительной по отношению к кому-то акцией, а служить мерой, направленной на расширение налоговой базы с целью улучшения общих финансовых результатов национального хозяйства. Менее очевидно, что снижение налогов - не всегда благо. При определенных условиях эта мера может нанести немалый ущерб экономике, а следовательно, всему обществу.

При создании или реформировании налоговой системы главный предмет работы - не снижение (или повышение) налогов, а их гармонизация. Налоговая система должна оптимально соответствовать уровню экономического развития страны.

Налоговая система в Российской Федерации начала создаваться в 1991 году, когда был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них закон “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, “О налоге на добавленную стоимость” и другие. Эти законы установили перечень налогов, сборов, пошлин и других платежей, поступающих в бюджетную систему России, определили категории налогоплательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. К настоящему времени в некоторые из этих законов внесены изменения и дополнения, некоторые из них утратили силу в связи с введением в действие налогового кодекса Российской Федерации (части I и II).

Следует отметить, что в основе доходов бюджета лежат, прежде всего, налоговые поступления (Приложение 1). В последнее время наблюдается недостаток средств в государственном бюджете, что говорит о несовершенствовании налоговой системы и проводимой налоговой политике.

Цель моей курсовой работы - раскрыть сущность налоговой системы и определить основные проблемы ее совершенствования в современной России. Для этого необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие, классификацию и функции налогов, её характеристику и различные точки зрения по реформированию налоговой системы в РФ.

1. Сущность налогов

1.1. Понятие и роль налогов.

Существование любого современного государства неразрывно связано с налогами. Каждый человек в какой-то мере ощущает это на себе. Бенджамин Франклин писал, что «платить налоги и умереть должен каждый». Данный принцип заложен и в российском законодательстве: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».

Налоги играют важнейшую роль среди государственных доходов, так как они составляют более 80% доходной части федерального бюджета.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В силу традиций платеж, являющийся налогом, может быть назван пошлиной, сбором. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения государственными органами юридически значимых действий в отношении плательщиков сборов.

Налог является индивидуально безвозмездным, взыскивается на условиях безвозвратности методами государственного принуждения и не носит характер наказания или контрибуции. Налоги устанавливаются законодательной властью в одностороннем порядке.

Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей (далее налоги), а также форм и методов их построения образует налоговую систему. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество физических и юридических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведенных товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами. В России основы налоговой системы закреплены в Налоговом кодексе РФ.[1, с.9]

1.2. Классификация налогов.

Поскольку в XVII у государств Европы стала появляться острая нужда в налогах, среди ученых началась дискуссия, какие налоги лучше – прямые или косвенные. Этим было заложено одно из важнейших оснований современной классификации налогов. По мере развития систем налогообложения изменялся характер классификации налогов, появлялись новые признаки, характеризующие налоговую систему.

При многочисленности и разнообразии налогов классификация позволяет устанавливать их сходство и различия. Особенности отдельных групп налогов требуют особых условий обложения и взимания, специфических административно-финансовых мер.[2, c.26]

По способу взимания различают:

Прямые налоги, которые взимаются непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика. Окончательным плательщиком прямых налогов выступает владелец имущества(дохода). Эти налоги подразделяются на:

  • реальные прямые налоги, которые уплачивают с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика;
  • личные прямые налоги, которые уплачивают с реально полученного дохода с учетом фактической платежеспособности налогоплательщика;

Косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товаров. В зависимости от объектов взимания косвенные налоги подразделяются на:

  • косвенные индивидуальные, которыми облагаются строго определенные группы товаров;
  • косвенные универсальные, которыми облагаются большинство товаров и услуг;
  • фискальные монополии, которыми облагаются все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах;
  • таможенные пошлины, которыми облагаются товары и услуги при совершении экспортно-импортных операций.

В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, последние подразделяются на:

Федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган, но зачисляться эти налоги могут в бюджеты различных уровней;

Региональные налоги, отличительной чертой которых является то, что элементы налога устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов;

Местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти. Они вступают в действие только решением, принятым на местном уровне и поступают только в местные бюджеты.

По целевой направленности введения налогов различают:

Абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом;

Целевые (специальные) налоги, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для целевых платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.

В зависимости от субъекта-налогоплательщика выделяют следующие виды:

Налоги, взимаемые с физических лиц;

Налоги, взимаемые с предприятий и организаций;

Смежные налоги, которые уплачивают и физические лица, и юридические лица.

По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают:

Закрепленные налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд;

Регулирующие налоги – разноуровневые, т.е. налоговые платежи поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.

По порядку введения налоговые платежи делятся на:

Общеобязательные налоги – взимаются на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают;

Факультативные налоги – предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание в компетенции органов местного самоуправления.

Макарихина Светлана Олеговна

Презентация для проведения урока экономики в 11 классе по теме "Налогообложение"

ВложениеРазмер
nalogi.pptx 110.34 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Налоговая система РФ

Налог - обязательный, индивидуально-без-возмездный платёж, взимаемый с организа-ций и граждан в форме отчуждения принад-лежащих им на праве собственности денеж-ных средств, в целях финансирования обес-печения деятельности государства (п. 2 ст. 8 НК РФ). Сбор - обязательный взнос, взимаемый с ор-ганизаций и физических лиц, уплата которо-го является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов госоргана-ми , органами местного самоуправления юри-дически значимых действий, включая пре-доставление определённых прав на выдачу разрешений (лицензий) (п. 2 ст. 8 НК РФ).

Необходимость налогов: Налоги в результате изъятия становятся собственностью государства и исполь-зуются им для выполнения политиче-ских , экономических, внешнеэкономиче-ских , оборонных, социальных и других функций. С помощью налогов государство дости-гает относительного равновесия между общественными потребностями и ресур-сами для их удовлетворения.

Функции налогов: Фискальная; Регулирующая; Стимулирующая; Распределительная; Контрольная.

Фискальная функция проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимы-ми для осуществления его деятельности. Это основная функция, характерная для всех государств на различных этапах развития. Посредством её образуется центральный денежный фонд государст-ва . С развитием рыночных отношений значение фискальной функции возрас-тает .

Регулирующая функция Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях: регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. регулирование развития народного хо-зяйства , общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующем в обществе, является закон стоимости.

Стимулирующая функция С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический процесс и социально-экономическую деятельность приоритетных для государства направлений, увеличивает число рабочих мест.

Распределительная (пере- распределительная) функция Посредством налогов в бюджете концент-рируются средства, направляемые затем на решение народно-хозяйственных проб-лем , как производственных, так и социаль-ных , финансирование крупных межотрас-левых , комплексных целевых программ – научно-технических, экономических и др. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер.

Контрольная функция способствует количественному и качест-венному отражению хода распредели-тельного процесса, позволяет контроли-ровать полноту и своевременность налоговых поступлений в бюджет и в конечном счёте позволяет определить необходимость реформирования налоговой системы.

Налоговый механизм представляет собой совокупность организационно-правовых форм, методов и форм государственного управления налогообложением через систему различных надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения).

Внутреннюю структуру налогового механизма можно выразить схемой: Налоговый механизм Налоговое планирование и прогнозирование Управление налогообложением и налоговый контроль Налоговое регулирование

Налоговое планирование и прогнозирование это оценка хозяйственно-воспроизвод-ственных ситуаций за истекший период, оценка перспектив хозяйственного раз-вития и на основе этого выработка кон-цепции налогообложения, законодатель-ное закрепление процедуры налогообло-жения и утверждение бюджета по налогам. Налоговое прогнозирование – определе-ние экономически обоснованного разме-ра поступлений налогов, подлежащих уплате конкретным налогоплательщиком.

Налоговое регулирование обеспечивает экономическое воздей-ствие на инвестиционные процессы, обновление технологий в отраслях, балансирование бюджета, саморегули-рование внутри отчислений. Система налогового регулирования представляет собой комплекс меропри-ятий по обеспечению текущего процесса маневрирования финансовыми ресурса-ми в рамках налоговой системы.

Управление налогообложением и налоговый контроль осуществляются аппаратом специалистов с помощью особых приёмов и методов, в том числе налоговых стимулов, имеющих две стороны – льготы и санкции . Налоговый контроль осуществляется за правильностью отчисления, своевремен-ностью и полнотой поступления налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фон-ды от юридических и физических лиц. Контроль налоговых органов начинается с постановки налогоплательщиков на учёт в налоговых органах.

Основные элементы налога объект; субъект; источник налога; ставка налога; налоговая льгота; срок уплаты; налоговый оклад и др.

объект налога – имущество или доход, подлежащие обложению, измеримые количественно, которые служат базой для исчисления налога; субъект – налогоплательщик, т.е. физиче-ское или юридическое лицо, которое обя-зано в соответствие с законодательством уплатить налог; источник налога – доход, из которого вы-плачивается налог; ставка налога – важный элемент налога, который определяет величину налога на единицу обложения (денежная единица дохода, единица земельной площади, единица измерения товара и т.д.);

налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога; срок уплаты – срок, в который должен быть уплачен налог и который оговарива-ется в законодательстве, а за его наруше-ние , независимо от вины налогоплатель-щика , взимается пеня в зависимости от просроченного срока; налоговый оклад представляет собой сумму налога, уплачиваемую налогопла-тельщиком с одного объекта обложения.

Классификация налогов и сборов По объекту налогообложения существующие налоговые платежи и сборы можно разделить на виды: налоги с доходов (выручки, прибыли, заработной платы); налоги с имущества (предприятий и граждан); налоги с определенных видов операций, сделок и деятельности (налог на опера-ции с ценными бумагами, лицензионные сборы).

По механизму формирования налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги – это налоги на доходы и имущество: налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и налог на прибыль организа-ций ; на социальное страхование и фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги,взносы ); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость и др. Они взимаются с конкретного физиче-ского и юридического лица.

Косвенные налоги – налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость (НДС); акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услугу); на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и др. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Налоговая система это совокупность налогов, пошлин и сбо-ров , установленных государством и взи-маемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансо-вых ресурсов, а также совокупность прин-ципов , способов, форм и методов их взимания.

Элементы налоговой системы: совокупность налогов и сборов; налоговое законодательство; формы осуществления налогового контроля; принципы построения налоговой системы.

Виды налогов Федеральные налоги и сборы , порядок их зачисления в бюджет или внебюджет-ный фонд, размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов, налоговые льготы устанавливаются законодательными актами Российской Федерации в соответствии с действую-щим Налоговым кодексом и взимаются на всей ее территории. К ним относят: налог на прибыль организаций, НДС, НДФЛ, страховые взносы и др.

Региональные налоги устанавливаются законодательными актами субъектов РФ в соответствии с НК РФ и действуют на территории соответствующих субъектов РФ. К ним относят: налог на имущество организаций, транспортный налог, единый налог на вменённый доход, налог на игорный бизнес. Виды налогов

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответ-ствии с Налоговым кодексом и норма-тивными правовыми актами представи-тельных органов муниципальных обра-зований о налогах. К ним относят: земельный налог, налог на имущество физических лиц. Виды налогов

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Налоговая система РФ

Презентация к уроку экономики.

Данный материал можно использовать на уроке по обществознанию или по экономике в старших классах по теме "Налоги".


Налоговая система в РФ.

Урок обществознания в 11 классе (общеобразовательном, непрофильном). Направлен на усвоение материала и подготовку к ЕГЭ.


Налоговая система в РФ

Налоговая система в РФ.


Налоги и налоговая система РФ

Данная презентация знакомит учащихся с налоговой системой РФ.

Презентация к уроку "Финансы и налоговая система" обществознание 8 класс.


Налоговая система в Российской Федерации

Конституция Российской Федерации / принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года. М., БЕК, 1993. 61с. Налоговый кодекс Российской Федерации -

Налоговая система РФ

Другие курсовые по предмету

министерство образования и науки РФ

московский гуманитарно экономический институт

чебоксарский филиал

Юридический факультет

Кафедра гражданско правовых дисциплин

курсовая работа

по предмету : налоговое право

на тему : налоговая система рф

Выполнил: студентка гр 22ЮС

Чебоксары

2005содержание

1.Сущность, виды и функции налогов…………………….……4

2.основные аспекты налоговой системы…………….……22

Список использованной литературы………………………. 31

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги являются основной формой доходов государства.

Налоги представляют собой обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Таким образом, построение справедливой и эффективной налоговой системы, обеспечение ее ясности, предсказуемости и стабильности являются важным условием повышения предпринимательской и инвестиционной активности, прогресса Российской Федерации на пути создания рыночной экономики и интегрирования российской экономики в мировую. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взымаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему.

По действующей налоговой системе налоги впервые разделены на три вида в соответствии с федеративным устройством России. Федеральные налоги устанавливаются и вводятся высшим органом законодательной власти и взимаются на всей её территории.

1.Сущность, виды и функции налогов

Прежде всего, остановимся на вопросе о необходимости налогов. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как "взносы граждан, необходимые для содержания . публичной власти . ". В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов. Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" определяет общие принципы построения налоговой системы в Российской Федерации, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. В нем в частности говорится, что " Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами".

Таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Закон также определяет круг налогоплательщиков: " Плательщиками налогов являются юридические лица, другие категории плательщиков и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги". В дополнение ко всему необходимо выделить объекты налогообложения, льготы по налогам согласно закона. "Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами".

"По налогам могут устанавливаться в порядке и на условиях, законодательными актами, следующая льгота:

- необлагаемый минимум объекта налога;

- изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;

- освобождение от уплаты налога отдельных лиц или категории плательщиков;

- понижение налоговых ставок;

- вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период);

- целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов);

- прочие налоговые льготы"

Виды налогов

Налоги бывают двух видов, прямые и косвенные:

Прямые - налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица.

Косвенные - налоги на товары и услуги: налог с оборота - в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

Способ взимания налога, срок и сумма платежа должны четко определятся для того, чтобы удобно было платить, чтобы он был легок, а способ его исчисления позволял каждому произвести расчеты самостоятельно, не прибегая к помощи тех, кто имеет специальное образование. Во всяком случае, эти требования относятся к прямым налогам, связанным с размерами дохода плательщика.

В отличие от прямых, косвенные налоги не связаны с размерами доходов или стоимостью имущества налогоплательщиков. Косвенные налоги бывают трех видов:

Акцизами облагаются товары массового производства (алкогольные напитки, соль, сахар, табак, спички и другое), а также различные коммунальные, транспортные, культурные и другие услуги, имеющие широкое распространение (телефон, транспортные перевозки, авиа- и железнодорожные билеты).

  1. фискальные монопольные налоги

Фискальные монопольные налоги пополняют казну за счет косвенного обложения товаров массового спроса, производство и реализация которых монополизированы государством (еще с петровских времен существует монополия на производство спиртных напитков, практически всегда объектом монополии было производство и продажа изделий из мехов и золота).

  1. таможенные пошлины

Это косвенные налоги на импортные, экспортные и транзитные товары, т.е. пересекающие границы страны. Уплачиваются всеми, кто осуществляет внешнеторговые операции. Таможенные пошлины подразделяются на:

  • фискальные таможенные пошлины - для роста бюджетных фондов
  • протекционные - защищают внутренний рынок от проникновения импортных товаров
  • антидемпинговые - защищают внутренний рынок от "бросового" экспорта
  • преференциальные - устанавливаются на какой-либо определенный вид товара, во ввозе которого страна заинтересована

Правительствам приходится применять различные по воздействию налоги, так как средства, изъятые в виде налогов у бедных, у которых доходы и так невелики, являются большей жертвой чем те, что изъяты у богатых. При этом это вовсе не означает, что богатые с удовольствием, без ропота платят в бюджет больше. Эти налоги можно условно разделить на три группы:

Прогрессивный - это такой налог, который возрастает быстрее, чем прирастает доход. Такая ситуация складывается в тех случаях, когда имеется н

Фискальная система государства: кратко об истории

Налоги и налоговая система РФ на территории нашего государства стали зарождаться довольно давно. Однако структура, наиболее характерная современным реалиям, была организована лишь в 1991 году. В тот момент был принят закон, который так и назывался: «Об основах налоговой системы в России». Данный норматив вводил в действие множество фискальных обременений, таких как НДС, НДФЛ (в то время подоходный налог), акцизы на табак и алкоголь и другие сборы.

Уже в 1998 году была утверждена первая часть НК РФ , а через два года, в 2000, законодатели приняли вторую часть . Так, стал главной правовой основой налоговой системы РФ Налоговый кодекс. Норматив детально определял порядок взаимоотношений между государством и налогоплательщиками.

Преобразования коснулись не только самой налоговой системы страны, но и органов, осуществляющих контроль. Так, в 1990 году была создана Государственная налог. инспекция, на которую были возложены функции по контролю и сбору фискальных платежей. Затем ее переименовали в службу. Но уже 1998 году службу упразднили, а взамен было создано специальное Министерство по налогам и сборам.

Однако и это не последнее изменение. В 2004 году чиновники решили передать бюджетные полномочия в Минфин РФ. Контрольная же функция была передана в ФНС — службу, которая действует и по сей день. Следовательно, единая централизованная система налоговых органов состоит из Министерства финансов России и ФНС.

Определения и общая характеристика налоговой системы РФ

Итак, что такое налоговая система, определение кратко: налоговая система — это совокупность норм, обязательств, налогоплательщиков и государственных органов.

Иными словами, это не только фискальные платежи, зачисляемые в государственный бюджет в соответствии с действующими законодательными актами, это еще и все категории и виды налогоплательщиков, подпадающих под фискальное обременение, а также государственные органы, контролирующие правильность и полноту перечислений в бюджет.

Сущность налоговой системы РФ (кратко) — это гарантия поступления платежей в бюджеты, а следовательно, это важнейший и основной источник дохода государства, позволяющий качественно и постоянно выполнять ключевые государственные функции и задачи.

Принципы построения

Разобраться в столь сложном понятии, не определив принципов его построения, невозможно. Так, все принципы становления и построения налоговой структуры РФ описаны в 3 статье НК РФ. К ним следует относить:

  • справедливость, то есть обременение распространяется на всех (граждане, ИП, организации);
  • определенность, которая не допускает двусмысленных трактовок одного и того же положения, правила, нормы;
  • равенство, устанавливается независимо от расовых, социальных, религиозных, национальных и прочих принципов;
  • доступность, то есть все нормы должны быть сформулированы максимально доступным и понятным языком;
  • удобство, налогоплательщики должны быть информированы обо всех обязательных платежах, объектах обложения и порядках исчисления суммы обязательства;
  • обоснованность, все действующие и новые обязательства должны быть экономически обоснованы, недопустимо вводить обременения, противоречащие Конституции России.

Следовательно, принципы налогообложения направлены на соблюдение действующего законодательства и основ Конституции.

Структура налоговой системы РФ 2020

Налоговая система государства, налоги и их виды, подразумевает группировку на определенные уровни. А вот уровень конкретизируется двумя взаимосвязанными признаками: в какой бюджет зачисляется платеж, и власти какого уровня устанавливают нормы налогообложения. Так, выделяют всего три уровня:

  1. Федеральный. Платежи федерального уровня зачисляются напрямую в бюджет Федерации (высший уровень). Нормы и принципы налогообложения (объект, база, ставки, льготы, периоды, освобождения, отчетности и сроки) регламентируются Кодексом и Конституцией, федеральными законами, указами Президента, постановлениями Правительства России. Федеральные обязательства применимы на территории всей страны.
  2. Региональный. Сборы, которые подлежат зачислению в казну региона, субъекта, автономного округа, области, города федерального значения. Следовательно, ключевые правила налогообложения устанавливают власти субъекта РФ. Нормы действуют только для конкретного региона.
  3. Местный. Обязательства, которые уплачивают в бюджет муниципального образования. Принципы налогообложения устанавливают власти местных администраций в индивидуальном порядке.

Однако положения, регламентированные местными и региональными властями, не могут противоречить федеральным нормам. То есть власти субъекта или муниципального образования могут снизить ставку, ввести льготу или освобождение, отменить или ввести отчетные периоды и авансовые платежи. Но дополнить или скорректировать налоговую систему, НК РФ и виды платежей не вправе. Подробно о действующей классификации мы рассказали в отдельном материале «Федеральные, региональные и местные налоги».

Налоговая система России: кратко об элементах

Эффективность определяется не только ее структурой, но и составляющими элементами. Выделяют следующие элементы:

  • виды налогов, сборов, взносов (с 2017 г.) и иных платежей;
  • права и обязанности налогоплательщиков и госорганов;
  • совокупность способов и видов контроля;
  • введение ответственности на правонарушения фискальных норм;
  • принципы и обоснования для установления фискальных платежей;
  • установленный порядок обжалования.

Несмотря на многочисленность элементов, основой функционирования Налоговой системы РФ является его правовая база, а именно Налоговый кодекс.

Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования

Основное направление деятельности налоговой системы — это создание рационального, эффективного и справедливого механизма, который бы обеспечил достойный экономический рост всему государству. Однако, как показывает практика, ключевым направлением становится повышение стимула к сбору фискальных платежей.

В то же время повышение стимулов к собираемости фискальных обязательств позволило российской экономике выйти на новый, более высокий уровень развития. Это связано с тем, что законодатели предложили рациональные виды и режимы налогообложения, сокращающие фискальную нагрузку плательщиков. А следовательно, большинство экономических субъектов решило выйти из теневой экономики. Однако действующие подходы несовершенны и требуют многочисленных изменений.


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 17.11.2019 2019-11-17

Статья просмотрена: 3413 раз

Библиографическое описание:

Дубровская, Т. Н. Налоговая система России и перспективы ее развития / Т. Н. Дубровская, А. Р. Леденева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 332-335. — URL: https://moluch.ru/archive/284/64068/ (дата обращения: 20.05.2021).

В современном мире у каждого на слуху словосочетание налоговая система, но если спросить у гражданина нашей страны что же это такое, то далеко не каждый даст четкий ответ на поставленный вопрос. Давайте попробуем разобраться что же такое Налоговая система на примере нашей страны.

Ключевые слова: налоговая система, налог, НДФЛ, НДС, Налоговый кодекс РФ.

Налоговая система — это совокупность всех налогов и сборов, а также администраторов и плательщиков. Другими словами, это совокупность взаимоотношений между плательщиками и государством.

Налоговая система Российской Федерации появилась еще в 90-х годах. А именно после распада СССР в 1991 году, когда был принят закон «Об основах налоговой системы РФ». Он вводил в действие новые налоги и сборы, к примеру, НДС, подоходный налог, акцизы на алкогольную и табачную продукцию и другие. В течение 7 лет велись разработки материалов для создания Налогового Кодекса. И вот в 1998 году была издана 1 часть. А на разработку второй части НК РФ потребовалось еще 3 года, и наконец в 2001 году она была опубликована. Так, в России появился самый главный документ по регулированию отношений между налогоплательщиком и государством.

Итак, познакомимся поближе с главным налоговым законом России — Налоговым Кодексом Российской Федерации. НК РФ состоит из двух частей. 1-ая часть регулирует общие вопросы по налогообложению. В ней раскрываются понятия основных налогов и других платежей, расписан порядок исполнения обязательств, права и обязанности, ответственность участников налоговых отношений и другие аспекты.

2-ая часть отражает ставки, порядок и сроки уплаты всех налогов, которые есть и действуют на территории России.


Налоговая система РФ состоит из трех уровней. Как правило устанавливаются фиксированные ставки, исключения составляют акцизы (их ставки зависят от видов подакцизных товаров), водный налог зависит от способа водопользования, также от вида запрашиваемого действия зависит размер государственной пошлины, налог на добычу полезных ископаемых устанавливаются как в твердой сумме, так и в процентном соотношении.

Важно отметить, что с 1 января 2019 года повысился налог на добавленную стоимость с 18 до 20 процентов. Это вызвало массу неудобств, так как уже за первый квартал организации обязаны были отчитаться по новой форме. Но так как система не была отлажена, многие предприятия очень понервничали при сдаче отчетности за 1 квартал.

Что же касается местных налогов и сборов, то здесь ставки плавающие, имеют место быть и прогрессивные. В основном это зависит от вида объекта [1].

Прежде чем начать открывать свой бизнес на территории Российской Федерации, необходимо изучить какие налоговые режимы действуют на территории нашей страны. С 2019 года их количество увеличилось до 6. Рассмотрим их в таблице 1.

Режимы налоговой системы РФ

Основная система налогообложения

Такой режим присваивается сразу после регистрации в ИФНС, его могут использовать и ООО, и ИП

Упрощенная система налогообложения

Здесь есть некоторые условия, такие как:

—среднесписочная численность работников не превышает 100 человек;

—остаточная стоимость амортизируемых осн.ср-тв не более 150 млн руб.;

—доходы за 9 мес не превышают 112,5 млн руб..

Единый налог на вмененный доход

В п.2 ст. 346.2 НК РФ отражены те виды предпринимательской деятельности, которые могут применять этот спец режим, но при условии, что их среднечисленность не превышает 100 человек

Единый сельскохозяйственный налог

Данный режим имеют право использовать только сельскохозяйственные производители

Его вправе применять только индивидуальные предприниматели, смысл в том, что комерсант выкупает патент на определенный срок, не превышающий 12 месяцев

Налог на профессиональный доход или налог для самозанятых

Касается тех, кто работает не на работодателя, а на себя. Это могут быть как физ лица, так и ИП. Одним из условий является то, что не должны иметь нанятых работников. Кроме того, воспользоваться новой схемой могут только те, чей доход за год не превышает 2,4 млн руб (или 200 тысруб с мес).

Налоговые ставки: 4 % — если оказывают услуги физ лицам; 6 % — если деньги поступают от юр лиц

Ни для кого не секрет, что в нашей стране существует очень много минусов и недочетов в налоговой политике государства. Так, например, ежегодно в казну поступает всего лишь около 60 % из 100 %, остальные 40 % не доходят, так как имеет место быть теневому рынку и многие продолжают уходить от уплаты налогов. Все это негативно влияет на развития нашей страны и общество в целом. Ведь налоговые поступления формируют Федеральный бюджет нашей страны. Еще одним минусом является отсутствие стабильности, это вызвано большим количеством налогов. Люди путаются и ошибаются, так как правительство регулярно вносит поправки. Это несет за собой ошибки, за которые начисляются пени, из-за этого граждане несут убытки, а вместе с тем негатив относительно налоговой системы нашей страны [2].

В планах на 2019–2020 годы у правительства появилось много идей по изменению налоговой политики государства. Это стало связано с тем, что обещание, данное В. В. Путиным, истекло и с 01.01.2019 года развязались руки всем тех, кто давно хотел внести свои коррективы. Так одним из самых волнующий вопросов особенно для населения России стал об изменении ставки НДФЛ. На рассмотрение было представлен проект о смене регрессивной ставки на прогрессивную со следующими показателями [5]:

Изменение ставки НДФЛ сучетом разницы суммы годового дохода физлица

НДФЛ

Годовой доход

менее 100 тыс.руб.

100 тыс.руб-1 млн руб.

1 млн руб-5 млн руб.

свыше 5 млн руб

Рассмотрим на примере: «Сотрудник Иванова работает лаборантом в государственном образовательном учреждении, в связи с небольшой загруженностью занятость ее составляет пол дня, соответственно занимает она пол ставки. Оклад 1 ставки составляет 7100 руб в мес, соответственно 0,5 ставки 3550 руб в месяц. Но необходимо взять во внимание, что сумма заработной платы не должна быть ниже установленного в регионе МРОТа. Так минимальный размер оплаты труда по Воронежской области с 01.01.2019 года составляет 11 280 руб, соответственно за 0,5 ставки — 5 640 руб в месяц. Работодатель обязан доплачивать до минимального размера оплаты труда.

Рассчитаем размер заработной платы за год, чтобы узнать по какой ставке будет взиматься НДФЛ.

5 640 руб. x 12 месяцев = 67 680 руб за год

Таким образом, заработная плата за год менее 100 тысруб и соответственно ежемесячный доход будет облагаться по ставке в размере 5 % подоходного налога.

Проанализируем еще один пример. Бухгалтер одной логистической компании работает ежедневно по график 5/2, и имеет заработную плату в размере 29 300 руб. Как мы видим, размер заработной платы превышает МРОТ, поэтому производим расчет таким образом: 29 300 руб x 12 = 351 600 руб в год. Так, заработная плата бухгалтера попадает в промежуток от 100 тыс. руб — до 3 млн руб, соответственно заработная плата сотрудника будет облагаться ставкой в размере 13 %.

Рассмотрев два наглядных примера, я считаю, что прогрессивная шкала имеет свои плюсы и минусы. Конечно, такое решение могло бы наладить справедливые взимания подоходного налога с граждан. Действительно, у граждан, получающих больший доход — возможностей производить более высокие отчисления больше. Но как отмечалось раньше в России имеет место быть теневой рынок и заработные платы в конвертах. Такое введение сподвигнет работодателей вести еще большую теневую экономику. Они перестанут показывать реальный уровень продаж, начнут экономить на сотрудниках и производстве. Обороты и покупательная способность спадет и экономическое развитие страны остановится.

Я считаю, наиболее правильное решение — это рассмотреть законопроект о предоставлении льгот определенным гражданам, таким как, например, инвалиды, многодетные семьи и гражданам, имеющим доход ниже среднего.

Возвращаясь к примерам о повышении налоговых ставок, невозможно не согласиться с Алексеем Кудриным, который высказался, что позорно говорить о бедности в стране, имея такой уровень ВВП на душу населения, а именно, этот показатель на 2019 год составляет 1 935 147,6 руб.

Для развития налоговой системы необходимо:

1) Сделать налоговую систему простой и доступной, для этого нужно упростить систему налогообложения так, чтобы простым гражданам стало понятно за что с них взимается тот или иной налог;

2) Как отмечалось выше, продолжать борьбу с теневым рынком, ведь если государство будет получать налоговые вычеты в соответствии с установленными требованиями, то ему не придется создавать новые налоговые вычеты для пополнения Федерального бюджета;

3) Усилить контроль за взимание налогов в коммерческих и негосударственных организациях, чтобы бизнес был построен на законных основаниях;

4) Увеличить акцизы на алкогольную и табачную продукцию, тем самым мы поддержим проект «Здоровая нация», а также урегулируем правовые отношения между государством и производителями данной продукции;

5) Ввести льготы, о которых говорилось выше.

Таким образом, Налоговая система РФ требует еще много доработок. Наше правительство старается улучшить эту сферу экономики как может. Главное продолжать уделять должное внимание данному вопросу, а также прислушиваться к населению.

  1. Васильева О. Ю. Проблемы на пути реализации основных направлений налоговой политики в 2018–2020 годах // Инновации в науке и практике. — 2018. — с.83–89.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ; часть вторая: Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ
  3. Нововведения в бухгалтерском учете, налогообложении и аудите Дубровская Т.Н, Чугунов А. В. Серебрякова И. А. Научный Вестник Воронежского государственного технического университета. Серия «Экономика и предпринимательство» — Воронеж: ВГТУ, 2018 г. — Выпуск 13 — с.71–77
  4. Consultant.ru
  5. garant.ru
  6. nalog.ru
  7. nalogovaya-politika-rossii-na-2019–2020-gody

Читайте также: