Региональные и местные налоги лекции

Опубликовано: 15.05.2024

2.2 Классификация налогов

В настоящее время виды налогов и сборов как важнейшей составляющей налоговой системы весьма разнообразны. Налоги можно классифицировать по разным признакам.

Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида:

  • федеральные:
  • региональные;
  • местные.

Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.

Классификация налогов в РФ в зависимости от уровня установления

При введении в действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на недвижимость прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом:

  • прямые;
  • косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К прямым налогам относятся:

  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на прибыль организаций;
  • налоги на имущество как юридических, так и физических лиц.

Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель. К косвенным налогам относятся:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • таможенные пошлины и др.

Косвенные налоги — наиболее простые для государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложные для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательны для государства эти налоги еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций.

Вместе с тем государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения вынуждено использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие подпало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика. Все это в комплексе создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.

Нередко на практике проводят разделение налогов в зависимости от их использования:

  • общие;
  • специальные.

К общим налогам относятся большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительная особенность заключается том, что после поступления в бюджет они обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.

В отличие от них специальные налоги имеют строго целевое предназначение и «закреплены» за определенными видами расходов. В частности, в РФ примером специальных налогов могут служить:

  • транспортный налог;
  • налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги бывают:

  • твердыми;
  • процентными (пропорциональными, прогрессивными и регрессивными).

В зависимости от финансово-экономической целесообразности и отражения в бухгалтерском учете налоги классифицируются следующим образом:

  • включаемые в продажную цену товаров (работ, услуг);
  • относимые на издержки обращения и затраты производства;
  • относимые на финансовые результаты;
  • уплачиваемые за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика.

В зависимости от принадлежности к уровню бюджета налоги можно подразделить так:

  • закрепленные;
  • регулирующие.

Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или во внебюджетный фонд. Среди них выделяют налоги, поступающие в федеральный, региональный и местные бюджеты.

Регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты разных уровней в пропорции, определенной бюджетным законодательством.

Особая категория налогов — так называемые специальные налоговые режимы. В НК РФ предусмотрена возможность установления четырех таких режимов.

Классификация налогов в РФ в зависимости от субъектов налогообложения

Налоги, уплачиваемые юридическими лицами

Налоги, уплачиваемые физическими лицами

Специальные налоговые режимы в соответствии с НК РФ:

  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;
  • упрощенная система налогообложения;
  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Особенность этих налогов состоит в том, что со дня их введения на территории соответствующих субъектов Федерации с налогоплательщиков, как правило, прекращается взимание большинства налогов, предусмотренных НК РФ.

Лекция 19. Региональные налоги и сборы

19.1. Налог на имущество организаций

Налог на имущество предприятий (гл. 30 НК РФ) – это прямой налог, обращенный непосредственно к основным, оборотным средствам и финансовым активам хозяйствующих субъектов.

Налог на имущество уплачивают:

– предприятия, учреждения, организации (включая банки и

кредитные организации), относящиеся по российскому законодательству к юридическим лицам;

– филиалы и иные аналогичные подразделения предприятий, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет;

– компании, фирмы, любые иные организации (включая

полные товарищества), образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации и объединения, а также их обособленные подразделения,

обладающие имуществом на территории России, континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне РФ.

Налог на имущество организаций устанавливается главой 30 НК РФ и законами субъектов РФ, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

Налогоплательщиками налога признаются:

– иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ.

Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Не признаются объектами налогообложения:

1) земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

2) имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

В случае, если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

Налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства, признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации.

Уполномоченные органы и специализированные организации, осуществляющие учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, обязаны сообщать в налоговый орган по местонахождению указанных объектов сведения об инвентаризационной стоимости каждого такого объекта, находящегося на территории соответствующего субъекта РФ, в течение 10 дней со дня оценки (переоценки) указанных объектов.

Налоговая база определяется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации), в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

Если объект недвижимого имущества, подлежащий налогообложению, имеет фактическое местонахождение на территориях разных субъектов РФ либо на территории субъекта РФ и в территориальном море РФ (на континентальном шельфе РФ или в исключительной экономической зоне РФ), в отношении указанного объекта недвижимого имущества налоговая база определяется отдельно и принимается при исчислении налога в соответствующем субъекте РФ в части, пропорциональной доле балансовой стоимости объекта недвижимого имущества на территории соответствующего субъекта РФ.

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2 процента.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Налогоплательщики представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

НК РФ предусматривает случаи освобождения от уплаты налога:

– организации и учреждения уголовно-исполнительной системы – в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;

– религиозные организации – в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;

– общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, – в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;

– организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, – в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;

– организации – в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

– организации – в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов;

– организации – в отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания;

– организации – в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов;

– организации – в отношении космических объектов;

– имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий;

– имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;

– имущество государственных научных центров;

– организации в отношении имущества, учитываемого на балансе организации – резидента особой экономической зоны, в течение 5 лет с момента постановки имущества на учет;

– организации – в отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

15.10. НАЛОГИ И СБОРЫ

15.10. НАЛОГИ И СБОРЫ Согласно подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ организации, применяющие УСН, могут учесть в составе расходов суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством о налогах и сборах.По этой статье можно учесть только те налоги и сборы, от уплаты

Раздел IX. Региональные налоги и сборы

Раздел IX. Региональные налоги и сборы Глава 27. Налог с продаж – Утратила силуУтратила силу. Глава 28. Транспортный налогСтатья 356. Общие положенияТранспортный налог (далее в настоящей главе – налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской

22. Федеральные налоги и сборы

22. Федеральные налоги и сборы Под налогом согласно положениям, закрепленным в п. 1 ст. 8 НК РФ, понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности,

23. Региональные налоги и сборы

23. Региональные налоги и сборы Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных

24. Местные налоги и сборы

24. Местные налоги и сборы Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований,

Раздел IX. Региональные налоги и сборы

Раздел IX. Региональные налоги и сборы Глава 27. Налог с продаж– Утратила силу. Глава 28. Транспортный налогСтатья 356. Общие положенияТранспортный налог (далее в настоящей главе – налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге,

22. Федеральные налоги и сборы в налоговой системе РФ (начало)

22. Федеральные налоги и сборы в налоговой системе РФ (начало) В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:– налога на прибыль организаций по ставке,

23. Федеральные налоги и сборы в налоговой системе РФ (окончание)

23. Федеральные налоги и сборы в налоговой системе РФ (окончание) – налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, за пределами территории РФ – по нормативу 100 %;– регулярных платежей за добычу полезных

Лекция 20. Местные налоги и сборы

Лекция 20. Местные налоги и сборы 20.1. Земельный налог Земельный налог устанавливается НК РФ (гл. 31 НК РФ) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии НК РФ и нормативными

6. Налоги и сборы, предусмотренные для уплаты организациями и индивидуальными предпринимателями, переведенными на уплату ЕНВД

6. Налоги и сборы, предусмотренные для уплаты организациями и индивидуальными предпринимателями, переведенными на уплату ЕНВД Так как специальная система налогообложения в виде ЕНВД применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с общей

29. Региональные трансферты

29. Региональные трансферты Региональные межбюджетныетрансферты предоставляются в форме:1) финансовой помощи местным бюджетам. Данный вид межбюджетных трансфертов существует в виде дотаций из региональных фондов финансовой поддержки поселений и дотаций из

Лекция № 7. Налоги и фискальная политика

Лекция № 7. Налоги и фискальная политика Налог – это объективная экономическая категория, выражающая постоянно существующие экономические отношения между государством и физическим или юридическим лицами в процессе перераспределения вновь созданной стоимости ВНП и

ЛЕКЦИЯ № 6. Региональные процессы в национальной экономике

ЛЕКЦИЯ № 6. Региональные процессы в национальной экономике 1. Экономика региона В структуре национальной экономики России в силу ее федеративного государственного устройства существует специфическая структурная единица – регион; это ограниченная рамками субъекта РФ

7. Региональные бюджеты

7. Региональные бюджеты Региональные бюджеты– центральное звено территориальных бюджетов, которые служат для финансового обеспечения задач, лежащих на государственных органах управления субъекта РФ.Целью региональных органов власти является обеспечение развития

Что такое налоги и сборы и как их нужно уплачивать

Что такое налоги и сборы и как их нужно уплачивать Для того чтобы предметно говорить об исследуемом вопросе, сначала определимся, что такое налоги и почему их нужно уплачивать. Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно

Заплати налоги. и не только налоги

Заплати налоги. и не только налоги При желании, а также при попустительстве руководства бухгалтер может «нагреть руки» даже на такой, казалось бы, прозрачной и безобидной операции, как перечисление налогов в бюджет и неналоговых платежей во внебюджетные фонды.Смысл

Виды налогов и сборов в Российской Федерации.

Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов определены статьей 12 Налогового кодекса России (НК РФ).

Перечень налогов, уплачиваемых в России, установлен статьями 13-15 НК РФ. Кроме того, с состав налоговой системы России включаются Страховые взносы, а также Специальные налоговые режимы.

НК РФ устанавливает перечень налогов. Этот перечень может быть расширен только изменениями в Налоговый кодекс. Так было не всегда. До введения Налогового кодекса (с 1 января 1999 года) нередко на местах вводили налоги по своему усмотрению. Так, были налог на ветхое жилье (налог на ремонт ветхого жилья), налог на милицию, налог на образование, налог на строительство моста через реку и т.д.

В настоящее время, все более четко - НК РФ установил закрытый перечень налогов и власти не имеют право вводить новые налоги (точнее ввести новый налог власти могут, но только если такие изменения войдут в НК РФ, что является долгой и непростой процедурой). Так, п. 6 ст. 12 НК РФ прямо предусматривает - не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом.

Налоги и сборы группируются в три группы, исходя из уровня бюджета - федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги и сборы

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

Перечень федеральных налогов и сборов установлен ст. 13 НК РФ:

Региональные налоги

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Перечень региональных налогов установлен ст. 14 НК РФ:

Особенности региональных налогов регулируются п. 3 ст. 12 НК РФ:

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Местные налоги

Местными налогами признаются налоги , которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Перечень местных налогов определен ст. 15 НК РФ:

4) Курортный сбор (проводится эксперимент до 31.12.2022 на основании Федерального закона от 29.07.2017 N 214-ФЗ)

Особенности местных налогов регулируются п. 4 ст. 12 НК РФ:

Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах.

Местные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов (внутригородских районов). Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов (внутригородских районов) в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах.

В городском округе с внутригородским делением полномочия представительных органов муниципальных образований по установлению, введению в действие и прекращению действия местных налогов на территориях внутригородских районов осуществляются представительными органами городского округа с внутригородским делением либо представительными органами соответствующих внутригородских районов согласно закону субъекта Российской Федерации о разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и органами местного самоуправления внутригородских районов.

Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе устанавливаются НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в соответствии с НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

При установлении местных сборов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, ставки сборов, а также могут устанавливаться льготы по уплате сборов, основания и порядок их применения.

Специальные налоговые режимы

НК РФ предусматривает также специальные налоговые режимы, которые могут применяться теми, кто подпадает под их условия. В случае применения специальных налоговых режимов, вместо некоторых федеральных, региональных и местных налогов и сборов может уплачиваться налог, определенный специальным налоговым режимом. Традиционная система налогов, указанных выше, именуется как Общая система налогообложения (ОСН).

Перечень специальных налоговых режимов определен в статье 18 НК РФ:

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

РЕГИОНАЛЬНЫЕ И МЕСТНЫЕ НАЛОГИ

1. Транспортный налог

(Глава 28 НК, Закон РТ от 29.11.2002 г. № 24-ЗРТ )

Налогоплательщики : лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходы, мотосани, водные и воздушные транспортные средства.

Не являются объектом налогообложения:

8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;

9) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

Налоговая база определяется:

1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, – как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;

2) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, – как валовая вместимость в регистровых тоннах;

3) в отношении других водных и воздушных транспортных средств – как единица транспортного средства.

Налоговый период – календарный год. Для организаций установлены также отчетные периоды – первый, второй и третий квартал.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и приведены в Приложении.

В случае регистрации транспортного средства или снятия транспортного средства с регистрации исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к 12.

Налогоплательщики – юридические лица представляют налоговую декларацию по налогу в налоговый орган по месту нахождения транспортного средства не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Юридические лица по истечении каждого отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортного средства отчет об исчислении и уплате транспортного налога в течение года нарастающим итогом с начала года в сроки, установленные для представления квартальной бухгалтерской отчетности (30 дней после окончания квартала).

Налогоплательщики, являющиеся организациями, в Республике Татарстан производят уплату авансовых платежей по налогу не позднее 10 числа второго месяца, следующего за отчетным периодом, а по окончании налогового периода доплату налога – не позднее 10 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Физические лица в Республике Татарстан производят уплату налога по месту нахождения транспортного средства в срок не позднее 15 июля следующего календарного года на основании налогового уведомления, направленного ему налоговым органом.

2. Налог на игорный бизнес

(Глава 29 НК, Закон РТ от 23.09.2003 г. № 40-ЗРТ )

Налогоплательщики – организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.

Игорный бизнес – предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг.

Азартная игра – основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками между собой либо с организатором игорного заведения (организатором тотализатора) по правилам, установленным организатором игорного заведения (организатором тотализатора).

Пари – основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками между собой либо с организатором игорного заведения (организатором тотализатора), исход которого зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет.

Объекты налогообложения :

1) игровой стол – специально оборудованное у организатора игорного заведения место с одним или несколькими игровыми полями, предназначенное для проведения азартных игр с любым видом выигрыша, в которых организатор игорного заведения через своих представителей участвует как сторона или как организатор;

2) игровой автомат – специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в указанных играх представителей организатора игорного заведения;

3) касса тотализатора или касса букмекерской конторы – специально оборудованное место у организатора игорного заведения (организатора тотализатора), где учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате.

Налоговый период – месяц.

Ставки налога на игорный бизнес

Объект игорного бизнеса Ставка в НК Ставка в Республике Татарстан
Игровой стол от 25 000 до 125 000 рублей 125 000 рублей
Игровой автомат от 1 500 до 7 500 рублей 7 500 рублей
Касса тотализатора или касса букмекерской конторы от 25 000 до 125 000 рублей 75 000 рублей

За два дня до установки или выбытия каждого объекта игорного бизнеса налогоплательщик обязан зарегистрировать его в налоговом органе. Если объекты игорного бизнеса не будут зарегистрированы в установленном порядке, то за каждый выявленный объект предусмотрен штраф в трехкратном размере ставки, установленной для соответствующего объекта налогообложения.

Сумма налога для каждого объекта налогообложения вводимого после 15-го числа или выводимого до 15 числа (включительно) уменьшается в данном месяце в 2 раза.

Представление декларации производится в налоговый орган по месту регистрации объектов игорного бизнеса не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. В те же сроки производится уплата налога.

3. Налог на имущество организаций

(Глава 30 НК, Закон РТ от 28.11.2003 г. № 49-ЗРТ )

Налогоплательщики и объект налогообложения :

1. Российские организации – движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств;

2. Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, – движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств.

3. Иностранные организации, имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, – недвижимое имущество, принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности.

Налоговая база – среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

Среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу. (ст. 376 НК )

Например, средняя стоимость имущества (ССИ) за 1 квартал определяется:

где ОС – остаточная стоимость на первое число соответствующего месяца.

Налоговый период – календарный год; отчетные периоды – 1 квартал, полугодие и 9 месяцев.

Налоговые ставки устанавливаются субъектами РФ и не могут превышать 2,2%. В Республике Татарстан, в частности, установлены ставки в размере:

1) 0,1% – на имущество:

а) организаций, производящих сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающих рыбу, при условии, что выручка от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы составляет не менее 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг);

б) вновь созданное, приобретенное организацией для реализации инвестиционного проекта в соответствии с договором об осуществлении инвестиционной деятельности, заключенным согласно Закону Республики Татарстан «Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан»;

в) производителей грузовых автотранспортных средств.

2) 1,1% – на имущество организаций (кроме производящих подакцизные товары), осуществляющих первичную и последующую (промышленную) переработку и (или) хранение сельскохозяйственной продукции, при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).

3) 2,2% – на имущество других организаций

По итогам каждого отчетного периода авансовый платеж (Ав.пл. ) исчисляется по формуле:

По итогам налогового периода сумма налога к доплате (Н допл. ) исчисляется по формуле:

Налогоплательщики представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода. Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сроки уплаты в Республике Татарстан: по окончании каждого отчетного периода – 5 число второго месяца, следующего за отчетным периодом; по окончании налогового периода (года) – 5 апреля следующего года.

4. Земельный налог

(Глава 31 НК; Решение Горсовета муниципального образования «г. Набережные Челны» от 28.11.2005 г. № 4/4 )

Налогоплательщики – организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Объект налогообложения – земельные участки.

Не признаются объектом налогообложения:

1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

3) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

4) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах лесного фонда;

5) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.

Налоговая база – кадастровая стоимость земельных участков, определяемая в соответствии с земельным законодательством РФ в отношении каждого участка по состоянию на 1 января.

Налогоплательщики–организации и индивидуальные предприниматели определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра. Территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика. Также такие сведения размещаются в сети Интернет.

Исчисление земельного налога для физических лиц производится налоговыми органами.

Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования в отношении земельного участка следующих категорий налогоплательщиков:

1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;

2) инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;

3) инвалидов с детства;

4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

Налоговый период – календарный год.

Отчетные периоды установлены только для организаций и индивидуальных предпринимателей – первый квартал, полугодие и девять месяцев.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать:

1) 0,3% – в отношении земельных участков:

· отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

· занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;

· предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;

2) 1,5% – в отношении прочих земельных участков.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей авансовые платежи по налогу по истечении отчетных периодов определяются как одна четвертая произведения налоговой ставки и кадастровой стоимости земельного участка. По итогам отчетных периодов предоставляются расчеты не позднее последнего числа следующего месяца, а по итогам налогового периода – декларация до 1 февраля следующего года. Для налогоплательщиков города Набережные Челны сроки уплаты налога совпадают со сроками предоставления отчетности.

Для физических лиц предоставление отчетности не предусмотрено. Налог в городе Набережные Челны уплачивается в 3 срока равными долями: до 15 сентября и до 15 ноября текущего налогового периода и до 1 февраля следующего.

5. Налог на имущество физических лиц

(Закон РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц»; Решение Горсовета муниципального образования «г. Набережные Челны» от 25.09.2008 г. № 34/4 )

Налогоплательщики – физические лица, имеющие на территории Российской Федерации в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения.

Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе.

Объект налогообложения – находящиеся в собственности физических лиц жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения (далее — строения).

Налоговая база – суммарная инвентаризационная стоимость строений.

Суммарная инвентаризационная стоимость – сумма восстановительных стоимостей объектов (с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию), расположенных на территории одного представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу. Данная стоимость определяется органами технической инвентаризации.

Ставки налога на имущество физических лиц

Суммарная инвентаризационная стоимость имущества Ставка налога в Законе РФ Ставка налога в городе Набережные Челны
До 300 тыс.руб. до 0,1% 0,09%
От 300 тыс.руб. до 500 тыс.руб. от 0,1 до 0,3% 0,1%
Свыше 500 тыс. руб. от 0,3 до 2% 0,3%

Налоговый период – год.

При переходе права собственности на строения в течение года одним налогоплательщиком в пользу другого (купля-продажа, мена, дарение), налог исчисляется и предъявляется к уплате первоначальному владельцу с 1 января текущего года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а каждому новому собственнику налог предъявляется с момента вступления в право собственности на строение, помещение и сооружение до момента его отчуждения.

От уплаты налога освобождаются:

1) Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

2) инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;

3) участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;

5) военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

6) лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

7) члены семей военнослужащих, потерявших кормильца.

8) пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации;

9) граждане, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;

10) родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;

11) расположенные на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилые строения и хозяйственные строения площадью до 50 квадратных метров.

Уплата налога производится физическими лицами на основании налогового уведомления, вручаемого налоговыми органами не позднее 1 августа, равными долями в два срока – не позднее 15 сентября и 15 ноября текущего налогового периода.

Налоговое законодательство Российской Федерации построено на основе принципа единства финансовой политики государства, проявляющегося, в частности, в установлении закрытого перечня налогов, действующих на всей территории страны.

Виды налогов и сборов, которые могут удерживаться на территории государства, устанавливаются и изменяются Налоговым кодексом РФ. В этом же нормативном акте расписано, какие налоги и сборы к какому уровню налоговой системы относятся.

Так, Налоговый кодекс РФ устанавливает три уровня налоговой системы: федеральный, субъектов Федерации и местный.

Каждый вид налога отнесен к тому или иному уровню исходя из объема функций и полномочий, реализация которых возложена на государство в целом, государственные органы субъектов Российской Федерации или муниципальные образования.

Региональные налоги – обязательные платежи в бюджет соответствующих субъектов РФ, устанавливаемые законами субъектов Российской Федерации в соответствии с Налоговым кодексом и обязательные к уплате на территории всех регионов соответствующих субъектов РФ.

К региональным налогам относятся:

налог на имущество организаций;

Органы государственной власти субъектов РФ определяют налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения. Остальные элементы налогообложения и налогоплательщики определяются Налоговым Кодексом.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать федеральные налоги, не указанные выше, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

Налог на имущество

Налогоплательщиками налога на имущество организаций являются организации, имеющие движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств, за исключением земельных участков и имущества, принадлежащего на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти.

Транспортный налог

Транспортный налог обязаны уплачивать лица, на которых зарегистрированы транспортные средства: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и др., воздушный и водный транспорт, снегоходы, мотосани.

Ставки налога устанавливается по каждому виду транспортных средств.

Налог на игорный бизнес

Налог на игорный бизнес платят лица, занимающиеся предпринимательством в сфере игорного бизнеса.

Объектами налогообложения признаются: игровые столы и автоматы, кассы тотализаторов и букмекерских контор.

По каждому такому объекту отдельно определяется налоговая база и налоговая ставка.

Специальные налоговые режимы

Специальные налоговые режимы могут предусматривать федеральные налоги, не указанные выше, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

Единый сельскохозяйственный налог - ЕСХН

Единый сельскохозяйственный налог - ЕСХН - представляет собой систему налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся сельхозпроизводителями. Налогоплательщики, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от уплаты налогов на прибыль, имущество и НДС.

Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Ставка налога составляет 6 процентов.

Упрощенная система налогообложения - УСН

Упрощенная система налогообложения - УСН - может применяться организациями и индивидуальными предпринимателями.

Ставка налога в случае налогообложения доходов составляет 6%, а при выборе объектом налогообложения "доходы минус расходы" - 15%.

Налогоплательщики обязаны вести учет операций для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов.

Налогоплательщики, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от уплаты налогов на прибыль, имущество и НДС.

Единый налог на вмененный доход - ЕНВД

Данная система налогообложения применяется для отдельных видов деятельности: бытовые услуги, автотранспортные услуги, розничная торговля, общественное питание и т.п.

Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Уплата организациями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, за исключением объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом).

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.

Читайте также: