Налоговая система германии список литературы

Опубликовано: 16.05.2024

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 10:30, реферат

Описание работы

Значительный интерес, в связи с реформированием налоговой системы России, представляет система налогообложения Германии, основанная на принципе множественности налогов (их около 50 видов) и имеющая федеративное устройство. По каждому виду налогов приняты специальные законы.

Содержание

Введение
1. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ГЕРМАНИИ
1. Налоговая система Германии – принципы и построение
2. Налоги
1. Подоходный налог
2. Налог с корпораций
3. Налог на добавленную стоимость
4. Промысловый налог
5. Земельный налог
6. Налог на имущество
7. Налог на наследство и дарение
8. Акцизы
9. Социальные отчисления
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Нал.система Германии.doc

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет»

Кафедра «Экономика, управление и инвестиции»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСОВОЙ РАБОТЕ

по дисциплине «Налоговые системы зарубежных стран»

тема: Налоговая система Германии

ЮУрГУ–080107.2010.1497 ПЗ КР

____________ Андреева О.М.

студент группы ЭиУ-312

____________ Юхтенко К.М.

с оценкой (цифрой, прописью)

1. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ГЕРМАНИИ

    1. Налоговая система Германии – принципы и построение
    2. Налоги
      1. Подоходный налог
      2. Налог с корпораций
      3. Налог на добавленную стоимость
      4. Промысловый налог
      5. Земельный налог
      6. Налог на имущество
      7. Налог на наследство и дарение
      8. Акцизы
      9. Социальные отчисления

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Значительный интерес, в связи с реформированием налоговой системы России, представляет система налогообложения Германии, основанная на принципе множественности налогов (их около 50 видов) и имеющая федеративное устройство. По каждому виду налогов приняты специальные законы.

Налоги в ФРГ рассматриваются правительством как главное средство воздействия государства на развитие экономики; они обеспечивают около 80% бюджетных доходов. В России также около 80 % бюджетных доходов обеспечивают налоги. Сходством является и то, что деятельностью налоговых институтов в ФРГ занимаются специальные институты и ведомства, оценивающие уровень ожидаемых налоговых поступлений, а Министерство финансов ФРГ составляет пятилетние проекты доходов и расходов страны и осуществляет налоговую политику.

Полезным для Российской Федерации может оказаться опыт реформирования налоговой системы Германии. Как федеративное государство оно прошло различные стадии политического и экономического устройства, не раз поднималась из разрухи, вызванной мировыми войнами и выросла в экономически мощное рыночное государство с выраженной социальной ориентацией.

Многие федеральные земли Германии не одно столетие были самостоятельными государствами. Отсюда была постоянная необходимость поиска оптимальных взаимоотношений вертикальных и горизонтальных ветвей власти.

В любой стране с федеративным устройством в то числе и в России центральной проблемой является разграничение полномочий центральной власти и субъектов федерации. Этот вопрос в Германии тоже решен. Так, в результате крупнейшей налоговой реформы в декабре 1919 года был ликвидирован финансовый суверенитет земель. Право получать налоги и управлять ими осталось исключительно за государством. Налоговая система стала централизованной.

В отличие от России в Германии применяется как вертикальное, так и горизонтальное выравнивание доходов. Высокодоходные земли (Бавария, Вюртемберг, Северный Рейн-Вестфалия) перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым землям (Саксония, Шлезвиг-Голштейн). Это явилось итогом многолетнего развития налоговой системы.

Цели налоговой политики страны определил еще канцлер Германии Отто Бисмарк (1815-1898) в своей речи в рейхстаге 2 мая 1879 г., где потребовал перенесения бремени налогов с доходов на потребление (расходы). Отсюда пошла крылатая фраза о налоговом сюртуке Бисмарка.

В настоящее время в Германии два крупнейших налога - подоходного с физических лиц и налога на добавленную стоимость. Удельный вес НДС в доходах бюджета страны составляет 28 %. Также как и в России ставка дифференцирована. Общая ставка составляет 15 %, но ряд продовольственных товаров и книжно-журнальной продукции облагаются по минимальной ставке 7 %. В общих доходах бюджета налоги составляют около 80 %.

Особенности налоговой системы Германии

Рассмотрим налоговую систему Германии. Следует отметить, что организация налогообложения в Германии основывается на принципах, которые были заложены еще Л. Эрхардом:

1) налоги должны быть по возможности минимальными;

2) при налогообложении того или иного объекта должны учитываться экономическая целесообразность взимания налога;

3) налоги не должны препятствовать конкуренции;

4) налоги должны соответствовать структурной политике;

5) система налогообложения должна строиться на уважении частной жизни налогоплательщика, соблюдении коммерческой тайны;

6) в системе должно быть исключено двойное налогообложение;

7) налоги должны обеспечивать справедливое распределение доходов в обществе;

8) величина налогов должна находиться в соответствии с размером, оказываемых государством услуг.

Законодательной базой налогообложения в Германии служит основной и всеобъемлющий закон, в котором определены не только общие условия и процессуальные принципы налогообложения (порядок расчета, взаимоотношения и полномочия по их взиманию), но и виды налогов, а также распределение налоговых поступлений между федерацией, землями и общинами.

Федеральный бюджет формируется за счет поступлений:

  • федеральных налогов: таможенных пошлин, налога да добавленную стоимость, налога на доход от страховой деятельности, вексельного налога, солидарного налога, налогов по линии Европейского сообщества, акцизов (кроме налога на пиво);
  • доли в совместных налогах;
  • доли в распределении промыслового налога.

Земли получают доходы от:

  • земельных налогов, имущественного налога, налога на наследство, налога на приобретение земельного участка, налога с владельцев автотранспортных средств, налога на пиво, налога с тотализатора и проведения лотерей, налога на противопожарную охрану, от сбора с выручки в казино;
  • доли в совместных налогах;
  • доли в распределении промыслового налога. К числу совместных налогов относятся: налог на заработную плату, подоходный налог, налог с корпораций, налог на добавленную стоимость (включая налог с оборота ввозимых товаров).

Общины получают часть поступлений от:

  • местных налогов: промыслового налога, земельного налога, местных акцизов и налога на специфические формы использования доходов (налог с владельцев собак, на доходы увеселительных заведений);
  • доли в поступлениях от налога на заработную плату и подоходного налога;
  • налоговых взносов в рамках земельного законодательства.

В этом также можно проследить сходство налоговой системы России и Германии, ведь в России также налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные, которые в свою очередь поступают в разных пропорциях в различные бюджеты.

Церкви в ФРГ (католическая, протестантская и лютеранская) правомочны взимать с верующих соответствующей концессии церковный налог.

Из вышеприведенного следует, что налоговая система в ФРГ множественная (в ней насчитывается 45 налогов), разветвленная, трехуровневая. Основную фискальную роль играют в ней подоходные налоги. В России трехуровневая налоговая система также построена на принципах множественности (около 30 налогов) и разветвленности.

Основные виды налогов Германии

Ввиду большого разнообразия налогов Германии остановимся лишь на основных из них.

Подоходный налог с физических лиц является основным источником государственных доходов. Объектом налогообложения по нему является доход физических лиц, полученный ими из разных источников: от работы в сельском и лесном хозяйстве, промысловой деятельности, наемного труда и от свободных профессий, от сдачи внаем или в аренду движимого и недвижимого имущества, от капитала и прочих доходов.

При налогообложении доходов используются два способа взимания налога: у источника и по декларациям, которые подаются в налоговую службу в начале календарного года, следующего за отчетным.

С 1993 г. в ФРГ введен охраняемый от налогообложения прожиточный минимум, который постоянно изменяется в сторону увеличения. Так, в 1997 г. он составил 12095 DM для одиноких и 24191 DM для семейных; в 1998 г. он составил 12365 DM и 24731 DM, а в 1999 г. — 24731 DM и 26135 DM соответственно.

При формировании налогооблагаемой базы по этому налогу из дохода подлежат вычету производственные расходы, связанные с получением доходов, и особые издержки. Некоторые виды особых издержек подлежат вычету в неограниченном количестве (например, церковные налоги, партийные взносы), другие с ограничениями предельной суммы вычетов, дифференцированной в зависимости от семейного положения. Это прежде всего вычеты страховых взносов и взносы на целевое накопление средств на жилищное строительство. Затраты на собственное профобучение или повышение квалификации, затраты на работников в собственном хозяйстве, а также школьные расходы вычитаются в твердо установленной сумме. К особым издержкам относятся также алименты разведенным или живущим отдельно в течение длительного времени супругам (у алиментополучателя они облагаются налогом).

Налогооблагаемая база может быть уменьшена на сумму непредвиденных расходов (расходы на пребывание в больнице, расходы родителя-одиночки на бытовые услуги при воспитании ребенка моложе 16 лет).

Здесь также прослеживается схожесть налогов России и Германии. В отличие от России подоходный налог в Германии прогрессивен. Его минимальная ставка - 19%, максимальная - 53%. Максимальная ставка налога применяется к гражданам, чей доход превышает 120 тысяч марок. Хотя раньше в России также применялась прогрессивная ставка подоходного налога.

Ставки подоходного налога на 1997г. приведены в табл. 1.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 15:27, реферат

Описание

В любой стране налоговая политика является основополагающим фактором функционирования национальной экономики. Налоговая система Германии показательна, прежде всего тем, что на ее базе удалось достичь как высокого уровня экономического развития, так и обеспечить высокую степень социальной защиты для своих граждан.
Германия прошла различные стадии политического и экономического устройства, выросла в экономически мощное федеративное государство с развитой рыночной экономикой, ориентированной на приоритетное решение социальных проблем.

Содержание

Введение
1 Особенности налоговой политики Германии
1.1 Важнейшие принципы налогообложения
2 Виды налогов
2.1 Подоходный налог
2.2 Корпоративный налог
2.3. Налог на добавленную стоимость и акцизы
2.4. Налоги с имущества
2.5. Промысловый и поземельный налог
2.6. Социальные сборы и платежи
2.7 Налог на приобретение земельного участка
2.8 Налог на наследие и дарение
2.9 Интересные факты из истории налоговой системы Германии
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа состоит из 1 файл

реферат по налогам.doc

1 Особенности налоговой политики Германии

1.1 Важнейшие принципы налогообложения

2.1 Подоходный налог

2.2 Корпоративный налог

2.3. Налог на добавленную стоимость и акцизы

2.4. Налоги с имущества

2.5. Промысловый и поземельный налог

2.6. Социальные сборы и платежи

2.7 Налог на приобретение земельного участка

2.8 Налог на наследие и дарение

2.9 Интересные факты из истории налоговой системы Германии

Список использованных источников и литературы


Введение

В любой стране налоговая политика является основополагающим фактором функционирования национальной экономики. Налоговая система Германии показательна, прежде всего тем, что на ее базе удалось достичь как высокого уровня экономического развития, так и обеспечить высокую степень социальной защиты для своих граждан.

Германия прошла различные стадии политического и экономического устройства, выросла в экономически мощное федеративное государство с развитой рыночной экономикой, ориентированной на приоритетное решение социальных проблем.

В любой стране с федеративным устройством центральной проблемой является разграничение полномочий центральной власти и субъектов федерации и распределение финансовых источников для их осуществления.

Налоги в ФРГ занимают ведущее место среди методов мобилизации ресурсов для покрытия государственных расходов и рассматриваются правительством ФРГ как главное орудие воздействия государства на развитие германской экономики. Они являются основным источником доходов страны.

Налоговая система ФРГ сегодня представляет собой сложную и разветвленную систему налогов, охватывающих практически все стороны жизнедеятельности общества. В основе налоговой системы ФРГ лежит принцип множественности налогов.


1 Особенности налоговой политики Германии

1.1 Важнейшие принципы налогообложения

Со времен Л. Эрхарда в Германии укоренились важнейшие принципы построения системы налогообложения:

— налоги по возможности минимальны;

— минимальны или, точнее, минимально необходимы и затраты на их взимание;

— налоги не могут препятствовать конкуренции, изменять чьи-либо шансы;

— налоги соответствуют структурной политике;

— налоги нацелены на более справедливое распределение доходов;

— система должна строиться на уважении к частной жизни человека; в связи с налогообложением человек должен по минимуму открывать государству свою частную жизнь; налоговый работник не имеет права никому дать какие-либо сведения о налогоплательщике; сохранение коммерческой тайны гарантировано;

— налоговая система исключает двойное обложение;

— величина налогов соответствует размеру государственных услуг, включая защиту человека и все, что гражданин может получить от государства.

Характерной особенностью налоговой системы Герма­нии является перераспределение налоговых поступлений по вертикали — от вышестоящих уровней бюджетной си­стемы нижестоящим и по горизонтали — от налогово-обеспеченных земель в пользу бедных земель.


2 Виды налогов

2.1 Подоходный налог

Подоходный налог с физических лиц является основным источником государственных доходов. Объектом налогообложения по нему является доход физических лиц, полученный ими из разных источников: от работы в сельском и лесном хозяйстве, промысловой деятельности, наемного труда и от свободных профессий, от сдачи внаем или в аренду движимого и недвижимого имущества, от капитала и прочих доходов.

При налогообложении доходов используются два способа взимания налога: у источника и по декларациям, которые подаются в налоговую службу в начале календарного года, следующего за отчетным.

Подоходным налогом облагает­ся общая сумма доходов граждан, признаваемых резидента­ми Германии, полученная из всех источников, в том числе и из-за рубежа. Нерезиденты облагаются только по доходам, полученным из источников в Германии.

Доходы в виде заработной платы облагаются в авансо­вом порядке, путем удержания налога при выплате зара­ботков работников по специальной шкале ставок. При этом налогоплательщики делятся на шесть групп в зависимости от семейного положения, наличия детей, числа работающих в семье. Например, к налоговой группе I относятся одино­кие плательщики, не имеющие детей, к группе II — женатые работающие супруги. Для каждой из групп установлены свои вычеты и льготы. Налог удерживается работодателем по каждому виду выплат заработной платы на основании налоговой карточки, где содержатся все необходимые для его расчета данные.

Для коммерческой деятельности приняты правила вы­чета документированных расходов. Если эти расходы не подтверждаются документально, разрешается применять стандартный вычет в размере 920 евро. Взносы по системе обязательного пенсионного страхования подлежат вычету в пределах до 6 тыс. евро. Платежи по частному страхованию жизни, здоровья, от безработицы и т.д. также могут вычи­таться из облагаемого дохода, но с определенными ограни­чениями. Эти документированные вычеты могут быть также заменены стандартным вычетом в 1500 евро (3000 евро — для семейных пар).

Ставки обложения подоходным налогом — прогрессив­ные и составляют от 15 до 45%.

Ставки подоходного налога (для отдельных лиц) При доходах в год:
до 7.834,00 (с 2010 года – 8.004,00) EUR => налогом не облагается.

Налог для иностранцев в Германии от 14% по прогрессивной шкале
от 7.835,00 до 52.551,00 EUR => 14% – 42% прогрессивная шкала
от 52.551,00 до 250.401,00 EUR => 42%
свыше 250.401,00 EUR => 45%
Для супругов используются более льготные тарифы. Дополнительно надбавка на солидарность 5,5% от вычисленного подоходного налога.

Налоговые декларации по подоходному налогу резиден­тами должны быть представлены до 31 мая.

2.2 Корпоративный налог

Общегосударственным налогом на прибыль компаний (корпорационный налог) облагаются компании. Резиденты облагаются этим налогом по общей сумме их прибылей, не­резиденты — только по доходам, полученным в Германии.

Облагаемый доход определяется как чистая прибыль, рассчитанная в соответствии с установленными государ­ством стандартами бухгалтерской отчетности. Нарушение этих стандартов влечет за собой штрафные санкции, на­равне с действиями по уклонению от налога. Амортизация рассчитывается по пропорциональ­ному методу или методу снижающегося остатка.

При определенных условиях разрешается создание не облагаемых налогом резервных фондов: для компенсации инфляционного роста цен на сырье, материалы, энергию; для средств, полученных компанией в результате измене­ния оценочной стоимости ее имущества и др. Другая груп­па резервов формируется с целью покрытия возможных в будущем убытков и потерь. Из подле­жащей обложению прибыли разрешено также вычитать, в определенных пределах, пожертвования на благотворитель­ные цели и представительские расходы.

Ставка налога 15%

Отчетность компаний по налогу на прибыль должна быть представлена до 31 мая. В течение года компании вно­сят ежеквартально авансовые платежи. По истечении года на основе окончательной налоговой декларации подлежа­щая уплате сумма уточняется и производится либо доплата налога, либо компенсация суммы переплаты.

2.3. Налог на добавленную стоимость и акцизы

НДС действует в Германии с 1 января 1968 г. Платель­щиками налога являются любые лица и предприятия, осуществляющую любую коммерческую деятельность в Германии, независимо от объема оборота и порядка ее осу­ществления.

Стандартная ставка налога составляет 19%. Льготная ставка 7% распространяется на продукты питания, книги, газеты, услуги пассажирского транспорта. Освобождены от НДС медицинские услуги и квартплата, а также услуги частных школ, театров, музеев и т.п. Нулевая ставка НДС установлена для экспортных операций.

Плательщики НДС должны регистрироваться в налоговых органах, и им при­сваивается два налоговых номера: один — общий номер на­логоплательщика, который сопровождает его по всем отношениям и расчетам с налоговыми органами по всем видам налогов (он присваивается на уровне местной налоговой инспекции) и второй — НДС - номер, который применяется только в отношении сделок, совершаемых с контрагентами из стран — членов ЕС (присваивается на уровне федераль­ных финансовых органов).

Отчетность по НДС представляется ежемесячно или ежеквартально — в форме так называемых предваритель­ных деклараций, в срок не позднее десяти дней после окон­чания отчетного периода. Итоговая отчетность по НДС представляется до 31 мая. Просрочка в подаче отчетности наказывается штрафом в размере 10% от суммы причита­ющегося налога. Пропуск сроков оплаты НДС влечет за со­бой начисление процентов — из расчета 1% в месяц.

Обязательно использование счетов-фактур в отноше­ниях между плательщиками НДС. Копии счетов-фактур должны храниться не менее десяти лет.

Налоги на потребление (акцизы) - эта группа налогов делится на три подгруппы: налог на продовольственные товары (налоги на сахар, соль), налоги на продукты наслаждения (табак, кофе, пиво), другие налоги на потребление (например, налоги на нефтепродукты). Они все, исключая налоги на нефтепродукты, достаточно небольшие. Данные налоги взимаются с производителей, которые включают её в цену и перекладывают тем самым на потребителей.

Наиболее значительным является налог на табачные изделия (2.8-3% всех налоговых поступлений). Другие дают менее 1% каждый, например налог на кофе - 0.3%, налог на пиво - 0.2% и т.д. Но и эти налоги чётко регламентированы. При резком повышении налога на табачные изделия некурящих стало значительно больше, чем при долгой пропагандистской кампании о вреде курения. Таким образом, путём повышения налога была решена социальная задача.

Налоги на потребление в основном направляются в федеральный бюджет, кроме налога на пиво, идущего в бюджеты земель. Ставки федеральных акцизов следующие: бензин - 0.70-0.77 Евро на литр в зависимости от содержания в нём свинца; мазут для отопления - 6.7 цента на 1 кг; табачные изделия - 9.3 цента на 1 сигарету; кофе - 3.1 Евро на 1 кг; крепкие спиртные напитки - 160 Евро на 100 литров; шампанское - 1.4 Евро на 0.75 литра; на страховые сделки - 12% со страхового полиса.

2.4. Налоги с имущества

Для юридических лиц необлагаемый налогом минимум - 20 000 евро. Промышленные предприятия и компании платят 0,6%. Льготы в виде сниженной ставки есть лишь для имущества в сельском и лесном хозяйстве.
Для физических лиц не облагается налогом имущество стоимостью до 120 000 евро.

До 1997 г. в Германии действовал налог на состояния, которым облагались чистые активы физических и юридиче­ских лиц. С 1 января 1997 г. этот налог отменен.

2.5. Промысловый и поземельный налог

Предприятия малого бизнеса облагаются особым промыс­ловым налогом. Этим налогом облагаются только резиденты Германии — предприятия и граждане, осуществляющие про­мышленную, торговую и другие виды деятельности (кроме сельского и лесного хозяйства, а также деятельности, отно­сящейся к свободным профессиям). Поступления от этого налога предназначаются для финансирования на местном уровне мероприятий по развитию местной инфраструктуры и защите и сохранению окружающей среды.

Ставки налога дифференцируются — как процент от прибыли и суммы производственных активов предприятия. Для физических лиц установлен необлагаемый минимум вложенного капитала (50 тыс. евро).

Ставки промыслового налога устанавливаются на двух уровнях. Базовые (основные) ставки едины на всей терри­тории Германии: 5% от дохода (прибыли) и 0,2% от суммы активов (капитала). Местные органы власти (общины) могут увеличивать эти ставки в несколько раз в соответ­ствии с устанавливаемыми ими особыми коэффициентами (мультипликаторами), величина которых варьируется в зависимости от местных условий (потребности в финансо­вых средствах, направлений структурной политики общин и др.). Предельные значения этих коэффициентов опреде­ляются финансовыми органами земель. Среднее значение этого коэффициента — примерно 4, что означает возмож­ность увеличения ставки налога до четырех раз.

Поземельный налог взимается в соответствии с законом о поземельном налоге. Доходы, получаемые от поземельного налога, полностью идут в бюджет общин. Налогом облагается земельная собственность предприятий, сельскохозяйственные угодья, лесное хозяйство, земельные участки.

Освобождается от уплаты налогов та земельная собственность, которая используется общинами, церковью и др. Ставка налога образуется из двух частей: основной ставки, устанавливаемой в централизованном порядке для отдельных видов недвижимого имущества, и надбавки общины, которая определяется в зависимости от состояния местных финансов. Существует два вида этого налога: поземельный налог «А» (для предприятий сельского и лесного хозяйства) и поземельный налог «В» (для земельных участков и строений фирм и частных лиц). Ставки налога колеблются от 0,31 до 0,6%.

2.6. Социальные сборы и платежи

Социальные сборы и платежи разделяются поровну меж­ду работником и нанимателем. Общая их сумма составля­ет 42% от общей суммы заработка, в том числе 26% — на страхование пенсий и от безработицы, 14,3% — медицин­ское страхование и 1,7% — детское страхование — до сум­мы 62 400 евро в год. Свыше этого «потолка» социальные сборы не начисляются.

Как правило, от уплаты социальных взносов освобожда­ются лица, занятые менее 50 дней в году (или менее 15 ча­сов в неделю) — если их доходы не превышают определен­ной суммы. Таким образом, сезонные рабочие, домохозяйки, лица, занятые на мелких промышленных предприятиях, имеют выбор — либо вносить такие платежи добровольно, либо включаться в частные системы страхования.

Расходы еще по одному виду социального страхования – от несчастного случая на производстве – берет на себя работодатель. На нем же лежит ответственность по ежемесячному отчислению взносов в социальные и больничные кассы. Больничные кассы являются "перевалочными базами", куда первоначально поступают социальные взносы. Они собирают все поступления, а затем пересылают их в соответствующие учреждения.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 14:39, реферат

Описание работы

Налоговая система ФРГ сегодня представляет собой сложную и разветвленную систему налогов, охватывающих практически все стороны жизнедеятельности общества. В основе налоговой системы ФРГ лежит принцип множественности налогов. Какие основные виды налогов и в каком размере платят жители Германии, какую организационную структуру налоговых органов имеет Германия – раскрытие этих вопросов является целью написания данной работы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Организационная структура налоговых органов 4
2. Основные виды налогов 9
2.1. Подоходный налог 9
2.2. Социальные сборы и платежи 11
2.3. Налоги с имущества 12
2.4. Налог на прибыль 13
2.5. Промысловый и поземельный налог 15
2.6. Налог на добавленную стоимость и акцизы 16
2.7. Другие налоги, сборы и взносы 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
Список используемой литературы 21

Файлы: 1 файл

налоггерм.doc

АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ ТРУДА И УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Реферат по дисциплине:

Налоговая система РФ

На тему: Налоговая система Германии

4 курса СЭФ УП-2 группы

ВВЕДЕНИЕ

В любой стране налоговая система является основополагающим фактором функционирования национальной экономики. Налоговая система Германии показательна, прежде всего тем, что на ее базе удалось достичь как высокого уровня экономического развития, так и обеспечить высокую степень социальной защиты для своих граждан.

Германия прошла различные стадии политического и экономического устройства, не раз поднимались из разрухи, вызванной мировыми войнами, выросла в экономически мощное федеративное государство с развитой рыночной экономикой, ориентированной на приоритетное решение социальных проблем.

В любой стране с федеративным устройством центральной проблемой является разграничение полномочий центральной власти и субъектов федерации и распределение финансовых источников для их осуществления.

Налоги в ФРГ занимают ведущее место среди методов мобилизаци и ресурсов для покрытия государственных расходов и рассматриваются правительством ФРГ как главное орудие воздействия государства на развитие германской экономики. Они являются основным источником доходов страны.

Налоговая система ФРГ сегодня представляет собой сложную и разветвленную систему налогов, охватывающих практически все стороны жизнедеятельности общества. В основе налоговой системы ФРГ лежит принцип множественности налогов.

Какие основные виды налогов и в каком размере платят жители Германии, какую организационную структуру налоговых органов имеет Германия – раскрытие этих вопросов является целью написания данной работы.

1. Организационная структура налоговых органов

В конституции закреплено существование двух уровней государственной власти — федеративной республики (федерации) и земель (членов федерации). Общины не образуют третьего государственного уровня, а являются частью земель. Земли обязаны осуществлять контроль за финансовым положением общин.

Высшей властью в стране, устанавливающей налоги, является парламент. В соответствии с федеральным устройством страны выделяется центральный уровень — уровень федеральных органов, уровень земель и уровень местных органов власти (муниципалитетов, общин). Каждый уровень власти имеет собственный бюджет с закрепленными за ним источниками доходов.

Бюджетная система Германии включает в себя бюджет федерации (с двумя специальными фондами), бюджеты 16 земель и более 11 тыс. бюджетов общин. В финансовой статистике Германии все перечисленные звенья объединены в понятие «сводный (консолидировании) государственный бюджет». Доля налогов в доходах сводного бюджета составляет примерно 80%.

Современная система распределения налогов сложилась в ходе крупнейшей финансовой реформы 1969 г. Все налоги, поступающие в сводный бюджет государства, можно разделить на две группы:

  1. закрепленные за соответствующим административно-территориальны м звеном и поступающие туда в полном объеме, или собственные налоги;
  2. распределяемые по установленным нормам между федерацией, землями и общинами и поступающие одновременно в бюджеты различных уровней — распределяемые (общие) налоги.

К собственным налогам федерации относятся различные акцизы (на нефтепродукты, табак, спиртоводочные изделия и др.), таможенные пошлины, и некоторые другие мелкие налоги и сборы (например, «надбавка на солидарность» к подоходному и корпорационному налогам).

Собственные налоги земель включают поимущественный налог, налоги с наследства и дарений, с владельцев автотранспорта, акциз на пиво и др., общин — поземельный и промысловый. Особое законодательство действует в отношении промыслового и поземельного налогов. В компетенции федеральных органов находятся базы обложения, необлагаемый минимум, льготы. Земельные органы устанавливают основные (базовые) ставки этого налога, а общины — специальные коэффициенты к ним.

Распределяемые (общие) налоги включают: налог на прибыли корпораций (делится поровну между бюджетами федерального и земельного уровня), подоходный налог с физических лиц (по 42,5% в федеральный и земельные бюджеты и оставшиеся 15% — в местный бюджет) и НДС (в разных пропорциях делится между всеми тремя уровнями бюджетной системы). Промысловый налог формально не относится к «общим» налогам, но часть поступлений этого налога, собираемого в пользу местных органов власти, перечисляется федерации и землям на основе специальных законов.

Характерной особенностью налоговой системы Германии является перераспределение налоговых поступлений по вертикали — от вышестоящих уровней бюджетной системы нижестоящим и по горизонтали — от налогово-обеспеченных земель в пользу бедных земель.

Распределение поступлений от подоходного и корпорационного налогов осуществляется по вертикальному принципу. Налоговые управления земель взимают эти налоги с жителей, проживающих на территории соответствующих земель, и расположенных на данной территории предприятий. Затем каждая из земель передает своим общинам 15% общей суммы поступлений подоходного налога, оставшаяся часть направляется в вышестоящие бюджеты и делится поровну между федерацией и землями.

Перераспределение НДС осуществляется между отдельными землями в соответствии с принципом «горизонтального выравнивания». Сущность такого выравнивания заключается в том, что «самодостаточные» в налоговом отношении земли передают часть своих налоговых поступлений отстающим в этом отношении землям. В результате финансовые возможности всех земель выравниваются исходя из средних по стране показателей.

Распределение НДС между землями выполняется в два этапа. На первом этапе 75% поступлений этого налога в бюджеты земель распределяются между ними в соответствии с численностью их жителей. Кроме того, с помощью специальных коэффициентов учитываются некоторые другие факторы (например, демографическая ситуация). Остальные 25% образуют фонд дополнительных субсидий, предоставляемых экономически слабым землям в зависимости от показателя среднедушевого объема их налоговых поступлений.

При расчете перераспределяемых сумм используются два основных метода расчетов: на основе так называемого первичного налогового потенциала земли, который рассчитывается как сумма налоговых поступлений в бюджет данной земли плюс 50% поступлений наиболее крупных налогов общин, входящих в состав данной земли (этот показатель используется также для составления перечня земель, имеющих право на получение выравнивающих субсидий, и земель - доноров, обязанных их выплачивать), и на основе так называемого среднего налогового потенциала — как суммы наиболее крупных налогов, поступающих в земельные бюджеты и бюджеты общин (в целом по стране), поделенной на число жителей страны и умноженной на число жителей данной земли.

Этот последний показатель представляет собой норму земельных доходов, базирующуюся на среднедушевых налоговых поступлениях. Земли, у которых фактические налоговые доходы (первичный налоговый потенциал) выше нормы (среднего налогового потенциала), будут должны выплачивать соответствующие субсидии тем землям, доходы которых ниже этой нормы.

При этом законодательно установлено, что налоговый потенциал самых экономически слабых земель должен составлять не менее 92% от средних показателей. Если же этот показатель составляет менее 92%, то благодаря выравнивающим субсидиям он должен быть увеличен до установленного среднего уровня.

Финансовое выравнивание осуществляется также на уровне общин. Это связано с тем, что, во-первых, в обязанности земель входит контроль за финансовым положением общин, а во-вторых, только при равном объеме налоговых доходов на душу населения жителям каждой из общин может быть обеспечен сопоставимый объем социальных и культурных благ.

Процент участия всех общин в подоходном налоге определен заранее (15%). Доля отдельных общин зависит от суммы этого налога, выплаченного его жителями. Для каждой общины рассчитывается так называемое ключевое число — отношение удельного веса к общему объему подоходного налога, собранного на данной территории, к общему объему поступлений подоходного налога, причитающегося общинам. В соответствии с ключевым числом и определяется сумма подоходного налога, которая должна быть передана в распоряжение той или иной общине. Вначале за общинами резервируется 15% общей суммы поступлений подоходного налога с физических лиц, затем эта сумма распределяется между отдельными общинами пропорционально численности их жителей. После определения собственных и общих налоговых доходов общин тем из них, которые не дотягивают до среднего уровня, предоставляются выравнивающие («ключевые») субсидии из вышестоящих бюджетов.

Одной из центральных проблем финансовой политики страны остается сложное финансовое положение присоединенных земель. Если в старых землях за счет налогов покрывается примерно 57—76% расходов, то в новых (присоединенных) — менее половины. Нехватка собственных налоговых доходов новых земель обусловливает необходимость применения различных мер по выравниванию налоговых поступлений. Первоначально связанные с объединением земель расходы финансировались из фонда немецкого единства, созданного в мае 1990 г. за счет отчислений федерации и западных земель, сейчас для всех земель действует общий порядок перераспределения налоговых доходов.

Полномочия в сфере администрирования налогов распределяется между бюджетными звеньями следующим образом: федеральные финансовые органы в лице главного таможенно - акцизного управления взимают таможенные пошлины; общие акцизы; акциз на пиво (поступающий в земельный бюджет), а также сборы в пользу ЕС. Земельные органы в лице их финансовых управлений осуществляют сбор налогов, которые полностью или частично поступают в федеральный бюджет, т.е. общих налогов, а также своих собственных налогов. Поземельный и промысловый налоги взимаются землями и общинами совместно. Что касается местных налогов на потребление и расходы, то их законодательное регулирование осуществляют земли, а взимание — местные финансовые органы.

Контроль за уплатой налогов осуществляют в основном земельные финансовые органы. На них приходится основной объем налоговых ревизий на предприятиях. При финансовых ведомствах земель действуют специальные контрольные подразделения, занимающиеся крупными компаниями, мелкими и средними фирмами, сельскохозяйственными предприятиями и др. На федеральном уровне ревизионную службу координирует федеральное министерство финансов.

Все связанные с налогами вопросы, начиная с установления базы обложения, процедуры сбора налогов и кончая обжалованием действий налоговых органов и применением санкций за налоговые правонарушения, регулируются положением о налогах, сборах и взносах (1997 г.). Оно распространяется на все виды налогов и таможенные пошлины.

2. Основные виды налогов

2.1. Подоходный налог

Подоходным налогом облагается общая сумма доходов граждан, признаваемых резидентами Германии, полученная из всех источников, в том числе и из-за рубежа. Нерезиденты облагаются только по доходам, полученным из источников в Германии. Резидентами считаются лица, имеющие свой «семейный очаг» в Германии или «обычно проживающие» на ее территории (последнему критерию удовлетворяет, например, проживание непрерывно в течение не менее шести месяцев в рамках периода в один или два года). Гражданство лица обычно не принимается во внимание, хотя по условиям налоговых соглашений с некоторыми странами для случаев двойного резидентства гражданство может выступать решающим критерием. Нерезиденты вправе претендовать на налоговый статус резидента, если они могут доказать, что не менее 90% их общей суммы доходов происходит из немецких источников.

Общий доход налогоплательщика складывается из доходов, полученных от труда по найму, самостоятельной деятельности, предпринимательства и недвижимого имущества. Для каждого из этих видов доходов существуют свои правила расчета облагаемого дохода.

Доходы в виде заработной платы облагаются в авансовом порядке, путем удержания налога при выплате заработков работников по специальной шкале ставок. При этом налогоплательщики делятся на шесть групп в зависимости от семейного положения, наличия детей, числа работающих в семье. Например, к налоговой группе I относятся одинокие плательщики, не имеющие детей, к группе II — женатые работающие супруги. Для каждой из групп установлены свои вычеты и льготы. Налог удерживается работодателем по каждому виду выплат заработной платы на основании налоговой карточки, где содержатся все необходимые для его расчета данные.

Для коммерческой деятельности приняты правила вычета документированных расходов. Если эти расходы не подтверждаются документально, разрешается применять стандартный вычет в размере 920 евро. Взносы по системе обязательного пенсионного страхования подлежат вычету в пределах до 6 тыс. евро. Платежи по частному страхованию жизни, здоровья, от безработицы и т.д. также могут вычитаться из облагаемого дохода, но с определенными ограничениями. Эти документированные вычеты могут быть также заменены стандартным вычетом в 1500 евро (3000 евро — для семейных пар).

Трейдинг криптовалют на полном автомате по криптосигналам. Сигналы из первых рук от мощного торгового робота и команды из реальных профессиональных трейдеров с опытом трейдинга более 7 лет. Удобная система мгновенных уведомлений о новых сигналах в Телеграмм. Сопровождение сделок и индивидуальная помощь каждому. Сигналы просты для понимания как для начинающих, так и для опытных трейдеров. Акция. Посетителям нашего сайта первый месяц абсолютно бесплатно .

1. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ГЕРМАНИИ

1.1. Налоговая система Германии – принципы и построение

1.2.1. Подоходный налог

1.2.2. Налог с корпораций

1.2.3. Налог на добавленную стоимость

1.2.4. Промысловый налог

1.2.5. Земельный налог

1.2.6. Налог на имущество

1.2.7. Налог на наследство и дарение

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Значительный интерес, в связи с реформированием налоговой системы России, представляет система налогообложения Германии, основанная на принципе множественности налогов (их около 50 видов) и имеющая федеративное устройство. По каждому виду налогов приняты специальные законы.

Налоги в ФРГ рассматриваются правительством как главное средство воздействия государства на развитие экономики; они обеспечивают около 80% бюджетных доходов. В России также около 80 % бюджетных доходов обеспечивают налоги. Сходством является и то, что деятельностью налоговых институтов в ФРГ занимаются специальные институты и ведомства, оценивающие уровень ожидаемых налоговых поступлений, а Министерство финансов ФРГ составляет пятилетние проекты доходов и расходов страны и осуществляет налоговую политику.

Полезным для Российской Федерации может оказаться опыт реформирования налоговой системы Германии. Как федеративное государство оно прошло различные стадии политического и экономического устройства, не раз поднималась из разрухи, вызванной мировыми войнами и выросла в экономически мощное рыночное государство с выраженной социальной ориентацией.

Многие федеральные земли Германии не одно столетие были самостоятельными государствами. Отсюда была постоянная необходимость поиска оптимальных взаимоотношений вертикальных и горизонтальных ветвей власти.

В любой стране с федеративным устройством в то числе и в России центральной проблемой является разграничение полномочий центральной власти и субъектов федерации. Этот вопрос в Германии тоже решен. Так, в результате крупнейшей налоговой реформы в декабре 1919 года был ликвидирован финансовый суверенитет земель. Право получать налоги и управлять ими осталось исключительно за государством. Налоговая система стала централизованной.

В отличие от России в Германии применяется как вертикальное, так и горизонтальное выравнивание доходов. Высокодоходные земли (Бавария, Вюртемберг, Северный Рейн-Вестфалия) перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым землям (Саксония, Шлезвиг-Голштейн). Это явилось итогом многолетнего развития налоговой системы.

Цели налоговой политики страны определил еще канцлер Германии Отто Бисмарк (1815-1898) в своей речи в рейхстаге 2 мая 1879 г., где потребовал перенесения бремени налогов с доходов на потребление (расходы). Отсюда пошла крылатая фраза о налоговом сюртуке Бисмарка.

В настоящее время в Германии два крупнейших налога - подоходного с физических лиц и налога на добавленную стоимость. Удельный вес НДС в доходах бюджета страны составляет 28 %. Также как и в России ставка дифференцирована. Общая ставка составляет 15 %, но ряд продовольственных товаров и книжно-журнальной продукции облагаются по минимальной ставке 7 %. В общих доходах бюджета налоги составляют около 80 %.

Особенности налоговой системы Германии

Рассмотрим налоговую систему Германии. Следует отметить, что организация налогообложения в Германии основывается на принципах, которые были заложены еще Л. Эрхардом:

1) налоги должны быть по возможности минимальными;

2) при налогообложении того или иного объекта должны учитываться экономическая целесообразность взимания налога;

3) налоги не должны препятствовать конкуренции;

4) налоги должны соответствовать структурной политике;

5) система налогообложения должна строиться на уважении частной жизни налогоплательщика, соблюдении коммерческой тайны;

6) в системе должно быть исключено двойное налогообложение;

7) налоги должны обеспечивать справедливое распределение доходов в обществе;

8) величина налогов должна находиться в соответствии с размером, оказываемых государством услуг.

Законодательной базой налогообложения в Германии служит основной и всеобъемлющий закон, в котором определены не только общие условия и процессуальные принципы налогообложения (порядок расчета, взаимоотноше­ния и полномочия по их взиманию), но и виды налогов, а также распределение налоговых поступлений между федерацией, землями и общинами.

Федеральный бюджет формируется за счет поступлений:

· федеральных налогов: таможенных пошлин, налога да добавленную стоимость, налога на доход от страховой деятельности, вексельного налога, солидарного налога, на­логов по линии Европейского сообщества, акцизов (кроме налога на пиво);

· доли в совместных налогах;

· доли в распределении промыслового налога.

Земли получают доходы от:

· земельных налогов, имущественного налога, налога на наследство, налога на приобретение земельного участка, налога с владельцев автотранспортных средств, налога на пиво, налога с тотализатора и проведения лотерей, налога на противопожарную охрану, от сбора с выручки в казино;

· доли в совместных налогах;

· доли в распределении промыслового налога. К числу совместных налогов относятся: налог на зара­ботную плату, подоходный налог, налог с корпораций, на­лог на добавленную стоимость (включая налог с оборота ввозимых товаров).

Общины получают часть поступлений от:

· местных налогов: промыслового налога, земельного налога, местных акцизов и налога на специфические формы использования доходов (налог с владельцев собак, на доходы увеселительных заведений);

· доли в поступлениях от налога на заработную пла­ту и подоходного налога;

· налоговых взносов в рамках земельного законода­тельства.

В этом также можно проследить сходство налоговой системы России и Германии, ведь в России также налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные, которые в свою очередь поступают в разных пропорциях в различные бюджеты.

Церкви в ФРГ (католическая, протестантская и лютеранская) правомочны взимать с верующих соответствующей концессии церковный налог.

Из вышеприведенного следует, что налоговая система в ФРГ множественная (в ней насчитывается 45 налогов), разветвленная, трехуровневая. Основную фискальную роль играют в ней подоходные налоги. В России трехуровневая налоговая система также построена на принципах множественности (около 30 налогов) и разветвленности.

Основные виды налогов Германии

Ввиду большого разнообразия налогов Германии остановимся лишь на основных из них.

Подоходный налог с физических лиц является основным источником государственных доходов. Объектом налогообложения по нему является доход физических лиц, полученный ими из разных источников: от работы в сельском и лесном хозяйстве, промысловой деятельности, наемного труда и от свободных профессий, от сдачи внаем или в аренду движимого и недвижимого имущества, от капитала и прочих доходов.

В любой стране налоговая система является основополагающим фактором функционирования национальной экономики. Налоговая система Германии показательна, прежде всего, тем, что на ее базе удалось достичь как высокого уровня экономического развития, так и обеспечить высокую степень социальной защиты для своих граждан. Германия прошла различные стадии политического и экономического устройства, не раз поднимались из разрухи, вызванной мировыми войнами, выросла в экономически мощное федеративное государство с развитой рыночной экономикой, ориентированной на приоритетное решение социальных проблем. В Конституции Германии закреплено существованиедвух уровней государственной власти – федеративной республики (федерации) и земель (членов федерации). Общиныне образуют третьего государственного уровня, а являются В любой стране с федеративным устройством центральной проблемой является разграничение полномочий центральной власти и субъектов федерации и распределение финансовых источников для их осуществления. Налоги в ФРГ занимают ведущее место среди методов мобилизации ресурсов для покрытия государственных расходов и рассматриваются правительством ФРГ как главное орудие воздействия государства на развитие германской экономики. Они являются основным источником доходов страны. Для того чтобы купить дипломную работу по педиатрии не нужно никаких усилий. Просто заполните форму заказа и мы приступим к написанию вашего диплома.. Налоговая система ФРГ сегодня представляет собой сложную и разветвленную систему налогов, охватывающих практически все стороны жизнедеятельности общества. В основе налоговой системы ФРГ лежит принцип множественности налогов. Целью данной работы является изучение налоговой системы в Германии. Задачами данной работы являются: 1. Рассмотрение значения налоговой системы для экономики страны. 2. Изучить организационную структуру налоговых органов. 3. Описание основных видов налогов в Германии.

Налоговая система ФРГ сегодня представляет собой сложную и разветвленную систему налогов, охватывающих практически все стороны жизнедеятельности общества. В основе налоговой системы ФРГ лежит принцип множественности налогов Налоги в ФРГ рассматриваются правительством как главное средство воздействия государства на развитие экономики; они обеспечивают около 80% бюджетных доходов. Законодательной базой налогообложения в Германии служит основной и всеобъемлющий закон, в котором определены не только общие условия и процессуальные принципы налогообложения (порядок расчета, взаимоотноше¬ния и полномочия по их взиманию), но и виды налогов, а также распределение налоговых поступлений между федерацией, землями и общинами. В настоящее время в Германии два крупнейших налога – подоходный с физических лиц и налога на добавленную стоимость. Налоговые системы России и Германии имеют много схожего. Налоговая система федеративной Германии основана, как и российская, на принципе множественности налогов. В России также около 80 % бюджетных доходов обеспечивают налоги. В России, как и в Германии, налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные, которые в свою очередь поступают в разных пропорциях в различные бюджеты. Многие виды налогов Германии перекликаются с налогами России. Однако в германии насчитывается больше видов налогов, и большинство из них имеют свою специфику, приобретенную в ходе исторического процесса. В отличие от России в Германии применяется как вертикальное, так и горизонтальное выравнивание доходов. Существуют также некоторые особые налоги характерные только для Германии (налог на уксус и т.д.).

1. Баранова К. К. Бюджетный федерализм и местное самоуправление вГермании. М.: Дело и Сервис, 2000. 2. Горбунов А.Р. Налоговое планирование и создание компаний зарубежом. -М.: Анкил, 2000. 3. Налоги и налогообложение: учеб.пособие / А.Б. Паскачев – М.: Высшее образование, 2008. – 384 с. 4. Налоги и налоговое право. Уч. пособие / Под ред. А.В Брызгалина – М.: «Аналитика – Пресс», 1997. – 600 с. 5. Налоговые системы зарубежных стран: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Г. Князева, проф. Черника. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997. – 191 с. 6. Налоговые системы развитых стран мира. Справочник. / Мещерякова О. – М.: Юнити, 2007. – 289 с. 7. Налоги и налогообложение / О.И. Мамрукова. – М.: Издательство «Омега-Л», 2007. – 302 с. 8. Налоги и налогообложение / Под редакцией д-ра экон. наук, проф. И.А. Майбурова. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007. – 655 с. 9. Сердюков А.А., Вылкова Е.С., Тарасевич А.Л. Налоги и налогообложение: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005. – 752 с. 10. Толстопятенко Г.П., Федотова И.Г. Налоговое право США. Терминология. – М.: 1996.

Читайте также: