Налоговая проверка юрист хэппитализм

Опубликовано: 18.05.2024

Юристы раскрывают секреты: как пережить налоговую проверку

Выездная налоговая проверка – это забота не только руководства компании и ее бухгалтерии, но и юристов, которые играют в этом далеко не последнюю роль. Эксперты рассказали, как определить риск проведения проверки, почему собирать доказательства осмотрительности при выборе контрагента надо заранее, и какие методы давления – законные и не очень – использует налоговая при допросах. Их процедура регламентирована не так подробно, как в уголовном процессе, но у допрашиваемых есть права, о которых необходимо помнить. Также вы узнаете, какие нарушения могут стать поводом отменить доначисления.


1. Как работает налоговая инспекция по выездным налоговым проверкам?

В последние годы проверяют все меньше, а доначисляют все больше. По данным ФНС, число выездных налоговых проверок в 2016 году снизилось на 15%, а в результате в бюджет поступило 173 млрд рублей, что на 21% больше, чем в 2015 году. Добиться таких результатов удалось в том числе благодаря предварительному анализу: в план выездных проверок попадают компании с наибольшей возможной суммой реальных доначислений. А перед тем, как выезжать на проверку (это недешевое удовольствие для бюджета), налогоплательщику могут предложить доплатить «миром»

Всего в бюджеты всех уровней в 2016-м удалось принудительно взыскать почти 770 млрд руб. – это на 14% больше, чем в 2015-м, рапортовал замруководителя ФНС Даниил Егоров. Ведомство все эффективнее защищает права бюджета в судах: в 2017 году в его пользу разрешились дела на 82% всех доначислений, сообщал замруководителя ФНС Сергей Аракелов. При этом если брать количество дел, то окажется, что ФНС победила примерно в половине, уточняет юрист департамента налогового и юридического консультирования КПМГ в России и СНГ Александр Гринько. Чем больше сумма претензий в деле, тем больше стараются инспекторы, объясняет он. С одной стороны, налоговые органы стали работать лучше, признает Галина Акчурина, партнер ФБК Grant Thornton, директор департамента налоговых споров. Но, с другой стороны, продолжает она, судебный контроль за чиновниками стал менее тщательным. На недостатки в их доказательствах суды нередко смотрят сквозь пальцы, говорит Акчурина.


2. Как определить риск проведения выездной проверки?

Риск можно оценить самостоятельно на основании критериев, разработанных Федеральной налоговой службой. Например, она считает подозрительным, когда фирма уплачивает в среднем меньше налогов, чем ее конкуренты в этой же сфере, отчитывается об убытках на протяжении нескольких периодов подряд, имеет значительные налоговые вычеты и так далее (ст. 4 приказа от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@). При этом налоговый орган оценивает возможность или факт получения необоснованной налоговой выгоды, уточняется в приказе.

Однако изложенные в нем подходы базовые, а поводы для проверки сейчас могут быть и другие – например, налоговый орган увидел схему «дробления» бизнеса, делится адвокат налоговой практики Sameta Семен Дергачев. Предвестником проверки может служить расширенное требование о предоставлении документов за периоды, которые ранее не проверялись, добавляет Гринько. Надо следить и за контрагентами – не попал ли кто-то из них в поле зрения ИФНС как недобросовестный.


3. Что можно сделать до проверки, чтобы она прошла успешно?

Разумеется, нужно вести документацию в соответствии с законом о бухучете и требованиями других норм. Особое внимание следует уделить бумагам, которые связаны с налоговыми льготами, ведь это одно из оснований налоговой проверки, напоминает управляющий партнер бюро "Деловой фарватер" Роман Терехин. Он советует заранее собирать доказательства должной осмотрительности при выборе контрагента, потому что «ни налоговики, ни суд на слово потом не поверят». Терехин рекомендует сохранять страницы сайтов контрагентов и их коммерческие предложения, журналы пропусков в офис, переписку с должностными лицами и копии паспортов руководителей. «В идеале – проводить конкурс по выбору контрагента на основе локальных нормативных актов», – говорит Терехин.


4. Как правильно вести себя при обмене документами с налоговиками?

Действовать нужно строго по закону. Надо требовать у проверяющих оформлять все просьбы на бумаге, а в ответах подробно указывать перечень приложений, говорит Терехин. Описи станут доказательством, что документы не нужно предоставлять повторно – даже в рамках других мероприятий, отмечает Акчурина. Терехин также рекомендует фиксировать нарушение сроков проверки – чтобы было на что ссылаться, если истечет время на взыскание недоимки.

По словам Дергачева, налоговики могут запросить документы, которые имеют очень отдаленное отношение к расчету налогов, например, копии трудовых книжек или табели учета рабочего времени. Здесь Дергачев советует попробовать узнать, зачем нужны такие бумаги и строить позицию исходя из ответа. Кроме того, инспекция может потребовать, чтобы налогоплательщик сам составил реестры или таблицы сведений по форме, которая удобна для чиновников. Но они не вправе перекладывать на других свою работу, подчеркивает Дергачев.


5. Как проходят налоговые допросы и какие права есть у допрашиваемых?

Значительное число претензий сейчас основано именно на показаниях свидетелей, говорит Акчурина. По ее утверждению, допросить могут не только руководителя или главного бухгалтера, но и водителей должностных лиц, сотрудников, которые расписываются в приемке документов, техперсонал и так далее. Налоговики сейчас нередко выезжают для допроса домой или на дачу к сотруднику (часто в сопровождении сотрудников правоохранительных органов), говорит юрист ФБК. В этом случае, по ее словам, можно требовать официального вызова повесткой. Допрос в такой "неформальной" обстановке – это своего рода психологическое давление на человека, который может подписать предложенные бумаги не читая, предупреждает Акчурина.

Желательно, чтобы при допросе работника сопровождал юрист (особенно если в мероприятии участвует сотрудник «экономической» полиции (ОЭБиПК). Некоторые налоговые органы разрешают только адвокатов, ведь НК, в отличие от УПК, не регламентирует четко допрос свидетелей, отмечает Дергачев. В любом случае присутствие квалифицированного юриста обычно урезонивает налоговиков, которые в разговоре нередко выходят за рамки дозволенного. Это признают сразу несколько экспертов.


Давать показания следует только по фактическим обстоятельствам. Гринько делится общими советами:

– лучше отвечать примерно, без идеальной точности, раскрывать вопросы без деталей, подчеркивая деловую цель для компании;

– в ответ на вопросы о конкретных сделках можно отсылать к текстам договоров и первичных документов;

– не рассказывать больше, чем должно быть известно в силу должности (даже если у налогового инспектора свое понимание должностных обязанностей);

– если допрашиваемый не знает или не уверен – не стоит стесняться об этом сказать.

Акчурина напоминает, что сам налогоплательщик в рамках проверки может занимать активную позицию: ходатайствовать о вызове тех лиц, которые могут высказаться в его защиту. Если чиновники уклоняются от их вызова, компания может сама инициировать допрос в рамках процедуры обеспечения доказательств у нотариуса, подсказывает Акчурина. Туда надо обязательно пригласить представителей налоговой, говорит она.


6. Какие нарушения часто встречаются в ходе допросов?

По словам Дергачева, чиновники нередко пытаются задавать «компрометирующие» вопросы: «Являетесь ли Вы номинальным директором?», «Вы считаете себя добросовестным налогоплательщиком?». Но, по его словам, такие провокации незаконны: они основаны на субъективной оценке «номинальности» и «добросовестности», тогда как показания дают только по фактам. Как добавляет Терехин, проверяющие не имеют права требовать от свидетелей образцы почерка. Угрозы "уголовкой" не стоит воспринимать всерьез – это просто способ давления, считает Акчурина. Ст. 128 Налогового кодекса карает неявку на допрос по официальному вызову штрафом в 1 000 руб., а неправомерный отказ от дачи показаний или дачу ложных показаний – 3 000 руб.


7. Какие нарушения достаточно серьезны, чтобы признать результат проверки недействительным?

Если налогоплательщику не позволили участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки лично или через представителя – это повод отменить доначисления. То же касается и ситуации, когда проверяемому не дали возможности представить объяснения, гласит п. 14 ст. 101 Налогового кодекса. Статья включает в перечень существенных недостатков и другие, которые "привели или могли привести к принятию неправильного решения", например, ненадлежащее извещение. Но откровенно грубые просчеты налоговая сейчас допускает редко, признают сразу несколько юристов.

Список нарушений продолжает Терехин:

  • недопустимо, когда сумма доначисленного налога в решении превышает цифру в акте проверки или нарушение в решении значительно переквалифицировано;
  • доначисление могут признать незаконным, если основным доказательством для него являются бумаги, полученные в нарушение закона (например, заключения экспертов, полученные без ведома налогоплательщика, или документы от правоохранителей, которые не отвечают требованиям закона «Об оперативно-разыскной деятельности»).

Гринько советует всегда проверять вычисления в акте проверки. «Зачастую в них могут быть ошибки, даже если указано, что расчеты ведутся на основании бухгалтерских или налоговых регистров, которые предоставила компания», – объясняет Гринько. При подаче возражений цифры надо подробно комментировать, советует юрист.

Эффективность налогового контроля увеличивается с каждым годом, количество проверяемых предприятий уменьшается: число выездных налоговых проверок в 2019 году сократилось по сравнению с 2018-м на 23%, а сумма доначислений существенно выросла. О том, как не попасть в план налоговых проверок, каким образом ФНС ищет «жертву», в своем авторском материале рассказала кандидат экономических наук, управляющий партнер Аудиторской фирмы «Палладиум» Альбина Губайдуллина.

Прошли времена, когда ВНП назначалась по случайному принципу, а ее результаты зависели от квалификации инспектора. Теперь выездные проверки должны быть эффективными и результативными
Прошли времена, когда ВНП назначалась по случайному принципу, а ее результаты зависели от квалификации инспектора. Теперь выездные проверки должны быть эффективными и результативными Фото: Сергей Елагин

НАЛОГОВИКИ ТЩАТЕЛЬНО ВЫБИРАЮТ «ЖЕРТВУ»

Есть заблуждение, что ФНС инициирует выездную налоговую проверку (ВНП) раз в три года. Отсюда принцип «три года поработаем, а потом компанию поменяем». И он обречен на провал. Во-первых, в настоящее время и камеральные проверки мало чем отличаются от выездных и дают возможность сотрудникам ФНС проводить осмотры, получать объяснения от сотрудников и доначислять. А выездные проверки могут проводиться как ежегодно, так и, напротив, раз в 10 лет.

Во-вторых, судебная практика имеет достаточно прецедентов привлечения не только к субсидиарной ответственности, но и взыскания с компаний-клонов. Соответственно, меняя компанию на новую, в том числе переводя сотрудников, передавая активы и перезаключая контракты с покупателями и поставщиками, бизнес дает налоговому органу основание привлечь его по долгам старой как взаимозависимую структуру.

Прошли времена, когда ВНП назначалась по случайному принципу, а ее результаты зависели от квалификации инспектора. Теперь выездные проверки должны быть эффективными и результативными, а значит, к ним надо готовиться и тщательно выбирать «жертву», чтобы не только доначислить налоги, но и взыскать их.

Сегодня большая часть налогового контроля проводится в процессе предпроверочного анализа с использованием мощнейшего технического потенциала ФНС. По его результатам налоговая определяет целесообразность выхода на ВНП.

На сайте ФНС декларируется, что сокращение общего количества проверок обусловлено «точечным» подходом к отбору объектов контроля и усилением аналитической составляющей при подготовке проверок. Программы на основании алгоритмов присваивают уровни риска и без участия специалистов рассылают налоговые требования и уведомления, а также еще до проведения проверки подсказывают проверяющим, где и что искать. Выявив связи, с использованием внутренних ресурсов инспектор анализирует информацию из открытых источников: сайт компании, социальные сети, статьи и публикации в интернет-изданиях, которые прямо или косвенно свидетельствует о взаимозависимости и подконтрольности одному субъекту. Важно отметить, что суды принимают результаты автоматического контроля ФНС в качестве доказательств, подтверждающих получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Нет смысла доначислять налог, если взыскать его не получится. Для этого на этапе предпроверочного анализа изучается имущественное положение компании, её учредителей и руководителей
Нет смысла доначислять налог, если взыскать его не получится. Для этого на этапе предпроверочного анализа изучается имущественное положение компании, ее учредителей и руководителей Фото предоставлено фирмой «Палладиум»

«У ЛЮБОГО БИЗНЕСА ЕСТЬ ДВА СЛАБЫХ МЕСТА»

Сейчас есть устойчивая тенденция: развитие технологий big data* позволяет обрабатывать и классифицировать огромные массивы информации без прямого участия человека. Несмотря на это, именно человеческий фактор является определяющим в вопросе полноты и качества контроля за налогоплательщиками.

У любого бизнеса перед налоговой проверкой есть два слабых места: сотрудники и документы. Именно на них и акцентирует внимание ФНС, собирая материалы, доказывающие факты «нетипичности» документооборота, отдельных договоров, проведение операций не в соответствии с внутренними правилами компании, а также оформление некоторых операций «доверенными» лицами руководства, отсутствие информации об отдельных операциях у людей, обычно ответственных за их оформление.

Основные задачи при предпроверочном анализе: выявление фактов взаимодействия проверяемой организации с однодневками; оценка стоимости проверки и соотношения ее с нормативом; оценка реальной возможности взыскать недоимку, в том числе с помощью привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих лиц организации.

Нет смысла доначислять налог, если взыскать его не получится. Для этого на этапе предпроверочного анализа изучается имущественное положение компании, ее учредителей и руководителей, а также членов их семей, включая наличие долей в иных компаниях, недвижимого имущества и автомобилей. Если по результатам предпроверочного анализа инспекторы придут к выводу, что перспективы взыскать доначисленный налог нет, вероятность назначения ВНП существенно снижается.

Важно понять, что, если бизнес получил решение о назначении ВНП, то нарушения уже найдены
Важно понять, что если бизнес получил решение о назначении ВНП, то нарушения уже найдены Фото: Сергей Елагин

В ходе проведения предпроверочного анализа налоговый орган выявляет операции, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды. К основным относятся:

  1. поиск связей с «проблемными» контрагентами (в целях агрессивной оптимизации НДС и получения наличных средств);
  2. определение подконтрольных субъектов на спецрежимах (УСН, ЕНВД, ПСН) и признаков искусственного дробления бизнеса;
  3. выявление операций с оффшорными юрисдикциями.

Для доказательства схемы уклонения от уплаты налогов инспекторы устанавливают отсутствие финансово-хозяйственных операций и анализируют:

  1. наличие аффилированности (взаимозависимости) лиц;
  2. реальную схему организации бизнеса: кем фактически оказываются услуги и поставляется товар — ФНС пытается доказать, что работы выполнены сотрудниками организации, а не контрагентами или не выполнены вообще (с этой целью опрашиваются не только действующие, но и бывшие работники организации);
  3. документы, подтверждающие сомнительность операции, в том числе переписка, протоколы совещаний, журналы въезда и выезда и т. д., а также информацию из ГИБДД, использование которой позволяет легко проверить указанные в ТТН машины и реальность осуществленных перевозок;
  4. нахождение бизнес-единиц по одному адресу, общие контакты связи, наличие расчетных счетов в одном банке, отправка отчетности и банковских платежей с одних IP, MAC-адресов, нахождение товара на протяжении всей цепочки операций на одном и том же складе и т. д.;
  5. возможные затраты организации по аренде основных средств, в адрес контрагентов, руководителем которых является собственник-бенефициар бизнеса;
  6. контролируемые иностранные компании (КИК), участвующие в структуре организации;
  7. информацию, полученную оперативными подразделениями МВД.

Перечисленные признаки являются ключевыми для проведения выездных проверок, поскольку они обеспечивают налоговым органам прогнозируемые доначисления и предполагают отработанный порядок проведения контрольных мероприятий. Поэтому практически все силы инспекторов уходят именно на выявление рассмотренных нами признаков.

Важно понять, что если бизнес получил решение о назначении ВНП, то нарушения уже найдены. А кроме того, у налоговых органов есть широкий арсенал взыскания недоимки не только с налогоплательщика, но и с иных взаимозависимых лиц, поскольку доначисления уже никого не интересуют, главное — реальность взыскания. Этот постулат должен лежать в основе проектирования имущественной безопасности бизнеса и направлен на грамотное определение стратегии налогового планирования. Лучше предотвратить, чем дорого и небезопасно исправлять последствия.

Сайт организации: afpalladium.com

Контактный телефон: 8 (800) 500-78-11

Бесплатная консультация адвоката

Ответьте на 4 вопроса и получите бесплатную консультацию!


Любые способы оптимизации налогообложения привлекают внимание проверяющих

  • Работа с фирмами-однодневками
  • Списание НДС через подставные фирмы
  • Крупные операции с наличными
  • Завышенные расценки контрагентов
  • Обналичивание через банковские векселя
  • Убытки за счет искусственной уценки товаров
  • Имитация договора комиссии
  • Завышенная смета на капремонт и модернизацию производства
  • Зарплаты «в конвертах»
  • Выделение подразделения в самостоятельную компанию с переводом на «упрощенку»

Адвокат Виктор Демин

Все эти способы оптимизации налогообложения и многие другие давно известны налоговой инспекции, и описаны в приказе ФНС России от 30.05.2007 года №ММ-3-06/333@ поэтому очень важно заранее и профессионально подготовиться к налоговой проверке. Мы знаем механизмы работы проверяющих и поможем сократить возможные риски.

Чем рискует организация, укрываясь от налогов?

Промедление и необуманные действия могут стоить вам не только бизнеса и больших денег , но и свободы

Не ждите, когда наступит критическая ситуация – чем раньше вы проконсультируетесь со специалистом, тем меньше будут ваши потери.

Если вас уже ждет налоговая проверка, не паникуйте. Помните, что по закону у вас есть несколько рабочих дней, чтобы подготовить документы должным образом.

Если вам угрожают уголовной ответственностью за уклонение от уплаты налогов, не давайте необдуманных показаний и проконсультируйтесь с адвокатом.

Помощь юриста поможет избежать тяжелых последствий
Что мы будем предпринимать

До начала проверки

  1. Проконсультируем вас, как правильно оформлять сделки, чтобы обезопасить себя в будущем.
  2. Дадим рекомендации по оптимизации налогообложения с учетом специфики вашей деятельности.
  3. Поможем подготовить отчетные документы к подаче в налоговую инспекцию.
  4. Подготовим обоснованный отказ для налоговой в предоставлении документов.

После начала проверки

  1. Ведем работу по уменьшению суммы доначисленных в ходе проверки налогов и пеней с оплатой за результат.
    • Разработка правовой позиции и подача акта возражения в налоговый орган.
    • Подготовка доказательств, подтверждающих позицию налогоплательщика по спорным вопросам.
    • Сопровождение налоговой проверки
    • Оспаривание законности решения, вынесенного в ходе проверки.
    • Подача иска в арбитражный суд и представительство по делу.
  2. Защищаем руководителя и главного бухгалтера от возбуждения уголовного дела

Привлечение к уголовной ответственности возможно, если будет доказано умышленное уклонение от уплаты налогов. Ситуация может усугубиться, если действия директора и главбуха признают совершенными группой лиц. Уголовный кодекс предусматривает за такие преступления наказание в виде лишения свободы до 6 лет.

Действия, которые могут повлечь за собой ответственность:

  • Грубые нарушение правил ведения бухучета
  • Предоставление информации в налоговую в неполном или искаженном виде
  • Включение в декларацию заведомо ложных сведений либо непредоставление декларации

Снижаем сумму начисленных налогов с оплатой за результат

Вы платите только процент от суммы, которую вам не начислили в результате нашей работы.

Пример: Вам доначислили 6 млн рублей НДС. В результате нашей работы сумму снизили до 2 млн. Таким образом, вы экономите 4 млн рублей. Именно с этой суммы мы получаем вознаграждение.

По минимальному тарифу отдельно оплачиваются работы в ходе налогового сопровождения: выезды в суд, в налоговую, подготовка документов.

Преимущества Закон-Центр

  • Все необходимые услуги налоговых юристов в одной компании
  • Консультация налогового юриста по низкой цене
  • Оказание услуги налоговым юристом в офисе или консультация онлайн. Выезд к клиенту и доставка документов
  • Крупный счет выигранных налоговых дел в суде
  • Опытный налоговый адвокат для уголовных дел
  • Оплата после достижения результата
  • Консультация юриста по налогам онлайн

Записаться на консультацию налогового юриста

по телефону или онлайн


Навигация по странице

Перечень и стоимость услуг
Профессиональный юрист по налогам юридическим лицам
Помощь юриста по налогам для физических лиц
Налоговый юрист консультация для граждан онлайн
Примеры успешных налоговых дел
Схема работы с нами

Похожие услуги

Услуги налогового юриста в Москве и Московской области

Для выяснения обстоятельств дела, определения объема и стоимости.

Подать в суд на налоговую инспекцию

Участие налогового юриста в одном судебном заседании
(цена указана для организаций, для граждан 1 900 ₽)

Единовременное участие юриста в судебном заседании, если вам не требуется полное сопровождение дела.

Подготовка процессуального документа
(цена указана для организаций, для граждан 1 900 ₽)

Подготовка любого процессуального документа (ходатайство, отзыв, заявление и другое).

Судебные дела по налоговым спорам услуги под “ключ”

Полная процедура судебного обжалования. Досудебные мероприятия, подача иска, участие в заседаниях, апелляция, кассация.

Сопровождение уголовных дел налоговым адвокатом

Услуги налогового адвоката

Прекращение уголовных дел. Сопровождение налоговых проверок правоохранительных органов. Участие в допросах. Снижение налоговых претензий в уголовных делах.

Досудебное урегулирование налоговых споров услуги Закон-центр

Обжалование действий / бездействий налоговой без обращения в суд
(цена указана для организаций, для граждан 1 900 ₽)

Используя переговоры, жалобы, встречные претензии.

Консультации налоговых юристов

Консультации юристов по налогам по применению норм законодательства
(цена указана для организаций, для граждан 1 900 ₽)

Подробное и понятное разъяснение вопросов применения норм НК РФ, ГК РФ, норм международного налогового права.

Оценка перспектив налогового спора
(цена указана для организаций, для граждан 1 900 ₽)

Анализ материалов налоговых проверок, судебных дел. Профессиональная оценка перспектив оспаривания. Разработка стратегии защиты.

Помощь с налоговой инспекцией

Ускорить / замедлить проведение проверки

Организация встречи с руководителем инспекции

Переговоры и получение информации из инспекции

Примеры успешных налоговых судебных дел Закон-Центр

налоговый юрист

Николай Соколов

Ведущий юрист по налоговым спорам

В сфере налогового права с 2000 г.

налоговый адвокат

Светлана Кузнецова

Специалист по налогам


Наши гарантии
Главной гарантией является продолжительная работа и значительный портфель успешно завершенных проектов.
Профессиональная деятельность застрахована.
Дополнительной ответственностью компании является постоплатная система работы.

О работе юриста в налоговом праве

“В этом мире неизбежны только смерть и налоги” – Б. Франклин

Сложность налогового законодательства РФ

Налоговое законодательство Российской Федерации является одним из самых сложных в мире. Налоговый кодекс содержит более 1200 страниц в стандартном издании. Кроме того, для каждого пункта кодекса существуют десятки разъяснений Министерства финансов, Федеральной налоговой службы, которые часто изменяются со временем и противоречат друг другу. Одновременно, существуют и судебные решения по налоговым спорам, которые отличаются от выводов обоих уполномоченных органов (отметим, что налоговые споры Москва генерирует больше, чем все другие регионы). Добавим к этому правила бухгалтерского учета, международные стандарты финансовой отчетности, другие кодексы Российской Федерации (Гражданский, Административный и другие), Федеральные законы, законы органов местного самоуправления. Все это налогоплательщик должен знать и учитывать в своей работе. За любой проступок предусмотрены штрафы близкие к половине суммы дохода и уголовные наказания с реальными сроками заключения. Кроме того, все участники финансово – хозяйственной деятельности несут ответственность своим имуществом (физические лица и индивидуальные предприниматели в силу прямого указания закона, директора и собственники бизнеса через субсидиарную ответственность). Следует отметить, что похожая ситуация и в других странах, где-то еще хуже, где-то легче.
Не удивительно, что, когда государство хочет наказать какого-либо человека или компанию, но не имеет оснований для претензий, выбирают именно налоговое преследование инициируя судебные дела по налоговым спорам. Так как к любому лицу, которое хоть раз в жизни держало день в руках, можно найти повод для налогового преследования. Налогоплательщику приходится подавать в суд на налоговую службу, так как отменить доначисление налога по решению суда является единственным способом отменить претензии фискальных органов.

Ошибки клиентов

Самой большой ошибкой клиентов является предположение, что по налоговым вопросам они смогут самостоятельно решить налоговый спор отказываясь от услуг помощи налоговых юристов. Но это не так. Налоговые инспектора ежедневно проводят однообразные мероприятия налогового контроля и на несколько этапов вперед предугадывают действия налогоплательщика. Только специалист в налогах, который в силу своей профессиональной деятельности также ежедневно защищает интересы налогоплательщиков может создать препятствие для злоупотреблений налогового органа.
Но юрист по налогам еще в самом начале налоговой проверки, ознакомившись с ситуацией налогоплательщика сможет с высокой вероятностью спрогнозировать последовательность событий по проверке на 2-3 года вперед и итоговый результат этой проверки. Это происходит по причине того, что действия налогового органа и судов зарегламентированы и известны профессиональному налоговому эксперту. Понимая всю последовательность действий фискальных органов, можно строить стратегию защиты ваших законных интересов и вашего имущества.

Судебный налоговый юрист

Но основная специализация налогового юриста – это непосредственно судебные разбирательства в отрасли права налоговые споры услуги для налогоплательщиков. Юрист специализирующийся по налогам проводит досудебное обжалование ненормативного акта налогового органа (например, решения о привлечения к налоговой ответственности, либо решение о принудительном взыскании за счет имущества налогоплательщика и многие другие), подает заявление в суд на налоговую инспекцию. Участвует в судебных разбирательствах. Подготавливает процессуальные судебные документы (ходатайства, жалобы, объяснения, вызов свидетелей, отводы судей и многое другое в рамках Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Гражданского процессуального кодекса). После окончания судебного разбирательства юрист по налоговым делам работает с судебными приставами по вопросам защиты имущества налогоплательщика. Так же налоговый юрист помогает в банкротных делах, так как в каждом банкротном деле юридического лица обязательно участвует налоговый орган и оспаривание налоговых требований имеет свои особенности.

Именно вопросами применения норм налогового законодательства и занимается налоговый юрист

Чем же отличается налоговый юрист по налогам для юрлиц от бухгалтера, аудитора? Бухгалтер на практике знает, как составить отчетность, но часто затрудняется объяснить какими нормами права предусмотрен именно такой порядок. Аудитор знает какими нормами предусмотрен порядок налогового и бухгалтерского учета и знает, что будет за его нарушение, но часто консультации аудитора сводятся к тому, что так делать нельзя и не предлагает других решений. Юрист налоговое право знает и разъясняет какими нормами предусмотрен порядок учета операций, что будет за нарушение этого порядка и дополнительно подскажет, как избежать ответственность за уже допущенные и ожидаемые нарушения. Если ответственности не избежать, предложит способы снижения меры ответственности. Проконсультирует можно ли подать в суд на налоговую в вашем случае.
Поэтому крупные компании в наше время предпочитают еще до заключения сделки получить помощь от налогового юриста налогов юрлиц по рискам предстоящей сделки. Управленцы хотят заранее понимать какие претензии следует ожидать в будущем по этой сделке. Заранее учесть возможные налоговые споры цена их решения, возможные налоговые доначисления, штрафы. А возможно и полностью отказаться от проекта.

Налоговые адвокаты

Налоговым адвокатом – является юрист с более узким функционалом специалиста по налогам, который имеет статус лица уполномоченного представлять интересы клиента в уголовных налоговых делах. По сложившейся практике налоговые юристы занимаются делами в арбитражных судах и судах общей юрисдикции, а адвокаты занимаются уголовными делами. Но и адвокат также организует вопросы подачи в суд на налоговую инспекцию.

Популярные услуги налогового эксперта юриста

Наиболее востребованной помощью налогового юриста является обращения клиентов по вопросам возврата налогов (налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, налога на доходы физических лиц). Ежедневно юрист по налоговым вопросам оспаривает результаты налоговых проверок. Обратим ваше внимание, что услуги по сопровождению налоговых проверок также оказываются нашими налоговыми юристами для налогов юридических компаний, описание услуг размещено на других страницах сайта.
Популярной услугой среднего и крупного бизнеса является консультация от налогового юриста налогов юрлиц по предстоящей сделке. Когда требуется рассчитать суммы налогов по сделке / группе сделок. Предложить другие способы реализации сделки, при которых сумма налога будет меньше, либо вообще налог не будет начисляться.

Специализация юрист по налогам для юридических лиц и налоговое сопровождение бизнеса

Для бизнеса в Закон-Центр работает юрист, специализирующийся по налогам юридических лиц, в том числе по оспариванию доначислений налога по решению суда. У нас большой кейс выигранных судебных дел по налоговым спорам. Занимаемся оспариванием по всем налогам: НДС, налог на прибыль, акцизы, имущественные и другие.

Экспертная консультация юриста по налогам физических лиц

Физические лица часто сталкиваются с вопросами налогообложения. Это касается налога на имущество, НДФЛ, транспортного налога и многих других. Потребовался налоговый юрист консультация для физических лиц будет качественно предоставлена. Налоговая юридическая помощь будет оказана оперативно и по доступной цене. Разъяснения предоставляются в понятной форме и для практического применения. Окажем налоговую юридическую поддержку по налоговым спорам в Москве и Московской области.

В данной части текста приведены комментарии и рекомендации к вопросам с 1 по 16 Перечня вопросов, подлежащих обязательному выяснению у сотрудников, по выбору контрагентов, процедуре подписания договоров, учету товарно-материальных ценностей – Приложение 1 к Методическим рекомендациям N ЕД-4-2/13650@

Общие рекомендации.

Свидетельские показания как вид доказательства должны использоваться налогоплательщиком для защиты также активно, как это делает инспекция при доказывании схем уклонения от уплаты налога.

При этом целью налогоплательщика будет опровержение довод инспекции о фиктивности отношений между реальным поставщиком и фиктивными производителями работ (услуг), о непроявлении должной осмотрительности при выборе контрагентов.

Таким образом, налогоплательщику целесообразно использовать свидетельские показания, которыми подтверждается реальность взаимоотношений с контрагентом.

1. Когда вы приступили к исполнению обязанностей в Вашей должности?

2. Ваше образование, специальность?

3. Что входит в Ваши должностные обязанности?

4. Вы исполняли аналогичные обязанности ранее?

5. Где и кем Вы работали до ООО "1"?

Комментарий.

Группа вопросов с 1 по 5 относится к анкетным данным, большая их часть содержится в Форме "Протокол допроса свидетеля" – Приложении 11 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@ "Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)" (вместе с "Основаниями и порядком продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки", "Порядком взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов (информации)").

Ответ на данные вопросы обычно не вызывает затруднения у свидетелей. При этом называть точные данные о датах работы, наименовании своей специальности свидетелю не обязательно. Если же инспектор будет настаивать на точности ответа, свидетелю целесообразно сослаться на забывчивость, дать обещание уточнить дома по документам.

6. Кто занимается подбором поставщиков, субподрядчиков для ООО "1"?

Комментарий.

Данный вопрос определяет круг лиц, подлежащих в дальнейшем допросу с целью установления обстоятельств проявления должной осмотрительности, реальности операций, а также сопоставления показаний свидетеля с показаниями названных им лиц на предмет выявления противоречий в их показаниях.

Рекомендации.

Свидетелю следует внимательно отнестись к упоминанию людей, занимающихся подбором поставщиков, субподрядчиков для ООО "1", с учетом следующих обстоятельств:

- в организациях круг лиц занимающихся подбором поставщиков, субподрядчиков, чаще всего определен локальными актами (приказами, должностными инструкциями, положениями и т.п.), соответственно, имеет смысл упоминать таких лиц, в отношении которых свидетель точно знает, что вышеуказанная работа входит в круг их должностных обязанностей в соответствии с распорядительными документами организации;

- упоминание свидетелем лиц, которые в последующем дадут показания, противоречащие его показаниям, фактически является показанием против себя.

7. Как происходит поиск контрагентов, какими источниками информации Вы пользуетесь при выборе контрагентов?

Комментарий.

Данный вопрос связан, в частности с выполнением рекомендаций, изложенных в частности в Письме ФНС России от 23.03.2017 № ЕД-5-9/547@ «О выявлении обстоятельств необоснованной налоговой выгоды», а именно: «В целях оценки действий налогоплательщика необходимо оценивать обоснованность выбора контрагента проверяемым налогоплательщиком, исследовать вопросы, отличался ли выбор контрагента от условий делового оборота или установленной самим налогоплательщиком практики осуществления выбора контрагентов, каким образом оценивались условия сделки и их коммерческая привлекательность, деловая репутация, платежеспособность контрагента, риск неисполнения обязательств, наличие у контрагента необходимых ресурсов (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала) и соответствующего опыта, заключались ли налогоплательщиком сделки преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязательств.»

Соответственно в последующем следует ожидать вопроса о том, каким образом был найден контрагент, в отношениях с которым инспекциях подозревает схему уклонения от уплаты налогов.

Доказывание должной осмотрительности при выборе контрагента относится к деятельности проверяемого налогоплательщика в ходе проверки. Налогоплательщик должен обладать документальным подтверждением обстоятельств проявления должной осмотрительности.

Рекомендации.

Свидетелю, в должностные обязанности которого поиск и выбор контрагентов, не входит, имеет смысл сообщить об этом инспектору, в т.ч. сославшись на неосведомленность по данному вопросу.

Свидетелю, должностными обязанностями которого является поиск и выбор контрагентов, имеет смысл владеть положениями внутреннего локального акта о порядке поиска и выбора контрагентов, в том числе о реквизитах этого документа, о чем следует сообщить инспектору.

8. Кто выступает инициатором заключения договора с Поставщиками, от кого исходит предложение о работе с конкретным поставщиком?

9. Одобрение того или иного контрагента это Ваше единоличное решение или коллегиальное?

10. Есть в организации лица или отдел, которые несут ответственность за выбор того или иного контрагента? Укажите их.

11. Какая ответственность предусмотрена в вашей организации при установлении поставщика?

Комментарий.

Группа вопросов с 8 по 11 имеет целью установить лиц, причастных к организации схемы уклонения от уплаты налогов либо обналичивания денежных средств, определить их роль в выявленной схеме для доказывания в дальнейшем умысла исполнителя преступления, а также квалификации соучастия в порядке ст. 33 Уголовного кодекса РФ.

Рекомендации.

Аналогично ответу на вопрос 7

12. Знаком ли Вам лично руководитель организации-контрагента, при каких обстоятельствах, когда Вы познакомились?

13. Какие взаимоотношения (дружеские, деловые) Вас объединяют?

14. Какие работы (услуги) выполняла организация-контрагент для вас, какие товары поставляла?

15. Ранее эта организация оказывала для вас подобные услуги, выполняла работы, поставляла товары?

16. Какие действия Вы предпринимали для установления деловой репутации организации-контрагента?

Комментарий.

Группа вопросов с 12 по 16, как указано в Перечне, задается для установления личности руководителя-контрагента и деловой репутации организации-контрагента.

Между тем личность руководителя-контрагента известна инспекторам из баз данных налоговых органов. Полагаю, что данные вопросы направлены на получение сведений, которые в дальнейшем будут сопоставлены с ответами руководителя-контрагента, с целью выявления противоречий в показаниях. Так, согласно п. 9 Методических рекомендаций N ЕД-4-2/13650@ инспекторам целесообразно сопоставлять противоречащие друг другу ("конкурирующие") показания различных лиц и проводить повторные опросы и допросы с учетом уже полученной информации.

Кроме того, вопросы 12 и 13 могут использоваться для доказывания взаимозависимости контрагентов. Имеется судебная практика, признавшей дружеские отношения одним из обстоятельств, свидетельствующих о взаимозависимости. Так, в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2016 N 09АП-60467/2015 по делу N А40-167386/14 указано следующее: «Апелляционный суд находит подтвержденным факт того, что участниками спорных хозяйственных отношений являлись взаимозависимые лица, исходя из следующих обстоятельств….:

…Кулик Л.М. в качестве контактного лица по своему счету указал как друга Литвака Игоря Михайловича (заместителя генерального директора ЗАО "РОСС") с указанием личного телефонного номера Литвака Игоря Михайловича».

Рекомендации.

В данном случае рекомендации зависят только от индивидуальных обстоятельств налоговой проверки.

Читайте также: