Взаимоотношения предпринимателей с налоговой системой

Опубликовано: 03.05.2024

Проблемы с законодательством входят в ТОП-16 причин, по которым стартапы терпят крах, согласно данным аналитической компании CB Insights. При этом в России многие начинающие предприниматели часто совершают сходные, с юридической точки зрения, ошибки. Рассказываем, как минимизировать такие риски.

Алексей Шевердяков, адвокат, член Адвокатской палаты города Москвы, постоянный автор портала Ближе к Делу

Ошибки в выборе организационно-правовой формы

Индивидуальных предпринимателей в России вдвое больше, чем ООО и АО вместе взятых, и это неудивительно: у ИП есть ряд преимуществ, в числе которых упрощенная регистрация и ликвидация бизнеса, вывод прибыли, облегченные налогообложение и бухгалтерский учет.

Однако есть и недостатки, которые начинающие бизнесмены порой не учитывают. Во-первых, для некоторых видов экономической деятельности ИП не подходит. Индивидуальные предприниматели не вправе учреждать СМИ, производить и продавать алкогольную или фармацевтическую продукцию, заниматься продажей оружия или охранной деятельностью. Во-вторых, бизнес, завязанный на ИП, трудно перепродать и масштабировать. Например, получить внешнее финансирование куда легче компании с организационно-правовой формой в виде ООО.

Кроме того, при создании бизнеса в формате ИП предприниматели часто не отражают количество его реальных владельцев, что в будущем может привести к конфликтам в управлении компанией. Если бенефициаров хотя бы двое, то безопаснее делать выбор в пользу ООО. Это поможет создать надежную и учитывающую интересы всех сторон систему корпоративного управления.

У ООО и АО нет ограничений по видам деятельности, и, несмотря на бОльшие сложности в оформлении документации и меньшие налоговые послабления в сравнении с ИП, в российском законодательстве эти формы организации остаются оптимальными для быстро масштабирующегося бизнеса.

Ошибки в налогообложении

Малый бизнес часто выбирает упрощенную систему налогообложения (УСН), которая в сравнении с ОСНО позволяет освободиться от налогов на прибыль и имущество организаций, а также от НДС. При этом у УСН есть свои минусы, которые затрудняют масштабирование компании и вынуждают ее переходить на ОСНО. К примеру, невозможность развиваться в других городах и регионах, в том числе открывать представительства или филиалы.

Кроме того, «упрощенцы» не могут заниматься банковским, юридическим, страховым бизнесом и некоторыми другими видами деятельности. Организации, которые работают на УСН, также сужают круг партнеров. Дело в том, что крупные компании чаще всего платят НДС и требуют того же от контрагентов, чтобы не возникало претензий со стороны налоговых органов.

Вторая распространенная ошибка малого бизнеса: предприниматели зачастую невнимательны к налоговым нюансам при заключении коммерческих сделок с другими компаниями. Они не проверяют контрагента и его партнеров на наличие фирм-однодневок и не дают необходимого документального обоснования договоров с ним.

Выбор высокорискованных методов оптимизации налоговой нагрузки – еще одна ошибка, которую совершают неопытные бизнесмены. Оптимизация по налогу на прибыль организаций возможна при разумном подходе и правильном документальном обосновании. На практике единственный рабочий способ избежать рисков – отказаться от несуществующих расходов, мнимых сделок, услуг фирм-однодневок, тщательнее прорабатывать договоры с контрагентами и крайне осторожно подходить к вопросу оптимизации налоговой нагрузки.

Кроме того, малому бизнесу следует обращать внимание на ежегодные изменения особенностей и трендов налогового контроля. Так, в 2020 году ФНС официально опубликовала восемь ключевых направлений своей деятельности. Среди них – налоговый контроль на основе риск-анализа и побуждение налогоплательщика к исполнению своих обязательств. То есть, предпринимателей будут вызывать в инспекцию на беседу и предлагать добровольно доплатить налоги. Также налоговые органы планируют усилить контроль над передвижением валюты. В законопроекте, который в начале ноября внесли на рассмотрение в Госдуму, предлагается обязать отчитываться в ФНС о перемещении средств по зарубежным электронным кошелькам. Таким образом, принцип «предупрежден – значит, вооружен» играет важную роль в работе с фискальными органами.

Ошибки при проверках контрагента

Часть начинающих бизнесменов, заключая коммерческую сделку, не проводят ряд необходимых проверок потенциального партнера. Это порождает большое количество рисков, ведь можно связаться с ненадежным контрагентом, от чего пострадает и доход компании, и ее репутация.

Чтобы обезопасить себя, предпринимателю необходимо еще до подписания документов убедиться, что:

    партнер не находится в предбанкротном или банкротном состоянии

Финансово-экономический анализ контрагента можно провести с помощью различных платных ресурсов. А официальную информацию о его состоятельности легко получить в открытом доступе с помощью бесплатного сервиса «Федресурс».

партнер добросовестно исполняет обязательства перед другими предпринимателями

Отследить наличие судебных претензий к контрагенту можно с помощью бесплатного ресурса «Картотека арбитражных дел». А чтобы выяснить, имеются ли у партнера неоплаченные долги, есть бесплатный сервис «Банк данных исполнительных производств».

у налоговых органов нет к партнеру претензий

Для проверки контрагента существуют не только платные, но и бесплатные сервисы, к примеру, сервис автоматической проверки контрагентов по официальным источникам.

Ошибки при оформлении договоренностей

Недоработки начинающего предпринимателя в закреплении деловых договоренностей на бумаге можно условно разделить на три большие группы:

1. В отношениях владельцев бизнеса между собой, а также с руководящим составом

десь есть риск юридически неправильно построить систему корпоративного управления. Управление в компании, в результате, может распределиться непропорционально – к примеру, оказаться в руках топ-менеджмента. Также к конфликтам может привести недостаточное внимание к документам, которые регламентируют отношения владельцев между собой: уставу компании, корпоративному договору, положению о совете директоров и т.д.

2. В отношениях владельцев с инвесторами

Недостаточное внимание к юридическим нюансам и документам в рамках инвестиционной сделки может привести к конфликтам. Так, нередки ситуации, когда один из совладельцев бизнеса вынужден продавать совладельцу свою долю компании, потому что у партнеров не совпадают взгляды на ведение бизнеса.

3. В отношениях предпринимателей с партнерами при заключении коммерческих сделок

Часто причиной срывов договоренностей становятся фактические неточности в соглашениях. Так, в сфере коммерческой недвижимости регулярно встречаются ситуации, когда помещение не подходит арендатору по техническим параметрам, несмотря на то, что в информации, предоставленной собственником в документах, они были оптимальными. Особенно важными эти факторы являются для аптек, магазинов оптики, ресторанов, кафе, банков и других организаций, для которых установлены жесткие требования к помещению. Чтобы избежать недоразумений, арендатору необходимо заранее требовать предоставления полного и актуального пакета документов и перепроверять все критичные сведения.

Чек-лист: как избежать ошибок

Оптимальное решение – профилактика, ведь для бизнеса предупреждать ошибки заранее намного дешевле и безопаснее, чем ввязываться в конфликты. Поэтому о юридических аспектах стоит позаботиться с самого начала основания компании.

  1. Сформируйте представление, какими примерно темпами бизнес планирует масштабироваться. Если скорость расширения компании будет довольно высокой, то организационно-правовая форма в виде ИП и упрощенное налогообложение вскоре станут якорем для стартапа. При этом на переоформление статуса и документов потребуются время и дополнительные расходы.
  2. Помните, что сэкономить на налогах за счет оптимизации и других инструментов можно, но грань легальности зачастую очень тонкая, а риск перейти ее довольно большой.
  3. Всегда проверяйте надежность и добросовестность контрагента до заключения любой коммерческой сделки. Сделать это можно с помощью платных и бесплатных ресурсов.
  4. Регулярно отслеживайте изменения в законодательстве.
  5. Периодически желательно проводить независимый аудит с привлечением сторонних специалистов по корпоративным финансам и налоговых консультантов.
  6. Внимательно относитесь к разработке документов: для совладельцев бизнеса, инвесторов и контрагентов. Сделать это без мощной юридической поддержки со стороны довольно сложно, поэтому лучше всего воспользоваться услугами специалиста с релевантным опытом.


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 00:38, контрольная работа

Описание работы

Одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятия с государством в условиях перехода к рыночному хозяйству, становится налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач.

Содержание

Введение 3
Взаимоотношения предприятий с налоговыми органами 4
Налоговый документооборот 6
Налоговые льготы 8
Санкции в случае неуплаты налогов 9
Заключение 10
список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Взаимоотношения предприятий с налоговыми органами. Финансовый менеджмент. Суходоев.2011.docx

УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ФИЛИАЛ

ФАКУЛЬТЕТ: ЭКОНОМИКИ И БИЗНЕСА

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Контрольная работа по дисциплине

Взаимоотношение предприятий с налоговыми органами, документооборот, льготы по налогообложению и санкции в случае неуплаты налогов.

Выполнил: студент 4 курса

Зачетная книжка № 0700041/04

Проверил: Суходоев Д.В.

  1. Взаимоотношения предприятий с налоговыми органами 4
  2. Налоговый документооборот 6
  3. Налоговые льготы 8
  4. Санкции в случае неуплаты налогов 9

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 11

Одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятия с государством в условиях перехода к рыночному хозяйству, становится налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, создавая при этом равные условия всем участникам общественного производства. Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений в народном хозяйстве в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и функционирования единого целостного рынка.

В процессе формирования системы налогообложения предприятий и организаций в России была осуществлена замена налога с оборота на налог с продаж, НДС и акцизы. Был модернизирован действовавший налог на прибыль. Введены налог на имущество предприятий, налоги в дорожные фонды, Расширился круг обязательных платежей предприятий.

Объектами налогообложения стали прибыль (доходы), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и др.

  1. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ С НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ

На протяжении человеческой истории формирование централизоанных средств государства осуществлялось разными путями — от самых варварских (путем физического изъятия этих средств со своих подданных) до современных, цивилизованных — путем принудительных сборов налогов. Следовательно, налоги представляют собой принудительные сборы с налогоплательщиков в денежной форме с целью формирования централизованных фондов государства.

Пока существует государство, существуют и налоговые отношения, и в этом смысле они носят объективный характер. Специфика этих отношений состоит в том, что между налоговыми органами, с одной стороны, и фирмами и гражданами как налогоплательщиками, с другой, часто возникают противоречия, иногда переходящие в антагонизмы и конфронтацию по поводу размеров налогов. Двойственный характер налоговых отношений сформировал у налогоплательщиков определенный стиль поведения по отношению к налогам, базирующийся на следующих принципах:

  • налоги надо платить, поскольку это своего рода финансовая повинность, т. е. финансовая государственная обязанность фирмы;
  • платить только минимальную сумму положенных налогов;
  • платить налоги следует в последний день установленного для этого срока.

По существу на этих принципах строятся взаимоотношения между фирмой и налоговыми органами.

Налоги в России разделены на три вида в зависимости от уровня их установления и изъятия и в соответствии с изменениями, предусмотренными в Налоговом Кодексе:

  • федеральные (на уровне России);
  • региональные (на уровне регионального органа государственной власти);
  • местные (на уровне органа местного самоуправления).

Федеральные налоги. Перечень, размеры ставок, объекты налогообложения, плательщики федеральных налогов, налоговые льготы и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетные фонды устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории.

Региональные налоги. Такие налоги, как налог на имущество предприятий, лесной налог устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей территории. При этом конкретные ставки налогов определяются региональными органами государственной власти, если иное не будет установлено законодательными актами РФ.

Местные налоги и сборы. Из местных налогов для предприятий общеобязательны только два - земельный налог, налог на рекламу.

Они устанавливаются законодательными актами РФ. В частности, объект налогообложения, налогоплательщики, налоговые ставки и порядок зачисления сумм по земельному налогу определяются Земельным кодексом и Законом Российской Федерации «О плате за землю».

Все перечисленные налоги и взносы еще не реализовали в достаточной степени свои потенциальные возможности как основные инструменты формирования рыночной экономики. При наличии в налоговой системе страны практически всех видов налогов, используемых зарубежными странами, налоговая система не в состоянии обеспечить достаточный уровень доходов государства, о чем свидетельствует значительный бюджетный дефицит. Кроме того, система налогообложения предприятий не создает у последних заинтересованности в повышении эффективности производства, качества продукции, решении производственных задач на более высокой технической основе. Наконец, существующий уровень налогообложения крайне отрицательно влияет на развитие экономики страны, способствует спаду производства, усилению инфляции и снижению уровня жизни населения.

  1. НАЛОГОВЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ

Налоговый кодекс Федерального закона от 27.07.10 №229-ФЗ, а также приказ ФНС России от 17.02.2011 N ММВ-7-2/168@ и Федеральный закон № 63-ФЗ «Об электронной подписи» от 06.04.11, предоставляют возможность предприятиям полностью перейти на электронный обмен документами с контрагентами и налоговой инспекцией с использованием сервисов Интернет.

При передаче электронных документов, имеющих юридическую силу, налогоплательщик после подготовки документа подписывает его электронной цифровой подписью с использованием своего закрытого ключа, закрывает содержание документа с использованием открытого ключа налоговой инспекции, в которой он состоит на учете, и отправляет его в адрес инспекции.

В течение суток налогоплательщик получает два ответных сообщения. Первое сообщение представляет собой тот же самый электронный документ, но подписанный двумя электронными цифровыми подписями (собственной ЭЦП налогоплательщика и ЭЦП налоговой инспекции) и зашифрованный открытым ключом данного налогоплательщика.

Своей ЭЦП налоговая инспекция подтверждает налогоплательщику факт получения данного электронного документа. Это означает, что именно этот электронный документ будет использован в инспекции при дальнейшей обработке.

На рабочем месте налогоплательщика сообщение автоматически расшифровывается, осуществляется проверка правильности ЭЦП налоговой инспекции, а сам документ, вложенный в сообщение, сохраняется на компьютере. Налогоплательщик должен сохранить данный документ в своем архиве для возможного использования в случае возникновения конфликтных ситуаций, то есть ситуаций, когда налогоплательщик и инспекция МНС России будут пытаться по-разному трактовать содержание файла отчетности.

Второе сообщение представляет собой протокол входного контроля отправленного налогоплательщиком файла отчетности, подписанный ЭЦП налоговой инспекции.

В течение суток налогоплательщик, получивший протокол, подписывает его своей ЭЦП и высылает в адрес налоговой инспекции, сохранив файл, подписанный двумя ЭЦП (своей и налоговой инспекции) в архиве.

Оператор фиксирует в журнальном файле сервера электронной почты факт поступления сообщения с зашифрованным электронным документом в почтовый ящик налоговой инспекции с указанием даты и времени поступления сообщения.

Оператор формирует подтверждение налогоплательщику на основе журнального файла сервера, подписывает подтверждение своей ЭЦП, шифрует его с использованием открытого ключа налогоплательщика и посылает последнему.

Оператор своей ЭЦП подтверждает дату и время сдачи отчетности налогоплательщиком.

В течение суток налогоплательщик, получивший подтверждение оператора, подписывает его своей ЭЦП и высылает в адрес оператора, сохранив файл, подписанный двумя ЭЦП (своей и оператора) в архиве.

Оператор сохраняет в архиве полученное от налогоплательщика подтверждение, подписанное одновременно ЭЦП оператора и налогоплательщика.

Налогоплательщик должен своевременно заявить об отсутствии подтверждений оператора в течение суток после отправки сообщения.

Если в полученном налогоплательщиком из инспекции протоколе сказано, что файл отчетности не прошел входной контроль, то налогоплательщик должен устранить указанные в протоколе ошибки и повторить всю процедуру сдачи отчетности.

  1. НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ

В соответствии со ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или уплачивать их в меньшем размере.

Налоговые льготы являются одним из элементов налоговой политики и преследуют социальные и экономические цели. Во внешнеэкономической сфере налоговые льготы наиболее широко применяются для поощрения иностранных инвестиций.

В налоговой литературе представлена следующая классификация:

  1. Изъятия — выведение из-под налогообложения отдельных предметов (объектов) налогообложения. В отношении налогов на прибыль и доходы изъятия выражаются в том, что прибыль или доход, полученный плательщиком от определенных видов деятельности, изымается из состава налогооблагаемой прибыли (дохода), то есть не подлежит налогообложению. Например, ст. 251 НК «Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы». В отношении налогов на имущество изъятия выражаются в освобождении от налогообложения отдельных видов имущества.
  2. Налоговые скидки — льготы, направленные на сокращение налоговой базы. Плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые обществом и государством. Например, расходы налогоплательщика по НПО на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников налогоплательщика (п.3 ст. 264.1 НК РФ) или см. подп. 38 п. 1 ст. 264
  3. Освобождение — льгота, направленная на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы налога (налогового оклада).
  4. САНКЦИИ В СЛУЧАЕ НЕУПЛАТЫ НАЛОГОВ


Рассказываем в тезисах, как свою работу сейчас видят налоговики — со слов заместителя руководителя УФНС по СПб Ю.В. Костецкой.

«Сегодня нельзя считать цивилизованным бизнес, который минимизирует налоги с использованием фирм-однодневок. Важна чистота среды предпринимателей и добросовестность бизнеса.

Что сейчас в приоритете в работе налоговых

Во-первых, аналитическая, превентивная работа. Главная задача — это предупреждение налоговых правонарушений, а не выявление и наказание.

Доначисление по проверке — это не самоцель, цель — это обеспечение полного поступления налогов в бюджет.

Главная задача налоговых органов — побуждать налогоплательщика добровольно, в срок и в полном объеме уплачивать законно установленные налоги. Желательно, чтобы это происходило не в рамках контрольных мероприятий, а самостоятельно и добровольно.

Во-вторых, налоговые органы не пытаются скрывать от налогоплательщиков имеющиеся сведения о возможном нарушении последними налогового законодательства. Если раньше налогоплательщики узнавали о своих нарушениях только при получении акта проверки, то сейчас налоговый орган не делает из выявленных нарушений тайн.

Налогоплательщики информируются посредством уведомлений, информационных писем, рабочих совещаний в налоговом органе.

Инспекции придерживаются в своей работе принципа открытого диалога с бизнес-сообществом.

В-третьих, в круг интересов налоговых и правоохранительных органов входит отработка, или иначе — борьба с так называемыми «площадками» — это группы юридических и физических лиц, предоставляющие услуги по «бумажному» НДС и обналичиванию денежных средств в интересах своих Заказчиков. В рамках отработки «площадок» вычисляется весь круг лиц, занимающихся незаконной деятельностью, и принимаются меры по «купированию» деятельности «площадок, а также побуждению выгодоприобретателей к уточнению своих обязательств.

Если уточнения не будет, то проводится следующий комплекс мероприятий:

  • включение в план ВНП (сейчас в СПб проводится 59 ВНП участников «площадок», с предполагаемой суммой доначислений в 6 млрд руб.);
  • внесение в ЕГРЮЛ записей о недостоверности сведений;
  • передача в правоохранительные органы материалов для возбуждения уголовных дел по ст.ст.173, 172, 210 УК.

ФНС вышла с инициативой о внесении в УК изменений в части усугубления ответственности для организаторов площадок — как соучастников по ст. 199 УК.

В-четвертых, новые технологии позволяют сместить вектор контрольной работы с проверки отдельных налогоплательщиков к созданию прозрачной налоговой среды в целых секторах экономики. Это выравнивает условия конкуренции в целых сегментах рынка.

ФНС реализовала уже несколько таких пилотных проектов в сфере бытовой электроники, транспорт, сельхозпродукция. В 2017-2018 гг. ФНС провела отраслевой проект в сфере экспорта зерновых культур, растительного масла и внутренней переработки с/х сырья.

На рынке создана система саморегулирования. Удалось выдавить с рынка те технические компании, которые действовали на этом рынке, в том числе и посредством проведения мероприятий с участием МВД, ФСБ и отказом самих участников рынка от таких «серых» схем.

В 2019 г. создана саморегулируемая организация — Ассоциация клининговых и фасилити операторов. Деятельность АКФО направлена на обеление клининговых услуг.

По результатам ее деятельности сейчас назначено 18 ВНП, на сумму доначислений 1 млрд руб.

Что нужно знать про вызовы в налоговые органы

Прежде всего, не нужно рассматривать вызов в налоговый орган как принудительную меру. Обсуждение выявленных рисков — это прежде всего диалог, в ходе которого можно услышать позицию налогового органа, понять какие моменты тревожат налоговый орган, определить возможные последствия для бизнеса. И, соответственно, представить пояснения и документы, которые могли бы позволить налоговому органу разобраться и снять возникшие вопросы. Либо добровольно уточнить налоговые обязательства, без назначения ВНП.

Кроме того, нужно реагировать на те вызовы, которые осуществляет инспекция и лучше разобраться с рисками компании до назначения ВНП. Вызов в налоговую инспекцию — это всегда звонок, что стоит обратить внимание на те риски, которые есть в ее деятельности.

И конечно, у вас всегда есть возможность записаться на прием в налоговую инспекцию и проговорить все имеющиеся у компании риски.

О предпроверочном анализе

В первую очередь, в план выездных проверок включаются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об участии в налоговых схемах.

Сумма по предполагаемым нарушениям налогового законодательства по заключениям предпроверочного анализа зачастую отличается от фактического доначисления сумм по результатам выездных проверок. И суммы доначислений увеличивается в 2 — 3 раза, а иногда в 6 и более раз.

Представление уточненной налоговой декларации не гарантирует 100% отказ налогового органа от мероприятий налогового контроля. Это не индульгенция.

Если налоговому органу поступит иная информация об участии компании в иных схемах ухода от налогов, то налоговый орган оставляет за собой право выйти на внп.

«Должная осмотрительность» — это условная норма, не имеющая четких критериев. Первое, что важно — это фактическое исполнение обязательства по договору первым контрагентом. Также проверяется нетипичность сделки: запрашивается локальный ненормативный акт, которым регулируется выбор контрагентов. Если в нарушении данного акта не соблюдается стадийность согласования сделки, то это свидетельствует о нетипичности операции. Или вместо постоянных поставщиков вводится какой-то сомнительный контрагент.

В договорах с контрагентами нужно предусмотреть условие о налоговой оговорке и взыскать убытки (ВС назвал доначисление налогов по вине контрагентами — убытками). По длящимся договорам можно предусмотреть ситуацию, когда у налогового органа появились к контрагенту претензии, а у компании — незакрытые обязательства по договору, и включить возможность проведения зачета в счет уплаты доначисленного налога, то есть все последующие платежи в адрес контрагента будут за минусом сумм НДС, который тот не доплатил в бюджет.

Вина организации для выбора пункта статьи 122 НК определяется через вину ее должностных лиц.

При любых реорганизационных действиях налогоплательщиков налоговый орган обязан оценить все риски и оценить возможность выйти на ВНП. Схемы по «вливанию» работающей компании в техническую, чтобы вместе «умереть» или, наоборот, выделение компании и передача ей всех рисков, чтобы основная компания работала дальше — все это уже видно налоговой и отслеживается АИС.

Про налоговую реконструкцию

Ст. 262 НК предусмотрено обложение налогом прибыли, то есть доходы минус расходы. Письмо ФНС от 10.03.2021 вызывает много вопросов, планируется обсудить его с представителями юридической практики и судейским составом в мае-июне.

Возможность реконструкции зависит от того, с какими обстоятельствами налоговый орган сталкивается в ходе ВНП:

  • реальность самой сделки — «Дом построен. Дом стоит»;
  • определяем понесенные налогоплательщиком расходы. Для этого необходимо, чтобы налогоплательщик предоставил документы о понесенных расходах. Налоговый орган не может взять сумму расходов «из воздуха» — важна активная роль налогоплательщика: насколько он готов раскрыть информацию о реально понесенных им расходах.

Если налогоплательщик сам исполнил сделку, то есть его расходы: амортизация, ГСМ, з/п, которые уже учтены в его расходах, то в данном случае реконструировать нечего. Если сделка безтоварна, значит, реконструкции тоже быть не может, поскольку изначально налогоплательщик не понес.

Непредоставление документов и попытка противодействия налоговому органу будет рассматриваться в части умышленных действий налогоплательщика. Противодействием будет считаться:

  • непредоставление документов;
  • попытка сменить место учета;
  • попытка ликвидироваться.

Эти действия будут рассматриваться в ключе умышленных действий и приведет к еще большим доначислениям и уголовной ответственности.

Про ВНП

Нужно выстраивать диалог с налоговым органом в ходе проверки. Нужна обратная связь с налогоплательщиком:

  • в СПб 84% всех ВНП проводится при участии правоохранительных органов, так как средняя эффективность ВНП в Питере составляет более 166 млн руб;
  • значение для включение план ВНП имеет суммарное количество рисков компании, а не принадлежность ее к микро, малому или среднему бизнесу;
  • вопрос о субсидиарной ответственности будет подниматься".

Кристина Шперлик

Объясняем, кто такие взаимозависимые лица, по каким признакам они определяются, почему взаимозависимость важно учитывать при выборе контрагентов, зачем налоговая отслеживает такие отношения между налогоплательщиками и что за это грозит.

Кто такие взаимозависимые лица

В категорию взаимозависимых попадают физические или юридические лица, отношения между которыми определяют результаты их сделок. Взаимозависимость может возникать в разных «комбинациях»: между физлицами, между юрлицами или между теми и другими. И она считается негативным критерием, если в совокупности с другими факторами намекает на признание налоговой необоснованной выгоды. Отношения, характеризуемые как взаимозависимые, могут указывать на то, что налогоплательщик был осведомлен о нарушениях контрагента, но не счел нужным как-то отреагировать и предпринять меры.

Вот почему на такую важную деталь, как взаимозависимость между контрагентами, налоговая при проверках обращает внимание не меньше, чем на анализ денежных и товарных потоков. Инспекторы могут доказать, что налогоплательщик знал о том, что контрагент не платит налоги, так как является взаимозависимым с ним, и, следовательно, признать необоснованную налоговую выгоду.

Большинство сделок между взаимозависимыми лицами являются контролируемыми (для этого они должны соответствовать определенным критериям), и о них надо сообщать в ФНС до 20 мая каждого календарного года.

Критерии взаимозависимости определены в Налоговом кодексе (п. 2 ст. 105 НК РФ):

  • одно физлицо находится в подчинении у другого;
  • родственные связи между физлицами (родственниками считаются не только супруги, родители и дети, но и братья, сестры, опекуны и подопечные);
  • доля участия одной организации в другой превышает 25%;
  • доля участия лица в одной или нескольких организациях превышает 25%;
  • не менее 50% состава исполнительного органа в одной или нескольких организациях избраны по решению одного и того же лица;
  • более 50% состава исполнительного органа организаций составляют одни и те же физлица;
  • лицо осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа в одной или нескольких организациях;
  • доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации превышает 50%.

Лица могут сами признавать себя взаимозависимыми (п. 6 ст. 105.1 НК РФ) или их может признать фактически взаимозависимыми суд, например, если руководителей разных компаний связывают дружеские отношения и они устанавливают нерыночные условия в совместных сделках (п. 7 ст. 105.1 НК РФ).

При этом само по себе участие субъектов РФ или муниципальных образований в организациях не является признаком взаимозависимости (п. 5 ст. 105.1 НК РФ), так же как и влияние более крупных компаний на условия сделки (п. 4 ст. 105.1 НК РФ).

Участие физлица и юрлица в компании определяется по общему вкладу его самого и всех его взаимозависимых лиц. Под итоговой долей понимается сумма долей прямого и косвенного участия. Последнее определяется расчетным путем (пп. 3 п. 3 ст. 105.2 НК РФ).

Перед проведением расчетов нужно вычислить прямую долю в отношении каждого из звеньев каждой последовательности участия. Если последовательностей участия несколько, косвенные доли суммируются.

Как получить одобрение сделки

Один и тот же генеральный директор может управлять неограниченным количеством юридических лиц и заключать неограниченное количество сделок. Налоговые риски несут только нерыночные цены и другие финансовые условия в сделках.

Если гендиректор не единоличный орган управления, он должен сообщить участникам общества информацию о юрлицах, в которых занимает руководящую должность, и сделка должна быть одобрена общим собранием участников, не заинтересованных в сделке.

Если цена сделки не превышает 2% от стоимости имущества компании, сделку может одобрить совет директоров (п. 7 ст. 45 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Сами по себе сделки между взаимозависимыми сторонами не являются незаконными, но при условии если в них соблюдены те же условия, что и в сделках между не связанными друг с другом физическими или юридическими лицами (п. 1 ст. 105.3 НК РФ).

К условиям относится не только цена сделки, но и правила передачи товара, отсрочка или рассрочка платежа, правила страхования. Если в результате нерыночных условий одна из сторон несет лишние расходы и недополучает доходы, эти сделки могут привлечь внимание налоговой, потому что такие доходы должны учитываться для условий налогообложения.

Что такое контролируемые сделки

Налоговая тщательно проверяет сделки между взаимозависимыми лицами. Для нее важно, что суммы выплат между лицами не были уменьшены или завышены с целью искусственного увеличения налогооблагаемой базы и получения большего налогового вычета или искусственного уменьшения налогооблагаемой базы и снижения суммы налога. К сделкам относятся отдельные операции (отгрузка товаров, выполнение работ, оказание услуг), в том числе операции по передаче имущественных прав и по выдаче и получению займов.

Сделки между взаимозависимыми лицами относятся к контролируемым (ст. 105.14 НК РФ). Контролируются сделки, которые требуют учета доходов и расходов, что приводит к увеличению или уменьшению налоговой базы на прибыль.

Уведомление о контролируемых сделках за предыдущий год нужно сдавать до 20 мая по форме уведомления, утвержденной Приказом ФНС РФ от 07.05.2018 N ММВ-7-13/249@. Если этого не сделать, то будет выставлен штраф в размере 5000 руб. (ст. 129.4 НК РФ).

Виды операций между взаимозависимыми лицами, о которых надо сообщать в инспекцию, перечислены в ст. 105.14 НК РФ. К ним относят заключение договора между взаимозависимыми лицами — резидентами РФ, сумма доходов по которым за соответствующий календарный год превышает 1 млрд руб.

Например, если одна компания продала другой компании, использующей упрощенку, недвижимость без НДС стоимостью более 60 млн руб., она обязана подать уведомление в налоговую о контролируемых сделках до 20 мая.

Общую сумму доходов нужно считать, суммируя все сделки с контрагентом за год: покупки, продажи, оказание услуг (Письмо Минфина России от 11.02.16 № 03-01-18/7239).

Считаются контролируемыми (при условии, что суммарный годовой оборот обоих контрагентов по сделкам превышает 60 млн руб.) сделки, в которых один из участников:

  • платит налоги по общей системе налогообложения;
  • платит налог на добычу полезных ископаемых, а предмет договора — добытое полезное ископаемое;
  • не должен платить налог на прибыль;
  • имеет отношение к «Сколково»;
  • является резидентом особой экономической зоны с льготным налогообложением прибыли;
  • один из участников использует ЕНВД или ЕСХН (в этом случае годовой оборот обоих участников должен превысить 100 млн руб.).

Не считаются контролируемыми:

  • сделки между взаимозависимыми лицами, которые не должны платить налог на прибыль организаций. (пп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ);
  • сделки между взаимозависимыми лицами на общую сумму менее 1 млрд руб. за календарный год (пп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ);
  • если взаимозависимые лица рассчитываются по УСН.

Приравниваются к контролируемым:

  • внешнеторговые сделки с некоторыми товарами (нефтепродукты, черные и цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные металлы и драгоценные камни). Общегодовой доход по такой операции должен превысить 60 млн руб.;
  • сделки, в которых один из участников — контрагент-резидент государства или территории из Приказа Минфина от 13.11.07 №108н или его постоянный представитель в РФ (Письмо Минфина России от 17.01.2013 № 03-01-18/1-4);
  • когда контрагенты привлекают сторонних посредников между двумя взаимозависимыми лицами без ограничений по сумме дохода (Письмо Минфина России от 14.11.12 № 03-01-18/9-169).

Что грозит за взаимозависимые отношения?

Сделки между взаимозависимыми лицами могут контролироваться ФНС, так как взаимозависимость при заключении сделок считается вероятностью воздействия на действия зависимого лица (п. 1 ст. 105.1 НК РФ).

Взаимная зависимость важна при взыскании у налогоплательщика недоимки по счетам зависимого лица, если подтвердится, что ему передалась доля выручки или активов налогоплательщика с недоимкой, в том числе через цепочку лиц.

Взаимозависимость — это эффективный «инструмент» для налоговой, позволяющий выяснить, уменьшена ли облагаемая база по налогам, например, если налогоплательщик утаил то, что купил недвижимость у взаимозависимого лица или если льгота по налогу на имущество было применена неправомерно.

Если налогоплательщик искусственно пытается сделать сделку неконтролируемой или манипулирует ценами в сделках, чтобы получить необоснованную налоговую выгоду, ФНС может признать лица фактически взаимозависимыми (п. 7 ст. 105.1 НК РФ), а сделку между ними контролируемой (п. 10 ст. 105.14 НК РФ), но для этого ей нужно доказать факт получения необоснованной налоговой выгоды (Письма Минфина от 26.12.2012 № 03-02-07/1-316, от 26.10.2012 № 03-01-18/8-149).

Если стоимость сделки между взаимозависимыми лицами была ниже рыночной, налоговая может начислить дополнительные налоги (гл. 14.2 НК РФ).

ФНС проверяет, правильно ли уплачены налоги (п. 4 ст. 105.3 НК РФ) и, если они были занижены, корректирует налогооблагаемые базы. Все доначисления должны быть симметричными (ст. 105.18 НК РФ), то есть цена по сделке корректируется сразу у обоих сторон и у одной стороны налог может вырасти, а у другой — уменьшиться.

При неполной уплате или неуплате налога из-за нерыночных цен в сделках между взаимозависимыми лицами начисляется штраф в размере 40% от неуплаченной суммы налога, не менее 30 000 руб. (ст. 129.3 НК РФ).

При неправомерном непредставлении уведомления о контролируемых сделках и за представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках начисляется штраф в размере 5000 руб. (ст. 129.4 НК РФ).

Налоговая может доначислить НДФЛ по предпринимательской деятельности, налог на добычу полезных ископаемых и НДС, если другая сторона сделки не должна платить НДС. Налоги могут быть доначислены только продавцу.

Налогоплательщик освобождается от ответственности, если докажет, что цены в сделке были рыночными или что он заключил соглашение о ценообразовании.

Какие налоги проверяют

При налоговом контроле проверяют (п. 2 ст. 105.3 НК РФ) полноту начисления и уплаты:

  • налога на прибыль организаций
  • НДФЛ
  • налога на добычу полезных ископаемых
  • НДС

Чтобы проверить добросовестность заключенных сделок, ФНС использует метод сопоставимых рыночных цен, метод цены последующей реализации, затратный метод, метод сопоставимой рентабельности и метод распределения прибыли (ст. 105 НК РФ).

При проверках налоговая может запросить следующие документы:

  • состав участников сделки;
  • описание сделки и ее условий;
  • обоснование причин использования выбранного метода;
  • сумма доходов и расходов в результате сделки;
  • корректировка налоговой базы и суммы налога;
  • сведения об экономической выгоде в результате сделки;
  • факторы, влияющие на цену или рентабельность сделки.

ФНС вправе проверять контролируемые сделки за три года, предшествующие году, в котором вынесено решение о проведении проверки. По общему правилу срок проверки не должен превышать шести месяцев, но в исключительных случаях допустимо продление.

Сделки, в которых цены автоматически признаются рыночными, нельзя контролировать (ст. 105.3 НК РФ). Этому соответствуют случаи, когда цены определены:

  • антимонопольными органами;
  • биржевыми торгами;
  • оценщиком, если по закону оценка обязательна;
  • соглашением о ценообразовании (гл. 14.6 НК РФ).

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    Читайте также: