Налоговая правоспособность налоговая дееспособность

Опубликовано: 29.04.2024

Субъекту налогового правоотношения для вступления в конкретное отношение необходимо обладать налоговой правоспособностью и дееспособностью, т.е. налоговой правосубъектностью, которая представляет собой свойство лица, делающее его непосредственным носителем налоговых обязанностей и прав, и предоставляет ему возможность реализовывать их в налоговых правоотношениях. Определения налоговой правосубъектности законодательство о налогах и сборах не содержит.

В литературе встречаются следующие определения налоговой правосубъектности, которые содержательно очень близки:

это установленная нормами налогового права способность быть носителем юридических прав и обязанностей в сфере организационно-имущественных и организационных отношений по установлению, введению и уплате налогов и сборов, а также в иных отношениях, неразрывно связанных с перечисленными. В частности, налоговая правосубъектность также может предоставлять лицу способность участвовать в отношениях, возникающих в процессе осуществления налогового контроля, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также в иных отношениях, входящих в предмет налогового права [1, с. 177];

признание за лицом способности выступать носителем тех или иных субъективных прав и обязанностей в сфере налогообложения, т.е. участвовать в налоговых правоотношениях [3, с. 157];

установленная государством способность лица иметь права и обязанности в сфере налогообложения, осуществлять их своими действиями и нести ответственность за нарушение своих публичных обязанностей [5, с. 68];

совокупность качественных характеристик, определяющих возможность лица выступать как стороне в налоговых правоотношениях [8, с. 123].

Часто в научной юридической литературе не дается самостоятельное определение налоговой правосубъектности, а формулируются отдельные дефиниции для налоговой правоспособности и налоговой дееспособности как составляющих налоговую правосубъектность.

В целом можно сказать, что под налоговой правоспособностью понимают способность лица быть носителем субъективного права и юридических обязанностей в налоговых отношениях [см., напр., 8, с. 123; 5, с. 67; и др.], а под налоговой дееспособностью понимают способность самостоятельно своими действиями приобретать и осуществлять субъективные права и юридические обязанности в налоговых отношениях [см., напр., 8, с. 124 и др.].

Среди иных встречающихся в литературе определений можно выделить следующие.

Под налоговой правоспособностью понимают:

способность субъекта иметь права и обязанности по поводу уплаты налогов, предусмотренная нормами налогового права, называется налоговой правоспособностью. Содержанием налоговой правоспособности является совокупность прав и обязанностей, которыми субъекты могут обладать в соответствии с действующим законодательством в отношениях по поводу установления, изменения, отмены налоговых платежей, их уплаты или взыскания с целью формирования доходной части бюджетов [9, с. 10];

социально-юридическое свойство, которым государство наделяет лицо в соответствии с потребностями общественного развития в области налоговых отношений. Автор отмечает, что правосубъектность выступает мерой, юридически фиксирующей границы, в пределах которых налогоплательщик наделяется способностью иметь права и нести обязанности [10, с. 33];

предусмотренная нормами налогового права способность иметь субъективные права и обязанности по поводу реализации налоговой обязанности [6, с. 234].

Необходимо отметить, что в публичных правоотношениях правоспособность реализуется прежде всего через юридические обязанности. При этом вступить в конкретное правоотношение и стать его субъектом возможно лишь при наличии связи между правосубъектностью и субъективными правами и обязанностями, выраженной юридическими фактами, закрепленными в нормативно-правовых актах и позволяющими реализовать эти права и обязанности.

Под налоговой дееспособностью понимают:

способность лично участвовать в налоговых правоотношениях, а также нести ответственность за нарушения налогового законодательства [3, с. 158];

способность субъекта самостоятельно либо через представителей приобретать, осуществлять, изменять и прекращать налоговые права и обязанности, а также отвечать за их неисполнение и неправомерную реализацию [7, с. 225];

предусмотренная нормами налогового права способность субъектов своими действиями создавать и реализовывать субъективные права и обязанности, связанные с реализацией налоговой обязанности в целом [6, с. 237-238].

Правосубъектность юридических лиц (организаций) возникает с момента их регистрации и связана с приобретением юридическим лицом гражданской правосубъектности и некоторой имущественной обособленностью организации - налогоплательщика. У физических лиц налоговая правоспособность возникает с момента рождения.

Д.В. Винницкий считает, что налоговая правосубъектность (как и налоговая правоспособность) любого субъекта налогового права всегда является специальной, т.е. субъекты налоговых отношений могут быть участниками лишь определенного круга правоотношений в рамках определенной отрасли права [2, с. 11]. При этом он выделяет частную и публичную налоговую правосубъектность. Частная правосубъектность - это предусмотренная законодательством способность индивидуальных и коллективных субъектов, руководствуясь частным интересом и подчиняясь в установленным законом случаях публичному интересу, выступать в качестве функционально подчиненных субъектов. Публичная правосубъектность - это способность и одновременно обязанность государственных и муниципальных органов и общественно-территориальных образований, руководствуясь на основании закона публичным интересом и имеющими публичное значение частными интересами, выступать в качестве управомоченной стороны, обладающей властными полномочиями в налоговых отношениях [2, с. 18-19].

Возраст налоговой дееспособности физических лиц в законодательстве о налогах и сборах не установлен, в связи с чем в литературе ведутся споры о моменте возникновения налоговой дееспособности физических лиц.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 13.03.2008 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан С.И. Аникина, Н.В. Ивановой, А.В. Козлова, В.П. Козлова и Т.Н. Козловой" отмечено, что способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста (п. 1 ст. 21 Гражданского кодекса РФ). Семейным кодексом РФ устанавливается, что ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия) (п. 1 ст. 54 Семейного кодекса РФ). Несовершеннолетние же дети, неся бремя уплаты налогов как сособственники, не могут рассматриваться как полностью самостоятельные субъекты налоговых правоотношений, возникающих при применении указанных положений Налогового кодекса РФ, поскольку они в силу закона не могут совершать самостоятельно юридически значимые действия в отношении недвижимости и в связи с этим в полной мере являться самостоятельными плательщиками налога на доходы физических лиц.

Таким образом, можно сделать вывод, что полная налоговая дееспособность физического лица с точки зрения Конституционного Суда РФ наступает лишь по достижении физическим лицом 18 лет.

Однако в литературе высказываются и иные мнения по данному вопросу. Так, М.В. Карасева связывает возникновение у физического лица налоговой дееспособности с моментом возникновения у него дееспособности по гражданскому и трудовому праву (пусть неполной),а именно - с 14 лет, когда у налогоплательщика возникает, по мнению автора, возможность реализовать свои налоговые права и обязанности без согласия законных представителей [4, с. 42-43]. М.Ю. Орлов также полагает, что поскольку право самостоятельно распоряжаться своими доходами возникает у физического лица в момент достижения им 14 лет, то с этого возраста можно считать, что наступает налоговая дееспособность [8, с. 125]. Также высказывается точка зрения о достижении физическим лицом налоговой дееспособности в 16 лет. Это может быть обосновано тем, что по достижении 16 лет на налогоплательщика - физическое лицо законодательством налагается обязанность лично нести ответственность за совершенные правонарушения [11, с. 101-102].

Д.В. Винницкий отмечает, что свою налоговую дееспособность организация может реализовать лишь через свои органы управления и законных или уполномоченных представителей, поскольку действия руководителя организации будут рассматриваться как действия самой организации, а вина юридического лица определяется в зависимости от вины ее должностных лиц [2, с. 113-116].

В литературе отмечается определенная двойственность дееспособности физических и юридических лиц - у физических лиц предполагается четкое разграничение правоспособности и дееспособности, когда последняя имеет самостоятельное значение особого качества субъекта отношений, отделимого от правоспособности и, как правило, позднее формирующегося, а у юридических лиц легализация правоспособности происходит обычно одновременно с признанием правосубъектности лица, и налоговая дееспособность практически неотделима от правоспособности [6, с. 237].

Возраст налоговой деликтоспособности физических лиц, т.е. установленной государством способности лица нести ответственность за совершение налоговых правонарушений и нарушений налогового законодательства [5, с. 68], установлен в ст. 107 Налогового кодекса РФ, которая закрепляет, что физическое лицо может быть привлечено к ответственности за совершение налоговых правонарушений с 16-летнего возраста. До достижения физическим лицом этого возраста ответственность за неисполнение им своих налоговых обязанностей несут его законные представители.

1. Белых В.С., Винницкий Д.В. Налоговое право России: Краткий учебный курс. М., 2004.

2. Винницкий Д.В. Субъекты налогового права. М., 2000.

3. Демин А.В. Налоговое право России: Учеб. пособие. М., 2006.

4. Карасева М.В. С какого возраста гражданин может быть субъектом налогового правоотношения? // Российская юстиция. 1996. N 6. С. 42-43.

5. Кустова М.В., Ногина О.А., Шевелева Н.А. Налоговое право России. Общая часть: Учебник / Отв. ред. Н.А. Шевелева (автор главы Ногина О.А.). М., 2001.

6. Кучерявенко Н.П. Курс налогового права: В 2 т. Т. 1: Общая часть / Под ред. Д.М. Щекина. М., 2009.

7. Налоговое право России. Учебник для вузов. / Отв. ред. Крохина Ю.А. (автор главы Крохина Ю.А.). М., 2004.

8. Орлов М.Ю. Десять лекций о налоговом праве России: Учебное пособие. М., 2009.

9. Перепелица М.А. Правовое регулирование статуса плательщиков налогов и сборов в Украине: Автореф. дисс. . канд. юрид. наук. Харьков, 2001.

10. Сергиенко Р.А. Налоговая правосубъектность организации // Финансовое право. 2002, N 2. С. 33-38.

11. Яговкина В.А. Налоговое правоотношение (теоретико-правовой аспект): Дисс. . канд. юрид. наук. М., 2003.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Купить документ --> Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Является извлечением из сборника "101 термин налогового права: краткое законодательное и доктринальное толкование" / [Н. А. Соловьева (рук.) и др.]. - Москва : Инфотропик Медиа, 2015. ISBN 978-5-9998-0210-1.

Авторы материалов сборника

Соловьева Наталья Александровна - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Пастушкова Любовь Николаевна - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I.

Реут Анна Владимировна - кандидат юридических наук, доцент кафедры "Финансовое и налоговое право" Финансового университета при Правительстве РФ, доцент кафедры финансового права Национального исследовательского университета - Высшая школа экономики.

Пауль Алексей Георгиевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Яговкина Вита Александровна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственного регулирования экономики РАНХиГС при Президенте РФ.

Балюк Надежда Николаевна - ассистент кафедры гражданско-правовых дисциплин Воронежского

государственного аграрного университета имени Императора Петра I.

Кудрявцева Наталья Николаевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Института менеджмента, маркетинга и финансов.

Замулко Валерия Васильевна - советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го класса.

Красюков Андрей Владимирович - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Юхневич Эдвард Эдвардович - кандидат юридических наук, адъюнкт кафедры финансового права факультета Администрации и Права Гданьского Университета (Польша).

Налоговая правоспособность — это предусмотренная нормами налогового права возможность иметь права и нести обязанности по поводу объектов налоговых правоотношений. Она представляет собой юридическую характеристику лица и предоставляет ему возможность быть участником налоговых правоотношений. Содержанием налоговой правоспособности является совокупность установленных действующим законодательством прав и обязанностей.

Налоговая дееспособность — это предусмотренная нормами налогового права способность лица своими действиями приобретать и реализовывать принадлежащие ему права и выполнять возложенные обязанности.

Налоговые правоспособность и дееспособность взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Налоговая правоспособность образуется с момента возникновения (рождения ребенка, вступления в наследство и т.д.),

дееспособность — по достижении определенного условия (регистрация в качестве предпринимателя, достижение определенного возраста и т.д.).

В налоговых правоотношениях часто возникновение правоспособности и дееспособности совпадает. Так, одновременно с регистрацией устава юридического лица возникают обязанности по постановке его на учет в налоговые органы и по представлению отчетности о деятельности, а в случае уклонения от исполнения возложенных обязанностей применяются меры государственного принуждения.

Налогоплательщик — это особый (специальный) правовой статус лица, на которое в соответствии с законом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы. Обязательными элементами правового статуса налогоплательщика выступают общие, одинаковые для физических лиц и организаций права и обязанности, зафиксированные нормами налогового права, а также ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах.

Перечень прав и обязанностей российских налогоплательщиков и плательщиков сборов содержится в ст. 21-25 НК РФ, что отражает позицию физического лица или организации относительно государства. Практическая реализация правового статуса налогоплательщика происходит в процессе вступления организации или физического лица в различные правоотношения.

Среди прав налогоплательщиков, установленных Налоговым кодексом РФ, особо следует отметить:

-право получать от налоговых органов письменные разъяснения и пояснения по вопросам применения налогового законодательства, а также нормативных документов о налогах и сборах;

-существенные полномочия по защите своих прав и законных интересов (представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам налоговых проверок; присутствовать при проведении выездной налоговой проверки; право обжаловать акты налоговых органов, а также действия или бездействие их должностных лиц; жалобы подаются в вышестоящий налоговый орган или в суд. Юридические лица и граждане-предприниматели подают исковое заявление в арбитражный суд, физические лица (кроме индивидуальных предпринимателей) — в суд общей юрисдикции);

-право требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков, не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ и другим федеральным законам, а также требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения налоговой тайны;

-право обращаться с требованиями и получать в установленном порядке возмещение налоговыми органами в полном объеме убытков, причиненных их незаконными решениями, а также незаконными действиями или бездействием должностных лиц этих органов;

-право использовать налоговые льготы.

Перечень прав налогоплательщиков, указанных в НК РФ, не является закрытым, т.е. он не ограничен Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах. Например, налоговым законом субъекта РФ налогоплательщикам могут быть предоставлены другие права.

Субъективное налоговое право представляет собой вид и меру возможного поведения субъектов налогового права. Поскольку субъективному праву всегда противостоит субъективная обязанность — требуемые законом вид и мера должного поведения, то и субъекты налогового права несут определенные обязанности.

Перечень обязанностей налогоплательщиков (плательщиков сборов) установлен ст. 23 НК РФ.

Виды обязанностей налогоплательщиков

1) В зависимости от юридических фактов, лежащих в основе возникновения обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов):

-обязанности, вытекающие из факта наличия объекта налогообложения;

-обязанности, не зависящие от факта наличия объекта налогообложения.

2) В зависимости от императивности возложения обязанности налогоплательщиков:

-прямо предусмотренные Налоговым кодексом РФ;

-требующие особого указания на отношение к налогоплательщику.

3) В зависимости от принадлежности к общему или специальному статусу налогоплательщика:

-общие для всех категорий налогоплательщиков;

-специальные, возложенные только на определенных субъектов.

Пункты 1 и 4 ст. 26 НК РФ наделяют налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов (далее по тексту - налогоплательщики) правом участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ.

Исключением могут быть случаи, когда нормами НК РФ устанавливается выполнение определенных обязанностей лично налогоплательщиком, а также когда устанавливается, что определенные обязанности за налогоплательщика должны выполняться его представителями.

Следует учитывать п. 7 Постановления ВАС РФ N 5, в котором отмечается, что по смыслу гл. 4 НК РФ, в том числе п. 1 ст. 26 НК РФ, субъектом налогового правоотношения является сам налогоплательщик независимо от того, лично ли он участвует в этом правоотношении либо через законного или уполномоченного представителя.

Таким образом, при решении вопроса о привлечении налогоплательщика к ответственности за то или иное нарушение законодательства о налогах и сборах действия (бездействие) его представителя расцениваются как действия (бездействие) самого налогоплательщика. За нарушения, допущенные законным или уполномоченным представителем налогоплательщика в сфере налогообложения, налоговую ответственность несет налогоплательщик, а последствия ненадлежащего исполнения представителем возложенных на него обязанностей в сфере налогообложения определяются для последнего правилами соответственно гражданского, семейного или трудового законодательства.

Помимо этого, в п. 34 указанного выше Постановления отмечается, что при решении вопроса об ответственности должностных лиц организаций-налогоплательщиков (п. 4 ст. 108 НК РФ, п. 7 ст. 101 НК РФ), осуществляющих функции представительства в налоговых правоотношениях, необходимо принимать во внимание, что указанные лица не являются субъектами налоговых правоотношений и не могут быть привлечены к ответственности в соответствии с положениями НК РФ. Названные лица при наличии оснований могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности.

Согласно п. 2 ст. 26 НК РФ личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях. В связи с этим можно сделать вывод, что налогоплательщика, лично участвующего в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут представлять в этих отношениях в одно и то же время как законный, так и уполномоченный представитель. К тому же количество уполномоченных представителей законом не ограничивается.

Согласно п. 3 ст. 26 НК РФ полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с НК РФ и иными федеральными законами.

Статья 27 НК РФ устанавливает порядок документального подтверждения полномочий законных представителей, а ст. 29 НК РФ - уполномоченных представителей, о которых более подробно будет идти речь позже.

К иным федеральным законам, в соответствии с которыми должны быть документально подтверждены полномочия законного и уполномоченного представителя, в частности, относятся ГК РФ, СК РФ, Трудовой кодекс РФ.

Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

Законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков является уполномоченным представителем всех участников консолидированной группы налогоплательщиков на основании закона. Независимо от положений договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков ответственный участник этой группы вправе представлять интересы участников указанной консолидированной группы в следующих правоотношениях:

1) в правоотношениях, связанных с регистрацией в налоговых органах договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, а также изменений указанного договора, решения о продлении срока действия договора и его прекращения;

2) в правоотношениях, связанных с принудительным взысканием с участника консолидированной группы налогоплательщиков недоимки по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков;

3) в правоотношениях, связанных с привлечением организации к ответственности за налоговые правонарушения, совершенные в связи с участием в консолидированной группе налогоплательщиков;

4) в других случаях, когда по характеру совершаемых налоговым органом действий (бездействия) они непосредственно затрагивают права организации, являющейся участником консолидированной группы налогоплательщиков.

По окончании срока действия, при досрочном расторжении или прекращении договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков лицо, являвшееся ответственным участником этой группы, сохраняет эти полномочия.

Лицо, являющееся ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, вправе делегировать предоставленные ему НК РФ полномочия по представлению интересов участников этой группы третьим лицам на основании доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством РФ.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Налоговая правоспособность и дееспособность физических и юридических лиц как частных субъектов налогового права.

Налоговая правоспособность и дееспособность физических и юридических лиц как частных субъектов налогового права.

Налоговая правоспособность и дееспособность физических и юридических лиц как частных субъектов налогового права.

Под правоспособностью юридического лица следует понимать его возможность осуществлять права и нести обязанности в сферах, соответствующих целям его образования.

Возможность организации заключать те или иные сделки нередко является единственным вариантом осуществления того или иного бизнеса.

Зачастую возникает вопрос о том, с какого момента компания становится полноценным участником гражданского оборота. Что считать случаем, когда происходит образование и прекращение юридических лиц.

Организации обладают рядом особенностей. Ведь правоспособность и дееспособность юридического лица существенно отличаются от аналогичных правовых институтов, определяющих статус гражданина.

Другой проблемой служат пределы их действия, включающие ограничения, которые вводит лицензирование.

Понятие правоспособности юридического лица

Закон не содержит развернутого определения этого термина. Признаки и правоспособность юридического лица тесно взаимосвязаны. Исходя из ст. 49 ГК можно сделать ряд выводов.

  • Указанная статья признает возможность организаций быть субъектом гражданского права (иметь соответствующие права и выполнять обязательства).
  • Содержание этих прав и обязанностей продиктовано целью создания, которая отражена в учредительном документе. Если речь идет о коммерческой организации, то она создается для систематического извлечения прибыли и закон предоставляет ей соответствующие возможности. Она вправе заниматься любой не запрещенной деятельностью.
  • Создание и прекращение деятельности юридического лица совпадают с моментами появления и окончания правоспособности. Она появляется при внесении сведений об организации в ЕГРЮЛ. А ее окончание определяется моментом ликвидации компании.

Содержание ст. 49 ГК позволяет вывести следующее определение.

Под правоспособностью юридического лица следует понимать его возможность осуществлять права и нести обязанности в сферах, соответствующих целям его образования.

Она возникает в момент его государственной регистрации и прекращается при ликвидации организации.

Правоспособность и дееспособность

Важным моментом служит то, что правоспособность и дееспособность юридического лица появляются одновременно. Законодатель не вводит вторую категорию, поскольку, в отличие от граждан, в отношении организаций не действует фактор взросления личности и они могут самостоятельно использовать права и нести обязанности в полном объеме, с момента создания.

Предметом спора является ограничение прав юридических лиц в отдельных сферах, предусмотренное законом. Ряд специалистов считает, что оно касается правоспособности. Их оппоненты полагают, что ограничение касается лишь дееспособности.

Виды правоспособности юридического лица

Ст. 49 ГК устанавливает виды правоспособности организаций. Она зависит от цели деятельности юридических лиц. В отношении коммерческих компаний действует общая правоспособность. Они могут заниматься любой деятельностью, не запрещенной законом.

Исключения составляют муниципальные или государственные унитарные предприятия. В отношении них и остальных организаций пределы правоспособности ограничены теми целями, для достижения которых они созданы.

Если фонд создан для поддержки какой-либо из сфер общественной жизни, то его действия ограничены работой в данной области. В указанных случаях у организаций имеется специальная правоспособность, пределы которой ограничены целями создания.

При классификации этого института нередко ссылаются на лицензирование, относя его к специальным видам. На самом деле, оно относится к общей правоспособности и связано лишь с предварительной проверкой соответствия компании определенным требованиям.

Возникновение правоспособности юридических лиц

Согласно ст. 49 ГК, основания для заключения сделок появляются в момент внесения сведений о регистрации организации в ЕГРЮЛ, т.е. в дату создания.

Сложившиеся правила делового оборота требуют проверки партнеров. Чтобы убедиться в наличии у контрагента гражданской правоспособности, принято спрашивать у него копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации.

Сложившийся порядок требует также предоставить актуальную выписку из ЕГРЮЛ, в которой содержатся все необходимые сведения. Это касается всех видов компаний.

Последствия несоблюдения таких правил могут быть самыми тяжелыми. В первую очередь, они связаны с возможными претензиями налоговых органов.

Нередко в качестве основания возникновения гражданской правоспособности юридического лица указывается реорганизация путем, ведущим к появлению новых компаний. Все ее виды, кроме присоединения, требуют регистрации новых субъектов права.

Многие допускают ошибку, полагая, что к новым компаниям переходит правоспособность предыдущих. Действующий порядок не предполагает ее передачу или переход.

После регистрации, образовавшаяся компания становится лишь правопреемником во всех или в отдельных обязательствах ранее существовавших юридических лиц.

Ограничение прав юридического лица

Ст. 49 лишь касается возможности ограничения прав юридического лица. Это положение конкретизируется в других нормах.

Ст. 295 ГК предполагает ограничение, заключающееся в получении согласия собственника МУПами и ГУПами, обладающих недвижимым имуществом на праве хозяйственного ведения, при его реализации.

К числу других видов ограничения служит принудительное назначение внешней администрации юридического лица. Это происходит в ситуациях, связанных с банкротством, при которых определен порядок назначения арбитражных управляющих.

Законодательство в сфере банковской деятельности предполагает основания для принудительной замены управляющей структуры в случае нарушения финансовыми структурами ряда нормативов. В данных случаях происходит ограничение права организаций самостоятельно формировать управляющие органы.

Лицензирование юридического лица и участие в СРО

Законодательство предусматривает ограничение на ведение отдельных видов деятельности. Необходимость предварительной проверки на соответствие набору определенных критериев связана со стремлением допускать на рынок определенных услуг только квалифицированных участников. Это касается тех сфер, которые связаны с безопасностью и риском, когда могут возникнут серьезные последствия.

Получение лицензии предполагает выдачу уполномоченным государственным органом разрешения на осуществление отдельных видов деятельности. Их круг ограничен.

Необходимость получения такого документа установлена в ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Его содержание регулярно меняется, поэтому стоит убедиться в том, что изучается действующая редакция.

Порядок и основания для получения разрешения на работу в определенных сферах устанавливается Правительством и детализируется ведомственными актами.

В последние годы государство отменило получение лицензий в определенных сферах. Однако в ряде из них осталась необходимость получать допуск к деятельности. Это касается участия в саморегулируемых организациях (СРО).

Такие требования касаются проектировщиков зданий и сооружений и участников многих других видов деятельности. Без такого основания вести ее невозможно.

Прекращение деятельности юридического лица

Возникновение и прекращение юридических лиц связано с внесением соответствующих записей в ЕГРЮЛ. Поэтому правоспособность контрагента легко проверить по информации из выписки.

Перед началом сотрудничества следует обращать внимание не только на данные о создании организации, но и на сведения о прекращении деятельности.

Все действия, ведущие к окончанию правоспособности юрлица, состоят из нескольких этапов, отраженных в реестре.

Виды прекращения деятельности юридического лица

Виды прекращения деятельности юрлица делят на 2 группы:

  • сопровождающиеся возникновением правопреемства;
  • не связанные с его возникновением.

Ст. 61 ГК устанавливает правовые основания для ликвидации организации. В их качестве выступают нарушения законодательства, которые носят неустранимый характер: отсутствие членства в СРО иди допуска полученного от нее, отсутствие лицензии, несоответствие деятельности некоммерческой структуры заявленным целям и др.

Перечень носит открытый характер и допускает другие основания для ликвидации. Наиболее распространенным примером служит банкротство, процедура которого установлена одноименным законом. В этих случаях у организации отсутствуют правопреемники.

Реорганизация как способ прекращения юридического лица является противоположностью ликвидации. Основы ее регулирования изложены в ст. 57 ГК. Особенности прекращения деятельности юридического лица таким путем предполагают появление организации-правопреемника.

Реорганизация имеет следующие формы:

  • выделение;
  • преобразование;
  • слияние;
  • разделение;
  • присоединение.

К прекращению правоспособности ведут все виды этой процедуры, кроме выделения. В последнем случае первоначально существовавшее юрлицо продолжает функционировать.

В остальных ситуациях в ЕГРЮЛ вносятся сведения о прекращении организации в результате окончания соответствующей процедуры реорганизации, дата которых совпадает с образованием компании-правопреемника.

Правоспособность и дееспособность

24pravo.ru

Вопрос, который я хотел бы сегодня обсудить достаточно простой, но далеко не праздный. Для меня, как юриста с многолетним опытом, он является неким фундаментом и требует внимательного отношения к себе. У меня, как и у моих коллег, он в крови. Разбудите ночью и спросите что такое правоспособность и дееспособность физических лиц и в чем между ними отличие – отвечу не напрягая свои мыслительные функции. Однако, исходя из общения с клиентами своего сайта прихожу к выводу, что для многих людей он не очевиден. Хотя и очень важен. Безусловно, речь идет об управлении имуществом конкретного человека, совершении сделок с ним, обладанием социального и общественного статуса и так далее. Почитайте удостоверительную надпись, которую делает нотариус при совершении сделок в нотариальной форме: «Настоящий договор прочитан вслух, подписан в моем присутствии, дееспособность сторон проверена».

Правоспособность человека возникает в момент рождения и прекращается смертью. Дееспособность – понятие более узкое. В силу статьи 21 Гражданского кодекса Российской Федерации, дееспособностью физического лица признается право самостоятельно реализовывать свои права, а также приобретать и нести обязанности. Согласно действующему законодательству, полная дееспособность гражданина наступает по достижению им совершеннолетнего возраста, то есть 18-ти лет. Согласно законодательству России, под дееспособностью понимается способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать и осуществлять гражданские обязанности.

До 14-летнего возраста гражданин законодателем признается полностью недееспособным. За него приобретают права и несут обязанности официальные представители. Ими являются родители, опекуны или органы опеки и попечительства.
Получив паспорт в 14 лет, гражданин наделяется ограниченной дееспособностью. Законодатель предоставляет ему право распоряжаться денежными средствами при заключении бытовых сделок.
Кроме того, в российском праве существует понятие эмансипации. Под этим термином понимается признание гражданина полностью дееспособным до достижения им совершеннолетия. Согласно статье 27 Гражданского кодекса, при достижении гражданином возраста 16-ти лет, в случае, если гражданин работает по трудовому договору, намеревается вступить в брак, то в случае согласия официальных представителей, может в полной мере нести свои права и обязанности. Если отсутствует такое согласие – то гражданин может быть признан эмансипированным по судебному решению.
Существует и обратная ситуация, когда гражданина, достигшего возраста совершеннолетия, необходимо ограничить в дееспособности или признать его полностью недееспособным. Для этого существуют определенные медицинские показания и принятие решения об ограничении дееспособности или ее лишения законом возлагается исключительно на судебную систему.
Недееспособным может быть признан гражданин, который в силу возраста утрачивает способность
отдавать отчет в своих действиях. При установлении медицинского факта (диагноза), который однозначно дает понять, что лицо перестает понимать значение своих действий, необходимо заинтересованным лицам, к которым относятся близкие родственники пожилого человека, органы опеки и попечительства, обратиться в суд с исковым заявлением и признать гражданина недееспособным. Ошибочно полагать, что это какая-то «драконовская» мера. Отнюдь. Над признанным судом гражданина недееспособным будет установлена опека, который будет
действовать в его интересах. За действиями опекуна будут следить уполномоченные муниципальные органы. Такая мера позволяет оградить пожилого человека от противоправных действий мошенников, которые могут попросту обманным путем завладеть его имуществом.
Недееспособным может быть также признан гражданин любого возраста, который страдает психическими заболеваниями. Для этого необходимо предоставить суду заключение психиатрической экспертизы, которая однозначно устанавливает, что лицо не может самостоятельно пользоваться своими правами и нести обязанности.
Гражданским кодексом предусматривается ограниченная недееспособность. Она может быть установлена в отношении лица, который злоупотребляет алкоголем или страдает наркотической зависимостью. Объем прав, подлежащих ограничению, также определяется судом. Безусловно, это также важная мера. В нашей жизни часто встречаются ситуации, когда человек, страдающий алкогольной или наркологической или азартной зависимостью ставит свою семью на грань выживания, влезая в долги и вынося из дома все что плохо лежит.
Как ранее я обратил внимание на то, что признание гражданина недееспособным (ограниченно дееспособным) является исключительной компетенцией суда. В рамках судебного процесса заинтересованные лица предоставляют не только заключения специалистов, но и в качестве доказательства могут быть использованы свидетельские показания, фото и видео документы. Допустимость предоставляемых доказательств решается опять-таки судом. В судебном процессе имеют право выступать органы опеки и попечительства и представители прокуратуры. Эти лица могут давать суду свои устные или письменные заключения, и их мнение суд также может использовать, вынося решение о признании гражданина недееспособным.
Важным критерием признания гражданина недееспособным является не только установления факта того, что лицо не отдает отчет в своих действиях, но и его невозможность зарабатывать себе на жизнь. Законодательством предусматривается назначение пенсии, однако распоряжением денежных средств будет заниматься опекун (попечитель) такого гражданина, с учетом его интересов и пристрастий.
После признания гражданина недееспособным, ему назначается опекун. Опекуном может быть признан гражданин, который обладает полной недееспособностью. Такому лицу необходимо предоставить заявление об установлении опеки, приложив документы, которые подтверждают его здоровье, материальный достаток, наличие или отсутствие жилой площади и ее санитарно-техническом состоянии, его свидетельство о браке, согласие членов семьи на проживание вместе с опекаемым, если такая необходимость возникает, а также характеризующий материал с места работы или учебы. Опекуном
не может быть назначено лицо, лишенное или ограниченное в родительских правах.
Хочу обратить внимание на то, что ограничение или лишение гражданина дееспособности не носит бессрочного характера. Когда исчезают обстоятельства, которые послужили установлению над гражданином опеки или попечительства, заинтересованным лицам также надлежит обратиться в суд с соответствующим заявлением и предоставить документы, доказывающий такой факт. Такими документами могут стать заключение психиатрической экспертизы, констатирующее успешное проведение лечения и возможность возвращения к нормальной жизни; заключение врача-нарколога, которое подтвердит избавление лица от алкогольной или наркологической зависимости и так далее.
Я полагаю, что, даже не будучи профессиональным юристом, разбираться в вопросах дееспособности должен разбираться каждый. Своевременная реакция на поведение окружающих поможет Вам сориентироваться и избавить себя и своих близких от многих потенциальных проблем, приняв упреждающие меры.
В заключении хотел бы обратить внимание на то, что понятие дееспособности не распространяется на юридические лица. Они обладают исключительно правоспособностью, которая возникает в момент государственной регистрации и заканчивается его ликвидацией.

1. «Рождение» юридического лица означает, что оно обладает правоспособностью и дееспособностью (а если выделять сделкоспособность, деликтоспособность и трансдееспособность, то, значит, и этими свойствами). По-иному быть не может. Поэтому в законе говорится о правоспособности юридического лица, а в юридической литературе в соответствующих случаях чаще всего — о правосубъектности юридического лица.

Наиболее общие положения о правосубъектности юридических лиц сформулированы в ст. 49 ГК. Уяснение содержания соответствующих правил требует также обращения к ряду иных нормативных актов.

2. По общему правилу юридическое лицо обладает специальной правосубъектностью — оно может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности ( абз. 1 п. 1 ст. 49 ГК).

3. Из общего правила о специальной правосубъектности юридических лиц сделано исключение для коммерческих организаций ( абз. 2 п. 1 ст. 49 ГК). Они обладают общей (универсальной) правосубъектностью. Коммерческие организации могут заниматься какой угодно деятельностью, если только она не запрещена законом (торжествует принцип «можно все, что не запрещено»). Здесь важно подчеркнуть, что запреты могут вводиться федеральными законами, но не иными нормативными актами ( п. 2 ст. 3 ГК). Поэтому в учредительных документах коммерческих организаций не требуется указывать предмет и определенные цели деятельности, хотя такие указания допустимы.

4. Некоторые юридические лица, относящиеся к коммерческим организациям, все же обладают специальной правоспособностью (исключение из исключения), это, в частности:

— государственные и муниципальные унитарные предприятия;

— иные организации, если это предусмотрено законом. Эти юридические лица могут заниматься только деятельностью, обозначенной в учредительных документах и соответствующих законах. К числу указанных «иных организаций» относятся, в частности, банки, страховые организации, товарные биржи и т.д.;

— коммерческие организации, в учредительных документах которых предусматривается специальная правоспособность. Например, учредители акционерного общества предусмотрели, что оно будет заниматься определенной — указанной в уставе — деятельностью ( п. 4 ст. 52 ГК).

5. Некоторыми видами деятельности юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Перечень видов деятельности, которыми юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии), содержится в Законе о лицензировании отдельных видов деятельности. В частности, в этом перечне указаны такие виды деятельности, как разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, разработка, испытание и ремонт авиационной техники и т.д.

Положения указанного Закона не применяются к отношениям, связанным с лицензированием таких видов деятельности, как использование атомной энергии, производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; деятельность, связанная с защитой государственной тайны; деятельность кредитных организаций; деятельность по проведению организованных торгов и т.д. Лицензирование этих (и некоторых других) видов деятельности осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности (например, Федеральными законами «О банках и банковской деятельности» , «О рынке ценных бумаг» и др.).

Кроме того, особенности лицензирования устанавливаются федеральными законами, регулирующими осуществление таких видов деятельности, как оказание услуг связи, телевизионное вещание и (или) радиовещание, частная детективная (сыскная) и частная охранная деятельность, а также образовательная деятельность.

Лицензирование осуществляется в рамках административно-правовых отношений. Однако оно имеет гражданско-правовой эффект. С получением лицензии у юридического лица появляется возможность заниматься деятельностью, указанной в специальном разрешении (лицензии). До этого момента в содержание правоспособности юридического лица возможность заниматься соответствующей деятельностью не входит.

6. Отдельными видами деятельности юридическое лицо может заниматься только на основании членства в саморегулируемой организации или выданного такой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ (см. Закон о саморегулируемых организациях, Закон о банкротстве, Закон об оценочной деятельности, Закон об аудиторской деятельности, ГрК и т.д.).

7. Правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

8. При нарушении установленных законом требований о допустимости заниматься отдельными видами деятельности только на основании лицензии, членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ наступает предусмотренная законом ответственность. Кроме того, юридическое лицо в таких случаях может быть ликвидировано по решению суда (см. подп. 2 п. 3 ст. 61 ГК).

Читайте также: