Налоговая политика рф курсовая работа

Опубликовано: 01.05.2024

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 13:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучение налоговой политики России, исследовать основные направления ее стратегии и тактики.

Содержание работы

Введение ………………………….…………………………………………………3
Глава 1. Налоговая политика государства …………………………………… 5
1.1 Сущность и значение налоговой политики …………………………… 5
1.2 Стратегия и тактика налоговой политики ……………………………… 6
1.3 Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма ……………8
Глава 2. Налоги и налоговая система в РФ на современном этапе ……… 11
2.1 Принципы современной налоговой системы ………………………… 11
2.2 Характеристика действующих налогов в РФ ………………………… 16
Глава 3. Проблемы и перспективы развития налоговой
политики в России ……………………………………………………………… 22
3.1 Наиболее актуальные проблемы, подлежащие решению …………… 22
3.2 Предложения по совершенствованию налоговой
политики Российской Федерации ………………………………………… 24
Заключение ……………………………………………………………………… 26

Содержимое работы - 1 файл

работа.doc

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. В связи с этим приобретает особую роль значение налоговой системы государства и принципы ее организации и функционирования.

В западном опыте создания и функционирования эффективной налоговой системы немало ценного и полезного. Но при его использовании необходимо принимать во внимание и объективные условия, в которых создается и развивается налоговая система, и конкретное состояние экономики в каждой стране, и уровень накопленных богатств, и даже психологические установки и традиции населения.

Последние реформы показывают стремление Российского правительства к коренному изменению ситуации в стране. Масштабная программа преобразований в налоговой политике проводится уже более двух лет. Следствием предпринятых мер уже стало более равномерное распределение налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков, изменение в положительную сторону структуры поступлений, улучшение администрирования, легализация многих налогоплательщиков. Важнейшим промежуточным результатом стало реальное снижение общей налоговой нагрузки на экономику, поддерживающее дальнейший экономический рост России.

Цель работы – изучение налоговой политики России, исследовать основные направления ее стратегии и тактики.

Тема исследования актуальна, т.к. поиск выхода из экономического кризиса, в котором на сегодняшний день оказалась Россия, потребовал радикального обновления финансовой системы, бюджетной и налоговой политики общества. Составной частью пути выхода из кризиса явилось установление общих принципов бюджетного и налогового законодательства и правовые основы функционирования бюджетной и налоговой системы и бюджетного процесса Российской Федерации. В связи с этим изучение налоговой системы и налоговой политики, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования налогового механизма обрело в настоящее время особую значимость.

В соответствии с целью в работе решаются следующие задачи:

1. Дать понятие и выделить особенности налоговой политики государства;

2. Проанализировать современную налоговой политики и системы в России;

3. Исследовать проблемы налоговой политики современной России, выделить пути их решения;

4. Сделать выводы.

Объект исследования – налоговая политика России.

Предмет исследования – стратегия и тактика налоговой политики РФ.

В ходе исследования были использованы: действующие нормативно-правовые источники по данной теме, а также специальная, научная литература различных авторов: Варнавского А., Дмитриевой Н. Г. , Ильина А.В., Мещеряковой О.В., Петровой Г.В. и др.

1.1 Сущность и значение налоговой политики

Налоговая политика – комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.

В условиях высокоразвитых рыночных отношений налоговая политика используется государством для перераспределения национального дохода в целях изменения структуры производства, территориального экономического развития, уровня доходности населения.

Задачи налоговой политики сводятся к[6, с.148]:

  • обеспечению государства финансовыми ресурсами;
  • созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом;
  • сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.

Можно выделить три типа налоговой политики.

Первый тип – политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом “взять все, что можно”. При этом государству уготовлена “налоговая ловушка”, когда повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов. Предельная граница ставок определена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в 50%[8, с.79].

Второй тип – политика разумных налогов. Она способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Предприниматель максимально выводится из-под налогообложения, но это ведет к ограничению социальных программ, поскольку государственные поступления сокращаются.

Третий тип – налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. Такая политика введет к раскручиванию инфляционной спирали.

При сильной экономике все указанные типы налоговой политики успешно сочетаются. Для России характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим.

1.2 Стратегия и тактика налоговой политики

Налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных тактических и стратегических правовых действий органов власти и управления способна обеспечить потребности воспроизводства и рост общественного богатства. Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика – это не автоматическое выполнение предписаний налоговых законов, а их совершенствование.

Налоговая политика, проводимая с расчетом на перспективу, – это налоговая стратегия, а на текущий момент – налоговая тактика. Тактика и стратегия незаменимы, если государство стремится к согласованию общественных, корпоративных и личных экономических интересов. Нередко тактические шаги, предпринимаемые руководством государства по координации налогообложения на текущий момент, экономически не обоснованы. Это не только препятствует реализации налоговой стратегии, но и деформирует весь экономический курс государства. Исходя из этого, с учетом прогнозов ученых, касающихся тенденций экономического развития, объективной действительности, состояния социального положения в обществе, разрабатываемая государством налоговая стратегия преследует следующие задачи[10, с.56]:

  • экономические – обеспечение экономического роста, ослабление цикличности производства, ликвидация диспропорций в развитии, преодоление инфляционных процессов;
  • социальные – перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп путем стимулирования роста прибыли и недопущения падения доходов населения;
  • фискальные – повышение доходов государства;
  • международные – укрепление экономических связей с другими странами, преодоление неблагоприятных условий для платежного баланса.

Противоречия между тактическими действиями управленческих структур и общей стратегией налогообложения, утвержденной конституциональными правовыми актами государства, приводят к разбалансированности бюджета, сбоям в хозяйственном механизме, торможению воспроизводственных процессов и в конечном тоге – к экономическому кризису.

Обоснованность тактических действий при проведении налоговой политики играет огромную роль в формировании доходов бюджета. Бюджетные задания на очередной финансовый год должны согласовываться с общей стратегией налогообложения. Этого требуют положения Конституции РФ о разграничении полномочий федерального центра и регионов. Конституционные права субъектов РФ определяют характер их отношений с федеральной властью при установлении правовых норм разграничения налогов по звеньям бюджетной системы.

1.3 Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма

Налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.). Государство придает своему налоговому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства и регулирует его. Именно это создает видимость изолированности налогов от производственных отношений.

Налоговый механизм, рассматриваемый через призму реальной практики, различен в конкретном пространстве и времени. Так, неоднозначны налоговые действия на разных уровнях управления и власти, а также существенны различия и во временном отношении. Налоговый механизм как свод практических налоговых действий есть совокупность условий и правил реализации на практике положений налоговых законов. Любое налоговое действие, не базирующееся на объективной основе, выступает как субъективистское вмешательство в воспроизводственные процессы, что неминуемо ведет к их деформации. Налоговый механизм позволяет упорядочить налоговые отношения, опираясь на налоговое право, основы управления налогообложением.

Налоговый механизм – это область налоговой теории, трактующей это понятие в качестве организационно-экономической категории, а, следовательно, как объективно необходимый процесс управления перераспределительными отношениями, складывающимися при обобществлении части созданного в производстве национального дохода. Всю сферу отношений, складывающихся в этом процессе, можно разграничить на три подсистемы: налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль.

Налоговый механизм, так же как и хозяйственный, соединяет два противоположные начала[11, с.56]:

  • планирование, т.е. волевое регулирование экономики центральной властью с учетом объективно действующих экономических законов путем сбалансирования развития всех отраслей и регионов народного хозяйства, координации экономических процессов в соответствии с целевой направленностью развития общественного производства;
  • стихийно-рыночная конкуренция, где свободно на основе прямых и обратных связей взаимодействуют производители и потребители. Вследствие обособленности производителей и противоречивости их интересов неизбежно возникают разрушительные явления. Таким образом, рыночные отношения приводят, с одной стороны, к развитию производства отдельных субъектов в условиях жесткой конкуренции, а с другой, – к разрыву хозяйственных связей между обособившимися предприятиями в результате несовпадения производственной массы товара с его сбытом. Отсюда вытекает необходимость государственного регулирования рыночных отношений для предотвращения сбоев в производстве и кризисных тенденций рынка. Таким регулятором в настоящее время стал налоговый механизм, который признан во всех странах.

Эффективность использования налогового механизма зависит от того, насколько государство учитывает внутреннюю сущность налогов и их противоречивость.

В налоговой политике проявляется относительная самостоятельность государства. Изменяя налоговую политику, манипулируя налоговым механизмом, государство получает возможность стимулировать экономическое развитие или сдерживать его. Налоговое регулирование охватывает хозяйственную жизнь страны, поскольку налоговые мероприятия являются наиболее универсальным инструментом воздействия надстройки на базисные отношения. Цель такого регулирования – создание общего налогового климата для внутренней и внешней деятельности компаний, особенно инвестиционной, и обеспечение преференциальных налоговых условий для стимулирования приоритетных отраслевых и региональных направлений движения капитала.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации.
Исходя из поставленной цели, задачами данной работы являются:
1. Дать определение понятию налоговой политики, раскрыть её сущность и рассмотреть её основные виды.
2. Изложить механизм функционирования налоговой политики.
3. Проанализировать налоговую политику России на современном этапе.
4. Определить наиболее перспективные пути совершенствования налоговой политики России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА………………………………………………………………. 6
1.1. Сущность и значение налоговой политики……………………………. 6
1.2. Задачи и типы налоговой политики……………………………………. 9
1.3. Система органов, осуществляющих реализацию налоговой политики государства……………………………………………………………………….13
1.4. Нормативно-правовые акты, определяющие основные направления налоговой политики……………………………………………………………..19
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ…………………………………………………………………23
2.1. Критерии эффективности налоговой политики государства…………….23
2.2. Оценка современной налоговой политики РФ……………………………25
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ…………………………………………………………………………………33
3.1. Налоговая политика ведущих зарубежных стран……………………. 33
3.2. Проблемы и перспективы повышения эффективности налоговой политики РФ……………………………………………………………………. 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..43

Файлы: 1 файл

kursovaya_po_nalogam.docx

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА………………………………………………… ……………. 6

1.1. Сущность и значение налоговой политики……………………………. 6

1.2. Задачи и типы налоговой политики……………………………………. 9

1.3. Система органов, осуществляющих реализацию налоговой политики государства………………………………………………… …………………….13

1.4. Нормативно-правовые акты, определяющие основные направления налоговой политики………………………………………………………… …..19

2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ…………………………………………………………………23

2.1. Критерии эффективности налоговой политики государства…………….23

2.2. Оценка современной налоговой политики РФ……………………………25

3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ………………………………………………………………………… ………33

3.1. Налоговая политика ведущих зарубежных стран……………………. 33

3.2. Проблемы и перспективы повышения эффективности налоговой политики РФ…………………………………………………………………….. .37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..43

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, налоговую и пр. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово-кредитный и ценовой механизм.

Финансово-бюджетная система включает отношения по поводу формирования и использования финансов государства - бюджета и внебюджетных фондов. Важной составляющей финансово-бюджетной системы являются налоги. Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства.

Государство, устанавливая налоги, стремится, прежде всего, обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления возложенных на него задач, которые реализуются посредством налоговой политики, являющейся частью финансовой политики государства.

Налоговая политика призвана обеспечить необходимые ресурсы для государственно-бюджетной деятельности (расходы на военные, экономические и социальные программы), экономического регулирования (налоги и расходы должны использоваться как рычаги управления хозяйственной деятельностью в целях осуществления определенной экономической политики), выравнивания доходов (с ее помощью перераспределяется национальный доход благодаря прогрессивной системе налогообложения, а также системе трансфертных платежей социально незащищенным слоям населения). Однако, осуществляя эти основные функции, государство в то же время вынужденно заботиться и о том, чтобы общий уровень налогов, их структура, степень прогрессивности, а также структура расходов и трансфертов не ослабляли стимулов к сбережению, к развитию предпринимательской и трудовой деятельности.

Все важнейшие направления развития государства невозможны без соответствующего финансирования, следовательно, необходима развитая экономика для более полного выполнения государством своих функций. Развитая экономика возможна при развитой системе органов государственной власти, грамотной и продуманной налоговой политике.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что проблемам налогов и современной налоговой политики Российской Федерации сегодня уделяется довольно пристальное внимание, так как от того, насколько правильно построена система налогообложения, насколько продумана налоговая политика государства, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации.

Исходя из поставленной цели, задачами данной работы являются:

1. Дать определение понятию налоговой политики, раскрыть её сущность и рассмотреть её основные виды.

2. Изложить механизм функционирования налоговой политики.

3. Проанализировать налоговую политику России на современном этапе.

4. Определить наиболее перспективные пути совершенствования налоговой политики России.

Курсовая работа состоит из трех глав. В первой главе курсовой работы рассмотрены теоретические основы налоговой политики государства, во второй главе - анализ эффективности современной налоговой политики РФ, в третьей главе рассмотрены направления совершенствования налоговой политики в России.

При написании курсовой работы были использованы литература, научные труды и монографии российских экономистов и зарубежных специалистов в области налогообложения, а так же учебные пособия и методические разработки, материалы периодической печати, нормативно-правовые акты, интернет-ресурсы.

Помощь студентам
по экономическим дисциплинам
и менеджменту

Каталог готовых работ

  • Экономическая теория
  • Экономика предприятия
  • Макроэкономика
  • Менеджмент организации
  • Деньги, кредит, банки
  • Финансовый менеджмент
  • Региональная экономика и управление
  • Налоги
    • Дипломные работы
    • Курсовые работы
    • Отчеты по практике
  • Маркетинг
  • Государственное и муниципальное управление

Опыт работы 11 лет

* Год начала деятельности : 2010

* Выполнено новых работ : 2597

* Средний балл : 4,5

* Средняя оригинальность новых работ : 75%

* ВУЗы : УдГУ, ИжГТУ, ИжГСХА, МЭСИ, МВЕУ, КИГИТ, СПбГУ, ВШЭ, ИНЖЭКОН, СПбПУ, ГУСЭ, СПбУУЭ, РАНХиГС, РГУУ, РЭА, МТИ, МФЮА, МИЭМП, ПГУ, КГАУ, УГТУ,УГЭУ, ТГУ, РНУ, ГУУ, РАП и др.

Цены, сроки

*Новая дипломная работа - от 6000 руб. от 5 дней

*Новая курсовая работа - от 1000 руб. от 2 дней

*Новый отчет по практике - от 1000 руб. от 2 дней

*Готовая дипломная работа - от 500 руб.

*Готовая курсовая работа - от 150 руб.

*Готовый отчет по практике - от 150 руб.

*ПРИ ЗАКАЗЕ НОВОЙ РАБОТЫ ОПЛАТА ПРОИЗВОДИТСЯ ПОСЛЕ ПОЛУЧЕНИЯ ЗАКАЗЧИКОМ СКРИНОВ ЕЕ СТРАНИЦ И ОТЧЕТА О ПРОВЕРКЕ НА АНТИПЛАГИАТ.
*ПРИ ПОКУПКЕ ГОТОВОЙ РАБОТЫ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ, ЧТО ОНА НЕ ВСЕГДА МОЖЕТ СООТВЕТСТВОВАТЬ НЕОБХОДИМЫМ ТРЕБОВАНИЯМ ПО ОФОРМЛЕНИЮ, ПЛАГИАТУ И ПРОЧИМ.
*ГОТОВЫЕ РАБОТЫ ОТПРАВЛЯЮТСЯ НА ПОЧТУ ПОКУПАТЕЛЯ В ТЕЧЕНИЕ 24 ЧАСОВ С МОМЕНТА ПОКУПКИ.

Полезные ресурсы

  • Главная
  • Налоги
  • Курсовые работы
  • Курсовая работа: Налоговая политика в России: цели, методы, проблемы (35 стр.)

Введение
Глава 1. Понятие и сущность налоговой политики РФ
1.1 Сущность и принципы построения налоговой политики
1.2 Задачи и типы налоговой политики
Глава 2. Особенности налоговой системы России
2.1 Элементы налоговой системы
2.2 Структура налоговой системы
Глава 3. Проблемы налоговой политики РФ и ее состояние на современном этапе развития
3.1 Проблемы налоговой политики в РФ
3.2 Меры по совершенствованию налоговой политики РФ
3.3 Основные направления налоговой политики РФ на 2015 год
Заключение
Список использованных источников информации
Приложения

Государство воздействует на экономику при помощи различных экономических рычагов. Налоги можно назвать одним из основных рычагов, с помощью которых осуществляется экономическое регулирование экономики. Соответственно, для наилучшего осуществления данной регулирующей функции используются разные виды налогов. Важно отметить, что развитие экономики страны не возможно без определенных финансовых институтов, к которым также относят и систему налогообложения. Учитывая важность данной экономической структуры, можно сказать, что сущность налогообложения кроется в правильном и бесперебойном функционировании всех рычагов власти и общества, что может быть достигнуто с достижением грамотно разработанной системы налогообложения. Именно поэтому сущность и виды налогов играют далеко не последнюю роль в жизни всей страны. Если же рассматривать экономическую сущность налогов, то она без сомнения заключается в том, что налоги характеризуют денежные отношения внутри страны, полученные средства, от которых поступают в распоряжение государства и направляются на обязательные нужды.
Налоговая политика — это система мероприятий государства в области налогообложения, которая строится с учетом компромисса интересов государства и налогоплательщиков.
Как часть общей экономической политики государства она определяется целями общества. Эти цели формулируют требования к налоговой базе, тяжести налогообложения и способам изъятия доходов.
Государство, призванное обеспечить наилучшие условия для эффективного экономического роста, нуждается в ресурсах для выполнения этой миссии. Такие ресурсы не могут сформироваться исключительно, за счет собственных источников государства, доходов от государственных предприятий. И государство для формирования своих денежных доходов вынуждено изымать часть доходов частного сектора. Основой построения системы взимания налогов как раз и является налоговая политика.
Актуальность темы данной работы заключается в щепетильности вопроса налогообложения, от эффективной оптимизации которой зависит собираемость налогов, степень уклонения или сокрытия доходов и имущества.
Предмет работы – налоговая политика.
Объект работы – налоговая политика в России.
Цель работы – исследование особенностей налоговой политики в России.
Задачи работы:
• изучить понятие и сущность налоговой политики РФ;
• исследовать особенности налоговой системы России;
• исследовать проблемы налоговой политики РФ и ее состояние на современном этапе развития.
Методы исследования: анализ, обобщение, экспертные оценки.
Информационной базой послужила учебная литература, статьи авторов в периодической печати, аналитические материалы Федеральной налоговой службы.

Налоговая политика - это составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на создание такой налоговой системы, которая должна стимулировать накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества и тем самым обеспечить социально-экономический прогресс общества.
Налоговая политика РФ являет собой элемент финансовой политики. В нее включены организационные экономические мероприятия и правовые нормы, обладающие регулирующим характером. Эти нормы и мероприятия принимаются и осуществляются органами госвласти (на региональном и федеральном уровне), а также органами территориального управления.
Налоговая политика РФ образуется и реализуется на региональном, местном и федеральном уровне в рамках соответствующей компетенции. На уровне региональном структура регулирующего воздействия применима по выплатам, законодательно закрепленным за субъектами государства, или в рамках установленных ставок по доходным источникам регулирующего характера.
В мировой практике сложились три основных типов налоговой политики: политика максимальных налогов; политика экономического развития; политика разумных налогов
Правительство России в современный экономический кризис не изменило кардинально свою налоговую политику, оно не сократило расходы на социальные нужды, выделило необходимые финансовые ресурсы для поддержания градообразующих производств. Это стало возможным за счет накопленных резервных фондов. Российская налоговая политика сочетает в себе все три типа.
Налоговая система России, которая состоит из совокупности налогов, сформулированных на основных принципах их установления и введения в действие, контролирования над полнотой и своевременностью уплаты таковых, а также мер ответственности за неуплату.
Структуру налоговой системы можно представить в виде таких составляющих: субъекты налоговой политики, совокупности налогов, режимов налогообложения и органов, контролирующих начисление и уплату налогов.
В настоящий момент в налоговой политике в России можно выделить определенные проблемы. Ведь налогообложение в России пока далеко от совершенства, но государство стремится создать грамотную, сбалансированную и приемлемую для граждан систему. Многое зависит от того, как будет продвигаться борьба с коррупцией. На сегодняшний день налоги и коррупция — проблемы взаимосвязанные.
Важным направлением совершенствования должно быть усиление налогового контроля. Также, нельзя не упомянуть о ставке налога на доходы физических лиц. Введение пропорциональной ставки помогло бы уйти от такого серьезного расслоения общества.
На официальном сайте Минфина России размещен проект "Основных направлений налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов". Наряду с другими новациями, в период с 2015 по 2017 г.г. предусматривается: совершенствование общих подходов к установлению налоговых льгот; создание особых условий ведения предпринимательской деятельности на территориях опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири; стимулирование развития малого предпринимательства.

Список использованных источников информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 16:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации.

Задачи, решаемые в курсовой работе:

- Важным моментом видится рассмотрение налоговых аспектов экономического роста в России с точки зрения как традиционных, так и нетрадиционных подходов. Особую остроту сегодня приобрела проблема собираемости налогов и уклонения от них, поэтому особое место в данной работе будет отведено проблемам развития налоговой реформы и их взаимосвязи с налоговой политикой.

- Все важнейшие направления развития государства невозможны без соответствующего финансирования, следовательно, необходима развитая
экономика для более полного выполнения государством своих функций. Развитая экономика возможна при развитой системе органов государственной власти, грамотной и продуманной налоговой политике. В нашей стране период становления налоговой системы не закончился, и о грамотной налоговой политике говорить пока тоже рано. Ввиду этого актуальность данной работы бесспорна.

Содержание

1.Содержание и основные черты налогов…………………………………. …6

2.Налоговая система и принципы ее построения. Функции налоговой системы…………………………………………………………………………………9

2.1. Налоговая система и принципы ее построения………………..…………9

2.2. Функции налоговой системы………………………………………. …12

3. Виды налогов и их классификация…………………………………..….….16

4. Эффективность налоговой системы……………………………………..…23

5. Налоговое администрирование…………………………………..…………28

6. Противоречия и основные направления совершенствования налоговой системы……………………………………………………………………….………..31

7.Особенности налоговой политики в странах с переходной экономикой…………………………………………………………………………….26

Список используемой литературы…………………………………………….45

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

Кафедра экономики, маркетинга и менеджмента

по дисциплине: «Экономическая теория»

на тему: «Налоговая политика России на современном этапе»

1.Содержание и основные черты налогов…………………………………. …6

2.Налоговая система и принципы ее построения. Функции налоговой системы…………………………………………………………… ……………………9

2.1. Налоговая система и принципы ее построения………………..…………9

2.2. Функции налоговой системы………………………………………. …1 2

3. Виды налогов и их классификация…………………………………..…. ….16

4. Эффективность налоговой системы……………………………………..…23

5. Налоговое администрирование………………………………… ..…………28

6. Противоречия и основные направления совершенствования налоговой системы…………………………………………………………… ………….………..31

7.Особенности налоговой политики в странах с переходной экономикой…………………………………………………… ……………………….26

Список используемой литературы…………………………………………….45

Актуальность выбранной темы заключается в том, что государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, налоговую и пр. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово-кредитный и ценовой механизм.

Финансово-бюджетная система включает отношения по поводу формирования и использования финансов государства - бюджета и внебюджетных фондов. Важной составляющей финансово-бюджетной системы являются налоги. Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства.

Государство, устанавливая налоги, стремится прежде всего обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления возложенных на него задач, которые реализуются посредством налоговой политики, являющейся частью финансовой политики государства.

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации.

Задачи, решаемые в курсовой работе:

- Важным моментом видится рассмотрение налоговых аспектов экономического роста в России с точки зрения как традиционных, так и нетрадиционных подходов. Особую остроту сегодня приобрела проблема собираемости налогов и уклонения от них, поэтому особое место в данной работе будет отведено проблемам развития налоговой реформы и их взаимосвязи с налоговой политикой.

- Все важнейшие направления развития государства невозможны без соответствующего финансирования, следовательно, необходима развитая

экономика для более полного выполнения государством своих функций. Развитая экономика возможна при развитой системе органов государственной власти, грамотной и продуманной налоговой политике. В нашей стране период становления налоговой системы не закончился, и о грамотной налоговой политике говорить пока тоже рано. Ввиду этого актуальность данной работы бесспорна.

Предмет исследования - изучение теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений.

Объект исследования - налоговая политика России на современном этапе, рассмотрение налоговых аспектов экономического роста в России.

Теоретической базой для написания курсовой работы явились труды отечественных авторов по исследуемой проблеме, в частности, А.В. Сидорович, Пансков В.Г., Черник Д.Г., а так же материалы периодической печати и СМИ.

Данная курсовая работа выполнена в объёме 37 листов машинописного текста, включая в себя введение, 7 глав, заключение, список используемой литературы. Работа содержит 3 таблицы и 1 схему.

1.Содержание и основные черты налогов

Возникновение налогов обычно связывается с возникновением государства: становление его институтов неизбежно потребовало формирования фондов финансовых ресурсов и соответственно инструментов, посредством которых такие фонды могли бы быть сформированы. Таким инструментом и стали налоги, главное предназначение которых изначально заключалось в формировании материальной базы (фондов финансовых ресурсов) для обеспечения функций государства. С развитием государства, расширением его функций роль налогов повышалась, однако их изначальное предназначение, смысл в своей основе сохраняются.

Налог как экономическая категория выражает постоянно существующие (возобновляющиеся) экономические отношения между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с другой стороны, возникающие в процессе перераспределения вновь созданного продукта и отчуждения в обязательном порядке части его стоимости в распоряжение государства. Объективная сторона налогов проявляется на практике при каждом единичном акте их уплаты и не зависит ни от того, на каком историческом и экономическом этапе развития находится государство, ни от того, какое конкретное государство взимает налоги, ни от каких-либо других факторов. Объективную сторону имеют и разновидности налогов, включенных в налоговую систему государства. Основные налоги имеют в качестве основы факторы экономической деятельности, а также индивидуальное воспроизводство.

Конкретные виды, уровень ставок, система льгот, распределение налогов по уровням государственной системы определяются условиями той или иной страны. Особенно важное значение здесь имеют: уровень социально-экономического развития страны, тип государственного устройства, масштабность и круг задач, стоящих перед обществом в данный период времени, наконец, традиции,

оказывающие существенное влияние на национальные “черты лица” налоговой системы государства. Установление налогов производится путем принятия налогового законодательства, определяющего понятие налогов, а также сборов, приравненных к налоговым платежам.

Налоговые отношения структурно входят в систему финансовых отношений, но как особый их вид имеют отличительные признаки, присущие именно налогам. Такими признаками являются обязательность (принудительность) уплаты, безвозмездность и безэквивалентность.

Уплата налогов является обязанностью и не дает никаких оснований для предъявления налогоплательщиком прав на встречное исполнение обязательств со стороны государства. Не меняет сути налоговых отношений и то обстоятельство, что суммы, уплаченные в бюджет в виде налогов, в конечном счете возвращаются налогоплательщикам в той или иной форме (преимущественно в “неосязаемой”), хотя это и создает видимость возмездности налогов. Даже в тех случаях, когда налогоплательщики получают денежные средства из бюджета, между обязанностью платить налоги и правом получения бюджетных средств не существует закономерно обусловленной взаимозависимости. О возмездности налогов можно говорить как о явлении, воспринимаемом общественным сознанием, а не как о реально существующих экономических отношениях.

Налоги, как правило, непосредственно не предполагают также и целевого характера их использования: основная их масса не имеет непосредственной привязки к конкретным расходам бюджета. В российском законодательстве исключение составляют лишь налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы и дорожный налог, играющие в общей сумме бюджетных доходов незначительную роль.

Нормативное определение налога содержится в Налоговом кодексе Российской Федерации (Часть первая, ст. 8):

1. Под налогом понимается обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий.

Данная трактовка налогов и сборов вызывает определенные замечания. Под определение налогов попадают штрафы за налоговые и административные правонарушения. Кроме того, часть налогов не идет прямо на финансовое обеспечение деятельности государства, формируя некоторые внебюджетные фонды. Возражения вызывают и ссылки на взимание налогов в форме отчуждения собственности. В прямом смысле слова отчуждение собственности невозможно без решения суда. Излишней представляется и детализация форм взимания налогов. Вызывает замечания разделение налогов и сборов. Из Налогового кодекса вытекает, что эти различия связаны с регулярным характером налогов и преимущественно разовым характером сборов. Следует отметить, что в других нормативных документах дается несколько иное определение налогов. Так, в Бюджетном кодексе РФ определено, что налоги - императивные денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд, без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента. Все это свидетельствует о необходимости дальнейшего уточнения нормативных определений налога.

2.Налоговая система и принципы ее построения. Функции налоговой системы

2.1.Налоговая система и принципы ее построения

Несмотря на отличия налоговых систем различных государств, разнообразие задач, которые решает налоговая система в тот или иной период времени, налоговые системы объединяют общие черты.

Налоговая система представляет собой совокупность налогов, установленных законом, а также принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены; систему мер, обеспечивающих выполнение налогового законодательства. Главными органично связанными элементами налоговой системы являются системы налогов и налоговый механизм.

Система налогов - это совокупность налогов, сборов, пошлин и других приравненных к налогам платежей, взимаемых на территории государства в тот или иной период времени. Основными налогами, посредством которых формируется преобладающая масса бюджетных доходов как в российской, так и в мировой практике, являются: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль (доход) юридических лиц, подоходный налог с физических лиц, таможенные пошлины, платежи в социальные фонды, налог с продаж, налог на недвижимость (или имущество).

Налоговый механизм представляет собой совокупность всех средств и методов организационно-правового характера, направленных на выполнение налогового законодательства. Посредством налогового механизма реализуется налоговая политика государства, формируются основные количественные и качественные характеристики налоговой системы, ее целевая направленность на решение конкретных социально - экономических задач.

Наиболее важную роль в налоговом механизме играет механизм налогообложения (уровни налоговых ставок, система льгот, порядок исчисления налогооблагаемой базы, состав объектов налогообложения и другие элементы,

связанные с исчислением налогов). Посредством изменения механизма налогообложения (порядка исчисления того или иного налога) можно придать налоговой системе качественно новые черты, например, изменить ее структуру, не меняя при этом количественного и видового состава налогов. В самом простом случае это достигается путем изменения ставок наиболее значимых налогов. Однако в мировой практике обычно используется другой способ: система налогов и уровни ставок меняются, как правило, лишь в случае крайней необходимости, однако достаточно часто пересматриваются системы налоговых льгот. Последние и устанавливаются на относительно короткий срок на 2 - 3 года, по истечении которых льготы перестают действовать автоматически, но могут быть и продлены. Серьезная переориентация налоговой системы достигается также при изменении налогооблагаемой базы за счет состава налогоплательщиков, объектов налогообложения и т.д.

Общепризнанно выделение следующих принципов построения налоговых систем: принцип справедливости (равенства) налогообложения; определенность и точность налогов (размер налогов, сроки, способ и порядок исчисления должны быть точно определены и понятны налогоплательщикам); удобство сроков и способов уплаты; экономичность (эффективность) сбора налогов (расходы по сбору и обслуживанию налогов должны быть как можно меньше относительно сумм, поступающих в доход государства в виде того или иного налога).

Одним из главных принципов налоговой системы является принцип справедливости.

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 21:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть сущность и структуру налоговой политики России и изучить тенденции ее развития. В соответствии с указанной целью задачами курсовой работы являются:
- изучение сущности и структуры налоговой политики России;
- исследование тенденций развития налоговой политики России.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы формирования налоговой политики государства
1.1 Понятие налоговой политики государства и методы ее осуществления
1.2 Цели и задачи налоговой политики государства
2. Налоговый потенциал государства в условиях кризиса
2.1 Оценка стимулирующего потенциала налоговой политики в Российской Федерации
2.2 Направления совершенствования налоговой политики государства в условиях финансового кризиса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Готовая работа.doc

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Белгородский государственный университет»

Факультет экономики и управления

Кафедра экономики, информатики и математики

Специальность 080109.65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит

по дисциплине: «Экономическая теория»

на тему: «Налоговая политика России на современном этапе»

студент (ка) группы 1010-зо

ст. преп. Тарадеева Е.П.

Старый Оскол, 2010 г

1. Теоретические основы формирования налоговой политики государства

1.1 Понятие налоговой политики государства и методы ее осуществления

1.2 Цели и задачи налоговой политики государства

2. Налоговый потенциал государства в условиях кризиса

2.1 Оценка стимулирующего потенциала налоговой политики в Российской Федерации

2.2 Направления совершенствования налоговой политики государства в условиях финансового кризиса

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Российская экономика развивается в сложных, противоречивых условиях, испытывая на себе действие ряда позитивных и негативных факторов. Это находит отражение в экономической политике в целом и её важнейшей составляющей - налоговой политике.

Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также ее отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.п. Проведение эффективной налоговой политики - одно из важнейших условий экономического роста России, развития предпринимательской активности, ликвидации теневой экономики, возврата капиталов, а также привлечения в страну полномасштабных иностранных инвестиций.

Отличительная особенность системы налогообложения - это ее тесная взаимосвязь с экономикой: ее структурой, реально складывающимися пропорциями, а также ориентация на цели ее развития. Уровень собираемости налоговых платежей в бюджетную систему определяется, прежде всего, состоянием национальной экономики.

Налоговая система должна обеспечивать стабильность и прогнозируемость доходов бюджетов всех уровней (федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и муниципалитетов). Вместе с тем уровень налогообложения по разным основаниям должен быть таким, чтобы не мешать развитию предпринимательства, не обременять бизнес.

Актуальность выбранной для исследования темы заключается в первостепенной важности налоговых поступлений бюджета для функционирования государства, развития национальной экономики, государственного экономического и социального регулирования. Ведь именно с помощью налоговой политики государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности.

Цель курсовой работы – рассмотреть сущность и структуру налоговой политики России и изучить тенденции ее развития. В соответствии с указанной целью задачами курсовой работы являются:

- изучение сущности и структуры налоговой политики России;

- исследование тенденций развития налоговой политики России.

В соответствии с поставленной целью ставятся и решаются следующие задачи:

- раскрыть теоретические основы государственной налоговой политики, провести анализ проблем формирования налоговых поступлений;

- выделить основные направления совершенствования механизма государственного регулирования налоговой политики.

Предметом исследования являются формы, методы и инструменты государственного регулирования налоговой политики.

Объектом исследования выступает государственное регулирование налоговой политики и его границы при реализации налоговой политики.

Теоретическая база курсовой работы представлена трудами таких известных отечественных и зарубежных авторов в области экономической теории таких как: Князев В.Г., Мартынов В.А., Лыкова Л.Н., Юткина Т.Ф. и др.

Работа изложена на 36 страницах печатного текста, имеет введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение, список использованных источников, включающий в себя 30 наименований и приложения.

1. Теоретические основы формирования налоговой политики государства

1.1 Понятие налоговой политики государства и методы ее осуществления

Переход России к рынку актуализировал проблему взаимоотно­шений государства и экономики. Социально-экономические про­блемы переходного периода обусловили необходимость усиления роли государства в российской экономике. Одним из основных рычагов государственного регулирования экономических процес­сов из всего комплекса финансовых инструментов является нало­говая политика.

Налоговая политика является частью политики государства, характеризующаяся последовательными действиями государства по выработке концепции налоговой системы, использовании налогового механизма, а так же по практическому внедрению налоговых систем и контролю ее эффективности.

Налоговая политика проявляется в установлении налоговых платежей и предоставлении налоговых льгот, определяющих налоговую систему региона, режим налогообложения предпринимательской деятельности.

Налоговая политика – это совокупность экономических, фи­нансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также раз­вития экономики страны за счет перераспределении финансовых ресурсов [5].

Налоговая политика подчиняется решению социально-экономи­ческих проблем, особенно для каждого этапа развития общества, политического строя, зависящих от ряда объективных и субъектив­ных факторов, влияющих на историческое развитие [8].

В доперестроечной России создавалась иллюзия, что налого­вая система играет чисто прикладную роль: с ее помощью госу­дарство аккумулирует финансовые ресурсы, необходимые для ре­ализации его функций. В этой связи давалась узкая трактовка налоговой политики. Так, в финансово-кредитном словаре от­мечалось, что «налоговая политика – это система мероприя­тий, проводимых государством в области налогов».

В действительности понятие налоговой политики выходит за рамки мероприятий в области налогов. Проводя налоговую поли­тику, государство активно вмешивается в «работу» рынка, регули­рует развитие производства, способствует ускоренному росту од­них отраслей экономики по сравнению с другими, влияет на инве­стиционную политику и структурную перестройку. От успешного проведения налоговой политики во многом зависит результатив­ность принимаемых экономических решений. Эффективной может считаться только та налоговая политика, которая стимулирует на­копление и инвестиции, способствует экономическому росту.

Некоторые современные ученые сводят налоговую политику к законодательным актам, упуская из виду ее экономическую роль.

В частности, Т.Ф. Юткина отмечает, что «налоговая политика – комплекс правовых действий органов власти и управления, оп­ределяющий целенаправленное применение налоговых законов» [30].

Более широкую трактовку налоговой политики, исходя из сущ­ности налогов, их места и роли (не только фискальной, но и эконо­мической) в обществе, дает В.Г. Князев: «Налоговая политика – это составная часть экономической политики государства, направ­ленная на формирование налоговой системы, обеспечивающей эко­номический рост, способствующей гармонизации экономических интересов государства и налогоплательщиков с учетом социально-экономической ситуации в стране» [23].

Реализация налоговой политики осуществляется через налого­вый механизм, который представляет собой совокупность форм и методов налоговых отношений государства и налогоплательщиков.

Выделяют, как правило, три типа налоговой политики госу­дарства.

Первый тип – политика максимальных налогов, характери­зуется принципом «взять все, что возможно». При этом государ­ству уготована «налоговая ловушка», когда повышение налогов не сопровождается ростом доходов. Поэтому данная политика проводится государством, как правило, в экстренных случаях, таких, как экономический кризис или ведение военных действий.

Второй тип – политика разумных налогов, способствующая развитию предпринимательства, но снижает объем социальных гарантий.

Третий тип – налоговая политика, предусматривающая дос­таточно высокий уровень обложения, но при значительной соци­альной защите населения. Налоговые доходы направляются на увеличение социальных фондов. Недостатком такой политики является то, что она вызывает инфляцию.

При развитой экономике все типы налоговой политики ус­пешно сочетаются. В РФ с начала экономических реформ (1992 г.) стал реализовываться первый тип налоговой политики. Однако экономических, социальных и политических предпосылок для про­ведения политики максимальных налогов в это время не суще­ствовало, вследствие чего подобная политика привела к падению темпов роста производства в отраслях экономики, широким мас­штабам уклонения от уплаты налогов, росту задолженности и взаимным неплатежам субъектов предпринимательства [2].

В целях преодоления негативных последствий воздействия на­логов на развитие экономики возникла объективная необходи­мость продолжения налоговой реформы, выражением которой стал НК РФ.

Принятие и введение в действие НК РФ позволили существен­ным образом систематизировать действовавшие нормы и положе­ния, регулирующие процесс налогообложения, привести их в упо­рядоченную, единую, логически цельную и согласованную систему.

НК РФ упорядочивает систему ответственности за нарушение налогового законодательства, дифференцирует ее в зависимости от степени вины налогоплательщика, уменьшает ранее действо­вавшие чрезмерно жесткие нормы ответственности. Кодексом ус­тановлены более четкие и конкретные формулировки состава на­логовых правонарушений.

Целью изменений налоговой системы, предусмотренных НК РФ, является построение стабильной налоговой системы на территории РФ. Она должна стать рациональной, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, содействовать развитию предпринимательства, наращиванию национального богатства России и благосостояния ее граждан.

С принятием и введением в действие НК РФ в России начался новый этап налоговой реформы. НК РФ устанавливает принци­пы построения и функционирования налоговой системы, поря­док введения и отмены федеральных, региональных и местных налогов, а также других обязательных платежей. Полномочия всех уровней власти и местного самоуправления по установлению, из­менению или отмене налогов и сборов реализуются в пределах установленного перечня и в соответствии с общими принципами налогообложения [17].

На первом этапе налоговой реформы (2000 –2001 гг.) были отменены налог на содержание жилищного фонда и объектов со­циально-культурной сферы, налог на реализацию ГСМ, целевые сборы на содержание милиции и благоустройство территорий. Для обеспечения социальной справедливости налогообложения введена единая ставка налога на доходы физических лиц, суще­ственно увеличив не облагаемый налогом минимум дохода. В це­лях легализации ФОТ установлена регрессивная шкала налогооб­ложения по ЕСН.

На втором этапе (2002–2003 гг.) в целях обеспечения нейтральности налогообложения снижена ставка по налогу на прибыль организаций и одновременно отменены существую­щие льготы, а также изменена методика формирования налого­вой базы по указанному налогу (гл. 25 НК РФ) [20].

Реформирована система налогообложения природных ресур­сов, в частности введен налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ) взамен регулярных платежей за добычу полезных ископаемых, отчислений на воспроизводство минерально-сырье­вой базы и акциза на нефть.

Следует отметить незавершенность и недостаточную продуман­ность правительственной налоговой реформы.

Методика исчисления и уплаты отдельных налогов (НДС, ак­цизы, ЕСН) не только не упрощается, но и продолжает услож­няться.

Взвешенная налоговая политика должна проводиться с учетом финансовых интересов не только государства, но и налогоплательщиков. Кроме того, налоговая политика должна быть целиком подчинена общепринятым принципам налогооб­ложения [16].

Читайте также: