Принудительное исполнение налогового обязательства в отношении организаций курсовая

Опубликовано: 03.05.2024

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 20:19, курсовая работа

Описание работы

Цель написания данной курсовой работы - это дать представление о добровольном и принудительном исполнении обязанностей по уплате налогов и сборов.

1.Дать представление об общих вопросах исполнения налоговой обязанности.

2.Выявить проблемы добровольного и принудительного исполнения налоговой обязанности.

3.Рассказать способы обеспечения исполнения налоговой обязанности

Содержание

ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ОБЯЗАННОСТИ……………………………………………………………….

ГЛАВА 2 ВИДЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ОБЯЗАННОСТИ…….

2.1 Добровольное исполнение налоговой обязанности……………………..

2.2 Принудительное исполнение налоговой обязанности…………………..

2.2.1 Особенности порядка принудительного взыскания………………

ГЛАВА 3 СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ОБЯЗАННОСТИ………………………………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..
Стр.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ОБЯЗАННОСТИ………………………………………………… …………….

ГЛАВА 2 ВИДЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ОБЯЗАННОСТИ…….

2.1 Добровольное исполнение налоговой обязанности……………………..

2.2 Принудительное исполнение налоговой обязанности…………………..

2.2.1 Особенности порядка принудительного взыскания………………

ГЛАВА 3 СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ОБЯЗАННОСТИ………………………………………………… ……………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..

Одной из важнейших функцией налогов является фискальная, благодаря которой государство обеспечивает свои потребности в финансовых ресурсах для выполнения возложенных на него задач. Поэтому в Конституции РФ и Налоговом кодексе РФ закреплено, что каждое лицо обязано своевременно и в полном объеме уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Например, на 2009 год в бюджете было запланировано поступление 10, 927 трлн. руб. (21,2% - ВВП). Налоговые доходы в этой сумме составляли более 93%. Несомненно, что при такой высокой доле налоговых доходов в бюджете вопросы своевременности и полноты уплаты налогов имеют очень большое значение, особенно в той экономической ситуации, которая сложилась на тот момент в РФ. Ведь от того, вовремя ли получит бюджет денежные средства, и получи ли вообще, зависит своевременность и полнота исполнения им своих обязательств по финансированию необходимых расходов и принятых им целевых программ.

Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Она возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в установленный срок, если иное не предусмотрено законодательством. Она считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате наличными деньгами - с момента внесения денежной суммы в банк.

В НК РФ закреплены конкретные способы обеспечения исполнения обязательств налогоплательщиком, которые следует понимать как специальные меры, направленные на побуждение его к безусловному исполнению своих обязанностей.

В своей курсовой работе я рассмотрю правовые проблемы регулирования добровольного и принудительного исполнения налоговой обязанности. Выбранная мной тема является одной из самых актуальных на сегодняшний момент, потому что предприятия, физические лица, осуществляя предпринимательскую деятельность, должны знать порядок расчетов между ними, свои права и обязанности при выполнении взятых на себя обязательств, какую помощь оказывает государство в вопросах поддержки и развития отечественных предпринимателей и многое другое, что касается финансово-кредитных операций.

Цель написания данной курсовой работы - это дать представление о добровольном и принудительном исполнении обязанностей по уплате налогов и сборов.

1.Дать представление об общих вопросах исполнения налоговой обязанности.

2.Выявить проблемы добровольного и принудительного исполнения налоговой обязанности.

3.Рассказать способы обеспечения исполнения налоговой обязанности.

ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ОБЯЗАННОСТИ.

Центральным звеном в предмете налогового права является налоговое правоотношение между государством и налогоплательщиком по поводу уплаты налога. В его содержании выделяется юридическая обязанность налогоплательщика своевременно и в полном объеме уплачивать законно установленные налоги и сборы. Ее традиционно называют налоговой обязанностью, учитывая особый, базовый характер в системе субъективных прав и обязанностей налогоплательщика.

Таким образом, категория «налоговая обязанность» может употребляться в широком и узком значении. В первом случае под налоговой обязанностью понимают любую юридическую обязанность налогоплательщика, установленную налоговым законодательством, во втором - исключительно обязанность по уплате налога. Именно в узком значении - как обязанность по уплате налогов и сборов - будет употребляться термин «налоговая обязанность» в дальнейшем.

Термин «обязательство» имеет ярко выраженную частноправовую природу и основывается на свободно выраженном волеизъявлении лица тем или иным образом (по своему усмотрению) реализовать свою правосубъектность в рамках диспозитивного правового регулирования. Таким образом, обязательство - это разновидность юридической обязанности, добровольно принимаемая на себя лицом, участвующим в правоотношениях диспозитивного, как правило, договорного характера. Проще говоря, обязательство - это всегда самообязывание по схеме «я обязуюсь».

В сфере налогообложения обязательством является, например, поручительство, в силу которого третье лицо обязуется перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и пеней. Не случайно законодатель внес изменения в п. 4 ст. 74 НК РФ, заменив применительно к поручителю слова «своих обязанностей» на формулировку «взятых на себя обязательств». Возникновение же и исполнение налоговой обязанности не зависят от желания (усмотрения, волеизъявления) самого налогоплательщика, а вытекают непосредственно из закона.

Обязанность по уплате налога - единственная в системе обязанностей налогоплательщика - носит конституционно-правовой характер. В ст. 57 Конституции РФ устанавливается, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Несмотря на то, что эта норма расположена в главе второй «Права и свободы человека и гражданина», она в равной мере распространяет свое действие не только на физических лиц, но и на организации (Постановление Конституционного суда (КС) РФ 24.10.96 № 17-П).

Налоговая обязанность возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных налоговым законодательством. Общими основаниями являются наличие у налогоплательщика объекта налогообложения и истечение налогового периода, по окончании которого налог должен быть исчислен и уплачен. В то же время по каждому налогу могут устанавливаться свои особенные основания - самостоятельные юридические факты, формирующие сложный фактический состав. Например, в отношении окладных налогов, исчисление которых производят налоговые органы (транспортный и земельный налог, налог на имущество физических лиц) таким основанием выступает обязательное уведомление налогоплательщика об уплате налога.

Согласно ст. 44 НК РФ налоговая обязанность прекращается:

1) с уплатой налога (сбора) налогоплательщиком;

2) с возникновением иных обстоятельств, с которыми налоговое законодательство связывает прекращение налоговой обязанности;

3) со смертью налогоплательщика или с признанием его умершим;

4) с ликвидацией организации-налогоплательщика.

По общему правилу налоговая обязанность прекращается ее надлежащим исполнением, то есть когда налог уплачен налогоплательщиком своевременно и в полном объеме. К числу иных обстоятельств, влекущих прекращение налоговой обязанности, можно отнести:

  • удержание налога налоговым агентом (п. 2 ст. 45 НК);
  • принудительное взыскание налога за счет безналичных денежных средств либо иного имущества налогоплательщика (ст. 46-48 НК);
  • уплата налога реорганизованной организации ее правопреемником (ст. 50 НК);
  • уплата налога лицом, уполномоченным органом опеки и попечительства, за безвестно отсутствующего налогоплательщика (п. 1 ст. 51 НК);
  • уплата налога опекуном за недееспособного налогоплательщика (п. 2 ст. 51 НК);

  • списание безнадежных долгов по налогам (ст. 59 НК);
  • уплата налога поручителем за налогоплательщика (ст. 74 НК);
  • зачет излишне уплаченной или излишне взысканной суммы налога в счет предстоящих платежей (ст. 78, 79 НК) и др.

Смерть налогоплательщика или признание умершим также прекращает налоговую обязанность, что обусловлено личным характером уплаты налога. Исключение составляют поимущественные налоги умершего лица либо лица, признанного умершим, которые погашаются в пределах стоимости наследственного имущества.

НК РФ предусматривает возможность приостановления исполнения налоговой обязанности. Согласно п. 3 ст. 51 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов физических лиц, признанных безвестно отсутствующими или недееспособными, а также обязанность по уплате причитающихся пеней и штрафов приостанавливается по решению налогового органа в случае недостаточности (отсутствия) денежных средств налогоплательщиков. При принятии в дальнейшем решения об отмене признания физического лица безвестно отсутствующим или недееспособным приостановленное исполнение налоговой обязанности возобновляется со дня принятия указанного решения.

ГЛАВА 2 ВИДЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ОБЯЗАННОСТИ.

2.1 Добровольное исполнение налоговой обязанности.

Исполнение обязанности по уплате налога может быть как добровольным (уплата налога), так и принудительным (взыскание налога). Добровольность в данном случае понимается не как свобода выбора - платить или не платить налог по своему усмотрению, а как самостоятельное исчисление и уплата налога налогоплательщиком без применения мер государственного принуждения.

Согласно п. 4 ст. 69 НК РФ требование должно быть исполнено в течение 10 календарных дней (т.е. дней, которые рассчитываются с учетом выходных и праздников) с даты получения требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в нем самом. Т.е. несмотря на то, что налоговые органы самостоятельно устанавливают срок уплаты недоимки (пени), указывая его в требовании, закон предоставляет 10 гарантированных суток для исполнения требования с даты его получения. В указанные сроки недоимка, пени и штрафы могут быть уплачены налогоплательщиком в добровольном порядке.

Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено налоговым законодательством. Налоговая обязанность считается исполненной надлежащим образом, когда налог уплачен полностью и своевременно, то есть в установленный срок. При этом налогоплательщик вправе уплатить налоги досрочно.

Добровольное исполнение налоговой обязанности состоит в действиях, основанных на личном свободном волеизъявлении налогоплательщика. И в эти действия включаются:

- учет доходов и расходов, а также объектов налогообложения,

- исчисление сумм налога, подлежащего уплате,

- своевременное представление платежного поручения или внесение наличных средств,

- декларирование доходов и расходов и объектов налогообложения,

- хранение данных своего учета (для организаций это будет хранение данных бухучета).

Добровольное исполнение налоговой обязанности организаций заключается в том, что:

- Организация самостоятельно ведет бухгалтерский учет,

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 14:55, курсовая работа

Краткое описание

Для каждого физического лица или организации своевременное и полное исполнение налоговой обязанности является конституционной обязанностью. То есть налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вставать на учёт в налоговые органы, вести учёт своих доходов и расходов, представлять в налоговые органы налоговые декларации.

Содержимое работы - 1 файл

готовая курсовая работа..doc

1 Понятие и состав элементов налогообложения

Одним из базовых принципов налогового права являются следующие положения: « При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения». Таким образом, «установить налог» означает не назвать его, а отразить в законе все его составляющие, требуемые НК РФ. Только при наличии полной совокупности элементов обязанность по уплате налога может считаться установленной.

Неполнота, нечеткость или двусмысленность закона о налоге могут привести к его расширительному толкованию как со стороны налогоплательщика (возможность уклонения от уплаты налога на законных основаниях), так и государства (в части фискальных мероприятий налоговых органов). Если законодатель не установил и не определил хотя бы один из элементов, то налогоплательщик имел бы право не уплачивать налог либо уплачивать его удобным для него способом.

Элементы налогообложения имеют универсальное значение , хотя налоги различны и число их велико. В зависимости от степени значимости и соответственно участия того или иного элемента в процедуре установления налога различают существенные, дополнительные и факультативные элементы налогообложения. (прил.2)

Те элементы, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определенными, называют существенными, или обязательными, элементами закона о налоге. Эти элементы поименованы в ст. 17 НК РФ.

Дополнительные элементы - те, которые на прямую не предусмотрены законодательством (ст. 17 НК РФ) для установления налога, но полнее характеризуют налоговое обязательство и порядок его исполнения. Эти элементы в том или ином виде содержатся в законе о конкретном налоге.

Факультативные элементы – те элементы, отсутствие которых не влияют на степень определенности налогового обязательства.

Представительные органы власти субъектов РФ ( местного самоуправления), устанавливая региональные (местные) налоги и сборы, определяют в нормативных правовых актах как существенные, так и факультативные элементы налогообложения. Согласно ст.12 НК РФ, к ним относятся:

  • налоговые ставки, определяемые в порядке и в пределах, предусмотренных НК РФ;
  • порядок и сроки уплаты налога, определяемые в порядке и пределах, предусмотренных НК РФ;
  • налоговые льготы, основания и порядок их применения.

2 Налогоплательщики

Налогоплательщик (субъект налогообложения) – лицо, на которое возложена юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств и при этом обязано сократить свои доходы.

Согласно ст.19 НК РФ, налогоплательщиками и плательщиками сборов выступают организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы. Филиалы и другие обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по своему месту нахождения.

Следует отличать налогоплательщика от носителя налога. Носитель налога возникает и существует в связи с возможностью переложить на него тяжесть налогового бремени с налогоплательщика. Носитель налога – это лицо, которое несет тяжесть налогообложения в конечном итоге.

Налогоплательщик может участвовать в налоговых отношениях через законного представителя ( представительство по закону) или уполномоченного представителя ( представительство по доверенности). Примером первого может служить обязанность родителей уплатить налог с доходов, полученных ребенком.

Во втором случае выступает юридическое или физическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы во всех взаимоотношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Например, налогоплательщик может поручить третьему лицу уплатить налог в бюджет в счет погашения долга.

Экономические отношения налогоплательщика и государства определяются посредством принципа постоянного местопребывания (резидентства), с учетом которого различают два вида субъектов налогообложения: резиденты и нерезиденты.

Резиденты – лица, которые имеют постоянное местопребывание в государстве; их доходы, полученные на территории данного государства и за рубежом, подлежат налогообложению.

Нерезиденты не имеют постоянного местопребывания в государстве, и налогообложению подлежат только те их доходы, которые получены в данном государстве.

Резиденты, таким образом, несут полную, а нерезиденты – ограниченную налоговую обязанность. Правила определения резидентства различаются применительно к физическим и юридическим лицам.

Налоговый статус физических лиц определяется с помощью теста физического присутствия. Так, согласно абз.4 п. 2 ст.11 НК РФ, резидентом РФ является физическое лицо, фактически находящееся на территории России не менее 183 дней в календарном году; нерезидентом РФ – наоборот. Дополнительно для определения места расположения привычного местожительства, центр жизненных интересов, гражданство и др.

Для определения налогового статуса юридических лиц основным критерием является факт регистрации этих лиц в стране (тест инкорпорации). На практике применяются также тесты юридического адреса, места центрального управления компанией и др., их комбинации.

С позиции налогоплательщика – юридического лица важное значение имеют такие основания, как организационно – правовая форма, численность работающих, вид хозяйственной деятельности. Так, например, одним из критериев, дающих право применения организацией упрощенной системы налогообложения, является среднесписочная численность ее работников не более 100 человек (подп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

3 Объект налогообложения

Объект налогообложения – юридические факты ( действия, события, состояния), с которыми законодательство о налогах и сборах связывает обязанность налогоплательщика заплатить налог. К ним относятся совершение оборота по реализации товара, владение имуществом, совершение сделки купли - продажи, получение прибыли и др.

Согласно п. 1 ст. 38 НК РФ, каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, с помощью которого законодатель может аргументировать возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Объектами налогообложения могут выступать: реализация товаров ( работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики.

Из этого списка явствуют те правовые ограничения, которые заложены в отношении объектов налогообложения. В достаточно общем виде поименованы объекты налогообложения: имущество, доход, прибыль, стоимость реализованных товаров ( выполненных работ и оказанных услуг). Например, имущество может превратиться в довольно большой перечень объектов, поскольку он, согласно ГК РФ, является неограниченным.

Теоретически объекты налогообложения можно подразделить на группы:

  • права имущественные (право собственности на имущество, право пользования, право на вид деятельности);
  • действия (деятельность) субъекта (реализация товаров, операции с ценными бумагами, ввоз товаров на территорию страны);
  • результаты хозяйственной деятельности (добавленная стоимость, доход, прибыль).

Объекты по всем налогам определяются федеральным законодательством независимо от уровня установления налоговых платежей.

Следует отличать объект от предмета налогообложения.

Предметы налогообложения – реальные вещи (земля, ТС, другое имущество) и нематериальные блага ( государственная символика, экономические показатели и т. п.), которые обосновывают взимание соответствующего налога. Отсюда следует, что этот элемент налогообложения обозначает признаки фактического, а не юридического характера. Так, например, предметом транспортного налога является транспортное средство, которое не порождает никаких налоговых последствий, объектом – владение этим транспортом.

Объект налогообложения также нельзя отождествлять с источником налога. Источник налога – это резерв, используемый для уплаты налога. Существуют два источника- доход и капитал налогоплательщика.

4 Налоговая база

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения (п. 1 ст. 53 НК РФ). Примером налоговой базы со стоимостными показателями являются сумма дохода, с объемно – стоимостными показателями – объем реализованных услуг, а с физическими показателями – объем добытого сырья. Налогооблагаемая база и порядок ее определения по всем налогам устанавливаются НК РФ.

Налоговая база как количественное выражение предмета налогообложения выступает основой для исчисления суммы налога, так как именно к ней применяется ставка налога.

Большинство предметов налогообложения нельзя непосредственно выразить в каких – либо единицах налогообложения, поэтому сначала выбирают ту или иную физическую характеристику (параметр измерения) из множества возможных, тем самым определяя масштаб налога.

Для правильного определения момента возникновения налогового обязательства важное значение имеет метод формирования налоговой базы. Существует два основных метода:

    1. кассовый метод (метод присвоения) – объявляются все суммы, фактически полученные налогоплательщиком в конкретном периоде, а расходами – реально выплаченные суммы (используется, например, при налогообложении доходов физических лиц);
    2. метод начисления (накопительный метод) – доходом признаются все суммы, право на получение которых возникло в данном налоговом периоде, вне зависимости от факта их получения. Для выявления затрат подсчитывается сумма имущественных обязательств, возникших в этом же периоде, и не имеет значения, произведены ли выплаты по этим обязательствам.

Налоговая база, являясь существенным элементом налога, необходима только для исчисления налогового обязательства. Обязанность по уплате налога возникает при наличии соответствующего объекта налогообложения.

5 Налоговый период

Налоговый период – срок, в течение которого формируется налоговая база и окончательно определяется размер налогового обязательства.

Значимость налогового периода обусловлена следующими обстоятельствами:

  • он определяет промежуток времени, в котором у налогоплательщика возникает объект налогообложения, поэтому является неотъемлемым элементом процедуры исчисления налога;
  • он необходим на стадии уплаты налога, поскольку с исчислением налогового периода связывается срок уплаты налога;
  • он нейтрализует проблему многократного налогообложения, так как многим объектам (получение дохода, реализация товаров) свойственна повторяемость, протяженность во времени.

Согласно п.1 ст.55 НК РФ, «под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов». Отчетный период – срок, по окончании которого подводятся итоги, составляется отчетность и представляется в налоговую инспекцию, органы социальных внебюджетных фондов.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 19:33, курсовая работа

Краткое описание

В целях покупки квартиры налогоплательщик Кротов получил в банке ипотечный кредит по льготный процент 6%. В результате рассмотрения данного Кротовым заявления о предоставлении имущественного налогового вычета и других документов, налоговый инспектор принял решение о предоставлении данного вычета. При этом признав разницу в процентах между ставкой рефинансирования цетро банка РФ и ипотечным кредитом материальной выгодой надлежащей включению в совокупный доход Кротова и обложению налогом «на доходы физ лиц». По итогам расчётов материальная выгода составила 50 тысяч рублей в связи с чем был начислен НДФЛ по ставке 13%. Налогоплательщик обжаловал указанное решение.
Дайте юридический анализ ситуации. Есть ли нарушение в действиях налоговой инспекции?

Содержание

Задание 1. Классификация налогов
Введение
1.1. Классификация по способу взимания
1.2. Классификация налогов по объекту обложения
1.3 Классификация налогов по субъекту обложения
1.4 Классификация налогов по способу обложения
1.5 Классификация по применяемой ставке
1.6 Классификация налогов по назначению
1.7 Классификация налогов по срокам уплаты
1.8 Классификация по источнику уплаты
1.9 Классификация налогов по принадлежности к уровню правления

Задание 2. Меры принудительного исполнения обязанности по уплате налога, сбора и пени
Введение

2.1. Принудительное исполнение налоговой обязанности за счет денежных средств налогоплательщика
2.1.1 Направление требования об уплате налога
2.1.2 Принятие решения о взыскании налога и направление в банк распоряжения налогового органа
2.2 Принудительное исполнение налоговой обязанности за счет иного имущества налогоплательщика
2.2.1 Залог имущества
2.2.2 Поручительство
2.2.3 Пеня
2.2.4 Приостановление операций по счетам в банке
2.2.5 Наложение ареста на имущество налогоплательщика
Заключение
Список литературы

Задание 3. (Задача)

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Налоговое право.doc

По общему правилу взыскание налога за счет имущества налогоплательщика в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей носит бесспорный характер. Взыскание налога с организации и индивидуального предпринимателя должно производиться в судебном порядке в двух случаях, а именно если обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом: 1) юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами; 2) юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика

Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами:

- приостановление операций по счетам в банке;

- наложение ареста на имущество налогоплательщика.

2.2.1 Залог имущества

В случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов обязанность по уплате налогов и сборов может быть обеспечена залогом.[4]

Залог имущества оформляется договором между налоговым органом и залогодателем. Залогодателем может быть как сам налогоплательщик или плательщик сбора, так и третье лицо.

При неисполнении налогоплательщиком или плательщиком сбора обязанности по уплате причитающихся сумм налога или сбора и соответствующих пеней налоговый орган осуществляет исполнение этой обязанности за счет стоимости заложенного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Предметом залога может быть имущество, в отношении которого может быть установлен залог по гражданскому законодательству Российской Федерации, если иное не установлено Налоговым кодексом РФ.

Предметом залога по договору между налоговым органом и залогодателем не может быть предмет залога по другому договору.

Залог - эффективное средство обеспечения обязательств при инфляции, при участившихся случаях нарушения обязательств. Ещё древние римляне определяли специфическое значение залога в обеспечении обязательства, при котором кредитор (залогодержатель) приобретает право в случае неисполнения должником обеспечиваемого залогом обязательства получить удовлетворение за счёт заложенного имущества. Например, в случае если налогоплательщик не рассчитается по долгам, заложенное имущество может быть продано. Решение о продаже заложенного имущества, как правило, принимается судом, однако в некоторых случаях кредитор может реализовать заложенное имущество и без решения суда.

В случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов обязанность по уплате налогов может быть обеспечена поручительством.

В силу поручительства поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней.

Поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством России договором между налоговым органом и поручителем.

При неисполнении налогоплательщиком налоговой обязанности по уплате налога, обеспеченных поручительством, поручитель и плательщик несут солидарную ответственность. Принудительное взыскание налога и причитающихся пеней с поручителя производится налоговым органом в судебном порядке.

Поручителем вправе выступать юридическое или физическое лицо. По одной обязанности по уплате налога допускается одновременное участие нескольких поручителей.

К правоотношениям, возникающим при установлении поручительства в качестве меры по обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, применяются положения гражданского законодательства Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Пеней признается определенная законом денежная сумма, которую налогоплательщик или налоговый агент обязаны уплатить в бюджет или государственный внебюджетный фонд в случае уплаты причитающихся фискальных сумм в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центробанка РФ. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика. Принудительное взыскание пеней с организаций производится в бесспорном порядке, а с физических лиц - в судебном порядке.

2.2.4 Приостановление операций по счетам в банке

В отличие от залога и поручительства приостановление операций по счетам в банке более широко применяется в качестве способа обеспечения исполнения налоговых обязательств. Прежде всего, это мера оперативного воздействия, которая означает прекращение банком всех расходных операций налогоплательщика-организации. Согласно п. 2 ст. 76 НК РФ решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке принимается руководителем (его заместителем) налогового органа, направившим требование об уплате налога, в случае неисполнения налогоплательщиком- организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога.

Решение о приостановлении соответствующих операций направляется налоговым органом банку с одновременным уведомлением налогоплательщика-организации и передается под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения этого решения. Оно подлежит безусловному исполнению банком, т.к. в противном случае его должностные лица могут быть привлечены к налоговой ответственности по ст. 134 НК РФ.

2.2.5 Наложение ареста на имущество налогоплательщика

Арест имущества - действие налогового органа с санкции прокурора по временному ограничению права собственности налогоплательщика (налогового агента) в отношении его имущества для обеспечения исполнения решения о взыскании налога. Арест имущества применяется только к организациям при одновременном наличии двух условий: 1) неисполнение налогоплательщиком (налоговым агентом) в установленный срок обязанности по уплате налога; 2) достаточные основания полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться или скрыть свое имущество.[5]

Арест имущества может быть полным или частичным. Полный арест имущества предполагает такое ограничение прав налогоплательщика в отношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового (таможенного) органа. Частичный арест - ограничение прав налогоплательщика в отношении его имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового (таможенного) органа.

Арест применяется только для обеспечения взыскания налога за счет имущества налогоплательщика и может быть наложен на все его имущество. При этом должен соблюдаться принцип необходимой достаточности, то есть стоимость арестованного имущества должна быть обоснованной - необходимой и достаточной для исполнения налоговой обязанности. Таким образом, аресту подлежит имущество, балансовая стоимость которого равна указанной в постановлении сумме неуплаченного налога.

Арест имущества производится с санкции прокурора при обязательном участии понятых. Понятые присутствуют при осуществлении ареста имущества в течение всего времени его производства, от начала и до конца. На основании ст. 98 НК РФ в качестве понятых могут быть вызваны любые не заинтересованные в исходе дела физические лица. Понятые обязаны удостоверить в протоколе факт, содержание и результаты действий, производящихся в их присутствии. Они вправе делать по поводу произведенных действий замечания, которые подлежат внесению в протокол. Налогоплательщик вправе присутствовать при аресте имущества лично либо в лице своего представителя. В ночное время проведение ареста не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства. В протоколе об аресте имущества либо в прилагаемой к нему описи перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности - их стоимости. Налогоплательщик вправе обжаловать действия налогового органа в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд, но сама по себе подача жалобы не приостанавливает действия постановления о наложении ареста на имущество.

Отчуждение (за исключением производимого под контролем либо с разрешения налогового органа, применившего арест), растрата или сокрытие имущества, на которое наложен арест, не допускаются. Несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест, является основанием для привлечения виновных лиц к ответственности, предусмотренной ст. 125 НК РФ.

Решение об аресте имущества отменяется уполномоченным должностным лицом налогового органа при прекращении обязанности по уплате налога

Присутствие понятых, с одной стороны, усиливает охрану прав налогоплательщика, а с другой - ограждает должностных лиц налоговых органов от возможных необоснованных претензий, ложность которых было бы трудно доказать, если при аресте имущества присутствовали бы только заинтересованные в деле лица. Правовая природа означенных действий характеризуется необходимостью четкого соблюдения процессуальных требований, что существенно отличает арест имущества от других способов обеспечения исполнения налоговой обязанности. Следует согласиться с мнением, что "арест имущества является самой строгой из перечисленных мерой обеспечения, ее применение целесообразно только в случае невозможности обеспечения обязательств другими мерами".[6] "Приостановление операций по счетам налогоплательщика и арест имущества не имеют аналогов в гражданском законодательстве. Они, по сути, являются мерами пресечения, способами ограничения имущественных прав частных субъектов налогового права"[7]

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.


Наименование:

Информация:

Описание (план):

1 Понятие и состав элементов налогообложения

Одним из базовых принципов налогового права являются следующие положения: « При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения». Таким образом, «установить налог» означает не назвать его, а отразить в законе все его составляющие, требуемые НК РФ. Только при наличии полной совокупности элементов обязанность по уплате налога может считаться установленной.

2 Налогоплательщики

Налогоплательщик (субъект налогообложения) – лицо, на которое возложена юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств и при этом обязано сократить свои доходы.
Согласно ст.19 НК РФ, налогоплательщиками и плательщиками сборов выступают организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы. Филиалы и другие обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по своему месту нахождения.
Следует отличать налогоплательщика от носителя налога. Носитель налога возникает и существует в связи с возможностью переложить на него тяжесть налогового бремени с налогоплательщика. Носитель налога – это лицо, которое несет тяжесть налогообложения в конечном итоге.
Налогоплательщик может участвовать в налоговых отношениях через законного представителя ( представительство по закону) или уполномоченного представителя ( представительство по доверенности). Примером первого может служить обязанность родителей уплатить налог с доходов, полученных ребенком.
Во втором случае выступает юридическое или физическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы во всех взаимоотношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Например, налогоплательщик может поручить третьему лицу уплатить налог в бюджет в счет погашения долга.
Экономические отношения налогоплательщика и государства определяются посредством принципа постоянного местопребывания (резидентства), с учетом которого различают два вида субъектов налогообложения: резиденты и нерезиденты.
Резиденты – лица, которые имеют постоянное местопребывание в государстве; их доходы, полученные на территории данного государства и за рубежом, подлежат налогообложению.
Нерезиденты не имеют постоянного местопребывания в государстве, и налогообложению подлежат только те их доходы, которые получены в данном государстве.
Резиденты, таким образом, несут полную, а нерезиденты – ограниченную налоговую обязанность. Правила определения резидентства различаются применительно к физическим и юридическим лицам.
Налоговый статус физических лиц определяется с помощью теста физического присутствия. Так, согласно абз.4 п. 2 ст.11 НК РФ, резидентом РФ является физическое лицо, фактически находящееся на территории России не менее 183 дней в календарном году; нерезидентом РФ – наоборот. Дополнительно для определения места расположения привычного местожительства, центр жизненных интересов, гражданство и др.
Для определения налогового статуса юридических лиц основным критерием является факт регистрации этих лиц в стране (тест инкорпорации). На практике применяются также тесты юридического адреса, места центрального управления компанией и др., их комбинации.
С позиции налогоплательщика – юридического лица важное значение имеют такие основания, как организационно – правовая форма, численность работающих, вид хозяйственной деятельности. Так, например, одним из критериев, дающих право применения организацией упрощенной системы налогообложения, является среднесписочная численность ее работников не более 100 человек (подп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

3 Объект налогообложения

4 Налоговая база

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения (п. 1 ст. 53 НК РФ). Примером налоговой базы со стоимостными показателями являются сумма дохода, с объемно – стоимостными показателями – объем реализованных услуг, а с физическими показателями – объем добытого сырья. Налогооблагаемая база и порядок ее определения по всем налогам устанавливаются НК РФ.
Налоговая база как количественное выражение предмета налогообложения выступает основой для исчисления суммы налога, так как именно к ней применяется ставка налога.
Большинство предметов налогообложения нельзя непосредственно выразить в каких – либо единицах налогообложения, поэтому сначала выбирают ту или иную физическую характеристику (параметр измерения) из множества возможных, тем самым определяя масштаб налога.
Для правильного определения момента возникновения налогового обязательства важное значение имеет метод формирования налоговой базы. Существует два основных метода:

      кассовый метод (метод присвоения) – объявляются все суммы, фактически полученные налогоплательщиком в конкретном периоде, а расходами – реально выплаченные суммы (используется, например, при налогообложении доходов физических лиц);
      метод начисления (накопительный метод) – доходом признаются все суммы, право на получение которых возникло в данном налоговом периоде, вне зависимости от факта их получения. Для выявления затрат подсчитывается сумма имущественных обязательств, возникших в этом же периоде, и не имеет значения, произведены ли выплаты по этим обязательствам.
Налоговая база, являясь существенным элементом налога, необходима только для исчисления налогового обязательства. Обязанность по уплате налога возникает при наличии соответствующего объекта налогообложения.

5 Налоговый период

6 Налоговая ставка

7 Налоговые льготы

Согласно п.1 ст.56 НК РФ, «льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиков сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера».
Следовательно, налоговые льготы используют для сокращения размера налогового обязательства налогоплательщика и для изменения срока платежа. При этом налогоплательщик может отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов.
Налоговые льготы относятся к факультативным элементам налогообложения, т.е. они могут отсутствовать в законе о конкретном налоге. Порядок законотворчества в отношении льгот определен п.4 ст.56 НК РФ. Согласно положениям этой статьи, льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются НК РФ; льготы по региональным (местным) налогам - НК РФ и (или) законами субъектов РФ о налогах (нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах; законами городов федерального значения Москвы и Санкт – Петербурга о налогах).
В зависимости от того, на изменение какого из элементов структуры налога направлены налоговые льготы, они подразделяются на три вида:

    изъятие - это налоговые льготы, направленные на выведение из-под налогообложения отдельных предметов (объектов) налогообложения. Например, по налогу на доходы физических лиц изъятиями являются доходы, не подлежащие налогообложению, поименованные в ст.217 НК РФ (государственные пособия, пенсии, отдельные группы компенсационных выплат и др.);
    освобождение – это льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или налогового оклада. Существуют следующие формы налоговых освобождений: снижение ставки налога, вычет из налогового оклада (валового налога), возврат ранее уплаченного налога (части налога), зачет ранее уплаченного налога, отсрочка или рассрочка уплаченного налога, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит;
    скидки – это льготы, направленные на сокращение налоговой базы. Так, в случае налогообложения доходов физических лиц к скидкам относятся налоговые вычеты: 1) стандартные (ст.218 НК РФ); 2)социальные (ст.219 НК РФ); 3) имущественные (ст.220 НК РФ); 4) профессиональные (ст.221 НК РФ).
Снижение ставки налога означает уменьшение размера базовой ставки налога в отношении отдельных видов деятельности, определенных категорий налогоплательщиков.
Возврат ранее уплаченного налога как налоговая льгота имеет другое наименование – налоговая амнистия. Примером может служить возврат налога на доходы физическим лицам в случае приобретения ими в собственность жилого дома (квартиры).
Зачет ранее уплаченного налога предусматривается международными соглашениями об избежание двойного налогообложения.
Отсрочка уплаты налога – перенос предельного срока уплаты полной суммы налога на более поздний срок; рассрочка уплаты налога – деление суммы налога части с установлением сроков уплаты этих частей. Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора определены ст.64 НК РФ. Изменение срока уплаты налога или сбора производится на период от одного до шести месяцев. За предоставляемые отсрочки (рассрочки) по уплате налогов в определенных случаях, предусмотренных НК РФ, взимается плата в виде процентов в размере 0,5 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей за период отсрочки или рассрочки.
Разновидность целевых налоговых льгот является инвестиционный налоговый кредит (ст.66 НК РФ) – такое изменение срока уплаты налога при котором организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной суммы кредита и начисленных процентов. Такой кредит используется только в отношении налога на прибыль организации, а также региональных и местных налогов. Срок действия кредитного договора составляет от одного года до пяти лет.
Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита оговорены в ст.67 НК РФ.
Выделены три основания для предоставления организациям такого вида кредита:
    проведение научно- исследовательских или опытно – конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства;
    осуществление внедренческой или инновационной деятельности;
    выполнение особо важного заказа по социально – экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению.
НК РФ в соответствии со ст.68 предусмотрены различные основания по прекращению действия отсрочки, рассрочки, налогового кредита или инвестиционного налогового кредита.
8 Порядок исчисления налога
Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период. Исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот (ст.52 НК РФ). В частности, юридические лица рассчитывают налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, НДС.
Обязанность исчислить сумму налога может быть возложена на третье лицо – налогового агента. Например, организация перечисляет в бюджет сумму налога на доходы своих работников.
Исчисление суммы налога может быть возложено и на налоговый орган. Так, для физических лиц налоговая инспекция определяет сумму налога на их имущество и сумму земельного налога.
Принципы разрешения общих вопросов исчисления налоговой базы представлены в ст.54 НК РФ. Согласно положениям этой статьи, исчисляют налоговую базу по- разному:
    налогоплательщики – организации –по итогам каждого периода на основании данных бухгалтерского учета и (или) на основе иных, документально подтвержденных данных об объектах;
    индивидуальные предприниматели – по данным учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов РФ;
    физические лица – на основе получаемых от организаций и (или) физических лиц сведений, о суммах выплаченных им доходов, об объектах налогообложения, а также данных собственного учета полученных доходов, объектов налогообложения.
В качестве информационного обеспечения по определению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, используются данные бухгалтерского учета, а также данные налогового учета, который официально введен в действие с 1 января 2002г.
Исчисление налога может осуществляться по кумулятивной системе ( исчисление налога производится нарастающим итогом с начала периода) или по некумулятивной системе ( обложение налоговой базы предусматривается по частям).
Российским законодательством предусмотрено применение обоих способов. Так, при расчете налога на доходы физических лиц используется кумулятивная система, а НДС –некумулятивная система.
Кроме того, исчисление налога может проводиться по глобальной системе (определение суммы платежа осуществляется с совокупного дохода независимо от источника дохода налогоплательщика) или шедулярной системе ( разделение дохода на его составные части (шедулы) в зависимости от источника дохода и обложения налогом каждой части по отдельности).

♦ денежные средства, находящиеся на счетах налогоплатель­щика (плательщика сбора) в банке;

♦ права (требования) по неисполненным денежным обяза­тельствам (дебиторскую задолженность).

Недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщика­ми, плательщиками сборов и налоговыми агентами, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономическо­го, социального или юридического характера, признается безна­дежной и списывается в установленном порядке (ст. 59 НК РФ).

Взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, производится в порядке, предусмотренном ст. 46 и 48 НК РФ, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 47 и 48 НК РФ.

Взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, а с физического лица — в судебном порядке. При этом взыскание налога с организации не может быть произведено в бесспорном порядке, если обязанность по уплате налога основа­на на изменении налоговым органом:

♦ юридической квалификации сделок, заключенных нал ого - плательщиком с третьими лицами;

♦ юридической квалификации статуса и характера деятельно­сти налогоплательщика.

Обращение взыскания на денежные средства производится по решению налогового органа путем направления в банк, в ко­тором открыты счета организации — налогоплательщика (нало­гового агента), инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление с них в соответствующие бюджеты (внебюджет­ные фонды) необходимых денежных средств.

Распоряжение направляется в банк на основе решения о взыскании, которое принимается налоговым органом после ис­течения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока ис­полнения требования об уплате налога. Решение, принятое по­сле истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога. Реше­ние о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (на­логового агента) в срок не позднее пяти дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств.

Взыскание налога может производиться с рублевых расчет­ных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика или налогового агента. Не производится взыскание налога с депо­зитного счета налогоплательщика или налогового агента, если не истек срок действия депозитного договора.

если к этому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение (распоряжение) налогового органа на перечис­ление налога.

Следует отметить, что согласно п. 9 ст. 47 НК РФ с учетом внесенных изменений, вступивших в силу с 1 января 2005 г., указанный порядок применяется также при взыскании налогов таможенными органами с учетом положений, установленных ТК РФ.

Налоговые органы вправе обратить взыскание налога (сбора) на имущество налогоплательщика — организации (плательщика сбора), налогового агента — организации в пределах сумм, ука­занных в требовании об уплате налога в том случае, когда денеж­ные средства на их банковских счетах отсутствуют или их недос­таточно либо нет информации о самих счетах. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика — организации или нало­гового агента — организации производится по решению руково­дителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответ­ствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, который предусмотрен Федеральным за­коном от 21 июля 1997 г. «Об исполнительном производстве» [50] , но с учетом некоторых особенностей. Соответствующие исполни­тельные действия должны быть совершены судебным приста­вом-исполнителем' в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика — организации или налогового агента — организации производит­ся последовательно в отношении:

♦ наличных денежных средств;

♦ имущества, не участвующего непосредственно в производ­стве продукции (товаров), в частности ценных бумаг, ва­лютных ценностей, непроизводственных помещений, лег­кового автотранспорта, предметов дизайна служебных по­мещений;

♦ готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, не участвующих и (или) не предназначенных для непосредственного участия в производстве;

♦ сырья и материалов, предназначенных для непосредствен­ного участия в производстве, а также станков, оборудова­ния, зданий, сооружений и других основных средств;

♦ имущества, переданного по договору во владение, в поль­зование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обес­печения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;

♦ другого имущества налогоплательщика.

В случае взыскания налога за счет имущества обязанность по уплате налога считается исполненной с момента реализации имущества налогоплательщика — организации или налогового агента — организации и погашения имеющейся у них недоимки за счет вырученных сумм (ст. 47 НК РФ).

Свои особенности имеет обращение взыскания на имущест­во налогоплательщиков — физических лиц или налоговых аген­тов. В данном случае взыскание также может быть обращено на денежные средства налогоплательщика на счетах в банке и на иное принадлежащее ему имущество. Однако для этого налого­вый орган должен в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога обратиться с со­ответствующим иском в суд общей юрисдикции в том случае, если взыскание обращается на имущество физического лица или в арбитражный суд, если такое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя. К исковому заявлению о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика — фи­зического лица или налогового агента — физического лица мо­жет прилагаться ходатайство налогового органа о наложении ареста на имущество ответчика в порядке обеспечения искового требования.

Взыскание должно производиться последовательно в отно­шении:

♦ денежных средств на счетах в банке;

♦ наличных денежных средств;

♦ имущества, не участвующего непосредственно в производ­стве продукции (товаров), в частности ценных бумаг, ва­лютных ценностей, непроизводственных помещений, лег­кового автотранспорта, предметов дизайна служебных по­мещений; '

♦ готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, не участвующих и (или) не предназначенных для непосредственного участия, в производстве;

♦ сырья и материалов, предназначенных для непосредствен­ного участия в производстве, а также станков, оборудова­ния, зданий, сооружений и других основных средств;

♦ имущества, переданного по договору во владение, в поль­зование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обес­печения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;

♦ другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования физическим лицом или членами его семьи, определяемого в соответствии с за­конодательством.

Пени также могут быть взысканы принудительно за счет де­нежных средств налогоплательщика на счетах в банке либо за счет иного имущества налогоплательщика. Принудительное взы­скание пеней с организаций производится в бесспорном поряд­ке, с физических лиц — в судебном порядке (п. 6 ст. 75 НК РФ).

Согласно ст. 128 ГК РФ к объектам имущественных прав от­носятся и имущественные права. Права (требования), принадле­жащие кредитору, могут перейти к другому лицу на основании закона (ст. 382 ГК РФ). Поэтому помимо имущества организа­ции — недоимщика, взыскание в принципе может быть обраще­но и на права (требования), принадлежащие ей как кредитору по неисполненным денежным обязательствам третьих лиц по опла­те фактически поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг. Неисполненные обязательства принято имено­вать дебиторской задолженностью. Такое взыскание осуществля­ется судебными приставами-исполнителями посредством ареста дебиторской задолженности.

Читайте также: