Налоговая политика государства в отношении малого бизнеса

Опубликовано: 22.04.2024

Елена Космакова

Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии

Что такое налоговый режим

Бизнес платит налоги по определенным правилам и формулам. Попросту говоря, налоговый режим (или система налогообложения) - и есть тот набор формул, по которым придется рассчитывать и перечислять в бюджет налоги. В России несколько таких систем, они отличаются по количеству налогов и их размеру, по числу отчетов, которые придется сдавать. В каждой системе есть свои допуски и критерии: если бизнес подходит под эти допуски — имеет право применять систему, если “не влезает” - то нет.

  • ОСНО — общая система налогообложения — базовая система, на которой “по умолчанию” оказываются все новые компании и ИП, если они не выберут другой режим и не напишут об этом уведомление в налоговую. Поэтому ОСНО называют основной системой, или “классикой”, а остальные налоговые режимы — специальными, или спецрежимами.
  • УСН — упрощенная система налогообложения, упрощенка.
  • ПСН — патентная система налогообложения, патент.
  • ЕСХН — единый сельскохозяйственный налог — для фермеров и крестьянских хозяйств.
  • НПД — налог на профессиональный доход — для самозанятых.

Что влияет на выбор налогового режима

Какие же параметры показывают, сможете вы применять конкретную систему налогообложения или нет? Перечисляем.

  • Объем годовой выручки. Скажем, для УСН это 200 000 млн. рублей, для ПСН — 60 млн. рублей, для НПД — 2,4 млн. рублей, а для ОСНО ограничений нет.
  • Число сотрудников. На упрощенке можно работать со штатом до 130 человек, на патенте — до 15 человек, на НПД вовсе нельзя нанимать персонал, а на ОСНО ограничений снова нет.
  • Организационно-правовая форма - ИП, ООО и пр. Например, ИП могут работать на ПСН и НПД, а ООО — нет.
  • Виды деятельности. На ОСНО можно работать при любом виде деятельности, а вот у каждого спецежима есть список видов, для которых его можно применять. Это прописано в Налоговом кодексе и региональных законах, мы расскажем об этом подробнее, когда будем говорить о каждом спецрежиме.

Есть и другие допуски для спецрежимов: стоимость основных средств, наличие филиалов и пр. Об этом мы тоже расскажем позже.

Как выбрать налоговый режим

Шаг 1. “Отфильтруйте” все возможные режимы по организационно-правовой форме. Например, у вас ООО: подойдут ОСНО и УСН. Если у вас ИП, подойдет любой из режимов.

Шаг 2. Смотрим на годовую выручку. Если по бизнес плану вы должны заработать 45 млн рублей, то НПД уже не подойдет, а вот патент, упрощенка и ОСНО — да.

Шаг 3. Считаем работников в штате. Например, у вас 60 сотрудников: патент и НПД отпадают, остается упрощенка и ОСНО.

Шаг 4. Отсекаем налоговые режимы по видам деятельности: проверяем допуски для вашего вида. Скажем, страховщики не работают на УСН.

Шаг 5. Проверяем остальные критерии: например, компания с филиалами или участием другой компании в уставном капитале более 25% не может применять УСН.

Шаг 6. Если к этому шагу у вас еще есть выбор, рассчитайте налоговую нагрузку. Для этого посмотрите, какие налоги платят на каждом подходящем налоговом режиме, и рассчитайте суммы по вашим плановым или текущим доходам. Потом сравните их и выберите самый выгодный налоговый режим.

Выбор системы налогообложения можно сделать автоматически — с помощью бесплатного калькулятора от Контур.Бухгалтерии. Калькулятор поможет отсечь неподходящие режимы, подскажет, как заполнить поля для расчета, и покажет налоговую нагрузку по каждой системе. Вам останется только выбрать выгодный режим.

УСН: налоги и отчеты, кому подходит

Упрощенка — один из самых понятных и выгодных спецрежимов для малого бизнеса, правила работы и перехода на УСН есть в гл. 26.2 НК РФ. На упрощенке платят один налог (правда, если у компании есть транспорт и земля, то транспортный и земельный налог платятся отдельно). Каждый квартал перечисляют так называемые “авансы по налогу”, а по итогам года рассчитывают и платят остаток налога. А вот налоговая декларация одна — ее сдают раз в год: организации до 31 марта, ИП — до 30 апреля.

Плюс системы еще и в том, что власти вашего региона могут снизить налоговую ставку по УСН для некоторых видов бизнеса, тогда экономия будет еще заметнее.

На УСН не надо работать с НДС. Поэтому другим компаниям, которые платят НДС, не выгодно покупать у компаний или ИП на УСН товары и услуги. Так что “осношники” стараются не работать с “упрощенцами”.

Допуски и ограничения при работе на УСН:

  • годовой доход — не более 200 млн. рублей;
  • число сотрудников — не более 130;
  • стоимость основных средств — не более 150 млн. рублей;
  • в уставном капитале компании должно быть не более 25% вклада другой организации;
  • у компании не должно быть филиалов;
  • на упрощенке нельзя работать производителям подакцизных товаров, добывать полезные ископаемые, работать с ценными бумагами, давать кредиты: в ст. 346.12 НК РФ перечислены все, кому нельзя работать на УСН.

Правила расчета налога на упрощенке зависят от объекта налогообложения. Это та сумма, с которой платится налог. На УСН есть два варианта:

  • доходы;
  • доходы минус расходы.

УСН “Доходы”

Налоговая ставка — от 1 до 6% в зависимости от региона и вида деятельности. Обычно этот вариант выгоден, если ваши расходы сложно подтвердить или расходы составляют менее 60% от доходов. Если годовой доход компании от 150 до 200 млн. рублей или число сотрудников от 100 до 130 человек, ставка вырастает до 8%.

Из суммы налога можно вычесть уплаченные страховые взносы: это взносы ИП “за себя” и взносы за сотрудников. Здесь мы подробнее рассказываем об уменьшении налога на сумму взносов.

Вести учет и сдавать отчетность на УСН “Доходы” можно самостоятельно, чтобы экономить на бухгалтере. Лучше это делать не в таблицах Excel, а в специальной программе или сервисе. Скажем, сервис Контур.Бухгалтерия рассчитает налог, заполнит книгу учета доходов и расходов и налоговую декларацию, предупредит о сроках платежей и отчетности. Для сотрудников — рассчитает и оформит зарплаты, взносы, НДФЛ, отчеты.

УСН “Доходы минус расходы”

Налоговая ставка — от 5 до 15% в зависимости от региона и вида деятельности. Будет выгоден, если ваши расходы легко подтвердить документами, и они составляют более 60% от доходов. Если годовой доход компании от 150 до 200 млн. рублей или число сотрудников от 100 до 130 человек, ставка вырастает до 20%.

Уплаченные страховые взносов за ИП и сотрудников можно включить в расходы. Но не все расходы уменьшают налоговую базу, с которой платят налог. Для признания расхода есть требования:

  • расход обоснован и совершен с целью получение дохода;
  • расход упомянут в списке из ст. 346.16 НК РФ;
  • вы получили от поставщика то, за что платите деньги, и полностью расплатились;
  • есть документы, которые подтверждают расход;
  • если расходы связаны с товарами для перепродажи, то списать их можно только после продажи этих товаров.

Чтобы не запутаться с учетом расходов на УСН, лучше вести учет в специальном сервисе или привлечь бухгалтера. Скажем, веб-сервис Контур.Бухгалтерия учитывает расходы по всем правилам, рассчитывает платежи, заполняет КУДиР и декларацию, формирует платежки, напоминает о датах платежей и отчетов. В сервисе есть зарплатный блок для работы с сотрудниками. А с помощью управленческих отчетов руководитель сможет контролировать финансы.

ОСНО: учет, отчетность, сложность

Малый бизнес редко выбирает ОСНО: только если видит выгоду в работе с плательщиками НДС — многие поставщики и покупатели охотнее сотрудничают с теми, кто тоже платит налог на добавленную стоимость. Этот налог платят на ОСНО, а еще — налог на прибыль и налог на имущество организаций, если в собственности есть недвижимость. Если есть транспорт и земля — налоги по ним платятся отдельно. Отчетность по каждому из налогов сдают ежеквартально.

На ОСНО придется вести полноценный бухгалтерский и налоговый учет — довольно сложный и кропотливый. Это вряд ли возможно без специальных бухгалтерских знаний, даже если вы работаете в специализированном сервисе. Так что на ОСНО компании и ИП чаще всего работают с бухгалтером.

Но все же бухгалтерские сервисы упрощают работу и избавляют от ошибок. Например, в Контур.Бухгалтерии есть специальный инструмент “Расчет НДС”, который помогает сокращать налог к уплате, подсказывает, каких документов в системе не хватает и какие ошибки в учете допущены.

Патент: критерии, совмещение

Патент похож на отмененный с 2021 года режим ЕНВД. Здесь размер налога зависит не от фактических доходов, а от потенциально возможных. Такой доход устанавливают региональные власти, рассчитать стоимость патента можно на официальном сайте налоговой.

Работать на ПСН легко: нужно вовремя вносить платежи за патент и вести книгу учета доходов. Если у вас есть транспорт и земля — платить налоги по ним, а если есть сотрудники — уплачивать НДФЛ, взносы и сдавать отчеты по персоналу. С 2021 года стало можно уменьшать сумму патента на страховые взносы за себя и сотрудников по аналогии с отмененным ЕНВД.

Вот допуски к работе на патенте:

  • работать на ПСН могут только ИП;
  • ваш вид деятельности должен подходить под ПСН, в каждом регионе свой список (скажем, общепит, детские центры развития, фотоуслуги), уточняйте эти сведения в своей налоговой;
  • в штате предпринимателя не более 15 сотрудников;
  • годовой доход — не более 60 млн. рублей;
  • ИП не работает с подакцизными товарами и товарами, подлежащими обязательной маркировке.

НПД: кому подходит

Налог на профессиональный доход — режим для самозанятых. Если вы временно или постоянно работаете сами на себя и продаете товары или услуги собственного производства, а ваши доходы — не более 2,4 млн рублей в год, то можно рассматривать этот режим. Его могут применять физлица и индивидуальные предприниматели. Один из плюсов этого режима — на нем не нужно платить страховые взносы “за себя”.

Совмещение налоговых режимов

Иногда в бизнесе выгодно выделить два направления, и по каждому из них применять свой налоговый режим. С 2021 года совмещать разные режимы могут только предприниматели. Есть два варианта:

ОСНО и упрощенку совмещать нельзя, оба эти режима — базовые и распространяются на всю деятельность. А НПД нельзя совмещать ни с чем.

Резюмируем: внимательно изучите, подходит ли вам каждый из налоговых режимов по допускам и критериям, сравните налоговую нагрузку с помощью нашего бесплатного калькулятора и работайте на самом выгодном для вашего бизнеса режиме. А веб-сервис Контур.Бухгалтерия поможет вести учет, начислять зарплату и отчитываться на любой системе налогообложения или при их совмещении. Первые две недели все новички работают бесплатно.

Малое предпринимательство является неотъемлемой частью экономики России, поэтому для привлечения предпринимателей в малый бизнес государство разрабатывает более удобные и привлекательные системы налогообложения, чем для других форм хозяйствования. Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства – одна из волнующих тем для начинающих бизнесменов.

Основные моменты и отличительные черты данного вида налогообложения раскроем далее.

Выбор формы налогового режима

Малому бизнесу предоставляется возможность самостоятельного выбора налогообложения, благодаря чему вновь создаваемые предприятия имеют комфортные и доступные условия для своего функционирования.

Малый бизнес, как и другой любой другой легальный бизнес, характеризует его универсальность. В малых предприятиях, так же как и в крупных, налоговые отчисления в казну государства имеют значительный удельный вес в финансовых потоках организации. Недосмотр этой стороны ведения бизнеса оборачивается для фирмы большими финансовыми потерями. Поэтому если Вы только начинаете работать или желаете оптимизировать свои расходы обратитесь к хорошему бухгалтеру ,а лучше станьте им сами.

Конечно, можно признать, что система налогов в РФ несовершенна, однако разумный подбор оптимального метода уплаты налогов вполне возможен.

На сегодняшний день, при создании малого предприятия есть возможность выбрать одну из нескольких действующих на данный момент налоговых систем, наиболее подходящую для планируемой деятельности компании.

Общий режим

Налогообложение предприятий всех форм собственности и видов по умолчанию устанавливается в виде общего режима – ОСНО. При данном режиме в обязанность предприятия входит ведение как бухгалтерского, так и налогового учета. Если организация работает на ОСНО, оно платит государству следующие налоги:

  • на добавленную стоимость,
  • на организации,
  • на прибыль (юридические лица),
  • на доходы физических лиц (индивидуальные предприниматели).

Преимущества ОСНО

К преимуществам данной системы можно отнести:

  • возможность заниматься различными видами деятельности, при этом, не имея лимита на размер выручки;
  • возмещение из бюджета НДС по разным основаниям;
  • большая привлекательность для контрагентов за счет возмещения их НДС;
  • обладание любым количеством наемных работников и другие.

Недостатки ОСНО

К недостаткам общего режима можно отнести:

  • обязанность уплаты большого количества налогов,
  • обязанность предоставления в налоговые органы и прочие государственные организации большого количества отчетности,
  • сложная форма ведения доходов и расходов,
  • сбор и обязательное хранение всей документации, связанной с деятельностью предприятия и другие.

Малый бизнес в сельском хозяйстве

Предприниматели, в деятельность которых входит только производство сельскохозяйственной продукции, и которые не перерабатывают ее, имеют возможность работать по системе ЕСХН.

В этом случае сбор налогов с малого бизнеса намного упрощается, так как организация вправе не уплачивать в казну следующие виды налогов:

  • на прибыль (юридические лица);
  • на доходы физических лиц (индивидуальные предприниматели);
  • на имущество;
  • на добавленную стоимость.

В том случае, если фирма хочет работать на данном режиме, ей необходимо показать удельный вес всего дохода от продажи произведенной продукции в общей выручке от реализации, причем его доля должна превышать 70% .

Отчетность сдается каждое полугодие, налоговым периодом является один год. Поэтому следует помнить, что перейдя на ЕСХН невозможно поменять режим налогообложения до окончания налогового года. Впрочем, при иных системах смена режима также затруднена и производится лишь с начала года. Причем, заявление на смену формы налоговых сборов необходимо подать заблаговременно в строго определенный период.

Патентная система налогообложения

Ранее малый бизнес имел право применять упрощенную систему налогов, платежи которого рассчитывались на основе патента. Сегодня положения законодательства существенно поменялись – с 2013 года введен новый самостоятельный режим – патентная система налогообложения. Поэтому сейчас особенности налогообложения малого бизнеса в части оплаты стоимости патента дифференцированы от налогообложения субъектов предпринимательства, работающих на других режимах, так как по новой системе необходимо уплатить только лишь стоимость патента.

Общая сумма патента рассчитывается по ставке 6% от предполагаемого годового дохода компании. Однако следует знать, что его теперь нельзя уменьшить как ранее, на сумму страховых взносов, выплаченных по обязательному страхованию.

Применение данного режима возможно только для индивидуальных предпринимателей. Помимо этого, патентное налогообложение применяется только при определенных видах деятельности – в законе их указано 69 и этот список окончательный. Следует помнить, что при покупке патента на срок меньше чем 6 месяцев , полную его стоимость необходимо оплатить в срок до 25 числа месяца после начала его действия. При большем сроке действия патента можно сначала оплатить его треть, а остальные две трети ближе к концу окончания срока его действия – но не позже чем за 30 дней до его прекращения.

Единый налог на вменённый доход (ЕНВД)

Налоги для субъектов малого предпринимательства значительно изменилось в 2013 году. С этого года, а также и теперь, переход на единый налог на вмененный доход стал добровольным. Также подвергся изменению и расчет ЕНВД – теперь он рассчитывается, начиная со дня постановки на учет, исходя из количества дней, которые были отработаны фактически в данном месяце.

Рассчитывается он по формуле, куда входит величина базовой доходности, установленная субъектом федерации, коэффициенты, которые зависят от специфики работы предприятия и ставка налога. Быстро посчитать и оплатить налог помогут онлайн сервисы.

Предельный расчет количества наемного персонала рассчитывается не как ранее, а от средней численности рабочей силы. Число работников, как и ранее должно быть не более 100.

Преимущества ЕНВД

Налогообложение деятельности предприятия по ЕНВД имеет следующие преимущества:

  • освобождению от уплаты следующих налогов:
  • на прибыль (юридические лица);
  • на доходы физических лиц (индивидуальные предприниматели);
  • на имущество;
  • на добавленную стоимость.

Как уже было отмечено ранее, по вышеуказанным налогам требуется ведение достаточно сложного бухгалтерского и налогового учета. Соответственно, замена указанного ряда налоговых выплат намного упрощает ведение учета и сокращает документооборот.

  • несложность расчета налога;
  • фиксированная сумма налога;
  • налог, который не зависит от реальной выручки предприятия, позволяет легально вести бизнес с различными оборотами без страха перед налоговыми органами;
  • легкость ведения простота учета доходов и расходов.

Недостатки ЕВНД

Особенности сбора налогов с субъектов малого предпринимательства включают возможность совмещения разных режимом налогообложения и эта, казалось бы, благоприятная возможность, при ЕНВД оборачивается значительным недостатком.

В этом случае многопрофильные предприятия обязаны вести по всем видам деятельности раздельный учет, что значительно увеличивает трудозатраты, так как требуется более детальный учет аналитики. Соответственно и увеличивается число уплачиваемых в бюджет налогов.

К недостаткам данного режима можно отнести и следующие:

  • обязательная уплата фиксированной суммы, при отсутствии необходимой выручки может принести убыток предприятию;
  • налогообложение малого бизнеса в России несовершенно, поэтому наблюдается путаница в исчислении ЕНВД в регионах.

Упрощённая система (УСН)

Наиболее распространенным налоговым режимом является так называемая «упрощенка». Как и прочие специальные режимы налогообложения, УСН используется малыми предприятиями на добровольной основе. Но опять же, в налоговом законодательстве есть ряд ограничений для применения в УСН.

Кто не может применять УСН? Итак, к ним относятся:

  • фирмы, которые имеют доход за 9 месяцев более чем 15 000 000 рублей;
  • предприятия, которые в течение года заработали более 20 000 000 рублей;
  • количество наемного персонала не должно быть более 100 человек;
  • стоимость имущества должна быть более 100 000 000 рублей.

Плюсы УСН

Соответственно, как при прочих специальных режимах при УСН предприятие вправе не платить следующие налоги:

  • на прибыль (юридические лица);
  • на доходы физических лиц (индивидуальные предприниматели);
  • на имущество;
  • на добавленную стоимость.

Указанные налоговые платежи заменяются одним, расчет которого выбирается по желанию предприятия.

Минусы УСН

Ни один налоговый режим не может быть идеальным для ведения бизнеса. Поэтому и у популярной на данный момент упрощенной системы есть тоже недостатки:

  • потеря контрагентов из-за невозможности возмещения НДС и бюджета, который предприятия на УСН не уплачивают;
  • ограничения по кругу субъектов, которые имею право на выбор УСН;
  • значительно ограниченный перечень расходов по сравнению с ОСНО при расчете налоговой базы;
  • обязанность уплаты минимального налога даже при убыточности предприятия.

Таким образом, упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства не всегда может быть выгодна для развития бизнеса.

Особенности упрощенного режима

Налогообложение субъектов малого бизнеса по упрощенной системе осуществляется по двум объектам.

Первый – это общий доход предприятия. Налоговый платеж в этом случае составляет 6% от суммы дохода.

Второй – разница между доходами и расходами. В этом случае налоговая нагрузка составит 15% от полученной разницы.

Предприниматели вправе выбрать любой из этих объектов для налогообложения, однако прежде необходимо посчитать затрать предприятии. Чтобы выяснить, какой объект выгоднее для организации.

Замена основных налогов единственным не освобождает представителей малого бизнеса от других обязанностей перед государством, таких как:

  • регулярное предоставление налоговой и статистической отчетности;
  • оплата прочих налогов, зависящих от ведения бизнеса: за использование водных ресурсов, за добычу полезных ископаемых и т.д.;
  • оплата акцизов в том случае, если предприниматель реализует подакцизные товары;
  • оплата прочих сборов, таких как отчисления и взносы во внебюджетные фонды – ПФР, ФСС. Так, если частный предприниматель уплачивает за себя в пенсионный фонд фиксированную суммы один раз в год, то за своих работников он должен производить отчисления ежемесячно.

Оптимизация налогообложения

Конечно же, система налогообложения малого бизнеса значительно проще, чем в прочих сферах предпринимательства, однако без тщательной работы над выбором режима можно привести свою компанию к гибели. Поэтому для снижения налоговых выплат рекомендуется применять различные методы и способы для их оптимизации.

Налоговую нагрузку вполне реально рассчитать еще до открытия своего предприятия, поэтому высказывание о том, что огромные налоги неожиданно подкосили бизнес, несерьезны. При правильно составленном бизнес-плане налоги станут стабильными для бизнеса.

В том случае, если предприятие уже работает, выходом из запутанной ситуации станет налоговое планирование, при котором обязательно своевременное отслеживание всех изменений в законодательстве.

Проблемы налогообложения предприятий заключены, прежде всего, в отсутствии высококлассных специалистов, стоимость работы которых достаточно высока. На подобные издержки предприниматели часто не желают тратить свои доходы. В результате складывается противоположная ситуация – высокие налоговые платежи и штрафы снижают эффективность ведения бизнеса. Поэтому, чтобы получать высокую прибыль, следует уделять внимание оптимизации налогообложения предприятия и привлекать для этого профессионалов: или в штат, или работать со специалистами на аутсортинге (договор со сторонней компанией).

Только в этом случае оптимизация налогообложения малого бизнеса максимально приблизит предприятие к успеху.

Первоочередной задачей любого государства, вне зависимости от уровня его развития и экономической системы, является поддержание стабильности и развитие экономики. В странах с рыночной экономикой используется преимущественно косвенное вмешательство государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства. Государственное воздействие на экономику осуществляется с помощью введения законодательных ограничений, реформирования налоговой системы, предоставления различных субсидий и льгот, а также реализации государственных социальных и экономических программ [3]. Ограниченность государственного влияния на экономику связана, прежде всего, с разнообразием различных форм собственности – частной, акционерной, коллективной. Кроме того, существование права собственности на землю обеспечивает некую независимость собственников от государства и его представительств на местах.

В российской экономике государство вмешивается в предпринимательскую деятельность посредством двух видов косвенного регулирования. Воздействие через монетарную политику получило название кредитно-денежного метода регулирования, а управление экономикой через фискальную политику стало называться бюджетно-налоговым методом регулирования.

Монетарную политику в России осуществляет Центральный банк Российской Федерации. Денежно-кредитный метод регулирования экономики заключается в контролировании уровня инфляции, занятости, денежной массы в обращении, а также в совершенствовании кредитной сферы. Как правило, направленность макроэкономической политики страны зависит от экономической ситуации, то есть от фазы экономического цикла, в которой находится государство. В случае, когда в стране происходит спад производства или замедление темпов экономического роста, власти реализуют стимулирующую политику, чтобы вернуть экономику на прежний уровень. Сдерживающую политику проводят, если страна находится в стадии подъёма, чтобы избежать высоких темпов инфляции [9].

Несмотря на то, что кредитно-денежную политику определяет и проводит Центральный Банк, на предложение денег в экономике также оказывают влияние и операции коммерческих банков, а также решения небанковского сектора в лице домохозяйств и различных компаний.

В отличие от монетарной политики, фискальную политику проводит правительство Российской Федерации, применяя два вида государственного воздействия: через государственные расходы и налоговые платежи. К правительственным расходам относят затраты на приобретение товаров и услуг, с помощью которых можно оказывать влияние на совокупные расходы, то есть влиять на объем национального производства [2]. Затраты на нужды и потребности общества, на оборону, бюджетные средства, выделенные на строительство дорог, школ, больниц, учреждений культуры также принято относить к государственным расходам. Такого вида расходы можно считать общественными, так как потребителем товаров и услуг является общество в целом и в лице государства. Часть государственных расходов направляются на обеспечение стабильного функционирования рыночной экономики. Такие расходы способствуют повышению, либо снижению объема произведенной в обществе продукции в периоды спада или подъема экономики. Правительственные расходы не только прямо, но и посредством мультипликационного эффекта оказывают влияние на объем внутреннего производства, вызывая его увеличение или сокращение. Однако не только расходы влияют на объем внутреннего производства, но и налоговая политика. Как может показаться на первый взгляд, высокие налоги, способствуют увеличению доходной части бюджета и будут работать на благо общества и государства. Но при ближайшем рассмотрении обнаруживается противоположное: ни организациям, ни наемным рабочим при излишне высоких налогах работать оказывается невыгодно, в чем можно убедиться, изучив мировую практику экономических реформ.

Очевидно, что эти два элемента тесно связаны между собой и могут применяться в различных комбинациях, что на практике позволяет использовать множество вариаций воздействия как на структуру национального производства, так и на его объём, а также на показатели занятости и инфляции. Взаимосвязь этих экономических рычагов очевидна, ведь государственные расходы невозможны без предварительно собранных налогов. В то же время, рациональное направление государственных расходов может стимулировать производство, что приведет к возможному увеличению налоговых поступлений [7].

Как уже говорилось ранее, фискальная политика реализуется через налоги и налоговую систему в целом. Итак, налог – это безвозмездный платеж, средства, изымаемые государством или органами местного самоуправления с физических и юридических лиц, необходимые государству для исполнения своих функций. Помимо всего прочего, налог можно рассматривать как экономическую категорию, поскольку денежные отношения между правительством и юридическими и физическими лицами, имеют важное общественное значение: они служат для концентрации и накопления денежных средств государством.

Для того чтобы определить экономическую сущность налога необходимо рассмотреть его функции. Каждая из функций, выполняемых налогом, выявляет внутреннее содержание, признаки и свойства налогового платежа, а также показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога как части процесса воспроизводства, распределения и перераспределения доходов.

На данный момент в мире не существует единой устоявшейся точки зрения по поводу количества функций, присущих каждому налогу. Некоторые ученые выделяют лишь две функции: фискальную и стимулирующую. По мнению других, налогу присущи еще как минимум три функции: распределительная, регулирующая и контрольная. Независимо от количества, функции налога взаимозависимы и не могут существовать самостоятельно друг от друга, они взаимосвязаны и выступают как одно целое.

Несмотря на существование различных функций, это разделение по большей мере условно, так как реализуются они одновременно и характерные признаки одной функции присущи другим функциям.

Исторически сложилось, что налоги возникли с разделением общества на классы и появлением государства. В связи с этим, для обеспечения нужд и потребностей общества появилась необходимость в сборе денежных средств. В любом государстве, на любой ступени исторического развития общества, налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию. Фискальная функция заключается, прежде всего, в получении определенного процента от доходов организаций и физических лиц для обеспечения деятельности государственных органов, обороны страны и той социальной сферы, которая не имеет собственных доходов, либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития [5]. Второй экономический рычаг фискальной политики – налоговая система, в Российской Федерации состоит из законодательно установленных налогов, сборов, пошлин и специальных налоговых режимов.

Согласно статьи 18 главы 2 НК РФ в России действует пять специальных налоговых режимов: упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, патентная система, единый сельскохозяйственный налог и система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции [1].

На основе данных, предоставленных Федеральной налоговой службой по состоянию на начало 2015 года составим таблицу и кратко охарактеризуем каждый из специальных налоговых режимов, а также определим, какое влияние эти налоговые системы оказывают на фискальную политику Российской Федерации.

Поступления от специальных налоговых режимов на 01.01.2015 всего по РФ

Алена

Дата публикации: 15.04.2021

Актуально на Май 2021 года

2021 год принес с собой серьезные изменения в налоговом законодательстве. В этой статье мы расскажем о льготах по налогам для малого бизнеса, которые будут актуальны для предпринимателей в этом году. Подробнее затронем тему налоговых каникул для ИП и льготах для разработчиков программного обеспечения.

Под льготами следует понимать некоторые послабления в оплате налогов, оформлении документов и облегченного ведения учета. Данные меры уменьшают поступления в бюджет, но положительно влияют на появление новых проектов и развитие уже действующих предпринимателей.

Государство акцентирует свое внимание на развитии следующих сфер деятельности:

  • экологический туризм;
  • производство продуктов, товаров массового потребления;
  • переработка мусора;
  • IT-сфера;
  • коммунальная сфера;
  • предоставление рекламных и маркетинговых услуг;
  • сельскохозяйственная деятельность и переработка продукции;
  • предоставление услуг гражданам.

Кто попадает под определение «малый бизнес»

Согласно российскому законодательству, к малому бизнесу относятся компании, имеющие следующие данные:

  • количество сотрудников — не более ста человек (или не более пятнадцати для микроорганизаций);
  • общая выручка, рассчитанная на основе налоговой декларации, не более 800 000 000 рублей за 12 месяцев (для микроорганизаций — 120 000 000 рублей);
  • доля других компаний, которые могут владеть организацией, не должна быть более 49%;
  • Доля участия государственных образований, религиозных, общественных организаций, фондов не должна быть более 25%.

Налоговые каникулы для ИП

С 1 января 2021 года некоторые предприниматели могут уйти на налоговые каникулы и не платить налоги в бюджет. Отметим, что налоговые каникулы существуют уже более пяти лет. В планах они должны были действовать всего 3 года — до 2017. Однако периодически государство увеличивало срок по разным экономическим причинам. В 2020 году этой причиной стала коронавирусная инфекция и связанный с нею кризис.

Налоговые каникулы — это конкретный период, в течение которого ИП на упрощенке или патенте, прошедшие регистрацию впервые, могут не применять нулевую налоговую ставку и не уплачивать налог на протяжении 2-х лет.

В этом году налоговые каникулы доступны для предпринимателей, которые соответствуют сразу ряду требований:

  • гражданин прошел регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя первый раз;
  • ИП применяет одну из 2-х систем налогообложения — УСН или ПСН. При использовании иной системы налогообложения организация имеет возможность перейти на УСН или ПСН в течение 2-х лет;
  • деятельность индивидуального предпринимателя с производственной, социальной, научной сферой, бытовыми услугами;
  • доля доходов от льготного вида деятельности составляет не менее семидесяти процентов.

Также налоговые каникулы могут взять компании, которые предоставляют места для временного проживания, т.е. отели и гостиницы.

Для начинающих предпринимателей действуют региональные ограничения. Местные власти имеют право самостоятельно устанавливать их по видам деятельности, подпадающим под каникулы, по количеству сотрудников; по длительности налоговых каникул; по периоду действия регионального закона о налоговых каникулах. Кроме этого, регионы могут и не вводить нулевую ставку на своей территории. Тогда ИП вовсе лишаться возможности уйти на налоговые каникулы. Поэтому перед тем, как обратиться за возможностью в предоставлении налоговых каникул, необходимо узнать, действует в конкретном регионе закон или нет.

Чтобы воспользоваться налоговыми каникулами, новым ИП, применяющим упрощенную систему налогообложения, необходимо во время регистрации или после нее в течение тридцати дней подать заявление в налоговый орган о применении УСН по форме 26.2-1.

Новые ИП на патентной системе налогообложения на этапе регистрации оформляют заявление по форме 26.5-1, указывают в нем налоговую ставку ноль процентов и региональный закон о налоговых каникулах.

Отсрочка по применению онлайн-касс

Федеральный закон от 06 июня 2019 № 129-ФЗ продлил отсрочку по неиспользованию онлайн-касс для некоторых предпринимателей до 01.07.21 года.

Льгота предоставляется не всем индивидуальным предпринимателям. Вести деятельность без онлайн-кассы могут ИП без сотрудников, реализующие товары собственного производства или оказывающие услуги своими силами. Закон применим для всех систем налогообложения.

Налоговые льготы для IT–компаний

Для IT-сферы государство создало льготные условия работы: были снижены налоги и страховые взносы. Налог на Пример: компания продала товары на 200 000 рублей. Это доход компании. На закупку этих товаров ушло 100 000 рублей. Прочие затраты компании за месяц – 30 000 руб. Прибыль за месяц составит:
200 000 руб. – 100 000 руб. – 30 000 руб. = 70 000 руб." >прибыль затрагивает только компании, применяющие общую систему налогообложения. Размер процентной ставки теперь составляет 3% вместо 20, как было ранее.

Размер страховых взносов снижен для налогоплательщиков на любой системе налогообложения — с 14 до 7,6%.

Страховые взносы в процентах по конкретным видам:

  • пенсионное страхование — до 6%;
  • социальное страхование по материнству или болезни, включая иностранных граждан — до 1,5%;
  • медицинское страхование — до 0,1%.

Налоговыми льготами могут воспользоваться IT–компании, который выполняет ряд условий:

  1. Количество сотрудников за отчетный период — не менее семи человек;
  2. Доля доходов от реализации программных продуктов и услуг в IT-сфере — не менее 90% от общего объема доходов.
  3. Наличие аккредитации Минкомсвязи.

Патентная система

В новом году также усовершенствована патентная система налогообложения. В частности, введены следующие изменения:

  • увеличен список видов деятельности, при котором можно применять данную систему;
  • региональные власти получили право решать, по каким видам деятельности можно использовать ПСН;
  • индивидуальные предприниматели на ПСН смогут уменьшать стоимость патента на сумму страховых взносов;
  • увеличена площадь торгового зала до 150 кв. м, при которой можно применять ПСН в сфере торговли и общественного питания;
  • регионы могут самостоятельно устанавливать стоимость патента по каждому виду деятельности;
  • индивидуальные предприниматели с сотрудниками могут уменьшать стоимость патента не более чем на 50%.

Налоговая политика различных стран имеет свои особенности, которая обусловлена как историческим развитием государства, так и современными эконмическими и политическими особенностями. Это проявляется в различии по видам и структуре налогов, их ставкам, способом взимания, фискальным полномочиям органов власти разного уровня, масштабом и количеством предоставляемых налоговых льгот.

Рассмотрим налоговую политику в отношении МСБ в отдельных странах, которая так же может проявляться в виде налоговой поддержки МСБ. В ряде зарубежных стран, законодательство не предполагает особых или специальных режимов налогообложения в сфере МСБ. При этом в рамках общей системы налогообложения МСБ предоставляются преференции и льготы, такие как пониженные ставки налогов, освобождение от авансовых платежей, вычеты расходов, связанных с инвестициями, упрощенную отчетность и другие. [1]

К странам, в которых МСБ пользуются общим режимом налогообложения, прежде всего, относятся Великобритания и США.

Великобритании МСБ пользуется определенными налоговыми преимуществами:

1) Освобождение от уплаты налоговых авансовых платежей, если суммарные годовые налоговые обязательства не превышают 500 фунтов стерлингов. При этом предприятие в следующем году просто оплачивает сумму налоговых обязательств.

2) Упрощение налоговой отчетности. Если доход предприятия не превышает 15 тыс. фунтов стерлингов, оно представляет упрощенную налоговую декларацию без указания подробных данных о своей деятельности и размерах активов.

3) МСБ могут не регистрироваться в качестве плательщиков НДС.

4) Прогрессивная шкала налоговых ставок по налогу на прибыль. Кроме того, порядок амортизации зданий и оборудования позволяет на 25% снижать стоимость их приобретения, а в некоторых случаях и до 40%. Последняя льгота может применяться при соблюдении предприятиями двух любых условий из трех: годовой оборот – не более 11,2 млн. ф.ст., стоимость активов – до 5,6 млн. ф.ст., численность работников – до 250 человек. [3]

В США также действует прогрессивная шкала ставок корпорационного налога (налога на прибыль) в зависимости от суммы полученной прибыли и широко применяются инвестиционные льготы. В частности, не облагаются налогом инвестиции до 75 тыс. долл. Собственники МСБ, владеющие совокупными валовыми активами на сумму до 50 млн. долл., освобождаются от налога на доходы от прироста капитала, например, полученного от продажи акций. МСБ предоставляется право сокращать общую сумму обязательств по налогу на прибыль в зависимости от срока службы приобретаемого оборудования (от 7% его стоимости при сроке службы более 7 лет до 2,33% при сроке до 3 лет). [2]

Среди стран, где применяются специальные налоговые режимы для МСБ, можно назвать Францию и Испанию.

Упрощенный режим налогообложения для МСБ во Франции достаточно близок к общей системе налогообложения. Для МСБ установлены предельные значения годового оборота. Вместо ежемесячной отчетности, предприятия сдают декларацию за календарный год и вносят поквартальные авансовые платежи в размере 25% от суммы налога, указанной в декларации за предыдущий год. При этом предприятия в форме юридических лиц с годовым оборотом до 7,6 млн. евро (без НДС), у которых 75% капитала принадлежит физическим лицам, уплачивают налог на прибыль по сниженной ставке 19% в отличие от 33% для крупных предприятий. Дополнительным условием применения пониженной ставки является необходимость реинвестирования налога, уплачиваемого по этой ставке в развитие предприятия и в течение последующих трех лет направлять на инвестиционные цели не меньшую долю прибыли. [2]

В Испании субъекты МСБ могут использовать три схемы налогообложения:

1) Общее налогообложение. Налог на прибыль при годовом обороте более 624тыс. евро.

2) Упрощенная систему налогообложения. Оборот не превышает 624 тыс. евро. Данная система предусматривает более простой порядок амортизации по укрупненным группам активов и включение в состав расходов неподтвержденных документально сумм в размере до 5% от разницы между фактическим доходом и расходами.

3) Схема модульного налогообложения по типу обложения вмененного дохода для мелких предпринимателей в Испании. Предприниматели не ведут многие книги учета. Они должны хранить документы, подтверждающие произведенные расходы, и иметь вспомогательную документацию по применяемым модулям или показателям. Единым базовым показателем, по которому установлены пороговые значения, является численность работников (от 5 до 15 человек). Платежи налогов осуществляются поквартально. [2]

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что доля МСБ (по количеству предприятий) в России существенно ниже чем в странах Европейского союза и США. Вклад малого и среднего бизнеса в обеспечении занятости в отдельных странах наглядно представлен на рисунке 1.

Вклад сектора малого и среднего бизнеса в ВВП в большинстве развитых стран колеблется в интервале от 50-60%. В России вклад малого и среднего бизнеса в экономику страны существенно ниже – 21% ВВП. (Рисунок 2)

Таким образом, Россия отстает от стран ЕС по показателю доли малого и среднего бизнеса в ВВП – 2,8 раза, по показателю обеспеченностями рабочими местами в 2,5 раза. [4]

Аналогичные представленным на рисунках 1 и 2 показателям данные по европейским странам бывшего «социалистического лагеря» за 2015 год представлены в таблице 1. [4]

Таблица 1 Вклад малого и среднего бизнеса в обеспечении занятости и в ВВП европейских стран бывшего «социалистического лагеря»

Доля занятых в малом и

среднем бизнесе от общего числа занятых на всех предприятиях страны, %

Читайте также: