Налогообложение бюджетных организаций курсовая

Опубликовано: 16.04.2024

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 09:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель этого исследования состоит в следующем: опираясь на теоретические и практические знания, изучить, какие доходы и при каких условиях учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль в бюджетных и общественных организациях, а какие не учитываются, какие особенности и проблемы возникают при налогообложении бюджетных организаций.

Содержание

Глава 1. Виды бюджетных организаций и их налогообложение……………….….5

Глава 2. Особенности налогообложения бюджетных организаций…………….…9

Глава 3. Доходы и расходы бюджетных организаций, проблемы их налогообложения…………………………………………………………………….29

Список использованной литературы……………………………………………….33

Прикрепленные файлы: 1 файл

налоги курсовая.doc

Федеральное агентство по образованию

Кемеровский институт (филиал)

Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Российский государственный торгово- экономический университет»

Кафедра финансов и кредита

Заочная форма обучения

По дисциплине «Налоги и налогообложения»

На тему: «Особенности налогообложения бюджетных организаций»

Допуск к защите

«___» _______________20 г.

«___» _______________20 г.

Федеральное агентство по образованию

Кемеровский институт (филиал)

Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Российский государственный торгово-экономический университет»

Кафедра финансов и кредита

ЗАДАНИЕ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ

студенту гр. __________________________ специальности «Финансы и кредит»

______________________________ ______________________________ _________

Тема курсовой работы ______________________________ ___________________

______________________________ ______________________________ _________

______________________________ ______________________________ _________

Календарный план работы________________________ _______________________

______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ________________________

Срок сдачи студентом законченной курсовой работы «___» ______________ 20 г.

Задание принял к исполнению Руководитель курсовой работы

«___» ______________ 20 г. __________________________

(должность, звание, Ф.И.О.)

Подпись студента __________ __________________________

Глава 1. Виды бюджетных организаций и их налогообложение……………….….5

Глава 2. Особенности налогообложения бюджетных организаций…………….…9

Глава 3. Доходы и расходы бюджетных организаций, проблемы их налогообложения……………………………………… …………………………….29

Список использованной литературы………………………………………………. 33

Актуальность данной работы заключается в том, что бюджетники и различного рода общества тоже платят. Сегодня этим мало кого удивишь. Предпринимательская деятельность бюджетных и общественных организаций – это источник их дополнительного финансирования. Поэтому практически каждое бюджетное учреждение (за редким исключением) организует деятельность, которая в соответствии с правилами новой Инструкции по бюджетному учету называется «деятельность, приносящая доход». А если есть доход, то имеется и налог на прибыль.

Цель этого исследования состоит в следующем: опираясь на теоретические и практические знания, изучить, какие доходы и при каких условиях учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль в бюджетных и общественных организациях, а какие не учитываются, какие особенности и проблемы возникают при налогообложении бюджетных организаций.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- познакомиться с налогом на прибыль организации в соответствии с Налоговым Кодексом РФ,

- дать понятие бюджетным учреждениям,

- определить виды доходов для данной организации,

- изучить особенности налогообложения доходов этой организации.

Объектом исследования данной работы являются бюджетная организация.

Предмет исследования – налог на прибыль организации.

ГЛАВА 1. Виды бюджетных организаций и их налогообложение

Бюджетное учреждение – организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственных внебюджетных фондов на основе сметы доходов и расходов. Финансируется из бюджета любого уровня и не ведет самостоятельной хозяйственной деятельности, а имеет смету расходов бюджетных средств, получаемую от вышестоящих органов. Организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, не имеющие статуса федерального казенного предприятия, в целях настоящего Кодекса признаются бюджетными учреждениями.

К бюджетным организациям относятся:

    • учреждения образования, культуры,
    • здравоохранения,
    • организации государственного управления,
    • военно-промышленного комплекса и армии.

Обязательным условием отнесения организации к разряду бюджетной является бюджетное финансирование по смете и ведение бухгалтерского учета по бюджетному плану счетов и в порядке, предусмотренном инструкцией №107н.

Бюджетные учреждения ведут самую разную деятельность: воспитывают и учат детей, лечат людей, создают кино, занимаются концертной деятельностью, обеспечивают сохранность архивных документов и многое другое. Однако кроме этой деятельности, которая осуществляется за счет государственных средств, практически все бюджетные учреждения занимаются деятельностью, приносящей им доход помимо бюджетного финансирования.

Можно утверждать, что бюджетные организации отвечают, во-первых, базовому признаку некоммерческ их организаций — основная деятельность их не преследует цели получения прибыли. Во-вторых, отсутствие распределения полученной прибыли между участниками достаточно очевидно и следует из сказанного. Бюджетные организации финансируются учредившим их собственником (РФ, субъектом РФ либо органом местного самоуправления) из соответствующего бюджета. Прибыль, полученная организацией, используется на достижение целей, определенных собственником, установленных изначально учредительными документами, и, таким образом, это не может быть простым дележом между участниками хозяйственной деятельности.

Налогообложение бюджетных организаций:

1. Налогоплательщики - бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, или получающие средства в виде оплаты медицинских услуг, оказанных гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.

Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.

В налоговом учете учет операций по исчислению доходов от коммерческой деятельности и расходов, связанных с ведением этой деятельности, ведется в порядке, установленном настоящей главой.

Сумма превышения доходов над расходами от коммерческой деятельности до исчисления налога не может быть направлена на покрытие расходов, предусмотренных за счет средств целевого финансирования, выделенных по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.

2. В составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств.

Аналитический учет доходов и расходов по средствам целевого финансирования и целевых поступлений ведется по каждому виду поступлений с учетом требований настоящей главы.

3. Если в сметах доходов и расходов бюджетного учреждения предусмотрено финансирование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно- управленческого персонала, расходов по всем видам ремонта основных средств за счет двух источников, то в целях налогообложения принятие таких расходов на уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности и средств целевого финансирования, производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования). Если в сметах доходов и расходов бюджетного учреждения не предусмотрено финансирование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи (за исключением мобильной связи) и на ремонт основных средств, приобретенных (созданных) за счет бюджетных средств, указанные расходы учитываются при определении налоговой базы по предпринимательской деятельности при условии, что эксплуатация указанных основных средств связана с ведением такой предпринимательской деятельности. При этом в общей сумме доходов для указанных целей не учитываются внереализационные доходы (доходы, полученные в виде банковских процентов по средствам, находящимся на расчетном, депозитном счетах, полученные от сдачи имущества в аренду, курсовые разницы и другие доходы).

4. В целях настоящей главы при определении налоговой базы к расходам, связанным с осуществлением коммерческой деятельности, помимо расходов, произведенных в целях осуществления предпринимательской деятельности, относятся:

1) суммы амортизации, начисленные по имуществу, приобретенному за счет полученных от этой деятельности средств и используемому для осуществления этой деятельности. При этом по основным средствам, приобретенным до 1 января 2002 года, остаточная стоимость определяется как разница между первоначальной стоимостью объекта основных средств и суммой амортизации, начисленной по правилам бухгалтерского учета за период эксплуатации такого объекта;

2) расходы на ремонт основных средств, эксплуатация которых связана с ведением некоммерческой и (или) коммерческой деятельности и которые приобретены (созданы) за счет бюджетных средств, если финансирование данных расходов не предусмотрено в смете доходов и расходов бюджетного учреждения или не осуществляется за счет бюджетных средств.

5. В бюджетных учреждениях (независимо от наличия у таких учреждений расчетных или иных счетов), занимающихся коммерческой деятельностью, бухгалтерский учет ведется централизованными бухгалтериями в соответствии с положениями настоящей главы.

ГЛАВА 2. Особенности налогообложения бюджетных организаций

Особенности налогообложения прибыли, полученной бюджетными учреждениями.

Федеральным законом от 24 июля 2002 года №110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" была введена в НК РФ статья 321.1 "Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями".

В соответствии с этой статьей налогоплательщики - бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней; государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения; и получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.

Иными источниками доходов, или доходами от коммерческой деятельности, признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.

Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг и внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам), за минусом фактических расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.

Налогообложение бюджетных учреждений на примере муниципального образовательного учреждения детского дошкольного образования [27.10.11]

Тема: Налогообложение бюджетных учреждений на примере муниципального образовательного учреждения детского дошкольного образования

Тип: Курсовая работа | Размер: 48.80K | Скачано: 97 | Добавлен 27.10.11 в 07:12 | Рейтинг: 0 | Еще Курсовые работы

Вуз: Дальневосточная академия государственной службы

Год и город: Хабаровск 2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1 БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 5

1.1Понятие «бюджетное учреждение» и принципы его финансирования 5

1.2 Налоги, взимаемые с бюджетных учреждений 11

2 АНАЛИЗ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ НА ПРИМЕРЕ МОУ ДОД ДЕТСКОГО – ЮНОШЕСКОГО ЦЕНТРА «ПОИСК» 21

2.1 Краткая характеристика МОУ ДОД Детского – Юношеского Центра «Поиск» 21

2.2 Расчет налогов на примере МОУ ДОД Детского – Юношеского Центра «Поиск» и их динамика за 2006-2008 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 29

ВВЕДЕНИЕ

Бюджетные учреждения занимают ведущее место в системе некоммерческих организаций. Они создавались и создаются органами государственной власти и муниципальных образований для выполнения социально-культурных, научно-исследовательских, управленческих и иных функций некоммерческого характера.

Их деятельность финансируется из соответствующего бюджета или бюджетов государственных внебюджетных фондов, на основе ежегодно утверждаемых смет доходов и расходов.

Бюджетные учреждения помимо осуществления деятельности предусмотренной уставом, имеют право заниматься предпринимательской деятельностью.

Во многом расширению предпринимательской деятельности бюджетных учреждений, увеличению доходов от нее способствовало налоговое законодательство. Уже первыми законодательными актами Российской Федерации по налогам и сборам был предусмотрен широкий перечень льгот по налогообложению доходов от предпринимательской деятельности бюджетных учреждений, в том числе учреждений образования, здравоохранения, культуры и др.

В эпоху развития новых экономических отношений, выбранная мной тема курсовой работы является наиболее актуальной. От правильного (оптимального) выбора налоговой системы зависит залог успешного решения проблем стоящих перед страной.

Актуальность рассмотрения данной темы подтверждается еще и тем фактом, что налоги являются одним из основных видов дохода федерального бюджета Российской Федерации.

Целью курсовой работы является рассмотрение особенностей и специфики налогообложения бюджетных учреждений.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие бюджетного учреждения и принципы его финансирования;

- изучить налоги взимаемые с бюджетного учреждения;

- проанализировать особенности налогообложения бюджетного учреждения;

Объект исследования – детский юношеский центр «Поиск».

Предмет исследования – система налогообложения на данном предприятии.

В курсовой работе использована российская законодательная и нормативно-правовая база по налогообложению и налоговому учету.

В процессе исследования используется информация, отраженная в первичных и сводных документах, регистрах синтетического и аналитического учета, бухгалтерской отчетности, расчетах, декларациях и отчетах по налогообложению в Детском – Юношеском Центре «Поиск».

Теоретическую базу составили общая экономическая теория, научные труды ведущих российских и ученых-экономистов в области теории и совершенствования практики налогообложения бюджетных учреждений.

В рамках данного исследования были применены классические методы экономического анализа – метод сравнения, метод построения аналитических таблиц.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: Омега-Л, 2010. 224 с.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая): По состоянию на 29.11.2011 года. – ,консультант плюс. -2011. – 607 с.
  3. Приказ МНС РФ от 20 февраля 2008г. № 27-н «Об утверждении форм налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и порядок их заполнения» // Российская газета. – 2011. – 2 марта.
  4. Приказ Министерства финансов РФ от 16 сентября 2008г. № 95-н «Об утверждении форм налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по земельному налогу и порядков их заполнения» // Российская газета. – 2011. – 20 сентября.

Учебная и научная литература:

  1. Абрамова Н.В., Князев Р.В., Кочкин М.П. Налоговый учет. – М.: ЗАО «Издательский Дом «Главбух», 2010. – 304 с.
  2. Бюджетные учреждения / Под общей ред. В.В. Семенихина. – М.: Изд-во Эксмо, 2010. – 368 с. – (Справочник руководителя и главного бухгалтера).
  3. Гарнов И.Ю. Оптимизация ведения налогового учета в бюджетном учреждении // Ваш бюджетный учет. – 2010. - № 6. – С.13-14.
  4. Земляченко С.В. Рекомендации по организации и ведению налогового учета в бюджетных учреждениях / С.В.Земляченко, Ю.В.Петрова // БиНО: бюджетные учреждения. - 2008. - N 11. - С.10-33.
  5. Земляченко С. В. Что изменилось в налогообложении бюджетных организаций // Налоги. - 2010. - № 35. – С.20-22.
  6. Кормилицына С.Н. Бухгалтерский и налоговый учет основных средств бюджетных учреждений // БиНО: бюджетные учреждения. - 2008. - N 5/6. - С.28-58.
  7. Мокрецова Г.В. Учетная политика в части бухгалтерского (финансового) учета и целях налогообложения // Советник бухгалтера в сфере образования и науки. - 2010. - N 6(30). - С.52 - 63.
  8. Налоги. Под редакцией Д.Г.Черника. - М., Финансы и статистика, 2009. - 432с.
  9. Репин В. Принципы и формы налогообложения. Анализ налоговой системы России // Вопросы экономики. - 2009. - № 3. – С.24-28.
  10. Середа К.Н. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. Серия «Справочник». - Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 448 с.
  11. Селезнев А.З. Бюджетная система Российской Федерации.- М.: Магистр, 2009. - 383 с.
  12. Синельников С., Анисимова Л., Баткибеков С., Медоев В., Резников К., Шкребела Е. Проблемы налоговой системы России: анализ ситуации и перспективы развития. - М.: Евразия, 2010. – 354с.
  13. Филиппова Н.А., Семенова Н.Н., Морозова Г.В. Налогообложение организаций : учеб. Пособие. - Саранск, 2010.- 188 с.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Вопросы налогообложения доходной деятельности образователь­ного учреждения регулируются Налоговым кодексом РФ. Федераль­ный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ внес изменения в Закон РФ«Об образовании», исключив все нормы, регулирующие налоговыеотношения. Само слово «налог» больше не встречается в тексте Зако­на «Об образовании».

Конечно, вопросы налогообложения образовательного учреждения достаточно сложны для директора школы. Тут не обойтись без помо­щи квалифицированных специалистов: бухгалтера, экономиста. Нашацель сейчас не научить директора самостоятельно вести налоговыйучет, а дать общие представления о том, плательщиком каких налогови в каких размерах является образовательное учреждение, каким об­разом можно оптимизировать уплату налогов, как не допустить со­вершения типичных для образовательных учреждений нарушений на­логового законодательства. Поэтому мы рассмотрим основные мо­менты налогообложения образовательных учреждений, не вдаваясь вподробности ведения и сдачи налоговой отчетности.

Образовательное учреждение изначально находится на общем ре­жиме налогообложения. На сегодняшний день общий режим нало­гообложения является единственно возможным для государствен­ных и муниципальных образовательных учреждений. Кроме общего режима налогообложения существуют специальные режимы. Для организаций сферы образования весьма выгодной является упро­щенная система налогообложения, позволяющая уменьшить нало­говое бремя и упростить налоговую отчетность. Однако для бюд­жетных учреждений, к которым, напоминаем, относятся все государственные и муниципальные образовательные учреждения, пе­реход на упрощенную систему налогообложения не допускается (пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Такой режим может быть использо­ван только различного рода негосударственными образовательны­ми организациями, оказывающими дополнительные образователь­ные услуги.

При общем режиме налогообложения любая доходная деятельностьобразовательного учреждения подлежит налогообложению налогомна добавленную стоимость и налогом на прибыль, а выплаты работни­кам — единым социальным налогом, если налоговым законодатель­ством не установлены те или иные налоговые льготы.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

НДС облагается реализация товаров, выполнение работ и оказаниеуслуг на территории Российской Федерации.

НДС представляет собой косвенный налог, который включается в цену товара (работы, услуги) и оплачивается покупателем, заказчи­ком, но в федеральный бюджет перечисляется продавцом, исполни­телем услуг, т.е. школой.

Сумма налога исчисляется по соответствующей налоговой ставке исходя из суммы, полученной от реализации товаров (работ, услуг). НК РФ в зависимости от того, что является предметом реализации, предусматривает три величины налоговых ставок: 0, 10 и 18 процен­тов. В деятельности образовательных учреждений может иметь местоприменение налоговой ставки 10 или 18%. Так, например, если обра­зовательное учреждение сдает в аренду помещение и сумма аренднойплаты составляет без учета НДС 5000 рублей, то общая сумма, кото­рую заплатит арендатор, будет составлять 5000 + 18% = 5900 рублей(в том числе, 900 рублей — НДС).

Кроме того, для образовательных учреждений НК РФ устанавливает налоговые льготы. Так, не подлежат налогообложению (освобождают­ся от налогообложения) НДС:

— услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях, прове­дению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях (пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ). Следует отметить, что наличие лицензии для применения льготы по НДС припроведении занятий с детьми в кружках и секциях для общеобразовательных учреждений предусмотрено п. 6 ст. 149 НК РФ, согласно ко­торому деятельность, подлежащая лицензированию, не облагаетсяНДС при наличии соответствующей лицензии. Требование наличия ли­цензии при организации кружков и секций (т.е. реализации программ дополнительного образования детей) предусматривается п. 2 Типо­вого положения об общеобразовательном учреждении*;

—реализация продуктов питания, непосредственно произведенныхстуденческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, столовыми медицинских организаций, детских дошколь­ных учреждений и реализуемых ими в указанных учреждениях, а такжепродуктов питания, непосредственно произведенных организациямиобщественного питания и реализуемых ими указанным столовым илиуказанным учреждениям. Данная льгота применяется в отношении сту­денческих и школьных столовых, столовых других учебных заведений,столовых медицинских организаций только в случае полного или час­тичного финансирования этих учреждений из бюджета или из средствфонда обязательного медицинского страхования (пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ);

—услуги в сфере образования по проведению некоммерческимиобразовательными организациями учебно-производственного (по на­правлениям основного и дополнительного образования, указанным влицензии) или воспитательного процесса, за исключением консуль­тационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений (пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Таким образом, не облагаются НДС платные образовательные ус­луги как по дополнительным профессиональным программам, ока­зываемые образовательным учреждением в виде занятий в факуль­тативных кружках и секциях, так и по преподаванию специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторству, по проведению заня­тий по углубленному изучению предметов при наличии соответству­ющей лицензии (т.е. при указании данных программ в приложении к основной лицензии на осуществление образовательной деятель­ности).

Следует отметить, что судебная практика признает наличие льготыпо НДС и в случаях, когда в суммы платы за обучение включены и услуги гардероба, охраны, исходя из того, что такие услуги признаются необходимой составляющей образовательного процесса.

Во многих государственных и муниципальных образовательных уч­реждениях столовые обслуживаются соответствующими комбината­ми питания, которые и осуществляют учет произведенных и реализо­ванных товаров, а администрация образовательного учреждения име­ет возможность отстраниться по крайней мере от налогового учетадеятельности столовой. Однако нередки случаи, когда столовые функ­ционируют и как структурные подразделения учреждения. Поэтому рассмотрим условия, при соблюдении которых возможно освобож­дение реализации продуктов питания в столовых от НДС:

—образовательное учреждение является государственным или му­ниципальным, и столовая финансируется частично или полностью изсоответствующего бюджета;

—продукты питания производятся в столовой. При этом Налоговыйкодекс РФ не раскрывает понятие «производства», включается ли сюда,например, разогрев, расфасовка продуктов, разлив напитков? Нало­говый кодекс РФ не дает четкого ответа на данный вопрос.

Очевидно, что облагаются НДС реализация продуктов питания, про­изведенных и расфасованных на стороне (конфеты, шоколад, напиткив бутылках и т.д.), а, следовательно, образовательное учреждение,реализуя и те, и другие продукты, должно вести раздельный учет такихопераций, что на практике крайне затруднительно. Также следует иметьв виду, что часть продуктов питания (например, хлебобулочные изде­лия) облагается НДС по ставке 10%, другие же продукты (например,шоколад, газированные напитки) подлежат налогообложению по ставке18% (ст. 164 НК РФ).

Сдача в аренду как движимого, так и недвижимого имущества обла­гается налогом на добавленную стоимость по ставке 18%.

Кроме указанных выше налоговых льгот для учреждений сферы об­разования, НК РФ устанавливает общее (для всех организаций, в томчисле и для государственных и муниципальных образовательных уч­реждений) правило освобождения от налогообложения НДС. Соглас­но п. 1 ст. 145 НК РФ организации имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, связанных с ис­числением и уплатой налога, если за три предшествующих последо­вательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров(работ, услуг) этих организаций без учета НДС не превысила в сово­купности два миллиона рублей. Как видим, многие учреждения обще­го образования могут использовать это освобождение. В таком слу­чае не подлежат обложению НДС все операции образовательного уч­реждения (в том числе и сдача имущества в аренду, реализация то­варов, производимых учреждением и т.д.).

Для получения права на освобождение от исполнения обязанностейналогоплательщика по НДС необходимо не позднее 20-го числа ме­сяца, начиная с которого организация претендует на освобождение, представить в налоговый орган:

письменное уведомление об использовании права на освобожде­ние от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с ис­числением и уплатой НДС (форма утверждена приказом Министер­ства РФ по налогам и сборам от 4 июля 2002 г. № БГ-3-03/342);

выписку из бухгалтерского баланса;

выписку из книги продаж;

копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

Уведомление и соответствующие документы могут передаваться не­посредственно в налоговый орган или по почте заказным письмом.В последнем случае днем их представления в налоговый орган счита­ется шестой день со дня направления заказного письма.

Освобождение предоставляется сроком на 12 месяцев, по истечениикоторых учреждение может продлить срок действия освобождения.


Налог на прибыль организаций

Государственные и муниципальные образовательные учреждения яв­ляются плательщиками налога на прибыль организаций. Налог на при­быль платится с доходов, полученных от платных образовательных и иныхуслуг, от аренды, от реализации произведенных образовательным уч­реждением товаров (в терминологии НК РФ такие доходы бюджетного учреждения именуются доходами от коммерческой деятельности).

Глава 25 НК РФ содержит специальную статью 321.1, которая уста­навливает особенности ведения учета по налогу на прибыль для бюд­жетных учреждений.

Налоговая база бюджетных учреждений по налогу на прибыль опре­деляется как разница между полученной суммой дохода (без учета налога на добавленную стоимость) и суммой фактически осуществ­ленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.Таким образом, в составе доходов и расходов бюджетных учрежде­ний, включаемых в налоговую базу, не учитываются средства, получен­ные от учредителя (собственника) на ведение уставной деятельности.

На примере оказания платных образовательных услуг рассмотрим,какие расходы могут быть отнесены к числу расходов по коммерчес­кой деятельности:

1)выплата заработной платы учителям за проведение платных заня­тий (с учетом налогов);

2)расходы на приобретение книг, учебников для осуществления плат­ных занятий, канцелярских товаров, расходных материалов для копи­ровальной техники.

При этом важно, чтобы целью использования данных товаров былоименно оказание платных услуг, а не ведение основной образователь­ной деятельности, финансируемой за счет средств учредителя.

В смете доходов и расходов может быть предусмотрено финанси­рование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транс­портных расходов по обслуживанию административно-управленчес­кого персонала за счет двух источников: средств учредителя и средств, полученных от коммерческой деятельности. В таком случае включениеданных расходов бюджетного учреждения в расходы от коммерческойдеятельности производится пропорционально объему средств, по­лученных от коммерческой деятельности, в общей сумме доходов(включая средства учредителя). Следует учитывать, что в общую сум­му доходов от коммерческой деятельности для этой цели не включа­ются доходы, полученные от сдачи имущества в аренду. При этом еслив смете доходов и расходов финансирование расходов по оплате ком­мунальных услуг, услуг связи (за исключением мобильной связи) и наремонт основных средств, приобретенных (созданных) за счет бюд­жетных средств, вообще не предусматривается, то такие расходы учи­тываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль при условии, что эксплуатация указанных основных средств связана с ве­дением такой деятельности.

Кроме того, согласно п. 4 ст. 321.1. в расходы, связанные с ведением коммерческой деятельности при определении налоговой базы по налогу на прибыль включаются все расходы на ремонт основных средств, эксплуатация которых связана с ведением некоммерческой и (или) коммерческой деятельности и которые приобретены (созда­ны) за счет бюджетных средств, если финансирование данных расхо­дов не предусмотрено в смете доходов и расходов бюджетного уч­реждения или не осуществляется за счет бюджетных средств. Такимобразом, если ремонт зданий образовательного учреждения не фи­нансируется за счет соответствующего бюджета, расходы на прове­дение этого ремонта могут включаться в расходы на осуществление коммерческой деятельности и, соответственно, уменьшать налого­вую базу по налогу на прибыль.

Полученная в результате исчисления сумма доходов бюджетного уч­реждения от коммерческой деятельности облагается по налоговой ставке 24% (ст. 284 НК РФ)*.

* Эта ставка делится между бюджетами Российской Федерации (6,5%) и субъектов Российской Федерации (17,5%). При этом налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков, но не может быть ниже 13,5%.


Единый социальный налог

Образовательное учреждение, как и любая организация, при выпла­те работникам заработной платы и иных выплат, в том числе по граж­данско-правовым договорам оказания услуг, выполнения работ, яв­ляется налогоплательщиком единого социального налога (ЕСН) (гл. 24 НК РФ).

Объектом налогообложения ЕСН являются суммы выплат работни­кам, как за счет средств учредителя (сумма налога включается в нор­матив бюджетного финансирования), так и за счет коммерческой дея­тельности, которые включаются в расходы при определении налого­вой базы по налогу на прибыль организаций. Налоговый кодекс РФустанавливает регрессную шкалу налоговых ставок по ЕСН (п. 1 ст. 241),которая, правда, малоприменима для бюджетных учреждений (исхо­дя из того, что ежегодные доходы работников школы редко превыша­ют 280 000 рублей).

1-4.jpg

При выплате заработной платы, надбавок, доплат и премий по тру­довым договорам налогообложение ЕСН идет по графе «итого». При выполнении той или иной работы, оказании услуг физическими лица­ми по гражданско-правовым договорам ставка по ЕСН уменьшается на платеж в Фонд социального страхования Российской Федерации(т.е. на 2,9%) (п. 3 ст. 238 НК РФ). При привлечении преподавателей кпроведению занятий по обучению детей заключается гражданско-пра­вовой договор оказания услуг.

В ЕСН включаются суммы, выплачиваемые в качестве страховых взно­сов на обязательное пенсионное страхование. Данные страховые взносы зачитываются в сумме налога, подлежащей уплате в федеральныйбюджет (графа 2 таблицы 1) (п. 3 ст. 236 НК РФ). Федеральным зако­ном от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсион­ном страховании в Российской Федерации» установлены следующиеставки страховых взносов на обязательное пенсионное страхование:

База а -а -з а а з -аа-а

Учреждения ветеринарии являются областными государственными учреждениями, финансируются из средств областного бюджета и занимаются предпринимательской деятельностью.

Учреждения переведены на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Какие налоги наши учреждения обязаны платить?

Какие налоговые декларации наши учреждения обязаны сдавать в налоговые инспекции?

Организации, финансируемые из бюджета, признаются плательщиками налога на прибыль организаций, НДС, ЕСН, транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога, а также плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Поскольку Ваши учреждения в сфере оказания ветеринарных услуг переведены на уплату единого налога на вмененный доход, то в соответствии с п. 4 ст. 346.26 НК РФ они освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и единого социального налога (в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), а также не признаются налогоплательщиками НДС (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Иные налоги и сборы бюджетные учреждения, переведенные на уплату ЕНВД, исчисляют и уплачивают в соответствии с общим режимом налогообложения.

В соответствии со ст. 246 НК РФ российские организации (в том числе учреждения) признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций.

Объектом налогообложения для них признается прибыль, то есть полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов (ст. 247 НК РФ).

При этом согласно ст. 321.1 НК РФ налогоплательщики — бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.

А налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.

Поскольку вся коммерческая деятельность учреждений в Вашем случае переведена на уплату ЕНВД и уплата налога на прибыль организаций заменена уплатой единого налога, то объекта налогообложения налогом на прибыль не возникает.

Напомним, что в составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств (п.п. 2 ст. 321.1 НК РФ).

Но несмотря на то, что объекта налогообложения не возникает, учреждение в целом как организация не перестает признаваться плательщиком налога на прибыль организаций.

В соответствии с п. 1.2 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденного приказом Минфина РФ от 07.02.2006 г. № 24н, некоммерческие организации (к которым относятся и бюджетные учреждения), у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют Декларацию по налогу на прибыль по истечении налогового периода (календарного года) по форме в составе Титульного листа (Листа 01), Листа 02 и, при получении средств целевого финансирования, целевых поступлений и других средств, указанных в пунктах 1 и 2 ст. 251 НК РФ, – Листа 07.

Как мы уже отмечали выше, в отношении операций, осуществляемых в рамках деятельности, переведенной на уплату ЕНВД, учреждение не признается налогоплательщиком НДС.

В этом случае у учреждения не возникает обязанность по предоставлению налоговой декларации по НДС, так как декларацию обязаны предоставлять только налогоплательщики, которыми учреждения, переведенные на уплату ЕНВД, не признаются.

Если учреждение оказывает ветеринарные услуги, финансируемые из бюджета, то реализация таких услуг не подлежит налогообложению НДС в соответствии с п.п. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Однако при этом учреждение не перестает признаваться налогоплательщиком НДС несмотря на отсутствие объекта налогообложения в соответствии с налоговой льготой и, следовательно, не освобождается от обязанности представлять налоговую декларацию в том числе «нулевую».

В соответствии с п. 7 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.03.2003 г. № 71 отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.

Чтобы каждый налоговый период не представлять «нулевые» декларации, учреждение может получить освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС (ст. 145 НК РФ).

Поскольку НК РФ не предусмотрена обязанность подавать в налоговые органы «нулевые» декларации по налогам, от уплаты которых налогоплательщики освобождены, то, получив освобождение, Вы избавитесь от хлопот с регулярным представлением «нулевых» деклараций.

В случае выставления покупателям счетов-фактур с выделенной суммой НДС, а также если учреждение исполняет обязанности налогового агента по НДС, декларацию придется представлять по правилам главы 21 НК РФ.

Согласно п.п. 2 п. 2 ст. 3 Закона Свердловской области от 27.11.2003 г. № 35-ОЗ «Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций» (в ред. от 21.07.2006 г.) государственные учреждения Свердловской области и муниципальные учреждения освобождаются от уплаты налога на имущество организаций.

Ситуация – аналогичная той, что складывается с НДС.

Учреждение признается плательщиком налога на имущество организаций, налог не уплачивает в соответствии с предоставленной льготой (причем льгота предоставляется в отношении всего имущества учреждения независимо от источников финансирования).

Следовательно, в соответствии со ст. 386 НК РФ учреждения обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога) налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.

Кроме того, льгота по налогу на имущество предоставляется учреждению при представлении им письменного заявления о предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество организаций, копий учредительных документов. При этом одновременно с указанными документами должны быть представлены налоговые расчеты по авансовым платежам и налоговая декларация по этому налогу.

Согласно п.п. 3 п. 1 ст. 4 Закона Свердловской области от 29.11.2002 г. № 43-ОЗ «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области» (в ред. от 21.07.2006 г.) освобождаются от уплаты транспортного налога только государственные учреждения Свердловской области и муниципальные учреждения, не имеющие доходов от предпринимательской или иной деятельности, приносящей доход.

Поскольку Ваши учреждения осуществляют предпринимательскую деятельность, то права на льготу по транспортному налогу они не имеют.

Следовательно, налог уплачивается и декларация предоставляется на общих основаниях по правилам главы 28 НК РФ и Закона № 43-ОЗ.

По деятельности, финансируемой из бюджета, учреждения являются плательщиками ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

В отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход учреждение освобождается от уплаты ЕСН.

При этом учреждения, являющиеся налогоплательщиками единого налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

Следовательно, на выплаты работникам, осуществляемые за счет внебюджетных средств, начисляются только взносы на обязательное пенсионное страхование.

В соответствии со ст. 243 НК РФ данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей по ЕСН, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной приказом Минфина РФ от 09.02.2007 г. № 13н.

Не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (календарным годом) представляется налоговая декларация по ЕСН по форме, утвержденной приказом Минфина РФ от 31.01.2006 г. № 19н.

Копию налоговой декларации по налогу с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим предоставление декларации в налоговый орган, не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, следует представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ.

Согласно ст. 24 Федерального закона РФ от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Россий­ской Федерации» данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей по страховым взносам страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной приказом Минфина РФ от 24.03.2005 г. № 48н.

Декларация по страховым взносам должна быть представлена в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом (календарным годом) по форме, утвержденной приказом Минфина РФ от 27.02.2006 г. № 30н.

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

В соответствии с Федеральным законом РФ от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ бюджетные учреждения признаются страхователями в отношении физических лиц, выполняющих работу на основании трудового договора (контракта) физических лиц, выполняющих работу на основании гражданско-правового договора, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

Страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников (в том числе внештатных, сезонных, временных, выполняющих работу по совместительству), а в соответствующих случаях – на сумму вознаграждения по гражданско-правовому договору.

Страхователи ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, должны представлять в установленном порядке страховщику по месту их регистрации отчетность по форме 4-ФСС РФ, утвержденной постановлением ФСС РФ от 22.12.2004 г. № 11.

Плательщики ЕНВД не освобождены от уплаты указанных страховых взносов, поэтому взносы начисляются и на выплаты, произведенные работникам в рамках предпринимательской деятельности, переведенной на уплату ЕНВД.

Налогообложение автономных, бюджетных и казенных учреждений

Начиная с 2011 года муниципальные учреждения образования могут быть автономными, бюджетными и казенными (абз.2 п.2 ст.120 ГК РФ). При этом все они являются некоммерческими организациями.

Учитывая нормы Федерального закона N 83-ФЗ от 08.05.2010 г., а также нормы налогового и иного законодательства, особенности исчисления, декларирования и оплаты налогов, взносов и сборов этих учреждений нижеследующие:

1. Казенное муниципальное учреждение образования.

1.1. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ).

В соответствии с нормами Главы 23 Налогового кодекса РФ казенное муниципальное учреждение образования является налоговым агентом по исчислению, отчетности и уплате в бюджет НДФЛ со всех доходов, выплачиваемых учреждением физическим лицам по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера (кроме индивидуальных предпринимателей), не предусматривающих перехода права собственности.

1.2. Страховые взносы на обязательное социальное страхование.

1.3. Налог на имущество.

Казенное муниципальное учреждение образования в 2011г. освобождено от исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество на основании п.2 ст.4 закона Ульяновской области N 060-ЗО "О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области".

1.4. Транспортный налог.

Казенное муниципальное учреждение образования является плательщиком транспортного налога в соответствии с нормами Главы 28 Налогового кодекса РФ и закона Ульяновской области N 130-ЗО "О транспортном налоге в Ульяновской области".

1.5.Земельный налог.

Казенное муниципальное учреждение образования является плательщиком земельного налога в соответствии с нормами Главы 31 Налогового кодекса РФ и Решением Ульяновской городской думы N 135 "О земельном налоге на территории Муниципального образования "Город Ульяновск" относительно только тех земельных участков, по которым у казенных учреждений имеется зарегистрированное в установленном законодательством порядке право постоянного (бессрочного) пользования в соответствии со ст.20 Земельного кодекса РФ.

1.6. Экологический сбор.

1.7 Налог на добавленную стоимость (НДС).

Казенное муниципальное учреждение образования в качестве некоммерческой образовательной организации освобождено от НДС по выполнению работ в рамках образовательного процесса при исполнении бюджетной сметы или установленного муниципального субсидируемого задания, расходы по которому финансируются из бюджета (пп.14 п.2 ст.149 НК РФ).

При наличии в казенном муниципальном учреждении образования своей столовой, то реализация продукции питания столовой в этом учреждении освобождена от НДС (пп.5 п.2 ст.149 НК РФ).

Казенное муниципальное учреждение школьного и дошкольного образования освобождено от НДС по оказанию услуг по содержанию детей в дошкольном учреждении, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях (пп.4 п.2 ст.149 НК РФ).

При этом с 01.01.2011 г. образовательная деятельность лицензируется и для освобождения от НДС по вышеуказанным 3-м видам льгот обязательным условием является наличие у учреждения лицензии на образовательную деятельность по образовательной программе (п.6 ст.149 НК РФ, пп.105 п.1 ст.17 и пп.9 п.2 ст.17 Федерального закона N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановление Правительства РФ N 87 от 16.02.2011 г.).

Не освобождено от НДС получение доходов казенным муниципальным учреждением образования от сдачи находящегося в оперативном управлении имущества в аренду. При этом сумма арендной платы должна включать в себя сумму НДС, а арендатор является налоговым агентом учреждения по исчислению, удержанию, декларированию и уплате в бюджет суммы НДС с арендной платы (п.3 ст.161 НК РФ).

НДС с суммы оплаты арендатором коммунальных платежей и иных платежей по договору аренды (кроме арендной платы) арендатор исчисляет и уплачивает в бюджет самостоятельно в качестве налогового агента муниципального казенного учреждения образования только в том случае, если в договоре аренды установлено, что арендная плата состоит из 2-х частей: плата за арендуемую площадь - постоянная часть арендной платы и плата за коммунальные и иные услуги - переменная часть арендной платы (основание - ФНС РФ N ШС-22-3/86@ от 04.02.2010 г).

Если в договоре указано, что коммунальные и иные платежи (электроэнергия, уборка помещений и пр.) возмещаются (компенсируются) арендатором, то ни арендодателю, ни арендатору в качестве налогового агента не нужно исчислять и оплачивать в бюджет НДС с суммы такого возмещения (основание письма ФНС РФ N ШС-22-3/86@ от 04.02.2010 г., N ШТ-6-03/1040@ от 27.10.2006 г. и N ШТ-6-03/340@ от 23.04.2007 г.). Счет-фактуру на сумму указанных платежей (компенсационных выплат) в этом случае арендодатель арендатору не выставляет.

Не освобождено от НДС оказание казенным муниципальным учреждением образования прочих платных услуг, не указанных выше в перечне услуг, льготируемых по НДС для таких учреждений, например, консультационных и т.п.

Однако, приносящая доход деятельность казенных муниципальных учреждений образования может осуществляться только в рамках уставной деятельности и о возможности осуществления этой деятельности должно быть сказано в уставе учреждения.

Следовательно, если казенное муниципальное учреждение образования имеет исчисленный самостоятельно НДС по доходам от указанных в уставе платных услуг (кроме НДС от арендной платы, который исчисляется арендатором, и льготируемых ст.149 НК РФ), то учреждение имеет право на налоговые вычеты по НДС относительно тех затрат, которые непосредственно произведены для выполнения облагаемых НДС доходов (ст.171 НК РФ).

Условием принятия налоговых вычетов является наличие счетов-фактуры поставщиков и оприходование в учете произведенных затрат по первичному учетному документу: накладной, акту и т.п. (ст.172 НК РФ). Наличие оплаты поставщику не является необходимым условием принятия НДС к вычету(кроме оплаты при импорте учреждением товаров, услуг).

Если произведенные затраты относятся одновременно к деятельности, облагаемой НДС, и к деятельности, не облагаемой НДС, то следует организовать раздельный учет того, какая часть НДС по счету-фактуре, относящая к облагаемой НДС деятельности, подлежит вычету. При отсутствии такого учета сумма НДС по таким счетам-фактурам полностью не принимается к вычету (п.4 ст.170 НК РФ).

Казенное муниципальное учреждение образования может воспользоваться правом освобождения от обязанностей плательщика НДС по нормам ст.145 НК РФ.

1.8. Налог на прибыль.

С 01.01.2011 г. учет, декларирование и оплату в бюджеты налога на прибыль муниципальные казенные учреждения образования ведут по нормам Главы 25 "Налог на прибыль" НК РФ в целом, а не только, как ранее по нормам ст.321.1 НК РФ, которая отменена с 01.01.2011 г.

Согласно нормам Главы 25 НК РФ доходы (бюджетное финансирование), полученные казенными муниципальными учреждениями образования от оказания муниципальных услуг, от исполнения муниципальных функций, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (пп.33.1 п.1 ст.251, пп.14 п.1 ст.251, п.3 п.2 ст.251 НК РФ).

Под муниципальными услугами понимаются услуги, оказываемые органами, входящими в систему органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них законодательством полномочий по запросам заявителей (физических и юридических лиц) (ст.6 БК РФ, п.п.1, 2 ст.2 Федерального закона N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг").

В соответствии с новым п.48.11 ст.270 НК РФ затраты казенных муниципальных учреждений образования , связанные с исполнением муниципальных функций, не включаются в расходы при исчислении налога на прибыль.

Иные доходы от приносящей доход деятельности, получаемые казенными муниципальными учреждениями образования, включая внереализационные доходы, облагаются налогом на прибыль в общеустановленном порядке (п.1 ст.247, п.1 ст.248 НК РФ).

Соответственно, расходы, фактически осуществленные казенными муниципальными учреждениями образования в связи с ведением приносящей доход деятельности, учитываются в целях налогообложения в качестве расходов, если они удовлетворяют условиям п.1 ст.252 НК РФ, а именно:

- произведенный учреждением расход является обоснованным (экономически оправданным);

- имеется документальное подтверждение произведенного расхода;

- расход произведен учреждением в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода.

Муниципальное казенное учреждение образования в целях исчисления налога на прибыль (не в целях бухгалтерского бюджетного учета) не начисляет амортизацию на основные средства, приобретенные учреждением за счет бюджетных средств, то есть эти основные средства амортизируются по бюджетному бухгалтерскому учету, но не подлежат амортизации в целях налогообложения налогом на прибыль (даже если эти основные средства используются не только в бюджетной деятельности, но и в деятельности, приносящей доход) (пп.1, 2, 3 п.2 ст.256 НК РФ ).

При отсутствии приносящей доход деятельности как таковой у казенного муниципального учреждения образования могут возникать ситуации, когда оно должно исчислить налог на прибыль с полученных внереализационных доходов.

К таким доходам относятся, в частности:

- суммы возмещения, причитающиеся к получению от виновных лиц, причинивших ущерб учреждению, а также суммы штрафов, пеней и неустоек за нарушение контрагентами договорных обязательств (п.3 ст.250 НК РФ);

- лицензионные платежи за предоставление в пользование объектов интеллектуальной собственности (пп.5 ст.250 НК РФ);

- суммы процентов по договорам банковского счета, начисляемых банком на остаток денежных средств на счете учреждения (п.6 ст.250 НК РФ );

- суммы денежных средств, а также стоимость имущества, полученных учреждением безвозмездно (за исключениями, предусмотренными ст.251 НК РФ) (п.8 ст.250 НК РФ);

- суммы пожертвований, использованные не по назначению (п.14 ст.250НК РФ);

- стоимость полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств (за исключением случаев, предусмотренных пп.18 п.1 ст.251 НК РФ) (п.13 ст.250 НК РФ);

- стоимость излишков имущества, выявленных в результате инвентаризации (п.20 ст.250 НК РФ).

Сроки и порядок уплаты налога на прибыль установлены в ст.287НК РФ.

По итогам отчетного периода (I квартала, первого полугодия, 9 месяцев) уплачивается авансовый платеж по налогу на прибыль, исчисленный исходя из фактически полученной в отчетном периоде прибыли.

Срок уплаты этого авансового платежа - не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

По истечении налогового периода (календарного года) подлежит уплате налог на прибыль, исчисленный исходя из фактически полученной в налоговом периоде прибыли (за минусом оплаченных авансовых платежей). Налог на прибыль по итогам года уплачивается не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Особенности исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль казенными муниципальными учреждениями, имеющими обособленные подразделения, установлены

В соответствии с п.1.1 ст.284 НК РФ учреждениями, осуществляющими образовательную деятельность (в том числе казенными), применяется налоговая ставка налога на прибыль 0% при соблюдении следующих условий, перечисленных в, п.п.1, 3 ст.284.1 НК РФ:

1. Вид образовательной деятельности учреждения включен в Перечень видов образовательной деятельности, установленный Правительством Российской Федерации. В настоящее время такой перечень Правительством РФ не утвержден.

2. Учреждение имеет лицензию (лицензии) на осуществление образовательной деятельности, выданную (выданные) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Доходы учреждения за налоговый период от осуществления образовательной деятельности, а также от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, учитываемые при определении налоговой базы, составляют не менее 90% от доходов, учитываемых учреждением при определении налоговой базы (то есть бюджетное финансирование и субсидии не входят в расчет), либо учреждение за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при определении налоговой базы.

4. В штате учреждения непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников.

5. Учреждение не совершает в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.

Положения п.1.1 ст.284 НК РФ применяются с 01.01.2011 до 01.01.2020. Следует иметь в виду, что образовательные учреждения, удовлетворяющие критериям ст.284.1 НК РФ, практически смогут воспользоваться ставкой по налогу на прибыль 0% только с 1 января 2012 г., подав не позднее 30 ноября 2011 г. в налоговый орган соответствующее заявление с приложением копий необходимых документов (п.5 ст.284.1 НК РФ).

Применять налоговую ставку 0% без представления в налоговый орган заявления и копий необходимых документов недопустимо (Минфина РФ N 03-03-06/1/110 от 21.02.2011г.)

Учитывая все вышеизложенное муниципальным казенным учреждениям образования, следуя нормам Главы 25 "Налог на прибыль" НК РФ, необходимо иметь учетную политику по налоговому учету налога на прибыль, налоговые регистры (форма которых может быть разработана самостоятельно), утвержденные в учетной политике, разделение расходов по приносящей доход деятельности на прямые и косвенные и пр.

1.9. Специальные налоговые режимы.

Любые казенные учреждения не вправе применять упрощенную систему налогообложения (ст.346.12 НК РФ). Казенные учреждения также не вправе работать по единому сельскохозяйственному налогу (ст.346.2 НК РФ).

Читайте также: