Налоговая политика банка в современных условиях

Опубликовано: 30.04.2024

Библиографическая ссылка на статью:
Литвинова С.А. Налогообложение коммерческих банков: особенности и направления развития // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4. Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/04/52143 (дата обращения: 20.05.2021).

В современной рыночной экономике банковская система является одним из важных элементов сложившейся структуры экономических взаимоотношений. Тесное переплетение товарного производства с банковской системой исторически обусловлено и постоянно развивалось. В данном взаимодействии банки служат катализатором роста эффективности производства. Основная роль банков в этом процессе – посредническая, поскольку их деятельность в основном направлена на перераспределение капиталов.

Кредитные учреждения являются посредниками в перераспределении капиталов и относятся к группе финансовых посредников. Прежде всего, надо отметить, что банк, как кредитная организация, для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные законодательством (ст. 1 Федерального закона № 395-1 «О банках и банковской деятельности»)[1]. В конкретном случае – при предоставлении кредита – банк, привлекая денежные средства физических и юридических лиц и затем, размещая их от своего имени и за свой счет (т. е. проводя банковские операции), осуществляет реальную экономическую деятельность, направленную на получение дохода и, соответственно, прибыли, что является основной целью его деятельности.

Поскольку банки являются одним из основных элементов финансовой системы России, они оказывают большое влияние на ее современное развитие.

Особый статус банков обоснован возможностью осуществления посреднических операций между хозяйствующими субъектами. Кроме того, банки являются источником заемных ресурсов для юридических и физических лиц. Предоставление ресурсов, необходимых для осуществления производственного процесса на фоне осуществления посреднических операций, позволяют оптимизировать размещение и потоки денежных средств.

Перечисленные особенности банков как субъекта рыночной экономики свидетельствуют о наличии некоторых исключительных черт в сущности банков как субъектов налогообложения.

Главной особенностью банков во взаимоотношениях с налоговой системой РФ является их неоднородный характер. Банк выступает в качестве:

  • плательщика налогов;
  • посредника между налоговой системой и другими налогоплательщиками;
  • налогового агента, осуществляющего исчисление и удержание налогов и перечисления их в бюджет.

На сегодняшний день можно смело утверждать, что нет систематической методологии по исчислению налоговой нагрузки кредитных организаций.

Развитие системы налогообложения банков должно быть скоординировано и взаимосвязано с развитием иных отраслей. Налоговое законодательство банков на современном этапе является сложным и динамичным. Это является проблемой, так как неоднозначность его требований, норм, правил в результате значительно увеличивает риски, которые впоследствии отражаются на финансовом состоянии банков, и их репутации. Для решения этой проблемы необходимо разработать новые или усовершенствовать действующие методы идентификации, систему формирования налоговой базы, и в целом пересмотра методики налогового учета в России.

Также, недостатком определим полное отсутствие определенности в реализации порядка налогообложения относительно банковского продукта, ведения бухгалтерского учета, так как эти критерии зачастую подталкивают к судебным спорам налоговые органы и банки. Рассматриваемая проблема подразумевает необходимость разработать и применить новые формы, методику налогового администрирования, которые непременно будут учитывать волатильность этих связей.

Необходимо отметить, что методология налогообложения банков и налогового контроля, мониторинг банков и налоговый анализа должны быть взаимосвязаны. Это в результате поспособствовало бы гармонии интересов и банка и налоговых органов России.

Определим проблематику налогообложения банков России с развитием интеграционных процессов.

Основным направлением развития послужит максимальное присутствие иностранных банков, что непосредственно усилит экономическое развитие России, с помощью увеличения делового оборота, его размеров, а соответственно, росту налоговых отчислений. Также наличие иностранных банков повысит уровень конкуренции с ними. Так как конкуренция в настоящее время является основой развития банковского сектора, и необходимостью стабильности к созданию высокого уровня мотивации для роста.

На сегодняшний день основной причиной оптимизации вопросов налогообложения банков России является закономерность совершенствования национальной налоговой системы, а также особая роль налогов в банках.

Помимо этого, перспективы развития налогообложения коммерческих банков России обусловлены современным статусом банков для налоговых правоотношений, тем самым стремлением участников­ налогообложения совершенствовать обращение денежных потоков.

Таким образом, чтобы развивать налогообложение банковской деятельности необходимо:

1. Внести ясность, справедливость, простоту системы налогообложения.

2. Постоянно совершенствовать учетную и контрольную деятельность кредитный учреждений. Проводить мониторинг операций банков, которые могут нести риск или угрозу законодательства.

Эти направления позволят избежать рисковых решений и приведут к урегулированию налоговых споров.

Также целесообразно повысить уровень информатизации налоговых органов в России, тем самым максимально применять возможности Интернет и существующих программ по реализации исполнения налоговых обязательств налогоплательщиков.

Реализация в полной мере предложенного направления развития налогообложения банков России, предоставит возможность для борьбы с коррупцией, а также наладит систему профессиональной этики специалистов налоговых органов России. Также это будет гораздо удобнее, и обеспечит полный контроль доходов и расходов налогоплательщика.

За последний период времени совершенствование банковской системы связано также с вопросами, фундаментом которых выступают недостатки внутренних ресурсов для обеспечения в полной мере потребностей современной экономики, в связи с эти банки должны постоянно пополнять активы за счет зарубежных банков.

Отметим, что действующая налоговая система, не беря во внимание предложенные нами направления, в малой степени рассматривает привлечение долгосрочных ресурсов, и реализацию их на финансирование экономики страны. Следовательно, банки направляют свою деятельность на краткосрочное кредитование, тем самым снизив интересы экономики.

Предложенные направления развития предопределят повышение и стабилизацию финансового состояния банков, рассмотрение вопроса налоговой базы на величину доходов, это поспособствует росту объемов долгосрочного кредитования, поможет снизить вложение денежных средств банков в спекулятивные операции. Это значительно улучшит прогнозные перспективы в совершенствовании инструментальных аспектов налоговой системы.

Развитие банковского бизнеса в России и налоговой системы – это два взаимодействующих и в тоже время параллельных аспекта. Ведь с помощью совершенствования налогообложения банков можно добиться возможности снизить финансовые недочеты и стабилизировать экономику страны­ в целом.

Для создания эффективных условий развития налогообложения банков России, необходимо совершенствовать систему как изнутри, чтобы повысить уровень ее качества, так и в окружении, тем самым устранить существующие барьеры в банковской системе.

Многолетний анализ совершенствования налогообложения банков России отечественных и зарубежных авторов, позволяет сделать вывод, что в настоящее время необходимо в большей степени ориентироваться на реформирование налоговой системы, на перспективы развития мировой налоговой политики, но при этом беря во внимание опыт и динамику отечественных исследований налогообложения банков России.

Проанализировав налогообложение банков России, отметим, что необходимо систематически дорабатывать законодательные азы банковской и налоговой деятельности, возможно заимствование за рубежом.

Важнейшим звеном модели изменения системы налогообложения коммерческих банков в соответствии со Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года, основной целью которой являлось создание совершенно новой национальной инновационно-ориентированной экономики и усиление инвестиционной направленности коммерческих банков, где система налогообложения должна была стимулировать банки вкладывать деньги в приоритетные национальные проекты.

Как показывает анализ инвестиционной деятельностью на сегодняшний день в основном занимаются крупные коммерческие банки, имеющие для этого достаточные ресурсы и возможности. Но и перед некоторыми из них стоит проблема наличия соответствующим образом разработанной технологии, позволяющей до минимума снизить кредитные риски, временные издержки, издержки, связанные с процедурой проведения комплексной экспертизы представленного предприятием проекта и финансового состояния потенциального заемщика.

Рассматривая налоговую политику государства последних лет в области стимулирования инвестиционной деятельности банков можно говорить о том, что исходя из обозначенных долгосрочных целей государства и общемировой тенденции экономики данное воздействие осуществляется косвенно, используется смешанная модель налоговой системы. Такая модель в условиях сравнительной нестабильности экономики России и специфичностью ее развития, наиболее эффективна, так как позволяет быстро корректировать элементы в зависимости от внешних условий. Так, изменяя структуру налоговых баз, процентные ставки и предоставляя льготы, государство стимулирует отдельные виды деятельности коммерческих банков или отдельные операции (например, при общем изменении ставки налога на прибыль воздействие осуществляется на все виды банков, при изменении порядка налогообложения операций с ценными бумагами – только операции банков-участников рынка ценных бумаг). Однако для стимулирования инвестиционной деятельности в целом (не только покупки-продажи ценных бумаг, но и инвестиций в реальный сектор экономики и инвестиций в инновационные проекты) не предусмотрено никаких специальных регуляторов[2].

Анализируя систему налогообложения инвестиционной деятельности коммерческих банков, наблюдается тенденция к унифицированию налогообложения банков и организаций, что характеризуется неэффективностью налоговых ставок, множественностью элементов налогооблагаемых баз, ограниченным и жестким режимом льготирования. Самым собираемым налогом с банков остается налог на прибыль, который является абсолютно фискальным и не преследует целей стимулирования конкретных видов деятельности.

Сейчас механизм налогообложения инвестиционной деятельности коммерческих банков не предполагает специального режима и базируется на общих нормах налогового законодательства, не смотря на всю свою специфичность. На начальном этапе формирования устойчивых инвестиционных потоков со стороны коммерческих банков, целесообразно было бы ввести пониженную ставку налога на прибыль в том случае, если банк регулярно направляет прибыль не на выплату процентов и увеличение собственного капитала, а на инвестиционную деятельность, кредитование реального сектора экономики, поддержку инновационных проектов. Так как налоги от основной деятельности уплачиваемые коммерческими банками, снижают чистую прибыль неравномерно, необходимо внести ряд поправок в законодательство, которые способствовали бы накоплению определенных банковских доходов[3].

Дальнейшее совершенствование системы налогообложения инвестиционной деятельности коммерческих банков должно происходить в рамках «Стратегии развития банковского сектора РФ на период до 2015 года», а именно применение дифференцированных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций, изменение состава налоговых баз и механизма формирования резервов (расширение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль).

В заключение целесообразно отметить, что налогообложение банков России носит поступательный характер, это отражено в повышенной эффективности реального механизма и инструментария налогообложения, которые учитывают специфику и налогового аппарата и банковских учреждений России.

Основной целью денежно-кредитной политики Банка России является поддержание ценовой стабильности, то есть стабильно низкой инфляции.

Ценовая стабильность — важный элемент благоприятной среды для жизни людей и ведения бизнеса, так как она:

  • защищает доходы и сбережения в национальной валюте от непредсказуемого обесценения. Это позволяет поддерживать уровень жизни, а также более уверенно планировать ежедневные и долгосрочные расходы;
  • защищает граждан с невысоким уровнем дохода. Такие семьи в основном покупают недорогие товары первой необходимости. Стабильно низкая инфляции позволяет поддерживать уровень потребления;
  • способствует повышению доступности заемного финансирования для компаний, так как снижает инфляционную премию, которые банки закладывают в процентные ставки;
  • упрощает финансовое и инвестиционное планирование для бизнеса;
  • увеличивает доверие к национальной валюте и создает условия для снижения валютизации активов и обязательств в экономике. Это, в свою очередь, снижает влияние изменения внешних условий на экономику.

Основные принципы денежно-кредитной политики

Для достижения цели по инфляции Банк России реализует денежно-кредитную политику в рамках режима таргетирования инфляции (от англ. target — «цель»). При проведении денежно-кредитной политики важна последовательность, предсказуемость и прозрачность действий центрального банка, поэтому Банк России проводит свою политику в соответствии с рядом принципов.

    Банк России устанавливает постоянно действующую публичную количественную цель по инфляции, чтобы население, бизнес, участники финансового рынка могли учитывать ее при планировании своей деятельности и принятии решений. Цель по инфляции установлена для годового темпа прироста потребительских цен, то есть изменения за последние 12 месяцев общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением.

Целью денежно-кредитной политики Банка России является поддержание годовой инфляции вблизи 4% постоянно. Формулировка «вблизи 4%» отражает допустимость небольших колебаний инфляции вокруг цели.

Если инфляция существенно отклоняется от цели, Банк России оценивает причины и продолжительность отклонения и исходя из этого принимает решения об использовании мер денежно-кредитной политики для возвращения инфляции к цели.

Совет директоров Банка России регулярно принимает решения по ключевой ставке — восемь раз в год в соответствии с заранее утвержденным и опубликованным графиком.

Решение по ключевой ставке обязательно сопровождается объяснением его логики и причин, а также, как правило, дополняется сигналом о возможных дальнейших шагах по денежно-кредитной политике. Разъяснение Банком России принятых решений и будущих намерений является важным инструментом управления инфляционными ожиданиями, так называемой привязки их к цели по инфляции.

Привязка инфляционных ожиданий как населения, так и бизнеса к цели по инфляции имеет большое значения для действенности мер, принимаемых центральным банком.

Банк России принимает решения по денежно-кредитной политике на основе макроэкономического прогноза с учетом анализа широкого круга информации. Денежно-кредитная политика влияет на динамику цен не сразу, а со временем, через длинную цепочку взаимосвязей. Поэтому для оценки влияния решения по ключевой ставке на экономику и инфляцию необходим макроэкономический прогноз.

Для разработки прогноза Банк России использует современные макроэкономические модели. В рамках подготовки макроэкономического прогноза Банк России оценивает продолжительность действия факторов, влияющих на экономику и динамику цен, и устойчивость сформировавшихся экономических тенденций.

Меры, принимаемые по другим направлениям внутренней экономической политики, а также меры экономической политики в крупнейших зарубежных странах являются важными факторами, которые учитывает Банк России при подготовке макроэкономического прогноза.

При формировании предпосылок макроэкономического прогноза и оценке рисков на текущем этапе Банк России использует консервативный подход, придавая несколько большее значение проинфляционным факторам и рискам. Это связано с тем, что инфляционные ожидания в России пока остаются повышенными и чувствительными даже к временному повышению цен на отдельные товары. В такой ситуации недооценка проинфляционных факторов и рисков может привести к устойчивым и продолжительным отклонениям инфляции вверх от цели.

Банк России придерживается информационной открытости в области денежно-кредитной политики, чтобы повысить понимание и доверие к проводимой денежно-кредитной политике, сформировать предсказуемую экономическую среду для всех участников экономических отношений. Понимание и доверие к принимаемым мерам имеет большое значение для повышения их действенности.

В рамках политики информационной открытости Банк России прежде всего стремится максимально оперативно и полно раскрывать информацию о целях, принципах, мерах и результатах денежно-кредитной политики, об оценке экономической ситуации и перспектив ее развития. Банк России также работает над расширением охвата коммуникации по денежно-кредитной политике и повышением ее адресности.


В мире на сегодняшний день множество налоговых систем. Главная задача этой статьи – разобраться в особенностях системы уплаты налогов коммерческими банками в России и сопоставить её с системой налогообложения в других странах.

Теоретической и методологической базой данного исследования являются нормативные и законодательные акты, информация о финансовых отчетах консолидированного характера, баланса бухгалтерии и данных, представляемых держателям акций конкретной организации, статьи в экономических и финансовых изданиях России, электронные ресурсы с материалом по данной теме, учебные пособия, материалы и обязательно результаты проведенных исследований. Все это позволит увидеть самую обширную картину того, насколько эффективна система налогообложения коммерческих банков в России.

Рынок банковских услуг сегодня один из ключевых, в специализацию которого входят банки. Банк – это организация, осуществляющая кредитную деятельность, которая имеет аккредитацию на выполнение банковских операций: размещение денежных средств от собственного имени и за свой счет при условии возврата, срочности, платности, ведение и открытие банковских счетов физических и юридических лиц, привлечение валютных средств во вклады юридических и физических лиц [3].

Главное условие, которое необходимо выполнить, чтобы создать рыночное хозяйство – наладить функционирование банковской системы. На банки возложена весьма серьезная роль, при помощи них государство реализует стратегические и тактические цели инвестиционной, инновационной политики, проблемы регулирования доходов населения и внешнеэкономической деятельности.

Самое главное для исправной работы банковской системы – это развитие системы уплаты налогов организаций, которые занимаются кредитными операциями. Прочие организации, занимающиеся кредитными операциями в РФ и банки, сталкиваются с трудностями при налогообложении, во многом имеющие дело с неразрешенностью и противоречивостью некоторых аспектов закона о налогах.

Как правило, банк может выступать в 3 позициях, а именно:

– В качестве самостоятельного налогоплательщика;

– В качестве налогового агента;

– В качестве посредника между государством и налогоплательщиками.

Банк обязуется оплачивать несколько типов налогов местного, регионального и федерального масштаба. Все налоги, уплачиваемые коммерческими банками, указаны в ст. 19, 20, 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» от 27.12.91 г. № 2118-1. С вступлением в силу с 05.05.2016 г. изменений во II часть Налогового Кодекса, банки уплачивают налоги и сборы, предусмотренные ст. 13, 14, 15 части I Налогового Кодекса РФ.

Налоги федерального масштаба: НДС, НДФЛ и др., регионального масштаба: имущественный налог, транспортный налог и прочие, местные налоги: земельный налог. Рассмотрим коротко некоторые примеры налогов [4].

1. Налог на прибыль организации. Согласно налоговому законодательству РФ, этот тип налогообложения представляет собой реальную прибыль, которая остается в распоряжении банка после вычета текущих расходов.

2. Налог на добавленную стоимость. Стоит отметить, что по большей части банковские услуги не облагаются налогом по причине того, что отчасти банковские тарифы не базируются на себестоимости, зато на них прямым образом сказывается уровень рисков и конкуренции.

3. Налог на имущество организаций. Такая система налогообложения применима к банковскому имуществу, как движимому, так и недвижимому, находящемуся в собственности.

4. Земельный налог. Оплата данного налога имеет место быть только тогда, когда здание, в котором располагается офис банка, находится в личной собственности банка.

Банк, являясь плательщиком налогов, в обязательном порядке ведет налоговый учет доходов и расходов, путем занесения перечня сделок и операций в журнал аналитического учета, в строгом соответствии с правилами. Такой вид учета отражает каждую сделку, которую заключил или совершил банк. Сюда относятся: покупка и продажа драгоценных камней и металлов, долговые обещания, операции хозяйственного характера, и прочие банковские операции. В аналитическом учете отражается дата совершения операции, стоимость, количество, качество или же иные показатели, необходимые для данного учета [2].

Отличным примером, для проведения сравнительного анализа банков коммерческой деятельности РФ, служат банки США. Налоговая система Америки разительно отличается от налоговой системы, применяемой в России. К примеру, ставка для банка и для корпораций одинакова. В первую очередь учитывается не добавленная стоимость, не потребительские и даже не производственные налоги, а доход. Рассмотрим схему налогов, которыми облагаются корпорации и на основе полученной информации выявим особенности, которые присущи налоговой системе национального и коммерческого банка.

Система уплаты налогов корпорациями:

1. Определить уровень доходов;

2. От суммы общего дохода отнять доход, который не подлежит налогообложению;

3. Провести налоговые вычеты с целью определения налога на чистый доход по ставке налога.

Наиболее наглядно и четко видно систему налогообложения коммерческих банков на примере уплаты налогов банком ПАО «Росбанк». Росбанк является частью группы Societe Generale – лидирующего универсального европейского банка с более чем 150-летней историей, который на протяжении всего периода своей деятельности демонстрирует способность к росту, противостоянию внешним вызовам и успешной адаптации к изменениям. До недавнего времени, Росбанк являлся открытым акционерным обществом, с принятием нового закона об обществах, произошло переименование в публичное акционерное общество (ПАО).

Данный банк является одним из основных операторов рынка валют в Дальневосточном регионе. Банком производятся валютные операции на внутреннем и мировом валютном рынке. Общая сумма операций конверсии за 2015 год превышает отметку в 2050 миллионов долларов США, сюда же относятся операции по приобретению и реализации валют по клиентским заявкам на общую сумму в 2348 миллионов долларов США, стоит отметить, что данный показатель почти в 3 раза выше, чем в 2013 году [5].

Стоит подчеркнуть, что основные налоги, которые уплачивает банк это:

Налог на прибыль организации;

Налог на доходы физических лиц;

Налог на добавленную стоимость;

Налог на имущество организации;

Прочие виды налогов.

Стоит отметить, что банк может уйти от обязанности по ведению раздельного учета НДС, уплаченного поставщикам, при приобретении товаров (работ, услуг), применяя п. 5 ст. 170 НК РФ. В таком случае банк включает в затраты, при исчислении налога на прибыль организаций принимаемые к вычету суммы НДС, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам). При этом, полученная ими по операциям вся сумма НДС, подлежащим налогообложению, подлежит уплате в бюджет.

Сроки уплаты налога и порядок исчисления:

– Квартал – налоговый период;

– Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого квартала.

– Рассчитывается как общая сумма налога, уменьшенная на сумму налоговых вычетов;

Налогообложение банков производится по налоговой ставке 18 %.

Налогообложение производится по расчетной ставке 18/118 в случаях, если коммерческий банк выступает в качестве налогового агента, при удержании налога.

Коммерческий банк, приобретая на территории Российской Федерации товары (услуги, работы) у иностранных партнеров, не состоящих в качестве налогоплательщиков на учете в налоговых органах, является налоговым агентом, который обязан исчислить, удержать у иностранной организации и перечислить в бюджет соответствующую сумму НДС. При этом, налоговую базу по НДС определяет банк, как сумму дохода зарубежной организации от реализации данных продуктов (услуг, работ).

Также, банк считается налоговым агентом, арендуя у органов гос. власти и управления и органов районного самоуправления федеральные активы, актив субъектов РФ и городской актив. При этом, налоговая основа по НДС ориентируется банком, как сумма арендной платы с учетом налога. Банк должен исчислить, вычесть из прибыли, уплачиваемой арендодателю, и перечислить в бюджет необходимую сумму НДС;

– при реализации имущества, подлежащего учету по цене с учетом уплаченного НДС;

– при получении банком валютных средств в виде авансовых платежей, в счет грядущего предложения, передачи имущественных прав.

База, как налогов, так и сборов рассчитывается как сумма выплат и прочих вознаграждений, начисленных налогоплательщиком за налоговый период в пользу физических лиц. Текущее налогообложение исследуемого банка рассчитывается на основе сумм, ожидаемых возмещений из бюджета или к уплате в бюджет, в отношении налогооблагаемых убытков или прибыли, в предшествующие и текущие периоды.

Российская налоговая система далека от совершенства в собственной законодательной базе. «Пробелами» в Налоговом кодексе злоупотребляет основная масса хозяйствующих субъектов государства. Важна кропотливая проработка всех нормативно-правовых актов и законов, касающихся налогообложения, тем более в сфере кредитных организаций, т.к. здоровая банковская среда – задаток финансового благополучия любой страны.

Для достижения данной цели необходимо принять срочные меры. В передовых российских критериях целенаправленно было бы установить дифференцированный расклад к налогообложению коммерческих банков. В частности, целенаправленно использовать меньшую ставку налога на выгоду, в случае если банк постоянно ориентирует прибыль не на выплату дивидендов, а на наращивание денежных средств банка, кредитование реального раздела экономики, становление работы за рубежом.

При оптимизации налогообложения коммерческих банков нужно не только инициировать их на финансирование компаний реального раздела экономики, но и ограничивать их в способностях по уклонению от уплаты налогов. Из всего вышесказанного, можно прийти к выводу, что роль налоговой регулировки растет в связи с тем, что нужно проводить меры по налоговому стимулированию и сделать конкретные банковские операции неэффективными или же труднореализуемыми [1].

Большая собираемость налогов нуждается в серьёзных преобразованиях в налоговом законодательстве. Улучшение налогообложения коммерческих банков посодействует увеличению налоговой прибыли страны. А это в первую очередь, ускорит процесс становления страны и совершенствования экономики.

Подводя итог, можно сделать вывод об особенной роли банков как субъектов налогообложения, специфике как налогов, которые они должны платить, так и их посреднической роли, регламентированной законодательством. Следует заметить, что тема настоящего исследования очень актуальна, особенно в силу меняющегося законодательства в области налогообложения, и требует внимательного и последовательного дальнейшего изучения.


Банковский сектор как неотъемлемая часть финансовой и экономической систем оказывает существенное влияние на процессы, происходящие в рамках как национальной, так и глобальной экономик. Налогообложение кредитных организаций, осуществляемое в рамках общей концепции налогообложения, определено их специфической ролью, поскольку они являются крупными налогоплательщиками и экономическими субъектами, чья платежеспособность имеет большое общественное значение.

Банки, осуществляя кредитование организаций и физических лиц, получают процентные доходы, служащие основой совокупных доходов и оказывающие значительное влияние на финансовый результат деятельности.

Банковская система РФ на современном этапе характеризуется появлением на рынке банковских услуг новых крупных коммерческих банков, трансформацией многих крупных банков в банки-банкроты, вырастающих из числа средних банков, усиливающейся конкуренцией между различными финансовыми посредниками за средства населения и организаций; высокой динамичностью изменений и значительной неопределенностью в нормативно-правовых основах регулирования, что влияет на принятие рациональных управленческих решений, проблемой ликвидности коммерческих банков, деятельность которых во многом зависит от внешних источников и подвержена сильному влиянию факторов внешней среды, прекращением деятельности целого ряда средних и мелких банков, особенно в регионах. Так, по данным ЦБ РФ на 01.01.2016 г., по сравнению с 01.01.2014 г. отозвано на 140 лицензий больше. Прибыль банков сократилась на 276449,1 млн руб. В Республике Дагестан количество банков сократилось с 76 до 15 за этот же период [9]. Настоящий период характеризуется неустойчивостью банковской системы, неэффективностью управления и достижения финансовых результатов деятельности. Для государства банковская система не смогла оказать достойной опоры ни в вопросах обеспечения банками своевременных налоговых перечислений юридических и физических лиц в бюджеты различных уровней, ни в вопросах собираемости налогов непосредственно от банковской деятельности [2, с. 18].

Актуальность вопросов налогообложения коммерческих банков не вызывает сомнения. Данная тема гармонично вписывается в общероссийскую дискуссию о проблемах совершенствования налоговой политики РФ, формирования единой национальной налоговой системы и доработки Налогового кодекса.

Рассматривая различные виды финансовой политики коммерческих банков, можно уточнять, конкретизировать методы и цели проведения рассматриваемой финансовой политики. Налоговая политика выражает последствия от реализации той или иной финансовой политики. С ее помощью, например, можно оптимизировать налог на прибыль при формировании доходов от реализации кредитной или валютной политики и расходов, связанных с реализацией дивидендной или эмиссионной политики [3, с. 32]. Налогооблагаемая база по налогу на имущество формируется как результат инвестиционной политики, а НДС – как результат реализации процентной политики. В этом и прослеживается связь налоговой политики с остальными видами финансовой политики.

Налоговая политика коммерческих банков имеет исключительное значение для внутреннего анализа эффективности их деятельности, а также для оценки влияния налогового законодательства на формирование кредитного рынка, и, в частности, кредитование реального сектора экономики [8, с. 3].

В направлении целевых установок банковского менеджмента можно дать следующее определение налоговой политики. Налоговая политика банка – система среднесрочных целевых установок в области трансформации банковских ресурсов в налоговые платежи, а также система принципов и методов, увязанных с достижением стратегических финансовых целей [4, с. 6]. По сравнению с целями налоговой политики банка целевые установки финансовой стратегии банка представляются более конкретными. определенными и приспособленными к налоговой ситуации, формирующейся в среднесрочном периоде [1, c. 56].

Если рассматривать задачи формирования налоговой политики современных коммерческих банков в контексте финансовой стратегии, то их можно определить следующим образом:

– создание банку условий, позволяющих получение ею приемлемой прибыли при лимитировании общего кредитного риска;

– подбор разнообразных вариантов вложения банками своих средств в виде кредитов с более тщательным расчетом операционных доходов;

– обеспечение баланса по срокам, затратам и объемам между ресурсами кредитных организаций.

С учетом этого, можно выделить следующие важнейшие факторы формирования налоговой политики кредитных организаций на современном этапе развития Российской Федерации:

– частые изменения в налоговом законодательстве и, как результат – принятие ведомственных нормативных актов и разъяснений по вопросам уплаты коммерческими банками налога на прибыль и НДС;

– повышающаяся конкуренция между коммерческими банками, возрастающая «борьба» за клиента, увеличение расходов и маркетинговых издержек, не относящихся к операционным, что связано с проблемой формирования налоговой базы по налогу на прибыль;

– стремление банков к повышению своего влияния в определенных частях банковского рынка, расширение географии банковской деятельности, что связано с проблемой улучшения налогообложения прибыли дочерних банков;

– формирование банковских инноваций в русле депозитных, кредитных и расчетно-кассовых операций, особенно за счет покупки современных информационных технологий, непосредственно сказывающихся на налоге на имущество;

– международный характер банковского бизнеса, связанный с проблемой избежания двойного налогообложения прибыли, полученной в зарубежном отделении банка;

– изменение норм резервирования и процентная политика ЦБ РФ;

– влияние изменения международных финансовых санкций и валютных курсов (отчетливо наблюдающиеся за послед-
ние месяцы).

Позиции коммерческих банков России по кредитному обслуживанию в большей мере зависят от перспектив развития банковского рынка, во многом определяющихся валютными курсами. В случае, когда иностранная валюта становится ненадежной для банковской деятельности, необходимо свести к минимуму использование данной валюты, в то же время более активно внедряя рублевую валюту, включая валюту и по кредитным сделкам.

Предполагается, что в целом банковская система России будет расти и активно развиваться [10]. И вправду, за последние годы активы банковского сектора РФ неуклонно растут, и по сравнению с 2013 годом в 2015 году они выросли на 25576,6 млрд руб., или на 44,54 % (таблица).

Динамика активов российских кредитных организаций в 2013–2015 гг., млрд руб.

В недалеком прошлом все данные, необходимые для правильного исчисления налогов, подлежащих уплате в бюджеты, формировались в составе бухгалтерского учета и могли непосредственно использоваться как при расчете налогов, так и при составлении налоговых деклараций. Сейчас бухгалтерский учет и налоговый учет — это самостоятельные учетные системы, преследующие разные цели и имеющие раз­ные законодательные базы.

Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ (НК РФ) и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК РФ). Есть также законодательство субъектов РФ о налогах и сборах, состоящее из региональных законов и иных нормативных актов о налогах и сборах, принятых в соответствии с НК РФ (п. 4 ст. 1 НК РФ).

Налоговый учет предназначен для накопления и обработки информации, необ­ходимой для исчисления и уплаты предприятиями и организациями распространяю­щихся на них налогов (иных обязательных платежей) и для контроля за своевремен­ным исполнением ими обязанности вносить соответствующие суммы в бюджеты.

В соответствии с НК РФ (п. 1 ст. 23) основные задачи налогового учета сле­дующие:

• учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обя­занность предусмотрена в законодательстве о налогах и сборах;

• представление в налоговый орган по месту учета деклараций по тем нало­гам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена в за­конодательстве о налогах и сборах.

Объектами налогового учета могут быть (п. 1 ст. 38 НК РФ): операции реализа­ции товаров (работ, услуг); имущество, прибыль, доход; стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг); иные объекты, имеющие стоимост­ную, количественную или физическую характеристики, если с наличием таких объ­ектов у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возник­новение обязанности платить налог.

Начиная с 2001 г. в налоговое законодательство вводится норма о необходимо­сти формирования предприятиями и организациями своей учетной политики для целей налогообложения. Сама эта норма стала применяться с 2002 г.

Согласно ст. 313 НК РФ (гл. 25 «Налог на прибыль организаций») налоговый учет — это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным в НК РФ.

Положения указанной главы Налогового кодекса допускают значительные рас­хождения порядков группировки и учета хозяйственных операций в бухгалтерском и налоговом учете. Так, налоговый учет в организаций может быть построен по двум схемам: в первом случае регистры налогового учета формируются на основании данных первичных документов независимо от бухгалтерского учета, во втором — на основании данных регистров бухгалтерского учета и их корректировки. Выбор той или иной схемы налогового учета является элементом учетной политики организа­ции. Организация должна самостоятельно разработать регистры налогового учета.

В приказе об учетной политике для целей расчетов по налогам (и иным обяза­тельным платежам) должны быть отражены следующие вопросы (с соответствую­щим обоснованием): 1) выбранные организацией способы формирования налоговой базы по различным налогам; 2) схемы ведения налогового учета; 3) формы регист­ров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных; 4) порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения, и т.д.

Выбирая вариант формирования налоговой базы, организация должна четко опре­делить, к какому налогу конкретно относится тот или иной способ учета. При этом данные налогового учета должны отражать: 1) порядок формирования суммы доходов и расходов; 2) порядок определения доли расходов, учитываемых для целей расчетов по налогам в текущем налоговом (отчетном) периоде; 3) остатки расходов (убытка), подлежащие отнесению на расходы в следующих налоговых периодах; 4) порядок формирования резервов; 5) сумму задолженности по расчетам с бюджетом и др.

При выборе учетной политики необходимо предусмотреть возможность макси­мального совмещения бухгалтерского и налогового учета. Их совмещение возмож­но, в частности, по следующим направлениям: учет расходов на ремонт основных средств; учет расходов на НИОКР; оценка остатков незавершенного производства; способы группировки учета затрат.

Читайте также: