Анализ и оценка налоговой системы республики казахстан

Опубликовано: 06.05.2024

База данных "Законодательство Казахстана" содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

Налоговая система Казахстана

Общие сведения

Налоговое законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции, состоит из Налогового кодекса и иных нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено Налоговым Кодексом.

Конституциясодержит общие нормы налогового законодательства, касающиеся вопросов о полномочиях органов государственной власти в налоговой сфере, а также устанавливающие обязанность по уплате налогов и иных обязательных платежей.

Налоговый кодексрегулируют правоотношения, связанные со введением, исчислением, взиманием налогов и сборов, а также отношения, возникающие в связи с этим между налогоплательщиком и государством в лице уполномоченных государственных органов.

Налоговый кодекс состоит из общейи особеннойчастей.

Общая часть устанавливает принципы налогообложения, основные понятия и термины, используемые в налоговой сфере, права и обязанности участников налоговых правоотношений, регулирует различные налоговые процедуры, связанные с исполнением налоговых обязательств.
Особенная часть подробно прописывает порядок, сроки взимания налогов и иных платежей, их ставки, а также специальные налоговые режимы.

В Республике Казахстан взимается большое количество налогов и иных обязательных платежей.
В целом налоговую систему можно охарактеризовать как трехуровневую, налоги в зависимости от разновидности и источника поступления распределяются в:

  • республиканский бюджет
  • областные бюджеты, бюджеты города республиканского значения (Алматы) и столицы (Астаны)
  • районные бюджеты, бюджеты городов областного значения.

Перечень налогов, подлежащих зачислению в бюджет того или иного уровня, содержится в статьях 49-52 Бюджетного кодекса РК.

Налоги Казахстана можно сгруппировать следующим образом.

Подоходные налоги

Корпоративный подоходный налог(поступает в республиканский бюджет). Плательщики – юридические лица. Объект налогообложения – совокупный годовой доход за минусом вычетов. Общая ставка составляет двадцать процентов, имеются льготные ставки для отдельных категорий плательщиков в размере десяти и пятнадцати процентов.

Индивидуальный подоходный налог(поступает в областные, местные бюджеты, а также в бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – физические лица, обладающие объектами налогообложения. Объект налогообложения – годовой доход. Ставка – десять процентов.

Социальный налог(поступает в областные, местные бюджеты, а также в бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – юридические лица и предприниматели. Объект для юрлица – численность работников, для индивидуального предпринимателя – его расходы в связи с выплатой своим работникам вознаграждения. Общая ставка – одиннадцать процентов, имеются льготные ставки для сельхозпроизводителей.

Налоги на собственность

Налоги на имуществодля юридических и физических лиц (поступают в местные бюджеты и бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – собственники и владельцы недвижимого имущества. Налоговая база - стоимость имущества. Ставка для юрлиц и предпринимателей – полтора процента к налоговой базе, имеются льготы для некоторых категорий плательщиков. Ставка для физических лиц является прогрессивной, растет с увеличением стоимости имущества, минимальная составляет 0.05 процента от стоимости.

Земельный налог(поступает в местные бюджеты и бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – юридические и физические лица – собственники и титульные владельцы земельных участков. Налоговая база – площадь участка. Ставки различны и зависят от целевого назначения участков.

Налог на транспортные средства(поступает в местные бюджеты и бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – юридические и физические лица – собственники и владельцы транспортных средств. Ставка в зависимости от вида транспортного средства зависит от объема двигателя, грузоподъемности, мощности, количества посадочных мест.

Налоги на товары, работы, услуги, производимые внутри страны или ввозимые в страну.

НДС(поступает в республиканский бюджет). Косвенный налог. Плательщики – юридические лица, имеющие обороты, облагаемые налогом, а также импортеры товаров. Ставка – двенадцать процентов, имеются льготы по уплате.

Акцизы(поступают в бюджеты всех уровней). Косвенные платежи. Плательщики – производители, реализаторы или импортеры подакцизной продукции, к которой относятся: спиртосодержащая, табачная продукция, топливо, нефтепродукты, транспортные средства. Ставки зависят от вида продукции, устанавливаются в твердой денежной сумме за единицу.

Налог на игорный бизнес(поступает в республиканский бюджет). Плательщики – юридические лица, оказывающие услуги в игорной сфере. Ставка зависит от вида игорной деятельности, является кратной к месячному расчетному показателю, устанавливаемому на каждый налоговый период законом о республиканском бюджете.

Фиксированный налог(поступает в местные бюджеты и бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – юрлица и предприниматели, осуществляющие деятельность с использованием некоторых разновидностей игорного оборудования, бильярдных столов и т.п. Объектом налогообложения является данное оборудование. Ставка зависит от вида оборудования, является кратной месячному расчетному показателю.

Внешнеторговые и внешнеэкономические налоги

Рентный налог на экспорт(поступает в республиканский бюджет). Плательщики – экспортеры сырой нефти и нефтепродуктов. Объект налогообложения – объем реализованной продукции. База – стоимость реализованного. Ставка зависит от объема реализации, является прогрессивной.

Ввозные и вывозные таможенные пошлины(поступают в республиканский бюджет). Перечень товаров, облагаемых пошлинами, и их размеры утверждаются приказами министра национальной экономики РК.

Специальные платежи и налоги за пользование недрами

Специальные платежи и налоги за пользование недрами и другими природными объектами (поступают в бюджеты всех уровней).
Для недропользователей: подписной бонус (фиксированный платеж за право пользования недрами на контрактной территории, ставка зависит от вида недропользования, вида полезного ископаемого, стоимости запасов); бонус коммерческого обнаружения (фиксированный платеж, вносимый по факту обнаружения месторождения на контрактной территории, ставка составляет 0.1 процента от утвержденной стоимости обнаруженных ископаемых); платеж по возмещению исторических затрат (фиксированный платеж, возмещающий затраты государства на геологическое изучение и разведку месторождений до заключение контракта на недропользование. Сумма рассчитывается уполномоченным государственным органом); налог на добычу полезных ископаемых (уплачивается отдельно по каждому виду добываемого ископаемого, ставка зависит от его вида и объемов добычи); налог на сверхприбыль (уплачивается, исходя из размера чистого дохода от добычи полезных ископаемых, шкала скользящая).

Плата за пользование земельными участками(аренда), ставки устанавливаются земельным законодательством.

Плата за пользование водными ресурсамиповерхностных источников, ставки утверждаются представительными органами областей, города республиканского значения и столицы.

Плата за эмиссии в окружающую среду, ставка зависит от вида и объема вредного выброса, кратна размеру месячного расчетного показателя.

Плата за пользование животным миром, ставки зависит от вида пользования, кратна месячному расчетному показателю.

Плата за лесные пользования, ставки по некоторым видам пользования устанавливаются региональными представительными органами, а по некоторым установлены непосредственно НК РК.

Плата за использование особо охраняемых природных территорий. Ставка за пользование такой территорией республиканского значения равняется 0.1 месячного расчетного показателя. Если территория местного значения, то ставка утверждается региональным представительным органом.

Обязательные платежи за совершение юридически значимых действий

Обязательные платежи за совершение юридически значимых действий, получение разрешений и лицензий поступают в бюджеты всех уровней.

  • государственная пошлина
  • консульский сбор
  • регистрационные сборы
  • сбор за проезд автотранспортных средств по территории РК
  • сбор с аукциона
  • лицензионный сбор
  • сбор за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным и радиовещательным организациям
  • сбор за сертификацию в сфере гражданской авиации
  • сбор за использование радиочастотного спектра
  • сбор за предоставление междугородной и (или) международной телефонной связи, а также сотовой связи
  • сбор за пользование судоходными водными путями
  • сбор за размещение наружной (визуальной) рекламы

Специальные налоговые режимы

  • для субъектов малого бизнеса (на основе патента или упрощенной налоговой декларации, предполагают упрощенный порядок уплаты социального налога, корпоративного и индивидуального подоходных налогов)
  • для крестьянских фермерских хозяйств (единый земельный налог, заменяет индивидуальный подоходный налог, плату за эмиссии в окружающую среду, земельный налог, плату за пользование земельными участками, частично налог на транспортные средства и налог на имущество)
  • для производителей сельхозпродукции (применяется как для крестьянских фермерских хозяйств, так и для сельхозпроизводителей других организационно-правовых форм, предусматривает особый порядок исчисления подоходных налогов, НДС, социального налога, а также налогов на имущества и на транспортные средства)

Заключение

Несмотря на то, что законодательство Казахстана предусмотрело большое количество различных налогов и сборов, необходимо отметить, что ставки по основным платежам в бюджет (по подоходным налогам, НДС, акцизам и др.) являются низкими по сравнению не только с другими странами СНГ, но и с общемировыми.

Большое внимание на законодательном уровне уделяется поддержке сельских товаропроизводителей. Для них предусмотрено несколько специальных налоговых режимов, а также различные налоговые льготы при уплате налогов по общим правилам.

Интересной является система распределения налоговых поступлений в бюджеты различных уровней. Налогов и иных платежей, поступающих в бюджет только одного уровня, очень мало. В основном одни и те же платежи распределяются в разноуровневые бюджеты в зависимости от источника их уплаты. Данное обстоятельство также позволяет осуществить финансирование государственных и местных нужд, не облагая плательщиков дополнительным налоговым бременем. Надо отметить, что особое внимание уделяется финансированию города республиканского значения Алматы и столицы государства Астаны.

Основной налоговый закон тщательно и подробно регламентирует все аспекты налоговых правоотношений, это является для налогоплательщиков дополнительной гарантией их прав при возникновении спорных ситуаций.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что налоговое законодательство РК является современным, прогрессивным и отвечающим потребностям как государства, так и общества.

Статья подготовлена специалистами ООО "СоюзПравоИнформ".

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.


Социально-экономическая трансформация общества в стране невозможна без постоянной и системной модернизации государственных институтов, которые аккумулируют денежные потоки в Республике Казахстан. Ведь именно 85–90 % поступлений доходов в бюджетную систему государства обеспечивается за счет налогов, сборов и платежей, в какой-то мере налоговое администрирование и его развитие в условиях быстро меняющейся современной рыночной экономики остается одной из наиболее актуальных проблем.

Становление законодательно-нормативной базы налогового администрирования в Республике Казахстан формировалось одновременно с развитием отечественной налоговой системы страны. В данной статье представлены этапы становления и развития института налогового администрирования в Республике Казахстан – начиная с конца 1991 г. и по настоящий момент. Исследуемая проблема рассматривается во взаимосвязи с развитием государственности Казахстана и гражданского общества как некий целостный феномен. В работе рассмотрена отечественная история законодательства в области налогового администрирования, условно разделенная на четыре периода.

Первый период характеризуется принятием собственного налогового законодательства на заре становления Казахстана в качестве суверенного и независимого государства. Он охватывает декабрь 1991 г. – апрель 1995 г.

Именно в этот период был принят Закон Республики Казахстан от 25 декабря 1991 года «О налоговой системе в Республике Казахстан», являющийся основным для правового регулирования налогообложения, а также целый ряд нормативно-правовых актов, посвященных отдельным видам налогов, а именно Законы от 24 декабря 1991 года, такие как «О налоге на добавленную стоимость»; «Об акцизах»; «О налоге на имущество физических лиц»; «О налоге на операции с ценными бумагами»; «О таможенном тарифе и пошлине»; «О сборе с граждан, не зарегистрированных в качестве субъекта предпринимательской деятельности»; «О курортном сборе»; «О целевом сборе»; «О фиксированных рентных платежах»; «О внесении изменений в Закон Казахской ССР «О подоходном налоге с граждан Казахской ССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» [1].

В свою очередь были установлены жесткие меры в виде санкции за нарушение налогового законодательства, носящие ступенчатый характер, где допускалось наложение ряд взысканий налогово-правового и административного характера за одинаковый проступок.

Одновременно Закон «О налоговой системе в Республике Казахстан» обладал целым рядом определенных преимуществ, способствующих правильной с точки зрения соответствия объективной и субъективной нужде казахстанского общества организации налогообложения, многие из которых, в процессе дальнейшей переработки правовой системы оказались утерянными или просто ненужными в силу определённых причин авторов проектов законодательных актов.

Наиболее сложной задачей при разработке совершенно новой современной налоговой системы была потребность по крайней мере сохранения сложившегося ранее уровня доходов государства, ведь нельзя было сразу отказаться от финансирования из бюджета целого ряда различных социально значимых программ и проектов. Исполнение этой проблемы усугублялось, с одной стороны, падением казахстанского производства и уменьшением доходов бюджета в результате сокращения налоговых поступлений, а с другой стороны – потребностью восполнения за счет бюджета возрастающих социальных затрат в рыночных условиях [2].

С преобразованием политического и экономического устройства Республики Казахстан становления самого государства изменялись и методы администрирования налогов и других обязательных платежей в бюджет. Государство начинает устанавливать правила и механизм организационно-правового регулирования: кто субъект налога; облагаемый доход, собственность; величина объекта налога; норму налогообложения; сумму налога; механизм проверки и т.п.

Следующий период с апреля 1995 года по июнь 2001 года – характеризуется введением Указа Президента Республики Казахстан от 24 апреля 1995 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет». Причиной принятия данного закона явилось совершенно новое налоговое преобразование, заключенное в том, что налоговое законодательство приобрело консолидированный и даже кодифицированный характер. Тем самым закон объединил в себе целый ряд ранее действовавших налоговых правил согласно которому «законодательные и другие нормативно-правовые акты, противоречащие положениям настоящего закона, не имеют никакой юридической силы».

Закон закрепил ответственность за неисполнение налогового обязательства.

Большим достижением закона является отказ от принудительного взыскания недоимки, пени и налогово-правового штрафа на основе одностороннего разрешения органов налоговой службы – если плательщик налогов выражал несогласие с начисленными недоимками, пенями и штрафом, то налоговый орган мог произвести взыскание только по решению суда. Такой подход не только обеспечивал объективное рассмотрение дела и защиту законных интересов, как налоговых органов, так и налогоплательщиков, но и полностью соответствовал требованиям правового и демократического государства, каким провозгласил себя Казахстан согласно своей Конституции.

Закон устанавливал ответственность налоговых органов за убытки, причинённые в результате неправомерных действий работников этих органов, за счет республиканского бюджета

Третий период просуществовал вплоть до 2008 года и был обусловлен с введением Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налогового кодекса), ратифицированного Законом Республики Казахстан от 12 июня 2001 года.

Основными причинами принятия данного Кодекса выступили следующие факторы:

– во-первых, острая необходимость упорядочения нормативно-правовой базы налоговой системы в рамках накопленного опыта налоговой службы, а именно потребность в прозрачной юридической регламентации некоторых видов налогов, а также сборов и платежей, выявившихся недостатков в отечественном законодательстве и его совершенствование. Тем более налоговая система Республики Казахстан осталась прежней;

– во-вторых, потребность внести изменения в отечественное налоговое законодательство, в том числе внедрение таких институтов, как налоговое обязательство, налоговое представительство, принципы налогообложения и т.п., таким образом дать более прозрачную и понятную структуру базовому нормативно-правовому акту в системе налогообложения – Налоговому кодексу Республики Казахстан, соответственно привести в единую систему налогово-правовые нормы;

– в-третьих, желание постоянно совершенствовать механизм юридической ответственности за нарушение налогового законодательства Республики Казахстан.

В начале 2000-х гг. в Казахстане была проведена огромная работа по пересмотру деятельности налоговых органов и налогового законодательства, а также проведена автоматизация бизнес-процессов. Данная реформа проводилась при активном сотрудничестве с Международным банком реконструкции и развития – Всемирный банк. Привлечение Всемирного банка в качестве партнера при проведении реформы позволило Казахстану получить доступ к передовым международным практикам налогового администрирования, обширный опыт и база знаний создали почву для активного перехода на новую модель работы. В конечном итоге появились такие информационные системы, как Интегрированная налоговая информационная система (далее – ИНИС).

ИНИС была создана специалистами ЕРАМ Systems по поручению Министерства финансов Республики Казахстан в 2008 г., как объединившая главный аппарат налогового комитета и территориально- распределенные подразделения налоговых органов государства.

Несомненно, для регистрации и учета налогоплательщиков до разработки ИНИС в каждой инспекции налоговой службы применялась собственная база данных, которая постепенно изменялась и велась независимо от баз данных прилегающих налоговых органов.

Сам проект по созданию ИНИС был запущен в контексте программы Всемирного банка по модернизации налогового администрирования в Республике Казахстан. Сегодня в Республике сформирована единственная основополагающая инфраструктура, которая систематически поддерживается и развивается. Названная система состоит из таких частей, комплексно реализующих основные функции, выполняемые налоговыми органами – это регистрация, прием налоговой отчетности, учет, налоговый аудит.

Внедрение системы ИНИС позволило оптимизировать внутренние рабочие процессы, а именно синхронизировать деятельность налоговой службы на всех уровнях, обеспечить все подразделения единой непротиворечивой информацией, ускорить процесс принятия решений по различным вопросам и снизить число ошибок, вызванных человеческим фактором.

В настоящее время в информационной системе ИНИС ежедневно обрабатывается около 150000 различных документов. Налогоплательщики получили доступ к возможности оплачивать налоги и производить другие обязательные платежи в бюджет через интернет-сервисы ведущих банков Республики Казахстан.

В 2006–2008 гг. в рамках Программы совместных экономических исследований Всемирного банка и Правительства Республики Казахстан проведен анализ в сфере налоговой политики и налогового администрирования Казахстана.

Дальнейшую историю законодательно-нормативной базы налогового администрирования авторы связывают с четвертым этапом, который отличается кардинальными политическими и экономическими изменениями, в стране начавшимися с 2009 г. и продолжающимися до настоящего времени.

Налоговым комитетом Министерства финансов Республики Казахстан была создана и внедрена Система обработки налоговой отчётности (далее – СОНО) [3].

Однако, как считают специалисты, время и прогресс не стоят на месте, эпоха информатизации и глобализации поставила новые вызовы перед налоговыми органами Казахстана, и главный из них – возможность быстрого изменения и приспособления к требованиям и тенденциям развития экономики [5].

В данный период времени результатом реализации Программы совместных экономических исследований Всемирного банка и Правительства Республики Казахстан в области налоговой политики стало принятие нового Налогового кодекса РК, вступившего в силу с 1 января 2009 г.

Результаты в области налогового администрирования стали платформой для начала реализации масштабной реформы – Проект по реформированию налогового администрирования на 2011–2016 гг.

Реализация данного Проекта реформирования явилась логическим продолжением принятой государством налоговой политики по либерализации налогового законодательства и снижению налоговых ставок, который сам по себе без совершенствования процедур и методов налогового администрирования не позволит создать привлекательный бизнес-климат в стране.

Таким образом, поставлены четкие задачи о необходимости коренного пересмотра деятельности с увеличением эффективности работы с ориентиром на обслуживание налогоплательщиков и, соответственно, о повышении добровольности соблюдения налогоплательщиками налогового законодательства.

Как известно, тремя китами добровольного соблюдения налогового законодательства являются: надежная и прозрачная система проведения налоговой проверки, рациональное взимание налогов (в том числе принудительное), а также удобство и доступность оказания налоговых услуг.

В декабре 2014 года Постановлением Правительства РК почти все налоговые и таможенные органы были реорганизованы в единый государственный орган под названием Комитет государственных доходов Республики Казахстан, объединив соответствующие департаменты по областям, включая передачи функций по расследованию экономических и финансовых преступлений в органы государственных доходов.

Данная реформа была направлена на решение следующих задач:

– оптимизация государственного аппарата;

– снижение административной нагрузки на налогоплательщиков;

– сокращение уровня теневой экономики;

– увеличение поступлений в бюджет;

– повышение качества оказываемых услуг со стороны государства;

– повышение доверия граждан к государственной системе Казахстана.

Таким образом, в текущий план модернизации были включены следующие основные направления налогового администрирования:

– оказание налоговых услуг и создание современного Call-центра органов государственных доходов;

– совершенствование процесса проведения налоговых проверок;

– внедрение принципов системы управления рисками при проведении проверок и в деятельности органов государственных доходов;

– совершенствование взимания налоговой задолженности;

– развитие информационных систем;

– пересмотр системы апелляции;

– пересмотр организационной структуры органов государственных доходов.

Такое мероприятие, как введение всеобщего декларирования доходов граждан и создание Центров обработки информации органов государственных доходов, – это одна из ключевых задач проекта.

Построение новой модели налоговой службы релевантно задачам, поставленным Главой государства в целях реализации Стратегии вхождения Казахстана в 30 наиболее конкурентоспособных стран мира.

Исследование позволило сделать вывод о том, что налоговая политика государства с четкой организацией администрирования налоговых платежей приводит к эффективной налоговой системе, что характеризуется устойчивым финансовым положением государства. Рост эффективности налоговой системы выражается в значительном увеличении налоговых поступлений в государственную казну, данный рост связан с бурным развитием промышленности в Республике Казахстан и увеличением количества налогоплательщиков.

Как полагают авторы, в условиях непрерывной глобализации мировой экономики на национальную систему налогового администрирования возлагается огромная ответственность, именно от качества и степени проведения налогового администрирования будет зависеть, станет в перспективе отечественная налоговая система конкурентоспособной или будет осуществлять только роль фискального инструмента [6].

Как считают специалисты, прирост роста доходов бюджета обеспечивается путем увеличения налоговых поступлений занимающих более 90 % в доходах государственного бюджета. Данное увеличение способствует росту экономики, росту импорта товаров и услуг, увеличению производства в отдельных отраслях в ходе реализации проектов Карты индустриализации.

Исследование четвертого этапа позволило сделать вывод о том, что фискальная политика страны с налаженной и понятной организацией налогового администрирования приведёт к эффективной системе налогообложения. Рост эффективности системы налогообложения проявляется в ощутимом увеличении налоговых поступлений в государственный бюджет, данный рост связан с активным развитием промышленности в Республике Казахстан и увеличением количества налогоплательщиков [7].

Налоговые администрации снова обдумывают и реорганизуют собственные бизнес-процессы из-за мирового экономического кризиса и всемирной глобализации. Сейчас множество стран объединяют ресурсы, уменьшают нагрузки налоговых органов и делегируют свои функции другим государственным органам, уменьшают время обработки данных и пропускной способности с помощью современных информационных технологий.

В отечественной системе налоговой администрации наблюдается развитие цифрового доступа к юридическим и физическим лицам, что существенно снижает издержки.

В настоящее время на сбор налогов и сборов расходуется сумма, равная 0,96 % от общего объема доходной части бюджета страны. Таким образом, сбор 1000 тенге налогов обходится в 9,6 тенге – это, несомненно, положительный результат. В будущем если республика будет продолжать работать над улучшением этого показателя, то в области налогового администрирования может подняться на уровень таких стран, как Сингапур – 0,87 %, Англия – 0,83 %, Дания – 0,71 %.

В заключение отметим, что органам государственных доходов РК необходимо систематически проводить работу по уменьшению затрат путем обеспечения поступлений налогов и других платежей в бюджет, применять в своей работе методы экономности и совершенствовать бизнес-процессы.

Вы будете перенаправлены на Автор24

Законодательная база налоговой системы

Налоговая система любого государства существует, и существовала еще в давних времен, конечно, она реформировалась множество раз, и в настоящее время имеет совсем иной характер, нежели много столетий назад. Но в целом, менялось содержание, принципы, но сущность налоговой системы сохранилась и по сегодняшний день. Причем надо заметить, что у каждого государства свои принципы и способы реализации налоговой системы.

Так, например, первым законодательным проектом в России был закон «Об основах налоговой системы РФ» По данной теме мы уже выполнили курсовую работу 9925 курсовая подробнее , который вышел в действие в 1991 году. Законодательно всю налоговую систему РФ можно контролировать с помощью Налогового Кодекса РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Налоговые органы подробнее .

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Налоговая система Казахстана 410 руб.
  • Реферат Налоговая система Казахстана 230 руб.
  • Контрольная работа Налоговая система Казахстана 220 руб.

НК РФ – это основной законодательный документ, где прописаны все правила и обязанности налоговых органов.

Налоговый кодекс Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Налоговая система Российской Федерации подробнее представляет собой законодательный акт, кодированного образца, где прописаны все правила налоговой системы.

Налоговый Кодекс По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Налоги подробнее состоит из двух частей. Помимо Кодекса есть еще целый ряд законодательных актов и законов, направленных на контроль и обеспечение порядка в области налоговой системы.

Вся налоговая система контролируется налоговыми органами, в обязанности которых входит все, что связано с начислением, расчетом, уплатой налоговых платежей по всей стране.

Контроль обеспечивают специалисты из налоговых органов, причем каждый налоговый орган, уполномоченный в том или ином районе, проверяет, только своих налогоплательщиков, затем данные собираются одном месте и отправляются на проверку в федеральные налоговые органы.

В случае обнаружения недочетов и правонарушений в области налогового законодательства, местные налоговые органы вправе сами провести проверку налогоплательщика, и если нарушения будут действительно обнаружены, для формирования налоговых санкций информация передается в вышестоящие инстанции.

Таким образом, любая налоговая система любой страны должна быть законодательно подкреплена, любое действие должно быть прописано в законодательстве, это важно как для самой налоговой системы, так и для налогоплательщиков.

Налоговая система Казахстана

Налоговая система Казахстана по своей структуре и сути очень похожа на налоговую систему России. Так, например, все законодательство в области налогообложения, как и в России, опирается, во-первых, на Конституцию, а во-вторых, на налоговый Кодекс.

Надо отметить, что Налоговый Кодекс Казахстана По данной теме мы уже выполнили презентацию Налоговая система Республики Казахстан подробнее представляет собой две части - общую и особенную.

Общая часть Кодекса заключает в себе все основные моменты налогового законодательства: все понятия, основные принципы налогообложения, налоговые термины, права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, процесс реализации налоговой деятельности и т.д.

Особенная часть, в отличие от общей, описывает более подробно главную информацию Кодекса, а именно: каждый налог, его налоговую базу, правила начисления и уплаты налоговых сборов и ставки налогов и платежей и т.д.

Считается, что налоговая система Казахстана достаточно жесткая, так как в бюджет страны поступает достаточно много налоговых платежей, которые не щадят население страны. Как и в большинстве стран мира, налоговая система Казахстана трех уровневая:

  1. Уровень республиканского бюджета (республика Казахстан);
  2. Уровень областных бюджетов;
  3. Уровень районных бюджетов.

Характеристика налогов Казахстана

Основные налоги, которые описываются в особенной части Налогового Кодекса Казахстана, можно сгруппировать следующим образом:

  • Налоги на доходы населения (подоходные налоги), к плательщикам такого относят: юридические лица (для них корпоративный налог, физические лица (индивидуальный налог на доходы), предприниматели и юридические лица (для них социальный налог);
  • Налог на собственность, плательщиками такого налога являются как физические, так и юридические лица, а также предприниматели;
  • Налоги внешнеэкономического и внешнеторгового характера, основными налогоплательщиками являются экспортеры различного рода товаров;
  • Налоговые платежи специального характера, в основном за пользование недрами страны;
  • Специальные налоговые режимы, принятые налоговыми органами на территории Казахстана, основными налогоплательщиками считаются юридические лица и предприниматели.

Особенности налоговой системы Казахстана

Налоговая система Казахстана признана одной из самых тяжелых, из-за большого количества налогов, приходящихся на граждан этой страны. Но в данном случае надо отметить, что хоть и налоговых платежей много, ставки по налогам достаточно низкие, если смотреть в сравнении с общемировыми тенденциями.

Также налоговое законодательство оказывает хорошую поддержку всем сельхоз производителям, за счет специальных режимов налогообложения и пониженных ставок по обычной системе налогов. Это дает возможность развивать сельское хозяйство в стране, снижая себестоимость продукции, что в целом делает их товар конкурентоспособным на международном и внутреннем рынке.

Трехуровневая система распределения налоговых платежей позволяет снизить налоговое бремя налогоплательщиков, так как поступления в один уровень значительно меньше, чем в три, что и снижает нагрузку.

Надо отметить, что особое внимание на сегодняшний день уделяется развитию, в том числе и налоговому, таким городам республиканского уровня, как Алмата и столице Казахстана Астане. В данных субъектах действуют свои, особые правила налогообложения и система налоговых платежей, также большая часть налогов идет на их восстановление и инфраструктуру.

Таким образом, налоговая система Казахстана считается одной из достаточно серьезных и тяжелых, но в, то, же время, налоговые ставки по большей части налогов и сборов ниже, чем в большинстве стран мира, ввиду этого можно считать налоговую систему Казахстана достаточно современной, в основе которой лежат правильные методы и принципы налогообложения, то есть смело можно назвать ее прогрессивной.

Главная > Реферат >Финансы

Оглавление

Введение 3

1. Теоретические основы налогов и налоговой системы 5

Сущность налогов и их роль в развитии государств 5

1.2 Виды налогов и налоговая система 8

2. Налоговая система Республики Казахстан:

современное состояние и перспективы развития 16

2.1 Этапы становления налоговой системы РК 16

2.2 Анализ современного состояния налоговой системы в РК 20

3. Возможные пути совершенствования

налогообложения в РК 27

Список использованной литературы 33

Введение

Актуальность данного исследования обусловлена прежде всего тем, что налоговая система - болевая точка реформируемой экономики. Она является важнейшей составной условий экономического развития Казахстана. В наши дни налоги должны стать частью комплексных системных реформ, направленных на решение основных задач, стоящих перед обществом. Формируя основы налоговой политики, правительство РК столкнулось с необходимостью разрешения чрезвычайно сложной проблемы. Сущность ее в том, что одновременно нужно учитывать множество обстоятельств и факторов: налоговая политика должна гарантированно обеспечить доходную часть государственного и местного бюджетов; ставки отчислений должны быть минимальными, чтобы стимулировать развитие экономики; механизм налогообложения должен быть максимально прост, надо чтобы платить налоги стало психологически предпочтительней.

Недостатки налоговой системы лежат на поверхности. Это и слишком большое количество налогов, и чрезмерные ставки, и, как следствие, непременно высокая доля налоговых платежей из общей суммы доходов хозяйствующих субъектов, которые из-за этого вынуждены искать пути выхода из-под налогового пресса. Наиболее привлекательной представляется сфера коммерции, где значительно шире возможности для быстрого оборачивания средств. Но и здесь в нестабильных финансово-кредитных условиях, налоги настолько повышают вероятность банкротства, что выталкивают предпринимателей в теневую сферу. Таким образом, налоговая система лежит в основе интенсивного наращения теневых операций. В результате, так называемые “недоборы” планируемых поступлений в бюджет имеют не только криминальную основу, но и являются результатом естественной самозащиты хозяйствующих субъектов от налогового давления. Руководители любого предприятия и предприниматели поставлены перед выбором: либо они платят все налоги и обрекают себя на банкротство, либо прячут все, что могут, и продолжают жить. Ясно, что предпочтение отдается другому. В сложившихся условиях не спасут ни огромные усилия налоговой инспекции, ни создание многотысячной армии налоговой полиции.

В теневых операциях взаимоотношения между их участниками, особенно в конфликтных ситуациях, осуществляются незаконными методами, что является питательной средой для развития организованной преступности. В то время как сегодня, эта проблема принимает для общества угрожающий характер. Очевидно, что только усилиями МВД ее не одолеть. Одновременно со снижением общих поступлений в бюджет, зарождается и интенсивно развивается ряд опасных для общества социально-экономических процессов. Принципиальными недостатками налоговой системы стало включение целого ряда отчислений и обязательных платежей в фонды преобразования экономики, занятости, развития транспортного, социального страхования, в себестоимость и цены готовой продукции. Создается база для непрерывного спиралеобразного роста цен за счет постоянного увеличения себестоимости товара. Массовый характер взаимных долгов (неплатежей), усиливающиеся падение объемов производства, острый дефицит оборотных средств являются не результатом бесхозяйственной деятельности руководителей предприятий, а неизбежным следствием неблагоприятных макроэкономических условий, в том числе и недостатков налоговой политики. Поэтому нужно сделать еще достаточно много, чтобы налоговая политика помогла решить насущные проблемы реформируемой экономики.

Особенность реформирования экономики в Казахстане такова, что налоги и налоговая система не смогут эффективно функционировать без соответствующего правового обеспечения. При этом речь идет не только о защите бюджетных интересов, но и об обеспечении конституционных прав и законных интересов каждого налогоплательщика.

Налоговые системы многих стран мира развивались постепенно, в течение многих лет. У Казахстана же не было и нет времени для длительной эволюции создания налоговой системы, необходимо скорейшее становление и развитие национальной экономики. Но Казахстан не сможет за один период перейти к полностью удовлетворительной и современной налоговой системе. Продвижение к этой цели должно осуществляться поэтапно с тем, чтобы дать время, как налогоплательщикам, так и налоговым организациям осмыслить изменения по мере того как они вносятся. Поскольку невозможно за один раз внести все желанные изменения должна быть определенная очередность.

Целью данной работы является исследование налогов государства, видов налогов.

В качестве задач данного исследования автор поставил перед собой освещение следующих вопросов:

рассмотреть содержание налогов и налоговой системы;

осветить этапы развития налоговой системы РК

дать анализ состояния действующей налоговой системы РК;

рассмотреть проблемы совершенствования и перспективы развития налоговой системы РК.

В процессе выполнения работы были использованы Законы Республики Казахстан, Указы Президента Республики Казахстан, инструктивные материалы, научные труды отечественных и зарубежных экономистов.

1. Теоретические основы налогов и налоговой системы

Сущность налогов и их роль в развитии государств

Научное понимание экономического содержания налогов в истории экономических учений формировалось постепенно в течение длительно­го времени.

Исследование различных проблем налогообложения содержалось еще в трудах классиков политической экономии. Но мнению А. Смита « ..налоги - это один из способов посредством которого народ частью собственных доходов участвует в создании так называемого государст­венного дохода, необходимого для покрытия издержек, обусловленных задачами государства».

Экономическая сущность налогов была впервые исследована в рабо­тах Давида Рикардо. «Налоги - писал он. – составляют ту долю продукта и труда страны, которая поступает в распоряжение правительства, они всегда уплачиваются, в конечном счете, из капитала или из дохода стра­ны» 1 .

Исследования в области налогов в развитых зарубежных странах в по­следние годы обличаются более конкретным, прикладным характером. поскольку теоретические положения были разработаны ранее и нашли отражение в фискальной политике и финансовом законодательстве этих государств. Что же касается теоретических споров, то они велись в ос­новном по вопросам, связанным с ролью, которую играют налоги в эко­номике зарубежных стран. Современное развитие западной экономиче­ской мысли характеризуется противостоянием кейнсианской и неоклас­сической школ, что определило два основных направления б теориях государственных финансов. Представители первою направления рассмат­ривают налоги как орудие государственной экономической политики. Их противники считают, что государственное регулирование экономики должно быть ограниченным, а па-тоги - это чисто фискальный инстру­мент.

В действующем Налоговом кодексе дается следующее определение налогам: «Налоги - законодательно установленные государством в одно­стороннем порядке обязательные денежные платежи в бюджет, произво­димые в определенных размерах, носящие безвозвратный и безвозмезд­ный характер».

Сущность налогов заключайся в непосредственном изъятии государ­ством определенной части валового внутреннего продукта в свою пользу для осуществления им своих функций.

Так как налоги являются не только экономической, но и правовой ка­тегорией, выделяются, соответственно - как экономические, так и юриди­ческие признаки, свойственные им. К основным экономическим призна­кам налогов относится следующее:

денежная форма налогов;

безвозвратность и безэквивалентность налогов;

определенность объекта, субъекта, размеров и сроков уплаты нало­гов;

налоги являются доходом государства 1 .

Исторически налоги рассматривались и существовали как податные системы. Само их существование порождено необходимостью покрывать общественные потребности. Данная способность налога определяется как фискальная функция. Фискальная функция долгое время считалась самодостаточной для выражения сути и назначения налога. Однако тяжесть налогового бремени и полная подчиненность налогообложения интересам казны приводит к тому, что налогоплательщики не только не выполняют возложенных на низ налоговых обязательств, но и изыскивают законные и незаконные пути ухода от налогов.

Теоретический потенциал налога как экономической категории реализует система налогообложения, которой свойственны определенные функции. Система налогообложения, принятая законодательство, - это практический инструмент перераспределения доходов потенциальных налогоплательщиков, следовательно, именно действующая система налогообложения дает представление о полноте использования присущих налогообложению функций, т.е. о роли налоговой системы. Функциональная результативность системы налогообложения изначально предопределена сущность объективных экономических категорий «налог» и «налогообложение», т.е. их глубинными родовыми свойствами, которые мы называем внутренним потенциалом категории. Скрытый потенциал экономической категории в системе практического хозяйствования выявляется в процессе реализации функций объективной экономической категории «налогообложение». На поверхности экономической действительности категорию «налогообложение» мы уже воспринимаем как систему экономических (финансовых) отношений, которая конструируется сознательно с заранее заданными в законе целями. Определить цели – значит раскрыть функциональное содержание системы налогообложения. Полнота реализации потенциальных возможностей категории «налогообложение» в принятой законом конкретной страны и на конкретный период времени концепции налогообложения может существенно различаться. Исходя из экономической природы категории «налогообложение» налоговой системе как таковой присущи две противодействующие экономические функции: фискальная и регулирующая.

В числе налоговых функций ученые также называют: фискальную, распределительную, контрольную, стимулирующую, регулирующую (макроэкономическую), социальную

Посредством фискальной функции системы налогообложения удовлетворяются общенациональные необходимы потребности. Посредством регулирующей функции формируются противовесы излишнему фискальному гнету, т.е. создаются специальные механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и общегосударственных экономических интересов. Конечная цель налогового регулирования – обеспечить непрерывность инвестиционных процессов, рост финансовых результатов бизнеса, а тем самым способствовать росту общенационального фонда денежных средств.

Таким образом, обе налоговые функции позволяют трансформировать внутренний потенциал налогообложения из абстрактно воспринимаемой ее способности воздействовать на качественные и количественные параметры бизнеса в реальные результаты такого действия.

Фискальная функция состоит в обеспечении доходов государственной бюджетной системы и находится под особым контролем и воздействием государства, в центре его финансовой политики.

Макроэкономическая (регулирующая) функция – это роль налогов и налоговой политики в системе факторов регулирования макроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения, темпов роста и занятости. В условиях России налоговая система проявила себя как фактор ограничения спроса, особенно инвестиционного, углубления падения производства, формирования безработицы и неполной занятости рабочей силы.

  • 28.09.2017
  • |
  • 35
  • |
  • 6920
  • |
  • 0

Дата письма 28.09.2017

По мнению авторов, дальнейшее совершенствование системы налогового администрирования, повышение эффективности работы налоговых органов необходимые условия обеспечения финансовой безопасности Казахстана. Исследуется понятие «налоговое администрирование», анализируются его задачи, возможности совершенствование налогового администрирования путем принятия мер по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей в государственный бюджет, улучшению условий для добровольного исполнения налогоплательщиками налоговых обязательств. Особую актуальность при этом приобретают снижение административных барьеров и укрепление налоговой дисциплины, а также противодействие таким негативным проявлениям, как коррупция.

В современных условиях непростой экономической ситуации налоговые институты являются важнейшим рычагом системы государственного управления, ответственными за исполнение доходной части государственного бюджета, за которым стоит благосостояние миллионов казахстанцев. В настоящее время в динамично развивающейся социально-экономической системе государства, процесс их реформирования требует определения стратегии и тактики преобразований, что, в свою очередь, обуславливает необходимость проведения теоретических и практических исследований в сфере налоговых отношений.

Развитие рыночной инфраструктуры включает формирование эффективных налоговых механизмов, обеспечивающих рост бюджетных доходов и регулирование экономических процессов, поэтому принципиально важным представляется взгляд на налоговую систему как институциональное единство законодательства, администрирования, отдельного налогоплательщика, гармонизирующее экономические отношения общества. В этой связи возникает необходимость в качественно ином функционировании налоговой системы, построенной на современных принципах государственного управления гражданским обществом в социально ориентированном рыночном хозяйстве. Одной из составляющих фундаментальных преобразований налоговой системы выступают становление и развитие института налогового администрирования. Исследование института налогового администрирования востребовано также возникшим несоответствием между уровнем управления налоговой системой и законодательнонормативным обеспечением, существующим интеллектуальным, техническим и организационным потенциалом налоговых органов.

Налоговое администрирование является сложным социально-экономическим и политическим явлением, отражающим степень развитости рыночной инфраструктуры, механизмов государственного управления, принципов гражданского общества. Поэтому его изучение осуществляется посредством выявления, анализа и прогнозирования развития его институциональных основ. Использование институционального подхода позволяет рассматривать реформирование налогового администрирования как гармоничный элемент системы институциональных преобразований и рыночных трансформаций, что крайне актуально для формирования научно обоснованной стратегии развития отечественной экономики. Исследование процессов становления институтов налогового администрирования непосредственно связано с поиском путей повышения эффективности действия всей налоговой системы, с обеспечением роста налоговых поступлений в бюджет.

Налоговое администрирование – установленная законом, практикой или обычаями система управления налоговым процессом со стороны государства и его органов. А также под налоговым администрированием понимается динамическая развивающаяся система управления налоговыми отношениями, координирующая деятельность налоговых органов в условиях рыночной экономики.

Основными элементами налогового администрирования являются: структура и иерархия налоговых органов; права и обязанности налоговых органов; порядок сбора, обработки и проверки налоговой отчетности; предоставление налоговых льгот и применение налоговых санкций; ведение и обобщение налоговой статистики; регулирование налоговых отношений с другими странами.

Налоговое администрирование может проводиться как с помощью методов силового (административного) принуждения – угроз применения штрафов, ареста банковских счетов, другого имущества налогоплательщика, ограничения его действий, свободы передвижения и т.д., так и путем заключения соглашений с налогоплательщиками по тем или иным вопросам (ведение отчетности, использование налоговых льгот, уплаты налога и т.д.).

В последнее время все более распространенным методом налогового администрирования становится метод регулирования альтернатив – предоставление налогоплательщикам свободы выбора между разрешенными законом разными вариантами юридической формы ведения его деятельности, порядка ведения и составления учета и отчетности, способа исполнения обязательства по уплате налога, применением и распределением налоговых льгот и т.д. В некоторых странах декларируется переход в налоговом администрировании от преимущественно принудительных, силовых методов к отношениям сотрудничества (дружеского партнерства) с налогоплательщиками.

Особой сферой налогового администрирования является международное сотрудничество налоговых органов разных стран в различных формах – от разовых или периодических консультаций и взаимного обмена информацией об изменениях налогового законодательства до заключения долгосрочных налоговых соглашений и перехода к полномасштабной налоговой гармонизации. Последнее особенно характерно для ЕЭС и стран-членов ОЭСР.

В широком понимании налоговое администрирование – это система управления государством налоговыми отношениями в действии. Повышение роли государства в управлении экономическими и социальными процессами предопределяет значимость сбора налогов не только как способа обеспечения властных структур необходимыми средствами, но и как элемента системы государственного воздействия на экономику.

У государства в лице субъектов налогового контроля возникают налоговые отношения с субъектами налогообложения – юридическими и физическими лицами, на которых лежит обязанность уплаты налогов. Возникновению налоговых отношений предшествует система мер (управленческих, правовых), применяемых субъектами налогового контроля, обеспечивающих предпосылки для осуществления контрольных функций [1].

Таким образом, налоговое администрирование – это, во-первых, система органов управления (законодательные и административные налоговые органы). В круг их обязанностей входит процедурное обеспечение принятой налоговой политики на очередной плановый период. Кроме того, они должны составлять отчеты об исполнении бюджета, подвергать их всестороннему анализу.

Во-вторых, это совокупность норм и правил, регламентирующих налоговый процесс и конкретную налоговую политику, а также определяющих меры ответственности за нарушение налогового законодательства.

Налоговое администрирование – наиболее социально выраженная сфера управленческих действий. Недостатки налогового администрирования приводят к резкому снижению поступлений налогов в бюджет, увеличивают вероятность налоговых правонарушений, нарушают баланс в межбюджетных отношениях регионов с федеральным центром и в конечном итоге нагнетают социальную напряженность, в то время как успешное налоговое администрирование обеспечивает благоприятные перемены в экономике, например, способствует улучшению инвестиционного климата.

В настоящее время налоговое администрирование РК вышло на качественно новый этап развития, уже реализован ряд масштабных реформ, в частности, принят Новый налоговый кодекс, который существенно приближает налоговую систему Казахстана к международной практике, несет в себе большой инвестиционный потенциал, а также позволяет построить транспарентную систему налогового администрирования [2].

«Казахстан занимает высокую позицию по количеству налоговых платежей, а также достаточно хорошую позицию по общей ставке налогообложения (по этому показателю страна находится на 41-м месте, размер общей ставки налогообложения 28,6%, по которой Казахстан входит в тройку первенства по странам СНГ)», – следует из отчета по итогам исследования, проведенного группой по глобальным индикаторам и анализу Всемирного банка, Международной финансовой корпорации и «PricewaterhouseCoopers» (PwC).

Таким образом, налоговое законодательство Казахстана ориентировано на снижение налогового бремени, гармонизацию взаимоотношений между государством и налогоплательщиками, стимулирование деловой активности в приоритетных секторах экономики и, как следствие, диверсификации отраслей экономики и повышения инновационной активности. Анализируя этапы реформирования, следует помнить, что налоговая система Казахстана возникла и с первых же дней своего существования развивается в условиях экономического кризиса. В тяжелейшей ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефицита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяет, хотя и не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности, в основном, отвечает текущим задачам перехода к рыночной экономике. К созданию налоговой системы РК был широко привлечен опыт зарубежных стран.

Подобная оценка, данная в целом, позволяет объективнее судить о реальности, но отнюдь не перечеркивает задачу улучшения налоговой системы, приведения ее в соответствие с текущими проблемами экономической политики.

Необходимость постоянного преодоления этих естественных противоречий, направленная на либерализацию методов государственного регулирования экономики, снижение угрожающего роста инфляции и бюджетного дефицита, является наглядным проявлением действия закона единства и борьбы противоположностей внутри самой налоговой системы. Поэтому очень важен глубокий анализ налоговых отношений, которые являются важнейшей составляющей всей бюджетно-финансовой системы.

Гармонизация налоговых отношений во многом зависит от правильности выбора стратегии и тактики налоговой реформы, умения предвидеть все, даже самые отдаленные ее социально-экономические и политические последствия и факторы риска, которые могут вызвать какие-либо отклонения от заданных параметров, способности четко реагировать на эти отклонения и быстро их корректировать путем внесения в предварительные расчеты необходимых поправок.

Налоговое администрирование фактически и есть налоговая политика – это составная часть социально-экономической политики государства, ориентированной на формирование такой налоговой системы, которая будет стимулировать накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества, и тем самым обеспечивать социально-экономический прогресс общества [3].

Анализ и оценка экономической ситуации в Республике Казахстан показывает, что несмотря на создание государством благоприятных условий для предпринимательства, активная часть налогоплательщиков с целью увода от налогообложения доходов прибегает к разного рода схемам уклонения от уплаты налогов и формирует так называемый «черный капитал». Размеры теневой экономики в данный период составляют около 250 млрд тенге.

В Республике Казахстан используются разнообразные схемы и методы обхода налогового законодательства, в том числе и с участием дочерних фирм, размещаемых в зонах льготных налоговых режимов. Налоговые власти пытаются этому противодействовать, несмотря на то, что и по опыту работы, и по степени разработанности соответствующих законодательных норм Республика Казахстан еще отстает от западных стран.

По статистическим данным налоговых правонарушений установлены 34 типовые схемы уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов, по которым разрабатываются соответствующие мероприятия, направленные на устранение условий их создания и применения.

Основными проблемами в налоговом администрировании являются:

· деятельность «обнальных фирм»;

· преднамеренное и ложное банкротство.

Деятельность «фирм-однодневок» состоит из 3-х этапов: регистрация, осуществление незаконной деятельности, ликвидация (банкротство) [4].

Решение проблем борьбы с уходом от налогообложения возможно только в результате объединения сил контролирующих органов с Налоговым комитетом Министерства финансов, а также путем взаимодействия с государственными органами иностранных государств.

Изучение имеющейся практики позволяет выделить следующие наиболее распространенные способы:

а) страховые схемы;

б) схемы финансового рынка (банковские и основанные на операциях с ценными бумагами); в) схемы фондового рынка;

г) создание фирм-однодневок;

д) схемы, практикующиеся в малом бизнесе; е) таможенные схемы [5].

12 мая 2011 года в целях упорядочения камерального контроля утвержден Регламент ведения Реестра процедур камерального контроля «Қыран». Целью является оптимизация деятельности территориальных налоговых органов, повышение эффективности камерального контроля, минимизация коррупциогенных сфер, а также расширение перечня налогов и других обязательных платежей в бюджет, по которым проводится автоматизированный камеральный контроль.

В периоды роста экономики, расширения международного сотрудничества, связей, взаимной торговли в рамках Таможенного союза имеется риск возрастания уклонения от уплаты налогов. Нарушения налогового законодательства, выявляемые в ходе налогового контроля, все чаще оказываются связанными с внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих субъектов.

С 1 июля 2010 года вступили в силу международные договоры, заключенные между государствамичленами Таможенного союза. Одним из новшеств Таможенного союза является возложение на налоговые органы с 1 июля 2010 года новой функции – функции по взиманию косвенных налогов во взаимной торговле.

Запланированный поэтапный переход к всеобщему декларированию доходов и имущества гражданами РК и лицами, имеющими вид на жительство будет способствовать:

· противодействию теневой экономике;

· снижению уровня коррупции в государственных органах;

· расширению налоговой базы и увеличению поступлений в бюджет индивидуального подоходного налога;

· эффективности криминальных расследований;

· повышению налоговой культуры налогоплательщиков Республики Казахстан.

Итак, все сказанное о налоговом администрировании следует подчеркнуть следующими мыслями А. Смита, которые были восприняты его последователями и актуальны по сегодняшний день.

«Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства. Налог может брать или удерживать из карманов народа гораздо больше, чем он приносит казначейству четырьмя следующими путями: во-первых, собирание его может потребовать большого числа чиновников, жалование которых может поглощать большую часть той суммы, которую приносит налог, и вымогательства которых могут обременить народ добавочным налогом; во-вторых, он может затруднить приложение труда населения и препятствовать ему заниматься теми промыслами, которые могут давать средства к существованию и работу большому множеству людей. Обязывая людей платить, он может этим уменьшать или даже уничтожать фонды, которые дали бы им возможность с большей легкостью делать эти платежи. В-третьих, конфискациями и другими наказаниями, которым подвергаются несчастные люди, пытающиеся уклониться от уплаты налога, он может часто разорять их и таким образом уничтожать ту выгоду, которую общество могло бы получить от приложения их капиталов. В-четвертых, подвергая людей частым посещениям и неприятным расспросам сборщиков налогов, он может причинять им много лишних волнений, неприятностей и притеснений; и хотя неприятности, строго говоря, не представляют собой расхода, однако они, без сомнения, эквиваленты расходу, ценою которого каждый человек готов избавить себя от них» [6].

ЛИТЕРАТУРА

1. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях [Электронный ресурс] //http:// www.minjust.kz/ru/node/11255

2. Кодекс Республики Казахстан о налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) [Электронный ресурс] // http://www.zakon.kz/211994-nalogovyjj-kodeks-rk-2012.html

3. Кожахметова М.К. Налоговое администрирование: учебное пособие. –Алматы, 2009. – С.

4. Худякова А.И. Налоговое право Республики Казахстан: учебник. – Алматы: «НОРМА-К», 2003. – 304 с.

5. Жакипбеков С.Т. Налоговый контроль и пути его совершенствования // Каржы-Каражат. –№24. – С. 86.

6. Доклад Председателя Налогового комитета МФ РК Ергожина Д.Е. на заседании Парламента РК «Вопросы совершенствования налогового администрирования в РК» [Электронный ресурс] //http://www.knews.kz/ru/news/intervyu/doklad_predsedatelya_nalogovogo_komiteta_mf_rk__dlya_zasedaniya_senata_parlamenta_rk voprosy_sovershenstvovaniya_nalogovogo_administrirovaniya_v_rk.html

Автор: Ведущий специалист УГД по Наурызбайскому району г.Алматы Амантаева А.К.

Читайте также: