Налоговая полиция физическая защита

Опубликовано: 15.05.2024

Глава приморской налоговой полиции об ответственности и об издевательстве над бизнесом

Из личного архива героя публикации | «Налоги — дело святое»

18 марта Управлению департамента налоговой полиции РФ по Приморскому краю исполнилось 3 года. Накануне этой даты начальник Управления Александр Бондаренко дал интервью «К».

— Александр Сергеевич, согласно данным Департамента налоговой полиции РФ за 1994 год по линии вашего ведомства в России возбуждено 2300 уголовных дел. А как выглядят приморские цифры?

— За 1994 год у нас возбуждено 26 уголовных дел. Часть из них прекращено по амнистии, часть расследуется, но, если говорить честно, наши дела в милиции никому не нужны. И я их понимаю. В день на их головы сваливается более сотни преступлений. МВД свои бы дела разгрести.

— Это значит, что большой процент дел под тем или иным предлогом так и не доходит до суда?

— Наш департамент вышел с предложением в правительство, президентские структуры о создании своего следственного аппарата. Только тогда скамья подсудимых для наших подопечных не будет пустовать, когда у нас будет свой следственный аппарат. Мы сами должны направлять дело в суд, потому что мы заинтересованы в этом. И я не могу критиковать милицию за то, что наши дела не отправляют в суд в первую очередь, я ведь сам проработал в этом ведомстве 18 лет.

Вот когда у меня будет свое следствие, когда его будет проводить мое ведомство, тогда с меня можно будет спросить.

На Западе за налоговые преступления очень сильно карают, там человеку от ответственности трудно уйти. Мы же в этом отношении недорабатываем. Поэтому я и стремлюсь убедить всех в том, что мы должны стать полноценным правоохранительным органом.

— Познакомьте наших читателей с задачами и структурой налоговой полиции края.

— Налоговая полиция существует уже три года, 18 марта у нас юбилей. Сначала это было управление налоговых расследований при налоговой инспекции. Потом, еще при Хасбулатове, был принят закон о федеральных органах налоговой полиции, и вот уже три года мы существуем самостоятельно.

Основная задача налоговой полиции — борьба с налоговыми правонарушениями, особенно с матерыми нарушителями; далее — обеспечение безопасности налоговых служб; третья задача — борьба с коррупцией. Это согласно закону о налоговой полиции.

В управлении есть оперативная служба, которая наделена всеми правами оперативно-разыскной деятельности, то есть должна иметь агентуру, вести разработки в отношении отдельных лиц, проводить специальные мероприятия — наружное наблюдение, прослушивание телефонов.

У нас те же методы, которыми пользуются МВД, ФСК, только нас интересуют налоговые преступления. В этом специфика.

Контрольно-ревизионный отдел можно назвать вторым мощным подразделением управления, это наши ревизоры. Оперативная служба выявляет преступление, они обсчитывают и доказывают его.

Существует также отдел дознания. Очень важен информационно-аналитический отдел. Если мне, например, необходима исчерпывающая информация о той или иной структуре, она через три минуты будет лежать у меня на столе.

Отдел физической защиты. Это люди, которые каждый день по два—три часа тренируются в спортзале, это наша защита, скажем так, от влияния извне. Есть отдел собственной безопасности, это тоже оперативное подразделение, которое занимается пресечением коррупции в органах налоговой полиции, выявлением предателей. Ну и, конечно, отдел кадров.

— Из 26 дел, о которых вы упомянули вначале, хоть одно было связано с коррупцией?

— Вот у нас принимают закон о коррупции, разглагольствуют по поводу этого термина. Мне кажется, не надо здесь голову ломать, коррупция — это однозначное понятие: подкуп чиновника. Например, если у нас в России за взятки в прошлом году осудили 500 или 600 человек, точную цифру сейчас не могу назвать, то в Китае — 20 тысяч. Вот там борьба с коррупцией идет, а не спор о терминологии. У нас ведь все поражено коррупцией сверху донизу, а мы к этому как-то спокойно относимся.

Взять, к примеру, итальянцев, там, по сравнению с нами, тишь и благодать, но, если чиновник только встречается с какой-либо сомнительной личностью, сразу же начинается расследование. Дело возбуждается по факту контакта, в газетах начинается шумиха, и, в конце концов, чиновник вынужден подавать в отставку.

— Вы как руководитель контролирующей организации как относитесь к нынешней системе налогообложения?

— Конечно, надо говорить о несовершенстве нашей системы налогообложения. Из-за нее сейчас фактически 60% юридических и физических лиц, которые занимаются предпринимательской деятельностью, вынуждены укрывать налоги. Мое твердое убеждение: нужно срочно менять налоговое законодательство.

У нас, в Приморье, существуют до сорока налогов, ну нельзя же так издеваться над предприятиями! Налоговое законодательство нужно срочно пересматривать. И в сторону смягчения налогов, и в сторону увеличения ответственности за нарушения, ужесточения наказания. Если будет разумный налог, тогда люди и будут жестко отвечать за его укрывательство.

Я каждый день встречаюсь с предпринимателями, с хозяйственными руководителями, с директорами крупных заводов. Они все стонут. А что давит предприятия? В первую очередь — высокие кредитные ставки, неплатежи и налоги. Но налоги — это дело святое.

Конечно, у бизнесменов очень тяжелый хлеб. Давят их со всех сторон, с одной — государственный рэкет, с другой — криминальные структуры.

— Александр Сергеевич, приморское управление направляет «наверх» конструктивные идеи, но получается, что ваши усилия блокируются вышестоящими чиновниками?

— Можно об этом говорить, непонятно только, почему так происходит.

— А происходит ли нечто подобное на уровне Приморского края?

— Здесь я нахожу полную поддержку со стороны администрации края. Что касается налогообложения и других рабочих моментов — у меня полное взаимопонимание с Евгением Ивановичем Наздратенко, его заместителями.

— Вы длительное время боролись с преступностью в экономической сфере. Где было работать проще — в ОБХСС или сегодня — в налоговой полиции?

— Я работал в сфере экономических преступлений в советское время и во время перестройки. Тогда основными статьями были хищения, спекуляция, взяточничество, обман покупателей. В тот период государство просто так ничего никому не отдавало, оно жестко карало. Сейчас же экономические отношения как бы «оторвались» от государства и его законов.

ОБХСС в то время работал очень эффективно, тюрьмы были забиты не только уголовниками, но и хозяйственниками. И работалось в сильном государстве, конечно, легче. А сейчас работать ведомству типа нашего очень тяжело.

У нас, например, до сих пор нет Налогового кодекса, а если дальше идти, то должен быть налоговый прокурор, налоговый суд. При условии, что государство хочет себя защитить, хочет иметь твердый бюджет, такая система должна быть. Если этого не будет, то мы не сможем собирать налоги в полном объеме.

— Вы знаете суммы, которые вместо того, чтобы лечь в виде налогов в казну, становятся добычей криминальных групп?

— Мое личное мнение: мы недобираем 53% денежных средств в виде налогов. Именно такую цифру составляют так называемые «черные деньги». На эти деньги, естественно, не начисляются никакие налоги. Сейчас люди рассчитываются подпольно чемоданами денег, миллиардами, а ответственности не несут никакой.

— Перед законом, как известно, все равны. Как налоговая полиция воплощает этот принцип? И, с другой стороны, какие бы вы хотели видеть встречные шаги со стороны бизнесмена?

— Мы сейчас все время оглядываемся на Запад: президент Клинтон подает декларацию о доходах. Я хочу, чтобы у нас тоже так было.

Я в своей жизни, работая в ОБХСС, в управлении по борьбе с организованной преступностью, потом в налоговой полиции, никогда никого не унижал как человека. Я хочу, чтобы и мои налоговые полицейские никогда не унижали налогоплательщика, чтобы видели в нем прежде всего человека и гражданина, который платит государству деньги. Но бывают, увы, и у нас факты грубого отношения к налогоплательщику. Мы это пресекаем, назначаем служебные расследования. Недавно вот я подписал приказ об увольнении одного из таких работников.

С другой стороны, я хочу, чтобы бизнесмен относился с уважением к налоговому полицейскому. Пусть бизнесмен добивается от правительства смягчения налогового законодательства, а с нами-то что бороться?

Если говорить о том, как сейчас относится к нам бизнесмен, можно подобрать такую фразу: он нас побаивается. Потому что он может так загреметь.

— Что вы думаете о заявлении приморского бизнесмена Евгения Епишева? Как известно, в знак протеста против существующей системы налогообложения и криминальной обстановки в обществе он и сотрудники его компании отказались платить налоги в федеральный и местный бюджеты.

— Это чисто политическое заявление. Есть закон, его надо исполнять. Что сделают с вами, если вы откажетесь выполнять закон? Вас поймают и посадят. Если Епишев не будет платить налоги, против него просто будет возбуждено уголовное дело за умышленный уход от налогов.

Он обязан платить налоги, потому что есть закон. Пусть он борется с законодателями. Пусть едет в Москву, в правительство, в Думу, поднимает вопрос, пусть законодатели освобождают его от этих налогов, тогда он будет освобожден и от уголовной ответственности. Он же идет на совершение преступления — умышленное укрытие налогов. Как это он не будет платить налоги.

— Как просматривается взаимосвязь существующих сегодня налоговых ставок и загруженности вашего ведомства? Несколько слов о перспективах вашей силовой структуры — что видится вам впереди?

— Загружены мы очень сильно, без дела не сидим. Очень серьезные дела у нас по рыбе, по лесной промышленности, по нефти.

Без этой силовой структуры государство, наверное, не выживет. Она и была создана не от хорошей жизни. Но будущее у налоговой полиции есть, серьезное будущее. Я, например, считаю, что рынок ценных бумаг нужно отдать нам, и вопрос этот уже рассматривается. И еще: налоговая полиция все-таки должна работать в одной упряжке с налоговой инспекцией, это должно быть одно ведомство.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоговые проверки

"Но все меняется, когда приходят ОНИ!"
Реклама шоколадного батончика

Зачастую сотрудники налоговой полиции говорят о жестких ограничениях своих полномочий. Мол, это очень мешает находиться на страже государственного бюджета. Действительно, проведение проверок - дело непростое, причем именно в силу ограничений. Однако закон об оперативно-розыскной деятельности настолько развязал полицейским руки, что проверки как таковые им не нужны.

Долой проверки! Да здравствует ОРД!

Согласно этому документу сотрудники налоговой полиции обязаны проводить оперативно-розыскные мероприятия, регламентируемые федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (закон об ОРД).

К тому же летом прошлого года приказом N 285* ФСНП России утвердила Инструкцию о порядке назначения и проведения проверок налогоплательщиков федеральными органами налоговой полиции (далее - Инструкция). Согласно этому документу проверку можно проводить только после того, как по налогу истек налоговый период (п. 3 Инструкции). Следовательно, полицейские вправе запросить документы только за истекший период. Однако, как отмечает Дмитрий Анисимов, заместитель начальника службы документальных проверок УФСНП РФ по г. Москве, такое положение дел не устраивает столичных полицейских.

Дмитрий Анисимов:

- Разработчиком данной инструкции является Федеральная служба налоговой полиции. С некоторыми положениями документа мы, как московское управление, не совсем согласны. Мы принимаем их к выполнению, но рассматриваем возможность улучшения инструкции.

Все дело в оперативно-розыскных мероприятиях (далее - ОРМ). Вы нигде не найдете статистики по проведенным ОРМ. Все, что касается оперативно-розыскной деятельности налоговой полиции (кроме самого закона об ОРД), покрыто тайной и мраком.

Этот закон заслуживает особого внимания. Бухгалтерам столичных организаций важно понять, что проверки полицейских и оперативно-розыскные мероприятия - это, как говорят в Одессе, две большие разницы.

В принципе и проверка, и ОРМ проводятся на основании постановления. Но постановление на проверку выписывается начальником федерального органа налоговой полиции (или его замом) только при наличии достаточных данных, указывающих на признаки налогового преступления* (п. 2 Инструкции). Постановление же о проведении ОРМ подписывает начальник территориального отдела на основании оперативной информации, полученной полицейским. Это могут быть сведения как о налоговом преступлении (свершившемся или только готовящимся), так и о преступлениях не налогового характера.

Статья 126 УПК РСФСР предоставляет налоговой полиции право расследовать преступления по 27 статьям УК РФ (полный их перечень см. в таблице 1). Только две из них (ст. 198 и 199 УК РФ) посвящены налоговым преступлениям. Как видите, оснований для проведения оперативно-розыскного мероприятия у налоговой полиции в тринадцать с половиной раз больше, чем для проведения проверки.

Бывший сотрудник налоговой полиции**:

- Самой "продуктивной" является информация, предоставляемая налоговой инспекцией. Ее можно использовать в качестве доказательной базы. Информация же, поступающая от граждан, зачастую является: как бы это помягче сказать: плодом их воображения. Оперативная проверка по таким заявлениям обычно заканчивается рапортом о том, что информация не подтвердилась. Бывают и вовсе анекдотичные ситуации. Однажды полицейский зашел в парикмахерскую. Пока его стригли, он слушал беседу мастеров о методах уклонения от налогообложения этой фирмы.

Более того, сотрудников налоговой полиции обязывают вербовать агентов. Агенты - это граждане, добровольно согласившиеся негласно сотрудничать с налоговой полицией. Они поставляют оперативную информацию, на основе которой проводятся оперативно-розыскные мероприятия.

Почему люди соглашаются сотрудничать с полицией? По идее полицейские должны выплачивать агентам вознаграждение за предоставление информации. Однако, по заявлению бывшего сотрудника налоговой полиции, на данный момент средств на содержание агентов нет. Поэтому полицейские работают с агентами на "взаимовыгодных" условиях. Например, полицейский вербует директора ресторана. Впредь директор "будет спать спокойно" - налоговая полиция к нему неожиданно не нагрянет. В ответ на эту услугу по охране безопасности труда полиция будет получать от директора сведения о подозрительной деятельности (например, продаже контраффактной алкогольной продукции) известных ему организаций. Стоит ли говорить о том, что заодно полицейский станет и завсегдатаем этого ресторана, причем обслуживать его будут на очень "льготных" условиях.

Дальше схема работы проста. Агент предоставляет оперативнику информацию. Полицейский составляет соответствующий рапорт на имя начальника отдела. В нем говорится о возможном преступлении (Например, в случае, приведенном выше, о предполагаемой торговле контрафактной алкогольной продукцией. Это нарушение подпадает под статью 171.1, подследственную налоговой полиции.). Начальник отдела подписывает постановление на проведение оперативно-розыскного мероприятия. Оперативники выезжают в организацию.љ

Бывший сотрудник налоговой полиции:

- Если оперативник не может указать источник информации, то зачастую он ссылается на своих агентов, которые об этом даже не подозревают.

Другими словами, если, придя в организацию, полицейские предЪявляют постановление об оперативно-розыскном мероприятии (обследовании помещения, исследовании документов или проверочной закупке), это говорит о том, что у них есть только подозрения и они пришли "накопать" компромат на месте. Если же налоговая полиция пришла с проверкой, значит, у нее уже есть серьезные данные о преступлении и осталось только подтвердить их с помощью документов, изЪятых в установленном порядке. В дальнейшем эти документы могут послужить доказательствами вины налогоплательщика в суде.

Бывший сотрудник налоговой полиции:

- Справедливости ради замечу, что "просто так", без оснований, полицейские никуда не ездят, у них и так работы слишком много, а времени мало. Поэтому любая полученная информация предварительно проверяется, и лишь затем оперативники выезжают на место.

В законе об ОРД указано 14 оперативно-розыскных мероприятий. Как правило, в постановлении на проведение ОРМ указываются следующие: проверочная закупка, исследование предметов и документов или обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

На практике под оперативно-розыскным мероприятием подразумевается поиск фактических данных, которые свидетельствуют о подготовке или совершении преступления.

Самым распространенным видом ОРМ является обследование помещения. Цель - не только осмотреть все помещения фирмы, но и обнаружить, изЪять и исследовать документы и предметы, связанные с преступлением.

В ходе проверочной закупки полиция устанавливает факты несоблюдения правил торговли, искажения бухгалтерских документов, уклонения от уплаты налогов, завышения цен, наличия неучтенного товара и т.д.

Исследование предметов и документов проводится отделами документальных проверок полиции. Как правило, в ходе этого исследования проверяются документы, полученные во время обследования помещения или проверочной закупки. Как отмечает Дмитрий Анисимов, согласно Инструкции в данное время исследование документов проводится исключительно для выявления признаков неналоговых преступлений.

Проблема заключается в том, что в законе об ОРД не только не раскрывается общее понятие "оперативно-розыскное мероприятие", но и не дается определение каждого конкретного ОРМ. Поэтому не стоит наивно полагать, что обследование помещения не предполагает изЪятия документов.

Обследуя помещение, сотрудники налоговой полиции смотрят любую документацию, если нужно, проверяют ККМ, снимают отчеты, сверяют сумму наличных в кассе и указанную в отчетах, исследуют помещение на наличие неучтенного товара и т.д. Благодаря тому что понятие "оперативно-розыскное мероприятие" нигде не истолковано, полицейские действуют по принципу "что не запрещено, то разрешено".

Бывший сотрудник налоговой полиции:

- Вспоминается курьезный случай. Начинающий оперативник потерял постановление о проведении обследования и заставил персонал магазина искать его, угрожая пересажать всех, если документ не найдется.

Для наглядности рассмотрим конкретное оперативно-розыскное мероприятие. В октябре прошлого года сотрудники оперативного отдела управления по Центральному административному округу УФСНП России по г. Москве проводили оперативно-розыскное мероприятие в столичной организации. Основанием для проведения ОРМ послужила оперативная информация о возможном нахождении в офисе организации других фирм, незаконно арендовавших помещения. При обследовании помещения в сейфе бухгалтерии была обнаружена неучтенная валюта. Никаких посторонних фирм в помещении организации так и не нашли, зато по факту найденных денег поставили вопрос о проведении документальной проверки фирмы.љ

Словом, не важно, с чем приходит полиция, важно, что она найдет и чем все это закончится.

Не виноватая я:

Итак, для получения любой необходимой информации полицейские имеют почти неограниченные полномочия, но вместе с тем доказать вину подозреваемого непросто.

Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов в крупном (особо крупном) размере установлена в статье 199 УК РФ (см. сноску на стр. ***). Применение этой статьи судами разЪяснено в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 4 июля 1997 г. N 8. Из пункта 1 постановления следует, что для обвинения налогоплательщика в уклонении от уплаты налогов полицейские должны доказать "умышленное невыполнение конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы". Да и об искажении бухгалтерских данных о доходах и расходах (обязательной составляющей налогового преступления) можно говорить в суде только тогда, когда будет доказано, что налогоплательщик действовал предумышленно (п. 3 постановления).

Таким образом, перед налоговой полицией, которая изымет документы налогоплательщика в ходе ОРМ и найдет в них что-либо компрометирующее, стоит непростая задача. Полицейские должны доказать, что налогоплательщик не только нарушил законодательство, но сделал это умышленно, то есть заранее планируя обмануть государство.

Часто ли удается доказать умысел? В 2000 году (тогда полицейские провели чуть более 3000 проверок) уголовных дел было возбуждено всего 1 757. При этом не известно, сколько из них дошло до суда и по скольким был вынесен обвинительный приговор.

Следует помнить и о презумпции невиновности налогоплательщика, установленной статьей 49 Конституции РФ*. Вину налогоплательщика обязаны доказывать органы налоговой полиции. Сам же он вправе не помогать в этом, то есть не давать письменных показаний, которые могут послужить доказательствами его вины.

Итак, для судебного рассмотрения уголовного дела недостаточно только фактов, свидетельствующих об искажении данных бухгалтерской отчетности, о неуплате налогов и т.д. Необходимы еще доказательства предумышленного совершения преступления. В связи с этим важно то, что говорят и подписывают руководитель организации и главный бухгалтер, подозреваемые в совершении налогового (или иного) преступления и приглашенные на "свидание" с полицейскими. На таких "встречах" создается "специальная" обстановка, психологически давящая на приглашенных.

Кроме того, любые доказательства (документы, сведения, предметы и т.д.), полученные с нарушением требований закона (например, не верно составленный акт изЪятия) не имеют юридической силы и не будут фигурировать в суде.

Какие последствия повлечет за собой визит полицейских?

Предсказуемые последствия

Полицейские, выявившие налоговое правонарушение в ходе оперативно-розыскного мероприятия или проверки, передают эту информацию в налоговую инспекцию. В случае обнаружения признаков преступления заводится уголовное дело. В процессе расследования проводятся обыски, допросы, экспертизы (судебно-экономическая, почерковедческая и т.д.).

Здесь, кстати, важно напомнить о "деятельном раскаянии". Пункт 2 статьи 198 УК РФ освобождает от уголовной ответственности лицо, впервые свершившее преступление и полностью возместившее ущерб государству. При этом возмещается только доказанный полицией ущерб.

Бывший сотрудник налоговой полиции:

- Руководство налоговой полиции не стремится к тому, чтобы "пересажать" всех нарушителей законодательства, а просто старается возместить как можно больше средств в государственный бюджет.

А. беспрепятственно входить в любые производственные, складские, торговые и иные помещения и обследовать их;

Б. выносить предостережения с требованием устранить нарушения законодательства, своевременно и в полной мере уплатить налоги, предоставить отчетную и иную документацию в установленные сроки, вести бухучет в соответствии с законодательством; контролировать выполнение этих требований;

В. проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения;

Г. вызывать граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства для получения обЪяснений, справок и сведений по вопросам, относящимся к компетенции налоговой полиции;

Д. получать безвозмездно от министерств, ведомств, а также организаций и физических лиц всю необходимую информацию;

Е. для предотвращения налоговых преступлений, преследования и задержания лиц, совершивших налоговые преступления или подозреваемых в их совершении, использовать средства связи и транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям и организациям или общественным обЪединениям.

Бывший сотрудник налоговой полиции:

- Самым распространенным нарушением, за которое полиция накладывает административное взыскание, является отказ от предоставления информации (пункт Д - прим. ред.). Формулировка, записанная в законе, настолько туманна, что позволяет сотрудникам полиции трактовать ее как угодно. Например, недавно одну предпринимательницу оштрафовали за то, что она не предоставила полицейским документы на офисное кресло. Санкции за отказ в предоставлении средств связи или транспортных средств, насколько я помню, вообще не налагались.

Федеральные органы налоговой полиции рассматривают дела по следующим статьям КоАП РФ:

Должностные лица - 30-40 МРОТ

Юридические лица - 300-400 МРОТ

Должностные лица - 30-40 МРОТ (с конфискацией продукции или без таковой)

Юридические лица - 300-400 МРОТ (с конфискацией продукции или без таковой)

Юридические лица - 400-500 МРОТ

Должностное лицо банка - 20-30 МРОТ

Система федеральных органов налоговой полиции установле­на Федеральными законами Российской Федерации "О федераль­ных органах налоговой полиции" от 24 июня 1993 года №5238-1 и "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федера­ции "О федеральных органах налоговой полиции" и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР" от 17 декабря 1995 года №200-ФЗ.

Система федеральных органов налоговой полиции строиться по административно-территориальному принципу и включает в себя:

- ФСНП России (Руководство Федеральной службы, подраз­деления центрального аппарата, подразделения непосред­ственного подчинения ФСНП России);

- территориальные органы налоговой полиции;

- местные органы налоговой полиции.

Центральный аппарат ФСНП России

1) Руководство ФСНП России:

- Директор ФСНП России;

- 1-й заместитель Директора ФСНП России;

- 6 заместителей Директора ФСНП России;

- аппарат Директора ФСНП России и аппарат заместителей Директора.

2) Подразделения центрального аппарата ФСНП России:

- Управление делами (УД);

- Организационно-инспекторское управление (ОИУ);

- Управление кадров (УК);

- Организационно-мобилизационное управление (ОМУ);

- Правовое управление (ПУ);

- Финансово-экономическое управление (ФЭУ) и Конт­рольно-ревизионная инспекция (КРИ);

3) Подразделения непосредственного подчинения ФСНП России:

- Оперативное управление (ОУ);

- Управление собственной безопасности (УСБ);

- Управление налоговых проверок (УНП);

- Следственное управление (СУ);

- Управление физической защиты (УФЗ);

- Оперативно-техническое и поисковое управление (ОТПУ);

- Информационно-аналитическое управление (ИАУ);

- Управление международного сотрудничества (УМС);

- Управление специальной связи (УСС);

- Административно-хозяйственное управление (АХУ);

- Медицинское управление (МУ);

- Центр общественных связей (ЦОС);

- Служба судебно-экономических экспертиз (ССЭЭ);

- Автомобильная служба (АС);

- Отдел взыскания недоимок (ОВН);

- Научно-исследовательский отдел (НИО);

- Отдел регистрации и архивных фондов (ОРАФ).

Территориальные органы налоговой полиции

1) Управления ФСНП России по республикам (20 органов);

2) Управления ФСНП России по краям (6 органов);

3) Управления ФСНП России по областям (49 органов);

4) Управления ФСНП России по городам федерального значения (2 органа);

5) Управление ФСНП России по Еврейской автономной области (1 орган);

6) Управления ФСНП России по автономным округам , (3 органа);

7) Отделы ФСНП России по автономным округам (6 органов);

8) Отдел ФСНП России по г. Ленинску и космодрому Байко­нур (1 орган).

Таким образом, система федеральных органов налоговой по­лиции строиться по административно-территориальному принци­пу, представляет из себя типичную структуру федерального органа исполнительной власти Российской Федерации, основана на прин­ципах государственной службы и единоначалия и в необходимой мере обеспечивает эффективное выполнение стоящих перед ФСНП России задач.

По рекомендации Межведомственной комиссии, проверявшей в конце 1998 года по заданию Правительства Российской Федера­ции ФСНП России, разрабатываются проекты оптимизации струк­туры центрального аппарата. По мнению автора, необоснованно по рекомендации той же комиссии сокращены две должности заме­стителей Директора ФСНП России.

Смотрите также:

налогам и сборам) и Федеральной службы налоговой полиции РФ (ст. 9 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1998 год»; ст. 8 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1999 год»**).

— местные органы налоговой полиции — органы налоговой полиции районов в городах Москве и Санкт-Петербурге, а также межрайонные отделы управлений, отделов ФСНП.

Уголовные дела данной категории относятся к подследственности федеральных органов налоговой полиции. Однако методику расследования этих преступлений должны знать также следователи органов.

Федеральная служба налоговой полиции (ФСПН России) и ее территориальные органы (управление, отделы) осуществляют … НАЛОГИ. Ответственность организаций за непостановку на налоговый учет.

Федеральный фонд Министерства по налогам и сборам РФ и Федеральной службы налоговой полиции РФ впервые создан в соответствии с федеральным бюджетом в 1998 г. Его правовой режим.

Сокрытие доходов карается очень сурово: с виновного взыскивается налог, сумма, скрытая от … Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации (ФСНП России), согласно Положению о.

Закон РФ «О федеральных органах налоговой полиции» от 24 июня 1993 г. // ВВС.

Понятие «налоговая система» шире понятия «система налогов и сборов». … Органы налоговой полиции.

8) Федеральная служба налоговой полиции РФ и ее территориальные подразделения. Впервые об участниках налоговых правоотношений говорилось в Законе РФ «Об основах налоговой системы в.

2) налоговый - осуществляют налоговые органы, налоговая полиция, таможенные и иные правоохранительные органы … зав. кафедрой финансов, налогов, аудита Волгоградского колледжа .

  В России появилась налоговая полиция

Нарушение руководителями и должностными лицами предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физическими лицами положений пунктов 5-10 статьи 11 настоящего Закона влечет за собой административную ответственность в виде штрафа в размере до стократного установленного законом минимального размера месячной оплаты труда.
Решение о наложении штрафа и его размерах принимается начальником федерального органа налоговой полиции или его заместителем.
Раздел IV. Служба в федеральных органах налоговой полиции
Статья 12. Сотрудник налоговой полиции
На службу в федеральные органы налоговой полиции принимаются граждане Российской Федерации, достигшие 20-летнего возраста, способные по своим личным и деловым качествам, образованию и состоянию здоровья исполнять обязанности, возложенные на сотрудников налоговой полиции.
Сотрудником налоговой полиции является лицо, занимающее должность в федеральных органах налоговой полиции, которому в установленном порядке присвоено специальное звание. Перечень должностей, по которым присваиваются специальные звания сотрудникам налоговой полиции, утверждается Правительством Российской Федерации.
Сотрудникам налоговой полиции выдается форменная одежда, образцы которой утверждаются Правительством Российской Федерации. Форменная одежда сотрудникам налоговой полиции предоставляется бесплатно, за счет республиканского бюджета Российской Федерации.
Статья 13. Прохождение службы в федеральных органах налоговой инспекции
Порядок прохождения службы в федеральных органах налоговой полиции регулируется Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации (далее — Положение о службе в налоговой полиции), утверждаемым Верховным Советом Российской Федерации.
Сотрудникам налоговой полиции, проходящим службу на должностях оперативного состава и в подразделениях физической защиты, для назначения пенсий и надбавок за выслугу лет засчитывается в выслугу лет один месяц службы за полтора месяца, а проходящим службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях — один месяц службы за два месяца.
В случае перевода сотрудника налоговой полиции на службу в органы прокуратуры, органы предварительного следствия, государственной безопасности, внутренних дел стаж его службы в федеральных органах налоговой полиции (органах налоговых расследований) засчитывается в стаж службы в указанных органах.
Выслуга лет по прежнему месту службы военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, а также работников правоохранительных органов и государственных налоговых инспекций, имеющих классные чины, засчитывается указанным лицам в выслугу лет в федеральных органах налоговой полиции.
Для сотрудников налоговой полиции устанавливается общая продолжительность рабочего времени не более 40 часов в неделю. При необходимости сотрудники налоговой полиции могут быть привлечены к исполнению служебных обязанностей сверх установленного времени, а также в ночное время, в выходные и праздничные дни. В этих случаях сотрудникам налоговой полиции предоставляются компенсации в порядке, установленном законодательством о труде.
Сотруднику налоговой полиции предоставляются ежегодные очередной и дополнительный оплачиваемые отпуска, а также другие виды отпусков с предоставлением времени, необходимого для проезда к месту проведения отпуска и обратно в соответствии с Положением о службе в налоговой полиции.
Сотрудникам налоговой полиции запрещается выполнять иную оплачиваемую работу на условиях совместительства (кроме научной, преподавательской и творческой деятельности), заниматься индивидуальной либо предпринимательской деятельностью, а также быть поверенными у третьих лиц по делам государственного органа, в котором указанные лица состоят на службе.
Раздел V. Правовая и социальная защита сотрудников налоговой полиции
Статья 14. Обязательность выполнения законных требований сотрудника налоговой полиции
Сотрудник налоговой полиции при исполнении служебных обязанностей является представителем государственной власти и находится под защитой государства.
Законные требования сотрудника налоговой полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами.
Невыполнение законных требований сотрудника налоговой полиции и действия, препятствующие исполнению возложенных на него обязанностей, влекут за собой ответственность в установленном законом порядке.
Сотрудники налоговой полиции не несут ответственности за моральный, материальный и физический вред, причиненный правонарушителю применением в предусмотренных законодательством случаях физической силы, специальных средств и табельного огнестрельного оружия, если причиненный вред соразмерен силе оказываемого противодействия.
Статья 15. Недопустимость вмешательства в деятельность сотрудника налоговой полиции
Никто не вправе вмешиваться в законную деятельность сотрудника налоговой полиции, кроме лиц, прямо уполномоченных на то законом. Воспрепятствование исполнению сотрудником налоговой полиции своих служебных обязанностей, оскорбление его чести и достоинства, угрозы, сопротивление, насилие или посягательство на его жизнь, здоровье и имущество в связи с осуществлением им служебной деятельности влекут за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Статья 16. Обязательное государственное лечение и имущественное страхование и возмещение ущерба в случае гибели (смерти) или увечья сотрудника налоговой полиции
Государство гарантирует социальную защиту сотрудников налоговой полиции.
Все сотрудники налоговой полиции подлежат обязательному государственному личному и имущественному страхованию за счет республиканского бюджета Российской Федерации.
Ущерб, причиненный имуществу сотрудника налоговой полиции в связи с исполнением им служебных обязанностей, возмещается в полном объеме из средств соответствующего бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.
Подтверждение связи утраты или порчи имущества, а также вреда, нанесенного здоровью и жизни сотрудника налоговой полиции, с исполнением им служебных обязанностей осуществляется вышестоящим органом налоговой полиции или Департаментом налоговой полиции.
В случае гибели сотрудника налоговой полиции в связи с исполнением им служебных обязанностей либо его смерти (до истечения одного года после увольнения со службы) вследствие ранения, контузии, заболевания, полученных в период прохождения службы, семье погибшего (умершего) и его иждивенцам выплачивается единовременное пособие в размере его десятилетнего денежного содержания из республиканского бюджета Российской Федерации.
При получении сотрудником налоговой полиции в связи с исполнением им служебных обязанностей телесных повреждений, исключающих для него возможность дальнейшего прохождения службы, ему выплачивается единовременное пособие в размере его пятилетнего денежного содержания из республиканского бюджета Российской Федерации.
Сотрудники налоговой полиции, направляемые в служебные командировки, пользуются правом бронирования и получения вне очереди мест в гостинице, приобретения проездных документов на все виды транспорта в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Статья 17. Материальное и социально-бытовое обеспечение сотрудников налоговой полиции и членов их семей
На сотрудников налоговой полиции и членов их семей распространяются права и льготы, предусмотренные Положением о службе в налоговой полиции.
Виды и размеры материального обеспечения, включая виды и размеры денежного содержания сотрудников налоговой полиции, устанавливаются Правительством Российской Федерации. На них также распространяются порядок материального поощрения, права и льготы, установленные для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации.
Налогообложение сотрудников налоговой полиции, имеющих специальные звания, осуществляется в порядке, установленном законодательством для лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.
Сотрудникам налоговой полиции оклады по специальным званиям выплачиваются в процентном соотношении к их должностным окладам.
Пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции и их семей производится по нормам и в порядке, которые установлены Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей".
Сотрудники налоговой полиции имеют право на получение беспроцентных ссуд на индивидуальное и кооперативное жилищное строительство с рассрочкой на 20 лет и погашением 50 процентов предоставленной ссуды за счет республиканского бюджета Российской Федерации.
Сотрудникам налоговой полиции предоставляется 50-процентная скидка в оплате жилой площади в домах независимо от вида жилищного фонда, коммунальных услуг, за пользование телефоном.
Местные Советы народных депутатов могут продавать на льготных условиях жилье сотрудникам налоговой полиции в собственность за 50 процентов его стоимости.
За сотрудниками, прослужившими в налоговой полиции не менее 20 лет, после увольнения со службы в федеральных органах налоговой полиции сохраняется право на льготные покупку жилья и оплату жилых помещений.
В случае гибели (смерти) сотрудника налоговой полиции в связи с исполнением им служебных обязанностей за семьей погибшего (умершего) сохраняется право на получение жилой площади на тех же основаниях, которые имелись при постановке на учет. При этом жилая площадь предоставляется не позднее одного года со дня гибели (смерти) сотрудника налоговой полиции.
За сотрудниками налоговой полиции сохраняется очередность на получение жилья по прежнему месту работы.
Сотрудникам налоговой полиции квартирные телефоны устанавливаются в течение одного года со дня подачи заявления.
Места в детских дошкольных учреждениях детям сотрудников налоговой полиции предоставляются местными Советами народных депутатов в течение трех месяцев со дня подачи заявления.
Департамент налоговой полиции и нижестоящие органы налоговой полиции создают фонды социального развития за счет средств и в порядке, предусмотренных законодательством для государственных налоговых инспекций. Средства указанных фондов используются на материальное поощрение сотрудников налоговой полиции, развитие ее социальной инфраструктуры, укрепление материально-технической базы, компенсацию сотрудникам налоговой полиции расходов на приобретение жилья, финансирование неотложных и непредвиденных расходов, на представительские и другие цели. Положение о порядке формирования и использования средств фонда социального развития федеральных органов налоговой полиции утверждается директором Департамента налоговой полиции.
Сотрудники налоговой полиции при исполнении ими служебных обязанностей обеспечиваются автотранспортом, оборудованным защищенной радиосвязью и специальными сигнальными устройствами, а также специальной техникой и средствами вооружения за счет республиканского бюджета Российской Федерации.
Сотрудники налоговой полиции и члены их семей имеют право на медицинское, санаторно-курортное и иное социально-бытовое обслуживание, включая жилищное, по нормам и в порядке, которые определены в Положении о службе в налоговой полиции.
Сотрудникам налоговой полиции, использующим в служебных целях личный транспорт, выплачивается денежная компенсация в установленных размерах.
Органы государственной власти и управления могут устанавливать и иные, не предусмотренные настоящим Законом, гарантии социальной защиты сотрудников налоговой полиции.
Статья 18. Бесплатный проезд сотрудников налоговой полиции
Сотрудники оперативных подразделений и подразделений физической защиты федеральных органов налоговой полиции на территории Российской Федерации имеют право на бесплатное пользование всеми видами общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси), а также имеют право бесплатного проезда в поездах, на речных и морских судах в пределах обслуживаемых участков, а в сельской местности — на попутном транспорте.
Раздел VI. Финансовое и материально-техническое обеспечение федеральных органов налоговой полиции
Статья 19. Финансовое и материально-техническое обеспечение федеральных органов налоговой полиции
Финансирование расходов федеральных органов налоговой полиции производится целевым порядком за счет республиканского бюджета Российской Федерации.
Порядок и нормы материально-технического обеспечения федеральных органов налоговой полиции устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Имущество федеральных органов налоговой полиции является федеральной государственной собственностью. Правомочия собственника по управлению этим имуществом осуществляет Департамент налоговой полиции. Указанное имущество приватизации не подлежит.
При приватизации объектов государственной собственности имущество, используемое исключительно для целей федеральных органов налоговой полиции, обособляется и передается на баланс федеральных органов налоговой полиции либо передается в бессрочное и безвозмездное пользование федеральным органам налоговой полиции. Собственник не вправе изменять условия пользования этим имуществом федеральными органами налоговой полиции.
Раздел VII. Ответственность сотрудников налоговой полиции за противоправные действия. Контроль и надзор за деятельностью федеральных органов налоговой полиции
Статья 20. Ответственность сотрудников налоговой полиции и право обжалования их противоправных действий
За противоправные действия сотрудники налоговой полиции несут установленную законом ответственность. Вред, причиненный гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям противоправными действиями сотрудника налоговой полиции, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном уголовным и гражданским законодательством.
Действия сотрудника налоговой полиции могут быть обжалованы гражданами и юридическими лицами в вышестоящие органы налоговой полиции, прокуратуру или в суд.
Статья 21. Контроль за деятельностью федеральных органов налоговой полиции. Надзор за законностью деятельности федеральных органов налоговой полиции
Контроль за деятельностью федеральных органов налоговой полиции в пределах своих полномочий осуществляют Верховный Совет Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.
Надзор за законностью деятельности федеральных органов налоговой полиции осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

Президент Российской Федерации
Б. Ельцин

Постановление
Верховного Совета Российской Федерации
О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции"
Верховный Совет Российской Федерации постановляет:
1. Ввести в действие Закон Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" с момента опубликования.
2. Установить, что Департамент налоговой полиции Российской Федерации, департаменты (управления) налоговой полиции республик в составе Российской Федерации, управления (отделы) Департамента налоговой полиции Российской Федерации автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга являются правопреемниками соответственно Главного управления налоговых расследований при Государственной налоговой службе Российской Федерации, управлений налоговых расследований при государственных налоговых инспекциях республик в составе Российской Федерации, управлений (отделов) налоговых расследований при государственных налоговых инспекциях автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
3. Правительству Российской Федерации:
внести в установленном порядке в Верховный Совет Российской Федерации предложения о приведении законодательных актов Российской Федерации в соответствие с Законом Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции";
в месячный срок:
рассмотреть проект целевой федеральной программы информатизации и материально-технического обеспечения федеральных органов налоговой полиции и представить в Верховный Совет Российской Федерации предложения по увеличению ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на их содержание в 1993 году;
утвердить штатную численность федеральных органов налоговой полиции с учетом выполнения ими функций физической защиты сотрудников налоговых органов и охраны зданий государственных налоговых инспекций;
во исполнение решений седьмого Съезда народных депутатов Российской Федерации рассмотреть предложения Департамента налоговой полиции Российской Федерации об оплате труда сотрудников федеральных органов налоговой полиции;
утвердить Положение о Департаменте налоговой полиции Российской Федерации;
в двухмесячный срок принять другие нормативные акты, касающиеся реализации положений Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции".
4. Департаменту налоговой полиции Российской Федерации:
в двухмесячный срок принять нормативные акты по реализации Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле", не требующие согласования с Верховным Советом Российской Федерации;
до 1 июля 1994 года привести ведомственные нормативные акты в соответствие с требованиями Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции".
5. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на Комиссию Совета Республики Верховного Совета Российской Федерации по бюджету, планам, налогам и ценам.

Председатель Верховного Совета Российской Федерации
Р. И. Хасбулатов

Налоговые органы

Налоговые органы отнесены Законом РФ “О безопасности” к органам обеспечения экономической безопасности. Это фискальная служба без которой не может существовать ни одно государство.

Налоговые органы Российской Федераций представляют собой единую систему контроля за соблюдением налогового законодательства РФ, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством, а также контроля за соблюдением валютного законодательства РФ, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов. Задачами налоговых органов являются учет налогоплательщиков, контроль за полнотой и своевременностью уплаты ими начисленных налогов и обязательных платежей, валютный контроль. Важность деятельности налоговых органов заключается в том, что от стабильного поступления в казну государства налогов и других обязательных платежей зависит успешное функционирование всех государственных органов, его дальнейшее экономическое и социальное развитие.

Основы организации и деятельности государственной налоговой службы определены Законом РФ “О налоговых органах Российское Федерации”, Законом РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, а также частью первой Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговые органы РФ представляют собой централизованную, независимую систему, которая включает:

  • Министерство по налогам и сборам РФ;
  • налоговые органы республик в составе РФ, краев, областей, автономных округов, автономной области, городов с районным делением;
  • налоговые органы по районам, городам без районного деления и районам в городах.

Министерство по налогам и сборам является центральным органом, возглавляющим систему налоговых органов и осуществляющим их общее руководство. Его возглавляет министр, который назначается на должность и освобождается от нее Президентом РФ. При министре образуется коллегия в качестве совещательного органа, рассматривающего наиболее важные вопросы деятельности налоговых органов. В состав коллегии входят министр, его заместители и другие руководящие работники этого органа.

Министерство по налогам и сборам РФ:

  • получает, обобщает и анализирует отчеты налоговых органов, проводит непосредственное обследование и проверку деятельности нижестоящих налоговых органов;
  • разрабатывает предложения по ее совершенствованию, распространяет положительный опыт среди работников налоговых органов, внедряет автоматизацию и компьютеризацию как современные методы контроля;
  • активно участвует в разработке налоговой политики и налогового законодательства;
  • контролирует издание министерствами, ведомствами нормативных актов по вопросам налогообложения и, если они не соответствуют законодательству, ставит вопрос об их отмене.

отдельных случаях Министерство по налогам и сборам РФ осуществляет и работу, непосредственно связанную с контролем за соблюдением налогового законодательства: проводит дополнительную проверку соблюдения налогового законодательства, возвращает излишне взысканные налоги. Министерство по налогам и сборам РФ подчиняется Президенту РФ и Правительству РФ, которых ежеквартально информирует о поступлении налогов в государственный бюджет, соблюдении налогового законодательства в стране.

Налоговые органы субъектов РФ и городов с районным делением выполняют аналогичные функции, но на определенной территории.

Налоговые органы по районам, городам без районного деления и районам в городах выполняют основную работу по осуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства, поэтому они являются основным звеном в системе налоговых органов.

Деятельность налоговых органов, в основном, осуществляется по трем направлениям:

  • учет налогоплательщиков;
  • осуществление проверки соблюдения налогового законодательства;
  • применение налоговых санкций за нарушение налогового законодательства.

Налоговые органы несут ответственность за полный и своевременный учет всех налогоплательщиков. Учету подлежат юридические лица, их филиалы, представительства и другие обособленные подразделения, на которые законом возложена обязанность уплачивать налоги; физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей без образования юридического лица. Все, они обязаны зарегистрироваться, без этого банки и кредитные учреждения не откроют им расчетные и другие счета. Учет осуществляется путем внесения в Государственный реестр налогоплательщиков с присваиванием постоянного идентификационного номера. О постановке на учет выдается соответствующая справка.

Соблюдение налогового законодательства осуществляется путем проведения документальных проверок. Такие проверки проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в два года. Налоговые органы вправе истребовать от предприятий, учреждений и граждан документы, справки, касающиеся их хозяйственной деятельности, получать необходимые объяснения, обследовать торговые, складские и иные помещения, используемые для извлечения доходов, привлекать для проведения проверок представителей правоохранительных, финансовых, контролирующих органов.

Налоговые санкции к налогоплательщикам применяются в случаях неуплаты или уклонения от уплаты налогов; несвоевременной уплаты налогов; отсутствия учета прибыли; непредставления или несвоевременного представления налоговым органам документов, необходимых для начисления и уплаты налогов.

Налоговые санкции могут носить финансовый и иной характер. Финансовые санкции бывают трех видов: недоимка, штраф, пеня. Недоимка - сумма сокрытого или заниженного дохода либо сумма налога за иной скрытый или неучтенный объект. Штраф - дополнительное денежное взыскание за указанное нарушение в размере суммы недоимки. Пеня - сумма, взыскиваемая в случае задержки уплаты налога. Недоимки по налогам и другим обязательным платежам, суммы штрафов, пени взыскиваются с налогоплательщиков - юридических лиц - в бесспорном порядке, с физических - в судебном. Другими санкциями, применяемыми государственными налоговыми инспекциями, являются ходатайства о запрещении заниматься предпринимательской деятельностью, приостановление операций юридических и физических лиц по расчетам и счетам в банках. Они могут также обратиться в суд общей юрисдикции или арбитражный суд с иском о признании сделки недействительной, о ликвидации предприятия.

При выявлении нарушений налогового законодательства, являющихся административным правонарушением, налоговые органы осуществляют производство по ним, руководствуясь правилами, установленными Кодексом об административных правонарушениях, и налагают административное взыскание - предупреждение, штраф. В случае выявления признаков уголовного преступления налоговые органы обязаны сообщить об этом федеральным opганам налоговой полиции, куда направляются все необходимые для возбуждения уголовного дела материалы. В соответствии с Налоговым кодексом РФ (ст. 31) налоговые органы вправе:

  • требовать от налогоплательщика или иного обязанного лица документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов;
  • проводить налоговые проверки в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ;
  • изымать по акту при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или иного обязанного лица документы, свидетельствующие о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
  • вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков и иных обязанных лиц для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) ими налогов;
  • приостанавливать операции по счетам лиц в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков и иных обязанных лиц в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ;
  • осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиками для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов Российской Федерации и Министерством по налогам и сборам Российской Федерации;
  • определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиком в бюджет, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления налоговым органам необходимых для расчета налоговых документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;
  • требовать от налогоплательщиков и иных обязанных лиц устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;
  • взыскивать недоимки по налогам и взыскивать пени в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ;
  • предоставлять налогоплательщикам отсрочки и рассрочки по уплате санкций за налоговые правонарушения;
  • требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и иных обязанных лиц и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков и иных обязанных лиц сумм налогов и санкций за налоговые правонарушения;
  • привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
  • вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
  • заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;
  • предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски: о взыскании налоговых санкций с лиц, совершивших налоговые правонарушения; о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством РФ; о признании сделок недействительными и о взыскании в доход государства приобретенного по таким сделкам имущества в случаях, предусмотренных гражданским законодательством РФ; о взыскании в доход государства имущества, неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате совершения иных незаконных действий; о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и об инвестиционном налоговом кредите; в иных случаях, предусмотренных Налоговым кодексом.

Сотрудниками налоговых органов могут быть граждане РФ, способные по своим деловым и личным качествам, а также состоянию здоровья исполнять служебные обязанности. Принятым в налоговые органы присваиваются классные чины и выдается форменная одежда. Материально-техническое обеспечение налоговых органов осуществляется так же, как и соответствующее обеспечение органов внутренних дел. Сотрудникам налоговых органов установлены повышенные гарантии социальной и правовой защиты. Они обязаны хранить коммерческую тайну, тайну сведений о вкладах физических лиц, им запрещено заниматься иной оплачиваемой работой или предпринимательской деятельностью.

Надзор за исполнением законов налоговыми органами осуществляется прокуратурой. Полномочия прокурора при осуществлении надзора определяются действующим законодательством.

Судебный контроль осуществляется при поступлении в суд исков из налоговых органов, а также при обращении граждан в суд с жалобой на незаконные действия и решения налоговых органов.

Государственный контроль налоговых органов осуществляют Президента и Правительство РФ, ежеквартально заслушивающие ее руководителя. Вышестоящие налоговые органы осуществляют ведомственный контроль за paботой нижестоящих, они наделены правом отменять решения нижестоящих органов.

Федеральные органы налоговой полиции, их задачи и компетенция

Налоговая полиция была создана в соответствии с Законом РФ от 24 июня 1993 г. “О федеральных органах налоговой полиции”. Федеральные органы налоговой полиции являются составной частью обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

Основными задачами этих органов являются:

  • выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений;
  • обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых служб, защита их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей;
  • предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.

Деятельность органов налоговой полиции осуществляется в соответствии с принципами законности, уважения прав и свобод граждан, подконтрольности и подотчетности высшим органам законодательной и исполнительной власти, единства и централизации, сочетания гласных и негласных методов деятельности.

Организация и деятельность органов налоговой полиции определена Законом РФ “О федеральных органах налоговой полиции”.

Федеральные органы налоговой полиции образуют единую централизованную систему, в которую входят:

  • Федеральная служба налоговой полиции (ФСНП) РФ;
  • управления (отделы) налоговой полиции субъектов РФ;
  • органы налоговой полиции районов в Москве и Санкт-Петербурге, межрайонные отделы управлений (отделов) налоговой полиции.

Систему органов налоговой полиции возглавляет ФСНП РФ. Руководит ею Директор в ранге председателя государственного комитета. Он назначается и освобождается от должности Президентом РФ. Директор осуществляет общее руководство деятельностью органов налоговой полиции и координацию ее деятельности с другими правоохранительными органами. При Директоре в качестве совещательного органа образуется коллегия, которая решает важнейшие вопросы деятельности налоговой полиции.

Органы налоговой полиции второго звена также осуществляют руководство нижестоящими подразделениями в пределах территории своей юрисдикции, а также и непосредственную деятельность по решению задач, стоящих перед налоговой полицией.

Но основную практическую работу по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений, обеспечению безопасности деятельности государственных налоговых инспекций и защите их сотрудников, осуществляют органы налоговой полиции третьего, низшего звена.

Деятельность налоговой полиции осуществляется по следующим направлениям:

  • осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками;
  • осуществление административной деятельности;
  • проведение оперативно-розыскной деятельности;
  • производство предварительного расследования.

Органы налоговой полиции вместе с налоговыми органами образуют единую систему контроля за соблюдением налогового законодательства. В связи с этим органы налоговой полиции проводят налоговые проверки как самостоятельно, так и совместно с налоговыми органами, пользуясь при этом правами налоговых органов.

Административная деятельность органов налоговой полиции осуществляется в связи с обнаружением ими нарушения налогового законодательства, относящегося к административным проступкам. В этом случае органы налоговой полиции вправе осуществить административное задержание, наложить арест на имущество юридических и физических лиц, составить протокол о административном правонарушении, применить к виновному предусмотренные законом административные санкции: предупреждение, штраф.

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется органами налоговой полиции в целях предупреждения, выявления и раскрытия налоговых преступлений, а также для выявления лиц из числа сотрудников налоговых органов, совершивших налоговые преступления или подозреваемых в их совершении, коррупции.

Органы налоговой полиции наделены правом осуществления дознания предварительного следствия. При обнаружении признаков преступлений относящегося к компетенции органов налоговой полиции, оперативность службы передают следователям налоговой полиции материалы, необходимые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, оказывая в дальнейшем содействие следователю в раскрытии преступления. Оперативность службы налоговой полиции как органы дознания сами вправе возбудить уголовное дело, относящееся к их компетенции, и произвести неотложные следственные действия, а затем передать дело для дальнейшего расследования следователю.

Одной из задач, стоящих перед налоговой полицией, является обеспечение безопасности деятельности налоговых органов, защита их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей. В связи с этим органы налоговой полиции предоставляют своих сотрудников налоговым органам для охраны их работников при проведении проверок, обеспечивают в случае поступления соответствующей информации безопасность членов семей сотрудников налоговых органов. Органы налоговой полиции обязаны выделять сотрудников по запросам налоговых органов для проверки фактов налоговых правонарушений, а те в свою очередь предоставляют своих сотрудников для реализации оперативных материалов.

Сотрудником налоговой полиции может быть гражданин РФ, достигший 20-летнего возраста, способный по своим деловым и моральным качествам, образованию и состоянию здоровья исполнять служебные обязанности. Сотрудникам налоговой полиции присваиваются специальные звания в зависимости от выслуги лет и занимаемой должности. Законные требования сотрудников налоговой полиции обязательны для исполнения всеми гражданами и должностными лицами. Они находятся под особой защитой государства. Сотрудники налоговой полиции не имеют права работать по совместительству, заниматься коммерческой и предпринимательской деятельностью. Они обязаны хранить коммерческую тайну, тайну сведений о вкладах физических лиц и иную информацию, полученную ими при исполнении служебных обязанностей.

Надзор за исполнением законов органами налоговой полиции осуществляет прокуратура. Полномочия прокурора зависят от вида деятельности налоговой полиции и определяются действующим законодательством.

Судебный контроль осуществляется при поступлении в суд уголовных дел из органов налоговой полиции, а также при рассмотрении жалоб на незаконные действия и решения органов налоговой полиции.

Государственный контроль за органами налоговой полиции осуществляют Федеральное Собрание и Правительство РФ.

Читайте также: