Как правильно писать неперечисление налога

Опубликовано: 15.05.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины


Уточнить свои налоговые платежи можно по правилам, прописанным в ст. 45 НК РФ. Так, данной нормой установлено, что при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджет, он вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.

С 01.12.2017 вступает в силу Приказ ФНС России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@, которым утвержден порядок работы налоговых органов с невыясненными платежами (далее – Порядок).

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик (в том числе юридические лица и индивидуальные предприниматели) обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено НК РФ, в установленный законодательством срок. Неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом в его адрес требования об уплате налога.

Об исполнении и неисполнении обязанности по уплате налога

Согласно пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

В силу п. 7 ст. 45 НК РФ поручение на перечисление налога заполняется в соответствии с правилами, установленными Положением о правилах осуществления перевода денежных средств.

Подпунктом 4 п. 4 ст. 45 НК РФ установлен ряд случаев, когда обязанность по уплате налога не признается исполненной. К ним, в частности, относится неправильное указание налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога:

– номера счета Федерального казначейства;

– наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджет.

При этом если в платежном поручении неправильно указан КБК или статус плательщика налога, это не является основанием для признания обязанности по уплате налога неисполненной (письма Минфина России от 19.01.2017 № 03‑02‑07/1/2145, ФНС России от 10.10.2016 № СА-4-7/19125@).

Таким образом, если ошибка налогоплательщика не привела к неуплате налога, то он вправе уточнить свой платеж. Процедура уточнения невыясненного платежа прописана в п. 7 ст. 45 НК РФ.

Как работают налоговики с невыясненными платежами?

– платежи по расчетным документам, в полях которых не указана (неверно указана) информация налогоплательщиком (либо банком при формировании электронного платежного документа);

– платежи, которые невозможно однозначно определить к отражению в информационных ресурсах налоговых органов.

Вся информация о работе с невыясненными платежами собирается в ведомости невыясненных поступлений. В ней налоговики отражают:

– платежи, отнесенные казначейством на соответствующий КБК по учету невыясненных поступлений;

– платежи, оформленные налогоплательщиками с нарушением Правил № 107н, что привело к невозможности отражения их в карточках расчетов с бюджетом либо информационных ресурсах налоговых органов, в которых производится учет соответствующих поступлений;

– платежи, которые не могут быть однозначно классифицированы для отражения в карточках конкретных налогоплательщиков;

– платежи, по которым у налогоплательщиков не открыты карточки расчетов с бюджетом.

Хотите уточнить платеж? Сообщите об этом в ИФНС!

Документ, переданный налоговикам, должен содержать обращение с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика. К заявлению необходимо приложить подтверждающие произведенный платеж документы.

Обратная связь с налоговиками

Форма соответствующего информационного сообщения представлена в приложении 2 к Порядку. В сообщении контролеры укажут, что поручение на перечисление налога оформлено с нарушением установленных Правилами № 107н требований, при этом будет названо конкретное произведенное налогоплательщиком нарушение. Нарушения могут быть следующего характера:

– отсутствие либо указание несуществующего (неверного) КБК, кода ОКТМО;

– не указан (неверно указан) ИНН плательщика;

– несоответствие ИНН наименованию плательщика;

– отсутствие либо неверное указание КПП плательщика;

– указание несуществующего (неверного) ИНН получателя;

– отсутствует, указан несуществующий (неверный) КПП получателя;

– налогоплательщик не состоит на учете в налоговом органе;

– уплата налога производится за третьих лиц;

– отсутствие либо неверное указание основания платежа или номера счета получателя и его наименования;

– отсутствие открытой карточки расчета с бюджетом налогоплательщика;

отсутствие либо неверное указание статуса плательщика, налогового периода.

После получения информационного сообщения о необходимости уточнения реквизитов поручения на перечисление налога плательщик представляет в инспекцию заявление о необходимости данного уточнения.

При поступлении в налоговый орган заявления налогоплательщика об уточнении вида и принадлежности платежа налоговый орган в течение 10 рабочих дней с даты поступления указанного заявления выносит соответствующее решение (форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 29.12.2016 № ММВ-7-1/731@).

К сведению

В случае если ошибка в расчетном документе возникла по вине банка при формировании электронного платежного документа, налоговый орган после сверки расчетов с плательщиком вправе сделать запрос в данное кредитное учреждение с целью получения копии расчетного документа, оформленного плательщиком на бумажном носителе.

Порядок проведения сверки регламентирован п. 3 Приказа ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@ «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами».

Итог взаимодействия с ИНФС по невыясненным платежам

О принятом решении об уточнении платежа налогоплательщика уведомят в течение пяти дней после принятия данного решения.

Уточнение реквизитов на уплату страховых взносов

Во-первых, уточнение реквизитов в расчетных документах по уплате страховых взносов не производится в том случае, если сведения об этой сумме учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица. Это закреплено в п. 9 ст. 45 НК РФ.

Во-вторых, порядок уточнения реквизитов в платежных документах зависит от даты совершения платежа.

Если платеж совершен за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, денежные средства по которым поступили в ПФР (до передачи администрирования страховых взносов ФНС), то заявление об уточнении реквизитов необходимо представить в отделение ПФР.

ПФР в течение пяти рабочих дней рассмотрит его и вынесет соответствующее решение, которое направит в ИФНС. Одновременно с данным решением осуществляется и передача суммы пени, подлежащей уменьшению либо доначислению, пересчитанной по состоянию на 01.01.2017. На основании полученных от ПФР сведений налоговики отразят решение и сумму пени в лицевом счете плательщика.

Если же денежные средства поступили после 01.01.2017, то заявление должно быть подано в налоговую инспекцию. Контролеры в таком случае направляют в ПФР запрос с приложением копий заявления плательщика и платежного документа.

ПФР в течение пяти рабочих дней рассмотрит заявление и направит в инспекцию сообщение о возможности (или об отсутствии таковой) проведения соответствующих мероприятий по уточнению реквизитов. А ИНФС на основании данного сообщения примет решение об уточнении платежа. Пересчет пеней при этом будет осуществлен налоговиками в автоматизированном режиме с даты фактической уплаты платежа.

Налоговое законодательство наделяет налогоплательщиков правом уточнить в ИФНС свои ошибочные налоговые платежи (как и платежи по страховым взносам), выставляя при этом одно условие: ошибка в оформлении платежного документа на перечисление налога (страховых взносов) не должна повлечь неперечисления денежных средств в бюджет.

С 01.12.2017 вступает в силу Приказ Минфина России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@, которым утвержден порядок работы налоговых органов с невыясненными платежами. С указанной даты контролеры во взаимодействии с налогоплательщиками будут руководствоваться положениями данного документа.

Помимо этого, в целях правильного заполнения расчетных документов ФНС планирует проводить масштабную работу по информированию налогоплательщиков о значениях реквизитов, необходимых для заполнения полей платежных документов, путем размещения соответствующей информации на стендах в территориальных налоговых органах. Сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства можно получить в ИФНС и при постановке на учет (п. 6 ст. 32 НК РФ). Также напомним, что на сайте высшего налогового ведомства можно найти любой реквизит, необходимый для заполнения расчетных документов.

Хочу сдавать квартиру как самозанятая. Будет налоговая выяснять, сдавала ли я ее раньше, и пытаться получить налог? Если да, каких санкций ждать?

И еще вопрос про приложение «Свое дело». Правильно ли я понимаю, что оно дублирует приложение «Мой налог» и только в нем сейчас можно зарегистрироваться?

Будет или нет налоговая инспекция выяснять, сдавали ли вы квартиру раньше и платили ли налоги, зависит от решения налоговой. Здесь можно только гадать.

Но такой исход маловероятен. Налог на самозанятость ввели в том числе для того, чтобы дать людям возможность выйти из тени, получать доходы законно и платить налоги.

Если бы налоговая стала массово проверять всех зарегистрировавшихся, вряд ли бы число самозанятых активно росло. Тем более что сдача квартир — в числе лидеров среди видов деятельности и количеству налогоплательщиков НПД.

Кроме того, фактически налоговые проверки самозанятых сейчас приостановлены, и каждую нужно согласовывать с ФНС в Москве.

Однако если вы опасаетесь проверок, расскажу, как ИФНС выявляет тех, кто сдает квартиры и не платит налоги. Это будет полезно знать.

Как выйти из тени

Как налоговики узнают, что квартиру сдавали, а налоги не платили

Давайте исходить из того, что вы сами не собираетесь сообщать ИФНС о том, что сдавали квартиру. Поэтому опасность может исходить только от других источников, например от бывших арендаторов, если между вами были конфликты или они остались чем-то недовольны.

Если кто-то сообщит в ИФНС, что квартира сдается нелегально, налоговики могут проверить эту информацию.

Еще о неуплате налогов инспекторы могут узнать совершенно случайно. Например, если квартиру сдавали компании для ее работников, и при проверке организации налоговая нашла договор аренды и решила встречно проверить арендодателя. Тогда она выяснит, что сейчас вы получаете доход законно, но вот за прошлые периоды могут зацепиться — проверить и начислить налог.

Или еще один пример. Допустим, квартиросъемщик задолжал наймодателю или причинил ущерб. Наймодатель подал в суд иск о взыскании денег. В ходе разбирательства выяснилось, что квартира сдавалась без договора и собственник не платил налоги с доходов.

Частное определение — это специальное распоряжение суда, которое обращает внимание какого-то органа на нарушение закона

Что будет, если налоговики выявят нарушение

Если в ИФНС поступит информация, что квартиру сдавали нелегально, инспекция может провести проверку. И первое, с чего начнут, — вызовут собственника для дачи пояснений.

На этом этапе вам надо определиться, признаваться или нет. На этот счет лучше проконсультироваться с юристом, который изучит все обстоятельства и нюансы, даст им правовую оценку и подскажет, какая позиция будет предпочтительнее.

Вот какие есть основные варианты:

  1. признаться и согласиться добровольно заплатить налог, пени и штраф. То есть сдаться без борьбы;
  2. признаться, что сдавали квартиру, но не признаваться, что получали доходы. Можно ссылаться на то, что не помните всех квартиросъемщиков и какую сумму получали за аренду и что данные не сохранились. Этот вариант подходит, если сам факт сдачи квартиры уже доказан, например показаниями соседей или арендатора. Но ИФНС еще нужно установить, что вы получали арендную плату и о каких суммах доходов идет речь. Именно с этих сумм рассчитывается налог и штраф;
  3. не признаваться в расчете на то, что налоговые инспекторы нарушение не докажут, а если и докажут, то не смогут доказать всю сумму полученного вами дохода. Даже если в вашей квартире периодически проживали разные люди, это еще не значит, что квартира сдавалась, а если и сдавалась, что от этого были доходы. В таком случае ИФНС нужно установить все факты и доказать нарушение и сумму дохода.

Признаетесь вы или нет, это не будет смягчающим или отягчающим обстоятельством. Поэтому можно спокойно все отрицать. Докажут — значит, докажут. Но не факт, что налоговикам удастся установить всю сумму полученного дохода. Таким способом можно уменьшить сумму недоимки и всех рассчитываемых на ее основе штрафов.

Вот когда сложно выявить и доказать всю сумму дохода:

  • письменные договоры не заключались;
  • в данных Росреестра не зафиксированы факты сдачи квартиры;
  • неизвестны квартиросъемщики, с ними нельзя связаться и опросить;
  • использовались наличные платежи.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Минфина России от 11 ноября 2013 г. № 03-02-08/48022 О привлечении налогового агента - организации к ответственности за неправомерное удержание или неперечисление налога в установленный срок

Вопрос: О привлечении налогового агента - организации к ответственности за неправомерное удержание или неперечисление налога в установленный срок.

Ответ: В соответствии с обращением Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.

Согласно п. 1 ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты могут участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законных или уполномоченных представителей, если иное не предусмотрено Кодексом.

Из обращения не следует, что Вы являетесь представителем налогового агента - организации.

Вместе с тем сообщается, что налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства (пп. 1 п. 3 ст. 24, п. 1 ст. 226 Кодекса).

В случае перечисления причитающейся суммы налога в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки начисляются пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по перечислению этой суммы.

Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный Кодексом срок суммы налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет ответственность, предусмотренную ст. 123 Кодекса.

При проведении выездной налоговой проверки налоговый орган вправе истребовать необходимые для этой проверки документы в соответствии со ст. 93 Кодекса. При проведении налоговой проверки используются также документы (информация), имеющиеся у налогового органа.

В соответствии с п. 4 ст. 89 Кодекса в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено данной статьей.

Выявленные налоговым органом нарушения законодательства о налогах и сборах отражаются в акте налоговой проверки (п. 1 ст. 101 Кодекса).

Основания для признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списания определены п. 1 ст. 59 Кодекса.

Налоговый агент вправе обжаловать ненормативные акты налогового органа, действия (бездействие) его должностных лиц в порядке, установленном гл. 19 Кодекса.

Кроме того, налоговый агент вправе получить информацию о полномочиях налогового органа (его должностных лиц), реализуемых при проведении выездной налоговой проверки, в налоговом органе по месту учета в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 21 и п. 2 ст. 24 Кодекса, а также Административным регламентом Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах й принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденным Приказом Минфина России от 02.07.2012 № 99н.

Заместитель директора департамента
налоговой и таможенно-тарифной политики
Минфина России
Р.А. Саакян

Обзор документа

Разъяснено, что налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать и перечислять налоги в бюджетную систему. За просрочку начисляются пени.

Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) суммы налога влечет ответственность.

В рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении мероприятий. Выявленные нарушения отражаются в акте.

Обращается внимание, что налоговый агент вправе получить по месту учета информацию о полномочиях налогового органа (его должностных лиц), реализуемых при выездной проверке.

Хочу сдавать квартиру как самозанятая. Будет налоговая выяснять, сдавала ли я ее раньше, и пытаться получить налог? Если да, каких санкций ждать?

И еще вопрос про приложение «Свое дело». Правильно ли я понимаю, что оно дублирует приложение «Мой налог» и только в нем сейчас можно зарегистрироваться?

Будет или нет налоговая инспекция выяснять, сдавали ли вы квартиру раньше и платили ли налоги, зависит от решения налоговой. Здесь можно только гадать.

Но такой исход маловероятен. Налог на самозанятость ввели в том числе для того, чтобы дать людям возможность выйти из тени, получать доходы законно и платить налоги.

Если бы налоговая стала массово проверять всех зарегистрировавшихся, вряд ли бы число самозанятых активно росло. Тем более что сдача квартир — в числе лидеров среди видов деятельности и количеству налогоплательщиков НПД.

Кроме того, фактически налоговые проверки самозанятых сейчас приостановлены, и каждую нужно согласовывать с ФНС в Москве.

Однако если вы опасаетесь проверок, расскажу, как ИФНС выявляет тех, кто сдает квартиры и не платит налоги. Это будет полезно знать.

Как выйти из тени

Как налоговики узнают, что квартиру сдавали, а налоги не платили

Давайте исходить из того, что вы сами не собираетесь сообщать ИФНС о том, что сдавали квартиру. Поэтому опасность может исходить только от других источников, например от бывших арендаторов, если между вами были конфликты или они остались чем-то недовольны.

Если кто-то сообщит в ИФНС, что квартира сдается нелегально, налоговики могут проверить эту информацию.

Еще о неуплате налогов инспекторы могут узнать совершенно случайно. Например, если квартиру сдавали компании для ее работников, и при проверке организации налоговая нашла договор аренды и решила встречно проверить арендодателя. Тогда она выяснит, что сейчас вы получаете доход законно, но вот за прошлые периоды могут зацепиться — проверить и начислить налог.

Или еще один пример. Допустим, квартиросъемщик задолжал наймодателю или причинил ущерб. Наймодатель подал в суд иск о взыскании денег. В ходе разбирательства выяснилось, что квартира сдавалась без договора и собственник не платил налоги с доходов.

Частное определение — это специальное распоряжение суда, которое обращает внимание какого-то органа на нарушение закона

Что будет, если налоговики выявят нарушение

Если в ИФНС поступит информация, что квартиру сдавали нелегально, инспекция может провести проверку. И первое, с чего начнут, — вызовут собственника для дачи пояснений.

На этом этапе вам надо определиться, признаваться или нет. На этот счет лучше проконсультироваться с юристом, который изучит все обстоятельства и нюансы, даст им правовую оценку и подскажет, какая позиция будет предпочтительнее.

Вот какие есть основные варианты:

  1. признаться и согласиться добровольно заплатить налог, пени и штраф. То есть сдаться без борьбы;
  2. признаться, что сдавали квартиру, но не признаваться, что получали доходы. Можно ссылаться на то, что не помните всех квартиросъемщиков и какую сумму получали за аренду и что данные не сохранились. Этот вариант подходит, если сам факт сдачи квартиры уже доказан, например показаниями соседей или арендатора. Но ИФНС еще нужно установить, что вы получали арендную плату и о каких суммах доходов идет речь. Именно с этих сумм рассчитывается налог и штраф;
  3. не признаваться в расчете на то, что налоговые инспекторы нарушение не докажут, а если и докажут, то не смогут доказать всю сумму полученного вами дохода. Даже если в вашей квартире периодически проживали разные люди, это еще не значит, что квартира сдавалась, а если и сдавалась, что от этого были доходы. В таком случае ИФНС нужно установить все факты и доказать нарушение и сумму дохода.

Признаетесь вы или нет, это не будет смягчающим или отягчающим обстоятельством. Поэтому можно спокойно все отрицать. Докажут — значит, докажут. Но не факт, что налоговикам удастся установить всю сумму полученного дохода. Таким способом можно уменьшить сумму недоимки и всех рассчитываемых на ее основе штрафов.

Вот когда сложно выявить и доказать всю сумму дохода:

  • письменные договоры не заключались;
  • в данных Росреестра не зафиксированы факты сдачи квартиры;
  • неизвестны квартиросъемщики, с ними нельзя связаться и опросить;
  • использовались наличные платежи.

Регулярная и полная уплата установленных сумм налога и сбора входит в обязанности каждого налогоплательщика.

Ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора)

В случае нарушения данных правил, действующее законодательство РФ предусматривает определенную ответственность. В роли субъектов ответственности при этом будут выступать: различные юридические лица – организации, предприятия и учреждения, физические лица, а также официально зарегистрированные индивидуальные предприниматели.

В отношении тех налогоплательщиков, которые применяют упрощенную систему налогообложения, ответственность за неуплату, либо неполную уплату установленных сумм налога и сбора может представлять собой только штраф за неуплату налога на добавленную стоимость, если указанное лицо действительно является официальным плательщиком данного налога.

В том случае, если конкретный налогоплательщик не наделен обязанностью по уплате налога на добавленную стоимость, его привлечение к ответственности уполномоченным органом не будет являться правомерным.

Вторым важным нюансом для того, чтобы ответственность налогоплательщика за неуплату, либо неполную уплату сумм налога и сбора была установлена, является факт обязательного наличия недоимки по соответствующему налогу. При этом факт недоимки должен быть подтвержден документально.

Обязанность по представлению соответствующих доказательств для установления вины ложится на представителя налогового органа.

Объектом правонарушения, которое представляет собой неуплату, либо неполную уплату сумм налога и сбора, всегда будет являться часть бюджета государства, либо муниципальных образований, которая была образована путем совокупности налоговых доходов. Обязанность налогоплательщиков по уплате налогов и сборов всегда должна быть выражена в денежной форме.

Действующее налоговое законодательство РФ не допускает принятие нормативно-правовых актов уполномоченными органами, направленными на не денежную форму исполнения существующих налоговых обязательств.

Налоговые обязательства считаются совершенными с момента, указанного в существующем законодательстве о налогах и сборах. При этом зачисление денежных средств в соответствующий бюджет считается осуществленным с момента проведения необходимой операции банковской организацией.

Согласно установленным налоговым нормам, налогоплательщик наделен правом самостоятельного исчисления налоговой базы и точной суммы, подлежащей к уплате за определенный временной период, который брался в расчет.

В случае умышленных действий по занижению существующей налоговой базы, либо по снижению налоговых ставок и повышению налоговых льгот, налогоплательщик привлекается к ответственности, в соответствии со ст. 122 НК РФ.

Такое налоговое нарушение, как неуплата, либо неполная уплата установленных сумм налога и сбора, будет иметь свою объективную сторону. Она выражается в неправомерном деянии, либо проявлении бездействия со стороны налогоплательщика, которое в будущем и привело к нарушению норм действующего налогового законодательства. Ответственность к налогоплательщику за неуплату, либо неполную уплату предусмотренных сумм налога и сбора не может быть применена в случае отсутствия в правонарушении объективной стороны.

Что не признается правонарушением

Обязанность по регулярному внесению налоговых платежей установленного размера распространяется как физических, так и на юридических лиц. При этом подтвержденная неуплата, либо неполная уплата предусмотренных сумм налога и сбора, в большинстве случае, ведет к негативным последствиям для налогоплательщика, в чем и выражается ответственность.

Но в отдельных случаях, неуплата, либо неполная уплата установленных сумм налога и сбора не признается налоговым правонарушением и не ведет к дальнейшему назначению ответственности налогоплательщику.

Основные причины, по которым ответственность за неуплату или неполную уплату предусмотренных сумм налога и сбора не может быть установлена в отношении налогоплательщика, представляют собой следующие обстоятельства:

  • если неуплата либо неполная уплата сумм налога и сбора стала результатом особых форс-мажорных обстоятельств, в том числе экологических катастроф, произошедших стихийных бедствий и т.д.;
  • если налогоплательщик не выполнил свои обязательства по причине серьезной болезни или определенного недуга, результатом которого стала невозможность контроля своих действий;
  • если данные нарушения установленных норм налогового права стали результатом выполнения определенного предписания, установленного налоговым органом. Чаще всего данные предписания могут касаться установленного порядка налоговых расчетов, процедура налогообложения, исчисления и уплаты налогов и т.д.;
  • по причине появления иных обстоятельств и причин, которые сделали невозможным исполнение обязательства по уплате установленных сумм налогов и предусмотренных сборов.

Во всех вышеперечисленных случаях, установленная ответственность за проявленное нарушение будет считаться неправомерной. В такой ситуации налогоплательщик будет иметь полное право для обращения в вышестоящую инстанцию с целью защиты своих законных интересов.

При представлении необходимых доказательств, ответственность, ранее примененная к налогоплательщику, должна быть аннулирована и снята.

Помимо тех случаев, когда неуплата налогов не является правонарушением, действующее законодательство РФ устанавливает и дополнительные обстоятельства, при которых факт правонарушения признается, но ответственность за него смягчается по определенным причинам.

К таким причинам можно отнести: факт наличия сложных семейных обстоятельств в текущей жизни налогоплательщика, доказательства вмешательства третьих лиц, которые оказывали давление, либо применяли психологическое давление в отношении налогоплательщика.

Ответственность за совершенное правонарушение может быть смягчена и в иных случаях, если они действительно могли оказывать соответствующее влияние на процедуру уплаты налогов, и могли способствовать нарушению действующих законодательных норм.

Читайте также: