Налоговая ответственность научные статьи

Опубликовано: 26.04.2024

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Липецкий филиал

Филатова Ирина Ивановна, кандидат экономических наук, доцент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Липецкий филиал)


УДК 336.2

Неуплата налогов – одно из наиболее распространенных экономических правонарушений. Это характерно, прежде всего, для организаций, так как у них намного больше возможностей, чем у частных лиц для утаивания доходов. Но, тем не менее, и физические лица прилагают немало усилий, чтобы если даже не полностью уклониться от уплаты налогов, то хотя бы их уплачивать не в полной мере.

Нередко налогоплательщики, желая как можно больше уменьшить суммы налогов, умышленно занижают налоговую базу путем отнесения затрат к себестоимости продукции тогда, когда это не предусмотрено действующим законодательством. Также они не всегда отражают в бухгалтерских документах часть полученных доходов, рассчитываясь со своими партнерами наличными деньгами, утаивают доходы, перечисляя полученные средства на счета подставных фирм или дочерних предприятий и др. В большинстве случаев налогоплательщики действуют умышленно, так как понимают, что осознанное нарушение законодательства о налогах и сборах может значительно снизить сумму налога по сравнению с той, которую они обязаны и должны были уплатить, в результате чего бюджету будет причинен значительный ущерб.

Организации стремятся увеличить свою прибыль за счет неуплаты налогов, уводя экономическую деятельность в тень. Индивидуальные предприниматели в не меньшей степени заинтересованы в повышении уровня своих доходов, тем более что расходование бюджетных средств, большую часть из которых составляют поступления от налогов, на данный момент не очень прозрачно. Как правило, человек просто не видит, на что расходуются налоговые поступления. Налогоплательщики обязаны знать, чем именно грозит неуплата налогов и какие при этом нарушаются законы. Ведь, экономя на налогах, тем самым завышая уровень своего дохода, в конечном итоге можно прийти к неутешительному результату. Налогоплательщики должны понимать, что намного проще и безопаснее заплатить налоги.

Ответственность налогоплательщика определена в Налоговом кодексе РФ и Уголовном кодексе РФ. Эти два основных документа поясняют, какие именно экономические санкции принимаются в случае неуплаты налогов, а также уточняют момент возникновения уголовной ответственности при неуплате налогов. Попробуем разобраться в этом вопросе более подробно. В первую очередь определим, какие именно бывают налоговые санкции.

В соответствии с обновленным законодательством, налоговые санкции носят исключительно финансовый характер. Они бывают трех видов: недоимка, штраф и пеня.

Каждый вид ответственности за неуплату налогов носит разные цели: налоговая – компенсация имущественного ущерба бюджетной системе, а административная и уголовная – возмещение вреда, причиненного «неплательщиками» общественным взаимоотношениям.
Одним из важнейших конституционных принципов является принцип невозможности повторного осуждения за одно и то же совершенное ранее преступление (ч. 1 ст. 50 Конституции РФ). Применительно к налоговым правоотношениям, он конкретизируется в соответствии со ст. 108 НК РФ: никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения. Многие предприниматели задаются вопросом: какая ответственность может быть возложена на них за неуплату налогов ‑ уголовная, административная или налоговая.[1]

Конечно, при решении этого вопроса необходимо понимать, что вышеуказанные виды ответственности накладываются на разных субъектов: административная и уголовная – на должностных лиц организации (индивидуального предпринимателя), налоговая – на налогоплательщика в целом. Именно поэтому принцип о невозможности повторного привлечения к ответственности за одно и то же деяние применительно к неуплате налогов не срабатывает, так как санкции здесь накладываются на разных лиц. Единственное, что может объединять вышеуказанные виды ответственности за нарушение норм налогового законодательства – это наличие у них общего события правонарушения.

Привлечение к налоговой ответственности в соответствии со статьей 101.4 НК РФ не зависит от правового статуса привлекаемого лица. Оно происходит в тех случаях, когда нет необходимости проведения налоговой проверки для выявления налогового правонарушения, и при наличии признаков следующих правонарушений:

- нарушение срока постановки на учет в налоговом органе - ст. 116 НК РФ;

- нарушение срока предоставления сведений об открытии и закрытии счета в банке - ст. 118 НК РФ;

- несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест, - ст. 125 НК РФ;

- непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, - ст. 126 НК РФ;

- нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса - ст. 129.2 НК РФ и др.[2]

Проблема привлечения граждан к налоговой ответственности связана с понятиями «минимизация» и «оптимизация» налогов. С экономической точки зрения, несмотря на то, что понятия налоговой оптимизации и налоговой минимизации могут пересекаться, но все же отождествлять их нельзя. Налоговая оптимизация подразумевает выбор наиболее приемлемого варианта деятельности налогоплательщика, направленной на снижения уровня налоговых обязанностей. Минимизация налогов предполагает целенаправленную деятельность организации, выполняющей переход из неблагоприятного (обычного) режима налогообложения в наиболее благоприятный (необычный). Минимизация подразумевает огромное количество вопросов и проблем, которые необходимо решить. Но совсем запретить оптимизацию налогов будет нецелесообразно и даже невозможно, потому, что она разрешена практически во всех налоговых системах мира. Например, для налогоплательщиков не всегда будет выгодно максимально сократить налоговые обязанности, так как это может повредить интересам их акционеров. Тем не менее, нельзя допустить такую ситуацию, чтобы абсолютно любые схемы минимизации налогообложения были разрешены. Поэтому нужно четко прописать, какие схемы разрешены и следует применять на практике, а какие нелегальны и недопустимы к применению.

Наличие одновременно нескольких основных законов, которые предусматривают различные виды ответственности за совершение налоговых правонарушений, вносит путаницу в систему налогообложения. Чтобы как-то разъяснить это, предлагается изменить концептуальный подход к структуре законодательства в сфере налогов и сборов, а также рационально конкретизировать способы уклонения от уплаты налогов, которые наносят огромнейший ущерб государству.

Помимо всего прочего, ситуацию также усугубляет регулярное внесение изменений в законодательство, за которыми просто не успевают следить даже представители налоговых органов, не говоря уже о налогоплательщиках.

Наибольшее значение для достоверной оценки налогового потенциала, уровней налогообложения и собираемости налогов, а также перспектив расширения налоговой базы, имеет выявление масштабов теневой экономики, степени ее воздействия на формирование основных параметров налоговой системы, системы перераспределения доходов организаций и населения, характер взаимоотношений налоговых органов с производителями и потребителями товаров, работ и услуг.

Основным побуждающим фактором, заставляющим предпринимателей уклоняться от уплаты налогов и уходить в тень, является стремление всевозможными способами уменьшить налоговые отчисления. Налоги начисляются на законную сферу деятельности, огромная доля нелегальной экономики не подвергается налогообложению. Это означает, во-первых, что уровень собираемости налогов значительно ниже, потому что практически не включает налоги на деятельность по производству товаров и услуг, учитывающуюся в объеме ВВП. Он же, в свою очередь, характеризует налоговый потенциал экономики. И, во-вторых, наоборот, уровень налоговой нагрузки на экономику намного выше оптимального.[3]

Существует множество причин, которые толкают налогоплательщиков к неуплате налогов. К ним можно отнести: моральные, политические, экономические и технические. Последние направлены на сокрытие и утаивание доходов предприятий и организаций. Политические причины, чаще всего, связаны с тем, что государство осуществляет перераспределение денежных средств в бюджет для выполнения своих дальнейших действий. Это проявляется в стремлении государства сбалансировать бюджет страны. Для России такая ситуация просто неприемлема, особенно сейчас, так как в нынешних условиях экономического спада государство всеми силами должно стремиться активизировать развитие промышленности. Но почему-то в России так сложилось, что основная доля тяжести налогового бремени легла именно на предприятия.

Определяются главные причины нарушения налогового законодательства.

1. Не могут выплачивать налоги из-за слишком обременительной налоговой нагрузки. Уплачивая все многочисленные налоги по предусмотренным ставкам, экономическая деятельность для предпринимателя становится неприбыльной или даже убыточной, то есть теряет какой-либо смысл. Данная причина вытекает из чрезмерного налогового давления, которое не выдерживают участники экономической деятельности, и решиться она может только благодаря смягчению налоговой нагрузки посредством соответствующих изменений в налоговой системе страны.

2. Не осуществляется выплата налогов из-за недоверия к власти в части бюджетного распределения собранных налогов. Налогоплательщик, наблюдая за тем, как власть «нецелесообразно» и непрозрачно использует налоговые поступления, не полностью выплачивает или доверяет государству свои заработанные денежные средства. Причина может быть решена исключительно благодаря достижению открытости и прозрачности бюджетного распределения и целесообразности его принципов и соотношений – налогоплательщики должны буквально прочувствовать и увидеть собственными глазами присутствие бюджетных расходов на социальные, коммунальные, гуманитарные цели и программы развития.

Налоговая и денежно-кредитная политика должна обеспечивать такое состояние институтов государства, при котором у участников экономики не возникло бы объективной потребности совершать нелегальные производственные, финансовые, товарообменные операции, которые подрывали бы функционирование экономических механизмов и, соответственно, ставили бы под угрозу безопасность экономики страны.

На данный период времени политика налоговых органов направлена на предупреждение совершения налогоплательщиком налогового правонарушения. Так, УФНС России по Липецкой области провело мониторинг случаев ухода от уплаты налогов и незаконной минимизации налогов путем смены местонахождения налогоплательщика. Именно экономическая рациональность является одним из главных признаков, указываемых на использование миграции для уклонения от уплаты налогов. В первую очередь, во внимание налоговых органов попадают организации с заявленными видами деятельности, которые не характерны для нашего региона, руководители этих организаций не проживают на территории области. Помимо этого, огромное внимание со стороны налоговых органов уделяется тем организациям, которые относятся к категории налогоплательщиков, не предоставляющих отчетность, либо предоставляющих её с нулевыми показателями. За первое полугодие 2013 года на территорию Липецкой области мигрировали 30 организаций, 9 из которых имеют задолженность перед бюджетом в сумме более 15 миллионов рублей. После проведенных налоговыми органами контрольных мероприятий один из крупнейших должников вынужден был покинуть территорию области. В 2013 году в Липецкой области изменили место регистрации 187 организаций, что на 21% меньше, чем в том же периоде 2012 года.

Рис.1- Количество организаций, изменившие место регистрации за 2012-2013 годы

Рис.1- Количество организаций, изменившие место регистрации за 2012-2013 годы

Таким образом, имеется вполне реальная возможность для исчисления объема теневой экономики на региональном уровне и неучтенных экономических операций на микроуровне. В настоящее время предупреждение налоговых правонарушений предполагает ряд важных направлений взаимодействия с налогоплательщиками: профилактическая деятельность (применение каких-либо сервисов для передачи информации); сервисная деятельность (информирование и актуализирование электронных баз данных, включающие нужные сведения для исчисления и уплаты налогов); разъяснительная деятельность (повышение уровня налоговой культуры, налоговый аудит). Все вышеперечисленное позволит найти необходимые пути выхода, и, как следствие, повысит инвестиционную привлекательность нашей страны для внешних инвесторов и уровень собираемости доходов, укрепит бюджет страны и создаст условия для развития общественного сектора России, а именно: культура, образование и безопасность.

9.01.2015, 16:23 Демчук Наталия Ивановна
Рецензия: статья требует доработки, много стилистических неточностей (обратите внимание на изложение причин нарушения), статья, обычно, пишется от третьего лица и слово "думаю" использовать некорректно. Приведенная статистика нечитабельна и требует табличного или графического сопровождения. Статья требует доработки

Научные публикации (статьи и монографии) с ключевым словом налоговый контроль, выпущенные в Издательстве Креативная экономика (найдено: 12 за период c 2007 по 2019 год).

1. Строителева В.А.
Фискальное значение налога на добавленную стоимость в доходах бюджета России и особенности его администрирования // Креативная экономика. (№ 10 / 2019).
Налог на добавленную стоимость (НДС) является одним из наиболее сложных в теоретическом и практическом аспекте. Поэтому, этот налог довольно часто подвергается законодательным изменениям с целью полной реализации его функциональных обязательств. Актуальность исследуемой темы заключается в фискальном значении налога на добавленную стоимость для формирования доходов федерального бюджета РФ с четом особенностей его администрирования на практике. В исследовании использовался системный анализ структуры налоговых платежей за 2016-2018 гг. НДС как косвенный налог, можно считать ключевым инструментом государственного регулирования рыночного равновесия. С целью предотвращения незаконного возмещения налога в работе рассматриваются направления совершенствования его администрирования с помощью новых автоматизированных программных комплексов контроля за правильностью исчисления, взимания и возмещения НДС.

Строителева В.А. Фискальное значение налога на добавленную стоимость в доходах бюджета России и особенности его администрирования // Креативная экономика. – 2019. – Том 13. – № 10. – с. 2095-2106. – doi: 10.18334/ce.13.10.41240.

2. Ефремова Т.А.
Эффективное налоговое администрирование – залог экономической безопасности государства // Российское предпринимательство. (№ 9 / 2018).
В статье рассматриваются возможности налогового администрирования в обеспечении экономической безопасности страны. Автором подробно исследуются угрозы экономической безопасности, сопряженные с соблюдением налогового законодательства, функционалом системы налогового администрирования, организацией процессов общения налоговых органов с налогоплательщиками. Дается оценка современной структуре налоговых органов РФ, эффективности организации и проведения камеральных и выездных налоговых проверок, видам выявляемых налоговых правонарушений, применению современных цифровых технологий в налоговом администрировании. Новизна исследования обусловлена поиском направлений развития фискальной и сервисной составляющих налогового администрирования. Доказывается целесообразность внедрения в практику налогового администрирования комплекса цифровых и информационных технологий: АСК «НДС–2», АСК «ККТ», АИС «Маркировка», ФГИС «ЕГР ЗАГС». Обосновывается необходимость разработки направлений, нацеленных на повышение уровня обслуживания налогоплательщиков, в том числе и через расширение применения альтернативной формы налогового контроля – налогового мониторинга.

Ефремова Т.А. Эффективное налоговое администрирование – залог экономической безопасности государства // Российское предпринимательство. – 2018. – Том 19. – № 9. – с. 2519-2530. – doi: 10.18334/rp.19.9.39346.

3. Шмакова А.В.
Новые технологии налогового администрирования: системный анализ в налоговом контроле // Креативная экономика. (№ 8 / 2017).
В статье рассматриваются вопросы системного анализа в технологиях налоговых органов при определении объекта для проведения самой сложной формы контроля — выездной налоговой проверки.

Шмакова А.В. Новые технологии налогового администрирования: системный анализ в налоговом контроле // Креативная экономика. – 2017. – Том 11. – № 8. – с. 899-908. – doi: 10.18334/ce.11.8.38221.

4. Шмакова А.В.
Инновационные подходы к организации налогового контроля // Креативная экономика. (№ 7 / 2017).
В статье рассматриваются инновационные подходы к организации контрольной работы налоговых органов, связанных с получением налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, деятельности налоговых органов по сбору доказательной базы факта возникновения необоснованной налоговой выгоды у налогоплательщика. На конкретных примерах делаются выводы о работе налоговых органов и формулируются предложения, позволяющие усилить доказательства в совокупности, которые позволят налоговым органам добиться успехов в привлечении недобросовестных налогоплательщиков к налоговой ответственности.

Шмакова А.В. Инновационные подходы к организации налогового контроля // Креативная экономика. – 2017. – Том 11. – № 7. – с. 771-780. – doi: 10.18334/ce.11.7.38199.

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

5. Башарова О.Г., Пантелеева О.В.
Проблемы и перспективы развития горизонтального налогового мониторинга: будущее или реальность? // Российское предпринимательство. (№ 12 / 2014).
В статье рассматривается опыт применения горизонтального налогового мониторинга в зарубежных странах, а также определяются возможности внедрения данной практики в российских условиях. Разработан порядок организации взаимоотношений между налогоплательщиком и налоговой службой при горизонтальном мониторинге. Сформулированы преимущества механизма горизонтального налогового мониторинга.

Башарова О.Г., Пантелеева О.В. Проблемы и перспективы развития горизонтального налогового мониторинга: будущее или реальность? // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 12. – с. 41-47. – url: https://creativeconomy.ru/lib/8570.

6. Якупов З.С.
Модернизация налогового контроля в системе налогового администрирования // Российское предпринимательство. (№ 7 / 2013).
В статье рассмотрено налоговое администрирование и возможные пути его модернизации с точки зрения институциональной теории. Предлагается новый механизм налогового администрирования в виде частичной передачи функций по налоговому контролю на аккредитованные аудиторские и консалтинговые организации. Такая мера рассматривается как развитие идей «дружественного партнерства», как метода взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков.

Якупов З.С. Модернизация налогового контроля в системе налогового администрирования // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 7. – с. 53-57. – url: https://creativeconomy.ru/lib/8083.

7. Мазорук Е.С.
Налоговый контроль над трансфертным ценообразованием: нововведения и проблемы // Российское предпринимательство. (№ 16 / 2012).
С 1 января 2012 года в России вступили в действие новые правила налогового контроля цен. В статье раскрывается ряд недостатков нового законодательства, которые могут повлиять на эффективность работы налоговых органов и вызвать дополнительные затраты со стороны налоговых органов и налогоплательщиков. Даны рекомендации по изменению действующей редакции Налогового кодекса РФ в части подхода к определению рыночного интервала рентабельности.

Мазорук Е.С. Налоговый контроль над трансфертным ценообразованием: нововведения и проблемы // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 16. – с. 135-140. – url: https://creativeconomy.ru/lib/7667.

8. Смирнова Е.Е.
Роль НДФЛ в формировании бюджетных доходов // Российское предпринимательство. (№ 09 / 2012).
В статье рассматриваются проблемы формирования регионального бюджета (на примере города Москвы) путем зачисления налога на доходы физических лиц, определены направления повышения механизма исчисления и уплаты этого налога.

Смирнова Е.Е. Роль НДФЛ в формировании бюджетных доходов // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 09. – с. 174-179. – url: https://creativeconomy.ru/lib/7494.

9. Валеева А.В.
Практика налогового контроля за трансфертным ценообразованием в России // Российское предпринимательство. (№ 12 / 2010).
В статье на основе имеющейся информации о налоговых спорах проведен анализ практики осуществления налогового контроля за трансфертным ценообразованием в России.

Валеева А.В. Практика налогового контроля за трансфертным ценообразованием в России // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 12. – с. 178-184. – url: https://creativeconomy.ru/lib/6395.

10. Васюченкова Л.В.
О составе субъектов налогового контроля // Российское предпринимательство. (№ 3 / 2008).
Субъекты налогового контроля – это его участники (стороны). В научной литературе их традиционно подразделяют на контролирующие, контролируемые и вспомогательные (факультативные) субъекты налогового контроля.

Васюченкова Л.В. О составе субъектов налогового контроля // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 3. – с. 176-179. – url: https://creativeconomy.ru/lib/2641.

11. Ефремова Т.А.
Использование информационных технологий в процессе проведения налогового контроля // Российское предпринимательство. (№ 3 / 2008).
В настоящее время автоматизация процессов налогообложения стала не только насущной потребностью, но и необходимым условием реализации налоговой реформы. Автоматизация налогового контроля за счет применения взаимоувязанного комплекса мероприятий по внедрению системы формирования и сдачи в налоговые органы в электронном виде документов, автоматизированной камеральной проверки, внедрению прогрессивных автоматизированных методов планирования и сопровождения выездных налоговых проверок способствует рационализации и повышению результативности работы налоговых органов.

Ефремова Т.А. Использование информационных технологий в процессе проведения налогового контроля // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 3. – с. 185-189. – url: https://creativeconomy.ru/lib/2643.

12. Корень А.В.
Совершенствование системы налогового контроля в сфере электронной коммерции // Российское предпринимательство. (№ 9 / 2007).
Российская налоговая система традиционно является предметом всевозможных споров и разногласий, что можно наблюдать уже хотя бы по количеству поправок, вводимых в новую редакцию Налогового Кодекса. Тем не менее, в настоящее время законодательство содержит в себе потенциально опасный пробел, связанный с отсутствием чёткого механизма налогообложения электронной коммерции. Не меньшие проблемы создают электронные платёжные системы, позволяющие проводить расчёты, закрытые от любой формы финансового контроля.

Корень А.В. Совершенствование системы налогового контроля в сфере электронной коммерции // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 9. – с. 94-99. – url: https://creativeconomy.ru/lib/2271.

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

Продолжить поиск в библиотеке по запросу «налоговый контроль»?

Приглашаем в группу в Фейсбук:

Новейшие рекомендации по проведению исследований и оформлению статей, анонсы вебинаров и обучающих программ для авторов статей в журналах РИНЦ, ВАК, Scopus и Web of Science.

Михаил Кобрин

Что такое налоговое правонарушение и ответственность за него

Налоговое правонарушение — это действия, которые нарушают положения Налогового кодекса и за которые установлена ответственность (ст. 106 НК РФ). За совершение незаконного деяния закон предусматривает штрафы, а иногда и уголовное наказание. Наказание зависит от вида нарушения и наличия умысла.

По НК РФ нельзя оштрафовать должностное лицо компании — штраф налагается на юридические и физические лица. Но это не значит, что генеральный директор и главбух вольны делать что угодно. Одновременно со штрафами для организации по НК РФ к должностным лицам могут быть применены статьи КоАП или даже УК РФ.

Физлица несут налоговую ответственность с 16 лет. Даже если у ребенка возникла обязанность по уплате налога или сдаче декларации до 16 лет, исполнить ее должны его родители или опекуны. Иначе вся ответственность ляжет на них (ст. 107 НК РФ).

Виды налоговых правонарушений и штрафы

Полный перечень налоговых правонарушений есть в главе 16 НК РФ. В таблице мы собрали основные виды правонарушений и штрафы, которые установлены Налоговым кодексом.

10 000 рублей, если нарушения совершены в одном отчетном периоде

30 000 рублей, если нарушения совершены в более чем одном периоде

20 % от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 рублей, если из-за грубого нарушения занижена налоговая база

20 % от неуплаченной суммы, если деяние неумышленное

40 % от неуплаченной суммы, если есть злой умысел

200 рублей за каждый документ

100 000 рублей за документы из п. 5 ст. 25.15 НК РФ;

при непредставлении расчетов по НДФЛ сотрудников — 1 000 рублей за каждый месяц просрочки

5 000 рублей за первое нарушение в году

20 000 рублей за повторное

Помните, штраф не освобождает от ответственности по исполнению обязательства. Нельзя заплатить 20 % от неуплаченных налогов и забыть при них или отдать 200 рублей и не приносить документы по требованию инспектора. Выполнить обязательства все равно придется.

Ответственность за налоговые правонарушения

В каких случаях штраф могут уменьшить

Закон устанавливает перечень ситуаций, которые смягчают ответственность за нарушения в части налогов и сборов. К ним относятся (п. 1 ст. 112 НК РФ):

  • тяжелые личные или семейные обстоятельства;
  • совершение деяния под угрозой или по принуждению;
  • другие обстоятельства, которые суд или ФНС сочтут смягчающими.

Закон любит равновесие. Поэтому есть и отягчающее обстоятельство — повторное нарушение.

Ответственность за налоговые нарушения по КоАП РФ

Административную ответственность по КоАП несут должностные лица, чаще всего это директор или главный бухгалтер компании. Нарушения по налогам и сборам законодатель выделил в гл. 15 КоАП РФ.

100 — 300 рублей для граждан

300 — 500 рублей для должностных лиц

5 000 — 10 000 рублей за первое нарушение

10 000 — 20 000 рублей или дисквалификация за повторное нарушение

Уголовная ответственность

Организация уголовную ответственность не несет. Но за серьезные нарушения могут быть привлечены директор, главбух, учредители и иные лица, которые имеют существенное влияние на компанию.

Наказание зависит от размера нанесенного бюджету ущерба: крупный или особо крупный. Для каждого нарушения критерии отличаются. За первое нарушение уголовной ответственности можно избежать, если погасить всю задолженность по налогам и уплатить пени и штрафы по доброй воле.

100 000 — 300 000 рублей

принудительные работы на срок до 1 года

лишение свободы до 1 года

200 000 — 500 000 рублей

принудительные работы или лишение свободы на 3 года

100 000 — 300 000 рублей

принудительные работы на 2 года

лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3-х лет

арест на полгода

лишение свободы на 2 года

200 000 — 500 000 рублей

принудительные работы на 5 лет

лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3-х лет

лишение свободы на 6 лет

100 000 — 300 000 рублей

принудительные работы на 2 года

лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3-х лет

арест на полгода

лишение свободы на 2 года

200 000 — 500 000 рублей

принудительные работы на 5 лет

лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3-х лет

лишение свободы на 6 лет

Чтобы избежать санкций просто платите налоги в полном размере и в срок, отчитывайтесь вовремя, а бухучет ведите без ошибок. В этом поможет облачный сервис Контур.Бухгалтерия. Система сама рассчитает налог к уплате, заполнит декларацию и напомнит о сроках уплаты. Всем новичкам мы дарим бесплатный 14-дневный доступ.

Контур.Бухгалтерия

  • Легко ведите учёт и заводите первичку
  • Отправляйте отчётность через интернет
  • Сервис расчитает налоги и напомнит о платеже
  • Начисляйте зарплату, больничные, отпускные
Попробовать бесплатно

Даже если ваш бизнес — не сезонный, например, вы не продаете елочные игрушки или не держите шиномонтажку, все равно покупки неравномерно распределены по году. Клиенты реагируют на праздники, периоды отпусков или зимних каникул. Их реакции вполне предсказуемы, и это можно использовать. Расскажем, как измерить сезонность, как ее регулировать и что делать в низкий сезон.

Средний чек — важный показатель в продажах. В отдельности и в сочетании с другими данными он помогает анализировать состояние бизнеса. Расскажем, как увеличить средний чек.

Информационные технологии помогают переложить работу менеджеров по продажам на искусственный интеллект или хотя бы автоматизировать рутину. В этой статье рассмотрим новые каналы продаж, открывшиеся в глобальной сети в последние годы.

Как правило, каждого налогоплательщика интересуют вопросы о том:

  • За что несет ответственность руководитель/ главный бухгалтер?
  • Чем закреплена налоговая ответственность руководителя и главного бухгалтера?
  • Всегда ли руководитель несет ответственность?
  • За что могут привлечь к ответственности руководителя?
  • За что несет ответственность главный бухгалтер?
  • Кто несет ответственность за достоверность сведений, указанных в декларации?
  • К какой ответственности можно привлечь «бывшего» директора?
  • Можно ли привлечь «бывшего» директора, если он «бросил» фирму?
  • За что отвечает новый директор?

Что такое «налоговая» ответственность?

Под налоговой ответственностью принято понимать меры воздействия государственных органов за совершение налоговых правонарушений. Выявить налоговое правонарушение могут налоговые органы, Центробанк России, Росфинмониторинг, правоохранительные органы (ОБЭП, Отдел по борьбе с налоговыми преступлениями, Следственный комитет РФ) и другие.

Ответственность за неуплату или неполную уплаты сумм налогов и другие налоговые правонарушения в зависимости от вида и тяжести совершенного правонарушения предусмотрена:

  1. Налоговым Кодексом РФ (НК РФ);
  2. Кодексом об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ)
  3. Уголовным Кодексом РФ (УК РФ).

Виды ответственности за неуплату налогов

Налоговая ответственность – налогоплательщикам (организациям)

Самым распространенным налоговым нарушением является неуплата или неполная уплата сумм налогов, за что предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (ст. 122 НК РФ).

Именно к этой ответственности в 90% случаев привлекаются компании (налогоплательщики) налоговым органом по итогам камеральных и выездных налоговых проверок. И здесь не имеет значения - было ли правонарушение совершено умышленно или по неосторожности.

Административная ответственность – должностным лицам

Налоговая административная ответственность в виде штрафов за правонарушения в области налогов и сборов предусмотрена главой 15 КоАП РФ, и применяется к должностным лицам налогоплательщика – генеральному директору, главному бухгалтеру, как правило, одновременно с ответственностью по Налоговому Кодексу РФ.

Уголовная ответственность за неуплату налогов

Уголовная ответственность за неуплату налогов установлена ст. 199 УК РФ и наступает за существенные для государства суммы недоимки по налогам. Крупным признается такой размер неуплаты, когда сумма неуплаченных налогов на протяжении трех лет подряд превышает два миллиона рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая шесть миллионов рублей.

При этом в настоящее время возбудить уголовное дело и привлечь к ответственности за уклонение от уплаты налогов возможно только после получения материалов, которые направлены налоговыми органами в соответствии с налоговым законодательством для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

В ряде случаев, умышленные действия по уклонению от уплаты налогов могут быть квалифицированы по ст. 159 УК РФ «Мошенничество».

Данная статья предусматривает ответственность за мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием и часто используется правоохранительными органами при расследовании дел, например, о незаконном (схемном) возмещении НДС.

Специфика данной статьи заключается в том, что она не требует каких-либо сообщений от налоговых органов, а проверка может начаться на основании рапорта сотрудника правоохранительных органов.

Однако, даже в этом случае, привлечение к ответственности за неуплату налогов не происходит моментально.

Правоохранительные органы должны пройти процедуру доследственной проверки, по ее итогам возбудить уголовное дело, передать материалы в суд и только затем суд может привлечь к уголовной ответственности.

Уголовная ответственность наступает в виде существенных штрафов либо лишения свободы.

Кого могут привлечь к уголовной ответственности?

Круг лиц, которые потенциально могут нести уголовную ответственность достаточно широкий

  • должностное лицо - руководитель организации (генерального директора)
  • главный бухгалтер;
  • бухгалтер (при отсутствии в штате должности главного бухгалтера), в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов;
  • иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на подписание отчетной документации;
  • лица, содействующие неуплате налогов (финансовый директор).

Порядок расчет недоимки по налогам для привлечения к ответственности

Каким образом будет рассчитана недоимка в ходе налоговой проверки – наглядно продемонстрируем на условном примере.

Предположим, было перечислено 10 000 000 рублей (в том числе НДС) на расчетный счет организации, которую налоговые органы в ходе налоговой проверки посчитали недобросовестным контрагентом («однодневкой»).

Для компаний на общей системе налогообложения (с НДС), размер доначислений составит:

  • НДС в размере 1 525 424 рубля (из расчета 10 000 000 /118 * 18)
  • Налог на прибыль в сумме 1 694 916 (из расчета (10 000 000 – 1 525 424 (НДС))* 20%
  • Штрафные санкции в размере 644 068 (Из расчета 1 525 424 + 1 694 916)
  • Пени в размере 1/300 ставки рефинансирования, или около 10% от суммы доначисленных налогов за год.

Итого размер неуплаченных налогов (недоимки): 3 220 340 рублей = 1 525 424 + 1 694 916

Учитывая итоговую сумму недоимки по налогам в размере 3 220 340 рублей. Таким образом, на рассмотренном примере действия должностных лиц компании (руководителя, главного бухгалтера) формально подпадают под признаки состава налогового преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 199 УК РФ, предусматривающую уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов.

Порядок привлечения к налоговой, административной и уголовной ответственности

Процедура привлечения лица к ответственности за неуплату налогов достаточно формализована, и носит строго регламентированный характер.

Так, до момента обжалования в суд результатов налоговой проверки, налоговые органы должны рассмотреть возражения налогоплательщика, вынести на их основании обоснованное решение, которое должно вступить в законную силу.

Таким образом, даже после получения первых результатов налоговой проверки, у налогоплательщика имеется возможность качественно подготовиться к предстоящим спорам с налоговым органом, представить обстоятельную позицию в следственный орган, проводящему проверку по материалам налоговой инспекции, а также предпринять комплекс мер по недопущению блокирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Что делать, если есть вероятность привлечения Вас и Вашей компании к ответственности?

Обратитесь за квалифицированной помощью к налоговому адвокату. Чем раньше будут привлечены к процессу профессиональные налоговые юристы и опытные в таких вопросах адвокаты, тем эффективнее будет помощь: налоговая ответственность может быть снижена, либо вовсе Вас освободят от налоговой или уголовной ответственности.

Не пытайтесь решить данный вопрос самостоятельно. Зачастую, излишняя самоуверенность либо непродуманные действия могут лишь усугубить ситуацию. Обратитесь к нам, и мы бесплатно проведем анализ сложившейся ситуации, и предложим оптимальные и самые эффективные способы защиты Ваших интересов от претензий налоговых и следственных органов. С нами Вы сможете почувствовать себя уверенно!

Защита прав и интересов наших клиентов осуществляется налоговыми адвокатами и юристами по налоговому праву. Налоговые юристы и адвокаты ААБ «Абрамов, Рульков и партнеры» имеют долгий опыт работы в контролирующих и правоохранительных органах на руководящих позициях, и обладают соответствующими правовыми статусами (адвокатское удостоверение), что позволяет обеспечить наиболее эффективную и надежную защиту Ваших интересов во всех государственных органах.

В нашей компании ведущим специалистом по вопросам защиты прав налогоплательщиков (их должностных лиц), связанным с налоговыми правонарушениями и преступлениями, является Черненко Роман Васильевич.

Черненко Р. В. получил большой опыт работы в данной сфере, начав курировать еще деятельность налоговой полиции, затем службы по экономическим и налоговым преступлениям.

После многолетней работы в правоохранительных органах Черненко Р. В. успешно работает в Арбитражном адвокатском Бюро «Абрамов, Рульков и партнеры» в качестве адвоката, профессионально защищая права и законные интересы руководителей компаний на стадии доследственных проверок, в предварительном следствии, а также в судах разных инстанций при уголовном преследовании за уклонение от уплаты налогов.

Информация об адвокатском удостоверении Черненко Р.В.: Удостоверение № 10703, выдано Главным управлением Министерства Юстиции РФ по г. Москве. Дата выдачи 05.04.2010 г.

Его знания и опыт работы в правоохранительных органах обеспечивают наиболее эффективную защиту прав налогоплательщиков и надежное их представительство на всех стадиях уголовного преследования, зачастую делая невозможным направление дела в суд и привлечение к уголовной ответственности.

Налоговая ответственность и ответственность за неуплату налогов полностью "лежит на плечах" налогоплательщиков, но доверяя нам Вы можете не переживать за безопасное исполнение налогового законодательства.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НК РФ


Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение регламентированы НК и КоАП РФ, хотя возможно привлечение и по УК (за существенные нарушения, которые признаются преступлениями). В статье найдете информацию о видах ответственности, к которой может быть привлечен нарушитель, и зависимости избираемого уполномоченным органом наказания от различных факторов.

Налоговые правонарушения — понятие и сущность

В частности, к ним относятся:

  • несоблюдение порядка регистрации в ФНС в качестве налогоплательщика;
  • непредставление документов, содержащих расчет размера обязательных платежей, или несоблюдение способа их передачи на проверку;
  • ненадлежащее осуществление учета понесенных расходов и полученных доходов, ставшее причиной изменения размера облагаемой налогом базы;
  • неуплата (полная или частичная) налогов;
  • отказ от представления в ФНС отчетности и иной документации, необходимой налоговикам для исполнения контролирующих функций.

ВАЖНО! Нарушитель не может быть наказан, если прошло более 3 лет с момента совершения противоправного поступка (в случаях, зафиксированных ст. 120 и 122 НК РФ, — с момента завершения налогового периода).

  1. Наличие законодательной нормы, квалифицирующей такое деяние как правонарушение.
  2. Факт совершения такого деяния.
  3. Наличие документально зафиксированного решения уполномоченной инстанции о наказании нарушителя.

Лица, которые несут ответственность за налоговые правонарушения

Санкции к нарушителю, в соответствии со ст. 107 НК РФ, применяются вне зависимости от того, умышленно было совершено правонарушение или по неосторожности. Однако при этом очевидно, что наказание за умышленное несоблюдение требований законодателя будет более жестким, чем за нарушение, совершенное случайно.

Условия, которые должны выполняться при вынесении решения о применении санкций к гражданину или организации определяет ст. 108 НК РФ:

  1. Привлечь нарушителя к ответственности можно только в том порядке, который определен законом.
  2. Повторное привлечение лица к ответственности за одно и то же нарушение не допускается.

Смягчающие и отягчающие обстоятельства при привлечении к ответственности налогоплательщика за налоговые правонарушения

К таковым, согласно п. 1 ст. 112 НК РФ, относятся:

  1. Тяжелое семейное или личное положение.
  2. Наличие угрозы или принуждения со стороны третьих лиц.
  3. Наличие зависимости от третьих лиц, в силу которой нарушитель не мог не допустить несоблюдения требований законодателя.
Однако суд может скорректировать наказание, налагаемое на нарушителя, не только уменьшив, но и увеличив его. Такое право суда закреплено в п. 4 ст. 114 НК РФ, в соответствии с которым размер штрафа увеличивается вдвое в том случае, если нарушение было совершено при отягчающем обстоятельстве. Им же, в соответствии с п. 2 ст. 112 НК РФ, признается факт повторного привлечения к ответственности за аналогичное противоправное деяние.

Виды ответственности за налоговые правонарушения

Разделение противоправных деяний на разные категории и применение к ним разных видов ответственности обусловлено их разнообразным характером и различным размером ущерба, который влечет за собой их совершение. Именно поэтому помимо налоговой ответственности за налоговые правонарушения может возникать административная и уголовная.

К любому из перечисленных видов ответственности нарушитель может быть привлечен только в судебном порядке, причем вид судебной инстанции, в которую обращается налоговый орган, зависит от того, к какой категории относится налогоплательщик.

  • в арбитражный суд, если нарушитель имеет статус ИП или является организацией;
  • в суд общей юрисдикции, если закон был нарушен физлицом, не являющимся предпринимателем.

Меры ответственности за совершение налоговых правонарушений

В зависимости от вида нарушения штрафы могут иметь следующий размер:

  1. За несоблюдение порядка регистрации в ФНС — до 10 тыс. руб. (п. 1 ст. 116 НК РФ).
  2. За ведение деятельности без регистрации — 10% полученного дохода, но не меньше 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ).
  3. За непредставление отчетных документов — 5% налога, который должен был быть включен в декларацию, за каждый месяц просрочки, но не более 30% и не менее 1 тыс. руб. (п. 1 ст. 119 НК).
  4. За несоблюдение способа передачи декларации в контролирующий орган — 200 руб. (ст. 119.1 НК РФ).
  5. За несоблюдение правил ведения учета:
  6. однократное — 10 тыс. руб.;
  7. совершенное на протяжении более чем одного налогового периода — 30 тыс. руб.;
  8. ставшее причиной изменения налоговой базы в сторону уменьшения — 20% суммы недоимки, но не меньше 40 тыс. руб. (ст. 120 НК РФ).
  9. За неуплату (полную или частичную) налога:
  10. неумышленную — 20% суммы недоимки;
  11. умышленную — 40%.
  12. За неисполнение обязанностей налогового агента — 20% суммы не удержанного с налогоплательщика налога.

Административная ответственность за налоговые правонарушения

К числу наиболее часто совершаемых правонарушений, за которые законом предусмотрена административная ответственность, относятся:

  1. Несоблюдение сроков сдачи отчетности (ст. 15.5 КоАП РФ). За это ответственному лицу придется заплатить в бюджет государства от 300 до 500 руб. (в некоторых случаях вместо штрафа может быть вынесено предупреждение).
  2. Непредставление в ФНС документов, необходимых для осуществления контроля (ст. 15.6 КоАП РФ). В этом случае законному представителю организации придется заплатить от 300 до 500 руб., должностному лицу госоргана — от 500 до 1 тыс. руб.
  3. Ненадлежащее ведение бухучета (ст. 15.11 КоАП РФ). За такое нарушение на ответственное лицо налагается штраф в размере от 5 до 10 тыс. руб. Такое же нарушение, совершенное повторно, наказывается денежным взысканием в размере от 10 до 20 тыс. руб. или лишением права на осуществление трудовой деятельности в занимаемой должности на срок от 1 года до 2 лет.

Уголовная ответственность за налоговые правонарушения

Критерием для определения тяжести преступления (и, как следствие, установления наказания) является размер причиненного ущерба. Во всех перечисленных ниже статьях он подразделяется на 2 категории: крупный и особо крупный. При этом для разных видов правонарушений значение, которому ущерб должен соответствовать для отнесения его к определенной категории, будет различным. Узнать точную сумму недоимки, при которой ущерб может быть признан крупным или особо крупным, можно в тексте статьи, устанавливающей санкцию за определенное правонарушение.

Факт неуплаты налогов в меньшем, чем установлено законодателем для крупного, размере не позволяет квалифицировать правонарушение как уголовное преступление. Однако это вовсе не означает, что нарушитель не будет привлечен к ответственности, т. к. обязанность по уплате штрафов, установленных административным законодательством, у него сохранится (в случае привлечения к административной ответственности).

Ответственность по ст. 198 и 199 УК РФ

Если размер ущерба является крупным, нарушителю придется заплатить штраф в размере от 100 до 300 тыс. руб. В качестве альтернативы суд может вынести решение о взыскании средств, заработанных виновником за время от года до 2 лет, или приговорить его к принудительным работам (не более чем на год). В качестве крайней меры суд может лишить свободы на срок до года.

За уклонение, размер которого является особо крупным, нарушителя могут оштрафовать на сумму от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или эквивалент его дохода за период от полутора до 3 лет. Кроме того, суд может привлечь виновного к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить свободы на такой же срок.

В ст. 199 УК РФ устанавливается ответственность за аналогичное нарушение закона, совершенное организацией. Санкция для руководителя в этом случае более жесткая: за ущерб в крупном размере нарушителя оштрафуют на сумму от 100 тыс. до 0,5 млн руб. или лишат дохода за период от года до 2 лет. Кроме того, суд может принять решение о его привлечении к принудительным работам (не более чем на 2 года), арестовать его (до полугода) или лишить свободы на срок до 2 лет.

По какой статье УК РФ возникает ответственность налогового агента

Если размер недоимки соответствует статусу особо крупного, осужденному придется выплатить штраф в размере от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или в размере дохода за промежуток времени от 1 до 2 лет. В качестве альтернативного наказания суд может вменить обязанность по исполнению принудительных работ (не более чем на 5 лет) или лишить нарушителя свободы на срок до 6 лет. Дополнительным наказанием может стать наложение запрета работать на определенной должности продолжительностью до 3 лет.

Ответственность по ст. 199.2 УК РФ

В случае если размер активов предпринимателя, утаенных им от налоговиков, является крупным, суд может вынести решение о наложении на него штрафа в размере от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или дохода, который он может получить в течение промежутка времени от полутора до 3 лет. Кроме того, суд вправе привлечь виновника к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить его свободы на тот же срок. В качестве дополнительной меры воздействия возможно принятие решения о запрете на выполнение осужденным определенных трудовых функций на срок до 3 лет.

Итак, ответственность, к которой привлекается лицо, допустившее нарушение налогового законодательства, может быть налоговой, административной и даже уголовной. Вид санкции и порядок ее применения зависит от того, какое именно действие (или бездействие) было совершено нарушителем, а также от размера ущерба, который он причинил государству.

Читайте также: