Финансовый анализ в налоговом планировании

Опубликовано: 13.05.2024

Налоговое планирование - это активные и целенаправленные законные действия организации с целью уменьшения налоговых платежей (налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей).

Цели налогового планирования

Основные цели налогового планирования заключаются в следующем:

оптимизация налоговых платежей;

сокращение налоговых потерь по конкретному налогу или по группе налогов.

При минимизации налогов налогоплательщик использует все достоинства и недостатки существующего законодательства, в том числе его несовершенство, сложность и противоречивость.

При этом он реализует налоговые схемы, позволяющие применять такие формы экономических действий, налогообложение которых минимально.

Стратегическое и текущее налоговое планирование

На практике осуществляется стратегическое и текущее налоговое планирование.

Стратегическое налоговое планирование в реальной практике хозяйствующих субъектов может выглядеть следующим образом:

обязательный обзор проектов нормативных правовых актов и прогноз возможного развития событий;

обзор и прогноз обычаев делового оборота и судебной практики;

составление прогнозов налоговых обязательств фирмы;

нужно продумать варианты схем управления финансовыми, документарными, информационными и товарными потоками;

составление сетевого графика соответствия исполнения налоговых и финансовых обязательств организации;

обязательная оценка риска различных инструментов, проработка вариантов возможных причин резких отклонений от расчетных показателей деятельности организации;

составление прогноза эффективности применяемых инструментов налоговой оптимизации.

Текущее налоговое планирование может включать в себя следующие мероприятия:

еженедельный мониторинг нормативных правовых актов;

составление прогнозов налоговых обязательств организации и последствий планируемых сделок;

составление графика соответствия исполнения налоговых обязательств и изменения активов фирмы;

прогноз и исследование возможных причин резких отклонений от среднестатистических показателей деятельности организации и налоговых последствий инноваций или проводимой сделки.

Для проведения этих мероприятий хозяйствующим субъектам необходимо иметь правовые системы, которые должны обновляться хотя бы не реже одного раза в месяц, а также сопровождение специалистов и экспертов.

Этапы налогового планирования

Основными этапами налогового планирования являются:

выявление налоговых рисков;

анализ налоговых проблем и постановка задачи для разработки налоговой схемы;

выбор основных инструментов для осуществления налогового планирования;

разработка налоговой схемы;

осуществление деятельности в соответствии с разработанной налоговой схемой.

Выявление налоговых рисков

Под рисками налоговой оптимизации понимаются возможности понести финансовые потери, связанные с проведением налогового планирования.

Общие риски минимизации налогов можно оценить как совокупность возможных прямых потерь (убытков) налогоплательщика при налоговом контроле, включая взыскание недоимок и штрафов, а также возможные предстоящие расходы на урегулирование негативной ситуации.

К налоговым рискам относятся:

риски контроля со стороны налоговых органов;

риски увеличения сумм налогов;

риски привлечения к уголовной ответственности за применение незаконных схем оптимизации.

В процессе оптимизации налоговых платежей следует придерживаться следующих принципов:

принцип разумности и экономической обоснованности. Выгода, получаемая от налоговой оптимизации, должна значительно превосходить затраты, которые необходимо осуществить для реализации данного решения;

принцип комплексного расчета экономии и потерь. Перед тем, как внедрить схему оптимизации налогов, необходимо сравнить потенциальную экономию и возможные расходы;

принцип документального оформления операций. Все хозяйственные операции налогоплательщика должны быть тщательно документированы. Это пригодится при проведении налоговой проверки и в качестве доказательств в суде;

принцип индивидуального подхода. Только зная все тонкости своего предприятия, можно рекомендовать тот или иной инструмент снижения налогов. Механически переносить одну и ту же схему с одного предприятия в другое нельзя;

принцип комплексной налоговой экономии (принцип многообразия применяемых способов минимизации налогов);

принцип заблаговременности. Налоговое планирование необходимо осуществлять не после проведения какой-либо хозяйственной операции или завершения налогового периода, а до него, то есть заблаговременно.

Анализ налоговых проблем и постановка задачи для разработки налоговой схемы

На этом этапе налогового планирования проводится анализ существующих налоговых проблем организации и ставится задача, для решения которой выбираются необходимые инструменты и вырабатываются схемы налогового планирования.

Налоговый анализ включает, например:

выявление особенностей финансово-хозяйственной деятельности организации;

перечень налогов, ставки налогов и суммы налогов, которые необходимо перечислять в бюджет;

анализ заключенных договоров с контрагентами.

Примером задачи налогового планирования является достижение сокращения налоговых потерь организации по какому-либо конкретному налогу или сбору; по группе налогов.

Выбор основных инструментов для осуществления налогового планирования

Действующее налоговое законодательство позволяет использовать инструменты налогового планирования.

В качестве основных инструментов налогового планирования можно выделить следующие инструменты:

Применение налоговых льгот, предусмотренных налоговым законодательством

Оптимизация налоговых последствий при использовании различных форм договоров с контрагентами

Оптимизация цены сделок

Применение отдельных элементов налогообложения

Использование специальных налоговых режимов, предусмотренных НК РФ, и особых систем налогообложения (например, организация может использовать упрощенную систему налогообложения)

Применение льгот согласно соглашениям об избежании двойного налогообложения

Использование определенных элементов бухгалтерского учета в целях налогообложения, формирование учетной политики в целях налогообложения

Для оптимизации налогового бремени имеет значение выбор следующих показателей:

начисление амортизации основных средств: линейный способ, способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);

начисление амортизации нематериальных активов: линейный способ, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);

списание товарно-материальных ценностей: по себестоимости каждой единицы, но средней себестоимости, по методу FIFO (по себестоимости первых по времени приобретения товарно-материальных ценностей);

порядок списания расходов;

определение выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения.

Отметим, что в зависимости от применяемых инструментов налоговое планирование может базироваться на использовании:

налоговых льгот – полное или частичное освобождение субъектов предпринимательства от уплаты конкретных налогов, связанное с определенной деятельностью или производством определенной продукции;

"налоговых лазеек" – отдельных вопросов предпринимательской деятельности, не урегулированных налоговым законодательством;

специально разработанных схем оптимизации налоговых платежей, которые обычно и являются главным инструментом налогового планирования.

Разработка налоговой схемы

При осуществлении налогового планирования вырабатывается схема, в соответствии с которой предприятие планирует осуществлять свою деятельность.

При этом организация должна верно применить выбранные инструменты налогового планирования для реализации задачи налогового планирования эффективным и оптимальным образом.

При осуществлении налогового планирования следует учитывать возможные изменения налогового законодательства, которые могут быть связаны с установлением новых форм и режимов налогообложения, изменением налоговых ставок, отменой налоговых льгот или вводом новых налоговых льгот.

Поэтому в некоторых случаях надо внести необходимые изменения в учетную политику организации для целей налогообложения.

В заключение отметим, что способы законного (легального) уменьшения налогов всегда были и будут.

Во-первых, из-за законодательно установленных различных видов налоговых режимов и льгот.

Нестандартное применение различных налоговых режимов и льгот бывает полезным с точки зрения минимизации налогообложения.

Во-вторых, по причинам системного характера.

В современной динамичной и сложной экономике заранее просчитать все налоговые последствия самых разнообразных экономических действий налогоплательщика принципиально не представляется возможным, а значит, всегда будут существовать возможности таких действий, которые более выгодны налогоплательщику.

Таким образом, возможности применения различных налоговых схем позволяют вносить свои коррективы в процесс налогового планирования, минимизировать налоговые риски и, следовательно, повышать уровень экономической безопасности хозяйствующего субъекта.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Оптимизация налогообложения
Татьяна Каверина, руководитель департамента налогового аудита компании «TAX CONSULTING U.K. LTD».

Тот факт, что Налоговый кодекс дает возможности оптимизировать налоговую нагрузку на предприятие, не является секретом для бухгалтеров. Однако, как выбрать из всего многообразия способов единственно верный? О способах налогового планирования корреспонденту ИА «Клерк.Ру» Алексею Титову рассказала Татьяна Каверина, руководитель департамента налогового аудита компании «TAX CONSULTING U.K. LTD».

Наиболее распространенный способ – перенос налогооблагаемой базы на льготный налоговый режим либо на предприятие с меньшим уровнем налоговой нагрузки. В этом случает льготная по сравнению с налогом на прибыль ставка единого налога позволяет сокращать платежи в бюджет с помощью переноса прибыли с общего режима на упрощенный. Существует масса вариантов реализации этого преимущества. При этом не все из них эффективны и безопасны. Я бы выделила следующие наиболее популярные способы:

Во-первых, вспомогательная фирма оказывает разного рода услуги и выполняет работы. Причем желательно, чтобы эти услуги или работы были не абстрактными, а связанными с деятельностью основной фирмы, были экономически обоснованными и фактически оказывались (выполнялись).

Во-вторых, основная и вспомогательная фирма заключают «прямой» договор на поставку (куплю-продажу). Таким образом, торговую наценку собирают на «упрощенной» фирме. В дальнейшем товар продают конечному покупателю. Эта схема имеет два слабых места. С одной стороны, данный вариант возможен, только если покупатель не заинтересован в суммах «входного» НДС, а с другой – сумма договора с конечным покупателем будет ограничена предельным размером дохода вспомогательной фирмы (20 млн. руб.).

В-третьих, с вспомогательной фирмой заключают посредническое соглашение. Оно может быть оформлено, например, в виде договора поручения или комиссии. Также упрощенная компания может выступить в качестве агента. Оказывая посреднические услуги, вспомогательная фирма будет увеличивать себестоимость товарно-материальных ценностей или продукции, которые закупает или производит основная организация. Следует отметить, что налоговые работники уделяют особое внимание посредническим договорам. Чтобы снизить риски, не стоит использовать данную схему на постоянной основе и устанавливать слишком большое вознаграждение посреднику. Необходимо, чтобы сделка имела экономический смысл. Расходы на услуги посредника должны быть обоснованы. Кроме того, нужно иметь в виду, что работа с договорами комиссии значительно усложняет документооборот.

В-четвертых, основная фирма соглашается уплатить штраф по договорам, которые она заключила с вспомогательной организацией. При этом размер санкций должен быть сопоставим с суммой основного обязательства. Разумеется, суммы и сроки уплаты штрафов необходимо документально обосновать.

Еще один способ заключается в том, что вспомогательной фирме уступают право требования по долговому обязательству с убытком. Данную схему на практике применяют со следующими ограничениями: если у фирмы на УСНО объектом налогообложения являются «доходы», то стоимость уступки не должна превышать 75 процентов от суммы долгового обязательства; если «доходы минус расходы» – 37,5 процента (затраты на приобретение права требования долга не учитывают при расчете единого налога). В противном случае вспомогательная организация при реализации этого права требования заплатит единый налог в большем размере, чем сумма полученной экономии на налоге на прибыль.

И последнее – вспомогательная фирма может выдать основной организации процентный займ. В данном случае необходимо учесть ограничение по размеру принимаемых при расчете налога на прибыль процентов в соответствии со ст. 269 Налогового кодекса. В то же время сумма самого займа должна быть весьма значительной. При реализации этой схемы на практике возникают сложности, связанные с отвлечением значительных сумм из оборота. К тому же не вполне ясно, на каком основании вспомогательная фирма будет получать деньги.

Формирование резервов позволяет более равномерно распределять налоговую нагрузку по налоговым периодам, то есть, по сути, получать отсрочку по налогу на прибыль?

Да. Однако здесь важно помнить, что формировать их имеют право только те фирмы, которые работают по методу начисления. В бухгалтерском и налоговом учете существует разный перечень резервов. Для целей налогообложения организация может использовать следующие резервы: на оплату отпусков (ст. 324 НК РФ), по сомнительным долгам (ст. 266), на ремонт основных средств (ст. 324), на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание (ст. 267), на возможные потери по ссудам (ст. 292) и т.д. О создании резервов необходимо написать в учетной политике. При этом следует указать способ резервирования, определить максимальную сумму отчислений и их ежемесячный процент в указанный резерв.

Существуют ли способы экономии налога на прибыль, если предприятие работает по кассовому методу?

Кассовый метод (ст. 273 НК РФ) могут использовать не все. Он разрешен только тем организациям, у которых в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета налога на добавленную стоимость не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал (при превышении этого лимита необходимо перейти на метод начисления). У кассового метода есть свои плюсы и минусы. К положительным моментам, несомненно, относится то, что учитывают лишь выручку, которая оплачена покупателем. Минус появляется в моменте признания расходов, ведь они уменьшают налогооблагаемую прибыль только после оплаты. Именно по этой причине многие считают для себя неприемлемым использовать данный способ.

Какие еще способы оптимизации налога на прибыль вы можете выделить?

Я бы отметила приобретение основных средств с помощью лизинга, из-за возможности применения ускоренной амортизации с коэффициентом до 3. Некоторые организации выбирают для себя этот способ оптимизации налога на прибыль в части учета основных средств. Их выгода состоит в том, что за довольно короткий срок можно списать расходы по стоимости производственных фондов. Ко всему прочему нет необходимости платить налог на имущество. Предмет лизинга, переданный лизингополучателю по договору лизинга, учитывается на балансе лизингодателя или лизингополучателя по взаимному соглашению. Стороны договора лизинга имеют право по взаимному соглашению применять ускоренную амортизацию предмета лизинга. Смысл лизинговой сделки заключается в том, что фирма покупает дорогостоящее имущество через лизинговую компанию. Сумму его стоимости передают лизингодателю, после чего последний производит покупку. Цена покупки будет немного выше, так как придется заплатить комиссионное вознаграждение лизингодателю. Но, несмотря на это, данный способ выгоден компании. Тем более что по окончании договора фирма может выкупить основное средство за ничтожно малую стоимость, которую стороны в нем установили. А увеличить лизинговые платежи законодательство не запрещает. Средства, передаваемые лизингодателю на покупку имущества, можно оформить договором займа. В нем не следует указывать, на что именно предоставляют деньги. Для того чтобы связь между договором займа и лизингом не была прослежена, можно «пропустить» его через третье лицо или установить небольшой процент. Также в вашу пользу сыграет временной промежуток между заключением этих двух контрактов.

Российское законодательство дает возможности использовать для оптимизации налоговой нагрузки другие налоги? Например, НДС…

НДС является одним из самых сложных для оптимизации. В принципе, российское налоговое законодательство предусматривает множество случаев, когда этот налог можно не платить. Однако большинство организаций воспользоваться налоговыми льготами не могут. Оптимизация НДС возможна в рамках холдинга, в том случае, если разделить финансовые потоки с НДС и без НДС. Часть своей продукции холдинг реализует покупателям, не нуждающимся во «входящем» НДС. Это те, кто перешел на упрощенную систему налогообложения или ЕНВД, освобожден от обязанностей плательщика НДС (ст. 145 НК РФ) либо имеет льготы по этому налогу. Также это физические лица, организации бюджетной сферы и любые покупатели, которые не приходуют у себя продукцию официально. Даже минимального процента доходов от таких покупателей достаточно для получения частичной экономии или отсрочки уплаты налога на длительный срок. Упрощенный режим налогообложения может эффективно использоваться в холдинге и с целью минимизации ЕСН. Сотрудников с их согласия увольняют путем перевода в организации, применяющие УСН. В результате налоговая база частично уменьшается.

Как часто возникают налоговые конфликты между налоговыми органами и компаниями?

В поисках способов оптимизации налогов налогоплательщики часто балансируют на грани законного и незаконного. Используя налоговое планирование в своей деятельности, надо все досконально просчитать и основательно подготовиться к возможным неблагоприятным последствиям. Помимо рисков, связанных с доначислениями налоговых платежей и взысканием штрафов, над налогоплательщиками висит угроза привлечения к уголовной ответственности. Необходимо учитывать и изменение позиции налоговых органов к налоговому планированию на откровенно враждебную. Налоговики в стремлении собрать как можно больше денег в бюджет готовы на всевозможные уловки и ухищрения. Налоговый кодекс не может дать однозначного ответа на многие вопросы. Этим нередко пользуются налоговики, трактующие ту или иную норму НК в свою пользу.

Недавно Федеральная налоговая служба разослала по всем своим подразделениям описание 16 типовых схем по уходу от налогов. Судя по этому документу, больше всего инспекторов заботит уклонение от НДС и налога на прибыль. Если налоговики начнут отказывать в возмещении НДС или уменьшении налогооблагаемой прибыли на произведенные расходы, используя эту методичку, то компании ждут многочисленные судебные процессы и доначисления налогов. ФНС России призывает автоматически наказывать компании за определенные операции, пусть даже сам налог поступил в итоге в бюджет. Можно ожидать в ближайшее время увеличения количества налоговых споров, связанных с применением налогового планирования.

Всегда ли компании выбирают путь оптимизации налогообложения или, пока еще у них страх перед возможными санкциями со стороны налоговых органов?

Добросовестные фирмы существенную часть своих доходов направляют на уплату налогов. Высокие налоговые ставки вынуждают компании искать способы снижения платежей в бюджет. Разрабатывая различные механизмы налогового планирования для наших клиентов, мы учитываем, что уход от налогов является как административно, так и уголовно наказуемым преступлением (ст. 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации»), соответственно незаконных методов налоговой оптимизации в своей работе мы не используем. Налоговое планирование применительно к конкретному виду деятельности или определенной организационно-правовой форме позволяет сократить налоговые платежи. Освобожденные средства можно инвестировать в развитие бизнеса.

Налоговое планирование наиболее эффективно на этапе организации бизнеса, так как целесообразно изначально грамотно подойти к выбору организационно-правовой формы, места регистрации, разработке организационной структуры предприятия. Организация налогового планирования в процессе функционирования предприятия необходима при оформлении договорных отношений с поставщиками и заказчиками, осуществлении хозяйственных операций и т. д. Налоговое планирование является неотъемлемой частью процесса создания, реорганизации, ликвидации , преобразования и слияния предприятий.

Н.В. Климова
заведующая кафедрой экономического анализа и налогов,
Академия маркетинга и социально-информационных технологий,
доктор экономических наук, профессор
Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет
№3, март 2011

Финансовое состояние характеризует способность организации своевременно рассчитываться по обязательствам (удовлетворение платежных требований поставщиков в соответствии с договорами, выплата заработной платы, платежи в бюджет, возврат кредитов), обеспечивать бесперебойное развитие конкурентоспособного бизнеса и его расширение. Оно отражает результаты взаимодействия всех производственно-хозяйственных, технологических, экономических и финансовых факторов.

Цель финансово-экономического анализа в налоговом консультировании заключается в повышении качества налоговых решений и минимизации налоговых рисков.

К задачам следует отнести:

оценку варианта налогообложения организации;

анализ факторов, влияющих на налогообложение;

анализ штрафных санкций и доначислений налогов;

обоснование и выбор налоговых решений, направленных на снижение налоговых издержек;

прогнозирование показателей налоговой нагрузки организации.

Важно отметить, что аналитические исследования направлены на гармонизацию интересов государства и налогоплательщиков с максимальной заинтересованностью последнего в росте эффективности и конкурентоспособности его бизнеса.

Предметом финансового анализа являются факторы и показатели хозяйственной деятельности организации, непосредственно влияющие на налогообложение.

Последовательность проведения анализа финансового состояния налоговым консультантом можно представить следующим образом:

1. Предварительное ознакомление с результатами финансово-хозяйственной деятельности организации за последние 2—3 года.

2. Расчет ключевых показателей ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости.

3. Сравнение расчетных значений показателей с нормативными или рекомендуемыми и их анализ.

4. Оценка тенденции изменений показателей во взаимосвязи с уровнем налогообложения.

5. Разработка рекомендаций по улучшению финансового состояния организации.

В процессе анализа используются внешние и внутренние информационные источники. Внешняя информация представлена преимущественно нормативно-правовой документацией в области налогообложения и ведения бухгалтерского и налогового учета.

Внутренняя информация формируется в самой организации — это данные бухгалтерского (финансового и управленческого), налогового, статистического учета и отчетности.

Финансовый анализ проводится, как правило, по данным годовой бухгалтерской отчетности (формы № 1 «Бухгалтерский баланс», № 2 «Отчет о прибылях и убытках», № 3 «Отчет об изменениях капитала», № 4 «Отчет о движении денежных средств», № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»). Для малых предприятий ограничиваются формами № 1 и 2.

Важно иметь в виду, что в соответствии с приказом Минфина России от 02.07.2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций», вступающим в силу начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2011 г., указываются коды показателей, а не номера строк.

Незначительные изменения произошли и по статьям баланса. В активе, в разд. I «Внеоборотные активы», добавилась статья «Результаты исследований и разработок». В разд. II «Оборотные активы» статью «Запасы» можно не расшифровывать, однако в аналитических целях это не целесообразно. Раздел III «Капитал и резервы» расширился на две статьи: резервы под условные обязательства, а из добавочного капитала выделили переоценку внеоборотных активов.

В Отчете о прибылях и убытках заменили строку «Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)» на строку «Выручка», а строку «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг» — на «Себестоимость продаж». Текущий налог на прибыль показывается в расшифровке: отложенные налоговые активы, отложенные налоговые обязательства, постоянные налоговые обязательства (активы), что очень важно для анализа е чистой прибыли.

Анализ финансового состояния - организации (ФСО) основывается в основном на расчете относительных с показателей (коэффициентов), так как абсолютные показатели бухгалтерской отчетности в условиях инфляции практически невозможно привести в сопоставимый вид.

В налоговом консультировании могут применять как формализованные, так и неформализованные методы обработки экономической информации. Неформализованные методы основаны на отражении аналитических процедур на логическом уровне, а не на строгих аналитических зависимостях. К ним относятся: разработка системы показателей, построение аналитических таблиц, прием детализации, метод экспертных оценок, методы ситуационного анализа и прогнозирования.

Формализованные методы позволяют представить показатели в строгой зависимости (преимущественно математической). Среди них выделяют:

классические методы экономического анализа (балансовый способ, методы детерминированного факторного анализа (цепных подстановок, абсолютных и относительных разниц, интегральный логарифмический методы));

традиционные методы экономической статистики (метод средних величин, метод группировок, индексный метод);

математико-статистические методы изучения связей (корреляционный, регрессионный, дисперсионный, кластерный анализ);

методы теории принятия решений (метод построения дерева решений, линейное программирование и анализ чувствительности).

Основные способы обработки информации, которыми пользуется налоговый консультант, — это сравнение и группировки.

Способ сравнения применяется в случаях:

1) сравнения фактических данных текущего периода с данными предыдущих периодов. Это дает возможность выявить динамику и темпы налоговых платежей, оценить и спрогнозировать тенденцию дальнейших денежных потоков и их влияние на финансовое состояние организации;

2) сравнения фактических данных с прогнозируемыми (плановыми), что позволяет проконтролировать выполнение уровня налоговых обязательств и не допустить штрафные санкции;

3) сопоставления альтернативных вариантов налоговых решений с целью выбора наиболее оптимального из них для обеспечения экономической и финансовой устойчивости организации в сочетании с интересами налоговых органов.

В финансово-экономическом анализе выделяют следующие виды сравнительного анализа:

горизонтальный (временной) анализ — сравнение каждой позиции с предыдущей (анализ динамики (по годам) изменения показателей);

вертикальный (структурный) анализ — определение структуры итоговых показателей, определение доли, или удельного веса отдельных частей в результирующем показателе;

трендовый анализ — сравнение показателей за ряд лет и определение их основной тенденции;

одномерный сравнительный анализ — данные сопоставляются либо по одному показателю за ряд лет, либо по множеству показателей, но одного периода. Например, при принятии налоговых решений в конкретной организации рассматриваются варианты воздействия на три направления: на налоговую базу, на способ налогообложения, на сроки возникновения и уплаты налога;

При сравнении важно учесть единство объемных, стоимостных, качественных, структурных факторов; промежутков времени, за которые были исчислены сравниваемые показатели, и методики их исчисления.

Пример

Рассчитаем показатели структуры, динамики и структурной динамики по следующим абсолютным показателям налогообложения: 1) в текущем году сумма налогов, начисленныхорганизацией, составила 586987руб., втомчисле налогов, относимых нарасходы, — 211826руб.; 2) за предыдущий год сумма начисленных налогов составляла 477 839руб., в том числе налогов, относимых на расходы, — 188841руб.

1.Абсолютное изменение общей суммы налогов равно: 586 987 — 477 839 = 109148 руб.

по общей сумме налогов равен: 586 987/477 839 х 100% = 122,84%;

по налогам, относимым на расходы, равен: 211826/188 841 х 100% = 112,17%;

по налогам, не относимым на расходы, равен: (586 987 - 211 826) / (477 839 - 188 841) х100% = 375 161 / 288 998 х 100% = 129,81%.

3.Удельный вес начислений по налогам, относимым на расходы, в общейсумме налогов:

в текущем году равен: 211 826 / 586 987 х 100% = 36,09%;

в предыдущем году равен: 188 841 / 477 839 х 100% = 39,52%.

Абсолютное изменение удельного веса равно: 36,09 - 39,52 = - 3,43%.

4. Удельный вес начислений по налогам, не относимым на расходы в общейсумме начисленных налогов:

в текущем году равен: (586 987 — 211826)/586987 х 100% = 63,91% (или 100% -36,09%);

в предыдущем году равен: 100 — 39,52 = 60,48%.

Изменение равно: 63,91 —60,48=3,43%.

Вывод: сумма начисленных налогов увеличилась на 109148 руб. (или на 22,84%), в том числе по налогам, относимым на расходы, — на 12,17%. Более быстрыми темпами росли налоги, не относимые на расходы, — на 29,81%, это позволяет говорить об интенсивном развитии организации. Соответственно возросла доля налогов, не относимых на расходы в общей величине налогов, — на 3,43%.

Методы группировки — это деление массы изучаемой совокупности объектов на качественно однородные группы по соответствующим признакам. Группировка данных в анализе помогает разъяснить смысл средних величин, показать роль отдельных единиц в их средней величине, выявить взаимосвязь между изучаемыми показателями.

По сложности построения различают два типа группировок: простые и комбинированные. С помощью простых группировок изучается взаимосвязь между явлениями, сгруппированными по какому-либо признаку. В комбинированных группировках такое деление изучаемой совокупности делается сначала по одному признаку, а потом внутри каждой группы — по другому признаку и т.д.

В наибольшей степени налоговым консультантом могут быть использованы аналитические группировки, которые основаны на причинно-следственной связи между показателями, например влияние рассрочки налоговых платежей на цену капитала.

Если рассматривать методы финансово-экономического анализа во временной детализации, то в российской практике до сих пор применяют преимущественно ретроспективный анализ, результаты которого очень значимы для налогового менеджмента.

Методы ретроспективного анализа (сравнение с прошлым периодом) позволяют выявить тенденции увеличения или уменьшения сумм налоговых баз и уплачиваемых налогов, а также их взаимосвязь с размерами хозяйственной деятельности и ее эффективностью.

Хотя, нельзя не отметить, в последние годы все большую актуальность приобретают методы перспективного анализа в виде налогового планирования.

Они используются для построения оптимальной учетной налоговой политики организации, позволяющей законными способами избегать роста налоговых платежей, опережающих темпы развития организации.

Результативность налоговых решений напрямую зависит от организации работы налогового консультанта. В обобщенном виде ее этапы включают:

1. Определение конкретной цели (не противоправной) и задач анализа.

2. Планирование аналитической работы.

3. Информационное и методическое обеспечение аналитических исследований.

4. Обработка данных, анализ налоговых факторов.

5. Прогнозирование налоговых ифинансовых показателей, оценканалоговых рисков и оформлениерезультатов анализа.

6. Мониторинг за внедрением предложений и рекомендаций.

Для налогового консультанта важно выбрать обоснованную методику анализа финансового состояния организации. Не секрет, что таковых методик достаточно много, особенно авторских. Это, пожалуй, одна из самых популярных тем для научных исследований последних лет. Однако, рекомендуем придерживаться методик, закрепленных нормативно-правовыми документами. Нормативно-правовое обеспечение анализа ФСО:

Федеральный закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в редакции от 07.02.2011г.);

постановление Правительства РФ от 21.12.2005 г. № 792 «Об организации проведения учета и анализа финансового состояния стратегических предприятий и их платежеспособности» (в редакции от 03.02.2007 г.);

приказ МинэкономразвитияРоссии от 21.04.2006 г. № 104 «Обутверждении Методики проведения Федеральной налоговой службой учета и анализа финансовогосостояния и платежеспособностистратегических предприятий иорганизаций»;

Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа. Утверждены постановлением Правительства РФ от 25.06.2003 г. № 367;

Методика расчета показателей финансового состояния сельскохо-зяйственных товаропроизводителей. Утверждена постановлением Правительства РФ от 30.01.2003 г. № 52 «О реализации Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» (в редакции от 31.12.2008 г.);

Методические указания по проведению анализа финансового состояния организаций (приказ Федеральной службы России по финансовому оздоровлению от 23.01.2001 г № 16);

Методическое положение пооценке финансового состоянияпредприятия и установлению неудовлетворительной структуры баланса. Утверждено распоряжением ФУДН при Госкомимуществе РФ от 12.08.1994 г. № 31-р (в редакции от 12.09.1994 г.). Авторами зарубежных методик анализа финансового состояния и банкротства организации являются: Э.Альтман, У. Бивер, Г. Спрингейт, Ф. Лис, Р. Тафлер.

Несовершенство зарубежных методик для российских условий деятельности предприятий и финансовой отчетности привело к тому, что на их базе (методологических подходах) разными авторами в последнее десятилетие были разработаны отечественные аналитические модели:

модель ученых Иркутской государственной экономической академии;

методика прогнозирования банкротства, разработанная учеными Казанского государственного технологического университета;

модель Г.В. Савицкой (г. Минск);

комплексный индикатор финансовой устойчивости предприятия, предложенный профессором В.В. Ковалевым (г. Санкт-Петербург);

шестифакторная математическая модель О.П. Зайцевой (комплексный коэффициент банкротства, г. Новосибирск);

модель СВ. Бык (г. Орск Оренбургской области);

модели А.В. Колышкина (г. Санкт-Петербург).

Следует отметить, что указанные модели нужно использовать в сочетании с традиционными методиками коэффициентного финансового анализа.

1. Бондарчук Н.В., Грачева М.Е. и др. Финансово-экономический анализ для целей налогового консультирования / Н.В. Бондарчук, М.Е. Грачева, А.Ф. Ионова, З.М Карпасова, Н.Н. Селезнева. М.: Информбюро, 2009. 304 с.

2. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности: Учебн. / Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова. М.: ДИС, 2006. 352 с.

3. Мельник М.В., Когденко В.Г. Экономический анализ в аудите / М.В. Мельник, В.Г. Когденко. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2007. 543 с.


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 16.04.2018 2018-04-16

Статья просмотрена: 1001 раз

Библиографическое описание:

Коноваленко, А. П. Налоговое планирование как важная составляющая финансовой деятельности предприятия / А. П. Коноваленко, Ю. Ю. Свешникова, П. В. Ладыжец. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 15 (201). — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/archive/201/49473/ (дата обращения: 19.05.2021).

Ключевые слова: налоговое планирование, налоговая нагрузка, налоговая база, налоговый план, финансово-хозяйственная деятельность.

Современное налоговое законодательство предоставляет организациям возможность выбора налоговых режимов и методов исчисления и уплаты налогов, которые соответствуют целям и задачам, стоящим перед предприятием. Выделяют следующие методы сокращения налоговых обязательств:

– уклонение от уплаты налогов;

– минимизация налоговых платежей;

Уклонение от уплаты налогов означает сокрытие имущества и доходов предприятия, облагаемых налогом. Однако, нельзя забывать, что подобные действия влекут за собой уголовную ответственность.

Минимизация налоговых платежей заключается в поиске пробелов в законодательстве и построении различных налоговых схем. Данный способ может повлечь за собой частые судебные разбирательства с налоговыми органами.

Что касается налогового планирования, этот метод снижения налоговой нагрузки использует только законные способы, что делает его положительным социально-экономическим явлением.

В настоящее время налоговое планирование является значимой частью финансовой деятельности предприятия. Предметом налогового планирования выступают все экономические процессы предприятия, связанные с различными сферами деятельности.

Помимо снижения налоговой нагрузки, налоговое планирование позволяет оптимизировать деятельность компании, в том числе увеличить доход.

Налоговое планирование является важной совокупностью правовых отношений между налогоплательщиком и государством, а значит, имеет признаки правового явления. В налоговом законодательстве находится возможность налогового планирования, которое в свою очередь предусматривает конкретные налоговые режимы для налогоплательщиков, допускает различные методы исчисления налоговой базы. Так же регулирующую функцию в механизме финансово-правового регулирования осуществляет налоговая рассрочка и отсрочка, предусмотренные Налоговым кодексом РФ.

С одной стороны, целевая направленность налогового планирования на уменьшение налогов, конфликтует с интересами государства, а с другой, налоговое планирование обусловлено заинтересованностью государства в предоставлении налоговых льгот в целях стимулирования отдельных категорий налогоплательщиков, регулирования социально-экономических процессов развития отраслей, которые определяют экономический потенциал государства. Именно поэтому на сегодняшний день стоит необходимость законодательного закрепления института налогового планирования.

Необходимость налогового планирования заложена в самом налоговом законодательстве, которое предусматривает конкретные налоговые режимы для разных ситуаций, допускает разнообразные методы для исчисления налоговой базы и налогоплательщикам различные налоговые льготы, если они будут действовать в направлениях, удовлетворяющих властные органы.

Среди методов налогового планирования можно выделить внутренние и внешние методы. К внешним методам относят:

– замена налогового субъекта, то есть использование организационно-правовой формы, в отношении которой будет использован более льготный режим налогообложения;

– изменение вида деятельности, то есть переход к тем видам деятельности, которые облагаются налогом в меньшей степени;

– замена налоговой юрисдикции, а именно регистрация организаций в субъектах с минимальным налоговым бременем (оффшорные зоны);

– способ лоббирования заключается в том, что налогоплательщик в своих интересах может влиять на нормативные акты и законодательство. В результате, формируется налоговый режим, более выгодный налогоплательщику. Например, налогоплательщик, осуществляющий крупные инвестиционные затраты, может добиться внесения льгот для предприятий, осуществляющих инвестиции. Применение этого способа возможно только крупными компаниями, имеющим политический вес.

Что касается внутренних методов, они являются менее рискованными, так как в этом случае не приходится изменять вид деятельности или регистрацию. Среди них можно выделить:

– снижение налогооблагаемой прибыли за счет ускоренной амортизации основных средств;

– выбор учетной политики;

– использование налоговых кредитов;

– выявление ошибок, допущенных налогоплательщиком. При выявлении таких ошибок (переплаты/недоплаты) можно значительно уменьшить сумму выплат.

Наиболее рискованным методом снижения налоговой нагрузки является использование пробелов в действующем налоговом законодательстве. Однако этот способ решит проблему лишь на краткосрочный период, в связи с постоянным изменением законодательства и стремлением государства ликвидировать возможные лазейки.

В процессе налогового планирования можно использовать все методы оптимизации как внешние, так и внутренние.

В связи с постоянным изменением законодательства совокупность применяемых методов снижения налоговой нагрузки постоянно изменяется. По этой причине организация не может составить налоговый план даже на несколько отчетных периодов. Возникает необходимость непрерывного изменения, которое включает в себя:

  1. Исследование факторов внешней налоговой среды и налоговой политики государства;
  2. Оценка основных видов и показателей деятельности предприятия и формирование на их основе целевых показателей налоговой стратегии;
  3. Разработка налоговой политики по отдельным аспектам деятельности;
  4. Планирование каждого вида налога и отдельных аспектов деятельности с использованием различных методов налогового планирования;
  5. Составление налогового календаря;
  6. Разработка мероприятий по обеспечению реализации налогового плана;
  7. Оценка эффективности разработанного налогового плана.

Чтобы планирование было эффективным, необходимо, чтобы все плановые мероприятия были индивидуально направленными и носили адресный характер. В то же время налоговое планирование должно применяться в финансово-хозяйственной деятельности широкого круга хозяйствующих субъектов.

Эффективное налоговое планирование включает в себя:

– определение основных принципов;

– анализ проблем и постановка задач;

– определение основных инструментов, которые может использовать организация;

– осуществление финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с разработанной схемой.

Принципы налогового планирования.

Исходя из необходимости сочетания целесообразности и недопустимости неправомерности, основные принципы налогового планирования могут быть определены следующим образом:

  1. Налоговое планирование не должно нарушать закон;
  2. Принцип разумности уплаты налогов. Платить необходимо только минимальную сумму положенных налогов, т. е. полностью использовать всю совокупность налоговых льгот, причем платить налоги необходимо в последний день установленного для этого срока;
  3. Налоги нельзя просто механически минимизировать, их необходимо оптимизировать, поскольку:

– сокращение одних налоговых платежей зачастую ведет к увеличению других;

– простое сокращение налогов путем отнесения расходов на затраты уменьшает финансовый результат и сдерживает развитие бизнеса;

– механическая минимизация налогов может привести к превосходству формы над существом сделки и к ее оспариванию налоговыми органами.

  1. Планировать налоги следует в общем контексте планирования бизнеса. Необходимо применять принцип комплексного расчета экономии и потерь, т. е. учитывать многофакторность налоговой минимизации, видеть последствия таких действий, взвешивая эффективность действий по минимизации налогового бремени;
  2. Кредо налогового планирования — ориентация на логику, а не на временные пробелы в законодательстве;
  3. Сокращать налоги нужно не путем ухода от них, а точным и скрупулезным планированием, расчетами и оптимизацией деятельности всего предприятия;
  4. Принцип конфиденциальности;
  5. Необходимо уделять внимание документальному оформлению.

В данной работе была рассмотрена значимость налогового планирования в финансовой деятельности предприятия. Использование различных методов минимизации налоговых платежей, позволяет оптимизировать деятельность предприятия, тем самым увеличить финансовые показатели предприятия, а также позволяет избежать и не допустить динамику роста увеличения уплаты налогов в дальнейшем. В связи с эти можно сделать вывод, что предприятие или организация заинтересованы в деятельности по налоговому планированию.


  • Какое значение имеют налоговое планирование и прогнозирование?
  • Общие принципы налогового планирования
  • Формы налогового планирования
  • Методы налогового планирования
  • ИТОГИ

Какое значение имеют налоговое планирование и прогнозирование?

Значение налогового планирования в современных условиях ведения бизнеса сложно переоценить. Используя налоговое планирование, можно вполне легально снизить налоговую нагрузку на бизнес, что обеспечит уменьшение расходов и повысит конкурентоспособность выпускаемой продукции.

Заниматься налоговым планированием можно уже на стадии регистрации бизнеса, ведь организационно-правовая форма, структура будущего предприятия и даже его месторасположение могут сыграть впоследствии решающую роль в налоговой оптимизации и уменьшении налогового бремени.

Советуем ознакомиться с информацией об оптимизации налогов на примере одного из используемых режимов — подробнее в нашей статье «Какие возможности оптимизации налогов при УСН?».

Суть налогового планирования заключается в признании фискальными и иными контролирующими органами за плательщиком налогов права применять все дозволенные действующим законодательством средства, способы, приемы с целью уменьшения налогового бремени. Налоговое планирование представляет собой целый комплекс мер, которые объединяют все сферы деятельности компании, при этом оно способствует выполнению уставных целей, снижению затрат и получению прибыли.

Самым действенным способом повышения доходности бизнеса является не просто снижение размера уплачиваемых налогов (этого можно добиться, снизив число операций и замедлив оборачиваемость капитала), а построение эффективного менеджмента и налоговое планирование. То есть снижение налогового бремени должно являться для предприятия не тактическим ходом, а грамотно выстроенной стратегией.

Для того чтобы определиться, необходимо ли что-то кардинально менять в системе управления компании, следует сначала высчитать налоговую нагрузку. Рассмотрим различные ситуации:

  • Если общая налоговая нагрузка не превышает 15% от чистого дохода компании по итогам года, то потребность в налоговом планировании и прогнозировании у предприятия минимальная. Для контроля за состоянием налоговых платежей может следить главный бухгалтер или его заместитель.
  • Если налоговая нагрузка составляет от 20 до 35% у предприятий малого и среднего бизнеса, то потребность в налоговом планировании актуальна. Для того чтобы прогноз и налоговое планирование осуществлялись эффективно и своевременно, необходимо ввести штатную единицу, которой следует поручить эти функции. Отдельный специалист, а в крупных компаниях — целая команда профи будет контролировать все налоговые обязательства и участвовать в составлении бизнес-планов на следующий год с целью осуществления бизнес-прогноза. Для реализации крупных или нестандартных проектов будет целесообразным привлекать специалиста по налоговому планированию на аутсорсинговой основе.

Эксперты КонсультантПлюс подготовили шаблон должностной инструкции специалиста по налоговому планированию. Получите пробный демо-доступ к К+ и переходите к документу. Это бесплатно.

  • Если налоговая нагрузка превышает 40%, то предприятию жизненно необходимо уделить пристальное внимание налоговому планированию. Иначе оно просто станет неконкурентоспособным и в конечном счете может и вовсе обанкротиться. В такой ситуации налоговое планирование должно стать самым важным элементом работы топ-менеджмента. Для средних и крупных компаний предпочтительно создание отдела по налоговому планированию.

Для определения налогового бремени советуем изучить нашу статью «Расчет налоговой нагрузки в 2020-2021 годах (формула)».

В современной бизнес-среде сложились основные подходы к уменьшению налоговой нагрузки, что является главной целью налогового планирования:

  • применение всех возможных налоговых льгот, предусмотренных в Налоговом кодексе;
  • разработка правильной учетной политики, которая бы позволила использовать все имеющиеся пробелы в налоговом законодательстве в свою пользу;
  • контроль за тем, чтобы не были пропущены сроки уплаты налоговых платежей.

Различают следующие виды налогового планирования:

  1. корпоративное — проводимое в пределах одной отдельно взятой компании;
  2. партнерское — осуществляемое в ряде компаний, связанных друг с другом по форме управления или бизнес-сотрудничеством;
  3. национальное — реализуется в случае, если хоздеятельность компании ведется лишь в одной стране;
  4. международное — осуществляется в тех случаях, если бизнес ведется на территории нескольких стран.

Общие принципы налогового планирования

Применяя те или иные способы, методы и приемы налогового планирования, налогоплательщику надлежит придерживаться основных принципов, которые позволят ему добиться своих целей при минимальных усилиях и без нарушения законодательства. Принципы налогового планирования можно разделить на несколько основных групп:

  1. Принцип законности, что означает соблюдение всех налоговых норм при расчете и оплате налоговых платежей. Именно этот принцип и является основополагающим, он позволяет дистанцировать и отмежевать налоговое планирование от обвинений в уклонении от уплаты налогов.
  2. Принцип оперативности — подразумевает произведение своевременного налогового планирования. Это означает, что утвержденные учетная и налоговая политики компании должны вовремя пересматриваться для быстрого реагирования на изменение норм налогового законодательства, позволяющих снизить бремя по уплате налогов. Также изменения должны своевременно вноситься и в случае появления нового направления деятельности, расширения или другого переформатирования бизнеса.
  3. Принцип оптимальности, предполагающий использование таких механизмов, которые бы привели к уменьшению налоговой нагрузки без ущерба для бизнес-целей и интересов владельцев предприятия. Следует помнить, что налоговое планирование —это всего лишь средство для разрешения определенных задач, а не самоцель. Бизнесменам потребуется достичь равновесия между величиной налоговой нагрузки и размером ожидаемой прибыли, которая могла быть направлена на расширение бизнеса. Аналитикам необходимо заранее просчитывать, какой экономический эффект следует ожидать от внедрения того или иного метода налогового планирования, не покроют ли затраты на его внедрение всей ожидаемой доходности как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Необходимо своевременно просчитать, не приведет ли сокращение одного налога к росту других обязательных платежей.
  4. Принцип обоснованности предполагает, что налогоплательщик заранее подготовил необходимые аргументы для объяснения перед налоговыми инспекторами и защиты своей позиции в суде в случае применения непопулярных или спорных методов налогового планирования.
  5. Принцип комплексности, обозначающий, что при налоговом планировании учитываются не только нормы налогового законодательства, но и других правовых отраслей, особенно гражданского законодательства.
  6. Принцип профессионализма, говорящий о том, что к такой деятельности надлежит привлекать квалифицированных специалистов, что означает грамотное составление первичных документов, договоров, регистров, отчетности и пр.
  7. Принцип конфиденциальности, означающий, что налогоплательщик не должен афишировать посторонним лицам применяемые на предприятии методы налогового планирования.

Формы налогового планирования

Организация налогового планирования может быть облечена в такие формы:

  • систематизация сведений о налогообложении, постоянный мониторинг изменений в законодательстве;
  • реализация предусмотренных этапов планирования и постоянный контроль за выполнением всех налоговых обязательств;
  • анализ принимаемых решений под призмой соблюдения налогового законодательства;
  • выполнение ряда мероприятий по оптимизации налогообложения при росте налоговой нагрузки.

Налоговое планирование обычно имеет следующие направления:

  1. выбор перед проведением госрегистрации организационно-правовой формы;
  2. выбор подходящего налогового режима;
  3. определение объекта налогообложения и его изменение в случае возникновения необходимости;
  4. изменение направления хоздеятельности, реструктуризация (создание обособленных подразделений с иными формами налогообложения в зависимости от направления бизнеса);
  5. регистрация бизнеса в оптимальном для уплаты налоговом географическом месте (выбор ИФНС, близость к производственным активам, особые экономические зоны, особенности регионального налогового законодательства в виде льгот и сниженных ставок налогов и пр.);
  6. полноценное применение всех существующих налоговых льгот — с этой целью необходимо регулярно мониторить изменения налогового законодательства и анализировать их применимость к деятельности налогоплательщика;
  7. планирование распределения полученной прибыли с целью переформатирования бизнеса для возможности применения дополнительных налоговых льгот.

Методы налогового планирования

Налоговое планирование подразумевает использование комплекса методов, направленных на снижение налоговой нагрузки и повышение финансовой эффективности бизнеса. Налоговое планирование включает использование как внешних, так и внутренних методов. Внешние методы могут повлечь за собой наступление глобальных последствий для бизнеса, поэтому их использование достаточно ограничено. К ним можно отнести замены, которые могут повлиять на налоговую политику компании (группы компаний): налогового субъекта, налоговой юрисдикции и вида деятельности.

Перечислим основные внутренние методы налогового планирования:

    Выбор учетной политики, утверждаемой раз в год, — это самая важная часть планирования. Так, например, переоценка основных средств позволяет существенно и легально сэкономить на уплате налогов на имущество и прибыль.

Расчетный пример, а также информацию о том, какая налоговая нагрузка по налогу на прибыль является низкой, смотрите в Готовом решении от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

  • Аналитико-расчетный метод поможет произвести налоговое планирование на основании показателей за прошлые налоговые периоды. Благодаря этому методу можно в утверждаемый бизнес-план на следующий год заложить планы по изменению:
    • объемов работ (влияет на налог на прибыль, НДС);
    • среднесписочного состава служащих (влияет на уплату НДФЛ и взносов во внебюджетные госфонды);
    • размера (количества) используемых в хоздеятельности активов, в т. ч. и земельных участков (влияет на налоги на землю, имущество).
  • Балансовый метод применяется при разработке бухгалтерской модели какой-либо финансовой или хозяйственной ситуации. Например, рассчитывается потребность в финансах и анализируются всевозможные источники получения средств, исходя из балансовых показателей. Особенно данный метод актуален при построении взаимоотношений материнской компании с дочерними.
  • Нормативный метод используется при планировании будущих налогов путем расчета ожидаемых показателей с применением действующих налоговых ставок и норм.
  • Оптимизация планов и решений означает проработку нескольких вариантов прогнозов с целью выбора оптимального.
  • Метод создания налогового поля означает создание собственного перечня подлежащих уплате налогов и сборов в компании, статуса налогоплательщика, выбранной системы налогообложения, месторасположения, льгот и сроков уплаты налогов. Данный перечень разрабатывается на основе таких вводных данных, как организационно-правовая форма компании, виды хоздеятельности, сформированная учетная политика. На основании созданной индивидуальной налоговой базы прорабатывается каждый платеж.
  • Советуем ознакомиться со статьей по налоговой оптимизации «Какие существуют способы оптимизации налога на прибыль?».

    ИТОГИ

    Налоговое планирование позволяет легально снизить налоговую нагрузку на предприяетие или ИП. Методов и принципов проведения налогового планирования достаточно много. Основные из них мы рассмотрели в данной статье.

    Читайте также: