Налоговая начислила пени а задолженности нет

Опубликовано: 01.05.2024

Екатерина Соловьева

Автор: Екатерина Соловьева Бухгалтер-консультант

Екатерина Соловьева

Автор: Екатерина Соловьева
Бухгалтер-консультант

Неуплата налогов в бюджет может повлечь за собой ответственность, вплоть до уголовной. А между тем, она далеко не всегда бывает связана со злым умыслом руководства компании. Зачастую недоплаты вызваны ошибками в расчете налогов или при заполнении платежных поручений, невнимательностью бухгалтера к срокам уплаты налогов. Когда возникает недоимка и чем она грозит? Какие меры предпримет ИФНС, чтобы заставить компанию уплатить налоги? Что делать, чтобы избежать досадных оплошностей? Об этом – в нашей статье.

Что такое недоимка по налогам и когда она возникает?

Сначала разберемся – что из себя представляет недоимка и почему возникает.

Чем отличается недоимка от задолженности по налогам?

Обратимся к определению, которое содержится в статье 11 НК РФ. Согласно ему, недоимка – это сумма налога (сбора, страховых взносов), не уплаченная вовремя. Из этого определения следуют два вывода.

Во-первых, недоимка представляет собой именно сумму обязательного платежа в бюджет (то есть, налога, сбора, взноса). И не включает начисленные санкции за неуплату (пени и штрафы).

Во-вторых, речь идет именно о просроченном платеже. То есть о налоге (сборе, взносе), не перечисленном в бюджет своевременно.

Задолженность перед бюджетом – понятие более широкое.

Во-первых, когда говорят о такой задолженности, подразумевают не только налоговые долги, но и долги по санкциям – пеням и штрафам.

Во-вторых, налоговая задолженность – это не всегда просроченные платежи. То есть, задолженность может быть текущей или просроченной.

Например – компания сдала декларацию по НДС за третий квартал 21 октября (в то время, как крайний срок сдачи – 25 октября). В декларации НДС заявлен к уплате на сумму 9000 руб. По правилам, которые установлены статьей 174 НК РФ, НДС надо платить равными долями в течение трех месяцев, следующих за отчетным кварталом, не позже 25 числа каждого из этих месяцев. Предположим, что фирма перечислила часть налога в сумме 3000 руб. 22 октября.

Таким образом, у нее числится задолженность перед бюджетом по НДС на сумму 6000 руб. (9000 руб. – 3000 руб.). Но такая задолженность не считается недоимкой, это текущий долг. Ведь 1/3 налога компания заплатила вовремя. А перечислить следующую часть она должна только 25 ноября.

Другой пример. По общему правилу, отпускные выплачивают сотрудникам за три дня до начала отпуска. При выплате отпускных с них удерживают НДФЛ (п. 1 ст. 223 НК РФ). Формально в этот момент у организации (налогового агента) возникает задолженность перед бюджетом по НДФЛ. Но такая задолженность тоже является текущей. Ведь перечислить налог в бюджет в этом случае компания обязана в последнее число месяца, в котором выплатили отпускные (п. 6 ст. 226 НК РФ).

Итак, вот главные различия между недоимкой и задолженностью перед бюджетом:

  • недоимка – это всегда просроченный долг, в то время как задолженность может быть как просроченной, так и текущей;
  • недоимка включает в себя только сумму неуплаченного налога (сбора, взноса). А задолженность перед бюджетом – это налог (сбор, взнос) плюс санкции.

Почему может образоваться недоимка

Это может произойти в силу разных обстоятельств. Например:

  • бухгалтер ошибся при исчислении облагаемой базы или суммы налога. Либо умышленно занизил налогооблагаемую базу. Это выяснилось при камеральной или выездной проверке;
  • сумма налога (сбора, взноса) была рассчитана правильно и верно отражена в декларации. Ошибка возникла при заполнении платежного поручения;
  • сумма налога (сбора, взноса) исчислена, отражена в декларации и указана в «платежке» верно. Но платеж отправлен по неправильным реквизитам (например, не на тот КБК). Это было выявлено при сверке расчетов с бюджетом;
  • бухгалтер «забыл» заплатить налог вовремя.

В зависимости от того, по какой причине возникла недоплата, различаются виды и степени ответственности.

Ответственность за неуплату налога и возможные последствия

Если налог (сбор, взнос) не заплатить в положенный срок, на сумму недоплаты будут начислены пени. Порядок их расчета зависит от того, когда именно возникла недоимка.

Правила расчета пени

Такой порядок следует из статьи 75 НК РФ, пункта 9 статьи 13 Закона от 30 ноября 2016 № 401-ФЗ, статьи 9 Закона от 27.11.2018 № 424-ФЗ, писем Минфина от 01.08.2017 № 03-02-07/1/48936, от 10.07.2017 № 03-02-07/1/43489.

Помимо пени, организацию могут привлечь к налоговой ответственности. А ее руководство – к ответственности административной и, в особо тяжелых случаях – уголовной. Здесь важно обратить внимание на следующий момент. Компанию и ее должностных лиц накажут, если налог (сбор, взнос) не заплатили из-за ошибок в расчете либо неправомерных действий. Иными словами, ответственность наступит, только если недоимка возникла по причине неправильного исчисления налога или умышленного занижения его суммы.

Если же бюджетный платеж рассчитали верно, но не уплатили вовремя либо перечислили не в той сумме (из-за ошибки в «платежке») или не на тот КБК, ответственности удастся избежать. В этом случае компании «грозят» только пени. Такие выводы следуют из письма Минфина от 24.05.2017 № 03-02-07/1/31912, п. 19 постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57.

Подробнее виды ответственности рассмотрены в таблице.

Виды ответственности

Порядок и сроки взыскания недоимки

Образовавшуюся у компании недоимку инспекторы будут взыскивать. При этом они будут действовать по такому алгоритму.

Шаг № 1: направят требование об уплате налога (сбора, страхового взноса)

Обнаружив недоимку, инспекторы сначала направят организации требование об уплате налога (сбора, страховых взносов). Здесь существуют определенные правила по срокам:

В общем случае требование направляют в течение трех месяцев с момента обнаружения недоплаты; если сумма недоплаченного налога (а также задолженности по пеням и штрафам по нему) небольшая – меньше 500 рублей, то требование выставят в течение года со дня выявления недоимки; если требование выставляют по результатам налоговой проверки, то срок – 20 рабочих дней с даты вступления в силу решения по итогам такой проверки.

Такие правила установлены статьей 70 НК РФ.

Пункт 4 статьи 69 НК РФ устанавливает – какая именно информация должна содержаться в требовании. Так, в документе должны быть указаны следующие данные:

  • сумма задолженности по налогу (сбору, взносу);
  • размер начисленных пеней;
  • срок исполнения требования;
  • меры по взысканию недоимки, которые предпримет налоговая инспекция в случае неисполнения требования;
  • основания, по которым взимается налог (сбор, страховой взнос), и нормы налогового законодательства, которые обязывают организацию заплатить его.

Если какие-либо из перечисленных сведений в документе отсутствуют, то оно считается оформленным с нарушениями. Как следствие – налогоплательщик вправе не исполнять его. Такой вывод следует из Постановления Президиума ВАС от 22.07.2003 № 2100/03.

Если требование составлено без нарушений, организация обязана его выполнить. Общий срок исполнения – восемь рабочих дней с даты получения. Но в самом документе может быть проставлен и другой (более длительный) срок. Такой порядок предусмотрен пунктом 4 статьи 69 НК РФ.

Дату получения требования организацией считают в зависимости от того, каким именно способом оно было представлено. Так, если документ отдали непосредственно руководителю в руки, то день получения – это собственно момент вручения документа. Если налоговики отправили требование по почте заказным письмом, то оно считается полученным на шестой рабочий день с момента отправки.

Если же документ переслали в электронном виде по ТКС, то он считается полученным в тот день, когда компания отправила электронную квитанцию о приеме. Такие выводы следуют из пунктов 6 и 8 статьи 69 НК РФ и пунктов 5 и 12 Порядка, утвержденного приказом ФНС от 27.02.2017 № ММВ-7-8/200.

Впрочем, требование инспекции можно обжаловать. Для этого компания вправе обратиться в суд (п. 1 ст. 138 НК РФ).

Шаг № 2: вынесут решение о взыскании и спишут деньги со счетов

Если в установленный срок компания не погасит недоимку, контролеры вынесут решение о взыскании. Форма документа утверждена приказом ФНС от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179. Оформить его ИФНС обязана в течение двух месяцев с того момента, когда истек срок исполнения требования организацией. Пропустив двухмесячный период, взыскать недоимку с организации инспекция сможет только через суд.

Решение о взыскании направляют компании. Сделать это контролеры должны за шесть рабочих дней с момента его принятия.

В ряде случаев решение могут приостановить или отозвать. Так, оно будет приостановлено в следующих ситуациях:

  • фирма получила отсрочку или рассрочку уплаты налога (взноса);
  • на счета организации в банках суд наложил арест;
  • вышестоящая инстанция велела приостановить взыскание.

Решение отзовут, в частности, если:

  • недоимка уже погашена либо признана безнадежной и списана;
  • компания подала «уточненку», где сумма налога (взноса) уменьшилась и недоимки не стало.

Такой порядок следует из пунктов 4.1 и 10 статьи 46 НК РФ.

Исполнять решение о взыскании будут за счет средств на счетах организации. В первую очередь, деньги спишут с рублевого расчетного счета. Для этого ИФНС направит в обслуживающий компанию банк поручение на перечисление налога. Банк обязан исполнить его не позднее следующего операционного дня.

Если денег на расчетном счете недостаточно, могут быть задействованы (при определенных условиях) практически любые счета и вклады организации. В частности, валютный счет, депозитные вклады, счет в драгметаллах. Кроме того, при недостаточности средств на счетах и вкладах контролеры вправе взыскать недоимку за счет электронных денег фирмы.

Шаг № 3: взыщут недоимку за счет имущества компании

Если средств на счетах и электронных денег компании не хватило для погашения недоимки, налоговики могут взыскать ее за счет прочего имущества организации (п. 7, 10 ст. 46, ст. 47 НК РФ).

Перечень такого имущества приведен в пункте 5 статьи 47 НК РФ. В принципе, это может быть любое имущество фирмы, которое числится на ее балансе – готовая продукция, товары на складе, оборудование, помещения, материалы и т.п. Соответствующее решение ревизоры примут в течение одного года после окончания срока исполнения требования об уплате налога (страхового взноса).

Взыскание производится судебным приставом – по решению и на основании постановления ИФНС (п. 9 ст. 47 НК РФ). Формы этих документов утверждены приказом ФНС от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179.

Шаг № 4: заблокируют счета и арестуют имущество

Чтобы обеспечить взыскание недоимки, контролеры могут приостановить операции по счетам фирмы или наложить арест на ее имущество. Основание – статьи 76 и 77 НК РФ.

Блокировка счета производится по решению, форма которого утверждена приказом ФНС от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179. Его выносят после того, как оформят решение о взыскании долга перед бюджетом. Причем заблокировать могут не только банковские счета, но и «электронные кошельки» компании. Сумма заблокированных средств равна сумме недоимки. То есть, если остаток на счету больше недоплаты налога, разницу фирма может использовать по своему усмотрению.

Арест имущества возможен только с санкции прокурора. Его накладывают в том случае, если денег на счетах недостаточно, чтобы погасить недоимку. Основание для ареста – постановление ИФНС (по форме, утвержденной приказом ФНС от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179). Эта обеспечительная мера означает, что владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом компания может только под контролем налоговой инспекции. После погашения недоимки чиновники вынесут решение об отмене ареста.

Когда недоимку признают безнадежной

Решение признать недоимку безнадежной принимает ИФНС. Основания для такого решения приведены в пункте 1 статьи 59 НК РФ. В частности, контролеры спишут долг в следующих случаях:

  • если компания ликвидируется. Безнадежной признают ту часть задолженности, на погашение которой денег и имущества фирмы не хватило, а покрыть ее за счет средств учредителей и участников невозможно;
  • по решению суда – в связи с истечением срока взыскания;
  • долги были списаны со счета организации, но не поступили в бюджет потому, что обслуживающий ее банк был ликвидирован;
  • если размер задолженности перед бюджетом не превышает 300 000 руб., а с момента ее образования прошло пять лет.

После того, как инспекция спишет налоговую задолженность, компания вправе списать ее и в своем учете.

Подведем итог

Если у компании образовалась недоимка по налогам, это может привести к крайне неприятным последствиям. Во-первых, возникнут лишние траты в виде пеней, а в ряде случаев – и штрафов, которые при крупной сумме задолженности могут быть весьма значительны. Во-вторых, должностных лиц могут привлечь к административной, а при определенных обстоятельствах – и к уголовной – ответственности.

В-третьих, блокировка счетов и арест имущества могут парализовать весь бизнес и поставить под угрозу само существование предприятия.

Парадоксальность такой ситуации заключается в том, что директор и/или собственник компании оказываются в зависимом положении. Поскольку могут пострадать из-за низкой квалификации, невнимательности или безответственности бухгалтера.

Всего этого можно избежать, если передать бухгалтерию на аутсорсинг. В этом случае вы можете быть уверены в том, что налоги будут правильно рассчитаны и вовремя перечислены по верным реквизитам. Также мы регулярно проводим сверки с налоговой, чтобы убедиться в отсутствии у компании налоговых долгов.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация на общей системе налогообложения (далее - Организация) получила справку о состоянии расчетов по налогам. По данным налогового органа, задолженность перед бюджетом у Организации отсутствует. В то же время в бухгалтерском учете Организации фигурирует кредиторская задолженность перед бюджетом по НДС, НДФЛ, налогу на имущество, образовавшаяся в налоговые периоды до 01.01.2014. Выездной налоговой проверки за эти налоговые периоды не было. Причиной появления задолженности являлось обнаружение Организацией ошибок в исчислении налогов, которые были доначислены в бухгалтерском и налоговом учете. Однако уточненные декларации по налогам в то время не были сданы в налоговый орган.
Может ли Организация списать задолженность по налогам в рассматриваемом случае?


По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В анализируемой ситуации Организация может списать ранее ошибочно начисленную кредиторскую задолженность по налогам как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

Обоснование позиции:
В бухгалтерском учете сумма кредиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, списывается и относится на финансовые результаты у коммерческой организации (п. 78 Положения по ведению бухгалтерского учета). Обоснованность суммы задолженности проверяется в процессе инвентаризации расчетов (ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, далее - Закон N 402-ФЗ, п. 38 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", далее - ПБУ 4/99, п. 3.44, пп. "в" п. 3.48 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств).
Законодательство о бухучете предъявляет определенные требования к бухотчетности, которая, в частности, должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности (часть 1 ст. 13 Закона N 402-ФЗ, п. 6 ПБУ 4/99). Руководствуясь этим и принимая во внимание п.п. 6.3.4, 6.5.3, 8.4 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, полагаем: при истечении срока исковой давности по требованиям о взыскании рассматриваемых налогов отраженные в учете суммы могут быть списаны.
В целях налогообложения в общем случае (п. 18 ст. 250 НК РФ) внереализационным признается доход в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям. Исключением (пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ) являются в том числе суммы кредиторской задолженности налогоплательщика по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней, по уплате взносов, пеней и штрафов перед бюджетами государственных внебюджетных фондов, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством РФ или по решению Правительства РФ. Смотрите также Разъяснения Управления ФНС России по Краснодарскому краю от 10.06.2011 "Порядок списания кредиторской задолженности".
Порядок признания внереализационных доходов при методе начисления регламентирован п. 4 ст. 271 НК РФ. Особых правил для признания доходов от списания кредиторской задолженности в этой статье нет. Поэтому датой признания такого дохода следует считать последний день отчетного (налогового) периода, как по иным аналогичным доходам (пп. 5 п. 4 ст. 271 НК РФ, письмо УФНС России по г. Москве от 04.07.2008 N 20-12/063584).
Перечень случаев признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням и штрафам, числящейся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными, приведен в п. 1 ст. 59 НК РФ.
Однако в рассматриваемом случае недоимка за Организацией по данным налогового органа не числится. Соответственно, рассматриваемая кредиторская задолженность не списывалась налоговым органом.
По нашему мнению, сложившаяся ситуация может быть исправлена двумя противоположными способами:
1) организация признает, что ошибочно не подала в прошлые налоговые периоды уточненные декларации по налогам. В этом случае ей следует подать уточненные налоговые декларации в текущем налоговом периоде, предварительно перечислив в бюджет задолженность по налогам и пени за прошедшие годы.
Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении самим налогоплательщиком в представленной налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном ст. 81 НК РФ;
2) организация считает, что в прошлом ошибочно начислила налоги и создала не реальную кредиторскую задолженность по налогам. В этом случае ошибочные суммы кредиторской задолженности могут быть списаны на внереализационные доходы в налоговом учете. Как мы поняли из вопроса, такой способ действий является предпочтительным для Организации.
Возможность списания кредиторской задолженности по налогам в анализируемой ситуации зависит от вероятности выявления налоговым органом недоимки по рассматриваемым налогам и ее взыскания.
В настоящее время ввиду отсутствия у налогового органа сведений о наличии задолженности Организации по налогам нет оснований для направления в установленном ст. 69 НК РФ порядке требования об уплате налога (сбора), соответствующих пеней, а также штрафа (далее - Требование).
Задолженность Организации по налогам может быть выявлена в результате проведения налоговой проверки. Однако, на наш взгляд, глубина налоговой проверки в настоящее время не может охватывать период 2014 года и ранее. Под глубиной налоговой проверки следует понимать период, который может быть охвачен этой налоговой проверкой.
При камеральной налоговой проверке налоговый орган проверяет только тот период и только тот налог, по которым налогоплательщиком была представлена налоговая декларация (расчет).
В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено НК РФ.
Также налоговый орган вправе проверить налоги текущего года, что нашло свое отражение в разъяснениях контролирующих органов (письма Минфина России от 26.07.2018 N 03-02-07/1/52519 и ФНС России от 17.04.2019 N ЕД-4-2/7305 соответственно). Суды в этом мнении солидарны с фискальными органами (постановления АС Восточно-Сибирского округа от 19.04.2017 N А33-8287/2016, АС Западно-Сибирского округа от 04.12.2018 N А27-20641/2017). Однако в этом случае проверяются периоды, в отношении которых наступил срок представления налоговых деклараций (п. 1.3.2 письма ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622). Например, в ноябре 2020 года налоговый орган может принять решение о проведении выездной налоговой проверки по НДС за третий квартал 2020 года.
Из правила о трехлетнем ограничении на глубину проведения выездной налоговой проверки есть следующие исключения.
Во-первых, если капитальные вложения в соответствии с региональным инвестиционным проектом должны быть осуществлены в срок, не превышающий пяти лет со дня включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов, то в рамках выездной налоговой проверки налогоплательщика - участника регионального инвестиционного проекта может быть проверен период, не превышающий пяти календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 2 ст. 89.2 НК РФ).
Во-вторых, в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации за период, находящийся за пределами трех лет, предшествующих году, в котором представлена уточненная налоговая декларация.
Как указано в п. 42 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 14 ноября 2018 г., налогоплательщик не ограничен каким-либо сроком в праве подачи уточненной налоговой декларации, и согласно абзацу 3 п. 4 ст. 89 НК РФ в случае ее представления в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация (в части внесенных уточнений). Данное правило исключает применение трехлетнего ограничения на глубину проведения выездной проверки, установленного абзацем 2 п. 4 ст. 89 НК РФ. Между тем, как указал Верховный Суд РФ в том же Обзоре, это не означает, что в случае подачи налогоплательщиком уточненной налоговой декларации повторная выездная проверка может быть инициирована налоговым органом в любое время - без учета разумности срока, прошедшего с момента подачи уточненной налоговой декларации.
В-третьих, в случае проведения проверки инвестора или оператора по соглашению о разделе продукции проверкой может быть охвачен любой период в течение срока действия соглашения (п. 1 ст. 346.42 НК РФ).
В-четвертых, при проведении выездной налоговой проверки резидента, исключенного из единого реестра резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области, в части правильности исчисления и полноты уплаты суммы налога в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта, и имущества, созданного или приобретенного им при реализации инвестиционного проекта (п. 10 ст. 288.1, п. 7 ст. 385.1 НК РФ).
Как мы поняли из вопроса, указанные выше исключения не имеют отношения к анализируемой ситуации.
Поэтому Организация может списать ранее ошибочно начисленную кредиторскую задолженность по налогам как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Повторная выездная налоговая проверка;
- Энциклопедия решений. Доходы от списания кредиторской задолженности (в целях налогообложения прибыли);
- Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет доходов от списания кредиторской задолженности);
- Энциклопедия решений. Взыскание налоговым органом недоимки, пеней, штрафов и процентов;
- Энциклопедия решений. Взыскание налога, сбора, пеней и штрафов в судебном порядке.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Буланцов Михаил

Ответ прошел контроль качества

10 августа 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Справочная / Всё про налоги

Что будет, если платить налоги и взносы не вовремя?

  • Размер пеней для ИП
  • Расчёт пеней для ИП на примере
  • Калькулятор расчёта пеней
  • Пени для ООО
  • Сроки уплаты пеней в ИФНС
  • Как оплатить пени по налогам ИП?
  • Как Эльба поможет оплатить пени?
  • Штрафы налоговой инспекции
  • Полезно запомнить о пенях и штрафах

Размер пеней для ИП

Налоговая сама считает пени, поэтому вы можете не тратить своё время на расчёты. Но всё равно полезно знать, почему от вас требуют пени и как вам их посчитали. Так вы заранее прикинете траты, если вдруг пропустили срок, и даже сможете проверить налоговую.

Пени считают за каждый день просрочки — чем дольше вы не платите, тем больше пеней начислят. При небольшой просрочке суммы получаются незначительными, поэтому предпринимателей обычно больше пугают другие вещи: штрафы и блокировки счетов.

Расчет пени ФНС по налогам

Ключевую ставку устанавливает Центральный банк. Учитывайте ту, которая действовала в период просрочки. Узнать её можно на сайте ЦБ РФ.

Пени начинают начислять на следующий день после того, как закончился срок для уплаты, а заканчивают в тот день, когда вы перечислите налог. То есть за тот день, когда вы заплатили сумму долга, пеней уже не будет. Такой позиции придерживается Минфин в письме от 5 июля 2016 года и налоговая в письме от 6 декабря 2017 года.​

Например, 25 октября — последний день для уплаты налога, а вы перечислили деньги только 29 октября. Пени начислят за 3 дня — 26, 27 и 28 октября.

Сдавайте отчётность в три клика

Эльба — онлайн-бухгалтерия для ИП и ООО. Сервис подготовит отчётность, посчитает налоги и освободит время для полезных дел.

Расчёт пеней для ИП на примере

До 25 октября Никита должен заплатить аванс по УСН за 9 месяцев— 50 тысяч рублей. Но он прождал оплату от клиента и перечислил налог только 1 ноября. Посчитаем пени за 6 дней просрочки.

Смотрим ключевую ставку на сайте ЦБ РФ — допустим, она равна 4,25%. Теперь подставим всё, что знаем, в формулу:

Эту сумму придётся заплатить вместе с суммой налога.

На самом деле мало кто считает пени вручную. Удобнее использовать калькулятор.

Калькулятор расчёта пеней

Как пользоваться калькулятором

  1. Выберите, кто вы — ИП или организация.
  2. Укажите сумму налога, которую заплатили не вовремя.
  3. Укажите срок для уплаты налога. Например, для УСН за 3 квартал 2021 года — это 25 октября.
  4. Укажите день, в который фактически перечислили налог.
  5. Не включайте в просрочку день оплаты — об этом сказала налоговая в письме от 6 декабря 2017 года.

Пени для ООО

С 2017 года выросли пени для ООО за долгую просрочку. Если не платить налог больше месяца, то с 31 дня пени станут в два раза больше.

Расчет пени за просрочку

Организация «Мир носков» не заплатила УСН за 1 квартал 2021 года до 25 апреля. И уже 40 дней на ней висит долг 20 тысяч рублей. Вот как считаются пени за эту просрочку:

За 30 дней просрочки = 4,25%/300 х 20 тысяч х 30 дней = 85 рублей.

За 31-40 дни просрочки = 4,25%/150 х 20 тысяч х 10 дней = 56,7 рублей.

Итого за 40 дней просрочки ООО «Мир носков» заплатит 141,7 рублей пеней.

Сроки уплаты пеней в ИФНС

Пени платят добровольно или по требованию налоговой. Пени по требованию нужно заплатить за 8 рабочих дней после его получения, если налоговая не установила другой срок. За пропуск срока банк заблокирует сумму долга на счёте.

Можно не дожидаться требования и перечислить пени заранее. Посчитайте их размер самостоятельно или узнайте из сверки с налоговой.

Как оплатить пени по налогам ИП?

  • Сначала узнайте, есть ли у вас пени: для этого проведите сверку с налоговой или зарегистрируйтесь в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС.
  • Подготовьте платёжку на сайте налоговой. Инструкция по заполнению — в статье «Как создать платёжку на уплату пени и штрафов».

Для ООО порядок тот же.

Как Эльба поможет оплатить пени?

Эльба подготовит платёжку по требованию налоговой автоматически. Прочитайте в статье, как это сделать.

Чтобы узнать размер пеней, отправьте запрос на сверку с налоговой: раздел Отчётность → Сверка с налоговой → Создать выписку операций по расчётам с бюджетом.

Штрафы налоговой инспекции

Штраф налоговой инспекции могут начислить вдобавок к пеням. Но вас не оштрафуют только за то, что вы пропустили срок. Для назначения штрафа нужно, чтобы вы неправильно посчитали налог и занизили его. Это поясняет Высший Арбитражный суд в пункте 19 постановления.

  • Если заплатите налог позже, чем нужно, но в правильном размере — начислят только пени.
  • Если занизите налог в декларации и заплатите эту сумму — налоговая доначислит налог, пени и штраф.

Размер штрафа фиксированный, он начисляется не за дни просрочки, как пени, а за нарушение в целом. Штраф за неуплату налога — 20% от суммы долга, если занизили налог не специально, 40% — если умышленно.


И. И. Греченко
автор статьи, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

Ежегодно налоговые органы отчитываются об увеличении сбора налоговых поступлений и сокращении судебных споров с налогоплательщиками. Конечно, начисление налогов может быть связано с ошибками, допущенными налогоплательщиками: это и ошибки в расчетах налоговой базы, и неправильное заполнение налоговой декларации, и перевод налоговых платежей на неправильный КБК. Но справедливости ради отметим, что и налоговые органы часто допускают ошибки.

Какие ошибки - точно не ваши ошибки

Есть два типа ошибок, которые трактуются в пользу налогоплательщика:

Важно! Проверяемые организации или ИП вправе знакомиться с материалами проверки до вынесения решения по ней. Если налоговики отказывают, то это является прямым нарушением прав налогоплательщика.

Одним из условий проведения проверки является представление возможности проверяемому со стороны налоговых органов участвовать в рассмотрении материалов этой проверки. А НК РФ предусмотрена возможность отменить решение налоговой при обращении в суд или вышестоящие органы, в том случае, если должностные лица налоговой не соблюдали основные требования по проведению проверки.

Основанием для отмены решения по проверке служит нарушение существенных условий процедуры рассмотрения ее материалов. К таким условиям относят обеспечение возможности налогоплательщика:

  • участвовать в рассмотрении материалов проверки лично или через представителя;
  • представить объяснения.

В каких случаях ошибки инспекторов суды признают недопустимыми и отменяют решения по проверке?

⚠ Ошибка N 1. Налоговый орган не допустил к рассмотрению материалов проверки представителя по "общей" доверенности.

Налогоплательщик направил в налоговый орган для участия в рассмотрении материалов проверки своего представителя. По доверенности тот был уполномочен представлять интересы налогоплательщика в органах ФНС. Также представитель вправе был совершать все действия, связанные с выполнением данного поручения.

По мнению ИФНС, в доверенности не были указаны полномочия участвовать в рассмотрении материалов проверки, поэтому инспекция к участию в нем представителя не допустила. Суд, отменяя решение инспекции, указал, что из норм НК РФ и ГК РФ следует: в доверенности может быть указано общее полномочие представлять интересы в отношениях с налоговыми органами (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25.06.2018 N Ф06-34137/2018 по делу N А49-9006/2017).

⚠ Ошибка N 2. Инспекция пригласила компанию на рассмотрение материалов допмероприятий менее чем за шесть дней.

Уведомление о дате и времени рассмотрения материалов дополнительных мероприятий налогового контроля было направлено компании за три рабочих дня до назначенной даты. В день рассмотрения заказное письмо с извещением налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки еще не было ему вручено - в этот день почта только проставила отметку о невручении. Заказное письмо, направленное по почте, считается полученным на шестой день со дня его отправки. Поэтому суд пришел к выводу, что инспекция о времени и месте рассмотрения материалов проверки компанию не известила, возможность выдвинуть соответствующие возражения не предоставила (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28.02.2018 N Ф06-29834/2018 по делу N А12-13646/2017).

⚠ Ошибка N 3. Уведомление было направлено представителю, у которого закончился срок действия доверенности.

Все документы, связанные с выездной проверкой, инспекция вручала представителю общества. Ему было выдано несколько доверенностей с определенным сроком действия. После вручения акта проверки налогоплательщику и получения от него возражений инспекция назначила допмероприятия. Решение об их проведении и требование представить документы были направлены в адрес компании. Еще один экземпляр этих документов и уведомление о рассмотрении материалов проверки инспекция направила представителю. На тот момент сроки действия доверенностей уже истекли. Поскольку налоговому органу было достоверно известно об отсутствии у физлица каких-либо полномочий представлять интересы общества, суд решил, что нарушены существенные условия процедуры, и отменил решение (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 03.02.2015 N Ф10-4996/2014 по делу N А54-2952/2013).

⚠ Ошибка N 4. Компания не получила материалы проверки, которые подтверждали выводы налоговиков.

Инспекторы не вручили обществу вместе с актом проверки копии документов на 898 листах, которые имели отношение к предмету проверки и сделкам с контрагентами. Указанные документы были представлены лишь в суде по ходатайству общества. Невручение документов привело к тому, что у общества не было возможности:

  • ознакомиться с ними в ходе проверки, оценить эти документы и обоснованность доводов акта проверки;
  • представить объяснения в отношении доказательств.

По мнению суда, это было существенным нарушением как прав налогоплательщика, так и процедуры оформления и рассмотрения результатов проверки. В результате инспекция приняла неправомерное решение без учета всей совокупности доказательств, полученных при проведении проверки (Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2018 N 11АП-4250/2018 по делу N А49-9455/2017).

В другом случае инспекция, отказывая в возмещении НДС, ссылалась на данные информационных ресурсов и документы, полученные в ходе встречных проверок. Однако ни указанные документы, ни выписки из них в адрес компании направлены не были. Как и в предыдущей ситуации, документы были переданы только в ходе судебного разбирательства. Инспекция полагала, что сведения, содержащиеся в документах, имелись в акте проверки и решении. Однако суд посчитал, что в акте проверки не изложено полное содержание данных документов, а имеются лишь выводы инспекции, сделанные на их основании. При этом общество не обязано было само обращаться с заявлением о представлении ему документов (Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2017 N 19АП-8097/2017 по делу N А35-17/2017).

⚠ Ошибка N 5. Ни инспекция, ни управление не дали компании возможности поучаствовать в рассмотрении материалов допмероприятий.

Налоговый орган не обеспечил право налогоплательщика на подачу возражений по материалам дополнительного налогового контроля и на участие в рассмотрении материалов налоговой проверки после проведения допмероприятий. При рассмотрении апелляционной жалобы налогоплательщика в УФНС данные права также не были обеспечены и восстановлены. С документами, полученными в ходе проведения допмероприятий, налогоплательщика ознакомили только в ходе судебного разбирательства. Управление рассмотрело апелляционную жалобу, в которой было заявлено о нарушении процедуры рассмотрения инспекцией, также без участия налогоплательщика.

Данные действия свидетельствуют о том, что налоговый орган существенно нарушил процедуру рассмотрения материалов проверки, и влекут безусловную отмену принятого по ее итогам решения (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2018 N 08АП-2461/2018, 08АП-2462/2018 по делу N А70-11922/2017).

Важно! Налоговые органы обязаны уведомить налогоплательщика должным образом, а также предоставить доказательства того, что уведомление получил полномочный представитель или сам руководитель организации (либо ИП).

На основании того, что налоговики использовали в деле такие сведения, которые на ознакомление проверяемому предоставлены не были, суд примет сторону проверяемого. Вывод судей должен быть таким: налоговики нарушили правила проверки, что, вероятно, привело к неверным выводам.

⚠ Ошибки в наименовании документов.

Неверное указание документов, которые явились основанием для начислений налогоплательщику, приводят к тому, что судебные органы принимают сторону проверяемого. Если дело доходит до судебного разбирательства, то решение судом принимается исходя из подтвержденных конкретными документами нарушений.

Такие документы указывают инспекторы. Согласно требованиям проверки, документы без указания их номера и даты не могут быть достоверным доказательством. Указываться должны конкретные операции по конкретным контрагентам с конкретными суммами. Иначе выводы инспекторы могли сделать ошибочно. Соответственно, доказательства налоговики предоставить в суд не смогут и решение судьями будет принято в пользу налогоплательщика. Помимо ошибок в номерах документов проверяемых организаций, налоговики могут ошибиться и в указании статей НК.

Важно! Проверить номер и пункт статьи НК РФ стоит самому проверяемому лицу. Такая ошибка является очень грубой, так как показывает, что примененная норма наказания противоречит законодательству.

⚠ Ошибка N 6. В решении сумма исключенных расходов арифметически не соответствует сумме доначисленного налога, нет ссылки на первичные документы.

В тексте решения отсутствовал расчет налога по эпизодам взаимоотношений налогоплательщика с контрагентами. Сделав вывод об общей сумме неуплаченного налога на прибыль, налоговый орган не привел расчет суммы исключенных расходов по каждому из контрагентов с указанием суммы налога отдельно по налоговым периодам. В решении приведены лишь периоды, в которых осуществлялись взаимоотношения. Кроме того, в решении инспекция не привела ни одного документа, сославшись на акт проверки, в котором сведения о первичных документах и суммах исключенных расходов также отсутствовали.

Данное обстоятельство, как указал суд, не позволяет установить размер расходов, исключенных налоговым органом из расчета налога на прибыль. Отсутствие данной информации также не позволило суду проверить правильность расчета налога (Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2018 N 12АП-2625/2018 по делу N А12-33423/2017).

Рассматривая другое дело, суд посчитал, что из решения инспекции невозможно установить, какие конкретно факты были расценены как налоговые правонарушения. Не были приведены ссылки на документы и иные сведения. Таким образом, невозможно было проверить правильность доначисления налога, а также пеней и штрафов по оспариваемому нарушению (Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2018 по делу N А06-7063/2017).

Разбирая еще один спор, суд не смог установить основания доначислений по отношениям налогоплательщика и его контрагентов, обоснованность указанных сумм по праву и по размеру (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2017 N 13АП-17062/2017 по делу N А56-64382/2016).

⚠ Ошибка N 7. УФНС, отменяя решение инспекции, дополнительно начислило пени и штрафы.

В акте камеральной проверки была начислена только недоимка, а начисления пеней и штрафа отсутствовали. Инспекция не известила общество о дате и времени рассмотрения материалов проверки и вынесла решение. Налогоплательщик пожаловался в УФНС. Для устранения допущенных инспекцией процессуальных нарушений управление известило компанию о времени и месте рассмотрения акта и материалов проверки. После рассмотрения оно отменило решение инспекции и приняло новое решение, начислив обществу недоимку, пени и штраф, тем самым определив реальные налоговые обязательства.

Суд решил, что управление не вправе было самостоятельно определять и начислять пени и штраф. Не имела права на это и ФНС, когда оставляла в силе решение по жалобе. Поэтому суд отменил решение в полном объеме (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2018 N 09АП-9860/2018 по делу N А40-81548/17).

⚠ Ошибка N 8. Управление произвело переквалификацию договоров, лишив компанию возможности представить возражения.

Инспекция провела выездную проверку. Общество не согласилось с ее результатами и обжаловало решение в УФНС, которое осуществило юридическую переквалификацию инвестиционных договоров. При этом в ходе проверки у инспекции не было претензий к указанным договорам, заключенным с физлицами.

Как отметил суд, управление установило, что выводы инспекции имеют неправильную квалификацию, поэтому оно должно было отменить решение инспекции в данной части, а не отказывать в удовлетворении апелляционной жалобы общества. Вместо этого управление произвело переквалификацию сделок таким образом, чтобы обосновать правомерность доначислений инспекции (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2018 N 09АП-63075/2017, 09АП-63076/2017 по делу N А40-79866/17).

Управление не оценивало никаких доказательств, подтверждающих правомерность переквалификации, не были они собраны и в ходе проверки. Сумма доначислений определена произвольно, не подтверждена расчетами или документами. Тот факт, что управление изменило юридическую квалификацию сделок на стадии рассмотрения апелляционной жалобы, лишил компанию возможности представить возражения относительно такой переквалификации. Суды посчитали это существенным нарушением процедуры проведения налоговой проверки и основанием для отмены решения (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2018 N 09АП-63075/2017, 09АП-63076/2017 по делу N А40-79866/17).

И еще ошибки

  • При проверке налоговики выявили предоплату, но они не учли, что в прошлом периоде у налогоплательщика была переплата. Данная переплата может полностью покрыть указанную налоговиками сумму. Решить такую ошибку налоговых органов просто, для этого нужно предъявить справку о состоянии расчетов с налоговыми органами.
  • Увеличены сроки проведения налоговой проверки. Выездную проверку инспектор налоговой службы имеет право продлить до полугода. Но сообщить об этом он обязан проверяемому лицу, либо его представителю. Причем сделать это следует заранее.
  • Исправления в акте выездной проверки. Никакие исправления в акте выездной проверки делать нельзя, ни корректором, ни ручкой. Если вдруг в акте есть такие исправления, то доказать, что подписан он уже с учетом изменений не получится.
  • По результатам выездной налоговой проверки доначисляется налог к уплате в бюджет и налогоплательщику предъявляется соответствующее требование. Однако, и в этом случае налоговыми органами допускаются ошибки, влекущие его отмену.

Когда требование об уплате налога (пеней) признают недействительным?

Требование об уплате налога (пеней) признают недействительным, если оно:

  • вынесено на основании решения инспекции, признанного недействительным (в том числе частично) судом или отмененного УФНС, даже когда это требование отозвано (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22.02.2017 N Ф06-17579/2017 по делу N А06-5426/2016);
  • содержит недостоверную информацию о наличии недоимки, подтвержденную только карточкой расчетов с бюджетом (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 02.03.2016 N Ф10-5276/2015 по делу N А64-823/2015);
  • вынесено в период действия обеспечительных мер, принятых судом (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28.06.2017 N Ф09-3374/17 по делу N А47-10350/2015).

Требование об уплате налога (пеней) не признают недействительным, даже если:

  • налоговые платежи, перечисленные до окончания налогового периода, не поступили в бюджет из-за проблем банка, о которых налогоплательщик должен был знать (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14.06.2017 N Ф05-7623/2017 по делу N А40-197196/2016; Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 26.02.2016 N Ф10-236/2016 по делу N А09-7408/2015);
  • в нем в качестве основания взыскания ошибочно указано другое решение налогового органа (решение с неверными реквизитами) (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10.07.2017 N Ф01-2626/2017 по делу N А11-6280/2016, Определением Верховного Суда РФ от 19.10.2017 N 301-КГ17-14696 отказано в передаче дела N А11-6280/2016 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления).

Методы борьбы с ошибками налоговиков

Юридически подкованный налогоплательщик предлагает следующие варианты:

Без вины – не виноватый

Главное - помнить простую правовую истину, что недоказанная законом вина не является основанием для обвинений. Законодательство закрепляет право налогоплательщика не приводить в исполнение противоправные акты и запросы налоговых служб, других уполномоченных органов или официальных лиц, когда они противоречат Налоговому Кодексу или общегосударственным законам. Если оснований для начисления налога нет, значит, и оплачивать его нет необходимости. А в случае возможных претензий со стороны налоговиков, пусть последние докажут законным путем обоснованность своих притязаний.

Пишем письма в налоговую

Вооружившись принципом, что наиболее эффективным методом защиты является нападение, пишем в налоговую жалобы. Звонить или осаждать налоговую ежедневными походами нецелесообразно. Неподтвержденные документально претензии чиновники не воспринимают серьезно.

Внесенные в сентябре 2010 года поправки в Федеральный закон дают право налогоплательщику не только потребовать справку с расчетами налогов (форма 39), но и настоять на совместной сверке расчетов. Дело в том, что форма 39 содержит минимум информации – наименование налога и сумму долга по нему.

А по результатам сверки налоговики обязаны выдать документальный акт с расчетами. Требуйте также информацию, на основании каких документов был предъявлен к оплате необоснованный налог. Если прохождение и этого уровня не принесло желаемого результата, двигайтесь дальше по иерархической чиновничьей лестнице. Пишите жалобу, но обязательно приложите все документальные подтверждения вплоть до входящих и исходящих номеров, зафиксированных в канцелярии налоговой.

Суд поставит точку

Суд – последняя инстанция на пути достижения справедливости. Заявление можно подать самому или дождаться, когда это сделает налоговая служба. Если документов, подтверждающих правильность начисления налога, окажется недостаточно, то суд признает незаконность взыскания. Мало того, проигравшая сторона оплатит все судебные издержки.

Восстановление справедливости станет маленькой победой, несущей моральное удовлетворение. Поэтому за это стоит бороться.


ИФНС России по Сысертскому р-ну

УФНС России по Свердловской области

в налоговый орган

Я, … О.Л., прекратила осуществлять деятельность как ИП. Однако, в 2012 году по почте мне стали приходить извещения из налогового органа, содержащие информацию о моей задолженности по налогам и сборам, а также начисленной на них пени и штрафов. Руководствуясь п.5.1, 7 ст. 21 НК РФ, я подавала в налоговой орган налоговые декларации, давала письменные пояснения, к которым прикладывала подтверждающие квитанции об уплате налога, а также справки из Пенсионного Фонда РФ об отсутствии долгов и претензий, но в ответ от налогового органа не получала разъяснений, касающихся начисления суммы задолженности по налогам и сборам, пени и штраф. Полагаю, что образовалась ошибка в налоговой базе, потому что при исключении из ЕГРИП меня как ИП и снятии с учета в налоговом органе проводились проверки моих счетов, которые показали отсутствие задолженности, и данная процедура прошла успешна.

1) По имеющимся данным оперативного учета по состоянию расчетов на 09.08.2012 года мне начислена пеня в размере 6918 (Шесть тысяч девятьсот восемнадцать) рублей 66 копеек на причитающуюся сумму единого налога, уплаченную в более поздний срок по сравнению с установленным законом о налогах и сборах сроком. Сумма единого налога была мною уплачена 18.01.2010 года, что подтверждается квитанцией об оплате. При этом сумма пени, на поздно оплаченную сумму налога, насчитывают вплоть до 17.07.2012 г., да я думаю и продолжают насчитывать до настоящего времени, что неправомерно со стороны налогового органа.

С данной позицией оперативного учета я не согласна и считаю, что сумма пени начислена неправомерно, так как ее начисление должно прекратиться в момент уплаты единого налога. Прошу в соответствии с законом о налогах и сборах пересчитать размер пени, подлежащий уплате.

2) По имеющимся данным оперативного учета по состоянию расчетов на 09.08.2012 года мне начислена сумма недоимки в размере 71118 рублей 00 копеек и пеня в размере 18004 (восемнадцать тысяч четыре) рублей 13 копеек на причитающуюся сумму налога на доходы от осуществления предпринимательской деятельности в качестве ИП, нотариусов, адвокатов и других, занимающихся частной практикой. А также начислена сумма недоимки в размере 60126 рублей 62 копейки и пеня в размере 20909 рублей 48 копеек на причитающуюся сумму налога на доходы лиц от осуществления предпринимательской деятельности в качестве ИП, нотариусов, адвокатов и других, занимающихся частной практикой.

Примечание: данная письмо претензия образец является примером, наши адвокаты готовы составить для Вас свой вариант процессуального документа

Ранее, на основании поданной мной декларации на доходы физических лиц какИП, нотариусов, адвокатов и других, занимающихся частной практикой, я указала сумму налога – около 130000 рублей 00 копейки, после поняла, что исчислила неверную сумму, подлежащую налогообложению и сдала уточнение, с начислением суммы налога — 71118 рублей 00 копеек.

В силу с п.1 ст. 81 НК РФ, с принципами разумности, справедливости и порядочности пересчитала сумму, подлежащую налогообложению и написала исправленную налоговую декларацию на доходы физических лиц как ИП, нотариусов, адвокатов и других, занимающихся частной практикой.

Следовательно, представленные мной декларации уточнили суммы налога подлежащего к уплате, данное право мной реализовано согласно нормам налогового законодательства, и должно было быть учтено при выставлении претензий мне со стороны налогового органа.

Размер причитающегося налога составил 71118 рублей 00 копеек. Я погасила задолженность 18.01.2010 года, что подтверждается квитанцией об оплате.

Претензия в налоговую инспекцию

В связи с чем, с позицией оперативного учета я не согласна и считаю, что сумма налога в размере 60126 рублей 62 копейки, уточненная далее на сумму 71118 рублей 00 копеек, а также пени (как на сумму 60126 рублей 62 копейки, так и на сумму 71118 рублей 00 копеек) начислена неправомерно, а по вопросу пений следует уточнить, что начисление должно прекратиться в момент уплаты налога на доходы физических лиц от осуществления предпринимательской деятельности как ИП, нотариусов, адвокатов и других, занимающихся частной практикой. Считаю необходимым и прошу исключить задолженность в размере 60126 рублей 62 копейки, так как предшествующая декларация должна не действовать при вновь поданной исправленной декларации, а также прошу исключить пени по данным спорным суммам.

3) Кроме того, по данным оперативного учета по состоянию расчетов на 22.08.2012 мне начислена сумма недоимки в размере 1017 (Одна тысяча семнадцать) рублей 60 копеек и пеня в размере 658 рублей 19 копеек на причитающуюся сумму уплаты страховых взносов по вопросу обязательного пенсионное страхования, а также сумма недоимки в размере 394 рубля 64 копейки и пеня в размере 257 рублей 25 копеек на причитающуюся сумму уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Считаю, что данные суммы мне начислены неправомерно, так как задолженности перед Пенсионным Фондом РФ я не имею, что подтверждает справка из Пенсионного фонда РФ от 3.04.2009 №05-2495 и 10.04.2009 № 05-2586.

Прошу исключить из базы налогового органа информацию о наличии задолженности страховых взносов на обязательное страхование и пени. (Примечание: читайте также как правильно написать претензию)

На основании вышеизложенного и в соответствии с п. 1, п.4, п.8, п.9, п. 10, п. 12 ст. 32 и ст. 33 НК РФ

ПРОШУ:

  1. Пересчитать сумму пени в размере 6 918 (Шесть тысяч девятьсот восемнадцать) рублей 66 копеек, причитающиеся уплате с единого налога на момент фактической полной суммы налога на 18.01.2010 года.
  2. Исключить из налоговой базы претензии на сумму недоимки в размере 60 126 рублей 62 копейки, а также пеню в размере 20 909 рублей 48 копеек и пеню в размере 18 004 рублей 13 копеек на причитающуюся сумму налога на доходы лиц от осуществления бизнес-деятельности в качестве ИП, нотариусов, адвокатов и других, занимающихся частной практикой.
  3. Исключить из налоговой базы претензии на сумму недоимки в размере 1017 (Одна тысяча семнадцать) рублей 60 копеек и пеня в размере 658 (Шестьсот пятьдесят восемь) рублей 19 копеек на причитающуюся сумму уплаты страховых взносов по направлению обязательного пенсионного страхования, а также сумма недоимки в размере 394 ( Триста девяносто четыре) рубля 64 копейки и пеня в размере 257 рублей 25 копеек на причитающуюся сумму уплаты страховых взносов.

P.S. Наши специалисты решат для Вас и иной вопрос в сфере налоговлибо иными органами власти, возникшие в ходе осуществления предпринимательской деятельности (адвокат по налоговым спорам всегда найдет ответ и выход из сложившейся ситуации, урегулировать конфликт с налоговой намного выгоднее бизнесу, чем вступление в никому не нужную войну).


Автор статьи: © адвокат, управляющий партнер АБ "Кацайлиди и партнеры" А.В. Кацайлиди

Читайте также: