Экологический налог в казахстане

Опубликовано: 15.05.2024

Марина Крицкая

Минфин планирует ввести к 2020 году экологический налог для организаций и ИП. Предполагается, что он заменит экологический сбор или возможность самостоятельной утилизации отходов. С этой целью уже разработан проект федерального закона, вводящего в Налоговый кодекс новую главу 25.5. Бизнес воспринимает инициативу неоднозначно.

Вопрос о новом экологическом налоге поднимался 31 октября 2018 года на Всероссийском налоговом форуме в Торгово-промышленной палате РФ. По мнению Елены Лебединской, директора Департамента доходов Минфина, ведомство уже несколько лет занимаемся проблемой всех неналоговых платежей, в том числе и тех, которые не связаны с экологией. Цель этой работы — «чтобы все было понятно, предсказуемо и не происходило каких-то неожиданных изменений», создание свода платежей и наведение в них порядка.

Минфин пытался охватить все неналоговые платежи рамочным законом, но ничего из этого не получилось, отметила Елена Лебединская. «Не получилось именно потому, что попытка все охватить единым коротким текстом заведомо не очень эффективная, — добавила она. – Потому что платежей очень много, они разные. Есть группа экологических платежей. Есть еще масса других групп неналоговых платежей, и все они вместе не составляют какую-то однородную сущность».

После этого было принято решение о том, чтобы все-таки выделить те платежи, которые наиболее близки к налогу (то есть у них есть база, ставка и другие признаки налога), и эти платежи кодифицировать в Налоговом кодексе, чтобы все условия были понятны и прозрачны.

К настоящему времени разработан законопроект, который определяет налогоплательщиков экологического налога, объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, порядок исчисления и уплаты налога, сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу, а также дает уточнения по налоговой декларации.

Комментарии Минфина об экологическом налоге

В августе Минфин выпустил Разъяснение от 14.08.2018 «По законопроекту об экологическом налоге». В нем ведомство подчеркнуло, что «не вводит никаких дополнительных экологических платежей». Также в связи с появлением экологического налога не будет увеличена налоговая нагрузка. «При замене экологического сбора на экологический налог его ставка никак не меняется. Также сохраняется возможность уменьшить уплату налога на сумму расходов на действия по снижению ущерба для окружающей среды», — уточняет Минфин.

Предполагается, что инициатива будет только способствовать систематизации подходов к регулированию платежей, которые уплачивает бизнес. Она необходима для того, чтобы сделать процесс более прозрачным и удобным для бизнеса.

Кто налогоплательщик

Новый экологический налог, который планируется ввести с 1 января 2020 года, коснется всех организаций, ИП и физлиц, которые своей деятельностью негативно воздействуют на окружающую среду.

Если говорить об отходах (за исключением твердых коммунальных отходов), то налогоплательщики — организации и физлица, в результате деятельности которых возникают отходы.

Что касаться твердых коммунальных отходов, то налогоплательщики — региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с такими отходами.

Проект федерального закона четко определяет те организации и физлица, которые не являются налогоплательщиками:

  • ведут деятельность исключительно на объектах IV категории. В этом случае у них на руках должно быть свидетельство о постановке на учет, подтверждающее данную категорию.
  • осуществляют деятельность, в результате которой образуются только твердые коммунальные отходы.

Постановка на учет в качестве налогоплательщика экологического налога по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, происходит в течение 30 дней с момента постановки на госучет.

Что считается объектом налогообложения

Некоторые «типы» негативного воздействия на окружающую среду признаются объектом налогообложения, но есть и такие разновидности, которые объектом налогообложения не являются.

Объект налогообложения Не объект налогообложения
негативное воздействие в результате выброса загрязняющих веществ стационарными источниками негативное воздействие, производимое в рамках осуществления деятельности, финансируемой бюджетами всех уровней
негативное воздействие в результате сброса загрязняющих веществ в водные объекты сточных вод размещение отходов на соответствующих объектах, которые не оказывают негативное воздействие (важно подтвердить это)
образование, хранение, захоронение, накопление, размещение отходов производства и потребления каждого класса опасности накопление отходов для утилизации или обезвреживания в течение 11 месяцев со дня их возникновения

Налоговая база и налоговый период

Налоговая база определяется как масса выбросов и сбросов веществ в атмосферный воздух и водные объекты от стационарных источников загрязнения, масса образованных отходов производства и потребления.

Налогоплательщик определяет налоговую базу самостоятельно, на основе данных производственного экологического контроля:

  • для каждого стационарного источника, который использовался в налоговый период;
  • в отношении каждого загрязняющего вещества;
  • для каждого класса опасности отходов производства и потребления.

Расчет ставки производится исходя из 1 тонны загрязняющих веществ (отходов).

За налоговый период принимается календарный год. Налог предлагается сделать авансовым.

В проекте закона сохранился весь объем вычетов из налоговой базы в случае, если плательщик реализовал меры по компенсации негативного воздействия на природу (70 % от исчисленной за налоговый период суммы налога). Кроме того, учитываются повышающие коэффициенты к платежам, если нагрузка организаций превышает объемы, установленные регулятором.

Налоговая декларация: сроки и особенности представления

Налоговая декларация по экологическому налогу отправляется в налоговые органы по месту нахождения налогоплательщика. Представление декларации на бумажном носителе исключается, учитывается только электронный формат и представление документа через оператора электронного документооборота.

Срок — до 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.


Рассчитывайте плату за негативное воздействие на окружающую среду и экологический сбор с помощью онлайн-сервиса.

Реакция бизнес-сообщества

Выступая на Всероссийском налоговом форуме, директор Департамента доходов Минфина Елена Лебединская отметила, что на последней встрече рабочей группы по неналоговым платежам обсуждалось в том числе и предложение о переходном периоде в 10 лет в части ответственности бизнеса. По ее словам, с этим предложением всем согласились. «Ни у кого нет желания резко увеличивать ответственности и вводить какие-то репрессивные меры».

Также Лебединская уточнила, что оставшиеся неналоговые платежи Минфин разделил на шесть групп, по ним планируется провести детальный анализ на предмет актуальности и методики регулирования.

Реакцию бизнеса на инициативу Минфина нельзя назвать позитивной. В основном все боятся роста налоговой нагрузки, несмотря на обещания ведомства. Уже известно, что ряд некоммерческих ассоциаций, куда входят крупные производители электроники и бытовой техники, шин и упаковки, направили письмо премьер-министру Дмитрию Медведеву, в котором дали резкую оценку идее о введении экологического налога. Они просят не отменять возможность утилизации отходов самостоятельно, подчеркивая ее эффективность.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Минфин опубликовал проект поправок в НК РФ, согласно которым компании начнут платить экологический налог. «Расчет» поговорил с Викторией Поповой, руководителем проектов по управленческому учету департамента консалтинга, экспертизы и аудита КСК групп, и узнал, что именно предлагает ведомство, как компании будут рассчитывать новый налог и кому поручено его администрировать.

Вопрос неналоговых платежей, их количества, качества администрирования обсуждается в стране уже продолжительное время. В конце концов власти приняли решение преобразовать часть этих выплат в налоговые. Задача изменений, в том числе, – передать функции по сбору платежей в ФНС и, как результат, увеличить собираемость налога. «Анализ динамики поступлений платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджетную систему свидетельствует о низкой эффективности ее взимания, что порождает необходимость финансировать государственные экологические программы за счет иных доходов федерального и региональных бюджетов», – говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Расскажите подробнее, о каком проекте введения экологического налога идет речь.

Министерство финансов рассматривает поправки к Налоговому кодексу в части создания нового налога – экологического. Проект готовится по поручению премьер-министра России Дмитрия Медведева от 16 марта 2018 года № ДМ-П13-10. Финансовое ведомство предлагает ввести новую главу в части 1 и 2 Налогового кодекса. Публичное обсуждение проекта завершилось 31 августа 2018 года.

По сути новый налог – это реализация плана властей о переводе части неналоговых платежей в налоговые. Это так?

Совершенно верно. Планируется заменить плату за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). В рамках систематизации неналоговых платежей Минфин упорядочивает платежи, не имеющие признаков налога. Уплачивающийся сейчас экологический сбор должен плавно «превратиться» с 2020 года в экологический налог. Минфин хочет упорядочить неналоговые платежи и ужесточить меры по их неуплате. Увеличение налогового бремени экологическим налогом не предусмотрено.

Изменятся ли ставки сбора или останутся прежними?

Объекты обложения, ставки платежей, порядок и сроки уплаты останутся прежними. Но будет ужесточен режим оплаты. Чиновники говорят о том, что для добросовестных плательщиков фискальная нагрузка не изменится. Базу предприниматели будут рассчитывать сами по каждому объекту налогообложения, а ставки будут рассчитаны по видам загрязняющих веществ и классу опасности отходов производства и потребления.

Налоговые ставки разделяются по группам:

  • за выбросы загрязняющих веществ в воздух стационарными источниками;
  • за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
  • за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности.

Ставка будет рассчитываться исходя из 1 т загрязняющих веществ (отходов производства и потребления).

Объекты обложения, ставки платежей, порядок и сроки уплаты останутся прежними. Но будет ужесточен режим оплаты. Чиновники говорят о том, что для добросовестных плательщиков фискальная нагрузка не изменится. Базу предприниматели будут рассчитывать сами по каждому объекту налогообложения, а ставки будут рассчитаны по видам загрязняющих веществ и классу опасности отходов производства и потребления.

С 2021 года для стимулирования уменьшения выбросов власти введут коэффициенты. Самый высокий коэффициент 100 будет применяться за превышение установленных объемов или массы вредных выбросов. И наоборот, сумму налога можно уменьшить, если были расходы, связанные с реализацией мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду.

Увеличится или уменьшится количество компаний, обязанных платить экологический налог?

Плательщиками налога остаются организации и физические лица, индивидуальные предприниматели, деятельность которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

Трудно оценить изменение количества компаний, обязанных платить этот налог. Сложность оценки связана с развитием рынка, появлением новых технологий к 2020 году. Сейчас сбор обязаны платить производители, а также импортеры товаров, которые после утраты ими своих потребительских свойств нужно утилизировать. От уплаты сбора освобождены производители и импортеры, которые самостоятельно обеспечивают утилизацию отходов. Конечно, хотелось бы сокращения количества компаний, которые будут платить экологический налог. Ведь никакие деньги не обеспечат сохранения хорошей экологии на территории страны.

Изменится ли получатель платежей?

Изменится. Сейчас НВОС платится в Росприроднадзор. Плата перечисляется по реквизитам соответствующего территориального органа Росприроднадзора, по месту нахождения которого расположен стационарный источник выбросов (сбросов), зарегистрирован передвижной объект негативного воздействия или находится объект размещения отходов. В будущем плательщикам экологического налога необходимо будет зарегистрироваться в ФНС и оплачивать сбор уже туда. При этом изменятся не только реквизиты получателя, но и КБК платежа.

Изменится ли порядок уплаты налога?

Плата за негативное воздействие на окружающую среду и экологический налог одинаковы. Изменений новым законом не предусмотрено. Отчетным периодом по плате сбора за негативное воздействие и экологическому налогу остается календарный год. Будут так же платиться квартальные авансовые платежи; итоговую сумму платы нужно перечислить в бюджет по итогам года. Квартальные авансовые платежи перечисляют все плательщики (кроме субъектов малого и среднего предпринимательства). Срок – не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Авансовый платеж за каждый квартал равен 1/4 от суммы платы за предыдущий год. Величину доплаты по итогам года можно определить как разницу между суммой платы, начисленной за год, и суммой авансовых платежей, перечисленных в бюджет в течение года.


Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Я ндекс Дзен!

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Кроме того, главой государства подписан ряд законов по вопросам экологии, экономического роста и другие

НУР-СУЛТАН, 2 янв – Sputnik. Глава государства Касым-Жомарт Токаев подписал ряд законов, а также Экологический кодекс, сообщила пресс-служба Акорды.

Экология

Кроме того, Токаев подписал законы Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс), "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам восстановления экономического роста", и "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам охранной деятельности".

Тексты законов публикуются в печати.

Принятие Экологического кодекса

Депутаты сената 21 декабря 2020 года приняли в двух чтениях проект Экологического кодекса.

Реализация экологического принципа "загрязнитель платит и исправляет" подразумевает меры по предотвращению загрязнения и контролю, а также ответственность за восстановление причиненного ущерба окружающей среде, сказал министр экологии, геологии и природных ресурсов Казахстана Магзум Мирзагалиев.

Документ регулирует новые подходы оценки воздействия на окружающую среду, а также совершенствование управления отходами производства и потребления.

Глава Минэкологии Магзум Мирзагалиев поздравил всех причастных к разработке Экологического кодекса и проинформировал, что в этом году министерству предстоит для реализации положений Кодекса разработать и запустить порядка 150 нормативно-правовых актов; продолжить комплексный технологический аудит промышленных гигантов страны. Будет также продолжена работа по созданию справочников наилучших доступных технологий, внедрение которых значительно сократит вред экологии.

Министр также уточнил, что Кодекс вступит в силу 1 июля 2021 года.

Поправки в Налоговый кодекс

Ранее сообщалось, что в рамках поправок индивидуальный подоходный налог (ИПН) будут уплачивать не при получении пенсионных накоплений, а только после выхода на пенсию. Более того, это будет не разовая выплата. В законопроект внесли норму о выплате его частями в течение 16 лет.

Специальный налоговый режим для бизнеса

В законе предусмотрено введение специального налогового режима розничного налога для предоставления права субъектам малого и среднего бизнеса, работающим в наиболее пострадавших от пандемии секторах, уплачивать розничный налог с оборота.

До конца 2020 года субъектам микро-, малого и среднего бизнеса в наиболее пострадавших отраслях экономики было дано право определять сумму социального налога, подлежащего уплате в бюджет, как разницу между исчисленным социальным налогом и суммой социальных отчислений.

Для поддержки сектора, значительно пострадавшего от пандемии, малый и средний бизнес освободят от НДС и социального налога на два года. По поручению президента страны вводится розничный налог в размере 3% от дохода.

Закон о досрочном снятии пенсионных накоплений

Поправки в законы по вопросам восстановления экономического роста позволят более 700 тысячам казахстанцам досрочно снимать пенсионные накопления для улучшения жилищных условий и оплаты лечения.

Для того, чтобы снять пенсионные накопления, необходимо достигнуть "порога достаточности" - то есть соотношения возраста вкладчика ЕНПФ и размера его накоплений.

Порог достаточности для снятия пенсионных накоплений

Кроме того, досрочно получить пенсионные накопления смогут пенсионеры, у которых есть дополнительно средства в ЕНПФ, а также граждане, уже оформившие себе пенсионный аннуитет (пожизненные выплаты от компаний по страхованию жизни) и у которых также есть накопления.

Также законом вносятся изменения в земельное законодательство, касающиеся порядка перевода земель особо охраняемых природных территорий в земли запаса, расширяется перечень исключительных случаев для такого перевода. Предусматривается введение единой информационной системы в сфере перевозок, направленной на обеспечение регистрации, учета, обработки и хранения документов, связанных с перевозочной деятельностью в области автомобильного транспорта, а также создание и порядок функционирования интеллектуальной транспортной системы. В рамках документа предоставляется возможность реализации ценных бумаг, принадлежащих государству, на фондовых биржах иностранных государств.

Закон по вопросам охранной деятельности

Поправки в закон об охранной деятельности, которые приняли депутаты сената 29 декабря 2020 года, направлены на повышение качества оказания охранных услуг.

В частности, будет проводиться лицензионный отбор охранных организаций для обеспечения надежной охраны стратегических, особо важных объектов и объектов, уязвимых в террористическом отношении.

Также документ направлен на совершенствование законодательства по осуществлению охранной деятельности, обеспечивающей защиту прав физических и юридических лиц от преступных и иных противоправных посягательств, устранение отдельных несоответствий законодательных норм в данной сфере.

Зарубежный опыт экологического налогообложения

Одной из важнейших проблем современности является проблема загрязнения окружающей среды, истощения природных ресурсов и прочих результатов деятельности человека, что вызывает постоянно растущее в обществе беспокойство за последствия, которые становятся все более значительными. Это вызвало необходимость создания новых инструментов решения проблемы и их развитие во всех сферах жизни общества, в том числе и в экономической.

В частности, это касается налоговых систем, в которые вносились изменения уже начиная с конца 80-х годов прошлого века, когда впервые была официально подтверждена необходимость введения так называемых экологических налогов по принципу «платит загрязнитель». Уже в начале 90-х годов ряд европейских стран включил в свои налоговые системы налоговые платежи на выбросы вредных веществ.

Сейчас в разных странах экологические налоги представляют собой совокупность определенных налоговых платежей зачастую схожих по своей природе и в зависимости от цели делятся на несколько групп:

1. Сборы, направленные на покрытие государственных расходов на природоохранную деятельность ( cost - covering charges ).

2. Стимулирующие сборы ( incentive charges ). Они направлены на стимулирование налогоплательщиков совершенствовать свою деятельность для минимизации наносимого окружающей среде ущерба.

3. Налоги, направленные исключительно на увеличение государственных доходов ( fiscal environment al taxes). [1]

В зависимости от сферы применения такие налоги делятся на энергетические ( energy taxes ), транспортные ( transport taxes ), на выбросы загрязняющих веществ ( taxes on pollution ) и на неэнергетические природные ресурсы ( taxes on non - energy natural resources ). В системах экологического налогообложения большинства стран можно встретить примеры налогов и сборов, относящихся ко всех вышеуказанным группам.

Примером страны, которая активно разрабатывает национальное законодательство в этой области, может служить Великобритания. В качестве основных инструментов природоохранной политики в сфере налогообложения можно выделить несколько особо важных налогов: к ним относятся сбор за изменение климата ( climate change levy ), налог на захоронение отходов ( landfill tax ), общий совокупный налог ( aggregate levy ) [2] . Рассмотрим их подробнее.

Сбор за изменение климата может оплачиваться двумя способами: по основным установленным законодательством ставкам и по тарифам платежа за использование углеводородного сырья ( carbon price support ). В первом случае объектами налогообложения являются электричество и газ (в киловатт-часах – кВтч) в том числе сжиженный попутный газ ( liquefied petroleum gas ), а также разные виды твердого топлива – бурый уголь, кокс и прочие (в килограммах – кг). При этом возможна уплата сбора как по основным ставкам, так и по льготным. Налогоплательщик использует основные ставки в том случае, если ведет бизнес в следующих секторах: промышленный, коммерческий, сельскохозяйственный, а также в оказании общественных услуг.

Льготные ставки могут быть использованы в том случае, если, например, его производство потребляет малое количество энергии, использует бытовое энергосбережение или является благотворительной организацией, занимающейся некоммерческой деятельностью. Вдобавок к этому, организация может применять пониженные ставки сбора, если использует энергоемкое производство и участвует в соглашении об изменение климата ( Climate change agreement ) с Агентством по охране окружающей среды.

Кроме льготного налогообложения предусмотрено также полное освобождение для организаций, использующих электричество, газ и твердое топливо, если выполняется одно или несколько из следующих условий:

1) данные источники энергии не будут использованы на территории Великобритании;

2) они используются в определенных процессах производства тепла и электроэнергии ( combined heat and power ), зарегистрированные в рамках программы обеспечения качества ( combined heat and power quality assurance );

3) они используются в целях производства электроэнергии на электростанциях мощностью от 2 МВт;

4) используются в качестве топлива для определенных видов транспорта.

Второй вид сбора за изменение климата представляет собой плату за выбросы при использовании углеводородного сырья ( carbon price support ) используется для владельцев электростанций или теплоэлектростанций. Данный вид сбора предусматривает стимулирование производителей электроэнергии таким образом менять свой процесс производства, чтобы снизить количество выбрасываемых парниковых газов.

Общий объем поступлений от данного вида сбора представлен в таблице 1.

Таблица 1 – Объем поступлений от сбора за изменение климата

Великобритании за период 2015-2018 гг (млн £)

Сбор за изменение климата

Сбор за использование углеродов

Налог за захоронение отходов взимается, когда отходы утилизируются на площадках, имеющих специальное экологическое разрешение или лицензию соответствующих природоохранных органов.

Объектом налогообложения являются отходы, которые подразделяются на две группы: инертные ( inactive / inert waste ) и активные ( active waste ). Инертными признаются те отходы, которые не являются ни химически, ни биологически активными и не разлагаются (например, песок, щебень, бетон). Это имеет особо важное значение, поскольку инертные отходы, как правило, требуют более низких сборов за удаление, чем биоразлагаемые или опасные отходы. В связи с этим применяются две ставки данного налога – основные и пониженные (таблица 2).

Таблица 2 – Ставки налога за захоронение отходов в Великобритании

2018 (с 01.04.2018)

2019 (с 01.04.2019)

Основная ( £ за тонну)

Пониженная ( £ за тонну)

Налогоплательщиками являются владельцы свалок, которые имеют или должны иметь разрешение на утилизацию (с 01.04.2018 налогом облагаются также те площадки, которые не являются окончательно санкционированными). Кроме пониженных ставок также существуют операции по утилизации материала, которые не облагаются вовсе: это касается деятельности по добыче полезных ископаемых, организации кладбищ для животных использования неактивных отходов для заполнения карьеров и прочей установленной законодательством деятельности.

Изначально налог вводился с целью снижения количества производимых отходов и стимулирования разработки более экологически чистых способов утилизации, а также использования повторной переработки. За последние годы количество отходов существенно снизилось и продолжает снижаться – это касается как облагаемых, так и необлагаемых объектов [3] .

Совокупный налог был введен ради снижения спроса на песок, камень, гравий и щебень путем увеличения их цены, и как следствие – стимулирования использования вторичных переработанных материалов. Объектом обложения являются камень, гравий или песок, вместе с любыми веществами, включенными в их состав или естественным образом смешанными с ними, включая всевозможные каменные отходы, обрезки и некондиционные материалы.

Ставка налога составляет £2 за тонну материала. Налоговые льготы могут быть применены в случае, если эти материалы экспортируются или же используются в некоторых промышленных или сельскохозяйственных операциях. А полное освобождение от налога можно получить в том, случае, если используемые объекты имеют в своем составе определенную долю или же полностью состоят из веществ, установленных специальными нормативными документами 2 .

Довольно действенным оказалось и налоговое законодательство в области транспорта: сниженные ставки налога на регистрацию автомобилей с низкими показателями выбросов углекислого газа и сниженные пошлины на дизельное топливо определенно оказали нужное влияние. За последние 10 лет количество зарегистрированных автомобилей с дизельным двигателем увеличилось в пять раз в то время, как потребление бензина сократилось на 46% – как следствие снизилось количество выбросов CO 2 в атмосферу.

Иными словами, все выше перечисленные налоги выполняет не только фискальную, но и стимулирующую функцию – комплексный подход к использованию налоговых инструментов для защиты окружающей среды в Великобритании весьма эффективен.

Также интересную систему экологического налогообложения можно наблюдать в Канаде, где система налогового экологического законодательства делится на федеральную и региональную.

Наиболее сложную систему имеет система топливного налогообложения ( fuel consumption taxes ). Ее регулирование осуществляется сразу на трех уровнях: федеральном, региональном и местном – уплата налога гражданами зависит от их места жительства. Существует три вида налогов на топливо – фиксированный налог ( fixed tax ), налог с продаж ( sales tax ) и налог на углероды ( carbon tax ) [4] .

Фиксированный налог представляет собой акцизный налог, взимаемый по единой ставке 10 центов за литр бензина (действует с 1995 года) и 4 центов за литр дизеля (действует с 1987 года). Мазут, природный газ и пропан освобождены от этого налога.

Правительства провинций также собирают налоги на бензин, и они значительно различаются в зависимости от провинции. Наконец, три муниципалитета в Канаде (Ванкувер, Виктория и Монреаль) также применяют налоги на бензин.

Налог с продаж основан на проценте от розничной цены. Федеральный налог взимается с сырой нефти, расходов на переработку и маркетинг и маржи, федерального акцизного налога и провинциальных дорожных налогов. Ставки налога представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Ставки регионального налога с продаж на топливо в Канаде

Новая Шотландия, Ньюфаундленд и Лабрадор, Нью-Брансуик

Углеродные налоги предполагает обложение налогом в зависимости от содержания углерода в используемом топливе и влияют на ценообразование. Провинциям и территориям Канады разрешено регулировать систему цен, в том числе при помощи данного налога, в зависимости от их внутренних региональных потребностей.

В случае отсутствия провинциальной системы федеральный Закон о ценах на выбросы парниковых газов (GHGPPA) вводит регулирующий сбор, который применяется только к провинциям и территориям, чья система ценообразования на углерод не соответствует федеральным требованиям.

В некоторых провинциях Канады также присутствует налог на захоронение отходов – он может быть составным или фиксированным. Например, в Квебеке провинциальный сбор за захоронение отходов включает в себя основную часть сбора и так называемый временный сбор, который устанавливается на определенный период и который направляется на развитие инфраструктуры переработки органических отходов, а в Манитобе взимается только фиксированный сбор.

Разветвленную систему экологических налогов также имеет Япония. Необходимость компенсации производителями-загрязнителями наносимого вреда окружающей среде была закреплена на законодательном уровне еще в 1970 г в законе «О борьбе с загрязнением атмосферного воздуха».

Платежи за загрязнение водоемов, которые представляют собой не налоги и сборы, а штрафы, размер которых будет зависеть от степени загрязнения. В Японии также существует плата за загрязнение воздуха и за шумовое загрязнение, и предусмотрены специальные надбавки к налогам за опасные производства и товары, платежи за выбросы сверх установленных норм двуокиси серы.

К экологическим налогам в данной стране также относятся энергетические налоги, к числу которых относятся налоги на бензин ( Gasoline Tax ) и местный налог на бензин ( Local Gasoline Tax ), на нефть, нефтепродукты и газ ( Oil and Gas Tax ), на дизельное топливо ( Diesel Oil Delivery Tax ), на авиатопливо ( Aviation Fuel Tax ), на керосин и уголь ( Petroleum and Coal Tax ) и в качестве дополнительного платежа, учитывающего выбросы CO 2 налог на изменение климата ( Tax for Climate Change Mitigation ), введенный с 2012 года и налог на электроэнергию ( Electric Power Development Promotion Tax ) [5] . При этом в 2011 году был введен закон о возобновляемых источниках энергии с целью стимулирования потребителей использовать энергию, получаемую из возобновляемых источников, а в 2012 году были введены специальные налоговые льготы для налога на энергоносители.

Еще одной группой экологических налогов являются транспортные налоги. К таким относятся:

· налог на объём выхлопа ( Automobile Tax ), которым облагается определенный объем выбросов в год, исходя из характеристик автомобиля;

· налог на вес автомобиля ( Motor Vehicle Weight Tax ), которым облагается автотранспорт исходя из его веса, а также назначения (для частного использования или для организаций). В рамках этого налога существует налог на легковые автомобили и мотоциклы ( Light Vehicle Tax ), который регулируется на уровне муниципалитетов. Отнесение автомобиля к той или иной категории по данному налогу происходит при постановке на учет;

· налог на приобретение автомобиля ( Automobile Acquisition Tax ), который взимается в процентах от стоимости приобретения и в зависимости от назначения.

Все экологические налоги относятся к группе налогов на потребление ( Consumption taxes ), общий объем поступлений от них составляет около одной трети налоговых поступлений. В таблице 10 приведен объем поступлений по некоторым налогам, данные по которым предоставлены Министерством финансов Японии [6] .

Зарубежная практика применения экологических налогов доказывает, что в большинстве стран, несмотря на специфику их территорий, в своих системах экологического налогообложения используют несколько общих направлений налогообложения: налоги на использование углеродов, налоги на изменение климата (к ним же относятся налоги на выбросы парниковых газов), топливные налоги, энергетические, транспортные и другие. Дальнейшее изучение механизма совершенствования действия этих систем позволит в будущем развивать более эффективную общую систему экологического налогообложения не только в отдельных странах, но и во всем мире.

4. Environmental taxes, reliefs and schemes for businesses. [Электронный ресурс] Режим доступа: https :// www . gov . uk / green - taxes - and - reliefs

5. Ministry of Finance Japan . [Электронный ресурс] Режим доступа: https :// www . mof . go . jp / english / sitemap . htm

6. Greening of Whole Tax System and Carbon Tax in Japan. Environment and Economy Division Ministry of the Environment. [Электронный ресурс] Режим доступа: https :// www . env . go . jp / en / policy / tax /20170130_ greening . pdf

[2] Environmental taxes, reliefs and schemes for businesses. [Электронный ресурс] Режим доступа: https :// www . gov . uk / green - taxes - and - reliefs

suebsiri / Depositphotos.com

С 1 января 2020 года плата за негативное воздействие на окружающую среду (ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды") может быть заменена экологическим налогом. Подготовленный Минфином России законопроект 1 о дополнении Налогового кодекса соответствующей главой активно обсуждается экспертным сообществом – только на площадке ТПП РФ в октябре были проведены два посвященных этой теме мероприятия. Значительное количество замечаний и предложений по доработке законопроекта поступило в ходе его публичного обсуждения на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (завершилось 31 августа). Посмотрим, в чем министерство видит пользу замены платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее – плата за НВОС) экологическим налогом и какие риски для предпринимателей, по мнению экспертов, такая механическая, по сути, замена может повлечь.

Обоснование необходимости введения налога

Весной текущего года, напомним, глава Правительства РФ Дмитрий Медведев поручил Минфину России совместно с Минэкономразвития России и другими заинтересованными органами исполнительной власти подготовить законопроект о включении в НК РФ неналоговых платежей, имеющих квазиналоговый характер (резолюция от 16 марта 2018 г. № ДМ-П13-10пр). Однако, как отметила директор Департамента доходов Минфина России Елена Лебединская в ходе состоявшегося 31 октября в ТПП РФ в рамках XIV Всероссийского налогового форума круглого стола, посвященного перспективам введения экологического налога, обсуждения этой темы на заседаниях специально созданной рабочей группы по вопросам неналоговых платежей показали нецелесообразность разработки единого рамочного закона, поскольку все взимаемые платы очень разные. Поэтому включение в НК РФ платежей, обладающих признаками налогов, будет происходить на основании отдельных федеральных законов, и законопроект об экологическом налоге – один из первых соответствующих проектов.

В сопроводительных материалах к законопроекту отмечается, что в настоящее время плата за НВОС взимается недостаточно эффективно, вследствие чего финансирование государственных экологических программ осуществляется за счет иных доходов федерального и региональных бюджетов. Введение экологического налога, по прогнозам Минфина России, позволит увеличить объем поступающих в бюджет платежей природопользователей, необходимых для реализации государственной политики в области экологии, за счет применения предусмотренных налоговым законодательством механизмов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов.

Эксперты не отрицают наличия проблем в области администрирования платы за НВОС. Одна из них – неполнота базы данных о хозяйствующих субъектах, являющихся по закону ее плательщиками. Как отметил заместитель председателя Комитета МТПП по проблемам экологии и природопользования Владимир Аленцев, в одном из типовых субъектов РФ в прошлом году только 4% зарегистрированных предприятий и организаций представляли отчетность в Росприроднадзор и еще 7% – в региональное министерство экологии, таким образом, 89% юридических лиц находились вообще вне зоны контроля со стороны природоохранных структур. Таким образом, можно предположить, что замена платы за НВОС экологическим налогом действительно сможет повысить эффективность администрирования за счет более полного охвата потенциальных плательщиков (так как ФНС России обладает всей необходимой информацией о деятельности хозяйствующих субъектов), что, кстати, устранит и существующую несправедливость по отношению к ответственным природопользователям, добросовестно вносящим плату за НВОС, и наличия у налоговой службы инструментария для взыскания налогов.

Нюансы учета платы за НВОС в составе материальных расходов узнайте из материала "Плата за негативное воздействие на окружающую среду" Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

В то же время нельзя не отметить, что законопроект предусматривает довольно непростую процедуру: декларация по экологическому налогу представляется в налоговый орган по месту нахождения предприятия или организации, однако содержащиеся в ней данные об объемах произведенного негативного воздействия на окружающую среду должны быть подтверждены территориальным органом Росприроднадзора (сейчас, напомним, декларация о плате за НВОС представляется в Росприроднадзор, он контролирует правильность исчисления платы, полноту и своевременностью ее внесения (п. 5 ст. 16.4, ст. 16.5 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; далее – закон об охране окружающей среды)). Такая схема, с одной стороны, позволит избежать проблем с представлением недостоверной отчетности в налоговую, сотрудники которой не обладают, по крайней мере пока, необходимой квалификацией для оценки поданной декларации в части правильности исчисления объемов негативного воздействия, отмечают эксперты. С другой – это существенно усложнит процедуру подачи декларации для плательщиков: своевременность ее представления в налоговую напрямую будет зависеть от оперативности согласования данных с Росприроднадзором (причем само ведомство, вероятно, столкнется с проблемой нехватки кадров для проверки документов в связи с предполагаемым увеличением количества плательщиков). В связи с этим представляется необходимым как минимум определить порядок такого согласования и механизм взаимодействия двух ведомств.

Кроме того, неоднозначную реакцию экспертного сообщества вызвал обозначенный в сопроводительных материалах к законопроекту тезис о том, что введение экологического налога и его эффективное администрирование позволит увеличить объем поступлений в бюджет, поскольку, во-первых, стремление к увеличению общего размера взыскиваемых сумм не согласуется с главной задачей природоохранной деятельности в целом – минимизировать негативное воздействие на окружающую среду (при снижении воздействия общий объем платы за него тоже должен снижаться). Во-вторых, увеличение размера поступлений вовсе не гарантирует, что на природоохранные мероприятия будет направляться больше средств, поскольку никаких положений об обязательности их расходования именно на эти цели в законопроекте не содержится.

Стоит отметить, что действующим законодательством целевое расходование платы за НВОС тоже не предусмотрено (ст. 16 закона об охране окружающей среды), величину расходов на природоохранные мероприятия определяют региональные и муниципальные власти. В некоторых субъектах РФ, как отметил директор Департамента финансово-экономического обеспечения Минприроды России Роман Земцов, существует договоренность о направлении всего объема платы за НВОС на соответствующие цели. В то же время в бюджет, помимо этого платежа, поступают штрафы за правонарушения в области охраны окружающей среды, а также средства, взыскиваемые по судебным искам о возмещении вреда окружающей среде. "Когда на северах до 40% местных бюджетов формируются за счет экологических штрафов, нет заинтересованности в том, чтобы экология не страдала, – подчеркнул управляющий партнер юридической компании "Пепеляев Групп" Сергей Пепеляев. – Где бы ни были платежи: в НК РФ, в любом другом нормативном акте – самая большая проблема – это отсутствие целевого использования. Пока экологические поступления будут рассматриваться как ординарные доходы бюджета и тратиться на что угодно, проблема причинения вреда окружающей среде не решится". Наиболее оптимальным способом реализации целевого использования указанных средств эксперт считает создание целевых экологических фондов. Начальник отдела экономики природопользования Департамента финансово-экономического обеспечения Минприроды России Ольга Фильченкова напомнила, что министерство еще во исполнение поручения, данного по итогам посвященного реформированию системы государственного управления в сфере охраны окружающей среды заседания президиума Госсовета в 2010 году, подготовило предложения о создании экологических фондов, причем в разных вариантах: в виде бюджетного фонда (по аналогии с дорожным) или некоммерческой организации, но Минфин России не поддержал ни одно из них, и пока позиция министерства по данному вопросу не изменилась.

В настоящее время, по словам Романа Земцова, в Минприроды России обсуждается возможность "окрашивания" поступающих в местные бюджеты средств, что в принципе делает возможным закрепление обязательства об их приоритетном использовании для финансирования соответствующих мероприятий. В поддержку необходимости целевого использования поступающих в бюджеты сумм платежей за оказанное на окружающую среду воздействие выступили также представители Минэкономразвития России, Комитета ТПП РФ по природопользованию и экологии, Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, региональные уполномоченные по защите прав предпринимателей и др. Однако Минфин России все же не поддерживает прямое закрепление правила о целевом расходовании этих средств. "Я согласна с тем, что деньги, поступающие в бюджет в связи с негативным воздействием на окружающую среду, должны в том числе использоваться на ее восстановление. Но это воля субъекта: принимать экологическую программу и финансировать ее в соответствии с тем ущербом и с теми платежами, которые есть в регионе, или в большем объеме (думаю, много где расходы на восстановление окружающей среды больше, чем все поступающие платежи). Так что нужно подумать, в какой форме целевая направленность должна быть зафиксирована, и я не уверена, что это должно быть прямое закрепление в Бюджетном кодексе РФ", – пояснила Елена Лебединская.

Возможные риски для плательщиков

Введение экологического налога предполагает, разумеется, возможность применения к его плательщикам всех предусмотренных НК РФ мер ответственности: начисления пеней, штрафов, принудительного исполнения обязанности по уплате налога путем списания средств со счета налогоплательщика – вплоть до уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов (ст. 198, ст. 199 Уголовного кодекса). Как отмечают эксперты, ошибки при расчете платы за НВОС сейчас возникают не всегда по вине плательщиков: с 1 января 2016 года порядок определения платежной базы и исчисления платы существенно изменился, а некоторые подзаконные акты, необходимые для реализации новых требований (введенных Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ; далее – Закон № 219-ФЗ), не приняты до сих пор. Ряд экспертов уверены, что увеличение ответственности в связи с введением экологического налога может еще более обострить эту проблему, поэтому считают, что заменять плату за НВОС экологическим налогом можно только после того, как предусмотренные Законом № 219-ФЗ нововведения заработают в полной мере. Минфин России, напротив, считает обоснованным принятие законопроекта об экологическом налоге именно в рамках проводимой реформы природоохранного законодательства. "У нас нет никакого желания резко увеличивать ответственность, применять к предпринимателям репрессивные меры", – отметила Елена Лебединская, подчеркнув, что на последней встрече рабочей группы по неналоговым платежам было поддержано предложение об установлении переходного периода, в течение которого к плательщикам экологического налога не будут применяться меры ответственности.

Другое неблагоприятное для предпринимателей положение законопроекта касается зачета затрат на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду. Действующим законодательством предусмотрено, что такие расходы лица, обязанного вносить плату за НВОС, вычитаются из суммы платы (п. 11 ст. 16.3 закона об охране окружающей среды). Согласно же законопроекту налогоплательщику будет предоставлено право уменьшить налог на размер произведенных в соответствующем налоговом периоде расходов, связанных с проведением мероприятий по снижению негативного воздействия, но предельная величина налогового вычета сможет составить не более 70% от суммы налога. По мнению генерального директора ООО "Юридический центр промышленной экологии" Дмитрия Мишукова, невозможность полного зачета понесенных затрат существенно снижает интерес предприятий к вложению значительных сумм в реализацию эффективных мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду.

Кроме того, в законопроекте указывается на обязательность зачисления в бюджет недоимок по плате за НВОС, образовавшихся до введения экологического налога, но ничего не говорится о возврате или зачете в счет будущего отчетного периода излишне уплаченных сумм. Тем не менее Минфин России, по словам Елены Лебединской, согласен с мнением профессионального сообщества о том, что переплаты должны учитываться при исчислении нового налога, и прямое указание на это должно появиться в законопроекте.

Стоит отметить, что Минприроды России предлагает изменить действующий порядок определения размера квартального авансового платежа, который заключается в том, что лицо, обязанное вносить плату за НВОС, по истечении каждого квартала уплачивает 1/4 суммы платы за НВОС за предыдущий год (п. 3 ст. 16.4 закона об охране окружающей среды), в связи с чем и возникают переплаты, так как объемы воздействия и, соответственно, платежная база в текущем и прошедшем годах могут существенно отличаться (например, если в прошлом году произошел сверхнормативный выброс загрязняющих веществ, а в этом году объем выбросов – в пределах нормы или и вовсе снизился в связи с модернизацией производства и т. д.). Законопроект 2 , предусматривающий три способа расчета авансовых платежей, в том числе на основе данных о фактически оказанном за прошедший квартал негативном воздействии, что в принципе исключает возможность возникновения излишне уплаченных сумм, по словам Романа Земцова, уже согласован со всеми заинтересованными ведомствами, и министерство рекомендовало Минфину России закрепить аналогичные способы расчета авансовых платежей (по налогу) в законопроекте об экологическом налоге.

Еще одно спорное положение законопроекта – необоснованное и даже дискриминационное, по мнению экспертного сообщества, – предусматривает, что объектом налогообложения не является негативное воздействие, оказываемое на окружающую среду при осуществлении деятельности, которая финансируется бюджетами всех уровней. "Зачем эта норма? Бюджетные учреждения в принципе являются объектами IV категории [оказывающими минимальное негативное воздействие на окружающую среду (ст. 2 закона об охране окружающей среды). – ГАРАНТ.РУ], с которых не взимается плата за НВОС. Если же речь идет о таких объектах, как госкомпании или ГУПы, может встать справедливый вопрос о конституционности положения, освобождающего их от налога", – отметил заместитель начальника Управления конституционных основ публичного права КС РФ Константин Байгозин.

Более того, в законопроекте указано, что плательщиками экологического налога могут быть признаны физические лица, что, по мнению экспертов, недопустимо, так как налог призван заменить плату за НВОС, а она взимается только с ИП и юридических лиц (п. 1 ст. 16.1 закона об охране окружающей среды).

***

Как видно, даже самые общие замечания экспертов к законопроекту весьма существенны. В настоящее время Минфин России дорабатывает его с учетом поступивших, в том числе во время обсуждения проекта на федеральном портале проектов нормативных правовых актов, конкретных предложений: о приведении положений проекта в соответствие с новыми нормами закона об охране окружающей среды (в частности – вступающими в силу с 1 января 2019 и 1 января 2020 годов), уточнении терминологии, порядка определения налоговой базы и т. д., отметила Елена Лебединская. Обновленную редакцию проекта министерство планирует подготовить к концу текущего года, внести законопроект в Госдуму – в течение I квартала следующего года. Причем предполагая, что рассмотрение проекта нижней палатой парламента вряд ли будет простым и быстрым, разработчики допускают возможность переноса срока введения экологического налога на год, то есть на 1 января 2021 года.

1 Проект федерального закона "О внесении изменений части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/04/08-18/00083016).
2 Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 16.4 Федерального закона "Об охране окружающей среды" размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/08/02-17/00062590).

Читайте также: