Налоговая и социальная политика в стратегии экономической безопасности

Опубликовано: 18.05.2024

На современном этапе научно-технического прогресса ни одна страна в мире не сможет обеспечить экономический рост своего государства без использования творческих и инновационных способностей человека. Поэтому человеческий фактор занимает ключевую роль в социально– экономическом развитии общества. Это и обуславливает необходимость вмешательства государства в социально–экономическую сферу через разработку и реализацию социальной политики. Именно социальная политика государства обеспечивает повышение качества и уровня жизни населения, социальной защиты и социальной поддержки граждан Российской Федерации.

Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года направлена на обеспечение противодействия вызовам и угрозам экономической безопасности, предотвращение кризисных явлений в ресурсно–сырьевой, производственной, научно–технологической и финансовой сферах, а также на недопущение снижения качества жизни населения. Таким образом, целью экономической безопасности является не только защита национальных интересов, но и поддержание социальной стабильности общества.

Социальная политика – это деятельность государства, других политических и социальных институтов, направленная на прогрессивное развитие социальной сферы общества, совершенствование условий, образа и качества жизни людей, обеспечение определенной части жизненных потребностей, оказание гражданам необходимой социальной поддержки, помощи и защиты с использованием для этого имеющегося финансового и иного общественного потенциала.

В стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года выделен ряд основных вызовов и угроз экономической безопасности. Среди них есть угрозы социальной направленности, а именно усиление дифференциации населения по уровню доходов; снижение качества и доступности образования, медицинской помощи и, как следствие, снижение качества человеческого потенциала.

На экономическую ситуацию в стране оказывают свое влияние демографические показатели, которые являются фундаментом нашей экономики в связи с тем, что в экономической деятельности всегда задействованы люди и социальные группировки людей, численностью и качественным уровнем которых и предопределяется развитие экономики. Тем не менее, качество жизни населения ухудшается. Причинами этого являются кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ (таблица 1).

Рождаемость, смертность и естественный прирост населения

Показатели Годы
2012 2013 2014 2015 2016
1. Показатель рождаемости на 1000 чел. 13,3 13,2 13,3 13,3 12,9
2. Показатель смертности на 1000 чел. 13,3 13,0 13,1 13,0 12,9
3. Естественный прирост населения 0,0 0,2 0,2 0,3 –0,01

Данные Минздрава России свидетельствуют о том, что рождаемость в нашей стране за период 2012–2015 гг. имеет положительную динамику. Однако в 2016 г. по сравнению с 2015 г. данный показатель уменьшился на 0,4. Смертность снизилась и по сравнению с 2012 г. в 2016 г. данный показатель уменьшился на 0,4.

Актуальной для нашей страны остается проблема бедности населения. Так, например, численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в России в 2016 г. составило 19,8 млн. человек (таблица 2).

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума

Годы Величина прожиточного минимума, рублей в месяц Величина минимального размера оплаты труда, рублей в месяц Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума:
млн. человек В процентах от общей численности населения
2012 6510 4 611 15,4 10,7
2013 7306 5 205 15,5 10,8
2014 8234 5 554 16,1 11,2
2015 9701 5 965 19,5 13,3
2016 9828 7 500 19,8 13,5

По сравнению с 2012г. данный показатель вырос на 4,4 млн. человек. Уровень бедности в стране в 2016г. достиг 13,5% против 13,3% в 2015 г. Величина прожиточного минимума в 2016 г. увеличилась до 9828 рублей в месяц. Величина минимального размера оплаты труда также имеет тенденцию к увеличению, но все же остается меньше величины прожиточного минимума. Таким образом, весьма серьезную угрозу экономической безопасности нашего государства представляет положение людей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума. Данная ситуация является причиной социальной нестабильности в обществе.

С началом 2017 года значение минимального размера оплаты труда не изменилось, оставшись равным величине 7500 руб., действующей с 01.07.2016г. Однако с 01.07.2017г. минимальный размер оплаты труда увеличился до 7 800 руб. (ст. 1 закона РФ от 19.12.2016 № 460–ФЗ).С 01.01.2018г.минимальный размер оплаты труда на территории РФ составляет 9 489 руб. (ст. 1 закона «О МРОТ» № 82–ФЗ).

Экономическая ситуация в стране также зависит и от уровня безработицы. Данные Росстата свидетельствуют о том, что численность экономически активного населения в 2016 г. по сравнению с 2012 г. увеличилась на 960 тыс. человек, при этом количество занятых в том или ином виде деятельности увеличилось на 847,2 тыс. человек. А уровень безработицы в 2016г. уменьшился на 0,1% по сравнению с 2015 г. (таблица 3).

Данные по занятости населения и уровню безработицы

Годы Экономически активные, тыс. чел Занятые, тыс. чел. Безработные, тыс.чел. Уровень безработицы, %
2012 75676,1 71545,4 4130,7 5,5
2013 75528,9 71391,5 4137,4 5,5
2014 75428,4 71539,0 3889,4 5,2
2015 76587,5 72323,6 4263,9 5,6
2016 76636,1 72392,6 4243,5 5,5

Безработица имеет целый ряд экономических и социальных последствий. Одним из них является недопроизводство ВВП. Впервые эти потери математически обосновал американский экономист А. Оукен: если фактический уровень безработицы превышает естественный ее уровень на 1 %, то недопроизводство ВВП составляет 2% от уровня потенциального.

Поэтому безработица требует проведения активной политики занятости, нацеленной не только на ликвидацию последствий безработицы, но и на профилактику и предупреждение ее неконтролируемого роста сверх минимально допустимого уровня. В целях минимизации количества безработного населения правительство может создавать налоговые, кредитные и другие льготы малому и среднему бизнесу, крупным корпорациям, от которых зависит развитие других фирм, что в свою очередь приведет к расширению производства и увеличению количества рабочих мест.

Наиболее целесообразным для успешного функционирования социальной политики России является концентрация внимания на следующих трех блоках проблем.

  • общеметодологические подходы к формированию социального государства;
  • регулирование занятости, рынка труда, цены труда и заработной платы;
  • социальная защита населения, регулирование отношений в социальной сфере.

Таким образом, можно сделать вывод, что социальная политика оказывает большое влияние на экономическую безопасность государства. Поэтому социальную политику необходимо направлять на решение приоритетных проблем, выработку механизмов эффективного использования ресурсов, выделяемых на социальные цели, согласование обязательств государства с реальными возможностями их финансирования. Решать эти задачи необходимо на основе государственных стандартов, развития самофинансирования и страховых принципов, укрепления финансовой базы социальной сферы.


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 03.11.2015 2015-11-03

Статья просмотрена: 3649 раз

Библиографическое описание:

Узунян, А. А. Социальная политика и экономическая безопасность / А. А. Узунян, Л. И. Сланченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 21 (101). — С. 494-496. — URL: https://moluch.ru/archive/101/22968/ (дата обращения: 20.05.2021).

Экономическая безопасность государства оказывает непосредственное влияние на функционирования государственной экономики, ее результативность и конкурентоспособность на внутренних и мировых рынках.

В современный исторический период защита экономической безопасности страны является особенно актуальной. Обеспечение экономической безопасности является гарантом самостоятельности страны, главным признаком стабильности, социально-экономической устойчивости и успешной жизнедеятельности общества. При этом необходимо учитывать, что рост интеграционных экономических связей препятствует сохранению самобытности, традиционности экономики отдельно взятого государства, что, в конечном итоге, может привести к потере его политической независимости.

Существуют различные трактовки экономической безопасности. В рамках данной работы будем придерживаться определения Л. И. Абалкина «экономическая безопасность — это состояние экономической системы, которое позволяет ей развиваться динамично, эффективно и решать социальные задачи и при котором государство имеет возможность вырабатывать и проводить в жизнь независимую экономическую политику» [1, с. 54].

В научной литературе принято выделять несколько факторов, оказывающих влияние на экономическую безопасность государства:

 геополитическое и экономико-географическое положение страны и связанное с этим размещение и аллокация производительных сил на территории страны, а также доступом к отечественным и зарубежным ресурсам;

 экономическая и военно-политическая мощь страны и ее конкурентная позиция в мировой экономической системе по стратегически важным направлениям развития;

 ориентация институциональной системы страны на поддержку отраслей индустриальной экономики, от которой зависит уровень национальной безопасности;

 наличие резервов стратегически важных материальных благ первого и высшего порядка в объемах, достаточных для обеспечения экономической безопасности в условиях форсмажорных обстоятельств [3, с. 87].

Обеспечение экономической безопасности государства невозможно без выбора и реализации верной стратегии социально-экономического развития. В настоящее время при определении вектора экономического развития слабо учитывается влияние социальных проблем и тенденций развития общества. В то же время при выработке социальной политики мало внимания уделяется их экономическим последствиям. На данный момент задача социальной безопасности заключается, прежде всего, в создании условий, обеспечивающих эффективное стабильное прогрессивное развития государства во всех сферах [2, с. 43].

Сфера социальных отношений оказывает непосредственное влияние на экономическое развитие страны. При этом необходимо учитывать, что и экономическая сфера влияет на социальные отношения. Это влияние может носить как позитивный, так и негативный аспект.

В современной России одной из проблем экономической безопасности считается сокращение трудовых ресурсов. Считается, что к 2025 г. число трудоспособных граждан в стране уменьшится на 14–15 млн. человек, а количество пенсионеров, наоборот, увеличится на 5–7 млн. человек. По прогнозам, к 2050 г. в России произойдет резкий демографический спад, вследствие чего количество трудоспособных граждан сократится на 40–42 %, это, примерно, 39 млн. человек [8, с. 14].

Не менее сложным является вопрос социального расслоения и формирования слоя бедных [7, с.33]. Численность россиян с доходами ниже прожиточного минимума в первом квартале 2015 года увеличилась на 3,1 млн человек по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и составила 22,9 млн человек.

Уровень бедности в первом квартале 2015 года подскочил сразу до 15,9 % против 13,8 % в первом квартале 2014 года. Информация за оба квартала даётся без учёта данных по Крыму и Севастополю.

Существенный рост уровня бедности в первом квартале текущего года наблюдался из-за значительного увеличения размера прожиточного минимума в результате высокой инфляции. Прожиточный минимум в России в первом квартале 2015 года увеличился до 9 тыс. 662 рублей на человека в месяц с 7 тыс. 688 рублей в аналогичном периоде предыдущего года.

В целом по России среднедушевые денежные доходы населения в первом квартале 2015 года составили 25,2 тыс. рублей в месяц (в первом квартале 2014 года — 22,7 тыс. рублей).

Не менее значимой социальной проблемой, оказывающей влияние на экономическую безопасность страны, является демографическая ситуация. По данным Росстата, в первом квартале нынешнего года в России снизилось число родившихся в 53 регионах, и выросло числа умерших в 74. В целом же по стране число умерших превысило родившихся на 11,5 %, а в 19 регионах вообще 1,5–2 раза. Кроме того, в прошлом году начала увеличиваться смертность. Уже за первые четыре месяца текущего года, то есть с января по апрель, этот показатель вырос почти на 4 % [4].

По мнению экономиста Владислава Жуковского, по итогам 2015 года чистая убыль населения вполне может достичь 140–170 тыс. человек. В 2016–2017 годах тренд на депопуляцию России почти наверняка сохранится. В значительной степени это будет обусловлено эффектом резкого ухудшения социально-экономической ситуации в России, которое произошло в последние месяцы 2014 года и сопровождалось хаосом на валютном рынке, спадом в реальном секторе экономики, ростом безработицы и снижением реальных доходов россиян.

С учетом данных перспектив необходимо определить главные направления развития экономики, где возможен прорыв и увеличение производительности труда, обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции. Одним из таких направлений является импортозамещение, которое позволит улучшить не только состояние российской экономики, но и будет способствовать решению социальных проблем за счет формирования новых рабочих мест, расширения производства, увеличение числа занятого населения, создания благоприятной социальной ситуации уверенности в собственном будущем. Импортозамещение, способствуя экономическому росту, также обеспечивает повышение конкурентоспособности отечественной экономики на мировых рынках при снижении роли ресурсодобывающих отраслей и ослаблении зависимости от поставок импортных товаров народного потребления [5].

Еще одним направлением, способствующим обеспечению экономической безопасности государства через решение социальных проблем, является социальный бизнес. На данный момент растет заинтересованность крупного бизнеса в развитии социального предпринимательства. Можно сказать, что в России началось системное сотрудничество между социальным предпринимательством и крупным бизнесом. При этом государство готово допустить частный бизнес в социальную сферу. И такое трехстороннее сотрудничество между государством, крупным бизнесом и социальным предпринимательством должно изменить ситуацию.

По данным Федеральной налоговой службы, за первый квартал 2015 года число индивидуальных предпринимателей — глав крестьянско-фермерских хозяйств в России выросло на 4670 человек. Произошло это за счет программы «Начинающий фермер», по которой Минсельхоз с 2012 года выделяет гранты — около 1,5 млн рублей каждому победившему в конкурсе [6].

Как отмечает большинство специалистов, за последние несколько лет произошел принципиальный сдвиг в положении социального предпринимательства. Так, недавно в федеральное законодательство внесли поправки, облегчающие доступ малого бизнеса к госзакупкам. В 2015 году госкорпорации должны будут использовать 18 % своего бюджета на покупку товаров, работ и услуг у малого и среднего бизнеса. Вступил в силу закон о соцобслуживании, предоставляющий бизнесу доступ в сферу социальных услуг. Сегодня целевые программы поддержки социального бизнеса есть практически в каждом регионе страны, и, несмотря на кризис, они не сворачиваются, а в некоторых случаях даже привлекают дополнительное финансирование.

В целом следует констатировать, что социальная политика и экономическая безопасность государства оказывают влияние друг на друга, которое может характеризоваться как позитивными, так и негативными проявлениями. Учет данного взаимовлияния будет способствовать выработке эффективной социально-экономической стратегии развития России, что положительно скажется на всех сферах жизнедеятельности государства.


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 03.11.2015 2015-11-03

Статья просмотрена: 3649 раз

Библиографическое описание:

Узунян, А. А. Социальная политика и экономическая безопасность / А. А. Узунян, Л. И. Сланченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 21 (101). — С. 494-496. — URL: https://moluch.ru/archive/101/22968/ (дата обращения: 20.05.2021).

Экономическая безопасность государства оказывает непосредственное влияние на функционирования государственной экономики, ее результативность и конкурентоспособность на внутренних и мировых рынках.

В современный исторический период защита экономической безопасности страны является особенно актуальной. Обеспечение экономической безопасности является гарантом самостоятельности страны, главным признаком стабильности, социально-экономической устойчивости и успешной жизнедеятельности общества. При этом необходимо учитывать, что рост интеграционных экономических связей препятствует сохранению самобытности, традиционности экономики отдельно взятого государства, что, в конечном итоге, может привести к потере его политической независимости.

Существуют различные трактовки экономической безопасности. В рамках данной работы будем придерживаться определения Л. И. Абалкина «экономическая безопасность — это состояние экономической системы, которое позволяет ей развиваться динамично, эффективно и решать социальные задачи и при котором государство имеет возможность вырабатывать и проводить в жизнь независимую экономическую политику» [1, с. 54].

В научной литературе принято выделять несколько факторов, оказывающих влияние на экономическую безопасность государства:

 геополитическое и экономико-географическое положение страны и связанное с этим размещение и аллокация производительных сил на территории страны, а также доступом к отечественным и зарубежным ресурсам;

 экономическая и военно-политическая мощь страны и ее конкурентная позиция в мировой экономической системе по стратегически важным направлениям развития;

 ориентация институциональной системы страны на поддержку отраслей индустриальной экономики, от которой зависит уровень национальной безопасности;

 наличие резервов стратегически важных материальных благ первого и высшего порядка в объемах, достаточных для обеспечения экономической безопасности в условиях форсмажорных обстоятельств [3, с. 87].

Обеспечение экономической безопасности государства невозможно без выбора и реализации верной стратегии социально-экономического развития. В настоящее время при определении вектора экономического развития слабо учитывается влияние социальных проблем и тенденций развития общества. В то же время при выработке социальной политики мало внимания уделяется их экономическим последствиям. На данный момент задача социальной безопасности заключается, прежде всего, в создании условий, обеспечивающих эффективное стабильное прогрессивное развития государства во всех сферах [2, с. 43].

Сфера социальных отношений оказывает непосредственное влияние на экономическое развитие страны. При этом необходимо учитывать, что и экономическая сфера влияет на социальные отношения. Это влияние может носить как позитивный, так и негативный аспект.

В современной России одной из проблем экономической безопасности считается сокращение трудовых ресурсов. Считается, что к 2025 г. число трудоспособных граждан в стране уменьшится на 14–15 млн. человек, а количество пенсионеров, наоборот, увеличится на 5–7 млн. человек. По прогнозам, к 2050 г. в России произойдет резкий демографический спад, вследствие чего количество трудоспособных граждан сократится на 40–42 %, это, примерно, 39 млн. человек [8, с. 14].

Не менее сложным является вопрос социального расслоения и формирования слоя бедных [7, с.33]. Численность россиян с доходами ниже прожиточного минимума в первом квартале 2015 года увеличилась на 3,1 млн человек по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и составила 22,9 млн человек.

Уровень бедности в первом квартале 2015 года подскочил сразу до 15,9 % против 13,8 % в первом квартале 2014 года. Информация за оба квартала даётся без учёта данных по Крыму и Севастополю.

Существенный рост уровня бедности в первом квартале текущего года наблюдался из-за значительного увеличения размера прожиточного минимума в результате высокой инфляции. Прожиточный минимум в России в первом квартале 2015 года увеличился до 9 тыс. 662 рублей на человека в месяц с 7 тыс. 688 рублей в аналогичном периоде предыдущего года.

В целом по России среднедушевые денежные доходы населения в первом квартале 2015 года составили 25,2 тыс. рублей в месяц (в первом квартале 2014 года — 22,7 тыс. рублей).

Не менее значимой социальной проблемой, оказывающей влияние на экономическую безопасность страны, является демографическая ситуация. По данным Росстата, в первом квартале нынешнего года в России снизилось число родившихся в 53 регионах, и выросло числа умерших в 74. В целом же по стране число умерших превысило родившихся на 11,5 %, а в 19 регионах вообще 1,5–2 раза. Кроме того, в прошлом году начала увеличиваться смертность. Уже за первые четыре месяца текущего года, то есть с января по апрель, этот показатель вырос почти на 4 % [4].

По мнению экономиста Владислава Жуковского, по итогам 2015 года чистая убыль населения вполне может достичь 140–170 тыс. человек. В 2016–2017 годах тренд на депопуляцию России почти наверняка сохранится. В значительной степени это будет обусловлено эффектом резкого ухудшения социально-экономической ситуации в России, которое произошло в последние месяцы 2014 года и сопровождалось хаосом на валютном рынке, спадом в реальном секторе экономики, ростом безработицы и снижением реальных доходов россиян.

С учетом данных перспектив необходимо определить главные направления развития экономики, где возможен прорыв и увеличение производительности труда, обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции. Одним из таких направлений является импортозамещение, которое позволит улучшить не только состояние российской экономики, но и будет способствовать решению социальных проблем за счет формирования новых рабочих мест, расширения производства, увеличение числа занятого населения, создания благоприятной социальной ситуации уверенности в собственном будущем. Импортозамещение, способствуя экономическому росту, также обеспечивает повышение конкурентоспособности отечественной экономики на мировых рынках при снижении роли ресурсодобывающих отраслей и ослаблении зависимости от поставок импортных товаров народного потребления [5].

Еще одним направлением, способствующим обеспечению экономической безопасности государства через решение социальных проблем, является социальный бизнес. На данный момент растет заинтересованность крупного бизнеса в развитии социального предпринимательства. Можно сказать, что в России началось системное сотрудничество между социальным предпринимательством и крупным бизнесом. При этом государство готово допустить частный бизнес в социальную сферу. И такое трехстороннее сотрудничество между государством, крупным бизнесом и социальным предпринимательством должно изменить ситуацию.

По данным Федеральной налоговой службы, за первый квартал 2015 года число индивидуальных предпринимателей — глав крестьянско-фермерских хозяйств в России выросло на 4670 человек. Произошло это за счет программы «Начинающий фермер», по которой Минсельхоз с 2012 года выделяет гранты — около 1,5 млн рублей каждому победившему в конкурсе [6].

Как отмечает большинство специалистов, за последние несколько лет произошел принципиальный сдвиг в положении социального предпринимательства. Так, недавно в федеральное законодательство внесли поправки, облегчающие доступ малого бизнеса к госзакупкам. В 2015 году госкорпорации должны будут использовать 18 % своего бюджета на покупку товаров, работ и услуг у малого и среднего бизнеса. Вступил в силу закон о соцобслуживании, предоставляющий бизнесу доступ в сферу социальных услуг. Сегодня целевые программы поддержки социального бизнеса есть практически в каждом регионе страны, и, несмотря на кризис, они не сворачиваются, а в некоторых случаях даже привлекают дополнительное финансирование.

В целом следует констатировать, что социальная политика и экономическая безопасность государства оказывают влияние друг на друга, которое может характеризоваться как позитивными, так и негативными проявлениями. Учет данного взаимовлияния будет способствовать выработке эффективной социально-экономической стратегии развития России, что положительно скажется на всех сферах жизнедеятельности государства.

Налоги

Налоги являются частью системы поддерживающей экономическую безопасность.

1. Налоги и налогообложение в системе обеспечения экономической безопасности государства.

Обеспечение экономической безопасности страны – одно из приоритетных направлений политики российского государства. Здесь особое значение приобретает проведение сбалансированной налоговой политики, нацеленной на поэтапное сокращение зависимости России от внешних кредитных заимствований и укрепление ее позиций в международных финансово - экономических организациях. Налоговая политика активно влияет на экономические и социальные процессы, происходящие в государстве, а сами налоги служат одним из основных источников финансовых ресурсов государства. При этом налоги из простого инструмента мобилизации доходов бюджетов государства превращаются в основной регулятор воспроизводственного процесса, оказывая прямое воздействие на пропорции, темпы и условия функционирования экономики. Посредством налогов перераспределяется значительная часть национального дохода страны, именно с помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры страны в целом, а также инвестируя в капиталоемкие и фондоемкие отрасли, обеспечивающие экономическую безопасность страны.

Решение задач укрепления экономической безопасности, как указывается в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, предполагает концентрацию финансовых и материальных ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники, оказание поддержки ведущим научным школам, ускоренное формирование научно - технического задела и национальной технологической базы, привлечение частного капитала, в том числе путем создания фондов и использования грантов, реализацию программ развития территорий, обладающих высоким научно - техническим потенциалом, создание при поддержке государства инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научно - исследовательских разработок с одновременной защитой интеллектуальной собственности внутри страны и за рубежом, развитие общедоступной сети научно - технической и коммерческой информации. Это требует развитой и четко функционирующей налоговой системы, способной обеспечить поступление необходимых денежных средств в бюджет государства и способной эффективно служить одним из важнейших компонентов материальной основы экономической безопасности страны.

Общий налоговый режим и налоговое бремя, несомненно, относятся к важным макроэкономическим факторам прогресса. Как заметил А.А. Соколов, «если даже налог вво­дится по чисто фискальным соображениям, он все же является тем но­вым искусственным фактором, который вторгается в прежние хозяй­ственные отношения и приводит к их перестройке, влияя на цены и прибыль, производство и потребление как облагаемых, так, отчасти, и необлагаемых товаров»[1].

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства, поскольку основным источником формирования бюджета являются налоговые сборы и платежи, с учетом которых формируются государственные и социальные программы и фонды, обеспечивается функционирование государственного аппарата. На исключительное значение налогов для государства обращал внимание К. Маркс, писавший, что «налог - это материнская грудь, кормящая правительство. Налог - это пятый бог рядом с собственностью, семьей, порядком и религией. Когда французский крестьянин хочет представить себе черта, он представляет его в виде сборщика налогов»[2].

Налоговая составляющая обеспечивает практически все уровни экономической безопасности необходимыми финансовыми ресурсами и является одной из фундаментальных составляющих многоуровневой системы экономической безопасности.

Несовершенство налоговой системы, большое количество часто необоснованно и конъюнктурно предоставляемых налоговых, таможенных и иных льгот, способны существенно затруднить решение многих социально-экономических проблем, поскольку с налоговой системой и налоговой политикой связаны интересы не только общества и государства в целом, но и всех граждан, слоев и групп населения, предприятий и организаций, всех хозяйствующих субъектов. Пробелы в налоговом законодательстве порождают различные конфликты в области налоговых правоотношений, что может оказать негативное воздействие и на состояние экономической безопасности. Как верно замечает И.В. Цветков, «более всего для экономики опасны конфликты в сфере налоговых правоотношений, так как они прямо или косвенно затрагивают интересы всех, начиная от государства и заканчивая простыми гражданами страны. Все мы в той или иной степени оказываемся вовлеченными в названные правоотношения: мы являемся плательщиками (не только юридическими, но и фактическими) большого количества различных налогов - прямых и косвенных. Налоговые конфликты как никакие иные методично разрушают экономику, а при определенных обстоятельствах способны привести к политическому и экономическому кризису общества»[3].

Налоги являются основным источником формирования доходной части бюджета и внебюджетных фондов. Удельный вес налоговых поступлений в государственных доходах большинства стран рыночной экономики составляет в среднем 80-90 %. В настоящее время на долю налогов, являющихся важнейшим средством формирования финансовых ресурсов государства, приходится: в США - 90 %, в Германии - 80%, в Японии - 75% от всех доходов бюджета. В России доля налоговых поступлений в общей сумме доходов консолидированного бюджета составляет около 85%.[4] При этом значение налоговых поступлений в экономической жизни общества неуклонно возрастает ввиду роста государственных расходов в валовом внутреннем продукте.

Таким образом, налоги выступают в качестве основы государственного финансового хозяйства. Как отмечает С.В. Барулин, «масштабы распределения и пере­распределения ВВП и национального дохода через налоги настолько существенны в современной экономике, что их позитивное или нега­тивное воздействие становится решающим фактором при построении и реализации политики экономического роста. Налоги - это важней­ший инструмент государственного регулирования экономической системы в целом и ее отдельных элементов, а также антицикличного развития экономики»[5].

Поскольку налоговые поступления формируют основную часть доходов федерального, региональных и местных бюджетов, они, тем самым, обеспечивают возможность воздействия на пропорции и темпы общественного развития через их расходную часть. Эго позволяет органам государственного управления осуществлять бюджетное субсидирование отраслей промышленности и от­дельных хозяйствующих субъектов, реализовывать социальную политику, направлять государственные инвестиции в экономику, проводить взвешен­ную ценовую и кредитную политику, организовывать общественные работы. За счет бюджетных расходов государство финансирует социально значимые секторы экономики, создает новые высокотехнологичные производства, формирует промышленную инфраструктуру в экономически отсталых регио­нах, осуществляет прямые заказы на производство социально значимой и стратегической продукции.[6] Следовательно, налогообложение выступает в ка­честве элемента организации и управления процессами общественного про­изводства и играет существенную роль в обеспечении экономической безопасности государства.

Важное значение для обеспечения экономической безопасности страны имеет соблюдение баланса между экономическими интересами граждан, хозяйствующими субъектами и государства. Этот баланс возможно достичь только путем использования такого инструмента, как налоги. Налоги затрагивают интересы всех граждан и юридических лиц как налогоплательщиков, всего общества и государства: государство желает максимизировать совокупные налоговые обязательства налогоплательщиков, а налогоплательщики, со своей стороны, стремятся минимизировать налоговое бремя.

Институт налогов создается не только для принудительного изъятия части доходов и направления их сферу бюджетного потребления, но для обеспече­ния относительного равновесия между частными, корпоративными и общенациональными интересами. Налоги по самой своей сути призваны обеспечить баланс, оптимальное сочетание общественных и частных интересов, выполнять роль буфера при их столкновениях.

В этой связи актуальное значение имеет определение опти­мальных размеров налогового бремени, с тем, чтобы в равной степени обеспечить учет общегосударственных и частных интересов. Возможность достижения баланса этих интересов определяется тем обстоятельством, что, как пишет В.В. Коровин, «при всех их различиях эти интересы имеют и определенные объективные точки соприкосновения. И государство, и корпоративные, и частные собственники для достижения своих отлич­ных друг от друга целей практически в равной степени заинтересованы в обеспечении социальной стабильности в обществе»[7].

Формирование эффективного рыночного механизма во многом определяется налоговой политикой государства. Через налоговую политику государство реализует основные макро- и микроэкономические пропорции развития. При этом налоговая политика выступает одной из важнейших составных частей общей экономической политики государства и во многом определяет ее успех,

В современных условиях налоговая политика государства призвана стимулировать:

- активизацию перехода к рыночным принципам хозяйствования и устойчивому экономическому росту;

- развитие эффективных форм хозяйствования на основе оптимальной структуры собственности, адекватной динамике рыночной экономики;

- рост рентабельности, снижение затрат и накопление финансовых ресурсов для инвестиций в целях реализации необходимых структурных изменений в экономике;

- социальную устойчивость и решение наиболее важных социальных задач;

- формирование достаточных централизованных фондов финансовых ресурсов (государственного бюджета и других) для реализации общегосударственных социально-экономических программ развития.[8]

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом. Принципы налогообложения и сборов в части, непосредственно предопределяемой положениями Конституции РФ, находятся в ведении Российской Федерации. К ним относятся: обеспечение единой финансовой политики, включающей в себя и единую налоговую политику; единство налоговой системы; равное налоговое бремя и установление налоговых изъятий только на основании закона.[9]

В Российской Федерации не допускается установление налогов, нарушающих единство экономического пространства Российской Федерации, поскольку это ставит под угрозу ее экономическую безопасность. Это означает, что недопустимо как введение региональных налогов, которое может прямо или косвенно ограничивать свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств в пределах единого экономического пространства, так и введение региональных налогов, которое позволяет формировать бюджеты одних территорий за счет налоговых доходов других территорий либо переносить уплату налогов на налогоплательщиков других регионов.

Для регулирования отношений в сфере экономической безопасности существенное значение имеют положения ст. 8 Конституции РФ, в соответствии с которой в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Конституционные нормы о единстве экономического пространства Российской Федерации получили развитие в п. 4 ст. 3 НК РФ, согласно которому не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

В целях обеспечения справедливости, всеобщности, формально - юридического равенства, единства экономического пространства и других конституционных принципов федеральный законодатель вправе не только формулировать общие принципы налогообложения и исчерпывающий перечень региональных (местных) налогов и сборов, но и прямо устанавливать общие (стандартные) для всей территории Российской Федерации элементы региональных (местных) налогов и сборов.

Однако, такое вмешательство не должно быть произвольным. Федеральный законодатель не вправе определять существенные условия взимания конкретных региональных налогов, если только это не продиктовано необходимостью реализовать те или иные общие принципы налогообложения, не обосновано с позиции достижения равновесия между правами субъектов Федерации - с одной стороны, и основными правами человека и гражданина, принципом единства экономического пространства - с другой.[10]

Целена­правленное использование налогов в качестве инструмента государст­венного регулирования экономики основано на использовании регу­лирующей функции налогов, и реализуется в рамках системы налогооб­ложения в целом за счет неравномерного воздействия налогов на различные объекты налогообложения и различные катего­рии налогоплательщиков. Такая заданная неоднородность воздей­ствия налогов и создает желаемый результи­рующий эффект регулирования. Ослабляя налоговое давление в ка­ком-либо направлении, государство создает более благоприятные условия для развития эко­номики в нужном направлении. Усиление же налогового давления в другом направлении создает дополнительные препятствия для развития экономики в этом направлении.

Налоговая система представляет собой весьма действенный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной и инновационной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей. Ю.А. Крохина в связи с этим указывает, что «современная налоговая система Российской Федерации отражает не только стремление государства к пополнению через налоги бюджетной системы, но и желание воздействовать на поведение частных субъектов. Поэтому отдельные налоги (или налогообложение отдельных объектов) изначально предназначались для государственного регулирования общественных отношений (например, налог на покупку иностранной валюты, налог на землю, повышенное налогообложение игорного бизнеса, производства алкогольной продукции и т. д.). Посредством регулирующей функции налогов государство способно создавать более или менее благоприятные и конкурентоспособные условия для тех отраслей хозяйства, которые приоритетны (либо, наоборот, нежелательны) на определенном этапе развития экономики. Налоги способны влиять на доходы частных субъектов, уменьшая их посредством установления повышенных ставок либо, наоборот, увеличивая посредством применения налоговых льгот, вычетов и т.д.»[11].

Таким образом, посредством налоговой системы возможно создание условий, стимулирующих хозяйствующие субъекты к определенному виду деятельности в интересах развития всего народного хозяйства страны в целом, что ведет к усилению экономического потенциала государства. Используя такие инструменты, как налоговые ставки, льготы и штрафы, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств и укрепляет свою экономическую безопасность. Можно также отметить, что посредством налогообложения государство может регулировать международные интеграционные процессы, воздействуя, в частности, на инвестиционный климат – ограничивая иностранные инвестиции путем установления повышенных налоговых ставок на ввоз капитала либо, наоборот, стимулируя приток капитала посредством освобождения от налогообложения.

Налоги являются не просто одним из средств пополнения доходной части государственного бюджета, но и инструментом, способствующим общественному взаимопониманию между гражданами и корпоративными образованиями с одной стороны и государством – с другой. Поэтому от того, насколь­ко оптимально определен уровень налогообложения, зависит не только успешное развитие индивидуального и корпоратив­ного бизнеса, но и богатство нации в целом, а, следовательно – экономическая безопасность страны. Значение системы налогообложения заключается не ограничивается созданием финансовой базы функционирования государства и наполнением на этой основе государственного бюджета, она также обеспечивает выполнение широкого спек­тра социальных задач, осуществление которых возможно исключительно на принципах централизованного аккумулирования значительных финансовых ресурсов, формирования основной доходной части общегосударственного, региональных и местных бюджетов. Это означает, что налогообложение как процесс установления и взимания налогов является социальной деятельностью, направленной регулирование широкого спектра как экономических, так и связанных с ними неэкономических отношений, и способствующей укреплению экономической (и шире – национальной) безопасности государства.

[1] Соколов А.А. Теория налогов. М., 2003. С. 228.

[2] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 7. С. 83.

[3] Цветков И.В. Налоговые споры: вопросы теории и практики // Проблемы и тенденции развития налоговой системы Российской Федерации: Материалы межрегиональной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава. Ростов-на-Дону. 2003. С. 59.

Буранова Елена Анатольевна,к.э.н., доцент, подполковник внутренней службы,заместительначальника кафедры экономики и менеджментаАкадемии ФСИН Россииг. Рязань, buranova_ea@mail.ru

Гетманская Анастасия Дмитриевна,курсант 221 учебной группы Академии ФСИН Россииг.Рязань

Социальная политика в стратегии экономической безопасности

Аннотация.В данной статье рассматривается экономическая безопасность России в социальной сфере, приводятся данные Минздрава России за 20112013гг., где рассматриваются показатели рождаемости, смертности, заболеваемости населения. Также раскрывается медицинская статистика заболеваемости осужденных туберкулезом и проводится ее анализ.Ключевые слова:экономическая безопасность, социальная политика, угрозы экономической безопасности, имущественная дифференциация, безработица, хронические заболевания.

В настоящее времясоциальная сфераиграет особую роль в обеспечении национальной безопасности того илииного государства. Именно социальная политика государства обеспечивает необходимый уровень жизни населения, удовлетворение его потребностей, воплощает интересы,как отдельной личности, так и всего общества в целом.Основным направлением социальной политики является повышение уровня и качества жизни населения, что подразумевает под собой: принятие эффективных мер по вопросам оплаты труда, охраны труда, социального страхования, занятости населения; поддержка и защита нетрудноспособных и малообеспеченных слоев; внедрение справедливости как меры равенства и неравенства при распределении материальных благ и услуг; проведение разумной миграционной политики; решение проблем жилищнокоммунального хозяйства, разработка транспортной политики, улучшение системы информационного обеспечения.Национальные интересы государства в социальной сфере находят свое выражение в динамике денежных доходов населения и их соотношение с прожиточным минимумом, уровне потребления продовольственных и непродовольственных товаров, степени имущественной дифференциации населения, уровне занятости, доступности для всех слоев населения высококачественных услуг здравоохранения, образования и ЖКХ[1].В Законе «О безопасности»[2] национальная безопасностьопределяется как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». При этом «жизненно важные интересы» представляются как «совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства». Именно поэтому, социальное государство должно характеризоваться как демократическое государство с устойчивой развитой экономикой, позволяющей ему решать основные социальные вопросы жизни общества.Как показывает мировой опыт, обеспечение экономическойи национальнойбезопасности –это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективности жизнедеятельности личности и обществав целом.В государственной стратегии экономической безопасности РФ ключевым моментом необходимо выделить следующее: «обеспечение такого уровня развития экономики, при котором создавались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социальноэкономической и военнополитической стабильности общества»[3].То есть сущность экономической безопасности можно определить как такое состояние экономики, прикоторомобеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал.Таким образом, экономическая безопасность это не только защищённость национальных интересов, но и готовность, и способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержания социальнополитической стабильности общества.На сегодняшний день существует такой ряд факторов, который определяет,прежде всего,угрозы национальным интересам в социальной сфере. Сюда следует отнести: недостаточный рост доходов населения, расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, высокая доля во всем населении людей, живущих за чертойбедности, высокий уровень безработицы, сужение сферы социальных бесплатных услуг и недоступность для большинства населения качественных платных услуг и т.д. [1]. Необходимо проводить анализ данных угроз, для того, чтобы знать заранее, что нас ожидает в будущем, и пытаться принять все необходимые меры по снижению уровня негативных последствий. К сожалению, на практике, многие угрозы экономической безопасности всееще остаются довольно острыми.К числу социальных индикаторов, которые влияют на экономическую безопасность страны, принято относить уровень бедности населения, так как данный показатель является ключевым индикатором достигнутого уровня благосостояния. Динамика показателей, отображающих закономерности в изменении уровня и профиля бедности, определяется фазой экономического развития и проводимой социальной политикой. Так, например, количество бедных в России увеличилось в 2014 г. на 600 тыс. человек и составило 16,1 млн.человек, сообщает Росстат. Уровень бедности в стране достиг в прошлом году 11,2% против 10,8% в 2013 г.[4].В целом же численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума снижается по сравнению с 2011 годом на 1,8 млн. человекк 2014 году. При этомувеличивается величина прожиточного минимума, и к 2014 году данный показатель равен 8234 рублей в месяц (таблица 1).Однако положение людей, имеющие доходы ниже крайне скудного прожиточного минимума, представляет весьма серьезную угрозу экономической безопасности. Данная ситуация порождает социальную нестабильность в российском обществе.Таким образом, в блоке угроз экономической безопасности в социальной сфере, определяемых уровнем денежных доходов населения, весьма острой является угроза глубокого расслоения общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан.

Таблица 1 Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума

ГодыЧисленность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума:Величина прожиточного минимумарублей в месяцмлн. человекв процентах от общей численности населения201117,912,76369201215,410,76510201315,510,87306201416,111,28234

В «Концепции национальной безопасности Российской Федерации» замечено, что последствиями глубокого социального кризиса является подрыв демографической обстановки в стране. Интересы общества, как показала практика последних лет, требует постоянного анализаи оценки демографических угроз, их величины и скорости изменения[1].На современном этапе согласноданным Минздрава Россиирождаемость в Россииза период 20112013 гг. имеет положительную динамику (таблица 2). Смертностьснижаетсяи по сравнению с 2011 г., в 2013 г. данный показатель уменьшился на 0,5. При этом если рассматривать заболеваемость населения социальнозначимыми болезнями, то следует отметить, что показатель смертности за трехлетний период от онкологических заболеваний возрастает с 336,9 до 337,5, а показатель заболеваемости активным туберкулезом снижается с 73 до 63 на 100000 человек.Однако в целом по стране проявляется ухудшение качества жизни населения. Этосвязано с ростомколичествахронических заболеваний, снижениемпродолжительности жизни, ростомбеспризорности, увеличениемколичества людей, страдающих алкоголизмом и наркоманией.Таблица 2Сравнительная медицинская статистика[5]

ПоказателиГоды2011 г.2012 г.2013 г.1. Показатель рождаемости на 1000 чел.12,613,313,22. Показатель смертности на 1000 чел.13,513,3133.Показатель смертности от онкологических заболеванийна 100 000 чел.336,9335,2337,54. Показатель заболеваемости активным туберкулезом на 100 000 чел.7368,1635.Численность врачей на 10 000 чел.51,249,148,9

Также нельзя обойти стороной и безработицу как социальный индикатор экономической безопасности страны. В зависимости от ее уровня, структуры и динамики можно судить как обэкономической ситуации в стране, так и о состоянии социального здоровья страны, а также о стабильности национальной экономики в мировом пространстве.Ниже представлены усредненные данные по занятости населения и уровне безработицы в России по годам в виде таблицы 3: численность экономически активного населения, количество людей, имеющих работу, количество безработных и уровень безработицы [4].Таблица 3 Усредненные данные по занятости населения и уровне безработицы

ГодыЭкономически активные, тыс. чел.Занятые, тыс. чел.Безработные, тыс.чел.Уровень безработицы, %201175779,070856,64922,46,5201275676,171545,44130,65,5201375528,971391,44137,45,5

Исходя из данных показателей, можно заметить, что численность экономически активного населения снизилось на 250,1 тыс. человек, при этом количество занятыхв том или ином виде деятельностиувеличилось на 534,8 тыс. человек.А уровень безработицы в январе2014 составил 5,60%, изменившись на 0,02% по сравнению с декабрем2013 (5,58%), и 0,35% по сравнению с январем2013 (5,95%).Политика защиты от безработицы является неотъемлемой частью государственной политики. Она направлена на решение важных социальноэкономических задач: сохранение и возможно более полное использование трудового потенциала населения, снижение социальной напряженности. Данная политика предполагает содействие занятости, материальную поддержку соответствующих групп населения [1].Необходимо сделать акцент на трудовом потенциале, то есть совокупности тех свойств, способностей, знаний и навыков людей, которые они применяют в общественном производстве на данном этапе его развития. Однако трудовой потенциал представляет лишь одну из подсистем более объемной категории –человеческий потенциал, что неразрывно связано с социальной сферой жизнедеятельности человека. Именно человеческий потенциал реализуется в различных видах деятельности, связанных не только с трудом, но и с проведением досуга, с межличностными отношениями, а также в сфере потребления.Непроизвольно мы приходим к выводу, что важнейшим требованием экономической безопасности Российской Федерации является приемлемый уровень жизни населения и возможность его сохранения. Нельзя допустить выхода показателей уровня бедности,уровня медицинского обслуживания, имущественной дифференциации населения и безработицы за границы, максимально допустимые с позиции социальнополитической стабильности общества. Доступность для населения образования, культуры, медицинского обслуживания, тепло, электрои водоснабжения, транспорта, связи, коммунальных услуг является одним из необходимых условий экономической безопасности России.Но в настоящее время программы социальных преобразований носят декларированной характер, недостаточно с финансовыми возможностями государства, а темпы реформирования социальной сферы не увязаны с реальными доходами населения.Данная проблема также затронулаи уголовноисполнительную систему. Если рассматриватьмедицинскую статистику, то на практике мы видим, что по состоянию на 1 апреля 2010 г. в учреждениях УИС содержалось 39347 больных активными формами туберкулеза. Из них 4800 больных туберкулезом в сочетании с ВИЧинфекцией, более 8 тысяч больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью.Следует помнить, что недооценка осужденными, больными туберкулезом, серьезности своего заболевания и необходимости лечения является негативным фактором в их последующей социальной адаптации к новым условиям.Но несмотря на это за последние годы наблюдается положительная динамика социального положения осужденного. Так, в 2014 году на 7,2% снизился показатель первичной заболеваемости лиц, содержащихся в учреждениях УИС (в 2013 году снижение на 2,6%), при этом общая заболеваемость снизилась на 0,6% (в 2013 был отмечен рост показателя на 4,6%). В 2014году количество умерших снизилось на 2,5% (с 4201 человека в 2013 году до 4097 человек в 2014 году). Показатель смертности в учреждениях УИС снизился на 1%[6].Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что необходимо проводить такие мероприятия в социальной сфере государства, которые бы позволили выявить возможные угрозы экономической безопасности и смогли выработать меры по их предотвращению.В настоящее время наиболее вероятными угрозами экономической безопасности Российской Федерации в социальной сфере, на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти, является: увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия. Достигнутый относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате действия следующих факторов: увеличение смертности, связанноеснизким качеством предоставляемыхмедицинских услуг;

расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, неуверенных в своем будущем людей;

увеличение доли бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней, что создает социальную и криминальную напряженность и почву для широкого распространения относительно новых для России негативных явлений наркомании, организованной преступности, проституции и тому подобного;

рост безработицы, что может привести к социальнымконфликтам;

задержка выплаты заработной платы, остановка предприятий и так далее.

Читайте также: