Способы обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов установлены тк еаэс

Опубликовано: 13.05.2024

Комментарий к статье 86 Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС: Способы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов

В ст. 86 ТК конкретизированы отдельные способы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
Так, в п. 1 указанной статьи предусматриваются следующие обеспечительные меры: 1) внесение денежных средств (денег); 2) банковская гарантия; 3) поручительство; 4) залог имущества. Данный перечень способов обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей является открытым, поскольку законодательством государств - членов Таможенного союза могут быть предусмотрены иные способы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Российское и белорусское таможенное законодательство дополнительных обеспечительных мер не предусматривает. Отдельного упоминания заслуживает Кодекс Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан", в п. 1 ст. 144 которого помимо названных способов обеспечения уплаты таможенных платежей предусмотрена дополнительная обеспечительная мера - страхование. Особенности ее применения закреплены в ст. 149 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан".
Перед тем как перейти к рассмотрению конкретных способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, следует сделать несколько замечаний общего порядка.
Под уплатой таможенных пошлин, налогов понимается совершение плательщиком действий по внесению установленной суммы соответствующего таможенного платежа на определенный таможенным законодательством счет или в кассу таможенного органа. Сущность исполнения данной обязанности составляет совершение таким лицом действия, направленного на переход права собственности на принадлежащие ему денежные средства к государству. Публично-правовая природа данной обязанности не исключает гражданско-правового характера отдельных элементов механизма ее реализации, одними из которых и являются отдельные обеспечительные меры.
Все способы обеспечения исполнения уплаты таможенных пошлин, налогов, как предусмотренные в ТК, так и установленные национальным таможенным законодательством одного из государств - членов Таможенного союза, следует разделить на две группы: 1) обеспечительные меры, связанные с установлением прав на имущество плательщика (другого лица), реализация которых позволяет взыскать таможенные платежи за счет стоимости такого имущества (внесение денежных средств, залог имущества); 2) обеспечительные меры, предполагающие возникновение обязательства третьих лиц уплатить таможенные платежи за плательщика в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) им данной обязанности (банковская гарантия, поручительство, применительно к Республике Казахстан - страхование).
Внесение денежных средств в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов предполагает зачисление предполагаемых сумм соответствующих таможенных платежей на счет, определенный национальным законодательством государств - членов Таможенного союза. В Российской Федерации таким счетом является счет Федерального казначейства, в Республике Казахстан - счет временного размещения денег таможенного органа, в Республике Беларусь - счет таможенного органа. Правовая природа денег обуславливает возникновение у получателя права собственности на них. Однако применительно к рассматриваемой обеспечительной мере предполагается их возвратность в случае надлежащего исполнения плательщиком своих обеспечиваемых таким способом обязанностей по уплате таможенных пошлин, налогов. В случае же их неисполнения (ненадлежащего исполнения) подлежащие уплате суммы таможенных платежей, пеней, процентов подлежат взысканию таможенными органами из находящихся на названных выше счетах сумм. Порядок взыскания устанавливается национальным законодательством государств - членов Таможенного союза (ст. 145 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", ст. 145 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан", ст. 267 Таможенного кодекса Республики Беларусь).

При применении залога имущества в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов между таможенным органом и плательщиком заключается договор о залоге. Национальным законодательством государств - членов Таможенного союза устанавливается, что предметом залога могут быть вещи (товары), ввозимые на таможенную территорию, а также иное имущество, которые могут быть предметом залога в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза. В Российской Федерации и Республике Казахстан к правоотношениям, связанным с заключением договора о залоге имущества, обращением взыскания на заложенное имущество, применяются положения гражданского законодательства (ч. 2 ст. 140 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", п. п. 6, 7 ст. 148 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан"). В Республике Беларусь к правоотношениям, связанным с обращением взыскания на заложенное имущество, применяются соответствующие положения Гражданского кодекса Республики Беларусь (п. 3 ст. 263 Таможенного кодекса Республики Беларусь). Залог имущества не предполагает переход к залогодержателю права собственности на заложенное имущество. Собственником заложенного имущества продолжает быть залогодатель. Залогодержатель приобретает право удовлетворить свои требования за счет стоимости заложенного имущества, обратив взыскание на него в установленном законом порядке. Залог может быть предоставлен таможенному органу как плательщиком таможенных пошлин, налогов, так и иным лицом в случаях, предусмотренных законодательством государств - членов Таможенного союза. В случае неисполнения плательщиком обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, обеспеченной залогом, удовлетворение требования таможенных органов осуществляется за счет стоимости заложенного имущества (в Российской Федерации и Республике Казахстан - в порядке, определенном гражданским законодательством, в Республике Беларусь - Гражданским кодексом Республики Беларусь).
Банковская гарантия как способ обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов предполагает, что банк (иная кредитная или страховая организация), включенный в реестр банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов, который ведет национальный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (в Российской Федерации - Федеральная таможенная служба, в Республике Беларусь - Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, в Республике Казахстан - Комитет таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан), по просьбе плательщика выдает письменное обязательство внести сумму соответствующих таможенных платежей в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) плательщиком данной обязанности. К правоотношениям, связанным с выдачей банковской гарантии, представлением требований по банковской гарантии, выполнением гарантом обязательств и прекращением банковской гарантии, подлежат применению положения национального банковского и гражданского законодательства государств - членов Таможенного союза (ч. 2 ст. 141 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", п. 2 ст. 264 Таможенного кодекса Республики Беларусь). Однако применение банковской гарантии как способа обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов имеет ряд особенностей по сравнению с данной мерой, применяемой для обеспечения гражданско-правовых обязательств:

- установлены специальные требования, предъявляемые к банкам (иным кредитным или страховым организациям) для включения их в реестр организаций, имеющих право выдавать банковские гарантии, а также правила ведения данного реестра (см. ст. 142 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", ст. ст. 265, 266 Таможенного кодекса Республики Беларусь, главы 9 - 12 Кодекса Республики Беларусь от 25 октября 2000 года N 441-З "Банковский кодекс Республики Беларусь", п. 1 ст. 146 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан", ст. 26 Закона Республики Казахстан от 31 августа 1995 года N 2444 "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан");

- могут быть предусмотрены специальные обязанности банков (иных кредитных или страховых организаций), включенных в реестр для выдачи банковских гарантий (например, ст. 143 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации");

- определены основания для исключения банков (иных кредитных или страховых организаций) из названного выше реестра (например, ст. 144 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", ст. 266 Таможенного кодекса Республики Беларусь);

- установлены специальные требования к содержанию банковской гарантии (ч. 4 ст. 141 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", п. 2 ст. 146 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан", ст. 165 Банковского кодекса Республики Беларусь);

- определен порядок рассмотрения предоставленной банковской гарантии таможенным органом (например, ч. ч. 8 - 10 ст. 141 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", п. 3 ст. 146 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан");

- установлены ограничения максимальной суммы одной банковской гарантии и максимальной суммы всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком либо одной иной кредитной (страховой) организацией для принятия банковских гарантий таможенными органами в целях обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (например, ч. 14 ст. 141 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации");

- определен специальный порядок предъявления требования гаранту об уплате сумм таможенных пошлин, налогов в случае неисполнения этой обязанности их плательщиком (п. 4 ст. 146 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан", ст. 374 ГК РФ, ст. 173 Кодекса Республики Беларусь от 25 октября 2000 года N 441-З "Банковский кодекс Республики Беларусь").

При применении поручительства для обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей предполагается возложение такой обязанности в случае ее неисполнения или исполнения ненадлежащим образом на предварительно определенное лицо - поручителя. В соответствии с национальным законодательством государств - членов Таможенного союза поручитель солидарно отвечает с плательщиком (п. 1 ст. 147 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан", п. 1 ст. 268 Таможенного кодекса Республики Беларусь, п. 1 ч. 3 ст. 146 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации"). В случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) плательщиком обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенный орган по своему усмотрению в полном объеме может предъявить требования по уплате соответствующих таможенных платежей, пеней, процентов как самому плательщику, так и поручителю (п. 1 ст. 147 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан", п. 2 ст. 268 Таможенного кодекса Республики Беларусь, п. 2 ст. 363 ГК РФ).
В п. 3 ст. 86 ТК закреплены принципы применения рассматриваемого института:

- непрерывность обеспечения уплаты таможенных платежей в течение всего его срока;

- достаточность срока действия обеспечительных мер для своевременного направления таможенным органом требования об исполнении соответствующего обязательства.

Исчисление таможенных пошлин, налогов производится плательщиками самостоятельно, за исключением сумм тех таможенных пошлин, налогов, которые подлежат взысканию. В этом случае исчисление производит таможенный орган .

Исчисление производится в валюте той страны – участницы ТС, в таможенный орган которой была подана декларация. Исключение могут составлять случаи, предусмотренные нормами международных договоров.

Сумма таможенной пошлины определяется при помощи базы для исчисления пошлин и при применении определенного вида ставки таможенной пошлины (далее ставки).

Основанием для определения суммы налогов, которые подлежат оплате (взысканию) при помещении товаров под таможенную процедуру или в случае выявления незаконного перемещения товаров на территории РФ, служит законодательство РФ.

При помещении товаров под процедуру таможенного транзита таможенные платежи исчисляются исходя из требований норм законодательства страны – участницы ТС, таможенный орган которой выпустил товары, а в случае нахождения этих товаров на территории другой страны – участницы – законодательства этого государства.

Но при этом надо учитывать, что общая сумма таможенных платежей в отношении иностранных товаров не может превышать сумму таможенных платежей, которая уплачивалась в случае выпуска этих товаров для внутреннего пользования без учета льгот. Эта сумма может увеличиваться только в результате изменения примененной к товарам таможенной процедуры и, как следствие, изменения ставок пошлин.

Исчисление ввозных пошлин производится на основании ставок, которые действовали на момент регистрации декларации таможенным органом и основываясь на Едином таможенном тарифе (ЕТТ). ЕТТ – свод ставок пошлин, которые применяются к товарам, что ввозятся на территорию ТС из третьих стран. Повышение или понижение ставок относительно ЕТТ происходит, основываясь только на решении Комиссии ТС. Свое решение о применении иных ставок Комиссия принимает по предложению одной из стран – участниц, которое должно иметь обоснование. Применение более высоких ставок может быть предложено, если это необходимо для развития экономики страны – участницы. Применение более низкой – для устранения острого дефицита товара, если дефицит невозможно устранить иным способом.

При исчислении вывозных ставок каждая страна-участница применяет нормы собственного законодательства. Но, для облегчения взыскания вывозных пошлин, каждая страна сформировала перечень товаров, в отношении которых предусмотрено применение вывозных пошлин, а Комиссия ТС, основываясь на национальных перечнях, сформировала сводный перечень таких товаров.

При исчислении налогов каждая страна-участница применяет нормы собственного законодательства. По законодательству РФ основанием для исчисления налогов может быть: помещение товара под таможенную процедуру или выявление факта незаконного перемещения товара на территории, выявление транзитных товаров, которые помещены под процедуру таможенного транзита в иной стране – участнице ТС, но находятся на территории РФ незаконно.

При исчислении сумм таможенных платежей пересчет иностранной валюты в рубли производится по официальному курсу ЦБ РФ, который был установлен на момент регистрации таможенной декларации.

Обязанность по уплате таможенных платежей может возникнуть в отношении товаров, которые:

- незаконно перемещены через границу ТС;
- прибыли на таможенную территорию ТС;
- убыли с таможенной территории ТС (иностранные товары);
- находятся на временном хранении;
- выпускаются до подачи таможенной декларации;
- выпускаются или помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
- выпускаются или помещены под таможенную процедуру экспорта;
- находятся под таможенной процедурой таможенного транзита;
- находятся под таможенной процедурой таможенного склада;
- находятся под таможенной процедурой переработки на таможенной территории или за границами таможенной территории;
- находятся под таможенной процедурой переработки для внутреннего потребления;
- находятся под таможенной процедурой временного ввоза или вывоза;
- находятся под таможенной процедурой реэкспорта;
- находятся под таможенной процедурой беспошлинной торговли (иностранные);
- ввозятся для личного пользования.

Случаи прекращения обязанности по уплате таможенных платежей перечислены в п.2 ст.80 ТК ТС.

Таможенные платежи не уплачиваются:

- при помещении товара под таможенную процедуру, которая не предусматривает уплату пошлин (если соблюдаются условия этой процедуры);
- при ввозе одним отправителем на один адрес одного получателя одним транспортным средством по одному перевозочному документу товаров, общая таможенная стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 200 евро. Общая таможенная стоимость товаров, которые ввозятся для личного пользования и могут быть освобождены от уплаты пошлин, может превышать эту сумму;
- при перемещении товаров для личного пользования в соответствии с Соглашением от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершении операций, связанных с их выпуском» ;
- при освобождении товаров от обложения пошлинами в соответствии с требованиями норм ТК ТС, законодательства РФ или международных договоров.

Также обязанность по уплате таможенных платежей может возникать и прекращаться при установлении в отношении товара процедуры таможенного склада или специальной таможенной процедуры.

При незаконном перемещении товаров обязанность по уплате таможенных платежей возникает у лиц, которые принимали участие в перемещении, солидарно.

При установлении сроков уплаты могут действовать:

- нормы ТК ТС;
- нормы международных договоров;
- нормы законодательства РФ.

В соответствии с нормами ТК ТС сроки уплаты таможенных платежей устанавливаются в следующих случаях:

- при незаконном перемещении товара;
- при прибытии товаров на таможенную территорию;
- при убытии товаров с таможенной территории;
- при временном хранении товаров;
- при выпуске товаров до подачи таможенной декларации;
- при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
- при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта;
- при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита;
- при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного склада;
- при помещении товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории или вне ее;
- при помещении товаров под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления;
- при помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) или временного вывоза;
- при помещении товаров под таможенную процедуру беспошлинной торговли;
- при ввозе товаров для личного пользования;
- при временном ввозе транспортных средств международной перевозки.
- При установлении сроков уплаты международных договоров вступают в силу в следующих случаях:
- при помещении товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны;
- при помещении товаров под таможенную процедуру свободного склада.

Законодательство РФ устанавливает сроки уплаты таможенных платежей относительно товаров, помещенных под специальную таможенную процедуру.

Законодательство ТС допускает изменение сроков уплаты таможенных платежей. Изменение сроков уплаты может предоставляться в форме отсрочки или рассрочки относительно товаров, которые помещены под таможенную процедуру ввоза для внутреннего пользования. Изменение сроков уплаты таможенных платежей может предоставляться на всю сумму таможенных платежей, либо на их часть. На территории РФ решение об изменении сроков уплаты принимает ФТС РФ в течение 15 дней со дня подачи плательщиком письменного заявления. Решение об изменении предоставляется заявителю в письменной форме.

Для положительного результата при рассмотрении, заявление должно содержать следующие данные:

- о плательщике;
- о наименовании товаров;
- о реквизитах внешнеторгового (международного) договора;
- с основаниями для предоставления изменения уплаты;
- с суммой пошлины, относительно которой запрашивается изменение;
- о сроке, на который запрашивается изменение;
- о графике погашения (в случае предоставления рассрочки);
- о наличии фактов, которые могут стать основанием для отказа в предоставлении изменения.

Более детально изменение сроков уплаты регламентирует Соглашение от 21.05.2010 «Об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин» . Ст. 6 этого соглашения содержится перечень факторов, которые могут быть основанием для предоставления изменения сроков уплаты.

Основанием для отказа в предоставлении изменения сроков уплаты могут стать следующие факторы:

- наличие у заявителя задолженности по уплате пошлин;
- в отношении заявителя возбуждена процедура банкротства;
- в отношении заявителя возбуждено уголовное дело за преступление в таможенной сфере;
- отсутствие необходимых документов и данных.

Максимально возможный срок изменения уплаты – 6 мес., но по отдельным группам товаров этот срок не может превышать 2 мес. (подп. 3, п.1, ст. 6 Соглашения).

В соответствии с нормами ТК ТС за предоставленное изменение сроков уплаты государство имеет право взимать проценты.

Таможенные платежи уплачиваются в той стране, таможенный орган которой произвел выпуск товара. Исключением являются товары, находящиеся под таможенной процедурой таможенного транзита и товары, которые были незаконно перемещены через границу ТС.

Дата и формы уплаты таможенных платежей регулируются нормами законодательства РФ. Уплата производится на счет Федерального казначейства (ФК) РФ в рублях. Пошлины или налоги на товары физических лиц , которые ввозятся для личного пользования, могут уплачиваться в кассу таможенного органа. Для упрощения уплаты таможенных платежей законодательство РФ предусматривает централизованный порядок уплаты пошлин, при которой суммы таможенных платежей за товары, предполагаемые к ввозу или вывозу на протяжении определенного периода, вносятся на счет ФК. При этом таможенный орган, в который будет подана декларация, значения не имеет.

Для осуществления централизованной оплаты плательщик обязан заключить соглашение о применении централизованного порядка уплаты таможенных платежей с ФТС или иным таможенным органом , перечень которых определяется ФТС. При этом требования к плательщику, заключающему соглашение с ФТС, и требования к плательщику, заключающему соглашение с иным таможенным органом, отличаются. Перечень требований, которым должен соответствовать плательщик, указан в п. 10 и п. 11, ст.116 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» . Соглашение о применении централизованного порядка уплаты таможенных платежей заключается на текущий календарный год.

Осуществление оплаты таможенных платежей возможно при помощи банкоматов, электронных или платежных терминалов.

Для исполнения обязанностей по уплате пошлин законодательство ТС предусматривает обеспечение уплаты таможенных платежей. Обеспечение уплаты таможенных платежей требуется при:

- перевозке товаров, находящихся под таможенной процедурой таможенного транзита;
- изменении сроков уплаты (если такое предусмотрено законодательством ТС);
- помещении товаров под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории;
- выпуске товаров до получения таможенной экспертизы (если такая проводилась);
- иных случаях, предусмотренных законодательством ТС, РФ или международными договорами.

Обеспечение уплаты не требуется в том случае, если сумма таможенных платежей и процентов не превышает сумму, эквивалентную 500 евро (или иных случаях, предусмотренных законодательством ТС, РФ или международными договорами),

Уплата обеспечивается плательщиком, а при процедуре таможенного транзита и иным лицом, которое имеет право владения, распоряжения или пользования товаром.

Обеспечение уплаты предоставляется в:

- таможенный орган, который выпускает товар;
- таможенный орган отправления или назначения при процедуре таможенного транзита;
- иной таможенный орган, который имеет право принять генеральное обеспечение уплаты в случае использования такого вида обеспечения.

При предоставлении обеспечения уплаты таможенный орган обязан выдать сертификат обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

Генеральное обеспечение применяется в случае проведения одним лицом на территории РФ нескольких таможенных операций на протяжении определенного срока. Таможенный орган, принявший такое обеспечение, обязан выдать подтверждение о предоставлении генерального обеспечения уплаты и вести его контроль. Основанием для выдачи является письменное заявление плательщика. Генеральное обеспечение может предоставляться деньгами, в виде поручительства или банковской гарантии. Генеральное обеспечение редоставляется на срок не менее 1 года.

Уплата таможенных платежей может обеспечиваться:

- деньгами;
- банковской гарантией;
- поручительством;
- залогом имущества.

В случае исполнения обязательства по уплате или не возникновения этого обязательства лицо, предоставившее обеспечение, имеет право на возврат этого обеспечения.

Банковскую гарантию на территории РФ имеют право обеспечивать кредитные или банковские организации, которые включены в Реестр организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов . Этот Реестр ведет ФТС.

Определение суммы гарантии производится на основании сумм таможенных платежей которые подлежат уплате при помещении товара под таможенную процедуру экспорта или выпуска для внутреннего пользования согласно требованиям законодательства РФ. Тарифные преференции и льготы при этом не учитываются. Суммы гарантий для товаров, находящихся под процедурой таможенного транзита должны быть не менее сумм, которые могут быть начислены согласно требованиям норм законодательств других стран – участниц ТС.

При невозможности определения точной суммы обеспечения такая сумма рассчитывается по максимальным ставкам таможенных платежей стоимости и физическим характеристикам.

Отдельные группы товаров могут иметь фиксированные суммы обеспечения уплаты.

При выпуске товаров до окончания дополнительной таможенной проверки (в случае проведения таковой) суммы гарантий уплаты рассчитываются с учетом всех сумм таможенных платежей которые могут быть дополнительно начислены в результате проверки.

ТК ТС предусматривает возможность предоставления льгот при уплате таможенных платежей. К льготам относятся:

- тарифные преференции;
- тарифные льготы (льготы по уплате пошлин);
- льготы по уплате налогов;
- льготы по уплате таможенных сборов.

Дополнительно по теме:

Нуждаетесь в консультации?

Обеспечение исполнения обязанности по уплате взимаемых таможенными органами платежей

С 1 января 2018 г. вступил в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС). Вопросы изменения таможенного законодательства волнуют многих субъектов хозяйствования. Рассмотрим новации ТК ЕАЭС в вопросах обеспечения исполнения обязанности по уплате платежей, взимаемых таможенными органами.

В терминологии, используемой ТК ЕАЭС, используются такие понятия, как обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, обеспечение исполнения обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и обеспечение исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела.

Случаи, при которых требуется обеспечить исполнение обязанности перед таможенными органами, способы обеспечения, лица, которые обязаны либо вправе предоставить такое обеспечение, а также размер предоставляемого обеспечения определены ТК ЕАЭС.

Рассмотрим каждый из случаев, когда лицам, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, необходимо предоставить таможенным органам обеспечение исполнения обязанности, возложенной на них ТК ЕАЭС.

Исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов

Пунктом 1 ст. 62 ТК ЕАЭС определено, что исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов обеспечивается при:

- изменении сроков уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, которые осуществляются в формах отсрочки или рассрочки (ст. 58 ТК ЕАЭС);

- выпуске товаров до подачи декларации на товары (ст. 120 ТК ЕАЭС);

- выпуске товаров до завершения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, которая не может быть завершена в сроки выпуска товаров (ст. 121 ТК ЕАЭС);

- выпуске товаров до получения результатов таможенной экспертизы, назначенной до выпуска товаров (ст. 122 ТК ЕАЭС);

- помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита для их перевозки (транспортировки) по таможенной территории ЕАЭС (ст. 143 ТК ЕАЭС);

- помещении товаров под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории (ст. 177 ТК ЕАЭС);

- помещении товаров ЕАЭС, перевозимых с одной части таможенной территории ЕАЭС на другую часть таможенной территории ЕАЭС через территории государств, не являющихся членами ЕАЭС, и (или) морем, под таможенную процедуру таможенного транзита (ст. 304 ТК ЕАЭС).

Исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов обеспечивается следующими способами (ст. 63 ТК ЕАЭС):

1) денежные средства (деньги);

2) банковская гарантия;

4) залог имущества.

Обеспечивает исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов плательщик таможенных пошлин, налогов.

Плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов (ст. 50 ТК ЕАЭС).

Вместе с тем за плательщика обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов может быть предоставлено:

- экспедитором и (или) иным лицом, если это иное лицо вправе владеть, пользоваться и (или) распоряжаться товарами, в отношении которых обеспечивается исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов – в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита;

- таможенным представителем, если такой таможенный представитель несет с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов (п. 3 ст. 62 ТК ЕАЭС).

В соответствии со ст. 65 ТК ЕАЭС размер обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов определяется исходя из сумм таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или таможенную процедуру экспорта. При исчислении обеспечения не учитываются тарифные преференции и льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов или льгот по уплате вывозных таможенных пошлин. Исключением из данного правила является таможенная процедура таможенного транзита.

При таможенном транзите обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов:

- рассчитывается в размере не менее сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в государствах-членах ЕАЭС, по территориям которых осуществляется перевозка (транспортировка) товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, как если бы товар помещался на территориях этих государств-членов под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или таможенную процедуру экспорта. В данном случае также не учитываются тарифные преференции и льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов или льгот по уплате вывозных таможенных пошлин;

- определяется как сумма ввозных таможенных пошлин, налогов, исчисленная в фиксированном размере – 4 евро за 1 кг веса брутто международных почтовых отправлений для случая помещения международных почтовых отправлений под таможенную процедуру таможенного транзита. При этом в вес брутто таких международных почтовых отправлений не включается вес отдельных видов письменной корреспонденции (аэрограмм, почтовых карточек, писем и отправлений для слепых).

Исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин

Обязанность по уплате специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин обеспечивается в случаях, определенных ст. 75 ТК ЕАЭС, в т.ч. при:

- выпуске товаров до подачи декларации на товары (ст. 120 ТК ЕАЭС);

- выпуске товаров до завершения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, которая не может быть завершена в сроки выпуска товаров (ст. 121 ТК ЕАЭС);

- выпуске товаров до получения результатов таможенной экспертизы, назначенной до выпуска товаров (ст. 122 ТК ЕАЭС);

- при помещении иностранных товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, если это будет установлено Евразийской экономической комиссией (подп. 2) п. 1 ст. 143 ТК ЕАЭС).

Исполнение обязанности по уплате специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин обеспечивается теми же способами, что и обеспечение исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов. Плательщиком может быть выбран один из следующих способов: денежные средства (деньгами), банковская гарантия, поручительство и залог имущества.

Обеспечивает исполнение обязанности по уплате специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин плательщик специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин. Таможенный представитель вправе обеспечить исполнение обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в случае если он несет с плательщиком солидарную обязанность по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.

Размер обеспечения исполнения обязанности по уплате специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин определяется исходя из сумм специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, которые подлежали бы уплате при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, за исключением случаев, когда в соответствии со ст. 75 ТК ЕАЭС установлен иной размер (п. 4 ст. 75 ТК ЕАЭС).

Например, при выпуске товаров с особенностями, предусмотренными ст. 121 и ст. 122 ТК ЕАЭС, размер обеспечения исполнения обязанности по уплате специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин определяется как сумма специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, которые могут дополнительно подлежать уплате по результатам таможенного контроля, таможенной экспертизы.

Обеспечение исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела

Указанный термин появился впервые в таможенном законодательстве. Предоставляется обеспечение исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, в случаях, когда такое обеспечение является условием включения в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела (п. 1 ст. 399 ТК ЕАЭС).

В соответствии со ст. 399 ТК ЕАЭС обеспечение исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, обеспечивает исполнение обязанности юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов в случаях, когда в соответствии с ТК ЕАЭС у такого лица возникает обязанность по уплате указанных платежей либо такое лицо несет солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин с плательщиком таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.

Обязанность по предоставлению обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, возложена на юридическое лицо, претендующее на осуществление деятельности в сфере таможенного дела.

Исполнение обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, обеспечивается такими способами, как денежные средства (деньгами), банковская гарантия, поручительство и залог имущества.

Обеспечение исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, предоставление которого является условием включения юридического лица, претендующего на осуществление деятельности в качестве:

- таможенного представителя, в реестр таможенных представителей, предоставляется в размере, эквивалентном не менее 500 тыс. евро (решение Совета Евразийской экономической комиссии от 15.09.2017 № 64 «О размере обеспечения исполнения обязанностей таможенного представителя»);

- таможенного перевозчика, в реестр таможенных перевозчиков, предоставляется в размере, эквивалентном 200 тыс. евро (подп. 2) п. 1 ст. 407 ТК ЕАЭС);

- уполномоченного экономического оператора, в реестр уполномоченных экономических операторов с выдачей свидетельства первого типа, предоставляется в размере, эквивалентном не менее чем 1 (одному) млн евро (п. 12 ст. 436 ТК ЕАЭС);

- уполномоченного экономического оператора, в реестр уполномоченных экономических операторов с выдачей свидетельства второго типа, предоставляется в размере, эквивалентном не менее чем 150 тыс. евро, если финансовая устойчивость юридического лица государства-члена ЕАЭС, осуществляющего деятельность по производству товаров и (или) экспортирующего товары, не соответствует значению, определенному на основании Порядка определения финансовой устойчивости юридического лица, претендующего на включение в реестр уполномоченных экономических операторов, и значений, характеризующих финансовую устойчивость и необходимых для включения в этот реестр, утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15.09.2017 № 65 (п. 4 ст. 433 ТК ЕАЭС).

ТК ЕАЭС содержит следующие общие нормы, касающиеся вопросов предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, а также обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела:

1) плательщик вправе выбрать любой из способов, указанных в п. 1 ст. 63 ТК ЕАЭС;

2) исполнение обязанности может быть обеспечено несколькими способами по выбору плательщика;

3) плательщик вправе осуществить замену одного способа обеспечения исполнения обязанности другим способом, если на заменяемое обеспечение исполнения обязанности не обращено взыскание;

4) исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин должно обеспечиваться непрерывно до прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с ТК ЕАЭС.

Исполнение обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, должно обеспечиваться непрерывно в течение периода осуществления деятельности в сфере таможенного дела, а исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, в т.ч. солидарной, в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, – до прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;

5) срок действия обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, предоставляемый банковской гарантией, поручительством, залогом имущества, в т.ч. предоставляемый взамен ранее принятого таможенным органом, должен быть достаточным для своевременного направления таможенным органом лицу, обеспечившему исполнение такой обязанности, требования об исполнении принятых в рамках этих способов обязательств.

Людмила Владимировна Дрозд,
эксперт по вопросам обеспечения
исполнения налогового обязательства

С 01.01.2018 вступил в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее — ТмК ЕАЭС). Вопросы изменения таможенного законодательства волнуют многих субъектов хозяйствования. Какие же новации предлагает ТмК ЕАЭС в вопросах обеспечения исполнения обязанности по уплате платежей, взимаемых таможенными органами?

В ТмК ЕАЭС используются такие понятия, как:

— обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов;

— обеспечение исполнения обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;

— обеспечение исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела.

ТмК ЕАЭС определяет случаи, когда требуется обеспечить исполнение обязанности перед таможенными органами, способы и размер обеспечения, лиц, обязанных либо имеющих право его предоставить.

Рассмотрим каждый из случаев, когда лицам, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, необходимо предоставить таможенным органам обеспечение исполнения обязанности, возложенной ТмК ЕАЭС.

Исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов

Пункт 1 ст. 62 ТмК ЕАЭС определяет, что исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов обеспечивается:

— при изменении сроков уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов в форме отсрочки или рассрочки ;

— выпуске товаров до подачи декларации на них ;

— выпуске товаров до завершения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, которая не может быть завершена в сроки выпуска ;

— выпуске товаров до получения результатов таможенной экспертизы, назначенной до выпуска ;

— помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита для перевозки (транспортировки) по таможенной территории ЕАЭС ;

— помещении товаров под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории ;

— помещении товаров ЕАЭС, перевозимых с одной части таможенной территории ЕАЭС на другую через территории государств, не являющихся членами ЕАЭС, и (или) морем, под таможенную процедуру таможенного транзита .

Плательщик обеспечивает исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов:

2) банковской гарантией;

4) залогом имущества.

За плательщика обеспечение может предоставить таможенный представитель, если он солидарно с плательщиком несет эту обязанность. В отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, за плательщика обеспечение может предоставить экспедитор и (или) иное лицо, которое вправе владеть, пользоваться и (или) распоряжаться данными товарами.

Размер обеспечения определяется исходя из сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или таможенную процедуру экспорта. При этом не учитываются тарифные преференции и льготы по уплате ввозных или вывозных таможенных пошлин, налогов.

Исключение из данного правила составляет таможенная процедура таможенного транзита. В этом случае обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов рассчитывается:

— в размере не менее сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в государствах — членах ЕАЭС, по территориям которых осуществляется перевозка (транспортировка), как если бы товары помещались на этих территориях под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или под процедуру экспорта. В подобной ситуации также не учитываются тарифные преференции и льготы по уплате ввозных или вывозных таможенных пошлин;

— как сумма ввозных таможенных пошлин, налогов в фиксированном размере — 4 евро за 1 кг веса брутто международных почтовых отправлений при помещении их под таможенную процедуру таможенного транзита. Причем в вес брутто не включается вес отдельных видов письменной корреспонденции (аэрограммы, почтовые карточки, письма и отправления для слепых).

Исполнение обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин

Обязанность по уплате специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин обеспечивается в случаях, определенных ст. 75 ТмК ЕАЭС, в том числе:

— при выпуске товаров до подачи декларации на них ;

— выпуске товаров до завершения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, которая не может быть завершена в сроки выпуска товаров ;

— выпуске товаров до получения результатов таможенной экспертизы, назначенной до выпуска ;

— помещении иностранных товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, если это будет установлено Евразийской экономической комиссией .

Исполнение данной обязанности обеспечивается теми же способами, что и при исполнении обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов. В качестве способа исполнения плательщик может выбрать деньги, банковскую гарантию, поручительство и залог имущества.

Обеспечивает исполнение плательщик специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин. Таможенный представитель вправе это сделать только в случае, если несет солидарную с плательщиком обязанность по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.

Размер обеспечения определяется исходя из сумм специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, подлежащих уплате при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Исключение составляют случаи, когда в соответствии со ст. 75 ТмК ЕАЭС устанавливается иной размер.

Например, при выпуске товаров с особенностями, предусмотренными ст. 121 и 122 ТмК ЕАЭС, размер обеспечения исполнения обязанности по уплате специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин определяется как сумма таких пошлин, которые могут дополнительно подлежать уплате по результатам таможенного контроля, таможенной экспертизы.

Обеспечение исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела

Указанный термин в таможенном законодательстве появился впервые. Предоставляется обеспечение исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, когда такое обеспечение — условие включения в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела .

Обеспечивается исполнение обязанности юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов, в случае когда в соответствии с ТмК ЕАЭС у данного лица возникает такая обязанность либо когда это его солидарная обязанность с плательщиком таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.

Исполнение обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, обеспечивается деньгами, банковской гарантией, поручительством и залогом имущества.

Для включения в реестр таможенных представителей юридическое лицо должно предоставить обеспечение исполнения своих обязанностей в размере, эквивалентном не менее 500 000 евро .

Размер обеспечения для включения в реестр таможенных перевозчиков эквивалентен 200 000 евро .

Для включения в реестр уполномоченных экономических операторов с выдачей свидетельства первого типа предоставляется обеспечение в размере, эквивалентном не менее 1 млн евро .

Для включения в реестр уполномоченных экономических операторов с выдачей свидетельства второго типа необходимо предоставить обеспечение исполнения обязанностей в размере, эквивалентном не менее чем 150 000 евро, если финансовая устойчивость юридического лица государства — члена ЕАЭС, осуществляющего производство и (или) экспорт товаров, не соответствует значению, определенному на основании Порядка определения финансовой устойчивости юридического лица, претендующего на включение в реестр уполномоченных экономических операторов, и значений, характеризующих финансовую устойчивость и необходимых для включения в этот реестр, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15.09.2017 N 65 .

ТмК ЕАЭС содержит следующие общие нормы, касающиеся вопросов предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, а также обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела:

1) плательщик вправе выбрать любой из способов, указанных в п. 1 ст. 63 ТмК ЕАЭС;

2) исполнение обязанности может обеспечиваться несколькими способами по выбору плательщика;

3) плательщик вправе заменить один способ обеспечения исполнения обязанности другим, если на обеспечение не обращено взыскание;

4) исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин должно обеспечиваться непрерывно до ее прекращения в соответствии с ТмК ЕАЭС.

Исполнение обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, должно обеспечиваться непрерывно в течение периода осуществления этой деятельности.

5) срок действия обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в виде банковской гарантии, поручительства, залога имущества, в том числе предоставляемого взамен ранее принятого таможенным органом, должен быть достаточным для своевременного направления таможенным органом лицу, обеспечившему исполнение такой обязанности, требования об исполнении принятых в рамках этих способов обязательств.

Таможенное обеспечение – удобный формат оплаты налоговых взносов. Он не ограничивает продавца в средствах, не вынуждает оплачивать крупные суммы задолго до получения первой прибыли от реализации транспортируемой продукции. Этот метод позволяет провести грузовой выпуск без оплаты, но под определенные гарантии. О них и расскажем подробно.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (804) 333-20-57

Это быстро и бесплатно !

Что такое обеспечение груза (таможенное обеспечение)

Под таможенным обеспечением понимается выпуск груза с пограничного поста до внесения фактической оплаты по таможенным и иным обязательным платежам. Разумеется, товары отпускают не просто так, а под гарантию выплаты этих платежей декларантом.

Причина, по которой прибегают к отсроченному платежу, следующая: в идеале таможенные взносы не должны выплачиваться при режимах транзита либо переработки. Однако государство подстраховывается от нечестности со стороны участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), чтобы они не уклонялись от уплаты налоговых и других взносов.

Что такое выпуск под обеспечение уплаты таможенных платежей и как воспользоваться этим правом

Когда можно воспользоваться правом обеспечения

Отложить срок платежа разрешено при двух видах внешнеэкономической деятельности: таможенном транзите и переработке вне таможенной базы. Некоторые предприниматели, маскируясь транзитом/переработкой, проводят импорт и экспорт без уплаты пошлин: груз всегда может «застрять» на территории РФ во время транзита или наоборот – «раствориться» за рубежом в процессе переработки.

Обеспечение также полагается в случаях, когда причиной становятся прецеденты, связанные с временными межгосударственными договоренностями, форс-мажорами, переходными этапами и другими случаями, когда таможенные органы и субъект внешнеэкономической деятельности не могут в отведенные сроки однозначно договориться, в каком размере должны быть уплачены таможенные платежи (при этом задерживать товар на таможне юридически причин нет).

Среди таких случаев условно выделяют следующие:

  • дата погашения таможенных отчислений была изменена в соответствии с международными договорами;
  • выпуск товаров, которые в дальнейшем будут проходить экспертизы (товар будут брать на пробы, вести дополнительные проверки, подтверждать стоимость и т. д.);
  • выпуск «условно выпущенных» товаров (груз размещен на складе таможни, хотя по факту его не должно быть там);
  • иные прецеденты (появляются каждый год и даже чаще).

Отдельно стоит отметить такое обеспечение для субъектов хозяйствования, занимающихся таможенной деятельностью: таможенные представители и перевозчики, владельцы СВХ, МБТ, собственники таможенных складов, уполномоченные экономические операторы.

Примечание. Если сумма начисленных за товар платежей не превысила 500 евро, обеспечение не требуется.

Генеральное обеспечение

Этот вид регулируется ст. 64 ТК ЕАЭС «Генеральное обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов». Его оформляют, когда декларант планирует в определенный промежуток времени провести несколько операций (могут участвовать сразу несколько постов таможни). Чтобы не давать гарантии последующей оплаты на каждую из них и не усложнять процедуру, субъект ВЭД оформляет генеральное обеспечение (ГТО).

ГТО можно сравнить с абонементом на таможенные операции. Он применяется на указанной территории определенный промежуток времени. Принцип работы: один из таможенных органов принимает ГТО и дает разрешение для предоставления в другие задействованные посты.

В самом документе ГТО указывают следующие данные:

  • таможенный орган-принципал, который принял и подтвердил обеспечение;
  • субъект ВЭД, который его подал;
  • сумма, под которую берется гарантия оплаты;
  • период действия;
  • перечень таможенных операций, которые покрываются ГТО;
  • при наличии пограничного поста, на котором совершается несколько операций, дополнительно указывается сумма, которую покрывает ГТО на конкретной таможне.

Способы обеспечения

Обеспечение – это залог, при котором декларант выступает залогодателем, а таможня – залогодержателем. Способы обеспечения называют видами залога.

Справка. Любая собственность участника ВЭД может стать залогом. В таком виде отношений может участвовать поручитель.

Залог имущества

Его оформляют в формате договора между государственным органом и юридическим лицом (декларантом).

Нельзя заложить то, что ранее уже было заложено, собственность за пределами России, скоропортящуюся продукцию, объекты и продукты энергетической промышленности.

Банковская гарантия

Ее выдает банк, страховая либо иная кредиторская фирма, входящая в реестр таможенных гарантов. В трехдневный срок таможня проверяет заявленную гарантию, подтверждает ее или отклоняет.

Отрицательный результат может быть получен при ненадлежащем оформлении документации или превышении суммы общего лимита гаранта.

Поручительство

Важно! Поручителем не может стать лицо, не имеющее гарантий со стороны банка.

Договор страхования

В некоторых случаях гарантией оплаты может стать договор страхования. Он позволит защитить публично-правовые интересы за счет обязанности страховщика обеспечить уплату таможенных платежей.

В Гражданском кодексе РФ есть ограничения по использованию обязательного страхования, однако допускается его применение на добровольных началах для обеспечения. В ч. 2 ст. 929 ГК РФ «Договор имущественного страхования» нет исчерпывающего перечня имущественных интересов, которые могут страховаться. Следовательно, объектом страхования может стать риск убытков федерального бюджета в виде неполучения доходов вследствие неисполнения обязанности уплаты таможенных пошлин и налогов.

Справка. Этот вид гарантии постоплаты мало используется в силу того, что отсутствует соответствующая правовая база.

Обеспечение уплаты при таможенном транзите

Декларант для осуществления транзита должен:

  • подать декларацию и сопутствующую документацию в таможенный орган;
  • предъявить документы, подтверждающие гарантию по уплате налогов и т. п.;
  • произвести идентификацию товара;
  • предоставить сотрудникам таможни доступ к грузу для досмотра.

Величина обеспечения рассчитывается по размерам сумм таможенных пошлин, сборов и т. п., подлежащих уплате при использовании таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления – режим «импорт 40» (без учета возможных преференций и льгот).

После получения всех необходимых документов инспектор визирует декларацию и присваивает ей уникальный номер. Далее определяют маршрут до пункта назначения и срок грузоперевозки.

Обеспечение при временном ввозе

Согласно ч. 5 ст. 193 ФЗ №289 от 3 августа 2018 г. «О таможенном регулировании в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», требование погашения налогов обеспечивается при временном ввозе физическим лицом, не проживающем в государстве – члене Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в РФ:

  • второго и последующих транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в иностранных государствах, при нахождении под таможенным контролем ранее ввезенного этим лицом на таможенную территорию ЕАЭС транспортного средства для личного пользования;
  • транспортного средства для личного пользования, зарегистрированного в иностранном государстве и принадлежащего на праве собственности физическому или юридическому лицу, в собственности которого уже находятся транспортные средства для личного пользования, ранее ввезенные на таможенную территорию ЕАЭС и находящиеся под таможенным контролем.

В первом пункте речь идет о транспорте одного типа (авто- и мототранспортное средство, прицеп к авто- и мототранспортному средству, водное судно или воздушное судно) с транспортным средством для личного пользования, ранее временно ввезенным и не вывезенным с таможенной территории ЕАЭС.

Гарантией могут стать денежные средства, банковская гарантия, поручительство, залог собственности.

Размер обеспечения

При транзите и переработке сумма обеспечения вычисляется по кодам ТН ВЭД (преференции и льготы не учитываются). Для транзита считают полную пошлину и налог на добавленную стоимость (НДС), обязательные к оплате при импорте. А для вывоза на переработку считают всю экспортную пошлину, если применима, обязательную к оплате при экспорте.

Справка. Для товаров, облагаемых акцизом, предусмотрены отдельные требования (фиксированные денежные суммы) таможенного обеспечения.

Таможенные ставки в России и странах ТС могут различаться. При наличии разницы между ними в расчет берется максимальная ставка. В особых случаях объем обеспечения считают по имеющейся информации о грузе, а при наличии нескольких вариантов к расчету принимаются максимальные ставки пошлин, акцизов и прочих потенциально возможных платежей.

По отношению к декларанту могут применяться прибавки к базовой максимальной сумме, равные потенциальным штрафам, которые возникли бы, если бы декларант совершил нарушение. Но это используют только для тех, кого подозревают в мошенничестве и хотят заранее обезопасить себя.

Если данные о стоимости товара, его коде либо иные сведения, необходимые для расчета пошлин, отсутствуют, таможня берет эти сведения по схожим, на ее взгляд, товарам.

Сумму постоплаты рассчитывают по формуле: С = Ст × Кевро × Вт.

С – сумма денежных средств, необходимая для обеспечения уплаты таможенных платежей (сумма обеспечения).

Ст – ставка для расчета суммы, подлежащей внесению на депозит таможни.

Кевро – курс рубля к евро, установленный Банком России.

Вт – количество товара.

Пример

Компания декларирует поставку газированной сладкой воды на 1000 л. Груз должен пройти через границу 4 апреля. Ставка для расчета размера обеспечения – 13 евро за 1 л. На момент поставки курс Центрального банка РФ был 33,32 руб./евро.

Следовательно, на таможенный депозит компания должна перевести: 13 евро/л × 33,32 руб/евро × 1000 л = 433 160 руб.

Возврат обеспечения

Оставшиеся средства декларант:

  • направляет на обеспечение других обязательств;
  • включает в счет будущих платежей (оставшиеся деньги по истечении срока исполнения обязательств возвращаются плательщику или учитываются в счет будущих операций);
  • возвращает себе (сумму налогов можно внести отдельно, а залог вернуть в полном размере).

Возможные проблемы

Процесс обходится без проблем организационного характера. Трудности могут возникнуть в финансовом плане, причина – возможность таможни увеличить сумму обеспечения. Избежать сложности такого рода можно за счет подготовки полной информации по грузу и согласования кодов ТН ВЭД (товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности) в тарифном отделе своей региональной таможни.

Заключение

Выпуск под обеспечение уплаты таможенных платежей возможен при условии, что экономическая деятельность связана с транзитом и переработкой вне таможенной базы. Обеспечение полагается и в случаях, когда причиной становятся таможенные прецеденты, связанные с различными временными межгосударственными договоренностями, форс-мажорами и т. д., а также при временном ввозе транспортных средств физическим лицом.

Читайте также: