Налоговая хартия что это значит

Опубликовано: 18.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 11 апреля 2018 г. № ЕД-2-2/747@ “О рассмотрении обращения”

Федеральная налоговая служба, рассмотрев запрос, сообщает следующее.

Хартия в сфере оборота сельскохозяйственной продукции (далее по тексту - Хартия) - инициатива участников сельскохозяйственного рынка, направленная на восстановление добросовестной конкуренции и формирование прозрачной и экономически обоснованной системы закупки сырья, исключающей налоговые риски. По мнению ФНС России, получение прибыли и конкурентного,преимущества за счет неполной уплаты налоговых платежей в бюджет является недопустимым вне зависимости от осуществляемой деятельности, и не способствует развитию экономики Российской Федерации.

Участие в Хартии является добровольным волеизъявлением, не дает преференций над компаниями, которые не являются подписантами, а также не запрещает любые виды договорных взаимоотношений на зерновом рынке. Согласно заключения ФАС России от 22.05.2017 N ЦА/34019/17, размещенного в открытых источниках информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", Хартия также не содержит положений, противоречащих антимонопольному законодательству.

Список участников Хартии не ограничивается только компаниями зерновой отрасли, а является открытым и в настоящее время представлен более 2 728 организациями, в составе которых присутствуют экспортеры сельскохозяйственной продукции, крахмалопаточные, мукомольные, молочные, сахарные, маслоэкстракционные, и прочие заводы-переработчики, в том числе, птицефабрики и свиноводческие комплексы, реализующие продукцию на внутреннем рынке. Сайт Хартии доступен по интернет адресу: https://хартия-апк.рф.

Администрирование Хартии, основанное на подходах поддержания добропорядочной конкуренции и полном соблюдении законодательства, осуществляется Общественной палатой Российской Федерации.

Обращаем внимание, что ФНС России не является участником Хартии и не ограничивает законные права налогоплательщиков. Вместе с тем, отмечаем, что проводимая в настоящее время работа на сельскохозяйственном рынке приводит к увеличению налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации, не влияя при этом на объем экспортной и внутренней выручки участников рынка.

Также сообщаем, что в соответствии с п. 1 ст. 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.

Таким образом, в случае выявления схем необоснованной налоговой оптимизации, в том числе в сфере оборота сельскохозяйственной продукции, ФНС России будет применять к нарушителям законодательства о налогах и сборах меры реагирования, предусмотренные в рамках ее полномочий, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.

Вместе с тем, Федеральная налоговая служба всегда готова к конструктивному диалогу и продуктивному сотрудничеству с представителями бизнеса и общественных союзов в целях совместного противодействия любым видам проявления недобросовестной конкуренции за счет применения схем ухода от налогообложения.

Действительный государственный
советник Российской Федерации
2 класса
Д.В. Егоров

Обзор документа

Приведена информация, касающаяся Хартии в сфере оборота с/х продукции.

Хартия - это инициатива участников с/х рынка, направленная на восстановление добросовестной конкуренции и формирование прозрачной и экономически обоснованной системы закупки сырья, исключающей налоговые риски.

Список участников Хартии не ограничивается только компаниями зерновой отрасли, а является открытым и представлен более 2 700 организациями, в составе которых присутствуют экспортеры с/х продукции, крахмалопаточные, мукомольные, молочные, сахарные, маслоэкстракционные, и прочие заводы-переработчики, в т. ч. птицефабрики и свиноводческие комплексы, реализующие продукцию на внутреннем рынке. Сайт Хартии доступен по адресу: https://хартия-апк.рф.

Участие в Хартии является добровольным волеизъявлением, не дает преференций над компаниями, которые не являются подписантами, а также не запрещает любые виды договорных взаимоотношений на зерновом рынке.

Администрирование Хартии, основанное на подходах поддержания добропорядочной конкуренции и полном соблюдении законодательства, осуществляется Общественной палатой РФ.

ФНС России участником Хартии не является. Вместе с тем отмечается, что проводимая на с/х рынке работа приводит к увеличению налоговых поступлений в консолидированный бюджет, не влияя при этом на объем экспортной и внутренней выручки участников рынка. В случае выявления схем необоснованной налоговой оптимизации ФНС России будет применять к нарушителям меры реагирования, предусмотренные НК РФ.

Право

Налоговая хартия — новая форма взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков. Руководитель налоговой практики Eversheds Sutherland Андрей Грачев объясняет, в чем смысл этой инициативы налоговых органов и кому она выгодна
Что такое налоговая хартия

Налоговая хартия — инструмент саморегулирования бизнес-сообщества (как правило, в определенной области), который представляет собой публичную декларацию участников этой области о целях и принципах ведения предпринимательской деятельности с точки зрения уплачиваемых налогов.

Однако при всей саморегулируемости такого процесса никто не скрывает, что инициатором хартий выступает центральный аппарат ФНС России, считающий, что «новые технологии позволяют сместить вектор контрольной работы от проверки отдельного налогоплательщика к созданию прозрачной налоговой среды в секторах экономики». Без такого предложения органа государственной власти бизнес-сообществу было бы трудно самоорганизоваться на налоговую тему, потому что именно государство контролирует взимание налогов и имеет необходимые инструменты для обеспечения исполнения хартии.

Основная цель хартии — признание ее участниками недопустимости получать прибыль и конкурентное преимущество за счет неполной уплаты налоговых платежей в бюджет. Таким образом, хартии направлены на увеличение пополнений бюджета и нормализацию бизнес-обстановки в соответствующей отрасли. Соблюдать высокие принципы выгодно, когда их соблюдают другие. Хартия призывает сообщество конкретного бизнес-сектора к прозрачности и активной борьбе с серыми компаниями. В этом смысле она становится полезной не только государству, но и участникам бизнес-сектора.

По нашим данным, налоговые хартии уже заключили налогоплательщики агросектора (зерновые трейдеры, переработчики мяса), лесопромышленного комплекса, участники рынка торговли электроникой. Обсуждается заключение аналогичной хартии в сфере перевозок и транспортировки грузов.

Общественный контроль за цепью поставок

Участники налоговой хартии принимают обязательные правила ведения бизнеса, суть которых — в проявлении осмотрительности при выборе поставщиков, дабы избежать посредников и любых сомнительных цепочек поставки товаров, работ или услуг — всех, кого участники хартии могут подозревать в уклонении от уплаты налогов.

Это требование соответствует тенденциям рынка, поскольку борьба с непрозрачными организациями-посредниками давно ведется на разных уровнях государственной власти. Однако заботясь о чистоте налоговых выплат, важно не разрушить бизнес. Сам термин «посредник» давно стал весьма общим и может употребляться в отношении и трейдера, и транспортного экспедитора. Разница между посредником и производителем размывается. Посредники — это далеко не всегда те, кто только организует, не имея своих ресурсов и производства. Производитель же необязательно только производит, но может организовать и торговать. Бизнес стал более многогранным, поэтому посредников надо не игнорировать, а встраивать в экономику. Хартия не ставит перед собой такой задачи, и за это ответственность несет сам бизнес.

Платить налоги открыто

Но обещание работы с добросовестными поставщиками само по себе не приведет к обелению рынка и повышению сбора налогов, оно должно быть чем-то обеспечено. И в этом помогает контрольное управление ФНС России.

Уплата налогов в России осуществляется лично и в порядке налоговой тайны, то есть другие участники бизнес-сообщества не знают количества уплаченных налогов. Чтобы обеспечить исполнение условий хартии, ее участники должны согласиться на раскрытие данных о своих налоговых вычетах по НДС. Правомерная возможность для совершения таких действий открылась налогоплательщикам после внесения изменений в ст. 102 НК РФ, которая носит сугубо добровольный характер, и реализовать ее коллективно можно только через механизм налоговой хартии.

Соглашаясь на раскрытие данных, участник хартии отдает своих поставщиков на суд общественности, что обусловлено характером НДС как косвенного налога. ИТ-инструмент ФНС России АСК НДС-2 выявляет разрывы (отсутствие источника для возмещения НДС) и раскрывает их остальным участникам, то есть заявляемые налоговые вычеты участника хартии в первую очередь характеризуют его поставщиков. Выявление разрывов грозит участнику репутационными рисками. Если он работает с недобросовестными поставщиками, остальные участники налоговой хартии прекратят вести с ним бизнес до тех пор, пока проблемная цепочка поставки не будет очищена. Кроме того, ему стоит опасаться контрольных действий налоговых органов в отношении предыдущих трех лет.

До принятия хартии у многих ее участников были цепочки поставки, содержащие разрывы. Сам участник за это ответственности не несет, потому что может контролировать только первое звено в цепочке. Но подписывая хартию, участник соглашается способствовать контролю всей цепочки и, таким образом, подвергает себя опасности: выездная проверка налоговых органов будет анализировать данные за предыдущие три года, фактически воспользовавшись результатами работы хартии, и по всем цепочкам поставок, содержащим разрывы, скорее всего будут доначислены налоги.

Поэтому рекомендуем потенциальным или действующим участникам налоговой хартии независимо от действий по вступлению в нее:

помнить, что налоговое законодательство защищает от претензий в отношении поставщиков второго и последующего звеньев, если отсутствуют прямые основания считать налогоплательщика знающим и/ или влияющим на них;
осуществить экстренную проверку в открытых источниках поставщиков первого звена за три года, определив уровень риска по каждому из них;
систематизировать документооборот с поставщиками и отказаться от работы с сомнительными контрагентами;
собрать все документы, подтверждающие реальность совершенных операций за проверяемый период в отношении обнаруженных зон риска.
Для снижения налоговых рисков в настоящем и будущем компания должна отстроить процесс отбора поставщиков и управления налоговыми рисками. Соответствующий внутренний регламент включает проверку поставщиков по налоговым критериям (репутация, реальное исполнение сделок), отказ от высокорисковых контрагентов, составление договора и документального пакета в ответ на обнаруженные риски по средне- и низкорисковым поставщикам.

Поставщики автоматически становятся участниками налоговой хартии

Из-за косвенной природы НДС, уплачиваемого на всей цепочке поставки товаров или услуг, хартия выходит за пределы ее непосредственных участников. Поставщики участников тоже включаются в борьбу с разрывами через контрактные отношения в рамках договоров поставок — такие отношения дополняются требованиями, аналогичными содержанию налоговой хартии.

С одной стороны, это неизбежно. Без вступления в хартию всей цепочки поставки товаров или услуг (от производителя до продавца конечному покупателю) она не будет работать. Каждое звено цепи должно заплатить налог со своей добавленной стоимости и тем самым создать источник для его вычета следующему звену.

С другой — дополнение юридически обязывающих контрактных отношений положениями хартии грозит рисками обеим сторонам. Участник хартии и поставщик должны договориться «на берегу», чтобы избежать недопонимания и разрыва существующих контрактных обязательств. Участник должен объяснить поставщику суть вступления в хартию и предмет дополнительного соглашения к договору и быть готовым к возражениям и коррективам. Со своей стороны, тот должен внимательно изучить содержание договора и проанализировать свои риски, понимая, что он в свою очередь должен будет предложить зеркальные положения собственным поставщикам. Так поставщик сам становится участником налоговой хартии.

Каждое звено цепи поставок несет ответственность за источник налоговых вычетов

Имущественную ответственность за обнаруженные разрывы в уплате НДС по цепочке поставки каждое звено несет перед своим заказчиком, если участник согласился на налоговые гарантии и заверения в контрактных обязательствах.

В идеальном мире все участники цепочки поставок компенсируют друг другу недостатки в источнике вычетов НДС, до тех пор пока из цепи поставки не будет исключено звено, по вине которого такие недостатки возникают. Но достижение подобного эффекта возможно только при высокой доле организованности всех участников, когда все одинаково заинтересованы в соблюдении хартии и уверены, что поставщики на всей цепочке согласны защищать источник для вычетов НДС. Налоговая хартия эффективно работает только тогда, когда каждый участник поставки понимает ее требования и соглашается их исполнять.

Если у контрагентов нет уверенности друг в друге, поставщик, обещавший покупателю компенсировать недостающий источник для вычетов НДС, рискует остаться единственным ответственным за цепочку и заплатить налог дважды. Основной риск — финансовая состоятельность поставщика и готовность оперативно согласиться на дополнительные контрактные заверения и заплатить за себя и своих поставщиков НДС, если на каком-то этапе налог потерялся.

Каждое звено цепи поставки должно выбрать одну из опций: добиться зеркальных контрактных положений между ним и заказчиком, между ним и поставщиками или обеспечить выплаты последующими поставщиками в цепи, предусмотрев, например, повышенные авансы в договорах, залоговый механизм (контрагент вносит залог в обеспечение его обязательств уплаты налогов, которая удерживается заказчиком в течение всего времени исполнения договора как гарантия и списывается в счет налоговой задолжности в случае разрыва).

Если это невозможно, рекомендуем компании сместить акценты контрактных обязательств с компенсационного характера на информационный: изучить пути, как избежать имущественной ответственности перед заказчиком в связи с обнаруженными разрывами далее по цепи поставок в обмен на активную осмотрительность по своим контрагентам этой цепи поставок.

Кому нужна налоговая хартия?

Хартия нужна ФНС, чтобы определенные сегменты бизнеса платили налоги более качественно и полноценно.

Хартия нужна производителям, чтобы в перспективе снизить риски отказа в вычетах НДС и учета затрат для налога на прибыль, а также чтобы повышать прозрачность конкуренции на рынке.

Хартия нужна потребителям, чтобы получать лучшее качество, хотя порой и по более высокой цене.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Обзоры для бухгалтера


Налоговики продолжают борьбу за обеление рынка сельхозпродукции и её перевозки. Организации и ИП силком загоняются в Хартию в сфере оборота сельскохозяйственной продукции. Тем, кто отказывается вступать, палки в колеса вставляют сами же контрагенты, потому что есть риск снятия расходов и вычетов по НДС. Но и этого оказалось налоговикам мало.

Дело дошло до того, что пытаются вынудить вступить в Хартию компании, не имеющие отношения к АПК и даже не работающие с клиентами из этой сферы. Об этом мы уже писали в материале «Белый бизнес без разрывов. ФНС стала загонять в Хартию АПК всех подряд. Вас не агитируют?».

В преамбуле первого письма налоговики признают, что цели создания Хартии АПК не достигнуты — «обеления рынка» не произошло и незаконные схемы налоговой оптимизации никуда не делись. Они просто трансформировались в другие. Причем в письме приведены конкретные примеры трансформации и способы выявления новых схем:

1. До Хартии: «ИП Иванов=Диспетчер на УСН» «ИП Петров=Перевозчик на ЕНВД».

После Хартии: «ИП Иванов=Перевозчик на ЕНВД» «ИП Петров=Арендодатель ТС на ЕНВД». Водитель: или сам Петров или Сидоров, не имеющий признаков трудоустройства.

Налоговые риски: ИП Петров=Арендодатель платит ЕНВД как перевозчик, но в отношении доходов от аренды ЕНВД не применим. Также ЕНВД не применим в отношении деятельности по организации перевозки. Поэтому двоих участников цепочки, применяющих ЕНВД, быть не может, в любом случае имеет место неуплата налогов по основной системе налогообложения (НДФЛ, НДС): доначисления налогов арендодателю (ИП Петров) или организатору перевозки (ИП Иванов) по основной системе налогообложения. Мнимость аренды = переквалификация в перевозку. Соответственно, ИП Иванов — уже не перевозчик, и заказчику не признаются затраты на перевозку. Кроме того, нет отчислений с з/п водителя = потери бюджета, штрафы и доначисления за неуплату зарплатных налогов (взносов).

Необходимо: «ООО Иванов=Диспетчер (Агент)» «ИП Петров=перевозчик». Водитель: Петров или работающий у ИП Петрова по ТД или ГПД (контроль через СЗВ-М).

2. До Хартии: «ООО/ИП Иванов=Перевозчик» водители без оформления;

После Хартии: «ООО/ИП Иванов=арендодатель ТС» ИП водители=перевозчики, арендующие ТС у «ООО/ИП Иванова».

Налоговые риски: Дробление бизнеса (будет доказано единство «Арендодателя» и водителей, фактическое ведение бизнеса Арендодателем, мнимость аренды). Следовательно: ИПводитель — уже не перевозчик, Заказчику не признаются затраты на перевозку, доначисления арендодателю исходя из норм основной системы налогообложения (признание реализации мнимых ИП — реализацией арендодателя), штрафы и доначисления за неуплату зарплатных налогов (взносов).

Необходимо: ООО/ИП Иванов берет водителей в штат без вывода трудового ресурса на мнимые ИП (контроль через СЗВ-М)

3. До Хартии: Семья Сидоровых: ИП Сидоров В.А = перевозчик на ЕНВД использует 15 собственных машин ИП Сидорова А.В = перевозчик на ЕНВД использует 5 собственных машин ИП Сидоров С.В. = перевозчик на ЕНВД использует 5 собственных машин. Это дробление бизнеса с целью применения ЕНВД водители без трудоустройства. К тому же семья Сидоровых нанимала сторонних ИП-перевозчиков по договору аренды с экипажем так, чтобы на каждом ИП Сидоров было не более 20 машин с целью применения ЕНВД. Сторонние перевозчики либо ИП на ЕНВД (хотя при сдаче ТС в аренду с экипажем это незаконно), либо вообще без регистрации ИП.

После Хартии: ООО, учрежденное семьей Сидоровых, без машин на балансе и водителей в штате, при этом, ООО =Диспетчер (Агент) ИП Сидоров В.А. перевозчик на ЕНВД 15 машин ИП Сидорова А.В =перевозчик на ЕНВД 5 машин ИП Сидоров С.В.=перевозчик на ЕНВД 5 машин, плюс водители с трудоустройством, но с серыми зарплатами, либо без трудоустройства сторонние ИП-перевозчики на ЕНВД.

При этом, такие связанные ИП не обязательно имеют родственные связи, но управляются едиными бенефициарами.

Налоговые риски: Дробление бизнеса (будет доказано единство семьи Сидоровых, невозможность применения ЕНВД, доначисления налогов исходя из норм основной системы налогообложения, штрафы и доначисления за неуплату зарплатных налогов (взносов)).

Необходимо: оприходовать все машины на баланс ООО, учрежденное семьей Сидоровых/связанными лицами, применять при этом либо УСН/ОСНО, взять всех водителей в штат ООО. В части сторонних перевозчиков, не связанных с семьей Сидоровых ИП, ООО должна выступать агентом по организации перевозки.

Налоговики предупреждают, что в ближайшее время будет создан Реестр добросовестных перевозчиков. В нему будут содержаться следующие сведения:

  • Наличие транспорта в собственности (лизинге);
  • Наличие трудового ресурса;
  • Отсутствие отклонения от рыночной заработной платы.
Кроме того, в письме содержатся рекомендации для участников рынка перевозок, которым надо следовать с 1 ноября, в частности:

1. Правомерным владением Перевозчиком транспортными средствами, не содержащим в себе риски, является только собственность либо лизинг (контроль через СТС или договор лизинга);

2. Дробление бизнеса через связанных ИП и ООО исключить. ООО от связанных ИП приходуют транспортные средства на баланс ООО, водителей оформляют в штат ООО. С такими ООО заключаются договоры ТЭО или Договоры смешанной формы (перевозка агентский): в части своего транспорта — прямая реализация; в части наемного — агентская форма с выделением агентского вознаграждения.

Не допускается дробление на связанные ООО, которые применяют разные режимы налогообложения и дробят транспорт на разные ООО с целью применения спецрежимов.

Во втором письме приводятся рекомендуемые правила (!) транспортных и экспедиционных услуг. Среди них отметим следующие:

1. Правило «одного звена» — между Заказчиком и фактическим Перевозчиком рекомендован один посредник (Экспедитор или Агент). При этом недопустим посредник ИП, только юрлицо.

2. Предоставление перевозчиком подтверждения наличия водителей путем предоставления форм СЗВ-М (с закрытыми данными колонок со СНИЛС/ИНН). Причем как на момент заключения контракта, так и ежемесячно, пока осуществляются перевозки.

3. Ценообразование тарифов на перевозку должно формироваться с учетом всех уплачиваемых перевозчиком налогов, исходя из применяемой им системы налогообложения (тариф с НДС ≠ тариф без НДС).

4. Участники перевозки, являющиеся плательщиками НДС (Перевозчики, Агенты, Экспедиторы), должны дать согласия на признание сведений налоговой тайны общедоступными.

Все рекомендации вы можете найти в приложенном файле.

Заметим, что опробовав давление на налогоплательщиков через Хартию АПК, налоговая уже потирает ручки и готовится загонять налогоплательщиков в другие — в сфере оборота древесины, ювелирную, фасилити-операторов (клиниговые услуги).

Последние полгода наши клиенты активно задают вопросы, в которых, так или иначе, упоминается Хартия в сфере оборота сельскохозяйственной продукции - Хартия АПК .

При этом, вопросы поступают, как не странно, не только от тех, кто занимается сельскохозяйственным бизнесом.

Торговцы спецодеждой, профессиональными моющими средствами, перевозчики также столкнулись с необходимостью присоединения к Хартии, чтобы не потерять постоянных клиентов.

Как же такое случилось? Разбираемся вместе.


Для чего создана Хартия

Инициаторами Хартии АПК выступили налоговые органы (источник - https://www.nalog.ru/rn48/news/activities_fts/7211004/). Новые участники Хартии присоединяются к ее условиям на официальном сайте. Казалось бы, процедура довольно формальная, тем не менее, вступление в Хартию предполагает неукоснительное следование ее условиям. Главное - подписание со всеми своими контрагентами специального соглашения, которое может быть включено в текст основного договора без выделения отдельного документа.

В настоящее время, согласно сведениям официального сайта Хартии АПК, она насчитывает более четырех тысяч участников. Основной миссией Хартии АПК декларируется восстановление добросовестной конкуренции на всём сельскохозяйственном рынке и формирование нетерпимого отношения к компаниям, нарушающим налоговое законодательство РФ.

Обязательства, которые принимает на себя участник Хартии:

Обеспечить предоставление такого же согласия своими контрагентами-поставщиками/исполнителями, что обеспечивается путем включения данного условия в коммерческие правила выбора/оценки контрагентов компаний-участников рынка или включение данного условия в договоры с контрагентами

В условия договоров с контрагентами или в форме отдельного письменного документа контрагента включать оговорку о раскрытии сведений коммерческой и налоговой тайны в части признаков налоговых разрывов.

Для обеспечения возможности возмещения убытков и имущественных потерь, понесенных вследствие налоговых разрывов по взаимоотношениям с поставщиками/исполнителями включать в договоры Особые условия, обязывающие поставщиков/исполнителей возмещать такие убытки.

На первый взгляд, такой комплекс мер должен защитить компанию от претензий налоговых органов по всей цепочке поставщиков исполнителей. Но, принимая решение о присоединении к Хартии АПК, необходимо анализировать и понимать не только благоприятные последствия таких действий, но и риски, которые могут возникнуть у предпринимателя.

Риски участника Хартии АПК, в связи с принятием поставщиками на себя обязательств по возмещению убытков и имущественных потерь вследствие налоговых разрывов по взаимоотношениям с поставщиками

Многие предприятия предполагают, что подписывая соглашение на условиях Хартии АПК, они принимают на себя лишь риски возмещения убытков в связи с уклонением от уплаты налогов прямых контрагентов. Тем не менее, условия соглашений возлагают на поставщика не только риски от прямых его контрагентов, но и возникшие разрывы в дальних звеньях цепочки поставщиков.

Причиной возникновения налоговых разрывов могут быть как сознательные действия по уклонению от уплаты налогов, так и несвоевременная подача налоговой отчетности или проблемы с ее оформлением, выявление замечаний к оформлению документов по цепочке сделок, а также банкротство организации-поставщика. Появление поставщика с такими проблемами в цепочке влечет для всех поставщиков цепочки риски возмещения убытков и имущественных потерь.

При этом, условия соглашения таковы, что возмещение происходит в счет взаимных расчетов, и обращение в суд при этом совсем не обязательно. В таких условиях наиболее подвержены дискриминации мелкие поставщики, затраты на обращение в суд для которых превышают риски от потери покупателя.

Так, условие об убытках в связи с налоговыми разрывами опирается на содержащиеся в Особых условиях (их должны включать в договоры участники Хартии АПК) гарантии и заверения о добросовестном поведении контрагентов и предпринятых мерах по их проверке. Вот, что говорит законодательство:

«Сторона, которая при заключении договора либо до, либо после его заключения дала другой стороне недостоверные заверения об обязательствах, имеющих значение для заключения договора, его исполнения или прекращения (в том числе относящиеся к предмету заключения договора, полномочиями на его заключение, соответствию договора применимому к нему праву, наличию необходимых лицензий и разрешений, своему финансовому состоянию., либо относящихся к третьему лицу), обязана возместить другой стороне по его требованию убытки, причиненные недостоверностью таких заверений, или уплатить предусмотренную договором неустойку. Предусмотренная этой статьей ответственность наступает, если сторона, предоставившая недостоверные заверения, исходила их того, что другая сторона будет полагаться на них, или имела разумные основания исходить из такого предложения». П. 1. ст. 431.2 Гражданского кодекса К РФ

В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 № 54 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении» разъяснено, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие либо воздержаться от совершения определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (пункт 1 статьи 307 Гражданского кодекса). Следует иметь в виду, что исчерпывающий перечень действий, совершение которых, либо воздержание от совершения, может быть предметом обязательства, статьей 307 Гражданского кодекса не установлен. В случаях, предусмотренных законом или вытекающих из существа обязательства, на сторону может быть возложена обязанность отвечать за наступление или ненаступление определенных обстоятельств, в том числе не зависящих от ее поведения, например в случае недостоверности заверения об обстоятельствах при осуществлении предпринимательской деятельности (пункт 4 статьи 431.2 Гражданского кодекса).

Достаточно стабильно суды взыскивают убытки в виде пени и штрафа по актам налоговой проверки в ситуации, когда непосредственный поставщик не оплатил НДС (например, Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.06.2017 № Ф08-2428/2017 по делу № А53-22858/2016, решение Арбитражного суда Новосибирской области от 22.01.2019. по делу № А45-31548/2018, решение Арбитражного суда Кемеровской области от 26.03.2019. по делу № А27-7380/2018, решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.09.2018. по делу № А63-3992/2018 и др.).

В тех случаях, когда налогоплательщик самостоятельно устранил налоговый разрыв, подав уточненную налоговую декларацию, суд может сделать вывод о том, что такое поведение налогоплательщика исключает причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и возникшими у истца убытками, что исключает возмещение убытков с поставщика (решение Арбитражного суда Ставропольского края от 20.08.2018. по делу № А63-3992/2018).

Таким образом, у участника Хартии, который не является конечным потребителем в цепочке поставок, есть 2 выхода:

- либо добровольно восстановить НДС с риском не получить возмещения убытков со своего поставщика

- либо дождаться решения налогового органа, потребовать возмещения убытков со своего поставщика, но попасть под угрозу прекращения с ним отношений дальнейшими покупателями, как минимум в тот период, пока НДС не восстановлен.

И здесь возникает еще одна интересная тенденция. Одна из позиций налоговых органов такова: если НДС не был восстановлен путем подачи уточненной налоговой декларации, то при наличии в цепочке поставщиков недобросовестного налогоплательщика (НН), покупатель получает отказ в учете расходов и вычетов, а поставщику вменяется недополученная выручка в размере разницы между ценой, по которой купил товар НН и ценой последующей реализации от НН к покупателю. Как нетрудно догадаться, бюджет при этом получает гораздо больше, чем получил бы от обычной уплаты НДС и налога на прибыль (дело № А40-206114/2017 — отказано в передаче для рассмотрения в ВС РФ, решение Арбитражного суда города Москвы от 21.03.2019. по делу № А40-32793/17, принятое после возврата Верховным судом РФ дела на повторное рассмотрение, но отмененное апелляционной инстанцией 06.06.2019, что не исключает его дальнейшего обжалования).

Таким образом, говорить о сложившейся правоприменительной практике как в отношениях с налоговыми органами, так и в части возмещения убытков/имущественных потерь пока преждевременно.

Основанием для возмещения имущественных потерь своему покупателю участники Хартии АПК признают наличие решение налогового органа о привлечении/отказе в привлечении Покупателя к налоговой ответственности или постановление о возбуждении уголовного дела по ст. 159, 199, 199.1. УК РФ.

Вызывает здоровые опасения введение в гражданский оборот такого основания возмещения имущественных потерь, как постановление о возбуждении уголовного дела. Напомним, что к уголовной ответственности привлекаются исключительно физические лица, можно ли говорить, что такое основание возмещения убытков/имущественных потерь касается только поставщиков — ИП, а юридические лица в более выгодном положении? Ответа на эти вопросы документы Хартии АПК не содержат. Но, главное, решение о виновности лица в уголовном преступлении в нашей стране пока может принять только суд, до решения которого действует презумпция невиновности (ст. 49 Конституции России).

Риски участника Хартии АПК в связи с предоставлением согласия на признание части сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными

Общедоступность информации предполагает возможность её предоставления ФНС России по запросам заинтересованных лиц. Следовательно, информация о контрагенте по сделке станет возможной к предоставлению на основании простого запроса, либо будет предоставляться доступ к определенным программным ресурсам. Основные риски в данном случае касаются правильности предоставляемой таким образом информации и дальнейшей ее интерпретации и распространения. Так, распространение полученной однажды негативной информации всегда трудно остановить, даже если впоследствии налоги уплачены, задолженности погашены, и претензий к налогоплательщику нет. Возможны и акты недобросовестной конкуренции.

Информация о наличии признаков несформированного источника возмещения НДС представляет собой сведения о неисполнении лицом, являющимся звеном цепочки контрагентов, налоговой обязанности по уплате НДС в бюджет.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 102 НК РФ, сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах (в том числе суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам при их наличии) и мерах ответственности за эти нарушения являются общедоступными. Т.е. информация о неисполнении налоговой обязанности по уплате НДС является общедоступной, не образует налоговой тайны. Более того, таковая активно размещается ФНС России в открытом доступе.

Указанные сведения не образуют также коммерческой и иных видов тайн.

Информация такого рода не образует какую-либо тайну стороны договора, согласие на её распространение не требуется в принципе.

Однако, при получении такого согласия путем подписания особых условий, предлагаемых Хартией АПК, имеется существенный имиджевый риск при упоминании в привязке к недобросовестным поставщикам, например: «ООО «Х» является участником отношений, в которых выявлены признаки несформированного источника для принятия к вычету сумм НДС». Опровергнуть такое заявление при наличии соглашения практически невозможно, даже если ООО «Х» не имело прямых взаимоотношений с такими поставщиками, а лишь был 10-м в цепочке.

При признании части информации, составляющей налоговую тайну, общедоступной речь идёт о сведениях под кодом «1100» - сведения из налоговых деклараций (расчетов) и «1400» - иное (Приказ ФНС России от 15.11.2016 № ММВ-7-17/615@). Форма декларации по НДС утверждена Приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@. Разделом 8 закреплена форма заполнения книги покупок, разделом 9 – книги продаж. При этом в строке 130 и строке 100 форм надлежит указывать сведения (ИНН) о продавце и покупателе соответственно.

Общедоступность информации предполагает возможность её предоставления ФНС России лицам по запросам заинтересованных лиц. Следовательно, информация о контрагенте по сделке станет возможной к предоставлению на основании простого запроса, либо будет предоставляться доступ к определенным программным ресурсам. Здесь надо понимать, что такой информацией можно злоупотреблять, получая сведения не в качестве защиты от недобросовестных поставщиков, но и в части поиска базы поставщиков и покупателей, имеющей коммерческую ценность на рынке конкурентов. На сегодня говорить о предотвращении такого риска преждевременно.

То же относится к информации о наличии у организации определённого имущества, сведения о котором подлежат отражению в налоговой декларации по налогу на имущество организаций (раздел 2 Приказа ФНС России от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@) и др.

Получение аналогичного согласия от поставщиков/исполнителей существенно отягощает процедуру заключения договоров, особенно при закупках в малоконкурентной среде. Таким образом, с одной стороны, это условие дисциплинирует участника Хартии и может облегчить мотивацию требования расширенного пакета документов от контрагентов, с другой стороны, существенно сокращает выбор поставщиков/исполнителей, если они уже не являются участниками Хартии АПК.

Официальные позиции государственных органов

На сайте Хартии АПК размещена ссылка на письмо антимонопольного органа, не нашедшего признаков ограничения конкуренции. но если ознакомиться с текстом самого документа (можно скачать на сайте Хартии АПК), то можно узнать, что антимонопольный орган анализировал только проект Хартии и не исключает привлечение к ответственности при выявлении фактов недобросовестной конкуренции.

Также на сайте Хартии содержится указание на то, что Информационный ресурс Хартии «не является источником критериев самостоятельной оценки рисков при выборе контрагентов и не содержит запретов/рекомендаций по совершению/не совершению/расторжению сделок с включенными в него лицами».

Позиция налоговых органов: сама по себе ссылка на то, что договор заключен с участником Хартии АПК не освободит от обязанностей, установленных ст. 54.1. Налогового Кодекса РФ. В Письме от 11 апреля 2018 г. № ЕД-2-2/747@ ФНС России указывает, что «участие в Хартии является добровольным волеизъявлением, не дает преференций над компаниями, которые не являются подписантами, а также не запрещает любые виды договорных взаимоотношений на зерновом рынке». ФНС России участником Хартии не является. Вместе с тем отмечает, что проводимая на с/х рынке работа приводит к увеличению налоговых поступлений в консолидированный бюджет, не влияя при этом на объем экспортной и внутренней выручки участников рынка. В случае выявления схем необоснованной налоговой оптимизации ФНС России будет применять к нарушителям меры реагирования, предусмотренные НК РФ.

Таким образом, участники Хартии АПК, с одной стороны, принимают на себя обязательства по взаимному контролю за добросовестной уплатой налогов своими контрагентами по всей цепочке поставщиков, с другой стороны, принимают на себя риски такой неуплаты в объеме, превышающем установленные законодателем санкции.

И так, начнем по порядку. В НК РФ есть статья 54.1. Буквально - она устанавливает пределы осуществления прав Налогоплательщика на снижение и уменьшение налоговой базы. Что это значит более простым языком? Статья устанавливает, что мы можем делать при принятии к вычету НДС и учете расходов.

Статья сама по себе не новая, но расплывчатость формулировок и отсутствие конкретных критериев - это самые большие проблемы. Причем, как водится, проблемы для налогоплательщиков, а не для налогового управления.

Судебных прецедентов накопился уже вагон и маленькая тележка. Судебная практика успела родить такую терминологию как налоговая реконструкция. Сколько на основании применения статьи 54.1 НК РФ доначислено налогов, сейчас даже сосчитать уже сложно. Суммы огромные. Бюджет счастлив.

И вот в марте 2021 года, Минфин выпускает объёмное письмо о том, как именно нужно применять положения статьи 54.1 НК РФ. 26 страниц абсолютно не радостного текста.

В следующем посте, а эта тема займет минимум два поста, будут сухие тезисы о том, что является слабым местом и как защищаться. Если вам интересно только сухое содержание, можете не читать этот пост. Хотя определенно было бы интересно узнать мнение коллег и участников этих правоотношений. Ведь нам с вами жить в этой реальности. Так что дальше по тексту мои рассуждения в формате лонгрид. Пост с тезисным содержанием будет в среду (да-да, этот пост тоже должен был выйти в среду, но я не успел дописать).

Теперь о том, что же нам даёт письмо ФНС и Минфина… А вы знаете, ничего конкретного не дает. Такое впечатление, что выпустили свод рекомендаций. Аналогичный известной методичке, разработанной следственным комитетом по проведению предпроверочного и проверочного анализа при расследовании налоговых правонарушений.

Несмотря на то, что сама по себе статья 54.1 НК РФ и письмо по её применению вызывают море споров, дискуссий и обсуждений у профессионального сообщества, не принимая в расчет того, что даже сами представители ФНС не до конца понимают, как именно работают принципы, заложенные в фундаментальных основах налоговой реконструкции, статья 54.1 оказывается создана для главной цели - это соблюдение баланса частных и публичных интересов. И несмотря на то, что баланс этот как правило ощутимо смещается в пользу интересов публичных, именно эта мысль задекларирована в письме ФНС от 10 марта 2021 года.

Что нового есть в указанном письме? Ну кроме официального закрепления термина “Технические компании”, пожалуй, самым существенным является введение новой обязанности налогоплательщика. Да, мы уже обязаны проявлять должную осмотрительность при выборе контрагента, проверять его деловую репутацию, смотреть на наличие исковых заявлений, сотрудников и основных средств, проверять на предмет не включения в реестры различного характера и анализировать связи до пятого колена, чтобы исключить недобросовестное поведение, теперь есть и еще одна обязанность. Мы с вами обязаны проявлять коммерческую осмотрительность.

Казалось бы, что нового в том, что бизнес должен искать коммерческую выгоду в каждом своём действии? А вот что. Коммерческая осмотрительность предполагает не только поиск выгодных предложений, но и поиск выгодных предложений исключительно по рыночной цене в исключительно конкретном сегменте ваших потребностей. Переплачивая перекупщику за товар, который он повезет, загрузит и разгрузит, а впоследствие еще и передаст за вас покупателю - это неразумный, с точки зрения ФНС, подход. А если вы вдруг считаете иначе - вам нужно на каждый шаг предоставить налоговому органу доказательство.

Зачем это нужно доказывать? А потому что, если вы не можете это обосновать, то вы совершали операцию не ради того, чтобы получить фин. результат, а исключительно ради снижения налоговой нагрузки, следовательно, единственная ваша цель - необоснованная налоговая выгода.

Вообще, статья 54.1 и разъяснения к ней, но это исключительно моё мнение, носят некий характер налоговой хартии, включенной для всех отраслей.

Вы не знаете, что такое налоговая хартия? Это очень занимательный и интересный документ. Его основная задача переложить обязанность принудительного исполнения налоговой обязанности с ФНС на налогоплательщиков высокого уровня благонадёжности. Всё еще не понятно объяснил? Понимаю, потому что звучит это абсурдно. Но тем не менее, эта схема работает, например, в отрасли сельхозпроизводства. Там оооочень много денег. И ФНС обязывает налогоплательщика подписывать хартию. Так, участники хартии (налогоплательщики, принявшие её условия), обязаны сами по требованию ФНС искать и ликвидировать разрывы в налоговых схема. Чьими средствами и каким образом налоговый орган не интересует. Хоть сами платите.

Так вот, это я к чему. В статье 54.1 НК РФ, закрепляется примерно тот же принцип. Например, если есть разрыв в НДС, задачей налогового органа является доказательство “технической” составляющей в действиях платежеспособного налогоплательщика. Аналогичная ситуация с налогом на прибыль - зачем налоговому органу искать потенциальную недоимку, если можно просто “доказать” наличие необоснованной налоговой выгоды? Как? Да очень просто, сделки налогоплательщика “технические”, расходы нужно принимать в объёме последнего участника сделки.

По кому с большей вероятностью ударят такие подходы? В первую очередь по бизнесу с большим и сложным производственным циклом. Застройщики и генеральные заказчики самый лакомый кусочек. Специфика этой отрасли такова, что девелопер - это, скорее, финансовая организация, содержащая множество подрядчиков за счет умелого управления. У таких подрядчиков также есть подрядчики и эта цепочка, и её длина зависит от… Да бог его знает от чего.

Следующие на очереди крупные перевозчики. А точнее клиенты логистических компаний, если такие компании используют механику привлечения различных агрегаторов. Так как под сомнение встаёт вопрос о целесообразности использования посредников.

Производственные предприятия с цепочкой продавцов или поставщиков? Тоже повод обвинить налогоплательщика в использовании “технических” схем.

Сервисное предприятие, которое привлекает подрядчиков при оказании услуг? Ну такая же точно история.

Что мы получаем в итоге? А в итоге вот что., В разъяснениях конечно не прямо, но очень хорошо читается мысль - если в действиях налогоплательщика можно усмотреть неосновательное получение налоговой выгоды, задача налогового органа не столько разобраться в реальности операций, сколько в доказывании их нереальности. Я, конечно, оооочень сильно утрирую. Но, и играю я на противной стороне. При этом, такой подход очень хорошо укладывается в существующий принцип осуществления проверочного и предпроверочного анализа: допрос - это король доказательств.

Что значит коммерческая осмотрительность для всех налогоплательщиков? Это выбор контрагента не только просто формально соответствующего требованиям ФНС, но и проверка наличия представленности контрагента в сети интернет, наличия постоянных договоров на аренду у вашего контрагента, личное знакомство со всеми должностными лицами. Еще один критерий поведения контрагента с признаками “коммерческой неосмотрительности” - это неиспользование законных прав на применение договорных санкций.

Да-да, вы правильно поняли, речь о том самом разделе в вашем договоре, где прописывается ответственность. Теперь сказать, что мы не подали в суд, потому что договорились с поставщиком - это признак не осмотрительных действий и порочная практика. ФНС будет толковать ваши действия не как доброжелательные и лояльные, а как агрессивные и направленные на прикрытие “технических” компаний. Так что за каждой отсрочкой или прощением задолженности должен стоять какой-то юридически значимый документ, закрепляющий ваши предварительные договоренности, при этом с какой-то последующей выгодой для стороны, чьи права нарушены первоначально.

Важным становится доказывание умышленности в действиях налогоплательщика. Критериями, которые показывают и доказывают умышленность, являются в том числе неиспользование своих прав на законную защиту, бездействие должностных лиц налогоплательщика, общие ip-адреса, общие места хранения документов и так далее. И если с явными признаками использования “техничек” мы не будем спорить, это признаки использования схем, то каким образом отсутствие финансового анализа контрагента и глубокий многоуровневый анализ рыночной ситуации перед заключением сделки свидетельствуют об умышленности и “техническом” характере такой сделки, лично мне не очень понятно.

Но есть и отличные новости. Налогоплательщик вправе взыскать все убытки с контрагента, который стал причиной реконструкции для самого налогоплательщика. Одно мааааленькое обстоятельство. Если налоговый орган не смог взыскать с этого контрагента, какие шансы у нас? Почему же налоговый орган не пошел по пути взыскания недоимки или реконструкции с такого контрагента? Думается мне, что это просто невозможно сделать. И именно с этим согласуется вторая “хорошая” новость. Презумпция невиновности возможна, она прямо предусмотрена пунктом 2 статьи 54.1 НК РФ, и упоминается в разъяснениях по применению этой статьи. НО, если контрагент налогоплательщика не поддается взысканию, ФНС доказывает, что он «технический», и обрушивает всю беспощадную мощь реконструкции на налогоплательщика.

Отдельно вынесем упоминание об откровенной “чернухе”, старообрядческие схемы с обналичкой, бумажные НДСы, подконтрольные ИП и общие средства производства - тут однозначно умысел и ответственность по полной программе. Ничто в таком случае не спасет. Хотя граждане, предоставляющие услуги по “поддержке налогоплательщиков при недостатке НДС”, всё ещё рассказывают о безопасности и надёжности таких схем. Я лично никому не советую играть в эти игры с государством - последствия максимально негативные, прогноз неблагоприятный.

В конце, чтобы подчеркнуть всю абсурдность ситуации, и при этом серьезность намерений налогового органа, хочу обратить ваше внимание на то, что одним из признаков “технической” операции является невозможность определить местонахождение контрагента в момент совершения хозяйственной операции. Проверка проводится за три последних налоговых периода. Так вот, если налоговая не сможет определить местонахождение контрагента три года назад - этот контрагент имеет признаки “технического”. Оцените красоту игры - ретроспективно ФНС даст оценку было ли у юридического лица фактическое расположение по месту регистрации или месту выполнения работ, на неких косвенных доказательствах. Как таким аргументам противостоять? Ну, видимо, ездить в офис к контрагентам каждые три месяца и фотографироваться с директором на фоне номерной таблички.

Итого, подводя некую черту под впечатлениями от проанализированной совокупности информации. Коллеги, конечно, будут правы, если упрекнут меня в излишнем пессимизме. Мне обязательно должны указать на важный критерий - совокупность всех признаков недобросовестных действий в действиях налогоплательщика. И только тогда возможна реконструкция. Мне точно укажут на положительные прецеденты в судебной практике. И будут абсолютно правы. НО, учитывая методы работы и принципы оценки действий налогоплательщиков, я склонен к пессимизму. Мне кажется то, чем дальше в лес, тем чаще положительные прецеденты в практике станут лишь исключениями, подтверждающими правила. Допросами и косвенными доказательствами будет блокироваться любое разумное сопротивление.

С другой стороны, это говорит о том, что налоговых юристов вряд ли заменят роботы, и у них точно не убавится работы. Что в целом не должно огорчать меня как представителя этой сферы. Остается лишь некое неприятное ощущение, что для представителей сферы налогового консультирования это будет пир во время чумы.

Закончить хочется как всегда фразой “Знайте свои права и защищайте их правильно”. Но применительно к описанной выше теме, составить такую стратегию становится очень непростым занятием.

Читайте также: