Налоговая амнистия 2007 для физических лиц

Опубликовано: 21.09.2024

Списываются ли по налоговой амнистии долги по страховым взносам за 2013 и 2014 годы, если ими уже занимаются судебные приставы?

Анна Коняева

Институт налоговой амнистии применяется в законодательных актах не впервые, в 1993, 2007 и 2015 годах проводились правительственные акции, на основании которых юридические и физические лица освобождались от фактической уплаты налогов, взносов по установленным законом основаниям. Между тем законодательного термина "налоговая амнистия" не предусмотрено. Как правило, с учетом практики применения данного института его суть сводится к освобождению от налогового бремени с учетом политики государства и поручений его главы.

Такова и нынешняя налоговая амнистия, введеная в действие на основании Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Считается, что данная амнистия – самая широкомасштабная за прошедшие 25 лет. Целесообразность ее применения продиктована в том числе указаниями Президента РФ в силу обстоятельств, "связанных с несовершенством нашей налоговой системы». По существу, происходит списание долгов, взыскать которые не представляется возможным в силу объективных причин. Между тем из государственного бюджета происходит расход целевых средств на изыскание возможностей взыскания таких безнадежных долгов. Соответственно, эффективность использования бюджетных средств изначально сведена к нулю.

На долги по страховым взносам также распространяется налоговая амнистия 2018 года. Такая задолженность признается безнадежной. Так, согласно ст. 11 указанного закона признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды РФ за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., в размере, определяемом в соответствии с ч. 11 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством РФ порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством РФ порядке частной практикой.

В данном случае речь идет о страховых взносах, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями за себя в Пенсионный фонд, но не обо всех, а только о тех, которые были начислены в максимальном размере (исходя из восьмикратного МРОТ) при непредставлении налоговой отчетности.

Будут списаны долги по начисленным в максимальном размере страховым взносам в Пенсионный фонд индивидуальным предпринимателям, которые не представляли никакой отчетности, если суммы страховых взносов не были уплачены либо взысканы Пенсионным фондом или налоговыми органами. Как правило, это предприниматели, которые зарегистрировались, но фактически предпринимательскую деятельность не вели.

При этом данный порядок распространяется и на тех предпринимателей, которые прекратили свой статус.

Индивидуальные предприниматели, которые представили требуемую Налоговым кодексом РФ налоговую отчетность и имеют задолженность по страховым взносам «за себя», не освобождаются от обязанности уплатить страховые взносы в полном объеме.

Соответственно, рассматриваемый период задолженности по страховым взносам за 2013 и 2014 годы входит в указанный период налоговой амнистии по строго определенным критериям согласно ст. 11 указанного закона.

Амнистия имеет свое применение даже при нахождении дела о взыскании указанной задолженности за 2013-2014 годы в службе судебных приставов-исполнителей. ФССП России присоединилась к реализации налоговой амнистии. Данное направление деятельности с февраля 2018 года является одним из приоритетных в работе исполнительной системы государства. Такое распоряжение дано министром юстиции РФ. Так как материалы на должников в свое время направлялись в службу судебных приставов, ведомство должно подключиться к проведению налоговой амнистии и во взаимодействии с Федеральной налоговой службой обеспечить реализацию положений закона.

Налоговая службапринимает решение в произвольной форме «максимально дебюрократическим способом» (как было отмечено на Президентом России на пресс-конференции 14 декабря 2017 г.). Затем налоговая служба должна уведомить об этом службу приставов, в производстве которых находятся дела о взыскании задолженности по страховым взносам.

На основании такого уведомления судебный пристав вынесет решение о прекращении исполнительного производства (п. 6 ч. 2 ст. 43 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве») в связи с изданием акта об амнистии.

В идеале все должно происходить автоматически, без участия налогоплательщика. Но рекомендуется не оставлять данный вопрос вне контроля и проверить окончательное списание, так как наличие задолженности по исполнительному производству может привести к ее принудительному взысканию, затруднить выезд за границу, получение кредита. Если у вас есть регистрация на сервисе «Госуслуги», то в личном кабинете отражаются сведения и о налоговой, и о судебной задолженностях. Также на официальном сайте ФССП РФ есть специальный сервис, позволяющий проверить наличие задолженности, переданной на взыскание приставам.

Если списания не происходит в течение двух-трех месяцев, следует написать заявление в налоговый орган, а принятое решение о списании передать в службу судебных приставов, чтобы прекратить исполнительные производства, если таковые имелись.

Однако и здесь рекомендуется проявлять инициативу, поскольку нет четкой законодательной установки о сроках принятия решения. Поэтому для ускорения процесса списания безнадежной задолженности и прекращения исполнительного производства необходимо обратиться в налоговый орган с соответствующим заявлением на основании Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Также можно ускорить сроки, обратившись в налоговый орган с заявлением о проведении сверки (пп. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ). Срок изготовления акта сверки в таком случае составит 15 рабочих дней (п. 3.1.2 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденного приказом ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@/).

Следует также отметить, что если при этом по результатам исполнительного производства вынесено постановление взыскать исполнительский сбор, последний оплачивается, на данное обязательство налогоплательщика налоговая амнистия не распространяется.

На данный момент четко сформировавшейся судебной практики не отмечается ввиду того, что прошло незначительное время с момента начала реализации налоговой амнистии. Однако встречаются примеры, когда налоговые органы, несмотря на законодательную установку, пытаются взыскать через суд безнадежные долги (апелляционное определение Свердловского областного суда от 15.02.2018 по делу N 33а-3305/2018; апелляционное определение Ульяновского областного суда от 05.06.2018 по делу N 33а-2576/2018; постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2018 N 07АП-3943/2018), либо налогоплательщики посредством суда добиваются списания безнадежных долгов (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2018 N 15АП-6426/2018).

Данные примеры показывают, что налогоплательщик всегда и во всем должен брать инициативу в свои руки. Нет гарантий, что таких споров не возникнет и с привлечением службы судебных приставов-исполнителей. Ведь именно судебная практика показывает результаты работы правоприменительной системы, ход реализации закона и результаты от эффективности введения налоговой амнистии.

В 2018 году подписали закон, вносящий в Налоговый кодекс поправки в отношении списания налоговых долгов физических лиц. Эта законодательная инициатива получила название налоговой амнистией. Для ИП в 2021 году продолжатеся

Закон о «Налоговой амнистии» простил долги россиянам

28 декабря 2017 года Президент РФ Путин В.В. выступил с рядом предложений, направленных на улучшение жизни граждан. Помимо социальных проектов глава государства порекомендовал Правительству разработать законопроект по амнистированию налоговых долгов физических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Стоит отметить, что по статистическим данным органов налоговой службы на 1 января 2015 года у населения насчитывается задолженность и пени, в сумме составляющие довольно крупные размеры. Постепенно к концу 2017 года она уменьшилась примерно вдвое, но есть такие долги, которые в итоге так и не будут внесены в бюджет. На начало 2018 года сумма их составила более 40 млрд. рублей.

Поскольку срок давности такой задолженности истекает, было принято решение законодательно списать ее без лишних бюрократических проволочек. Поправки в Налоговый кодекс РФ внесены Законом от 28.12.2017 гг. № 436-ФЗ. Согласно тексту документа долги по нескольким категориям налогов, а также пени и штрафы по их неуплате, будут признаны безнадежными к взысканию и списаны.

Первый этап списания долгов по налоговой амнистии завершен 28 февраля 2018 года. Были списаны в полном объёме имущественные налоги:

  • транспортный налог;
  • налог на имущество физических лиц;
  • земельный налог .

С 1 марта 2018 года по 20 февраля 2019 года закончился второй этап налоговой амнистии для предпренимателей.

Третий начался 1 июня 2019 года и закончился 29 февраля 2020 года. Он относится к списыванию задолженностей по налогам и страховым взносам (8 МРОТ) для ИП — подробнее можно ознакомиться здесь.

Какие спишут долги по налогам физическим лицам в 2021 году?

Согласно ст. 12 закона № 436-ФЗ списанию подлежали долги по имущественным налогам, к ним относятся:

  • владение участком земли (земельный налог);
  • налог с недвижимости;
  • транспортный налог.

За какие года? Списывались долги которые образовались до 1 января 2015 года, после списаны только штрафы и пени, возникшие в связи с их неуплатой до 1 января 2017 года.

Из официального источника nalog.ru период по списанию задолженности для физических лиц по имущественным налогам закончена 1 марта 2018 года.

Цитируя.

Работа по списанию задолженности проводится налоговыми органами в несколько этапов. По состоянию на 01.03.2018 уже завершена основная работа по списанию задолженности физических лиц по имущественным налогам и задолженности индивидуальных предпринимателей по налогам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности.

В 2020 году продолжат списывать долги сформированные до 01.01.2015 года физическим лицам (бывших ИП, адвокатов, нотариусов и др.), которые ранее занимались предпринимательской деятельностью или вели частную практику.

В 2020 году есть вероятность продолжить работу по этой же амнистии, если ФНС не успеют списать долги по закону 436-ФЗ.

Долги по НДФЛ

От задолженности по НДФЛ могут быть освобождены только граждане, которые получили доход, но взносы не были уплачены в бюджет, при соблюдении условий:

  • в период получения дохода в рамках от 01.01.2015 г. до 01.01.2017 г.;
  • организация представила сведения по форме 2-НДФЛ о доходе гражданина в налоговую инспекцию.

Возникновение такой ситуации возможно в случае списания образовавшихся долгов у гражданина перед иными организациями, например, операторами связи, коммунальщиками и прочими. По факту человеком доход получен не был, но форма 2-НДФЛ подана и налоговики должны исчислить налог.

Освобождение не коснется НДФЛ с полученного дохода:

  • в качестве оплаты труда, выполненных работ, оказанных услуг и т.д.;
  • материальной выгоды;
  • в качестве призов, выигрышей и иных подобных доходов от лотерей, конкурсов;
  • проценты, дивиденды по вкладам и ценным бумагам;
  • в натуральной форме.

Налоговая льгота по земельному налогу на 600 кв. м. для пенсионеров

Отдельно хотелось бы отметить, что в указанном нормативном акте фигурирует поправка, касающаяся налогообложения пенсионеров земельным налогом. Теперь за пользование участком в пределах 6 соток не придется ничего платить. Если же он будет больше, то предоставляется льгота следующим образом: из общей площади надела вычитаем 6 соток и после умножения на кадастровую стоимость получаем налогооблагаемую базу для расчета земельного налога.

Когда и как спишут долги по налогам?

Списание задолженности осуществляется налоговыми органами самостоятельно, без участия налогоплательщика. Дополнительно обращаться в налоговые органы не нужно.

Списание долга по «Налоговой амнистии» происходит без участия налогоплательщика. ФНС сам в одностороннем порядке спишет долг, как задолженность безнадежную. При этом в компетенцию налогового органа не входит обязанность оповещать граждан об этом.

Точных сроков списания официально не установлено, поэтому отслеживать ситуацию налогоплательщик должен самостоятельно.

Существует три способа узнать свою задолженность по налогам:

  1. При личном обращении в территориальный орган налоговой службы по месту жительства, предъявив удостоверение личности;
  2. На сайте Госуслуг;
  3. На официальном сайте ФНС.

Существует способ ускорить процесс списания долгов, написав соответствующее заявление:

  1. В рамках закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» они вправе письменно обратиться с просьбой о применении мер, вступивших в силу в рамках 436-ФЗ и получить ответ в 30-дневный срок — скачать.
  2. Вторая возможность написать заявление определена статьей 21 Налогового кодекса РФ – это запрос о проведении сверки. Через 15 дней от даты приема такого заявления орган ФНС должен сделать акт сверки с налогоплательщиком, где будет ясно, есть ли у него недоимки, попадающие под амнистию — скачать.

Все об налоговой амнистии в 2021 году! Кому, как, когда спишут доги и что простят?

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему! Напишите прямо сейчас нашему консультанту онлайн. Или звоните нам по телефонам:

Федеральный закон от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» не касается только положений так называемой «налоговой амнистии».

Этот достаточно обширный документ, опубликованный в самом конце декабря, носит комплексный характер и затрагивает изменения в различные законодательные акты — от собственно Налогового кодекса до законодательства о таможенном регулировании. Это понятно: очень часто законы добавляются и изменяются на этапе поправок при их прохождении в парламенте, рассматриваемые нормы — не исключение.

Собственно налоговой амнистии посвящены статьи 11 и 12 опубликованного текста (страницы 45-48 для тех, кому сложно искать), затрагивают они разных налогоплательщиков.

1) Статья 11 (вступает в силу с 29 января 2018 г.) и часть 2 статьи 12 регулируют списание страховых платежей в государственные внебюджетные фонды (понятно, что и в пенсионный фонд, и в соцстрах и в фонды обязательного медицинского страхования) для индивидуальных предпринимателей и приравненных к ним лиц. Списывается вся недоимка, возникшая у ИП по всем периодам до 1 января 2017 года, а также все пени и штрафы, связанные с неуплатой страховых платежей, а также все налоги на ИП (кроме акцизов), возникшие до 1 января 2015 года, если ИП прекратило действие на дату принятия решения о списании.

Так как для взыскания страховых платежей с ИП действует безакцептный порядок, то вполне очевидно, что фактически речь идёт о тех ИП, чьи счета в 2017 году были пусты, а потому осталась недоимка.

Не надо забывать и про переход в 2017 году в администрировании страховых платежей от фондов в ФНС, вызывавший много нареканий из-за несовпадения баз данных и передачи документации, в результате которого порой искренне невозможно понять, какие именно платежи, кто и кому именно должен. Также следует отметить, что фактически предпринимателям нельзя доначислить страховые платежи за периоды до 2017 года или налоги за период до 1 января 2015 года, даже если они прямо уклонялись от их уплаты методом занижения базы или иными доступными народными способами. Всё, что не удалось вовремя с них списать или, доначислив, списать, признаётся безнадёжным к списанию, так как исключений для таких случаев закон не содержит — только «признаётся безнадёжным к взысканию» и период, до которого.

2) Для простых граждан — физических лиц — существует статья 12 опубликованного закона. Сроки и налоги тут другие. Она распространяется не на все налоги за периоды до 1 января 2015 года, как для индивидуальных предпринимателей, а только на транспортный налог, налог на имущество физических лиц и земельному налогу. Фактически — по тем налогам, по которым необходимо для их уплаты гражданином направлять налоговые уведомления, которые, не секрет, что запаздывают или не приходят вовсе. Таким образом, если выяснится, что гражданин не уплатил НДФЛ или же ему налоговым органом за «фактическую предпринимательскую деятельность» за период до 1 января 2015 года были доначислены НДС и налог на прибыль, эти суммы налогов безнадёжными к взысканию признаны быть не могут, так как он в этот период не имел статуса индивидуального предпринимателя.

Порядок списания налога. Вопреки, казалось бы, очевидной логике законодателя на проведение «налоговой амнистии», списание происходит не автоматически со дня принятия закона, а путём принятия соответствующего решения налогового органа по каждому налогоплательщику с указанием его наименования и суммы налога к списанию. Срок, в течение которого это решение должно быть принято, законом не определён, а это может означать, что если налогоплательщик примет стратегию «лежачего камня» и не будет обращаться с соответствующими заявлениями, то он может быть сколь угодно долгим, если не будет проявлена политическая воля налоговиков на одновременное принятие миллионов решений в электронном виде путём написания и задействования соответствующей компьютерной программы.

Так как этот текст рассчитан, в отом числе и на неюристов, хочется отдельно отметить, что списываемые в соответствии с законом штрафы — это не штрафы ГИБДД или иные штрафы по КоАПу или УК, а только штрафы, назначенные за несвоевременную уплату сумм налогов и страховых платежей в соответствии с положениями Налогового кодекса и законов о страховых платежах, так что это не «административная амнистия», как говорят об этом некоторые.

Также, если по неуплаченным в срок налогам и страховым платежам велись исполнительные производства и были вынесены постановления о взыскании исполнительского сбора, то этот сбор тоже никто не спишет, закон не об этом.

Поэтому каждому налогоплательщику, если он заинтересован в том, чтобы его платежи были действительно списаны, надо будет, на всякий случай, проконтролировать, было ли принято соответствующее решение о списании, а если не было — написать заявление в налоговый орган, чтобы оно было произведено, а принятое решение о списании передать в службу судебных приставов, чтобы прекратить соответствующие исполнительные производства (если они были).

"Финансы", 2008, N 4

С 1 марта 2007 г. в России была введена налоговая амнистия. Она приняла форму упрощенного порядка декларирования доходов физических лиц и индивидуальных предпринимателей, не охваченных налогообложением до 2006 г. Объявлению налоговой амнистии во многом способствовало относительно благополучное состояние государственных финансов России, а также достаточно последовательное налоговое администрирование. Первое обстоятельство послужило весомой предпосылкой, чтобы не вводить возможные санкции для лиц, "не заинтересовавшихся" налоговой амнистией. Второе обстоятельство выразилось в стремлении усилить организационную простоту и прозрачность административных процедур в налоговой системе России. Таким образом, общий фон для применения физическими лицами налоговой амнистии выглядел достаточно благоприятным.

В 1993 г. в стране уже проводилась налоговая амнистия. Следует также отметить, что многие международные эксперты реструктуризацию просроченной задолженности по налогам и сборам, проведенную в России в конце 1990-х годов, расценивают как разновидность налоговой амнистии. Таким образом, налоговую амнистию 2007 г. можно отнести к третьей в истории современной России.

См., например: Torger B., Schaltegger C.A. // Tax Amnesty and Political Participation, University of Basel, WWZ, 2003.

Органы власти всех уровней в разных странах (Италии, Франции, Аргентине, Бразилии, США, Индии, Пакистане, Австралии, Индонезии и других) в рамках осуществляемой финансовой политики часто обращаются к налоговым амнистиям. Налоговая амнистия обычно позволяет физическим лицам или организациям уплатить прежде не уплаченные налоги, не подвергаясь, как правило, санкциям за нарушение налогового законодательства, чего бы не было в случае раскрытия факта уклонения от уплаты налогов.

Налоговая амнистия может быть определена как программа, которая позволяет обеспечить в реальном исчислении снижение задекларированных или незадекларированных налоговых обязательств налогоплательщиков по сравнению с налоговыми обязательствами, установленными законодательно .

Le Borgne E. Economic and Political Determinants of Tax Amnesties in the U.S. States. International Monetary Fund: IMF Working Paper WP/06/222. - 2006, p. 40.

До объявления амнистии органы власти оценивают общий уровень налоговой дисциплины в стране. При этом они стремятся по возможности точно определить, какие проблемы привели налоговую систему к создавшемуся положению. Для принятия решения о проведении налоговой амнистии должны быть определены условия ее применения, виды используемых налогов, меры по стимулированию участников налоговой амнистии и сроки ее проведения.

Существенный вопрос налоговой амнистии: какие налогоплательщики могут в ней участвовать? Обычно в ней разрешается участвовать любому налогоплательщику, имеющему неуплаченные налоги, поскольку реальный размер таковых не известен налоговым органам. Не выполнившие свои налоговые обязательства лица могут как состоять, так и не состоять на учете в налоговых органах. Трактовка налогоплательщиков, не уплативших налоги и уже находящихся под следствием, при различных налоговых амнистиях может быть неодинаковой. Как правило, в налоговых амнистиях разрешается участвовать как налоговым резидентам, так и лицам, не являющимся таковыми на территории данного государства.

Требования, предъявляемые к участникам налоговой амнистии, являются важным сигналом для них об отношении налоговых органов к лицам, уклоняющимся от уплаты налогов. Прощение физических лиц или организаций путем их допуска к участию в налоговой амнистии даже после предпринятых попыток выявить факты их уклонения от уплаты налогов означает, по сути, что налоговые органы не расценивают уклонение от уплаты налогов как серьезное правонарушение. Подобная позиция не может не сказаться негативно на поддержании должной налоговой дисциплины.

Какие налоги используются при проведении налоговой амнистии? В ходе многих амнистий используется какой-либо один налог (например, подоходный налог, налог на прибыль, налог с продаж, налоги на недвижимость). "Амнистируемый" налог очерчивает определенный круг налогоплательщиков, которые могут участвовать в данной налоговой амнистии. В случае налоговой амнистии по нескольким налогам физическим лицам и организациям разрешается погашать недоимку по любому налогу, по которому имеется задолженность, либо по любому налогу, администрируемому налоговыми органами. В некоторых странах в последние годы налоговые амнистии объявлялись в значительной степени с целью привлечь капитал, который их граждане незаконно перевели за рубеж. Эта причина являлась одной из основных и при введении упрощенного порядка декларирования доходов в России в 2007 г.

Осуществление налоговой амнистии предполагает, что должны быть определены сумма неуплаченных налогов, размеры пеней и санкций, которые будут прощены налоговыми органами. Общепринятым является неприменение или снижение санкций за нарушение налогового законодательства. Однако трактовка как суммы неуплаченных налогов, так и размера пеней за них при проведении различных налоговых амнистий далеко не одинакова. Практически в случае всех налоговых амнистий от физических лиц или организаций требуется уплачивать налоги по действовавшему в соответствующие периоды налоговому законодательству.

Срок налоговой амнистии может выглядеть как единовременный период с заранее установленной продолжительностью - обычно от двух месяцев до одного года. При информировании о сроках проведения налоговой амнистии обычно подчеркивается, что должники имеют только эту единственную временную возможность для декларирования всех не уплаченных своевременно налогов.

В некоторых странах функционирует постоянно действующая налоговая амнистия, позволяющая налогоплательщикам уплачивать ранее не уплаченные налоги в любое время в рамках периода действия такой амнистии. Так, в США постоянно действующая амнистия имела место с 1919 г. по 1952 г. в отношении подоходного налога. В налоговых системах Германии, Канады, Нидерландов, Норвегии и Швеции присутствуют режимы и элементы, схожие с постоянно действующей налоговой амнистией.

Налоговые амнистии используются, как правило, для немедленного и краткосрочного увеличения налоговых поступлений. В результате осуществления некоторых из них обеспечивалось существенное поступление доходов. К тому же проведение налоговой амнистии позволяет налоговым органам уменьшить расходы на документооборот и администрирование недоимки по налогам.

Кроме того, после проведения налоговой амнистии может улучшиться налоговая дисциплина. Это связано с возвращением лиц, прежде не плативших налоги, в лоно налоговой системы и наделением их налоговыми обязанностями. Такие лица могут стремиться устранить последствия своих незаконных налоговых действий, но вместе с тем они и могут опасаться обвинений и санкций, которые обычно возникают при выявлении фактов уклонения их от уплаты налогов. Предоставляя им возможность в какой-то мере устранить последствия указанных своих действий и (вновь) стать законопослушными налогоплательщиками, налоговая амнистия улучшает налоговую дисциплину - ведь они больше не должны скрывать факты своего прежнего уклонения от уплаты налогов, их вина уменьшена, а налоговые органы имеют более полные сведения об их деятельности.

Налоговая дисциплина также улучшается, если налоговая амнистия:

проводится после попыток улучшить контроль за соблюдением налогового законодательства и усилить санкции за нарушение налогового законодательства;

сопровождается предоставлением налогоплательщикам более широкого набора услуг и улучшением информирования налогоплательщиков об их обязанностях, что может в известной мере стимулировать уплату налогов налогоплательщиками.

Следует, однако, отметить и недостатки, связанные с проведением налоговых амнистий. Так, доходы даже в случае осуществления масштабных налоговых амнистий сравнительно невелики . Более важным в рассматриваемой связи является то, что долгосрочное влияние налоговой амнистии на собираемые доходы негативно. Такое влияние может иметь место в силу следующих причин :

законопослушные налогоплательщики могут рассматривать налоговую амнистию как несправедливость по отношению к себе и в ответ могут снизить налоговую дисциплину;

некоторые лица могут уплачивать налоги преимущественно из боязни наказания; если налоговая амнистия ослабляет наказуемость как мотивирующий фактор, то после ее проведения налоговая дисциплина может ухудшиться;

налогоплательщики могут в ожидании объявления новой налоговой амнистии решить сегодня уплачивать меньше налогов в надежде, что в будущем такое уклонение от уплаты налогов будет прощено . Утверждения органов власти о том, что налоговая амнистия не будет больше повторяться, могут не быть убедительными, если уровень доверия граждан к ним низок.

О невысоких доходах от проведения налоговых амнистий см., например: Stella P. An economic analysis of tax amnesties // Journal of Public Economics. - 1991. - Vol. 46, Issue 3, p. 383 - 400; Alm J. Tax policy analysis: the introduction of a Russian tax amnesty // Georgia State University, 1998. - Working paper 98/6.
Alm J. Tax policy analysis: the introduction of a Russian tax amnesty // Georgia State University, 1998. - Working paper 98/6.
О возможном снижении налоговых поступлений при возрастании вероятности объявления налоговой амнистии см.: Malik A.S., Schwab R.M. The economics of tax amnesties // Journal of Public Economics. - 1991. - Vol. 46, Issue 1, p. 29 - 49.

Упрощенный порядок декларирования доходов в ходе проведения налоговой амнистии в России в 2007 г. предполагал уплату физическими лицами декларационного платежа без представления в уполномоченные органы (налоговые и иные) документов о видах и источниках полученных доходов. Декларационный платеж рассматривался как сумма денежных средств, уплачиваемая физическими лицами в соответствии с указанным порядком. Этот порядок регулировался Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 269-ФЗ "Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами" (далее - Закон N 269-ФЗ).

Правительство России, кажется, не ожидало от упрощенного порядка декларирования доходов существенных поступлений. Так, на весь заявленный период проведения налоговой амнистии запланированная сумма поступлений составляла 222 970,0 тыс. руб. Основной целью проведения налоговой амнистии для правительства, несомненно, было укрепление доверия между государством и налогоплательщиками.

Рассматриваемый порядок в версии Закона N 269-ФЗ являлся достаточно демократичной формой проведения налоговой амнистии. Формально законодатель даже отошел от использования самого термина "налоговая амнистия", дабы "не смущать" потенциальных плательщиков декларационного платежа. В самом названии Закона N 269-ФЗ и в его тексте использовалась более нейтральная, на взгляд законодателя, формула "упрощенный порядок декларирования доходов". Этот термин возник в ходе обсуждения соответствующего законопроекта в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а его использование обосновывалось стремлением по возможности отойти от малейшего упоминания о возможной вине налогоплательщиков и тем самым минимизировать риски потенциальных плательщиков декларационного платежа. Важно было при этом учесть и то, что до 2006 г. на поведение налогоплательщиков при их исполнении или неисполнении налоговых обязанностей существенное влияние могли оказывать и сложное законодательство, и высокая налоговая нагрузка, и режим перманентной налоговой реформы.

Упрощенный порядок декларирования доходов физическими лицами действовал в период с 1 марта 2007 г. до 1 января 2008 г. и не распространялся на лиц, в отношении которых имелся вступивший в законную силу обвинительный приговор за преступления, связанные с уклонением от уплаты налогов и сборов, если при этом судимость за преступления не была снята или погашена. Элементы декларационного платежа и их характеристика иллюстрируются таблицей 1.

Декларационный платеж, как уже отмечалось, рассчитывался на основе суммы доходов физических лиц, с которых в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации ранее не были уплачены налоги (на доходы физических лиц, единый социальный), и ставки 13%. Этот платеж относится к неналоговым доходам бюджетов субъектов Российской Федерации и полностью зачисляется туда. Физические лица, применяющие специальные налоговые режимы и уплатившие декларационный платеж, не признаются исполнившими обязанности по каким-либо налогам. Это связано с тем, что в случае применения специальных налоговых режимов в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, ни единый социальный налог, ни налог на доходы физических лиц не уплачиваются.

За все время налоговой амнистии (март - декабрь 2007 г.) общие поступления от уплаты декларационного платежа по стране составили 3 657 751,1 тыс. руб. При принятой ставке декларационного платежа общий размер задекларированных доходов, с которых были уплачены декларационные платежи, составил, таким образом, 28 136 547,0 тыс. руб. Как показывают данные таблицы 2, эта общая база декларационных платежей составляет всего лишь 0,33% налогооблагаемой базы одного только налога на доходы физических лиц (без единого социального налога), поступившего в налоговую систему страны за период март - декабрь 2007 г.

Сопоставление налоговой базы по налогу на доходы физических лиц и базы декларационного платежа по стране (март - декабрь 2007 г.)

Сумма поступлений от уплаты декларационного платежа в 3 657 751,1 тыс. руб. сформировалась в основном за счет Центрального и Дальневосточного федеральных округов - их вклад в общие поступления составил 80% (соответственно 64% и 16%). Если быть точнее, то в большей мере за счет г. Москвы и Чукотского автономного округа, которые обеспечили 74% общих поступлений декларационного платежа (соответственно 58% и 16%) (таблица 3). При этом, если "первое место" г. Москвы не является неожиданным, то "второе место" Чукотского автономного округа можно отнести к "приятному сюрпризу" налоговой амнистии - 2007.

Уплата декларационного платежа по федеральным округам (март - декабрь 2007 г.)

Российская практика проведения налоговой амнистии не отошла от устоявшейся в мире "традиции": основная часть (84%) декларируемых в ходе нее сумм поступила в последний календарный месяц, более того - в последних его числах. Отдельные "всплески" уплаты декларационного платежа (3%) происходили в первый месяц после объявления налоговой амнистии и в период летних отпусков (таблица 4).

Уплата декларационного платежа по России по месяцам 2007 г.

Налоговый механизм упрощенного порядка декларирования доходов характеризовался достаточно высоким уровнем конфиденциальности, освобождением заинтересованных налогоплательщиков от необходимости представления каких-либо документов по налоговой отчетности, а также сравнительно небольшой ставкой декларационного платежа.

К недостаткам проведенной налоговой амнистии следует отнести то обстоятельство, что ею не были охвачены индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы. Следует также отметить и сравнительно низкий уровень информационного и разъяснительного сопровождения проведенной налоговой кампании. В рассматриваемой связи, как представляется, имевшийся потенциал налоговой амнистии не был использован полностью, по крайней мере, с позиции оправданности произведенных на нее расходов.

с 1 января 2021 г. вступила в законную силу налоговая амнистия!

Это значить, что начиная с 1 января 2021 года, с индивидуальных предпринимателей и физических лиц будут списываться долги, признанные безнадежными к взысканию. Индивидуальных предпринимателей освободят от задолженности по налогам, возникшей до 1 января 2015 года, и по страховым взносам, начисленным до 1 января 2021 года,а с обычных граждан будут списаны долги по имущественным налогам: транспортному, земельному, налогу на имущество.

Что списывают при амнистии: налоги или взносы?

Про амнистию для ИП по взносам в ПФР и налогам говорят уже третий год. Возможность избавиться от долгов по платежам в бюджет и внебюджетные фонды у ИП появилась благодаря закону «О внесении изменений…» от 28.12.2017 № 436-ФЗ. Этот закон позволяет амнистировать задолженность не только ИП, но и другим категориям лиц (компаниям, обычным гражданам — не ИП, частнопрактикующим субъектам). По каждой группе лиц законом предусмотрены разные условия предоставления налоговой амнистии по срокам образования долгов и их видам.
Что списывают ИП по налоговой амнистии, смотрите ниже:


Закон № 436-ФЗ для ИП предусматривает амнистию как в отношении налоговой задолженности, так и по страховым взносам. При этом ИП не стоит забывать, что своевременная уплата налогов является основной обязанностью налогоплательщика. Прощение налоговых долгов — это единовременная мера государства, направленная на поддержку бизнеса.

Как появляется долг

Есть два типа долга перед налоговой: о котором налоговая знает и уже что-то делает, и котором как бы знает, но ничего не делает. Теперь по порядку.

В 99,9% случаев налоговая узнает о долге и не забывает о нем, пока не получит деньги.

не доплатила 60 000 рублей, хотя по декларации должна была. Налоговая это замечает и требует доплатить.

Если «Ветер» отказывается или делает вид, что требования от налоговой нет, налоговая вправе сама списать долг.

У налоговой нет доступа к счету, поэтому для списания долга ей нужен банк. Как только налоговая решает, что пора списывать, она дает поручение банку, и банк списывает.

В Модульбанке долг выглядит так. Это список долгов перед банком и налоговой. Желтым — только налоги:



Модульбанк показывает в личном кабинете долги перед налоговой

А это — требование оплатить, оно называется «инкассовым поручением»:


В одной сотой процента что-то происходит, и налоговая запутывается. Например, налоговая заметила долг, но не поручила банку его списать или поручила, но на счете не было денег, и списать не получилось. Обычно налоговая подает в суд, а тут почему-то не стала. И вот появился долг.

Я не знаю, почему появляются долги, с которыми ничего не происходит. Видимо, дело в людях: кто-то что-то забыл, потерял или пошел выпить чай. Насколько могу судить, налоговая могла потерять долг, когда менялся налог или формула расчета, компания переезжала в другой город.

По моей практике, долги по забывчивости появлялись несколько лет назад. Сейчас налоговая автоматизировала работу, и программы помогают всё помнить и держать под контролем. Если у компании есть долги, советую платить: налоговая о них не забудет.

Простят ли ИП долги по страховым взносам на травматизм, а также акцизы и НДПИ?

Под налоговую амнистию для ИП не подпадает задолженность по акцизам, НДПИ и налогам, подлежащим уплате при перемещении товаров через границу.

Страховые взносы на травматизм законодатели также не внесли в список амнистируемых задолженностей. Под списание подпадают только взносы, начисленные в соответствии с законом «О страховых взносах…» от 24.07.2009 № 212-ФЗ (в настоящее время не действует). Взносы, уплачиваемые страхователями в рамках страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний («на травматизм»), регламентируются другим законом — «Об обязательном соцстраховании…» от 24.07.1998 № 125-ФЗ.

Тем не менее ИП повезло больше других. В числе долгов, подпадающих под амнистию, одновременно и налоговые просроченные обязательства, и взносы, а также начисленные на эти суммы пени и штрафы. Компаниям и частнопрактикующим лицам повезло меньше — на списание налоговых долгов им рассчитывать не приходится.

Могут ли бывшие ИП закрывшие предпринимательство рассчитывать на амнистию, подробно рассказали эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Кто интересуется долгами

Есть у компании долги перед налоговой или нет — не тайна, любой может узнать об этом. Обычно долги проверяют:

«Банк не открывает счет» — в статья в Деле

  • банки, чтобы понять, можно ли открывать счет или нет. Если долги есть, банк отказывает в счете;
  • поставщики или клиенты. Возможно, из-за крупного долга клиенты не рискнут связываться с компанией. Вдруг компания не выполнит обязательства по сделке или налоговая заподозрит в ней однодневку. В любом случае это кажется рискованным;
  • инвесторы. Допустим, инвестор планирует выкупить компанию, а у компании полмиллиона рублей долга. Долг может показывать ненадежность компании или снизить ее стоимость;
  • заказчики тендеров. Из-за долга есть риск лишиться возможности побороться за тендер.

Заказчики негосударственных тендеров вправе требовать от участников, чтобы у них не было долгов по налогам. Для гостендеров отсутствие долгов — обязательное требование. Это описывает 44 ФЗ, закон о госзакупках.

Если компания переплатила налоги, переплату можно вернуть. Но если у компании висит долг перед налоговой, вернуть переплату труднее.

Есть несколько способов узнать о долге компании. Самые частые такие: доброжелатель проверяет компанию через сервис налоговой или просит у компании справку от налоговой, где та напишет о долгах.

Проверка через сервис занимает две минуты: вы вбиваете ИНН, и сервис показывает, что с долгами. Суммы долга не видно, но видно, что он есть.



Налоговая показывает, что компания ей должна

Если у компании нет долгов перед налоговой, справка может выглядеть так:


Каким предпринимателям списывают долги по налогам и по взносам в ПФР?

Налоговая амнистия — 2020-2021 для ИП — это законная возможность избавиться от «старых» долгов предпринимателям:

  • действующим в настоящее время;
  • прекратившим предпринимательскую деятельность, но имевшим задолженность по взносам и налогам на определенную дату.

Амнистия затрагивает задолженность ИП, которая числится за ними по состоянию:

  • на 01.01.2015 — по налогам;
  • 01.01.2017 — по взносам.

Это означает, что долги по указанным обязательствам ИП, возникшие после упомянутых выше сроков, подлежат уплате. Это в равной степени относится как к работающим предпринимателям, так и к утратившим статус ИП.

Безнадежная задолженность: признать или не признать

Исполнительное производствоЕсли организация обратилась в суд за взысканием задолженности, имеет на руках положительное судебное решение, задолженность подлежит взысканию в порядке исполнительного производства, то такую задолженность признать безнадежной можно, только если невозможность ее взыскания подтверждена постановлением пристава об окончании исполнительного производства, либо при ликвидации должника. Признать такую задолженность безнадежной в связи с истечением срока исковой давности нельзя. (Письмо Минфина России от 28.11.2014 г. № 03-03-06/1/60843).
Ликвидация, исключение из ЕГРЮЛЕсли должник ликвидирован или исключен из ЕГРЮЛ по иным основаниям, то задолженность признается безнадежной на дату записи в ЕГРЮЛ, даже если срок исковой давности еще не прошел. (Письмо Минфина России от 08.12.2016 г. № 03-03-06/1/73076).
РеорганизацияЕсли должник прекратил деятельность по причине реорганизации, то такая задолженность не может быть признана безнадежной, т.к. согласно ст. 58 ГК РФ по правам и обязанностям реорганизованного юридического лица существует правопреемство. (Письмо Минфина России от 06.09.2016 г. № 03-03-06/1/52041. Финансисты считают, что задолженность должника, прекратившего деятельность по причине слияния с другим юридическим лицом, не может быть признана безнадежной.
БанкротствоСписание задолженности при банкротстве юридического лица возможно только при окончании конкурсного производства, даже если срок исковой давности истекает в период банкротства, на это специалисты Минфина указывали еще в письме от 06.06.2016 г № 03-03-06/1/73076.

Для списания безнадежной задолженности необходим соответствующий приказ директора, акт инвентаризации расчетов, выписка из ЕГРЮЛ при ликвидации должника, копия постановления пристава об окончании исполнительного производства при невозможности списания судебными приставами.

Порядок и сроки проведения амнистии по долгам ИП

Амнистия по долгам ИП начата в 2021 году. Законом установлен простой механизм списания долгов. Заниматься этим должны налоговики по месту жительства предпринимателя-должника. Совершать какие-либо действия самого ИП закон не обязывает.

Сроки на проведение процедуры по списанию долгов законодательно не установлены, и данное мероприятие может затянуться на неопределенное время. Поэтому если ИП заинтересован в скорейшем списании задолженности в рамках налоговой амнистии, ему всё же придется поучаствовать в этом процессе. А именно по собственной инициативе провести с контролерами сверку имеющейся задолженности.

Не помешает осведомиться в налоговой инспекции о наличии налоговых и страховых долгов, подпадающих под амнистию. Если такие суммы обнаружатся, лучше не оставлять процесс их списания без контроля. Несмотря на то что законом № 436-ФЗ в процедуре амнистии по налогам для ИП никаких обязанностей не предусмотрено, напишите заявление в свободной форме и передайте его инспекторам. В заявлении изложите просьбу о списании долгов в рамках закона № 436-ФЗ.

Сведения о сумме списанной задолженности ФНС рекомендует получать через сервис «Личный кабинет налогоплательщика-ИП». Если до настоящего времени такой информации в личном кабинете нет, обратитесь для уточнения сведений непосредственно в налоговую инспекцию.

Узнайте больше о налоговой амнистии на нашем форуме.

Налоговая амнистия для обычных граждан

Согласно изменениям, вносимым в НК РФ в 2021 году, с физических лиц будет списана безнадежная задолженность по:

  • Транспортному, земельному и имущественному налогу, образовавшаяся за периоды до 1 января 2015 года включительно, а также пени, начисленные на указанную недоимку с периода образования задолженности и до момента вынесения решения налоговым органом.При этом не имеет значения размер недоимки, причина ее возникновения, а также материальное положение должника. По закону вся сумма указанной задолженности будет признана безнадежной к взысканию, подлежащей списанию в одностороннем порядке налоговым органом.
  • НДФЛ, подлежащая уплате в связи с получением гражданином дохода, с которого работодателем не был исчислен и уплачен в бюджет налог.

Данная ситуация затрагивает случаи, когда гражданин получил от работодателя доход, с которого не был исчислен и уплачен в бюджет НДФЛ.

Напомним, что работодатель является налоговым агентом по отношению к своему работнику, в связи с чем он обязан самостоятельно рассчитывать и перечислять в бюджет суммы налога на доходы физических лиц, о чем, в свою очередь, обязан отчитаться в справке по форме 2-НДФЛ.

Если работодатель по какой-то причине не может перечислить НДФЛ в бюджет, он должен уведомить об этом работника и налоговый орган. В этом случае обязанность уплатить налог ложится на плечи работника.

Законом о налоговой амнистии суммы задолженности по НДФЛ, образовавшиеся в результате описанной выше ситуации, подлежат списанию за период с января 2015 года по январь 2021 года.

Также, как и в случае с ИП, законодатель ограничил перечень доходов, подлежащих списанию.

Закон № 436-ФЗ и Минфин о списании долгов ИП по взносам в ПФР

Налоговая амнистия ИП по страховым взносам предусматривает следующее (ст. 11 закона № 436-ФЗ):


Решение о списании недоимок, пеней и штрафов оформляется в произвольной форме и должно содержать Ф.И.О., ИНН предпринимателя, сумму списываемых взносов.

Чиновники Минфина разъяснили дополнительные условия признания задолженности по взносам безнадежной и подлежащей списанию — амнистия распространяется в том числе на взносы ИП за себя, начисленные исходя из максимального размера (8 МРОТ), по которым предприниматель не отчитывался (письмо от 26.01.2018 № 03-11-11/4394).

Формулу расчета страховых обязательств ИП вы найдете в материале «Страховые взносы за год — какую сумму платить».

Исковое заявление о списании налоговой задолженности

Налогоплательщики могут обратиться с административным иском в суд о признании налоговой задолженности безнадежной к взысканию. В иске подлежат указанию следующие сведения:

  1. название суда, который будет рассматривать иск
  2. сведения об истце (ФИО, адрес, номер телефона)
  3. сведения об ответчике-налоговой (наименование, адрес, ИНН)
  4. название документа – административное исковое заявление
  5. в тексте иска должны быть изложены обстоятельства дела, почему задолженность должна быть признана безнадежной к взысканию с правовым обоснованием
  6. в просительной части излагаются конкретные требования, которые истец просит суд удовлетворить
  7. в перечне приложения указываются прикладываемые к иску документы
  8. в конце иска должна стоять подпись истца

ПОЛЕЗНО: смотрите видео с советами по составлению иска, а также заказывайте готовый вариант у нашего адвоката

Прощают ли долги, переданные на взыскание?

ИП вправе рассчитывать на списание и тех долгов в рамках налоговой амнистии, по которым начаты процедуры взыскания и приняты обеспечительные меры. Неважно, что документы по этим задолженностям уже были переданы судебным приставам, в суды или банки — долги всё равно должны списать.

ФНС по этому поводу выпустила специальное письмо, в котором расшифровала действия инспекторов (письмо ФНС России от 16.04.2018 № КЧ-4-8/71146). После того как в отношении долгов ИП будет принято решение о списании в рамках налоговой амнистии, контролеры обязаны:

  • отозвать поручение на списание долга со счетов ИП;
  • отменить решение о приостановлении операций по счетам ИП;
  • сообщить судебным приставам сведения из принятого решения об отмене решения о взыскании налога или известить их об уточненной сумме долга (при частичном списании задолженности).

О способе получения сведений о налоговых долгах, взыскание которых находится на стадии исполнительного производства, рассказываем в материале «Как узнать задолженность по налогам».

Виды сроков давности по уплате налогов

Уплата начисленных налогов и сборов – это прямая обязанность налогоплательщика. Налоговый кодекс РФ четко регламентирует порядок определения суммы налога и сроков его уплаты.

Пропуская эти сроки, не уплачивая налог или уплачивая его в полном объеме, налогоплательщик совершает налоговое правонарушение. Соответственно, налоговые органы имеют полное право взыскивать эту сумму в рамках действующего законодательства. Однако существуют определенные ограничения по срокам.

В гражданско-правовом законодательстве установлен срок исковой давности – это период (максимум в 3 года), в течение которого можно оспорить нарушение права по иску. Однако гражданское законодательство в части исковой давности не распространяется на налоговые отношения – тут важнее Налоговый кодекс.

Налоговым кодексом РФ устанавливается 2 вида сроков давности для налогоплательщиков:

  • срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения – означает, что если правонарушение произошло более 3 лет назад, то за него привлечь к ответственности уже нельзя;
  • срок исковой давности – означает, что налоговая может подать в суд для взыскания долга в течение 6 месяцев или 2 лет (при соблюдении некоторых условиях, о которых речь пойдет дальше) после оповещения должника.

Таким образом, важно понимать разницу между сроком исковой давности и сроком давности привлечения к ответственности.

Эти 2 срока отсчитываются независимо друг от друга. Например, если суд будет длиться больше 3 лет, то дело будет закрыто – суд просто не сможет принять решение о взыскании. При этом обязанность заплатить налог не исчезает даже по истечении 3 лет – долг продолжает числиться за налогоплательщиком, только его не получится взыскать.

Полностью списан долг может быть, например, в случае принятия судом решения о невозможности его взыскать. Тогда задолженность признается безнадежной к взысканию, после чего в соответствии с Налоговым кодексом ее списывают.

Стоит отметить, что срок в 3 года применяется не только к задолженности по уплате налогов, штрафов и пеней. Этот срок применим к ответственности за разные налоговые правонарушения, в том числе:

  • нарушения правил регистрации;
  • непредставление отчетности;
  • подача декларации несоответствующим законодательству способом;
  • нарушения правил ведения налогового учета, и т.д.

Срок исковой давности в 6 месяцев или 2 года касается непосредственно взыскания недоимки по налогам.

Итоги

Налоговая амнистия по ИП — 2020-2021 позволяет избавиться от старой задолженности не только по налогам, но и по страховым взносам. Долги списываются без участия предпринимателя налоговым органом по месту его жительства. ИП может ускорить этот процесс, инициировав сверку с контролерами и подав им заявление с просьбой о списании долгов в рамках амнистии.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: