Обеспечение аис налоговой службы совокупность математических методов моделей и алгоритмов

Опубликовано: 21.09.2024

Математическое обеспечение (МО) — это совокупность математических методов, моделей и алгоритмов, применяемых в АИС для решения задач и обработки информации.

В состав МО входят:

1. Средства МО — средства моделирования типовых задач управления, средства математической статистики, средства теории массового обслуживания и т.п.

2. Техническая документация — описание задач, алгоритмы решения задач

3. Методы выбора математического обеспечения — методы оценки вычислительной сложности алгоритма, методы оценки достоверности результатов

Информационное обеспечение (ИО) - это совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированной системы документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации и информационной базе.

1. Описание организации информационной базы

2. Описание входных потоков

3. Описание выходных сообщений

4. Описание технических процессов и прочее

Для использования сведений, содержащихся в информационной базе, она должна быть упорядочена по определённым правилам. Для этих целей предназначена совокупность методов подготовки информации включающая описание, классификацию, кодирование, контроль достоверности и так далее, то есть системы классификации позволяют группировать объекты, выделяя определённые классы, которые характеризуются рядом общих свойств.

Классификаторы представляют собой систематизированные своды, перечни классифицируемых объектов и имеют определённое, обычно числовое, значение.

1. Систематизация наименования кодируемых объектов

2. Однозначная интерпретация одних и тех же объектов в различных задачах

3. Возможность сопоставления одних и тех же показателей, содержащихся в формах статистической отчётности

4. Оптимизация использования ресурсов вычислительной техники при работе с кодируемой информацией

5. Возможность поиска и обмена информацией между подсистемами и внешними АИС.

Унифицированные системы документации создаются на региональном, государственном и отраслевом уровне. Главная цель использования - обеспечение сопоставимости показателей различных сфер общественного производства.

Несмотря на существование УСД, при обследовании большинства организаций выявляется целый комплекс типичных недостатков: огромный объём документов для ручной работы, одни и те же показатели часто дублирующихся в разных документах, наличие показателей, которые создаются, но не используются, и как следствие, работа с большим количеством документов отвлекает специалистов от решения непосредственных задач. Поэтому, устранение указанных недостатков является одной из задач, состоящих при создании информационного обеспечения.

Схемы информационных потоков отражают маршруты движения информации и её объёмы, места возникновения первичной инструкции и использование результатной. За счет анализа структуры подобных схем можно выработать меры по совершенствованию всей системы управления.

Центральным компонентом ИО является БД, через которую осуществляется обмен данными различных задач.

Интегрированное использование информации на различных уровнях управления в разных функциональных подсистемах.

Для создания ИО необходимо:

1. Ясное понимание целей, задач, функций, всей системы управления.

2. Выявление движения информация от момента возникновения до её использования на различных уровнях управления. Совершенствование систем документооборота.

3. Наличие и использование системы классификации и кодирования информации. Создание массивов информации на машинных носителях (требует наличие современных технических средств).

Организационное обеспечение (ОО) — совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации АИС, или это совокупность документов, устанавливающих организационную структуру, права и обязанности пользователей и эксплуатационного персонала АИС в условиях функционирования, проверки и обеспечения работоспособности АИС.

1. Методические материалы, регламентирующие процесс создания и функционирования системы (общеотраслевые, руководящие методическими материалами по созданию АИС, методические материалы по организации и проведению предпроектного обследования на предприятии)

2. Совокупность средств необходимых для эффективного проектирования и функционирования ИС (унифицированная система документов, общесистемные и отраслевые классификаторы, типовые ППП и т.п.)

3. Техническая документация, получаемая в процессе обследования предприятия, проектирования, внедрение, сопровождение системы (технико-экономическое обоснование, техническое задание, технический и рабочий проекты, акт сдачи-приемки системы в эксплуатацию и пр.)

4. Организационно-штатная структура предприятия — персонал проектирующий, внедряющий, сопровождающий и использующий ИС.

Правовое обеспечение (ПрО) — это совокупность правовых норм, регламентирующих правовые отношения при функционировании АИС и юридический статус её функционирования (порядок получения, преобразования и использования информации). В состав ПрО входят законы, указы, постановления гос. органов власти, приказы, инструкции и другие нормативные документы. В ПрО можно выделить общую и локальную часть.

Техническое обеспечение (ТО) — комплекс технических средств, предназначенный для работы АИС, а также соответствующая документация на эти средства.

В состав комплекса входят: вычислительная техника разного назначения, специальные устройства сбора, накопления, обработки, регистрации, передачи формации, линии связи, средства накопления и хранения данных и выдачи результативной информации, орг. техника, эксплуатационные материалы и т.п.

Документацию ТО можно разделить на группы:

1. Общая системная документация, включающая государственные и отраслевые стандарты по ТО.

2. Специализированная документация, содержащая комплекс методик по всем этапам разработки ТО.




3. Нормативно-справочная документация, используемая при выполнении расчётов по ТО.

ЛО включает в себя совокупность средств и правил для формализации естественного языка, используемого при общении пользователей и эксплуатационного персонала АИС.

Языковые средства делятся на две группы:

1. Традиционные языки (математический, алгоритмические)

2. Языки, предназначенные для диалога с ПК (языки СУБД, операционные среды, входные языки ППП (Access) и так далее).

Эргономическое обеспечение (ЭО) - это совокупность реализованных решений АИС по согласованию психологических, психофизиологических, антрополитических и физиологических характеристик и возможностей пользователей АИС по согласованию с техническими характеристиками комплекса средств автоматизации АИС и параметрами окружающей среды на рабочих местах персонала АИС.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Процесс управления экономикой любой страны связан с воздействием государства на различные сферы экономической жизни. Основными целями государственного воздействия являются: достижение устойчивого экономического роста в стране, обеспечение стабильности цен на товары и услуги, занятость трудоспособного населения, обеспечение высокого уровня жизни населения и т.д. Эти цели взаимосвязаны между собой и достичь их одновременно практически невозможно. Достижение сбалансированности в управлении экономикой и есть основа экономической политики государства. Одним из основных инструментов государственного регулирования является налоговая политика. Налоговая система РФ. представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков – юридических и физических лиц на территории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи поступают в бюджетную систему России, т.е. формируют денежные доходы государства. Государству собираемые средства нужны для выполнения принятых на себя социальной, оборонной, правоохранительной и других функций. При существовании СССР, платежи государственных предприятий не носили налогового характера. Осуществление рыночных преобразований в России привело к созданию налоговой службы, которая является государственным механизмом финансового воздействия на экономику через систему налогов и сборов. Система органов Государственной налоговой службы Российской Федерации включает в себя:

· центральный республиканский (Российской Федерации) орган государственного управления – Государственную налоговую службу РФ;

· государственные налоговые инспекции по республикам в составе Российской Федерации;

· государственные налоговые инспекции по краям, областям, автономным образованиям, районам, городам (за исключением городов районного подчинения);

· государственные налоговые инспекции районов в городах.

Государственная налоговая служба Российской Федерации входит в систему центральных органов государственного управления Российской Федерации и подчиняется Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.

Основной задачей Государственной налоговой службы Российской Федерации является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.

Целью системы управления налогообложением является оптимальное и эффективное развитие экономики посредством воздействия субъекта управления на объекты управления. В рассматриваемой системе в качестве объектов управления выступают предприятия и организации различных форм собственности и население. Субъектом управления является государство в лице налоговой службы. Воздействие осуществляется через систему установленных законодательством налогов.

Эффективное функционирование налоговой системы возможно только при использовании передовых информационных технологий, базирующихся на современной компьютерной технике. С этой целью в органах налоговой службы создается автоматизированная информационная система, которая предназначена для автоматизации функций всех уровней налоговой службы по обеспечению сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, проведению комплексного оперативного анализа материалов по налогообложению, обеспечению органов управления и соответствующих уровней налоговых служб достоверной информацией.

Для создания автоматизированной информационной системы налоговой службы необходимо знать, какие функции свойственны каждому уровню и как осуществляется взаимодействие между этими уровнями. Система имеет иерархическую структуру, представленную на рис. 8.1.


Рис. 8.1. Структура системы органов Государственной налоговой службы РФ

Структура и состав системы управления налогообложением России соответствуют ее административно-территориальному делению. Налоговая служба построена таким образом, чтобы обеспечить единство целей, при котором отдельные системы управления одного уровня функционируют по единой схеме, решают одинаковый набор задач по заранее разработанной методологии и технологии обработки данных.

Первые уровни Государственной налоговой службы состоят из подразделений, осуществляющих методологическое руководство и контроль за налогообложением по видам налогов. Непосредственное взаимодействие с объектами управления, т.е. налогоплательщиками (как юридическими лицами – предприятиями и организациями, так и физическими лицами – населением) осуществляет 3-й уровень. Как показано на рис. 8.1, низовым уровнем являются налоговые инспекции районов, городов без районного деления и городских районов. Они осуществляют следующие функции:

· контроль за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;

· учет плательщиков налогов и платежей в бюджет;

· обеспечение правильности исчисления налогов и платежей и контроль за своевременностью их поступления в бюджет;

· проверка достоверности и контроль за своевременностью представления плательщиками бухгалтерской отчетности и расчетов, связанных с исчислением и уплатой налогов и платежей в бюджет;

· взаимодействие с органами исполнительной власти, правоохранительными, финансовыми и кредитными органами в части контроля за правильностью реализации и исполнения законодательства;

· наложение финансовых санкций, предусмотренных законодательством за его нарушение, и обеспечение правильности их применения;

· составление, анализ и представление в районные и городские финансовые органы сведений о фактически поступивших суммах налогов и платежей в бюджет;

· составление, анализ и представление вышестоящим государственным налоговым органам установленной отчетности;

· ведение в установленном порядке делопроизводства и другие функции.

Для осуществления всех указанных функций в системе управления органами Госналогслужбы РФ создана автоматизированная информационная система «Налог».

Автоматизированная информационная система (AИС) «Налог» представляет собой форму организационного управления органами госналогслужбы на базе новых средств и методов обработки данных, использования новых информационных технологий. АИС «Налог» позволяет расширить круг решаемых задач, повысить аналитичность, обоснованность и своевременность принимаемых решений, снизить трудоемкость и рационализировать управленческую деятельность налоговых органов путем применения экономико-математических методов, вычислительной техники и средств связи, упорядочения информационных потоков. Цели функционирования автоматизированной информационной системы «Налог» можно сформулировать следующим образом:

· Повышение эффективности функционирования системы налогообложения за счет оперативности и повышения качества принимаемых решений.

· Совершенствование оперативности работы и повышение производительности труда налоговых инспекторов.

· Обеспечение налоговых инспекций всех уровней полной и своевременной информацией о налоговом законодательстве.

· Повышение достоверности данных по учету налогоплательщиков и эффективности контроля за соблюдением налогового законодательства.

· Улучшение качества и оперативности бухгалтерского учета.

· Получение данных о поступлении налогов и других платежей в бюджет.

· Анализ динамики поступления сумм налогов и возможность прогноза этой динамики.

· Информирование администрации различных уровней о поступлении налогов и соблюдении налогового законодательства.

· Сокращение объема бумажного документооборота.

На современном этапе развития экономики страны успех деятельности налоговой системы России во многом зависит от эффективности функционирования АИС. Автоматизированные информационные системы реализуют соответствующие информационные технологии. Автоматизированная информационная технология (АИТ) в налоговой системе это совокупность методов, информационных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности. Информационными ресурсами являются формализованные идеи и знания, различные данные, методы и средства их накопления, хранения и обмена между источниками и потребителями информации.

Одной из приоритетных задач налоговой службы является информатизация налоговых органов, предполагаются использование информационных технологий, создание информационных систем, эффективно поддерживающих функционирование структуры налоговых органов.

Структура АИС налоговой службы, как и структура самих налоговых органов, является многоуровневой. Существующая в стране система налоговой службы состоит из большого числа элементов. Вся система и каждый ее элемент обладают обширными внутренними и внешними связями. Для нормального функционирования системы осуществляется управление как отдельными элементами (налоговыми инспекциями), так и системой в целом. В налоговой системе процесс управления является процессом информационным. Как любая экономическая система, АИС налоговой службы имеет стандартный состав и состоит из функциональной и обеспечивающей частей.

Функциональная часть отражает предметную область, содержательную направленность АИС. В зависимости от функций, выполняемых налоговыми органами, в функциональной части выделяются подсистемы, состав которых для каждого уровня АИС «Налог» свой (см. п. 8.2). Функциональные подсистемы состоят из комплексов задач, характеризующихся определенным экономическим содержанием, достижением конкретной цели, которую должна обеспечить функция управления. В комплексе задач используются различные первичные документы и составляется ряд выходных документов на основе взаимосвязанных алгоритмов расчетов. Алгоритмы расчетов базируются на методических материалах, нормативных документах и инструкциях. В состав каждого комплекса входят отдельные задачи. Задача характеризуется логически взаимосвязанными выходными документами, получаемыми на основе единых исходных данных.

Обеспечивающая часть включает информационное, техническое, программное и другие виды обеспечения, характерные для любой автоматизированной информационной системы организационного типа.

Информационное обеспечение включает весь набор показателей, документов, классификаторов, кодов, методов их применения в системе налоговых органов, а также информационные массивы данных на машинных носителях, используемые в процессе автоматизации решения функциональных задач.

Техническое обеспечение представляет собой совокупность технических средств обработки информации, основу которых составляют различные ЭВМ, а также средств, позволяющих передавать информацию между различными автоматизированными рабочими местами как внутри налоговых органов, так и при их взаимодействии с другими экономическими объектами и системами.

Программное обеспечение представляет собой комплекс разнообразных программных средств общего и прикладного характера, необходимый для выполнения различных задач, решаемых налоговыми органами.

Автоматизированная информационная система налоговой службы относится к классу больших систем. К ней, как и к любой подобной системе такого класса, предъявляется ряд требований: достижение целей создания системы; совместимость всех элементов данной системы как в ее рамках, так и с другими системами, системность, декомпозиция и др. Эти требования предполагают возможность модернизации элементов системы, адаптацию их к меняющимся условиям; надежность в эксплуатации и достоверность информации, однократность ввода исходной информации и многофункциональное, многоплановое использование выходной информации; актуальность информации, хранящейся в базе данных. АИС при минимальных затратах ручного труда должна обеспечить сбор, обработку и анализ информации о состоянии объекта управления, выработку управляющих воздействий, обмен информацией как внутри системы, так и между другими системами одинакового и разных уровней. АИС должна быть оснащена таким комплексом технических средств, который обеспечивал бы реализацию управляющих алгоритмов, связь между системами, простоту ввода исходной информации, разнообразие вывода результатов обработки, простоту и технологичность технического обслуживания, совместимость всех технических модулей как в программном, так и в информационном аспекте. Существенным требованием является разработка и функционирование системы на базе имеющихся операционных систем различных типов, пакетов прикладных программ, ориентированных на обработку данных и решение функциональных задач, систем управления базами данных, обеспечивающих накопление, ведение и выдачу в обработку информации, необходимой для решения задачи пользователем или удовлетворения его информационного запроса, пакетов программ, обеспечивающих обмен информацией между системами и тд. В информационном аспекте система должна предоставлять достаточную и полную информацию для реализации ее основных функций, иметь рациональные системы кодирования, использовать общие классификаторы информации, иметь хорошо организованные информационные файлы и базы данных, управляемые СУБД, формировать выходную информацию в форме, удобной для восприятия пользователями, и т.д.

Создание подобной системы связано с решением целого ряда проблем. Это, прежде всего, информационное объединение налоговых служб сетями телекоммуникаций и обеспечение возможности доступа к информационным ресурсам каждой из них; разработка, создание и ведение баз данных; оснащение налоговых органов вычислительными комплексами с развитой периферией; разработка программных средств, обеспечивающих решение функциональных задач системы. В основе создания АИС «Налог» лежит концепция жизненного цикла программных систем. На первом этапе осуществляются анализ предметной области и разработка постановки задачи или комплекса задач. Постановка задачи осуществляется при непосредственном участии специалистов налоговой службы, чьи функции подлежат автоматизации. Сущность этого этапа состоит в обследовании организационной и функциональной структуры налогового органа и разработки технического задания, для чего используются методы информационного анализа, исследования операций, теории сложных систем. На основе технического задания разрабатывается технический проект автоматизированной системы. Целью данной стадии является создание информационно-логических моделей системы налогообложения. Важнейшей частью создания технического проекта является выбор программных средств и методов реализации проекта. В качестве критериев выбора можно назвать следующие: оптимальное соответствие информационно-логической модели налогового органа, выполнение основных функций обработки, возможность функционирования в различных операционных средах, возможность создания информационного интерфейса с другими средами и системами, перспективы развития среды с учетом современных тенденций в информационных технологиях и ряд других. Для реализации отдельных несложных задач могут быть использованы электронные таблицы. Существенное место в проекте занимают информационно-справочные системы, такие, как законодательные и нормативные акты по налогообложению, базы данных по общеправовым вопросам, базы данных по инструктивным и методическим материалам и т.д. Без их использования не обходится ни одно структурное подразделение налоговых органов. К системам, поддерживающим эти базы данных, можно отнести «КонсультантПлюс», «Гарант», «Юсис» и другие подобные системы. Важным шагом на этапе технического проектирования является определение состава и структуры профессиональных баз данных, функциональный и информационный состав которых зависит от функций конкретного исполнителя. К ним можно отнести базы исходных и отчетных данных по налоговым поступлениям в различных разрезах, базы данных документов внутреннего пользования различного назначения, базы данных, содержащих письма, предложения, ответы по налоговому законодательству и т.д. Для создания таких баз могут использоваться как методы индивидуального проектирования, так и уже имеющиеся программные средства. Следующим этапом является рабочее проектирование. На этом этапе выполняются работы по созданию необходимой документации, структурированию и программированию компонентов, определенных на предыдущем этапе. Результатом рабочего проекта служит комплекс АРМ специалистов налоговых органов, комплекс баз данных пользователей, комплекс технической документации на систему. Средства, используемые на этапе рабочего проектирования, включают в себя всё многообразие программных продуктов начиная от операционных систем до языков программирования. По окончании рабочего проектирования проводится внедрение разработанного проекта. Внедрение осуществляется по методике, содержащей перечень и последовательность мероприятий, связанных с внедрением АИС, ожидаемые результаты, критические точки отказов, критические временные периоды. В соответствии с методикой внедрения подготавливаются исходные данные для внедрения. Контрольный пример отражает реальные информационные совокупности и содержит всевозможные варианты и сочетания информационных условий каждой функциональной задачи для выявления наибольшего числа отказов. Особое внимание должно быть уделено узким местам в технологическом процессе обработки информации. По результатам внедрения составляется акт, в котором содержатся оценка полученного результата и перечень замечаний, подлежащих устранению. После устранения недостатков составляется протокол о приемке проекта и процесс проектирования заканчивается.

В процессе эксплуатации системы необходимо осуществлять сопровождение проекта. Это связано с тем, что проект по существу является прототипом проектируемой системы, разрабатывается специалистами по информатизации и в дальнейшем может быть модернизирован в зависимости от изменяющихся условий функционирования системы налоговой службы.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 09:24, лекция

Краткое описание

Структуру АИС составляет совокупность отдельных её частей, называемых подсистемами. Укрупнено она включает две подсистемы: функциональную и обеспечивающую. Функциональная часть АИС – это ряд подсистем, охватывающих решение конкретных задач планирования, контроля, учёта, анализа и регулирования деятельности управляемых объектов. Это процессы: сбора и регистрации данных; подготовки информационных массивов; обработки, накопления и хранения данных; формирования результатной информации; передачи данных от источников возникновения к месту обработки, а результатов (расчётов) – к потребителям информации для принятия ими соответствующих решений. В состав обеспечивающих подсистем обычно входят информационное, техническое, математическое, программное, организационное и правовое и эргономическое обеспечение.

Вложенные файлы: 1 файл

Математическое обеспечение.docx

''МО'' в АС предназначено для реализации управляющих решений, рассматриваемых как совокупность действий для достижения поставленных целей в рамках технического задания.

  1. Математическое описание (формализация) задач.
  2. Математические модели и их оптимизация.
  3. Данные, подготовленные для описания исследуемых процессов.
  4. Алгоритмы решения задач.
  5. Анализ моделей и алгоритмов по результатам выполненных работ на ЭВМ.

Система математического обеспечения АС должна выполнять следующие функции

  • реализацию любых процедур обработки данных;
  • компоновку рабочих программ решения конкретных задач из стандартных программ и оригинальных блоков;
  • организацию управления процессом решения задач и их комплексов;
  • реализацию экономико-математических методов решения оптимизационных задач. МО АС должна содержать средства автоматизации программирования задач, а также средства компоновки рабочих моделей конкретных систем из стандартных программ и их обслуживания

Разработка МО предполагает выполнение следующих этапов

  • создание модели системы;
  • разработку укрупненного алгоритма;
  • разработку алгоритмов отдельных элементов МО;
  • проверку достоверности алгоритмов (выбор вычислительных средств, проведение программирования, проверку достоверности программы).

Прежде всего выполняют постановку задачи моделирования

  • определение требований к исходной информации, ее сбор;
  • выдвижение гипотез и предположений;
  • определение параметров и переменных модели;
  • обоснование выбора показателей и критериев эффективности системы;
  • определение содержания и описание модели (основной документ).

Так как АСУ является информационной системой, то ее функционирование есть последовательность действий по обработке информации, предназначенной для управления. Поэтому рассмотрим структуру МО на примере АСУ. МО АСУ включает совокупность методов и средств, позволяющих строить экономико-математические модели задач управления объектом: методы + модели + алгоритмы обработки информации.

Состав математического обеспечения

С — средства; Д — документация; М — методы; СМ — средства моделирования; ОЗУ — описания задач управления; MOM — методы оптимизации моделей; ММС — методы математической статистики; 03 — описание задач; ЗА — задания на алгоритмическом языке; ЭММ — экономико-математическая модель; А — алгоритм решения задач; П — контрольный пример;МОЗ — методы определения типа задач; МОС — методы оценки вычислительной сложности алгоритмов; МОО — методы оценки отношений

Математическое и программное обеспечение (МО, ПО) – это совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач автоматизированной информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств.

К средствам математического обеспечения относят:

· средства моделирования процессов управления;

· типовые задачи управления;

· методы математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и др.

Чем точнее математическое описание задачи, тем выше возможности компьютерной обработки данных и тем меньше степень участия человека в процессе ее решения. Это и определяет степень автоматизации задачи.

Программное обеспечение (ПО) – это совокупность программ и документов, необходимых для их эксплуатации.

В состав программного обеспечения входят общесистемные, специальные и прикладные программные продукты, а также техническая документация (Рис. 7.).

Рис. 7. Состав программного обеспечения

К общесистемному программному обеспечению относят комплексы программ, ориентированные на пользователей и предназначенные для решения типовых задач обработки информации. Они служат для расширения функциональных возможностей компьютеров, контроля и управления процессом обработки данных. Это ПО включает операционные системы, системы программирования, сервисные программы.

Специальное программное обеспечение представляет собой совокупность программ, разработанных при создании конкретной АИС. В его состав входят пакеты прикладных программ (ППП), реализующие разработанные модели разной степени адекватности, отражающие функционирование реального объекта.

Прикладное ПО обычно делят на: универсальные программные средства (текстовые редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных, интегрированные пакеты программ и др.); профессиональные программные средства, ориентированные на различные предметные области и прочие программные средства (обучающие, деловые игры, развлекательного характера и т.д.).

Техническая документация на разработку программных средств должна содержать описание задач, задание на алгоритмизацию, экономико-математическую модель задачи, контрольные примеры.

Организационное обеспечение (ОО) – это совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации АИС.

В состав организационного обеспечения АИС входят структурные подразделения организации, её использующей, осуществляющие управление технологическими процессами и поддержку работоспособности системы, а также документация для обеспечения эксплуатации и развития системы.

Организационное обеспечение реализует следующие функции:

· анализ существующей системы управления организацией, где будет использоваться АИС, и выявление задач, подлежащих автоматизации;

· подготовку задач к решению на компьютере, включая техническое задание на проектирование АИС и технико-экономическое обоснование её эффективности;

· разработку управленческих решений по составу и структуре организации, методологии решения задач, направленных на повышение эффективности системы.

Организационное обеспечение создается по результатам предпроектного обследования на первом этапе построения АИС.

Правовое обеспечение (Пр.О) – это совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование автоматизированных и иных информационных систем, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.

Главной целью правового обеспечения является укрепление законности. В состав правового обеспечения входят законы, указы, постановления государственных органов власти, приказы, инструкции и другие нормативные документы министерств, ведомств, организаций, местных органов власти. В правовом обеспечении можно выделить общую часть, регулирующую функционирование любой информационной системы, и локальную часть, регулирующую функционирование конкретной системы.

Правовое обеспечение этапов разработки АИС включает нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика и правовым регулированием отклонений от договора.

Правовое обеспечение этапов функционирования АИС включает:

· права, обязанности и ответственность персонала;

· правовые положения отдельных видов процесса управления;

· порядок создания и использования информации и др.

Кроме того, следует отметить эргономическо е обеспечение (ЭО) – это совокупность методов и средств, используемых на разных этапах разработки и функционирования АИС. Оно предназначено для создания оптимальных условий высокоэффективной и безошибочной деятельности человека в АИС, для её быстрейшего освоения. В состав эргономического обеспечения АИС входят: комплекс различной документации, содержащей эргономические требования к рабочим местам, информационным моделям, условиям деятельности персонала, а также набор наиболее целесообразных способов реализации этих требований и осуществления эргономической экспертизы уровня их реализации; комплекс методов, учебно-методической документации и технических средств, обеспечивающих обоснование формулирования требований к уровню подготовки персонала, а также формирование системы отбора и подготовки персонала АИС; комплекс методов и методик, обеспечивающих высокую эффективность деятельности человека в АИС.

Построение АИС начинается с формирования их логических структур, определяющих процессы хранения, передачи и поиска информации в системе. Реализация логической структуры АИС производится согласно основным принципам автоматизации информационных систем: однократность ввода данных, непрерывность информационного процесса, дифференциация процессов обработки данных в системе и интеграция подобных систем.

Однократный ввод информации предусматривает разработку и принятие технологических решений, позволяющих реализацию данного принципа с учётом унификации применяемых в данной системе БД и формата ввода.

Непрерывность информационных процессов означает необходимость выполнения системой всех операций, связанных с обработкой, хранением и выдачей информации пользователям.

Дифференциация процессов обработки информации в системе предполагает разработку информационной технологии, ориентированной на выполнение технологических процессов на отдельных функциональных автоматизированных рабочих местах (АРМах).

Интеграция информационных систем определяет реализацию взаимосвязи различных компьютерных технологий и АИС в единую сеть.

Важной функцией АИС является поиск.

Информационный поиск – это процесс нахождения необходимых данных, соответствующих запросу пользователя, в определённом множестве информации.

Процедура поиска выполняется по правилам, образующим совместно с правилами формирования запросов и условиями поиска систему поиска.

Наконец, функционирование АИС требует и соответствующих помещений, инфраструктуры, мебели, хозяйственных и расходных материалов и других материальных средств.

Структура системы формируется в процессе осуществления её системного анализа. Её можно представить в виде иерархической организации объектов и их взаимодействий. Объект более высокого уровня включает в себя объекты менее высокого уровня, образующие подиерархию, а система как целое является объектом самого верхнего уровня и совокупностью всех подиерархий.

Структуру АИС составляет совокупность отдельных её частей, называемых подсистемами. Укрупнено она включает две подсистемы: функциональную и обеспечивающую. Функциональная часть АИС – это ряд подсистем, охватывающих решение конкретных задач планирования, контроля, учёта, анализа и регулирования деятельности управляемых объектов. Это процессы: сбора и регистрации данных; подготовки информационных массивов; обработки, накопления и хранения данных; формирования результатной информации; передачи данных от источников возникновения к месту обработки, а результатов (расчётов) – к потребителям информации для принятия ими соответствующих решений. В состав обеспечивающих подсистем обычно входят информационное, техническое, математическое, программное, организационное и правовое и эргономическое обеспечение.

Информационное обеспечение АИС включает внемашинное и внутримашинное ИО. Техническое обеспечение предполагает такие формы организации, как: централизованная, частично или полностью децентрализованная. Оно включает общесистемную, специализированную и нормативно-справочную документацию. К средствам математического обеспечения относят: средства моделирования процессов управления; типовые задачи управления; методы математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и др. Программное обеспечение содержит общесистемные, специальные и прикладные программные продукты, а также техническую документацию.

В состав организационного обеспечения АИС входят структурные подразделения организации, осуществляющие управление технологическими процессами и поддержку работоспособности системы, а также документация для обеспечения эксплуатации и развития системы. Правовое обеспечение этапов разработки АИС включает нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика и правовым регулированием отклонений от договора. Правовое обеспечение этапов функционирования АИС включает: статус АИС; права, обязанности и ответственность персонала; правовые положения отдельных видов процесса управления; порядок создания и использования информации и др.

В состав эргономического обеспечения АИС входят: комплекс различной документации, содержащей эргономические требования к рабочим местам, информационным моделям, условиям деятельности персонала; комплекс методов, документации и технических средств, обеспечивающих высокую эффективность деятельности человека в АИС.

Построение АИС начинается с формирования их логических структур, определяющих процессы хранения, передачи и поиска информации в системе. Реализация этой структуры осуществляется с использованием основных принципов автоматизации информационных систем: однократность ввода данных, непрерывность информационного процесса, дифференциация процессов обработки данных в системе и интеграция подобных систем.

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 19:25, контрольная работа

Описание работы

Автоматизированная информационная система «Налог 2 Москва» предназначена для автоматизации процессов налогового администрирования, производимых в налоговых органах регионального и местного уровней. Система удовлетворяет всем необходимым требованиям, предъявляемым Федеральной налоговой службой к программно-техническому и информационному обеспечению, а также сертифицирована в рамках системы сертификации ГОСТ Р Госстандарта России.

Содержание

1. Функциональные подсистемы налоговых информационных систем..3


2. Перспективы развития налоговых информационных систем……….18


Список использованной литературы…………………………………….20

Работа содержит 1 файл

Информационные технологии в налогообложении.doc

Федеральное агентство по образованию

ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ университет

Факультет Дистанционного обучения

Контрольная работа

по дисциплине «Информационные технологии в налогообложении»

Ермакова Ю.Н.

группа 4-4Н

ЦДО г. Железногорск

Замечания по работе

Алимов Сергей Александрович

Отметка о зачете дата «____» _________200 г.

Подпись преподавателя ________________

г. Железногорск, 2010г.

1. Функциональные подсистемы налоговых информационных систем..3

2. Перспективы развития налоговых информационных систем……….18

Список использованной литературы…………………………………….20

  1. Функциональные подсистемы налоговых информационных систем.

Автоматизированная информационная система «Налог 2 Москва» предназначена для автоматизации процессов налогового администрирования, производимых в налоговых органах регионального и местного уровней. Система удовлетворяет всем необходимым требованиям, предъявляемым Федеральной налоговой службой к программно-техническому и информационному обеспечению, а также сертифицирована в рамках системы сертификации ГОСТ Р Госстандарта России.

АИС «Налог 2 Москва» - уникальная информационная система, разработанная специально для функционирования в условиях крупнейших регионов. Высокая концентрация капитала и деловой активности, и, как следствие, высокая доля поступлений в бюджеты различных уровней, требуют особого отношения и к автоматизации процессов налогового администрирования. АИС «Налог 2 Москва» изначально проектировалась и создавалась с учетом следующих факторов:

  • Большие объемы информации, подлежащей вводу и обработке.
  • Большое количество пользователей системы.
  • Повышенные требования к надежности и отказоустойчивости.
  • Развитая телекоммуникационная инфраструктура.
  • Не предъявляет высоких требований к уровню подготовки пользователей в области информационных технологий, для работы в системе, ее обслуживания и сопровождения.

Отличительные особенности

  • АИС «Налог 2 Москва» спроектирована как единая распределенная информационная система, охватывающая Управление ФНС по г. Москве, территориальные и межрайонные инспекции. АИС «Налог 2 Москва» местного уровня, АИС «Налог 2 Москва» регионального уровня, а также программные комплексы для Центра Обработки Данных и Единого Центра Регистрации.
  • Централизованное ведение нормативно-справочной информации, шаблонов документов и другой настроечной информации на региональном уровне. На местном уровне оставлен минимальный набор специфических для инспекции настроек.
  • Активность системы - пользователю нет необходимости постоянно держать в памяти массу информации о налогоплательщиках и сроках налоговых мероприятий - система сама "подскажет" пользователю, что он работает с налогоплательщиком - участником схемы уклонения от налогообложения, выдаст рекомендации по проведению необходимого мероприятия по ликвидации недоимки, предупредит о приближении срока выставления требования об уплате налога, формирования решения о взыскании денежных средств и других возможных действиях.
  • Дружественный интерфейс. Один из основных принципов, заложенных в АИС «Налог 2 Москва» - простота работы для конечного пользователя и интуитивное понимание им пользовательского интерфейса. Для этого функции системы реализованы в виде режимов или сценариев, которые определяют типовую последовательность действий пользователя. Электронные формы документов и налоговых деклараций максимально повторяют утвержденные бумажные формы.
  • Все составные части АИС «Налог 2 Москва» выполнены в единой архитектуре, взаимосвязаны на уровне информационной модели и на уровне программных интерфейсов, подчинены единым правилам администрирования и технической поддержки.
  • Производительность и надежность обеспечиваются применением трехзвенной архитектуры приложения, обеспечивающей возможность одновременной работы большого числа пользователей и позволяющей масштабировать систему путем подключения дополнительных серверов приложений при увеличении нагрузки и выбором в качестве системы управления базами данных СУБД Oracle.

Функции местного уровня

АИС «Налог 2 Москва» автоматизирует все основные функции налогового администрирования: от регистрации и учета налогоплательщиков до выездных проверок и формирования статистической отчетности, как для юридических, так и для физических лиц.

Функции регионального уровня

Уникальный блок контрольно-аналитических функций, реализованный на региональном уровне (Досье налогоплательщика, Досье УФНС, Анализ данных по мобилизации доходов бюджета, Мониторинг основных бизнес-процессов) позволяет в режиме реального времени получать текущую информацию в целом по Управлению, в разрезе инспекций или по конкретному налогоплательщику. Эти возможности обеспечиваются подсистемами местного уровня, в которых специально заложены функции по оперативному представлению необходимой информации на региональный уровень.

Состав АИС представлен на рис. 1.

Информационные ресурсы включают машинную и немашинную информацию. Машинная информация представлена в виде баз данных, баз знаний, банков данных. Базы (банки) данных могут быть централизованными или распределенными.

Рис. 1 Состав АИС

Комплекс технических средств (КТС) включает совокупность средств вычислительной техники (ЭВМ разных уровней, рабочие места операторов, каналы связи, запасные элементы и приборы) и специальный комплекс (средства получения информации о состоянии объекта управления, локальные средства регулирования, исполнительные устройства, датчики и устройства контроля и наладки технических средств).

Программное обеспечение (ПО) состоит из общего ПО (операционные системы, локальные и глобальные сети и комплексы программ технического обслуживания, специальные вычислительные программы) и специального ПО (организующие программы и программы, реализующие алгоритмы контроля и управления).

Персонал и инструктивно-методические материалы составляют организационное обеспечение системы.

Процедуры и технологии разрабатываются на основе логико-математических моделей и алгоритмов, составляющих основу математического обеспечения системы, и реализуются с помощью ПО и КТС, а также интерфейса, обеспечивающего доступ пользователя к информации.

Например, в состав экспертной системы (ЭС) входят:

  • интерфейс, позволяющий передавать в базу данных информацию и обращаться к системе с вопросом или за объяснением;
  • рабочая память (БД), которая хранит данные об объектах;
  • диспетчер, определяющий порядок функционирования ЭС;
  • машина вывода — формально-логическая система, реализованная в виде программного модуля;
  • База знаний (БЗ) — совокупность всех имеющихся сведений о предметной области, записанных с помощью формальных структур представления знаний (набора правил, фреймов, семантических сетей).

Важнейшей составляющей ЭС является блок объяснений. Он позволяет пользователю задавать вопросы и получать разумные ответы.

Структура АИС. Функциональные и обеспечивающие подсистемы

Структура — определенное внутреннее устройство системы.
Исходя из определения, что информационная система — взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для сбора, хранения, обработки и выдачи информации в целях решения поставленных задач, ее структуру следует рассматривать как совокупность определенным образом организованных подсистем, обеспечивающих выполнение этих процессов.

АИС состоит, как правило, из функциональной и обеспечивающей частей, каждая из которых имеет свою структуру.

Функция есть проявление взаимодействия системы с внешней средой. Проявление функции во времени называется функционированием.

Функциональная часть — совокупность подсистем, зависящих от особенностей АСУ. Эти подсистемы разделяются по определенному признаку (функциональному или структурному) и объединяют в себе соответствующие комплексы задач управления.

Обеспечивающая часть — совокупность информационного, математического, программного, технического, правового, организационного, методического, эргономического, метрологического обеспечения.

Структура АИС представлена на рис. 2.

Рис. 2. Структура АИС

Обеспечивающая часть.

Информационное обеспечение АИС — это совокупность баз данных и файлов операционной системы, форматной и лексической баз, а также языковых средств, предназначенных для ввода, обработки, поиска и представления информации в форме, необходимой потребителю. Подробно об информационном обеспечении (ИО) см. в разд. 2.1.

ИО включает массивы форматированных (и неформатированных) документов, классификаторы, кодификаторы, словари, нормативную базу для реализации решений по объемам, размещению и формам существования информации в АИС, а также совокупность средств и правил для формализации естественного языка, используемых при общении пользователей и персонала АС с комплексом средств автоматизации.

В настоящее время ИО рассматривают как совокупность собственно ИО и лингвистического обеспечения. При этом собственно ИО включает файлы операционных систем и БД, а лингвистическое — форматную базу, лексическую базу и языковые средства.

Математическое обеспечение — «совокупность математических методов, моделей и алгоритмов, примененных в АС» (ГОСТ 34.03-90).

Программное обеспечение — совокупность общесистемных и прикладных программ, а также инструктивно-методической документации по их применению.

Техническое обеспечение — комплекс технических средств, обеспечивающих работу системы. Это технические средства сбора, регистрации, передачи, обработки, отображения, размножения информации.

Правовое обеспечение — совокупность нормативно-правовых документов, определяющих права и обязанности персонала в условиях функционирования системы, а также комплекс документов, регламентирующих порядок хранения и защиты информации, правил ревизии данных, обеспечение юридической чистоты совершаемых операций.

Организационно- методическое обеспечение — совокупность документов, определяющих организационную структуру системы автоматизации для выполнения конкретных автоматизируемых функций.

Эргономическое обеспечение — совокупность методов и средств по созданию оптимальных условий для работы специалистов в рамках АИС.

Метрологическое обеспечение — методы и средства метрологии и инструкции по их применению для всех компонентов АИС.

Функциональная часть.

Функция системы — совокупность действий, направленных на достижение определенной частной цели. Функции АИС подразделяются на информационные, управляющие, защитные и вспомогательные.

Информационные функции реализуют сбор, обработку и представление информации о состоянии автоматизируемого объекта оперативному персоналу или передачу этой информации для последующей обработки. Это могут быть следующие функции: измерение параметров, контроль, вычисление параметров, формирование и выдача данных оперативному персоналу или в смежные системы, оценка и прогноз состояния АС и ее элементов.

Управляющие функции вырабатывают и реализуют управляющие воздействия на объект управления. К ним относятся: регулирование параметров, логическое воздействие, программное логическое управление, управление режимами, адаптивное управление.

Структуру АИС составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами.

АС состоит из двух подсистем: функциональной и обеспечивающей. Функциональная часть АС включает в себя ряд подсистем, охватывающих решение конкретных задач планирования, контроля, учета, анализа и регулирования деятельности управляемых объектов. В ходе аналитического обследования могут быть выделены различные подсистемы, набор которых зависит от вида предприятия, его специфики, уровня управления и других факторов. Для нормальной деятельности функциональной части АС в ее состав входят подсистемы обеспечивающей части АС (так называемые обеспечивающие подсистемы).

Общую структуру информационной системы можно рассматривать как совокупность подсистем независимо от сферы применения. В этом случае говорят о структурном признаке классификации, а подсистемы называют обеспечивающими. Таким образом, структура любой информационной системы может быть представлена совокупностью обеспечивающих подсистем. Среди обеспечивающих подсистем обычно выделяют информационное, техническое, математическое, программное, организационное и правовое обеспечение.

Содержательный аспект рассмотрения элементов структуры АИС позволяет выявить подсистемы, обеспечивающие технологию функционирования.

Технологическое обеспечениеАИС состоит из подсистем, автоматизирующих информационное обслуживание пользователей, решение задач с применением ЭВМ и других технических средств управления в установленных режимах работы.

Технологическое обеспечение АИС, как правило, по составу однородно для различных систем, что позволяет реализовать принцип совместимости систем в процессе их функционирования. Обязательными элементами обеспечения АИС являются информационное, лингвистическое, техническое, программное, математическое, правовое, организационное и эргономическое.

Информационное обеспечение (ИО) представляет собой совокупность проектных решений по объемам, размещению, формам организации информации, циркулирующей в АИС. ИО включает в себя совокупность показателей, справочных данных, классификаторов и кодификаторов информации, унифицированные системы документации, специально организованные для автоматического обслуживания, массивы информации на соответствующих носителях, а также персонал, обеспечивающий надежность хранения, своевременность и качество технологии обработки информации.

Лингвистическое обеспечение (ЛО) объединяет совокупность языковых средств для формализации естественного языка, построения и сочетания информационных единиц в ходе общения персонала АИТ со средствами вычислительной техники. С помощью лингвистического обеспечения осуществляется общение человека с машиной. ЛО включает информационные языки для описания структурных единиц информационной базы АИС (документов, показателей, реквизитов и т.п.); языки управления и манипулирования данными информационной базы АИС; языковые средства информационно-поисковых систем; языковые средства автоматизации проектирования АИС; диалоговые языки специального назначения и друтие языки; систему терминов и определений, используемых в процессе разработки и функционирования автоматизированных систем управления.

Техническое обеспечение (ТО) представляет собой комплекс технических средств (технические средства сбора, регистрации, передачи, обработки, отображения, размножения информации, оргтехника и др.), обеспечивающих работу АИС. Центральное место среди всех технических средств занимает ПЭВМ. Структурными элементами технического обеспечения наряду с техническими средствами является также методические и руководящие материалы, техническая документация и обслуживающий эти технические средства персонал.

Программное обеспечение (ПО) включает совокупность программ, реализующих функции и задачи АИТ и обеспечивающих устойчивую работу комплексов технических средств. В состав программного обеспечения входят общесистемные и специальные программы, а также инструктивно-методические материалы по применению средств программного обеспечения и персонал, занимающийся его разработкой и сопровождением на весь период жизненного цикла АИС.

К общесистемному программному обеспечению относятся программы, рассчитанные на широкий круг пользователей и предназначенные для организации вычислительного процесса и решения часто встречающихся задач обработки информации. Они позволяют расширить функциональные возможности ЭВМ, автоматизировать планирование очередности вычислительных работ, осуществлять контроль и управление процессом обработки данных, а также автоматизировать работу программистов. Специальное программное обеспечение представляет собой совокупность программ, разрабатываемых при создании АИС конкретного функционального назначения. Оновключает пакеты прикладных программ, осуществляющих организацию данных и их обработку при решении функциональных задач.

Математическое обеспечение (МО) – это совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации, используемых при решении функциональных задач и в процессе автоматизации проектировочных работ АИС. Математическое обеспечение включает средства моделирования процессов управления, методы и средства решения типовых задач управления, методы оптимизации исследуемых управленческих процессов и принятия решений (методы многокритериальной оптимизации, математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и т.д.). Техническая документация по этому виду обеспечения АИТ содержит описание задач, задания по алгоритмизации, экономико-математические модели задач, текстовые и контрольные примеры их решения. Персонал составляют специалисты по организации управления объектом, постановщики задач управления, специалисты по вычислительным методам, проектировщики АИС.




Организационное обеспечение (ОО) представляет собой комплекс документов, регламентирующих деятельность персонала в условиях функционирования АИС. В процессе решения задач управления данный вид обеспечения определяет взаимодействие работников управленческих служб и персонала АИС с техническими средствами и между собой. Организационное обеспечение реализуется в различных методических и руководящих материалах по стадиям разработки, внедрения и эксплуатации АИС, в частности, при проведении предпроектного обследования, формировании технического задания на проектирование и технико-экономического обоснования, разработке проектных решений в процессе проектирования, выборе автоматизируемых задач, типовых проектных решений и прикладных программ, внедрении системы в эксплуатацию.

Правовое обеспечение (ПрО) представляет собой совокупность правовых норм, регламентирующих правоотношения при создании и внедрении АИС. Правовое обеспечение на этапе разработки АИС включает нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика в процессе создания АИС, с правовым регулированием различных отклонений в ходе этого процесса, а также обусловленные необходимостью обеспечения процесса разработки АИС различными видами ресурсов. Правовое обеспечение на этапе функционирования АИС включает определение их статуса в конкретных отраслях государственного управления, правовое положение о компетенции звеньев АИС и организации их деятельности, права, обязанности и ответственность персонала, порядок создания и использования информации в АИС, процедуры ее регистрации, сбора, хранения, передачи и обработки, порядок приобретения и использования электронно-вычислительной техники и других технических средств, порядок создания и использования математического и программного обеспечения.

Эргономическое обеспечение (ЭО) как совокупность методов и средств, используемых на разных этапах разработки и функционирования АИС, предназначено для создания оптимальных условий высокоэффективной и безошибочной деятельности человека в АИС, для ее быстрейшего освоения. В состав эргономического обеспечения АИС входят: комплекс различной документации, содержащей эргономические требования к рабочим местам, информационным моделям, условиям деятельности персонала, а также набор наиболее целесообразных способов реализации этих требований и осуществления эргономической экспертизы уровня их реализации; комплекс методов, учебно-методической документации и технических средств, обеспечивающих обоснование формулирования требований к уровню подготовки персонала, а также формирование системы отбора и подготовки персонала АИС; комплекс методов и методик, обеспечивающих высокую эффективность деятельности человека в АИС.

АИС реализуют решение функциональных задач управления, совокупность которых составляет так называемую, функциональную часть деятельности экономического объекта как системы. Состав, порядок и принципы взаимодействия функциональных подсистем, задач и их комплексов устанавливаются исходя и с учетом достижения стоящей перед экономическим объектом цели функционирования. Основными принципами декомпозиции – выделения самостоятельных функциональных подсистем комплексов задач – являются: относительная самостоятельность каждой из них, т.е. наличие конкретного объекта управления; наличие соответствующего набора функций и функциональных задач с четко выраженной локальной целью функционирования; минимизация состава включенных в подсистему элементов; наличие одного или нескольких локальных критериев, способствующих оптимизации режима работы подсистемы и согласующихся с глобальным критерием оптимизации функционирования АИС и системы в целом.

Читайте также: