Денежный штраф судебная пошлина в пользу князя за убийство заменила обычай кровной мести

Опубликовано: 11.05.2024

Русская правда ( древнеруск. ПРАВДА РОУСЬСКАЯ , или ПРАВДА РУСКАЯ) является главным источником правовых, социальных и экономических отношений Древнерусского государства. Его анализ, на мой взгляд, должен быть интересен достаточно широкому кругу лиц, которые интересуются правовой историей Российского государства. К большому сожалению у нас нет оригинала, всё что сохранилось до наших дней - это списки Правд (более 100), древнейшим из которых считается Краткая Правда. Она содержит в себе 43 статьи, которые делятся на статьи с 1-18 (Правда Ярослава) и с 19 по 41 (Правда Ярославичей). Две последние – это Покон вирный или Урок Ярославль (ст.42) и Устав (Урок) мостников (ст.43). Несмотря на то, что Краткая Правда состоит из нескольких частей, в действительности она является единым целым, связанным по структуре и содержанию, что говорит о многократных редактированиях, внесениях изменений.

В Новгородской первой летописи мл. извода под 1016 г. помещен рассказ о борьбе Ярослава Мудрого со Святополком, после победы над которым при Любече, Ярослав садится княжить в Киеве, а помогавших ему в борьбе новгородцев награждает деньгами и дарует им грамоту. Затем в летописи приводится текст Краткой Правды. При составлении Русской Правды (Краткой и Пространной редакций) использовались н ормы «Закона русского» (вероятно устного традиционного права), как более раннего источника права на Руси.

Статья 1 гласит:

Оубьеть моужь моужа, то мьстить братоу брата, или сынови отца, любо отцю сына, или братоучадоу, любо сестриноу сынови; аще не боудеть кто мьстя, то 40 гривенъ за голову; аще боудеть роусинъ, любо гридинъ, любо коупчина, любо ябетникъ, любо мечникъ, аще изъгои боудеть, любо словенинъ, то 40 гривенъ положити за нь.

Перевод: «Убьет муж мужа, то мьстить брату брата, или сынови отца, любо отцю сына, или братучаду, любо сестрину сынови; аще не будеть кто мьстя, то 40 гривень за голову.

Если убитый - русин, или гридин, или купец, или ябедник, или мечник, или же изгой, или Словении, то 40 гривен уплатить за него ».

Тут видны следы характерного для традиционных обществ принципа ответственности - кровной мести . Но уже введены первые юридические понятия: муж - свободный мужчина; русин - младший княжеский дружинник: гридин - представитель боевой дружины; купчина - дружинник, занимавшийся торговлей; ябетник - дружинник, связанный с судебным процессом; мечник - сборщик штрафов; изгой - человек, потерявший связь с общиной; словенин - житель словенской, т.е. новгородской земли , в данном контексте - рядовой житель.

Кровная месть появилась ещё в первобытном обществе, где отсутствовали иные средства правового регулирования. Оно отражает принцип равного воздаяния за преступление, который в Ветхом Завете сформулирован как «око за око, зуб за зуб»: за нанесение вреда имуществу виновные отвечают соответствующим имуществом, за нанесение вреда здоровью - соответствующей материальной компенсацией, за убийство - изгнанием или смертью, что соответствует наиболее простому пониманию человеком справедливости.

Основой традиционных обществ являлся общественный уклад который характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока ), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Традиционный человек воспринимает мир и заведенный порядок жизни как нечто неразрывно-целостное, священное и не подлежащее изменению. Место человека в обществе и его статус определяются традицией и социальным происхождением. Преобладает аграрный уклад экономики, индивидуализм не приветствуется (так как свобода индивидуальных действий может приводить к нарушению заведённого порядка, проверенного временем). Отход от традиционного общества был связан, как правило, с развитием торговли.

С момента основания древнерусской государственности в VIII -IX вв. и до монгольского нашествия торговля на Руси имела большое значение. Особенно выделялась внешняя торговля, она была важной составляющей экономики древнерусских княжеств, вероятно она была даже скорее основой экономики того времени (торговля рабынями, мехами и ремесленными изделиями). Прокладываются торговые пути: Волжский торговый путь, торговый путь в Заволочье и торговый путь «из Варяг в Греки». Становление денежного обращения на славянских землях Восточной Европы также происходит на рубеже VIII-IX вв. , когда началась активная торговля Северной и Восточной Европы со странами Халифата . Восточноевропейские страны, лишённые крупных рудных запасов монетного металла, активно импортировали серебро . На фоне разного тяготения северного и южного регионов Руси к международным рынкам появились две территориальные системы - в Южной Руси (Киев, Чернигов, Смоленск и т. д.) главным средством обращения стали вырезки из дирхемов весом 1,63 грамма, составляющие 1/200 византийской литры. Аналогичные вырезки использовались на землях Северной Руси (Новгород, Псков), однако их вес был 1,04 грамма или 1/200 серебряной гривны.

Несомненно как внутренняя, так и внешняя торговля наложила свой отпечаток на развитие общества и становление правовой системы Древней Руси, поэтому несмотря на сохранении права мести появляется гораздо более прогрессивное - денежное взыскание или наказание (судебные штрафы), как естественная эволюция развития общества и государственности.

Только в статье 1 Русской Правды возможно наказание в виде смерти как месть, в других статьях о ней никогда не упоминается. Это вероятнее всего связано, прежде с тем, как влияла на право христианская церковь, выступавшая против смертной казни. О телесных наказаниях и о лишении свободы также ничего не говорится.

Можно было бы соотнести 1 статью Русской Правды с другими источниками права Руси, например, по договору с Византией 911 года каждый мог безнаказанно умертвить убийцу на месте преступления. Договор с Византией 945 года даёт право жизни убийцы родственникам убитого, независимо от степени родства, но степень использования данных источников в повседневности не изучен в полной мере.

Русская Правда, в свою очередь, ограничивает круг мстителей двумя степенями ближайших родственников убитого (отец, сын, братья, племянники). А «Правда Ярославичей» (ок. 1072-73 гг.) совсем исключает из своего состава кровную месть, запретив убивать убийцу кому бы то ни было, дозволяя родственникам убитого пользоваться определённой денежной компенсацией со стороны убийцы. Таким образом, расширяется право государства на личность и имущество преступника . Также, нужно отметить, что князь в любой момент может вмешаться в обычай применения кровной мести, у убийцы появляется возможность выкупать себя при посредничестве князя (хотя, без сомнения, он и раньше мог договориться с родственниками убитого). В это время выделяется особая категория лиц, оторванных от своей общины (купцы, изгои), а также многочисленные княжеские дружинники и слуги (гридни, ябетники, мечники, огнищане и др.), нуждавшиеся в особой княжеской защите, т.к. , по различным причинам порвав с общиной, они лишились в её лице защитника. Теперь их новым защитником должен был стать князь, поэтому они были заинтересованы в укреплении княжеской власти. В свою очередь, сдерживая самосуд общины, князь вводил свою меру наказания - виру, т.е. денежный штраф в размере 40 гривен, уплачиваемый за убийство в княжескую казну.

Несомненно, древний обычай кровной мести не устраивал ни князя, заинтересованного в ослаблении общинных судов, мешавших централизации власти, ни христианской церкви с её новыми нормами морали и нравственности, но, будучи очень широко распространён, он не мог быть ликвидирован сразу. Поэтому можно предположить, что князь даёт свою санкцию на кровную месть, закрепляя это положение в статье 1 Правды Ярослава. Таким образом, кровная месть в Русской Правде носит ярко выраженный переходный характер от непосредственной расправы рода к наказанию, налагаемому и исполняемому государством. Но следует заметить, что кровная месть применяется только в случае убийства свободного человека свободным человеком. И лишь после смерти Ярослава Мудрого, «СНОВА СОБРАВШИСЬ, СЫНОВЬЯ ЕГО ИЗЯСЛАВ, СВЯТОСЛАВ, ВСЕВОЛОД И МУЖИ ИХ КОСНЯЧКО, ПЕРЕНЕГ, НИКИФОР ОТМЕНИЛИ КРОВНУЮ МЕСТЬ ЗА УБИЙСТВО, А ПОСТАНОВИЛИ ВЫКУПАТЬСЯ ДЕНЬГАМИ».

Действие Русской Правды, несмотря на её древность и некоторую архаичность, была очень долгой и даже в период экспансии Великого княжества Литовского на русские земли (XIII- XIV вв.) важнейшим правовым принципом был - «СТАРИНЫ НЕ РУШАЕМ, НОВИНЫ НЕ ВВОДИМ» .

Русская Правда настолько хорошо удовлетворяла потребности княжеских судов, что её включали в юридические сборники вплоть до XV в. Списки её активно распространялись ещё в XV - XVI вв. И только в 1497 году был издан Судебник Ивана III Васильевича, заменивший Русскую Правду в качестве основного источника права на территориях, объединённых в составе централизованного Русского государства.

Бесспорно, Русская Правда является уникальнейшим памятником древнерусского права, являясь первым писаным сводом законов , в котором прослеживается на примере 1 статьи её эволюция и развитие.

Как в древней Руси называли штраф в пользу князя за убийство свободного человека ?


С нашей точки зрения убийство — довольно серьезное преступление и оно не может быть искуплено всего лишь каким-то там штрафом.

Однако в Древней Руси такая мера наказания практиковалась. По «Русской правде» убийство свободного человека каралось денежным взысканием. Его платил либо сам преступник, либо община, на территории которой произошло преступление (из которой предположительно был убийца).

В целом очень продвинутая вещь, так как заменяла гораздо более примитивную и страшную кровавую месть.

Этот денежный штраф назывался ВИРА. И, кстати, был очень большим — сорок гривен. На такую сумму можно было приобрести целое стадо коров: так что, надо полагать, убийце, если он не был особенно богат, мало не казалось!


Радуга, которую мы часто наблюдаем после дождя, всегда вызывает умиление и детскую радость даже у взрослых людей. Это необычайно красивое явление, на которое можно завороженно смотреть очень долго. Радуга радует именно своими цветными полосками, которые очень красивые. А полоски эти отличаются цветом.

Появился в небе мостик не простой

А зовётся мостик радугой - дугой

Посылает людям радуга привет

У полоски каждой - очень яркий цвет.

Ответ на вопрос: цвет.



По моему несложно догадаться что это офис. Если мы берём квартиру под кабинет или под рабочий кабинет для осуществления своего бизнеса или там ещё чего, то значит назовём его офис.

И будет там у нас стоять стол рабочий с креслом, и будет там компьютер рабочий на столе, ну и всё такое прочее.


Известно, что в Праге ( столица Чехии ) насчитывается более 6513 улиц и есть среди них несколько улиц с русскими названиями ( их около сотни, правда большая часть отображает советскую эпоху, ведь именно в те времена и было переименовано много улиц ).

Искомая нами улица расположена рядом с Русской улицей и соединяет Литовскую и Мурманскую улицы. Называется она в честь российского областного города - Омск. Появилась эта улица примерно в 1952 году, ведь именно в этом году в Праге был своего рода бум на переименование старых названий улиц.

В настоящее время эта Омска улица небольшая и тихая, все отмечают что она довольно симпатичная и очень зелёная, на ней расположен сквер и спортивные площадками.

Ответ - Омск ( 4 буквы ).





Юрта является традиционным жилищем для многих народов Азии. Всё из за того, что как правило азиаты вели кочевой образ жизни, то есть меняли несколько раз в год место проживания. Поэтому их всегда выручала переносная юрта, которая разбиралась, затем собиралась уже на новом месте.

Непосвящённому кажется, что все юрты у разных народов похожи, но есть и существенные отличия, не говоря уже о названиях её частей и внутреннего убранства.

Тува ( сегодня это Тыва ) - это республика, входящая в состав Росс и расположена она в Сибирском федеральном округе. В Тыве вплоть до 50-х годов прошлого столетия большинство её жителей проживало в войлочных юртах Называлась такая юрта у тувинцев У тувинцев юрта называется " кидис ог ",что означает в переводе " войлочный дом ".

Что касается вопроса, то печь в такой юрте носила название Шала, которая стояла посередине тувинской юрты на деревянной подставке, обитой жестью. Так что ответом на данный вопрос следует считать - Шала ( 4 буквы ).



Греческая гора Афон по праву считается "мужской" горой. Она расположена на одноименном острове. На этом острове расположено 20 мужских монастырей и 12 скитов. Все хозяйство, в котором, кстати, нет скота или птицы женского пола, ведут мужчины. Про остров говорят:


Ни одна женщина не может ступить на остров. Исключением была Богородица.

Вира (плата за кровь, за убийство) - денежное взыскание в поль­зу князя, который назначалась за убийство свободного человека. B до­революционной литературе в связи с вопросом, в чью пользу она взы­скивалась, существовало две противоположные точки зрения.

Другие исследователи, ссылаясь на анализ летописных тек­стов, грамот князей XII века, Устава Новгородского князя Свято­слава Ольговича (1137), жалованной грамоты великим князем Мстиславом Володимеровичем Юрьевскому новгородскому мона­стырю (1125), Устава великого князя Ярослава о церковных судах, договорных грамот Новгорода с великими князьями, Псковской и Новгородской судных грамот, Двинской уставной грамоты, толко­вали виру как денежное взыскание исключительно в пользу князя[341].

Высказывалась и компромиссная точка зрения: «Иногда под сим словом разумеется денежное взыскание в обширном смысле, в котором заключается все три части штрафа, уплачиваемого винов­ным Князю, лицу обиженному и судьям. Иногда означает оно толь­ко удовлетворение обиженного, или его родственников»[342].

Существовало мнение, что если вира взыскивалась в пользу князя, то дикая вира была штрафом «в пользу той общины, член которой был лишен жизни»[343].

Также утверждалось, что данная норма предусматривает де­нежное вознаграждение семье или господину убитого[344]. И даже, что головничество синоним виры[345].

C этими утверждениями позволим себе не согласиться, так как «ни Краткая, ни Пространная Правда нигде не говорит именно, чтобы виры поступали в руки родственников убитого. Даже нигде не встречаем косвенного, сколь-нибудь определенного указания на такое их назначение»[346]. Если не принимать во внимание этот факт, то оценка виры как денежного вознаграждения, уплачиваемого кня­зю, семье убитого и судьям, будет грешить односторонностью и неполнотой.

Относительно же вир Русская Правда выделяет три периода: 1) период 40 гривенной виры, существующей рядом с местью; 2) период отмены мести - Правда Ярославичей, и 3) период наиболее подробных определений вирных платежей и развитие постановле­ний о дикой вире[347]. Так, по Краткой редакции вначале вира назнача­лась тогда, когда не было мстителя и была равной 40 гривнам неза­висимо от социальной принадлежности потерпевшего - ст. 1[348].

Однако «высокая вира, распространение которой на все насе­ление (города или земли?) могло первоначально иметь значение уравнения его с кругом мужей княжих, на деле - оказалась орудием усиления княжой власти и увеличения княжого дохода. »[349]

B дальнейшем диапазон вирных платежей составлял за огнища­нина, подъездного княжи, княжого мужа, княжеского тиуна, старого конюха - 80 гривен - ст. 19, 22, 23; тиуна боярского, гридина. купца, мечника - 40 гривен; княжеского сельского старосту, ратайного ста­росту, кормилицу и кормильчича - 12 гривен - ст. 24, 27; княжеского и боярского рядовича, смерда, холопа - 5 гривен - ст. 25, 26[350].

B целом, вторая часть Краткой редакции, отражающая про­цесе развития феодальных отношений, характеризуются отменой кровной мести, а также дифференциацией ответственности в зави­симости от социального положения потерпевшего от «обиды».

Величина виры по Пространной редакции постоянна: за княжь мужа, княжеского тиуна, огнищного и конюшего тиуна - 80 гривен - ст. 1, 3, 12; за лиц привилегированных - 60 гривен; за сво­бодных людей, княжеского слугу, конюха и повара - 40 гривен - ст. 1, 11; за свободную женщину - 20 гривен - ст. 88; сельского и ра­тайного тиуна, ремесленника и ремесленницу, кормильца и корми­лицу - 12 гривен - ст. 13, 15, 17; раба - 6 гривен - ст. 16; смсрда. холопа, княжеского и боярского рядовича - 5 гривен - ст. 14, 16 .

Вира взыскивалась не всегда с одного преступника, но иногда с общины - верви, на территории которой было совершено убийст­во; в таком случае она называлась «дикая» вира и взыскивалась в следующих случаях.

Что касается слова «дикий», то «во многих случаях означает такой предмет, который находится на свободе, а не под непосредст­венною чьей либо властью, напр, дикая утка, дикие поля; следова­тельно, применяясь к вире, эпитет дикая показывает, что эта плата по своему происхождению в отдаленной древности была добро­вольною, свободною складчиною пени целой общиной за того или другого из ее членов, в следствии желания выручить его из беды, а также в видах собственной пользы каждого жителя верви, на слу­чай, если бы он сам совершил убийство»[352].

«Здесь проявляется реликтовый принцип общественных от­ношений, уходящий корнями в родоплеменное прошлое, когда каж-

дый член союза обладал правом иметь за собой опору всего союза в силу принадлежности к нему»[353].

Попутно хотелось бы отметить, что размеры виры - 40 и 80 гривен кун или, соответственно, 10 и 20 гривен серебра[354] - очень значительные суммы, равные стоимости стада соответственно из 50 и 100 коров[355]. По мнению C.B. Юшкова, 80 гривен = 23 кобылам = 40 коровам = 400 баранам[356]. Несмотря на разночтения в подсчетах, их объединяет одно - они составляли немалую часть собственности, принадлежащей членам верви в целом.

В-третьих, если убийца известен и является членом верви, ранее участвовавшим в денежной складчине для общих выплат от имени верви, тогда вервь помогает преступнику в выплате виры в 40 гривен, или сама платит за него. «Отвечая за платеж денежного возмездия в случае учиненного в ее границах убийства, если убийца не был извес­тен, и если, в случае его известности, он принадлежал к верви. что платы производились складчиною всех членов верви, и что такие складчины были легки и удобоприменяемы потому, что каждый член верви охотно на них соглашался - зная, что и ему помогут товарищи в случае несчастия и не выдадут его на месть им обиженных. »[357]

Однако в XII веке вервь уже перестает помогать всем своим членам в платеже виры, а помогает лишь тем, кто заранее о себе в этом смысле позаботился, то есть тем, кто вложился предваритель­но в «дикую виру». Сошлемся на конкретную норму. Как сообщает правило ст. 8 Пространной редакции: «Аже кто не вложиться в ди­кую виру, тому людье не помогают, но сам платить»[358]. Неуплата этой сумы влекла за собой весьма тяжелые последствия: продажу в холопы или передачу в качестве холопа родственникам убитого[359].


Этот способ отмщения по принципу «око за око, зуб за зуб» за убитых или опозоренных родственников у славян практиковался еще до образования Древнерусского государства. Более того, впоследствии на Руси он был закреплен законодательно.

Ольга отплатила, Рогнеда не смогла

Летописец, сообщая о том, как восточные славяне решали вопросы кровной мести, писал, что они «друг друга убиваху». Вот как рассказывает летопись об отмщении, устроенном древлянам княгиней Ольгой за убийство мужа князя Игоря. Событие датируется 945 годом.

Киевлянам никак не удавалось взять древлянский город. Тогда Ольга решила это сделать хитростью: пообещав заключить мир, она попросила у древлян в качестве символической дани по три голубя и по столько же воробьев со двора. Птиц доставили. С наступлением ночи голубей и воробьев отпустили обратно, на ногах у каждой птицы был горящий лоскут полотна. Вернувшиеся в свои гнезда пернатые зажгли город. Ольга с войском без труда штурмовали прежде неприступный оплот древлян.

Также в древнерусских летописях можно найти предание о том, как полоцкая княжна Рогнеда безуспешно пыталась отомстить насильно взявшему ее в жены великому киевскому князю Владимиру Святославовичу – тот убил родителей и двух братьев полонянки, прежде на их глазах изналовав Рогнеду. Согласно легенде Рогнеда чуть не заколола спящего Владимира, но тот, проснувшись, успел отвести удар.

Убить или взять деньгами

Первый документ, в котором в правовом поле оговаривалась процедура применения кровной мести, на Руси появился после заключения Русью в 911 году договора с Византией. Условия предусматривали вариативность такого мщения: родственник убитого мог предать убийцу смерти либо взять с него денежный эквивалент нанесенной обиды.

В статье 4-й этого договора говорилось, что если убийца скроется с места совершения преступления, а известно, что он имущий, то родственник покойного вправе претендовать на часть имущества преступника, но не на все – интересы жены убивца при дележе тоже учитывались. Неимущего же душегуба по поимке ждала неминуемая смерть.

Аналогичная норма прописывалась и в договоре за 944 год. Классовый подход к разрешению спора о кровной мести имел место и применительно к наказанию за убийство русского христианином и наоборот: до крещения Руси подобные преступления с участием иностранцев как на Руси, так и в Византии, также наказывались альтернативно при условии состоятельности убийцы. Бедняка-инородца, которому нечем было расплатиться с родственниками убитого, при поимке казнили если не по суду, то руками родственников-кровников.

Ограничения «Русской Правды»

Ориентировочно в 1016 году (точная дата историками не установлена) выходит сборник правовых норм Киевской Руси «Русская Правда». Его автор – князь Ярослав, составивший данный нормативный правовой акт после Новгородского восстания (1015-1016 гг.). Этот документ вносит новый порядок в процедуру урегулирования конфликтов посредством кровной мести. Мстителями теперь называются только ближайшие родственники убитого. Устанавливается, что если они не желают мстить убийце, то с него в пользу князя взыскивается вира – денежный штраф.

Со смертью Ярослава в 1054 году его сыновьями «мщение смертью за убийство», то есть кровная месть, было официально отменено и полностью заменено денежным выкупом. То есть де-юре на Руси это произошло лишь в середине XI века.

Впрочем, это послабление вовсе не означает, что государство смягчало наказание за убийство, - кара за него была порой гораздо жестче по форме, чем само преступление. К примеру, по русскому Судебнику 1649 года убийце родителя или других родственников грозила лютая смерть – его возили по заполненной людьми торговой площади, рвали при этом тело клещами и только потом топили. Мужеубийц закапывали в землю живьем по плечи, и женщины стояли так, пока не умирали, днями, а то и неделями в зависимости от выносливости организма.

date image
2015-06-16 views image
1850

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Допущение кровной мести в Правде Ярослава говорит о влиянии на этот закон обычного права. Ко времени составления Правды Ярослава кровная месть во многом потеряла свой первоначальный характер. Прежде всего это выражается в ограничении круга возможных мстителей, что связано с превращением родовой общины в соседскую, распадом кровно-родственных связей. Правда Ярослава, по-видимому, зафиксировала уже сложившуюся практику.

В литературе высказываются различные мнения по вопросу о том, был ли перечисленный в статье круг родственников исчерпывающим или нет. В. И. Сергеевич отстаивал точку зрения о том, что в статье приводится примерный перечень мстителей.

Н. П. Мрочек-Дроздовский, напротив, доказывал исчерпывающий характер этого перечня. В пользу того, что круг родственников убитого, которым разрешено мстить, дан лишь приблизительно, приводят примеры из летописей (месть княгини Ольги за убитого мужа – князя Игоря, попытка мести Рогнеды за гибель отца и братьев, месть волхвам со стороны родственников убитых на Белоозере). Приводились и логические доводы расширительного толкования статьи. В частности, в пользу такого понимания говорит казуистичность изложения норм права в Русской Правде (напр., в ст. 3 перечень предметов, которыми наносится удар, конечно, не может быть признан исчерпывающим). В пользу же того, что перечень мстителей дается полный, говорит то, что в статье содержится перечисление мужского состава большой патриархальной семьи: отец, сын, братья, племянники.

Много споров в литературе вызывает вопрос о правовом основании кровной мести – досудебная эта расправа или послесудебная. Русская Правда прямого ответа на этот вопрос не дает. Исследователи основывают свои выводы на анализе систем права раннефеодального государства и летописях. Так, С. В. Юшков, например, считая, что преобладание в феодальном Древнерусском государстве кровной мести – явление невероятное, выводит из этого ее послесудебный характер. И. Ф. Эверс, рассматривая Древнерусское государство как стоящее на одной из низших ступеней развития, видел в кровной мести непосредственную реакцию варвара, предполагая ее досудебный характер.

Упоминаемая в статье дважды 40-гривенная плата рассматривается исследователями двояко: как штраф в пользу князя (т. е. вира) или как платеж родственникам убитого в случае их отказа от мести (т. е. головничество). Иногда различают платеж, о котором говорится в первой части статьи, от такового во второй ее части. А. А. Зимин, например, в первом случае видит головничество, а во втором – виру.




Братучаду – дети братьев, т. е. двоюродные братья; иногда переводится как племянник со стороны брата.

Сестрину сынови – дети сестры, т. е. племянники.

Русин – 1) житель Киевской Руси; – 2) горожанин.

Гридин – княжеский дружинник, младший дружинник.

Ябетник – 1) княжеский приказчик; тиун; – 2) судебное должностное лицо.

Мечник – княжеский дружинник, судебный служитель.

Изгой – человек, вышедший из общины; имеются и другие толкования этого слова (см., например, Церковный Устав кн. Всеволода Мстиславича).

Словенин – 1) житель Новгородской земли; – 2) селянин.

Читайте также: