Налогообложение внешнеэкономической деятельности рк

Опубликовано: 15.05.2024

Контур.Бухгалтерия — веб-сервис для малого бизнеса!

Быстрое заведение первички, автоматический расчет налогов, отправка отчетности онлайн, электронный документооборот, бесплатные обновления и техподдержка.

Казахстан и Россия входят в таможенный союз ЕАЭС, поэтому у них единая таможенная территория. Это делает импорт проще: не нужно проходить таможенное оформление, декларирование, уплачивать пошлины. При этом ввоз товара из стран таможенного союза отличается от импорта из третьих стран порядком уплаты НДС и правилами подготовки документов. Читайте в статье, как оформить импорт товаров из Казахстана и заплатить налоги.

В чем особенность импорта из Казахстана

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Казахстан входит в ЕАЭС, как и Россия, Белоруссия, Армения и Киргизия. Между этими странами нет таможенной границы, а правила перемещения товаров внутри таможенного союза установлены «Договором о ЕАЭС».

Справка. Импорт из третьих стран подчиняется таможенному законодательству и проходит через таможню. НДС начисляется в момент вывоза и, соответственно, уплачивается в адрес таможни.

Между странами ЕАЭС действуют правила:

  • импортер рассчитывает НДС самостоятельно и уплачивает его в свой налоговый орган;
  • налоговая база по НДС определяется на момент принятия импортированного товара к учету;
  • по итогам каждого месяца, в котором импортированы товары, в ИФНС нужно представить набор документов;
  • ввозной НДС можно принять к вычету.

Внешнеторговый контракт с Казахстаном

Импорт из Казахстана

Хоть у России и Казахстана единая таможенная территория, законодательство стран не едино. При заключении договора поставки стороны должны определить право, применимое к заключенному договору, можно руководствоваться «Инкотермс».

ВЭД начинается с составления внешнеторгового контракта. Он учитывает законодательство обеих сторон сделки и включает:

  • наименования компаний сторон договора;
  • цель договора;
  • условия оплаты: валюту расчетов, сумму контрактов, сроки платежей, штрафы, ответственность за просрочку;
  • условия поставки;
  • порядок действий при форс-мажорах;
  • реквизиты организаций;
  • порядок разрешения споров.

Если какие-то условия были пропущены, их можно включить в дополнительное соглашение к договору.

По правилам, все пункты договора должны трактоваться однозначно и контракт должен быть составлен на двух языках — казахском и русском. У каждого контракта есть номер, место и дата подписания, они указываются в спецификациях.

Оплата по контракту может проходить в рублях или тенге, в любом случается для расчетов вам понадобится валютный счет. В банк представьте платежное поручение, справку о валютных операциях и другие документы, которые запросит банк.

Паспортов сделки больше нет, но контракты нужно регистрировать в банке. Причем только те, которые превышают лимит — 3 млн рублей для импорта в Россию и 6 млн рублей для экспорта.

НДС при ввозе товара из Казахстана

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Если вы ввозите товар из Казахстана в Россию, то становитесь плательщиком НДС. При этом НДС нужно платить в свой налоговый орган по месту учета, а не на таможне. Даже в тех случаях, когда:

  • вы работаете на спецрежиме;
  • вы освобождены от НДС по ст. 145 НК РФ;
  • вы заключили договор с контрагентом из другой страны, но товар ввозите с территории Казахстана;
  • товар произведен за пределами таможенного союза, но ранее импортирован на его территорию.

Если по законам нашей страны товар или операция освобождена от НДС, то налог платить не нужно. Это касается товаров:

  • перечисленных в статье 149 НК РФ, 150 НК РФ и постановлении Правительства РФ от 30.04.2009 № 372;
  • переданных по договору в рамках одной российской организации;
  • купленных у российского поставщика, но доставляемых через страну ЕАЭС.

Рассчитать НДС при импорте из стран ЕАЭС придется самостоятельно (для импорта из третьих стран это делает таможня). У расчета импортного НДС есть особенности:

  • налоговая база рассчитывается на дату принятия импортного товара к учету;
  • налоговая база определяется исходя из цены сделки по договору + акцизы, если товар подакцизный; если сумма сделки в иностранной валюте, ее нужно пересчитать по курсу ЦБ на дату принятия товара к учету;
  • ставки налога стандартные для РФ: 20% и 10% для ряда товаров (ст. 164 НК РФ).

Заплатите ввозной НДС до 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия товара к учету. В платежном поручении укажите КБК — 182 1 04 01000 01 1000 110.

Отчетность при импорте из Казахстана

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

До даты уплаты ввозного НДС подготовьте и сдайте в налоговую:

  • Декларацию по косвенным налогам. Эта декларация нужна для импорта товаров из стран таможенного союза. Она включает сведения об НДС и акцизах и заполняется за месяц, в котором импортированные товары отражены в учете. Для товара, не облагаемого акцизами, заполните только первый раздел и титульный лист. Форма декларации утверждена приказом ФНС РФ от 27.09.2017 № СА-7-3/765@.
  • Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов — это еще один документ, необходимый для импорта из стран ЕАЭС. Заполните его по форме, утвержденной приказом ФНС РФ от 19.11.2014 № ММВ-7-6/590@, и сдайте в налоговую 4 бумажных экземпляра и один электронный или только один электронный, но заверенный ЭП. Второй раздел заполнять не нужно, это сделает налоговая. В течение 10 рабочих дней они рассмотрят заявление и вернут вам заверенные экземпляры. Один оставьте себе, чтобы получить вычет, а два отдайте иностранному поставщику, чтобы он подтвердил ставку 0% по экспортному НДС.

Кроме этого подготовьте:

  • выписку из банка или другой документ, подтверждающий уплату налога;
  • транспортные и сопроводительные документы;
  • счета-фактуры или иные документы, подтверждающие стоимость
  • внешнеторговый контракт или другой договор, подтверждающий основание приобретения;
  • договоры поручения, комиссии или агентские;
  • Полный список дополнительных документов и основания для их подготовки перечислены в п. 20 приложения 18 к Договору о ЕАЭС.

Как принять ввозной НДС к вычету

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

НДС при импорте товара из стран ЕАЭС можно принять к вычету и уменьшить налог, начисленный по реализации на территории РФ. Для этого есть условия:

  • товар принят к учету;
  • товар будет использоваться в операциях, облагаемых НДС;
  • НДС по товару уплачен;
  • от налоговой получено заверенное заявление о ввозе товара и уплате налогов;
  • заявление зарегистрировано в книге покупок, и в ней указаны реквизиты платежей на уплату НДС;
  • НДС к вычету принять могут не все, а только налогоплательщики на ОСНО. Спецрежимники и лица, освобожденные от налога по ст. 145 НК РФ, учитывают НДС в себестоимости товара и не претендуют на вычет.

Вычет можно заявить в течение 3 лет после принятия товара к учету. При этом получить вычет можно только в квартале, следующем за кварталом, в котором товары приняты к учету.

Например, если ООО «Калинка» импортировало товары и заплатило НДС в декабре 2018 года, но заявление с отметкой налоговиков получило уже в январе. Тогда НДС к вычету можно принять только в первом квартале 2019.

Когда выполнены все условия, включите в обычную декларацию по НДС сумму, подлежащую вычету. Отразите ее в строке 160 раздела 3 ежеквартальной декларации.

Автор статьи: Елизавета Кобрина

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Ведущая рубрики

  1. Экономические связи России
  2. Валютный контроль
  3. Торговля с Казахстаном и Республикой Беларусь
  4. Импорт и экспорт: работа с Финляндией

Торговля – одновременно выгодный и рискованный вид бизнеса. Наиболее удачливы те, кто смог найти надежных оптовиков, не меняющих кардинально цену на товар по несколько раз за месяц, или работает напрямую с поставщиками. Уникальность и востребованность продукта тоже имеет значение.

Особым видом торговой деятельности является внешнеэкономическая, т.е. направленная на деловые связи с другими странами. На самом деле импорт и экспорт разделяются на большое количество различных типов сделок. Рассмотрим основные из них и в первую очередь связанные со странами-партнерами ближнего зарубежья: Белоруссией, Казахстаном и Финляндией.

Экономические связи России

Благодаря заключению международных договоров, вступлению в союзы нашей страны российские юридические лица получают различные преференции. Налоговый и Таможенный кодексы также предлагают определенные льготы. Естественно, основные партнеры – это наши ближайшие соседи. Но и на широкой мировой арене мы не последние.

Вот несколько различных крупных союзов, в которых участвует РФ или ее соседи: Беларусь, Казахстан и Финляндия:

  • Всемирная торговая организация (ВТО). В новостях о ней часто упоминают. В апреле 2020 года ее членами являются более 160 государств. Белоруссия не входит в ВТО, по крайней мере пока, переговоры ведутся.

Вступление во всемирную организацию означает принятие особых торговых и таможенных правил. Законодательство страны должно отвечать международным стандартам, а условия, предоставленные одному государству, распространяются на все, поскольку каждый имеет право на одинаковые условия.

В России высока доля импортных товаров, ее вступление в союз открыло рынок для многих зарубежных поставщиков. В частности, и американских партнеров, хотя отношения с США у нас не простые.

  • Евразийский экономический союз (ЕАЭС). В состав союза входят 5 стран: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия. Есть государства, ведущие активные переговоры о вступлении. Смысл ЕАЭС в открытом и свободном торговом пространстве. Между странами также налажено свободное перемещение капитала (т.е. привлекаются инвестиции) и людей (значит, беспрепятственно границу пересекают рабочие и специалисты). Между членами ЕАЭС сложились хорошие отношения и в политическом смысле, поэтому санкции, которыми те же США или Европа пытались лишить нас поставок, положительно сказались на торговле с более радушными деловыми партнерами.
  • Европейский союз (ЕС). Как понятно из наименования, входят в него страны Европы, объединенные торговой и таможенной политикой. Из тех государств, что нас интересуют, в него входит только Финляндия. Для большинства стран общей является и валюта – евро (что упрощает расчеты). Для российских организаций, которые заключают контракты в евро, а затраты осуществляют в рублях, сделка может оказаться выгодной, даже по сравнению с долларовой.

Пример: курс на 9 апреля 2020 года составляет 1 доллар = 73,70 руб., 1 евро = 80,63 руб. Соответственно, если заключить договор на сумму 1 000 евро, то в рублях получим 80630, а если на 1 000 долларов, то 73700. Разница в 6930 на такой небольшой сделке, а когда речь идет о сотнях тысяч? Подразумевается, что товар мы покупаем по одной и той же цене в рублях. Вот если делать закуп в валюте, можно и проиграть на курсе.

  • Союзное государство (Союз России и Республики Беларусь). Это своеобразный симбиоз из двух государств, имеющий общие органы управления (парламент, высший государственный совет, совет министров и т.д.) и даже флаг и гимн. Последних, кстати, нет до сих пор. Положительная динамика торговых и политических отношений (несмотря на разногласия, периодически возникающие по поводу поставок газа) позволяет вести торговлю с Белоруссией, опираясь на похожие правила ведения учета и налогообложения. Порой, найдя в интернете информацию по каким-то операциям, не сразу понимаешь, что читаешь белорусский сайт. Да и учет ведется часто в аналогичных программах.
  • БРИКС (BRIKS). Аббревиатура образована от первых букв англоязычных названий стран, входящих в союз: Brazil (Бразилия), Russia (Россия), India (Индия), China (Китай), South Africa (ЮАР). Мощное сообщество, в первую очередь, потому что в него входят активно развивающиеся страны с высокими показателями ВВП (за исключением ЮАР, у нее уровень значительно ниже, зато она обладает определенными ценными ресурсами). Китай ведет активную международную торговлю, и я постараюсь вернуться к теме торговли с ним в следующих статьях.

Образованы и другие сообщества, например, БЕНИЛЮКС (аналогично БРИКС образовано от первых букв стран, входящих в него – Бельгия, Нидерланды и Люксембург), СНГ (входят в т. ч. Россия и Белоруссия); АТЭС ( APEC по-английски, Азиатско-Тихоокеанское экономическое содружество). Существуют зоны свободной торговли (ЗСТ), такие как ЗСТ стран СНГ. Все они оказывают влияние и на остальные союзы, поскольку интересы многих стран регулярно пересекаются.

Основной смысл международной торговли – поставка в другие страны товаров, которые там востребованы и могут поставляться по выгодным ценам, аналогично импорт – ввоз таких товаров в Россию. Появляется конкуренция, приходится совершенствовать продукцию, гибко подходить к ценообразованию. В идеале. Реально может быть совсем по-другому.

Валютный контроль

Конечно, государство не может пройти мимо сделок, расчеты по которым проводятся в валюте, а по экспортно-импортным операциям обычно так и бывает. Рубль все же не настолько устойчивая денежная единица, чтобы его готовы были принять в оплату. За исключением, пожалуй, Белоруссии.

Кстати! Союз России и Республики Беларусь подразумевает создание единой валюты. Стать ею изначально должен был российский рубль, но стороны разошлись во мнениях, в т. ч. относительно того, где должна происходить эмиссия. В результате вопрос в 2020 году так и не решен, хотя в феврале 2019 года президент Лукашенко высказался за создание единой валюты – рубля.

Итак, какие же деньги приняты в рассматриваемых нами странах:

  • Белоруссия – белорусский рубль.
  • Казахстан – казахстанский тенге.
  • Финляндия – евро.

Соответственно, контракты между странами обычно заключаются с обязательным указанием в них валюты расчетов, одно из важных условий – составление всей документации на двух языках, поскольку требования к бухгалтерскому учету таковы, что документы, составленные на другом языке, должны иметь построчный перевод на русский. Логично будет изначально подготовить два варианта документации.

Валютные расчеты возможны и внутри страны, но для них есть определенные ограничения. Также существуют ограничения по расчетам между резидентами и нерезидентами.

  1. Граждане РФ.
  2. Физические лица – иностранцы или лица без гражданства, постоянно проживающие в России на основании вида на жительство.
  3. Юрлица (их подразделения, находящиеся за пределами РФ), которые созданы по российскому законодательству, кроме иностранных юрлиц, зарегистрированных по Федеральному закону № 290-ФЗ от 03.08.2018.
  4. Сама Российская Федерация, ее субъекты, представительства за рубежом.

  1. Физлица, не подпадающие под определение резидентов (см. выше).
  2. Юридические лица и иные организации, которые созданы на основании иностранного законодательства, расположенные за пределами РФ и их подразделения на территории Российской Федерации.
  3. Представительства иностранных государств (консульские, дипломатические и т.п.), межгосударственные и межправительственные организации в России.
  4. Иностранные юрлица, зарегистрированные в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях» № 290-ФЗ.
  5. Иные физические и юридические лица, которые не отнесены к резидентам.

Под контролем сделки не только по экспорту-импорту, но и по переводу денег заграницу. Если вы открыли счет в иностранном банке, например, чтобы облегчить расчет с иностранными партнерами, то обязаны сообщить о нем в ФНС, аналогично нужно подать уведомление о закрытии или изменении реквизитов. Сделать это нужно в течение месяца после совершенного действия или изменений.

Важно! Ежеквартально, в течение 30 дней после окончания отчетного периода, необходимо представлять в ФНС отчет о движении средств организации на иностранном счете.

Для стран ЕАЭС открытие и ведение счета будет не таким проблематичным, т. к. страны союза обмениваются информацией автоматически. Весомая причина не пытаться скрыть наличие счета в другом государстве.

Когда средства зачисляются на ваш счет:

  • Если сумма сделки составляет менее 200 000 в рублях, достаточно предоставить банку информации по коду операции (КВО), он состоит из 5 цифр и его определяют с помощью Приложения № 1 к Инструкции № 181-И.
  • Если сумма контракта более 200 тысяч, но менее 6 млн рублей (для экспорта, для импорта — менее 3 млн), то дополнительно к КВО придется предоставить сам контракт и дополнительные документы: счета, акты, накладные и т.д.
  • Если сумма равна или больше предельных значений (6 и 3 млн соответственно), то придется зарегистрировать контракт с присвоением ему уникального номера.

Потребуется предоставить банку справку о валютных операциях. Все сведения можно получить, обратившись в свой банк, он же поможет разобраться в нюансах документального оформления. При списании операции аналогичны. Если перевод осуществляется в рублях, а не в валюте, то в платежном поручении необходимо поставить КВО в начале поля «назначение платежа», в следующем виде: , где 11100 – код валютной операции по Инструкции № 181-И.

Чтобы поставить на учет контракт, необходимо подать в банк заявление, при внесении изменений в договор сообщить об этом, как и при завершении сделки (после закрытия контракта банк снимет его с регистрации). О некоторых особенностях бухгалтерского учета валютных операций вы можете прочесть в статье по ссылке.

Торговля с Казахстаном и Республикой Беларусь

Работа с Казахстаном и РБ на ввоз товаров упрощена, поскольку страны входят в ЕАЭС, нет пошлин и таможенного оформления, не нужно уплачивать НДС на таможне. Организация, производящая закупку самостоятельно, должна рассчитать налог и перечислить в свою налоговую инспекцию.

Обратите внимание! НДС должны рассчитать и уплатить даже организации на УСН или другом спецрежиме и освобожденные от уплаты в соответствии с п. 1 ст. 145 НК РФ.

Но для начала необходимо заключить договор. Как говорилось выше, он оформляется на двух языках. Поскольку законодательная база у нас разная, потребуется учесть особенности зарубежного законодательства, чтобы не допустить его нарушений при составлении текста контракта. Не забудьте зарегистрировать контракт в банке, если его сумма превысила 3 млн рублей.

Если импортируемый товар не облагается НДС, то и платить ничего не придется. Например, оборудование, перечисленное в специальном Перечне. Расчет НДС для облагаемых налогом товаров происходит при принятии к бухгалтерскому учету по формуле:

  • СТ-стоимость товара;
  • А- акцизы (если есть);
  • % — это процент НДС (10, 20).

Срок уплаты – не позднее 20-го числа месяца, следующего за постановкой на учет товара, в то же время требуется заполнить декларацию. Форма утверждена в 2017 году и продолжает действовать в 2020-м. Кроме того, одновременно придется в 4-х экземплярах (+ электронный или только один электронный, но заверенный ЭЦП) заполнить еще один документ – заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Два экземпляра после заверения заявления ФНС передадите поставщику.

Кстати! Проверить движение вашего заявления и его статус можно с помощью сервиса на сайте ФНС России.

Подробная информация по документам, в том числе тем, что необходимо представить в ФНС в качестве подтверждения проведенных сделок, находится в Договоре о ЕАЭС (пункт 20, приложение 18).

Как быть с уплаченным НДС по импорту? Есть два варианта в зависимости от системы налогообложения организации:

  • Применяющие УСН и другие спецрежимы, а также те, кто освобожден от уплаты по статье 145 НК, не могут вернуть налог и включают его в себестоимость.
  • Организации на общей системе при соблюдении условий (НДС уплачен, товар принят к учету и будет реализовываться по сделке, облагаемой налогом, ФНС заверила заявление на ввоз) может получить вычет.

Не забудьте, что товары должны иметь необходимые сертификаты, паспорта и другие аналогичные документы. Это относится в равной степени к экспорту.

Экспорт в Казахстан и РБ

При экспорте в страны ЕАЭС применяется ставка 0% НДС (пп. 1.1, п. 1 ст. 164 НК РФ). Для ее подтверждения придется собрать пакет документов:

  • контракт;
  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа страны-получателя (см. импорт, в данном случае его должен заполнить казахстанский партнер);
  • документы, подтверждающие вывоз товаров с учетом п. 13 ст. 165 НК РФ.

Срок для подтверждения ставки — 180 календарных дней (см. п. 9 и п. 10 ст. 165 НК).

Налогоплательщик вправе получить вычет по экспортируемому товару (пункт 3 статьи 172 НК), но, если это вызовет возврат налога из бюджета, придется пройти камеральную проверку: предоставить дополнительные документы, подождать, пока проверку пройдут поставщики. Учитывая нулевую ставку на экспорт, некоторые предпочитают не заявлять вычет по НДС.

Еще один важный момент. Отказаться от применения ставки 0% нельзя, подробнее о причинах вы можете прочитать в материале «При экспорте товара в страны ЕАЭС компания обязана использовать ставку 0% НДС».

Импорт и экспорт: работа с Финляндией

Северная страна не входит в ЕАЭС, поэтому правила ввоза-вывоза товаров, оказания услуг и выполнения работ отличаются от описанных выше. Востребованными товарами для импорта были и остаются:

  • Автотранспорт.
  • Оборудование.
  • Бумага.
  • Кондитерские изделия (конфеты, мороженое, шоколад и т.д.).
  • Бытовая химия.
  • Одежда и обувь.
  • Косметика.

Процедура начинается с заключения контракта, правило о двуязычии действует и здесь. Обязателен и перевод полученных документов – накладных, счетов и т.д. При ввозе импортных товаров придется пройти таможенное оформление: заполнение декларации, уплату сборов. Эти затраты включаются в себестоимость.

При любых операциях с другими странами есть две сложности: определить место реализации и правильно учесть в рублях все суммы. По поводу курса рубля к валюте – учитываем курс на дату принятия к учету товара, за исключением случаев, когда он поставляется по предоплате, тогда берем курс валюты на дату поступления аванса (только в той части поставки, которая на него приходится).

Важно! После того как операция отражена в бухгалтерском учете, не производится перерасчет указанных сумм, даже если изменяется курс (ст. 2 п. 10 ПБУ 3/2006).

Однако курсовые разницы возникают, например, при пересчете обязательств, подробнее об учете курсовых разниц в материале по ссылке. Определение места реализации нужно смотреть по договору (что касается товаров), там наверняка прописано, когда осуществляется переход права собственности.

По услугам и работам все сложнее. Для правильного определения нужно обратиться к статье 148 НК РФ. Например, если организация или ИП находится в России и выполняет консультационные, юридические, бухгалтерские и иные подобные услуги, то местом оказания будет территория РФ.

Сумма контракта, имеющая значение для валютного контроля и постановки на учет в банке, такая же, как при торговле в рамках ЕАЭС, т.к. валютное регулирование проводится по единым правилам. Напомню, для экспорта сумма должна быть больше или равна 3 млн, а для импорта — 6 млн рублей.

Операции импорта облагаются НДС по соответствующей ставке, расчет ведется исходя из стоимости товаров, включая акцизы, таможенные сборы и иные платежи при ввозе в РФ. Оплатить налог нужно уже в таможенную службу. Вернуть уплаченный налог можно только после представления в инспекцию ФНС документов по сделке, в том числе таможенной декларации и платежных документов на сам налог.

Экспортные операции

По экспорту действуют общие правила, поэтому применяется та же система и ставка в размере 0%, что и при поставке товара в Казахстан, Белоруссию или другую страну ЕАЭС.

Здесь снова придется обратиться к определению места реализации. Если им является территория РФ, то российская организация-экспортер становится налоговым агентом и обязана заплатить НДС в свою инспекцию.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика ВЭД


Выход на внешние рынки — это новый этап развития бизнеса. Специалисты taxCOACH сделали обзор различных ситуаций на примере экспорта в Казахстан.

Первоочередными задачами в становлении нового направления являются: продвижение продукта за рубежом и выстраивание взаимодействия с иностранными покупателями. Помимо этого, возникает масса юридических и налоговых вопросов. Один из них — каким образом и в какой форме бизнес может вести деятельность на территории другого государства?

Принятие того или иного решения в данном случае ведёт к различным налоговым последствиям, а, значит, выбор должен быть сделан осознанно. Выбрать оптимальную структуру данного направления важно уже на старте.

То, какой будет юридическая структура, зависит от фактуры бизнеса. От тех фактических обстоятельств, в которых предполагается вести деятельность. Независимо от индивидуальных особенностей, существует 3 возможных базовых сценария построения структуры:

Для простоты экспериментов, выберем Казахстан в качестве страны, с которой хотим начать экспансию.

Торговая деятельность

1. Задача: организовать экспортное торговое направление

При этом на территории Казахстана не предполагается создание какой-либо инфраструктуры, продукция доставляется напрямую покупателю с территории РФ.

Постольку в описанных условиях на территории Казахстана деятельность не ведётся, использование существующей российской компании вполне допустимо и не вызывает каких-то дополнительных налоговых последствий. Вместе с тем, подтверждение «нулевой ставки» по НДС сопряжено с прохождением камеральной проверки.

Если же возникают основания для возмещения НДС из бюджета, будьте готовы к тому, что налоговые органы проверят контрагентов и операций с особой тщательностью. Их цель — найти хоть малейшую зацепку для отказа в подтверждении налогового вычета.

1

В связи с этим нередко экспортёры отказываются от возмещения НДС, теряя в своей рентабельности.

Другой выход — создание в структуре отдельной компании-экспортёра. У такого юрлица всего один поставщик, в значит пройти налоговую проверку намного проще.

2

Реализация такого варианта сопряжена с целым рядом своих особенностей:

  • Нужен свой штат сотрудников и другие «атрибуты» самостоятельности, иначе экспортёра будут рассматривать в паре с основой компанией;
  • Кассовый разрыв в уплате НДС. Основная компания обязана уплатить НДС по общим правилам в момент реализации экспортеру, который затем проходит длительную процедуру камеральной налоговой проверки;
  • Тонкости распределения рентабельности от экспортных поставок и дальнейшее использование денежных средств, полученных в качестве возмещения НДС.
2. Дополним условия. Допустим, для ведения деятельности на территории Казахстана необходим офис, склад, местные менеджеры, кладовщики и иные сотрудники.

Если при таких вводных торговать станет российская компания, это приведёт к образованию так называемого постоянного учреждения. В данном случае российская компания обязана в течение 30 дней с даты начала ведения деятельности подать в налоговый орган РК заявление о постановке на регистрационный учёт.

С точки зрения налоговых последствий, подобная организация деятельности ведёт к обложению доходов постоянного учреждения корпоративным подоходным налогом (КПН). При этом по правилам Республики Казахстан налог фактически оплачивается дважды, поскольку нерезиденты облагают КПН налогооблагаемые доходы по ставке 20% и чистые доходы (чистую прибыль) по ставке 10%.Ставка для российских компаний отличается от общей ставки, установленной НК РК (предусматривает 15%), ввиду положений п. 6, ст. 10 и ст. 24 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения, что также подтверждает позиция Минфин РФ в письме от 19 января 2012 г. №

Важно, что уплаченный КПН может быть зачтён на территории РФ, однако сумма такого зачёта ограничена суммой налога, которую бы пришлось уплатить с такого дохода в России. В этой связи, фактически зачесть КПН с чистого дохода (10%) не получится.

Что же касается НДС, то общий порядок не меняется: российская организация имеет право на применение ставки 0 % при экспорте при условии надлежащего подтверждения. Казахстанский покупатель уплачивает импортный НДС самостоятельно.

Второй вариант — это создание компании на территории Республики Казахстан. В таком варианте предполагается, что текущая российская организация будет поставлять товар своей иностранной партнёрской организации, которая в свою очередь реализует его покупателю.

Использование данного варианта позволяет облагать доходы в общем, привычном нам порядке, по ставке 20%. При этом появляется обязанность самостоятельно уплатить в бюджет Казахстана при ввозе товара НДС по ставке 12%, который пойдёт в зачёт при уплате налога с реализации покупателю.

Важной особенностью реализации данного варианта является обязанность учредителя такой иностранной компании сообщить в российский налоговый орган: (1) о своём участии и (2) о наличии контролируемой иностранной компании. Сделать это необходимо (1) не позднее трёх месяцев с даты возникновения участия и (2) не позднее 20 марта года следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли контролируемой иностранной компании. При этом сама прибыль КИК в данном случае освобождается от налогообложения на территории РФ, поскольку иностранная компания является резидентом страны из ЕАЭС.

Услуги, работы, лицензионные платежи

1. Строительные и монтажные работы в Казахстане. Шефмонтаж

В отношении работ данного вида Конвенция об устранении двойного налогообложения отдельно указывает, что для возникновения постоянного учреждения строительная площадка, на которой ведутся работы, должна существовать более 12 месяцев. В отношении шефмонтажа те же условия — услуги должны оказывать более 12 месяцев.

Таким образом, всё зависит от срока. Если он не превышает указанный, налог на прибыль уплачивается в Российской Федерации. В противном случае, последствия такие же, как и для торговли: 20% 10%.

При условии, что площадка и/или оборудование находятся на территории Республики Казахстан, обязанность уплатить НДС в РФ не возникает. Его (по ставке 12%) заплатит заказчик, что необходимо учесть при ценообразовании.

«Освобождение» от уплаты НДС в данном случае имеет последствия. Так, входящий налог от всех поставщиков, субподрядчиков, арендодателей и прочих контрагентов, привлечение которых направлено на выполнение работ, не может быть принят к вычету юр.лицом-исполнителем работ.

При этом налоговый орган пошёл дальше и отказал в возмещении НДС арендодателю спецтехники, используемой российской компанией для работ в Казахстане. Компания-арендодатель попыталась обжаловать данное решение налоговой, однако суд встал на сторону налогового органа. В действиях арендодателя и арендатора была установлена налоговая схема, направленная на необоснованное получение возмещения НДС из бюджета.

3

Кроме факта взаимозависимости, суд пришёл к выводу, что компания-арендодатель была специально создана арендатором-исполнителем для получения возмещения, поскольку он (арендатор) знал, что из-за использования техники на территории Казахстана претендовать на возмещение налога не может.

2. IT-услуги

Под it-услугами мы подразумеваем разработку программного обеспечения и его техническую поддержку. Место реализации таких услуг для целей исчисления НДС признаётся Казахстан, а, значит, обязанность уплатить налог также возлагается на заказчика.

Что касается налогообложения доходов, то всё зависит от возникновения постоянного учреждения. Если услуги оказывают удалённо, не в Казахстане, налог платится в РФ.

Здесь необходимо отдельно проговорить налогообложение лицензионных платежей, именуемых в Конвенции об устранении двойного налогообложения как роялти. Дело в том, что взимая с резидента Республики Казахстан лицензионные платежи за использование программного обеспечения, пользователь в соответствии с конвенцией и Налоговым кодексом Казахстана обязан удержать из вознаграждения налог у источника в размере 10% от общей суммы выплаты. При этом данное удержание российская компания вправе зачесть в счёт уплаты налога в РФ.

Важно, что контролирующие ведомства в Казахстане относят к роялти не только лицензионное вознаграждение, но также плату за доработку и модификацию ПО, используемого по лицензии.

Обоснование здесь следующее: поскольку изменять и дорабатывать программный продукт, можно исключительно при предоставлении правообладателем специальной лицензии, предполагается, что такая плата включена в платёж за услугу.

Использование местной компании для выполнения работ на территории Казахстана видится возможным лишь при условии реализации долгосрочного проекта и лишь в определённых сферах, поскольку, например, в части оказания IT-услуг, подобные решения неактуальны.

Дивиденды собственнику

Независимо от того, являются ли участниками иностранной компании физ. лицо-нерезидент или же российская компания, при выплате дивидендов необходимо удержать налог у источника. Размер удержания не может превышать 10% от суммы дивидендов.

При этом данный налог может быть зачтён при налогообложении данного вознаграждения в России. То есть, в России необходимо будет доплатить 3 %.

Важно, что Налоговый Кодекс Республики Казахстан предусматривает освобождение от уплаты налога с дивидендов для физических лиц-нерезидентов, при условии, что на момент их начисления срок владения долей (акциями) составляет более 3-х лет, а иностранная компания (плательщик дивидендов) не ведёт деятельность в сфере недропользования.

Таким образом, если необходимо создать офис в Казахстане, выгоднее зарегистрировать там компанию — резидента Казахстана. В этом случае 10%-ый налог будет уплачиваться только по факту выплаты дивидендов, а не автоматически, как при образовании постоянного учреждения.

Особенности международного налогообложения

Международное налогообложение – область знаний, охватывающая системы налогообложения зарубежных стран, а также налогообложение деятельности международных корпораций, то есть налогообложение трансграничных операций во внешней торговле и международных финансовых операциях.

Налоговое законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из Налогового кодекса, а также нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено именно Налоговым кодексом.

При этом статьей 3 Налогового кодекса предусмотрено, что налоговое законодательство Республики Казахстан действует на всей территории Республики Казахстан и распространяется на физических, юридических лиц и их структурные подразделения.

Однако, согласно пункту 5 статьи 2 Налогового кодекса, если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Налоговом кодексе, применяются правила указанного договора.

Особенности международного налогообложения регламентированы разделом 7 Налогового кодекса, включающим следующие главы и статьи:

глава 22 «Общие положения» (ст. 188, 189, 190, 191, 192 Налогового кодекса);

глава 23 «Порядок налогообложения доходов юридических лиц – нерезидентов, осуществляющих деятельность без образования постоянного учреждения в Республике Казахстан» (ст. 193, 194, 195, 196, 197 Налогового кодекса);

глава 24 «Порядок налогообложения доходов юридических лиц – нерезидентов, осуществляющих деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение» (ст. 198, 199, 200 Налогового кодекса);

глава 25 «Порядок налогообложения доходов физических лиц – нерезидентов» (ст. 200-1, 201, 202, 203, 204, 205 Налогового кодекса);

глава 26 «Специальные положения по международным договорам» (ст. 206, 207, 208, 209, 210, 211, 212, 212-1, 212-2, 213, 214, 215, 216, 217, 218, 219, 220 Налогового кодекса);

глава 27 «Особенности налогообложения доходов резидентов от внешнеэкономической деятельности» (ст. 221, 221-1, 222, 223, 224, 225, 226, 227, 227-1 Налогового кодекса).

Раздел 7 Налогового кодекса в основном предусматривает общие положения международного налогообложения. При этом если имеются противоречия между положениями Налогового кодекса и международными договорами, то приоритетно действуют положения международного договора.

Статьей 188 Налогового кодекса предусмотрены следующие принципы международного налогообложения (табл. 1).

Доходы нерезидента из источников в Республике Казахстан

На основании статьи 192 Налогового кодекса, доходами нерезидента из источников в Республике Казахстан признаются следующие виды доходов:

1) доходы от реализации товаров на территории Республики Казахстан, а также доходы от реализации товаров, находящихся в Республике Казахстан, за ее пределы в рамках осуществления внешнеторговой деятельности;

2) доходы от выполнения работ, оказания услуг на территории Республики Казахстан;

3) доходы от оказания управленческих, финансовых (за исключением услуг по страхованию и (или) перестрахованию), консультационных, аудиторских, юридических (за исключением услуг по представительству и защите прав и законных интересов в судах, арбитраже или третейском суде, а также нотариальных услуг) услуг за пределами Республики Казахстан.

Финансовыми услугами признается деятельность участников страхового рынка, рынка ценных бумаг, накопительных пенсионных фондов, банковская деятельность, деятельность организаций по проведению отдельных видов банковских операций, а также деятельность центрального депозитария и обществ взаимного страхования.

Консультационные услуги, согласно подпункту 23 пункта 1 статьи 12 Налогового кодекса, – это услуги по предоставлению разъяснений, рекомендаций, советов и иных форм консультаций, включая определение и (или) оценку проблем и (или) возможностей лица, в целях решения управленческих, экономических, финансовых, инвестиционных вопросов, в том числе вопросов стратегического планирования, организации и осуществления предпринимательской деятельности, управления персоналом;

4) доходы лица, зарегистрированного в государстве с льготным налогообложением, от выполнения работ, оказания услуг независимо от места их фактического выполнения, оказания, а также иные доходы.

Положения подпункта 4 пункта 1 статьи 192 Налогового кодекса не применяются в отношении доходов от оказания туристских услуг физическому лицу на территории государства с льготным налогообложением нерезидентом, зарегистрированным на территории такого государства.

Доходы лица, зарегистрированного в государстве с льготным налогообложением, от аэропортовской деятельности с 1 января 2016 года не признаются доходами нерезидента из источников в Республике Казахстан;

Таким образом, данная поправка позволит исключить дополнительную налоговую нагрузку на авиакомпании Казахстана, которые открывают новые направления, в том числе и в страны с льготным налогообложением, так как на практике нередки случаи, когда уплату подоходного налога с доходов нерезидентов, зарегистрированных в странах с льготным налогообложением, осуществляют казахстанские налоговые агенты за счет собственных средств и, соответственно, несут дополнительную налоговую нагрузку в виде 20%-ного налога. И, как известно, налоги, уплаченные за счет собственных средств, не идут на вычеты налогового агента.

5) доходы от прироста стоимости при реализации:

– находящегося на территории Республики Казахстан имущества, права на которое или сделки по которому подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан;

– находящегося на территории Республики Казахстан имущества, подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан;

– ценных бумаг, выпущенных резидентом, а также долей участия в уставном капитале юридического лица – резидента, консорциума, расположенного в Республике Казахстан;

– акций, выпущенных нерезидентом, а также долей участия в уставном капитале юридического лица – нерезидента, консорциума, если 50 и более процентов стоимости таких акций, долей участия или активов юридического лица – нерезидента составляет имущество, находящееся в Республике Казахстан;

6) доходы от уступки прав требования долга резиденту или нерезиденту, осуществляющему деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, – для налогоплательщика, уступившего право требования.

При этом размер таких доходов определяется в виде положительной разницы между стоимостью права требования, по которой произведена уступка, и стоимостью требования, подлежащей получению от должника на дату уступки права требования, согласно первичным документам налогоплательщика;

7) доходы от уступки прав требования долга у резидента или нерезидента, осуществляющего деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, – для налогоплательщика, приобретающего право требования.

При этом размер таких доходов определяется в виде положительной разницы между суммой, подлежащей получению от должника по требованию основного долга, в том числе суммы сверх основного долга на дату уступки права требования, и стоимостью приобретения права требования;

8) неустойка (штраф, пени) и другие виды санкций, кроме возвращенных из бюджета необоснованно удержанных ранее штрафов;

9) доходы в форме дивидендов, поступающие от юридического лица – резидента, а также от паевых инвестиционных фондов, созданных в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан;

10) доходы в форме вознаграждений, за исключением вознаграждений по долговым ценным бумагам.

Вознаграждение, согласно подпункту 39 пункта 1 статьи 12 Налогового кодекса, это все выплаты:

– связанные с кредитом (займом, микрокредитом), за исключением полученной (выданной) суммы кредита (займа, микрокредита), комиссий за перевод денег банками и иных выплат лицу, не являющемуся для заемщика заимодателем, взаимосвязанной стороной;

– связанные с передачей имущества по договору финансового лизинга, в том числе с таким договором выплаты взаимосвязанной стороне, за исключением стоимости, по которой такое имущество получено (передано), выплат в связи с изменением размера лизинговых платежей при применении коэффициента (индекса) в соответствии с условиями договора финансового лизинга, выплат лицу, которое не является для лизингополучателя лизингодателем, взаимосвязанной стороной;

– по вкладам (депозитам), за исключением суммы вклада (депозита), а также выплат лицу, не являющемуся для стороны, принявшей вклад (депозит), вкладчиком (депозитором), взаимосвязанной стороной;

– связанные с договором накопительного страхования, за исключением размера страховой суммы, выплат лицу, не являющемуся для страхователя страховщиком, взаимосвязанной стороной;

– по долговым ценным бумагам в виде дисконта либо купона (с учетом дисконта либо премии от стоимости первичного размещения и (или) стоимости приобретения), выплаты лицу, являющемуся для лица, выплачивающего вознаграждение, держателем его долговых ценных бумаг, взаимосвязанной стороной;

– по векселю, за исключением суммы, указанной в векселе, выплат лицу, не являющемуся для векселедателя держателем его векселей, взаимосвязанной стороной;

– по операциям репо – в виде разницы между ценой закрытия и ценой открытия репо;

– по исламским арендным сертификатам;

– вознаграждения, выплачиваемые по договорам банковского счета;

11) доходы в форме вознаграждений по долговым ценным бумагам, получаемые от эмитента;

12) доходы в форме роялти.

Роялти, согласно подпункту 30 пункта 1 статьи 12 Налогового кодекса, – это платеж:

– за право пользования недрами в процессе добычи полезных ископаемых и переработки техногенных образований;

– использование или право использования авторских прав, программного обеспечения, патентов, чертежей или моделей, товарных знаков или других подобных видов прав; использование или право использования промышленного оборудования, в том числе морских и воздушных судов, арендуемых по договорам бербоут-чартера или димайз-чартера, а также торгового или научно-исследовательского оборудования; использование «ноу-хау»; использование или право использования кинофильмов, видеофильмов, звукозаписи или иных средств записи;

13) доходы от сдачи в имущественный наем (аренду) имущества, находящегося в Республике Казахстан;

14) доходы, получаемые от недвижимого имущества, находящегося в Республике Казахстан;

15) доходы в форме страховых премий, выплачиваемых по договорам страхования или перестрахования рисков, возникающих в Республике Казахстан;

16) доходы от оказания услуг по международной перевозке.

В целях раздела 7 Налогового кодекса международными перевозками признаются любые перевозки пассажиров, багажа, товаров, в том числе почты, морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, осуществляемые между пунктами, находящимися в разных государствах, одним из которых является Республика Казахстан.

Международными перевозками в целях настоящего раздела не признаются:

– перевозка, осуществляемая исключительно между пунктами, находящимися за пределами Республики Казахстан, а также исключительно между пунктами, находящимися на территории Республики Казахстан;

– транспортировка полезных ископаемых по трубопроводам;

16-1) доход в виде платежа за простой судна под погрузочно-разгрузочными операциями сверх сталийного времени, предусмотренного в договоре (контракте) морской перевозки;

17) доходы, получаемые от эксплуатации трубопроводов, линий электропередачи, линий оптико-волоконной связи, находящихся на территории Республики Казахстан;

18) доходы физического лица – нерезидента от деятельности в Республике Казахстан по трудовому договору (контракту), заключенному с резидентом или нерезидентом, являющимся работодателем;

18-1) доходы трудовых иммигрантов, являющихся домашними работниками – нерезидентами, полученные (подлежащие получению) по трудовым договорам, заключенным в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан на основании разрешения трудовому иммигранту;

19) гонорары руководителя и (или) иные выплаты членам органа управления (совета директоров или иного органа), получаемые указанными лицами в связи с выполнением возложенных на них управленческих обязанностей в отношении резидента, независимо от места фактического выполнения таких обязанностей;

20) надбавки физического лица – нерезидента, выплачиваемые ему в связи с проживанием в Республике Казахстан резидентом или нерезидентом, являющимся работодателем;

21) доходы физического лица – нерезидента от деятельности в Республике Казахстан в виде материальной выгоды, полученной от работодателя.

В целях раздела 7 Налогового кодекса материальной выгодой признаются в том числе:

– оплата и (или) возмещение стоимости товаров, выполненных работ, оказанных услуг, полученных физическим лицом – нерезидентом от третьих лиц;

– отрицательная разница между стоимостью товаров, работ, услуг, реализованных физическому лицу – нерезиденту, и ценой приобретения или себестоимостью этих товаров, работ, услуг;

– списание суммы долга или обязательства физического лица – нерезидента;

21-1) доходы физического лица – нерезидента в виде материальной выгоды, полученной от лица, не являющегося работодателем.

В целях данного раздела материальной выгодой признаются в том числе:

– оплата и (или) возмещение стоимости товаров, выполненных работ, оказанных услуг, полученных физическим лицом – нерезидентом от третьих лиц;

– отрицательная разница между стоимостью товаров, работ, услуг, реализованных физическому лицу – нерезиденту, и ценой приобретения или себестоимостью этих товаров, работ, услуг;

– списание суммы долга или обязательства физического лица – нерезидента;

22) пенсионные выплаты, осуществляемые единым накопительным пенсионным фондом и добровольными накопительными пенсионными фондами – резидентами;

23) доходы, выплачиваемые работнику культуры и искусства: артисту театра, кино, радио, телевидения, музыканту, художнику, спортсмену, – от деятельности в Республике Казахстан независимо от того, как и кому осуществляются выплаты;

24) выигрыши, выплачиваемые резидентом или нерезидентом, имеющим постоянное учреждение в Республике Казахстан, если выплата выигрыша связана с деятельностью такого постоянного учреждения;

25) доходы, получаемые от оказания независимых личных (профессиональных) услуг в Республике Казахстан;

26) доходы в виде безвозмездно полученного или унаследованного имущества, в том числе работ, услуг, за исключением безвозмездно полученного имущества физическим лицом – нерезидентом от физического лица – резидента.

Стоимость безвозмездно выполненных работ, оказанных услуг определяется в размере расходов, понесенных в связи с выполнением таких работ, оказанием услуг.

Стоимость безвозмездно полученного имущества, за исключением безвозмездно выполненных работ, оказанных услуг, определяется в размере его балансовой стоимости по данным бухгалтерского учета лица, передавшего такое имущество на дату передачи имущества.

В случае невозможности определения стоимости безвозмездно полученного имущества из данных бухгалтерского учета, а также унаследованного имущества стоимость такого имущества на дату передачи или вступления в наследство устанавливается одним из следующих способов:

– на основе стоимости, установленной уполномоченным государственным органом в сфере регистрации прав на недвижимое имущество по состоянию на первое января календарного года, в течение которого получено такое имущество;

– на основе котировки ценной бумаги, торгуемой на казахстанской или иностранной фондовой бирже, на день получения указанной ценной бумаги (вступления) в наследство.

В случае невозможности определения стоимости безвозмездно полученного или унаследованного имущества в порядке, установленном настоящим подпунктом, стоимость определяется на основе отчета об оценке имущества;

27) доходы по производным финансовым инструментам;

28) доходы, полученные по акту об учреждении доверительного управления имуществом от доверительного управляющего – резидента, на которого не возложено исполнение налогового обязательства в Республике Казахстан за нерезидента, являющегося учредителем доверительного управления по договору доверительного управления имуществом или выгодоприобретателем в иных случаях возникновения доверительного управления;

28-1) доход по инвестиционному депозиту, размещенному в исламском банке;

29) другие доходы, возникающие в результате деятельности на территории Республики Казахстан.

Следует отметить, что подлежат обложению у источника выплаты по месту начисления и (или) выплаты доходов налоговым агентом доходы, представленные следующими подпунктами пункта 1 статьи 192 Налогового кодекса:

– доходы от оказания управленческих, финансовых (за исключением услуг по страхованию и (или) перестрахованию), консультационных, аудиторских, юридических (за исключением услуг по представительству и защите прав и законных интересов в судах, арбитраже или третейском суде, а также нотариальных услуг) услуг за пределами Республики Казахстан;

– доходы лица, зарегистрированного в государстве с льготным налогообложением, от выполнения .


Казахстан в своем налоговом законодательстве значительно расширил ареал своей налоговой юрисдикции за счет иностранного элемента, считает д.ю.н., директор НИИ финансового и налогового права Е. Порохов .

Действие на протяжении последних трех лет нового Налогового кодекса РК с его новой либеральной системой налогообложения свидетельствует о серьезном намерении Казахстана занять лидирующие позиции в мировой налоговой системе путем создания в нашей стране привлекательного для международного бизнеса налогового и инвестиционного климата. Следует отметить, что со стороны Казахстана действительно предпринимаются осмысленные меры по повышению конкурентоспособности нашей налоговой системы для привлечения в экономику Казахстана дополнительных иностранных инвестиций, международного капитала и в целом организованного бизнеса. И если раньше взоры и устремления нашего государства были направлены в основном на преодоление внутренних проблем в налогообложении, то сейчас Казахстан кардинально пересмотрел взгляды на свое место в мировой налоговой системе и существенно поменял направления своей внешней налоговой политики.

Жесткая налоговая конкуренция в мире побудила Казахстан, с одной стороны, значительно либерализовать свою налоговую систему, уменьшить количество налогов и их ставки по основным видам налогов, упростить для налогоплательщиков налоговые процедуры налоговой регистрации, ведения налогового учета и представления налоговой отчетности, сделав тем самым нашу налоговую систему одной из самых привлекательных в мире. А с другой стороны, Казахстан в своем налоговом законодательстве значительно расширил ареал своей налоговой юрисдикции за счет иностранного элемента. Как известно, Казахстан при установлении своей налоговой юрисдикции использует смешанный принцип налогообложения, распространяя действие своих налоговых законов как на резидентов РК, независимо от места получения ими доходов (принцип резидентства), так и на нерезидентов РК, осуществляющих свою налогооблагаемую деятельность в РК через постоянное учреждение либо получающих доходы из источников в РК (принцип территориальности). Подобный принцип построения налоговой системы нашего государства представляет собой хотя и экстенсивный, но очень эффективный механизм расширения совокупной налоговой базы за счет иностранного элемента. Для решения этой задачи казахстанский законодатель уточнил в ст. 189 НК РК понятие «налогового резидентства», значительно расширил в ст. 191 Налогового кодекса РК пределы понятия «постоянного учреждения нерезидента в Казахстане» и существенно пополнил в ст. 192 НК РК перечень доходов из источников в РК.

Вместе с тем в своей конкурентной борьбе с другими иностранными государствами Казахстан вынужден считаться с установленными в мировом сообществе правилами международной налоговой политики. Поэтому помимо налоговой конкуренции, осуществляемой по собственным правилам, Казахстан вынужден также предпринимать и конкретные шаги в направлении международного сотрудничества с зарубежными странами в сфере регулирования международных налоговых отношений. В этом отношении не следует забывать о том, что расширение сферы налоговой юрисдикции нашего государства небезгранично. Казахстан в методах своей налоговой конкуренции также скован тем, что он обязан уважать принципы и нормы международного права и суверенитет других государств, проводить политику сотрудничества и добрососедских отношений между государствами, их равенства и невмешательства во внутренние дела друг друга, мирного разрешения международных споров (ст. 8 Конституции РК). Перефразировав известный категорический императив И. Канта, можно сказать, что налоговый суверенитет и налоговая юрисдикция любого государства заканчиваются там, где начинаются налоговый суверенитет и налоговая юрисдикция других государств.

Кроме того, не следует забывать и о том, что чрезмерное увлечение любым государством либерализацией своего налогового законодательства таит в себе угрозу возможности признания другими государствами такой страны налоговым оффшором и применения по отношению к нему антиоффшорного законодательства (живые примеры чему уже имеются в современной мировой практике). Наше государство также негативно относится к государствам со льготным налогообложением, признавая таковыми государства, в которых ставка подоходного налога составляет менее 10% или в которых существуют законы о конфиденциальности информации о налогоплательщиках и объектах налогообложения (п. 4 и 5 ст. 224 НК РК). К налоговым резидентам государств с льготным налогообложением применяются все возможные негативные налоговые последствия, которые отвращают от них практически всех налогоплательщиков-резидентов в их внешнеэкономической деятельности.

Международное налоговое сотрудничество государств в рамках добросовестной налоговой конкуренции преследует, прежде всего, цель договорного разграничения между ними сфер действия их налоговых юрисдикций. Проще говоря, государства стремятся в первую очередь поделить между собой сферы своего налогового влияния путем деления всех «своих», как им кажется по их налоговым законам, налогоплательщиков и объектов налогообложения. Обратной, можно сказать, благородной, стороной медали устремлений государств в разделении сфер своего налогового влияния является недопущение двойного налогообложения тех налогоплательщиков, которые по налоговым законодательствам Договаривающихся Государств подвергаются налогообложению по одним и тем же объектам налогообложения одновременно и в стране происхождения этих объектов, и в стране резидентства налогоплательщиков. В этом благородном деле государствам помогают модельные налоговые конвенции ООН и ОЭСР об устранении (избежании) двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения. На сегодня Казахстан на базе указанных модельных конвенций заключил Налоговые конвенции с 46 иностранными государствами. Налоговые конвенции с 44 иностранными государствами уже ратифицированы, вступили в силу и действуют. И только с двумя государствами (ОАЭ и Люксембург) Налоговые конвенции еще не прошли все процедуры придания им юридической силы.

Помимо основной задачи разделения сфер налогового влияния государств (их налоговых юрисдикций) Налоговые конвенции также призваны решать задачу защиты налогоплательщиков каждого Договаривающегося Государства от их дискриминации в другом Договаривающемся Государстве. С этой целью в налоговых конвенциях прописываются нормы о недискриминации, об освобождении от налогообложения, зачете, вычете или возврате взысканных налогов, о применении процедур взаимного согласования при возникновении налоговых споров по налоговым конвенциям с участием резидентов Договаривающихся Государств.

Кроме того, с помощью налоговых конвенций Договаривающиеся Государства также стремятся оказывать друг другу помощь в их борьбе с недобросовестными налогоплательщиками при совершении ими налоговых правонарушений и уклонении от уплаты возникших налогов. С этой целью государства в рамках налоговых конвенций договариваются об оказании друг другу помощи в обмене информацией и в сборе налогов. Здесь в качестве позитивного момента следует также упомянуть о том, что с принятием нового Налогового кодекса от 10.12.2008 г. Казахстан урегулировал в своем национальном налоговом праве как вопросы обеспечения исполнения на территории РК налоговых обязательств резидентов РК, возникших в иностранных государствах, так и вопросы предъявления Казахстаном своих налоговых требований через компетентные органы иностранных государств к резидентам этих государств по их налоговым обязательствам, возникшим в Казахстане (ст. 227 НК РК). Ранее эти вопросы оставались в законодательстве РК неурегулированным, что порождало неопределенность в дальнейшей судьбе возникших, но неисполненных налоговых обязательств нерезидентов РК перед Казахстаном и резидентов РК перед иностранными государствами.

Однако, на наш взгляд, налоговая конкуренция Казахстана в отношениях с иностранными государствами заключается не только в создании на национальном законодательном уровне условий для предпочтительного осуществления всеми абстрактными налогоплательщиками своей налогооблагаемой деятельности в Казахстане и в урегулировании на международном уровне международных налоговых отношений. Помимо этого крайне важна и необходима адекватная и полноценная реализация прогрессивных норм налогового права и международных налоговых договоров на практике усилиями всех субъектов правоприменения - налоговых органов, органов финансовой полиции и судов в отношении уже конкретных налогоплательщиков.

И если в первом аспекте налоговой конкуренции наше государство значительно преуспело, то во втором до сих пор приходится слышать серьезные нарекания со стороны налогоплательщиков и налоговых экспертов. Безусловно, сегодня в Казахстане одни из самых низких ставок налогообложения в мире. По сравнению с нашими ближайшими, да и дальними соседями - это несомненное конкурентное преимущество. Но несовершенное и репрессивное законодательство об ответственности за налоговые правонарушения, громоздкие контрольные налоговые процедуры, отсутствие ценностных установок и активной гражданской позиции судей и налоговых органов в налоговом правоприменении зачастую нейтрализуют благие намерения нашего законодателя. Помимо этого, риски неадекватного применения казахстанскими налоговыми органами и судами самих прогрессивных норм налогового права и международных налоговых договоров также отпугивают иностранных инвесторов и международный капитал от вхождения в экономику Казахстана. И указанные негативные явления в нашей правовой действительности следует признать явными конкурентными недостатками Казахстана.

В качестве позитивного момента следует указать на то, что с принятием нового Налогового кодекса РК налоговые органы наконец-то признали, что реализация норм международных налоговых договоров может осуществляться всеми участниками налоговых правоотношений непосредственно без их администрирования усилиями и индивидуальными правоприменительными актами налоговых органов. Свидетельством этому служит утрата приказом министра финансов РК от 3 октября 2002 г. № 469 «Об утверждении Правил администрирования международных договоров об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал (имущество), заключенных Республикой Казахстан» своей силы с 1 января 2009 года /Приказ министра финансов РК от 9 января 2009 г. № 5/.

Тем самым в налоговом законодательстве РК был реализован конституционный принцип непосредственности применения международных договоров. В силу прямого конституционного установления, предусмотренного п. 3 ст. 4 Конституции РК, международные договоры, ратифицированные республикой , имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона.

Таким образом, с 1 января 2009 г. в практике налогового правоприменения была аннулирована методологическая основа для существования кривотолков и разночтений по поводу того, кому и как разрешено применять нормы международных налоговых договоров: всем тем, кому они адресованы (налогоплательщикам, налоговым агентам, налоговым органам, судам), или же только уполномоченным на их применение государственным органам (налоговым органам и судам). Ранее считалось, что только после проверки налоговыми органам условий для применения норм международных налоговых договоров и соответствующего разрешения на их применение путем издания индивидуального правового акта налогоплательщики и налоговые агенты могли использовать в своей деятельности их положения. Зачастую на практике применение норм налоговых конвенций рассматривалось как соответствующая льгота, использование которой было возможно только после получения специального разрешения налогового органа или только по предварительному согласованию с ним.

В настоящее время все встало на свои места, и даже в новом Налоговом кодексе РК более нет упоминания об «администрировании» международных налоговых договоров усилиями налоговых органов, как это существовало ранее по соответствующим Правилам. Управомоченные по налоговым конвенциям субъекты налоговых правоотношений могут непосредственно использовать предоставленные им права. Обязанные субъекты обязаны непосредственно исполнять возложенные на них обязанности. Все субъекты налоговых правоотношений должны соблюдать нормы налоговых конвенций и предусмотренных ими запретов. А уполномоченные государственные органы (налоговые органы и суды) должны применять нормы международных налоговых договоров к конкретным жизненным ситуациям, когда это прямо входит в их компетенцию (при осуществлении налогового контроля, корректировке налоговых обязательств и при проверке правомерности использования их положений остальными участниками налоговых правоотношений).

Другими словами, в практике непосредственного применения норм международных налоговых договоров нет более их администрирования. Есть только реализация всеми участниками налоговых правоотношений относящихся к ним норм и последующая проверка правильности использования прав и исполнения обязанностей в рамках правоприменительной деятельности налоговых органов и судов.

Однако и подобная «революция» в непосредственном действии норм международных налоговых договоров не уменьшила проблем в правоприменении. Ни для кого не секрет, что зачастую нормы налоговых конвенций отличаются в своем содержании от норм налогового законодательства РК. Попросту говоря, нормы международных налоговых договоров и национального налогового законодательства конфликтуют друг с другом. Конфликтность указанных норм приводит, в свою очередь, к появлению проблем с их пониманием, толкованием и применением.

И хотя и в Конституции РК (п. 3 ст. 4), и в Налоговом кодексе РК (п. 5 ст. 2) прямо записаны положения о том, что ратифицированные РК международные договоры имеют приоритет перед национальным законодательством, реально существующие или надуманные проблемы с пониманием и толкованием норм международных налоговых договоров позволяют налоговым органам и судам на практике нейтрализовать их непосредственное действие. В немалой степени этому способствуют неясность самих норм международных налоговых договоров, порождающих разночтения в их понимании и толковании. Данную проблему усугубляет другая проблема - отсутствие всяких механизмов официального толкования норм международных налоговых договоров или громоздкость существующих. Для разрешения этой проблемы (и то только в части технико-юридического разъяснения положений международных договоров) Верховный Суд РК в своем нормативом постановлении от 10 июля 2008 года № 1 «О применении норм международных договоров Республики Казахстан» (п. 16) указал на то, что в случае возникновения вопросов, требующих разъяснения технико-юридического характера при применении и толковании норм международного договора Республики Казахстан, следует использовать акты и решения международных организаций, членом которых является Республика Казахстан, а также обращаться в Министерство иностранных дел Республики Казахстан, Министерство юстиции Республики Казахстан, Генеральную прокуратуру Республики Казахстан (например, для уяснения вопросов, связанных с продолжительностью действия международного договора, перечнем государств, участвующих в договоре, наличием либо отсутствием в международном договоре оговорки стран-участниц, судебной практикой применения международного договора в зарубежных странах и других).

Помимо этого, в международных налоговых договорах, как правило, отсутствуют процедурные нормы, необходимые для реализации тех или иных прав и обязанностей участников налоговых правоотношений. Данная проблема порождает на практике явление последующей расшифровки механизма реализации норм международных налоговых договоров в национальном налоговом законодательстве. И зачастую сам национальный правовой механизм реализации той или иной нормы международного договора в ряде случаев сводит на нет саму норму и возможность ее реализации. На практике зачастую наблюдается так называемая картина «средства противного цели», когда вроде цель существования той или иной нормы международного налогового договора сама по себе благая, а вот средство, механизм ее реализации на практике делают эту цель недостижимой, а само право - нереализуемым или нецелесообразным.

В ряде же случаев нормы налогового законодательства РК вообще никак не учитывают предусмотренные налоговыми конвенциями международные налоговые процедуры. В частности, предусмотренная большинством налоговых конвенций с участием РК процедура взаимного согласования, которая, кстати, уже оговорена и в новом Налоговом кодексе РК от 10.12.2008 г. (ст. 226 НК РК), несмотря на это, никак не принимается во внимание при проведении внутренних процедур обжалования актов и действий налоговых органов по налоговому законодательству РК. Другими словами, проведение международных процедур взаимного согласования не является по налоговому и гражданскому процессуальному законодательству РК основанием для приостановления внутренних процедур обжалования, рассмотрения и разрешения жалоб и заявлений налогоплательщиков на решения и действия налоговых органов. А результаты процедур взаимного согласования не обозначены в законах РК как основания для пересмотра ранее принятых решений уполномоченных государственных органов Договаривающихся Государств (налоговых органов и судов). Таким образом, в налоговом законодательстве РК не определено правовое значение актов по результатам процедур взаимного согласования для ранее принятых актов налоговых органов РК, а также не расставлены приоритеты в их юридической силе и действии по отношению друг к другу.

Таким образом, завершая анализ всех конкурентных преимуществ и недостатков международного налогообложения в Казахстане, следует признать, что системно создаваемые нашим государством выгодные по сравнению со странами-конкурентами условия в налогообложении на самом деле нейтрализуются при последующей их реализации существующими проблемами в правопонимании, толковании и в правоприменении этих условий налоговыми органами и судами. Подразумеваемый в реформах налогового законодательства призыв государства к развитию экономических отношений зачастую воспринимается исполнителями как предостережение от необдуманных действий, указание на строгое следование формальным требованиям, на пребывание на месте в случае неясности ситуации, а также сдерживание всяческих инициатив под страхом наказания.

Читайте также: