Налогообложение внешнеэкономической деятельности диссертация

Опубликовано: 01.05.2024

вэд, внешнеэкономическая деятельность, внешнеэкономическая деятельность вэд

Внешнеэкономическая деятельность или ВЭД – это экономическая деятельность, связанная с экспортом или импортом товаров и услуг. Иными словами, это торговля национального представителя с заграничным. Под торговлей в данном случае можно понимать не только покупку и продажу товаров, но и осуществление международных проектов, а также связанную с инвестициями и кредитами деятельность. Участниками ВЭД могут быть как органы государственной власти, коммерческие и государственные предприятия, так и физические лица.

Осуществление внешнеэкономической деятельности производится в соответствии с таможенным законодательством.

В условиях роста экономики все больше российских предприятий как крупного, так и малого бизнеса выходят на мировой рынок. С каждым годом заключается множество международных контрактов, закупаются не только товары, но и оборудование, а предметом экспорта стало не только сырье, но и продукты собственного производства. Осуществляя подобную деятельность, российские компании становятся участниками ВЭД.

Особенности внешнеэкономической деятельности

Главной особенностью ВЭД является необходимость постоянного совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы ВЭД в сложных политических и экономических условиях.

Внешнеэкономическая деятельность российских предпринимателей осложняется тем, что действующие в отношении России санкции со стороны множества зарубежных стран, приводят к постоянному росту цен на импортируемые товары, сырье и оборудование. В свою очередь такое внешнее давление требует ответного комплексного применения всего спектра внешнеэкономических инструментов.

Участники внешнеэкономической деятельности

Существует ряд признаков, позволяющих классифицировать участников ВЭД – место регистрации, направление деятельности, организационно-правовая форма и т.д.

Если главным критерием принять род деятельности компании, то участники ВЭД делятся на три группы:

  1. Производители;
  2. Посредники;
  3. Содействующие организации.

В первую группу входят компании, работающие без привлечения посредников – это производственные объединения, консорциумы, транспортные компании (вне зависимости вида используемого транспорта), производственные кооперативы.

Ко второй группе относятся торговые дома, смешанные общества и специализированные организации Минпромторга РФ.

К третьей группе относятся таможенные брокеры, оказывающие услуги по таможенному оформлению ВЭД. К таким организациям относится и наша компания «Универсальные Грузовые Решения», оказывающая услуги ВЭД более 10 лет.

Если рассматривать участников ВЭД по численности, то они разделяются на индивидуальных и коллективных, которые могут быть лицами с ограниченной правоспособностью и юридическими лицами, делящимися на коммерческие и некоммерческие организации.

Для российской экономики характерно разделение участников ВЭД на резидентов и нерезидентов нашей страны.

Резидентами являются физические лица – граждане, постоянно проживающие на территории страны, юридические лица – отечественные компании, зарегистрированные в России, а так же филиалы зарубежных компаний, российские дипломатические миссии, расположенные за границей.

Нерезиденты – это физические лица, являющиеся гражданами иностранных государств, юридические лица, зарегистрированные за границей, дипломатические миссии иностранных государств, расположенные на территории России.

Виды внешнеэкономической деятельности

Несмотря на то, что внешнеэкономическая деятельность это в первую очередь торговля, существует несколько видов ВЭД, каждый из которых отвечает за определенную направленность взаимодействия объектов на внешних рынках.

Внешняя торговля - это экспорт (вывоз товара), и ВЭД импорт (ввоз товара). В данном виде внешнеэкономической деятельности поставки осуществляются исключительно путем перемещения грузов через таможенную границу.

Производственная кооперация – это организация товаропроизводителей, изготавливающих совместную продукцию. Основной принцип международной кооперации – увеличение прибыли за счет минимизации издержек путем рассредоточения производства в разных странах с учетом разницы стоимости используемого сырья, налоговых ставок и оплаты труда рабочих.

Финансово-кредитные и валютные операции – осуществляются путем кредитования или приобретения акций зарубежных предприятий. В данном случае кредиты предоставляются как в виде денежных средств, так и в виде поставки оборудования или покупки долговых обязательств. Возможно осуществление подобных операций путем создания совместных предприятий или при осуществлении проектного финансирования.

Международное инвестиционное сотрудничество – заключается в объединении усилий для роста конкурентоспособности и облегчения реализации продукции на внешнем рынке. В качестве примера международного инвестиционного сотрудничества можно привести деятельность различных международных неправительственных организаций, консорциумов, акционерных компаний и концессий.

Документы необходимые для осуществления внешнеэкономической деятельности

Документальное оформление ВЭД осуществляется в соответствии с таможенным законодательством, согласно которому все участники обязаны представлять сведения о товарах, перемещаемых через таможенную границу России.

Комплекты документов, предъявляемых владельцем груза на таможне, могут различаться в зависимости от нескольких факторов:

  • Экспортируется или импортируется товар;
  • В каких условиях перевозится груз;
  • Таможенной процедуры;
  • Цели перемещения и т.д.

Документы необходимые
для осуществления ВЭД

  1. Список документов для регистрации Физического лица в таможне (Смотреть)
  2. Список документов для регистрации Юридического лица в таможне (Смотреть)
  3. Список документов для регистрации Индивидуального предпринимателя в таможне (Смотреть)
  4. Список документов для таможенного оформления "Импорт" (Смотреть)
  5. Список документов для таможенного оформления "Экспорт" (Смотреть)

Кроме документов, которые требуются для таможенного оформления, каждый, кто принимает участие во внешнеэкономической деятельности, обязан зарегистрироваться в органах таможни, как участник ВЭД.

Для регистрации потребуется однократно представить в таможню пакет документов, свидетельствующих о праве совершения таможенных операций. Это могут быть учредительные документы компании, выписка из госреестра юридических лиц, справки об открытии счетов и другие. При этом важно знать, что об изменениях, вносимых в учредительные документы, участник ВЭД обязан сообщать в таможенные органы.

Таможенно-тарифное регулирование ВЭД

Внешнеэкономическая деятельность регулируется международными договорами. Они организуют все многообразие внешнеторговых операций, карают за нарушение правил международной торговли и предоставляют защиту законопослушным участникам ВЭД. Сегодня международные правовые акты, регулирующие деятельность государств в области ВЭД, принимаются и утверждаются Всемирной торговой организацией (ВТО), Высшим Евразийским экономическим советом (высший руководящий орган Евразийского экономического союза), Всемирной таможенной организацией (ВТО или CTC) и другими организациями.

С целью стимулирования собственного производства, развития и укрепления собственной экономики, защиты интересов граждан каждое государство проводит гибкую таможенно-тарифную политику - смягчает или ужесточает меры нетарифного регулирования, совершенствует методы контроля, сокращает документооборот. Например, для развития тех или иных производств, стимулирование которых считается приоритетным и целесообразным, государство может устанавливать низкие таможенные пошлины (вплоть до 0%). В то же время для других отраслей экономики такие пошлины, напротив, могут быть повышены. Гибкая таможенно-тарифная политика является серьезным инструментом реализации деятельности государства в области ВЭД.

В любой стране внешнеэкономическая деятельность тщательно регулируется государственными органами, цель любого государства в вопросах ВЭД – защита экономического суверенитета и экономических интересов страны и ее граждан, обеспечение соблюдения законности внешнеэкономических операций, поддержка собственных товаропроизводителей. Государственное регулирование ВЭД включает в себя такие элементы, как:

  • Таможенный тариф (пошлины, акцизы, налог и т.д.);
  • Обязательное декларирование товаров, перевозимых через границу;
  • Таможенные процедуры;
  • Номенклатура товаров;

Главным инструментом государственного воздействия на товаропотоки ввоза и вывоза являются меры тарифного и нетарифного регулирования.

Меры тарифного регулирования выполняют фискальную либо протекционистскую функцию. Первая обеспечивает регулярное поступление средств в государственный бюджет, вторая – защищает национальных производителей товаров и услуг от конкуренции с зарубежными.

Меры тарифного регулирования – это ввозные и вывозные пошлины, взимаемые с участников ВЭД при перемещении груза через таможню. Применяемые при ВЭД таможенные пошлины устанавливаются в размерах, определенных органами законодательной власти и закрепляются в ТН ВЭД ЕАЭС. Декларант определяет размер таможенной пошлины, исходя из кода товара согласно Единой товарной номенклатуре. Контроль за ВЭД платежи возложен на ФТС России, именно сотрудники таможни проверяют правильность начисления таможенных налогов, сборов и пошлин.

Нетарифные меры применяются в качестве исключения из правил свободной торговли в определенных случаях:

  • При необходимости защитить национальный рынок;
  • Чтобы обеспечить безопасность государства, его жителей, имущества и окружающей среды;
  • В целях поддержания правопорядка и защиты общественной морали;
  • Для защиты культурных ценностей;
  • Для обеспечения национальной безопасности;
  • При выполнении международных обязательств;

Меры нетарифного регулирования, в основном, носят запретительный характер, это санкции, квотирование, лицензирование, ограничение ввоза и вывоза определенной продукции. Помимо запретов, к нетарифным мерам регулирования относятся меры по стимулированию внешней торговли, сертификация, валютные ограничения и валютный контроль.

В качестве примера подобных мер регулирования ВЭД государственными органами можно привести ветеринарный и фитосанитарный контроль, который должны проходить на границе все грузы растительного и животного происхождения, поступающие из-за рубежа.

Услуги в сфере внешнеэкономической деятельности

Наша компания «Универсальные Грузовые Решения» оказывает всем участникам внешнеэкономической деятельности широкий спектр услуг в сфере ВЭД:

Мы работаем с юридическими и физическими лицами, а так же с индивидуальными предпринимателями, оформляя грузы под любыми таможенными процедурами на всех таможнях страны. Если Вам необходимо оформить товары на таможне для осуществления ВЭД мы с радостью поможем - стоимость наших услуг будет минимальной по рынку.

Обратившись к нам, Вы сможете сэкономить деньги, сохранить нервы и не тратить время на таможне.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика ВЭД

Налоговое планирование внешнеэкономической деятельности (ВЭД) отличается комплексностью и сложностью вследствие необходимости учета принципов международного налогового планирования, знания налогового права стран, в которых имеют место бизнеса (plase of business) коммерческие предприятия, участвующие в соответствующем проекте (сделке), а также условий международных договоров об избежании двойного налогообложения и, что немаловажно, гармонизации и практики их применения в соответствующем государстве.


Советы импортерам: наряду с налогами экономим на таможенных платежах Сразу отметим, что налоговое планирование импорта предполагает глубокое знание таможенного законодательства РФ, в частности, правил определения таможенной стоимости товаров, декларирования и таможенного контроля, а также выбора эффективного таможенного режима. Основная экономия на платежах, администрируемых Федеральной таможенной службой РФ (ФТС), – таможенных пошлин, НДС и акцизов, достигается за счет грамотного определения таможенной стоимости товаров, выбора таможенного режима и использования налоговых льгот. Таможенная стоимость не совпадает с фактурной (договорной) стоимостью товаров и не зависит от финансовых взаимоотношений с нерезидентом (поставщиком товара). Она имеет сугубо таможенное значение: в целях расчета таможенных пошлин, НДС, акцизов и определяется в соответствии с Законом РФ от 21.05.93 «О таможенном тарифе» и массой инструкций ФТС РФ на основе 6 методов, основным из которых является метод по цене сделки. ФТС РФ, зная о злоупотреблениях импортеров и экспортеров (контрабанда, занижение таможенной стоимости посредством различных манипуляций, в т.ч. с кодами ТН ВЭД), весьма успешно с учетом положений нового Таможенного кодекса РФ, вступившего в силу с 1 января 2004 г., использует т.н. Систему управления рисками (СУР), основанную на эффективном использовании ресурсов таможенных органов, обобщении аналитических данных и практики борьбы с правонарушениями в таможенной сфере (ст. 358 ТК РФ). Таким образом, в отличие от налоговой сферы, где рыночная цена определяется на основании ст. 20, 40 НК РФ и постфактум, т.е. преимущественно по итогам выездной налоговой проверки, таможенную стоимость товара практически невозможно ощутимо завысить или занизить и реакция на нарушение последует незамедлительно, препятствуя завершению процедуры декларирования товара. При импорте основная цель декларанта максимально занизить таможенную стоимость товара. Информационный обмен в таможенной сфере поставлен довольно неплохо, все таможенные декларации доступны в режиме он-лайн, постоянные ценовые ориентировки на товар, СУР делают практически невозможными грубые манипуляции с таможенной стоимостью на типичные товары. Занижение таможенной стоимости возможно только при ввозе уникальных и новых товаров и то она является крайне рискованной и чаще всего сопряжена с т.н. реинвойсингом (т.е. продажей товара через посредника, выставляющего счет по более низкой цене). Назвать законной такую схему вряд ли можно, учитывая деловую цель сделки. Более эффективен реинвойсинг с повышением цены в целях оптимизации налога на прибыль, особенно при ввозе товаров, которые подлежат льготированию и освобождению от уплаты НДС, например, медицинское оборудование (ст. 149, 150 НК РФ). При импорте товара важно также спланировать наиболее удачную юридическую конструкцию сделки. Например, выбрав вместо купли-продажи лизинг, помимо экономии на налоге на прибыль и налоге на имущество можно сэкономить и на таможенных платежах, выбрав вместо режима внутреннего потребления (ст. 163 ТК РФ) режим временного ввоза, что позволяет рассрочить уплату таможенных пошлин и НДС до 34 месяцев (ст. 212, 213 ТК РФ). При ввозе технологического оборудования импортеру рекомендуется вместо купли-продажи или лизинга использовать инвестиционную схему, т.е. оформить ввоз оборудования в Россию как взнос иностранного соучредителя в уставный капитал предприятия с иностранными инвестициями. Фискальная экономия впечатляет: такая операция полностью освобождается от уплаты таможенных пошлин и НДС (ст. 16 ФЗ от 09.07.99 «Об иностранных инвестициях», подп. 7 п. 1 ст. 150 НК РФ, ст. 37 Закона «О таможенном тарифе, Постановление Правительства РФ от 23.07.96 № 883).

Оптимизация налога на прибыль с помощью компаний-нерезидентов Наибольшую популярность в части оптимизации налога на прибыль, особенно в последнее время, когда в России была объявлена беспощадная борьба «схемам», приобрел метод оффшора или использования компаний-нерезидентов, имеющих постоянное местонахождение в государствах, с которыми РФ имеет договоры об избежании двойного налогообложения. В этих целях российские компании могут вполне легально и эффективно, естественно не забывая о деловой цели, экономической обоснованности налоговой выгоды и расходов, использовать следующие договорные модели:

  1. агентский договор, посредством которого российская компания – Агент, действующая от своего имени, но за счет и в интересах иностранной компании – Принципала (купля-продажа товаров, оказание услуг, передача сырья в толлинг и последующая продажа) полученную прибыль переводит в налоговую гавань. При этом архиважно строго соблюсти условия договора об избежании двойного налогообложения и не допустить квалификации налоговыми органами возникновения в России постоянного местонахождения иностранного резидента.
    В частности, российскому брокеру, комиссионеру или агенту следует надежно обеспечить статус т.н. независимого агента, действующего в рамках своей обычной деятельности. См. например, п. 6 ст. 5 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр от 05.12.98 «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал».
  2. простое товарищество (инвестиционное соглашение или договор о совместной деятельности), позволяющий большую или существенную часть прибыли от участия в инвестиционном проекте перевести в оффшор. Здесь важно обеспечить грамотный бухучет, а также экономически, документально и фактически обосновать получение иностранным инвестором существенной доли прибыли в проекте. В противном случае риск будет неуправляемым.
  3. трансфер товара, т.е. экспорт товаров по минимально возможной цене, последующая перепродажа товара нерезидентом по реальной рыночной цене с оставлением большей части прибыли на нерезиденте.
  4. франчайзинг, позволяющий посредством уплаты роялти за использование товарного знака, технологий, ноу-хау, принадлежащих иностранной компании, также часть прибыли переводить за рубеж. Однако, эта модель экономически менее интересна, к тому же при выплате роялти у российской компании возникает обязанность по уплате НДС (ст. 148 НК РФ).
  5. лизинг, о котором уже шла речь выше.
  6. займы, проценты по которым уплачиваемые иностранной компании обеспечивают снижение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

Импорт работ и услуг: налоговый агент поневоле Заключая с нерезидентом договор об оказании услуг и работ, в т.ч. как неотъемлемую часть договора купли-продажи товаров важно знать, что при получении нерезидентом (иностранным контрагентом) прибыли из источника в РФ в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 309 НК РФ российский налогоплательщик, выплачивающий доход, приобретает статус налогового агента, т.е. обязан удержать из выплачиваемого дохода налог на прибыль. Из этого правила есть два исключения, т.е. когда обязанности по удержанию налога на прибыль из выплачиваемого нерезиденту дохода не возникает:
  1. нерезидент имеет в РФ постоянное представительство (ст. 306-309 НК РФ). В этом случае налоговый агент обязан иметь нотариально заверенную копию свидетельства о постановке нерезидента на учет в налоговых органах, оформленную не ранее чем в предшествующем налоговом периоде.
  2. нерезидент имеет постоянное местонахождение (место ведения бизнеса) в государстве с которым РФ имеет договор об избежании двойного налогообложения (ст. 310-312 НК РФ). В этом случае налоговый агент должен иметь переведенное на русский язык подтверждение (справка, свидетельство, уведомление и т.д.), выданное нерезиденту компетентным органом соответствующего иностранного государства (Минфин, налоговая служба и т.д.). Внимание: копия выписки из Торгового реестра или Свидетельства о госрегистрации нерезидента в соответствующем государстве надлежащим доказательством не является.
Таким образом, при налоговой оптимизации налога на прибыль посредством использования иностранных компаний и оффшоров при применении договоров об избежании двойного налогообложения важно не допустить возникновения на территории РФ постоянного представительства и иметь надлежащим образом полученное и оформленное подтверждение о постоянном местонахождении нерезидента в государстве, с которым РФ имеет договор об избежании двойного налогообложения. Налоговые органы России очень внимательно отслеживают эти опции и в случае ошибок конфликт неизбежен (см. например, Постановление ФАС МО от 09.03.07, 15.03.07 № КА-А40/1507-07-П по делу № А40-48713/05-107-401). Кроме того, обязанности налогового агента у резидента возникают и по НДС в случае, когда местом оказания услуг и выполнения работ иностранным контрагентом является РФ (ст. 148 НК РФ).

Экспортеры: налоговые проблемы в России и за рубежом Что касается налогового планирования ВЭД при экспорте товаров, работ и услуг следует обратить внимание на следующие возможности и риски:

  1. продажа товаров иностранной компании по минимально возможной цене требует экономического, маркетингового и управленческого обоснования рыночной цены (ст. 20,40 НК РФ). Кроме того, борьба ФНС РФ с незаконным возмещением экспортного НДС, проблемными поставщиками, тезисы Постановления Пленума ВАС РФ № 53 от 12.10.06 о деловой цели сделки предполагают надежное прикрытие со стороны поставщиков, которые должны пройти встречную проверку.
  2. при выборе условий экспортной поставки(цена, базис поставки, сроки, оплата товара и т.д.) или при продаже товара через посредника (агента, комиссионера) рекомендуется подробно изложить все нетипичные с фискальной точки зрения нюансы сделки в тексте контракта и заранее смоделировать возможные претензии налоговиков и сложности при обосновании нулевой ставки НДС (ст. 165 НК РФ).
    Например, оплата экспортируемого товара векселем, посредством зачета или третьим лицом всегда вызывает у налоговиков претензии и нередко отказ в возмещении НДС, хотя с появлением Определения КС РФ от 04.04.06 № 98-О практика должна измениться в пользу налогоплательщика. С точки зрения налога на прибыль выгоднее выбрать базис поставки согласно ИНКОТЕРМС 2000 с минимальными расходами поставщика на отгрузку и доставки, например, EXW, FCA, а значит и с минимально возможной ценой реализации, упрощающей механизм ценообразования.
  3. моделируй сделку и выбирай наиболее эффективнуюдоговорную конструкцию.Так, например, продажа интеллектуальной собственности на материальных носителях (программное обеспечение, ноу-хау, технология), изготовление на заказ проектной, конструкторской документации не является продажей с юридической точки зрения и квалифицируется как услуга, что влечет совершенно иные налоговые последствия в отличие от экспорта товара. В частности, такая операция (лицензионное соглашение, информационные услуги и т.д.) не влечет возникновение объекта по НДС, т.к. местом оказания этих услуг является территория иностранного государства (ст. 148 НК РФ). Следовательно, в данном случае ни о каком возмещении входного НДС не может быть и речи! См. Постановление ФАС СКО от 13.11.06 № Ф08-5567/2006-2328А по делу № А32-8374/2006-33/214.
    В то же время экспорт конструкторской документации без предварительного заказа на ее изготовление квалифицируется как продажа товара, облагается НДС по ставке 0 % и позволяет возместить входной НДС. См. например, Постановление ФАС СЗО от 22.02.07 по делу № А56-35751/2005. Таким образом, грамотный выбор условий договора и юридической конструкции сделки позволяет легально оптимизировать налоговые последствия внешнеэкономической сделки.
  4. при заключении сложных или смешанных договоров, предполагающих экспорт товаров, одновременное выполнение работ и оказание услуг лучше объединить их в один договор с минимально возможным выделением в них стоимости собственно работ и услуг. При этом, учитывая проблемы двойного налогообложения, рекомендуется по возможности и согласии контрагента вообще исключить услуги и работы из стоимости договора, указав неделимую цену товара. Правда, при этом у контрагента возникает проблема декларирования таможенной стоимости при ввозе товара в свою страну, поскольку по правилам определения таможенной стоимости из нее вычитаются все расходы, которые возникают после пересечения товара таможенной границы (перевозка, монтаж, обучение работников, консалтинг и т.д.).
  5. при выполнении работ и оказании услуг за рубежом, при планировании там деятельности через посредника следует внимательно изучить налоговое законодательство соответствующего государствав целях определения налоговых последствий. Так, налоговое законодательство среднеазиатских республик СНГ (Казахстан, Таджикистан, Узбекистан), не позволяет использовать преимущества международных договоров об избежании двойного налогообложения и «навязывает» нерезидентам свои правила игры, предлагая им сначала заплатить налог на прибыль, полученную в этом государстве, в бюджет последнего (или альтернативно на условный банковский вклад) и только потом возместить его.
    Такой механизм существенно усложняет, а то и вовсе нивелирует возможности международного налогового планирования вследствие сложившейся правоприменительной практики, нацеленной на защиту фискальных интересов этих государств. См. например, ст. 193, 198, 200 НК Республики Казахстан, которые практически сводят к нулю выгоды российских компаний, провозглашенные Конвенцией между Правительством РФ и Правительством РК от 18.10.96 «Об устранении двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов на доход и капитал».
  6. при формировании цены внешнеэкономической сделки и механизма ее уплаты необходимо заранее спланировать правила исчисления и уплаты НДС и налога на прибыльс учетом особенностей налогового права своей страны и страны контрагента. С учетом вышеприведенного примера по Казахстану российская компания может «неожиданно» недополучить всю выручку по сделке вследствие удержания налога на прибыль (корпоративного налога) иностранным контрагентом. Кроме того, это еще и повлечет нарушение валютного законодательства РФ за нерепатриацию валютной выручки (ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ).
  7. если не удается устранить двойное налогообложение на основании договора об избежании двойного налогообложения или возвратить уплаченный в другом государстве налог на прибыль, то следует воспользоваться правилами ст. 311 НК РФ, т.е. зачесть налоги, уплаченные в другом государстве при уплате налога на прибыль в РФ.
  8. в случае, если деятельность в другом государстве по своей специфике и срокам (например, строительные работы, услуги, сервисное обслуживание товара) приводит к возникновению там постоянного учреждения, то во избежание проблем с двойным налогообложением следует рассмотреть вопрос о создании там дочерней компании или совместного предприятия. Это кстати, решает и ряд чисто политических и маркетинговых проблем, обусловливающих успех компании, особенно на рынках странах СНГ.

Взаимодействие с нерезидентом: забота друг о друге В заключение следует отметить, что помимо налоговых нюансов внешнеэкономических сделок следует уделить самое пристальное внимание ее управленческим аспектам и взаимодействию сторон в части содействия друг другу в исполнении норм публичного права соответствующей страны. Без координации действий, обмена информацией и документами, взаимной заботы и внимания возникают искусственные проблемы и как следствие налоговые споры. Вот яркий пример. В соответствии с Соглашением между Правительством РФ и Республики Беларусь от 15.09.04 г. «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, с 01 января 2005 года в торговле с Белоруссией был введен принцип «страны назначения». Учитывая, что между странами нет таможенного контроля, возмещение экспортного НДС было обусловлено получением в течение 90 дней от белорусского покупателя его заявления в свой налоговый орган с отметкой об уплате НДС в бюджет. При отсутствии такого заявления у российского экспортера, последний лишается возможности возмещения (зачета) входного НДС! Всем известно, как неоправданно жестко подходят фискальные органы РФ к оценке экспортных сделок, запрашивая массу дополнительных оправдательных документов у налогоплательщика и его контрагентов. И здесь также важно обеспечить информационное и документальное взаимодействие со своим иностранным контрагентом, который был бы готов документально подтвердить по просьбе российского экспортера или импортера юридически значимые факты (пересечение товара границы, ввоз товара, цену сделки и т.д.).

Автор— Управляющий партнер Юридической фирмы «Ардашев и Партнеры» (г. Екатеринбург), бизнес-консультант, эксперт по частному праву, налогообложению и ВЭД.

вэд, внешнеэкономическая деятельность, внешнеэкономическая деятельность вэд

Внешнеэкономическая деятельность или ВЭД – это экономическая деятельность, связанная с экспортом или импортом товаров и услуг. Иными словами, это торговля национального представителя с заграничным. Под торговлей в данном случае можно понимать не только покупку и продажу товаров, но и осуществление международных проектов, а также связанную с инвестициями и кредитами деятельность. Участниками ВЭД могут быть как органы государственной власти, коммерческие и государственные предприятия, так и физические лица.

Осуществление внешнеэкономической деятельности производится в соответствии с таможенным законодательством.

В условиях роста экономики все больше российских предприятий как крупного, так и малого бизнеса выходят на мировой рынок. С каждым годом заключается множество международных контрактов, закупаются не только товары, но и оборудование, а предметом экспорта стало не только сырье, но и продукты собственного производства. Осуществляя подобную деятельность, российские компании становятся участниками ВЭД.

Особенности внешнеэкономической деятельности

Главной особенностью ВЭД является необходимость постоянного совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы ВЭД в сложных политических и экономических условиях.

Внешнеэкономическая деятельность российских предпринимателей осложняется тем, что действующие в отношении России санкции со стороны множества зарубежных стран, приводят к постоянному росту цен на импортируемые товары, сырье и оборудование. В свою очередь такое внешнее давление требует ответного комплексного применения всего спектра внешнеэкономических инструментов.

Участники внешнеэкономической деятельности

Существует ряд признаков, позволяющих классифицировать участников ВЭД – место регистрации, направление деятельности, организационно-правовая форма и т.д.

Если главным критерием принять род деятельности компании, то участники ВЭД делятся на три группы:

  1. Производители;
  2. Посредники;
  3. Содействующие организации.

В первую группу входят компании, работающие без привлечения посредников – это производственные объединения, консорциумы, транспортные компании (вне зависимости вида используемого транспорта), производственные кооперативы.

Ко второй группе относятся торговые дома, смешанные общества и специализированные организации Минпромторга РФ.

К третьей группе относятся таможенные брокеры, оказывающие услуги по таможенному оформлению ВЭД. К таким организациям относится и наша компания «Универсальные Грузовые Решения», оказывающая услуги ВЭД более 10 лет.

Если рассматривать участников ВЭД по численности, то они разделяются на индивидуальных и коллективных, которые могут быть лицами с ограниченной правоспособностью и юридическими лицами, делящимися на коммерческие и некоммерческие организации.

Для российской экономики характерно разделение участников ВЭД на резидентов и нерезидентов нашей страны.

Резидентами являются физические лица – граждане, постоянно проживающие на территории страны, юридические лица – отечественные компании, зарегистрированные в России, а так же филиалы зарубежных компаний, российские дипломатические миссии, расположенные за границей.

Нерезиденты – это физические лица, являющиеся гражданами иностранных государств, юридические лица, зарегистрированные за границей, дипломатические миссии иностранных государств, расположенные на территории России.

Виды внешнеэкономической деятельности

Несмотря на то, что внешнеэкономическая деятельность это в первую очередь торговля, существует несколько видов ВЭД, каждый из которых отвечает за определенную направленность взаимодействия объектов на внешних рынках.

Внешняя торговля - это экспорт (вывоз товара), и ВЭД импорт (ввоз товара). В данном виде внешнеэкономической деятельности поставки осуществляются исключительно путем перемещения грузов через таможенную границу.

Производственная кооперация – это организация товаропроизводителей, изготавливающих совместную продукцию. Основной принцип международной кооперации – увеличение прибыли за счет минимизации издержек путем рассредоточения производства в разных странах с учетом разницы стоимости используемого сырья, налоговых ставок и оплаты труда рабочих.

Финансово-кредитные и валютные операции – осуществляются путем кредитования или приобретения акций зарубежных предприятий. В данном случае кредиты предоставляются как в виде денежных средств, так и в виде поставки оборудования или покупки долговых обязательств. Возможно осуществление подобных операций путем создания совместных предприятий или при осуществлении проектного финансирования.

Международное инвестиционное сотрудничество – заключается в объединении усилий для роста конкурентоспособности и облегчения реализации продукции на внешнем рынке. В качестве примера международного инвестиционного сотрудничества можно привести деятельность различных международных неправительственных организаций, консорциумов, акционерных компаний и концессий.

Документы необходимые для осуществления внешнеэкономической деятельности

Документальное оформление ВЭД осуществляется в соответствии с таможенным законодательством, согласно которому все участники обязаны представлять сведения о товарах, перемещаемых через таможенную границу России.

Комплекты документов, предъявляемых владельцем груза на таможне, могут различаться в зависимости от нескольких факторов:

  • Экспортируется или импортируется товар;
  • В каких условиях перевозится груз;
  • Таможенной процедуры;
  • Цели перемещения и т.д.

Документы необходимые
для осуществления ВЭД

  1. Список документов для регистрации Физического лица в таможне (Смотреть)
  2. Список документов для регистрации Юридического лица в таможне (Смотреть)
  3. Список документов для регистрации Индивидуального предпринимателя в таможне (Смотреть)
  4. Список документов для таможенного оформления "Импорт" (Смотреть)
  5. Список документов для таможенного оформления "Экспорт" (Смотреть)

Кроме документов, которые требуются для таможенного оформления, каждый, кто принимает участие во внешнеэкономической деятельности, обязан зарегистрироваться в органах таможни, как участник ВЭД.

Для регистрации потребуется однократно представить в таможню пакет документов, свидетельствующих о праве совершения таможенных операций. Это могут быть учредительные документы компании, выписка из госреестра юридических лиц, справки об открытии счетов и другие. При этом важно знать, что об изменениях, вносимых в учредительные документы, участник ВЭД обязан сообщать в таможенные органы.

Таможенно-тарифное регулирование ВЭД

Внешнеэкономическая деятельность регулируется международными договорами. Они организуют все многообразие внешнеторговых операций, карают за нарушение правил международной торговли и предоставляют защиту законопослушным участникам ВЭД. Сегодня международные правовые акты, регулирующие деятельность государств в области ВЭД, принимаются и утверждаются Всемирной торговой организацией (ВТО), Высшим Евразийским экономическим советом (высший руководящий орган Евразийского экономического союза), Всемирной таможенной организацией (ВТО или CTC) и другими организациями.

С целью стимулирования собственного производства, развития и укрепления собственной экономики, защиты интересов граждан каждое государство проводит гибкую таможенно-тарифную политику - смягчает или ужесточает меры нетарифного регулирования, совершенствует методы контроля, сокращает документооборот. Например, для развития тех или иных производств, стимулирование которых считается приоритетным и целесообразным, государство может устанавливать низкие таможенные пошлины (вплоть до 0%). В то же время для других отраслей экономики такие пошлины, напротив, могут быть повышены. Гибкая таможенно-тарифная политика является серьезным инструментом реализации деятельности государства в области ВЭД.

В любой стране внешнеэкономическая деятельность тщательно регулируется государственными органами, цель любого государства в вопросах ВЭД – защита экономического суверенитета и экономических интересов страны и ее граждан, обеспечение соблюдения законности внешнеэкономических операций, поддержка собственных товаропроизводителей. Государственное регулирование ВЭД включает в себя такие элементы, как:

  • Таможенный тариф (пошлины, акцизы, налог и т.д.);
  • Обязательное декларирование товаров, перевозимых через границу;
  • Таможенные процедуры;
  • Номенклатура товаров;

Главным инструментом государственного воздействия на товаропотоки ввоза и вывоза являются меры тарифного и нетарифного регулирования.

Меры тарифного регулирования выполняют фискальную либо протекционистскую функцию. Первая обеспечивает регулярное поступление средств в государственный бюджет, вторая – защищает национальных производителей товаров и услуг от конкуренции с зарубежными.

Меры тарифного регулирования – это ввозные и вывозные пошлины, взимаемые с участников ВЭД при перемещении груза через таможню. Применяемые при ВЭД таможенные пошлины устанавливаются в размерах, определенных органами законодательной власти и закрепляются в ТН ВЭД ЕАЭС. Декларант определяет размер таможенной пошлины, исходя из кода товара согласно Единой товарной номенклатуре. Контроль за ВЭД платежи возложен на ФТС России, именно сотрудники таможни проверяют правильность начисления таможенных налогов, сборов и пошлин.

Нетарифные меры применяются в качестве исключения из правил свободной торговли в определенных случаях:

  • При необходимости защитить национальный рынок;
  • Чтобы обеспечить безопасность государства, его жителей, имущества и окружающей среды;
  • В целях поддержания правопорядка и защиты общественной морали;
  • Для защиты культурных ценностей;
  • Для обеспечения национальной безопасности;
  • При выполнении международных обязательств;

Меры нетарифного регулирования, в основном, носят запретительный характер, это санкции, квотирование, лицензирование, ограничение ввоза и вывоза определенной продукции. Помимо запретов, к нетарифным мерам регулирования относятся меры по стимулированию внешней торговли, сертификация, валютные ограничения и валютный контроль.

В качестве примера подобных мер регулирования ВЭД государственными органами можно привести ветеринарный и фитосанитарный контроль, который должны проходить на границе все грузы растительного и животного происхождения, поступающие из-за рубежа.

Услуги в сфере внешнеэкономической деятельности

Наша компания «Универсальные Грузовые Решения» оказывает всем участникам внешнеэкономической деятельности широкий спектр услуг в сфере ВЭД:

Мы работаем с юридическими и физическими лицами, а так же с индивидуальными предпринимателями, оформляя грузы под любыми таможенными процедурами на всех таможнях страны. Если Вам необходимо оформить товары на таможне для осуществления ВЭД мы с радостью поможем - стоимость наших услуг будет минимальной по рынку.

Обратившись к нам, Вы сможете сэкономить деньги, сохранить нервы и не тратить время на таможне.

Самые распространенные формы ВЭД — импорт и экспорт товаров. В каждом случае бухгалтерский и налоговый учет имеет свои тонкости и отличается от обыденных операций купли-продажи на отечественном рынке. В статье расскажем вам про особенности учета ВЭД.

Документы по ВЭД

Основной закон, который регламентирует операции с иностранными контрагентами, — это ФЗ №173-ФЗ от 10.12.2013 «О валютном регулировании и валютном контроле». С 1 января 2020 года в нём появились изменения, которые либерализировали валютные операции резидентов с использованием счетов в иностранных банках и возврат денег нерезиденту за не ввезенные в РФ товары, невыполненные работы или неоказанные услуги.

Также руководствуйтесь Инструкцией Банка России №181-И от 16.08.2017 г. Еще в 2018 году этот акт ввел некоторые нововведения. Например, отменил паспорт сделок и исключил отказ банков в постановке договора на учет. Это актуально и сейчас.

Учет первичных документов

При экспортных и импортных операциях возникают новые формы первичных документов, которые ранее вы не использовали. Все документы составляются на двух языках — русском и языке контрагента. Если партнер прислал вам копию только на одном языке, придется сделать перевод. Обычно просьбы предоставить перевод поступают от ИФНС. Документы будут частично оформляться вами, а частично иностранным партнером. Появится следующая первичка:

Контракт. Непосредственно сам договор с иностранным контрагентом. В нем отразите все условия сделки и правила Инкотермс 2020. Это свод правил, определяющий основные термины и положения по внешней торговле. В частности, регулирует моменты, связанные с оплатой расходов сторонами и переходом рисков утраты.

Инвойс — документ, который продавец создает для покупателя. Он отражает всю информацию о товаре: количество, цену, цвет, размер и другие качественные характеристики. В нем же отражены условия поставки и реквизиты сторон. Инвойс нужен для таможенного и валютного контроля. В отечественном учете полноценного аналога инвойсу нет, но инвойс во многом похож на счет-фактуру, правда счет-фактура в большей степени налоговый документ, а инвойс все же бухгалтерский.

Таможенная декларация. Оформляется при импорте и экспорте товаров. Распорядитель груза заполняет форму декларации на каждую партию товара, а таможенный инспектор утверждает ее. В ней отразите всю информацию о грузе, отправителе, получателе и о транспорте, на котором перемещаете товар.

Помните! Декларация на товары подтверждает законность сделки. Если она заполнена с ошибками или отсутствует, сотрудники таможни груз не пропустят.

Бухгалтерский и налоговый учет ВЭД

Изменения в документах затронут и НДС. В стандартной декларации по НДС придется заполнить новые строки. При импорте товаров из стран Таможенного союза заполните заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

Паспорт сделки. Ранее это был необходимый документ для валютного контроля, но с 1 марта 2018 года паспорта были отменены и были введены новые правила. Импортные контракты свыше 3 млн рублей и экспортные свыше 6 млн рублей регистрируются в банке. Для этого предоставьте в банк информацию о договоре и реквизиты второй стороны. Будьте готовы к тому, что банк запросит у вас информацию по любому валютному платежу, если он превышает 200 тыс. рублей, независимо от его регистрации.

Документы о регистрации контрагента в другой стране. Будут содержать реквизиты вашего партнера и подтверждать факт того, что он ведет легальную деятельность.

Платежные документы.

Иные документы. Перечень огромен и зависит от конкретной операции. Сюда относятся лицензии, сертификаты и страховые полисы.

Импортные операции

При импорте вы ввозите товар из иностранного государства для дальнейшего использования или продажи в своей стране. Ввоз товара в любом случае осуществляйте только через таможню.

В бухучете импорта сложный момент — это формирование себестоимости. Не забудьте отнести на себестоимость таможенные пошлины, сборы, затраты на доставку. Если вы привлекали лицо, которое представляло ваши интересы при транспортировке и декларировании груза, то расходы на оплату его труда тоже включите в себестоимость.

Для учета движения импортного товара и формирования себестоимости можно использовать счета 15 или 41.3, открыв к ним субсчета.

Из-за постоянных изменений курса валюты, возникает вопрос: по какому курсу принимать товары к учету? Всего у вас есть два варианта. Первый — принять к учету по курсу на дату предварительной оплаты, если она производилась. Второй — по курсу в момент перехода права. Момент перехода права определяется правилами Инкотермс.

Инкотермс 2020

С 2020 года появился новый свод международных правил Инкотермс 2020. Он может применяться с 1 января 2020 года, но можно продолжать пользоваться правилами Инкотермс 2010, Инкотермс 2000 и еще более ранними версиями.

Инкотермс 2020 выделяет 7 правил для любого транспорта и 4 для морских судов. Например, в контракте, предполагающем доставку грузовым автомобилем, можно указать такие правила:

  • EXW — франко-склад, связанные с доставкой расходы, переходят на покупателя в тот момент, когда он забирает товар со склада получателя.
  • FCA — франко-перевозчик. Поставщик доставляет товар перевозчику клиента и уплачивает все экспортные платежи, после чего все риски и расходы доставки и импортного таможенного оформления возлагаются на покупателя. Базис поставки FCA предусматривает два варианта отгрузки:
    1. Место, которое принадлежит продавцу (его склад, магазин, фабрика). Доставка считается завершенной, когда товар загружен на транспортное средство, указанное покупателем.
    2. Место, которое не принадлежит продавцу (порт, терминал). В таком случае считается, что отгрузка осуществлена после погрузки товара на транспортное средство перевозчика, оплаченное продавцом.
  • По новым правилам Инкотермс 202 в рамках поставки FCA предполагается возможность указывать в договоре купли-продажи, что покупатель обязует перевозчика выдать коносамент с бортовой записью. Это поможет избежать конфликтов продавца, покупателя и перевозчика, которые часто возникали при доставке водным транспортом.
  • CPT — поставщик выполняет экспортное таможенное оформление, доставляет товар своему перевозчику и оплачивает стоимость его услуг. Покупатель разгружает товар и выполняет импортное таможенное оформление. Риск переходит к клиенту в момент доставки перевозчику.
  • CIP — аналогично CPT, но расходы на страхование относятся на продавца. Продавец обязан застраховать товар от всех рисков (не менее 110% от стоимости товара). Стороны могут согласиться на более низкий уровень покрытия.
  • DPU — поставка на место выгрузки. Продавец доставляет товар до терминала, выполняет разгрузку и оплачивает экспортные платежи. А импортную пошлину и доставку от таможни оплачивает сам покупатель. Переход рисков к покупателю происходит после разгрузки силами продавца транспортного средства в терминале.
  • DAP — поставка в пункте. Поставщик доставляет товар до согласованного места, которое обычно находится в стране покупателя, и уплачивает экспортные таможенные сборы. Заказчик оплачивает разгрузку, импортную пошлину и налоги. Момент перехода рисков — разгрузка с транспортного средства продавца.
  • DDP — полная доставка до клиента, то есть продавец оплачивает все расходы (экспортные и импортные пошлины, оформление, погрузка, доставка и пр.) и несет риски до тех пор, пока не доставит товар до клиента.

Для морского транспорта можете указать следующие правила:

  • FAS — франко вдоль борта корабля. Затраты по доставке в оговоренный порт оплачивает поставщик. Он же уплачивает экспортную пошлину. Расходы по погрузке на борт судна, фрахту судна (плата за перевозку), пошлины и налоги возлагаются на покупателя. Переход рисков — момент передачи продавцом товара перевозчику.
  • FOB — франко-борт. Дополнительно к FAS на продавца возлагаются затраты по погрузке товаров на борт судна. Покупатель доставляет товар в пункт разгрузки и выполняет импортное таможенное оформление. Момент перехода рисков — погрузка на борт судна.
  • CFR — стоимость и фрахт. Поставщик несет расходы по доставке до оговоренного порта, погрузке, фрахту и экспортным платежам. Момент перехода риска и расходов — перемещение товаров через поручни судна. По факту это FOB дополненный тем, что продавец еще и оплачивает доставку груза морским транспортом до места покупателя. Риск переходит, когда партия товара оказалась в порту назначения.
  • CIF — стоимость, страхование и фрахт. Аналогично CFR, только страхование груза оплачивает покупатель.

Получая товар на таможне, вы столкнетесь с необходимостью определить таможенную стоимость. Она послужит базой для определения пошлин, НДС и акцизов. Таможенная стоимость — это стоимость груза по контракту плюс все иные расходы (на погрузку, транспортировку и т.д.).

Импортный НДС

Свои тонкости при импорте есть и в налогообложении. Импортные операции в общем случае облагаются НДС 20% в 2020 году. Если продажа ввезенного товара внутри страны облагается ставкой 10%, то и при ввозе такого товара начисляется соответствующий НДС. При реализации отдельных видов работ (услуг), связанных с импортом товаров, применяется ставка НДС 0%. Важно НДС уплатить своевременно, так как без этого товар не выпустят из зоны временного хранения. За задержку начнут начислять пени.

В отличие от внутренней торговли в налоговую базу по НДС входят: задекларированная стоимость товаров, таможенные пошлины и акцизы.
Не забудьте воспользоваться своим правом и принять НДС к вычету. Для этого соблюдайте следующие моменты:

  • товар должен быть поставлен на учет;
  • импортная продукция будет использоваться для получения выручки, которая облагается НДС;
  • расходы на покупку товара подтверждены первичкой;
  • НДС был уплачен.

Все вышеописанное уместно для ОСНО. При работе на упрощенке принять НДС к вычету нельзя. В зависимости от вида УСН у вас есть два варианта. Первый — на УСН «Доходы» сумма НДС включается в стоимость приобретенной продукции. Второй — на УСН «Доходы — расходы» сумма налога включается в состав расходов для уменьшения базы по упрощенке.

Экспортные операции

Экспортные операции — противоположность импортным. Теперь вы вывозите товар из своей страны. Аналогично импорту все экспортные операции проходят через таможню и облагаются пошлинами.

Бухучет экспорта ведите отдельно от торговли на территории своей страны.

Экспортный НДС

В плане экспорта ставка НДС более щадящая, чем при импорте, и равна 0%. Право на применение такой ставки нужно подтвердить. Для этого в течение 180 календарных дней с момента декларирования груза на таможне предоставьте в налоговую такие документы:

  • контракт ВЭД с иностранным покупателем;
  • банковскую выписку о получении выручки от контрагента;
  • копию таможенной декларации с отметками таможни;
  • копии документов, подтверждающих вывоз товара за границу.

Полный перечень документов смотрите в ст.165 НК РФ. Все эти документы подаются одновременно с декларацией по ставке 0%.

Если за продукцию вы получили аванс, уплатите с нее НДС. После того как право собственности на товар перейдет к покупателю, вы можете потребовать возврата уплаченной суммы. Для этого подайте отдельную налоговую декларацию с документами, перечисленными в ст. 165 НК РФ.

Не забывайте про налоговые вычеты. cт. 172 НК РФ регулирует, какие суммы подлежат вычету:

  • суммы НДС с авансов иностранных покупателей, которые можно принять к вычету после реализации;
  • суммы НДС, которые уплачивались контрагентам за материалы, работы и услуги для производства экспортных товаров.

Важно! Для вычета вы должны вести раздельный учет «входного» НДС по внутренним и внешним операциям. Для распределения налога можно предложить такие варианты:

  • по сумме фактических затрат;
  • по доле отгруженной экспортной продукции в общем объеме производства;
  • пропорционально стоимости экспортируемых товаров к общей стоимости отгруженной продукции.

Налог на прибыль

Цель экспорта — получение выручки, а значит он занимает важное место в расчете налога на прибыль. В практике сложилось, что экспортные операции попадают в категорию основного вида деятельности. Поэтому доходы и расходы учитывайте в разрезе двух категорий:

  • по производству и реализации продукции;
  • внереализационные (глава 25 НК РФ).

Доходом будет выручка от реализации продукции. Несмотря на то, что оплачивать вашу продукцию будут инвалютой, выручку пересчитывайте по курсу Центробанка на дату реализации.

Курсовые разницы

Курс рубля по отношению к другим валютам ежедневно изменяется. Для вас это может сказаться как в лучшую так и худшую сторону, поэтому выделяют положительные и отрицательные курсовые разницы. Разберем на примерах (курсы ЦБ РФ условны!)

Дата Дебет Кредит Сумма Описание
31.05.2020 57 51 355 000 Денежные средства на покупку валюты были зарезервированы банком
03.06.2020 52 57 5 000 × 68,9831 = 344 915,5 На валютный счет поступила инвалюта
03.06.2020 51 57 355 000 — 5 000 × 69,9925 = 5037,50 Излишне зарезервированные средства возвращены на р/с
03.06.2020 91.2 57 (69,9925 — 68,9831) × 5 000 =
5 047
Отражена отрицательная курсовая разница между курсом покупки и курсом ЦБ

Пример 2. ООО «Пирамида» купило оборудование для лазерной гравировки за 3 000 долл. США 4 июня (курс ЦБ РФ — 68,3413 руб.). Задолженность по оплате оборудования подлежит переоценке. Курс ЦБ РФ 30 июня снизился до 68,0313 рублей. Так сформировалась положительная курсовая разница, поскольку сумма наших обязательств уменьшилась.

3 000 × 68,3413 = 205 023,9

Основные бухгалтерские проводки для ВЭД

Во многом проводки по ВЭД близки к бухучету внутренних операций. Отличия заключаются в использовании новых счетов, например, 52 и 57, учете курсовых разниц, покупке, продаже валюты. Разберем основные проводки, которые пригодятся вам для учета ВЭД.

Дебет Кредит Описание
57 (76) 51 Вы решили приобрести валюту. Этой проводкой происходит списание или резервирование денег в рублях.
52 57 (76) Приобретена иностранная валюта и перечислена на ваш валютный счет.
91 51 Удержано комиссионное вознаграждение банку за операцию.
52 (55, 57, 60, 62, 66, 67, 76) 91.1 Положительная курсовая разница. Обычно применяется счет 52, реже остальные. Например, счет 57 применяется при разнице между курсом покупки валюты и курсом ЦБ РФ.
91.2 52 (55, 57, 60, 62, 66, 67, 76) Отрицательная курсовая разница.
57 (76) 51 Если денежных средств для покупки валюты было зарезервировано с излишком, такой проводкой оформляется их возврат.
15 76 Начисление таможенного сбора и пошлины.
19 76 Начисление НДС.
76 51 Перечисление денежных средств для оплаты таможенного сбора, пошлины и НДС. Счет 51, так как оплата производится в рублях с р/с.
68 19 НДС предъявлен к зачету.
52 75 Оприходованы денежные средства от иностранного учредителя в счет погашения задолженности по внесению вклада в уставный капитал.
75 83 Положительная курсовая разница по вкладу в УК.
83 75 Отрицательная курсовая разница по вкладу в УК.

Бухгалтерский и налоговый учет ВЭД — не самое простое занятие. Добавляет сложности и более серьезный контроль со стороны государственных органов. Даже если вы уверены в своих специалистах, рекомендуем вам обратиться за помощью к облачному сервису Контур.Бухгалтерия. В нашей программе можно вести учет ВЭД на УСН и избежать ряда серьезных ошибок. Всем желающим предоставляется бесплатно пробный период на 14 дней, чтобы вы убедились, что наш сервис и правда упрощает бухгалтерию.

Оценка масштабов бегства капиталов из России во второй половине 90-х годов на основе данных платежного баланса устойчиво дает величину порядка

Налогообложение ВЭД

Другие дипломы по предмету

Глава 1. Налоговое законодательство в регулировании ВЭД

1.1. Исторический аспект развития налогового законодательства о ВЭД ………………………………………………………………………………..6

1.2. Параллели с зарубежными системами налогообложения ВЭД …….16

Глава 2. Анализ современной системы налогообложения ВЭД РФ

2.1. Налогообложение экспортных операций …………………..…………..38

2.2. Налогообложение импортных операций ………….………..………….6

2.3. Налогообложение бартерных операций ……………..……..…………..7

Глава 3. Проблемы и перспективы налогового законодательства в сфере ВЭД РФ

3.1. Проблемы, связанные с применением налогового законодательства в сфере ВЭД ..….…………………………………………………………………..7

3.2. Перспективы развития налогового законодательства в сфере ВЭД 8

Международные экономические отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни. Ни одна страна, какой бы крупной и самообеспеченной важнейшими ресурсами она ни была, не может изолированно существовать в рамках мирового пространства.

К числу важнейших форм мировых экономических отношений относятся:

международная торговля товарами и услугами;

движение капиталов и зарубежных инвестиций;

миграция рабочей силы;

межстрановая кооперация производства;

обмен в области науки и техники;

Хотя различные формы международных экономических связей развиваются во взаимодействии, в реализации каждой из них есть своя специфика, что позволяет говорить о них как о составных частях структуры мирового хозяйства. В структуру мирового хозяйства входят мировые рынки товаров и услуг, капиталов, рабочей силы, международная валютная система, международная кредитно-финансовая система, сфера обмена в области науки, техники и информации, международный туризм и др.

Актуальность темы дипломной работы неоспорима, т.к. проблемы налогообложения внешнеэкономической деятельности входят в ряд ключевых, оказывающих влияние на процессы развития международных торговых отношений страны. Без совершенствования этих отношений невозможно проведение интеграции России в мировую рыночную экономику.

Для современного этапа реформирования экономики России характерны тенденции ее возрастающей интеграции с мировым сообществом, активного выхода отечественных предприятий на зарубежные рынки, интенсификации развития новых форм международного бизнеса.

Проводимые в Российской Федерации экономические реформы обусловили необходимость радикальных изменений в механизме регулирования государственной внешнеторговой деятельности, которое осуществляется посредством применения экономического и административного методов управления внешнеторговой деятельностью в соответствии с действующим российским законодательством. Каждый метод предполагает использование конкретных инструментов регулирования, которые могут быть объединены в следующие группы:

- таможенно-тарифные инструменты, то есть импортный и экспортный тарифы;

- квазитарифные инструменты (таможенные сборы, акцизы и НДС, взимаемые таможенными органами, и т.д.);

- валютно-финансовое регулирование (порядок совершения валютных операций и т.д.);

- антидемпинговые и компенсационные пошлины;

- государственная монополия на внешнюю торговлю отдельными товарами;

- установление различного рода технических барьеров;

- лицензирование внешнеторговых операций.

В данной работе рассматриваются вопросы налогообложения внешнеэкономической деятельности.

Формирование эффективной системы норм налогового законодательства и ее позитивное влияние на экономику Российской Федерации - неотъемлемая предпосылка успешного развития страны. Это предполагает надлежащее правовое регулирование налоговых отношений в общей финансовой деятельности государства.

Одной из важнейших современных проблем в области налогообложения является достижение оптимальной величины собираемости государственных налогов. По оценкам ряда экономистов в ведущих индустриальных странах со сложившейся системой налогообложения собираемость налогов достигает 92-93% от расчетного уровня. В российской экономике этот показатель намного ниже по оптимальным оценкам он составляет 60%, по минимальным около 40%.

Общеизвестно, что в странах с рыночной экономикой налоги являются важнейшей компонентой доходной части государственного бюджета. Поэтому основная задача органов государственного управления заключается в нахождении варианта налоговой системы, оптимально сочетающей интересы государства и налогоплательщиков. Эта задача предопределяет важность усовершенствования налоговой системы государства и экономического анализа результатов ее деятельности.

Предметом исследования в дипломной работе являются вопросы налогообложения импортно экспортных операций в стране.

- рассмотреть исторический и международный опыт решения вопросов налогообложения импортно - экспортных операций;

- провести анализ современной системы налогообложения ВЭД;

- выявить проблемы, связанные с применением налогового законодательства в сфере ВЭД;

- наметить перспективы дальнейшего развития налогового законодательства в сфере ВЭД;

Из поставленных целей логически вытекает главная задача дипломной работы исследовать эволюцию и перспективы развития налогообложения импортно экспортных операций в нашей стране.

Источниками для написания работы явились труды современных отечественных и зарубежных исследователей, опубликованные статистические данные и нормативные документы.

Глава 1. Налоговое законодательство в регулировании ВЭД

1.1. Исторический аспект развития налогового законодательства о ВЭД

Внешнеэкономическая политика Российской Федерации находится в стадии формирования постепенно оформляется соответствующая ей нормативная база Как известно в течение многих десятилетий в нашей стране господствовала монополия внешнеэкономической деятельности то есть исключительное право государства на осуществление всех видов внешнеэкономических связей Государство осуществляло свою монополию через специально созданные органы Внешняя торговля проводилась через Министерство внешней торговли (позднее Министерство внешнеэкономических связей) и его отраслевые экспортно-импортные объединения; международные расчеты через Внешэкономбанк СССР

Постепенное реформирование внешнеэкономической деятельности начинается с 1986г. Были расширены права государственных внешнеторговых организаций наряду с ними на внешний рынок были допущены отраслевые республиканские и региональные организации С конца 80-х годов начали получать право непосредственного выхода на внешний рынок производители экспортной продукции

Решительный перелом в регулировании внешнеэкономической деятельности связан с Указом Президента России от 15 ноября 1991 г “О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР” В соответствии с этим указом право на осуществление внешнеэкономической деятельности получили все субъекты хозяйственной деятельности независимо от форм собственности без специальной регистрации

Одной из приоритетных задач экономических преобразований в России стала либерализация внешней торговли, которая была призвана способствовать равноправной интеграции российской экономики в мировое хозяйство. Это предполагало в свою очередь формирование базирующегося на рыночных принципах механизма государственного регулирования внешнеторговых потоков, снятие неоправданных ограничений в этой сфере.

Задачи первого этапа экономических реформ были определены в принятой в 1993г. среднесрочной Программе Правительства Российской Федерации «Развитие реформ и стабилизация российской экономики», рассчитанной на 1993-1995гг. В целях улучшения положения России в системе международного разделения труда, проблемы неплатежеспособности страны задачами среднесрочного характера в сфере регулирования внешнеэкономической деятельности были определены:

  1. сокращение и отказ от количественных ограничений во внешней торговле, использование экономических методов регулирования, переход к единому курсу рубля:
  2. сближение структуры внутренних и мировых цен, последовательное снижение ставок экспортного тарифа с отменой его к началу 1996г., введение унифицированного импортного тарифа;
  3. поддержка экспорта и расширение рынков сбыта российской продукции.

Система регулирования внешнеторговых операций стала формироваться в конце 1991г. начале 1992г. Основную роль при этом играли методы нетарифного регулирования: квотирование и лицензирование экспортных поставок, а также регистрационный режим в отношении экспортеров стратегически важных сырьевых товаров. Под лицензионным контролем находилась подавляющая часть экспорта России (в 1992-1993гг. порядка 75-80%), причем по основному его объему лицензии выдавались в пределах установленных государством квот.

С 1992г. стал действовать экспортный таможенный тариф. В первые два года его действия вывозные пошлины охватывали около ¾ российского экспорта. Обложению пошлинами подлежал экспорт топливно-сырьевы

Читайте также: