Налогообложение в сфере образования тест

Опубликовано: 29.04.2024

1. Первоначальная стоимость основных средств в целях налогообложения прибыли не изменяется в случаях:

2. Не признаются объектами налогообложения налогом на имущество организаций:

- недвижимое имущество, не используемое для получения дохода

- имущество сезонной эксплуатации, в период консервации данного имущества

- земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы)

3. Не признаются объектами налогообложения налога на имущество организаций:

- Инженерные коммуникации, входящие в состав объектов недвижимого имущества

- объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке

- недвижимое имущество, не используемое для получения дохода

4. В случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, полномочиями налоговых органов обладают

- местные органы законодательной и исполнительной власти

- региональные органы законодательной и исполнительной власти

5. Выбор объекта налогообложения при упрощенной системе налогообложения осуществляется:

- налоговым органом по месту регистрации налогоплательщика

6. Ставка налога на прибыль организаций, установленная Налоговым кодексом РФ, составляет

7. Налоговый кодекс не рассматривает в качестве льготы

- изъятие объекта из состава объекта налогообложения

- предоставленную налогоплательщику возможность не уплачивать налог или сбор

- предоставленную налогоплательщику возможность уплачивать налог или сбор в меньшем размере

8. Рассчитайте налог на имущество физического лица за 2015 год, если известно, что квартира находилась в собственности гражданина с 03.03.2013 г. по 20.02.2015 г., кадастровая стоимость квартиры – 3000 тыс.руб., ставка налога для данной категории имущества – 0,1%.

9. С какого времени начисляется налог на имущество физического лица в случае наследования имущества, являющегося объектом налогообложения?

- со дня принятия наследства

- со дня открытия наследства

- со дня государственной регистрации прав на наследуемое имущество

10. Какая ставка налога на доходы физических лиц (НДФЛ) применяется в случае получения физическим лицом (налоговым резидентом РФ) имущества в порядке дарения от физического лица, не признаваемого членом семьи и близким родственником по отношению к одаряемому?

11. Имущество, переданное в доверительное управление, подлежит налогообложению налогом на имущество организаций …

- у доверительного управляющего

- у учредителя доверительного управления

- в равных долях у доверительного управляющего и учредителя доверительного управления

12. Налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

- помещения, предназначенные для осуществления розничной торговли

- административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них

13. Налоговая база налога на имущество организаций определяется как
- среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения

- среднегодовая остаточная стоимость основных средств, учитываемых на балансе организации

- остаточная стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, на последний календарный день отчетного периода

14. Остаточная стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения налогом на имущество организаций:

на 01.01.20хх – 2000 тыс. руб.

на 01.02.20хх – 1900 тыс. руб.

на 01.03.20хх – 1800 тыс. руб.

на 01.04.20хх – 1700 тыс. руб.

на 01.05.20хх – 2600 тыс. руб.

на 01.06.20хх – 2400 тыс. руб.

на 01.07.20хх – 2200 тыс. руб.

Определите сумму налога на имущество организации за полугодие 20хх года, применив ставку налога, действующую в Ивановской области.

15. Налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения
- бухгалтерского учета

- помещения, предназначенные для осуществления деятельности в сфере общественного питания

16. Рассчитайте налог на имущество физического лица за 2015 год, если известно, что право собственности на квартиру оформлено гражданином 20.02.2015 г., кадастровая стоимость квартиры – 3000 тыс.руб., ставка налога для данной категории имущества – 0,1%.

17. Налоговый период по налогу на имущество организаций –

- квартал, полугодие, 9 месяцев

18. Максимальная величина налоговой ставки по налогу на имущество, установленная Налоговым кодексом РФ –

- максимальная ставка Налоговым кодексом РФ не установлена

19. Обязанность по предоставлению в налоговый орган налоговой декларации по земельному налогу предусмотрена для …

- организаций, являющихся налогоплательщиками

- физических лиц, являющихся налогоплательщиками

20. Налоговый период по налогу на имущество физических лиц –

- квартал, полугодие, 9 месяцев

22. В случае, если субъектом РФ не установлен перечень объектов, в отношении которых применяется кадастровая стоимость, налоговая база в отношении объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц определяется исходя из их

23. Организация использует в хозяйственной деятельности земельный участок на основании заключенного с физическим лицом договора аренды земельного участка. Кто в данном случае является налогоплательщиком земельного налога?

- Физическое лицо (арендодатель)

- Налогоплательщик устанавливается соглашением, заключаемым между арендодателем и арендатором

24. Объектом налогообложения земельным налогом не признаются:

- земельные участки, находящиеся в собственности религиозных организаций

- земельные участки, на которых расположены объекты, не завершенные строительством

- земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома

25. Земельный налог уплачивается налогоплательщиком-организацией …

- по месту регистрации организации

- по месту нахождения организации и её обособленных подразделений

- по месту нахождения земельных участков

26. Кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества для целей исчисления налога на имущество физических лиц определяется на

- 1 января года, предшествующего налоговому периоду

- 1 января года, являющегося налоговым периодом

- 1 октября года, предшествующего налоговому периоду

27. Какова максимальная величина налоговой ставки по налогу на имущество физических лиц, предусмотренной Налоговым кодексом РФ (в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения)?

Налоговые льготы для образовательных организаций предусмотрены по всем видам налогов: федеральным, региональным, местным.

Обратимся к федеральным налогам. В соответствии со ст. 143 НК РФ образовательные организации являются плательщиками налога на добавленную стоимость и имеют льготный режим налогообложения. Льготы «привязаны» к определенным видам деятельности, связанной с выполнением работ, оказанием услуг и осуществлением операций, а также к источнику их финансового обеспечения. Так, в пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ сказано, что не признается объектом налогообложения «выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации». Не подлежат налогообложению и операции, перечисленные в пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ: услуги в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, дополнительные образовательные услуги, которые соответствуют уровню и направленности образовательных программ. Освобождаются от налогообложения операции, связанные с выполнением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов, некоторых фондов, а также выполнение этих работ учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров (пп. 16 п. 3 ст. 149). К некоторым фондам относятся Российский фонд фундаментальных исследований, Российский фонд технологического развития и созданные специально внебюджетные фонды министерств, ведомств, ассоциаций.

Тем не менее, являются исключением и подлежат налогообложению консультационные услуги, услуги по сдаче в аренду помещений, операции по реализации некоммерческими образовательными организациями товаров (работ, услуг) как собственного производства (произведенных учебными предприятиями, в том числе учебно-производственными мастерскими, в рамках основного и дополнительного учебного процесса), так и приобретенных на стороне. Причем, режим налогообложения не зависит от направленности этого дохода, который может быть направлен в данную образовательную организацию или идти на нужды, обеспечение развития и совершенствования образовательного процесса (абз. 2 пп. 14 п. 2 ст. 149). В случаях, если образовательная организация осуществляет несколько видов деятельности, которые облагаются налогом и (или) освобождаются от него, то ей необходимо вести раздельный учет операций, подлежащих и не подлежащих налогообложению (п. 4 ст. 149 НК РФ).

Образовательные организации являются плательщиками другого федерального налога - налога на прибыль и имеют по нему существенные налоговые льготы. Объектом налогообложения признается полученная организацией прибыль (доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов). Законодатель определяет два вида доходов. К первому виду относятся доходы от реализации (выручка от реализации собственных и (или) приобретенных товаров (работ, услуг) и имущественных прав). Ко второму виду - внереализационные доходы, которые включают доходы от долевого участия в деятельности других организаций; штрафы, пени и (или) иные санкции за нарушение договорных обязательств; доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду); проценты, полученные по договорам займа, кредита, банковского вклада, банковского счета, по ценным бумагам и долговым обязательствам; доходы, в виде использованных не по назначению имущества, работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности, а также другие доходы.

Налоговые льготы по данному налогу касаются определенных видов доходов, которые не учитываются при определении налоговой базы. Так, не учитываются доходы, полученные налогоплательщиком, в виде в виде имущества, полученного государственными и муниципальными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней (пп. 8 п. 1 ст. 251); имущества в рамках целевого финансирования (пп.14 п. 1 ст. 251); имущества, безвозмездно полученного государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности (пп. 22 п. 1 ст. 251) и целевые поступления (п. 2 ст. 251). К доходам в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования, относятся лимиты бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также субсидии, предоставленные бюджетным и автономным учреждениям; гранты; инвестиции; средства, полученные из фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности и другие (п. 1 ст. 251 НК).

Целевые поступления, которые также не учитываются при определении налоговой базы, перечислены в п. 2 ст. 251 НК РФ. К ним относятся взносы учредителей; пожертвования; имущество по завещанию в порядке наследования; средства из бюджетов бюджетной системы на осуществление уставной деятельности; использованные по целевому назначению поступления от собственников созданным ими учреждениям; имущественные права в виде права безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом, полученные по решениям органов государственной власти и органов местного самоуправления некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности и др. Все остальные доходы, полученные образовательной организацией, за исключением, указанным в ст. 251 НК РФ, учитываются образовательными организациями для целей налогообложения прибыли.

Более того, по данному виду налога для образовательных организаций предусмотрены дополнительные льготы: налоговая ставка 0 процентов, особенности применения которой определены в ст. 284.1. НК РФ. Так, образовательная организация вправе применять налоговую ставку 0 процентов в следующих случаях: если она имеет лицензию (лицензии) на осуществление образовательной деятельности; если доходы организации за налоговый период от осуществления образовательной деятельности и выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, учитываемые при определении налоговой базы, составляют не менее 90 процентов в общей сумме доходов, либо если организация за налоговый период не имеет доходов; если в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников; если организация не совершает в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок (п.3 ст. 284.1). При несоблюдении хотя бы одного из перечисленных условий применяется налоговая ставка 20%.

Организации, применяющие налоговую ставку 0%, по окончании налогового периода обязаны предоставлять в налоговый орган декларацию с указанием доли доходов и численности работников в штате организации. Расчет налоговой базы осуществляется налогоплательщиком – образовательной организацией – самостоятельно. Налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Образовательные организации на общих основаниях являются плательщиками региональных налогов, к которым относятся налог на имущество организаций (Гл. 30) и транспортный налог (Гл. 28). Объектом налогообложения по первому налогу признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств (п. 1 ст. 374 НК РФ). Также объектом налогообложения признается имущество, которое передано во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению. Образовательные организации являются плательщиками транспортного налога. В законах субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками, в том числе и образовательными организациями (п. 2 ст. 372 НК РФ).

Что касается местных налогов, то образовательная организация будет являться плательщиком только земельного налога и только в том случае, если обладает земельными участками на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 1 ст. 388 НК РФ). Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389 НК РФ).

Право на налоговую льготу, не использованную в предыдущих налоговых периодах, налогоплательщик может реализовать путем подачи в налоговый орган:

· уточненной налоговой декларации;

· заявления - в рамках проведения выездной налоговой проверки (в части льгот, имеющих отношение к предмету проверки и проверяемому налоговому периоду);

· заявления - при уплате налога на основании налогового уведомления.

Контактная информация
© 2021 ФГБНУ «Федеральный центр образовательного законодательства»

Направление подготовки: 080100.62 Экономика


Квалификация выпускника: бакалавр.

Профиль «Налоги и налогообложение» дает возможность студентам получить обширные экономические знания по налогообложению. Выпускники специальности одинаково хорошо разбираются в профессиональных аспектах как в экономической, так и правовой сфере. Выпускники владеют навыками изучения и анализа стандартных и нетипичных налоговых схем, консультирования в сфере налогообложения и многими другими.

Подобные знания и навыки выпускников данного профиля позволяют им претендовать на престижную работу в серьезных организациях. Специалисты по налогам пользуются стабильным спросом на рынке труда, имея хорошие перспективы дальнейшего профессионального и карьерного роста и самые широкие возможности для работы не только в налоговой системе, но на предприятиях и в организациях всех форм собственности, в том числе крупных корпорациях и холдингах.

Возможности трудоустройства для данных выпускников весьма обширны: профессиональная деятельность выпускника по профилю «Налоги и налогообложение» может осуществляться во всех звеньях налоговой системы на федеральном, региональном и местном уровнях. Уровень квалификации и профессиональный потенциал работников налоговых органов являются определяющими факторами эффективности работы налоговых органов. На данный момент налоговая служба испытывает проблемы недостаточного соответствия уровня профессиональной компетенции отдельных категорий работников требованиям должности.

Специалисты по налогообложению могут вести профессиональную деятельность в качестве специалистов-экспертов и налоговых инспекторов в следующих подразделениях ФНС РФ: отделах учета, анализа поступления налогов и налоговой статистики, выездных и камеральных проверок, налогового аудита, регистрации и учета налогоплательщиков и других. Сотрудники налоговой службы являются государственными гражданскими служащими, правовая и социальная защищенность которых гарантируется государством.

Перспективным направлением деятельности специалиста по налогообложению является осуществление практики налогового консультирования. Необходимость организации профессиональной работы с различными категориями налогоплательщиков значительно повышает ценность профессии эксперта-консультанта по налогообложению, функции которого состоят в профессиональной консультативной помощи предприятиям и организациям, в своевременной и правильной, с точки зрения существующего законодательства, уплате налогов и сборов.

Консультанты по налогам и сборам могут быть внутренними и внешними. Собственный (внутренний) налоговый консультант в большинстве случаев требуется крупным предприятиям, которые работают по многим направлениям и состоят из нескольких юридических лиц. Такой специалист весьма ценен для предприятия, поскольку представляет и отстаивает интересы предприятия в налоговых органах, упорядочивает все процессы, связанные с налогообложением. Внешние налоговые консультанты работают в консалтинговых или аудиторских компаниях и предлагают качественные консультационные услуги по налогообложению любым предприятиям и организациям.

Профиль подготовки «Налоги и налогообложение» предусматривает изучение следующих дисциплин:

  • Налоги и налогообложение
  • Бухгалтерский учет
  • Налоговый учет, отчетность и аудит
  • Налоговое администрирование
  • Специальные налоговые режимы
  • Федеральные налоги и сборы с организаций
  • Региональные и местные налоги и сборы
  • Организация и методика налоговых проверок
  • Налогообложение организаций финансового сектора экономики
  • Прогнозирование и планирование в налогообложении

Принимаются лица:

  • с законченным средним или средним специальным образованием
  • с незаконченным высшим образованием
  • имеющие высшее образование по любой специальности

Вступительные испытания и условия поступления:

По результатам ЕГЭ: Математика, Русский Язык, Обществознание

По результатам тестирования: Математика, Русский Язык, Обществознание

Форма и сроки обучения:

  • Заочная с использованием дистанционных образовательных технологий - 5 лет
  • Заочная с использованием дистанционных образовательных технологий. Для студентов имеющих среднее профессиональное образование - 3,5 года.
  • Заочная с использованием дистанционных образовательных технологий. Для студентов имеющих высшее профессиональное образование - 3 года.

Диплом:

После окончания обучения на программе «Налоги и налогообложение» и защиты дипломного проекта Вы получаете диплом бакалавра государственного образца РФ.

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    1. Контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах проводят .
    • налоговые органы

    2. За налоговые правонарушения возникает ответственность:
    • административная
    • материальная
    • уголовная

    3. По ставке 13 % облагаются следующие доходы физических лиц:
    • заработная плата
    • премия

    4. Представительские расходы для целей налогообложения при выручке 20 000 000 рублей и затратах на оплату труда 2 000 000 рублей составят:
    • 80 000 рублей

    5. Стандартный вычет в размере 600 рублей предоставляется до:
    • 40000 рублей годового дохода

    6. Единый налог при упрощенной системе налогообложения, если объектом являются доходы при выручке 10 000 000 рублей и затратах 8 000 000 рублей (в том числе на заработную плату − 2 000 000 рублей) составит:
    • 320 000 рублей

    7. Не подлежит налогообложению:
    • материальная помощь в размере 4000 рублей в год
    • стоимость подарков 4000 рублей в год

    8. К доходу меньше 40000 руб. может быть применен вычет в размере . рублей.
    • 400

    9. Налоговая система РФ состоит из уровней:
    • трех уровней

    10. Если при упрощенной системе налогообложения применяется ставка 6%, исчисленный налог уменьшается на сумму отчислений в Пенсионный фонд:
    • не более чем на 50% суммы, начисленной в Пенсионный фонд

    11. Налоговая база по НДФЛ для доходов, облагаемых по ставке 13%, определяется как .
    • денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов

    12. Переход на УСН производится по решению .
    • налоговых органов

    13. Может ли организация применять в своей деятельности разные системы налогообложения?
    • да

    14. Декларация по налогу на прибыль представляется:
    • нельзя ответить однозначно

    15. Налог на доходы физических лиц исчисляется:
    • работодателями

    16. Предприятие освобождается от уплаты НДС, если его обороты составляют:
    • не больше 1 000 000 рублей за три последующих месяцев

    17. Контрольная функция налогов:
    • появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах

    18. Налоги, которые отменяются для организаций в связи с взиманием ЕНВД:
    • налог на прибыль

    19. Период, который может быть проверен в рамках выездной налоговой проверки:
    • не более трех календарных лет

    20. Рыночная цена – это цена, .
    • сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения

    21. Стандартный вычет в размере 400 рублей предоставляется до:
    • 20000 рублей годового дохода

    22. Налог вводится в действие со дня:
    • его опубликования
    • указывается точная дата

    23. Операция, признаваемая объектом обложения НДС:
    • выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления

    24. Социальные налоговые вычеты предоставляются:
    • при подаче декларации

    25. Стандартный вычет в размере 500 рублей предоставляется до:
    • без ограничения

    26. Налоговый период – это .
    • календарный год, или иной период, по истечении которого определяется налоговая база

    27. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде .
    • штрафов

    28. Налогоплательщики НДФЛ в Российской Федерации:
    • лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ
    • налоговые резиденты РФ

    29. Налоги, которые отменяются для организаций в связи с взиманием единого налога:
    • НДС
    • налог на прибыль

    30. Сроки уплаты местных налогов устанавливаются .
    • органами власти региона

    31. Минимальная ставка налога при упрощенной системе налогообложения применяется:
    • если исчисленный налог по ставке 15% меньше одного процента от выручки
    • если получен убыток

    32. Дивиденды бумагам облагаются по ставке:
    • 9%

    33. Объект налогообложения по НДС:
    • реализация товаров, работ, услуг на территории РФ

    34. Прибыль от реализации имущества облагается по ставке:
    • 24%

    35. В целях налогообложения прибыли учитываются в пределах норм расходы .
    • представительские

    36. Имущественный вычет предоставляется при:
    • приобретении жилья
    • строительстве жилья

    37. Доходы, относящиеся к внереализационным доходам в целях налогообложения прибыли:
    • от долевого участия в других организациях

    38. Конкретные ставки налога на имущество устанавливаются .
    • законами субъектов РФ

    39. Срок давности по налоговым правонарушениям составляет .
    • три года

    40. Налоговый статус физического лица в РФ определяется:
    • по времени проживания на территории РФ

    41. Нормированию для целей налогообложения подлежат расходы:
    • на материалы
    • представительские

    42. Цена для целей налогообложения – это цена, .
    • указанная сторонами сделки

    43. Долгосрочное страхование жизни работников относится к расходам .
    • на оплату труда

    44. Оплата жилья по документам для целей налогообложения на одного работника за 20 дней командировки составят:
    • не ограничены

    45. Налог на прибыль может уплачиваться:
    • ежеквартально
    • один раз в год

    46. Недоимка – это:
    • сумма налога или сбора, не уплаченная в срок

    47. Кассовый метод предполагает, что доходы признаются по мере:
    • оплаты продукции покупателем

    48. Юридические лица, применяющие систему налогообложения в виде ЕНВД:
    • обязаны вести бухгалтерский учет по действующему плану счетов

    49. Прямые налоги:
    • налог на доходы физических лиц, налог на прибыль предприятий, транспортный налог

    50. При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются доходы, полученные .
    • денежной, натуральной формах и в виде материальной выгоды

    51. Объект налогообложения по налогу на имущество организаций:
    • грузовая машина, учитываемая на балансе

    52. Физическое лицо считается резидентом, если оно проживает на территории России:
    • 183 дня

    53. Способ уплата налога:
    • на основе декларации

    54. К внереализационным расходам при исчислении налога на прибыль относятся .
    • расходы на демонтаж основных средств

    55. Система налогообложения в виде ЕНВД выбирается налогоплательщиком:
    • по своему усмотрению

    56. Стеклозавод за квартал отгрузил продукции другим предприятиям в свободных ценах на 320 тыс. руб., продал своим работникам на 14 тыс. руб., отпустил в счет погашения долга по зарплате своим работникам на 82 тыс. руб. Налоговая база по НДС:
    • 334 тыс. руб.

    57. Расходы для целей налогообложения делятся на:
    • косвенные
    • прямые

    58. Налог на прибыль юридического лица относится к налогам:
    • прямым

    59. Налог на имущество физических лиц является .
    • местным

    60. Исчисленная сумма ЕНВД уменьшается на сумму отчислений в Пенсионный фонд:
    • не более чем на 50% исчисленного налога

    61. Для перехода на упрощенную систему налогообложения имеются ограничения по:
    • стоимости основных средств
    • учредителям
    • численности работников

    62. Налоговым периодом по ЕНВД является:
    • Квартал

    63. Сумма налога на УСН при объекте налогообложения «доходы» уменьшается на:
    • сумму взносов в ПФР
    • сумму, выплаченную по больничным листам

    64. Группа налогов, к которой относятся акцизы:
    • косвенных

    65. Исчислить налог на имущество физических лиц обязаны .
    • налоговые органы

    66. Ставка ЕНВД составляет:
    • 15%

    67. Верное утверждение в отношении налоговых вычетов по акцизам:
    • налоговому вычету подлежат суммы акциза, уплаченные поставщику за подакцизное сырье

    68. Проценты за пользование кредитом для целей налогообложения от суммы 1000000 рублей, при ставке за пользование кредитом 20% и ставке ЦБ РФ 15% за год составят:
    • 165000 рублей

    69. Единый налог на вменённый доход (ЕНВД) заменяет налоги:
    • НДС
    • на доходы (прибыль)
    • на имущество

    70. Налог на добавленную стоимость в торговле определяется:
    • от оборота без НДС

    71. Налоги, которые включаются в цену товара (работ, услуг), называются:
    • косвенными

    72. Главой 23 части II НК РФ предусмотрены вычеты:
    • имущественные
    • социальные
    • стандартные

    73. В целях налогообложения прибыли принимаются как расходы, связанные с производством и реализацией:
    • расходы на сертификацию продукции
    • расходы на экипировку работников службы безопасности

    74. Не нормируются для целей налогообложения расходы:
    • материальные
    • на оплату услуг

    75. Доходы налогоплательщика, полученные в натуральной форме, облагаются НДФЛ по ставке . %.
    • 13

    76. Налоговые органы имеют право контролировать цену продажи .
    • между взаимозависимым лицам

    77. В состав единого социального налога входят отчисления:
    • в Пенсионный фонд
    • в Фонд медицинского страхования

    78. Сумма льгот по налогу на прибыль не может быть:
    • нет правильного ответа

    79. Срок проведения выездной налоговой проверки .
    • два месяца

    80. При базе налогообложения «доходы - расходы» применяется ставка:
    • 15%

    81. Косвенные налоги:
    • НДС
    • акцизы
    • таможенная пошлина

    82. Доходы и расходы для целей налогообложения определяются:
    • кассовым методом
    • методом начисления

    83. Налоговые агенты – это .
    • лица, на которых возложена обязанность по удержанию налогов у налогоплательщика

    84. К доходам, нормируемым для целей налогообложения прибыли, относятся:
    • на создание резервов по сомнительным долгам
    • представительские
    • суточные

    85. Имущественный вычет при покупке квартиры предоставляется:
    • только один раз

    86. В РФ системы действуют следующие системы налогообложения юридических лиц:
    • система в виде ЕНВД
    • традиционная
    • упрощенная

    87. Объекты налогообложения налогом на имущество физических лиц:
    • гаражи
    • дачи
    • жилые дома
    • квартиры

    88. Максимальный размер выручки для использования упрощенной системы налогообложения за год составляет:
    • 60 000 000 рублей

    89. Налоговый период по НДФЛ:
    • год

    90. При получении налогоплательщиком дохода в виде товаров в стоимость таких товаров включаются .
    • все косвенные налоги

    91. Федеральные налоги обязательны к применению на .
    • всей территории РФ

    92. Доходы юридических лиц облагаются по ставкам:
    • 0%
    • 24 %
    • 9%

    93. Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если выручка за 9 месяцев года предшествующего переходу на нее составит не более:
    • 45 000 000 рублей без НДС

    94. Профессиональные вычеты должны подтверждаться:
    • однозначно ответить нельзя

    95. Условия, при соблюдении которых суммы акциза, предъявленные продавцом покупателю подакцизных товаров, могут быть приняты покупателем к налоговому вычету:
    • приобретенные подакцизные товары используются покупателем в качестве основного сырья для производства других подакцизных товаров
    • суммы акциза по приобретенному сырью были фактически уплачены

    96. Упрощенная система налогообложения заменяет уплату:
    • НДС
    • налога на имущество
    • налога на прибыль

    97. Налоговая база – это .
    • стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения

    98. Объекты, не подлежащие обложению транспортным налогом:
    • молоковоз, которым владеет совхоз

    99. По подакцизным товарам (за исключением нефтепродуктов) акциз уплачивается по месту:
    • производства

    100. К внереализационным доходам при исчислении налога на прибыль относятся(-ится).
    • штрафы, пени за нарушение договорных обязательств

    Читайте также: