Основные положения финансово бюджетной налоговой политики кейнсианство

Опубликовано: 26.04.2024

date image
2018-01-08 views image
1559

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Кейнсианская государственная финансовая политика. Эта политика пришла на смену классической в середине 30-х годов и господствовала в практике вплоть до конца 70-х годов ХХ века. Основы ее были заложены в труде Кейнса "Общая теория занятости, процента и денег", опубликованной в 1931 году. В качестве основной цели государственного вмешательства в экономику Кейнс рассматривал обеспечение экономического роста и высокой занятости населения, которые зависят от совокупного спроса на товары, включая закупку потребительских товаров, производственные капиталовложения, а также государственные расходы. При классической ГФП правительства старались придерживаться ортодоксальной точки зрения, предполагающей малые государственные расходы и бездефицитного бюджета. Анализ Кейнса приводил к выводу, что достичь полной занятости и полного использования производственных фондов, оборудования, возможно только через искусственно стимулируемый высокий уровень совокупного спроса. Нужно стимулировать инвестиции предприятий, должны быть увеличены государственные расходы. С другой стороны, так как население имеет склонность сберегать свои возрастающие доходы, то это ограничивает денежную массу в обращении, и, следовательно, спрос. Сбережения представляют собой изъятие средств из потока доходов-расходов и тем самым вызывают недостаточность потребления, из-за чего сокращается производство, растет безработица, снижаются инвестиции.
Кейнсианская финансовая политика рекомендовала государственным органам реализовывать принцип дискреции, которые предполагает минимизацию стихийных форм экономических процессов и сознательное изменение фискальной политики и государственных расходов с целью обеспечения устойчивого экономического роста. Подбор конкретных параметров государственной финансовой политики получил название «точной настройки».

Одним из первых принял кейнсианскую финансовую политику Франклин Рузвельт, который стремился перебороть последствия «Великой Депрессии» за счет роста государственных расходов. Однако, в конце 1936 г., когда экономика США начала медленно оживать, Рузвельт, еще веривший в сбалансированный бюджет, сократил государственные расходы. Результат сказался практически немедленно. В 1937 году последовал новый спад. Этот кризис был предсказан Кейнсом на основе анализа принятого бюджета. В результате его взгляд, что дефициты во времена спадов хороши, поскольку они стимулируют производство и занятость - приобрел сначала в США, а затем и в большинстве стран мира статус государственной доктрины. Таким образом первым постулатом кейнсианской финансовой политики является принятие дефицитных бюджетов во время кризиса и профицитных во время перегрева экономики.

Вторым важным положением кейнсианской финансовой политики является положение о необходимости проведения сбалансированной фискальной политики, которая бы стимулировала инвестиции и потребление, а тем самым экономический рост. Как следствие основной рекомендацией является снижение налогов во время экономических кризисов и повышение их во время чрезмерного роста. На налоговую политику накладывалась и еще одна функция – перераспределения доходов в пользу наиболее бедных слоев населения, для того, чтобы увеличить совокупный спрос и снизить сбережения.

В области кредитно-денежной политики, кейнсианство предполагало реализацию таких принципов:

1) Поддержание относительно невысокой учетной ставки, которая могла бы обеспечивать привлекательность инвестиций в реальный сектор и не создавала бы непредсказуемых кризисов на фондовом рынке. Изменение учетной ставки рассматривалось как один из важнейших элементов точной настройки. Учетная ставка должна поддерживать реальную учетную ставку (с учетом инфляции) на относительно стабильном уровне. Изменение учетной ставки в период господства кейнсианской финансовой политики представлена на рис. 3.14.




2) Обеспечение потребности экономики в деньгах осуществляется также за счет использования таких инструментов как обязательное резервирование (в долгосрочном периоде) и операциями на открытом рынке (для погашения краткосрочных колебаний в спросе на деньги).

Рис. 2.14. Динамика приростов ВВП и среднегодовой ставки ФРС в США

При реализации кейнсианской государственной финансовой политики переход с одного уровня предложения денег к другому происходит за счет создания искусственного дефицита государственного бюджета, который мультиплицируясь обеспечивает достаточное количество денег для роста экономики (см. рис. 3.15). Если имеется достаточно быстрый рост экономики, то переход от одного равновесия на финансовом рынке к другому осуществляется без участия государства. Размер дефицита определяется таким образом, чтобы переход от одного уровня ВВП к другому не вызывал резкого изменения равновесной процентной ставки на финансовом рынке.

Рис. 3.15. Механизм реализации кейнсианской КДП. Формирование дефицита бюджета для создания условий роста экономики; Мультипликатор бюджетных расходов.

Реализация кейнсианской политики в целом обеспечило достаточно устойчивый экономический рост в большинстве стран, которые ее применяли. Правда, случались достаточно значительные падения темпов роста, но сколько-нибудь заметного падения ВВП не наблюдалось. Так в период с 1950 по 1980 год максимальное падение ВВП США составило 2,5% и наблюдалось в 1954 году, когда финансовая политика не была чисто кейнсианской (см. рис. 3.16).

Рис.3.16. Динамика ВВП США в период реализации кейнсианской политики.

Основной проблемой, с которой сталкивается государство при реализации кейнсианской политики – это инфляция. Побороть ее оказывается практически невозможно. Так за период с 1936 по 1980 г когда в США активно проводилась кейнсианская финансовая политика, цены в США выросли более, чем в 21 раз, что соответствовало среднегодовой инфляции 7% в год., правда основной вклад пришелся на период Второй Мировой Войны и послевоенный период. За период с 1950 по 1980 годы цены выросли в 4,5 раза, что составляло 5,1%. В течение 50-х и 60-х годов максимальный годовой темп инфляции составлял не более 4,5% в год. В кейнсианской литературе даже существовало убеждение, что умеренная инфляция даже полезна экономике, так как стимулирует рост. Однако, в 1969 м году в США, столкнулись с явлением, которое с легкой руки П. Самуэльсона получило название стагфляции. В этом году прирост реального ВНП оказался отрицательным, но не произошло снижения инфляции, цены выросл на 5%. В 1970 году роста также не было, а цены увеличились на 6%. Стагфляция не отпускала США в течение всех 70-х годов. Средние темпы роста ВВП составили в течение этого периода около 2,2% в год, а инфляция равнялась в 1974 - 11%, в 1975 - 8.5%, в 1977 - 6.5%, в 1978 -7.5%, в1979 - 11%. (см. рис.3.17)

А) Динамика индекса цен в США (1935=100) В) Динамика среднегодовой инфляции

Рис.3.17. Характеристика инфляционных процессов в США в период реализации кейнсианской политики.

На самом деле такое явление как стагфляция существовало и ранее, но его серьезность не полностью осознавалась. В периоды быстрого экономического подъема цены поднимались медленнее темпов прироста производства, т.е. их эластичность от роста ВВП обычно была меньше единицы (см. рис. 3.18). Однако, во времена кризисов и предкризисных периодов эта эластичность оказывалась больше 1, что до 70- х годов выражалось только в том, что цены во время кризисов практически не снижались..

Рис. 3.18 Динамика приростов цен и ВВП США в 1950 – 1980 гг.

Основной причиной возникновения стагфляции (стагнация + инфляция) является длительная накачка экономики деньгами и возникновение в этих условиях отложенного дефицита. Причины возникновения последнего могут быть разными. В 70-е годы такой причиной стали гонка вооружений и война во Вьетнаме. При длительном экономическом подъеме происходит полная загрузка мощностей, резервов для маневра ими не оказывается. Большие военные расходы - без параллельного снижения других расходов или повышения налогов с целью снижения спроса частного сектора на невоенные товары, без ужесточения денежной политики для сокращения спроса, имеют следствием только повышение цен на гражданскую продукцию, спрос на которую оказывается неудовлетворенным. Если подобное явление возникает в рыночной экономике возникает инфляция спроса, а в плановой экономике возникает реальный дефицит продукции. Инфляция спроса провоцирует рост издержек и прежде всего требований работников в повышении заработной платы. Формируется вторая составляющая инфляции – инфляция издержек, которая возникает в результате роста цен на сырье, материалы, комплектующие и рабочую силу. В результате длительного экономического роста не происходит достаточного обновления оборудования у производственных фирм, и, в случае изменения структуры спроса, они не могут сбывать в большем объеме старую продукцию и не имеют возможностей выпускать новую. Возникает структурный кризис, который и приводят к появлению стагфляции. Наиболее ярко это явление проявилось при распаде СССР, большинство республик которого в 1990-х годах испытали длительную гиперстагфляцию. Причиной ее была конверсия производства, которая затронула первоначально только предприятия ВПК, а затем предприятия выпускавшие продукцию двойного назначения.

Выход из длительной стагфляции обычно оказывается очень болезненным. И связан либо с резким ростом учетной ставки, либо к введению практически плановой экономики. Второй способ выхода из подобного процесса применили во Франции во времена Миттерана. Первым шагом, которого была национализация всех крупных кредитных учреждений и увеличение доли государственного участия в крупном компаниях. Определенные шаги в этом направлении делались даже в США в 1972 и 1978 годах. Однако, так как эти шаги не внесли решительного перелома в борьбе со стагфляцией, они были признаны неэффективными.

Применение второго способа предполагал такие болезненные явления как удорожание кредита, падение рынка долевых инструментов, снижение объемов ВВП, сокращение инвестиций и рост безработицы. Этот болезненный путь мог быть сравнительно коротким в случаях, если инфляция оставалась только галопирующей (менее 15% в год), и очень длительных в условиях гипер- (до 100% в год) и особенно мегаинфляции (более 100% в год). В первом случае этот процесс мог занять период в 2-3 года, то во втором случае он растягивался на годы.

Продолжительность периода перехода от гиперинфляции а нормальному экономическому развитию зависит и от таких факторов, как:

- степень деформации экономики в период перегретого роста;

- возможность привлечения иностранных инвестиций в экономику страны для обеспечения финансирования процесса ее реструктуризации;

- доверие к национальной валюте как внутри страны, так и за ее пределами;

- развитость финансового рынка, наличие на нем достаточного количества финансовых инструментов, способствующих торможению инфляционных процессов (прежде всего государственных ценных бумаг);

Длительность инфляционного процесса в предшествующие периоды, которое влияет как на инфляционные ожидания, так и на существование инфляции издержек;

Возможность подавить инфляцию издержек внутри страны за счет импорта и способность государства воздействовать на иностранных поставщиков сырья таким образом, чтобы они снизили (или не повышали) цены на него.

Кейнсианство в экономике - что это такое? Кратко об основных идеях Джона Мейнарда Кейнса. Как Кейнс предлагал бороться с экономическим кризисом и почему его работа произвела революцию в экономической теории? Основные представители кейнсианской школы.

Что такое кейнсианство? Кратко

Кейнсианство - теория государственного регулирования рыночной экономики. Течение в экономической теории, названное по имени британского экономиста Джона Мейнарда Кейнса.

Кейнс, анализируя ход Великой депрессии 1929-33 годов, обосновал, что рыночная экономика не способна сама выйти из глубокого кризиса без государственного вмешательства.

Государство должно стимулировать спрос, чтобы тот стимулировал производство, указывал Кейнс. Тогда у людей будет работа и доходы, будет платежеспособный спрос, экономика будет развиваться.

Кейнс произвел переворот в экономической науке. В своей главной работе «Общая теория занятости, процента и денег» он впервые подверг последовательной критике идеи Адама Смита о том, что «невидимая рука рынка» справляется со всеми трудностями за счет баланса спроса и предложения.

Простыми словами, совет Кейнса на случай экономических кризисов звучит так: государство должно тратить как можно больше денег, вкладывая их в экономику, даже если это приведет к дефициту бюджета. Это позволит увеличить спрос, а значит вырастет и предложение - экономика вновь начнет расти.

Данный подход для борьбы с последствиями Великой депрессии применил президент США Франклин Рузвельт, и он сработал - Соединенным Штатам удалось преодолеть многолетний спад.

Джона Кейнса называют отцом макроэкономики - до него макроэкономику не выделяли как отдельное направление в науке.

Идеи Кейнса о том, что государство должно влиять на макроэкономические процессы - защищать общество от негативных последствий инфляции, безработицы, экономического спада - получили широкое распространение. Кейнсианство являлось господствующей экономической школой с 1930-х до 1960-х годов. Затем ему на смену пришел монетаризм.

Джон Кейнс и его теория - в чем суть?

Джон Мейнард Кейнс опубликовал свою фундаментальную работу «Общая теория занятости, процента и денег» в 1936 году. В это время мир продолжал ощущать последствия Великой депрессии 1929-1933 годов - небывалого экономического кризиса в США, который затем перекинулся на весь мир.

Великая депрессия показала, что классический подход последователей Адама Смита не работает - экономика не способна сама выйти из кризиса. Спрос и доходы годами оставались низкими, безработица - высокой, и не было силы, которая бы заставила экономику вновь развиваться.

В этих условиях Кейнс предложил принципиально новый подход. Он выступил за активное вмешательство государства в экономику.

Рыночной экономике не свойственно равновесие, обеспечивающее полную занятость на рынке труда, объяснял Кейнс. Проблему он видел в сбережениях: чем больше у человека доходы, тем больше денег он откладывает и не тратит.

Сберегать - разумное поведение потребителя, и бороться с ним нет смысла, отмечал Кейнс. Но эти деньги не инвестируются в экономику, а уходят из обращения. В результате совокупный спрос оказывается меньше совокупного предложения, доходы производителей оказываются недостаточными, и это ведет к спаду производства.

Падение общего покупательского спроса вызывает сокращение производства товаров и услуг.

Сокращение производства означает разорение мелких производителей, увольнения наемных работников, рост безработицы.

Безработица влечет снижение доходов населения, то есть покупателей. А это снова ведет к падению спроса.

Экономика попадает в замкнутый круг и оказывается в ловушке хронической депрессии.

Кроме того, недостаток спроса следует компенсировать государственными расходами - осуществлять госзакупки и организовывать общественные работы, предлагал Кейнс.

Например, если государство разместит и оплатит предприятиям крупный госзаказ, те наймут больше рабочих, люди получат зарплату и будут ее тратить - это повысит спрос на другие товары и подстегнет производство. Экономика вновь будет работать.

И уже не так важно, полезным был ли государственный заказ или нет: рабочие могут строить дороги, делать военную технику или даже просто копать и закапывать ямы, занимаясь бессмысленным трудом.

Основные положения кейнсианства

Рыночная экономика - неустойчивая система. Государство обязано вмешиваться в экономику, поскольку сама себя она регулировать не может

Проблемы экономики нужно решать с точки зрения спроса, а не с точки зрения предложения

Общий спрос ниже общего объема платежных средств - часть денег откладывается в виде сбережений

Объем производства определяется предпринимательскими ожиданиями уровня эффективного спроса в предстоящий период

Уровень занятости определяется объемом производства

Чтобы избежать кризисов перепроизводства, необходимо действовать с позиции «эффективного спроса», который дает равновесие между потребителем и производителем

Основной инструмент регулирования экономики - бюджетная политика

Основные представители кейнсианства и его дальнейшая судьба

Идеи Кейнса привели к «кейнсианской революции» - ученые и правительства по-новому взглянули на роль государств в экономике. С 1940-х до конца 1960-х концепция Кейса была доминирующей в правительственных и академических кругах на Западе.

Основная модель Кейнса была статической - он рассматривал экономику в краткосрочном периоде кризисных 1930-х годов. После Второй мировой войны кейнсианцы стали задумываться об устойчивом долгосрочном росте.

Большинство экономистов пришли к убеждению в полезности и необходимости проведения макроэкономической политики для долгосрочного роста, избежания инфляции и рецессий.

Кейнсианскую теорию экономического роста разрабатывали Рой Харрод, Евсей Домар и Николас Калдор, неокейнисианскую теорию цикла - Элвин Хансен. К «ортодоксальным» кейнсианцам также относятся лауреаты Нобелевской премии по экономике Джон Хикс и Пол Самуэльсон. К левым кейнсианцам - Джоан Робинсон и Пьеро Сраффа.

Однако в 1950-60-е годы кейнсианство стало подвергаться критике со стороны неоклассической школы экономики. А в начале 1970-х доверие к кейнсианству было подорвано новым кризисом: «нефтяной шок», высокая безработица и одновременная высокая инфляция привели к стагфляции, которую кейнсианская модель объяснить не могла.

В итоге кейнсианство уступило место другой концепции - монетаризму. Монетаризм предполагает, что количество денег в обращении определяет цены и экономическую конъюнктуру. Поэтому главный инструмент государственного влияния - денежно-кредитная политика. Следует отметить, что монетаризм базируется на концепции денежного регулирования, которую также в свое время предложил Джон Кейнс.

Фискальная политика — это бюджетная политика. Это полити­ка, направленная на изменение совокупного спроса посредством изме­нений государственных расходов и налогов.

Если уменьшить налоги с населения, то возрастут потребитель­ские расходы.

Различают недискреционную и дискреционную фискальную по­литику.

Недискреционная фискальная политика.

Встроенные стабилиза­торы — это автоматически действующие нормы, которые вступают в действие без необходимости принятия ка­ких-либо специальных шагов со стороны правительства.

К встроенным стабилизаторам относится налоговая система, прежде всего, прогрес­сивные налоги. По мере роста валового национального продукта в период процветания налоговые поступления автоматически возраста­ют, что сдерживает экономический подъем. Напротив, когда валовый национальный продукт сокращается в период спада, налоговые по­ступления автоматически сокращаются, и эти сокращения удерживают, смягчают экономический спад.

Трансфертные платежи (социальные выплаты) имеют прямопротивоположное поведение. Выплаты пособий по безработице, пособий по бедности, субсидий фермерам — все они сокращаются во время экономического подъема и возрастают во время спада производства. В результате во время экономического подъема через трансфертные платежи придерживаются потребительские расхо­ды, а во время спада потребительские расходы подталкиваются вверх, что стимулирует спрос и обеспечивает загрузку дополнительных мощ­ностей.

Не следует преувеличивать роль встроенных стабилизаторов. Все, что делают стабилизаторы — это ограничение размаха или глуби­ны экономических колебаний. По оценкам, в США встроенные стаби­лизаторы в состоянии уменьшить колебания национального дохода приблизительно на треть.

Для более ощутимых поворотов в темпах развития производства, инфляции и занятости требуются дискреционные фискальные меро­приятия, то есть сознательно принимаемые правительством акции ма­нипулирования налогами, правительственными расходами.

Дискреционная фискальная политика. Это политика сознатель­ного манипулирования бюджетом (налогами и расходами правитель­ства) с целью изменения реального объема национального производ­ства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста. В число таких мер входят изменения налоговых ставок, налого­вой структуры и величины расходов. Примером может служить реше­ние правительства о закупке товаров и услуг на крупную сумму или введение нового налога, не зависящего от величины валового продук­та.

Меры фискальной политики разработаны Кейнсом. Однако он считал необходимым привлекать и меры кредитно-денежной политики.

Кейнсианская политика. Кейнс и его сторонники считали, что нестабильность, инфляция и безработица характерны для капиталисти­ческой экономики, поэтому государственное регулирование необходи­мо. Государство, по мнению кейнсианцев, должно регулировать сово­купный спрос с помощью фискальной (бюджетно-налоговой) и кредит­но-денежной политики.

В условиях спада производства кейнсианцы рекомендуют:

а) увеличивать государственные расходы на закупки товаров и услуг, чтобы компенсировать недостаточный спрос: не бояться при этом дефицита бюджета и инфляции.

б) уменьшать налоговые ставки на личный доход и на прибыли, чтобы стимулировать инвестиции.

в) государству создавать рабочие места.

г) воздействовать на норму банковского процента в целях более дешевого кредитования и расширения инвестиций.

В условиях подъема экономики кейнсианцы считают целесооб­разным:

а) сокращать государственные закупки, чтобы уменьшить совокупный спрос на товары и услуги и снизить объем инвестиций.

б) увеличивать налоговые ставки, чтобы сокращать потребительские и инвестиционные расходы.

в) принять меры к удорожанию кредита.

Кейнс предостерегал от опасности социалистической революции в том случае, если капиталистическое общество не решится произвести необходимые изменения: ввести в практику регулирование производ­ства, осуществить необходимые социальные преобразования.

Кейнс был весьма разносторонне одаренным человеком. Он — крупный мастер стиля, ученый, бизнесмен, директор английского банка, экономический советник лейбористского правительства, экономический эксперт в Версальских переговорах, Мюнхенских соглашений.

Кейнс женился на русской балерине, дочери русского генерала — эмигранта, хорошо знал русскую эмиграцию. Он интересовался не только экономикой, но и искусством: был членом попечительского Совета На­циональной галереи, председателем Совета по поддержке музыки и ис­кусств, организовал балетную труппу.

В отличие от Маркса Кейнс был практичным человеком и нажил личное богатство в 2 млн. долларов игрой на фондовой и товарной бирже. Незадолго до смерти ему было присвоено звание лорда. В экономи­ческой литературе Кейнса зовут человеком, открывшим капитализму дорогу в двадцатый век.

Кейнсианская политика широко практиковалась после второй мировой войны. В результате в экономике наступило значительное оживление, уменьшилась глубина спадов, и сами спады стали реже, в значительной степени рассосалась безработица. Однако за эти годы в результате возросших государственных расходов, накопился значи­тельный бюджетный дефицит, а инфляция к концу шестидесятых годов превратилась из ползучей в галопирующую. Появились критики кейнсианских методов регулирования.

Кейнсианская теория

Кейнсианство – это экономическая теория общих расходов в экономике и их влияния на объем производства и инфляцию. Она была разработана британским экономистом Джоном Мейнардом Кейнсом в 1930-х годах в попытке понять Великую депрессию. Кейнс выступал за увеличение государственных расходов и снижение налогов , чтобы стимулировать спрос и вывести мировую экономику из депрессии.

Позже, кейнсианская модель стала использоваться для обозначения концепции, согласно которой можно достичь оптимальных экономических показателей и предотвратить экономический спад путем воздействия на совокупный спрос через экономическое вмешательство государства . Кейнсианство считается теорией спроса, которая фокусируется на краткосрочных изменениях в экономике.

Основные идеи кейнсианства следующие:

  • Кейнсианская теория фокусируется на использовании активной государственной политики для управления совокупным спросом с целью устранения или предотвращения экономических спадов.
  • Джон Мейнард Кейнс создал свою теорию в ответ на Великую депрессию и очень критично относился к классическим экономическим аргументам о том, что естественных экономических сил и стимулов будет достаточно, чтобы помочь экономике восстановиться.
  • Активная фискальная и денежно-кредитная политика являются основными инструментами, рекомендованными кейнсианскими экономистами для управления экономикой и борьбы с безработицей.

Кейнсианская революция

Кейнсианская модель экономики представляла собой новый взгляд на расходы, объем производства и инфляцию. Ранее, классическое экономическое мнение считало, что циклические колебания в сфере занятости и экономического производства будут скромными и саморегулирующимися .

Согласно классической теории, если совокупный спрос в экономике снизится, то возникшая в результате этого слабость производства приведет к снижению цен и заработной платы. Более низкий уровень инфляции и заработной платы побудил бы работодателей делать капиталовложения и нанимать больше людей, стимулируя занятость и восстанавливая экономический рост. Однако глубина и тяжесть Великой депрессии подвергли сомнению эту гипотезу.

Кейнс утверждал в своей книге «Общая теория занятости, процента и денег», что во время рецессии структурная жесткость и некоторые характеристики рыночной экономики усилят экономическую слабость и приведут к дальнейшему падению совокупного спроса .

Например, кейнсианская теория оспаривает мнение некоторых экономистов о том, что более низкая заработная плата может восстановить полную занятость, утверждая, что работодатели не будут нанимать работников для производства товаров, которые не могут быть проданы из-за слабого спроса.

Аналогичным образом, плохие условия ведения бизнеса могут привести к тому, что компании будут сокращать вложения, а не использовать более низкие цены для инвестиций в новые заводы и оборудование. Это также приведет к сокращению общих расходов и занятости.

В чем состоит суть кейнсианства?

Суть кейнсианства состоит в том, что если потребители не способны оживить совокупный спрос в масштабах экономики страны, это должно сделать государство.

Кейнсианскую модель макроэкономического равновесия иногда называют « экономикой депрессии », поскольку общая теория Кейнса была написана во времена глубокой депрессии не только на его родине в Великобритании, но и во всем мире. Знаменитая книга Кейнса 1936 года была основана на непосредственно наблюдаемых экономических явлениях, возникших во время Великой депрессии, которые не могли быть объяснены классической экономической теорией.

В классической экономической теории утверждается, что производство и цены в конечном счете вернутся к состоянию равновесия, но Великая депрессия, казалось, этому противоречила. Объем производства был низким, а безработица оставалась высокой. Великая депрессия заставила Кейнса по-иному взглянуть на природу экономики. Он создал применимую теорию, которая могла бы иметь последствия для общества в условиях экономического кризиса .

Кейнс отверг идею о том, что экономика вернется к естественному состоянию равновесия . Вместо этого он утверждал, что, как только по какой-либо причине наступит экономический спад, страх и уныние, которые он порождает среди предпринимателей и инвесторов, будут стремиться к самореализации и могут привести к длительному периоду депрессивной экономической активности и безработицы .

В ответ на это Кейнс выступил за антициклическую налогово-бюджетную политику , в рамках которой в периоды экономического кризиса правительство должно осуществлять дефицитные расходы , чтобы компенсировать сокращение инвестиций и увеличить потребительские расходы для стабилизации совокупного спроса.

Кейнсианский крест

Кейнсианский крест – это графическая модель центральных идей в общей теории Джона Кейнса. Кейнсианский крест отображает совокупный доход (помеченный как Y на горизонтальной оси) и запланированные общие расходы или совокупные расходы (помечен как AD на вертикальной оси).

На модели кейнсианского креста наклонная синяя линия представляет совокупные расходы на товары и услуги всех домохозяйств и фирм в зависимости от их дохода. Черная линия (45 градусов) представляет собой кривую совокупного предложения . Совокупные расходы и совокупный доход измеряются путем деления денежной стоимости всех товаров, произведенных в экономике в данном году, на индекс цен. Результат называется реальным валовым внутренним продуктом (ВВП).

Кейнсианский отрезок на кривой совокупного предложения является горизонтальным отрезком кривой совокупного предложения, на котором уровень цен остается постоянным, когда объем реального валового национального продукта (ВНП) менятется. На диаграмме равновесный уровень доходов и расходов определяется там, где кривая совокупного спроса пересекает линию 45 градусов.

Совокупная занятость определяется спросом на рабочую силу. Модель кейнсианского креста предполагает, что равновесие наступает при неполной занятости, и это предположение оправдано обращением к эмпирической связи между занятостью и ВВП, известной как закон Оукена.

Кейнсианская модель доходов и расходов

Джон Мейнард Кейнс сильно критиковал британское правительство того времени. Оно сократило расходы на социальное обеспечение и подняло налоги, чтобы сбалансировать национальный бюджет. Кейнс сказал, что это не будет стимулировать людей тратить свои деньги , тем самым оставляя экономику без стимулов и неспособной восстановиться и вернуться к успешному состоянию. Вместо этого он предложил правительству тратить больше денег , что повысило бы потребительский спрос в экономике. Это, в свою очередь, приведет к росту общей экономической активности, естественным результатом которой станет восстановление экономики и сокращение безработицы .

Кейнс также критиковал идею чрезмерных сбережений, если только они не были направлены на конкретные цели, такие как пенсии или образование. Он считал, что это опасно для экономики, потому что чем больше денег застаивается, тем меньше денег в экономике стимулирует рост. Это была еще одна из теорий Кейнса, направленных на предотвращение глубоких экономических депрессий.

И классические экономисты, и сторонники свободного рынка подвергли критике такой подход. Эти две философские школы утверждают, что рынок саморегулируется, и предприятия, реагирующие на экономические стимулы, неизбежно вернут его в состояние равновесия. С другой стороны, Кейнс, писавший в то время, когда мир был погружен в период глубокой экономической депрессии, не был столь оптимистичен в отношении естественного равновесия рынка. Он считал, что правительство находится в лучшем положении, чем рыночные силы, когда речь заходит о создании устойчивой экономики.

Кейнсианская функция потребления

Кейнсианская функция потребления описывает связь между потреблением и располагаемым доходом. Эта концепция была введена в макроэкономику Джоном Мейнардом Кейнсом в 1936 году, который использовал ее для разработки понятия мультипликатора государственных расходов.

Кейнсианский мультипликатор является одним из главных компонентов кейнсианской теории. Согласно теории фискального стимулирования Кейнса, государственные расходы в конечном итоге приводят к увеличению деловой активности и еще большим расходам . Кейнсианская модель экономического роста предполагает, что расходы увеличивают совокупный объем производства и генерируют больший доход. Если работники готовы тратить свой дополнительный доход, то результирующий рост валового внутреннего продукта (ВВП) может быть даже больше, чем первоначальная сумма стимулов.

Введение

Сущность, инструменты и цели БНП

Государственный бюджет – правительственный документ, в котором отражены планируемые расходы и доходы государства на финансовый год (в России совпадает с календарным).

Основную часть доходов государственного бюджета составляют налоговые поступления, пошлины и сборы. Среди основных статей расходов гос. бюджета государственные закупки товаров и услуг, государственные инвестиции, выплата трансфертов и субсидий частному сектору, обслуживание государственного долга. Разные компоненты доходов и расходов государственного бюджета оказывают неодинаковое влияние на экономику. Величина государственных доходов и расходов говорит о степени государственного вмешательства (путём сбора налогов, предоставления субсидий, осуществления государственных капиталовложений и т. д.) в деятельность частного сектора. Государственный бюджет сбалансирован, если государственные расходы равны доходам.

Если расходы превышают доходы, возникает бюджетный дефицит BD .

Фактический бюджетный дефицит BD * =G-(Ta+tY * ) может быть представлен в виде суммы структурного дефицита BD S и циклического дефицита BD C .

Структурный дефицит – разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости, то есть не зависящий от воздействия циклических колебаний. Такой бюджетный дефицит возникает как результат дискреционной бюджетно-налоговой политики правительства. BD S = G-(Ta+tY f )

Циклический дефицит возникает автоматически в результате циклических колебаний экономики. В период спада падает совокупный доход и возрастает безработица, это приводит к сокращению налоговых поступлений в бюджет и увеличению государственных трансфертов. BD C = BD * - BD S =t(Y f -Y * )

По величине бюджетного дефицита экономические агенты могут судить об устойчивости государственных финансов и проводимой фискальной политике.

В случае, если поступления в бюджет превышают расходы, говорят о бюджетном излишке или профиците BS.

Циклически сбалансированный бюджет не обязательно сводится с нулевым сальдо в отдельные годы, но сбалансирован по итогам экономического цикла, так что дефициты. Возникающие в периоды спада, компенсируются бюджетными излишками в периоды подъёма экономики.

Путем изменения основных статей государственного бюджета государство осуществляет бюджетно-налоговую политику. Бюджетно-налоговая политика располагает количественными инструментами: величиной государственных расходов на закупку товаров и услуг, величиной и типом налогообложения, трансфертов. Цель .

Итак, бюджетно-налоговая или фискальная политика – политика манипулирования доходами и расходами государственного бюджета с целью достижения макроэкономического равновесия на уровне полной занятости ресурсов и долгосрочного экономического роста.

Виды БНП

· По ?направлению воздействия на совокупный выпуск? бюджетно-налоговая политика подразделяется на стимулирующую и сдерживающую.

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (или фискальная экспансия) проводится в период циклического спада и направлена на стимулирование повышения совокупного выпуска. Это предполагает увеличение государственных расходов (G), сокращение налогов (T) или комбинирование этих мер.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) проводится в период «перегрева» экономики и направлена на снижение совокупного выпуска. Она подразумевает снижение государственных расходов (G), повышение налогов (T) или одновременное использование этих мер.

· Бюджетно-налоговая политика бывает дискреционной и недискреционной.

Дискреционной называется политика, проводимая по специальному решению правительства. Если она осуществляется с использованием государственных расходов и налогов одновременно, то такая политика называется комбинированной.

Недискреционная политика основана на действии встроенных стабилизаторов, обеспечивающих автоматическое (без специальных мер со стороны правительства) сглаживание циклических колебаний совокупного выпуска и занятости.

К встроенным стабилизаторам относятся система пособий по безработице, подоходное налогообложение,

· Различают также активную и пассивную макроэкономическую политику. Представители различных экономических школ ведут давний спор о преимуществах и недостатках этих альтернативных подходов.

· Кроме того, правительство может выбирать между “политикой твёрдого курса” (“игрой по правилам”) и политикой“свободы действий”.

Проводя “политику твёрдого курса”, правительство или ЦБ заранее объявляет “правила игры”, то есть конкретные меры, которые могут быть предприняты в той или иной ситуации, и впоследствии не отклоняется от выбранного курса независимо от сложившейся в экономике ситуации.

Если правительство или ЦБ ориентируется на сложившуюся ситуацию, и определяют план действий в каждом конкретном случае, такая непоследовательная политика называется политикой “свободы действий”.

Бюджетно-налоговая политика в краткосрочном периоде

Бюджетно-налоговая политика изначально воздействует на совокупный спрос ?на товары и услуги? , изменяя его величину либо напрямую (через изменение величины государственных расходов G), либо косвенно (влияя на располагаемый доход домохозяйств и следовательно на потребительские расходы путем ?изменения налогообложения?). Правительство может изменять также структуру совокупного спроса, например, финансируя бюджетный дефицит за счет выпуска гос.облигаций.

. рост совокупного спроса ведет к росту совокупного выпуска и уровня цен. В какой степени вырастут выпуск и цены зависит, в свою очередь, от того, в какой фазе экономического цикла находится экономика. В случае рецессии, когда не задействована существенная часть ?производственных мощностей и рабочей силы? , рост спроса поспособствует в большей мере росту выпуска, чем цен, если же экономика находилась в состоянии поной занятости, то напротив, политика окажет больше влияния на уровень цен, чем на совокупный выпуск.

Бюджетно-налоговая политика в модели Кейнсианского креста

Дискреционная политика. Эффект мультипликатора

Кейнсианское направление зародилось в эпоху Великой Депрессии как ответ на состояние глубокого кризиса в экономике. Естественным образом в условиях кризиса наибольшее внимание отводится краткосрочному периоду. С точки зрения кейнсианской теории экономика не обладает свойством внутренней устойчивости, так как цены и заработная плата, будучи закреплёнными в контрактах и договорах, негибки и медленно приспосабливаются к изменениям. В экономике нет механизмов саморегуляции, и в отсутствие внешнего вмешательства экономика может длительное время находиться в состоянии неполной занятости.

Таким образом модель Креста Кейнса (как и прочие кейнсианские модели) рассчитана на краткосрочный макроэкономический анализ и предполагает фиксированный уровень цен.

Рассмотрим проведение стимулирующей бюджетно-налоговой политики. Она подразумевает повышение величины государственных расходов (в целях упрощения под ними понимаются расходы на закупку товаров и услуг) (G), снижение величины налогов (T), (повышение величины трансфертов (TRF)).

Пусть экономика переживает циклический спад (Y 0) кривая совокупного спроса смещается вверх, при этом величина эффективного спроса растет. Равновесие перемещается из точки ? в точку ?. На возросший спрос фирмы реагируют увеличением выпуска и спроса на труд, при этом понижается ставка заработной платы.

Совокупный выпуск и реальный доход в конечном итоге выросли на величину, большую, чем ∆G. Это произошло из-за так называемого эффекта мультипликатора.

Он объясняется тем, что в экономике расходы одних экономических агентов являются доходами других. Первоначальное увеличение государственных закупок товаров и услуг ∆G>0 непосредственно увеличивает совокупный спрос (планируемые расходы) на величину ∆G. На такую же величину возрастает совокупное предложение и, следовательно, совокупный доход (∆Y0=∆G). Это влечет за собой рост потребительских расходов на величину ∆Y1= MPC×∆Y0= MPC×∆G. Это означает рост на ту же самую величину планируемых расходов, тогда возрастает совокупный доход, отчего возрастает потребление, теперь на величину ∆Y2=MPC× MPC×∆Y0=MPC 2 ×∆G и так далее. ∆Yn=MPC n ×∆G

Обобщенно итоговое приращение совокупного дохода можно записать как ∆Y=∆Y0+∆Y1+…+∆Yn=∆G+ MPC×∆G+…+ MPC^n×∆G=

Следовательно, мультипликатор государственных расходов равен mG= = =

Он показывает, во сколько раз конечный прирост совокупного выпуска превысил исходный прирост государственных расходов.


Так как всегда MPC 1.

Величину мультипликатора можно поучить иначе, используя уравнение равновесия на товарном рынке

Откуда Y= ×(Ca+I+G)+ ×T

Легко заметить, что такой же мультипликативный эффект окажет изменение любого из автономных расходов Са, I, G.

Поэтому мультипликатор mа= = = можно называть мультипликатором автономных расходов.

Прирост совокупного выпуска, вызванный изменением величины автономных (не зависящих от величины дохода) налогов равен

Тогда мультипликатор автономных налогов равен

mT= = = Знак “-“ здесь означает, что изменения совокупного выпуска и автономных налогов разнонаправленны, то есть выпуск увеличивается при сокращении налогов. Так как MPS

Читайте также: