Налог на имущество скважина нефтяная

Опубликовано: 14.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 8 июня 2012 г. N 03-05-05-01/31 Об исчислении налога на имущество организаций в отношении нефтяной скважины

Вопрос: 1. Является ли объектом налогообложения налогом на имущество организаций стоимость объекта незавершенного строительства (нефтяная скважина), которая с 27 сентября 2010 года вовлечена в производственный процесс по добыче нефти, но документы по принятию объекта в состав основных средств и государственная регистрация прав собственности на нее оформлялись позже - в 2011 году?

2. С какой даты построенную силами подрядной организации нефтяную скважину следует Обществу учесть на бухгалтерском счете 01 "Основные средства", если:

- 27 сентября 2010 года - нефтяная скважина дала первую нефть, что нашло свое отражение в налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за сентябрь 2010 года;

- 24 декабря 2010 года - Общество и подрядчик подписали Акт приемки законченного строительством объекта (форма N КС-11). В Акте поименованы шесть нефтяных скважин, в том числе данная нефтяная скважина. Причина подписания одного Акта по форме N КС-11 сразу на шесть скважин заключается в том, что в соответствии с условиями договора на строительство шести скважин Управление по недропользованию по Ненецкому автономному округу выдало единое разрешение на строительство куста скважин, состоящего из шести нефтяных скважин;

- 1 января 2011 года - оформлен акт о приеме-передаче сооружения (форма N ОС-1А). Нефтяная скважина списана с бухгалтерского счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" на бухгалтерский счет 01 "Основные средства";

- 13 апреля 2011 года - Управление по недропользованию выдало разрешение на ввод всех шести нефтяных скважин в эксплуатацию;

- 24 июня 2011 года - документация по шести скважинам передана на государственную регистрацию права на объект недвижимого имущества;

- 19 июля 2011 года - дата выдачи свидетельства о государственной регистрации права нефтяной скважины?

3. С какого месяца, применительно к случаю, изложенному выше, следует приступить к начислению амортизации по нефтяной скважине для целей:

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ООО по вопросу исчисления налога на имущество организаций и сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н, в Минфине России не рассматриваются по существу обращения по практике применения нормативных правовых актов министерства, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Одновременно сообщается, что пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01", утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств при одновременном выполнении условий, установленных пунктом 4 ПБУ 6/01, то есть когда объект приведен в состояние, пригодное для использования в деятельности организации.

Следует также учитывать, что пункт 4 ПБУ 6/01 не содержит условия о необходимости фактической эксплуатации объекта. Кроме того, в соответствии с пунктом 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, по объектам недвижимости, по которым закончены капитальные вложения, амортизация начисляется в общем порядке с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету. Объекты недвижимости, права собственности на которые не зарегистрированы в установленном законодательством порядке, принимаются к бухгалтерскому учету в качестве основных средств с выделением на отдельном субсчете к счету учета основных средств.

В соответствии с пунктом 1 статьи 256 Кодекса амортизируемым имуществом в целях главы 25 Кодекса признаются имущество, результаты интеллектуальной собственности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 Кодекса), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 рублей.

Согласно пункту 11 статьи 258 Кодекса основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав.

Начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию (пункт 4 статьи 259 Кодекса).

Таким образом, для начала начисления амортизации по основному средству, права на которое подлежат государственной регистрации, необходимо выполнение двух условий: включение данного основного средства в амортизационную группу (наличие документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав), а также его ввод в эксплуатацию.

Заместитель директора Департамента С.В. Разгулин

Обзор документа

Согласно НК РФ налогом на имущество облагается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств.

По правилам бюджетного учета актив принимается организацией к бухучету в качестве основных средств, когда объект приведен в состояние, пригодное для использования в деятельности организации.

По объектам недвижимости, по которым закончены капитальные вложения, амортизация начисляется в общем порядке с 1 числа месяца, следующего за тем, в котором объект был принят к бухучету.

Недвижимость, право собственности на которую не зарегистрировано, учитывается на отдельном субсчете.

Амортизируемым признается имущество, срок полезного использования которого более 12 месяцев и первоначальная стоимость превышает 40 тыс. руб.

Амортизация основного средства, права на которое подлежат госрегистрации, начинается с 1 числа месяца, следующего за тем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию (но не ранее 1 числа месяца, следующего за тем, в котором получено документальное подтверждение факта подачи документов на регистрацию).

Таким образом, для начала начисления амортизации по основному средству, права на которое подлежат госрегистрации, необходимо выполнить следующие условия. Включить данное основное средство в амортизационную группу (документально подтвердить факт подачи документов на регистрацию указанных прав). Кроме того, необходимо ввести его в эксплуатацию.

Заместитель министра финансов Илья Трунин в январе 2019 г. поделился грядущими изменениями в гражданское законодательство, касающимися признания всех без исключения добывающих скважин объектами недвижимого имущества. В частности, Трунин пояснил: «Минэкономразвития предлагает законодательно закрепить, что все добывающие скважины независимо от того, когда они поставлены на учет и как оформлены, являются объектами недвижимого имущества и в соответствии с Налоговым кодексом должны быть включены в налоговую базу».

Текст законопроекта, о котором заявил замминистра финансов, еще не опубликован. В этой связи нет окончательного понимания, что конкретно планируется обложить налогом — непосредственно скважины или оборудование, которым добывают нефть, и всю инфраструктуру, которая задействована при разработке нефтяных месторождений. Впрочем, этот недостаток информации не мешает предположить, что дополнительный налог негативно отразится на нефтегазовой отрасли.

«В силу непростой ситуации в стране правительство старается максимально пополнять резервы для противостояния внешним геополитическим факторам, а также ускорить темпы развития экономики. Налог на нефтегазовые скважины ляжет дополнительной нагрузкой на плечи нефтяников. При этом возрастет себестоимость добываемой нефти и газа», — комментирует Гайдар Гасанов, эксперт «Международного финансового центра».

По мнению Гасанова, такая позиция вступает в противоречие с существующей налоговой нагрузкой НДПИ.

Необходимо понимать, что пополнение бюджета зависит не от объемов добычи нефти, а от экономических показателей месторождений. При введении налога на нефтяные скважины правительству следует учесть, что снизится стимул в развитии и поиске новых месторождений. Вред также может быть нанесен обнаружению нетрадиционных месторождений.

«Но самое важное, что налог будет взиматься, невзирая на то, рентабельна скважина или нет, а потому он негативно отразится на всей отрасли», — убежден эксперт.

Денис Лисицын, ведущий экономист компании «ФинИст», отмечает, что нефтяная скважина нефтяной скважине рознь.

Это может быть просто насосное оборудование, качающее нефть, а может быть нефтяная платформа размером с 20 баскетбольных полей и определенной инфраструктурой, обеспечивающей быт нефтяников, работающих вахтовым методом.

Если рассматривать только скважины, то среди них есть законсервированные и брошенные, которые больше никогда не будут использоваться. Есть также разведывательные скважины, но все они находятся на балансе разных нефтяных компаний. Есть еще газовые скважины, что будет с ними — тоже неясно. Пока непонятно, какая ставка налога будет применена и как будет осуществляться оценка.

«Нефтяные компании уже платят налог на добычу полезных ископаемых и платежи за пользование недрами. Поэтому, конечно, дополнительный налог будет включен в себестоимость добычи и это отразится на конечном потребителе», — убежден Лисицын.

Как отмечает Тамара Сафонова, доцент кафедры международной коммерции Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС, нефтяная отрасль России находится под устойчивым налоговым давлением. Оно включает как гибкое налогообложение в соответствии с конъюнктурой нефтяных цен, так и фиксированные налоги, что в конечном счете формирует статус отрасли как бюджетообразующей.

«Усиление налогового давления может оказать негативное влияние на инвестиции в нефтедобычу. Прогноз дальнейшего роста и поддержки уровня нефтедобычи в России напрямую зависит от инвестиционной активности как в части разработки труднодоступных месторождений, так и увеличения КИН действующих месторождений», — говорит Сафонова.

По мнению Павла Зюкова, старшего партнера, руководителя налоговой практики юридической компании Coleman Legal Services, указанные изменения назрели в связи с тем, что с 2019 г. движимое имущество перестало быть объектом налогообложения по налогу на имущество организаций. При этом некоторые нефтяные компании до сих пор учитывают нефтяные скважины как движимое имущество, поскольку прямое указание об отнесении нефтяных скважин к недвижимому имуществу в законодательстве отсутствует.

Между тем, отмечает эксперт, по мнению законодателей, нефтяные скважины тесно связаны с землей и не могут быть перенесены без существенного для них ущерба, в силу чего подпадают под понятие недвижимого имущества, закрепленное в п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ.

Зюков считает, что законопроект вряд ли затронет в большей степени мелкие и средние нефтяные компании, которые в целях оптимизации учитывают нефтяные скважины в качестве оборудования. Он также не затронет и крупнейшие нефтяные компании, поскольку они в большинстве своем учитывают нефтяные скважины в качестве недвижимого имущества.

«Тем не менее признание нефтяных скважин в качестве недвижимого имущества может повлечь риски такой квалификации иного технологичного оборудования, используемого для добычи нефти.

При этом налоговые органы в качестве обоснования для его отнесения к недвижимому имуществу будут ссылаться по аналогии на нефтяные скважины»,

В целом, отмечает эксперт, факт исключения движимого имущества из объектов налогообложения по налогу на имущество организаций породит немало споров по переквалификации того или иного имущества, учитываемого налогоплательщиками в качестве движимого, в недвижимое. В свою очередь, государство, безусловно, рассчитывает получить немалое пополнение бюджетных средств за счет введения названного налога.

По состоянию на начало 2018 г. эксплуатационный фонд нефтедобывающих скважин в России составил 175 тыс. единиц. По другим оценкам, всего в России насчитывается около 250 тыс. нефтяных скважин — в период приватизации скважины передавались частным компаниям без должного учета.

Для предприятий нефтегаза.

Проведя налоговую проверку, налоговая инспекция посчитала, что налогоплательщик неправомерно не включил в налоговую базу по налогу на имущество затраты на поисковое бурение скважин. По мнению налогового органа, такие скважины относятся к основным средствам и подлежат обложению налогом на имущество, в связи с чем налогоплательщику доначислен налог на имущество и соответствующие пени. Кроме того налогоплательщик был привлечен к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ.

Налоговый орган вынес неправомерное решение. В соответствии со ст. 374 НК РФ объектом обложения по налогу на имущество признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Согласно ПБУ 6/01 "Учет основных средств" и Методическим указаниям по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.10.2003 г. N 91н, для принятия к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:

  • использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
  • использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
  • организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;
  • способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Поисковые скважины не отвечают установленным ст. 374 НК РФ, ПБУ 6/01 "Учет основных средств", Методическим указаниям по бухгалтерскому учету основных средств, критериям для отнесения к основным средствам, поскольку не предназначены для использования при производстве продукции (добычи нефти и газа), учитывая, что их задачей является получение информации о наличии либо отсутствии нефтегазоносных комплексов на участке, которое осуществляется в процессе ее бурения (строительства).

В отношении поисковой скважины не может быть определен момент ввода ее в эксплуатацию, поскольку свою функцию по сбору информации скважина выполняет в ходе буровых работ, а в момент завершения бурения скважина считается выполнившей свое назначение и в дальнейшем не эксплуатируется.

Поисковая скважина не предназначена для добычи нефти и газа и не может использоваться как эксплуатационная (добычная) скважина. Чтобы перевести скважину из поисковых в состав эксплуатационных помимо ее переустройства и дооборудования, необходимо получить лицензию на добычу полезных ископаемых, провести разведку месторождения и разработать проект эксплуатации месторождения:

Семь самых интересных решений, опубликованных на сайте рассылки за последние 30 дней:

    Постановление ФАС СЗО от 26.10.2007 № А05-5973/2007| загрузка: 619
    Отклоняя ссылку налогового органа на то, что арендуемое предпринимателем торговое место является частью торгового зала магазина, относящегося к объектам стационарной торговой сети, суд указал, что при налогообложении конкретного налогоплательщика могут приниматься во внимание только признаки объекта розничной торговли, принадлежащего этому налогоплательщику, а из инвентаризационных и правоустанавливающих документов (договора субаренды, акта приема-передачи) следует, что предприниматель арендовал часть площади торгового зала магазина, представляющую собой торговое место.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 14 декабря 2007 г. № 16455/07| загрузка: 514
Судьи ВАС отказали в передаче дела, разрешенного с очевидной ошибкой, в Президиум, поскольку арбитражная практика по спорному вопросу сформировалась на уровне Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации после того, как было принято обжалуемое судебное решение.

Определение ВАС РФ от 22.10.2007 № 5831/07| загрузка: 458
Суд сделал вывод о недостоверности сведений, содержащихся в счетах-фактурах, которые подписаны от имени директора и бухгалтера поставщика неизвестным лицом, при том что сам поставщик по адресу, указанному в регистрационных документах, фактически не располагается. Кроме того, из документов, которыми располагал налогоплательщик, следует, что организация-поставщик образована с уставным капиталом в 10 тыс. руб. за 2 месяца до заключения с ней договора. Договор на поставку оборудования многомиллионной стоимости доставлен налогоплательщику курьером. При таких обстоятельствах нельзя согласиться с доводами налогоплательщика о его должной осмотрительности при выборе партнера по бизнесу.

Постановление ФАС МО от 24.09.2007 № КА-А40/9418-07| загрузка: 340
Для применения при налогообложении дивидендов ставки 5 процентов, предусмотренной Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Кипр от 05.12.1998 «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал», необходимо, чтобы лицо, имеющее фактическое право на дивиденды, прямо вложило в капитал российской компании сумму, эквивалентную не менее 100 тыс. долларов США. При этом вложение возможно как при первоначальном инвестировании (внесение в уставный капитал создаваемой организации или покупка акций при эмиссии), так и при приобретении акций и долей у предыдущих владельцев (вторичный рынок). Поскольку ни Соглашение, ни официальные разъяснения компетентных органов не содержат условия о том, что для применения подп. «а» п. 2 ст. 10 Соглашения необходимо увеличивать уставный капитал российской организации, общество (уставный капитал которого составляет 10 тыс. руб.) правомерно удерживало налог по ставке 5 процентов при выплате дивидендов кипрской компании, которая приобрела у бывшего участника общества долю в размере 76 процентов уставного капитала общества (номинальной стоимостью 7600 руб.) за сумму, превышающую 100 тыс. долларов США.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 17 января 2008 г. № 1-П| загрузка: 339
Конституционный Суд считает, что устройство Высшего Арбитражного Суда как судебной инстанции вполне соответствует положениям КС и заветам Европейского Суда по правам человека.

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа №А19-1695/07-50-Ф02-5778/2007 от 31.08.2007| загрузка: 317
В соответствии с Постановлением КС РФ от 14.07.2005 № 9-П течение срока давности привлечения к налоговой ответственности (ст. 113 НК РФ) прекращается с момента оформления акта налоговой проверки. Однако Федеральным законом от 27.07.2007 № 137-ФЗ в п. 1 ст. 113 НК РФ была введена норма, подтверждающая позицию, высказанную в п. 36 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5: трехлетний срок давности рассчитывается до момента вынесения решения о привлечении к ответственности. Таким образом, в ст. 113 НК РФ внесено уточнение, установившее момент окончания течения срока давности привлечения к ответственности, в то время как в редакции ст. 113 НК РФ, действовавшей до 01.01.2007, данный вопрос урегулирован не был.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 26 декабря 2007 г. № 17521/07| загрузка: 277
При покупке товара у доверительного управляющего НДС может быть возмещен, даже если в счете-фактуре в качестве продавца указан не собственник товара, а доверительный управляющий.


Авторы: Миляков Н. В.
Издательство: ИНФРА-М
Год издания: 2008, страниц: 520
ISBN: 978-5-16-003256-6

В учебнике излагаются темы курса "Налоги и налогообложение", предусмотренные государственным общеобразовательным стандартом высшего профессионального образования. Подробно рассматриваются общетеоретические вопросы налогов и налогообложения. Вместе с



Специальное новогоднее предложение: годовая подписка на журнал "Обзор арбитражной налоговой практики" + "Обзор арбитражной налоговой практики ONLINE" по суперцене.

Обзор арбитражной налоговой практики - уникальный ежемесячный журнал, который состоит из коротких резюме судебных актов по вопросам налогообложения. Журнал позволяет быстро найти ответ на сложнейшие вопросы налогообложения. Обзор арбитражной налоговой практики ONLINE - это все журналы, вышедшие с 2002 года, в одной базе, снабженной системой поиска.

Использование материалов рассылки возможно только с разрешения авторов. Авторами материалов настоящей рассылки являются специалисты юридической компании "Налоговая помощь".

Если Вы хотите предложить свой материал для рассылки или у Вас есть какие-либо предложения о сотрудничестве, то пишите.

Мы являемся не только авторами самой популярной налоговой рассылки "Как не платить лишние налоги?!", но и ведем вторую по популярности налоговую почтовую рассылку в Рунете. Ее название - "Налоговые новости и аналитика от TaxHelp.RU" - говорит само за себя. Также мы выпускаем рассылку "Налоговые байки". Примечательно, что автором "Налоговых баек" может стать любой желающий.

Если вы не подписались на наши налоговые рассылки, то сделайте это прямо сейчас. Для тех, кто не в курсе, все это абсолютно бесплатно.

Скважина - это недвижимость?!

Пока еще мало представителей юридических лиц всерьез задумываются над тем, что скважина для добычи подземных вод является объектом недвижимости. В рамках этой статьи рассмотрим общие замечания по данному вопросу.

Скважина на воду – это объект недвижимости? Нужно ли регистрировать водозаборную скважину и ставить на кадастровый учет?

Вопрос лицензирования скважин на воду неизбежно сопряжен с целым рядом иных процедур. В том числе клиенты часто задают вопрос о том является ли скважина для добычи воды объектом недвижимости и нужно ли ее регистрировать. В этой публикации попробуем дать обоснованный ответ на эти вопросы.

Рекомендуем изучить аналитику по судебным искам связанным с лицензиями на скважины:

Примечание. Обращаем внимание, что данная статья в первую очередь рассматривает скважины, сооруженные для добычи воды для нужд централизованного водоснабжения или для снабжения водой промышленных предприятий. Рассуждения, приведенные в публикации, могут быть распространены на частные водозаборные сооружения, но с существенными оговорками.

В первую очередь давайте разберемся в том, зачем вообще рассматривать водяную скважину как объект недвижимости. Этот вопрос возникает в двух случаях:

  • Если необходимо продать или сдать в аренду скважинный водозабор;
  • Если необходимо решить вопрос о платежах связанных с сооружением для добычи подземных вод.

В этих случаях вопрос регистрации водозаборного сооружения в качестве объекта недвижимости встает однозначно.

Есть еще ситуации, которые предполагают необходимость указания в кадастровой палате не только данных о скважинах, но и информации об объектах неразрывно связанных с водозаборными сооружениями (водонапорные башни, зоны санитарной охраны, павильоны над скважинами и т.п.). Например, данные о зоне санитарной охраны целесообразно внести в кадастр недвижимой собственности с целью соблюдения особого статуса данной территории. Дело в том, что и рядом с СЗО, и тем более в границах 1, 2 и 3 поясов ЗСО есть существенные ограничения на хозяйственную деятельность, строительные работы и размещение опасных объектов.

Является ли скважина на воду объектом недвижимости?

Давайте посмотрим, что является объектом недвижимости по гражданскому кодексу. В статье 130 к недвижимым вещам причисляются объекты, которые нельзя перенести без причинения существенного ущерба их назначению. Точный текст определения смотрите на изображении ниже:

С учетом этого определения Гражданского кодекса РФ скважина может быть отнесена к объектам недвижимости.

Нужна ли государственная регистрация скважины как объекта недвижимости?

Согласно статьи 131 Гражданского кодекса права связанные с объектом недвижимости подлежат регистрации в государственном реестре. Цитату из кодекса читайте ниже:

Соответственно скважина, как и другие объекты недвижимости должна проходить процедуру регистрации.

Какие платежи связаны со скважиной, как с объектом недвижимости?

Очевидно, что скважинный водозабор, являясь объектом недвижимого имущества оказывается одновременно и объектом налогообложения.

Примечание. При изучении этого вопроса нашим специалистам удалось найти интересную справку подготовленную на сайте КонсультантПлюс. В этом документе детально рассматривается вопрос необходимости уплаты налогов на имущество в отношении зарегистрированной водяной скважины применительно к садовому некоммерческому товариществу. В справке получен весьма интересный вывод, что налоговые платежи в виде налога на имущество в отношении общей скважины в СНТ должны оплачиваться не самим садовым товариществом, а его членами.

Правда справка в основном ссылается на прекративший действие Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". Мы попросили наших юристов изучить данный документ в свете нового закона о садовых некоммерческих товариществах. Результаты анализа опубликуем на нашем сайте в следующих публикациях.

Если ваше СНТ владеет скважиной, то эти статьи могут быть полезны:

Как зарегистрировать скважину на воду в качестве объекта недвижимости?

Мы пытались получить ответ на этот вопрос в интернете, у специалистов по регистрации прав собственности. Но, увы, четкого ответа на момент создания статьи не получили.

Видимо по вопросам регистрации прав собственности на водозаборные скважины обращаются не так часто. Оказалось, найти специалистов для решения этой задачи не просто. Попросим наших специалистов подготовить подробную справку по данному вопросу.

В рамках статьи мы выяснили, что водозаборный скважины и объекты, связанные с ними являются недвижимыми вещами по Гражданском кодексу и права связанные с этими объектами подлежат регистрации. Кроме этого разобрались в практической целесообразности регистрирования водяной скважины в качестве объекта недвижимости.

Налог на скважину: во что выльется дачникам полив грядок

31 декабря 2019 года в России истекают сроки так называемой «водной амнистии». Уже с января 2020 года плательщиками налога на забор воды из скважин станут садоводы и огородники. Кого еще заставят заплатить за скважину? Где узнать размер налоговой ставки? Кто будет пользоваться бесплатно? Подробности в нашем материале.

Почему решили ввести «налог на воду»


Позиция законодателя такова: недра, в том числе и подземные воды, являются народным достоянием. Следовательно, недропользователь обязан компенсировать расходование «достояния» отчислениями в бюджет.

Вроде бы все логично. Федеральный закон «О недрах» действует в России с 1992 года. Налог платят все, кто использует техническую воду в промышленных масштабах, арендует озера и морские порты, ставит гидроэлектростанции, готовит бутилированную воду на продажу и т.п.

Юридические лица и ранее были обязаны получать лицензию на бурение и эксплуатацию скважин в трех случаях: если вода шла на продажу; если объем водозабора составлял более 100 кубометров в сутки; если забор воды осуществлялся с глубины более 40 метров.

Определенный законом круг плательщиков и порядок налогообложения сохранялся вплоть до конца 2015 года. В 2016 году в Правительстве РФ задумались о налогообложении садовых товариществ и частного сектора. Ведь там тоже используют артезианскую воду в качестве питьевой и для полива. Однако под давлением общественности горькую пилюлю решили «подсластить». Была объявлена так называемая «водная амнистия» для владельцев скважин, которые все еще не получили до 2016 года официального разрешения на водопользование и качали воду без оформления лицензии.

В 2019 году вступил в силу закон о садоводстве и огородничестве. Скважины, находящиеся в коллективном пользовании, подлежат лицензированию, учету потребляемой воды и налогообложению.

Какими законами и подзаконными Актами регулируется налог на воду

  • Налоговый кодекс РФ от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 01.05.2019)
  • Закон о садоводстве и огородничестве от 20.07.2017 №217-ФЗ
  • Правила охраны подземных вод, утвержденные Постановлением Правительства РФ №94 от 11.02.2016 г.

Правила «водной амнистии»

Гражданам, не оформившим скважины, дали три года на оформление разрешительных документов без проведения дорогостоящих процедур – с 2016 по 2019 год включительно.

В ходе «водной амнистии» владельцев освободили от оплаты госпошлины в размере 7500 рублей за оформление лицензионного соглашения.

Избавили от необходимости заказывать геологоразведочные работы и проходить процедуру госэкспертизы запаса подземных вод.

Под «упрощенку» попали действующие скважины, оформленные гражданами и дачными товариществами ранее или в льготный трехлетний период.

Однако начиная с 2020 года бесплатный порядок оформления перестанет действовать, а за нарушение правил недропользования станут серьезно штрафовать.

Водозабор, не оформленный по всем правилам, использовать запретят. У граждан осталось еще немного времени на подачу заявки и оформление разрешения на водозабор по упрощенной схеме.

Теперь давайте разберемся, кому следует оформить разрешительные документы и в дальнейшем платить налог на воду. А кому можно об этом не беспокоиться.

Налогом облагаются скважины, если:

  • водопользование осуществляется в целях получения коммерческой выгоды; слой, питающий частную скважину,
  • является объектом водозабора для центрального водоснабжения; водозабор происходит с артезианского горизонта;
  • ресурсы в подземном водном объекте учтены Государственным балансом запасов полезных ископаемых, к которым относятся питьевые, лечебные минеральные, теплоэнергетические, промышленные и технические воды;
  • расход воды превышает 100 м³ в сутки. Как раз в эту категорию плательщиков могут попасть садоводческие и огороднические хозяйства. Речь о скважинах, которые находятся в коллективном пользовании всех членов садоводства или дачного товарищества, и вода из них поступает на все участки.

Налогом не облагаются скважины

  • Если эксплуатация скважины не требует получения лицензии. То есть вода используется с так называемого «верховодка» (до 20 метров глубины) и для личных целей – своего дома и огорода. Кроме того, расход не превышает 100 кубометров в сутки.
  • Если расход воды идет на тушение пожаров и ликвидацию последствий стихийных бедствий. Если вода используется для орошения сельхозугодий, водопоя животных и птиц.
  • Если вода используется для оборонных мероприятий и в целях охраны безопасности страны.

Скважина скважине рознь


Вряд ли владелец домика в деревне, который решил пробурить скважину для питья и полива огорода, знает, на какой глубине расположен тот самый облагаемый налогом водоносный горизонт. Обычные колодцы сооружают глубиной до пяти метров.

Под лицензирование и налогообложение они не попадают. Грунтовые воды водоразборных колонок расположены приблизительно на глубине от шести до 20 метров. Тоже остаются бесплатными. Но для того, чтобы стопроцентно знать, что вы не получите штраф от надзорных органов и не обязаны платить налоги, нужно определить гидрогеологические характеристики участка.

Самостоятельно это сделать невозможно. В этом вся соль! Получается, прежде чем приступить к бурению скважины на загородном участке, необходимо провести ряд согласований. От вас потребуют получения технического паспорта, понадобится проектная документация на бурение, получение разрешения и лицензии.

Для этого необходимо будет познакомиться с такими организациями, как региональное управление Федерального агентства водных ресурсов, Росприроднадзор и местный филиал Министерства природных ресурсов.

Если скважина не признана артезианской, пейте воду на здоровье. Если все же признана артезианской, готовьтесь поставить на нее водосчетчик и снимать показания расхода воды. А также платить налог.

Налог на артезианскую скважину в частном доме варьируется в зависимости от потребления ресурса и территориального расположения владений.

В какую сумму выльется налог

Каждая скважина должна быть оборудована водосчетчиком. Проверять расход воды предписано органам Росприроднадзора.

Мониторинг состояния подземных вод контролируется природоохранной прокуратурой. Плательщики водного налога обязаны ежеквартально отчитываться о расходе ресурса и сдавать декларацию в инспекцию ФНС. Форма документа утверждена приказом ФНС от 09.11.2015 №ММВ-7-3/497.

Правилам расчета водного налога посвящена отдельная глава 25.2 НК РФ. Статьей 333.12 устанавливаются ставки водного налога.

Таблица базовых тарифов дифференцирована по видам водопользования и с учетом географии. ВНИМАНИЕ! Если забор воды происходит в размере, превышающем установленные лимиты водопользования, то тариф увеличивается в 5 раз.

Тариф пересматривается ежегодно. В 2019 году он составляет 141 рубль за одну тысячу кубических метров воды.

Ежегодно происходит индексация базовой ставки, установленной на водный налог: коэффициент 2019 года установлен в размере 1,75. Оплачивается фискальный сбор по месту нахождения объекта налогообложения. Как для любого налогового платежа, для плательщиков установлена соответствующая отчетность.

Предоставлять декларацию необходимо ежеквартально по месту нахождения объекта не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Читайте также: