Налоговая политика является косвенной мерой регулирования рынка труда

Опубликовано: 14.05.2024

Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы одновременно являются мерами общеэкономического регулирования и воздействия на динамику занятости и безработицы через конъюнктуру в стране. Таким образом, современное государственное регулирование рынка труда представляет собой комплекс экономических, административных, законодательных, организационных и иных мер. [c.309]


Перечисленные направления не исчерпывают всех мер воздействия государства на рынок труда. Наряду с ними существует комплекс мер косвенного регулирования рынка рабочей силы налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика правительства. Кроме того, немалое влияние на рынок труда оказывает и законодательство — о социальном обеспечении, о трудовых отношениях, о равных гражданских правах и т. п. В США, например, большая часть такого рода законов была принята в 30- [c.144]

Как видно, все глобальные проблемы прямо или косвенно влияют на хозяйственную деятельность людей и, следовательно, на национальную и мировую экономику. Так, решение проблемы войны и мира связано с регулированием деятельности военно-промышленного комплекса как одного из секторов экономики промыш-ленно развитых стран мира, а также с изменением конъюнктуры на мировом рынке вооружений устранение голода, эпидемий, нищеты и неграмотности влечет за собой изменение качественных и количественных параметров трудовых ресурсов, а значит, и совокупного спроса в ряде стран, что сказывается на характере международной миграции рабочей силы решение экологических проблем определяет размеры и характер национального производства и его объемы. На практике любая глобальная проблема имеет свой экономический аспект. [c.224]


МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА — способы воздействия государства на рынок труда различают два основных типа воздействия — прямое и косвенное. Прямое воздействие носит регулирующий и корректирующий характер и заключается в организации общественных работ, стимулировании создания новых рабочих мест, развитии системы производственного обучения и переподготовки, стимулировании или, наоборот, сдерживании развития производства в тех или иных регионах, регламентации продолжительности рабочего дня, недели, месяца, международной миграции трудовых ресурсов, организации сезонных работ. Косвенное воздействие на рынок труда заключается в изменении хозяйствования, в сторону стимулирования или торможения экон. процессов. Сюда можно отнести налоговую, кредитно-денежную политики, госзакупки, политику в области амортизации основных фондов, стимулирование научных исследований, опытно-конструкторских разработок, бюджетное субсидирование ряда отраслей. Если прямое воздействие оказывает влияние в основном на предложение труда, то косвенное — на спрос. С целью регулирования занятости и безработицы государство может применять целый комплекс методов, в частности, экон., адм., соц.-психологические. Под экон. методами подразумевается определенная политика достижения полной занятости за счет кредитования, субсидирования, льгот и дотаций работодателям, регулирования уровня и конкретных ставок процента и подоходного налога госзакупки как производительного, так и не-, производительного характера, усиления гос. сектора в экономике и др. К адм. методам относятся снижение пенсионного возраста, установление определенной продолжительности рабочей недели, оплачиваемого отпуска, либерализация или ограничение миграции и эмиграции рабочей силы, регулирование некоторых вопросов трудоустройства отдельных категорий населения. Гос. законодательные акты, регулирующие процесс обучения и образования, трудоустройство представителей отдельных групп населения, направленные против дискриминации некоторых из них, в частности, молодежи и женщин. Соц.-психологические методы заключаются в обос- [c.494]


Косвенное воздействие на валютный курс оказывают внутр. антиинфляционные меры и соответствующие им меры по регулированию гос-вом внутриэкономич. процессов для выравнивания платёжных балансов. Гос-во ограничивает внутр. спрос, стимулирует экспорт товаров и услуг при одновременном ограничении их импорта, поощряет экспорт капиталов, приток иностр. рабочей силы, регулирует уровень процентных ставок по краткосрочным и долгосрочным кредитам в стране, величину учётной ставки центр, банка, проводит соответствующую политику в области налогов и гос. расходов, вводит нормы обязат. резервов по заёмным операциям коммерч. банков с заграницей, осуществляет операции на междунар. открытом рынке ценных бумаг, регулирует выплату процентов по вкладам нерезидентов (иностр. физич. и юрпдич. лиц) в нац. валюте, осуществляет, а также гарантирует страхование экспорта и т. д. [c.37]

Исследование понятия рынка труда и основных направлений его регулирования. Характеристика прямого участия государства в управлении рынком труда. Изучение задач и типов налоговой политики Российской Федерации и особенностей управления налогообложением.

Рубрика Государство и право
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 30.03.2013
Размер файла 17,4 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru/

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И.Вавилова»

Факультет заочного обучения

по дисциплине «Государственное экономическое регулирование»

Работу выполнила: Павлова М.А.

Работу проверил: Лиховцева Е.А.

Рынок труда и его регулирование

Рынок труда - способы, общественные механизмы и организации, позволяющие людям найти работу по своим способностям и навыкам, а работодателям - нанять работников, которые им необходимы для организации коммерческой или иной деятельности.

На рынке труда действует закон спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату.

Через рынок труда проходят три взаимосвязанных эволюционных потока - развитие экономики (материально-технических элементов), развитие человека (общей и профессиональной культуры, творческих возможностей), развитие общественных отношений (государственных и классовых структур, отношений собственности).

Формы государственного регулирования рынка труда:

1. разработка законодательно-нормативной базы и контроль за соблюдением законодательства;

2. изъятие части дохода предприятия через систему налогообложения, ее перераспределение и воздействие на формирование рынка труда;

3. прямое участие государства в управлении рынком труда.

Законодательно-нормативная база регулирует:

1. правовые отношения в сфере наемного труда;

2. заключение и реализацию коллективных договоров;

3. занятость и трудоустройство;

4. применение и организацию наемного труда (рабочее время, время отдыха, заработная плата, дисциплина труда, материальная ответственность);

5. механизм разрешения трудовых споров.

Безработица - положение в экономике, когда часть способных и желающих трудиться по найму людей не может найти работу по своей специальности или трудоустроиться вообще.

Структурная безработица - невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы различной квалификации.

Фрикционная безработица - безработица из-за необходимости для уволенного работника найти свободное место по своей специальности.

Застойная безработица - невозможность найти работу в регионах и странах, пораженных экономическим спадом.

Скрытая безработица - человек работает неполный рабочий день или неполную рабочую неделю.

При этом государство не должно создавать условий, чтобы на предприятиях работали «ненужные», резервные люди, а должно стимулировать появление новых рабочих мест, в первую очередь путем создания соответствующих условий для частного сектора (льготное налогообложение предпринимателей, прощение системы регистрации нового предприятия, предоставление государственных кредитов под низкий процент).

Еще один метод борьбы с безработицей - переподготовка кадров, обучение безработных другим профессиям и трудоустройство их по новой специальности.

Для регулирования рынка труда предусмотрена государственная единая служба занятости.

Основные направления государственного регулирования рынка труда

Вследствие многообразия внутренних регуляторов, а также в силу социальной важности эффективного функционирования )рынка рабочей силы он нуждается в квалифицированном регулировании. Представляется, что создание такой действенной системы регулирования в сфере занятости является одной из основных социальных задач проводимых в России реформ. Надо сказать, что кое-что в этой области уже сделано. Принят закон о занятости, создаются биржи труда (службы содействия найму), началась регистрация безработных.

Здесь разумно обратиться к апробированному опыту многих развитых стран.

Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда. Во-первых, это программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест; во-вторых, программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы; в-третьих, программы содействия найму рабочей силы и, в-четвертых, программы по социальному страхованию безработицы, т.е. правительство выделяет средства на пособия безработным.

В рамках этих программ в США, например, в послевоенный период были созданы сотни тысяч рабочих мест в государственном секторе (в сфере общественных услуг - образование, медицинское обслуживание, коммунальное хозяйство, а также в строительстве общественных зданий и сооружений и ремонтно-восстановительных работах).

Все более важное значение приобретают также государственное содействие найму и программы подготовки и переподготовки кадров.

Регулирование рынка труда в России

Законодательное регулирование занятости и безработицы в России осуществляется в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г., а также Положением о порядке регистрации безработных граждан и условий выплаты пособий по безработице, принятым Правительством РФ 17 ноября 1992 г.

В соответствии с российским законодательством центр занятости, где зарегистрирован безработный, обязан в течение 10 дней со дня обращения по возможности предложить ему два варианта подходящей работы, а впервые ищущему работу, не имеющему профессии -- два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы в пределах транспортной доступности.

В случае невозможности предоставления указанным гражданам подходящей работы из-за отсутствия необходимой профессиональной квалификации им может быть предложено пройти профессиональную подготовку или повысить квалификацию по направлению службы занятости. Кроме того, гражданам, ищущим работу, может быть предложено участие в общественных работах на добровольной основе.

Решение о признании граждан безработными принимается центром занятости не позже 11 календарных дней со дня предъявления всех необходимых документов.

При этом безработными не признаются те, кто отказался от двух предложенных вариантов работы, а также впервые ищущие работу, оказавшиеся от двух вариантов профессиональной подготовки. Решение о назначении пособия по безработице принимается центром занятости одновременно с решением о признании гражданина безработным. Размеры пособий по безработице дифференцируются в зависимости от категорий граждан, признанных в установленном порядке безработными:

- уволенным с предприятий по любым поводам, имевшим до увольнения оплачиваемую работу не менее 12 календарных недель на условиях полного рабочего дня пособие выплачивается в течение первых трех месяцев в размере 75% среднего заработка за последние два месяца работы, в течение следующих четырех месяцев -- 60%, в дальнейшем -- 45%, но во всех случаях не ниже минимального размера заработной платы, установленного законодательством РФ, и не выше средней заработной платы в данной республике, крае или области;

- уволенным с предприятий на любых основаниях, но не имевшим за последний год 12 недель оплачиваемой работы пособие выплачивается в размере минимальной заработной платы;

- гражданам, ищущим работу впервые, а также стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, пособие по безработице выплачивается только в размере установленной законодательством минимальной заработной платы.

Продолжительность периода выплаты пособия по безработице не может превышать двенадцати календарных месяцев в суммарном исчислении. Выплата пособия прекращается в случаях трудоустройства безработного, прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки с выплатой стипендии, назначения ему пенсии.

Государственное регулирование проблем занятости и безработицы в Российской Федерации осуществляет Министерство труда и социального развития России, а также его органы на местах -- центры и службы занятости (биржи труда). Это же ведомство разрабатывает и реализует общую государственную политику в области труда, развития трудовых отношений на основе социального партнерства, предотвращения и разрешения трудовых конфликтов, охраны труда, подготовки и переподготовки кадров.

Большинство экономистов полагают, что проблема безработицы и других диспропорций на рынке труда может быть смягчена только с помощью комбинации различных средств: стимулирования экономического роста, сокращения рабочей недели, создания эффективной системы переподготовки кадров.

Налоговая политика РФ

рынок труд государство налоговый

Налоговая политика - совокупность конкретных мероприятий государства в области налогообложения. Эта политика является составной частью финансовой политики. Основными задачами налоговой политики являются: обеспечение государства финансовыми ресурсами; регулирование экономики; решение социальных задач. Существуют различные типы налоговой политики. Политика максимальных налогов характеризуется тем, что в начале поступления в бюджет они возрастают, а потом начинают снижаться. Политика разумных налогов способствует развитию предпринимательства, но при этом поступления в бюджет сокращаются, что может привести к сокращению социальных программ.

Политика, характеризующаяся достаточно высоким уровнем налогообложения, но при значительной социальной защите населения.

В России используется первый тип налоговой политики. Она осуществляется через налоговый механизм, который включает: планирование налогов; организацию взимания налогов; стимулирование взимания налогов; налоговый контроль.

Существовавшая в России до принятия Налогового кодекса налоговая система имела ряд недостатков:

· фискальный подход к налогообложению;

· высокий уровень налогообложения;

· большое количество налогов, сборов и пошлин;

· нестабильность налоговой системы;

· сложность методики исчисления налогов;

· неоправданно широкие права налоговых органов;

· нечеткость законов в области налогообложения;

· нечеткое разграничение полномочий между центральными, региональными и местными органами власти в области налогообложения;

· неурегулированность законодательно вопроса о налоговом контроле;

· отсутствие четкого определения экономических стимулов, ориентирующих налогоплательщиков на уплату налогов в полном объеме и др.

Основные направления налоговой реформы вытекают из необходимости устранения вышеперечисленных недостатков: построение единой стабильной налоговой системы; сокращение числа налогов; консолидация в федеральном бюджете внебюджетных фондов с сохранением их целевого характера; новый понятийный аппарат; отмена «оборотных налогов», т. е. налогов, исчисляемых от объема выручки; облегчение налогового бремени; увеличение собираемости налогов; развитие налогового федерализма; сокращение числа льгот; установление процедурных и процессуальных норм; пересмотр состава налоговых нарушений и штрафов за них; внесение изменений в порядок исчисления отдельных налогов; перенос центра тяжести в уплате налогов с юридических на физических лиц; отказ от взимания тех налогов, уплату которых трудно контролировать; изменение структуры налогов. Необходим постепенный отказ от налогов на прирост доходов, прибыли, заработной платы, объемов производства, инвестиций, занятости; перенесение тяжести налоговой нагрузки с менее обеспеченных слоев населения на богатую часть населения, что создаст основу для социально ориентированной экономики, создание условий, делающих выгодным платить налоги, а не экономить на их неуплате.

Попытка сразу построить в РФ налоговую систему, характерную для стран с развитой рыночной экономикой, не удалась. Необходимо дальнейшее совершенствование налоговой системы России. Налоговая политика должна стать отражением идеологии стабильного и уверенного развития российской экономики.

Список литературы

1. Юткина Т. Ф. Налоговое право, налоговая политика России и управление налогообложением - Аудитор - № 1, 1998 - С.36-44

2. Аллагулов Р., Аллагулова Н., Рынок труда -Экономика и управление 1996г. №5

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Характеристика рынка труда и его особенностей. Характеристика текущей конъюнктуры российского рынка труда, инструментов и механизмов его государственного регулирования. Применение зарубежного опыта в этой сфере. Характеристика и анализ рынка труда ХМАО.

курсовая работа [226,2 K], добавлен 13.11.2014

Понятие налоговой политики. Модели налоговой политики государства, ее особенности в Российской Федерации. Эффективная налоговая нагрузка, налоговая капитализация и оптимальное налогообложение. Соотношение федеральных, региональных и местных налогов.

контрольная работа [34,7 K], добавлен 22.02.2010

Общая характеристика и функции рынка труда. Структура рынка труда. Виды рынка труда. Причины и формы безработицы. Государственное регулирование занятости. Политика государства по созданию и сохранению рабочих мест. Обеспечение нормального уровня доходов.

курсовая работа [97,8 K], добавлен 21.10.2014

Особенности рынка труда и его социально-экономические функции: распределение людских ресурсов по альтернативным видам занятости; разделение доходов в форме окладов и заработной платы. Государственная политика в области регулирования рынка труда.

презентация [137,1 K], добавлен 28.05.2014

Рассмотрение законодательно-нормативной базы Российской Федерации в области охраны труда. Изучение особенностей государственного управления в данной области; основные направления государственной политики. Примеры работы государственной инспекции труда.

курсовая работа [27,6 K], добавлен 31.12.2014

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №13 «Бюджетно-налоговая политика»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Понятие бюджетно-налоговой (фискальной) политики.
  • Цели фискальной политики.
  • Прямые и косвенные методы регулирования экономики.
  • Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика.
  • Дискреционная и автоматическая формы фискальной политики.
  • Фискальная политика как кратковременная мера регулирования экономики государства.

Глоссарий по теме: бюджетно-налоговая (фискальная) политика, дискреционная фискальная политика, автоматическая (недискреционная) фискальная политика, стимулирующая фискальная политика, сдерживающая фискальная политика.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Латинское слово «fiscus» имеет несколько значений и переводится как корзина, касса, казна, финансы. Следовательно, деятельность, касающуюся сбора финансов в кассу, корзину, т.е. в бюджет, можно считать фискальной или бюджетно-налоговой. Безусловно, эта деятельность – прерогатива государства, его политика.

Бюджетно-налоговая политика (фискальная) – это деятельность государства по регулированию налогов и государственных расходов в целях воздействия на экономику.

Цели фискальной политики совпадают с целями монетарной политики. Такими целями являются:

  1. экономический рост;
  2. полная занятость;
  3. стабильность цен.

Современная фискальная политика включает прямые и косвенные методы регулирования экономики. Прямые методы – это бюджетное финансирование чётко определённых направлений (например, содержание военно-промышленного комплекса, развитие социальной инфраструктуры, развитие науки т.д.).

Косвенные методы – это воздействие государства на совокупный спрос и совокупное предложение, используя систему налогообложения. При помощи системы налогообложения государство воздействует на совокупный спрос. В экономике его принято обозначать как AD (от англ. aggregate demand). Совокупный спрос – это средства, которые готовы потратить все субъекты хозяйственной деятельности страны (потребители, фирмы, правительство).

Помимо совокупного спроса, государство при помощи системы налогообложения воздействует и на совокупное предложение. Совокупное предложение (от англ. aggregate supply, AS) – вся конечная продукция (в стоимостном выражении), произведённая (предложенная) в обществе. Всё, что предприятия страны готовы предложить.

Именно манипулирование налогами (изменение налоговых ставок на различные виды доходов, предоставление налоговых льгот и т.п.) позволяет государству добиваться более устойчивых темпов экономического роста.

Для реализации фискальной политики в процессе достижения макроэкономического равновесия государство использует два основных инструмента:

  1. изменение ставок налогообложения;
  2. изменение государственных расходов.

В зависимости от целей, стоящих перед правительством, различают стимулирующую и сдерживающую фискальную политику.

Стимулирующая фискальная политика проводится в период спада экономической активности и предполагает:

  • снижение налогов на граждан и фирмы (снижение налога на физические лица ведёт к тому, что у людей будет увеличиваться часть дохода за счёт его сохранения, а у фирм снижение налога на прибыль приведёт к тому, что эта самая прибыль будет увеличиваться);
  • увеличение государственных расходов (повышение зарплаты гражданам, трудящимся в бюджетных организациях, пенсий, пособий, строительство различных учреждений социальной инфраструктуры);
  • увеличение трансфертов (финансовой помощи в виде пенсий, пособий, стипендий, дотаций, выплат по социальному обеспечению).

Применение данных мер, как правило, приводит к росту совокупного спроса, расширению производства, снижению безработицы, т.е. спад будет приостановлен за счёт использования стимулирующих фискальных мер.

Сдерживающая фискальная политика проводится в период инфляции, когда наблюдается так называемый экономический «бум», и предполагает:

  • увеличение налогов;
  • сокращение правительственных расходов;
  • сокращение трансфертов (финансовой помощи).

Применение данных мер приведёт к снижению совокупного спроса и будет сдерживать рост цен.

По характеру действий фискальных инструментов различают дискреционную (активную) и недискреционную (автоматическую, пассивную) формы фискальной политики.

Фискальная дискреционная политика – это определённые действия государства, в рамках которых оно вводит особые экономические меры, направленные на коррекцию финансового положения внутри страны с целью его стабилизации. Основные действия в рамках данной политики ориентированы на изменение доходной и расходной частей бюджета. Именно поэтому фискальную политику называют бюджетно-налоговой.

Дискреционная форма предполагает маневрирование налогами и государственными расходами для того, чтобы повлиять, изменить объём национального производства, а также контролировать темпы инфляции и уровень безработицы.

Автоматическая форма фискальной политики ориентируется на так называемую «встроенную стабильность», определённый «автоматизм», опирающийся на то, что стабилизаторы уже встроены в систему, и чтобы привести их в действие, не требуется властных решений (принятий законов), и они автоматически стабилизируют экономику, стимулируя её при спаде и сдерживая в период «разогрева».

К встроенным стабилизаторам относят: подоходный налог, косвенные налоги, пособия по безработице, пособия по бедности.

Например, если экономика находится в стадии спада, будет происходить естественное уменьшение налоговых поступлений и рост государственных расходов, а в условиях подъёма будет наблюдаться обратная картина.

Фискальная политика может служить действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, но лишь как временная мера, поскольку имеет и некоторые негативные черты, снижающие её эффективность:

  • изменения (рост или сокращение) государственных расходов, необходимые для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, могут не совпадать с другими государственными целевыми расходами, например, с необходимостью укреплять обороноспособность страны, охранять окружающую среду, финансировать научные исследования и т.п.;
  • для фискальной политики характерно некоторое «торможение», поскольку, во-первых, парламентёрам необходимо обсудить существующую ситуацию, законодательно её закрепить, и только после этого начнется процесс реализации принятых мер. Во-вторых, нужно время на то, чтобы изменение величины налогов и государственных расходов оказали желаемое воздействие на экономику, и на то, чтобы она начала откликаться. Если процесс будет затянут, то фискальная политика в таких случаях будет играть дестабилизирующую роль.

Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с соответствующей денежно-кредитной политикой и опирается на стабильно высокий авторитет государственной власти, распространяющийся на управляемость всех звеньев экономики.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. В представленном перечне только три элемента являются характеристиками бюджетно-налоговой политики. Вычеркните лишний элемент.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

Для того чтобы выполнить предложенное задание, предлагаем следовать следующему алгоритму:

  • актуализировать понятия «прогрессивный налог» (налог, характеризующийся повышением ставки пропорционально доходу) и «трансфертные платежи» (безвозмездная выплата гражданам со стороны государства: пенсии, пособия, стипендии, дотации, выплаты по социальному обеспечению других видов, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходовграждан) – утверждение верное;
  • перечислить все основные инструменты фискальной политики (изменение ставок налогообложения и государственные расходы) – утверждение верное;
  • назвать цели монетарной политики и сравнить их с целями фискальной (экономический рост, полная занятость и стабильность цен – цели монетарной политики, они же цели фискальной) – значит, это утверждение неверное;
  • раскрыть сущность выражения «встроенная стабильность» (обеспечение налоговой системой бюджетных поступлений в зависимости от уровня экономической активности за счёт встроенных в систему стабилизаторов) – утверждение верное.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

2. Добавление подписей к изображениям.

Вашему вниманию представлены различные последствия действий правительства. Подберите к каждому элементу соответствующий тип деятельности (политики) правительства, который он реализует в рамках бюджетно-налоговой (фискальной) политики.


Рисунок 1 – Пример задания практического модуля

Для того чтобы корректно выполнить данное задание, вам необходимо:

  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия стимулирующая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период спада экономической активности, состоит в расширении совокупного спроса путём увеличения государственных расходов, снижения налогов, способствующего росту частных расходов, или некоторого сочетания этих мер);
  • вспомнить, когда реализация этого вида политики целесообразна (проводится в период спада экономической активности);
  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия сдерживающая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период экономического бума, направленный на сокращение правительственных закупок или на рост чистых налогов, проводимый для борьбы с инфляцией). Из определения следует, что данный вид фискальной политики целесообразно проводить, когда в стране экономический бум;
  • определить понятия, которые актуальны для реализации анализируемых видов фискальной политики.

Ответ: на рисунке 2.


Рисунок 2 – Пример решения задания практического модуля

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 142–144.
  2. Шевчук В. А., Шевчук Д. А. Макроэкономика. Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2009. – 145 с. – С. 77–81.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Гагаринова Ксения Сергеевна – магистрант кафедры Государственного и муниципального управления факультета Менеджмента и сервиса Вятского государственного университета.

Аннотация: В статье обосновываются теоретические аспекты государственных механизмов регулирования рынка труда. Рассмотрена классификация основных методов и инструментов регулирования.

Ключевые слова: Регулирование, рынок труда, механизмы, инструменты, методы.

Государственное регулирование рынка труда является совокупностью различных функций управления, которые осуществляют государственные органы власти для того, чтобы сбалансировать спрос и предложение на рынке труда.

Регулирование рынка труда как процесс является сложной системой организационных, экономических и нормотворческих мер.

Государственное регулирование рынка труда выражается в разработке программ, нацеленных на создание наибольшего количества рабочих мест в государственном секторе; программ по подготовке и переподготовке рабочей силы; программ, помогающих трудоустройству рабочей силы; правительственных программ по социальному страхованию от безработицы.

Средства государственного регулирования разделяются на две группы:

  • прямого государственного воздействия, то есть через систему государственного заказа и государственных контрактов, установление норм и стандартов, законодательных актов, прогнозов, целевых комплексных программ развития;
  • косвенного влияния, то есть через государственные кредиты, дотации, налоговые льготы, субсидии, цены.

Правовыми инструментами являются законодательно-правовые акты (законы и подзаконные нормативные правовые акты, к которым относятся также указы и постановления), нормативные правовые акты (распоряжения и приказы).

Государственный механизм регулирования занятости включает весь спектр методов и инструментов, используемых органами государственной власти разных уровней для достижения состояния эффективной занятости и обеспечивающих результативное функционирование рынка труда. Классификация методов регулирования приведена на рисунке 1.


Рисунок 1. Классификация основных методов и инструментов государственного механизма регулирования рынка труда.

Экономические методы направлены на формирование стимулов у участников рынка труда, корректируя при этом их поведение для достижения эффективной занятости. Государство, используя указанные инструменты, среди которых налогообложение фонда оплаты труда; предоставление налоговых льгот предприятиям, создающим и сохраняющим рабочие места; правительственные расходы на финансирование мероприятий в области содействия занятости; государственные инвестиции; государственные заказы предприятиям; субсидирование занятости, поощрение самозанятости; дотации, субвенции и субсидии субъектам Федерации и т. д., оказывает непосредственное влияние на вектор развития рынка труда.

В России нужно разрабатывать и реализовывать меры по рациональному использованию трудовых ресурсов, повышающие эффективность социального обеспечения, улучшающие качество жизни населения.

Меры регулирования рынка труда должны облегчать переход от учебы к трудовой деятельности для молодежи, поддерживать участие на рынке труда пожилых людей, содействовать интеграции мигрантов в рынки труда.

Рынок труда - многоплановая система в микро- и макроэкономике, которая во многом определяется экономической, политической, а также социальной ситуацией на региональном (государственном) уровне.

Государственное регулирование рынка рабочей силы - это совокупность целей, принципов, функций, методов, форм и инструментов, с помощью которых государство (субъект регулирования) влияет на конъюнктуру рынка рабочей силы с тем, чтобы обеспечить функционирование рынка и способствовать позитивному развитию демографии, социально-экономической, научной и миграционной сфер.

Органы государственного регулирования рынка труда стремятся к достижению рационального уровня занятости, смягчают последствия безработицы, принимают меры по соответствию структуры занятых граждан (профессиональное образование работников) структуре занимаемых рабочих мест. Высокий уровень безработицы существует в первую очередь среди молодежи. Эта проблема приобретает чрезвычайную важность в связи с усилением дисбаланса между потребностями экономики и подготовкой кадров учебными заведениями.

Перспективы решения проблем рынка труда связаны с эффективным функционированием профессионально-квалификационной и образовательной структуры спроса, изменением существующих подходов к системе стимулирования труда.

Практика показала, что необходимо совершенствовать систему профессионального образования для лиц, занятых на производстве. Национальный рынок труда зависит от профессионально-квалификационного состава рабочей силы; наличия соответствующих производительных рабочих мест с оплатой труда, которая соответствовала бы квалификационному уровню работающих; системы подготовки и переподготовки рабочих кадров и государственного регулирования этих процессов.

Большое значение для совершенствования рынка труда имеет развитие социального партнерства и социальной защиты безработных - разработка механизмов взаимодействия исполнительной власти, работодателей, профессиональных союзов и других институтов.

Таким образом, вопросы развития эффективного рынка труда - это комплексная проблема, решение которой зависит от государственного регулирования этих сложных процессов. Структура национального рынка труда формируется в условиях региональной дифференциации развития экономики государства. Это существенно влияет на расхождения спроса и предложения рабочей силы, в частности, по профессионально-квалификационным признакам; для решения проблемы занятости нужно учитывать специфику рынка труда каждого региона. Это необходимо не только для регулирования занятости населения региона, но и для определения конкретных мероприятий, которые будут направлены на повышение экономической активности населения, решение проблем размещения и рационального использования трудовых ресурсов.

Поэтому содействие созданию рабочих мест является одним из главных направлений государственной, региональной и муниципальной политики занятости. Эта политика традиционно реализуется в условиях недостатка ресурсного потенциала для содействия полной и продуктивной занятости населения.

Рынок труда представляет собой с социальной стороны систему об-щественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между участвующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством.

В широком смысле механизм госрегулирования включает экономи-ческие, юридические, социальные и психологические факторы, опреде-ляющие функционирование рынка труда. Они осуществляются через сис-тему трудоустройства - широкую сеть бюро занятости, банки данных о ра-бочих местах, государственные программы переподготовки.

Когда безработица превышает естественный уровень, что свидетель-ствует о наличии вынужденной безработицы, то необходимо вмешательст-во государства, деятельность которого осуществляется по двум основным направлениям. Первое направление - регулирование уровня и продолжи-тельности безработицы. Задача государства заключается в том, чтобы сни-зить безработицу до естественного уровня, но методами, нейтральными по отношению к инфляции. В противном случае экономика окажется в со-стоянии стагфляции. Допустимы такие меры воздействия, как организация работы бирж труда, совершенствование информации о вакансиях и т. п. Хорошие результаты дают также целевые программы как регионального, так и социального характера.

Второе направление - социальная защита безработных. Социальная политика дает реальный результат, если строится на основе реальных воз-можностей экономики и исключает ускорение инфляции и повышение ин-ституциональной безработицы.

Направления государственного регулирования рынка труда:

? программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе,

? программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы,

? программы содействия найму рабочей силы,

? правительственные программы по социальному страхованию от без-работицы.

Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная и бюджетная политика правительства, совершенство-вание законодательства о социальном обеспечении, о трудовых отношени-ях, о равных гражданских правах и т.

Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы одновременно являются и мерами общеэкономического регулирования и воздействуют на динамику занятости и безработицы посредством воздействия на конъюнк-туру. Таким образом, современное государственное регулирование рынка труда представляет собой комплекс экономических, административных, законодательных, организационных и иных мер.

Государственные меры борьбы с безработицей:

- создание федеральной государственной службы занятости, основой которой являются региональные центры занятости населения,

- поощрение государственными субсидиями частичной занятости, выдача кредитов под заработную плату на начальных этапах переходного периода в России,

- досрочный выход на пенсию - широко использовался для предот-вращения безработицы среди госслужащих в начале переходного перио-да,

- расширение программ переподготовки,

- социальная помощь безработным через пособия по безработи-це.

Важнейшим государственным приоритетом в политике занятости является содействие реструктурированию российской экономики в на-правлении общецивилизационных тенденций, одной из которых является повышение удельного веса сферы услуг как преобладающей сферы занято-сти. Поэтому расширение позиций сферы услуг в хозяйстве России нельзя рассматривать как временное явление, связанное с кризисным сокращени-ем материального производства. Этот сдвиг - результат действия глубин-ных объективных причин. С одной стороны, с началом рыночных реформ и в ходе их реализации сформировались и возрастают потребности хозяй-ства в тех видах деятельности, которые опосредуют рыночные отношения. С другой стороны, хозяйство располагает ресурсами, необходимыми для реализации этой потребности. Сравнительно безболезненно решается про-блема рабочей силы для новых отраслей услуг за счет ее оттока из сокращающихся секторов, прежде всего из военно-промышленного комплекса, а также за счет немалых размеров скрытой безработицы во многих других отраслях хозяйства.

Второй сферой государственных приоритетов является мелкий и средний бизнес, который способен внести весомый вклад в решение ост-рейших для России проблем безработицы и социальной устойчивости об-щества за счет поглощения рабочей силы, высвобождающейся из других сфер, и в результате формирования социального слоя мелких собственни-ков. Тем самым государство должно обеспечивать ускоренное формирова-ние институциональной основы мелкого бизнеса как рассасывающей обра-зующуюся вследствие реструктуризации безработицу сферы. За короткий срок число мелких и средних предприятий превысило 900 тыс., на них за-нято на постоянной основе 8,5 млн. человек и еще большее число работни-ков получают здесь дополнительную работу. Уже сейчас этот сектор хо-зяйства отличается сравнительно высокой эффективностью: в 1999 г. на его долю приходилось 1,2% ВВП.

Реализаци намеченных Программой занятости населения Ростовской области на 2001-2003 годы мероприятий Департаментом Федеральной го-сударственной службой занятости по Ростовской области позволяет про-гнозировать следующие тенденции на рынке труда.

Прогноз рынка труда Ростовской области на период до 2003 года (тыс. чел.) Показатели 1998

про-гноз Спрос на рабочую силу Совокупный спрос на рабочую силу 309,9 387,2 393,9 351,5 347,7 355,0 - вакансии на конец года 10,9 23,4 32,8 29,1 29,9 31,6 Предложение рабочей силы Предложение рабочей силы в течение периода, всего 453,2 477,6 473,1 474,4 474,6 473,6 в т.ч. пополнение из сферы занятости: - высвобожденные работники 46,8 31,0 18,5 15,5 14,3 13,5 - мигранты в экономически активном возрасте 8,7 14,7 12,9 12,1 12,0 11,9 - военнослужащие, уволенные по со-кращению из Вооруженных Сил РФ 4,4 2,9 3,1 2,5 2,5 2,5 Лицами, находившимися за пределами сферы занятости: - молодежь, не продолжающая даль-нейшую работу и не приступившая к работе 38,5 33,7 34,7 33,0 33,9 33,8 - незанятое население, желающее во-зобновить трудовую деятельность по-сле длительного перерыва 156,8 165,1 167,5 168,2 168,9 169,3 - прочие (вторичная занятость; пенсио-неры по возрасту, желающие работать; учащиеся всех уровней образования, желающие работать в свободное от учебы время) 68,5 103,8 106,9 108,0 110,1 109,9 Распределение рабочей силы Будут искать работу 453,2 477,6 473,1 474,4 474,6 473,6 в т.ч.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1.Белокрылова О.С., Заиченко А.А. Методические указания по изу-чению рынка труда и заработной платы в курсе «Микроэкономики». Рос-тов-на-Дону, 1996.

2.Белокрылова О.С., Заиченко А.А. Занятость и рынок труда: теория и практика в переходной экономике. Ростов-на-Дону,1998.

3.Гайгер Л. Макроэкономическая теория и переходная экономика. М., 1996. Гл.13. Пар.4.

4.Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М., 1997. Гл.10.

5.Курс переходной экономики. /Под ред. Абалкина А.И. М., 1997. Раздел 6.2-6.4.

6.Курс экономической теории /Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. Киров.,1994. Гл.4, пар.2. Гл.24, пар.7.

7.Экономика переходного периода /Под ред. Радаева В.В., Бузгалина А.В. МГУ, 1995.Гл.6. Пар.3.

8.Федеральный закон «О занятости населения в РФ» с изменениями и дополнениями от 20 апреля 1996 г. N 36-ФЗ. М., 1996

9.Федеральная миграционная программа содействия занятости насе-ления РФ на 1998-2000 годы // Российская газета. 1997. 27 ноября.

10.Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 годы // Российская газета. 1996. 5 июня

11.Гимпельсон В., Горбачева Т. Движение рабочей силы (оценки, международные сопоставления и влияние на рынок труда) // Вопросы эко-номики . 1997. №2.

12.Заславский И. К характеристике труда в современной России (очерк социально-трудовой политики) // Вопросы экономики. 1997. № 2.

13.Катульский Е. Мотивация на рынке труда // Вопросы экономики. № 2. 1997.

14.Марцинкевич В.И., Соболева И.В. Экономика человека: Учебное пособие для высш.учеб. заведений. М.: Прогресс. 1995.

15.Рынок наемного труда: социально-психологические особенности, демографические проблемы. Ростов: Пегас, 1994.

16.Рынок труда и социальная политика в Центральной и Восточной Европе. М.,1997.

17.Саруханов Г. Управление занятостью населения: учебное посо-бие. СПб., 1993.

18.Чернина Н. О новой модели занятости. // Российский экономиче-ский журнал. 1996. №11-12.

19.Четвернина Т. Положение безработных и государственная поли-тика на рынке труда. // Вопросы экономики. . 1997. №2.

Читайте также: