Кнопка панели навигатора екп аис налог 3 предназначена для

Опубликовано: 16.05.2024

Автоматизированная информационная система «Налог-3» (АИС Налог-3) постоянно следит за налогоплательщиками

В АИС Налог-3 уже сейчас есть практически все данные о компаниях и физических лицах с момента регистрации: от информации об уплате налогов контрагентами до сведений о банковских счетах. При этом в систему постоянно добавляют новые сервисы. Скоро даже свадьба или развод станет частью фискальной истории налогоплательщика.

Налоговый контроль полностью автоматизировали

В эксплуатацию АИС Налог-3 ввели с 2015 года. В систему регулярно подгружают новые сервисы, которые отслеживают деятельность всех категорий налогоплательщиков. Количество проверок за 2018 год снизилось на 30 процентов, а поступления в консолидированный бюджет выросли на 23 процента. Это цифровое свидетельство того, насколько эффективнее стала работа проверяющих при модернизации программного комплекса АИС Налог-3.

Практически весь контроль автоматизирован. Инспекторы получают актуальные сведения о налогоплательщиках в режиме реального времени. Многие незаконные налоговые схемы теперь обнаруживает компьютер.

АИС Налог-3 анализирует всех налогоплательщиков

С помощью программного комплекса налоговики администрируют как физических, так и юридических лиц. По первым АИС Налог-3 дает информацию об имущественных налогах по экстерриториальному принципу. Кроме того, система позволяет администрировать декларации физических лиц.

Большинство организаций и ИП, применяющих спецрежимы, также перевели на администрирование в АИС Налог-3. Полный перевод всех юридических лиц состоится в ближайшие пару месяцев. Параллельно в систему подгружают данные обо всех видах обязательных платежей. Помимо администрирования с помощью программного комплекса осуществляют постановку на учет, учет контрольно-кассовой техники и т. д.

Возможности программного комплекса позволяют налоговикам в режиме реального времени получать доступ:

  • к сведениям об учредителях и директорах компаний;
  • данным о численности;
  • данным о наличии обособленных подразделений;
  • скан-образам регистрационных дел;
  • информации о банковских счетах, остатках и выписках по ним;
  • налоговой и бухгалтерской отчетности хозяйствующих субъектов (в том числе данным книг покупок и продаж как самого налогоплательщика, так и его контрагентов по всей цепочке поставщиков);
  • суммам исчисленных и уплаченных налогов;
  • сведениям о наличии критериев рисков, утвержденных ФНС;
  • информации о наличии номинального или «отказного» директора.

Любой инспектор вправе получить любые сведения из АИС Налог-3 вне зависимости от места постановки налогоплательщиков на учет.

НДС под контролем

Одна из самых известных у налогоплательщиков и самых удобных для инспекторов — подсистема «Контроль НДС» (второе название — АСК НДС-2). При разрывах в цепочках уплаты НДС подсистема автоматически формирует требование устранить их. Программа одновременно высвечивает потенциально проблемную компанию в компьютере сотрудника контрольно-аналитического отдела. Его задача — выявить и пресечь схему уклонения от уплаты НДС и «побудить» налогоплательщика добровольно уточнить налоговые обязательства.

«Контроль НДС» автоматически администрирует 15 млрд операций в год по НДС и налогу на прибыль (ведь при корректировке обязательств по НДС налогоплательщики автоматически меняют данные о выручке и расходах).

Налоговики используют подсистему при проведении налоговых проверок по НДС. Она позволяет строить «дерево связей» — цепочку принятия к вычету НДС, при анализе которого инспектор сразу видит так называемую СУР (степень управления рисками). Ее система автоматически присваивает налогоплательщику по уникальному алгоритму. У проверяющего высвечиваются суммы исчисленного и принятого к вычету НДС, размер налоговых разрывов, сформированных по цепочке контрагентов.

У налоговиков есть доступ к информации по счетам

Еще одна подсистема АИС Налог-3 — «Анализ банковских документов».

Подсистема содержит информацию обо всех счетах налогоплательщиков, сведения о которых есть в российских налоговых органах. Инспектор может получить любые данные по интересующей компании вне зависимости от места постановки на учет.

Также в подсистеме есть сведения обо всех банковских выписках налогоплательщиков, которые инспекторы запрашивали с 2015 года. В подсистему сконвертировали все данные с момента запуска в промышленную эксплуатацию.

База данных о движениях денежных средств огромна, в ней есть информация почти по всем налогоплательщикам. Скорее всего, в ближайшее время ФНС интегрирует подпрограмму с «Контролем НДС» (АСК НДС-2).

Налоговики в одном программном комплексе могут сопоставить цепочку движения товаров по счетам-фактурам с цепочкой движения денежных средств. Однако пока делать это приходится в ручном режиме.

Важная особенность подсистемы — не только встроенная возможность формирования сведений по движению средств на счете в виде выписки по операциям, но и возможность автоматически формировать общий оборот с отдельно взятым контрагентом или всеми контрагентами. Можно даже задавать фильтр по определенным контрагентам и операциям. Это значительно упрощает работу инспектора, который раньше был вынужден самостоятельно проводить такую аналитику.

Система предпроверочного анализа

В АИС Налог-3 есть система предпроверочного анализа на основе риск-ориентированного подхода к отбору налогоплательщиков для проведения выездных проверок.

В настоящее время система не функционирует в полностью автоматическом режиме. Однако с ее помощью инспектор уже может посмотреть список лиц, включенных в отбор для более углубленного анализа.

Также в подсистеме хранятся индивидуальные карточки всех налогоплательщиков. В них указаны сведения из налоговой и бухгалтерской отчетности, информация о численности организации по данным отчетности.

В программе содержатся критерии рисков, которые присвоены налогоплательщику. Например, статус технической организации, наличие «отказного» директора или учредителя, которого ранее допрашивали инспекторы. Причем вне зависимости от территориального признака.

О чем скажет регистрация

В АИС Налог-3 есть подсистемы «централизованной регистрации налогоплательщиков» и «централизованного учета налогоплательщиков».

Подсистемы помогают налоговикам накладывать ограничения на ликвидацию налогоплательщиков во время проведения выездных проверок. Кроме того, инспекторы получают доступ к сведениям обо всех налогоплательщиках и к их регистрационным делам на территории России по экстерриториальному признаку.

Налоговики при анализе регистрационных дел компании могут увидеть, что представителем в регистрирующем органе было одно и то же лицо. Это свидетельство аффилированности юридических лиц. Кроме того, информация динамична, налоговики оперативно узнают о смене юридического адреса или учредителей.

Налоговики могут регистрировать юридические лица, вести ЕГРЮЛ и ЕГРН в подсистемах. В них содержатся сведения об учете налогоплательщика в качестве арбитражного управляющего, оценщика, патентного поверенного и т. д., а также сведения об имуществе физических лиц.

Претензионная работа — новинка от АИС Налог-3

Претензионную и судебную работу налоговиков перевели в АИС Налог-3 совсем недавно.

Теперь в АИС Налог-3 есть данные дел о банкротствах, а также все сведения о жалобах и судебных разбирательствах.

В одном месте налоговики собирают весь массив информации по спорам и аргументацию к ним. Там же они найдут информацию о налогоплательщиках, ранее замешанных в судебных разбирательствах.

Проверяющим стало легче проводить аналитическую работу и готовиться к спорам.

Программа администрирования физических лиц

Полномасштабное введение этого программного комплекса в АИС Налог-3 позволило ФНС сделать администрирование имущественных налогов физических лиц более комфортным. Например, заявление на предоставление льготы можно подать в любой налоговый орган. Гражданам, не проживающим по адресу регистрации, не нужно ехать за много километров, чтобы подать документы.

Налоговики по месту постановки на учет физического лица имеют полные сведения обо всех объектах налогообложения (квартиры, жилые дома, дачи, гаражи, земельные участки, транспортные средства и т. д.).

Подсистема опасна только для недобросовестных налогоплательщиков. Налоговики видят информацию в динамике, сведения постоянно обновляются.

Программа позволяет формировать общее уведомление на уплату налогов, даже если объекты находятся на территории других инспекций.

2.1.3 зМБЧОПЕ НЕОА

пФЛТЩФШ Ctrl+O

дМС ПФЛТЩФЙС ЧЩВТБООПК РБРЛЙ ЙМЙ ЧЕФЛЙ ДЕТЕЧБ НПЦОП ЙУРПМШЪПЧБФШ ПДЙО ЙЪ УМЕДХАЭЙИ УРПУПВПЧ.

  1. чЩВТБФШ Ч НЕОА "жБКМ" ПРГЙА "пФЛТЩФШ Ctrl+O".
  2. оБЦБФШ ЛПНВЙОБГЙА ЛМБЧЙЫ Ctrl+O.
  3. оБЦБФШ ЛОПРЛХ "пФЛТЩФШ" ОБ РБОЕМЙ ЙОУФТХНЕОФПЧ.
  4. эЕМЛОХФШ НЩЫША ОБ РЙЛФПЗТБННЕ "+", ТБУРПМПЦЕООПК МЕЧЕЕ РЙЛФПЗТБННЩ РБРЛЙ.
  5. дЧБЦДЩ ЭЕМЛОХФШ МЕЧПК ЛОПРЛПК НЩЫЙ ОБ СТМЩЛЕ ЙМЙ ОБЪЧБОЙЙ РБРЛЙ (ЧЕФЛЙ).
  6. оБЦБФШ ЛМБЧЙЫХ Enter.
  7. чЩЪЧБФШ НЕОА ПЛОБ "дПЛХНЕОФЩ", ЭЕМЛОХЧ РТБЧПК ЛОПРЛПК НЩЫЙ ОБ РБРЛЕ ЙМЙ ЧЕФЛЕ, Й ЧЩВТБФШ РХОЛФ "пФЛТЩФШ".

рПУМЕ ПФЛТЩФЙС ЧЕФЛЙ ДЕТЕЧБ, ЛБЛ РТБЧЙМП, ЪБЗТХЦБЕФУС УРЕГЙБМШОБС РТПЗТБННБ "оБЧЙЗБФПТ".

рТЙ ПФЛТЩФЙЙ РБРПЛ ЙМЙ ЧЕФПЛ УПДЕТЦЙНПЕ ПЛОБ НПЦЕФ ЧЩКФЙ ЪБ РТЕДЕМЩ ЬЛТБОБ. рТЙ ЬФПН БЧФПНБФЙЮЕУЛЙ ЧПЪОЙЛБАФ ЧЕТФЙЛБМШОБС Й/ЙМЙ ЗПТЙЪПОФБМШОБС РПМПУБ РТПЛТХФЛЙ. дМС РТПЛТХЮЙЧБОЙС ПЛОБ ОХЦОП РЕТЕФБУЛЙЧБФШ ВЕЗХОПЛ, ЙМЙ ЭЕМЛБФШ ОБ РПМПУЕ РТПЛТХФЛЙ ЙМЙ ОБ ЛОПРЛБИ УНЕЭЕОЙС ЧЧЕТИ, ЧОЙЪ, ЧМЕЧП, ЧРТБЧП. дМС РТПЛТХЮЙЧБОЙС ПЛОБ У РПНПЭША ЛМБЧЙБФХТЩ УМЕДХЕФ ЙУРПМШЪПЧБФШ ЛПНВЙОБГЙЙ ЛМБЧЙЫЙ Ctrl Й ЛМБЧЙЫ ХРТБЧМЕОЙС ЛХТУПТПН PageUp, PageDown, ­ >, ¯ >, ¬ >, ® >.

лПНБОДБ РПЪЧПМСАФ ХДБМЙФШ БЛФЙЧОПЕ ПЛОП ЙЪ ТБВПЮЕЗП РТПУФТБОУФЧБ хтн. пРЕТБГЙС "ъБЛТЩФШ" ОЕЧПЪНПЦОБ МЙЫШ Ч ПДОПН УМХЮБЕ - РТЙ ОБМЙЮЙЙ РПДЮЙОЕООЩИ ПЛПО-ДПЛХНЕОФПЧ, УПЗМБУОП ЙЕТБТИЙЙ ПЛПО ЙЪ УФТПЛЙ "пФЛТЩФП" РБОЕМЙ ЙОУФТХНЕОФПЧ хтн. ч ЬФПН УМХЮБЕ ОЕПВИПДЙНП ЪБЛТЩФШ ЧУЕ РПДЮЙОЕООЩЕ ПЛОБ-ДПЛХНЕОФЩ.

чЩИПД Alt+F4

рЕТЕД ЧЩИПДПН ЙЪ РТПЗТБННЩ УМЕДХЕФ ЪБЛТЩФШ ЧУЕ ПФЛТЩФЩЕ ДПЛХНЕОФЩ, Ч ФПН ЮЙУМЕ Й УРТБЧПЮОЙЛЙ.

дМС ЧЩИПДБ ЙЪ РТПЗТБННЩ УМЕДХЕФ ЙУРПМШЪПЧБФШ ПДЙО ЙЪ УМЕДХАЭЙИ УРПУПВПЧ.

  1. чЩВТБФШ Ч НЕОА "жБКМ" РХОЛФ "чЩИПД Alt+F4".
  2. оБЦБФШ ЛПНВЙОБГЙА ЛМБЧЙЫ Alt+F4.
  3. дЧБЦДЩ ЭЕМЛОХФШ НЩЫША РП РЙЛФПЗТБННЕ Ч МЕЧПН ЧЕТИОЕН ХЗМХ ПЛОБ РТПЗТБННЩ.
  4. эЕМЛОХФШ НЩЫША ЬЛТБООХА ЛОПРЛХ У ЙЪПВТБЦЕОЙЕН ЛТЕУФЙЛБ Ч РТБЧПН ЧЕТИОЕН ХЗМХ.

рБОЕМЙ ЙОУФТХНЕОФПЧ

чЩЪЩЧБЕФУС ЛБУЛБДОПЕ НЕОА ЙЪ РХОЛФПЧ "лОПРЛЙ РЕТЕИПДПЧ", "пВЩЮОЩЕ ЛОПРЛЙ", "уФТПЛБ "пФЛТЩФП". у ЙИ РПНПЭША РПМШЪПЧБФЕМШ ЙНЕЕФ ЧПЪНПЦОПУФШ ОБУФТПЙФШ РБОЕМШ ЙОУФТХНЕОФПЧ. рП ХНПМЮБОЙА РБОЕМШ ЙОУФТХНЕОФПЧ РТЙУХФУФЧХЕФ ОБ ЬЛТБОЕ.

уФТПЛБ УПУФПСОЙС

уНЕОБ УПУФПСОЙС ЖМБЦЛБ ХРТБЧМСЕФ РТЙУХФУФЧЙЕН ОБ ЬЛТБОЕ УФТПЛЙ УПУФПСОЙС (ОБД РБОЕМША ЪБДБЮ). рП ХНПМЮБОЙА УФТПЛБ УПУФПСОЙС ПФПВТБЦБЕФУС.

пЛОП РПДУЛБЪЛЙ

уРЙУПЛ ДПЛХНЕОФПЧ Й ТЕЦЙНПЧ УПДЕТЦЙФ НОПЦЕУФЧП ТБЪМЙЮОЩИ РБРПЛ Й ДПЛХНЕОФПЧ, ОБЪОБЮЕОЙЕ ЛПФПТЩИ НПЦЕФ ВЩФШ ОЕЪОБЛПНП РПМШЪПЧБФЕМА (ПУПВЕООП Ч РЕТЧПЕ ЧТЕНС). дМС РПОЙНБОЙС ОБЪОБЮЕОЙС ЧЩВТБООПЗП ПВЯЕЛФБ НПЦОП ЧЩЧЕУФЙ ПЛОП "рПДУЛБЪЛБ", ЛПФПТПЕ НПЦЕФ УПДЕТЦБФШ ДПРПМОЙФЕМШОХА ЙОЖПТНБГЙА ПВ ПВЯЕЛФЕ. пЛОП РПДУЛБЪЛЙ ЙНЕЕФ ЧЕТФЙЛБМШОХА РПМПУХ РТПЛТХФЛЙ. рТЙНЕТ РПДУЛБЪЛЙ РТЕДУФБЧМЕО ОБ ТЙУХОЛЕ 3.


тЙУХОПЛ 3 - рПДУЛБЪЛБ оБЧЙЗБФПТБ

пВОПЧЙФШ F5

рТЙ ЙУРПМШЪПЧБОЙЙ ЛПНБОДЩ Ч ПЛОЕ "дПЛХНЕОФЩ" РТПЙУИПДЙФ ПВОПЧМЕОЙЕ УПДЕТЦЙНПЗП ДЕТЕЧБ ДПЛХНЕОФПЧ Й ТЕЦЙНПЧ. у ОБЮБМБ ТБВПФЩ Ч РТПЗТБННЕ ДП ЧЩЪПЧБ ДБООПК ЛПНБОДЩ НПЗМЙ РТПЙЪПКФЙ ЙЪНЕОЕОЙС Ч ЖХОЛГЙПОБМШОПК ТПМЙ, Л ЛПФПТПК РТЙЛТЕРМЕО РПМШЪПЧБФЕМШ, Ф.Е. БДНЙОЙУФТБФПТ УЙУФЕНЩ, ЧПЪНПЦОП, РЕТЕПРТЕДЕМЙМ РТБЧБ ДПУФХРБ. пРГЙС "пВОПЧЙФШ" ОЕ ФПМШЛП ЪБЛТЩЧБЕФ ПФЛТЩФЩЕ РБРЛЙ, ОП Й ДЕМБЕФ БЛФХБМШОПК ЙЕТБТИЙА РБРПЛ, ЧЕФПЛ Й ТЕЦЙНПЧ, ТБЪТЕЫЕООЩИ БДНЙОЙУФТБФПТПН.

тБВПЮЕЕ РТПУФТБОУФЧП хтн НПЦЕФ УПДЕТЦБФШ НОПЦЕУФЧП ПФЛТЩФЩИ ПЛПО. рТЙ ПФЛТЩФЙЙ ОПЧПЗП ПЛОБ хтн УПИТБОСЕФ ЕЗП ОБЙНЕОПЧБОЙЕ Ч ЙЕТБТИЙЮЕУЛПН УРЙУЛЕ, ЛПФПТЩК НПЦОП РПУНПФТЕФШ Ч УФТПЛЕ "пФЛТЩФП" РБОЕМЙ ЙОУФТХНЕОФПЧ хтн. лТПНЕ ФПЗП, хтн ИТБОЙФ РПУМЕДПЧБФЕМШОПУФШ РЕТЕИПДПЧ НЕЦДХ ПФЛТЩФЩНЙ ПЛОБНЙ. нЕОА "рЕТЕИПД" РТЕДПУФБЧМСЕФ ОЕУЛПМШЛП УРПУПВПЧ ОБЧЙЗБГЙЙ НЕЦДХ ПФЛТЩФЩНЙ ПЛОБНЙ.

нЕОА УПДЕТЦЙФ 3 ЗТХРРЩ ПРГЙК.

"оБЪБД", "чРЕТЕД", "оБ ПДЙО ХТПЧЕОШ ЧЧЕТИ" - ЛПНБОДЩ, У РПНПЭША ЛПФПТЩИ ПУХЭЕУФЧМСЕФУС РЕТЕНЕЭЕОЙЕ НЕЦДХ ПФЛТЩФЩНЙ ПЛОБНЙ Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У ЙИ ЧМПЦЕООПУФША. бЛФЙЧЙЪЙТХЕФУС РТЕДЩДХЭЕЕ, УМЕДХАЭЕЕ (ЧЩЫЕУФПСЭЕЕ) ПЛОП УПЗМБУОП РПУМЕДПЧБФЕМШОПУФЙ РЕТЕИПДПЧ (ЙЕТБТИЙЙ ПЛПО).

"дПЛХНЕОФЩ", "уРЙУЛЙ ЙНС УЕТЧЕТБ\ЙНС ВБЪЩ ДБООЩИ" - ЬФЙ РХОЛФЩ НЕОА УМХЦБФ ДМС ФПЗП, ЮФПВЩ УДЕМБФШ БЛФЙЧОЩН ПЛОП "дПЛХНЕОФЩ" ЙМЙ "уРЙУЛЙ" УППФЧЕФУФЧЕООП.

уРЙУПЛ ПФЛТЩФЩИ ПЛПО - БЛФЙЧЙЪЙТХЕФУС ЧЩВТБООПЕ ПЛОП ЙЪ РЕТЕЮОС. зБМПЮЛПК РПНЕЮЕОП БЛФЙЧОПЕ ПЛОП.

пРГЙС РТЕДОБЪОБЮЕОБ ДМС РПЙУЛБ ОХЦОПЗП ЬМЕНЕОФБ ДЕТЕЧБ ДПЛХНЕОФПЧ Й ТЕЦЙНПЧ. пЛОП "рПЙУЛ" ЙНЕЕФ УМЕДХАЭЙК ЧЙД (ТЙУХОПЛ 4). ч РПМЕ "пВТБЪЕГ" ЧЧПДЙФУС ЙУЛПНПЕ ЧЩТБЦЕОЙЕ (ЮБУФШ УМПЧБ ЙМЙ РТЕДМПЦЕОЙС) ВЕЪ ХЮЕФБ ТЕЗЙУФТБ. рТЙ ОБЦБФЙЙ ЛОПРЛЙ "оБКФЙ ДБМЕЕ" ПУХЭЕУФЧМСЕФУС РПЙУЛ ЙУЛПНПЗП ЧЩТБЦЕОЙС Ч УРЙУЛЕ ДПЛХНЕОФПЧ Й ТЕЦЙНПЧ. еУМЙ ЙУЛПНЩК ПВЯЕЛФ (РБРЛБ ЙМЙ ДПЛХНЕОФ) ОБКДЕО, ФП ПО УФБОПЧЙФУС БЛФЙЧОЩН (ПФНЕЮБЕФУС ГЧЕФПН). еУМЙ ХУФБОПЧЙФШ ЖМБЦПЛ "оБЮБФШ УОБЮБМБ", ФП РПЙУЛ ЧПЪПВОПЧМСЕФУС.


тЙУХОПЛ 4 - рПЙУЛ

цХТОБМ УПВЩФЙК…

пЛОП "цХТОБМ УПВЩФЙК" ПФПВТБЦБЕФ УПВЩФЙС, РТПЙУИПДЙЧЫЙЕ Ч ФЕЮЕОЙЕ ТБВПФЩ хтн, Ч ФПН ЮЙУМЕ ПЫЙВЛЙ ТБВПФЩ ЛПНРПОЕОФ УЙУФЕНЩ ьпд (ТЙУХОПЛ 5). чУЕ УПВЩФЙС УПИТБОСАФУС Ч УРЕГЙБМШОПН ЖБКМЕ "Events.log", ТБУРПМБЗБАЭЕНУС Ч ТБВПЮЕН ЛБФБМПЗЕ хтн. лТПНЕ ФПЗП, ПВЕУРЕЮЙЧБЕФУС ЖХОЛГЙПОЙТПЧБОЙЕ "цХТОБМБ УПВЩФЙК" Ч ФЕТНЙОБМШОПН ТЕЦЙНЕ ТБВПФЩ ьпд.

цХТОБМ УПВЩФЙК ПФПВТБЦБЕФ УМЕДХАЭЙЕ УЧПКУФЧБ УПВЩФЙС:

  1. "фЙР". пЫЙВЛБ/йОЖПТНБГЙС.
  2. "дБФБ". дБФБ ТЕЗЙУФТБГЙЙ УПВЩФЙС.
  3. "чТЕНС". чТЕНС ТЕЗЙУФТБГЙЙ УПВЩФЙС.
  4. "рПМШЪПЧБФЕМШ". йНС РПМШЪПЧБФЕМС хтн.
  5. "рТЙМПЦЕОЙЕ". йНС ЛПНРПОЕОФЩ ьпд, ЪБТЕЗЙУФТЙТПЧБЧЫЕК УПВЩФЙЕ.
  6. "уПВЩФЙЕ". фЕЛУФ УПВЩФЙС.

цХТОБМ УПВЩФЙК ПФПВТБЦБЕФ УПВЩФЙС, РТПЙУИПДЙЧЫЙЕ Ч ФЕЮЕОЙЕ РТЕДЩДХЭЙИ 7 ДОЕК. "уФБТЩЕ" УПВЩФЙС ХДБМСАФУС БЧФПНБФЙЮЕУЛЙ.


тЙУХОПЛ 5 - цХТОБМ УПВЩФЙК

нЕОА "жБКМ" ПЛОБ "цХТОБМ УПВЩФЙК":

  1. "пФЛТЩФШ. Ctrl+O". рПЪЧПМСЕФ РПМШЪПЧБФЕМА (БДНЙОЙУФТБФПТХ УЙУФЕНЩ) РТПУНПФТЕФШ "цХТОБМ УПВЩФЙК" ДТХЗПЗП РПМШЪПЧБФЕМС УЙУФЕНЩ. ъБНЕЮБОЙЕ: ОЕПВИПДЙН РПМОЩК ДПУФХР Л ТБЪДЕМЕООПНХ ТЕУХТУХ РПМШЪПЧБФЕМС.
  2. "уПИТБОЙФШ ЛБЛ. Ctrl+S". уПИТБОСЕФ "цХТОБМ УПВЩФЙК" Ч ЧЙДЕ ЛПРЙЙ ЖБКМБ.
  3. "пЮЙУФЙФШ ЧУЕ Shift+Del". хДБМСЕФ ЧУЕ УПВЩФЙС.
  4. "ьЛУРПТФ Ч MS Office…". рПЪЧПМСЕФ ЖПТНЙТПЧБФШ ДПЛХНЕОФ MS Word ЙМЙ MS Excel У УППВЭЕОЙСНЙ цХТОБМБ. пРЙУБОЙЕ РТЙЧЕДЕОП Ч РХОЛФЕ 2.2.9.
  5. "ъБЛТЩФШ Alt+F4". ъБЛТЩЧБЕФ ПЛОП "цХТОБМ УПВЩФЙК".

нЕОА "чЙД" ПЛОБ "цХТОБМ УПВЩФЙК":

  1. зТХРРБ ЖМБЦЛПЧ "рПЛБЪЩЧБФШ ЧУЕ", "рПЛБЪЩЧБФШ ПЫЙВЛЙ", "рПЛБЪЩЧБФШ ЙОЖПТНБГЙА" ХРТБЧМСЕФ ЧЙДПН ЦХТОБМБ УПВЩФЙК. рП ХНПМЮБОЙА РПЛБЪЩЧБАФУС ЧУЕ УПВЩФЙС.
  2. "оБКФЙ F3".

пРГЙС РТЕДОБЪОБЮЕОБ ДМС РПЙУЛБ ОХЦОПК ЪБРЙУЙ Ч ЦХТОБМЕ УПВЩФЙК. пЛОП РПЙУЛБ ЙНЕЕФ УМЕДХАЭЙК ЧЙД (ТЙУХОПЛ 6). ч РПМЕ "юФП" ЧЧПДЙФУС ЙУЛПНПЕ УПВЩФЙЕ (ЮБУФШ УМПЧБ ЙМЙ РТЕДМПЦЕОЙС) ВЕЪ ХЮЕФБ ТЕЗЙУФТБ. чЩРПМОСФШ РПЙУЛ УПВЩФЙС РП ЧУЕНХ ЦХТОБМХ ЙМЙ РП УФПМВГХ - ПРТЕДЕМСЕФ РПМШЪПЧБФЕМШ. рП ХНПМЮБОЙА ХУФБОПЧМЕОП "йУЛБФШ чЕЪДЕ". рП ЛОПРЛЕ "оБКФЙ" ПУХЭЕУФЧМСЕФУС РПЙУЛ. оБКДЕООПЕ УПВЩФЙЕ УФБОПЧЙФУС БЛФЙЧОЩН (ПФНЕЮБЕФУС ГЧЕФПН). еУМЙ ХУФБОПЧЙФШ ЖМБЦПЛ "оБЮБФШ УОБЮБМБ", ФП РПЙУЛ ЧПЪПВОПЧМСЕФУС.


тЙУХОПЛ 6 - оБКФЙ

3. рП ЛПНБОДЕ "пВОПЧЙФШ F5" УППФЧЕФУФЧЕООП ПВОПЧМСЕФУС УПДЕТЦЙНПЕ ЦХТОБМБ УПВЩФЙК.

лПНБОДБ РТЕДОБЪОБЮЕОБ ДМС ОБУФТПКЛЙ РБТБНЕФТПЧ хтн Й оБЧЙЗБФПТБ (ТЙУХОПЛ 7).


тЙУХОПЛ 7 - оБУФТПКЛБ

рБТБНЕФТЩ ОБУФТПКЛЙ УМЕДХАЭЙЕ.

1. "тБВПЮБС РБРЛБ:". рХФШ Л НЕУФПТБУРПМПЦЕОЙА ActiveX ДПЛХНЕОФПЧ (*.vbd). рЕТЧПОБЮБМШОП СЧМСЕФУС ТБВПЮЙН ЛБФБМПЗПН хтн.

2. "нБЛУЙНБМШОПЕ ЛПМЙЮЕУФЧП ПФВЙТБЕНЩИ ПВЯЕЛФПЧ:". ьФП ЮЙУМП ПФ 10 ДП 25 000. лБЛ РТБЧЙМП, ЧП ЧУЕИ РТЙМПЦЕОЙСИ ДБООЩЕ РПЛБЪЩЧБАФУС Ч ЧЙДЕ ФБВМЙГЩ У РПНПЭША РТПЗТБННЩ "оБЧЙЗБФПТ". дБООЩК РБТБНЕФТ ПЗТБОЙЮЙЧБЕФ ЮЙУМП ПФВЙТБЕНЩИ ПВЯЕЛФПЧ (ЪБРЙУЕК, УФТПЛ ФБВМЙГЩ) Ч ПЛОЕ "оБЧЙЗБФПТ". пЗТБОЙЮЕОЙЕ ПВЕУРЕЮЙЧБЕФ УОЙЦЕОЙЕ ОБЗТХЪЛЙ ОБ УЕТЧЕТ, УЕФЕЧПК ФТБЖЙЛ Й ТЕУХТУЩ ТБВПЮЕК УФБОГЙЙ, РПЬФПНХ ТЕЛПНЕОДХЕФУС ЙУРПМШЪПЧБФШ ЪОБЮЕОЙЕ 300 - 800. юЕН НЕОШЫЕ ЮЙУМП ПВЯЕЛФПЧ, ФЕН ВЩУФТЕЕ ПФПВТБЦБЕФУС ТЕЪХМШФБФ ЪБРТПУБ. рП ХНПМЮБОЙА ХУФБОПЧМЕОП ЪОБЮЕОЙЕ Ч 500 ПВЯЕЛФПЧ. еУМЙ ЪОБЮЕОЙЕ РБТБНЕФТБ ЧЩДЕМЕОП ЙОЧЕТУОП, ФП ЕЗП ОЕМШЪС ПФТЕДБЛФЙТПЧБФШ.

ъОБЮЕОЙЕ РБТБНЕФТБ "нБЛУЙНБМШОПЕ ЛПМЙЮЕУФЧП ПФВЙТБЕНЩИ ПВЯЕЛФПЧ" Й ЧПЪНПЦОПУФШ ЕЗП ТЕДБЛФЙТПЧБФШ ПРТЕДЕМСЕФУС БДНЙОЙУФТБФПТПН УЙУФЕНЩ. бДНЙОЙУФТБФПТ ьпд НПЦЕФ ОБУФТБЙЧБФШ ЪОБЮЕОЙЕ РБТБНЕФТБ ДМС ЖХОЛГЙПОБМШОПК ТПМЙ, Ф.Е. ЧУЕ РПМШЪПЧБФЕМЙ ПДОПК ТПМЙ ВХДХФ ЙНЕФШ ПДЙОБЛПЧЩЕ ОБУФТПКЛЙ РБТБНЕФТБ.

дМС ЬФПЗП Ч ФБВМЙГЕ "FunctionRole" (жХОЛГЙПОБМШОЩЕ ТПМЙ) РТЕДОБЪОБЮЕОЩ РПМС:

  • Editable "нБЛУ. ЛПМ-ЧП ПВЯЕЛФПЧ Ч оБЧЙЗБФПТЕ (ЙЪНЕОСЕФУС РПМШЪПЧБФЕМЕН)" - ЧПЪНПЦОПУФШ ЙЪНЕОЕОЙС РБТБНЕФТБ ДПМЦОПУФОЩН МЙГПН (ТБЪТЕЫЕОП ЙМЙ ЪБРТЕЭЕОП);
  • DefValue "нБЛУ. ЛПМ-ЧП ПВЯЕЛФПЧ Ч оБЧЙЗБФПТЕ (РП ХНПМЮБОЙА)" - ОБЮБМШОПЕ ЪОБЮЕОЙЕ РБТБНЕФТБ (ЪОБЮЕОЙЕ Ч УМХЮБЕ ЪБРТЕФБ ОБ ЙЪНЕОЕОЙЕ);
  • MaxValue "нБЛУ. ЛПМ-ЧП ПВЯЕЛФПЧ Ч оБЧЙЗБФПТЕ (НБЛУ. ЪОБЮЕОЙЕ)" - НБЛУЙНБМШОП ЧПЪНПЦОПЕ ЪОБЮЕОЙЕ РБТБНЕФТБ.

рТЙ ДПВБЧМЕОЙЙ РПМЕК ХУФБОПЧМЕОЩ УМЕДХАЭЙЕ ОБЮБМШОЩЕ ЪОБЮЕОЙС:

  • ЧПЪНПЦОПУФШ ЙЪНЕОЕОЙС - ТБЪТЕЫЕОП;
  • ЪОБЮЕОЙЕ РП ХНПМЮБОЙА - 500 ПВЯЕЛФПЧ;
  • НБЛУЙНБМШОПЕ ЪОБЮЕОЙЕ - 25000 ПВЯЕЛФПЧ.

ч УМХЮБЕ ЕУМЙ ФЕЛХЭЕЕ ХУФБОПЧМЕООПЕ ЪОБЮЕОЙЕ РПМШЪПЧБФЕМС РТЕЧЩЫБЕФ НБЛУЙНБМШОП ЧПЪНПЦОПЕ ЪОБЮЕОЙЕ ОБУФТПКЛЙ ЕЗП ТПМЙ, ФП ЪОБЮЕОЙЕ ХНЕОШЫБЕФУС ДП НБЛУЙНБМШОП ЧПЪНПЦОПЗП.

ч УМХЮБЕ ЕУМЙ РПМШЪПЧБФЕМСН ТПМЙ ЪБРТЕЭЕОП ЙЪНЕОСФШ ЪОБЮЕОЙЕ РБТБНЕФТБ, ФП ЪОБЮЕОЙЕ РБТБНЕФТБ ТБЧОП ЪОБЮЕОЙА РБТБНЕФТБ РП ХНПМЮБОЙА (DefValue). рТЙ ЬФПН РПМШЪПЧБФЕМЙ ОЕ НПЗХФ ЙЪНЕОЙФШ ЪОБЮЕОЙЕ РБТБНЕФТБ Ч ПЛОЕ "оБУФТПКЛБ".

ч УМХЮБЕ ЕУМЙ РПМШЪПЧБФЕМСН ТПМЙ ТБЪТЕЫЕОП ЙЪНЕОСФШ ЪОБЮЕОЙЕ РБТБНЕФТБ, ФП Ч ПЛОЕ "оБУФТПКЛБ" РПМШЪПЧБФЕМЙ НПЗХФ ХУФБОПЧЙФШ ЪОБЮЕОЙЕ РБТБНЕФТБ Ч ДЙБРБЪПОЕ ПФ 10 ДП НБЛУЙНБМШОП ЧПЪНПЦОПЗП (MaxValue), ОП ОЕ ВПМЕЕ 25000.

рХФШ Ч ДЕТЕЧЕ ДПЛХНЕОФПЧ Й ТЕЦЙНПЧ: бДНЙОЙУФТЙТПЧБОЙЕ УЙУФЕНЩ\жХОЛГЙПОБМШОЩЕ ТПМЙ Й ДПМЦОПУФОЩЕ МЙГБ\жХОЛГЙПОБМШОЩЕ ТПМЙ\хУФБОПЧЙФШ РБТБНЕФТЩ оБЧЙЗБФПТБ ДМС ТПМЙ(ЕК).

тЕЦЙН ДПУФХРЕО ФПМШЛП dbo-РПМШЪПЧБФЕМА.

3. "оЕ УПЪДБЧБФШ ЛПРЙА УХЭЕУФЧХАЭЕЗП ПЛОБ". ч УМХЮБЕ ХУФБОПЧМЕООПЗП ЪОБЮЕОЙС, хтн ЪБРТЕЭБЕФ ПФЛТЩФЙЕ ЛПРЙЙ УХЭЕУФЧХАЭЕЗП ПЛОБ "оБЧЙЗБФПТБ".

чЩЪПЧ УРТБЧЛЙ F1

пУХЭЕУФЧМСЕФУС ЧЩЪПЧ УРТБЧПЮОПК УЙУФЕНЩ (ТЙУХОПЛ 8). ъБЗТХЦБЕФУС ТХЛПЧПДУФЧП РПМШЪПЧБФЕМС.


тЙУХОПЛ 8 - рПНПЭШ РП бйу оБМПЗ

уРТБЧЛБ УДЕМБОБ У РПНПЭША Microsoft HTML Help system. пЛОП рПНПЭЙ УПУФПЙФ ЙЪ ФТЕИ ЮБУФЕК:

  1. чЕТИОЕК - рБОЕМЙ ЙОУФТХНЕОФПЧ.
  2. мЕЧПК - рБОЕМЙ ОБЧЙЗБГЙЙ.
  3. рТБЧПК, ЗДЕ ПФПВТБЦБЕФУС УПВУФЧЕООП УРТБЧПЮОБС ЙОЖПТНБГЙС (ТЙУХОПЛ 9).

тЙУХОПЛ 9 - уПДЕТЦБОЙЕ РПДТБЪДЕМБ "оБЧЙЗБФПТ"

еУФШ ЧПЪНПЦОПУФШ ОБЙВПМЕЕ ЮБУФП ЙУРПМШЪХЕНЩЕ ЖБКМЩ РПМПЦЙФШ Ч "йЪВТБООПЕ" (ТЙУХОПЛ 10).


тЙУХОПЛ 10 - ъБЛМБДЛБ "йЪВТБООПЕ"

дМС ЬФПЗП ОХЦОП ОБЦБФШ ЛОПРЛХ "дПВБЧЙФШ", ЛПЗДБ ОЕПВИПДЙНЩК ЖБКМ ЪБЗТХЦЕО Ч РТБЧПК ЮБУФЙ ПЛОБ. рТЕДЧБТЙФЕМШОП НПЦОП РПНЕОСФШ ОБЪЧБОЙЕ ЪБРПНЙОБЕНПК УФТБОЙЮЛЙ ОБ ВПМЕЕ ХДПВОПЕ Ч РПМЕ "фЕЛХЭЙК ТБЪДЕМ". дМС РПУМЕДХАЭЕЗП ХДБМЕОЙС Й РТПУНПФТБ ЬФЙИ УФТБОЙГ ЙУРПМШЪХАФУС УППФЧЕФУФЧЕООП ЛОПРЛЙ "хДБМЙФШ" Й "рПЛБЪБФШ".

тХЛПЧПДУФЧП РПМШЪПЧБФЕМС

йНЕЕФУС ЧПЪНПЦОПУФШ ПФЛТЩЧБФШ ОБ РТПУНПФТ ТХЛПЧПДУФЧП РПМШЪПЧБФЕМС УЙУФЕНЩ ьпд ОЕРПУТЕДУФЧЕООП ЙЪ РТПЗТБННЩ. лБФБМПЗ "тХЛПЧПДУФЧП" УПДЕТЦЙФУС Ч УЕФЕЧПК РБРЛЕ У ПВОПЧМЕОЙЕН бйу оБМПЗ. бДНЙОЙУФТБФПТ ДПМЦЕО РПДДЕТЦЙЧБФШ БЛФХБМШОПУФШ УПДЕТЦЙНПЗП ДБООПЗП ЛБФБМПЗБ.

йОУФТХЛГЙЙ Л ЧЕТУЙЙ

йНЕЕФУС ЧПЪНПЦОПУФШ ПФЛТЩЧБФШ ОБ РТПУНПФТ ЙОУФТХЛГЙЙ Л ЧЕТУЙЙ УЙУФЕНЩ ьпд ОЕРПУТЕДУФЧЕООП ЙЪ РТПЗТБННЩ. лБФБМПЗ "йОУФТХЛГЙЙ" УПДЕТЦЙФУС Ч УЕФЕЧПК РБРЛЕ У ПВОПЧМЕОЙЕН бйу оБМПЗ. бДНЙОЙУФТБФПТ ДПМЦЕО РПДДЕТЦЙЧБФШ БЛФХБМШОПУФШ УПДЕТЦЙНПЗП ДБООПЗП ЛБФБМПЗБ.

зПТСЮБС МЙОЙС

йНЕЕФУС ЧПЪНПЦОПУФШ ОБРЙУБФШ ЬМЕЛФТПООПЕ РЙУШНП ОБ БДТЕУБ "ЗПТСЮЕК МЙОЙЙ" (Ч УМХЦВХ УПРТПЧПЦДЕОЙС) ОЕРПУТЕДУФЧЕООП ЙЪ УЙУФЕНЩ ьпд.

бйу оБМПЗ Ч йОФЕТОЕФЕ…

ъБЗТХЪЛБ Ч MS Internet Explorer Web-УФТБОЙГЩ жЙМЙБМБ жзхр зойчг жоу тПУУЙЙ Ч ржп.

п РТПЗТБННЕ

чЩЪЩЧБЕФУС ПЛОП (ТЙУХОПЛ 11), ЛПФПТПЕ УПДЕТЦЙФ УЧЕДЕОЙС П ЧЕТУЙПООПУФЙ, ПТЗБОЙЪБГЙЙ-ТБЪТБВПФЮЙЛЕ, Б ФБЛЦЕ ЙОЖПТНБГЙА П ВБЪЕ ДБООЩИ Й РПМШЪПЧБФЕМЕ УЙУФЕНЩ.


тЙУХОПЛ 11 - п РТПЗТБННЕ

Я вам уже рассказывал про «План деятельности ФНС России на 2021 год». И я рассказывал о том, какие цифровые системы и платформы налоговики введут в этом году, чтобы всех нас поставить под контроль. И в комментариях меня спросили: «Туров, откуда у тебя информация про АИС «Налог-3»? Это же, типа, секретная информация». На самом деле, эта информация не секретная, и сегодня я расскажу вам об этой системе.

Когда появилась АИС «Налог-3»

Итак, еще 4 года назад Мишустин Михаил Владимирович, нынешний премьер-министр, издал Приказ ФНС России от 14.03.2016 №ММВ-7-12/134@ «Об утверждении Положения об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы (АИС „Налог-3“)».

Еще в 2016 году налоговики выпустили, скажем так, «центральный блок» этой АИС «Налог-3». А сейчас к этому «центральному блоку» они подмонтируют дополнительные платформы и информационные системы, чтобы все это работало качественнее.

Что нужно знать про АИС «Налог-3»

«АИС «Налог-3» представляет собой единую информационную систему ФНС России, обеспечивающую автоматизацию деятельности ФНС России по всем выполняемым функциям, определяемым Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 (в действующей редакции, далее — Положение о ФНС России), в том числе прием, обработку, предоставление данных и анализ информации, формирование информационных ресурсов налоговых органов, статистических данных, сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере полномочий ФНС России и предоставления информации внешним потребителям».

Для чего создана «АИС Налог-3»

«АИС «Налог-3» направлена на решение следующих задач:

а) обеспечение „открытости“ налоговых органов для налогоплательщика, путем упрощения процедур его взаимодействия с ФНС России и перевода их в электронный вид;

б) создание единого информационного массива и подключение налоговых органов к новым внешним источникам информации;

в) гарантированное соблюдение регламентных процедур налогового администрирования, качество и сроки их реализации;

г) снижение текущих издержек налогового администрирования, в первую очередь за счет создания и внедрения электронной системы массовой обработки поступающих в налоговые органы сведений;

д) совершенствование процедур информационного взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления;

е) обеспечение контроля над налоговой деятельностью налогоплательщика путем создания единого и достоверного ресурса, содержащего всю информацию по конкретному налогоплательщику («досье» налогоплательщика), в том числе сведения, позволяющие своевременно выявлять признаки ухода от уплаты налогов;

ж) обеспечение автоматизированного мониторинга деятельности Федеральной налоговой службы со стороны руководства налоговых органов;

з) повышение качества контрольной работы, в том числе за счет комплексного использования созданного единого информационного ресурса и подключения налоговых органов к новым внешним источникам информации;

и) повышение качества принятия решений, анализа и прогнозирования за счет создания аналитических инструментов, позволяющих проводить анализ и прогнозирование налоговых поступлений с учетом макроэкономических показателей и внешних факторов».

Понимаете, когда я весь прошлый год твердил, что на вас ведется досье, кто-то мог бы там повертеть у виска и сказать, что я вас просто запугиваю и т.д. Я всего-навсего это прочитал в официальных правительственных документах. Это не я придумал! Просто напомню, что по каждому конкретному налогоплательщику собирается информация. В том числе в это досье собираются сведения, позволяющие своевременно выявлять признаки ухода от уплаты налогов.

«Пользователями информации и сведений АИС «Налог-3» также являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и налогоплательщики (в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и действующими соглашениями, далее — внешние пользователи)».

То есть у вас есть небольшое право доступа. Потому что в АИС «Налог-3» есть открытая часть информации. А есть еще так называемая «информация ограниченного доступа». Что в ней про вас написано вы, конечно же, никогда не узнаете.

Все государевы органы могут получать информацию из АИС «Налог-3». Другое дело, что доступ к ним прослеживается. Видно, кто куда заходил, кто что копировал. По этому документу должна быть обеспечена защита информации.

Мы сейчас не говорим о том, что информация из АИС «Налог-3» должна утечь на Митинский рынок и продаваться в даркнете. Мы исходим из того, что государственные органы — честные люди, и когда они получают эту информацию о вас, они ее не разглашают и не будут использовать против нас для организации рейдерских захватов и иных неправомерных действий.

Но вот что интересно, «открытость для интеграции АИС «Налог-3» с существующими и создаваемыми государственными и иными информационными ресурсами, ведомственными и межведомственными информационными системами на основе единой системы справочников, классификаторов и единых стандартов информационного взаимодействия».

Вывод

Когда заработают те платформы, о которых я говорил, они будут подстыкованы все к АИС «Налог-3». На самом деле, мы получим Большого Брата. Реального Большого Брата, которого можно будет использовать как во вред гражданам нашей страны, так и во благо. Я очень надеюсь, что этот Большой Брат будет использоваться во благо.

Напишите в комментариях, понравилась вам АИС «Налог-3» или нет? Жду ваших комментариев. А также жду вас на моих семинарах.

Одна из старейших ИТ-компаний страны сегодня сосредоточена на создании государственных автоматизированных информационных систем. Со многими из них в год пандемии напрямую сталкивались и индивидуальные предприниматели, и целые компании. О том, как удалось в кратчайшие сроки создать ИТ-основу под субсидирование юридических лиц, и какую роль в современных системах ФНС играет импортозамещение, в интервью CNews рассказал Олег Богатырев, генеральный директор «Главного научного инновационного внедренческого центра» (ГНИВЦ).

CNews: Ваша компания является одной из старейших ИТ-компаний страны. Кто ваши основные заказчики и какие у вас показатели по обороту?

Олег Богатырев: Действительно, наша история началась в 1977 году, когда был создан информационно-вычислительный центр Минфина РСФСР. Сегодня ГНИВЦ — это современная ИТ- компания и технологический партнер государственных структур и лидеров российского бизнеса в области комплексной автоматизации сложных бизнес-процессов. Мы являемся системным интегратором и занимаемся разработкой и сопровождением крупнейших государственных информационных систем. Нашими ключевыми заказчиками являются ФНС России и Минфин России.

Конечно, ГНИВЦ не дотягивает по оборотам до таких лидеров ИТ-отрасли, как EPAM, «Ланит», Softline, «КРОК», «АйТеко» и других. Но в технологическом плане мы не только не отстаем, но и в чем-то опережаем своих коллег, поскольку у нас есть уникальная возможность использовать новые технологии в наших проектах буквально в момент их появления. Ведь ни для кого не секрет, что ФНС сегодня является передовым ведомством в сфере ИТ и цифровизации.

За последние 10 лет силами ГНИВЦ были созданы и внедрены системы и сервисы, которые помогли серьезно изменить облик налогового администрирования.

CNews: Какими были ваши наиболее значимые проекты?

Олег Богатырев: Самый масштабный проект — это создание централизованной системы АИС «Налог-3». Он стартовал в 2010 году, и к тому моменту архитектура основного ПК ФНС России — СЭОД (Система электронной обработки документов) не модернизировалась более 10 лет. Она оставалась децентрализованной, тогда как с течением времени создавалось все больше новых функциональных подсистем и сервисов в централизованном исполнении. Все вместе это привело к усложнению процедур сопровождения и технической поддержки системы с многочисленными перетоками данных и высокой совокупной стоимостью владения.

gnivc1000.jpg

Олег Богатырев: в технологическом плане мы не только не отстаем, но и в чем-то опережаем своих коллег

АИС «Налог-3» представляет собой полностью централизованную систему, реализованную в трехзвенной архитектуре «клиент-сервер» и функционирующую на физически единой базе данных. Сегодня абсолютно все функции налогового администрирования включены в эту систему, а все налоговые органы работают в едином рабочем пространстве. В качестве базовых платформ, на которых создавался АИС «Налог-3», были выбраны решения Microsoft (серверы приложений и клиентские места), Oracle Exadata (СУБД транзакционного сегмента) и Teradata (СУБД аналитического сегмента). В настоящее время идет процесс поэтапного перевода системы на импортозамещающие технологии.

При проектировании АИС «Налог-3» был выделен набор общесистемных компонент, упрощающих и стандартизирующих подходы к решению задач, связанных с реализацией процессного подхода при автоматизации технических процессов налогового администрирования. Этот набор общесистемных компонент был назван КПИ (компоненты прикладной инфраструктуры). Слой КПИ разработан в GRID-архитектуре, что позволяет разбивать серверы приложений по группам прикладных функций и ролям (серверы интерактивной или автоматической работы). Использование заложенных в КПИ архитектурных возможностей позволяет осуществлять горизонтальное масштабирование системы за счет добавления новых вычислительных ресурсов. КПИ является собственной разработкой ГНИВЦ.

CNews: Как проходила разработка и внедрение системы?

Олег Богатырев: Их можно разделить на три этапа. В 2014 году была внедрена в промышленную эксплуатацию первая очередь АИС «Налог-3», реализующая функции государственной регистрации и налогового учета всех категорий налогоплательщиков. Это позволило навести порядок в НСИ и перейти на ее централизованное ведение, а также внедрить механизмы контроля целостности данных. В 2015 году была внедрена вторая очередь, реализующая функции налогообложения имущества физических лиц. А 2019 году внедрение было полностью завершено. С этого момента все функции налогового администрирования по всем категориям налогоплательщиков осуществляются в единой централизованной системе.

Сегодня АИС «Налог-3» обслуживает более 150 тыс. пользователей — сотрудников ФНС России и ФКУ «Налог-сервис». В рамках внедрения была проведена полномасштабная нормализация данных и интеграция более 900 баз данных СЭОД в единое транзакционное хранилище, которое содержит сведения о 180 млн налогоплательщиках. Общий объем транзакционной базы данных превышает 1 ПБ (ежедневный прирост данных — 1 Тб). Объем программного кода составляет более 16 млн строк. Ежегодно в рамках АИС «Налог-3» формируются и обрабатываются сотни миллионов документов. АИС «Налог-3» также является платформой для обслуживания внешних пользователей и информационных систем: ежегодно к данным и сервисам АИС обращаются более 50 млн внешних пользователей и более 25 тыс. участников обмена через СМЭВ.

CNews: Какие еще знаковые проекты у вас были реализованы?

Олег Богатырев: Проект АСК НДС был запущен в 2014 году. Его целью было создание эффективного механизма для пресечения случаев неуплаты и необоснованного возмещения НДС. Федеральным законодательством на налогоплательщиков НДС была возложена обязанность представления в ФНС в электронном виде сведений из книг покупок-продаж. АСК НДС занимается сбором, хранением и сопоставлением сведений о цепочках продаж с целью выявления разрывов, электронным взаимодействием с налогоплательщиками, визуализацией и анализом цепочек контрагентов, формированием пользовательских заданий инспекторам для отработки выявленных нарушений. Это был первый масштабный проект с использованием открытого ПО — Hadoop, HBase, Spark, Phoenix и т.п. Система принимает и обрабатывает сведения примерно из 5 млрд счетов-фактур ежегодно, а общий объем этих данных составляет 50 ТБ. Реализация проекта дала колоссальный эффект — разрывы в цепочках НДС сократились с 8% до 0,6%, а сам НДС стал одним из самых прозрачных налогов, который показывает постоянный устойчивый рост.

Другой крупный проект — АСК ЗАГС — начался в конце 2016 года. Основной целью создания системы была централизация услуг ЗАГС и сбор всех исторических записей с 1926 года в едином реестре. На тот момент времени все системы ЗАГС были децентрализованы и каждый регион работал в своей собственной системе, отсутствовала возможность оперативного взаимодействия и обмена информацией между органами ЗАГС, была крайне затруднена процедура формирования оперативной и объективной статистики. Необходимо было создать единую централизованную систему, в которой бы работали все органы ЗАГС, оператором системы была определена ФНС России. Решение должно было базироваться исключительно на импортозамещенном оборудовании и ПО с открытым кодом. АСК ЗАГС была реализована за 1 год 8 месяцев, в том числе был развернут обособленный ЦОД в городе Городце, а во все органы ЗАГС страны были доставлены специальные программно-аппаратные комплексы для доступа в систему и развернуты специализированные удостоверяющие центры, выпущены карточки доступа для 12 тыс. пользователей. С октября 2020 года система перешла в промышленный режим работы. Помимо базового функционала регистрации всех видов актов гражданского состояния, в ней реализовано 40 сервисов взаимодействия через СМЭВ, а также сервисы подачи заявлений на регистрации актов через ЕПГУ и возможность регистрации актов рождения и смерти в МФЦ. Также создано специальное мобильное приложение, интернет-портал с различными сервисами для граждан, аналитические инструменты формирования разных видов статистики. В 2020 году проводилась ретроконверсия исторических записей актов с 1926 года, которая на текущий момент завершена более чем на 90%. В систему внесены 490 млн записей актов гражданского состояния.

На самом деле, о проектах ГНИВЦ можно рассказывать часами. Это и создание АСК ККТ, и проекты в сферах трансфертного ценообразования, маркировки товаров, прослеживаемости импортных товаров, и реализация системы для взимания налога на профессиональный доход с самозанятых, а также различные мобильные сервисы и многое другое.

CNews: Как компания прошла сложный для всей страны период пандемии?

Олег Богатырев: Как и большинство организаций ИТ-сектора, мы практически полностью перешли на удаленный режим работы. Благо, наша инфраструктура и системы коммуникаций, в том числе и с заказчиком, позволяют нам безболезненно работать в таком режиме. Но для нас ситуация с COVID-19 неожиданно дала дополнительный ценный опыт: в ситуации, когда были введены ограничительные меры и часть бизнеса оказалась в сложных условиях, ГНИВЦ принял участие в реализации социально-значимых проектов, направленных на поддержку пострадавших отраслей.

Наверное, наиболее интересным получился проект по выплате субсидий. В связи с распространением коронавируса правительством страны был принят ряд постановлений о поддержке субъектов малого и среднего бизнеса, ведущих деятельность в наиболее пострадавших отраслях экономики. В частности, была предусмотрена выплата субсидий тем предприятиям и индивидуальным предпринимателям, которые не допустили снижения численности персонала более чем на 10%. Субсидия выплачивалась в размере МРОТ на каждого работающего сотрудника. ФНС в этой истории была задействована в качестве основного оператора, в функции которого входил прием заявлений от плательщиков, проверка сведений заявителя на соответствие критериям, расчет суммы, информирование плательщика о возможности и размере выплачиваемой субсидии, взаимодействие с ФК по передаче реестров на выплату и приему сведений о фактически выплаченных суммах. Также в проекте участвовал ПФР в качестве поставщика сведений о текущей численности работающих сотрудников, эти сведения представлялись ежедневно.

ГНИВЦ проводил доработки различных компонент АИС «Налог». Для реализации этого проекта были разработаны форматы для отправки заявлений по ТКС, реализован сервис подачи заявления на портале ФНС, создана возможность подачи заявления в личном кабинете ИП или юрлица. Также появился публичный сервис предварительной проверки возможности получения субсидии с детальной информацией о причинах возможного отказа. Всем потенциальным получателям субсидий превентивно были разосланы уведомления через ТКС или личные кабинеты о возможности получить субсидию и необходимости подать заявление. Была выполнена разработка новых компонент АИС «Налог» для ведения реестра заявлений, приема и обработки всех типов сведений, использующихся для выплаты субсидий, расчета субсидий и формирования реестров на выплаты. Все проверки проводились в автоматическом режиме: принадлежность к пострадавшим отраслям, наличие задолженности, расчет численности и процент снижения относительно марта 2020 года, проверка реквизитов банковского счета на который необходимо провести выплату субсидий.

Весь проект был реализован в течение 40 дней, и это был достаточно уникальный опыт. Могу сказать, что часто с момента подачи заявления на выплату до момента зачисления денег на счет налогоплательщика проходило менее суток. В ходе проекта мы постоянно общались с налогоплательщиками через линии техподдержки ТКС и ЛК. Это, кстати, позволило собрать информацию для формирования предложений по корректировке постановления правительства. Были уточнены положения по проверке наличия задолженности и расчету допустимого уровня снижения численности. Это тоже был уникальный опыт, который в свою очередь позволил дополнительно получить субсидию еще тысячам налогоплательщиков. Благодаря работе команды ГНИВЦ и ФНС данную субсидию получили более 1 млн организаций и индивидуальных предпринимателей, а общая сумма составила 91 млрд рублей. Возможно, впервые ФНС России выступал в качестве органа не собирающего, а раздающего деньги налогоплательщикам. При этом субсидии — не единственный проект помощи, реализованный в период пандемии.

CNews: Какие задачи стоят перед вами в контексте дальнейшей работы на рынке компания прошла сложный для всей страны период пандемии?

Олег Богатырев: Как я уже говорил, ГНИВЦ является одной из самых технологически продвинутых компаний России, которая при этом имеет возможность работать на очень интересных и востребованных проектах. При этом мы столкнулись с тем, что на ИТ-рынке мы мало узнаваемы и не считаемся привлекательным работодателем. Большинство публикаций о нас носят негативный характер, мол, ГНИВЦ — это закрытая полувоенная организация, которая «пилит» миллиарды ФНС и Минфина. Оставлю эти публикации на совести их авторов, уверен, что они мало что знают и о нашей работе, и о АИС «Налог» в целом.

ГНИВЦ, как и любая другая ИТ-компания постоянно растет и развивается, нуждается в притоке новых сил, заинтересованных в создании действительно важных для нашей страны продуктов и сервисов. Я уверен, что мы можем предложить своим сотрудникам огромные возможности по развитию. В настоящее время идет работа над рядом интереснейших проектов развития АИС «Налог», среди которых информационно-аналитическая система контрольного блока и система комплексного управления и администрирования долга, серьезно развивающие риск-ориентированные подходы; система налогового мониторинга, принципиально меняющая подходы к администрированию крупнейших налогоплательщиков; ведомственное озеро данных, которое агрегирует данные из транзакционных систем и внешних источников и является платформой для системы информационного обслуживания ОГВ; омниканальная платформа взаимодействия с плательщиками и многое другое. Скажу также, что уже сегодня ведутся работы по проектированию архитектуры АИС «Налог-4» на основе технологий импортозамещения.

Мы много работаем над тем, чтобы приходящие к нам работники чувствовали себя комфортно в большой и профессиональной команде, могли постоянно расти и развиваться. Ну а участие в больших и нужных стране проектах мы гарантируем.


Федеральная налоговая служба (ФНС) завершила переход на новую автоматизированную информационную систему (АИС) «Налог-3». Это одна из крупнейших в мире баз данных обо всех физических и юридических лицах страны. Благодаря новой системе пути движения денег бизнеса стали прозрачны, а схемы уклонения от налогов, в первую очередь, через вывод в ИП и обналичивание — неэффективны.

«Задача централизовать налоговые данные в единую систему и создать технологическую базу администрирования на годы вперед выполнена», — заявил глава ФНС России Михаил Мишустин.

Новая система позволяет контролировать и анализировать НДС, налоги физлиц, данные контрольно-кассовой техники, а также движение всех средств между фирмами, будь это ФГУП, АО, ООО или ИП, и физическими лицами. Особенно важно то, что цифровой налоговый интеллект фактически дал возможность обнаружения цепочек движения денег и выявления звеньев, на которых деньги начинают уходить из-под налогов.

Налоговые разрывы

ФНС, анализируя хозяйственно-финансовые отношения физических и юридических лиц, определяет их налоговые обязательства. Бизнес, в особенности средний и малый, заинтересован в том, чтобы заплатить налогов меньше и таким образом заработать больше. Если законных способов снизить налоговую загрузку нет, предприниматели нередко прибегают к другим — просто выводя и пряча средства от налогообложения, обналичивая деньги, выдавая ими неофициальную часть зарплаты или рассчитываясь за услуги с другими компаниями, также скрывающими свои доходы. Теперь это делать стало труднее.

Самый сложный с точки зрения собираемости налог — налог на добавленную стоимость (НДС). Российская налоговая служба ранее запустила для его администрирования автоматизированную систему контроля (АСК) НДС-2. Она позволяет в режиме реального времени вести мониторинг всего процесса создания добавленной стоимости. Система находит разрывы в цепочке НДС (признак нарушения) и составляет риск-профили налогоплательщиков.

Уровень налогового разрыва в 10% считается в мире приемлемым. В России удалось достичь уровня в 0,51%, отметил Мишустин. И, по его словам, теперь представители зарубежных налоговых органов приезжают в Россию, чтобы перенять этот опыт.

Вторая система контроля работает через онлайн-кассы, которые были в обязательном порядке внедрены в России. С ее помощью ФНС получает и анализирует информацию об оптовых и розничных продажах и, таким образом, контролирует движение денег.

Бизнес с «метками» риска

АИС «Налог-3» объединяет и структурирует ранее разрозненную налоговую информацию в одну огромную базу данных. Система анализирует и выявляет подозрительных предпринимателей. Такие бизнесмены попадают в «группу риска» и, чтобы снять или подтвердить подозрения, к ним выезжают проверяющие.

«Сейчас применяется риск-ориентированный подход, при котором степень налогового контроля напрямую зависит от степени риска ведения плательщиком финансово-хозяйственной деятельности», — пояснил глава УФНС по Новосибирской области Алексей Легостаев.

Выездные проверки назначаются предпринимателям, использующим агрессивные схемы минимизации налогообложения и отказавшимся «от добровольного представления уточненных налоговых деклараций, увеличивающих налоговые обязательства».

«В связи с вводом в эксплуатацию программного комплекса АКС НДС-2, который предоставляет доступ к налоговым регистрам налогоплательщика — книгам покупок и продаж, в план выездных налоговых проверок в первую очередь включаются налогоплательщики, по которым аналитической составляющей данной системы установлены рисковые операции», — уточнил Легостаев.

«Незаметная» налоговая

Глава ФНС России считает, что через цифровые решения удалось серьезно снизить давление государства на граждан и бизнес. «Количество проверок мы снизили до минимума — сейчас это несколько тысяч очных проверок в год буквально, а еще недавно так проверялся каждый пятый налогоплательщик», — сказал Мишустин в интервью «Коммерсанту».Наличные или карта: как лучше тратить деньги

Он отметил, что отличительной особенностью налогового мониторинга в России стал переход на онлайн-взаимодействие с налогоплательщиком. Почти 100% вопросов, по которым люди и бизнес обращаются в налоговую службу, оцифровизованы и формализованы.

«Наша конечная цель — адаптивная система налогового администрирования, технологии, которые встроены в жизнь человека или компании максимально незаметно, и помогают им исполнять долг перед государством и обществом. Эти технологии нуждаются в осмыслении, в новых перспективных инструментах», — уточнил глава ФНС.

Основным таким инструментом для российской налоговой службы стала система «Налог-3». «Мы надеемся только на одно — на то, что люди нас будут меньше замечать и больше заниматься своим делом, работой. Чем незаметнее мы будем, тем будет выше оценка налогового администрирования в России», — подчеркнул Мишустин.

Читайте также: