Налогообложение субсидий на возмещение затрат

Опубликовано: 29.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Минфина России от 15 апреля 2016 г. N 02-01-11/21926 Об учете денежных средств в виде субсидий, получаемых налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы РФ на возмещение затрат по приобретению товаров (работ, услуг), для целей налогообложения

Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел в пределах своей компетенции обращение о разъяснении применения положений пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетного кодекса), и сообщает.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий (далее - получатели субсидий), а также цели, условия и порядок предоставления субсидий.

Учитывая изложенное, указанные субсидии предоставляются на определенные цели, и переуступка прав по ним получателем субсидии в пользу третьих лиц невозможна.

Согласно положениям статьи 78 Бюджетного кодекса при предоставлении субсидий получателям субсидий обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, является согласие их получателей (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления.

Аналогичная норма содержится в подпункте "а" пункта 24 постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2015 N 1456 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" (далее - Постановление).

Кроме того, подпунктом "а" пункта 24 Постановления предусматривается, что в соглашение (договор) о предоставлении субсидии включаются также порядок и сроки представления отчетности об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, установленные главным распорядителем средств федерального бюджета по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. Аналогичные нормы также могут быть установлены на уровне субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в нормативных правовых актах, (муниципальных правовых актах), определяющих правила предоставления субсидий.

По вопросу включения денежных средств, получаемых коммерческой организацией в качестве субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль необходимо отметить следующее.

Согласно пункту 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы денежных средств, полученных в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Денежные средства, не связанные с оплатой товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, в налоговую базу не включаются.

Таким образом, денежные средства в виде субсидий, получаемые налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на возмещение затрат по приобретению товаров (работ, услуг), в налоговую базу не включаются, поскольку указанные денежные средства не связаны с оплатой реализуемых этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг).

При этом следует отметить, что в случае оплаты указанных товаров (работ, услуг) за счет средств, выделенных из федерального бюджета, суммы налога на добавленную стоимость вычету не подлежат, поскольку принятие к вычету (возмещению) налога, оплаченного за счет средств федерального бюджета, приведет к повторному возмещению налога из бюджета. Поэтому суммы налога на добавленную стоимость, ранее принятые к вычету по таким товарам (работам, услугам), следует восстановить на основании подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса.

В случае если субсидии получены налогоплательщиком в качестве оплаты реализуемых этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению, то налог на добавленную стоимость в отношении таких субсидий исчисляется в общеустановленном порядке.

Что касается налога на прибыль организаций, то в соответствии с положениями статьи 41 Налогового кодекса, закрепляющей принципы определения доходов, доходом для целей главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить в соответствии с данной главой Налогового кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 248 Налогового кодекса к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее - доходы от реализации) и внереализационные доходы.

Доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета.

Положениями статьи 249 Налогового кодекса установлено, что в целях главы 25 Налогового кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в статье 249 Налогового кодекса (статья 250 Налогового кодекса).

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, поименованы в статье 251 Налогового кодекса. Перечень таких доходов является исчерпывающим. Субсидии, полученные коммерческими организациями в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в статье 251 Налогового кодекса не поименованы, следовательно учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в общеустановленном порядке.

Дата признания доходов в виде субсидий, полученных организациями, определяется в соответствии с пунктом 4.1 статьи 271 Налогового кодекса.

Директор Департамента С.В. Романов

Обзор документа

В силу БК РФ субсидии юрлицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), ИП, а также физлицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за некоторым исключением), выполнением работ, оказанием услуг.

Указанные субсидии предоставляются на определенные цели. Переуступка прав по ним получателем субсидии в пользу третьих лиц не возможна.

Денежные средства в виде субсидий, получаемые налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы на возмещение затрат по приобретению товаров (работ, услуг), в налоговую базу по НДС не включаются, поскольку указанные средства не связаны с оплатой реализуемых товаров (работ, услуг).

При этом в случае оплаты указанных товаров (работ, услуг) за счет средств, выделенных из федерального бюджета, суммы НДС вычету не подлежат. Поэтому суммы НДС, ранее принятые к вычету, следует восстановить.

Если субсидии получены налогоплательщиком в качестве оплаты реализуемых им товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению, то НДС в отношении таких субсидий исчисляется в общеустановленном порядке.

Субсидии, полученные коммерческими организациями в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль в общеустановленном порядке.

Галина Кардашян

Автор: Галина Кардашян Главный бухгалтер-методолог 1С-WiseAdvice

Галина Кардашян

Автор: Галина Кардашян
Главный бухгалтер-методолог 1С-WiseAdvice

Многие бизнесмены имеют право на получение различных государственных субсидий. Однако выделенные из бюджета средства нередко облагаются налогами. Рассмотрим, как исчисляется НДС по полученным субсидиям с учетом всех последних изменений законодательства.

Какие бывают субсидии, и кто может на них рассчитывать

Субсидии вообще — это безвозмездная помощь, выделяемая из бюджета. Общие правила их предоставления регулируются статьей 78 БК РФ. Так как речь идет об НДС, то будем рассматривать субсидии, которые выплачиваются бизнесменам–плательщикам этого налога.

Напомним, субсидии могут выделяться из бюджетов всех уровней на основании соответствующих нормативных актов. Право на субсидии из федерального бюджета имеют, например, сельскохозяйственные производители. На региональном и местном уровне власти обычно поддерживают малый и средний бизнес, в первую очередь — в производственной сфере.

Облагаются ли субсидии НДС

Налогообложение субсидий из бюджета зависит от их назначения. Если выплата направлена на компенсацию затрат, понесенных налогоплательщиком, то НДС на ее сумму не начисляется.

Также возможна ситуация, когда бизнесмен вынужден продавать товары или оказывать услуги по нерыночным ценам. Здесь налогообложение полученных субсидий зависит от порядка определения цены.

Если применяются цены, контролируемые государством, то компенсация убытков продавца, полученная из бюджета, не облагается НДС. Бизнесмен платит налог только с тех средств, которые он получил непосредственно от покупателя (п. 2 ст. 154 НК РФ).

Если же «ценовая» субсидия выдана по иным основаниям, то к ней применяется расчетная ставка НДС — 10/110 или 20/120 (письмо Минфина РФ от 25.04.2018 № 03-07-11/28036).

Как восстановить НДС при получении субсидии

Субсидирование бизнеса влияет не только на начисление, рассмотренное выше, но и на вычет НДС. Если приобретаемые товары (услуги) финансируются за счет бюджетных средств, то «входной» налог по ним не подлежит возмещению (п. 2.1 ст. 170 НК РФ).

Если же налог уже был принят к вычету, то налогоплательщик должен провести восстановление НДС при получении субсидии (пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Не нужно восстанавливать налог только в том случае, если бюджетные средства выделены на финансирование закупок, не включающих в себя НДС, и это прямо указано в документах, регулирующих предоставление субсидии.

Если средства выделены на конкретные товары или услуги (либо на компенсацию «импортного» НДС), то сумму, подлежащую восстановлению, определить достаточно просто. Она будет равняться всему НДС, уплаченному поставщикам или на таможне.

Но нередко государственная помощь покрывает не все затраты бизнесмена. Как поступить в этом случае — рассмотрим в следующем разделе.

Как быть при частичном субсидировании

Если расходы бизнесмена компенсируются из бюджета частично, то здесь возможны различные варианты.

Если выделяется целевая субсидия, но она не покрывает всю стоимость приобретаемых товаров (услуг), то следует использовать пропорцию. Доля восстановленного НДС во всей сумме налога должна соответствовать доле полученных бюджетных средств в общем объеме субсидируемых закупок (абз. 3, 4 пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ).

ООО «Альфа» в течение 1 квартала 2019 года приобрело материалы по субсидируемой деятельности на сумму 1200 тыс. руб., в т. ч. НДС — 200 тыс. руб. Затем организация получила компенсацию из бюджета в сумме 600 тыс. руб. Доля субсидии в затратах на материалы составила 50% (600/1200). Следовательно, и восстановить нужно 50% взятого к вычету НДС, т.е. — 100 тыс. руб.

При нецелевом субсидировании бизнеса также применяется пропорциональное восстановление. Но в этом случае используется доля полученных субсидий в расходах налогоплательщика за предыдущий год (абз. 6, 7 пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Важно отметить, что, в отличие от предыдущего варианта, здесь для пропорции следует учитывать не только затраты на закупку материальных ценностей, но и вообще все текущие расходы бизнесмена (включая зарплату, страховые взносы и т.п.).

ООО «Альфа» в 2018 году произвело расходы по субсидируемой деятельности в сумме 2000 тыс. руб., в т. ч.:

  • приобретение товаров, материалов и услуг, облагаемых НДС, — 1180 тыс. руб., в т. ч. НДС — 180 тыс. руб.
  • расходы, не облагаемые НДС, — 820 тыс. руб.

В январе 2019 года ООО «Альфа» получило субсидию в сумме 500 тыс. руб. Доля государственной помощи в общих затратах компании составила 25% (500/2000). Следовательно, нужно восстановить ¼ часть ранее начисленного НДС, т.е. 45 тыс. руб. (180 х 25%).

В обоих рассмотренных случаях налог следует восстановить в квартале, в течение которого было получено бюджетное финансирование. Если государственная помощь была выделена до приобретения товаров, то организация не должна принимать НДС по субсидируемым закупкам к вычету (п. 2.1 ст. 170 НК РФ). Для этого необходим раздельный учет. Если же он не велся, то восстановить НДС нужно в последнем квартале того года, в котором были получены бюджетные средства (пп. 7 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Сумма определяется, исходя из доли субсидии в общей массе затрат за все налоговые периоды года, в течение которых бизнесмен пользовался субсидией. Пропорция здесь рассчитывается аналогично предыдущему варианту, т.е. с учетом всех расходов.

Таким образом, восстановленный НДС за весь год будет отражен в декларации за последний квартал.

ООО «Альфа» во 2 квартале 2019 года получило субсидию в сумме 375 тыс. руб. Раздельный учет не велся. Общие затраты предприятия за 2-4 кварталы 2019 года составили 1500 тыс. руб., в т. ч.:

  • облагаемые НДС — 960 тыс. руб., в т. ч. НДС — 160 тыс. руб.
  • не облагаемые НДС — 540 тыс. руб.

Субсидия составляет 25% от общих затрат компании (375/1500). Поэтому ООО «Альфа» должно будет в 4 квартале 2019 года восстановить 25% от НДС, взятого к вычету за период пользования бюджетными деньгами: 160 х 25% = 40 тыс. руб.

Рост ставки НДС и налогообложение субсидий

Ставка НДС с 01.01.2019 выросла для всех видов сделок, кроме тех, что облагаются по льготным ставкам 0% и 10%.

Каких-либо специальных правил, по которым субсидии облагаются НДС в переходный период, законодательство не предусматривает. Бизнесменам следует руководствоваться общими рекомендациями налоговиков (письмо ФНС РФ от 23.10.2018 № СД-4-3/20667@).

Ставку в общем случае следует применять, руководствуясь датой первоначальной операции, из которой вытекает начисление или вычет НДС.

Например, если налог был принят к вычету в 2018 году по ставке 18%, то и восстанавливать его нужно по этой же ставке, даже если субсидия была получена уже в 2019 году. Порядок расчета в этом случае показан в предыдущем разделе (пример 2).

Проводки по восстановлению НДС при субсидировании не зависят ни от объема финансирования (полное или частичное) ни от применяемой ставки.

Как избежать ошибок при налогообложении субсидий

Правильно исчислить НДС при субсидировании весьма непросто. Проблемы могут начаться уже на первом этапе — при определении целевого назначения средств. Ведь в нормативных актах далеко не всегда четко прописаны все условия предоставления бюджетной помощи и порядок ее использования.

А без верной оценки категории субсидии невозможно принять обоснованное решение о порядке расчета НДС.

Но предприниматель, получивший государственную поддержку, в первую очередь хочет думать о ее эффективном использовании для развития своего бизнеса, а не о том, как эта сумма облагается налогами.

Профессиональные консультанты 1C-WiseAdvice дают возможность руководителям компаний сосредоточиться на основных бизнес-процессах, не отвлекаясь на учет субсидий и их налогообложение.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДС


Чтобы определиться с НДС при получении некоторых субсидий, нужно хорошо понимать, на какие цели, когда она получена и учитывает ли ее сумма НДС. От этого зависит порядок налогообложения НДС полученных сумм. Вкратце разберем три возможных варианта.

Виды субсидий

Субсидии из бюджетов РФ могут получать юрлица и ИП. В общем случае их можно получить на такие цели:

  • на оплату приобретаемых товаров (работ, услуг);
  • на возмещение недополученных доходов.

В свою очередь, субсидии на приобретение товаров (работ, услуг) могут быть получены:

  • до момента приобретения товаров, работ, услуг — на осуществление предстоящих затрат;
  • после приобретения товаров, работ, услуг — на возмещение уже понесенных затрат.

При получении субсидии по товарам (работам, услугам) оформляются документы, в которых прописываются условия ее использования. То есть бюджетными деньгами может быть оплачена стоимость с учетом или без учета НДС. В зависимости от этого решается вопрос о том, можно ли принять входной налог к вычету.

Рассмотрим варианты налогообложения НДС.

Субсидия на предстоящую покупку

Субсидия получена на финансовое обеспечение предстоящих затрат, то есть до приобретения товаров, работ, услуг.

Сумму полученной субсидии в налоговую базу по НДС включать не нужно. Ведь она еще не связана с оплатой реализуемых налогоплательщиком товаров (работ, услуг).

Если среди условий о предоставлении субсидии есть оговорка о том, что затраты на приобретение товаров (работ, услуг) финансируются с учетом налога, предъявленного поставщиками, суммы НДС по товарам (работам, услугам), которые будут оплачены за счет такой субсидии, к вычету не принимаются.

Если субсидия получена на финансирование предстоящих расходов на приобретение товаров (работ, услуг) с учетом НДС, в налоговую базу сумму субсидии не включают и будущий входной НДС по совершенным покупкам к вычету не ставят.

Субсидия после покупки

Субсидия получена после приобретения товаров (работ, услуг) на возмещение понесенных расходов с учетом НДС.

Ее сумму в налоговую базу по НДС также не включают, так как и она не связана с оплатой реализуемых налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Но вот НДС, который был принят к вычету по приобретенным товарам (работам, услугам), нужно будет восстановить.

Если субсидия получена на возмещение понесенных расходов на приобретение товаров (работ, услуг) и включает НДС, в налоговую базу сумму субсидии не включают, а НДС-вычет восстанавливают.

Есть исключение. Оно касается целевой субсидии по Постановлению Правительства от 2 июля 2020 г. № 976, связанной с профилактикой коронавируса.

Если фирма выполняет условия для предоставления целевой субсидии по Постановлению № 976 и приобрела товары (работы, услуги) для профилактики коронавируса до ее получения, то принятый к вычету НДС разрешено не восстанавливать.

Субсидия на возмещение недополученных доходов

С субсидией на возмещение недополученных доходов ситуация другая. Полученная сумма подлежит включению в налоговую базу по НДС в общем порядке. Она является суммой, связанной с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), облагаемых НДС.

НДС, предъявленный по товарам (работам, услугам), приобретенным за счет указанной субсидии, принимается к вычету на общих основаниях.

Субсидия на возмещение недополученных доходов включается в налоговую базу по НДС, а входной НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным за ее счет, принимается к вычету.

Имеется исключение. Не нужно включать в налоговую базу НДС сумму субсидии на возмещение выпадающих доходов в связи с применением государственных регулируемых цен или льгот для отдельных категорий потребителей.

  • Налогообложение бизнеса
  • Самозанятость населения
  • налогообложение
  • Самозанятость


В своих статьях «Осторожно субсидия», я писал, что получаемые средства по программе самозанятости населения облагаются налогами. В последнее время я был обвинен в том, что я якобы дезинформирую людей, и что деньги полученные предпринимателями по программе самозанятости населения не облагаются налогами.

Давайте подробно и по пунктам разберемся опять в этом вопросе. Благо, совершенно недавно вышли изменения в НК РФ, которые разъясняют эту ситуацию. Более того, в июне 2011 ФНС РФ издала письмо, разъясняющее как раз применение ФЗ №23-ФЗ, а именно ситуацию с обложением налогами субсидий.

Начнем с того, что письмо разъясняет применение закона № 23-ФЗ в разрезе основных налоговых режимов.

1. Общая система налогообложения.

Субсидия получена предпринимателем, находящимся на общей системе налогообложения. В этом случае:

Средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”), отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки, указанных в настоящем пункте, превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода. Данный порядок учета средств финансовой поддержки не распространяется на случаи приобретения за счет указанного источника амортизируемого имущества.
В случае приобретения за счет средств финансовой поддержки, указанных в настоящем пункте, амортизируемого имущества данные средства финансовой поддержки отражаются в составе доходов по мере признания расходов по приобретению амортизируемого имущества в порядке, установленном главой 25 настоящего Кодекса.”;

Что это значит?

Если предприниматель, получив субсидию, тратит средства на приобретение основных средств, то он отражает субсидию как доходы, а в расходы ставит только суммы начисляемой амортизации за два налоговых периода. Налоговый период = 1 год.
Пример:
58 800 – субсидия.
58 800 – приобретен станок.
Доход – 58 800,
Расход – 58 800/7/12*24 = 16 800.
Остаток – 42 000 – с этой суммы придется заплатить налог. (для примера взят период 7 лет – срок амортизации).

Если предприниматель приобретает товары или сырье и материалы, оплачивает расходы.
Пример:
58 800 – субсидия.
58 800 – приобретен товар.
Доход – 58 800,
Расход – 58 800.
Остаток – 0. Не платим налоги. УРА.
НО…
Продаем товар этот.
Доход – 70 000 (Себестоимость – 58 800 стоимость товара. Остальное наценка)
Расход – 0. Почему? Потому что уже один раз мы взяли в расходы стоимость этого товара и два раза его нельзя брать.

Получается, что при реализации этого товара нам придется заплатить налог с полной суммы дохода без вычета себестоимости.

Вопрос, это ли не уплата налогов с субсидии.
Ответ – уплата, просто отсроченная.

2. Упрощенная система налогообложения.

Субсидия, получена предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения.

Положениями подпункта 1 пункта 5 статьи 346.5 и пункта 1 статьи 346.17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) (в редакции Федерального закона от 07.03.2011 N 23-ФЗ) определено, что при применении системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (далее – ЕСХН) и упрощенной системы налогообложения (далее – УСН) средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные в соответствии с Федеральным законом “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”, отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода.
Федеральным законом от 07.03.2011 N 23-ФЗ установлено, что данный порядок признания доходов в отношении указанных средств, а также порядок признания доходов в отношении выплат, полученных на содействие самозанятости безработных граждан, определенный Федеральным законом от 05.04.2010 N 41-ФЗ, применяется как налогоплательщиками УСН, применяющими в качестве объекта налогообложения “доходы, уменьшенные на величину расходов”, так и налогоплательщиками, применяющими объект налогообложения “доходы”, при условии ведения ими учета сумм выплат (средств).
И теми и другими налогоплательщиками учет полученных выплат и сумм произведенных расходов осуществляется в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН (далее – Книга), форма и порядок заполнения которых утверждены Приказом Минфина России от 31.12.2008 N 154н.
При этом налогоплательщики, применяющие УСН, в графе 4 раздела I Книги отражают суммы полученных выплат (субсидий) в размере фактически произведенных за счет этого источника расходов, а в графе 5 раздела I Книги – соответствующие суммы осуществленных (признанных) расходов.
Данный порядок учета сумм полученной субсидии распространяется и на налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения “доходы”, в том числе и в случае, если полученные ими в 2011 году средства полностью израсходованы в данном налоговом периоде.
При этом следует иметь в виду, что порядок признания расходов налогоплательщиками ЕСХН и УСН установлен соответствующими нормами глав 26.1 и 26.2 Кодекса.
В частности, расходы на приобретение основных средств учитываются в составе расходов при определении налоговой базы с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию в течение налогового периода равными долями в последний день отчетного (налогового) периода в размере оплаченных сумм (подпункт 1 пункта 2, подпункт 1 пункта 4, пункт 4, подпункт 2 пункта 5 статьи 346.5 Кодекса для налогоплательщиков ЕСХН; подпункт 1 пункта 1, подпункт 1 пункта 3 статьи 346.16, подпункт 4 пункта 2 статьи 346.17 Кодекса – для УСН).

При приобретении основных средств в соответствии с законом и письмом налог с субсидии не придется уплачивать. Так как при УСН основные средства принимаются к расходам в течении первого года эксплуатации равными частями по квартально. А так как расходы можно взять только в течении двух налоговых периодов, то мы как раз укладываемся в этот срок.

Пример:
58 800 – субсидия.
58 800 – приобретен станок.
Доход – 58 800,
Расход – 58 800/4*4 = 58 800.
Остаток – 0. Налог не платим.

При приобретении товара или сырья и материалов, оплаты расходов они также учитываются в составе расходов.

НО…

Пример, налогоплательщик, применяющий УСН с объектом налогообложения “доходы, уменьшенные на величину расходов”, в январе 2011 года получил субсидию в размере 300 тыс. руб., закупил на эту сумму товар, например, 3 шубы, и полностью реализовал их 5 марта 2011 года за 350 тыс. руб.
Исходя из перечисленных выше норм Кодекса, данный налогоплательщик с датой 05.03.2011 в графе 4 раздела I Книги отражает доход 300 тыс. руб., пропорциональный произведенным и признанным расходам на покупку товара с одновременным отражением расходов в сумме 300 тыс. руб. в графе 5 раздела I Книги.
Таким образом, налогоплательщик отразит в Книге, что вся сумма полученной им субсидии израсходована.
Кроме того, той же датой в графе 4 раздела I Книги налогоплательщик отражает доход от реализации трех шуб в размере 350 тыс. руб., при этом в графе 5 раздела I Книги ставится прочерк, так как расходы на приобретение данного товара уже учтены в предыдущей операции.

Получаем опять налог, но просто отсроченный в во времени.

Пример:
58 800 – субсидия.
58 800 – приобретен товар.
Доход – 58 800,
Расход – 58 800.

Продаем товар.
Доход – 70 000.
Расход – 0.
Остаток – 70 000 – облагаем весь доход по ставке 15%, если УСН – 15%.

Вопрос, это ли не уплата налогов с субсидии.
Ответ – уплата, просто отсроченная.

Подобная же ситуация и с УСН – 6%, но как раз только эта система налогообложения позволяет не уплачивать налог с полученной субсидии.
При приобретении основных средств налог не придется платить, так как распространяются условия принятия к расходам основных средств.

Более того, если предприниматель приобретает товар или сырье и материалы, ему также не придется платить налог с субсидии. Потому, что при реализации товаров или продукции по системе УСН – 6% не учитываются расходы, а начисление налога происходит исключительно с суммы дохода.

3. ЕНВД.

Субсидия получена предпринимателем, находящимся на ЕНВД.
К сожалению, с этой системой налогообложения обошлись совсем жестоко.

Как следует из разъяснений, данных Минфином России в письме от 27.07.2010 N 03-11-09/65, доведенном до сведения управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации письмом ФНС России от 19.08.2010 N ШС-37-3/9372@, полученные из бюджета бюджетные ассигнования в виде субсидий на возмещение недополученных доходов в связи с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг по ценам, регулируемым государственными или муниципальными органами власти, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД, облагаться налогами в рамках иных режимов налогообложения не должны.
В то же время, субсидии, выделяемые из бюджетов разного уровня налогоплательщикам ЕНВД на цели, не связанные с возмещением недополученных доходов в связи с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг по ценам, регулируемым государственными или муниципальными органами власти, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке, либо в порядке и на условиях, предусмотренных главами 26.1 и 26.2 Кодекса.
В этой связи, денежные средства в виде субсидий, выдаваемые организациям и индивидуальным предпринимателям при реализации программы по развитию малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации и направленные на цели, не связанные с возмещением недополученных доходов в связи с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг по ценам, регулируемым государственными или муниципальными органами власти, не являются доходом, полученным от осуществления видов предпринимательской деятельности, переведенных на уплату ЕНВД.
Поэтому данные суммы подлежат налогообложению у организаций, переведенных по отдельным видам деятельности на уплату ЕНВД, налогом на прибыль организаций (ЕСХН, налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН), а у индивидуальных предпринимателей, переведенных по отдельным видам деятельности на уплату ЕНВД, – налогом на доходы физических лиц (ЕСХН, налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН) в порядке, определенном, соответственно, главами 25, 26.1, 26.2 и 23 Кодекса.

Здесь четко сказано, что такие суммы субсидии облагаются налогом: если ИП – то 13%, если ООО – то 20%.

Письмо Минфина России от 02.09.2020 № 03-03-06/1/76953

Комментарий

Правительство РФ в 2020 году издало два постановления по оказанию государственной помощи в виде субсидий организациям в связи с распространением коронавирусной инфекции. Это постановление Правительства РФ от 24.04.2020 № 576 (далее – постановление № 576) и постановление Правительства РФ от 02.07.2020 № 976 (далее – постановление № 976).

Категории получателей и цели, на которые выдается субсидия на основании указанных постановлений, разные. Так, цель предоставления субсидии по постановлению № 576 – частично компенсировать организациям и предпринимателям в апреле и мае 2020 года затраты, связанные с осуществлением деятельности в условиях распространения коронавируса. К таким затратам относятся затраты на оплату труда, приобретение сырья, материалов и др. Согласно постановлению эта субсидия предоставляется налогоплательщикам, которые включены по состоянию на 01.03.2020 в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и ведут деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших от распространения коронавирусной инфекции. Подробнее см. здесь.

Субсидия по постановлению № 976 предоставляется организациям и предпринимателям на профилактику борьбы с коронавирусом – на проведение мероприятий по дезинфекции помещений, измерению температуры у работников и т.д. Среди получателей субсидии также субъекты малого и среднего предпринимательства, ведущие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших от распространения коронавирусной инфекции. Но есть и другие категории (подробнее см. здесь).

После принятия постановления № 576 в п. 1 ст. 251 НК РФ внесли пп. 60, который установил следующее. При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде субсидий, полученных из федерального бюджета в связи с неблагоприятной ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, налогоплательщиками, которые включены по состоянию на 01.03.2020 в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и ведут деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших от распространения указанной инфекции, перечень отраслей утвержден Правительством РФ.

Формулировка этой нормы не позволяет сделать однозначный вывод о том, что является квалифицирующим признаком для исключения доходов:

  • субсидия, предоставленная в связи с коронавирусом пострадавшим субъектам МСП;
  • субъекты МСП, работающие в пострадавших отраслях и получающие субсидии от государства.

Смысл, который закладывался в эту норму, разъяснил Минфин России в письме № 03-03-06/1/76953.

Финансовое ведомство указало, что пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ распространяется на субсидию, предназначенную для налогоплательщиков, включенных по состоянию на 1 марта 2020 года в Единый реестр субъектов МСП и ведущих деятельность в наиболее пострадавших от коронавируса отраслях экономики. Другими словами, эта норма дает право не включать в доходы только субсидию, полученную в соответствии с постановлением № 576. При этом в соответствии с п. 48.26 ст. 270 НК РФ указанные налогоплательщики не учитывают для целей налогообложения прибыли расходы, осуществленные за счет этой субсидии.

Также Минфин России подчеркнул, что норма пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ не применяется в отношении субсидии, полученной на основании постановления № 976. Для этой выплаты аналогичных норм Налоговый кодекс не содержит. Это означает, что субсидия, полученная на профилактику борьбы с коронавирусом, подлежит включению в состав внереализационных доходов для целей налогообложения прибыли на основании ст. 250 НК РФ. Соответственно, расходы, произведенные за счет этой субсидии, также учитываются для целей налогообложения прибыли.

Субсидия, полученная на профилактику коронавируса, включается в состав внереализационных доходов в особом порядке, установленном п. 4.1 ст. 271 НК РФ. Субсидия, полученная до момента осуществления расходов, включается в доходы по мере признания расходов, фактически осуществленных за счет субсидии. Субсидия, полученная после осуществления расходов (на компенсацию ранее произведенных расходов), включается в состав доходов единовременно в полной сумме на дату ее зачисления на расчетный счет организации.

Плательщики, применяющие УСН, учитывают для целей налогообложения доходы в порядке, установленном для плательщиков налога на прибыль. Следовательно, субсидию, полученную по постановлению № 576, указанные налогоплательщики в доходы не включают. Субсидия, полученная по постановлению № 976, подлежит включению в составе внереализационных доходов. При этом эту субсидию следует включать в доходы пропорционально произведенным расходам (ст. 346.17 НК РФ). Этот порядок должны применять как налогоплательщики с объектом "доходы, уменьшенные на расходы", так и налогоплательщики с объектом "доходы".

Порядок признания расходов при УСН установлен п. 2 ст. 346.17 НК РФ. Эта статья не содержит норм, запрещающих признавать расходы, осуществленные за счет субсидии, полученной по постановлению № 576. Однако поскольку сумма субсидии в доходы для целей налогообложения не включается, то и расходы, произведенные за счет этой субсидии, не должны учитываться в расходах. При этом расходы, произведенные за счет субсидии по постановлению № 976, подлежат включению в состав расходов при УСН.

Не пропускайте последние новости - подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

Читайте также: