Соглашение об избежании двойного налогообложения с украиной

Опубликовано: 11.05.2024

Вы писали несколько статей про налоги с иностранных дивидендов, налоги для нерезидентов и прочее. Я внимательно прочитал налоговые соглашения об избежании двойного налогообложения и другие документы, и у меня возник такой вопрос: может ли человек — налоговый нерезидент России применять налоговое соглашение с другой страной, в которой он тоже не считается налоговым резидентом?

Вот конкретный пример.

Петя уехал учиться в США по визе F-1 . Для студентов с этой визой в налоговом законодательстве США предусмотрено исключение, по которому они не будут считаться налоговыми резидентами США первые 5 лет. Для этого надо подать форму 8843. Будем считать, что Петя не забывает подавать ее вовремя.

Петя — финансово грамотный студент, так что у него есть акции американских компаний, с которых он получает дивиденды. По идее, он должен платить налог 30% в США, но он ссылается на статью 10 соглашения между РФ и США об избежании двойного налогообложения и платит только 10%. Пока Петя жил в России, он доплачивал государству 3%, но поскольку теперь он находится в США уже свыше 183 дней, то в РФ он больше не налоговый резидент, так что в России с этих дивидендов он теперь не платит вообще ничего.

Среди моих знакомых есть два лагеря: большой и маленький.

Маленький лагерь считает так: в статье 4 соглашения есть определение резидента с точки зрения соглашения. Там написано, что резидентом России считается человек, который по какой-то причине должен платить в ней налоги. Но если он должен платить налоги только с дохода, полученного в России, то тогда он не резидент.

Петя — налоговый нерезидент в России согласно налоговому кодексу, так что он должен платить налоги в РФ только с российских доходов, а значит, он подпадает под исключение и не будет резидентом России по определению из соглашения. Резидентом США он не является по той же причине, так что соглашение вообще никаким образом к нему не применяется. Соответственно, в США он должен платить большие налоги только с доходов из США, а в России — тоже большие налоги, но только с доходов из РФ.

Большой лагерь думает так: в статье 4 соглашения написано, что налоговым резидентом России признается человек, который должен платить в РФ налоги по какой-то причине, но только если неверно, что единственная причина налогов — это доход из России.

Петя — гражданин России. И вообще у него тут семья, центр жизненных интересов и место постоянного проживания — собственная квартира, а в США он арендует. Так что у него много причин платить налоги в России. А налоговый кодекс тут вообще ни при чем, потому что соглашение имеет над ним приоритет. Поэтому он резидент России по определению из соглашения, а значит, все делает правильно и с чистой совестью указывает в форме W-8BEN свой российский адрес, российский ИНН и ссылается на статью 10 соглашения. А если бы он так не делал, то ему пришлось бы платить большие налоги или там, или там, но не одновременно: как-то это несправедливо.

На последнее возражение маленький лагерь отвечает, что эти соглашения созданы, чтобы избегать двойного, а не большого налогообложения.

Я почему-то не нашел обсуждения этого, как мне кажется, довольно тонкого момента нигде в интернете. Помогите, пожалуйста, — рассудите спорщиков!

Спасибо за интересный вопрос! Если коротко, то маленький лагерь прав. Соглашение об избежании двойного налогообложения к Пете не применяется, поскольку в его случае угрозы двойного налогообложения нет. Разберемся подробнее.


Какие цели преследуют государства, избегая двойного налогообложения

Каждое государство самостоятельно создает свою налоговую систему. Несогласованность систем разных стран может приводить к тому, что с полученного дохода один и тот же налог приходится заплатить дважды. Это препятствует росту инвестиционных потоков между государствами, международной торговле и передаче технологий. В условиях глобализации двойное налогообложение признается злом, с которым принято бороться.

Введение к типовой конвенции ООН об избежании двойного налогообложенияPDF, 2,9 МБ

Когда одно государство заключает соглашение об избежании двойного налогообложения с другим государством, оно в первую очередь руководствуется не интересами отдельных граждан, а пользой для экономики.

Россия заключила двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения с более чем 80 странами, в том числе с США. Для удобства я буду называть договор между РФ и США соглашением, как и вы в своем вопросе.

Сразу оговорюсь, что при толковании международного договора учитывается не только обычное значение терминов в их контексте, но и цели договора.


Гражданин, который проживает в России более 183 дней на протяжении года, обязан платить налоги на все доходы, независимо от того, в какой стране мира он их получает. Часто с двойным налогом сталкиваются владельцы недвижимого имущества за рубежом, которое они сдают в аренду или продают.

Налоговый кодекс РФ

Двойное налогообложение России со многими странами урегулировано двухсторонними договорами, что значительно облегчает жизнь налогоплательщикам.

Что значит двойное налогообложение

Под двойным налогообложением подразумевается обязательная уплата налогов на прибыль в разных государствах. Касается это обычно тех, кто является гражданином одной страны, а получает доход в другой.

Для оптимизации процесса, сокращения и без того немалых расходов на оплату сборов правительство РФ подписывает договора с другими государствами. Это помогает избежать двойной уплаты налогов.

Причины возникновения вопросов о двойном налогообложении

Самые распространенные причины двойных сборов:

  1. Гражданство и источник прибыли в разных государствах. Человек живет в одной стране, а прибыль получает в другой. В этом случае на доходы налогоплательщика претендуют оба государства. Это касается владельцев недвижимости, тех, кто ведет бизнес за рубежом, приезжает на заработки и т. п. В таких ситуациях одна из двух стран должна освободить человека от уплаты налогов. Если этого не происходит, в силу вступает двойное налогообложение.
  2. Человек имеет резидентство сразу в нескольких странах. Резидент — это тот гражданин, кто живет в родном государстве или продолжительный период — в другом. Например, иностранцы, проживающие на территории РФ более 183 дней, приобретают статус резидента. Если между двумя государствами не заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, то резидент будет выплачивать налоговый сбор и на родине, и в стране, где получает прибыль. Вследствие этого доход может значительно сократиться или исчезнуть совсем.

резидент

Резидент — это тот гражданин, кто живет в родном государстве или продолжительный период — в другом.

Что такое договор об устранении двойного налогообложения

Согласно межгосударственным соглашениям устанавливаются нормы оплаты налогов с прибыли частных и юридических лиц, чьи доходные активы находятся за пределами страны их гражданства. Договор об устранении двойных налогов регулирует такие ситуации в 2021 году:

  1. Прописаны типы налогов и перечислены лица, на которые это соглашение распространяется.
  2. Установлен порядок распределения налоговых сборов от всех доходов между странами.
  3. Указаны срок действия и условия прекращения соглашения.

Благодаря таким международным договоренностям определенные виды финансовых сделок освобождаются от налогообложения в одной из двух стран. Либо налоги выплачиваются, но на льготных условиях. Это помогает налогоплательщикам в несколько раз сокращать расходы, оптимизировать проведение сделок и развивать отношения с зарубежными странами.

Как работают соглашения об избежании двойного налогообложения в России узнайте из видео, представленном ниже.

Россия заключила 83 договора об избежании двойного налогообложения с другими государствами.

Список стран, с которыми у России заключены договора об избежании двойного налогообложения в 2021 году

В этом списке в 2021 году:

  • Все страны — члены ЕС, кроме Эстонии.
  • Австралия, Австрия, Азербайджан, Армения, Аргентина, Албания, Алжир, Беларусь, Бельгия, Бразилия, Ботсвана, Венесуэла, Великобритания, Венгрия, Вьетнам, Германия, Греция, Гонконг, Дания, Египет, Израиль, Индия, Индонезия, Исландия, Ирландия, Иран, Испания, Италия, Казахстан, Канада, Киргизия, Кипр, Катар, КНДР, Китай, Куба, Корея, Кувейт, Латвия, Ливан, Литва, Люксембург, Македония, Мали, Малайзия, Мексика, Марокко, Монголия, Молдова, Намибия, Новая Зеландия, Норвегия, ОАЭ, Польша, Португалия, Румыния, Саудовская Аравия, Сербия, Сирия, Сингапур, США, Словакия, Словения, Таджикистан, Туркменистан, Таиланд, Турция, Украина, Узбекистан, Франция, Финляндия, Филиппины, Хорватия, Черногория, Чили, Чехия, Швейцария, Швеция, Шри-Ланка, Эквадор, ЮАР, Япония.

У каждого подписанного соглашения есть свое уникальное содержание, но на сегодняшний день отмечается постепенная унификация текстов договоров.

В 2020-2021 году были подписаны и ратифицированы новые соглашения с Кипром, Мальтой, Люксембургом. В результате которых процентные ставки в этих странах повысились на дивиденды и проценты.

Полная таблица стран по алфавиту и даты подписания договора с ними есть на сайте consultant.ru

Российские резиденты, получающие прибыль с активов в государствах, с которыми вопрос о двойном налогообложении не урегулирован, обязаны платить один и тот же налог обеим странам.

Важно! Приоритет имеет международный договор. Если в нем налоговая ставка составляет 5 %, а в отечественном НК — 10, то налогоплательщик имеет право делать выплаты по международной ставке. Но при этом нужно соблюдать строго все сопутствующие условия данного соглашения.

Что нужно для получения льгот на налоги в межгосударственных сделках

Применение льготного налогообложения, согласно условиям межгосударственного договора, возможно только при соблюдении некоторых условий.

  1. Необходимо подтвердить наличие иностранного партнера у российского налогоплательщика, который выплачивает ему прибыль. А также следует подтвердить нахождение партнера за рубежом.
  2. Зарубежный партнер должен документально подтвердить, что он получает прибыль и находится на территории государства, с которым у России подписано соглашение об отмене двойных налоговых платежей.
  3. Одно из частых требований к документам — наличие апостиля. Бумаги следует перевести на русский язык и представить до выплаты прибыли. Если они будут предъявлены позже, налог придется оплатить согласно условиям внутреннего НК. Позже сбор можно вернуть, а иностранному партнеру доплатить прибыль.

налог

Размер налога в разных странах

Чтобы обойти двойное налогообложение, зарубежному партнеру необходимо представить:

  • Подтверждение постоянного пребывания резидента в стране. Перевод документа на русский язык обязателен.
  • Подтверждение права иностранного партнера получать доход.

Налогообложение на прибыль от сдачи недвижимости в аренду

Если резидент РФ имеет прибыль от сдачи объекта в аренду, который находится, например, в Германии, то весь оплаченный там налог вычитается из суммы сбора в РФ. Подоходный налог для резидентов России — 13 %. Если размер выплаченного налога в ФРГ меньше того, что рассчитали в РФ, то необходимо доплатить разницу.

Если человек сдает в аренду объект за границей и получает с этого доход, он обязан этот факт задекларировать в РФ. Представляется декларация в виде 3-НДФЛ. Дополнительно потребуется один из документов:

  • Подтверждение размера прибыли и оплаченного налога. В нем указываются тип и размер дохода, год его получения, сумма начисленного сбора и дата его оплаты.
  • Нотариально заверенная налоговая декларация на русском языке, которую подали в другой стране. Дополнительно потребуется ксерокопия платежки, свидетельствующей об оплате сбора.

Еще больше информации о налогах узнайте из видео, представленном ниже.

Оплаченный за границей налог засчитывается при представлении декларации. Сообщить о прибыли в налоговую службу и получить зачет налога разрешено на протяжении трех лет с момента получения дохода.

  1. Гражданин РФ имеет в Германии недвижимость и получает прибыль со сдачи ее в аренду. Налоговая ставка от аренды в Германии составляет 23,4 %, в России — 13 %. Оплачивая сбор в ФРГ, где была получена прибыль, резиденту не придется что-то платить в России, так как подоходный налог в стране ниже.
  2. Вычеты, предоставленные резиденту за рубежом, не учитываются при начислении налогового сбора в России. Например, у россиянина есть коттедж во Франции, от сдачи в аренду которого его годовой доход составляет 18 000 €. По местному закону собственник может потребовать половину налогооблагаемой суммы в счет содержания своей недвижимости. Следовательно, налогом будут облагаться не 18 тысяч, а — девять. Налоговая ставка нерезидентов составляет 20 %, а значит, 1800 € нужно будет отдать в счет налога.

Система вычетов не работает на территории РФ. Таким образом, резиденту следовало бы платить налоговый сбор с 18 000 €, а это 2340 € в год (13 %). Но благодаря подписанному договору об устранении двойных налогов между странами налогоплательщик доплатит всего лишь 540 €.

Диаграмма распределения налогов в Италии

График распределения налогов (%)

Внимание! Если налоговый сбор выплачивается в РФ по упрощенной системе, то зачет его в другой стране невозможен.

Налог на прибыль с продажи недвижимости

Российский закон не разграничивает правила на продажу недвижимости внутри страны и за ее пределами. Не платить налог в России и не представлять декларацию можно только в случаях, если:

  1. Объект был приобретен ранее 1 января 2016 года и до продажи он находился в собственности более трех лет.
  2. Недвижимость приобретена после 1 января 2016 года и до момента продажи в собственности — пять и более лет. В случаях наследства, дарения, пожизненного содержания с иждивением срок собственности составляет три года и более.

Налог не платят, если недвижимость не использовалась в качестве источника получения прибыли.

Если собственник объекта не подходит под вышеперечисленные требования, он обязан представить налоговую декларацию в виде 3-НДФЛ до 30 апреля следующего года после продажи объекта. А до 15 июля оплатить налоговый сбор.

Больше информации об уплате налога при продажи квартиры Вы узнаете из видео, представленном ниже.

Налоги на прибыль от аренды и продажи могут засчитываться в РФ, согласно договору об устранении двойных налогов. Ставка для резидентов — 13 %.

Пример. Резидент России приобрел апартаменты в Испании за 400 тысяч евро, а в 2018 году продал — за 450 тысяч. Заработанные 50 000 € будут облагаться налогом (24 % в Испании, или 12 000 €). Период между приобретением и продажей объекта — более трех лет, значит, достаточно оплатить налог только в Испании.

Соглашение России и Германии

Правительства России и Германии более 20 лет назад подписали договор об устранении двойных налогов. Это наладило деловые взаимоотношения и снизило риск потери большей части доходов к минимуму.

Если налоговые сборы оплачиваются в ФРГ, то в России сокращается размер сбора. Происходит это следующим образом:

  1. Человек имеет доходы на территории Германии и там же платит налог.
  2. Соответствующие органы представляют эту информацию в Россию.
  3. Подоходный налог для резидентов в РФ — 13 %.
  4. Прибыль налогоплательщика умножается на 13 %, это и есть сумма сбора в России.
  5. Из суммы налога в Германии вычитается налоговый сбор в России, и получается разница, которую и должен оплатить налогоплательщик. Если разницы нет или налог в РФ меньше, чем в Германии, тогда платить российским налоговым службам ничего не нужно. Если больше, чем в ФРГ, то вносится разница.

Германия налоговая система

Структура немецкой налоговой системы

Двойное налогообложение России и США

Договор об устранении двойного налогообложения между Россией и Америкой был заключен в 1992 году. Это было крайне необходимо, так как экономические взаимоотношения стремительно развивались. В России появилась масса американских организаций, как и российских в США.

Выплаты налогов одновременно в двух странах стали не только неудобными, но и отрицательно сказывались на финансовом состоянии компаний и физических лиц. Поэтому лучшим решением сохранить и развивать деловое сотрудничество двух стран стал подписанный договор об избежании двойных сборов.

Американская система налогообложения работает по следующему принципу: и резидент, и гражданин одинаково должны оплачивать налоги в IRS на доходы в любой точке мира.

Налоговые службы США активно контролируют деятельность иностранных организаций на своей территории. Любая махинация, уклонение от уплаты налогов может наказываться не только лишением лицензии и запретом на работу, но и огромными штрафами, уголовным преследованием.

Не платить налоговые сборы дважды вполне можно без нарушения закона:

Как избежать двойного налогообложения узнайте из видео, представленном ниже.

На сегодняшний день практически все экономически развитые страны уже подписали договор об избежании двойных налогов. Это позволяет развивать внешние торгово-экономические связи, снизить уровень мошенничества, тем самым приумножая свою прибыль.

С 01.01.2021 г. в России началось применение многосторонней Конвенции от 24.11.2016 г. по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (Base Erosion and Profit Shifting – BEPS) (в международной практике Multilateral Instrument, «MLI», «Конвенция»). Также вступают в силу изменения в ряде соглашений об избежании двойного налогообложения («СОИДН»).

Россия завершила внутренние процедуры для вступления в силу норм MLI, и c 01.01.2021 г. Конвенция начинает действовать в отношении 34 стран с учетом ряда ограничений. С основными изменениями Вы можете ознакомиться в нашем обзоре.

Также вносятся изменения в СОИДН с рядом стран, а именно с Кипром, Люксембургом, Мальтой и Нидерландами. Данные юрисдикции традиционно используются для вывода за рубеж доходов, полученных в России. Напомним, что 25.03.2020 г. Президент РФ В.В.Путин во время телеобращения к россиянам озвучил необходимость пересмотра СОИДН с этими юрисдикциями. Подробнее мы сообщали об этом ранее.

Текущий статус СОИДН

По состоянию на январь 2021 г. подписаны и ратифицированы Протоколы об изменениях СОИДН с Кипром и Люксембургом. Однако со стороны Люксембурга не все национальные процедуры были пройдены в 2020 году. Аналогичный протокол с Мальтой подписан, но ратификация еще не окончена.

Что касается СОИДН с Нидерландами, то существует вероятность, что оно будет денонсировано. Минфин России провел переговоры с министерством финансов Нидерландов на предмет введения изменений, аналогичных СОИДН с вышеуказанными юрисдикциями. Однако переговоры не увенчались успехом и в данный момент запущен процесс денонсации СОИДН.


Напомним, что речь идет об увеличении налога у источника до 15% в отношении дивидендов и процентов, за некоторым исключением. Изменения не коснутся лицензионных платежей (роялти) и ряда других выплат.

Пониженная ставка в 5% на дивиденды сохраняется для следующих категорий бенефициарных собственников дохода:

  • страховое учреждение или пенсионный фонд, или
  • компания, чьи акции котируются на зарегистрированной фондовой бирже, при условии, что
    • не менее 15% голосующих акций находятся в свободном обращении, и
    • она прямо владеет не менее 15% капитала компании, выплачивающей дивиденды, в течение 365 дней;
  • Правительство или политическое подразделение, или местные органы власти, или
  • Центральный Банк.

Процентные доходы будут облагаться по ставке 5%, в случае если бенефициарный собственник является банком или одним из вышеназванных лиц, включая публичные компании. Пониженная ставка будет также применяться к следующим категориям ценных бумаг, которые котируются на зарегистрированной фондовой бирже:

  • государственные облигации;
  • корпоративные облигации;
  • внешние облигационные займы (евроооблигации).

Вступление изменений в силу

Таким образом, с 01.01.2021 г. применение льгот по СОИДН с 34 странами возможно только при выполнении условий MLI. При этом льготы в отношениях с Кипром и Мальтой (несмотря на не пройденную ратификацию, Протокол действует временно) применяются в ограниченном объеме с учетом изменений, внесенными Протоколами, а также с учетом MLI. Изменения в СОИДН с Люксембургом вступят в силу только с 2022 года, если все национальные процедуры ратификации будут пройдены в течение этого года.

В отношении остальных стран, включая Люксембург, применяются положения СОИДН в текущей редакции. Изменения в СОИДН с Нидерландами, если таковые будут, начнут действовать не ранее 2022 г.

Чем может помочь SCHNEIDER GROUP?

Мы следим за развитием событий и будем своевременно информировать Вас об этом. Эксперты налоговой практики смогут проконсультировать Вас по возникающим вопросам. По нашему мнению, на данном этапе целесообразно будет:

  • оценить возможные последствия изменений и рассмотреть варианты по минимизации их влияния,
  • рассмотреть возможность выплаты дивидендов/процентов в текущем году,
  • рассмотреть возможные варианты изменения корпоративной структуры владения.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов

Правительство Российской Федерации и Правительство Украины, желая заключить Соглашение об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов и подтверждая свое стремление к развитию и углублению взаимных отношений, согласились о нижеследующем.

Статья 1. Лица, к которым применяется Соглашение

Настоящее Соглашение применяется к лицам, являющимся резидентами одного или обоих Договаривающихся Государств.

В настоящей статье определено, что Конвенция об избежании двойного налогообложения (далее — Конвенция) применяется к резидентам Украины и к резидентам другого Договорного Государства, с которым заключена соответствующая двусторонняя Конвенция; а также к лицам, которые являются резидентами обоих Договорных Государств.

В соответствии с положениями статьи 4 (Резиденция) Конвенции выражение «резидент одного Договорного Государства» означает лицо, которое по законодательству данного Государства подлежит налогообложению в нем на основании места жительства, постоянного места пребывания, местонахождения руководящего органа, места регистрации или иного аналогичного критерия.

В случае когда лицо считается резидентом обоих Договорных Государств, статьей 4 установлены соответствующие правила, по которым определяется резидентский статус такого лица.

Определенные положения Конвенции применяются к лицам, которые могут не быть резидентами ни одного Договорного Государства. Например, положения пункта 1 статьи 24 (Недискриминация) применяются также к физическим лицам, которые не являются резидентами одной или обоих Договорных Государств.

Статья 2. Налоги, на которые распространяется Соглашение

  • Настоящее Соглашение распространяется на налоги на доходы и имущество, взимаемые в соответствии с законодательством Договаривающегося Государства, независимо от способа их взимания.
  • Налогами на доход и на имущество считаются все налоги, взимаемые с общей суммы дохода и стоимости имущества, или с элементов дохода, включая налоги на доходы от отчуждения движимого или недвижимого имущества и налоги на общую сумму заработной платы и других вознаграждений, выплачиваемых каким-либо лицом.
  • Существующими налогами, на которые распространяется настоящее Соглашение, являются:

а) в Российской Федерации — налоги, взимаемые в соответствии со следующими Законами Российской Федерации:

(i). «О налоге на прибыль предприятий и организаций;

(ii). «О подоходном налоге с физических лиц»;

(iii). «О налоге на имущество предприятий» и

(iv). «О налоге на имущество физических лиц»

(в дальнейшем именуемые «российские налоги»);

Дорогие посетители! На сайте предложены типовые варианты решения проблем, но каждый случай индивидуален и имеет свои нюансы.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – звоните по бесплатному телефону 8 800 350-84-13 доб. 504 (консультация бесплатно)

(i). налог на доходы предприятий и организаций и

(ii). подоходный налог с граждан

(в дальнейшем именуемые «украинские налоги»).

  • Настоящее Соглашение распространяется также на любые идентичные или по существу аналогичные налоги, которые будут взиматься одним из Договаривающихся Государств после даты подписания настоящего Соглашения, в дополнение или вместо существующих налогов. Компетентные органы Договаривающихся Государств уведомят друг друга о любых существенных изменениях в их соответствующих налоговых законах.
  • В настоящей статье указываются украинские налоги и налоги второго Договорного Государства, на которые распространяется действие Конвенции.

    Конвенция применяется к налогам на доходы и на имущество, которые взимаются от имени Договорного Государства или его политико-административного подразделения, или местной власти, независимо от способа их взыскания.

    Налогами на доходы и на имущество считаются все налоги, взимаемые с общей суммы дохода и стоимости имущества или с элементов дохода, включая налоги на доходы от отчуждения движимого или недвижимого имущества и налоги на общую сумму заработной платы и платы, которые выплачиваются предприятием.

    Конкретный перечень налогов устанавливается в п. 3 статьи 2 каждой двусторонней Конвенции. При этом нужно учесть, что в некоторых Конвенциях обусловлено распространение только на налоги на доход (прибыль) юридических и физических лиц, в других дополнительно предусмотрено, что Конвенция распространяется также на налоги на имущество.

    В Украине к перечню налогов, на которые распространяется Конвенция, относятся: налог на прибыль предприятий (раздел III Налогового кодекса) и налог на доходы физических лиц (раздел IV Налогового кодекса).

    Конвенция не распространяется на косвенные налоги — НДС и акциз.

    В случае изменения налогового законодательства в одном из Договорных Государств Конвенция применяется ко всем идентичным или подобным по существу налогам, которые взимаются после даты подписания Конвенции в дополнение или на замену установленных в Конвенции налогов.

    Статья 3. Общие определения

    В понимании настоящего Соглашения, если из контекста не вытекает иное:

    1. выражения «Договаривающееся Государство» и «другое Договаривающееся Государство» означают в зависимости от контекста Российскую Федерацию (Россию) или Украину;
    2. термин «Россия» означает Российскую Федерацию и при использовании в географическом смысле означает ее территорию, включая внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство над ними, а также континентальный шельф и исключительную экономическую зону, где Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию в соответствии с федеральным законом и нормами международного права;
    3. термин «Украина» при использовании в географическом смысле означает территорию Украины, ее континентальный шельф и ее исключительную (морскую) экономическую зону, а также какую-либо другую территорию за пределами территориальных вод Украины, которая в соответствии с международным правом определяется или может быть в дальнейшем определена как территория, в пределах которой могут осуществляться права Украины в отношении морского дна, недр и их природных ресурсов;
    4. термин «лицо» означает физическое лицо, юридическое лицо, в том числе предприятие, или любое объединение лиц;
    5. выражение «предприятие Договаривающегося Государства» означает предприятие, зарегистрированное в соответствии с законодательством этого Государства;
    6. выражение «международная перевозка» означает любую перевозку морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, осуществляемую резидентом Договаривающегося Государства, кроме случаев, когда перевозка осуществляется между пунктами, расположенными в одном и том же Договаривающемся Государстве;
    7. выражение «компетентный орган» означает применительно к обоим Договаривающимся Государствам Министерство финансов или уполномоченного им представителя.

    В настоящей статье приведены общие положения по толкованию некоторых терминов, которые применяются в соответствующей Конвенции.

    Некоторые специальные термины, употребляемые в Конвенции, определены также в других статьях Конвенции. Например, термин «резидент Договорного Государства» определен в статье 4 («Резиденция»), термин «постоянное представительство» определен в статье 5 («Постоянное представительство»).

    Данные термины употребляются неоднократно по тексту Конвенции. Прочие термины, такие как «дивиденды», «проценты», «роялти», определены в соответствующих статьях Конвенции (статья 10 «Дивиденды», статья 11 «Проценты» и статья 12 «Роялти») и используются исключительно для целей этих статей.

    Пункт 1

    Перечень терминов, определенных в статье 3, в конкретных Конвенциях несколько отличается, но, как правило, употребляются следующие термины.

    Термины «Договорное Государство» и «второе Договорное Государство» означают в зависимости от контекста Украину или иностранное государство, с которым действует Конвенция.

    Ввиду того что Конвенция применяется к резидентам двух Договорных Государств, важно уточнение, на какую именно территорию Договорного Государства распространяется действие Конвенции.

    В каждой Конвенции дается определение термина «Украина» и термина, который определяет территорию другого государства, на которое распространяется действие Конвенции.

    Термин «компетентный орган»

    В большинстве Конвенций для Украины в качестве компетентного органа определено Министерство финансов Украины, а его уполномоченным представителем для целей конвенции является Государственная налоговая служба Украины.

    В некоторых Конвенциях в качестве компетентного органа для целей Конвенции определена Государственная налоговая администрация Украины (на данный момент — Государственная налоговая служба Украины).

    Компетентный орган конкретного Договорного Государства указан в соответствующей двусторонней Конвенции. Например, в отношении Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии термин «компетентный орган» означает Управление внутренних доходов или его полномочного представителя; в отношении ФРГ — Федеральное министерство финансов; в отношении Швейцарии — Директора Федеральной налоговой администрации или его полномочного представителя.

    Термин «лицо» — физическое или юридическое лицо, любое объединение лиц.

    Термин «национальное лицо» для Украины означает граждан Украины и всех юридических лиц, общества и ассоциации, которые приобретают свой статус как таковой по действующему законодательству Украины.

    Термин «компания» означает любое корпоративное объединение или любую организацию, которая рассматривается с целью налогообложения как корпоративное объединение.

    Включает субъектов налогообложения, которые в соответствии с налоговым законодательством договорных государств, в которых они зарегистрированы, рассматриваются как корпоративные объединения. В Украине под термином «компания» имеются в виду юридические лица.

    Термин «международная перевозка» означает в соответствии с условиями конкретной конвенции любую перевозку морским, речным или воздушным судном, дорожным транспортным средством.

    Не является международной перевозкой перевозка, осуществляемая исключительно между пунктами, расположенными в одном государстве, даже когда такую перевозку осуществляет резидент другого Договорного Государства.

    О рекомендациях по применению конвенций об избежании двойного налогообложения (извлечение)

    По сути. Государственная налоговая служба Украины предоставила Рекомендации по применению положений конвенций об избежании двойного налогообложения доходов и имущества (капитала).

    Государственная налоговая служба Украины направляет для использования в работе Рекомендации по применению положений конвенций об избежании двойного налогообложения доходов и имущества (капитала).

    Настоящие рекомендации разработаны с целью разъяснения общих принципов применения конвенций об избежании двойного налогообложения, заключенных Украиной. При этом в каждом конкретном случае в первую очередь нужно руководствоваться положениями соответствующей двусторонней конвенции.

    Информация относительно перечня стран, в отношениях с которыми Украина применяет международные договоры об избежании двойного налогообложения, ежегодно (в начале года) доводится ГНС Украины до сведения и для исполнения налоговым службам и размещается на веб-сайте ГНС Украины.

    Право на использование преимуществ соответствующего международного договора об избежании двойного налогообложения предоставляется в соответствии с положениями статьи 103 Налогового кодекса Украины.

    Общие положения

    Согласно положениям статьи 9 Конституции Украины действующие международные договоры, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства Украины.

    Положениями п. 2 статьи 19 Закона Украины «О международных договорах Украины» установлено, если международным договором Украины, вступившим в силу в установленном порядке, установлены иные правила, нежели предусмотренные в соответствующем акте законодательства Украины, то применяются правила международного договора.

    В соответствии с п. 3.2 статьи 3 Налогового кодекса Украины, если международным договором, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины, установлены иные правила, нежели предусмотренные этим Кодексом, применяются правила международного договора.

    В общем итоге по состоянию на 25.12.2012 г. действуют международные договоры об избежании двойного налогообложения, заключенные Украиной с 64 странами.

    Кроме того, в соответствии со статьей 7 Закона Украины «О правопреемстве Украины» Украина применяет 4 договора СССР об избежании двойного налогообложения, которые действуют до вступления в силу новых договоров.

    Информация относительно перечня стран, в отношениях с которыми Украина применяет международные договоры об избежании двойного налогообложения, ежегодно (в начале года) доводится ГНС Украины до сведения и для исполнения налоговым службам и размещается на веб-сайте ГНС Украины.

    Порядок применения международного договора Украины об избежании двойного налогообложения относительно полного или частичного освобождения от налогообложения доходов нерезидентов с источником их происхождения из Украины определен статьей 103 Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс).

    Настоящие рекомендации разработаны с целью разъяснения общих принципов применения конвенций об избежании двойного налогообложения, заключенных Украиной.

    При этом в каждом конкретном случае в первую очередь нужно руководствоваться положениями соответствующей двусторонней конвенции.

    Как избежать двойного налогообложения доходов нерезидентов

    «Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся в Украине на законных основаниях, пользуются теми же правами и свободами, а также несут такие же обязанности, как и граждане Украины, — за исключениями, установленными Конституцией, законами или международными договорами Украины…» — так гласит ст. 26 Конституции Украины.

    В понимании пп. 14.1.122 п. 14.1 ст. 14 разд. I HК Украины нерезидентами считаются:

    • иностранные компании, организации, образованные в соответствии с законодательством других государств, их зарегистрированные (аккредитованные или легализуемые) в соответствии с законодательством Украины филиалы, представительства и другие обособленные подразделения с местонахождением на территории Украины;
    • дипломатические представительства, консульские учреждения и другие официальные представительства других государств и международных организаций в Украине;
    • физические лица, которые не являются резидентами Украины.

    Прежде всего, следует отметить, что доходы, получаемые нерезидентами, делятся на доходы с источником их происхождения из Украины и доходы, полученные из источников за пределами Украины.

    Согласно пп. 14.1.54 п. 14.1 ст. 14 разд. I HК Украины доход с источником их происхождения из Украины — любой доход, полученный резидентами или нерезидентами, в том числе от любых видов их деятельности на территории Украины (включая выплату (начисления) вознаграждения иностранными работодателями), ее континентальном шельфе, в исключительной (морской) экономической зоне, в том числе, но не исключительно, доходы в виде:

    1. процентов, дивидендов, роялти и любых других пассивных (инвестиционных) доходов, уплаченных резидентами Украины;
    2. доходов от предоставления резидентам или нерезидентам в аренду (пользование) имущества, расположенного в Украине, включая подвижной состав транспорта, приписанного к расположенным в Украине портам;
    3. доходов от продажи движимого и недвижимого имущества, доходов от отчуждения корпоративных прав, ценных бумаг, в том числе акций украинских эмитентов;
    4. доходов, полученных в виде взносов и премий на страхование и перестрахование рисков на территории Украины;
    5. доходов страховщиков-резидентов от страхования рисков страховщиков-резидентов за пределами Украины;
    6. прочих доходов от деятельности, в том числе связанных с полной или частичной переуступкой прав и обязанностей по договорам о распределении продукции на таможенной территории Украины или на территориях, находящихся под контролем таможенных органов (в зонах таможенного контроля, на специализированных таможенных лицензионных складах и т.п.);
    7. наследства, подарков, выигрышей, призов;
    8. заработной платы, других выплат и вознаграждений, выплаченных в соответствии с условиями трудового и гражданско-правового договора;
    9. доходов от занятия предпринимательской и независимой профессиональной деятельностью.

    А подпунктом 14.1.55 п. 14.1 ст. 14 разд. I НК Украины определено, что доход, полученный из источников за пределами Украины, — любой доход, полученный резидентами, в том числе от любых видов их деятельности за пределами таможенной территории Украины, включая проценты, дивиденды, роялти и любые другие виды пассивных доходов.

    Наследство, подарки, призы, доходы от выполнения работ (оказания услуг) по гражданско-правовым и трудовым договорам, от предоставления резидентам в аренду(пользование) имущества, расположенного за пределами Украины.

    Включая подвижной состав транспорта, приписанного к расположенным за пределами Украины портам, доходы от продажи имущества, расположенного за пределами Украины, доход от отчуждения инвестиционных активов, в том числе корпоративных прав, ценных бумаг и тому подобное; другие доходы от любых видов деятельности за пределами таможенной территории Украины или территорий, неподконтрольных таможенным органам.

    Доходы нерезидентов, полученные из источников их происхождения из Украины, согласно НК Украины, облагаются налогом на прибыль и налогом на доходы физических лиц.

    При этом порядок налогообложения вышеперечисленных доходов нерезидентов налогом на прибыль определен ст. 160 разд. III НК Украины, а налогом на доходы физлиц — п. 170.10 ст. 170 разд. IV НК Украины.

    Следует отметить, что для полного или частичного освобождения от налогообложения доходов нерезидентов с источником их происхождения из Украины применяются международные договора об избежании двойного налогообложения.

    Компании, которые ведут бизнес в других странах, платят налоги два раза: сначала в бюджет другой страны, а потом и в российский. Но есть целых 84 страны, где можно заплатить только один раз.

    Артур Дулкарнаев

    Мария Ильяшенко

    Что такое двойное налогообложение

    Двойное налогообложение возникает, когда российский предприниматель работает в другой стране. Сначала он платит налог с дохода там, а когда деньги поступают на российские счета, еще и в бюджет России.

    Страны знают об этом, поэтому договорились между собой, что два раза с одного дохода платить не надо. Это и называется международным соглашением об избежании двойного налогообложения.

    В мире почти двести признанных государств, при этом соглашение с Россией заключили 84: США, Великобритания, Германия, Испания, Израиль, Шри-Ланка, Мексика, Люксембург, Чили, Белоруссия и другие. Список включает страны Азии, Европы, Америки.

    С каждой страной у России свое соглашение, но в целом они похожи:

    • позволяют учитывать уже оплаченный в другой стране налог при оплате налога в России;
    • касаются налогов на доход, имущество и капитал;
    • распространяются на всех предпринимателей и компании.

    Теперь о том, в каких случаях соглашение работает.

    В каких случаях действует соглашение

    Чаще всего соглашение об избежании двойного налогообложения нужно при торговле в другой стране. Например, компания «Лосось» продает в Великобритании красную искру, платит подоходный налог там, а затем может не платить налог на прибыль в России.


    Было бы здорово, если страны бы не считали суммы: заплатил в Великобритании, а в России забыли про весь налог. На деле же считать придется: вычитать из российского налога сумму, которую уже заплатили в Великобритании, и доплачивать остальное.

    Еще несколько случаев, когда действует соглашение об устранении двойного налогообложения:

    • иностранная компания частично владеет российской фирмой и с нее получает дивиденды. С них нужно платить налог, и его размер зависит от соглашения. Если оно есть — налог 0% или 5%, если нет — 15%;
    • американская компания пригласила российских разработчиков приехать и написать для них программу. По законам США и России они должны заплатить подоходный налог и там, и там. Но между странами есть соглашение, поэтому налог разработчики заплатят только один раз;
    • компания открывает филиал в другой стране. Заказчики платят на счет в местном банке, но налог нужно платить в обеих странах. Если между странами есть соглашение, платить налог нужно только один раз.

    Часто российские компании работают в странах, с которыми нет соглашения. Вот здесь и появляются те самые оффшорные счета. Такие компании создают технические или транзитные компании в странах, с которыми соглашение есть, например на Кипре, и через Кипр переправляют деньги дальше, в настоящую компанию.

    Какие документы нужны, чтобы не платить налог два раза

    Чтобы работать в другой стране и платить меньше налогов, нужно предоставить в российскую налоговую документы. Точного списка нет, в целом это подтверждающие документы, которые объяснят, что налог компания уже заплатила. Это может быть что-то одно:

    • налоговая декларация другой страны;
    • банковская платежка;
    • выписка со счета о том, что деньги заплачены.

    Какой-то определенной формы для этих документов нет: стран много, везде свои стандарты, и российская налоговая это понимает.

    Налоговый год в каждой стране тоже свой, а по правилам налог сначала платят в другом государстве, а потом в России. Если налоговые периоды различаются, в России сдают сначала привычную декларацию, а потом уточненную — чтобы пояснить размер налога, который заплатили в другой стране.

    Читайте также: