Указ царя александра ii о взимании таможенных пошлин в золотой валюте

Опубликовано: 01.05.2024

Таможенные пошлины IX – XVIII вв.

Первые таможенные пошлины на Руси взимались посредством «откупа» и «верным» способом.

Пошлины, взимаемые внутренними таможнями, взыскивались с товаров, привозившихся на продажу.

Предметы потребления, необходимые владельцу, пошлинами не облагались. Впоследствии таможенная пошлина носила объективный характер и требовала систематического учета. Недооценка аспекта объективности пошлины приводила к разрушительным последствиям.

Стремление собрать как можно больше доходов за счет таможенных пошлин имело не только положительную сторону (когда за счет таможенных пошлин пополняется казна), но и отрицательную, – появлялась контрабанда, ослабляющая экономику государства. Чем выше были пошлины, тем выше становились цены на ввозимые товары и одновременно контрабандным путем проникали товары по более низким ценам.

От проникновения на рынок более дешевых товаров государство проигрывало, так как казна недополучала свои денежные поступления.

Основные цели таможенных пошлин: 1) экономическая цель; 2) финансовая (фискальная) цель, которая непосредственно связана с пополнением государственной казны.

Таможенные пошлины, взимаемые внутренними таможнями, взыскивались с товаров, привозившихся на продажу. Предметы потребления, необходимые владельцу, пошлинами не облагались.

После объединения вокруг Москвы близлежащих княжеств к концу XV в. Русское государство укрепило внешнеполитические связи со многими государствами Западной Европы, с Турцией, с балканскими странами, что стало новым стимулом для развития экономических отношений России на мировой арене. Иван III, Василий III, а затем Иван IV как-то пытались упорядочить таможенные сборы. При этом пошлины с иностранцев в фискальных целях были самыми высокими. Дальнейшее развитие таможенная политика России получила в Новоторговом уставе 1667 г. Преследуя фискальные цели таможенного законодательства, самодержавие закрепило в нем идеи монетаризма, вследствие чего запрещался ввоз в Россию предметов роскоши и вывоз из страны драгоценных металлов и изделий из них. Пошлины стали взиматься золотыми монетами и ефимками.

Одним из первых таможенных мероприятий Петра I был указ 1699 г. о взимании в Архангельске пошлин с привозимых напитков. Царь указал таможенным бурмистрам брать пошлины с питья ефимками «перед прежним с убавкою». Если станет известно, что напитки привезены посланникам, заморским представителям, докторам, московским иноземцам, русским торговым людям, то ефимки брать сполна неотложно и напитки пропускать, давая выписки об уплате пошлин тайно, а если пошлину в ефимках не возьмут, то ефимки брать с бурмистров «вдвое без пощады». Если ввозилось церковное вино, то указ предусматривал взимание пошлины в серебряных рублях, а если под видом церковного вина ввозились заморские вина, за которые надлежало взыскивать пошлину в ефимках, то оно конфисковывалось, а за подделку полагалось лицо, ввозившее вино, «бить кнутом нещадно».

Петровский указ продолжал линию накопления иностранной валюты в стране и суровых наказаний за контрабанду.

К началу XVIII в. в Московском государстве законодательно была закреплена единая тарифная система пошлин.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

47. Судебный процесс в XVIII в.

47. Судебный процесс в XVIII в. К особенностям судопроизводства XVIII в. нужно отнести тот факт, что благодаря указу 1697 г. состязательная форма процесса практически угасла. С конца XVII в. в области судебного процесса стала доминировать розыскная (инквизиционная) форма процесса.

Статья 295. Таможенные пошлины, налоги в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях

Статья 295. Таможенные пошлины, налоги в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях 1. Таможенные пошлины, налоги в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, не уплачиваются, если стоимость таких товаров,

Статья 352. Взыскание таможенных пошлин, налогов за счет товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены

Статья 352. Взыскание таможенных пошлин, налогов за счет товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены 1. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае отсутствия денежных средств на счетах плательщика или отсутствия информации о

Вопрос 7 Таможенные пошлины и таможенные сборы

Вопрос 7 Таможенные пошлины и таможенные сборы Таможенные пошлины занимают особое место в ряду государственных доходов. История таможенного налогообложения насчитывает более 1000 лет. Наибольшее развитие пошлины получили во времена татаро-монгольского ига, когда в

Основные таможенные тарифы XVIII в.

Основные таможенные тарифы XVIII в. Таможенный тариф 1724 г. 31 января 1724 г. механизм регулирования начал действовать в соответствии с протекционистским тарифом. В нем было установлено, что если внутреннее производство какого-либо продукта достигает четвертой части

Таможенные пошлины и доходы Российского государства в ХIХ в.

Таможенные пошлины и доходы Российского государства в ХIХ в. Таможенная политика России первой половины XIX в. представляла смешение фискальных, меркантилистских и протекционистских начал.При разработке пошлин учитывалось, что государства Запада нуждаются в русских

Статья 295. Таможенные пошлины, налоги в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях

Статья 295. Таможенные пошлины, налоги в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях 1. Таможенные пошлины, налоги в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, не уплачиваются, если стоимость таких товаров,

Статья 319. Возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. Случаи, когда таможенные пошлины, налоги не уплачиваются

Статья 319. Возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. Случаи, когда таможенные пошлины, налоги не уплачиваются 1. При перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает:1) при ввозе

Статья 352. Взыскание таможенных пошлин, налогов за счет товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены

Статья 352. Взыскание таможенных пошлин, налогов за счет товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены 1. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае отсутствия денежных средств на счетах плательщика или отсутствия информации о

Глава 39. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ § 1. Таможенные органы

Глава 39. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ § 1. Таможенные органы Статья 401. Таможенные органы и их место в системе государственных органов Российской Федерации 1. Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему.2. Органы

СТАТЬЯ 295. Таможенные пошлины, налоги в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях

СТАТЬЯ 295. Таможенные пошлины, налоги в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях 1. Таможенные пошлины, налоги в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, не уплачиваются, если стоимость таких товаров,

СТАТЬЯ 319. Возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. Случаи, когда таможенные пошлины, налоги не уплачиваются

СТАТЬЯ 319. Возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. Случаи, когда таможенные пошлины, налоги не уплачиваются 1. При перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает:1) при ввозе

СТАТЬЯ 352. Взыскание таможенных пошлин, налогов за счет товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены

СТАТЬЯ 352. Взыскание таможенных пошлин, налогов за счет товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены 1. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае отсутствия денежных средств на счетах плательщика или отсутствия информации о

37. Таможенные пошлины и таможенный тариф

37. Таможенные пошлины и таможенный тариф Таможенная пошлина – обязательный платеж за перемещение товаров через границу. Согласно гл. 28 Таможенного кодекса РФ объектом обложения таможенными пошлинами являются товары, перемещаемые через таможенную границу.Налоговой

(Смирнова Е. М.) («История государства и права», 2007, N 4)

ПРОТЕКЦИОНИСТСКИЙ ЭТАП В РАЗВИТИИ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Смирнова Е. М., старший преподаватель кафедры государственного и административного права СПбГИЭУ.

Политика протекционизма, в частности таможенного, во второй половине XIX в. должна была придать экономике России новый импульс, способствуя при этом крупному росту национального отечественного промышленного производства. Такую таможенную политику правительства полностью поддерживали российские промышленники и купечество, заявившие правительству: «Совершенно убеждены в идеальной истине начал свободной торговли, но именно это глубокое убеждение заставляет думать, что ради этого великого начала каждый народ должен идти к свободному соперничеству в торговле и промышленности осторожно шаг за шагом» . Уже с начала 70-х годов XIX в. с каждым годом увеличивался германский экспорт в Россию, кроме того, на российский рынок поступали в значительном количестве товары из Австро-Венгрии и других европейских государств. ——————————— Соболев М. Н. Перестройка принципов торговой политики России в связи с вопросом о протекционализме. Харьков, 1915. С. 184.

Российское правительство в 1878 — 1890 гг. определило ряд важнейших экономических задач, к числу некоторых были отнесены следующие: значительное увеличение таможенного дохода России; усиление таможенного покровительства отечественной обрабатывающей промышленности; формирование для России положительного внешнеторгового баланса. Министром финансов М. Х. Рейтерном была введена так называемая золотая пошлина, суть которой заключалась в том, что за ввоз товаров в Россию пошлина уплачивалась золотом. Министр, прилагая огромные усилия по изменению таможенной политики России, полагал, что «в настоящее время приток иностранных капиталов в Россию не только остановился, но под влиянием невыгодных экономических и, в особенности, политических обстоятельств значительная часть краткосрочных или подвижных авансов и кредитов ушли назад. Вследствие такого положения дел по долгосрочным обязательствам, каковы железнодорожные бумаги и земельные облигации, капитал не мог быть востребован» . М. Х. Рейтерн, учитывая сложившуюся в России социально-экономическую ситуацию, предложил ввести взимание таможенных пошлин металлической (золотой) валютой. По его мнению, именно таким путем можно было добиться, чтобы понижение вексельного курса не изменило установленных для иностранных купцов размеров ставок и, кроме того, чтобы иностранные кредиторы смогли получить твердые гарантии способности России производить платежи процентов по своим долгам золотой монетой, и самое главное — за счет этих действий можно было бы уменьшить необходимость в получении правительством денежных средств для заграничных платежей. Предполагалось, что купцам было легче приобрести золотую валюту для уплаты таможенных пошлин, чем государственному казначейству, ввиду того что «каждый из них имеет надобность в тратах на малую, сравнительно, сумму и может для покупки их выбирать более удобное время, пользуясь разного рода биржевыми операциями, недоступными правительству» . ——————————— Кулишер И. М. Очерки по истории таможенной политики России. СПб., 1903. С. 27. Витчевский В. И. Торговая, таможенная и промышленная политика России со времен Петра Великого до наших дней. СПб., 1909. С. 311.

Рассмотрев предложение министра финансов, Комитет финансов на своем заседании 4 ноября 1876 г. принял решение о введении уплаты таможенных пошлин золотой валютой по номинальному достоинству кредитного рубля, без уменьшения их размера в соответствии с падением курса кредитного билета. И 10 ноября 1876 г. император Александр II данное решение утвердил, и уже с 1 января 1877 г. таможенные пошлины взимались золотой монетой по курсу 1 золотой рубль — 1 рубль 5 копеек кредитными билетами. Министру финансов после утверждения вышеупомянутого решения императором было предоставлено право разрешать таможенным учреждениям принимать кроме российской золотой монеты купоны российских государственных займов, купоны облигаций Николаевской железной дороги, иностранную золотую монету и иностранные банковские билеты, которые пользовались разменом на золото. И самое главное, что при продаже таможенных товаров с аукциона таможенные пошлины с них тоже взыскивались золотой монетой. Решение Комитета финансов было довольно-таки жестким. Так, «все товары, с которых не была взыскана таможенная пошлина до 1 января 1877 г., должны были быть оплачены золотой валютой, залоги же, предоставленные в таможенные учреждения до обнародования этих правил, выкупались по прежнему порядку — кредитными билетами. Во всех остальных случаях — золотой валютой» . Важной для таможенной политики мерой явилось то, что залоги, представляемые в таможенные учреждения до обнародования решения Комитета финансов, выкупались по прежнему порядку, а именно кредитными билетами, а после 1 января 1877 г. — только золотой валютой. Становится очевидным, что такая таможенная политика российского правительства не только на данном историческом отрезке себя полностью оправдала, но и способствовала значительному увеличению таможенного дохода, что в совокупности дало возможность сформировать для России положительный внешнеторговый баланс. Вместе с тем исторические реалии были таковыми, что неокрепшая российская промышленность не могла конкурировать с промышленностью других развитых стран, где производство уже не только достаточно прочно стояло на ногах, но и хорошо и прогрессивно развивалось. Однако в хорошем всегда можно найти и нечто отрицательное, так, опыт развития таких государств, как, например, Аргентина и Бразилия, которые применяли у себя не на словах, а на деле политику свободной торговли, показал, что такая политика приносила в жертву благосостояние этих государств «без всякой пользы для всего человечества и только для выгод той страны, которая господствует в промышленности и торговле» . ——————————— Соболев М. Н. Таможенная политика России во второй половине XIX века. Томск, 1911. С. 112. Лист Ф. Национальная система политической экономии. СПб., 1891. С. 168.

Протекционистская таможенная политика российского правительства являлась одним из главных средств для успешного развития крупной национальной промышленности, основанной не только на ручном труде, но и на применении новых технологий и машин, что позволило экономически отсталой России со временем подняться до уровня развитых промышленных стран Запада, так как те «не получали от природы никакой вечной монополии для своей мануфактурной промышленности, а лишь выиграли во времени перед другими государствами» . Таможенное покровительство обеспечивало защиту российским производителям, что дало возможность российскому промышленнику правильно и грамотно вложить свой капитал, а рабочий мог продать свой труд на выгодных для него условиях. ——————————— Лист Ф. Национальная система политической экономии. СПб., 1891. С. 178.



12 февраля 2015 года газета «Президент» опубликовала материал «Сто лет назад Россия и Китай создали ФРС США». И вот комментарий к этой статье.

Напомним, автор повествует о событиях минувших дней: «Велик был год 1862-й от Рождества Христова. Российская империя начала «вставать с колен» после поражения в Крымской войне. В Новгороде происходит торжественное празднование Тысячелетия основания Руси. Только год назад было отменено крепостное право. Начинаются революционные военные реформы. Александр II обретает всемирную славу. Его называют и отныне всегда будут называть царём-Освободителем.

В это же время, в глубокой тайне со всех концов великой и обширной империи по особому указу императора в Крым, точнее, в Севастополь тянутся странные военные обозы. Обычно это один или два крытых возка, окружённые полусотней отборных казаков. "Именем Государя", – кричали они, меняя лошадей на постоялых дворах. "Неужто опять война?" – крестились крестьяне. Всё было проще, в Крым везли золото империи. Ему предстоял длинный путь – в горы Гишпании ».

Необходимо пояснить читателям, о чём идёт речь – ведь от неправильного названия и восприятие текста становится неправильным. Речь тут идёт вот о чём. В указанный год происходили геополитические события, преследовавшие две цели.

Первая цель – сменить положение Центра Мира, то есть центра геополитического влияния. Александр II , как известно, провёл в России несколько реформ.

Первая реформа – судебная : Судебный устав 1864 года вводил единую систему судебных учреждений, исходя из формального равенства всех социальных групп перед законом.

Ключевые слова здесь «равенство» и «всех социальных групп».

Почему Россия до этого несколько сотен лет обходилась «неравенством», а теперь вдруг понадобилось «равенство»? И о каких таких «всех социальных группах» пошла речь в новом уставе? Неужели какие-то группы до этого были забыты?

Вторая реформа – земская реформа 1 января 1864 года. Она состояла в том, что вопросы местного хозяйства, взыскание налогов, утверждение бюджета, начального образования, медицинского и ветеринарного обслуживания отныне поручались выборным учреждениям – уездным и губернским земским управам. Говоря современным языком, власть была отдана на места.

И, естественно, возникает новая порция вопросов: зачем понадобилось Александру II отдавать власть? Причём равенство всех социальных групп было явно подстроено под эту передачу власти. Очевидно, новая система предполагала, что придёт некая сила, которой необходимо делегировать равенство, и которая сможет претендовать на власть на местах.

Третья реформа Александра II была проведена по земле – крестьянская реформа. Суть её туманна. Но историки, изучавшие этот крестьянский вопрос, комментировали его с большим сомнением. Так, М. Н. Покровский указывал: вся реформа для большинства крестьян свелась к тому, что они перестали официально называться «крепостными», а стали называться «обязанными»; формально они стали считаться свободными, но в их положении ничего не изменилось: в частности, помещики продолжали, как и ранее, применять телесные наказания в отношении крестьян. «Быть от царя объявленным свободным человеком, – писал историк, – и в то же время продолжать ходить на барщину или платить оброк: это было вопиющее противоречие, бросавшееся в глаза. „Обязанные“ крестьяне твердо верили, что эта воля – не настоящая…».

Получается, что крестьянская реформа была фикцией! Она просто отвлекала своей ненужной суетой крестьянские массы, стравливала их по вопросу собственности с помещиками, и занятые своей «земельной гражданской войной» российские крестьяне и помещики уже даже не пытались воспользоваться предоставленными возможностями двух первых реформ.

Четвёртая реформа Александра II – военная. Её организационные моменты изложены в докладе Военного министерства 15.01.1862 года. Как показал анализ, она нанесла русской армии непоправимый урон. Обратим внимание только на слабые стороны организации центрального военного управления.

Теперь у генерального штаба осталось совсем немного функций, что делало управление армией практически невозможным. Подчинение главного военного суда и прокурора теперь осуществлялось военному министру, и это означало подчинение судебных органов представителю исполнительной власти – как раз той, реформа которой шла параллельно. То есть военную службу реформировали под тех, кому предназначалось «равенство всех социальных групп».

Им же отдавалась и армейская медицина – подчинение лечебных заведений не главному военно-медицинскому управлению, а начальникам местных войск, отрицательно влияло на постановку лечебного дела в армии. Отрицательно для армии, но положительно для тех, кто претендовал на «равенство всех социальных групп».

Пятая реформа Александра II – образовательная. В ходе неё была расширена сеть народных училищ. Основной упор делался на преподавание математики и естественных наук. Но, пожалуй, самое главное: теперь университетский устав для высших учебных заведений вводил частичную автономию университетов – выборность ректоров и деканов и расширение прав профессорской корпорации.

Это было сделано также для тех, кто претендовал на «равенство всех социальных групп».

Получалась интересная комбинация. Некая часть населения, претендовавшая на «равенство всех социальных групп», была встречена удобной для неё судебной реформой – теперь люди из партии «равенство всех социальных групп» могли вводить своих членов в судебную власть и осуществлять судебную волю от своего лица. Для них же была удобно реформирована исполнительная власть, которая теперь всецело досталась тем, кто рассчитывал на «равенство всех социальных групп».

Для них же была удобно реформирована армия – люди, претендующие на «равенство всех социальных групп», получили в свои руки управление армией через исполнительную власть и через медицинские службы, а также получили себе возможность избегать призыва в действующую армию, уходя в резерв. И, наконец, для трудоустройства всевозможными юристами и менеджерами была создана тьма ненужных учебных заведений. И при всём при этом внимание местного, российского, крестьянства и дворянства было отвлечено земельной псевдореформой.

Вам ничто это не напоминает?

Аналогичные реформы в том же составе были сделаны в начале 90-х годов 20-го века.

Пока россияне пыжились понять, что такое капиталистическая свобода (земельная реформа), их жизненное пространство позанимали ушлые агенты Моссад, ЦРУ, Ми-6 и многих других передовых армий всего мира. В результате имущество России оказалось в руках грабителей, и вагоны с ним потянулись на запад.

Кто украл золото партии? Кто похитил золото СССР? Это те же самые обозы с золотом, которые Александр II отправлял через Крым в Испанию.

А теперь посмотрим, как оценили историки и экономисты такую кипучую деятельность Александра II .

С самого начала 1860-х годов в стране так называемый начался экономический кризис. Но его возникновение ряд экономических историков связывает именно с деятельностью Александра II. С его отказом от промышленного протекционизма и переходом к либеральной политике во внешней торговле.

Переработка хлопка в России упала в 3,5 раза, а выплавка чугуна сократилась на 25%. Всё это сопровождалось ухудшением торгового и платежного баланса страны. По сравнению с 1841 годом импортные пошлины в 1868 году снизились в среднем более чем в 10 раз, а по некоторым видам импорта – даже в 20-40 раз.

Экономические историки характеризуют весь период до конца царствования Александра II как период экономической депрессии.

Зато за 20 лет, прошедших после смерти Александра II, при тех же темпах роста населения, производство чугуна в России увеличилось на 487%.

Вот вам и результат реформ.

И снова тот же вопрос: вам ничего это не напоминает? Не перестройка ли перед нами? Перестройка Александра II .

С.Ю. Витте, ставший позднее министром путей сообщения, оценивал ситуацию в своём секторе так. Он писал, что передача железнодорожного дела при Александре II в руки компаний, которые были частными «лишь по названию, а не в действительности», привела к «совершенно невозможной» ситуации, когда весь убыток от деятельности этих частных компаний (более 40 млн. руб. в год) «ложился на государственную казну, иначе говоря, на русский народ» (вспомним современную РЖД и дворец Якунина).

Кроме того, к концу царствования Александра II большинство этих компаний оказались поделенными между несколькими «железнодорожными королями». Фамилии этих королей оказались еврейские – Поляков, Блиох, Кроненберг, Губонин и пр., и пр. Как и в результате перестройки 20-го века – Березовский, Смоленский, Авен и пр., и пр.

И это было не случайно. Потому что Александр II провёл ещё и шестую реформу – «прочую реформу», как её «невинно» окрестили историки.

Она заключается в том, что при Александре II произошли существенные изменения в отношении черты оседлости евреев. Рядом указов, выпущенных в период с 1859 по 1880 год, значительная часть евреев получила право беспрепятственно расселяться по территории России.

Как пишет А. И. Солженицын, право свободного расселения получили купцы, ремесленники, врачи, юристы, выпускники университетов, их семьи и обслуживающий персонал, а также, например, «лица свободных профессий». А в 1880 году указом министра внутренних дел было разрешено оставить на жительство вне черты оседлости тех евреев, кто поселился незаконно.

Вот для кого готовил Александр II благодатную почву своими шестью «реформами»!

Именно эти лица, незаконно поселившиеся, свободных профессий, обслуживающий персонал, врачи, юристы, а также все остальные «купцы и ремесленники», получили себе полную СВОБОДУ деятельности на российских простора. Теперь они, всем своим бесконечным войском пришедши на Русь, могли занимать управляющие должности в местных органах управления, могли становиться судьями и членами судов, могли избегать призыва в русскую армию, но обслуживать её медиками и интендантами…

Естественно, что при таком контингенте изменилась и коррупционная составляющая. Историки приводят факты, свидетельствующие о росте коррупции в царствование Александра II. Так, историк П. А. Зайончковский писал о «массовых злоупотреблениях и хищениях», способствовавших «падению авторитета императора и всего царствующего дома».

Это и вылилось в результате в убийство потерявшего всяческое уважение царя.

Перестройка Александра II развалила Русскую империю, как и перестройка Горбачёва развалила Советский Союз.

Погиб Александр II в новый год, 1 марта 1881 года. Его убийцей стал еврей Гриневицкий, а гибель «Освободителя» состоялась от имени тех самых «освобождённых», которых он завёз из-за черты оседлости, и показалась многим символичным завершением его никчёмного царствования.

Однако мы не можем остановиться на такой ноте. Нам надобно узнать, зачем и почему русский царь Александр II поступил с вверенной ему державой именно так? Почему он безропотно отдал российское золото Испании? Почему впустил чужие армии в Россию и подготовил для их расцвета самую благодатную почву?

Но давайте вспомним, именно при Александре II в среде Императорского двора вошла в моду охота на медведя – символизируя взятие русского народа. Ведь этот «русский» царь, как и все Романовы, никакого отношения не имел к русскому народу. Его род происходил как раз из той самой Испании и шёл по еврейской линии.

В наши дни это установлено точно – у его последователя Николая II выявлена та же гаплогруппа, что и у Наполеона, Гитлера, Эйнштейна и многих других «испанцев».

Которым он и направлял награбленные в России золотые сокровища.

Что не смог сделать Наполеон, сделал его преемник – Александр II .

Да, да! Именно приемник! Ведь Александру II вручал испанский орден Золотого руна (1826) сам Наполеон! Брат неудачника.

Историк П. А. Зайончковский писал: правительство Александра II проводило «германофильскую политику», не отвечавшую интересам России. Этому способствовала позиция самого монарха: «Благоговея перед своим дядюшкой – прусским королем, а позднее германским императором Вильгельмом I, он всячески содействовал образованию единой милитаристской Германии».

На фоне этого в 1867 году Александр II продал Русскую Америку – Аляску – Соединённым Штатам. Историки пишут, мол, денег не хватало.

А как же подводы, гружёные золотом и направлявшиеся в Испанию – Иберию, страну евреев? На них денег хватило?

Подробности катавасии престолов см. в романе Андрея Тюняева «Битва за Мировой Престол».


Убийство террористами-народовольцами 1 марта 1881 года императора Александра II и вступление на престол Александра III коренным образом изменило ход развития Российской империи. Власть открыто признала провал либеральной политики, проводимой предыдущим императором, и необходимость существенной коррекции экономического и политического курса.

Что же было сделано не так? В результате принятия Александром II курса на либерализацию экономики и печать необеспеченных бумажных денег в 1858 году, всего через три года после смерти Николая I, был полностью прекращен обмен кредитных билетов на золото и серебро. Кредитные билеты стали полностью необеспеченными бумажными деньгами. Отношение стоимости серебра и золота к кредитным билетам стало определяться рынком.

В соответствии с законом Грэшема, что плохие деньги вытесняют деньги хорошие, монеты из драгоценных металлов исчезли из внутреннего денежного обращения. Введение либерального таможенного тарифа в 1857 году привело к тому, что уже через пять лет переработка хлопка в России упала в 3,5 раза, а выплавка чугуна сократилась на 25 %. Первые признаки экономического кризиса появились уже в 1859 году, когда начался финансовый кризис, существенно ухудшивший торговый и платежный баланс страны.

Доктрина свободной торговли господствовала в 1860 — 1870-х годах, а система таможенного протекционизма считалась гибелью для государства. В результате отказа Александра II от политики протекционизма в отношении национальной промышленности и перехода к либеральной политике во внешней торговле с начала 1860-х годов в стране разразился полноценный экономический кризис. Это не привело к кардинальным изменениям в либеральной политике во внешней торговле. Она продолжилась и в дальнейшем введением нового таможенного тарифа 1868 года, самого льготного в России XIX века. По сравнению с 1841 годом импортные пошлины в 1868 году снизились в среднем более чем в 10 раз, а по некоторым видам импорта — даже в 20-40 раз. Это естественно не улучшило экономическое положение страны, которая в результате таких действий примерно до середины 1880-ых годов находилась в состоянии экономической депрессии. Для покрытия расходов бюджета государство впервые начало активно прибегать к внешним займам, чего практически не наблюдалось при императоре Николае I.

Займы привлекались на чрезвычайно неблагоприятных условиях, и по итогам правления Александра II государственный долг вырос в три раза. В 1877 году в связи с дальнейшим ухудшением экономического положения государство потребовало оплачивать таможенные пошлины золотой монетой, заложив основу системы денежного обращения, просуществовавшей с определенными изменениями до 1897 года. Эта система была двухвалютной с плавающим курсом валют между собой. Бумажный рубль использовался для расчетов внутри страны, а золотой рубль использовался в качестве валюты только для внешней торговли. Формально бывший основной денежной единицей серебряный рубль исчез из обращения и использовался только для учётных целей. Проблемы в экономике привели к тому, что в стране пышным цветом расцвел революционный террор.

Приход Александра III к власти привело к коренному пересмотру существовавших до этого взглядов и подходов. Новый император занялся наведением порядка. Революционное движение было полностью подавлено, по коррупции в органах государственной власти был нанесен серьезный удар, произошел пересмотр подходов в сфере экономики и финансов России. Благодаря целому комплексу мер, включавших в себя, в частности, выкуп государством железных дорог, конвертирование государственных займов с понижением выплачиваемого по ним процента, введение государственной монополии на торговлю спиртным и прочим, удалось значительно улучшить состояние государственных финансов. Существенно снизилась доля государственного бюджета, расходуемая на обслуживание государственного долга, замедлилось и дальнейшее увеличение самого долга. Стабилизация государственных финансов позволила начать подготовку к переходу от необеспеченной бумажной валюты к твердым обеспеченным деньгам. К началу 1880-ых годов большинство европейских стран, а также США, взяли за основу своих денежных систем золото и перешли на них. Исходя из этого, российское правительство посчитало целесообразным, что денежная система страны также должна быть основана на золоте. Использование золотого стандарта как основы финансовой системы поможет решить финансовые и экономические проблемы.

Поэтому практически сразу после вступления на престол государя-императора Александра III перед правительством была поставлена задача форсированного увеличения золотого запаса. Министерству финансов удалось многое сделать на подготовительной стадии. Финансовая политика Н.Х. Бунге, занимавшего пост министра финансов в 1881 – 1886 годах, позволила, начиная с 1884 года, накопить золота и золотых монет на 125 млн. руб., а сменивший его на этом посту И.А. Вышнеградский (1887 – 1892) увеличил к 1890 году золотой запас России до 372 млн. руб., обеспечив продолжение его дальнейшего роста. Главными источниками для накопления золота в стране были: 1) экспорт зерна и иных товаров; 2) увеличение налогообложения; 3) повышение акцизов на сахар, табак, водку, спички, керосин; 4) повышение таможенных пошлин, оплачивать которые требовалось только золотом (импортные пошлины были самыми высокими в XIX веке); 5) ограничение импорта. Дополнительно к этому в стране добывали около 42 тонн золота в год, а также правительство прибегало к привлечению внешних займов.

С 1888 года было принято за правило, что при выпуске очередных серий кредитных билетов равная им сумма в золоте депонировалась в Государственном банке. Необеспеченные золотом банкноты именовались временно-выпущенными, и государство постепенно выводило их из обращения. Негативным было то, что сальдо расчетного баланса за всё время действия монетной системы 1885 года было для России отрицательным. Золото имело тенденцию уходить из страны, но это не стало препятствием в накоплении драгоценного металла. За период с 1884 по 1896 год золотой запас, числившийся на балансе Государственного банка России, увеличился со 144 до 848 тонн. К 1897 году Государственный банк располагал золотой наличностью на 1095 млн. руб., что почти соответствовало сумме обращавшихся кредитных билетов 1121 млн. руб. Золота было накоплено достаточно для перехода на золотой стандарт.

Несмотря на достижения министерства финансов по накоплению золота, основная заслуга в успехе этого мероприятия принадлежит все-таки Александру III, жестко пресекавшему любые попытки залезть в государственный карман и разбазарить национальное достояние. Помогало также то обстоятельство, что в результате политики Александра III государственный бюджет России в период с 1887 по 1894 год был бездефицитным. Доходы превышали расходы суммарно на 575 млн. руб., и на эти средства также можно было приобретать золото. Исключением был лишь неурожайный, кризисный 1891 год. Определенная сложность перехода на золотой стандарт заключалась в том, что до конца жизни Николая I в 1855 году, кредитный билет был привязан к серебру. В период либеральных реформ Александра II, как отмечалось выше, он полностью оторвался от металла и стал классической необеспеченной бумажной валютой, при том, что основной денежной единицей считался серебряный рубль. Когда в 1880-х годах Александр III начал предпринимать шаги по привязке этих билетов к металлу, таким металлом было уже золото. Для решения этой задачи требовалось стабилизировать курс бумажного рубля по отношению к западным золотым валютам.

До реформы российские кредитные билеты свободно продавались и покупались внутри страны и за рубежом за иностранную валюту по сильно колеблющимся курсам. Переход на золотую валюту по фиксированному курсу предполагал стабилизацию обменных курсов. Эта задача была успешно решена при помощи широкомасштабных интервенций на основных международных валютных рынках. Покупки и продажи Госбанком золота и иностранной валюты в обмен на рубли, борьба с валютной спекуляцией и иные мероприятия позволили обеспечить стабилизацию курса рубля. Если в 1890 году курсовые колебания составляли 19 – 20%, то уже в 1896 году разница между высшим и низшим курсами по отношению к ведущим мировым валютам по году составляла от 0,93 до 1,16%. Александру III не довелось дожить до того момента, когда Россия перешла на золотой стандарт.

Это произошло уже при Николае II. Решающим шагом к этому стал указ, одобренный Государственным советом и подписанный Николаем II 8 мая 1895 года, узаконивший золотое исчисление и использование золота при заключении сделок: «Всякие дозволенные законом письменные сделки могут быть заключаемы на российскую золотую монету… По таким сделкам уплата производится либо золотою монетою, в определенной сделкою сумме, либо государственными кредитными билетами по курсу на золото в день действительного платежа». За майским указом 1895 года последовали практические шаги по внедрению золотых монет в обращение и в сферу заключения сделок. Была организована продажа золотых монет через учреждения Госбанка. Было разрешено принимать золотые монеты для открытия текущих процентных счетов, уплаты акцизов, для прочих платежей через кассы правительственных учреждений и частных железных дорог. Золотые монеты стали использовать для выдачи банковских ссуд и выплаты зарплаты служащим государственных и банковских учреждений.

Среди широкой публики, а по крайней мере 90% населения России никогда до этого не видело золотой монеты, этот шаг поначалу вызвал определенное неудовольствие из-за возникавших недоразумений, связанных с пересчетом между бумажными и золотыми деньгами, но оно довольно быстро сошло на нет. Дело заключалось в том, что в самом начале перехода три бумажных рубля были эквивалентны двум рублям золотом. В августе 1896 года была объявлена стоимость золотой монеты в кредитных рублях. Был установлен паритет между существовавшими в обращении бумажными денежными знаками и золотыми монетами. Сделано это было не по их нарицательной стоимости, а исходя из их реальных курсовых соотношений: кредитный рубль = 66 2/3 копейки золотом.

Так была установлена основа новой валютной системы. С 3 января 1897 года правительство перешло на полноценное золотое денежное обращение. Указ от 29 августа 1897 года изменил порядок эмиссии кредитных билетов. Согласно этому документу, монопольное право их эмиссии возлагалось на Госбанк. Впервые Госбанку была предоставлена полная независимость от министерства финансов в регулировании денежной массы. С этого момента Минфин терял возможность покрывать государственный долг за счет бюджетной эмиссии, то есть, печати бумажных денег. Выпуск кредитных билетов был поставлен в жесткую зависимость от государственного золотого запаса.

После проведения реформы 1895 — 1897 годов новые кредитные билеты — денежные знаки, отражавшие эквивалент золота, после нескольких лет параллельного обращения постепенно к 1902 году заменили прежние кредитные билеты. Финальная точка в этой денежной реформе и изменениях в денежно-валютном устройстве России была зафиксирована в июне 1899 года принятием нового Монетного устава. В нем, в частности, говорилось: «Российская монетная система основана на золоте.

Государственная российская монетная единица есть рубль, содержащий 17,424 долей чистого золота… Золотая монета чеканится как из золота, принадлежащего казне, так и из золота, предоставляемого для сего частными лицами» (1 доля = 44,4349 мг; 17,424 долей = 0,77423 г.). Переход на классический золотой стандарт – золотомонетный – в России был окончательно завершен. Золотые монеты номиналами в 5 и 10 рублей быстро вошли в обращение, а большой и постоянно пополняемый металлический фонд обеспечил размен банкнот, обращавшихся в качестве полноценных заместителей золота.

Были периоды, когда золото преобладало в наличном обороте. Максимум пришелся на 1903 год, когда на долю золотых монет пришлось 52% общего внутреннего денежного обращения страны. Золотой рубль начала XX в. был очень сильным по своей покупательной способности. В 1902 г. на железной дороге стрелочник получал 10-20 руб./мес., машинист – 20-30 руб./мес., начальник путей – 500-750 руб./мес., начальник дороги – от 1000 до 1500 руб./мес. Фунт белого хлеба стоил 5 коп., фунт телятины – 26 коп., фунт сливочного масла – 48 коп., 10 яиц – 30 коп., бутылка водки – 25 коп. К началу Первой мировой войны средняя зарплата в России находилась уже на уровне 40 рублей. Для лучшего понимания уровня заработной платы трудящихся тогда и сейчас и ее более простого сравнения 20 царских золотых рублей – это чуть меньше, чем ½ унции золота или примерно столько же, сколько составляет на текущий момент (конец мая 2018 года) в современной России средняя заработная плата по стране.

Что же касается современного состояния экономики и финансов России, то в гораздо большей степени они напоминают заключительные годы правления Александра II, чем период правления Александра III. Мои книжки «Крах «денег» или как защитить сбережения в условиях кризиса», «Золото. Гражданин или государство, свобода или демократия», «Занимательная экономика», «Деньги смутных времен. Древняя история», «Деньги смутных времен. Московия, Россия и ее соседи в XV – XVIII веках» можно прочитать или скачать по адресу

С 1 января 1877 был введен новый порядок уплаты таможенных пошлин – золотом, что привело к повышению пошлин на 50%. (до этого времени они взимались кредитными билетами)

Суть золотой пошлины: за ввоз товаров в Россию пошлина уплачивалась золотом; при продаже таможенных товаров с аукциона, таможенные пошлины с них тоже взыскивались золотом.

Объяснялись эти действия необходимостью повышения металлического денежного фонда государства для выплаты по иностранным займам и требованиям кредиторов, сомневающихся в платёжеспособности России.

Введение золотых пошлин способствовало увеличению цен на импортные товары, а также и на товары отечественного производства (из-за снижения конкуренции).

Таможенная политика стала фактически выражать меркантильно-фискальные и фискально- протекционист-ские интересы. Огульное повышение пошлин привело к сокращению ввоза в страну иностранных товаров. Торговый баланс снова сделался активным. Сумма поступлений в бюджет от таможенной деятельности увеличилась с 52,6 млн. руб. в 1877 г. до 97,0 млн. руб. в 1867 году. В фискальных интересах в 1877 году устанавливалось пошлинное обложение привозного хлопка, а в 1880 г. вводился дополнительный 10%-й сбор со всех ввозимых товаров.

1 золотой рубль = 1 рубль 5 копеек кредитными билетами. (пошлины были повышены в 1,5 раза).

33. Таможенный тариф России 1891 года.

Разработка тарифа 1891 года осуществлялась по распоряжению Александра III и началась в 1889 году. Этому предшествовала записка Менделеева в адрес министра финансов Вышнеградского «Материалы для пересмотра таможенного тарифа». Для разработки тарифа был создан комитет во главе с Менделеевым.

Новый протекционистский тариф был разработан и окончательно утверждён 11 июня 1891 года и введён в действие 1 июля 1891 года.

Тариф носил строго охранительный покровительственный характер для всей русской промышленности и добывающих производств. Составители стремились, чтобы охранительные функции равномерно распределялись на все товары. В тарифе была переработана редакция и номенклатура товаров. Весь тариф разделялся на 10 групп – 218 статей.

Ставки пошлин были повышены среднем до 25-30%. Тариф не облагал пошлинами товары, которые вообще не ввозились в Россию: хлеб, домашний скот, мел, дрова… , но заметно повышал ввозные пошлины на иностранные машины, химические товары, хлопок, сахар, ткани, кожу, железо…

Повышение ввозных пошлин пополняло казну и имело покровительственное значение для русской промышленности.

Экспорт с/х товаров составлял 75-80% всей стоимости вывоза товаров, первое место занимало зерно.

Повышение ввозных пошлин имело покровительственное значение для русской промышленности - в условиях жесткого ограничения ввоза иностранных товаров резко увеличилось производство отечественного чугуна, железа, стали.

34. Таможенная война России и Германии в начале 1890-х гг.

Таможенный тариф 1891 г. являлся кульминационным пунктом во взаимоотношениях между Россией и Германией, так как ставки пошлин по некоторым его статьям были высоки и фактически носили прямо запретительный характер.

(Между тем интересы России и Германии сталкивались и ранее, причем не только в области промышленной конкуренции, но и в области сельского хозяйства.) Германия являлась важным рынком сбыта сельскохозяйственной продукции для России. Однако русские сельскохозяйственные товары представляли угрозу экономическим интересам прусского юнкерства.

(Еще в феврале 1885 г. рейхстаг большинством голосов приверженцев защиты сельского хозяйства принял законопроект, согласно которому пошлины на сельскохозяйственные продукты повысились: на пшеницу с 1 марки до 3 марок; на рожь с 1 марки до 2 марок; на ячмень, овес с 0,5 марки и 1 марки до 1,50–2,0 марок; на кукурузу, гречиху и прочее c 0,5 марки до 1 марки; на солод с 1,2 марки до 3 марок; на рис с 0,30 марки до 1 марки; на муку с 3 марок (согласно закону 1881 г. против 2 марок по тарифу 1879 г.) до 5 марок.

В последующие два года был принят новый законопроект повышения таможенного обложения иностранного хлеба. Ставки в марках за 100 кг возросли: на пшеницу с трех марок до пяти, рожь с трех марок до пяти марок, овес с трех до четырех, ячмень – ставка пошлины осталась прежней, изменились ставки пошлины на кукурузу и гречиху в два раза, на муку с 7,5 марок до 10,5 марок, на солод с 1,2 до 4,0 марок.)

Используя повышение ставок таможенных пошлин на сельскохозяйственные продукты, Германия делает попытки добиться от России уступок в тарифной политике по отношению к промышленным товарам.

В условиях осуществления со стороны России охранительной таможенной политики в 90-е гг. и принятия тарифа 1891 г., это соперничество между двумя странами привело к таможенной войне.

До 1892 г. Германия, как и Россия, применяла повышение таможенной ставки одинаково ко всем государствам. В 1892 г. и начале 1893 г. Германия заключила с 22-мя государствами, в том числе и со всеми российскими конкурентами по привозу к ней сельскохозяйственной продукции. В результате Россия фактически устранялась с Германского рынка. Она должна была уплачивать с пуда пшеницы и ржи 37,9 копеек, тогда как Румыния, Австро-Венгрия, Соединенные Штаты и другие страны – 26, 6 копеек. После безуспешных переговоров о включении России в число благоприятствуемых Германией государств, 1 июля 1893 года в России был установлен дифференцированный тариф, ставки которого были образованы путём надбавки 30, 20 и 15% к пошлинам нормального тарифа, смотря по виду товаров (закон о двойном таможенном тарифе). В ответ на это Германия повысила на 50% пошлины на русские товары. Вследствие чего и Россией была сделана надбавка на германские товары в 5%, а германские суда были обложены увеличенным ластовым сбором (по 1 рублю вместо 5 копеек с ласта за приход и отход судна).

Разгоревшаяся таможенная война наносила значительный ущерб экономике обеих государств, но в большей степени для Германии, которая нуждалась в сбыте своей промышленной продукции.

Что же касается России, то ей удалось найти партнеров по торговле в других странах (в Англии, Франции и других государствах) и реализовать на 80% запасы хлеба. Несмотря на это таможенная война нанесла серьезный ущерб России: в 1891 г. доля ввоза российского хлеба в Германию составляла 54%, в 1892 г. – 18,3%, в 1893 г. – 13,9%.

Давление таможенной войны не выдержала Германия. Она предложила сесть за стол переговоров, в результате которых 29 января 1894 г. был заключен русско-германский торговый договор сроком на десять лет. Согласно договору был разработан и принят Конвенционный тариф. Пошлины на российский хлеб стали ниже. Россия же снижала пошлины на 10 – 30 %, по химическим продуктам снижение составило до 37 %, а по металлоизделиям – 10 – 50%.

В целом Германия извлекла более выгод, чем Россия, так как она вывозила из России главным образом сырье, а возвращала ей обработанные фабричные изделия. Кроме того, следует учесть, что германские промышленники основали ряд фабрик и заводов в пределах самой России. Однако Россия не отказалась от курса покровительственной таможенной политики

После заключения торгового договора с Германией наступил этап господства конвенционных тарифов.

Читайте также: