Уплата налогов выдвижение кандидатов в депутаты государственной думы

Опубликовано: 14.05.2024

36 человек примут участие в предварительном голосовании «Единой России» по отбору кандидатов для выдвижения в Госдуму РФ от Удмуртии. Прием документов завершился поздно вечером 14 мая. Среди участников два действующих депутата Госдумы Андрей Исаев и Алексей Загребин. Эксперты полагают, что если по одномандатным округам явные фавориты определены, то в списочной части значатся несколько претендентов, у которых есть шансы получить мандат депутата Госдумы.

Предварительное голосование по отбору кандидатов в депутаты Госдумы РФ от «Единой России» в этом году в Удмуртии и Пермском крае проходит по отдельным спискам. На прошлых выборах партия формировала единый список для двух регионов. Кроме того, праймериз организуют по двум одномандатным округам — Удмуртскому и Ижевскому. Прием документов от участников завершился вечером 14 мая. Всего в праймериз примут участие 36 человек, часть из которых одновременно заявились по одномандатному округу и по списку.

По Удмуртскому одномандатному округу (северные районы республики, часть Завьяловского района, Индустриальный и Устиновский районы Ижевска) документы на предварительное голосование подали 12 человек. В их числе действующий депутат Госдумы от Удмуртии Андрей Исаев, члены общественной палаты Удмуртии Александр Евсеев и Сергей Пермяков, сопредседатель регионального штаба ОНФ Ваге Карапетян.

На выдвижение по Ижевскому одномандатному округу (южные районы республики, часть Завьяловского района, Ленинский, Первомайский и Октябрьский районы Ижевска) претендуют 13 человек. Среди них заместитель председателя гордумы Ижевска Олег Гарин и представитель регионального исполкома ОНФ Евгений Сомов.

Как проходили праймериз по кандидатам в гордуму Ижевска

По списку партии заявился 21 человек. Помимо Андрея Исаева, Олега Гарина и Александра Евсеева, в праймериз примут участие сенатор от Удмуртии Юрий Федоров, первый зампредседателя госсовета Удмуртии Надежда Михайлова, депутаты госсовета Михаил Лебедев, Надежда Онищенко, министр национальной политики республики Лариса Буранова, депутат гордумы Ижевска, директор филармонии Алексей Фомин. В последний день документы подал действующий депутат Госдумы Алексей Загребин, который в прошлый раз участвовал в выборах по одномандатному округу. Второй одномандатник от Удмуртии Валерий Бузилов баллотироваться не стал.

Предварительное голосование пройдет 24-30 мая в электронном виде.

Политтехнолог Константин Труфанов считает отличительной особенностью нынешнего праймериз высокую конкуренцию в списочной части.

« В предыдущие годы заранее было примерно понятно, кто возглавит список и кто станет депутатом Госдумы, потому что состав участников выхолащивался под конкретного кандидата. Сейчас в списочной части много фигур республиканского уровня, которые могут не только навязать конкуренцию Андрею Исаеву, но и победить в праймериз. Я говорю сейчас об Олеге Гарине, Надежде Михайловой, Юрии Федорове, Алексее Загребине, Ларисе Бурановой»,— отмечает эксперт.

Однако, по его мнению, Андрей Исаев и Олег Гарин, скорее всего, победят в предварительном голосовании по одномандатным округам, а значит на место по списку в случае победы в выборах будут претендовать другие участники праймериз. Господин Труфанов обратил внимание на две федеральные фигуры, заявившиеся в последние недели — президента Гильдии межэтнической журналистики Маргариту Лянге и советника председателя ДОСААФ России Андрея Тимофеева. «Наверное, они появились в списке участников не просто так. В нынешней схеме праймериз с электронным голосованием будет сложнее влиять на голосование, это создает конкуренцию и подталкивает к участию в качестве кандидата новых участников»,— говорит политтехнолог.

Отсутствие в праймериз главы Удмуртии, руководителя регионального отделения «Единой России» Александра Бречалова не помешает ему возглавить список партии, отметил господин Труфанов. Этот вопрос будет решаться на съезде партии в конце июня. В некоторых регионах губернаторы по разным причинам участвуют в праймериз, однако по существующей процедуре это необязательно и действующий руководитель региона может возглавить партийный список без прохождения через предварительное голосование.

« К подбору состава участников в праймериз "Единой России" в Удмуртской Республике подошли творчески и попытались размыть традиционный состав активистов и общественников, участвующих в партийных мероприятиях, а также праймериз предыдущих лет. Но на протяжении пяти лет эти лидеры, увы, не имели возможности проявить себя в публичной плоскости и об их достижениях и заслугах мало кому известно. Поэтому и самопрезентации, и видеопрезентации программы их на сайте выглядят недостаточно убедительно на фоне традиционных "аксакалов"»,— отмечает эксперт.

Очевидно, что из действующих депутатов Госдумы от Удмуртии только Андрей Исаев перейдет в новый состав, считает госпожа Заболотских. Видеопрезентация Алексея Загребина, по ее мнению, говорит о том, что праймериз, скорее всего, для него – это «выполнение неких договоренностей, которые принесут ему бонусы после завершения выборов». Как кандидат в них он принимать участия уже не будет, полагает она. Шансы на победу есть у Олега Гарина, который активно поддерживался в период участия в конкурсе «Лидеры России. Политика», итог которого по сути стал стартом его избирательной кампании, заключила эксперт.

Согласно Конституции РФ (ст. 95, 96) Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 5 лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным законом.

Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

Депутаты Думы избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Законодателем неоднократно изменялись способы выборов депутатов Государственной Думы, от смешанной мажоритарно-пропорциональной системы осуществлен переход к пропорциональной системе выборов (с 2005 по 2013 годы). Однако Президент РФ предложил вернуться к прежней схеме избрания депутатов Государственной Думы по смешанной мажоритарно-пропорциональной избирательной системе, при которой половина депутатов избираются по партийным спискам, вторая половина - по одномандатным округам. Такая избирательная система действительно представляется наиболее оптимальной, балансируют недостатки мажоритарной и пропорциональной избирательных систем, создает более демократичную платформу для формирования палаты парламента.

В соответствии с Федеральным законом от 22 февраля 2014 г. "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" выборы депутатов Госдумы проводятся на основе смешанной избирательной системы, предусматривающей, что половина депутатов избирается по одномандатным избирательным округам, другая половина - по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов.
Кандидаты на выборах выдвигаются непосредственно и в составе федеральных списков кандидатов. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, а также путем выдвижения их политическими партиями. Выдвижение кандидатов в составе федеральных списков кандидатов осуществляется политическими партиями.

В федеральном списке кандидатов должно быть не менее 200 и не более 400 кандидатов. Федеральный список кандидатов разделяется на общефедеральную и региональную части, при этом наличие общефедеральной части необязательно. В общефедеральную часть списка может быть включено не более 10 кандидатов, в региональной части должно быть не менее 35 региональных групп кандидатов. Региональные группы кандидатов могут соответствовать группе граничащих между собой субъектов Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или части его территории, включающей в себя территорию одного округа или территории двух и более граничащих между собой одномандатных избирательных округов. Региональная часть списка должна охватывать всю территорию Российской Федерации.

Для проведения своих избирательных кампаний политические партии, выдвинувшие федеральные списки кандидатов, их региональные отделения, а также кандидаты, выдвинутые по одномандатным избирательным округам, создают избирательные фонды. Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда политической партии не может превышать 700 миллионов рублей, а из средств избирательного фонда кандидата - 15 миллионов рублей. Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда регионального отделения политической партии составляет от 15 до 100 миллионов рублей - в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Избранным по одномандатному избирательному округу признается кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей. По результатам выборов по федеральному избирательному округу к распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, получившие пять и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Государственная Дума собирается на первое заседание на 30-й день после избрания. Президент РФ может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.

Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.

С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.

Согласно ст. 103 Конституции РФ, к ведению Государственной Думы относятся:

1) дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

2) заслушивание ежегодных отчетов о деятельности Правительства РФ;

3) решение вопроса о доверии Правительству РФ;

4) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка России;

5) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

6) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с Федеральным конституционным законом;

7) объявление амнистии;

8) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

В соответствии со ст. 105 Конституции главной задачей Государственной Думы является принятие федеральных законов.

Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ и Верховному Суду РФ по вопросам их ведения.

Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение 5-и дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

1) федерального бюджета;

2) федеральных налогов и сборов;

3) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

4) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

5) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

6) войны и мира.

Принятый федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

Президент Российской Федерации в течение 14 дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

Если Президент Российской Федерации в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение 7 дней и обнародованию.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение 14-и дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

Предметы ведения Государственной Думы, аналогично предметам ведения Совета Федерации, носят открытый характер и дополняются как Конституцией РФ (ст. 125, 134), так и действующим законодательством (напр., назначение членов ЦИК РФ, членов НФС (Национального финансового совета) ЦБ РФ и т.д.). Согласно статье 134 Конституции РФ, предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Конституция РФ не предусматривает случаев прекращения полномочий Совета Федерации, однако деятельность Государственной Думы может быть досрочно прекращена путем роспуска нижней палаты Президентом РФ.

Президент РФ вправе распустить Государственную Думу в случаях, предусмотренных ст. 111 и ст. 117 федеральной Конституции: трехкратного отклонения Государственной Думой кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ; повторного выражения недоверия Правительству РФ Государственной Думой в течение 3 месяцев; отказа Государственной Думы в доверии Правительству РФ.

Государственная Дума не может быть распущена: в течение года после ее избрания на основании отказа в доверии или выражения недоверия Правительству РФ; в период действия военного или чрезвычайного положения; в течение 6 месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ; с момента выдвижения обвинения Президенту РФ Государственной Думой до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

При роспуске Государственной Думы Президент РФ назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через 4 месяца с момента роспуска.

Государственная Дума избирает из своего состава Председателя, заместителей Председателя. Они избираются тайным голосованием с использованием бюллетеней. Государственная Дума может принять решение о проведении открытого голосования.

Председатель Государственной Думы:

1) ведет заседания палаты;

2) ведает ее внутренним распорядком;

3) организует работу Совета Государственной Думы;

4) осуществляет общее руководство деятельностью Аппарата Государственной Думы;

5) назначает на должность и освобождает от должности руководителя Аппарата Государственной Думы с согласия Совета Государственной Думы;

6) представляет палату во взаимоотношениях с другими государственными органами, общественными объединениями, а также с парламентами зарубежных государств и в международных парламентских организациях;

7) участвует в согласительных процедурах для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, а также между органами государственной власти субъектов Федерации;

8) издает распоряжения по вопросам, отнесенным к его компетенции, которые могут быть отменены Государственной Думой, и др.

Для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты создается Совет Государственной Думы. В состав Совета входят Председатель Государственной Думы, его заместители, руководители фракций и внутрифракционных групп (не более двух) с правом решающего голоса. В работе Совета участвуют с правом совещательного голоса председатели комитетов и комиссий. На заседаниях Совета вправе присутствовать депутаты Государственной Думы.

Совет Государственной Думы:

1) формирует проект примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на очередную сессию;

2) принимает решение о включении законопроекта в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы;

3) формирует проект календаря рассмотрения вопросов Государственной Думой на очередной месяц с указанием тематических блоков;

4) формирует проект порядка работы очередного заседания Государственной Думы;

5) созывает внеочередные заседания палаты и определяет даты их проведения;

6) назначает соответствующий комитет Государственной Думы ответственным за подготовку законопроекта, внесенного в Государственную Думу;

7) направляет законопроект, подготовленный ответственным комитетом палаты к рассмотрению Государственной Думой, и материалы к нему Президенту Российской Федерации, субъекту права законодательной инициативы, внесшему в Государственную Думу данный законопроект, в Правительство Российской Федерации, депутатам Государственной Думы в сроки, установленные настоящим Регламентом;

8) принимает решение о проведении парламентских слушаний;

9) принимает решение о награждении Почетной грамотой Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и др.

Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой, ее депутаты образуют депутатские объединения.

Депутатское объединение в Государственной Думе, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в нее по федеральному избирательному округу, именуется фракцией. Фракции, имеющие численность более 100 депутатов, вправе образовать внутрифракционные группы в составе не менее 50 депутатов.

Государственная Дума образует из числа депутатов палаты комитеты и комиссии Государственной Думы. Причем такие подразделения палаты формируются по профессиональному критерию, они должны занимать ведущее место в парламенте, что пока фактически относится к фракциям.

· осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к рассмотрению Государственной Думой;

· осуществляют подготовку проектов постановлений Государственной Думы и проектов иных документов;

· осуществляют подготовку заключений по законопроектам и проектам постановлений;

· рассматривают и исполняют поручения Совета Государственной Думы;

· в соответствии с решением палаты подготавливают запросы в Конституционный Суд РФ, выполняют иные функции.

Правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, финансовое, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности Государственной Думы осуществляет Аппарат Государственной Думы.

В состав Аппарата входят в качестве самостоятельных структурных подразделений аппараты комитетов и комиссий Государственной Думы, фракций в Государственной Думе. Контроль над деятельностью Аппарата Государственной Думы осуществляется Комитетом Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы.

Государственная Дума собирается на сессии - весеннюю и осеннюю.

Решения Государственной Думы принимаются на ее заседаниях открытым или тайным голосованием.

Голосование на заседании Государственной Думы осуществляется с использованием электронной системы подсчета голосов, без использования электронной системы, с использованием бюллетеней и путем опроса депутатов.

Государственная Дума принимает обращения и заявления, выражающие ее позицию по общим или отдельным вопросам внешней политики России, а также по вопросам международных отношений в целом.

Таким образом, Государственная Дума, хоть и не называется Конституцией РФ нижней палатой, является первым и главным составляющим звеном российского парламента, где не только принимаются законы, но решается ряд важнейших вопросов государственной жизни.

Кто такой депутат?

Как стать депутатом - это сборников советов, законодательных нюансов, рекомендаций «бывалых» на этом тернистом пути. Убеждена: многие думают, что это очень сложно и практически не реально, но если ознакомиться с этапами, как стать депутатом самовыдвиженцем или через партию в городской думе, то можно обозначить определенную стратегию и двигаться этап за этапом.

Разумеется, стоит учитывать и уровень демократии в стране, прозрачность избирательного процесса и финансовые силы на агитацию. Мне всегда нравятся сравнительные фотографии, где депутат гордумы Москвы или Питера со своим авто проставляется лицу на аналогичной должности, но в Будапеште, Брюсселе или Амстердаме, которые более скромные и ездят на работу на велосипеде. Хотя они оба депутата и менеджеры, которых мы нанимаем за свои налоги. Кто же такой депутат?

Оглавление:

Кто такой депутат?

Депутат - это выбранная должность на определенный срок и в орган, которая, как правило, сопровождается приобретением иммунитета. Различаются они в зависимости от статуса органа, куда избираются. Это представители народа, и, что интересно, в переводе с латыни слово означает «посланный». Отмечу, в России депутаты избираются в Нижнюю палату - Государственную думу, региональные парламенты.

В чем заключается работа депутата, права и обязанности

Узнав, как стать депутатом государственной думы, далее знакомимся с прямыми обязанностями. Поскольку это законодательный орган, то депутат должен:

  • выступать с законодательными инициативами;
  • участвовать в работе комитетов, принимать участие в голосовании;
  • следовать парламентской дисциплине.

Хочется добавить, что депутат должен помогать людям: не только тем, кто его выбрал, но и многим другим. Периодически должен проводить встречи и отчитываться о результатах работы.

Владимир Жириновский

Особенности депутатства

Изучая как стать депутатом, думы, района, стоит понимать определенные требования, которые выдвигаются к этому лицу. Они прописаны в законодательных актах, а кроме этого, даже во мнении людей есть определенный список этих качеств и компетенций. Занять такой пост - это одно из проявления смарт-целей, которые не обязательны к выполнению прямо сегодня, а строятся на перспективу. Кстати, за все высказывания в рамках публичных выступлений депутат не может быть осужден - это принцип депутатского индемнитета.

Со скольки лет можно баллотироваться

Чтобы понять, как стать депутатом РФ, необходимо понять, со скольки лет можно выдвигать свою кандидатуру. В нашей стране этот порог стартует от 21 года. Такой же возрастной порог и в Украине. Обязательное условие - отсутствие судимостей и наличие гражданства той страны, где баллотируешься. Кроме этого, депутат не может быть одновременно депутатом Думы или Совета Федерации, занимать другие посты, ведь это считается основной занятостью.

Молодые депутаты

Высшее образование

Интересный момент, но наличие высшего образование законом не прописано, да и лицо в 21 год не всегда может его иметь. Для российского электората эта позиция крайне важна, равным счетом, как поведение, семейное положение. Стратегически правильно, когда имя кандидата на слуху, работает сталеваров или знает, как делать деньги из воздуха и рассказывает это на своих курсах.

Личные качества будущего депутата

В некоторых интервью политиков, о том, как становятся депутатами, такие люди, которые сейчас при исполнении или срок их каденции уже закончился, отмечают - важны не только законодательные нормы, но и личные качества. Среди них:

  1. харизматичность, яркость имиджа;
  2. умение говорить с электоратом, задавать вопросы;
  3. решительность;
  4. последовательность;
  5. ответственность;
  6. честность;
  7. открытость.

Я бы добавила еще умение договариваться (в том числе, с разными людьми) и мыслить стратегически и наперед.

Как стать депутатом: пошаговая инструкция

Изучая, как стать депутатом, можно перед этим вступить в лдпр, другую партию или стать самовыдвиженцем. Детально узнать о том, как вступить в партию «Единая Россия» или другой силы можно на их сайтах. Далее получив партийный билет, стоит выбрать округ, где будете баллотироваться или будете выдвигаться по спискам. Оплата залога, предоставление подписей, написание заявления и автобиографии - обязательные условия, как и другие бюрократические моменты.

Округ для баллотирования

В этом случае стоит помнить о системе выборов:

  • партийная (по спискам - чем больше голосов набирает партия, тем больше ее членов проходят);
  • мажоритарная - по округу - большинство голосов в определенном участке.

Для выборов в муниципалитет, ГосДуму используется смешанная система, где количество депутатских кресел распределится равными долями по типам систем.

Подготовка и подача документов на включение в список

Технология, как стать депутатом от кпрф или другой политической силы, предусматривает написание автобиографии, подачу заявления в местные представительства ЦИК или главное отделение. Также подается и декларация про доходы за последний календарный год. Прилагается программа кандидата.

Открытие избирательного счета

Он должен быть создан обязательно. На него поступают пожертвования, которые могут быть направлены на агитацию, продвижение. В ЦИК предоставляется полная выписка по всем счетам с указанием даты и кем они были пополнены. Счет целевой и открывается непосредственно перед выборами или праймериз.

Агитация и сбор подписей

На специальном бланке, выданном ЦВК, вы должны собрать подписи жителей о том, что они хотят вас видеть кандидатом в депутаты. Этот документ подается вместе со всеми в момент регистрации. Как правило, подписи собирает помощник депутата, и за полтора года до выборов такие вакансии появляются достаточно часто. Как только вы стали кандидатом и открылась избирательная компания, можно агитировать в удобной форме: встречи, концерты, газеты, тв-материалы, реклама на радио.

Агитация

Внесение залога

Если вы не собрали нужное количество подписей, то можно внести залог. Как правило, такой способ выбирают самовыдвиженцы. Кстати, если вам интересно, как стать депутатом небольшого сельского поселения, то технология аналогична, только в избирательном округе могут быть сразу несколько сел и поселков. Тем, кто интересуется, как стать президентом, скажу, что залог вносят все кандидаты, а возвращается он только победителю или 2-м кандидатам, которые вышли во второй тур.

Ценные советы для будущих депутатов

Советы, как стать депутатом местных или всероссийских органов власти помогут работать в заданном направлении. Думаю, что с первой попытки мало кто (без финансовой поддержки и протектора) может пройти на такую должность, поэтому, главный совет - начинать работу минимум за год до даты выборов, а как выборы закончились не с положительным в вашу сторону результатом, продолжать двигаться. Если вы глубоко изучаете технологию, как стать депутатом госдумы в округе в Москве, то из-за большого количества избирателей делайте ставку на сотрудничество с топовыми партиями. Важно понимать, на какой период вы избираетесь, потому что, наперед изучив и спланировав, как стать депутатом в парламент, выдвигаемым в своем городе, стоит предлагать соответствующую стратегию развития избирателям.

Срок полномочий депутатов в разных странах мира

Страна Срок каденции депутата в общенациональном органе
Королевство Тайланд Сенат - на 6 лет
Нижняя палата - 4 года
Республика Франция Сенат - 6 лет
Национальная ассамблея - 5 лет
Республика Украина Верховный Совет - 5 лет
Российская Федерация Государственная дума и Совет Федераций - 5 лет

Вступите в любую партию

Читая советы, как стать депутатом местных органов власти или вовсе покорит ГосДуму, стоит понимать, что самовыдвиженцем проходить этот путь намного сложнее. Дело в том, что ментальные традиции и психология нашего народа нацелена на коллективное сознание, а значит тем, кто в партии, пройти проще. Выбирая подходящую партию, изучите такие аспекты:

  • уровень популярности по округу;
  • кто ее представляет сейчас;
  • законодательные инициативы;
  • устав;
  • особенности политики.

Окружите себя новыми связями

Несмотря на орган, куда хотите баллотироваться, нужно расширять базу знакомых в своем городе и по стране. Новые люди - это не только новые знания, это новые возможности, которые помогут вам в достижении успеха. Благодаря таким связям, можно найти и сформировать свою команду, привлечь спонсорскую помощь, разработать эффективную информационную стратегию. Чем больше людей - тем больше идей. Не забывайте, что нужно искать и специалистов в определенных отраслях.

Связи

Сделайте хорошую предвыборную кампанию

Найдите несколько доверенных лиц

Изучив, как стать депутатом думы или местного самоуправления, не стоит пытаться все сделать самостоятельно. С помощью помощников - доверенных лиц можно:

  • охватить в общении большее количество людей, понять их цели и желания;
  • освободить себя от решения некоторых вопросов, например, бюрократических;
  • распределить выполнение заданий для получения финального положительного результата.

Для небольшого города такие люди крайне важны, особенно в разработке эффективной коммуникационной стратегии.

Работайте с наблюдателями и членами ЦИК

Мало теоретически понимать, как стать политиком, важно изучить все подводные камни и нюансы. Одни из них - общение с членами ЦИК и наблюдателями. Эти люди знают избирательный процесс изнутри, могут рассказать законодательные нюансы. Важно, что члены ЦИК следят и за правильностью проведения агитации: в разрешенное время, на местах, где это имеет место быть. Резюмируя, хочется сказать: информации не так много, как стать депутатом в РФ или Украине.

ЦИК

Это либо цитаты из законодательной базы, либо же опыт тех людей, которые баллотировались или уже исполняли обязанности один или несколько сроков. Важно, что депутатом может стать как ИП, так и лицо, работающее в коммерческой организации, а как как стать самозанятым лицом уже на онлайн-страницах блога. Помните, что политика - вещь не очень чистая, Павел Грудинин, который баллотировался по пост президента РФ, как и другие, могли ощутить на себе прелести информационной атаки конкурентов. Желаю каждому, кто видит в себе силы ощущает стремление и желание все же покорить депутатский Олимп, вступить в партию, выиграть выборы и выполнять все ранее данные обязательства.

О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

(с изменениями на 20 апреля 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 355-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.11.2014, N 0001201411250013) (о порядке вступления в силу см. статью 8 Федерального закона от 24 ноября 2014 года N 355-ФЗ);

Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 231-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 14.07.2015, N 0001201507140036) (вступил в силу с 9 февраля 2016 года);

Федеральным законом от 14 июля 2015 года N 272-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.07.2015, N 0001201507150005);

Федеральным законом от 5 октября 2015 года N 287-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.10.2015, N 0001201510060021);

Федеральным законом от 15 февраля 2016 года N 29-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.02.2016, N 0001201602150062);

Федеральным законом от 9 марта 2016 года N 65-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.03.2016, N 0001201603090040);

Федеральным законом от 9 марта 2016 года N 66-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.03.2016, N 0001201603090037);

Федеральным законом от 5 апреля 2016 года N 92-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.04.2016, N 0001201604050039);

Федеральным законом от 28 декабря 2016 года N 474-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.12.2016, N 0001201612290016) (вступил в силу с 1 января 2017 года);

Федеральным законом от 28 декабря 2016 года N 505-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.12.2016, N 0001201612290093);

Федеральным законом от 18 июня 2017 года N 127-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 18.06.2017, N 0001201706180008) (о порядке вступления в силу см. статью 14 Федерального закона от 18 июня 2017 года N 127-ФЗ);

Федеральным законом от 5 февраля 2018 года N 1-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.02.2018, N 0001201802050032);

Федеральным законом от 19 февраля 2018 года N 30-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.02.2018, N 0001201802190022);

Федеральным законом от 4 июня 2018 года N 150-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.06.2018, N 0001201806040058);

Федеральным законом от 11 декабря 2018 года N 464-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 11.12.2018, N 0001201812110053);

Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 528-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.12.2018, N 0001201812280022);

Федеральным законом от 29 мая 2019 года N 104-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.05.2019, N 0001201905290050) (о порядке вступления в силу см. статью 5 Федерального закона от 29 мая 2019 года N 104-ФЗ);

Федеральным законом от 27 февраля 2020 года N 27-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.02.2020, N 0001202002270027);

Федеральным законом от 23 мая 2020 года N 153-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.05.2020, N 0001202005230004) (о порядке вступления в силу см. статью 4 Федерального закона от 23 мая 2020 года N 153-ФЗ);

Федеральным законом от 23 мая 2020 года N 154-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.05.2020, N 0001202005230002);

Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 267-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.07.2020, N 0001202007310034);

Федеральным законом от 9 марта 2021 года N 43-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.03.2021, N 0001202103090041);

Федеральным законом от 5 апреля 2021 года N 89-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.04.2021, N 0001202104050034);

Федеральным законом от 20 апреля 2021 года N 91-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 20.04.2021, N 0001202104200045);

Федеральным законом от 20 апреля 2021 года N 96-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 20.04.2021, N 0001202104200043).

В документе учтено:

постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13 апреля 2017 года N 11-П (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 18.04.2017, N 0001201704180005).

Действие настоящего Федерального закона распространяется на выборы депутатов Государственной Думы созывов, избираемых после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

До окончания срока действия полномочий Государственной Думы VI-го созыва следует применять положения Федерального закона от 18.05.2005 N 51-ФЗ.

- Примечание изготовителя базы данных.

Положения настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 13 июля 2015 года N 231-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после с 9 февраля 2016 года (дня вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года N 231-ФЗ), - см. пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 231-ФЗ.

Положения настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 29 мая 2019 года N 104-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 29 мая 2019 года (дня вступления в силу Федерального закона от 29 мая 2019 года N 104-ФЗ) - см. пункт 3 статьи 5 Федерального закона от 29 мая 2019 года N 104-ФЗ.

Положения статей 4, 14, 15, 17, 23, 33, 35, 56, 60, 71, 72, 74, 79, 80_1, 83, 99 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 31 июля 2020 года N 267-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31 июля 2020 года (дня вступления в силу Федерального закона от 31 июля 2020 года N 267-ФЗ) - см. пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 267-ФЗ.

Положения статей 62, 68, 69 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 9 марта 2021 года N 43-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 9 марта 2021 года (дня вступления в силу Федерального закона от 9 марта 2021 года N 43-ФЗ) - см. пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 9 марта 2021 года N 43-ФЗ.

Положения статей 42, 63, 79, 83 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 5 апреля 2021 года N 89-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 5 апреля 2021 года (дня вступления в силу Федерального закона от 5 апреля 2021 года N 89-ФЗ) - см. пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 5 апреля 2021 года N 89-ФЗ.

Принят
Государственной Думой
14 февраля 2014 года

Одобрен
Советом Федерации
19 февраля 2014 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные принципы проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - депутаты Государственной Думы) избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе принуждать гражданина Российской Федерации к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

Статья 2. Законодательство о выборах депутатов Государственной Думы

2. Основные термины и понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Статья 3. Избирательная система, применяемая на выборах депутатов Государственной Думы

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) избирается 450 депутатов.

2. 225 депутатов Государственной Думы избираются по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат), образуемым в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.

3. 225 депутатов Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы (далее - федеральные списки кандидатов).

4. Число голосов избирателей, поданных за федеральный список кандидатов, определяется как сумма голосов избирателей, поданных за соответствующий федеральный список кандидатов в каждом субъекте Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации.

Статья 4. Избирательные права граждан Российской Федерации на выборах депутатов Государственной Думы

1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать депутатов Государственной Думы по федеральному избирательному округу.

2. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, место жительства которого находится на территории соответствующего одномандатного избирательного округа, имеет право избирать депутата Государственной Думы по этому одномандатному избирательному округу. Право избирать депутата Государственной Думы по одномандатному избирательному округу имеет также гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, зарегистрированный по месту пребывания на территории этого одномандатного избирательного округа не менее чем за три месяца до дня голосования в случае подачи им заявления о включении в список избирателей по месту нахождения в соответствии с частью 4_1 статьи 17 настоящего Федерального закона для голосования в пределах одномандатного избирательного округа, в котором он зарегистрирован по месту пребывания.

3. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет право участвовать в выдвижении кандидатов в депутаты Государственной Думы (далее - кандидаты), федеральных списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов и работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

4. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года, постоянно проживающий в Российской Федерации, может быть избран депутатом Государственной Думы.

5. Гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся за пределами территории Российской Федерации, обладает равными с иными гражданами Российской Федерации избирательными правами на выборах депутатов Государственной Думы. Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать гражданину Российской Федерации содействие в реализации его избирательных прав.

6. Не имеет права избирать и быть избранным, участвовать в осуществлении других избирательных действий гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

7. Не имеет права быть избранным депутатом Государственной Думы гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

8. Не имеет права быть избранным депутатом Государственной Думы гражданин Российской Федерации:

1) осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление;

2) осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого преступления, судимость которого снята или погашена, - до истечения 10 лет со дня снятия или погашения судимости;

3) осужденный к лишению свободы за совершение особо тяжкого преступления, судимость которого снята или погашена, - до истечения 15 лет со дня снятия или погашения судимости;

4) осужденный за совершение преступления экстремистской направленности, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление, если на такого гражданина Российской Федерации не распространяется действие пунктов 2 и 3 настоящей части;

5) подвергнутый административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах депутатов Государственной Думы состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

6) в отношении которого вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", либо факт совершения действий, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 7 и подпунктом "ж" пункта 8 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", если указанные нарушения либо действия совершены в период, не превышающий пяти лет до дня голосования.

9. Если срок действия ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных пунктами 2, 3 и 4_1 части 8 настоящей статьи, истекает в период избирательной кампании до дня голосования, гражданин Российской Федерации, пассивное избирательное право которого было ограничено, вправе в установленном законом порядке быть выдвинутым кандидатом на этих выборах.

10. Если деяние, за совершение которого был осужден гражданин Российской Федерации, в соответствии с новым уголовным законом не признается тяжким или особо тяжким преступлением, действие ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных пунктами 1-3 части 8 настоящей статьи, прекращается со дня вступления в силу этого уголовного закона.

11. Если тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается особо тяжким преступлением или если особо тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается тяжким преступлением, ограничения пассивного избирательного права, предусмотренные пунктами 2 и 3 части 8 настоящей статьи, действует до истечения 10 лет со дня снятия или погашения судимости.

12. Гражданин Российской Федерации, в отношении которого вступил в законную силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, не может быть зарегистрирован в качестве кандидата на выборах депутатов Государственной Думы, если голосование на выборах состоится до истечения установленного судом срока.

13. Гражданин Российской Федерации, выдвинутый кандидатом на выборах депутатов Государственной Думы, в том числе в составе федерального списка кандидатов, обязан к моменту представления в соответствующую избирательную комиссию документов, необходимых для его регистрации в качестве кандидата, регистрации соответствующего федерального списка кандидатов, закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов. Понятие "иностранные финансовые инструменты" используется в настоящем Федеральном законе в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

(Часть в редакции, введенной в действие с 28 июня 2017 года Федеральным законом от 28 декабря 2016 года N 505-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

14. В случае принятия Центральной избирательной комиссией Российской Федерации решения, предусмотренного частью 1 статьи 80_1 настоящего Федерального закона, установленные настоящим Федеральным законом условия реализации гражданами Российской Федерации активного избирательного права, права на участие в предусмотренных законом избирательных действиях на выборах депутатов Государственной Думы, связанные с достижением возраста 18 лет, определяются исходя из последнего возможного дня голосования на выборах депутатов Государственной Думы.

Согласно Конституции РФ (ст. 95, 96) Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 5 лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным законом.

Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

Депутаты Думы избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Законодателем неоднократно изменялись способы выборов депутатов Государственной Думы, от смешанной мажоритарно-пропорциональной системы осуществлен переход к пропорциональной системе выборов (с 2005 по 2013 годы). Однако Президент РФ предложил вернуться к прежней схеме избрания депутатов Государственной Думы по смешанной мажоритарно-пропорциональной избирательной системе, при которой половина депутатов избираются по партийным спискам, вторая половина - по одномандатным округам. Такая избирательная система действительно представляется наиболее оптимальной, балансируют недостатки мажоритарной и пропорциональной избирательных систем, создает более демократичную платформу для формирования палаты парламента.

В соответствии с Федеральным законом от 22 февраля 2014 г. "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" выборы депутатов Госдумы проводятся на основе смешанной избирательной системы, предусматривающей, что половина депутатов избирается по одномандатным избирательным округам, другая половина - по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов.
Кандидаты на выборах выдвигаются непосредственно и в составе федеральных списков кандидатов. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, а также путем выдвижения их политическими партиями. Выдвижение кандидатов в составе федеральных списков кандидатов осуществляется политическими партиями.

В федеральном списке кандидатов должно быть не менее 200 и не более 400 кандидатов. Федеральный список кандидатов разделяется на общефедеральную и региональную части, при этом наличие общефедеральной части необязательно. В общефедеральную часть списка может быть включено не более 10 кандидатов, в региональной части должно быть не менее 35 региональных групп кандидатов. Региональные группы кандидатов могут соответствовать группе граничащих между собой субъектов Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или части его территории, включающей в себя территорию одного округа или территории двух и более граничащих между собой одномандатных избирательных округов. Региональная часть списка должна охватывать всю территорию Российской Федерации.

Для проведения своих избирательных кампаний политические партии, выдвинувшие федеральные списки кандидатов, их региональные отделения, а также кандидаты, выдвинутые по одномандатным избирательным округам, создают избирательные фонды. Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда политической партии не может превышать 700 миллионов рублей, а из средств избирательного фонда кандидата - 15 миллионов рублей. Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда регионального отделения политической партии составляет от 15 до 100 миллионов рублей - в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Избранным по одномандатному избирательному округу признается кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей. По результатам выборов по федеральному избирательному округу к распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, получившие пять и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Государственная Дума собирается на первое заседание на 30-й день после избрания. Президент РФ может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.

Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.

С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.

Согласно ст. 103 Конституции РФ, к ведению Государственной Думы относятся:

1) дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

2) заслушивание ежегодных отчетов о деятельности Правительства РФ;

3) решение вопроса о доверии Правительству РФ;

4) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка России;

5) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

6) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с Федеральным конституционным законом;

7) объявление амнистии;

8) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

В соответствии со ст. 105 Конституции главной задачей Государственной Думы является принятие федеральных законов.

Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ и Верховному Суду РФ по вопросам их ведения.

Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение 5-и дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

1) федерального бюджета;

2) федеральных налогов и сборов;

3) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

4) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

5) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

6) войны и мира.

Принятый федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

Президент Российской Федерации в течение 14 дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

Если Президент Российской Федерации в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение 7 дней и обнародованию.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение 14-и дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

Предметы ведения Государственной Думы, аналогично предметам ведения Совета Федерации, носят открытый характер и дополняются как Конституцией РФ (ст. 125, 134), так и действующим законодательством (напр., назначение членов ЦИК РФ, членов НФС (Национального финансового совета) ЦБ РФ и т.д.). Согласно статье 134 Конституции РФ, предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Конституция РФ не предусматривает случаев прекращения полномочий Совета Федерации, однако деятельность Государственной Думы может быть досрочно прекращена путем роспуска нижней палаты Президентом РФ.

Президент РФ вправе распустить Государственную Думу в случаях, предусмотренных ст. 111 и ст. 117 федеральной Конституции: трехкратного отклонения Государственной Думой кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ; повторного выражения недоверия Правительству РФ Государственной Думой в течение 3 месяцев; отказа Государственной Думы в доверии Правительству РФ.

Государственная Дума не может быть распущена: в течение года после ее избрания на основании отказа в доверии или выражения недоверия Правительству РФ; в период действия военного или чрезвычайного положения; в течение 6 месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ; с момента выдвижения обвинения Президенту РФ Государственной Думой до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

При роспуске Государственной Думы Президент РФ назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через 4 месяца с момента роспуска.

Государственная Дума избирает из своего состава Председателя, заместителей Председателя. Они избираются тайным голосованием с использованием бюллетеней. Государственная Дума может принять решение о проведении открытого голосования.

Председатель Государственной Думы:

1) ведет заседания палаты;

2) ведает ее внутренним распорядком;

3) организует работу Совета Государственной Думы;

4) осуществляет общее руководство деятельностью Аппарата Государственной Думы;

5) назначает на должность и освобождает от должности руководителя Аппарата Государственной Думы с согласия Совета Государственной Думы;

6) представляет палату во взаимоотношениях с другими государственными органами, общественными объединениями, а также с парламентами зарубежных государств и в международных парламентских организациях;

7) участвует в согласительных процедурах для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, а также между органами государственной власти субъектов Федерации;

8) издает распоряжения по вопросам, отнесенным к его компетенции, которые могут быть отменены Государственной Думой, и др.

Для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты создается Совет Государственной Думы. В состав Совета входят Председатель Государственной Думы, его заместители, руководители фракций и внутрифракционных групп (не более двух) с правом решающего голоса. В работе Совета участвуют с правом совещательного голоса председатели комитетов и комиссий. На заседаниях Совета вправе присутствовать депутаты Государственной Думы.

Совет Государственной Думы:

1) формирует проект примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на очередную сессию;

2) принимает решение о включении законопроекта в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы;

3) формирует проект календаря рассмотрения вопросов Государственной Думой на очередной месяц с указанием тематических блоков;

4) формирует проект порядка работы очередного заседания Государственной Думы;

5) созывает внеочередные заседания палаты и определяет даты их проведения;

6) назначает соответствующий комитет Государственной Думы ответственным за подготовку законопроекта, внесенного в Государственную Думу;

7) направляет законопроект, подготовленный ответственным комитетом палаты к рассмотрению Государственной Думой, и материалы к нему Президенту Российской Федерации, субъекту права законодательной инициативы, внесшему в Государственную Думу данный законопроект, в Правительство Российской Федерации, депутатам Государственной Думы в сроки, установленные настоящим Регламентом;

8) принимает решение о проведении парламентских слушаний;

9) принимает решение о награждении Почетной грамотой Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и др.

Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой, ее депутаты образуют депутатские объединения.

Депутатское объединение в Государственной Думе, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в нее по федеральному избирательному округу, именуется фракцией. Фракции, имеющие численность более 100 депутатов, вправе образовать внутрифракционные группы в составе не менее 50 депутатов.

Государственная Дума образует из числа депутатов палаты комитеты и комиссии Государственной Думы. Причем такие подразделения палаты формируются по профессиональному критерию, они должны занимать ведущее место в парламенте, что пока фактически относится к фракциям.

· осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к рассмотрению Государственной Думой;

· осуществляют подготовку проектов постановлений Государственной Думы и проектов иных документов;

· осуществляют подготовку заключений по законопроектам и проектам постановлений;

· рассматривают и исполняют поручения Совета Государственной Думы;

· в соответствии с решением палаты подготавливают запросы в Конституционный Суд РФ, выполняют иные функции.

Правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, финансовое, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности Государственной Думы осуществляет Аппарат Государственной Думы.

В состав Аппарата входят в качестве самостоятельных структурных подразделений аппараты комитетов и комиссий Государственной Думы, фракций в Государственной Думе. Контроль над деятельностью Аппарата Государственной Думы осуществляется Комитетом Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы.

Государственная Дума собирается на сессии - весеннюю и осеннюю.

Решения Государственной Думы принимаются на ее заседаниях открытым или тайным голосованием.

Голосование на заседании Государственной Думы осуществляется с использованием электронной системы подсчета голосов, без использования электронной системы, с использованием бюллетеней и путем опроса депутатов.

Государственная Дума принимает обращения и заявления, выражающие ее позицию по общим или отдельным вопросам внешней политики России, а также по вопросам международных отношений в целом.

Таким образом, Государственная Дума, хоть и не называется Конституцией РФ нижней палатой, является первым и главным составляющим звеном российского парламента, где не только принимаются законы, но решается ряд важнейших вопросов государственной жизни.

Читайте также: