Налогообложение природопользования дипломная работа

Опубликовано: 07.05.2024

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ 5
1.1. Экономические основы платежей за природные ресурсы 5
1.2. Место и роль налога на добычу полезных ископаемых в системе платежей за природопользование 15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ В СТРУКТУРЕ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА 22
2.1. Современное состояние платежей за природопользование 22
2.2. Анализ и оценка налогообложения природопользования в РФ 30
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66

Актуальность дипломной работы. Природные ресурсы и недра являются важнейшими составляющими экономической деятельности большинство стран. Человека просто не будет существовать, если он перестанет использовать природные ресурсы. Он вносит изменения в окружающую среду, а также постепенно сокращает мировые запасы природных ресурсов.
Эксплуатация природных ресурсов является особой формой использования недр земли, применения их в хозяйственном обороте. Нам очевидно, что вследствие использования природных ресурсов возникает такое понятие как субъект природопользования. Этим субъектом является государство, органы муниципального самоуправления, предприниматели, физические и юридические лица, которые воздействуют на природную среду с целью ее использования.
Государство является основных собственником и доминирует в структуре закрепленных законом форм собственности на природные ресурсы. Оно является экономической основой для взимания специальных природных платежей за пользование природными ресурсами.
Налогообложение природных ресурсов занимает важное положение в структуре государственного регулирования рационального природопользования. Налогообложение природных ресурсов обеспечивает стабильный экономический рост страны при умеренном и правильном подходе к использованию налогов.
Платежи за пользование недрами – это разновидность обязательных платежей, которые установленным федеральным и местным законодательством субъектов Российской Федерации, имеющие свой собственный порядок исчисления и уплаты.
В настоящее время в учебной и специальной литературе недостаточно хорошо освещено влияние налогообложения природных ресурсов на экономическую составляющую хозяйствующих субъектов, поэтому эта тема представляется нам особенно актуальной.
Целью дипломной работы является рассмотрение особенностей ресурсного налогообложения в реализации экономических интересов хозяйствующих субъектов.
Предметом дипломной работы является совокупность теоретических и практических аспектов механизма налогообложения природных ресурсов.
Объектом дипломной работы являются природоресурсные платежи.
Задачами дипломной работы является:
- изучение экономических основ платежей за природные ресурсы;
- изучение места и роли налога на добычу полезных ископаемых в системе платежей за природопользование;
- анализ налоговых поступлений платежей за природопользование в структуре доходов бюджета РФ и РД;
- исследование перспектив развития платежей за природопользование.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
В первой главе нами рассматриваются теоретические основы налогообложения природопользования. В частности, изучаются экономические основы платежей за природные ресурсы, а также изучаются основы налога на добычу полезных ископаемых в системе платежей за природопользование.
Во второй главе нами проводится анализ налоговых поступлений за природопользование в структуре доходов бюджета. Кроме того, в данной главе изучаются налоговые поступления от НДПИ в разрезе деятельности налоговых инспекций Республики Дагестан.
В третьей главе нами предложены меры по совершенствованию и перспективам развития платежей за природопользование.

Эта работа вам не подошла?

В нашей компании вы можете заказать консультацию по любой учебной работе от 300 руб.
Оформите заказ, а договор и кассовый чек послужат вам гарантией сохранности ваших средств. Кроме того, вы можете изменить план текущей работы на свой, а наши авторы переработают основное содержание под ваши требования

Налогообложение природопользования [10.12.16]

Тема: Налогообложение природопользования

Тип: Дипломная работа | Размер: 120.89K | Скачано: 92 | Добавлен 10.12.16 в 23:33 | Рейтинг: 0 | Еще ВКР и дипломы

Вуз: Финансовый университет

Содержание

Введение. 4

Глава 1. Теоретические основы налогообложения природопользования 7

1.1. История развития налогообложения природопользования. 7

1.2 Экономическое содержание налогообложения природопользования 12

1.3 Виды платежей за природопользование и их характеристика. 16

Глава 2 Анализ системы налогообложения природопользования. 34

2.1 Исследование проблем налогообложения природопользования. 34

2.2 Оценка поступлений платежей от уплаты сборов за пользование природными ресурсами в бюджет РФ.. 36

Заключение. 41

Список используемой литературы.. 43

Приложение 1 Доход федерального бюджета в 2011 год за платежи за пользование природными ресурсами. 45

Приложение 2 Доход федерального бюджета в 2012 год за платежи за пользование природными ресурсами. 46

Приложение 3 Доход федерального бюджета в 2013 год за платежи за пользование природными ресурсами. 47

Приложение 4 Доход федерального бюджета в 2014 год за платежи за пользование природными ресурсами. 49

Введение

Под природными ресурсами в соответствии с ФЗ «Об охране окружающей среды», понимаются: компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность. При этом под использованием природных ресурсов, подразумевается – эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности.

Государство в лице его полномочных органов заинтересовано в том, чтобы природные ресурсы использовались не хищнически, а более или менее равномерно и планомерно. Для этого служат рентные платежи за природные ресурсы, цель которых уравнять экономические условия добычи и управлять этими условиями. В настоящее время это правило составляет основу хозяйствования Российской Федерации.

До недавнего времени в литературе существовало множество подходов к экономической оценке природных ресурсов, но необходимость ее определения была признана не сразу. Некоторое время широко обсуждалась концепция бесплатности природных благ. Ее авторы утверждали, что, поскольку природные блага не являются объектами купли-продажи, то методологически неверно их как-то оценивать: введение оценки природных ресурсов в хозяйственную практику будет тормозить разработку полезных ископаемых, расширение сельскохозяйственного производства и т.д.
Поэтому разрабатывались месторождения с высоким содержанием полезных ископаемых в руде, целинные земли представляли собой большой резерв для экстенсивного развития сельского хозяйства, а необъятные просторы тайги – для расширения лесоразработок. Затраты, которые требовались на освоение новых земель, на вовлечение в хозяйственный оборот новых месторождений, были невелики. Эти обстоятельства до некоторой степени являлись подтверждением концепции бесплатности природных благ. Однако исчерпание наиболее удобных месторождений, разработка которых позволяла получать дешевое сырье, резкое удорожание вовлечения в сельскохозяйственный оборот дополнительной посевной площади – все это свидетельствовало об ошибочности представлений о естественных ресурсах как о «даровых благах» природы.

Просчеты в экономической политике последних десятилетий привели к резкому падению эффективности использования природных ресурсов, которая продолжает оставаться крайне низкой, а нередко и вовсе не отвечает интересам страны. В этой связи, такой инструмент, как платежи за природные ресурсы должен не только повысить качественный уровень использования природных ресурсов, но и существенно пополнить бюджеты различных уровней.

Итак, платежи за пользование природными ресурсами – являются важнейшим компонентом экономического механизма природопользования. Действующим законодательством сформирована правовая основа для установления платы за пользование недрами, лесами, водой, землей и другими видами природных ресурсов на основе рентного подхода или фиксированных платежей. Поступающие платежи (налоги) распределяются между федеральным бюджетом и бюджетом конкретного субъекта Федерации в пропорциях, установленных природно-ресурсными законами. Однако прямые поступления в федеральный бюджет от платежей за пользование природными ресурсами незначительны и составляют не более 5% (без учета акцизов) от всех поступающих налоговых доходов, что в весьма ограниченной мере обеспечивает компенсирующее воспроизводство природных ресурсов. Увеличение размеров платежей за природопользование возможно только при уменьшении доли (величины) других налогов, так как суммарные налоги, взимаемые с природопользователей, как правило, находятся на предельно высоком уровне.

Поэтому целью работы является изучение налогообложения природопользования и рассмотрение проблем налогообложения природопользования, так как данная тема весьма актуальна в наши дни, а с тем условием, что Россия является страной ориентированной на экспорт природного сырья, то этот вопрос стоит на первых позициях в экономической, политической и других сферах жизни государства.

В ходе написания дипломной работы были поставлены следующие задачи:

-изучить теоретические основы налогообложения природопользования;

-раскрыть экономическое содержание налогообложения природопользования;

- раскрыть виды платежей за природопользование и их характеристику;

- исследовать проблемы налогообложения природопользования;

-провести оценку поступлений платежей от уплаты сборов за пользование природными ресурсами в бюджет РФ.

Объектом данной работы является налогообложение природопользования.

Список используемой литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (с изменениями и дополнениями).

2. Водный кодекс Российской федерации (с изменениями и дополнениями).

3. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2011 год» от 13.12.2010

4. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2012 год» от 30.11.2011

5.Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2013 год» от 23.11.2012

6. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2014 год» от 22.11.2013.

7. Федеральный закон от 02.10.2012 N 151-ФЗ "Об исполнении федерального бюджета за 2011 год"

8. Федеральный закон от 30.09.2013 N 254-ФЗ "Об исполнении федерального бюджета за 2012 год"

9. Федеральный закон от 04.10.2014 N280-ФЗ "Об исполнении федерального бюджета за 2013 год".

10. Отчёт об исполнении федерального бюджета за 2014 год от 1.01.2015 года.

11. Барулин С.В., Налогообложение природопользования - 2013 год.

12. Гирусов Э.В. Экология и экономика природопользования -2012 год.

13.Лукьянчиков Н.Н. Экономико-организационный механизм управления окружающей средой и природными ресурсами. - 2014 год.

14. Валентей С.Д., Бухвальд Е.М., Реформирование недропользования: как избежать крайностей? -2011 год.

15. Реймерс Н.Ф. Теоремы экологии - 2013 год.

16. Семенова О.В., О водном налоге - 2014 год.

17. Гирусов Э.В. Экология и экономика природопользования - 2013 год.

18. Юмаев М.М. Платежи за пользование природными ресурсами. - 2012 год.

19. Салина А.И. Налогообложение природных ресурсов - 2011 год.

20. Арустамов Э.А. Природопользование - 2011 год.

21. Курбатова Н.С. Роль эколого-экономических исследований в сфере использования и оценки земельных ресурсов поселений -2012 год.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 16:21, дипломная работа

Описание работы

Экономическая рента является одним из ключевых понятий теории общественного выбора. В обыденном понимании под рентой имеют в виду просто плату за пользование чем-либо, например жилищем, автомобилем. Теория общественного выбора использует это понятие в специфическом смысле, т. е. платежи собственнику ресурса, превосходящие его альтернативную стоимость. РЕНТА горная — вид ренты, образующейся при добыче полезных ископаемых. От земельной ренты в сельском хозяйстве рента горная отличается тем, что в суммарном выражении она ограничена сроком полной отработки месторождения, который зависит как от размеров месторождения, так и от производительности предприятия

Содержание работы

1. Виды природных ресурсов и формы собственности на отдельные их виды
2. Понятие природной ренты и способы ее изъятия
3. Сущность платного природопользования
4. Нормативно-правовая база пользования природными ресурсами
5. О понятиях экономической ренты, горной и земельной ренты
6. Государственные запасы полезных ископаемых и их оценка
7. Содержание экономического механизма природопользования.
8. Система налогообложения в экономическом механизме природопользования
9. Недропользователи: их определение, постановка на учет
10. Платежи при пользовании недрами
11. Налог на добычу полезных ископаемых: налогоплательщики, объект налогообложения
12. Понятие «добытое полезное ископаемое» и его использование для целей налогообложения
13. Налог на добычу полезных ископаемых: налоговая база
14. Методы оценки количества добытых полезных ископаемых
15. Налог на добычу полезных ископаемых: оценка стоимости добытых полезных ископаемых
16. Виды полезных ископаемых; ставки налога на добычу полезных ископаемых
17. Особенности расчета налога на добычу полезных ископаемых при добыче углеводородного сырья (нефти)
18. Налог на добычу полезных ископаемых: налоговый период, порядок исчисления и уплаты налога, налоговая декларация
19. Соглашение о разделе продукции: экономическая сущность и реализация в российских условиях
20. Водный налог: плательщики и объекты налогообложения, виды водопользования, не признаваемые объектами налогообложения
21. Водный налог: ставки налога по видам водопользования
22. Водный налог: порядок определения размера налога и сроки его уплаты
23. Сбор за пользование объектами животного мира: плательщики, объекты обложения, ставки рента налогообложение ресурс природопользование
24. Сбор за пользование объектами животного мира: порядок исчисления, уплаты и представления сведений
25. Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (кроме морских млекопитающих): плательщики, объекты обложения, ставки
26. Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (морских млекопитающих): плательщики, объекты обложения, ставки
27. Сбор за пользование объектами водных биоресурсов: порядок исчисления, уплаты и представления сведений
28. Совершенствование экономических основ платного природопользования
29. Проблемы налогового администрирования добычи полезных ископаемых
30. Становление и развитие земельного налога в РФ, современное состояние
31. Земельный налог: порядок установления, налогоплательщики, объект налогообложения
32. Земельный налог: налоговые ставки, налог за земли сельскохозяйственного назначения
33. Земельный налог: налоговый период, порядок исчисления и уплаты налога
34. Земельный кадастр и его значение в системе налогообложения
35. Земельный налог, уплачиваемый физическими лицами
36. Льготы по земельному налогу
37. Земельный налог за земельные участки, предназначенные для жилищного строительства
38. Роль налогов, сборов и других обязательных платежей за использование природных ресурсов в формировании налоговых доходов консолидированного бюджета
39. Платежи за пользование лесным фондом: их виды и нормативы распределения между бюджетами
40. Платежи за негативное воздействие на окружающую природную среду: нормативная правовая база, порядок установления и расчета платежей
41. Платежи за негативное воздействие на окружающую природную среду: порядок исчисления и взимание платежей за загрязнение в пределах нормативов, установленных лимитов и сверхлимитное загрязнение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 16:21, дипломная работа

Описание работы

Экономическая рента является одним из ключевых понятий теории общественного выбора. В обыденном понимании под рентой имеют в виду просто плату за пользование чем-либо, например жилищем, автомобилем. Теория общественного выбора использует это понятие в специфическом смысле, т. е. платежи собственнику ресурса, превосходящие его альтернативную стоимость. РЕНТА горная — вид ренты, образующейся при добыче полезных ископаемых. От земельной ренты в сельском хозяйстве рента горная отличается тем, что в суммарном выражении она ограничена сроком полной отработки месторождения, который зависит как от размеров месторождения, так и от производительности предприятия

Содержание работы

1. Виды природных ресурсов и формы собственности на отдельные их виды
2. Понятие природной ренты и способы ее изъятия
3. Сущность платного природопользования
4. Нормативно-правовая база пользования природными ресурсами
5. О понятиях экономической ренты, горной и земельной ренты
6. Государственные запасы полезных ископаемых и их оценка
7. Содержание экономического механизма природопользования.
8. Система налогообложения в экономическом механизме природопользования
9. Недропользователи: их определение, постановка на учет
10. Платежи при пользовании недрами
11. Налог на добычу полезных ископаемых: налогоплательщики, объект налогообложения
12. Понятие «добытое полезное ископаемое» и его использование для целей налогообложения
13. Налог на добычу полезных ископаемых: налоговая база
14. Методы оценки количества добытых полезных ископаемых
15. Налог на добычу полезных ископаемых: оценка стоимости добытых полезных ископаемых
16. Виды полезных ископаемых; ставки налога на добычу полезных ископаемых
17. Особенности расчета налога на добычу полезных ископаемых при добыче углеводородного сырья (нефти)
18. Налог на добычу полезных ископаемых: налоговый период, порядок исчисления и уплаты налога, налоговая декларация
19. Соглашение о разделе продукции: экономическая сущность и реализация в российских условиях
20. Водный налог: плательщики и объекты налогообложения, виды водопользования, не признаваемые объектами налогообложения
21. Водный налог: ставки налога по видам водопользования
22. Водный налог: порядок определения размера налога и сроки его уплаты
23. Сбор за пользование объектами животного мира: плательщики, объекты обложения, ставки рента налогообложение ресурс природопользование
24. Сбор за пользование объектами животного мира: порядок исчисления, уплаты и представления сведений
25. Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (кроме морских млекопитающих): плательщики, объекты обложения, ставки
26. Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (морских млекопитающих): плательщики, объекты обложения, ставки
27. Сбор за пользование объектами водных биоресурсов: порядок исчисления, уплаты и представления сведений
28. Совершенствование экономических основ платного природопользования
29. Проблемы налогового администрирования добычи полезных ископаемых
30. Становление и развитие земельного налога в РФ, современное состояние
31. Земельный налог: порядок установления, налогоплательщики, объект налогообложения
32. Земельный налог: налоговые ставки, налог за земли сельскохозяйственного назначения
33. Земельный налог: налоговый период, порядок исчисления и уплаты налога
34. Земельный кадастр и его значение в системе налогообложения
35. Земельный налог, уплачиваемый физическими лицами
36. Льготы по земельному налогу
37. Земельный налог за земельные участки, предназначенные для жилищного строительства
38. Роль налогов, сборов и других обязательных платежей за использование природных ресурсов в формировании налоговых доходов консолидированного бюджета
39. Платежи за пользование лесным фондом: их виды и нормативы распределения между бюджетами
40. Платежи за негативное воздействие на окружающую природную среду: нормативная правовая база, порядок установления и расчета платежей
41. Платежи за негативное воздействие на окружающую природную среду: порядок исчисления и взимание платежей за загрязнение в пределах нормативов, установленных лимитов и сверхлимитное загрязнение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 15:52, курсовая работа

Краткое описание

Территория России составляет около 1/8 части мировой суши. Мы занимаем третье место в мире после Австралии и Канады по землеобеспеченности и площади пашни на одного жителя. Однако состояние наших земельных ресурсов оценивается как неблагополучное, значительная их часть нуждается в восстановлении плодородия. В России сосредоточено более 20% мировых запасов пресных и подземных вод, но современное состояние водных источников и систем централизованного водоснабжения в силу многих причин также не гарантирует требуемого качества питьевой воды.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы налогообложения природопользования
1.1. Природные ресурсы и природопользование как объект налогообложения………………………………………………………………….5
1.2. Состав и структура налоговых платежей за природные ресурсы………. 9
1.3. Ответственность за нарушение налогового законодательства по платежам за природные ресурсы…………………………………………………………. 13
Глава 2. Налогообложение природных ресурсов в развитых странах
2.1 Мировой опыт налогообложения природных ресурсов…………….…….15
2.2 Налогиза природопользование в РФ…………….…………………..…….25
Глава 3. Проблемы налогообложения природных ресурсов………………. 30
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………………………

Прикрепленные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ.docx

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Псковский государственный университет

Кафедра экономики и финансов

По дисциплине «Налоги и налогообложение»

На тему «Налогообложение природопользования в РФ»

Студент: Соколовская Екатерина Юрьевна

Преподаватель: Гусарова В.Н.

Глава 1. Теоретические основы налогообложения природопользования

1.1. Природные ресурсы и природопользование как объект налогообложения……………………………………… ………………………….5

1.2. Состав и структура налоговых платежей за природные ресурсы………. . . . 9

1.3. Ответственность за нарушение налогового законодательства по платежам за природные ресурсы…………………………………………………………. ..13

Глава 2. Налогообложение природных ресурсов в развитых странах

2.1 Мировой опыт налогообложения природных ресурсов…………….…….15

2.2 Налоги за природопользование в РФ…………….…………………..…….25

Глава 3. Проблемы налогообложения природных ресурсов………………. 30

Территория России составляет около 1/8 части мировой суши. Мы занимаем третье место в мире после Австралии и Канады по землеобеспеченности и площади пашни на одного жителя. Однако состояние наших земельных ресурсов оценивается как неблагополучное, значительная их часть нуждается в восстановлении плодородия. В России сосредоточено более 20% мировых запасов пресных и подземных вод, но современное состояние водных источников и систем централизованного водоснабжения в силу многих причин также не гарантирует требуемого качества питьевой воды. Российская Федерация занимает одно из ведущих мест в мире по запасам минерального и топливно-энергетического сырья: разведанные запасы нефти, газа, угля достигают 13-36% общемировых; железных и никелевых руд — 30% мировых запасов. Воспроизводство же минерально-сырьевой базы год от года ухудшается. Леса России составляют 22% лесных ресурсов планеты. Лесные массивы занимают 69% территории страны. Ценные хвойные породы составляют 72% лесного фонда. Однако много древесины теряется при лесопользовании. Большие потери лесных ресурсов обусловлены низкой технической оснащенностью службы охраны лесов. Постоянно уменьшаются объемы лесовосстановительных работ.

В настоящее время практически во всём мире с каждым годом наблюдается постепенное глобальное ухудшение состояния окружающей природной среды.

Актуальность работы заключается в том, что платежи за пользование природными ресурсами составляют довольно многочисленную группу налогов, сборов и иных обязательных платежей. Особенности расчета ресурсных платежей связаны, в первую очередь, с содержанием и назначением конкретного вида природных ресурсов, а также с механизмом предоставления их в пользование и составом информационных ресурсов. Вопросы налогообложения использования природных ресурсов волнуют многих налогоплательщиков. В настоящее время любое государство обращается не только к фискальным приоритетам в вопросе взимания ресурсных платежей, но и учитывает регулирующую функцию этих платежей. Ведь многие природные ресурсы являются исчерпаемыми и невозобновляемыми. В этих условиях ресурсные платежи должны выполнять роль регулятора рационального использования природных ресурсов, сокращения вредного воздействия на окружающую среду и проведения природоохранных мероприятий.

Предметом работы является – налогообложение природных ресурсов.

Объектом исследования выступают – налоговые системы государств.

Таким образом, целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов налогообложения природных ресурсов в России и за рубежом.

Для достижения данной цели, необходимо решить следующие задачи:

- изучить теоретическую и нормативно-правовую базу;

- дать характеристику мирового опыта налогообложения природных ресурсов;

- раскрыть роль налогов на природные ресурсы в налоговых системах государств;

- исследовать совершенствование налогообложения природных ресурсов в России и за рубежом.

Структура данной работы состоит из введения, трех частей, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретические основы налогообложения природопользования

1.1. Природные ресурсы и природопользование как объект налогообложения.

Природными ресурсами являются те элементы природы, у которых на основании их изучения выявлены полезные свойства и подготовлены материальные условия для вовлечения их в производство, как составной части экономики. Другая часть природы остается за пределами экономики, обеспечивая внешние условия ее функционирования. К природным условиям относится все, что не охвачено системой экономических отношений, прежде всего отношениями собственности, и что характеризует природу как экологический потенциал. Эти условия воспроизводятся самой природой.

Таким образом, природные ресурсы – совокупность природных благ, которые могут быть использованы в процессе создания товаров, услуг и духовных ценностей.

Природные ресурсы подразделяются на реальные, т. е разведанные и используемые, и потенциальные, т.е. прогнозируемые, но точно не установленные. Реальные природные ресурсы непосредственно влияют на величину национального богатства, уровень жизни населения, эффективность функционирования экономики страны, тогда как потенциальные ресурсы не включаются в состав национального богатства и лишь создают перспективные возможности успешного производства в будущем. Классифицируя природные ресурсы по другому признаку, их можно подразделить на возобновляемые и невозобновляемые.

Возобновляемые природные ресурсы – ресурсы, которые по мере расходования воспроизводятся под действием природных процессов или сознательных действий человека. Это объекты являющиеся источниками биологических ресурсов, все живые компоненты экосистем: продуценты (растительные ресурсы), консументы (ресурсы животного мира) и редуценты с заключенным в них генетическим материалом. С этими ресурсами связано существование таких отраслей, как сельское, лесное, рыбное хозяйства, охота, промыслы, фармацевтическая промышленность.

Невозобновляемые природные ресурсы – ресурсы, которые после полного их исчерпания восстановить невозможно. К невозобновляемым природным ресурсам относят различные виды полезных ископаемых, становящихся предметами труда отдельных отраслей добывающей промышленности: топливные ресурсы биогенного характера, металлические и неметаллические руды и т.д. Их воспроизводство связано с разведкой новых залежей и их подготовкой к эксплуатации. Возможность необнаружения новых залежей полезных ископаемых обусловила деление такого рода природных ресурсов на истощимые и неистощимые.

К разряду истощимых можно отнести запасы бакситов, олова, молибдена, алмазов, барита, апатита, фосфатов, асбеста, калийных солей, прирост запасов которых, на основании геологической разведки, в РФ в последние годы уже не компенсирует их добычу. Минерально-сырьевые ресурсы относятся к разряду истощимых, хотя сроки истощения некоторых из них велики. Геологические запасы угля в нашей стране 10 трлн. т., нефти – 250-375 трлн. т., газа – 250-270 трлн. т. Сроки истощения их варьируются от 400 лет для угля и 150 лет для газа [28].

В России выявлены, разведены и предварительно оценены крупные запасы полезных ископаемых, потенциальная денежная ценность которых в текущих мировых ценах составляет около 30 трлн. долл. [30]. Из них 32,2% приходится на долю газа, 23,3% на уголь и горючие сланцы, 15,7% - на нефть, 14,7% - на нерудное сырье, 6.8% - на черные металлы, 6,3% - на цветные и редкие металлы и 1,0% - на золото, платину, серебро и алмазы. Значительно выше (140,2 трлн. долл.) оценивают прогнозный потенциал России. В его структуре полностью доминирует твердое топливо (79,5%), далее следует газ (6,9%) и нефть (6,5%). На долю всех остальных видов полезных ископаемых приходится в совокупности 7,1%. Такое отличие от структуры балансовых запасов обусловлено в первую очередь колоссальными, несопоставимыми с другими полезными ископаемыми по величине геологическими запасами угля на территории РФ.

Богатые запасы черных, цветных и редких металлов также способны обеспечить потребности страны на длительный период. России принадлежит один из крупнейших в мире железорудных бассейнов – Курская магнитная.

Россия богата ресурсами практически всех видов нерудного минерального сырья. Наибольшее значение среди них имеют крупные месторождения высококачественных апатитов Кольского полуострова, Верхнекамское месторождение калийных солей, месторождения плавикового штата (Читинская обл., Бурятия, Приморье), мусковита и флогопита (Кольский полуостров, Восточная Сибирь), хризотил-асбеста (Урал, Тыва, Бурятия).

Процесс эксплуатации природных ресурсов в целях удовлетворения материальных и культурных потребностей общества называется природопользованием. Оно может быть рациональным (разумным) и нерациональным. В более широком смысле природопользование — это использование природных ресурсов и условий окружающей природной среды, их воспроизводство и охрана.

В зависимости от субъекта, объекта и цели природопользования выделяют общее и специальное природопользование.

Общее природопользование осуществляется гражданами в силу принадлежащих им естественных прав для удовлетворения своих личных потребностей, например, пользование атмосферным воздухом, водными объектами для удовлетворения питьевых, бытовых и рекреационных нужд, сбор в лесах грибов, ягод, других общедоступных лесных ресурсов и т.п. Реализация права общего природопользования, как правило, не нуждается в каком-либо юридическом оформлении. Исключение составляет, например, любительская ловля рыбы в водоемах, требующая в отдельных случаях от граждан приобретения лицензии (права на ее вылов в определенных объемах).

Специальное природопользование осуществляется гражданами и юридическими лицами, как правило, для предпринимательских целей и нуждается в получении особого разрешения от государственных органов, оформлении иных правоустанавливающих документов. Право специального природопользования связано с потребностью обеспечения рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды от загрязнения и иных вредных воздействий.

Рыночная экономика требует рационального использования и охраны природных ресурсов как объекта хозяйствования и среды обитания людей. Государство в качестве собственника большинства природных ресурсов должно получать доходы от их использования посредством взимания соответствующей платы, которая базируется на их экономической оценке. Различие подходов к экономической оценке последних определяет различный уровень платы за пользование природными ресурсами. На виды и размеры таких платежей влияют вид ресурса, его качественные свойства, цели использования. В современной России плата за пользование природными ресурсами осуществляется преимущественно в форме налогов. Действующим российским законодательством в целом сформирована правовая основа для функционирования налогов и платежей за пользование недрами, лесом, водой, землей и другими природными ресурсами [13].

1.2. Виды налогов на природные ресурсы.

В настоящее время система налогов и сборов, установленная Налоговым кодексом Российской Федерации включает в себя следующие виды природоресурсных платежей [23, c. 55]:

- налог на добычу полезных ископаемых (федеральный налог),

- водный налог (федеральный налог),

- земельный налог (местный налог).

Федеральными сборами являются сбор за пользование объектами животного мира и сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Предусмотрен также специальный налоговый режим - система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, в соответствии с которым инвестор уплачивает только часть налогов и сборов. Перечисленные налоги и сборы регламентируются НК РФ в отличие от ряда других платежей за природные ресурсы, регулируемых законодательными актами, направленными на регламентацию природных ресурсов.

Иными словами, природные ресурсы подлежат вовлечению в хозяйственный оборот на платной основе. По мнению некоторых российских экономистов, доходная часть государственного бюджета должна формироваться преимущественно или почти полностью за счет платежей за природные ресурсы. В условиях спада производства и недостаточности бюджетных средств в такой богатой ресурсами стране, как Россия, именно платежи за природопользование должны выполнять фискальную функцию налоговой системы [20, c. 84].

Современная система платежей за пользование природными ресурсами состоит из следующих элементов. Платы за пользование природными ресурсами, в которой экономически реализуется право собственника ресурсов на получение части прибыли от эксплуатации каждого вида ресурсов. Так реализуется абсолютная рента, которая не зависит от финансово-хозяйственных показателей деятельности предприятия. В плату за право пользования природными ресурсами входит и дифференциальная рента, т. е. стоимостная оценка различий в самих ресурсах, которая отражается на эффективности их эксплуатации [24, c. 46].

Налог на добычу полезных ископаемых относится к федеральным налогам, является прямым и общим.

Налог на добычу полезных ископаемых - это платеж в пользу государства, за который плательщик не получает какого-либо эквивалента в прямом виде. Но в случае использования недр такой эквивалент присутствует, причем в весомой материальной форме - в виде добываемого сырья, включая углеводородное, или топлива. Здесь уместно говорить не о налоговых отношениях, а о хозяйственной сделке между собственником недр - государством и их разработчиком - хозяйствующим субъектом (горнодобывающим предприятием).

Читайте также: