Налогообложение представительства в казахстане

Опубликовано: 15.05.2024

Таможенный Союз стран участников через беспошлинную торговлю дает дополнительные рынки сбыта субъектам предпринимательства каждой из стран. Такая возможность должна быть обязательна изучена. Такие открывающиеся аспекты как - потенциал нового дополнительного рынка сбыта, возможность дополнительного заработка, новые покупатели и партнеры, логистика, соседние страны уже стран участниц Таможенного Союза, все это подлежит взыскательному рассмотрению и анализу на предмет возможных бонусов для Компании имеющей целью развивать и расширять свои рынки на территории Республики Казахстан.

Мы же как казахстанские юристы, в настоящей статье и в других наших схожих статьях, готовы дать основные правовые ориентиры в вопросах создания бизнеса в Казахстане, открытия Компании, филиала или представительства для Российской Компании или Компании стран участников Таможенного Союза, вопросы лицензирования и разрешительных документов в Казахстане, аспектов налогообложение субъектов бизнеса, вопросы экспорта/импорта, некоторые вопросы судебного разбирательства между субъектами Казахстана и стран Таможенного Союза.

Российской Компании следует рассмотреть основные три-четыре варианта создания, ведения и регистрации предпринимательской деятельности в Казахстане.

А) Открытие филиала и представительства.

Б) Открытие и дочернего ТОО, аналог ООО в РФ.

В) Работа по договорам агентским, франчайзингу, представительским с Казахстанскими Компаниями партнерами без создания самостоятельного юридического лица.

Открытие филиала и представительства Российской Компанией в Казахстане.

Филиал и представительство как известно, не являются самостоятельными юридическими лицами, а являются структурными подразделениями Головного Предприятия. Существенных отличий между Филиалом и Представительством, согласно казахстанского законодательства нет. Под Существенными отличиями здесь подразумеваются, существенные различия между налогообложением филиала от представительства или различие в лицензировании и оформления разрешительных документов и иные существенные различия ведущие к различному правовому регулирования этих двух субъектов. Однако, исходя из изучения терминов в Гражданском Кодексе РК, Представительство и Филиал, последний направлен на осуществление коммерческой деятельности, производство и реализацию товаров, услуг, а Представительство направлено более на функции представительства Головной Компании в Казахстане.

Налогообложение и лицензирование филиалов и представительств в Казахстане.

Главным вопросом здесь является анализ налогообложения, так нужно учесть отчисление местных налогов филиалом/представительством в Казахстане и отчисление налогов Головной Компанией в РФ. Если деятельность филиала или представительства имеет потенциально опасный уровень ответственности (высокий, средний, низкий, согласно Закону РК «О разрешениях и уведомлениях») – например филиал/представительство работает в в сфере архитектуры и градостроительства, промышленности, атомной энергетики, образовательная деятельность, работа с алкогольной продукцией, пестицидами, фармацевтическими средствами, приборами измерения в сферах промышленности, нефти и газа и так далее, нужно обязательно учесть возможность лицензирования, возможности оформления всех разрешений при организации предпринимательской деятельности Российской и любой иностранной Компанией через филиал и представительство, наравне с любым Казахстанским предприятием.

Основными необходимыми документами, являются – генеральная доверенность на руководителя филиала/представительства, решение Головной Компании о создании филиала/представительства на территории РК, решение вопроса юридического адреса филиала и представительства. Данные документы должны быть представлены в оригиналах либо в нотариально заверенных копиях. Стоит отметить что для стран дальнего зарубежья, стран за рамками Таможенного Союза, данные документы должны быть также апостилированы, со штампом Апостиль, либо с легализованной выпиской из торгового реестра.

Открытие и регистрация ТОО, аналог ООО в РФ.

Альтернативной формой также может выступить регистрация и создание ТОО товарищества с ограниченной ответственностью с участием аффилированных лиц Российской Компании, либо с участием самой Российской Компанией, организуя таким образом дочернюю компанию в Казахстане. Отличительным и положительным моментом регистрации ТОО Российской Компанией является, идентичное правовое положение такой дочерней Компании в отношении любых других компаний, казахстанских ТОО. Такое дочернее ТОО, по праву создания на территории РК пользуется идентичными правами и обязанностями любого другого казахстанского ТОО, таким образом является Казахстанским ТОО по праву создания на территории РК. Вправе пользоваться упрощёнными налоговыми режимами, налоговыми и иными льготами, подпадает под те же статусы ТОО, являясь субъектом малого, среднего, крупного бизнеса.

Законодательство о частном предпринимательстве (статья 6 Закона «О частном предпринимательстве») распределяет ТОО на субъекты малого, среднего, или крупного бизнеса.

К субъектам малого предпринимательства относятся ТОО со среднегодовой численностью работников не более 100 человек и среднегодовым доходом не свыше 300000 кратного МРП.

К субъектам среднего предпринимательства относятся ТОО со среднегодовой численностью работников более 100, но не более 250 человек, и среднегодовым доходом свыше 300000 кратного МРП, но не свыше 3 000 000 кратного МРП;

К субъектам крупного предпринимательства относятся ТОО со среднегодовой численностью работников более 250 человек, и среднегодовым доходом свыше 3 000 000 кратного МРП.

МРП – месячный расчетный показатель – 2121тенге на 2016год.

Для субъектов малого, среднего и крупного бизнеса имеют место быть разные государственные пошлины (по увеличению), льготы, возможности работать и отчислять налоги по специальным упрощённым налоговым режимам (только 3%от прибыли для СМБ, субъектов малого бизнеса), наличие и отсутсвие НДС в зависимости от объемов продаж, вида деятельности.

Первоначальный размер уставного капитала:

ТОО СМБ - Минимальный размер уставного капитала определяется нулевым уровнем.

ТОО не ССБ - Не менее 100 МРП.

Налогообложение ТОО может проходить в общем порядке по общеустановленному режиму и ставкам налогов либо при соответствии условиям по специальным налоговым режимам предусматривающие льготное налогообложение от 3% с прибыли, подробнее смотрите в других статьях.

Публикации на тему:

Информационная справка подготовлена

Юристами «ZAN Company»

Наряду с Россией участниками Таможенного союза являются Казахстан и Белоруссия. С 1 января 2010 года на территории этих стран действует единый таможенный тариф и порядок взимания косвенных налогов. В целом существование таможенного союза трех стран открывает возможности по оптимизации НДС и налога на прибыль, а также позволяет выгодно построить структуру группы с участием этих стран.

Анализ показывает, что в плане налоговой экономии и ведения бизнеса наиболее благоприятна юрисдикция Казахстана. Это утверждение справедливо в отношении НДС, а также налога у источника на дивиденды, выплачиваемые российскому собственнику.

Конечно, использование казахской компании в группе сулит выгоды в случае, если собственник будет также заинтересован в ведении бизнеса на территории этой страны. При этом на практике существуют способы, которые позволяют вернуть прибыль от ведения такой деятельности в Россию без налоговых потерь.

Россия и Казахстан уплачивают косвенные налоги по правилам Евразийского сообщества

Следующим шагом после присоединения Казахстана к единому таможенному союзу России и Белоруссии стала ратификация Протокола от 11.12.09 «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе», далее – Протокол о товарах (Федеральный закон от 19.05.10 № 98-ФЗ). С 1 июля 2010 года участники таможенного союза обязаны руководствоваться этим документом при экспорте и импорте товаров во взаимной торговле (решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 21.05.10 № 36 «О вступлении в силу международных договоров, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза»).

Протокол о товарах является частью Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.08 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» (далее – Соглашение). С точки зрения налогового планирования этот документ привлекателен в части НДС.

Казахские работодатели уплачивают социальный налог в размере 11 процентов

В целом налоговая система Казахстана существенно мягче российской. В частности, это касается социальных и подоходных налогов.

В Казахстане действует три режима налогообложения компаний. Это общий порядок, специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса на основе упрощенной декларации, а также специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств и для производителей сельскохозяйственной продукции.

Общеустановленный порядок. Выбрав этот режим, компания обязана рассчитывать корпоративный подоходный налог по ставке 20 процентов от полученного дохода за минусом вычетов, связанных с получением дохода и с учетом переносимых убытков.

Социальный налог казахский работодатель уплачивает по ставке 11 процентов. Пониженный тариф в размере 4,5 процента установлен для инвалидных организаций (ст. 358 Налогового кодекса Республики Казахстан – НК РК). Не облагаются социальным налогом государственные премии, стипендии, денежные награды за призовые места на спортивных соревнованиях или конкурсах. Налог также не начисляется на компенсации при расторжении трудового договора в случаях прекращения деятельности работодателя и при сокращении численности штата работников, а также на выплаты за неиспользованный трудовой отпуск (ст. 357 НК РК).

Индивидуальный подоходный налог (аналог российского НДФЛ) взимается по ставке 10 процентов. Исчисление налога на имущество рассчитывается по ставке 1,5 процента от налоговой базы (п. 1 ст. 398 НК РК).

Специальный налоговый режим. Это льготный режим, предусматривающий ограничения по размеру дохода (25 тыс. тенге в квартал – примерно 5,1 млн рублей), по предельной среднесписочной численности работников (не более 50 человек), а также по виду деятельности. При использовании этого режима доход компании облагается по ставке 3 процента от суммы выручки. При этом расходы к вычету не принимаются.

Специальный режим не вправе применять юрлица, которые имеют филиалы или представительства в разных населенных пунктах. Не вправе перейти на льготное налогообложение и компании, в которых доля участия других юридических лиц составляет более 25 процентов или у которых учредитель одновременно является учредителем другого юрлица, применяющего специальный налоговый режим.

Специальный режим не распространяется на следующие виды деятельности:

  • производство подакцизной продукции;
  • реализацию отдельных видов нефтепродуктов – бензина, дизельного топлива и мазута;
  • организацию и проведение лотерей;
  • недропользование;
  • сбор и прием стеклотары;
  • консультационные услуги;
  • деятельность в области бухучета или аудита;
  • финансовую и страховую деятельность, деятельность страхового брокера и страхового агента.

В Казахстане проще всего организовать товарищество с ограниченной ответственностью

Наиболее распространенной формой юрлица в Казахстане является товарищество с ограниченной ответственностью. По сути, это аналог российского ООО.

Так, участники казахского товарищества не отвечают по его обязательствам. Но при этом они несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Чаще всего доли всех участников в уставном капитале пропорциональны их доле в стоимости имущества. Но в уставе может быть указан и иной порядок распределения долей (ст. 59 Гражданского кодекса Республики Казахстан).

Упрощенная система регистрации делает товарищество с ограниченной ответственностью наиболее привлекательным для ведения бизнеса в Казахстане. Чтобы зарегистрировать такое товарищество, собственнику не придется эмитировать акции и соблюдать требования, предъявляемые к размеру минимального акционерного капитала.

Учреждение компании в Казахстане позволит снизить НДС с реализации товаров более чем в три раза

В целом положения Таможенного союза создают благоприятные условия для ведения бизнеса в Казахстане. В первую очередь это касается НДС. В частности, ставки этого налога в России и Белоруссии составляют соответственно 18 и 20 процентов, а в Казахстане – 12 процентов.

На практике группа с участием казахской компании может совмещать две цели. В частности, наладить в Казахстане сбыт товаров и в то же время в несколько раз снизить по таким торговым операциям ставку НДС.

Причем здесь важно отметить, что правила налогообложения Таможенного союза действуют не только в отношении товаров, происходящих с территории его государств – членов Таможенного союза, но также и из любых стран извне (письмо Минфина России от 08.09.10 № 03-07-08/260).

В случае если российская компания учредит компанию в Казахстане, то общая нагрузка по НДС в группе сформируется следующим образом. Российское ООО закупает товары за 100 у.е. и продает казахской компании за 120 у.е. При этом российское общество предъявит к возмещению из бюджета в связи с применением экспортной ставки НДС 18 у.е.

Казахская компания уплатит НДС при ввозе исходя из закупочной цены товаров, установленной в договоре, и налога по ставке 12 процентов – 14,4 у.е. (120 у.е. 12%). Уплаченный при ввозе налог казахская сторона примет к вычету. Затем она реализует товар потребителям за 200 у.е. При такой реализации она уплатит НДС в размере 24 у.е. (200 у.е. 12%). В результате общая нагрузка по НДС для группы с участием казахской компании составит 6 у.е. (24 + 14,4 – 14,4 – 18). Если бы товар не покидал Россию, то нагрузка по НДС составила бы 18 у.е. ((200 у.е. – 100 у.е.) 18%).

Здесь важно учесть следующие нюансы. При отгрузке товаров российской компании нужно восстановить относящийся к отгруженным товарам входной НДС не позднее того квартала, в котором эти товары отгружены на экспорт. После чего подать декларацию по экспортному НДС. С 1 октября 2011 года такое требование прямо прописано в НК РФ в подпункте 5 пункта 3 статьи 170 НК РФ.

Для подтверждения экспорта товара и обоснования нулевой ставки НДС положения подпункта 2 пункта 2 статьи 1 Протокола о товарах требуют выписку банка. Однако с 1 октября 2011 года в НК РФ этот документ исключен из числа документов, необходимых для подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте (подп. «а» п. 13 ст. 2 Федерального закона от 19.07.11 № 245-ФЗ). А Протокол о товарах позволяет не представлять документы, которые не предусмотрены законодательством страны-экспортера (п. 2 ст. 1 Протокола о товарах).

Российскому собственнику выгодно возвращать прибыль из Казахстана путем выплаты дивидендов

Учреждение казахской компании не образует для группы потерь по налогу на прибыль при реализации товаров внутри этой страны. Во-первых, ставка по этому налогу в Казахстане такая же, как и в России, – 20 процентов. А вот в Белоруссии ставка на 4 процента выше.

Во-вторых, установленный в Казахстане налог у источника на дивиденды в отношении России не может превышать 10 процентов (ст. 10 Конвенции между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан от 18.10.96 «Об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал»). В то время как в Белоруссии эта ставка составляет 15 процентов, а полученные дивиденды там облагаются в обычном порядке по ставке 24 процента.

Однако если российский учредитель участвует в капитале казахской «дочки» более чем три года, налог у источника выплаты дивидендов не удерживается совсем (подп. 3 п. 5 ст. 193 НК РК). То есть при перечислении прибыли в Россию, сформированной от торговых операций в Казахстане, налоговая нагрузка может быть нулевой. Ведь в российском законодательстве тоже есть норма, освобождающая полученные дивиденды от налога (подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ). При условии не менее чем годового участия в капитале в доле не менее чем 50 процентов.

Если же ни российские, ни казахские условия освобождения не выполняются, казахская компания при выплате дивидендов в Россию удержит налог у источника в размере 10 процентов. Российский учредитель вправе зачесть эти 10 процентов при уплате в России налога с полученных им дивидендов в размере 9 процентов (п. 3 ст. 311 НК РФ). Для этого нужно в российский налоговый орган, в частности, представить подтверждение налогового агента об удержании налога в соответствии с законодательством Республики Казахстан (письмо УФНС России по г. Москве от 16.02.10 № 16-12/015966@).

При импорте из Казахстана важно, чтобы российская материнская компания не применяла спецрежим

При импорте товаров в Россию из Казахстана налог взимается в стране импортера, то есть обязанность заплатить НДС возникнет у российского покупателя (ст. 3 Соглашения). Причем, в отличие от ввоза товаров из других стран, где налог платится на таможенной границе, в данном случае перечислить налог в бюджет российской компании следует непосредственно через свою налоговую инспекцию (ст. 3 Соглашения, п. 1 ст. 2 Протокола).

Важно отметить, что «ввозной» налог обязаны платить даже те компании, которые применяют упрощенную систему налогообложения, а также ЕНВД (п. 2 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26 НК РФ). Эта же обязанность есть и у налогоплательщиков, которые имеют освобождение от уплаты НДС по статье 145 НК РФ (п. 3 ст. 145 НК РФ).

В пункте 2 статьи 2 Протокола сказано, что при ввозе товаров их стоимостью является цена сделки, указанная в контракте, которую импортер должен уплатить поставщику. Получается, что сумма, которая будет фактически перечислена поставщику, на величину налоговой базы не повлияет. В зависимости от вида ввозимых товаров налог составляет 10 либо 18 процентов (п. 5 ст. 2 Протокола, п. 5 ст. 164 НК РФ).

Российская сторона вправе принять «ввозной» налог к вычету, если товары приняты на учет и куплены для операций, облагаемых НДС. В случае же если импортер будет на «спецрежиме», то принять НДС к вычету не удастся. Общество на «упрощенке» с объектом «доходы минус расходы» сможет учесть этот налог в составе расходов в виде сумм НДС по оплаченным приобретенным товарам, стоимость которых включается в состав расходов (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ)или в качестве таможенных платежей (подп. 11 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

При ввозе товара из Казахстана в Россию не напрямую НДС может и не возникнуть

На практике может возникнуть ситуация, при которой российский собственник решит часть товаров из Казахстана продать в Белоруссию. В этом случае налоговых потерь по НДС в группе также не возникнет.

Дело в том, что в пункте 1 статьи 1 Протокола о товарах сказано, что место реализации товаров определяется в соответствии с законодательством государства – участника Таможенного союза. Для российской компании таким местом реализации товаров признается территория России, если товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на ее территории (ст. 147 НК РФ). Вне территории России объекта обложения НДС при реализации не возникает (ст. 146 НК РФ).

Таким образом, поскольку товары ввозятся сразу на территорию Республики Беларусь, то собственником этих товаров является белорусский покупатель, который будет обязан уплатить НДС при таком импорте. В свою очередь российская компания платить НДС не должна. Это мнение подтверждает позиция ФНС России (письмо от 12.08.10 № ШС-37-3/8975@).

Образование постоянного учреждения в Казахстане связывают с конкретными видами деятельности

В случае если российский собственник примет решение учредить в Казахстане филиал или представительство, то важно учесть, что нерезидент, осуществляющий деятельность в Казахстане, которая приводит к образованию постоянного учреждения, обязан зарегистрироваться в качестве налогоплательщика в казахском налоговом органе.

В течение семи–девяти дней регистрирующий орган выдает соответствующие документы, подтверждающие регистрацию в Министерстве юстиции Республики Казахстан. Это отдельное свидетельство о регистрации филиала или представительства и его регистрационный номер.

Согласно налоговому законодательству Казахстана, под постоянным учреждением нерезидента в Республике Казахстан признается постоянное место деятельности в республике, через которое он осуществляет предпринимательскую деятельность. В частности, это:

  • любое место осуществления деятельности, связанной с производством, переработкой, комплектацией, фасовкой, упаковкой или поставкой товаров;
  • любое место управления;
  • любое место осуществления предпринимательской деятельности, связанной с добычей природных ресурсов, включая любое место добычи углеводородов;
  • любое место осуществления деятельности, связанной с трубопроводом, газопроводом, разведкой природных ресурсов;
  • любое место осуществления деятельности, связанной с установкой, монтажом, сборкой, наладкой, пуском или обслуживанием оборудования, за исключением монтажа энергетического и технологического оборудования;
  • любое место осуществления деятельности, связанной с установкой, наладкой и эксплуатацией игровых автоматов, компьютерных сетей и каналов связи, а также связанной с транспортной или иной инфраструктурой.

Постоянным местом деятельности при оказании услуг в Республике Казахстан признается место оказания услуг через служащих или другой персонал, нанятый нерезидентом для таких целей, если деятельность такого характера продолжается в Республике Казахстан более 183 календарных дней.

Нерезидент также образует постоянное учреждение в Республике Казахстан в случае:

  • проведения страхования или перестрахования рисков через уполномоченное лицо;
  • реализации товаров с определенного места на территории Казахстана;
  • проведения выставок в Казахстане, на которых реализуются товары, если такая деятельность длится более десяти дней;
  • открытия филиала или представительства, за исключением представительства.

При этом следует иметь в виду, что занятие предпринимательской или иной деятельностью в Республике Казахстан без регистрации влечет административный штраф с конфискацией предметов и орудия совершения административных правонарушений (ст. 3571 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях).

Порядок уплаты НДС при ввозе товара из Казахстана

Российское общество обязано представить в инспекцию пакет документов, подтверждающих импорт товаров из Казахстана (п. 8 ст. 2 Протокола), в частности, это:

– заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов на бумажном носителе и в электронном виде;

– выписка банка, подтверждающая уплату налога в бюджет;

– транспортные и товаросопроводительные документы, подтверждающие перемещение товаров в Россию (по формам, установленным в соответствующих государствах);

– счета-фактуры на отгрузку товаров (если их оформление предусмотрено законодательством государств – членов Таможенного союза);

– контракт, на основании которого товар ввозится в Россию.

В течение десяти рабочих дней инспекторы обязаны подтвердить факт уплаты «ввозного» налога (письмо ФНС России от 13.08.10 № ШС-37-2/9030@).

Растут обороты, увеличивается количество контрагентов, бизнес расширяется, наступает время открывать филиал или представительство в Казахстане или за рубежом. Чем отличается филиал от представительства, каковы особенности бухгалтерского учета и налогообложения в таких структурах – читайте в предложенном материале.

1. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ ФИЛИАЛОВ, ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ

В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Гражданского кодекса, юридическим лицом признается организация, которая имеет на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления обособленное имущество и отвечает этим имуществом по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету.

Юридическим лицом может быть организация, преследующая извлечение дохода в качестве основной цели своей деятельности (коммерческая организация) либо не имеющая извлечение дохода в качестве такой цели и не распределяющая полученный чистый доход между участниками (некоммерческая организация).

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, может быть создано только в форме государственного предприятия, хозяйственного товарищества, акционерного общества, производственного кооператива.

В соответствии с пунктом 1 статьи 43 Гражданского кодекса, филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть eго функций, в том числе функции представительства.

При этом, согласно статье 43 Гражданского кодекса, филиалы и представительства не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом, создавшим их юридическим лицом, и действуют на основании утвержденных им положений.

Следует отметить, что юридическое лицо самостоятельно определяет создание таких структурных подразделений, как филиал или представительство.

Как правило, филиалы, так же как и головные компании, могут иметь собственные счета в банках, осуществляют хозяйственную деятельность, заключают договоры и совершают сделки в пределах своих полномочий. Филиал имеет печать, штампы и бланки со своим наименованием. Многие казахстанские юридические лица (АО, ТОО) имеют свои филиалы в других регионах (областях) РК, которые, в свою очередь, также осуществляют хозяйственную деятельность, заключают договоры и совершают сделки в пределах своих полномочий, оставаясь при этом филиалами, то есть не являются юридическими лицами.

Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее защиту и представительство интересов юридического лица, совершающее от его имени сделки и иные правовые действия, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.

Как было сказано выше, филиалы и представительства не являются юридическими лицами и наделяются имуществом, создавшим их юридическим лицом, и действуют на основании утвержденных им положений. При этом Положение о филиале (представительстве) должно содержать наименование, место нахождения (адреса всех помещений филиала банка, расположенных в пределах одной области, города республиканского значения, столицы), предмет деятельности, порядок управления и компетенцию руководителя филиала (представительства), также наименование, место нахождения, предмет деятельности, данные о государственной регистрации юридического лица, создающего филиал (представительство).

Таким образом, филиалы (представительства) действуют на основании положений, утверждаемых головными компаниями. Руководители филиалов и представительств иных форм юридических лиц назначаются уполномоченным органом юридического лица и действуют на основании его доверенности.

Руководители структурных подразделений (филиалов и представительств) общественных объединений избираются в порядке, предусмотренном уставом общественного объединения и положением о его филиале или представительстве. Общественными объединениями в РК признаются политические партии, профессиональные союзы и другие объединения граждан, созданные на добровольной основе для достижения ими общих целей, не противоречащих законодательству. Общественные объединения являются некоммерческими организациями.

Руководители структурных подразделений (филиалов и представительств) религиозных объединений избираются либо назначаются в порядке, предусмотренном уставом религиозного объединения и положением о его филиале или представительстве.

Руководители филиалов и представительств иных форм юридических лиц назначаются уполномоченным органом юридического лица и действуют на основании его доверенности.

1.1. Отличия филиала и представительства

Понятия «филиал» и «представительство» близки друг к другу, они обычно употребляются в одном ряду (или даже как взаимозаменяемые). Но все же между ними есть нечеткая, но некоторая видимая грань.

Отличие филиала от представительства заключается в круге решаемых ими задач.

Так, согласно определению, данному в Гражданском кодексе, филиалом является обособленное подразделение юридического лица, осуществляющее все или часть его функций, в том числе функции представительства.

Тогда как представительством является обособленное подразделение юридического лица, осуществляющее защиту и представительство интересов юридического лица, совершающее от его имени сделки и иные правовые действия, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.

Внимательное прочтение упомянутой статьи выявляет общую функциональную направленность структурных подразделений, но вместе с тем и определенные различия, выраженные в действиях юридического и фактического характера.

На филиал возлагаются более широкие полномочия. Он может осуществлять производственно-хозяйственные (нередко это отдельные производственные единицы – заводы, фабрики, цеха и т. д.), торговые, экспедиторские, снабженческо-сбытовые функции, вести строительную деятельность, то есть филиал или, точнее, директор филиала вправе осуществлять любую деятельность, предусмотренную положением о филиале, не выходя за рамки деятельности, осуществляемой юридическим лицом. Помимо этого, филиал на основании выданной его руководителю доверенности головным предприятием вправе заключать от имени юридического лица договоры и иные сделки, представлять его интересы в суде, иных органах власти и управления, устанавливать новые деловые связи и контакты, вести переговоры как с отечественными, так и зарубежными потенциальными партнерами юридического лица. Деятельность филиала, как и головного предприятия, в конечном итоге направлена на получение прибыли, в связи с чем его функционирование, а также материально-техническое обеспечение поддерживаются за счет извлекаемой прибыли от реализованных им услуг, выполненных работ. Филиал вправе осуществлять все функции юридического лица в рамках предоставленных ему головной организацией полномочий. Деятельность филиала осуществляется от имени организации. Чаще всего филиал имеет отдельный баланс, расчетные счета в банках, свою печать.

Пример

Строительная компания ТОО «Стройсити» имеет филиал в другом городе. Может ли данный филиал осуществлять строительные работы и заключать договоры от имени данной компании?

Согласно пункту 1 статьи 43 Гражданского кодекса, филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций, в том числе функции представительства.

Таким образом, филиал компании ТОО «Стройсити» может осуществлять строительные работы и заключать договоры от имени данной компании.

Представительства исключительно представляют интересы головной компании и осуществляют их защиту. Никакой иной производственной и прочей коммерческой деятельностью они не вправе заниматься. Материально-техническое снабжение представительства обеспечивается за счет средств, выделяемых головным предприятием, в этом смысле деятельность представительства носит затратный характер (в перспективе, конечно, затраты, связанные с функционированием представительства, покрываются за счет получаемой от него выгоды, так как достижение поставленных целей оправдывает средства головного предприятия).

Согласно статье 43 Гражданского кодекса, представительскую (правовую) функцию юридического лица реализуют как филиалы, так и представительства, а производственную – только филиалы.

Расходы на содержание деятельности представительств – это часть расходов юридического лица, связанных с производством и реализацией товаров (работ, услуг).

Филиалы же, как правило, работают на основе коммерческого расчета, их деятельность направлена на получение прибыли.

Представительство не обладает правом заниматься какой-либо финансово-хозяйственной деятельностью, которая приводит к образованию доходов у головной организации (в том числе снабжением, сбытом, производством, оказанием услуг, выполнением работы, совершением операций с ценными бумагами и т. д.) Также представительство не осуществляет взаимодействие между территориально удаленной головной организацией и ее контрагентами. Функции представительства законодательством ограничены рамками представления интересов основной организации, ведения переговоров, обеспечения работы с контрагентами.

Пример

Банк имеет представительство в другом городе. Может ли данное представительство осуществлять банковские услуги и заключать договоры от имени банка?

Согласно пункту 2 статьи 43 Гражданского кодекса, представительство осуществляет защиту и представительство интересов юридического лица, совершает от его имени сделки и иные правовые действия, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.

Таким образом, представительство банка не может оказывать банковские услуги, но может заключать договоры.

Конечно, на практике встречаются случаи, когда представительства наделяются правом зарабатывать самостоятельно, например, оказывать клиентам информационные, консультационные, иные услуги, получая за это соответствующее вознаграждение. И такие сделки можно признать действительными, если представительство действует в рамках полномочий, предоставленных ему юридическим лицом и закрепленных в положении о представительстве, и выданной руководителю представительства доверенности.

Деятельность представительства носит более усеченный, ограниченный характер. Например, согласно нормам Закона РК «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319-III, в качестве территориально обособленных подразделений иностранных организаций образования государственной аттестации и аккредитации подлежат только их филиалы.

Таким образом, главное отличие филиала от представительства заключается в характере и объеме решаемых ими функций. Филиал более универсальное структурное образование. Если представительство оказывает услуги или выполняет работы, не связанные с внутренним функционированием основного предприятия, его следует именовать филиалом.

1.2. Учетная регистрация филиала (представительства) в органах юстиции

Учетная регистрация является способом придания субъектам статуса филиала и представительства юридического лица. Решение об открытии филиала или представительства и доверенность на его руководителя могут быть оформлены в виде одного документа.

Учетную регистрацию филиалов и представительств осуществляют органы юстиции согласно статье 6-2 Закона РК «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» (далее – Закон о госрегистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств) от 17 апреля 1995 года № 2198.

Во исполнение Закона о госрегистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств приказом министра юстиции РК от 12 апреля 2007 года № 112 утверждена Инструкция по государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств (далее – Инструкция), согласно которой филиалы и представительства юридических лиц, расположенные на территории РК, подлежат учетной регистрации без приобретения ими права юридического лица.

Учетная регистрация филиала (представительства) включает в себя:

– проверку соответствия документов о филиале (представительстве), представленных на учетную регистрацию, законодательным актам Республики Казахстан;

– выдачу свидетельства об учетной регистрации с присвоением БИН;

– занесение сведений о филиале (представительстве), представленных на учетную регистрацию, в Реестр единого государственного регистра юридических лиц и Реестр филиалов и представительств.

Для учетной регистрации филиала (представительства) в регистрирующий орган подается заявление по форме, установленной Министерством юстиции РК. Заявление подписывается лицом, уполномоченным юридическим лицом, создающим филиал (представительство), и скрепляется печатью юридического лица.

К заявлению прилагаются квитанция или иной документ, подтверждающие уплату в бюджет регистрационного сбора за учетную регистрацию филиала (представительства).

Для филиалов (представительств) юридических лиц, не относящихся к субъектам частного предпринимательства, а также акционерных обществ дополнительно представляются:

– положение о филиале (представительстве) в трех экземплярах на казахском и русском языках, утвержденное юридическим лицом;

– копии устава (положения);

– доверенность юридического лица (за исключением общественных и религиозных объединений), выданная руководителю филиала (представительства).

Учетная регистрация филиалов (представительств) иностранных юридических лиц производится в порядке, установленном законодательными актами Республики Казахстан для учетной регистрации филиалов (представительств) юридических лиц РК. Кроме документов, указанных выше, если иное не установлено международными договорами, ратифицированными РК, дополнительно должны быть представлены легализованная выписка из торгового реестра, учредительные документы или другой легализованный документ иностранного юридического лица, подтверждающие, что иностранное юридическое лицо, создающее филиал (представительство), является юридическим лицом по законодательству иностранного государства, а также документ, подтверждающий налоговую регистрацию в стране инкорпорации иностранного юридического лица, с указанием номера налоговой регистрации (или его аналога). Документы иностранного юридического лица, создающего филиал (представительство), представляются с нотариально засвидетельствованным переводом на казахский и русский языки.

При создании филиала (представительства) государственным предприятием дополнительно представляется документ, подтверждающий согласие Национального Банка РК либо уполномоченного органа по управлению государственным имуществом (местного исполнительного органа) на создание филиала (представительства).

После представления документов регистрирующий орган проверяет полноту представленных сведений, издает приказ об учетной регистрации .

Е. Кубиев, МВА,

профессиональный бухгалтер Республики Казахстан,

профессиональный бухгалтер России,

председатель экспертного совета ПОБ «Институт сертифицированных бухгалтеров Казахстана»,

директор ТОО «Almer Int.Pro.»

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИЛИАЛА / ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ИНОСТРАННОЙ КОМПАНИИ

Компания А, зарегистрированная в Швейцарской Конфедерации и занимающаяся реализацией сельскохозяйственной техники, планирует открыть филиал или представительство в Республики Казахстан (далее РК). Предметом деятельности филиала/представительства являются: поиск покупателей для Компании А, сбор, обработка и распространение информации о товарах Компании А, постпродажное гарантийное обслуживание. Филиал/представительство не будет самостоятельно заключать контракты на поставку техники, внешнеторговые контракты будут заключаться напрямую между резидентом РК и нерезидентом - Компанией А.

Расходы филиала/представительства будут включать:

- фонд оплаты труда;

- командировочные расходы;

- расходы по фиксированным активам;

- расходы на аренду помещения и т. д.

Все расходы будут финансироваться Компанией А в иностранной валюте. Доходы у филиала/представительства будут только в части положительной разницы от пересчета валюты.

1. Какие налоговые обязательства возникают у филиала/представительства (кроме налогов, связанных с оплатой труда, налога на имущество, налога на транспорт, платы за эмиссии в окружающую среду)?

2. Должен ли филиал сдавать форму 100.00? Если да, то можно ли относить на вычеты перечисленные выше расходы (учитывая, что все расходы, по сути, не связаны с получением дохода)?

3. Если филиал/представительство является структурным подразделением юридического лица нерезидента, то как должны отражаться невозвратные полученные денежные средства? Могут ли органы налоговой службы признать данное финансирование доходом?

4. Реализация товара по внешнеторговым контрактам, заключенным между Компанией А и резидентом РК, будут являться оборотом по реализации только Компании А?

В соответствии с пунктом 1 статьи 81 Налогового кодекса юридические лица-нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянные учреждения или получающие доходы из источников в Республике Казахстан являются плательщиками КПН.

При этом согласно подпункту 9) пункта 1 статьи 191 Налогового кодекса место нахождения филиала или представительства, за исключением представительства, осуществляющего деятельность, указанную в пункте 4 статьи 191 Налогового кодекса, будет признано постоянным учреждением юридического лица-нерезидента независимо от сроков осуществления деятельности в Республике Казахстан.

В пункте 4 статьи 191 Налогового кодекса указано, что осуществление нерезидентом на территории Республики Казахстан деятельности подготовительного и вспомогательного характера, отличающейся от основной деятельности нерезидента, не приводит к образованию постоянного учреждения, если такая деятельность длится не более трех лет и иное не предусмотрено пунктом 8 статьи 191 Налогового кодекса. При этом деятельность подготовительного и вспомогательного характера должна осуществляться для самого нерезидента, а не для третьих лиц. К подготовительной и вспомогательной деятельности относятся:

1) использование любого места исключительно для целей хранения и (или) демонстрации товара, принадлежащего нерезиденту;

2) содержание постоянного места деятельности исключительно для целей закупки товаров без их реализации;

3) содержание постоянного места деятельности исключительно для сбора, обработки и (или) распространения информации, рекламы или изучения рынка товаров, работ, услуг, реализуемых нерезидентом, если такая деятельность не является основной деятельностью этого нерезидента.

Как видно, швейцарская компания, осуществляющая деятельность через представительство в Казахстане, будет являться плательщиком КПН по деятельности в Республике Казахстан.

Согласно части второй пункта 1 статьи 84 Налогового кодекса совокупный годовой доход юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, состоит из доходов, указанных в статье 198 Налогового кодекса.

Как указано в пункте 2 статьи 198 Налогового кодекса совокупный годовой доход юридического лица-нерезидента от осуществления деятельности в Республике Казахстан через постоянное учреждение составляют следующие виды доходов, связанных с деятельностью постоянного учреждения, полученных (подлежащих получению) с даты начала осуществления деятельности в Республике Казахстан:

1) доходы из источников в Республике Казахстан, предусмотренные пунктом 1 статьи 192 Налогового кодекса;

2) доходы, указанные в пункте 1 статьи 85 Налогового кодекса, не включенные в подпункт 1) пункта 2 статьи 198 Налогового кодекса;

3) доходы, полученные постоянным учреждением юридического лица-нерезидента из источников за пределами Республики Казахстан, в т. ч. через служащий или другой нанятый персонал;

4) доходы юридического лица-нерезидента, включая доходы его структурных подразделений в других государствах, получаемые от осуществления деятельности в Республике Казахстан, идентичной или однородной той, которая осуществляется через постоянное учреждение этого юридического лица-нерезидента в Республике Казахстан.

Согласно пункту 1 статьи 192 Налогового кодекса доходами нерезидента из источников в Республике Казахстан признаются:

1) доходы от реализации товаров на территории Республики Казахстан, а также доходы от реализации товаров, находящихся в Республике Казахстан, за ее пределы в рамках осуществления внешнеторговой деятельности;

2) доходы от выполнения работ, оказания услуг на территории Республики Казахстан;

3) доходы от оказания управленческих, финансовых, консультационных, аудиторских, юридических услуг за пределами Республики Казахстан.

При этом согласно подпункту 1) пункта 5 статьи 193 Налогового кодекса налогообложению не подлежат выплаты, связанные с поставкой товаров на территорию Республики Казахстан в рамках внешнеторговой деятельности, за исключением оказанных услуг, выполненных работ на территории Республики Казахстан, связанных с данной поставкой.

В случае если по условиям договора (контракта) на поставку товаров в цену сделки включены расходы на оказание услуг, выполнение работ на территории Республики Казахстан, без выделения в договоре (контракте) отдельно сумм по приобретенным товарам и (или) таким расходам, то стоимость приобретенных товаров определяется на основе цены сделки, указанной в договоре (контракте), с учетом таких расходов.

В случае если по условиям договора (контракта) на поставку товаров в цену сделки включены расходы на оказание услуг, выполнение работ на территории Республики Казахстан, при этом сумма по приобретенным товарам указана отдельно от таких расходов, то стоимость по приобретенным товарам определяется без учета стоимости таких расходов.

Таким образом, доход швейцарской компании от поставки сельскохозяйственной техники в Республике Казахстан не будет являться доходом его представительства в Республике Казахстан, включаемый в совокупный годовой доход при исчислении КПН в Республике Казахстан.

Но так как по условиям внешнеторговых контрактов на поставку сельскохозяйственной техники включается условие постгарантийнного обслуживания, то часть дохода от реализации будет являться доходом от постгарантийного обслуживания согласно МСФО (IAS) 18 «Выручка».

Но, учитывая положения подпункта 1) пункта 5 статьи 193 Налогового кодекса, доход от гарантийного обслуживания не будет облагаться КПН, если только стоимость гарантийного обслуживания не выделена отдельно.

Но в любом случае, так как юридическое лицо-нерезидент, осуществляющий деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, является плательщиком КПН, то обязано согласно статье 149 Налогового кодекса представить Декларацию по КПН (форма 100.00) в установленные сроки.

Хочу отметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 199 Налогового кодекса чистый доход юридического лица-нерезидента от деятельности в Республике Казахстан через постоянное учреждение облагается (дополнительно сверх 20%) КПН на чистый доход по ставке 15%.

При этом чистый доход определяется в следующем порядке:

налогооблагаемый доход, уменьшенный на сумму доходов и расходов, предусмотренных статьей 133 Налогового кодекса, а также на сумму убытков, переносимых в соответствии со статьей 137 Налогового кодекса,

сумма КПН, исчисленного путем произведения ставки, установленной пунктом 1 или пунктом 2 статьи 147 Налогового кодекса, и налогооблагаемого дохода, уменьшенного на сумму доходов и расходов, предусмотренных статьей 133 Налогового кодекса, а также на сумму убытков, переносимых в соответствии со статьей 137 Налогового кодекса.

Исчисленная сумма КПН на чистый доход отражается в Декларации по КПН и уплачивается в соответствующие сроки.

В соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через филиал, представительство будут являться плательщиками НДС, если по ним произведена постановка на регистрационный учет по НДС в Республике Казахстан.

Как указано в пункте 2 статьи 228 Налогового кодекса, постановка на регистрационный учет по НДС производится в соответствии со статьями 568, 569 Налогового кодекса.

При этом предусмотрена обязательная постановка на регистрационный учет по НДС согласно статье 568 Налогового кодекса в случае если размер оборота превышает в течение календарного года минимум оборота, который составляет 30 000-кратный размер МРП, установленного законом о республиканским бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года. В 2014 году МРП на 1 января равен 1 852 тенге. Таким образом, при превышении облагаемого оборота (для исчисления НДС) 55 560 000 тенге, нерезидент обязан встать на регистрационный учет по НДС.

По вопросу, включаются ли средства финансирования, получаемые представительством юридического лица-нерезидента от головного офиса, в совокупный годовой доход для исчисления КПН, имеются два противоположных мнения.

В первом случае, данные активы не включают в СГД. Это исходит из того понятия, что денежные средства, перечисленные головным офисом в представительство в другом государстве, не могут являться доходом юридического лица-нерезидента, так как согласно части второй пункта 2 статьи 85 Налогового кодекса для целей обложения КПН признание дохода, включая дату его признания, осуществляется в соответствии с МСФО и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. Фактически перевод средств с головного офиса в представительство представляет собой «перекладывание денег с одного кармана в другой». В данном случае, все вышеуказанные вами расходы не будут относиться на вычеты, если от деятельности представительства не возникает иных доходов, включаемых в СГД.

Другое мнение состоит в том, что средства финансирования от головного офиса на представительство будет включаться в совокупный годовой доход для исчисления КПН. Это мнение основано на части третьей пункта 2 статьи 85 Налогового кодекса, согласно которого в случае, когда признание дохода в соответствии с МСФО и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности отличается от порядка определения и признания дохода в соответствии с Налоговым кодексом, указанный доход учитывается для целей налогообложения один раз в порядке, установленном Налоговым кодексом. А также оно возникло из мнения, что представительство получает средства финансирования от головного офиса за свою деятельность на территории Республики Казахстан. Но это противоречит определению, что плательщиком КПН является юридическое лицо-нерезидент, осуществляющее деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, а не само постоянное учреждение данного юридического лица.

Хочу отметить, что органы налоговой службы Республики Казахстан придерживаются второго подхода.

Организация на УСН (доходы). Оказывает консультационные услуги на территории Казахстана (оформляются командировки работников). Организация оплачивает все налоги в России.

Какие тонкости существуют при этом (я имею в виду дополнительное налогообложение в Казахстане)?

По общему правилу, установленному ст. 7 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал от 18.10.1996 г., прибыль предприятия договаривающегося государства облагается налогом только в этом государстве.

Данное правило действует если только такое предприятие не осуществляет или не осуществляло предпринимательскую деятельность в другом договаривающемся государстве через расположенное там постоянное учреждение.

Если предприятие осуществляет или осуществляло предпринимательскую деятельность через расположенное там постоянное учреждение, то его прибыль может облагаться налогом в другом государстве, но только в той части, которая относится к:

а) такому постоянному учреждению;

б) продажам в этом другом государстве товаров или изделий, которые совпадают с товарами или изделиями, которые продаются через постоянное учреждение;

в) другой предпринимательской деятельности, осуществляемой в этом другом государстве, которая по своему характеру совпадает с предпринимательской деятельностью, осуществляемой через такое постоянное учреждение.

Существующими налогами, на которые распространяется Конвенция, являются, в частности:

Таким образом, если Ваша компания не осуществляет деятельность в Казахстане через постоянное учреждение (представительство), то налогообложение деятельности осуществляется в Российской Федерации.

Термин «постоянное учреждение (представительство)» означает постоянное место деятельности, через которое предприятие одного договаривающегося государства полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность в другом договаривающемся государстве.

– оказание услуг, включая консультационные услуги, оказываемые резидентами через служащих или другой персонал, нанятый резидентом для таких целей, но только если деятельность такого характера продолжается (для такого или связанного с ним проекта) в пределах страны более чем 12 месяцев.

Согласно ст. 311 НК РФ суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, засчитываются при уплате этой организацией налога в РФ.

При этом размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами РФ, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в РФ.

Однако глава 26.2 НК РФ не содержит специальной статьи по устранению двойного налогообложения.

Как указывает Минфин РФ, международные соглашения по вопросам предотвращения двойного налогообложения предусматривают, как и в каком государстве нужно платить налоги по конкретным видам доходов (прибыль от коммерческой деятельности, доходы от международных перевозок, дивиденды, проценты, роялти, имущество, доходы физических лиц).

Упрощенная система налогообложения является специальным налоговым режимом, устанавливающим особый порядок определения налоговой базы.

Поэтому нормы Конвенции между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал от 18.10.1996 г. на упрощенную систему налогообложения не распространяются (письмо от 07.02.2013 г. № 03-11-11/57).

Таким образом, организация, применяющая УСН, не вправе произвести зачет уплаченного налога в соответствии с законодательством Республики Казахстан, так как нормы Конвенции на нее не распространяются.

При этом если предпринимательская деятельность российской организации на территории Республики Казахстан в соответствии с положениями Конвенции не рассматривается как деятельность через постоянное учреждение, то прибыль от такой деятельности налогообложению в Республике Казахстан не подлежит, а облагается только в РФ.

Читайте также: