К какому виду законов относятся налоговый гражданский уголовный кодексы

Опубликовано: 27.04.2024

Понятие и виды закона

Современное юридическое понимание закона выражается через определения закона как принятого в особом порядке "первичного правового акта" по основным вопросам жизни государства, "непосредственно выражающего общую государственную волю и обладающий высшей юридической силой" (См.: Алексеев С.С. Общая теория права).

Или: закон - это нормативно-правовой акт, "принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны" (См.: Хропанюк В.Н. Теория государства и права).
Или: "В юридическом смысле закон - это нормативный акт, принимаемый в особом порядке, обладающий после Конституции наибольшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений" (См.: Общая теория права / Отв. ред. А.С. Пиголкин).

Понимание закона сводится к определению его формы выражения, при этом содержательная часть закона формулируется как общая государственная воля, регулирующая важные общественные отношения.

Таким образом, современное юридическое понимание закона сужается, и частности (о которых упоминают классики российской юриспруденции), не выраженные в форме закона, - это нормы, не имеющие высшей юридической силы. Но и иерархический признак по юридической силе - современный атрибут.


Понятно, что законы занимают особое место в системе нормативно-правовых актов. Их ведущее положение определяется опять же общим установленным порядком, согласно которого законы принимаются только законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума. Их принятие, изменение, дополнение или отмена осуществляются в особом процессуальном порядке; и обладают законы высшей юридической силой.

Содержание всех иных нормативно-правовых актов не должно противоречить закону, и никто не вправе отменить или заменить закон, кроме органа, издавшего закон.

В зависимости от значимости в системе действующего законодательства России различают виды законов.
Законы делятся на федеральные конституционные, федеральные, законы субъектов Российской Федерации.
Федеральные конституционные законы (ФКЗ) - это законы, которые принимаются по наиболее важным вопросам, указанным в Конституции. К ним, в частности, относятся законы: о военном положении; о чрезвычайном положении; о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта; об изменении статуса субъекта РФ; о государственном гербе, гимне и флаге Российской Федерации; о референдуме; о судебной системе; о судах основного звена; о Конституционном, Верховном Судах РФ; о Конституционном собрании РФ.

Федеральные законы (ФЗ) принимаются на основе и во исполнение Конституции и конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные наиболее важные аспекты общественных отношений (экономические, социальные, политические и др.).
Федеральные законы, в свою очередь, подразделяются на органические (кодифицированные) законы и обыкновенные, иными словами Кодексы и просто ФЗ.

Законы субъектов Российской Федерации не могут противоречить общефедеральному законодательству и действуют только на территории субъекта Федерации. Основными нормативными актами, регламентирующими взаимоотношения органов власти и граждан на уровне республик, являются конституции республик, на уровне краев и областей — уставы, выполняющие функции региональных конституций.

По сроку действия различают следующие виды законов: постоянные; чрезвычайные (исключительные) законы - принимаются при тех или иных чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными, экологическими, социальными и иными причинами, носят временный характер.

Виды законов по содержанию: общие, действующие в отношении всех граждан данного государства; специальные, издаваемые в отношении отдельных социальных групп или классов, а также для регулирования специальных отношений, отличающихся особенностями, которые не соответствуют общим нормам и требуют потому особых норм.

Виды законов по предмету правового регулирования — административные, гражданские, уголовные, процессуальные и др.

Классификация законов и деление их на виды важны для правоприменительной практики, чтобы разобраться какой закон главнее, в случае возникновения разночтений. Закон - это всегда общее правило, и когда его примеривают на конкретные обстоятельства, то правильное понимание установленных правил играет важнейшую роль.

Непонимание закона влечет неправильное (неверное) его применение, а значит, на практике законодатель не добивается тех целей, которые он ставил, издавая данный закон, и государство утрачивает регулирующую функцию в тех общественных отношениях, которым и посвящен тот или иной блок "непонятых" законов.

Определение закона классиком

Законом называется исходящее от верховной власти (в законодательном порядке) правило, которым установляются права. Сама власть верховная в этой деятельности называется властью законодательною. Bcе другие акты - акты верховного управления и постановления, издаваемые в особом порядке, хотя бы они и устанавливали права, - не суть законы.
Выражение закона возможно в двух формах, существенно различных между собою: в форме общей и в форме частных случаев. Первая представляет закон как юридическое начало, высказанное законодателем для применения к действительности; вторая - как определение частного случая, причем предполагается, что случаи повторяются и есть возможность исчерпать большее или меньшее количество случаев, встречающихся в действительности. Первая форма более сообразна существу закона, долженствующего выразить общее правило, и более выгодна для науки, имеющей дело с началами. И должно сказать, что гражданские законы скорее всех других ведут к общей форме: если где-либо затруднительно исчерпать частные случаи, то это именно в гражданском праве, потому что разнообразие случаев здесь чрезвычайное. Но ни та, ни другая форма не проведена строго ни в одном законодательстве; имея в виду определить частные случаи, законодатель поражается их разнообразием и означает случаи более общими признаками; установляя общее начало, законодатель не может удержаться, чтобы не определить хотя некоторые частные случаи. Однако есть возможность определить, в каком духе выражен закон и какого вообще направления держится законодательство, а для применения законов чрезвычайно важно иметь в виду форму их выражения.
Разделение законов на их виды может быть очень дробное. Мы обратим внимание лишь на разделения, имеющие практический интерес. По отношению к гражданскому праву имеют практическое значение разделения законов по трем основаниям: а) по содержанию, b) по пространству действия и с) по последствиям нарушения.
a) По содержанию законы разделяются на безусловно постановляющие что-либо и дозволяющие что-либо делать или не делать. b) По пространству действия законы разделяются на общие (leges communes) и особенные (leges singulares). Общие законы касаются всех граждан, особенные же постановляют правила для лиц, находящихся в известных исключительных условиях. с) По последствиям нарушения должно различать: 1) законы, нарушение которых влечет за собою ничтожность действия нарушающего. 2) Законы, нарушение которых не влечет за собою ничтожества действия, а только более или менее тягостные последствия. 3) Законы, нарушение которых дает кому-либо право требовать cудебным порядком, чтобы действиe, нарушающее их, было признано ничтожным, если без такого требования оно остается в своей силе.

Раскрывая понятие, содержащееся в юридическом определении, юрист иногда находит в нем неисчерпаемое богатство: иногда из одного закона путем силлогизмов можно вывести целый ряд юридических определений.

Мейер Д. И. Существо закона и его виды

О юридической помощи и законах от адвоката МОКА

Многообразие общественных отношений, регулируемых правом, порождает множество законов. Они схожи по основным признакам, но и различаются между собой. Специфику законов нужно отчетливо представлять себе и в полной мере учитывать в процессе их подготовки, принятия и реализации. Иначе затрудняется решение задач, стоящих перед тем или иным лицом. Возникает путаница с наименованиями, содержанием и юридической силой различных актов. Допускаются многочисленные нарушения законности.

Это и “сбои” в деятельности и взаимоотношениях государственных органов, это и трудности для граждан в реализации и защите их прав и законных интересов. Избежать указанных трудностей можно с помощью правильно построенных классификаций, которые позволяют определить юридическую силу законов.

Понятие “юридическая сила” в самом концентрированном виде содержит характеристику видов законов и каждого из них в отдельности, а также их места в правовой системе и соотношения между собой. Как уже указывалось, законы имеют верховенство на всей территории страны и высшую юридическую силу по отношению ко всем другим нормативным правовым актам, помимо этого юридическая сила законов различается в зависимости от их местонахождения в классификации. С помощью деления на виды устанавливается иерархическая соподчинённость актов, занимающих более высокое место и более низкое место в государственной системе. В результате определяются основания и рамки принятия того или иного акта, его основного содержания.

Формула “на основе и во исполнение закона” выражает именно эту правовую связь. Также юридическая сила, установленная в результате принятой классификации, позволяет признать правовой акт, нарушивший установленные юридические зависимости, нарушающим законность и теряющим юридическую силу. Для этого существует набор специальных средств: приостановление акта, отмена, признание акта недействительным, признание утратившим юридическую силу самого акта и связанных с ним других актов, и порожденных ими юридических последствий. Иными словами с помощью правильно составленной классификации можно установить определенную соотносимость и соподчиненность правовых актов, выразить те системные связи и зависимости, которые присущи законодательству в целом и его отраслям, а также всей правовой системе.

В теории права предпринимались неоднократные попытки создания надлежащей классификации законов. Причем критерием при делении законов на виды выступали как общие теоретические предпосылки, так и особенности законов, выделяющиеся при практическом их использовании.

Примером первого рода классификации может служить классификация, данная Г.Ф. Шершеневичем в его работе “Общая теория права”. По ней все законы делятся на запретительные и повелительные, которые в свою очередь подразделяются на принудительные и восполнительные. Изначально, по мнению Шершеневича: “Все законы составляют по существу повеления, но по форме выраженного в них повеления они различаются на повеление в узком смысле и непосредственно запрещение. Объединяясь в стремлении возбудить в гражданах наклонность согласовать свое поведение с требованиями правового порядка, повелительные законы в том отношении расходятся с запретительными, что они побуждают к совершению определенных действии, тогда как вторые останавливают намерение совершить определенные действия”.

Далее повелительные законы делятся на принудительные и восполнительные. Отличаются они тем, что принудительные законы определяют сами содержание юридического отношения, тогда как восполнительные определяют содержание правоотношения лишь настолько, насколько субъекты не определили его по своему усмотрению. Классификация законов, предложенная Шершеневичем выбрана мной не случайно. Она достаточно типична и представляет весьма распространенные позиции, давно сложившиеся в мировой юридической мысли.

Классификация второго рода основывается на делении законов, используемом в практической жизни.

Такая классификация имеет больше применение, поэтому на нее, как правило, ссылаются непосредственно в правовых актах. Основы такой классификации содержатся в основных законах государств – Конституциях. Например, в Конституции РФ этому посвящена ст. 76. Поскольку такое деление на виды имеет большое практическое значение, стоит на нем остановиться подробнее. Для наглядности приведем полную классификацию законов, принятую в последнее время в России.

Итак, в Российской Федерации существуют следующие виды законов:

1) Закон (наиболее общая форма акта указанного вида).

Отсылки к закону в этом смысле, содержащиеся в Конституции и законодательных актах, означают закон как федеральный, так и закон субъекта Федерации, как единичный закон, так и закон в собирательном смысле (как законодательство).

2) Федеральный закон.

Федеральный закон в свою очередь делится на подвиды. В соответствии с Конституцией РФ к ним относятся:

  • сама Конституция (основной закон государства, которому должны соответствовать все остальные законы и любые иные акты);
  • федеральные конституционные законы, предусмотренные Конституцией;
  • федеральные законы, не имеющие значение конституционных (в правовой доктрине они называются обыкновенными законами).

Особое внимание стоит уделить федеральным конституционным законам, поскольку это новый вид законодательного акта для России. В СССР отсутствовало подразделение законов на конституционные и обычные. Законодательство формировалось по принципу соответствия законов Конституции. В советской науке проблема эта, отчасти хотя и затрагивалась, но относилась в большей степени к числу спорных и абстрактных.

Теперь точно определено “иерархическое” место федерального конституционного закона – ему не могут противоречить федеральные законы (п. 3 ст. 76 Конституции РФ). Федеральный конституционный закон непосредственно регулирует важнейшие конституционные институты государства (например, законы о порядке деятельности правительства РФ, о судебной системе, о Конституционном Суде и т.п.). Высшая юридическая сила конституционных законов находит выражение в особой процедуре их принятия. Для принятия федерального конституционного закона требуется квалифицированное большинство голосов в обеих палатах Федерального Собрания. Причем принятый конституционный закон подлежит подписанию Президентом и не может быть им отклонен.

3) Кодекс – закон, содержащий систему норм, наиболее полным образом регулирующий определенный круг общественных отношений. Чаще всего им охватывается сфера общественной жизни. Кодекс отличается наибольшей стабильностью и своеобразным доминирующим положением в соответствующей отрасли законодательства. В Российской Федерации действуют Гражданский Кодекс, Уголовный Кодекс, Таможенный кодекс, Трудовой Кодекс, Семейный Кодекс и другие.

4) Основы законодательства.

Это закон, регламентирующий совместную компетенцию федерации и ее субъектов в той или иной сфере государственной жизни, содержащий общие принципы и порядок регулирования и способствующий их реализации в соответствующих актах республик, краев, областей и др. Таковы, например, основы законодательства о культуре, о нотариате или основы законодательства об охране здоровья граждан.

5) Общие принципы, основные принципы, основные начала.

Разные названия закона, содержащего преимущественно принципиальные нормативные положения, требующие единообразного применения на всей территории России. Субъекты Федерации вправе конкретизировать их в своих законах (например, о Местном Самоуправлении).

Это структурно упорядоченная система законодательных актов в той или иной сфере государственной или общественной жизни. Законодательство в узком смысле охватывает только законы, в широком смысле – иные нормативно-правовые акты (например, постановления палат Федерального Собрания, указы Президента РФ).

7) Модельные (рекомендательные) законодательные акты.

Это законы, принимаемые либо международными организациями, либо национальными парламентами федеративных государств, и могут быть подготовлены научными центрами и учеными. Модельные акты дают примерную нормативную ориентацию для национальных законодательств в тех сферах, где требуются общие правовые решения. Рассматриваются национальными парламентами.

В мировой практике широко используются модельные законодательные акты. Например, в США с 1952 г. действует модельный торговый кодекс для штатов, издание которого периодически обновляется. Соединённые Штаты принимают его с изменениями, дополнениями и изъятиями. В 1984 г. в США принят модельный закон о предпринимательских корпорациях. В Конвенции о международном частном праве, вступившей в силу в ноябре 1928 г., приложением служит кодекс международного частного права (кодекс Бустаманте). В 1992 г. в рамках международной налоговой программы в Гарвардском университете разработан “Базовый (основной) международный налоговый кодекс”.

Существуют также классификации законов: по субъектам правотворчества (деление на принятые в результате референдума и на принятые органами власти), по отраслевой принадлежности, а также по сроку действия (деление на постоянные и временные).

Приведенная классификация законов отражает правовую действительность и достижения юридической науки. Она может быть весьма полезна для законотворческой деятельности и четкого упорядочения всего массива законодательства.

Действующее уголовное законодательство РФ представляет собой систему взаимосвязанных нормативно-правовых актов, которые приняты и опубликованы в установленном законом порядке. Эти нормативные акты содержат в себе нормы уголовного права, определяющие его общие положения, задачи и принципы данной отрасли права, а также перечень и описание общественно опасных деяний, признаваемых преступлениями, а также виды и размер наказания, применяемого к лицам, совершившим эти преступления.

Уголовное законодательство РФ также включает в себя нормы права, предусматривающие условия и пределы применения принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних, которые совершили преступления небольшой или средней тяжести, а также применение принудительных мер медицинского характера к лицам, страдающим психическими расстройствами, к алкоголикам или наркоманам. В уголовном законодательстве имеются нормы права, которые дают возможность применения и иных мер уголовно-правового характера к лицам, совершившим преступные деяния.

В настоящее время, действующее уголовное законодательство РФ состоит из Уголовного кодекса Российской Федерации. Он был принят Государственной Думой РФ 24 мая 1996 г., одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 г., подписан Президентом РФ 13 июня 1996 г. и введен в действие с 1 января 1997 г. Как отмечалось ранее, в состав действующего уголовного законодательства также входят и некоторые нормативные положения уголовно-правового характера, содержащиеся в Конституции РФ, международных нормативно-правовых актах и договорах РФ, если они ратифицированы в установленном законом порядке.

В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ о том, что составной частью правовой системы РФ являются общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской Федерации с другими государствами. В том случае, если международным договором РФ устанавливаются иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Применение общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров регламентировано Постановлением Пленума Верховного Суда РФ, принятого 10 октября 2003 г. N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации». Нормы уголовного права содержатся также и в Уголовно-процессуальном кодексе РФ. Например, в случае рассмотрения дела в особом порядке (при согласии обвиняемого с предъявленным обвинением) суд постановляет обвинительный приговор по делу и назначает наказание, не превышающее двух третей от максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, которое предусмотрено за совершение данного преступления. Вышеназванное правило, без всякого сомнения, относится к нормам Общей части уголовного права, однако до сих пор не включено в гл. 10 УК, в которой говорится о назначении наказания.

Уголовный кодекс РФ традиционно делится на Общую и Особенную части. Соответственно этому делению и любые другие нормативно-правовые акты РФ, а также международно-правовые акты относятся либо к его Общей, либо Особенной части уголовного права. В свою очередь Общая и Особенная части Уголовного Кодекса РФ делятся на разделы и главы. Затем, главы Общей и Особенной частей Уголовного Кодекса РФ подразделяются на статьи, каждая из которых имеет свое наименование и порядковый номер. Наименование каждой статьи Уголовного Кодекса РФ отчасти отражает суть содержащихся в ней предписаний, что облегчает его использование. Наименование соответствующих статей и их цифровая нумерация также используются при издании отдельных законодательных актов, носящих уголовно-правовой характер. Эти акты подлежат обязательному включению в Уголовный Кодекс РФ.

Статьи Общей и Особенной частей Уголовного Кодекса РФ подразделяются на части, а те, в свою очередь, на пункты. Статьи и их части имеют цифровое, а пункты буквенное обозначение. (например, п. “а”, “б” ч. 2 ст. 158 УК). Такова структура Уголовного Кодекса РФ.

Общая часть Уголовного Кодекса РФ содержит шесть разделов, состоящих из 15 глав, которые включают в себя 102 статьи. Особенная часть Уголовного Кодекса РФ также содержит шесть разделов, но они состоят из 19 глав, которые включают 271 статью. При дополнении Уголовного Кодекса РФ новой статьей, ей присваивается цифровое обозначение той статьи, за которой они помещается, а вверху указывается дополнительный порядковый номер в цифровом обозначении (ст. 145.1 «Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат») и др.

Статьи Особенной части Уголовного Кодекса РФ, которые не делятся на части, в своей структуре имеют только диспозицию и санкцию. Диспозицией статьи называют ту ее часть, в которой идет описание объективных и субъективных признаков конкретного состава преступления. Санкцией же является часть статьи, предусматривающая наказание за совершение преступления. Вышесказанное в полной мере относится к тем статьям Особенной части Уголовного Кодекса РФ, которые имеют в своей структуре соответствующие части, предусматривающие как самостоятельные диспозиции, так и санкции.

В Особенной части Уголовного Кодекса РФ также имеются статьи, которые носят общий характер. В них нет указаний на ту или иную меру наказания, т.е. нет санкции. Например, ст. 331 Уголовного Кодекса РФ дает определение понятия преступлений против военной службы, в ней указывается круг лиц, которые могут быть субъектами такого рода преступлений, определяются основания привлечения их к уголовной ответственности за их совершение в боевой обстановке или военное время.

В статьях Общей части Уголовного Кодекса РФ определяются основания и принципы уголовной ответственности, задачи и пределы действия уголовного закона в пространстве, во времени и по кругу лиц, определяются другие общие положения отрасли уголовного права.

Действующее уголовное законодательство РФ представляет собой систему взаимосвязанных нормативно-правовых актов, которые приняты и опубликованы в установленном законом порядке. Эти нормативные акты содержат в себе нормы уголовного права, определяющие его общие положения, задачи и принципы данной отрасли права, а также перечень и описание общественно опасных деяний, признаваемых преступлениями, а также виды и размер наказания, применяемого к лицам, совершившим эти преступления.

Уголовное законодательство РФ также включает в себя нормы права, предусматривающие условия и пределы применения принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних, которые совершили преступления небольшой или средней тяжести, а также применение принудительных мер медицинского характера к лицам, страдающим психическими расстройствами, к алкоголикам или наркоманам. В уголовном законодательстве имеются нормы права, которые дают возможность применения и иных мер уголовно-правового характера к лицам, совершившим преступные деяния.

В настоящее время, действующее уголовное законодательство РФ состоит из Уголовного кодекса Российской Федерации. Он был принят Государственной Думой РФ 24 мая 1996 г., одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 г., подписан Президентом РФ 13 июня 1996 г. и введен в действие с 1 января 1997 г. Как отмечалось ранее, в состав действующего уголовного законодательства также входят и некоторые нормативные положения уголовно-правового характера, содержащиеся в Конституции РФ, международных нормативно-правовых актах и договорах РФ, если они ратифицированы в установленном законом порядке.

В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ о том, что составной частью правовой системы РФ являются общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской Федерации с другими государствами. В том случае, если международным договором РФ устанавливаются иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Применение общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров регламентировано Постановлением Пленума Верховного Суда РФ, принятого 10 октября 2003 г. N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации». Нормы уголовного права содержатся также и в Уголовно-процессуальном кодексе РФ. Например, в случае рассмотрения дела в особом порядке (при согласии обвиняемого с предъявленным обвинением) суд постановляет обвинительный приговор по делу и назначает наказание, не превышающее двух третей от максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, которое предусмотрено за совершение данного преступления. Вышеназванное правило, без всякого сомнения, относится к нормам Общей части уголовного права, однако до сих пор не включено в гл. 10 УК, в которой говорится о назначении наказания.

Уголовный кодекс РФ традиционно делится на Общую и Особенную части. Соответственно этому делению и любые другие нормативно-правовые акты РФ, а также международно-правовые акты относятся либо к его Общей, либо Особенной части уголовного права. В свою очередь Общая и Особенная части Уголовного Кодекса РФ делятся на разделы и главы. Затем, главы Общей и Особенной частей Уголовного Кодекса РФ подразделяются на статьи, каждая из которых имеет свое наименование и порядковый номер. Наименование каждой статьи Уголовного Кодекса РФ отчасти отражает суть содержащихся в ней предписаний, что облегчает его использование. Наименование соответствующих статей и их цифровая нумерация также используются при издании отдельных законодательных актов, носящих уголовно-правовой характер. Эти акты подлежат обязательному включению в Уголовный Кодекс РФ.

Статьи Общей и Особенной частей Уголовного Кодекса РФ подразделяются на части, а те, в свою очередь, на пункты. Статьи и их части имеют цифровое, а пункты буквенное обозначение. (например, п. “а”, “б” ч. 2 ст. 158 УК). Такова структура Уголовного Кодекса РФ.

Общая часть Уголовного Кодекса РФ содержит шесть разделов, состоящих из 15 глав, которые включают в себя 102 статьи. Особенная часть Уголовного Кодекса РФ также содержит шесть разделов, но они состоят из 19 глав, которые включают 271 статью. При дополнении Уголовного Кодекса РФ новой статьей, ей присваивается цифровое обозначение той статьи, за которой они помещается, а вверху указывается дополнительный порядковый номер в цифровом обозначении (ст. 145.1 «Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат») и др.

Статьи Особенной части Уголовного Кодекса РФ, которые не делятся на части, в своей структуре имеют только диспозицию и санкцию. Диспозицией статьи называют ту ее часть, в которой идет описание объективных и субъективных признаков конкретного состава преступления. Санкцией же является часть статьи, предусматривающая наказание за совершение преступления. Вышесказанное в полной мере относится к тем статьям Особенной части Уголовного Кодекса РФ, которые имеют в своей структуре соответствующие части, предусматривающие как самостоятельные диспозиции, так и санкции.

В Особенной части Уголовного Кодекса РФ также имеются статьи, которые носят общий характер. В них нет указаний на ту или иную меру наказания, т.е. нет санкции. Например, ст. 331 Уголовного Кодекса РФ дает определение понятия преступлений против военной службы, в ней указывается круг лиц, которые могут быть субъектами такого рода преступлений, определяются основания привлечения их к уголовной ответственности за их совершение в боевой обстановке или военное время.

В статьях Общей части Уголовного Кодекса РФ определяются основания и принципы уголовной ответственности, задачи и пределы действия уголовного закона в пространстве, во времени и по кругу лиц, определяются другие общие положения отрасли уголовного права.

Первая часть НК РФ

Раздел I. Общие положения

Раздел II. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях

Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, их должностных лиц

Раздел IV. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов


Раздел V. Налоговая декларация и налоговый контроль

Раздел VI. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение


Раздел VII. Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц

Вторая часть НК РФ

Раздел VIII. Федеральные налоги

Утратила силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ (Статьи 234-245)


Раздел VIII.1. Специальные налоговые режимы


Раздел IX. Региональные налоги и сборы


НК РФ состоит из двух частей. В первой части (общая часть) установлены общие принципы налогообложения. Была принята в 1998 году.

Вторая часть Налогового кодекса РФ (специальная или особенная часть), в которой установлен порядок обложения каждым из установленных в стране налогов (сборов). Принята в 2000 году.

Налоги являются основной статьей доходной части государственного бюджета – их уплата необычайно важна для государства. В то же время налоги являются также и одним из самых проблемных вопросов, поскольку есть налогоплательщики, сознательно укрывающиеся от своих обязанностей, а есть и те, кто просто не имеет достаточных знаний о процедуре уплаты налогов и сборов.

Однако знание налогового законодательства просто необходимо для ведения любой предпринимательской деятельности, поскольку каждый предприниматель обязан выплачивать определенные налоги и неоднократно подвергается проверкам. Главным источником сведений о налоговом законодательстве является Налоговый кодекс РФ.

Как уже говорилось выше, Налоговый Кодекс состоит из двух частей. Первая часть НК РФ, посвященная общим принципам налогообложения, вступила в силу с 1 января 1999 года. Так, этот раздел кодекса регулирует наиболее общие вопросы, к примеру, виды налогов и сборов, которые взимаются в РФ, права и обязанности налогоплательщиков и налоговых инспекторов, ответственность за нарушения, обжалование решений контролирующих органов и многие другие важные вопросы.

Как мы видим, эта часть Налогового кодекса РФ будет полезна каждому, кто хотел бы защитить себя от произвола или лучше узнать о своих правах и обязанностях.

Вторая часть НК РФ, в которой подробно указываются особенности сбора каждого из налогов, вступила в силу с 1 января 2001 года. Изначально Налоговый кодекс вступил в силу лишь с четырьмя главами, однако с 2001 практически ежегодно НК РФ дополнялся - вводились новые главы, регулирующие те или иные сферы налогообложения.

Так, например, в январе 2005 года действуют главы, которые регулируют процесс уплаты водного налога, земельного налога и госпошлины, с 2002 года – такие важные для предпринимательской деятельности главы, как налог с продаж, налог на прибыль организаций, единый сельскохозяйственный налог и т. д.

Стоит отметить, что кодекс регулирует правоотношения практически во всех сферах хозяйственной деятельности и общественной жизни, включая и специальный налоговый режим.

Транспортный налог, налог с продаж, налог на имущество организаций и многие другие налоги и сборы – Налоговый кодекс РФ подробнейшим образом описывает особенности и специфику уплаты важнейших для общественной жизни налогов, регулируя и координируя процесс налогообложения.

На сайте представлен полный текст НК РФ со всеми изменениями на 2011 год. Переход к любой статье кодекса осуществляется в 2 клика через меню в левой части сайта.

Также на нашем сайте Вы можно скачать налоговый Кодекс РФ в формате Word:

13.03.2012, 17:41 | 28803 просмотров | 2097 загрузок

Читайте также: